Автор: Петр Фролов, г. Астрахань,

Отчет о горном туристском походе 1 к.с.по Ц.Кавказу (Приэльбрусье), совершенном группой туристов г. Астрахани в период с 16 по 28 августа 2019 года

Справочные сведения

Проводящая организация: Федерация Туризма Астраханской области. Региональная общественная организация «Астраханский туристско-спортивный клуб «Сигма».

Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив: Российская Федерация. Карачаево-Черкесская Республика и Республика Кабардино-Балкария.

Центральный Кавказ. Приэльбрусье -его полуобхват с Севера.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Горный

16-28 августа 2019 г

Подробная нитка маршрута

п. Верхн. Баксан -д.р. Кыртык -д.р. Уллуесенчи -пер. Кыртыкауш(н/к, 3242) -д.р. Исламчат -пер. Каракая Сев. (н/к, 2880) -д.р. Малка (мин.ист. Джилы-Су)- д.р. Кызылкол (плато Ирахиксырт, 2962) -пер. Балк-баши (1А,3689) -д.р. Битюктюбекол -д.р. Кюкюртлю -пер. КуршоуНижний (Тешикауш, Куршоу Зап. -1А, 3440) -д.р. Уллукам -п. Хурзук

Определяющие препятствия маршрута(перевалы, траверсы, вершины, каньоны, переправы, пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, снег, лёд, водные участки и т.д.)

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия (для протяжённых)

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Перевал

Куршоу Нижний,
ск.-ос.-тр., 3440 м

д.р. Кюкюртлю -д.р. Уллукам

Примечание: Жирным шрифтом выделены определяющие категорию похода препятствия.

Список членов группы

Дусалиев Денис Асхарович

1979

Летописец, фотограф

2У (ЦК), опыт пер. 2А (ЦК)

Дубосарская Евдокия Алексеевна

1956

Врач

Альпинист 1 р.

Адрес хранения отчёта, наличие видео и киноматериалов Содержание отчёта Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т. п.

Общая идея похода возникла на фоне предложения, высказанного мне при встрече, в сентябре прошлого года, моим другом из Челябинска: Сашей Горьковатым -о совместном семейном походе с завершающей частью в виде восхождения на Эльбрус в 2019 г. Поскольку опыт семейного похода с детьми в Приэльбрусье у нашей семьи имелся, то в целом концепция путешествия слёту была готова: акклиматизационный горный поход 1-2 категории сложности вокруг Эльбруса с последующим восхождением на Эльрус (естественно тех, кто физически и технически будет на это способен).

В 1996 г., т.е. 23 года назад мы ходили в две семьи (Фроловы и Ивановы) с 5-ю детьми (5-14 лет) и с другом Ивановых Юрой Приваловым вокруг Эльбруса: п. Верхний Баксан -пер. Сылтран (1А) -пер. Кыртыкауш (н.к.) &ndashпер. Бересум -Джилы-Су -пер. Балкбаши (1А) -пер. Куршоу Вост. (1Б) -пер. Азау (1А) -п. Азау. Т.е., в общем, всё казалось реальным.

Итак, после Нового года, когда сын Алексей определился с отпуском, решено верстать поход на 2-ю половину августа по следующей нитке:
п. Верхний Баксан-пер. Кыртыкауш (н.к.) &ndashпер. Каракая Сев. (н.к.) -Джилысу -пер. Балкбаши (1А) -пер. Куршоу Вост. (1Б) -пер. Азау (1А) -п. Азау -Приют 11 -Эльбрус. Предполагаемый состав группы: Семья Саши Горьковатого, я с Наташей, наши внуки (Дуня -10 лет и Ваня -14 лет), сын Алексей, Любаня Ревека, Денис Дусалиев, Илья Косточкин (опыт только ПВД).

Ну, это я так сверстал. Жизнь, как всегда, начала вносить коррективы: Саша Горьковатый молчал, как партизан с внуками тоже сплошь непонятки и Алексей как-то не конкретно выражался. К маю возможности и состав группы стали приобретать более четкие черты: Алексей и Саша Горьковатый со своей семьёй отвалились внуки и их мама -наша Катя, к концу мая наконец-то определились -дали согласие ну а физические возможности группы, лимит отпускного времени и начала учебного года продиктовали окончательный отказ от восхождения на Эльбрус.

Запланированная концовка похода продолжала вызывать сомнения в силу необходимости перехода с Песчаной гостиницы (после пер. Азау) через р. Баксан по языку ледника Б. Азау. Но ледники за последние годы очень сильно оттаяли, ушли выше, что порою радикально изменило горный рельеф. Что будет нас там ожидать? Не проще ли пойти через перевал Хотютау и выйти на ст. Мир канатной дороги, тем более, что в конце лета ледник Азаобещает быть открытым? В общем одни вопросы. На всякий случай сделал запасным вариант прохода через Хотютау. В конце концов, после Хотютау, в случае сложного состоянии ледника, можно пройти по его правой кромке и через перевал Эхо Войны свалить на Песчаную гостиницу. Ответ на этот вопрос ожидал узнать на месте но, забегая вперед, нас так никто и не предостерег от варианта с перевалом Азау, а сами мы туда так и не дошли. Таким образом, данные опасения остались без подтверждения или без опровержения.

Итак, стратегия ясна. Тактика предусматривала щадящий график движения, растянутый на 10 дней с одной днёвкой. Забросок не предусматривалось. Запасных дней и затягивания маршрута также не предусматривалось. В случае возникновения затяжек с погодой или техническими задержками пришлось бы уходить с маршрута незамедлительно, потому что на 30 августа уже взяты билеты до Москвы на поезд для Дениса и внуков. Также был возможен вариант «затягивания поясов» по раскладке.

Поскольку везде высокогорье, то костров не ожидалось, поэтому бралась универсальная горелка на бензине «Калоша» из расчёта 100 г/чел-день (оказалось много, достаточно 70 г/чел-день).

Питание предполагало 500-600 г/чел-день.

Специальное общественное снаряжение: 1 веревка основная
(10-12мм, 40м), 1 веревка вспомогательная (6мм, 30м), 1 ИСС, 3 карабина, блокировка для ИСС (10-12 мм, 2,5м), 2 ледоруба, 2 каски (для детей).

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений
и т. п.

Подъезд:

1. Рейсовые автобус Астрахань-Нальчик, Нальчик -п. Верхний Баксан. Выезд из Астрахани вечером. Прибытие уже
    в В. Баксан примерно в 15-00.
    Достоинства: самый недорогой вариант для маленькой группы, особенно с учётом детских билетов кресла в автобусе
    Астрахань-Нальчик более удобные для отдыха более плавная акклиматизация.

Недостатки: таскания с рюкзаками по багажникам и автовокзалам, кассовая толчея в Нальчике. Чем больше группа, тем больше неудобства и риск отсутствия билетов с Нальчика. В автобусе Нальчик-Верхн.Баксан пришлось бы 2,5 часа ехать скорее всего стоя.

Нанимать автобус (маршрутку) из Астрахани до места -что мы и сделали.

Недостатки: подороже (зависит от количества человек в группе), кресла не приспособлены для 12-14 часовой езды короткая акклиматизация.

Достоинства: экономия времени, сил на пересадки, уменьшение непредвиденных вокзальных рисков.

Отъезд:

1. Рейсовый автобус Терскол -Нальчик, Нальчик -Астрахань. Или Хурзук -Черкесск, Черкесск -Астрахань
  2. Нанимать автобус (маршрутку) заранее на обговоренное время и место, или вызванивать из Астрахани. Заранее обговаривать время и место при длительном маршруте рискованно. Лучше вызванивать по необходимости. Так, мы позвонили вечером, как только в заключительный день вышли в зону сотовой связи, а к 15-16 часам следующего дня автобус нас забрал, а утром последующего дня из окна автобуса была видна Астрахань. Т.е. фактически также, как на рейсовом автобусе, на который можно еще и не попасть (не успеть). Однако, вызванивать тоже не каждый раз может получиться -индивидуально это.

