Автор: Сергей Хрипко, г. Челябинск

Отчет o лыжном походе 5 к.с.в районе Ц. Алтая, совершённом группой туристов Челябинской области в период с 16 февраля по 9 марта 2019 года. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

25.02.19

День 11

-16гр ветер Ю

-9гр

пер.Тронова (2А) - лед.Тронова

1.8 км

перепад высот : 3164-3460-3298

H= 506 ( +265-211) м

ЧХВ: 6 ч. 45мин.

Утром ясно, но сильный южный ветер (Фото 112). Хорошо просматривается долина р.Талдуры. В неё то чуть не унесло коврики зазевавшихся участников. В 9.05 встали на лыжи и начали подъём на верхнее плато ледника, являющееся и верхней ступенью перевала Тронова. На подъём затратили час времени, т.к. поднимали не только рюкзаки, но и волокуши (Фото 113). Склон до 30гр, наверху приходилось закладывать серпантин. На перегибе зона больших трещин, в основном закрытых снегом (Фото 114). Проходим их, отклоняясь вправо, и в 10.10 выходим на верхнее плато ледника (Фото 115). До перевала остаётся 600м и 110 м перепада. К 11.30 подходим к перевальному гребню. Он отделён от плато неширокой снежной ложбиной глубиной 2-3 м. Это хорошее место на случай ночёвки ( Фото 116). Гребень скально-крупно-обломочный, до 3 м высотой, прерывается узкими седловинами, переходящими в кулуары. Спусковой склон ЮЗ экспозиции снежно- скально-осыпной, до 40гр, с чередованием снежных кулуаров и скально-осыпных склонов. Перепад до подножья перевального взлёта 300м. С западного края сн-ск-ос склоны граничат с наклонным закрытым ледником. Проводим разведку вариантов спуска. От левой седловины, зажатой между высокими скалами, спуск идёт по очень длинному снежно-осыпному кулуару. Он отклоняется влево по склону и поэтому не выходит на ледник, а спускается параллельно с ним. К тому же он явно камнеопасен. Ищем другие варианты спуска правее по гребню и находим тур с запиской от 10.08.18 вольного дуэта Андреевых из Бийска. (Фото 117, 118). Прямо от тура за большой камень крепим расходную петлю и наводим перила вниз. Спуск начинаем в 12.00. (Фото 119,120). В конце первой верёвки проход между скальными выходами. Вторую верёвку крепим за крючья и идём далее, забирая правее, вдоль скально-осыпного контрфорса, т.к. прямо вниз уходит крутой снежный кулуар. Третью верёвку крепить особо негде. Кругом замороженная сыпуха и конгломерат. Илье удаётся забить два крюка и навесить перила, но для контроля за ними и удержания от срыва он остаётся на станции. Третьи перила проводим так же, отклоняясь правее вдоль каменного гребня (Фото 121). В конце верёвки спускаемся к скальному выходу с большими камнями. Здесь есть наклонная площадка для приёма участников, но для выхода на неё надо вовремя отклониться на маятник. От площадки можно спускаться без верёвки по снежно-осыпной морене. Всего пришлось провесить 150м перил. По морене спускаемся ещё 200м и выходим на снежно-ледовый склон ледника Тронова. Здесь в 16. 30 на высоте 3298м организуем лагерь, выровняв площадку камнями и снегом. Ранняя постановка лагеря связана с тем, что спуск проходил с гружёными волокушами и перила по ходу спуска не снимались. Также не было возможности организовать обед. Поэтому, подчиняясь правилу, что не следует ухудшать своими действиями и так плохую ситуацию мы, попав в относительно благоприятные условия, встали на ночёвку (Фото 122).

Фото 112. Утро перед выходом на верхнее плато ледника Бол. Талту.

Фото 113. Вид на долину р.Талдура.

Фото 114. Зона трещин на перегибе.

Фото 115. Верхнее плато ледника. Вид в сторону перевала Тронова

Фото 116. Ложбина перед гребнем перевала Тронова.

Фото 117. Левая седловина с длинным снежно-осыпным кулуаром. Гребень правее. 103

Фото 118. Гребень пер.Тронова (2А).

Фото 119. Спуск с перевала. Первая верёвка.

Фото 120. Спуск с пер. Тронова. Первая верёвка. Вид в долину ледника Тронова.

Фото 121. Вторая и третья верёвки на спуске с перевала Тронова.

Фото 122. Установка лагеря на склоне перевала Тронова.

26.02.19

День 12

-17гр

лед.Тронова - р.Тюнь.Вост .- р.Тюнь

14.2 км

перепад высот : 3298-2059

H= 1273 ( +3-1269) м

ЧХВ: 6 ч. 05мин.

Утром тихая и пасмурная погода. В 10.30 в кошках начинаем спуск по снежно-осыпному склону крутизной до 30гр и перепадом 100м в долину ледника Тронова (Фото 123). Через 20 минут мы на пологом участке под перевальным взлётом (Фото 124). Здесь встаём на лыжи и продолжаем спуск по пологим склонам закрытого ледника с продольными моренными валами (Фото 125). В нижней части ледника неглубокое тропление. В 12.15 вышли из цирка ледника Тронова.

Фото 123. Снежно-осыпной склон перевала Тронова. Вид на долину ледника Тронова.

Фото 124. Юго-западный склон пер.Тронова.

Начался хаос морен, закрытых глубоким перемороженным снегом. Глубина тропления доходит до 40см. Но всего хуже то, что верхний слой снега более плотный и провалившаяся лыжа после каждого шага не выходит наружу, а всё глубже утопает в снегу. Приходится пробивать палкой снег над лыжей, чтобы её вытащить и сделать очередной шаг. Начинаем тропление каруселью. После цирка с ледником Тюнь Восточный склоны резко падают в долину реки Тюнь. Пробираемся среди моренных валов и снежных желобов, иногда применяя лыжную эквилибристику. В конце склона серпантином спускаемся к руслу реки. Оно частично открыто. В 14.45 встаём на обед.

Фото 124*. Юго-западный склон пер.Тронова (2А) с ледника Тронова.

Фото 125. Спуск по леднику Тронова.

Фото 126. Спуск с моренных валов. Внизу видна долина руч.Тюнь Восточный..

Фото 127. Серпантин среди камней конечной морены. Внизу русло руч.Тюнь Восточный.

В середине дня температура поднимается до -2гр. Место обеда совпадает с местом ночёвки 11 дня, а значит у нас отставание на полдня. После обеда снеговая обстановка не улучшается. Начинаем тропление челноком без рюкзака. Идём вниз вдоль русла ручья. Вскоре начинается лесная зона: в основном лиственница с примесью ели и кедра (Фото 128,129). Для облегчения тропления используем следы лесной живности. Местами русло открыто и для перехода на другой берег приходится искать снежные мосты. После слияния с ручьём Тюнь Западный долина становится шире, и в ней появляются заросли кустарника. Спустившись на 1,5 км ниже слияния, в 18.30 встаём на ночёвку. Наконец-то готовим на костре и берём воду из ручья. Для утреннего ускорения Андрей и Илья уходят тропить вниз до предполагаемого пересечения с летней дорогой. Дорогу обнаружить не удалось, но пробитая через кусты лыжня помогла утром.

Фото 128. Долина ручья Тюнь Восточный. Граница лесной зоны.

Фото 129. Долина ручья Тюнь после слияния восточного и западного истоков.

