Автор: Дмитрий Клёнов, Mountain.RU

Большая севастопольская тропа 2019.
Как это было

День первый. Пиво

Утро начинается с СМС о задержке рейса на два часа. Хоть не в аэропорту об этом сообщили и на том спасибо. Есть время перебрать вещи, выкинуть лишнее, сходить за штативом и помолиться о том, что это будет последняя задержка (ага, счаз).

Зал ожидания. Сэндвич с пивом по цене ужина в средней руки кафе. Беспощадное табло, сообщающее об очередной задержке. Где-то я это уже видел. Ах, да, прямо сейчас ситуация повторяется уже в третий раз.

Юра в мессенджере обнадёживает, что дождётся, но в электронном голосе уже начинают проявляться нотки сомнения, а оставленный в багаже повербанк тихо посмеивается над уставшей батареей телефона в "самом расцвете сил".

В самолёт меня всё же пустили.

Где-то через два с половиной часа я влазил в такси до конечного адреса со слабой надеждой о том, что там ещё не все спят (Юра, спасибо, что дождался!).

Дальше чай, душ, короткий сон и...

День второй. Водка (?!)

Ранний подъём, чай и завтрак. Попытка собраться с мыслями, а заодно разобраться с планами.
Первая часть дня в городе. Уже неплохо, можно заскочить в магазин за флешкой (вы же знаете, что CompactFlash Extreme в Севастополе стоит в два раза дешевле чем в Москве? Теперь знаете). Дальше прогулка с британским альпинистом (а также обладателем мирового рекорда по пересечению Атлантики и Индийского океана на гребной лодке) Стюартом Кершоу (Stuart Kershaw) и его очаровательной подругой. Так любезно приютивший меня на эту ночь Юрий Круглов познакомился с ним во время восхождения на Эверест, а теперь зазвал в Крым на виа ферраты. Последние, кстати говоря, пойдут сегодня на закуску.

Окей, город, короткий разбег, пока иностранцы изучают достопримечательности, сбор на Графской Пристани, освежающий лимонад в кафе (и почему я вообще не взял с собой шорты?), знакомство с Антоном, старт в сторону Паруса. Кажется вот-вот что-то начнётся.

Первый взгляд на пока ещё пустой фестиваль. Пока кипит работа. Вешаются баннеры, проверяются трассы, люди ещё бодры и веселы. Наш наскок крайне короткий. Бросить вещи. Взять вещи. Узнать, что Антон очень хочет, но сегодня никак не сможет пойти с нами (хитро, хитро) и старт под Ильяс-Кая.

Беру с собой маленькую камеру, чтобы поснимать. Это было самое верное решение, так как под конец даже она тянула к земле, как свинцовая гиря*.
*Небольшой совет. Если вы соберётесь пройти виа феррату по линии Г-Д-Е, до этого месяц находясь на чисто сидячей работе с редкими прогулками, то захватите с собой запасную спину. Очень пригодится.

На старте уже вполне можно отсеять людей с паническим страхом высоты. Как хорошо, что он у меня купируется наличием страховки. Ничего экстраординарного и мега сложного, но с непривычки может напугать. Дальше как-то легче. Входишь в ритм и идёшь, а степень крутости маршрута влияет исключительно на количество необходимых для его прохождения привалов. Обрывы живописны, стены круты, а солнце безжалостно (не будьте крейзи русскими, как мы, и берите с собой воду).

На всё про всё около четырёх часов. Спускались уже по темноте (фонариков конечно же тоже предусмотрено не было, а про встроенный в камеру я банально забыл), впрочем, это не сильно мешало.

По возвращении нас ждал вкусный шашлык, ром, коньяк, вино, та самая водка, которую с непривычным для русского человека удовольствием пили иностранцы, холодная крымская минералка (огромное спасибо Кате Кругловой за неё) и отличная компания.

Оказывается, что открытие фестиваля совпало с днём рождения Игоря Кузьменко, который рулил им, так сказать, на месте. Ну, что же, несколько стаканов мускателя по такому случаю лишними не будут.

Спать меня распределили в камаз спасателей. Всё равно они переехали в палатки. Там я переночую дважды, на третий день последую их примеру. Купе в кузове шутка удобная, но гигиенические процедуры удобнее проводить в отдельном помещении.

День третий. Минералка

Ранний подъём. Глоток воды и в бой.

Надо изучить площадки, посмотреть кто где, снять пару-тройку пристрелочных кадров, дать панораму под видео, долезть до хайлайнеров... Нет, не сегодня, слишком высоко после виа ферраты, ноги мне такого не простят. Окей, хотя бы до скалолазов, там проще.

Забавно то, что в итоге пришлось подниматься до первых. Они с интересом восприняли мысль о том, что их будут снимать и сразу позвали наверх. Подниматься самостоятельно пока возможности не было, потому было принято решение о запуске беспилотника. Тем более должны были обкатывать длинную стропу, протянутую от Паруса к Балаклаве. Высота до неё около ста метров с гаком. Звучит здорово и выглядеть должно эффектно.