Государственный природный национальный парк «Приэльбрусье»:

Попадаем мы туда по пересечению бокового левого притока Кыртыка: ручья Гитче-Артыкол-и выходим оттуда по проходу через перевал Балкбаши. Потом вернулись бы в зону через перевал Азау. Какие-либо ограничения по перемещению в пределах Парка на себе не испытали. При планировании пытался выйти на Администрацию Парка, находящуюся в п. Эльбрус. Плата за проход вроде бы 50 руб/чел-день. Однако, имеющиеся телефоны не отвечали,поэтому пошли так. Встретили местных в Кыртыке (отстреливали охотничье ружье).Так они предупредили, что могут наказать, но.., тишина. На въезде в Джилы-Су д.р. Малка имелся плакат о территории минеральных источников Джилы-Су со въездом строго по пропускам и с шлагбаумом. Однако, и там тишина: въезд и проход свободный.

Контакты «Парка»: +7 866 387-83-00 natcparkkbr@list.ru
361 603, КБР, Эльбрусский р-н, с. Эльбрус, ул. Лесная, 2
Малик АбусаламовичЧочаев.

Погранзоны:

Все члены группы должны иметь с собой Паспорта, Свидетельства о рождении (для детей). Погранзоной, где необходим индивидуальный, или коллективный пропуск на группу, считается 5-км зона вдоль границы: ГКХ. Пропуск необходимо получать как в Кабардино-Балкарии, так и в Карачаево-Черкессии. Достаточно просто это сделать через Госуслуги, или по электронной почте. Если заказываешь пропуск через Госуслуги, то они высылают его в течение месяца по почте простым письмом на любой указанный вами адрес. Например, мы начинали поход в Верхнем Баксане, и в принципе можно было дать адрес почты В. Баксана до востребования. Тогда пропуск получили бы в почтовом отделении непосредственно на месте. Однако, спокойнее, заказать пропуск месяца за 2 и получить его на домашний адрес.

Адреса Пограничных управлений, телефоны и электронная почта приведены в Приказе от 7 августа 2017 г. n 455 «Об утверждении административного регламентафедеральной службы безопасности российской федерациипо предоставлению государственной услуги по выдачепропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств пограничную зону, разрешений на хозяйственную,промысловую и иную деятельность, проведение массовых
общественно-политических, культурных и других мероприятий,содержание и выпас скота в пограничной зоне, промысловую,исследовательскую, изыскательскую и иную деятельностьв российской части вод пограничных рек, озер и иныхводных объектов, где установлен пограничный режим».
Данный Приказ можно найти, например,
на https://rulaws.ru/acts/Prikaz-FSB-Rossii-ot-07.08.2017-N-455/

Очень хорошо о порядке получения пропусков прописано на следующем ресурсе: https://sport-marafon.ru/article/idei-dlya-puteshestviy/kak-poluchit-propusk-v-pogranichnuyu-zonu/

Есть одна тонкость: нигде нет Формы Списка группы туристов, посылаемого в Пограничное управление. Эта форма должна быть строго
следующей:

Реквизиты документа,
удостоверяющего личность

Руководитель группы ___________________________________________

(подпись) (И. О. Фамилия)

_________________

(дата)

Подпись должна быть «живая», а список и все посылаемые документы отсканированы в хорошем качестве в формате pdf.

Номера телефонов Погрануправлений:

-ПУ КБР ФСБ. 8(866) 248-18-57

-ПУ КЧР ФСБ. 8(878) 226-41-33

ПСО (Поисково-спасательные отряд, МЧС):

Эльбрусский ПСО.

Контакты: тел. 8(866) 387-14-89, 387-13-10, odevpso@yandex.ru.

Собственно,связываешься по этим контактам и тебе объясняют, что нужно для заочной (электронной) регистрации группы.

Можно и через следующие контакты:

-ОнЛайн Регистрация Туристических Групп ВМчсКбр https://07.mchs.gov.ru/helpinfo/Zaregistrirovat_tur.marshrut

или для любого регионаhttps://forms.mchs.ru/service/registration_tourist_groups

Всё равно, вся полученная от вас информация спускается непосредственно в Эльбрусский ПСО.

Вывод:

Таким образом, можно заочно, не заезжая в Погрануправления и ПСО МЧС, сделать пропуска и зарегистрировать группу, что экономит время и упрощает подъезд к месту начала похода.

Медицинская помощь:

П. Верхний Баксан, Джилы-Су дол.р. Малка, Джилы-Су
дол. р. Битюктюбекол, турбаза Уллу-Кам (слияние р. Уллу-Кам и Узункол
(погранзастава), п. Хурзук

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийные выходы:

-из дол.р. Кыртык -обратно в Баксанское ущелье

-из дол.р. Исламчат и Джилы-Су -по автодороге дол. реки Малка

-из дол.р. Кызылкол и ур. Ирахиксырт -в Джилы-Су

-из дол.р. Битюктюбекол и Кюкюртлю -в пос. Хурзук

-из дол.р. Уллу-Кам в Погранзаставу на слиянии рек Уллу-Кам и Узункол, или далее в п. Хурзук.

Запасные варианты:

Основной вариант

Запасной вариант

д.р. Исламчат -пер. Каракая Сев. (тр., н/к) -Джилы-Су

д.р. Исламчат -д.р. Шаукол -пер. Бересун (дорога, н/к)

д.р. Кюкюртлю -пер. Куршоу Вост. (ск.-ос.-тр., 1Б) -д.р. Уллу-Кам

а) д.р. Кюкюртлю -пер. КуршоуНижн. (ск.-ос.-тр., 1А) -д.р. Уллу-Кам -пер. Азау (1А)

б) д.р. Кюкюртлю -пер. КуршоуНижн. (ск.-ос.-тр., 1А) -д.р. Уллу-Кам -п. Хурзук

д.р. Уллу-Кам -пер. Азау (1А) -д.р. Баксан -п. Азау

д.р. Уллу-Кам -пер. Хотютау (1Б) -лед. Б. Азау -ст. Мир -п. Азау

Изменения маршрута и их причины

Изменения нитки маршрута произошли на завершающем этапе: отрезке пути из д.р. Кюкюртлю в д.р. Уллу-Кам и далее по д.р. Уллу-Кам.

При подходе по дол.р. Кюкюртлю к подъёму на перевалы Куршоу неплохо просматривалась гряда с перевалами Куршоу Вост. и КуршоуВерхн. В разной литературе («Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу» из серии Родные просторы и «Эльбрус и его отроги» Алексеева А. А.) описываются разные седловины перевала Куршоу Вост. (Фото 46, 46.1). Кроме того, встречная группа Астраханцев, под руководством Сергеева Антона, бравшая этот перевал, предупредила о серьёзных изменениях в характере спуска (для нас подъёма). Наличие детей и неопытных еще туристов в группе делало рискованным взятие перевала 1Б по техническим, физическим и временным параметрам. Правда, описание дальнейшего спуска с него по травянистым склонам был четким, по явной тропе.

А вот прохождение пер. Куршоу Нижний (1А) не предвещало технических и ориентационных трудностей, а обещало лишь небольшое удлинение пути по дол.р. Уллу-Камк пер. Азау. Были сомнения по нечёткому описанию спуска с перевала в долину Уллу-Кам, но решили, что разберёмся на месте.