27.02.19

День 13

-20гр

-7гр

-18гр

р.Тюнь - р.Джазатор

13.7 км

перепад высот : 2059-1580

H= 694 ( +129-569) м

ЧХВ: 6 ч. 45мин.

Цель этого дня - пробиться по сильно пересечённой местности до ручья Козубай, по которому можно будет подниматься к перевалам Кама и Бара. Для этого мы надеемся использовать лесную дорогу, соединяющую долины р.Тюнь и ручья Козубай. Из долины р.Тюнь она поднимается на высокий правый берег и пересекает множество отрогов и бугров старой, заросшей лесом морены с озёрными котловинами, болотами и руслами. В 9.10 продолжили движение по долине р.Тюнь. За 30 минут пробежали участок протроплённой с вечера лыжни. В 9.50 были на месте, где на карте русло пересекает дорога, но она не читается. Идём по правому берегу, чтобы её «нащупать». В долине нет ни леса, ни кустарника, которые бы показали наличие дороги (Фото 130).

Фото 130. р.Тюнь. В понижении правого борта место выхода на моренное плато.

Приходится полагаться на карту и навигатор. В месте, где на карте дорога начинает подниматься на высокий борт долины, мы тоже лезем наверх. Склон борта долины сильно залесён, имеет уклон до 30 и перепад 50м. Тропим без рюкзака. В лесу на склоне дорога также не читается. В 11.40 поднимаемся на верх моренного плато. Здесь идти проще, но тропить под рюкзаком из-за глубокого снега неэффективно (Фото 131). Тропим челноком, напрямую пробивая лыжню к высоте 2125 на водоразделе перед безымянным притоком р.Джазатор, т.к. с юга от неё дорога должна поворачивать на запад. В 14.00 подходим к водоразделу и встаём на обед. В точке обеда мы отстаём от графика уже на полтора дня, а перспектив по увеличению скорости не наблюдается. До перевала через ЮЧХ, за которым снежная обстановка должна измениться, остаётся ещё 32 км. Мы посчитали, что если за прошедшие 2 дня мы прошли 19 км, то на оставшееся расстояние мы потратим около четырёх дней, вместо двух запланированных. Это увеличит отставание до трёх с половиной или четырёх дней. Было решено пробиваться прямо вниз, к дороге, ведущей на пос. Джазатор. До неё около 4 км. По дороге дойти до долины р.Козубай, по которой подниматься к перевалу Бара, что соответствует запасному варианту № 2. В сложившейся снеговой обстановке и нарастающем отставании от графика мы решаем заменить более высокий и трудоёмкий перевал Кама (2А) на перевал Бара (1А), который можно пройти сходу. Тем более, что перевал Кама требует времени на предварительную разведку, т.к. описан пермяками, не проходившими его полностью. По заявленному плану мы должны были пройти немного севернее посёлка Джазатор по лесным дорогам (которые на самом деле не читались) около 12км к р.Козубай. По принятому же нами изменению мы сваливали к дороге и по ней подходили к посёлку с юга. Расстояние по дороге до посёлка 7 км, плюс 2,5 км до выхода на линию маршрута.

После обеда мы начали движение на юг, в долину р.Джазатор. Сначала характер местности был прежним, и мы плавно спускались вдоль водораздела. После горизонтали 1900м мы вышли на открытый снежно-осыпной склон крутизной 40гр и перепадом 150м. Снимаем лыжи и спускаемся прямо вниз по сыпучему снегу (Фото 132,133). За безлесным последовал курумно-кустарниковый склон, переходящий в лесной. Общий перепад склона до дороги составил 400м. В 17.34 мы закончили спуск в долину р.Джазатор (Фото 134).

Преодолев 200м снежного поля, вышли на грунтовую дорогу за 7 км до посёлка Джазатор. Дорога заснеженная, но накатана машинами. Закрепив лыжи на волокушах, в 18.16 продолжили движение по дороге (Фото 135). К 19.30 прошли 5 км и встали на ночёвку за 2 км до посёлка с левой стороны дороги. Лагерь организовали в кедровом лесу, недалеко от деревенского кладбища.

Фото 131. Озёрные котловины на моренном плато.

Фото 132. Спуск в долину р.Джазатор.

Фото 133. Курумный склон перед зоной леса в долине р.Джазатор.

Фото 134. Спуск в долину р.Джазатор.

Фото 135. Дорога в пос.Беляши (Джазатор).

28.02.19

День 14

-22гр

-4гр

-16гр

р.Джазатор - пограничная застава в пос.Джазатор - р.Козубай

12.2 км

перепад высот : 1580-2075

H= 562 ( +552-9) м

ЧХВ: 5 ч. 15мин.

В 9.05 вышли на дорогу, ведущую к посёлку Беляши (Джазатор). Вскоре к нам подошёл пограничник и, расспросив откуда мы, указал на необходимость зайти в посёлок, отметиться и встать на учёт на погранзаставе. Через полчаса вошли в посёлок (Фото 136). Пройдя по главной улице, в центре посёлка мы посетили заставу, где предъявили маршрутные документы и паспорта. Пограничники порадовали вопросом, не секретная ли у нас карта? И можно ли её сфотографировать? Получив положительный ответ, долго удивлялись, как же мы пройдём через перевалы? Ведь они закрыты зимой! В 11.30 связались по мобильной связи (МТС) с Челябинском и, обрисовав сложившуюся обстановку, направились на выход из посёлка. За околицей выход к реке Козубай был перегорожен заборами. Дорога вдоль реки тоже отсутствует. Сначала мы воспользова-лись дорогой, по которой должны были подойти к посёлку с северо-востока (Фото 137). По ней мы отклонились от реки почти на 2 км. Затем дорога разветвилась, и левая пересекла левый приток Козубая (Фото 138). По ней мы вышли на большую открытую поляну с пасущимися коровами. Здесь дорога кончилась, и мы, пройдя по поляне на север, начали подъём по открытому снежному склону, истоптанному скотиной (Фото 139). Поднявшись до высоты 1900м в 15.00 встали на обед. После встали на лыжи и продолжили подъём по склону параллельно долине реки. На подъёме опять применялась тактика челночного тропления без рюкзака. К концу дня постепенно вошли в долину реки. На высоте 2130м подошли к границе леса и в 18.30 встали на ночёвку. До плановой ночёвки № 13 не дошли 1,8 км. Таким образом, совершённый нами манёвр позволил нам сохранить отставание от графика на одни сутки с небольшим.

Фото 136. Посёлок Беляши (Джазатор)

Фото 137. Выходим из посёлка в северном направлении. Вид на юг, на посёлок.

Фото 138. Переход через левый приток р.Козубай.

Фото 139. Пастбища севернее посёлка Джазатор. Набираем высоту по левому берегу р.Козубай.

01.03.19

День 15

-6гр

р.Козубай - р.Тара

8,7 км

перепад высот : 2075-2337

H= 814 ( +516-298) м

ЧХВ: 5 ч. 45мин.

