Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Полезное > Конкурсы >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Вопросы задавала: Екатерина Романова, Севастополь
Фото: Анна Пиунова и Дмитрий Клёнов, Mountain.RU


ИТОГИ ГОДА По версии Mountain.RU. Категория: Проект года
Севастопольская Виа Феррата
Реализация: Юрий Круглов & Co

В октябре 2019 года исполнился ровно год одному из самых уникальных горных проектов Крыма – виа феррате на Ильяс-Кая, которая стала самой длинной в России. Ее первый участок длиной 900 метров был оборудован в середине октября 2018 года и презентован на фестивале «Большая Севастопольская Тропа 2018», а следом были оборудованы новые участки, увеличив суммарную протяжённость до 3300 метров. За последние 12 месяцев виа феррату посетили около 15 тысяч человек. Севастопольская «железная тропа» стала невероятно популярна, однако не многие знают, кто ее создал, сколько сил и времени было потрачено на то, чтобы горы в буквальном смысле стали доступны каждому. О том, как был оборудован комплекс виа феррат в Севастополе «Деликли-Бурун - Ильяс-Кая» и что из этого вышло, рассказал автор и исполнитель идеи проекта, мастер спорта по альпинизму, «снежный барс», восходитель на Эверест и другие восьмитысячники, спасатель, автор путеводителей и многих популярных альпинистских маршрутов в Крыму Юрий Круглов.

Крым всегда считался идеальным местом для занятий альпинизмом и скалолазанием. На Южном берегу есть огромное количество скальных маршрутов. Почему было решено создать здесь еще и виа феррату?

Во-первых, подготовленные скальные маршруты доступны лишь тем, кто занимается скалолазанием или альпинизмом. Обычным людям, как правило, они не по силам. Зато виа феррата позволяет любому желающему почувствовать себя настоящим покорителем вершин. За рубежом – в Австрии, Германии, Италии и других странах – подобные горные маршруты пользуются огромной популярностью. Мы решили, что крымские горы – отличное место для создания виа ферраты, которая не уступала бы европейским аналогам.

Во-вторых, комплекс виа феррат на Ильяс-Кая – это часть Большой Севастопольской Тропы – еще одного уникального проекта, инициатором которого несколько лет назад выступила севастопольская Федерация альпинизма и скалолазания. Так как этому проекту присвоили статус приоритетного и включили в программу стратегического развития города до 2023 года, появилась возможность развивать в его рамках и подобные горные маршруты.

В-третьих, виа феррата – это отличный способ привлекать в Севастополь и Крым туристов со всей страны вне зависимости от сезона, развивать туризм как приоритетную экономическую отрасль, пропагандировать здоровый образ жизни, мотивировать людей к активному отдыху.

В-четвёртых, виа феррата помогла оставить в нетронутом виде скальные маршруты, которые могли бы стать жертвами «оборудования» под коммерческие восхождения. Ещё в начале 90-х годов - как только возник рынок коммерческого альпинизма, в Крыму пытались сделать скальные маршруты более доступными. Иногда грубым и неуклюжим способом ретроболтинга классических маршрутов. Существовало заблуждение, что если маршруты с натуральной страховкой станут оборудованными стационарными точками страховки, то спрос на коммерческие восхождения возрастёт. Однако этого не произошло по простой причине - гидам для такой деятельности нужны ещё более лёгкие маршруты с возможностью быстрого и безопасного прохождения целыми группами. Первый год существования виа ферраты подтвердил правильность идеи - такого бурного расцвета деятельности гидов в Крыму не было никогда. Отложенный спрос наконец получил предложение.

С чего начался проект оборудования виа ферраты?