Действительно, ориентационных сложностей при прохождении
перевала КуршоуНижний не возникло -седловина прочиталась легко. Технические сложности были -это движение по свежей крупнообломочной морене, завалившейпредперевальныйцирк, что соответствовало перевалам 1Б, но никак описанию со спокойным подходом вдоль небольшого ледника (который фактически весь стаял). Начало спуска также не предвещало чего-то страшного: движение по сыпухе, мелкой морене. Однако, когда достигли травянистых склонов, то поняли, что дальше путь совершенно не ясен -троп не было. Схематичныйкрок из книги Алексеева А. А. давал лишь общее представление, а описание этой части спуска из «Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу» приведено в общих чертах. Вечер близился, погода портилась: ожидался дождь, поэтому пришлось встать на наклонном травянистом склоне без воды (потом далеко за ней ходил траверсом к ручью, вытекающему из-под вершины Куршоу). Дождь шел весь вечер и всю ночь, и утром. На следующий день солнца фактически не было. Движение по мокрым травянистым крутым склонам без тропы, да еще неизвестно куда, было опасным. Пришлось пережидать день. За это время разведал направление движение, но тропы, как таковой, так и не нашел -заросла в силу редко посещаемости этих мест.

Весь следующий день спускались в дол.р. Уллу-Кам. Вышли к тропе(пересекли её) лишь на завершающей части спуска из соседнего (правого) ущелья.
Лимит времени на поход был истрачен, группа измучалась от движения без тропы по мокрым травянистым склонам, поэтому было принято решение не идти на пер. Азау, а спускаться до п. Хурзук, тем более, что километража и набора локальных препятствий на 1-ку было уже достаточно.

График движения

Метео-условия

Примечание

17.08.19

п. Верхний Баксан -дол.р. Кыртык(левый ручей рекиКыртык между г. Уллукая и устьем р. Уллуесенчи)

12,2

6 ч. 10 м.

Грунтовая дорога

+800 м

18.08.19

дол.р. Кыртык -пер. Кыртыкауш (н/к) -дол. р. Исламчат (напротив г. Каракая)

12,2

7 ч. 05 м.

Грунтовая дорога, тропа по травянисто-осыпным и травянистым склонам

+852 м

-772 м

19.08.19

дол.р. Исламчат -пер. Каракая Сев. (н/к) -дол. р. Малка (Джилы-Су)- вдп. Султан -дол. р. Кызылкол (напротив ур. Ирахикдюз)

10,3

5 ч. 30 м.

Тропа по травянистым склонам, шоссе, грунтовая дорога

+410 м

-500 м

+160 м

-40 м

20.08.19

дол.р. Кызылкол -плато Ирахиксырт (н/к) -правый берег р. Кызылкол (напротив пер. Бурунташ)

8,7

2 ч. 50 м.

Брод, тропа по травянистым склонам -по плато

+462 м

-142 м

21.08.19

дол.р. Кызылкол -пер Балкбаши (1А) -Джилы-Су в дол.р. Битюктюбекол

12,6

6 ч. 30 м.

Брод, тропа по осыпным склонам, тропа по травянистым склонам, грунтовая дорога

+869 м

-1096 м

22.08.19

Днёвка

23.08.19

дол.р. Битюктюбекол -дол.р. Кюкюртлю(под подъёмом к перевалам Куршоу)

6 ч. 45 м.

Грунтовая дорога, тропа по осыпным и травянистым склонам

-413 м

+440 м

24.08.19

дол.р. Кюкюртлю -пер. Куршоу Нижний (1А) -середина спуска к дол. р. Уллукам

7 ч 30 м.

Мелкоосыпная морена, крупнообломочная морена, мелкоосыпная морена, крутые травянистые склоны (весь день без тропы)

+820 м

к п. Хурзук)

20,1

8 ч.30 м.

Крутые травянистые склоны (без тропы), грунтовая дорога

-1200 м

Техническое описание прохождения группой маршрута

17.08.2019

День 1

(погода за день)

п. Верхний Баксан -дол.р. Кыртык (левый ручей реки Кыртык между г. Уллукая и устьем р. Уллуесенчи)

12,2 км

1590 -2390 м

+800 м

6 ч. 10 м.

Ключевая задача дня: подход в район устья р. Уллуесенчи -выполнена.

7-40. Выгрузились в центре поселка Верхний Баксан (Фото 1). Поселок расположен в устье Кыртыка, на огромном селевом конусе выноса. Отсюда путь сразу лежит по грунтовой дороге на левый берег ущелья реки Кыртык. Чуть выше села, у реки, остановились позавтракать.

9-20. Выдвинулись в долину реки Кыртык(по балкарски «кыр» трава, «тык» полный) -крупный левый приток Баксана (Фото 2, 3).

Долины реки Кыртык и ее правого притока Сылтрансу расположены между восточным отрогом Эльбруса и хребтом Кыртык. Между собой долины обеих рек разделены северным отрогом вершины Мукал.
В средней части долины Кыртыка развалины средневековых построек, пещеры, в которых обнаружены следы обитания древнего человека, расчищенные поливные участки, тропы, выложенные каменными плитами.
Достигаем уютной береговой террасы. В этом месте Кыртык принимает левый приток Зугуллу (Джугуртау). Несколько выше ее устья кош. Путь сюда от Верх. Баксана занимает 2,5 часа.
В верховьях Зугуллы есть высокий перевал Суарыкауш (1Б, 3523, ос.), используемый альпинистами для восхождений на скальный массив Суарык и на Тренировочные вершины.
С террасы тропа поднимается на левый склон долины Кыртыка. Долина расширяется и постепенно поворачивает на запад. Через час пути переходим сухое русло реки Гитче-Артыкол, затем ручей Уллу-Артыкол. Ориентирование не затруднено: всегда движемся по грунтовой дороге, которая идёт до самого конца ущелья.

13-30. Устроили обеденный перекус. Много кошей, дворов. После полуторачасового отдыха почти сразу накрывает ливень. Пережидаем у коша, под коровьим навесом.Все коши закрыты на замок.

15-45. Пошли дальше. Тропа подходит к Кыртыку. Долина ненадолго сужается. Лес на правом склоне постепенно сменяют луга.

17-05. За поворотом на правом берегу появляется кош. К нему перекинут мостик, пасутся овцы. На левом склоне долины видны обрывы скалы Уллукая (2839 м), напоминающей отсюда средневековый замок. На желтых скалах видны черные провалы пещер. Здесь обнаружены жилища древнего человека. В некоторые пещеры можно подняться по осыпному каньону, в нижней части которого есть нарзанный источник. На левом берегу тоже кош -довольно новое строение с солнечной батареей (Фото 4).
Впереди четко видны восточные отроги г. Исламчат (3680 м),поворот долины Кыртыка на юго-запад, а прямо по ходу -дол. р. Уллуесенчи.

17-40. Встаем на полпути между скалой Уллукая и впадением в Кыртык левого притока -Уллуесенчи. Справа по ходу, из кармана южного отрога г. Джуазурген (3777) вытекает ручей. Долина здесь довольно широкая и плоская, нетрудно найти место для лагеря.

Уже в ночь опять громыхало и сверкало.

18.08.2019

День 2

(погода за день)

дол.р. Кыртык -пер. Кыртыкауш (н/к, 3242) - дол. р. Исламчат (напротив г. Каракая)

12,2 км

2390 -3242 -2470 м

+852 м

-772 м

7 ч. 05 м.

Ключевая задача дня: взятие перевала Кыртыкауш -выполнена.

Перевал Кыртыкауш расположен в Боковом хребте на участке, носящем название Кыртык, к северо-востоку от вершины Исламчат. Соединяет верховья долины Уллуусенчи (Кыртык) и правый приток Исламчата (Малка).