Утром шёл небольшой снег, небо затянуто, ветра нет (Фото 140). Выходим в 9.10 вверх по левому берегу Козубая по тропленой с вечера лыжне. Идёт набор высоты по безлесной узкой долине. Тропим челноком. На первом километре набираем 200м высоты. На пологом участке ручей поворачивает на северо-восток. В 11.30 мы пересекаем его и поднимаемся серпантином по склону с перепадом 60м на водораздел, за которым долина правого притока Козубая (Фото 141). Следующий километр полого подходим к руслу притока, а за ним опять 50 м набора на водораздел. За этим водоразделом уже нужная нам река Тара. Не разобравшись в обстановке из-за снежного заряда, лихо катимся к спуску в долину. У крутого борта вовремя останавливаемся и продолжаем движение вверх над долиной р.Тара (Фото 142). В 13.50 встаём на обед.

Река Тара течёт в узкой долине на 200м ниже её борта. После обеда идём по краю левого борта долины. Чтобы не удаляться от реки и не набирать лишнюю высоту, используем ступень залесённого склона для плавного спуска в долину реки (фото 143). Склон сильно нагружен снегом и на безлесных участках становится лавиноопасным. Решаем спускаться прямо вниз, используя для этого лесной участок (Фото 144). Крутизна склона около 30гр, приходится закладывать серпантин от дерева к дереву. Лыжи сильно утопают в снегу, зарываясь носками. Применяем метод нагружения лыжных пяток рюкзаком. В 16.20 спустились к реке. Она местами открыта. Идём по левому пологому берегу без рюкзака, прокладывая лыжню челноком. В 18.00 встаём на холодную ночёвку без дров и воды. Высота места 2350, до перевала Бара около 4 км, отставание от графика немного более одного дня.

Фото 140. Лагерь у границы зоны леса на ручье Козубай.

Фото 141. Водораздел между р.Козубай и его правым притоком.

Фото 142. Левый борт долины р.Тара.

Фото 143. Спуск в долину р.Тара вдоль по склону.

Фото 144. Спуск в долину р.Тара прямо вниз по склону.

02.03.19

День 16

-8гр

+3гр подлип

р.Тара - пер.Бара (1А) - р.Мештуайры

10,4 км

перепад высот : 2337-2750-2262

H= 977 ( +469-508) м

ЧХВ: 6 ч. 25мин.

Утром пасмурно, но осадков и ветра нет. В 9.05 вышли вверх по долине р.Тара. Из-за большого количества снега продолжаем тропление челноком без рюкзака. Через 40минут пересекаем левый приток Тары, текущий из района перевала Кама. Безлесные склоны левого борта долины довольно нагружены и могут быть лавиноопасны (Фото 145). В 10.30 пересекли русло р.Тара, поднимающееся на северо-восток, тропим по левому берегу правого притока (Фото 146). Его русло сильно врезается, а склоны круто поднимаются в направлении главного хребта. Закладываем серпантин, в 11.30 выползаем на моренное плато, начинающееся с высоты 2550м, и берём направление на перевал Бара (Фото 147). По пологому плато против часовой стрелки обходим озёрную котловину с ручьём, впадающим в правый приток. От неё поднимаемся по моренной гряде под гребень главного хребта и в 13.20 на высоте 2720 встаём на обед. До перевальной точки остаётся меньше километра.

Фото 145. Долина правого притока р.Тара

Фото 146. Долина р.Тары вид вниз.

Фото 147. Моренное плато перед осевой частью ЮЧХ.

Фото 148. Перевал Бара (1А).

Фото 149. пер.Бара. Начало спуска в снежную мульду.

К полудню температура поднимается до +3гр, очень ярко светит солнце. После обеда идём вдоль скально-осыпных склонов Южно-Чуйского хребта. В 15.30 выходим на перевал Бара в его западной части (Фото 148). Перевал имеет широкую седловину, но спуск с восточной и центральной части осложнён большим снежным карнизом (Фото 149). В западной части перевала можно прижиматься к снежно-осыпным склонам вершины 3022м и серпантином спуститься в снежную мульду северного склона. Мульда отгорожена от остального склона осыпной мореной, но на стыке морены с северо-восточным склоном г.3022 сформировался моренный жёлоб (Фото 150). По нему мы выходим на основной северный склон перевала Бара (Фото 151).

Фото 150. Северный склон пер. Бара. Выход из снежной мульды через моренный жёлоб.

Фото 151. Моренный жёлоб. Выход на северный основной склон пер.Бара.

На спуске по снежному склону перевала, являющемуся по сути северным склоном г.3022, испытываем долгожданное удовольствие от катания на лыжах (Фото 152). Для большей устойчивости волокуши переворачиваем вверх дном. В 16.20 спустились на первое озеро с урезом воды 2597м. Озеро закрыто глубоким слоем снега. Льда не видно. Проходим его в северо-восточном направлении и, приняв влево, начинаем спуск по руслу р.Мештуайры (Фото 153). Снег в русле достаточно плотный. Можно идти без тропления лыжни. Перед вторым озером русло сужает подходящая справа морена. В некоторых местах образуются перемёты с наддувами и проходимые на лыжах каменные завалы (Фото 154). В 17.20 спускаемся до второго озера. В его верхней части участок открытой воды (Фото 155). За озером каменный завал приходится проходить пешком (Фото 156). Только встав на лыжи, выходим на крутой, до 40гр снежный склон высотой 50м. Приходится пробивать ступени, уходя по диагонали влево вниз (Фото 157). Под склоном на безопасном расстоянии в 18.20 ставим лагерь в виду третьего озера. Дров ещё нет, готовим на горелках. До воды тоже копать не стали, использовали снег.

Фото 152. Вид с верхнего озера на спусковой склон перевала Бара и вершину 3022м.

Фото 153. Долина р.Мештуайры.

Фото 154. Узкое русло р.Мештуайры.

Фото 155. Второе озеро в русле р.Мештуайры.

Фото 156. Каменный завал в русле р.Мештуайры после второго озера.

Фото 158. Крутой снежный склон перед третьим озером.

03.03.19

День 17

-12гр ветер Ю

-5гр

р.Мештуайры - р.Караайры - р.Карагем

11,0 км

перепад высот : 2262-1639

H= 713 ( +21-691) м

ЧХВ: 6 ч. 05мин.

Утром ясно, с верха долины дует ветер. За день надо спуститься до р.Карагем. В 9.10 начинаем движение и через 20 минут проходим узкое третье озеро. Морена, перегородившая долину, и в русле образовала двадцатиметровую каменную пробку. Проходим её, опять сняв лыжи. В 10.10 вошли в лесную зону. В русле есть открытые участки с водой. Сначала по лесу идётся легко (Фото 159), но в районе первого левого притока уклон русла увеличивается. Оно становится труднопроходимо из-за больших камней и упавших деревьев. Продолжаем движение по руслу, применяя элементы лыжной акробатики (Фото 160). В 12.00 примерно на горизонтали 2000м поднимаемся из русла на левый лесной берег. В этом месте слева подходит ложбина, заросшая кустами, и для выхода из русла мы используем её склон. Левый лесной берег имеет крутизну до 35 гр. Около 100м траверсируем его, пробираясь среди больших деревьев (Фото 161). Постепенно слева подходит пологая терраса. Идём по ней, сбрасывая высоту к резко ушедшей вниз р.Мештуайры. На спуске Андрею в нос бьёт большая ветка. Идёт кровь. Останавливаемся для оказания помощи. К часу дня серпантином спускаемся вдоль второго левого притока к крутому берегу реки. Последние 10 метров пешком и цепляясь за кусты и деревья. Высота впадения притока 1831м. Русло Мештуайры стало положе и шире, много открытой воды. По снежным мостам переходим реку то на правый, то на левый берег (Фото 162). Везде много следов больших кошек. Проходим мимо свежих костей с красивыми рогами (Фото 163). Через ходку доходим до слияния с р.Оштуайры. Здесь начинается короткая р.Караайры (Фото 164). Переходим ещё более широкое русло р.Караайры на правый берег, к молодому лиственничнику, и в 14.20 встаём на обед.