И вот, ближе к вечеру, они таки решаются на этот шаг, предупреждают меня, и мы расходимся по стартовым позициям. Они на Балаклаву, я на каменный хаос под ней.

Полчаса спустя — старт. Они по стропе, я отрываю коптер от земли.

5 секунд — полёт нормальный. 10 секунд — полёт нормальный, навожусь на цель. 14 секунд... Да что же вы творите, гады, я свой! Крым Наш!

Дальше начался аттракцион "Почувствуй себя дроном Навального". Коптер потерял не только связь с базой и соответственно со мной, но и GPS-сигнал, от чего совсем растерялся и полетел в сторону материковой России, включив режим "auto landing", вместо того, чтобы вернуться к точке старта. К счастью, время от времени до него добивал хоть какой-то сигнал и периодически получалось направлять его в более-менее правильном направлении и резко вниз.

Сел он почти на самом верху хаоса, так и не сняв ни одного кадра, мне же, рискуя жизнью и здоровьем, пришлось организовывать собственную поисковую операцию, ориентируясь на крайне неточный маячок, отправленный беспилотником перед посадкой.

Уже выше оказалось, что место падения +/- видели ребята, шедшие по маршруту, они же в итоге и помогли его найти за что им огромное спасибо.

Потери оказались мизерными. Один винт и противопыльная заглушка, но полетать так и не удалось, остальные попытки подняться заканчивались примерно одинаково, но на меньшей высоте.
Справедливости ради, даже Россия 1 так и не смогла взлететь в том районе. Аномальная, кхмм-кхмм, зона, хотя какие-то хитрые флибустьеры таки облетели Парус, видать их глушилка посильнее той самой.

*На спуске у меня был шанс снять римейк 127-часов, но валун оказался не слишком настойчив и отпустил мою ногу, оставив на память вывих.

Дни четвёртый и пятый. Красное сухое

На самом деле следующие два дня стоит объединить вместе, так как по своей сути они были крайне похожи. Днём носишься туда-сюда в поисках интересных кадров, к вечеру идёшь в город, чтобы проветриться, прогуляться, а заодно... Ну, мы же в Крыму, блин, кому что объяснять надо?

Народу ещё мало. Будни. В первую половину дня можно успеть дойти до трубы с чопиками, чтобы хорошенько умыться, пробежаться по хаосу до скалолазов и вернуться назад как раз к обеду, а за это время никто даже не успеет спереть забытую на самом видном месте камеру. Лепота.
После обеда уже начинается подток народу. Любопытные школьники, любознательные пенсионеры и те, кто пришли сюда с желанием экстремально поразвлечься.

Очень запомнился дед, решивший почувствовать себя космонавтом и прыгнувший с площадки роупджамперов, а она, на секундочку, не многим ниже хайлайна. Казалось, что он потерял сознание или умер от разрыва сердца, но ничего, зашевелился ближе к земле.

Была ещё очень звонкая девушка, которую было слышно даже у Малого Паруса. Странные это всё-таки люди.

Персонал готовится к соревнованиям. В ночь с четверга на пятницу "узость" у спелеологов таки решили проверить на проходимость. Стандартные носилки не влезли. Пришлось срезать одну из шин. В следующем году пообещали воткнуть сразу три, всё равно все с гибкими лазят.

День шестой. Херес

Пятница. Движ с самого утра. Подъём в семь и съёмка утренних брифингов. Серьёзные, но сонные лица спасателей. Железный голос Круглова, длинные объяснения Ситника. Команды ноют, пытаясь добиться поблажек и упрощений (кое-что даже получается), а также уточнить скользкие моменты, чтобы правила не менялись на ходу.

На жеребьёвке не повезло москвичам. Они открывали трассу для спасения в горах. Троллей оказался слегка провисающим, не хватило ему натяжения, чтобы выдержать двух могучих спасателей. К финишу пришлось идти почти пешком, прорываясь через баннеры и спонсорские палатки (прогиб Petzl был засчитан). Ролик с этим "Летающим цирком" обязательно войдёт в финальную версию фильма, но это позже.

Отсняв севастопольских спелеологов, двинулся под Парус, чтобы заснять подъём "пострадавшего" наверх. Всё же один из самых зрелищных моментов, заодно можно проследить за "отсутствием мата на дистанции".

Вместо этого чуть не получил роликом по кумполу. Без каски в те края соваться не стоит. На следующий день мимо меня пролетит гри-гри, а скалолазы будут швыряться камнями.

Старты идут бесконечной чередой, крайне сложно успевать следить за всем. Говорят, что в следующем году ситуация исправится, так как растянут на двое выходных, что же, будет здорово, ибо хочется посмотреть всё.