6-20. Выход (Фото 5). 10 минут и открываются верховья долины Кыртык. Замыкает картинку Эльбрус (Фото 6). Здесь, на развилке ущелья, перед устьем Уллуесенчи, слева по ходу, огороженная полузаброшенная территория с минимальными удобствами (душ, и т.п.). Стоит палаточный лагерь.

Еще минут 5 и переходим по мосту через левый приток Кыртыка -Уллуесенчи. Название «усенчи» означает, что в долине этой реки были пастбища рода Усеновых.

Следующая цель -преодоление устьевой ступени реки Уллуесенчи. Продолжаем движение по серпантину геологической дороги, поднимающейся в сторону г. Исламчат. После первой «змейки» увидели тропу, срезающую серпантин (Фото 6).

8-30. После подъёма по крутой тропе до очередного витка дороги пошли по ней вправо, огибая отрог г. Исламчат (Фото 6). Вышли к броду по камням через р. Уллуесенчи, ведущему в дол. р. Гитчеесенчи (есть места -«кармашки» для стоянки). Продолжаем движение уже по тропе вдоль правого берега Уллуесенчи (Фото 7).

10-10. Встали на перекус после того, как перешли на левый берег (это примерно в середине пути до перевала -Фото 7). Рядом нарзанный источник. Место несколько заболочено.

12-00. Вышли с перекуса. Подъём в направлении седловины по каменисто-осыпному склону. Тропа есть. Поднялся очень сильный ветер. В долине облака и дымка (Фото 9).

13-35. Перевал. Сильный ветер (Фото 8, 9, 10).

На седловине установлен памятник. В годы Великой Отечественной войны выходившие из окружения воины 136-го запасного стрелкового полка вывели через этот перевал 70 воспитанников Армавирского детского дома.

На перевале есть места для палаток, но воды на данный момент не было. С перевала открывается вид на богатую пастбищами долину Исламчат.На северо-западе наблюдаетсяперевал Исламчати высится массив Каракая северный отрог вершины Балыксубаши. Отрог ограничивает долину Исламчат с запада, отделяя ее от ледников Эльбруса и верховья Малки.С восточной стороны просматривается окончание Адырского отрога ГКХ.

14-10. Выход с перевала в долину р. Исламчат.

На спуске придерживаемся правой стороны ущелья. Достаточно крутая тропа идёт по древним моренам -осыпь (Фото 11). Справа остается пересохший «ручей», стекающий с седловины (Фото 12).

16-15. Перешли по камням Исламчат и далее движемся по уже более пологой тропе, травянистым склонам вдоль левого берега. Вскоре начинается дорога.

17-15. Встали лагерем под северо-восточными склонами г. Каракая, у реки (Фото 13).

19.08.2019

День 3

(погода за день)

дол.р. Исламчат -пер. Каракая Сев. (н/к, 2880) -дол. р. Малка (Джилы-Су)- вдп. Султан - дол. р. Кызылкол (напротив ур. Ирахикдюз)

10,3 км

2470 -2880 -2380 -2540 -2500 м

+410 м

-500 м

+160 м

-40 м

5 ч. 30 м.

Ключевая задача дня: переход в дол. р. Кызылкол через перевал Каракая Сев., минуя Джилы-Су, -выполнена.

6-55. Выход по дороге к невдалеке находящемуся кошу (напротив ущелья р. Карангыкол) -Фото 14. Интересуемся у чабанов за тропу на перевал. Выяснилось, что мы не увидели её -она шла как раз от места нашего лагеря влево-вверх на пересечение с довольно крупным ручьём из северо-западного «кармана» г. Каракая. Мы пошли туда же, но теперь уже от коша, наискосок влево от общего направления на перевал -по тропе, которая нас привела к вышеупомянутому ручью, на ступень долинки (Фото 15). Далее она поднимается несколько вдоль ручья и уходит вверх-вправо по ходу на перевал (Фото 16). Тропа маркирована синей краской.

9-35. Перевал -широкое плато (Фото 17, 18).

10-00 -10-25. Спустились с перевала (Фото 19) до ручья и встали на перекус. Тропа придерживается правых склонов.

12-05. Вышли с перекуса. Тропа множится. Идём травянистыми склонами вдоль левого берега ручья. Внизу хорошо просматриваются строения Джилы-Су, водопад Султан, по центру -г. Сирх (3098 м) (Фото 19, 20).

13-35. Спустились до шоссе., идущему на мост через р. Каракаясу.

14-00. Вышли на шоссе. Засиделись, потому что нас угостили вкуснейшим прохладным арбузом.

Шлагбаум, плакат, гласящий об особенном статусе Джилы-Су. Но, никого нет, проезд свободный. Шоссе, виляя, выводит нас к источникам и мосту через Малку у водопада Султан.

15-05 (2380 м) (Фото 21).

15-15. Через мост и вправо, вверх по дороге на перевальчик, ведущий в долину р. Кызылкол (Фото 22).

16-00. Перевальчик (2540 м). Открывается вид в долину Кызылкола (Фото 23), а также на Эльбрус. Очень много гуляющего народу.

16-30. Прошли подальше, ближе к переправе через Кызылкол, напротив урочища Ирахикдюз (Фото 24). Вся долина застроена домиками, кошамимного туристов, альпинистов, «матрасников». Встаем лагерем у реки. Вода в Кызылколе мутная. Чистая вода в начале долины (по ходу), у коша, и из трубы у коша-дома около навесной переправы через Кызылкол.

Тут же встречаемся с группой Астраханцевпод руководством
Сергеева Антона (Фото 26). Их маршрут уже заканчивался, а шли они нам навстречу: пер. Куршоу Вост., пер. Кольцевой, пер. Балкбаши.

После обмена информацией с Антоном стало ясно, что перевал Куршоу Вост. сильно изменился и возможны сюрпризы скалолазания. Также я почему-то его понял (или он так объяснил) так, что после переправы через Кызылкол надо идти вдоль правого берега реки. Вот здесь-то мы на следующий день и попались -потеряли с утра на этом ложном пути полдня.

20.08.2019

День 4

(погода за день)

дол.р. Кызылкол -плато Ирахиксырт (н/к, 2962) -правый берег р. Кызылкол (напротив пер. Бурунташ)

8,7 км

2500 -2962 -2820 м

+462 м

-142 м

2 ч. 50 м.

(без времени ошибочного движения группы до обеда)

Ключевая задача дня: подход к правому берегу р. Кызылкол под перевалом Бурунташ -выполнена.

6-20. Выход. В результате моей ошибки вся первая половина дня прошла под знаком «Сусанина». К обеду мы вернулись почти на исходные позиции, но к вечеру всё же достигли цели сегодняшнего дня. Однако, потеряли обещанную мною группе полуднёвку.

С утра группа переправилась по подвесному, полупритопленному, мосту (Фото 25), а потом сразу переправились (брод) через правый приток Кызылкола (на уровне г. Бирджалы (3179), и оказались перед шикарной тропой-дорогой. Ну а потом,как я уже писал, мы бодро пошагали не на плато вверх, а по-над правым берегом Кызылкола.Этот путь, в конце концов, завел нас в тупик: прижимы склонов плато к реке. Пришлось возвращаться назад, к переправе, где, с «горя» и от усталости, мы устроили перекус (11-55).

Правильный путь: переправа по мосту через р. Кызылкол с подъёмом на урочище Ирахикдюз (Фото 27). Далее метров 300 и переходим по мостику через правый приток Кызылкола, после чего мы оказываемся прямо у довольно крутого подъёма на плато Ирахиксырт(Фото 27).
Здесь у нас и был перекус.

12-45. Небольшой кратковременный дождь ускоряет наш обед и заставляет незамедлительно выйти на плато. Тропа-дорога прямиком, сквозь плато, по альпийским лугам,ведёт почти на запад. По пересечению верхней точки плато (2962) хорошо открывается хребет с перевалами Бурунташ и Балкбаши. Сам Балкбаши не видно за отрогом (Фото 28).