Фото 159. Начало лесной зоны.

Фото 160. Русло с камнями и брёвнами.

Фото 161. Траверс лесного склона.

Фото 162. Низовья р.Мештуайры.

Фото 163.

Фото 164. Слияние р.Мештуайры и р.Оштуайры. От слияния начинается р.Караайры.

Фото 165. Долина р.Караайры в верхнем течении.

После обеда выходим вниз по широкой пойме р.Караайры (Фото 165). Она сложена галечными террасками разного уровня, среди которых петляет русло шириной 2-3м. Менее чем через 2 км долину заполняет наледь. Надеваем кошки. Сначала наледь сухая, но после впадения двух правых притоков становится мокрой со вспучившимся льдом (Фото 166). В конце наледи долина сужается и в 16.15 мы входим в узкий, заваленный брёвнами и камнями каньон (Фото 167-169). С правой стороны нависают отвесные скалы, слева подходит крутая моренная осыпь. Приходится пролезать под брёвнами и между валунами. Русло падает ступенями, образуя ледовые горки и чаши. Везде много следов и костей. Идём в кошках. Под снегом иногда проваливаемся в наледь. Перед поворотом каньона на северо-запад русло резко падает на 2 метра. Ниже ступени каньон особенно завален лесным хламом и камнями (Фото 170). Разведка каньона, произведённая Александром Щукиным, показала, что через 50 метров на дне каньона появляется вода и он становится непроходим. Решаем выйти из каньона, поднявшись по снежно-осыпному склону левого борта. Крутизна склона до 45гр, перепад 40 метров. Для подъёма волокуш наводим транспортные перила (Фото 171). К 17.40 завершаем подъём на левый борт долины. Он представляет собой лесной склон, постепенно разворачивающийся на север (Фото 172). Встаём на лыжи и, взяв направление на хорошо видную долину р.Каиндыодру (правый приток Карагема), обходим поворот каньона Караайры и прорубаемся напрямую к склону левого берега р.Карагем (Фото 173). Когда склон становится проходимее и положе, начинаем подворачивать к устью Караайры. В 18.45 спускаемся в широкую, открытую долину р.Карагем. На краю леса ставим лагерь (Фото 174). До открытого русла реки около 100м. Прокладываем к нему лыжную трассу для забора воды. Разведка показала, что русло р.Караайры на всём видимом участке тоже открыто. Утром придётся строить переправу.

Фото 166. Начало мокрой наледи.

Фото 167. Каньон Караайры, заваленный лесным хламом и камнями.

Фото 168. Спуск в ледовую чашу.

Фото 169. Рожки да ножки местных козликов.

Фото 170. Каньон перед поворотом на с-з. имеет высокую ступень. Саша ушёл на разведку каньона. Илья пробует осыпной склон.

Фото 171. Подъём из каньона с перильной страховкой.

Фото 172. Верх левого борта каньона Караайры.

Фото 173. Вид в сторону долины р.Карагем. Долина р.Караайры впадает справа.

Фото 174. Лагерь на левом берегу Карагема.

04.03.19

День 18

+5гр

-12гр

р.Карагем - м.н. ниже устья руч.Калынагач

12,0 км

перепад высот : 1639-1910

H= 384 ( +330-54) м

ЧХВ: 6 ч. 35мин.

Для продолжения маршрута нам надо было продвигаться вверх по р.Карагем. Для этого необходимо было переправиться через вскрытую р.Караайры, ширина которой везде была не уже четырёх метров. Ширина и полноводность Карагема была больше. Утром перед завтраком было определено место под строительство переправы. В 9.00, встав на лыжи, вышли к месту. Оно отвечало трём показателям. Во-первых, располагалось на 200 м выше устья, а значит ближе к стройматериалу, во-вторых, русло менее широкое и, в-третьих, посреди русла лежали большие камни, препятствующие прогибанию моста. Было уложено рядом несколько стволов до 10 см в диаметре. Отдельно переправляли рюкзаки и волокуши, страхуясь лыжными палками. В 9.50 все переправились на правый берег Караайры (Фото 175), после чего вернулись к р.Карагем и отправились вверх по её долине. Вверх от устья р.Караайры река Карагем была закрыта, но вскоре, войдя в узкий каньон опять местами открылась от льда (Фото 176). Для обхода прижимов пришлось искать ледовые мосты. В 10.40 прошли узкую часть каньона. Река на протяжении всего пути имеет открытые участки, а на более широких разливах сильно петляет и образует галечные гряды. В местах схода селей русло пробивается через моренные валы и сильно пересыпано обломочным материалом (Фото 179). К 12.00 прошли устье р.Камрю. Выше стало больше снежных участков.

Не доходя 800м до устья р.Канаоюк, в 13.20 встали на обед на правом берегу, над удобной промоиной. Пользуясь избытком дров и воды, варили супчик на костре. В 14.30 продолжили путь. Под толстым слоем снега в русле появилось много больших валунов. Тропящий то и дело утыкается лыжами в камень. Канаоюк прошли только в 15.20. Большие камни и провалы с промоинами сильно замедляют движение. Пробуем найти тропу на правом берегу, но зимой она быстро теряется. Возвращаемся на реку. В 18.00 прошли устье р.Калынагач. Открылся вид на гору, которая находится за Карагемской поляной. Перед ней в Карагем впадает р.Йолдоайры (Фото 180). После устья долина сильно расширяется и русло делится на несколько рукавов. Всё пойменное пространство между рукавами заросло кустарником и сильно истоптано местной лесной животиной. Спускаемся в пойму и тропим через кусты к группе больших деревьев в её центре. Там в 18.30, за 1,6км встаём на ночёвку (Фото 181).

Фото 175. Переправа через р.Караайры.

Фото 176. Каньон на р.Карагем выше устья р.Караайры.

Фото 177. р.Карагем.

Фото 178. Снежно-ледовые мосты на р.Карагем,

Фото 179. Русло р.Карагем перед впадением р.Камрю.

Фото 180. р.Карагем в районе устья р.Калынагач. Видно гору за Карагемской поляной.

Фото 181. Лагерь в долине Карагема перед Карагемской поляной. Вид вниз по Карагему.

05.03.19

День 19

+2гр

-8гр ветер ЮЗ

р.Карагем - р.Йолдоайры - руч. Паспалангачиоюк

11,6 км

перепад высот : 1910-2379

H= 590 ( +529-60) м

ЧХВ: 6 ч. 45мин.

