Люди и горы > Полемика >

Автор: Михаил Нумач, Красноярск

Категорийный перевал - что это такое

В разных источниках вы могли сталкиваться с такими таинственными понятиями, как перевалы категорийные и некатегорийные. Сейчас разберёмся.

Вечер на Каровом

Туристы на перевале

Это термины из спортивного горного туризма. Перевал - это путь через хребет, как правило - самый простой. Некатегорийный - означает настолько простой, что через него можно прогнать стадо овец. А вот если путь чуть сложнее, тогда перевал называется категорийным, имеет какую-то категорию сложности. Разберём на примере популярного перевала Художников в Ергаках. Все эти фотографии - с данного перевала. Перевал имеет два варианта: нижний (категория 1Б) и верхний (категория 1А).

Таня

Как подсказывает логика, вариант 1А немного проще, чем вариант 1Б. Каким путём идти - каждый раз решает руководитель группы. Этот перевал мы чаще ходим вариантом 1Б, потому что так гораздо короче, и не требует значительного набора высоты. Когда бежишь налегке, то не имеет значения - на сотню метров выше или ниже. Но, если идёшь под рюкзаком, то уже каждый сантиметр считаешь!! Поэтому мы обычно выбираем низкий вариант, пусть он даже на полкатегории и сложнее.

Переход

Мы часто ходим через перевал Художников, в моём блоге полно фотографий с него. Возможно, сейчас хватит фоток и с одного только перехода, чтобы получить представление о дороге. Кстати, чем отличаются категории 1А от 1Б? Считается, что по перевалу 1А можно пройти, не скасаясь скал руками. Если же турист вынужден придерживаться руками за скалы - то это уже категория 1Б.

На перевале

Здесь, как видите, асфальта нет, путь не везде гладкий. Туристы бегают по скалам, иной раз придерживаясь руками.

По горной тропе

Более того - мы даже рекомендуем на всякий случай придерживаться руками. Мало ли, вдруг у кого голова закружится.

Трудный путь

В данном случае мне удалось сделать много фоток потому, что мы здесь бегали без рюкзаков.

Идём через перевал

Вот тропа через перевал. Здесь две основные трудности: как найти эту тропу и как её преодолеть. Да, на самом деле, если идут новички, им бывает трудно найти верный путь, иной раз даже невозможно! Мы часто сталкивались с такими группами, которые просто поворачивали назад.

Спуск с перевала

Если вы планируете этот перевал, то у вас должен быть либо опытный проводник, либо личный опыт.

По горной тропе

Часто спрашивают, можно ли идти с ребёнком. Посмотрите на эти фотки и сами решите... Я полагаю, что можно, если ребёнок старше 10 лет и при этом достаточно крепко физически. Если же младше, то ребёнка нужно нести либо на плечах (2-7 лет), либо в специальном рюкзачке (до 2 лет). В последнем случае потребуются оба родителя.

На спуске

Ещё вот такие фотографии порой вызывают споры. Дело в том, что подобные переходы рекомендуются только людям, достаточно здоровым физически и психически. Некоторые горожане, уже убитые офисным трудом и сидячим образом жизни, испытывают головокружение. Конечно, таким людям нужно многократно подумать, а стоит ли им ходить в горы. Может быть, им лучше подойдёт пляжный отдых?

На Кораблике

Ещё про перевал Художников. Мало пройти сам перевал... Внизу, в долине Мечты, путь лежит через так называемый чемоданник - это хаотическое нагромождение обломков скал.

Под перевалом

Как видите на нижнм снимке, Кирилл идёт по гребню камня, расставив руки для равновесия. Такой способ годится для людей подготовленных.

Идём через чемоданник

Остальным людям лучше всё же крепко придерживаться руками и не спешить ногами.

Трудный путь

Вот вам перевал Художников

Проходим чемоданник

Что ещё любопытно: путь через перевал меняется со временем. Где-то происходят обвалы, оползни. Часть тропы может оказаться разрушенной.

Тут вам не равнина

В начале лета часть пути может оказаться под снегом. Тоже нужно знать, как безопасно передвигаться по снегу. Новички без проводника, не имея опыта, порой проваливаются и ломают конечности. На мой взгляд - это зря. Путешествовать удобнее с целыми конечностями.

Таков путь
Как правило, новички приобретают навыки передвижения по таким тропам уже на третий день.