16-15. Выходим к р. Кызылкол. Места под палатки, вода с бокового ручья. Напротив, через реку -седловина перевала Бурунташ.Виден язык ледника Уллучиран (Фото 29). Завтра, с раннего утра, -брод. Днёвку решили отложить до Народногокурорта Джилы-Су на р. Битюктюбекол.

21.08.2019

День 5

дол.р. Кызылкол -пер Балкбаши (1А, 3689) - Джилы-Су в дол.р. Битюктюбекол

12,6 км

2820 -3689 -2593 м

+869 м

-1096 м

6 ч. 30 м.

Ключевая задача дня: взятие перевала Балкбаши -выполнена.Перевал Балкбаширасположен в северном отроге Эльбруса ниже последнего переметного ледника на стыке с хребтом Садырляр. Соединяет долины рек Кызылкол (верховья Малки) и Битюктюбе (Уллухурзук). Известен с давних пор чабанам (перевод «перевал балкарцев»).

5-20. Ранний выход с урезанным завтраком (без каши) -некогда -светает, вода поднимается ежеминутно. Рядом стоял лагерь (трое). Вышли за 5 минут до нас. Внимательно проследил место их брода (метров 100 от лагеря). Прошли они хорошо, поэтому нечего мудрить с поисками -надо бродить тут же.

Однако, народ менжуется: поток довольно бурный. Перехожу с веревкой. Держим с Денисом перила-страховку. Этого оказалось достаточно для достаточно уверенного брода. Дуню перенес вместе с ее рюкзаком на себе (Фото 30, 31).

6-05. После переодевания выходим (Фото 32, 33). Движемся сквозь валы левобережной морены ледника (который, конечно, уже давно отступил выше) по логике, потом выходим на тропу. Минут через 50 выходим в небольшую осыпную долину-карман, образованную изгибом хребта между перевалами Бурунташ и Балкбаши. Есть места стоянок. По карте и описаниями есть вода. Однако, по факту всё пересохло. Продолжаем движение с индивидуальными запасами воды. Тропа огибает правый склон цирка (Фото 34), траверсирует осыпной склон и полого поднимается к осыпному цирку под перевалом. В описаниях пишут, что при подъеме на перевал следует ориентироваться на небольшой треугольный снежник под перевалом, нона время нашего похода снежник стаял.Седловина выражена плохо.На перевал выходим по средней осыпи крутизной 25° (Фото 35).

11-10 -11-50. На перевале Балкбаши.

Седловина перевала пологая, осыпная. Здесь возможен бивак (сильные ветры!) (Фото 36). Ранее на перевале был памятник Советским воинам оборонявшим Кавказ в ВОВ. Теперь памятник отсутствует -демонтирован. С перевала хорошо видны л. Уллучиран, Северные ледовые поля Эльбруса, долина Кызылкол, хребет Кюкюртлю (Куршоу), вершины Гвандры и Домбая. Здесь проходит водораздел Терека и Кубани.

Спуск с перевала в долину Битюктюбекола осуществляем по гребню долины Чучхур и Уллухурзука по хорошей тропе. При спуске хорошо виден народный курорт Битюктюбекола Джилы-Су (Фото 37, 38).

14-05 -15-20. Встали на перекус у первого правого притока Битюктюбекола (Фото 39). С самого утра не было достаточно воды, не говоря уже о горячем чае.

16-10.Встали лагерем.

Поставили палатки на левом берегу, на возвышенности, недалеко от ванн Джилы-Су (Фото 40), которые также на этом берегу (есть мост). Минут пять отсиживались в тамбурах -шёл град. Где-то здесь начинается подъём на перевал Кольцевой. До ужина успели окунуться в ванне-источнике. Вода 18° (Фото 42). Чуть ли не каждый ручей -нарзан. Всё обустроено, но уже немного запущено (Фото 41). Однако, добровольцы из местных и отдыхающих постоянно поддерживают чистоту и порядок.

22.08.2019

День 6

Днёвка около Джилы-Су (напротив пер. Кольцевой) в дол.р. Битюктюбекол

(чистое ходовое время)

Весь день отдыхали, посещали источники. На входе в дом с ванной висит расписание посещения для женщин и мужчин, но его никто не соблюдает.

Интересную информацию узнали у местных посетителей: рассказали, что в прошлом году тут никого не было, так как ниже по реке смыло 7 мостов, а восстановили их только в сентябре. Далее, на нашем пути находится первый из этих мостов, и если бы наш поход состоялся в прошлом году, то с переправой через Уллухурзук были бы серьёзные проблемы.

23.08.2019

День 7

(погода за день)

дол.р. Битюктюбекол -дол. р. Уллухурзук -дол.р. Кюкюртлю (под подъёмом к перевалам Куршоу)

18 км

2593 -2180 -2620 м

-413 м

+440 м

6 ч. 45 м.

Ключевая задача дня: подход, как можно ближе, под перевалы Куршоу.

5-30. Выход. Идем по грунтовой дороге правого берега Битюктюбекола. Леса мало, вокруг малинники. Вдоль левого берега -густой лес.

7-45. Перешли мост через Уллухурзук (2180), находящийся примерно в 1,3 км ниже слияния рек Битюктюбекол и Кюкюртлю (Фото 43). После моста, примерно в 20 метрах ниже развилка: дорога вниз -на Хурзук дорога вверх и «назад» -на Кичкинекол и Кюкюртлю

8-20. Развилка: вверх-вправо -на Кичкенекол прямо -в дол. р. Кюкюртлю. Дальнейший путь лежит по грунтовой дороге, а потом по тропе через лес и альпийские луга левого берега Кюкюртлю. Вокруг много малины, местные приезжают на машинах, бродят по лесу, собирают ягоду.

9-05. Проходим кош.

10-05 -12-10. Перекус у последнего коша (2460 м) (Фото 44).

Дорога за кошем заканчивается, начинается тропа: вдоль реки (прижимы) или по склону по-над рекой (Фото 45). Потом тропа идёт по лугам. Открывается вид на перевал Вост. Куршоу (Кебек). Хорошо виден отрог-хребет, разделяющий подъёмы в предперевальные цирки Вост. Куршоу (Кебек) и Куршоу Нижний (Тешикауш) (Фото 46, 46.1).

14-50. Подходим к повороту долины на ледник Кюкюртлю. Здесь из цирков Куршоу вытекает ручей (явно видна ступень подъема в цирки) образуя живописную болотистую долинку с плавно текущими глубокими потоками-ручьями. Пасутся кони. Вокруг много причудливых камней-останцев, похожих на динозавров. Заросли можжевельника. Возможно разведение костра из можевельника. Встаём лагерем (см. Приложения, Схема 2). Высота 2620 м.

Принимается решение идти завтра не на заявленный перевал Вост. Куршоу (Кебек), а на перевал Куршоу Нижний (Тешикауш). Причины были описаны в отчёте выше.

24.08.2019

День 8

Давление 684 hpa

дол.р. Кюкюртлю -пер. Куршоу Нижний (1А, 3440) - середина спуска к дол. р. Уллукам

6 км

2620 -3440 -2700 м

+820 м

-740 м

6 часов 30 минут

Ключевая задача дня: взятие перевала и спуск в долину р. Уллукам как можно выше в сторону перевала Азау. Задача оказалась выполнена только в части взятия перевала.

При подъёме преодолеваем несколько ступеней «бараньих лбов». Вдоль ручья поднимаемся к конечной морене небольшого ледника Куршоу (Фото 47, 48). По факту ледника фактически не осталось. Весь предперевальный цирк завален крупнообломочной свежей осыпью (Фото 49). Камнепад, правда редкий, продолжался в режиме реального времени.