Выходим в 8.43 по кустарниковым зарослям правого берега. Кустарники невысокие и вполне проходимы. Через два километра, в 10.05, пересекаем русло р.Йолдоайры. За ним узкая полоска леса и обширное открытое пространство. Это Карагемская поляна. Она является местом пересечения многих маршрутов (Фото 182). Летом здесь много оборудованных стоянок. Есть и капитальные строения. Одно стоит в юго-восточном углу поляны (Фото 183). Оно, видимо, ещё не достроено и используется только летом, так как печка стоит на земляном полу в сенях. На ней, видимо, пытаются варить во время дождя. Двери из сеней в избу отсутствуют (Фото 184,185). Недалеко от избы стоит стенд с описанием достопримечательностей Кош-Агачского района и правилами поведения в лесу. Сразу от стенда в лес, в южном направлении, отходит дорога (Фото 186). Вскоре она поворачивает на восток и резко набирает высоту. Дорога хорошо читается, но занесена снегом. Начинаем тропление челноком без рюкзака. Глубина тропления 30 см. Дорога обходит каньон Йолдоайры и постепенно набирает 150м, высоко поднимаясь над рекой. В 11.51 проходим мимо устья левого притока, ручья Атбажи (Фото 186). Набрав высоту до 2120м, дорога идёт на небольшое снижение и постепенно подходит к реке. В 13.30 обедаем и вскоре в районе правого притока спускаемся в русло р.Йолдоайры (Фото 187).

Фото 182. Карагемская поляна. Вид на верховья Карагема.

Фото 183. Стенд, поляна и изба.

Фото 184. «Тёплая» изба.

Фото 185. Сени с печкой.

Фото 186. Начало дороги, отходящей от поляны.

Фото 186. Внизу русло р.Йолдоайры. Вид . на левый приток, речей Атбажи.

Фото 187. Русло р.Йолдоайры выше правого притока.

Выше дорога идёт рядом с рекой, имеет резкие наборы и спуски и к тому же часто теряется. Поэтому проще идти по реке. Продолжаем тропить челноком. В 16.50 проходим впадение ручья Хавалюярык, а к 17.15 устье ручья Киренельдуярык с характерной жёлтой скалой напротив (Фото 188). Вскоре русло разветвляется на два параллельных рукава. Левый уходит на восток и поднимается к перевалу Карагемскому, образуя верховья р.Йолдоайры. Правый поворачивает на север и поднимается к перевалу Эренбурга. Это наш ручей под непонятным названием Паспалагачиоюк. В месте разветвления лес фактически кончается. Русло ручья поднимается невысокими скально-ледовыми ступенями. В некоторых местах имеет промоины (Фото 189). В 18.20 на относительно ровной площадке встаём на ночёвку. Высота лагеря 2390м. Воду удалось набрать из ручья. Готовили на горелках (Фото 190).

Фото 188. Русло р.Йолдоайры в районе устья ручья Киренельдуярык.

Фото 189. руч.Паспалагачиоюк.

Фото 190. Лагерь на руч.Паспалагачиоюк.

06.03.19

День 20

-8гр

-2гр ветер В

руч. Паспалангачиоюк - пер.Эренбурга (1А) - пр.прит.р.Джело

8,5 км

перепад высот : 2379 - 3089 - 2689

H= 1202 ( +749-453) м

ЧХВ: 6 ч. 15мин.

В 9.10 продолжили путь по правому берегу ручья Паспалагачиоюк в северо-восточном направлении. Через 300 метров русло повернуло на север, правый берег стал резко набирать высоту, а ручей прорезать каньон. На востоке открылся вид на пер.Карагемский (Фото 191). Поднявшись на 100м, долина выполаживается. Переходим на левый борт долины. Вверху долины виден ригель, отделяющий ручей от озёрной котловины (Фото 192). На высоте 2590м в ручей впадает левый приток, текущий с плато перевала Эренбурга.

Фото 191. Вид на пер.Карагемский.

Поднимаемся на 100м по склону слева от притока. Выше его русло круто поднимается по склону, образуя кулуар. Пересекаем русло притока и, закладывая серпантин, в 11.45 поднимаемся на первую ступень ригеля, высота 2720м (Фото 193). Через час поднимаемся на вторую ступень, она более крутая, хотя перепад всего 60 м. Ригель представляет собой снежно-осыпной склон до 35 гр, со скальными выходами. Третья ступень с перепадом 100м является последней. Проходим по её левой, более снежной и пологой части (Фото 194). С вершины ригеля (высота 2882м) открывается вид на озеро и перевальный взлёт перевала Эренбурга (Фото 195). Спускаемся на озеро и, пройдя до его северо-восточного берега, в 13.40 встаём на обед.

Подкрепившись, начинаем подъём по перевальному взлёту. На склоне средняя и мелкая смёрзшаяся осыпь крутизной до 35гр, с перепадом 200м (Фото 196 - 198гр). Сильно мешают волокуши, т.к. снега почти нет. В 16.10. вылезаем на плато перевала, высота 3050м. Альтернативой прямого подъёма по сыпучему склону служит подъём по руслу ручья, стекающего с плато и расположенного левее, но оно может быть забито снежной пробкой. Пологое плато тянется 1,3км до перевальной точки, набирая менее 40м по высоте (Фото 199). Погода и видимость портятся. В середине плато, в юго-восточном (ниже - в южном) направлении, стекает ручей, возвращающийся в долину Паспалагачиоюка. При плохой видимости можно уйти не туда. Определив верное направление, в 17.10 подходим к перевальному туру (Фото 200). В туре снимаем записку от 10.08. из Новосибирска, 2 к.с, руководитель Мостович В.А.

От перевальной точки на спуск идёт пологий снежный склон, протяжённостью 300м. На высоте 3040 начинается вершина скально-осыпного кулуара (Фото 201).

Фото 192. Вид из долины на первую ступень ригеля.

Фото 193. Первая ступень ригеля.

Прямой спуск в кулуар осложнён десятиметровым снежным наддувом с карнизом (Фото 202). Чтобы спуститься в кулуар, обходим на 200м его верхнюю часть слева и, сняв лыжи, от высоты 3000м спускаемся в него по снежному языку сн.ос. склона левого борта. Перепад 120м, протяж. 200м, крутизна до 35гр (Фото 203). Глубина снега доходит выше колен. В 18.00 спустились в кулуар. Его снежно-осыпное дно имеет уклон 25гр- 30гр, но снега гораздо меньше, чем на склоне левого борта (Фото 204). Первые 200 м крупная и средняя осыпь. Ниже 2700м кулуар переходит в полностью снежный жёлоб. Снег в нём плотный и при входе приходится пробивать ступени. Уклон до 20гр. Внизу снежный жёлоб переходит в долину ручья, текущего в озеро на правом борту долины р.Джело. В 18.40 доходим до плоского участка долины и встаём на ночёвку. Снега мало. Палатку растягиваем камнями. Для приготовления ужина используем лёд на ручье

Фото 194. Вторая ступень ригеля.

Фото 195. Спуск на озеро. Вид на перевальный взлёт пер.Эренбурга.

Фото 196. Западный склон перевала Эренбурга.

Фото 197. Осыпной склон перевального взлёта пер. Эренбурга.

Фото 198. Вид на озеро западного склона перевала Эренбурга.

Фото 199. Плато перевала Эренбурга.

Фото 200. У тура пер.Эренбурга. Верховая пурга. Видимость плохая.

Фото 201. Восточный склон плато пер.Эренбурга. Подходим к спусковому кулуару.

Фото 202. У вершины восточного кулуара на спуске с пер.Эренбурга.

Фото 203. Склон левого борта кулуара.

Фото 204. Вид в сторону долины р.Джело.

07.03.19

День 21

-14гр

-4гр

-22гр

пр.прит.р.Джело - р.Джело - руч.Тураоюк -лев.исток

9,2 км

перепад высот : 2689-2480-3234

H= 941 ( +751-189) м

ЧХВ: 6 ч. 10 мин.

