Автор: Кирилл Спирин, СПб

В гости к Южной Аннапурне.
Октябрь 2018

В октябре 2018 года мы в замечательной и дружной компании прошли в Непале еще один красивый поход в районе Аннапурны, лучше всего про который удалось сказать Сереже (коротко, но ёмко): "единичка с элементами четверки" :)

Единичка - потому что технически поход действительно был совсем несложен. Запланированная и фактически пройденная нитка маршрута выглядела так: - деревня Леспар - верховья реки Махабир Кхола - траверс гребня Мохаре Данда (н/к, 3300 м) - село Горепани - перевал Деурали (н/к, 3200 м) - Добато + холм Мулде (н/к, 3650 м, радиально) - плато Понре (4000 м) - Скрытое озеро (4400 м) - перевал Кукусик Гималайский (1А, 4650 м) - верховья реки Реле Кхола - радиально озеро Khaer (4600 м) и перевал Книфель (1А, 5020 м) - перевал Альденте (1А, 4800 м, название дано нами) + радиально пик Альденте (1А, 4900 м, название дано нами) - Скрытое озеро - д.р. Лидур Кхола - траверс гребня Тирибо Данда (н/к, 3800 м) - Чомронг - д.р.Моди Кхола.

С "элементами четверки", как образно сказал Серега (а ему есть, с чем сравнивать, имея опыт горных походов 5 к.с.) - это потому что поход проходил в условиях, мягко говоря, не совсем характерных для среднестатистических единичек. 5 ночевок подряд в палатках на высотах выше 4000 метров, максимальная высота - 5020 метров, стойкий минус по ночам, ну а про снег, град и прочие прелести не будем упоминать, этого можно огрести в любой категории.

Основная (автономная) часть маршрута проходила в местах почти безлюдных, имели место лишь пара встреч с пастухами, да еще встретили одну группу треккеров, совершающих из Копры радиальный выход к озеру Khaer. Преимущественно же мы были предоставлены сами себе, и это было прекрасно.

Названия всех вышеупомянутых перевалов бесполезно искать в каталогах, и на непальских картах вы их тоже не найдете. Все эти перевалы открывали мы сами в разные годы (с 2015 по 2018), и, благодаря коллективному разуму, у перевалов появлялись названия, которыми кроме меня и моих групп больше никто и не пользуется :)

Со стороны мы выглядели примерно так:

Готовимся десантироваться в горы, перед загрузкой в джипы:

С джипами, кстати, вышла весьма характерная для Непала история. До Патичаура, куда доходит нормальная дорога, нас довезли на машинах классом получше, здесь же предстояло пересесть в зарезервированные под нас локал-джипы, спустившиеся за нами специально из Леспара. В Камбодже в таких возят на стройку люмпен-пролетариат. А мы чем хуже? Новые водители долго и недоверчиво нас оглядывали, мы покупали яблоки и гладили козу. Потом, наконец, нам скомандовали "по машинам". Мы расселись, но водители почему-то опять не спешили. И тут я чувствую где-то под собой характерное движение домкрата. Высовываюсь из окна: точно! меняют колеса. Причем, на обеих машинах. Снимают нормальные (по непальским меркам) колеса и ставят взамен какие-то лысые болванки, которые даже по непальским меркам давно должны быть списаны. Пытаемся понять, как же так. "Все окей, - заверяют нас шоферюги, - там такая дорога, на которой хорошие колеса сразу станут такими же, как эти, так что их, мол, беречь надо". Мы расслабились, и через 20 минут поехали.

Расслаблялись, правда, не более 200 метров, т.к. джипы неожиданно свернули в какой-то ручей и поехали по нему вверх. Оказалось, что это дорога до Леспара.

Леспар - симпатичная деревушка:

В акклиматизационных целях сходили прогуляться наверх метров 300 по высоте, по дороге зафотались с местными:

На следующий день встали под рюкзаки, и начался собственно поход. Щелкнул их, пока они еще свеженькие :)

В верховьях реки Махабир Кхола заночевали в палатках с целью протестировать снаряжение.

В этот день состоялось наше плотное знакомство с пиявками и сублимированной овощной смесью, свекольный вкус которой стал одним из символов этого похода. Девочки и мальчики вспоминали, где лево и где право, большинству это удавалось. Прошел первый дождь, и мы его успешно пережили.

На следующий день пошел второй дождь и первый град. Мы их тоже пережили. Жаль только, что с гребня Мохаре ничего не увидели из-за туч.

В Горепани все помылись в горячем душе на неделю вперед, приложились к эппл паям и, наконец, увидели горы.

Та самая Южная Аннапурна, в гости к которой мы идем:

После Горепани первые 2 часа мы шли среди вавилонского разноязычного потока, идущего на Гандрук и АВС, а потом после Деурали резко наступила тишина, которая далее сопровождала нас до самого финиша.

Стоит ли говорить, что в этот день мы тоже попали под дождь и под град :) Но нам-то что, с нами Римантас, который точно знает, что хуже уже не будет.

Утро на Прэм Хилле:

Кажется, погода начинает меняться в лучшую сторону (ха-ха, слышится из-за кулис добродушный смешок Рима).