5-15. Выход. Путь подъёма хорошо показан на Схеме 2 Приложения.

5-55. Взятие 1-й ступени по правому берегу ручья. Вверху виден водопад. Много черники.

6-35. Напротив водопада.

8-05. Конечную морену «ледника» обходим слева по ходу. Высота 3120 м. Продолжаем движение, траверсируя левый борт предперевального цирка по свежей крупнообломочной морене. Видны свежие сколы от падающих камней. Опасен камнепад с левого борта цирка. Движение медленное, затруднённое.От ледника прослеживаются лишь слабые остатки в самом низу цирка, под каменюками, -если заглянуть. Т. е., обещанного в описании 1982 г. фирного поля ледника не существует (Фото 49).

Перевал -одно из понижений в скалистом гребне западнее вершины Куршоу. Перевальный взлёт представляет собою крутую живуюосыпь длиной около 70 м (Фото 49).

11-30 -12-00. Перевал. На юге открывается панорама вершин отрогов ГКХ, на севере -массив Эльбруса (Фото 50).

Спуск с перевала начинается восточнее седловины. По турьим тропам траверсируем склон влево-вниз, в осыпной кулуар, который выводит к ручью, вытекающему из юго-западного цирка вершины Куршоу.

По правому берегу ручья продолжаем спускаться уже по крутым травянистым склонам (гребням). Много русел пересохших ручьев. Остались два-три крупных потоков по левому краю долины. По описанию Гранильщикова (Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу. 1982 г.) надо идти вниз до травянистой полки и обходить каньон ниже ее траверсом вправо. Уж и не знаю, что называют в данном случае травянистой полкой, но кроме явно выраженного каньонна ниже и крутых склонов ничего не наблюдалось.

Спускается народ медленно, время «тик-так», погода портится, тропы нет,крутые травянистые склоны,трава высокая. По Алексееву (Приложение, Схема 2) надо переваливать правый отрог Бог его знает где. Нахожу более-менее некрутой фрагмент склона (и травянистый и моренный) примерно посередине общего сброса высоты до долины р. Уллукам и посредине ширины долины. Воды нет. По Алексееву вообще под восклицательным знаком указание на отсутствие мест стоянки. Ниже идти нет смысла-некуда.

Принимаем решение вставать лагерем на склоне. За водой пришлось траверсировать склоны до левого борта долины -к ручьям. В одной руке держу два котла, в другой -ледоруб (иначе не пройдёшь).

Левый склон долины, уходящий вниз, -с лесом. Правый -«голый», травянистый.

Ужинали уже под дождём, но в палатках.

25.08.2019

День 9

Днёвка вынужденная на середине спуска с пер. Куршоу Нижний в дол.р. Уллукам

(чистое ходовое время)

Дождь поливал всю ночь. Под утро стало ясно, что придётся отсиживаться, поскольку без тропы по крутым травянистым МОКРЫМ склонам идти, да еще толком не зная куда -очень опасно.

Часам к 9-10 утра (у всех «сели» часы, поэтому с этого дня за временем особо не следили) распогодилось, и я пошел в разведку. Вышел траверсом на правый борт-отрог нашей долинки. Спустился по нему пониже. Выяснил (наметил) примерное направление движения группы, придерживаясь рекомендаций Алексеева (Приложение. Схема 2) -т.е. через отрог в соседнюю долинку, где сверху просматривались варианты дальнейшего спуска
к р. Уллукам. Остаток дня отдыхали, сушились. К вечеру опять полил дождик.

Принято решение завтра выходить по разведанному пути. Далее, по завершению спуска, уходить в п. Хурзук. На перевал Азау уже ни времени, ни моральных ресурсов не хватало. Контрольный срок позволял, но раскладка, и, самое главное, лимит времени по билетам наших «москвичей» уже диктовали свои условия.

26.08.2019

День 10

(погода за день)

Середина спуска с пер. Куршоу Нижний в дол.р. Уллукам - дол.р. Уллукам на подходе к п. Хурзук

20,1 км

2700 -2050 -1500м

-1200 м

8 ч. 30 м.-

Встали рано. Собрались с таким расчётом, чтобы правый (западный) склон нашей долинки к моменту выхода стал освещаться солнцем, подсушивающим траву.

Идём плотной группой.Тропы, по крайней мере явной, нет. Я -ведущий. Вторая -Дуняв обвязке(пристрахована ко мне). Потом Ваня, Илья, Любаня, Наталия и замыкающий Денис. У Любани разболелась нога (голеностоп). Идём медленно, но идём. Вышли длинным траверсом на правый борт-отрог долинки, спустились по нему ниже -почти до границы леса и свалили вправо-вниз, в соседнюю долинку.

Трава в рост человека. После крутых спусков продрались сквозь колючий репейник на правый берег ручья. Устроили перекус и оттуда увидели тропу идущую ниже по левому берегу -как указано у Алексеева (Приложение. Схема 2). А через некоторое время увидели и местных чабанов идущих сверху по этой тропе с конями. Т.е. тропа идёт в этой долинке вдоль левого берега ручья. Мы, когда пересекали ручей-реку в зарослях и каменюках, её и не заметили. Дальнейший спуск не составил труда.

14-45. Мы в долине р. Уллукам, у коша. Высота по альтиметру 2050м.

Движемся вдоль правого берега р. Уллукам, по грунтовой дороге. Немного ниже слияния с Уллукамом реки Узункол городок и застава пограничников. Проверка документов, пропуска. Появилась связь -Мегафон. До Хурзука 9 км. Связались с автобусом -обещал приехать за нами на следующий день после обеда.

Идём дальше, ищем удобное место стоянки с водой. Уже в темноте встали на большой поляне правого берега Уллукама. Вода в реке не идеальна, но и не мутная. На следующий день Денис всё же нашел ручей выше коша, находящегося неподалеку.

В общем, на этом активная часть похода и закончилась. Почти весь следующий день мы отдыхали на поляне, ожидая автобусану а к вечеру выехали в Астрахань.

1.1. Потенциально опасные участки (препятствия, явления)
на маршруте
  1. Броды через р. Кызылкол. В первую очередь под перевалом
    Бурунташ
  2. Все перевалы Куршоу: Нижний, Верхний (Кебек) -камнеопасно, крутые травянистые склоны, трудности ориентировки.
  3. Перечень наиболее интересных природных, исторических
и др. объектов (занятий) на маршруте
  1. Долина реки Кыртык с древними строениями, нарзанными источниками, останцами
  2. Джилы-Су в верховьях реки Малка. Теплые целебные источники, останцы, водопад Султан
  3. дол.р. Кызылкол, плато Ирахиксырт, урочище Ирахиктюз
  4. виды на ледник Уллучиран и Эльбрус с тропы на перевал Балкабаши
  5. Народный курорт Джилы-Су в дол. р. Битюктюбекол
  6. Болотистое плато у слияние ручья из-под цирков Куршоу и реки Кюкюртлю
  7. Лес долины р. Кюкюртлю -ягодные места, красивый лес
  8. Долина реки Уллукам от Узункола и выше.
Дополнительные сведения о походе:
географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действий туристов (при наличии у группы малоизвестных данных, в случае первопрохождения или по требованию МКК) перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, другая полезная информация

Из Верхнего Баксана, который ранее назывался аул Урусбиева, начиналось большинство дореволюционных восхождений на двуглавую исполинскую гору. Живший здесь балкарский князь Измаил Урусбиев, человек высокой культуры, оказывал неизменное гостеприимство и помощь русским и зарубежным ученым, путешественникам и туристам в их походах.

Приэльбрусье туристское название части Большого Кавказа от западных подходов к Эльбрусу и хребта Штавлер (Грузия) до бассейнов рек Чегем и Местиачала (Грузия) на востоке.