Утром ясно. Выходим на лыжах вниз по руслу ручья. Местами оно покрыто сухими наледями или открытым льдом (Фото 205). Через полчаса выкатываемся на южный край озера (Фото 206). Оно находится на высоте 2604м, на боковой террасе и выше русла реки Джело на 150м. Из озера в сторону реки вытекает ручей, образуя каньон с ледовыми ступенями. Спуск по нему очень трудоёмок (Фото 207, 208). Хороший спуск находим от восточного берега озера, левее холма, расположенного слева от каньона. Спускаемся по снежно-осыпному склону крутизной до 25гр, в северном направлении, к устью ручья Тураоюк (Фото 209). В 11.30 спустились на русло р.Джело на высоте 2445м. (Фото 210). Дальше наш путь лежит вверх по ручью Тураоюк, к южным склонам г.Купол Трёх Озёр. Русло ручья от устья ожидаемо поднимается в каньоне. Чтобы обойти каньон и оказаться в пологой висячей долине ручья, поднимаемся по левому борту долины р.Джело ниже впадения ручья (Фото 211). Для этого, закладывая серпантин, в 12.40 вылезаем на полку хорошо читаемой террасы. Перепад до полки около 150 м, уклон до 30гр, тропим каруселью (не снимая рюкзаков). На полке меняем направление и движемся с небольшим набором в сторону ручья Тураоюк. В 13.22 на горизонтали 2700, у верхней части каньона встаём на обед.

Фото 205. Ледовое русло ручья, стекающего с пер.Эренбурга.

Фото 206. Терраса с озером на правом борту долины р.Джело. Группа спускается на озеро и затем уходит влево от каньона.

Фото 207. Южный край озера с каньоном ручья, впадающего в р.Джело.

После обеда продолжаем движение в верховья ручья Тураоюк по левому борту долины. Тонкий слой снега протаивает до камней. Камус, попадая на такие места, начинает обледеневать. Держим направление на слияние истоков Тураоюка, травянистые участки с мокрым снегом и курчавые скалы (Фото 212). Выше каньона идёт расширение долины и разветвление русла на два истока. Налево уходит правый исток, текущий с перевала Кзылташ. Направо левый, поднимающийся к южному склону г.Купол. За время похода физические силы группы несколько истощились, и мы принимаем решение идти не через перевал Кзылташ (2А), а по запасному варианту, через перевал и вершину Купол (1Б), что соответствует запасному варианту № 3. В 15.13 подходим к месту разветвления русла на высоте 2752м. (Фото 213) и продолжаем подъём по левому истоку.

Фото 208. Ледовый каньон ручья ( правого притока р.Джело), вытекающего из озера 2604м. Видны заходы на перевалы Кзылташ и Купол

Фото 209. Спуск в долину р.Джело. Видна полка на террасе левого борта долины р.Джело.

Фото 210. Русло р.Джело. Вид на каньон ручья Тураоюк.

Фото 211. Русло р.Джело (вид вниз по течению). Начало подъёма на полку левого борта долины.

Фото 212. Левый борт висячей долины ручья Тураоюк.

Фото 213. Подходим к месту слияния истоков ручья Тураоюк.

В 15.50, через 600 м, подошли к скальному затвору при входе в каньон на высоте 2867м (Фото 214). Летом тропа проходит по скалам и поднимается по правому скально-осыпному борту ручья. Зимой можно пройти по ледово-скальным ступеням по дну каньона (Фото 215 - 217). Для прохода по каньону надеваем кошки и каски. Ледовые ступени, образованные замёрзшим ручьём, имеют высоту от 0,5 до 1,5м. Всего насчитали 8 ступеней. В самом узком месте каньон сужается до 2м. Протяжённость участка до 80м. Выше каньон расширяется до 5-8 м, дно сн.лд. с уклоном до 20гр (Фото 218). Борта переходят в снежно-осыпные, а дно в снежно-ледовый жёлоб. В верхней части каньона снова встретили свежие следы большой кошки, спускающиеся с перевала (Фото 219). Видимо мы спугнули хищника, т.к. он резко затормозил и, совершив огромный прыжок в сторону, ушёл по осыпи вправо. В 18.30 в месте перехода каньона-жёлоба в склоны вершины мы организовали ночёвку. Высота 3250м. Общий перепад каньона 400м, протяжённость 2 км. Солнце спряталось за горой и резко похолодало до -22грС.

Фото 214. Подходим к скальному затвору, из-за которого вытекает левый исток Тураоюка.

Фото 215. Заходим в каньон.

Фото 216. Ледовые ступени в начале каньона левого истока руч.Тураоюк.

Фото 217. Узкие места с каменными завалами.

Фото 218. Расширение каньона и переход его в снежно-ледовый жёлоб.

Фото 219. Свежие следы барса.

08.03.19

День 22

-19гр

-6гр

-16гр

лев.исток руч.Тураоюк - г.Купол 3556м (пер.1Б) - р.Бол.Актуру

7,4 км

перепад высот : 3234 - 3556 - 2156

H= 1970 ( +437-1532) м

ЧХВ: 5 ч. 35 мин.

Утром ясно и морозно. Слабый ветерок сверху. Вершина г.Купол в прямой видимости. До неё около одного километра и 310м набора высоты. Надеваем кошки и в 9.30 начинаем подъём к вершине, страхуясь лыжными палками (Фото 220). Снежно-ледовый склон местами присыпан мелкой осыпью и постепенно увеличивает крутизну до 30гр. Закладываем слабый серпантин. В 10.55 вся команда поднимается на каменистое плато вершины (Фото 221). На плато мало снега, многие камни торчат вертикально, но при необходимости можно найти место для ночёвки. В районе высшей точки много следов от ботинок с кошками. Вероятно, это поднимались альпинисты из альплагеря Актру. В туре записок нет. Совершаем поздравительные звонки жёнам по мобильной связи. Связь устойчивая. Предварительно договариваемся с водителями по месту и срокам нашего выезда. Во все стороны с вершины открыта стопроцентная видимость (Фото 222 - 224). В 12 ч. начинаем спуск с вершинного плато в сторону перевала Купол (Фото 225), пытаясь подрезать следы поднимавшихся из альплагеря, но их, вероятно, сдуло с ледового склона. От перевала вниз ведёт ледовый склон, местами закрытый снежными надувами (Фото 226) Крутизна до 30гр, протяжённость 1,5 км. и перепад 500м. Спуск проходит западнее осевой линии ледника, спускающегося с вершины Купол на север. При прямом спуске с вершины попадаешь в зону закрытых трещин! Снежно-ледовый склон ниже горизонтали 3100м переходит в пологую широкую морену, с западного склона которой стекает ручей Водопадный. В центре морены, на высоте 3040м, находится домик томских гляциологов. В 13.20 подходим к нему и становимся на обед. Сам домик частично забит снегом, но при необходимости его можно привести в жилое состояние (Фото 227, 228).