На протяжении многих лет группа энтузиастов из числа альпинистов Федерации альпинизма и скалолазания делала много полезных дел - прежде всего занималась спасением в горах. Как-то 2010 году я понял, что случись что со мной на скалах, спасать меня будет некому и нечем. Я начал собирать команду общественников, готовить их. Благодаря этому, например, появились ежегодные соревнования «Crimea Rescue Fest». Параллельно обеспечивал материальную базу. Начал с того, что в 2011 году пригнал в Севастополь бывший военный Дефендер, который до 2016 года успел вывезти много пострадавших из самых недоступных мест Главной Гряды Крыма. Помогали и друзья. Один раз мы даже объявляли краудфандинг на покупку первой лебёдки Kong Ortles. А в 2016 году на полную мощность заработал свежесформированный профессиональный спасательный отряд Центра Гражданской Защиты Севастополя с таким уровнем обеспеченности, о которым мы не могли и мечтать. Кстати, наши общественники составили ядро этого спасательного отряда. Тогда и появилось время для других полезных дел, мы меняли старые крючья на новые, оборудовали новые маршруты, обновляли пункты страховки. В 2016-2017 годах мы оборудовали 7 небольших утилитарных виа феррат на Большой севастопольской тропе для обеспечения безопасности прохождения, изучали европейский опыт оборудования виа феррат, перевели на русский язык новейший стандарт их оборудования. Тогда и пришло понимание, что многолетний опыт первопрохождений, полученный мной на родных скалах за 30 лет, здесь очень полезен - пора сделать что-то полезное для всех, например, большую виа феррату. В конце концов наша команда оформилась в виде компании «Морчека Технолоджи Эдвенчер», которая и выполнила работы по оборудованию виа ферраты «Ильяс-Кая - Деликли-Бурун».

Ради справедливости нужно сказать, что реализация этого проекта не была бы возможной без участия оператора Большой Севастопольской тропы - Центра Развития Туризма г. Севастополя.

В окрестностях Севастополя много горных массивов. Почему для создания комплекса виа феррат выбрали именно район Ильяс-Кая - Деликли-Бурун?

При выборе места для виа ферраты мы руководствовалась Тирольской Декларацией этического поведения в горах. Мы сразу же убрали из списка возможных горных массивов те, где уже есть освоенные скальные маршруты, популярные среди альпинистов и скалолазов. Стоит сказать, что в выбранном нами районе есть несколько секторов с оборудованными маршрутами. Но они в последние годы были малопосещаемы. Мы надеялись, что виа феррата, помимо всего прочего, даст им вторую жизнь. Например, в этом районе есть замечательные скалы "Рыжая" и "Серая" с прекрасными маршрутами. Здесь неоднократно проводились соревнования, в том числе Чемпионат России по альпинизму 2015 года. На этих скалах есть много интересных многоверевочных маршрутов, однако скальный обвалы, который здесь периодически происходят, уничтожили единственную спусковую тропу с вершины. Мы специально сделали ответвление виа ферраты, чтобы можно было безопасно и быстро спуститься после прохождения этих маршрутов. Плюс наша виа феррата обеспечила быстрый и короткий путь под верхний пояс Южной стены Деликли-Бурун. Я ожидаю, что сейчас на ней как грибы начнут появляться маршруты разных стилей.

Кроме того, при выборе места для будущей виа ферраты мы ориентировались на инфраструктуру. Хотелось найти такой район, куда можно было бы быстро добраться на автомобиле или общественном транспорте, где была бы парковка и короткие подходы, а рядом проходили маркированные тропы.

Еще один немаловажный момент – наличие достопримечательностей. Мы хотели, чтобы туристы, поднимающиеся по виа феррате, совместили бы приятное с полезным: насладились и активным отдыхом, и горным восхождением, и невероятно красивыми крымскими пейзажами.

Массив Деликли-Бурун – Ильяс-Кая в этом плане идеальное место. Сюда легко добраться из Севастополя, Ялты, Алушты или Симферополя. Рядом расположена остановка общественного транспорта, есть несколько парковок. До начала многих участков виа ферраты можно дойти пешком за 10-15 минут. При этом спуск проходит по участку Большой севастопольской тропы – маркированному и достаточно оживленному. Заблудиться здесь практически невозможно.