На севере район ограничивает условная линия, проходящая по долине рек Подкумок и Малка. Она пересекает долину Баксана ниже поселка Былым и далее идет по р. Кестанты и водоразделу с р. Чегем. На западе естественной границей является долина р. Кубань, а на юге Главный Кавказский хребет (ГКХ), за которым находится Грузия.

Приэльбрусье расположено на территории юго-западной части Кабардино-Балкарии и юго-восточной части Карачаево-Черкесии. Южная область относится к северной Грузии (верхняя Сванетия).

Особо следует отметить зону, расположенную между Эльбрусом и курортами северокавказских минеральных вод на водоразделе Кубани и Терека (Малка). Здесь находятся покрытые субальпийской и альпийской растительностью пастбища кавказских предгорий. В этом месте выделяют Лесистый, Пастбищный (Меловой), Скалистый и Передовой хребты. Южнее следуют Боковой и Главный хребты.

Формы рельефа в зоне первых хребтов сглаженные, скальные обрывы встречаются лишь в каньонах рек и по периметру столовых гор Скалистого хребта Гуд-гора, Бермамыт, Канджал.

Фактически пространство между Кисловодском (р. Подкумок) и Боковым хребтом, над которым возвышается Эльбрус, можно рассматривать как огромное плато, прорезанное глубокими долинами притоков Кубани, Малки, Баксана и плавно поднимающееся с севера на юг к подножию Передового хребта.

Лесистые речные долины врезаны в глубь плато в восточной его части на 800-1200 м, в юго-восточной на 300-500 м. Дрова можно найти даже в каньоне р. Малки и верховьях Харбаза и Худеса.

Передовой хребет и отроги Бокового хребта следует считать среднегорьем, а Боковой и Главный хребты типичным высокогорьем. Рельеф этих хребтов относится к альпийскому типу, отличающемуся изрезанностью, большими перепадами высот и мощным современным оледенением.

Центральная часть Приэльбрусья занята ГКХ и хребтами-отрогами, из которых Адылский и Адырский являются северными, а Штавлерский, Долринский, Тульский и Даллакора южными. Эти хребты сложены древними кристаллическими породами гнейсами, гранитами и сланцами, стойкими к выветриванию и образующими остроконечные гребни и вершины. Доминирующие вершины имеют высоту от 3500 до 4850 м (Северная Ушба).

Северную часть района занимают предгорья и массив Эльбруса с расходящимися от него веером отрогами.

Оледенение района представлено, прежде всего, мощным покровным ледником Эльбруса, имеющим площадь 138 км2 и среднюю толщину 50-60 м. Звездообразное оледенение горы представляет собой множество ледников, сползающих с фирнового купола. Наиболее значительный из них Большой Азау, который имеет длину 7 км и спускается до 2500 м. Это на 500 м ниже снеговой линии района, поэтому ледник быстро отступает (31 м в год). ГКХ в пределах района также имеет значительное оледенение. Наиболее крупными ледниками являются Лекзырский (12,9 км) и Адырсу (4,9 км).

Ледники питают основные реки района Малку и Баксан, принадлежащие бассейну Терека Уллукам, Уллухурзук и Худес, дающие начало Кубани Твибер, Местиачала, Долра, Накра и Ненскрыра, являющиеся правыми притоками Мульхры и Ингури (Грузия).

Климат района формируется под воздействием сезонной циркуляции воздушных масс, при этом велико влияние горного рельефа. Горные хребты задерживают или отклоняют воздушные потоки. При восходящем движении по наветренным склонам воздух охлаждается на 0,5°С на каждые 100 м подъема. В результате с наступлением точки росы из водяных паров образуются капли воды, и начинается выпадение осадков. При движении на подветренных склонах нисходящий воздух, наоборот, нагревается примерно на 1 °С на 100 м спуска, вследствие чего повышается его способность поглощать и удерживать влагу. Выпадение осадков прекращается или вовсе не происходит. Таким образом, наветренные склоны получают больше осадков, чем подветренные, что следует учитывать группам, застигнутым непогодой в пути.

Летом на северных предгорных равнинах господствует влажный воздух Атлантики, часто приносящий с циклонами обильные осадки. При этом южное направление движения воздуха меняется на западное и северное, поэтому юго-западный и западный секторы горизонта считаются «гнилым углом». Своеобразным указателем погоды служат вершины Ушбы и Эльбруса, видимые из многих мест района. Если с раннего утра они закрыты облаками, следует опасаться прихода очередного циклона. Для района, как и для всего Кавказа в целом, характерна цикличность периодов плохой и хорошей погоды. Летом она равна 5-7 дням, причем в первой половине лета погода обычно хуже, чем во второй.

Лето на высоте 2000 м начинается в первых числах июля, а с увеличением высоты еще позже. Максимальная температура на высоте 2000 м может достигать +35°С, а на высоте 3000 м +25°С. Лето влажное и прохладное, с повышенной облачностью и ливневыми дождями. Характерно ежедневное ухудшение погоды во второй половине дня за счет образования облачности и выпадения осадков местного происхождения.

Осень начинается в горах в конце августа начале сентября. В октябре относительная влажность воздуха снижается, уменьшается облачность и наблюдается меньше туманов. Сентябрь и октябрь неплохое время для горных путешествий.

Перечень специального общественного снаряжения:

1. Веревка основная 12мм, 40 м -1 шт
  2. Веревка вспомогательная 6мм, 20 м -1 шт
  3. Индивидуальная страховочная система с блокировкой и репшнурами -1 компл
  4. Карабины -3 шт
  5. Ледоруб -1 шт.

Какие-либо особенности в личном и общественном снаряжении отсутствовали -стандартный набор.

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Трансфер (Форд-Транзит):
20 тыс.р. туда и 20 тыс. р. обратно -на группу

Снаряжение: имеющееся в личном пользовании

Питание, аптечка, ремнабор: 1360 руб./чел.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Итог:

Туристско-спортивный поход 1 к. с. совершен с незначительной корректурой по локальным препятствиям, нитке маршрута и графику движения физическое состояние удовлетворительное, морально-психологическое состояние отличное, травмы и потери личного состава отсутствуют.

Вывод:

Маршрут интересный, но несколько затяжной для 1 категории сложности, а также требует, в свете последних климатических изменений (отступление ледников, более массовое пересыхание рек и т.п.) дополнительных сведений по перевалам Куршоу и выходу в Баксанскую долину с Песчанной гостиницы (из-под перевала Азау)

Маршрут в заявленном варианте тяготеет ко 2-й категории сложности с включением в него перевала Хотютау в варианте категории 1Б.

Рекомендации:

Состав группы для этого маршрута должен иметь хотя бы 50 опытных туристов

Не рекомендуется для полностью новичковых групп, туристских школ

Рекомендуется для акклиматизационного похода перед восхождением на Эльбрус со стороны Азау

Рекомендуется для детских походов только с участием родителей -опытных туристов с предусмотрением для детей страховочных систем

В личное снаряжение следует включать каски, как минимум, для детей

Использовать нитку маршрута для походов 2-й категории сложности

При совершении похода в конце лета учитывать возможное отсутствие воды в традиционных местах стоянок

Учитывать, что перевал Куршоу Нижний легок в ориентировке при определении местонахождения со стороны д.р. Кюкюртлю, но на спуске в долину Уллукама ориентация затруднена, тропы фактически отсутствуют. Общий сброс высоты до д.р. Уллукам порядка 1400м. Мест стоянок на спуске нет. Данный перевал не рекомендуется брать со стороны д.р. Уллукама из-за сложности определения его местонахождения

Рекомендуется учитывать, что перевал Куршоу Вост. (Кебек) труден в нахождении со стороны д.р. Кюкюртлю, но ориентирование при спуске с него не составляет труда -явная тропа. Следует иметь ввиду, что этот перевал путают в разной литературе по местоположению и названию. Однако, в последней редакции Перечня Перевалов, судя по приведенным координатам, он находится ближе к горе Вост. Куршоу и получил второе название Кебек.