После обеда продолжили спуск по морене в северном направлении. В нижней части склона подсекли натоптанную тропу. Через 500м снежно-осыпной склон становится круче, до 35гр. Здесь он спускается к «Зелёной гостинице», пологому участку, вытянутому на 250м между двумя осыпными склонами, нависающими над ним с севера и юга. Перепад на крутом участке спуска до 60 м. По вьющейся серпантином тропе в 14.30 спустились к «Зелёной гостинице» (Фото 229, 230). Её западный край расположен на высоте 2810м. Здесь начинается снежно-скально-осыпной кулуар протяжённостью 900м с перепадом 600м и крутизной до 40гр. Перед спуском разбираем волокуши и всё содержимое складываем в рюкзак. Лыжи тоже вставляем за стяжки рюкзака. Надеваем каски и поправляем кошки. В 15.00 начинаем спуск, придерживаясь следов и страхуясь лыжными палками. Спуск в основном проходит по участкам плотного наста (фактически фирна), на котором кошки держат хорошо, но ступени не пробиваются. Часто «тропа» проходит по крупно- и среднеобломочным, камнеопасным участкам (Фото 231,232). В нижней части, на высоте около 2400м, кулуар осложняется скальным участком крутизной до 90гр на протяжении 40м. Раньше, зимой 2011г., мы проходили его по дну кулуара, вешая 120м перил. Сейчас «тропа» идёт здесь по правому борту кулуара и подводит к отвесным скалам. Для спуска в кулуар по скалам провешены тросы и поручни. Используя оборудованную тропу, спускаемся под левый борт кулуара (Фото 233-235). Ниже кулуар расширяется и вниз уходит снежно-осыпной склон крутизной до 30гр. На высоте 2200м склон выходит в большую долину реки Актуру (Фото 236). В 16.50 мы заканчиваем спуск с перевала Купол. От спускового кулуара по долине проходят тропы, идущие от альплагеря Актуру. Долина залесённая и достаточно пологая. В 17.30 встаём на ночёвку в районе озера Сачки. Вечером идём на разведку в лагерь и у местных инструкторов узнаём о состоянии дороги в посёлок Курай и переправы через р.Чуя, после чего связываемся с бийскими водителями по мобильной сети.

Фото 220. Начало подъёма на вершину Купол Трёх Озёр.

Фото 221. Выход на каменистое плато вершины Купол.

Фото 222. На высшей точке г.Купол Трёх Озёр в 2017 г. установили табличку.

Фото 223. Табличка на высшей точке вершины.

Фото 224. Вид с г.Купол Трёх Озёр на пик Актру.

Фото 225. Спуск с вершины Купол Трёх Озёр на пер. Купол и дальше в долину р.Актуру

Фото 226. Спуск по ледовому склону с пер.Купол в сторону истоков руч.Водопадного.

Фото 227. Вид на северные склоны горы и перевала Купол от домика Гляциологов.

Фото 228. Вид на ледник и гору Актру.

Фото 229. Спуск к «Зелёной гостинице».

Фото 230. «Зелёная гостиница». Виден вход в спусковой кулуар.

Фото 231. Верхняя часть спускового кулуара пер.Купол.

Фото 232. Правый борт кулуара.

Фото 233. Правый борт кулуара перед скальным спуском в кулуар.

Фото 234. Спуск по оборудованному участку тропы на скалах правого борта кулуара.

Фото 235. Вид на скальный участок и старый вариант спуска из кулуара.

Фото 236. Долина р.Актуру. Вид на оз.Сачки.

03.03.19

День 23

-14гр

-10гр

р.Бол.Актуру - Курайская Степь - р.Чуя - пос.Курай

26 км

перепад высот : 2156-1498

H= 699 ( +20-678) м

ЧХВ: 6 ч. 45 мин.

В 8.10 вышли в направлении посёлка Курай. Сначала по дороге прошли альплагерь и метеостанцию. Среди немногочисленных туристов встретились немолодые горнолыжники из Австрии. Узнали, что в Курай пойдёт машина, но левых пассажиров она не берёт. Продолжаем идти пешком, наслаждаясь глубокой колеёй зимника. На широком разливе р.Актуру открылся вид на г.Караташ и пер.Кзылташ (Фото 237, 238). После зоны широких разливов вошли в лесную зону. Здесь при общем падении рельефа чередовались короткие подъёмы и спуски. При желании можно катиться на лыжах, но в некоторых местах перемёрзшие ручьи образуют мокрые наледи, перекрывая всю дорогу. Впереди открылся вид на Курайский хребет (Фото 239), находящийся за Курайской степью. В 11.15 дошли до Перевалки. В ней никого нет до летнего сезона. Перед Перевалкой по мосту пересекли вскрывшуюся уже р.Актуру. Через полкилометра вышли из леса в Курайскую степь (Фото 240). Придерживаясь дороги, обошли г.Актуру (1784м) и в 13.30 на спуске в лог Аккобы встали на обед. Температура близка к 0грС, вследствие очень тонкого снежного покрова на дороге образуются лужи и грязь, перемешанная с навозом. Стараемся идти по снежной поверхности, но она уже не держит. В степи начинается весна (Фото 241). В 15.40 по мостику пересекаем р.Тюте и через 20 минут по зимнику переходим протоки р.Чуя. Она ещё не начала вскрываться. За рекой лесной массив, в котором при необходимости можно встать на ночёвку, ожидая транспорт. Но мы договорились через инструкторов альплагеря с местным жителем о ночлеге в посёлке Кызылташ, поэтому идём дальше (телефон 89635100233 Данила, 500 р. с носа). В 16.44 заходим в «пригород» Курая, посёлок Кызылташ. Мужское население посёлка по случаю вчерашнего женского праздника в слегка «уставшем» состоянии. Магазины в посёлке работают допоздна (Фото 242). Разместившись с комфортом, закупив свежего хлеба и колбасы, готовимся к раннему завтрашнему отъезду домой.

Фото 237. г.Караташ из долины р.Актуру.

Фото 238. Группа на фоне г.Караташ и пер.Кзылташ.

Фото 239. Вид на Курайский хребет с лесного склона долины р.Актуру.

Фото 240. Курайская степь. Вид на север.

Фото 241. Курайская степь. Вид назад, на юг, на Северо-Чуйский хребет.

Фото 242. Посёлок Кызылташ. Центральная улица.

Определение категории сложности маршрута

Анализ параметров маршрута по методике М.Ю.Васильева, принятой до 2020г.

Протяжённость маршрута: П = к Д

к - коэффициент генерализации

Д - длина маршрута по карте.

П = к Д = 1.2 204 = 245 км.

П = 245> П min = 240

1. Продолжительность маршрута t = 22 дня при t min = 16.
  2. Соответствие минимальному количеству ЛП: ЛП = 8 > ЛП min = 6.
  3. Суммарный перепад высот В = 18,6 км. > В min = 9.
  4. Работа Т по преодолению ЛП исходя из таблицы :

1. Эквивалентная протяжённость маршрута : ЭП = П + 5 ТС

ЭП = 245 + 5 х 56,6 = 528

ЭП = 528 > ЭП min = 450

Сравнительный анализ параметров маршрута показывает, что он соответствует маршруту пятой категории сложности по всем параметрам.

Сквозное прохождение через посёлок Джазатор было вынужденным действием для постановки на учёт в пограничной зоне. Продовольствие в посёлке не пополнялось и отдых не устраивался, поэтому мы считаем, что это не ведёт к снижению автономности. Но даже если прохождение через посёлок рассматривать как действие снижающее автономность, то ЭП факт = Кавт х ЭП = 0,88 х 528 = 464 , что больше ЭП min = 450.