И нельзя забывать, что виды, открывающиеся с любого участка виа ферраты, просто фантастические. Туристы могут с высоты птичьего полета увидеть мыс Айя и гору Куш-Кая, урочище Батилиман и бухту Ласпи, мыс Сарыч и Храм солнца, а с гребня к тому же открывается вид на Байдарскую долину.

Буквально за год виа феррата на Ильяс-Кая стала самой длинной в России. Вы начали с одного участка длиной 900 метров. А какова длина виа ферраты сейчас? Планируется ли создание новых участков?

В марте-июня 2019 года, с перерывом на восхождение на Эверест, мы добавили ещё 1800 метров маршрута. В октябре 2019 года, ко второму фестивалю «Большая Севастопольская Тропа», компания «Морчека Технолоджи Эдвенчер» добавила новый и на сегодня последний участок маршрута. Благодаря ему общая протяженность комплекса виа феррат на этом массиве составила уже около 3300 метров. Теперь у желающих познакомиться с крымской «железной тропой» есть 16 вариантов для прохождения. В России таких виа феррат больше нет, аналоги есть только в Европе.

Кроме того, в планах дальнейшее развитие комплекса виа феррат на Ильяс-Кае, а также, возможно, создание подобных участков на других скальных массивах в окрестностях Севастополя. Пока мы предпочитаем сохранить наши проекты в секрете.

Кстати, недавно мы оборудовали учебную виа феррата протяжённостью более 100 метров на горе Орта-Кая, всего в 17-ти километрах от Севастополя. Ее главная особенность – 30-метровый подвесной трёхтросовый мост между двумя скалами. К тому же она достаточная простая, подняться по ней сможет каждый.

Некоторые интересуются, безопасна ли виа феррата на Ильяс-Кая? Так как подобные маршруты для наших туристов в новинку, они не всегда готовы «довериться» лишь стальному тросу и скобам.

Хочу сразу отметить, что вся работа на массиве Ильяс-Кая – Делекли-Бурун велась нами в соответствии с принятым в 2017 году года европейским стандартом, касающимся проектирования и оборудования виа феррат. Он был создан на основе рекомендаций Международного союза альпинистских ассоциации (UIAA). Каждый участок виа ферраты выполнен максимально безопасно, учитывая все преимущества рельефа. Много усилий было потрачено на очистку скалы от «живых» камней, но это горы - всё почистить от камней невозможно, риск остаётся всегда.

Больше всего времени отнял все этап проектирования и согласования. Чтобы создать действительно логичную, безопасную и красивую виа феррату, требовалось изучить этот горный массив досконально. Мы многократно обследовали будущие участки «железной тропы», спускались и поднимались по скальным стенам, делали фото- и видеосъемку с дронов, строили компьютерные модели. Оборудование виа ферраты – это трудоемкий процесс, но своей работой мы можем гордиться. Все участки виа ферраты на Ильяс-Кая объективно безопасны. Однако это утверждение верно лишь в том случае, если соблюдать технику безопасности и использовать сертифицированное снаряжение, предназначенное именно для таких маршрутов.

Неужели нельзя обойтись обычным скалолазным или альпинистским снаряжением?

На сайте Большой Севастопольской Тропы можно найти подробную информацию на эту тему. Кроме того, в начале каждого участка виа ферраты установлен стенд, где указаны меры безопасности и список необходимого снаряжения. Для восхождения по виа феррате нужен комплект специальной экипировки. Да, действительно, каска и система (беседка) могут быть обычными, предназначенными для

скалолазания/альпинизма. Правда, они должны быть сертифицированы по стандартам CE и UIAA. Однако основным элементом снаряжения является амортизатор рывка стандарта EN958:2017, который специально разработан для прохождения виа феррат. Учтите, на таких маршрутах возможны срывы на глубину около пяти метров. Фактор рывка при этом может достигать 5! В альпинизме максимальный фактор рывка - 2. То есть, если пойти на виа феррату с обычной самостраховкой, сделанной, например, из куска динамической верёвки, то при срыве вероятен перелом позвоночника или даже разрыв страховочной цепи с последуюшим падением человека вниз. Амортизаторы рывка, предназначенные для альпинизма или промышленного альпинизма, также не подходят для использования на виа ферратах. Кстати, на некоторых участках этого маршрута уже были срывы, особенно на сложном участке Д-Ж. К счастью, у сорвавшихся восходителей были «правильные», сертифицированные самостраховки, поэтому все заканчивалось благополучно.