Серега с видом на Дхаулагири:

Дальше нам вон к тем горам:

Классика Прэм Хилла:

На Плато Понре, увы, мы опять выползали в облаках. Хорошо хоть палатки успели поставить до дождя.

Наш персональный Шива обещает наколдовать погоду на перевальные дни, и он исполнит свое обещание.

Хуже уже не будет:

Вечером на небе высыпался звездный рой, резко похолодало. Мы сбились в кольцо, как яки, и, втянув головы в плечи, молча смотрели, как кружится космос.

Чудесный рассвет на плато:

Сегодня нам предстоит короткий переход до Скрытого озера, поэтому можно не торопиться.

Это не снег, это осевший за ночь иней:

А это уже снег, пора дождей закончилась:

У Фабриса с Леной как раз очень вовремя стал травить терморест. Дырку обнаружить не удалось, стали на ночь скидываться сидушками для усиления спальной конструкции :)

По понятным причинам, искупаться на озере ни у кого желания не возникло. Зато утром следующего дня была прекрасная погода, и мы выдвинулись на первый перевал.

Задабриваем Шиву.

Черт, кажется, опять затягивает.

Но ничего, успели увидеть Дхаулагири :)

Попрыгать по камушкам на спуске:

Лагерь после спуска с перевала Кукусик Гималайский:

При установке лагеря поломалась дуга от одной из палаток, на выручку пришел ремнабор.

Последний писк непальской моды:

Я напугал народ рассказами о том, как нас в прошлый раз в этом месте чуть ветром не унесло, поэтому в ход пошли камешки размером побольше для укрепления палаток и тента:

Да, тент в этом походе оказался весьма востребованным. Теплее под ним, что ли...

Кажется, сегодня будет печенье :) А если повезет, то и компот.

Потом случился тот самый вечер, который Лена проспала.

Открылась Нилгири:

Утром сходили прогуляться к храмику Шивы и встретили еще один рассвет.

Пик Тукуче и Дампус:

Умывашки в ледяной воде:

Следующее озеро на нашем пути - озеро Khaer. Тут нам побольше повезло с погодой.

На пути к перевалу Книфель:

И снова наши любимые туманы:

Рим почувствовал себя неважно ближе к 5000, но собрал силы и дошел.

Безымянные вершины. В Непале редкие пятитысячники удостаиваются названия...

На перевале Книфель.

Долго не рассиживались, надо успеть в лагерь до темноты. А то Кондор на связи уже волнуется.

Вечер опять выдался волшебным.

Дхаулагири над облаками:

Аннапурна Южная нас не так уж часто баловала своим явлением, даром что мы у нее в гостях:

Светопреставление под занавес этого дня:

Оставался еще один перевал, через который нужно перевалить, чтобы вернуться к заброске у Скрытого озера и выйти далее в Чомронг. Вот он, впереди - перевал Альденте:

Сборная по фрисби на вершине:

Вид на отрог, уходящий от Южной Аннапурны (в котором и находится наш перевал):

Сейчас нас накроет.

Успели спуститься с осыпи до травы, и нас действительно накрыло.

Если бы не навигатор с записанным заранее треком, не знаю, как бы я выводил группу. Навигатор в густом тумане тоже постоянно глючил. Тропа там практически козья, часто теряется, но дошли почти без сбоев. По дороге топили снег и отлавливали тех, кто пытался улететь вниз. Жаль, что на этом участке пути мы ничего не смогли увидеть, ведь при ясном небе там есть на что посмотреть.

Просушка лагерного скарба на следующее солнечное утро (миры братьев Стругацких):

Скрытое озеро:

Напоследок я все-таки искупался в нем, пользуясь утренним затишьем.

С выходом мы сильно затянули, что-то я недооценил длительность перехода в этот день. Все бы еще ничего, но под конец похода совсем поплохело Саше. Она и накануне тяжело шла, с трудом забравшись на перевал, а сегодня, несмотря на сброс высоты, почувствовала себя совсем дурно, пришлось даже применять в ход медикоментозные средства. Укололись, разгрузились, потихоньку пошли.

В Чомронг спускались при свете фонариков. В темноте и в тумане вспоминаются какие-то козы, лошади, буйволы и непальский мужичок, упавший нам на хвост незадолго до деревни, который явно получал удовольствие, глядя на нашу спотыкающуюся процессию. Наверное, меня в этот вечер все любили :)

Между Джину и Ньюбриджем заценили вновь отстроенный навесной мост, через который какого-то корейца непальские гиды переводили под руки, а тот все норовился встать от страха на карачки :)

А еще мы увидели ползающую какашку, но наш видеооператор зажал этот ролик :)

Получилось красиво и душевно, несмотря на холод, снега и дожди. Из потерь: сдувшийся терморест, поломанная дуга от палатки, развалившиеся ботинки у Фабриса и минус одна ампула дексаметазона. Вполне гуманно, я считаю :)

С некоторыми из участников этого эпического похода мы увидимся уже в ближайшее время: с кем-то под Эверестом, с кем-то под Канченджангой, с кем-то в Наар-Пху. С некоторыми уже увиделись под Сестрорецком :)

Спасибо, друзья! Это была славная охота :) Кондор, приём!