1.6. Приложения (обзорная и подробная карта маршрута с указанием запасных вариантов и аварийных выходов, фотографии определяющих препятствий, подтверждающих прохождение их группой, паспорта локальных препятствий, пройденных впервые)

Схема 1. Обзорная карта-схема маршрута

Схема 2. Из книги Алексеева А. А. «Эльбрус и его отроги». Место стоянки 24-25.08 в оригинале отсутствует

СОСТАВ ГРУППЫ

Фотоальбом

Фото 1. Начало похода -в центре Верх. Баксана

Фото 2.Перед входом в ущелье р. Кыртык на оконечности с. Верх. Баксан

Фото 3.Ущелье р. Кыртык после устьевой ступени. На ЗП д. р. Баксан и серпантин дороги ведущей из Верх. Баксана в ущелье р. Сылтран

Фото 4.В ущелье р. Кыртык. Гора Уллукая

Фото 5.Утро 2-го дня. В д.р. Кыртык. Путь в д.р. Уллуесенчи, к перевалу Кыртыкауш

Фото 6.Путь к пер. Кыртыкауш по серпантину дороги, огибая, вправо по ходу, восточный отрог г. Исламчат

Фото 7.Перевал Кыртыкауш. Вид с д.р. Уллуесенчи перед пересечением Уллуесенчи с правого на левый берег

Фото 8.Группа на перевале Кыртыкауш. Вид на Запад-Северо-Запад

Фото 9.Вид на подъём к перевалу Кыртыкауш из долин рек Кыртык -Уллуесенчи

Фото 10.Вид с перевала Кыртыкауш в сторону спуска в д. р. Исламчат

Фото 11. Спуск с пер. Кыртыкауш в д. р. Исламчат по правому борту долинки
из-под перевала

Фото 12. Продолжение спуска с пер. Кыртыкауш в д. р. Исламчат

Фото 13. Вид на путь с пер. Кыртыкауш от места стоянки под восточным отрогом г. Каракая

Фото 14.Утро 3-го дня. Начало движения на пер. Каракая Сев.
Движение группы: до коша, а потом от него влево-вверх от направления на перевал к Ручью в СВ карман г. Каракая.
Более правильный путь: от места стоянки сразу влево-вверх в долинку ручья

Фото 15.Подъём к пер. Каракая Сев. вдоль ручья из-под СВ кармана г. Каракая

Фото 16.Вид с подъёма к пер. Каракая Сев. на верховья д. р. Исламчат. Тропа уже свернула вправо по ходу от ручья вытекающего из-под СВ кармана г. Каракая

Фото 17. Группа на перевале Каракая Сев. Вид в сторону д. р. Малка

Фото 18.Вид с перевала Каракая Сев. на восток

Фото 19.Спуск с перевала Каракая Сев. в дол. р. Малка, к Джилы-Су

Фото 20.Продолжение спуска в дол. р. Малка к Джилы-Су

Фото 21.Группа на фоне водопада Султан

Фото 22.Вид на Джилы-Су с подъёма от вдп. Султан в долину р. Кызылкол

Фото 23. Вид в дол. р. Кызылкол с перегиба между д. р. Малка и д. р. Кызылкол (2540 м)

Фото 24. Лагерь в д. р. Кызылкол у дальнего коша. 3-й день

Фото 25. Вид на мост у дальнего коша через реку Кызылкол к ур. Ирахикдюз и далее, по мосточку (не виден) через правый приток Кызылкола,
на плато Ирахиксырт

Фото 26.Встреча в дол. р. Кызылкол с группой Астраханцев под руководством Антона Сергеева, идущих встречный нашему маршрут 2 к.сл.

Фото 27.Группа на фоне Эльбруса после моста через р. Кызылкол и брода через её правый приток. Правильнее -не бродить, а идти к мостику и далее на плато но с утра, потому что к обеду и мост, и мостик уже захлёстывает водой

Фото 28.Движение по Плато Ирахиксырт к броду через р. Кызылкол под перевалом Бурунаш

Фото 29.Вид на Северо-западное ребро Эльбруса, ледн. Уллучиран, путь к перевалу Балкбаши от места стоянки на правом берегу р. Кызылкола из-под перевала Бурунташ. Бродили р. Кызылкол метров 100 выше. (лагерь соседей)

Фото 30.Переправа (брод) через р. Кызылкол (в середине уровень воды до середины бедра)

Фото 31. Продолжение брода через р. Кызылкол. Этот «рукав» достаточно мелкий

Фото 32.Продолжение движения после брода из-под перевала Бурунташ на левобережные моренные валы, к перевалу Балкбаши

Фото 33.Вид назад с подъёма на левобережные моренные валы д. р. Кызылкол -на пути к перевалу Балкбаши

Фото 34.Огибание хребта перед заходом в предперевальный цирк Балкбаши. На ЗП г. Эльбрус Зап.

Фото 35.В предперевальный цирк Балкбаши

Фото 36. Группа на перевале Балкбаши. Вид на Запад. Памятник отсутствует.

Фото 37.Спуск с пер. Балкбаши по гребню отрога в д. р. Битюктюбекол, к Джилы-Су

Фото 38. Спуск с перевала Балкбаши в д. р. Битюктюбекол (тропа по верху отрога)

Фото 39. Верховья дол.реки Битюктюбекол с места пересечения её первого правого притока-ручьяна спуске с перевала Балкбаши

Фото 40. Лагерь в народном курорте Джилы-Су. Вид в сторону Эльбруса. Палатка стоит на левом берегу р. Битюктюбекол, а строения -на правом. Сами источники -за «спиной»

Фото 41. Обустроенные источники (ванны) Джилы-Су. Левый берег р. Битюктюбекол

Фото 42.Ванна источника Джилы-Су в дол. р. Битюктюбекол. Виден выход газа

Фото 43. Движение по правому берегу р. Битюктюбекол. У слияния рек Битюктюбекол и Кюкюртлю в реку Уллухурзук

Фото 44.Последний кош по ходу движения по левому борту дол. р. Кюкюртлю

Фото 45. Тропа за кошем вышла из леса и пошла по-над левым берегом реки Кюкюртлю.

Фото 46. Вид на цирки Куршоу, открывающийся при подходе к повороту на Восток дол.р. Кюкюртлю

Фото 46.1. Вид на пер. Куршоу Вост. (Кебек) по книге «Эльбрус и его отроги» Алексеева А. А.

Фото 47.Подъём к циркам Куршоу из д.р. Кюкюртлю (от останцев -места лагеря 23.08)

Фото 48.Продолжение движения к пер. Куршоу Нижн.

Фото 49.Предперевальный цирк Куршоу Нижн. (Тешикауш).

Фото 50. Группа на перевале Куршоу Нижн. (Тешикауш). Вид в сторону Эльбруса

Фото 51.Вид с пер. Куршоу Нижн. на подъём к нему из д.р. Кюкюртлю, в сторону Западного ребра Эльбруса

Фото 52. Вид с пер. Куршоу Нижн. на спуск в д. р. Уллукам

Фото 53.Спуск с пер. Куршоу Нижн. траверсом влево-вниз, в осыпной кулуар

Фото 54. Лагерь 24-25.08 на середине спуска с пер. Куршоу Нижн. в дол. р. Уллукам

Фото 55.Продолжение спуска с пер. Куршоу Нижн. через правый борт-отрог (Фото 52, 54) в соседнюю долинку. Тропы на склонах нет -только вдоль левого берега ручья