Заканчивается всё так же резко, как и начинается. Вроде только что надо было нестись к финишу очередной команды, а теперь вокруг тишина, техники таскают аппаратуру к сцене, спортсмены жарко спорят с судьями, а народ стягивается в чил-зону.

Где-то в сумерках бегут ориентировщики. Кое-кто даже придёт на финиш и выяснит, что всей командой пролюбил контрольную точку. Придётся идти на второй круг.

Вечерний концерт такой же контрастный, как и день. Приехали "Смысловые Галлюцинации" и "Танцы Минус". Буба, как казалось в начале, был усталый, трезвый и от того не добрый (под конец распелся, чертяга), а вот Вячеслава Борисовича на сцену сопровождали охранники и явно не с целью его от кого-то защищать, но отпел бодро, мастерство не пропьёшь. Хотя под конец уже совсем тяжело шло.

А потом... Лазерное шоу. Уж кто бы ожидал, но точно не я.

2018-й год:

День седьмой. Шо, опять?!

В первый день далеко не все спасатели успели пройти дистанции, потому опять ранний подъём и перебежки между стартовыми площадками. В этот раз ко всему счастью добавились альпинисты и скалолазы. Что же, форму за неделю поднабрал, на виа феррату влетел бы, как ракета Илона Маска, возможно, что даже самостоятельно спустился бы, так что где наша не пропадала.

Вообще, возможно, что на фоне общего ритма, день показался даже проще, хотя, объективно, событий было равное количество, а зон, по факту, даже больше. Плюс не снимать же всех с одного ракурса, пришлось полазить по хаосу в поиске новых точек. В последний раз попытаться поднять дрон назло фсошникам... Но, не будем о грустном.

Главное было дожить до вечера, где уже расслабленные спортсмены и организаторы наслаждались уходящим за горизонт солнцем во время церемонии награждения.

Строго говоря, проигравших там не было. Все показали класс. Кому-то повезло больше, кому-то меньше, но выкладывались все по полной. А уж местным спортсменам так вообще можно пару позиций сверху приписать, так как они не только выступали, но и работали на площадках для простых смертных, что несомненно утомляет и не даёт раскрыться в полную силу.

Закрытие под песни местных кавер-груп, соответствующий тост под "Севастополь останется русским!", так вовремя зазвучавший после молодёжного и современного русского рэпа.
Второй показ лазерного шоу для тех, кто пропустил его вчера, беспокойный сон и...

День восьмой. Сомнамбулизм

Утром оказалось, что палатка, куда меня разместили, тоже принадлежит спасателям. Пришлось резко ретироваться. Просыпаться и осознавать, что неделю то толком не спал. Зная, что сегодня уже не рабочий день, голова стремилась найти хоть какой-то покой, но до него было ещё далеко.
Что же, это совсем другая история о пробках, которые хотят оставить тебя жить в Симферополе, и самолётах, вылетающих секунда в секунду, когда могли бы и опоздать.

Надо тут уже подводить черту и заканчивать свой рассказ. Он и так вышел не коротким.
Какие у меня впечатления от фестиваля "Большая севастопольская тропа 2019"? Сугубо положительные. Если к чему и придираться, так это к проблемам с информированием населения. Весь фестиваль, а не только выходные дни, был явно рассчитан на куда больший человекопоток. Вероятно, что скалолазы и скалолазки, страховавшие посетителей, повесились бы на системе, предварительно отстояв очередь, но всё же.
Площадок много и все интересные, глядишь и рассосался бы народ по всему пространству фестиваля.

Виа ферраты
Когда мы дошли до трассы в первый день, то в голове крутилась всего одна мысль - "I'm tired, broken and fucking happy". Это определённо обязательная вещь для посещения, даже если вы не относитесь к той когорте людей, что лезут на стену до того, как окунутся в море. Виды — потрясающие. Нагрузка — приятная. А уж как хороша холодная минералка по возвращении... Перо то вряд ли справится, а печатный текст и подавно.
Тут, по секрету, Юра Круглов пообещал к следующему году пробить такой маршрут, что без памперсов и парашюта туда можно будет заходить только с бумагой о снятии всякой ответственности с организаторов. Ждём с нетерпением.

P.S. Хочу поблагодарить всех, кто был на этом фестивале, как участник, зритель или организатор. Все вы собрались в правильном месте, чтобы заниматься правильным делом. Боюсь кого-то упустить, если начну перечислять имена, потому избегу этой части. Просто надеюсь, что снова встречу всех вас, ярких, живых и целеустремлённых, в следующем году. Надо же будет отметить 10-летие!

Итоги года. По версии Mountain.RU. Севастопольская Виа Феррата

Большая севастопольская тропа 2019. Фотоальбом

Большая Севастопольская тропа
Виа-Феррата Деликли-Бурун — Ильяс-Кая

Закончено оборудование нового участка виа ферраты «Ильяс-Кая — Деликли-Бурун»