Не стоит рисковать своей жизнью и тем более жизнью и здоровьем близких людей – друзей, детей, родственников, с которыми вы решили покорить виа феррату. Если у вас нет необходимого снаряжения, его нужно купить. Или можно взять напрокат. Например в нашей компании, которая готова предоставить в аренду самостраховки с амортизатором рывка, каски и системы для самостоятельного прохожедния маршрута. У нас в наличии более 100 комплектов - так что экипировать можно несколько больших групп для одновременного прохождения.

Следует учесть еще один момент. Самостраховки для виа феррат с амортизаторами не срабатывают, если масса человека меньше 40 или больше 120 килограмм. Поэтому людям, чей вес менее 40 или более 120 килограмм, необходима верхняя страховка. Помните, виа феррата - это горный маршрут. Здесь всегда присутствует доля риска, поэтому стоит позаботиться о своей безопасности. Нужно обладать технической, физической и психологической подготовкой. Не стоит заниматься экстремальным спортом без соответствующего опыта или без квалифицированного и опытного инструктора.

Многие из тех, кто посещают виа феррату, пользуются платными услугами различных гидов для сопровождения во время восхождения. Использование маршрута в коммерческих целях - хорошо это или плохо?

В целом, я считаю, что это хорошо. Есть те, кто достаточно подготовлен, чтобы посетить виа феррату самостоятельно, они не нуждаются в гидах и проводниках. Но есть и таких, которым такие услуги действительно нужны. Кроме того, для самих гидов, проводников и турфирм это работа и новые рабочие места.

Единственное, к чему я отношусь отрицательно, это когда людям предлагают некачественные услуги, подвергая их жизнь риску. Некоторые "гиды"/"инструкторы" этого не знают или намеренно игнорируют требования безопасности, предоставляя некачественные услуги. Они пользуются тем, что люди, которые не занимаются горными видами спорта, просто не располагают необходимой информацией, не могут оценить потенциальный риск. Так, некоторые "гиды" для восхождений дают своим клиентам строительные каски, а вместо ферратных самостраховок – обычные куски веревки. Или, к примеру, зазывают на восхождение на самый сложный участок родителей и детей, не обеспечивая им верхнюю страховку. Если произойдет несчастный случай, такие "гиды" в лучшем случае сядут в тюрьму по уголовной статье, но загубленную жизнь это не вернёт.

Будьте внимательны, обращаясь к услугам гидов. Не стесняйтесь спрашивать об уровне их опыта, об их квалификации. Лучше обратиться к профессионалам. Например, компания «Морчека Технолоджи Эдвенчер», создавшая весь комплекс виа феррат на Ильяс-Кая, предлагает услуги по обеспечению восхождений по виа феррате с инструктором для всех желающих. Вы сможете подняться по самой длинной в России «железной» тропе. Всё необходимое снаряжение предоставляется. Отправляясь на поиски приключений в горы, не забывайте о своей безопасности.


Читайте на Mountain.RU:

Категория: Веха. 30 лет компании Red Fox

Большая севастопольская тропа 2019. Фотоальбом

Большая севастопольская тропа 2019.
Как это было

Большая Севастопольская тропа
Виа-Феррата Деликли-Бурун — Ильяс-Кая

Закончено оборудование нового участка виа ферраты «Ильяс-Кая — Деликли-Бурун»

Новая виа феррата на Деликли-Бурун и Ильяс-Кая

Знакомьтесь: новая виа феррата Деликли-Бурун — Ильяс-Кая


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100