Потенциально опасные участки маршрута и способы их преодоления

1. Скально-ледово-осыпные, снежно-осыпные и ледовые склоны перевалов и вершин требуют тщательного выбора пути, повышенного внимания и организации командной страховки и самостраховки при преодолении. На подъёме и спуске с перевала Ключ Южный и пик Ксения для перильной страховки и на станциях использовались ледобуры. На перевале Тронова перила наводились при помощи расходных петель и крючьев. Необходимы кошки для прохождения перевалов Ключ Южный, Ленинградский, Тронова, Эренбурга, Купол и пика Ксения, а также участков ледников Софийского и Тронова. На пике Ксения и перевале Ленинградский проводилась рубка ступеней на жёстком снежном склоне
  2. Ледовые и наледные участки на реках Талдура, Аккол, Мештуайры, Караайры, Карагем, Йолдоайры, Тураоюк. Выбирался безопасный маршрут прохождения, исключающий намокание и проваливание, при необходимости используются кошки. Самостраховка палками.
  3. Камнеопасные склоны на перевалах Некрасова, Ленинградский, Тронова, Эренбурга, Купол, пик Ксения и каньоны на реках Караайры и Тураоюк. Обязательно прохождение в касках, на склонах необходимо избегать расположения участников друг над другом за исключением движения плотной группой. При необходимости поочерёдное прохождение участка с ожиданием участников в безопасном месте.
  4. Переправы через открытые реки и движение по частично вскрытым руслам. Реки Карагем и Караайры в нижнем течении были вскрыты полностью. Для переправы пришлось сооружать мост из местного сухостоя. Реки Тюнь, Мештуайры, Карагем, Йолдоайры были частично вскрыты и приходилось часто искать проходы по снежно-ледовым мостам, обходить прижимы, соблюдая меры предосторожности и не нагружая опасные участки. При возможности выходили на берег. Самостраховка палками и соблюдение дистанции.
  1. Лавиноопасные склоны в нижней части Софийского ледника, на перевалах Ленинградский, Тронова, Бара, Эренбурга и при движении в верховьях рек Тюнь Восточный, Козубай, Тара, Мештуайры. Приходятся по безопасной траектории: по линии тальвега, либо по контрфорсам, по возможности под прикрытием групп деревьев и камней. При необходимости участок проходится по одному с выставлением наблюдателей и при использовании лавинной ленты.
  2. Трещины на закрытых ледниках встречались: на Талдуринском под перевалами Ключ Южный и перед верхней ступенью пер.Тронова, на Софийском под пер.Ключ Южный, под г.Ксения (зап. склон и за сев. окончанием) и на переломе у сев. окончания г.Сестра. Большие участки обходятся на лыжах, при необходимости в связках. Локальные бергшрунды проходятся с командной страховкой.

Географические точки маршрута

1 Бельтир ( 49гр58,590/ 88гр09,789)1952 м 0 км 2019 02 15 19:57:59

2 Ночевка 1 ( 49гр58,355/ 88гр07,822)1954 м 2 км 2019 02 15 21:59:02

3 устье р.Имэне ( 49гр57,848/ 88гр01,362)2004 м 10 км 2019 02 16 11:44:53

4 Обед, перед зим.Талдура ( 49гр57,877/ 87гр58,140)2043 м 14 км 2019 02 16 13:08:46

5 Ночевка 2, устье р.Джело ( 49гр57,245/ 87гр52,745)2079 м 21 км 2019 02 17 08:59:53

6 устье р.Мохрооюк ( 49гр56,059/ 87гр50,570)2140 м 25 км 2019 02 17

7 заход на пер.Теустан ( 49гр55,319/ 87гр50,442)2163 м 26 км 2019 02 17

8 мост перед водопадом ( 49гр54,288/ 87гр50,049)2248 м 29 км 2019 02 17 11:54:44

9 зим.Кокярык ( 49гр53,755/ 87гр49,401)2285 м 30 км 2019 02 17 12:45:57

10 Обед, перед зим.Куйташ ( 49гр53,267/ 87гр48,351)2318 м 32 км 2019 02 17 13:25:00

11 заход на пер.Ленинградский ( 49гр52,292/ 87гр45,857)2358 м 35 км 2019 02 17 15:46:56

12 Ночевка 3 ( 49гр51,682/ 87гр44,658)2380 м 37 км 2019 02 18 08:24:05

13 Обед, ледн.Некрасова ( 49гр49,964/ 87гр44,679)2922 м 41 км 2019 02 18 13:41:39

14 пер.Некрасова ( 49гр49,351/ 87гр43,891)3210 м 43 км 2019 02 18 16:25:47

15 Ночевка 4 ( 49гр49,153/ 87гр43,796)3122 м 43 км 2019 02 18 18:31:59

16 Ночевка 5 ( 49гр48,323/ 87гр43,829)3640 м 45 км 2019 02 19

17 пер.Ключ Южный ( 49гр48,314/ 87гр43,846)3640 м 45 км 2019 02 20 20:03:53

18 подножье пер.Ключ Южный ( 49гр48,178/ 87гр44,025)3466 м 45 км 2019 02 20 11:38:04

19 выход на седло г.Ксения ( 49гр46,941/ 87гр44,766)3475 м 48 км 2019 02 20 17:07:02

20 г.Ксения ( 49гр46,848/ 87гр44,603)3633 м 48 км 2019 02 20 18:03:18

21 Ночевка 6 ( 49гр47,177/ 87гр44,649)3294 м 49 км 2019 02 20 19:26:09

22 зона трещин под г.Ксения ( 49гр47,212/ 87гр45,375)3191 м 50 км 2019 02 21 10:54:02

23 ледопад под г.Сестра ( 49гр47,569/ 87гр47,011)2881 м 52 км 2019 02 21 12:05:44

24 Обед, конец ледн.Софийский ( 49гр48,411/ 87гр48,780)2479 м 55 км 2019 02 21 14:31:16

25 оз.Аккол ( 49гр48,665/ 87гр49,667)2452 м 56 км 2019 02 21 15:39:45

26 край конечной моренны ( 49гр48,922/ 87гр50,623)2407 м 57 км 2019 02 21 16:33:25

27 Ночевка 7 ( 49гр50,233/ 87гр52,798)2344 м 61 км 2019 02 22 08:54:32

28 начало обхода каньона ( 49гр50,412/ 87гр52,823)2335 м 62 км 2019 02 22 09:02:09

29 верхний край каньона ( 49гр50,735/ 87гр52,167)2573 м 63 км 2019 02 22 10:50:30 177

30 Обед, озеро ( 49гр50,827/ 87гр49,557)2716 м 66 км 2019 02 22 12:57:27

31 Ночевка 8 ( 49гр51,068/ 87гр48,287)3020 м 68 км 2019 02 22 17:20:38

32 пер.Ленинградский ( 49гр51,152/ 87гр47,796)3300 м 69 км 2019 02 23 10:43:48

33 Обед, начало каньона ( 49гр51,795/ 87гр46,494)2773 м 71 км 2019 02 23 13:22:30

34 Ночевка 9 ( 49гр51,761/ 87гр44,684)2372 м 74 км 2019 02 24 08:50:40

35 начало современного ледника ( 49гр49,949/ 87гр41,902)2479 м 79 км 2019 02 24 11:35:39

36 Обед, ледн.Бол.Талдура ( 49гр49,824/ 87гр41,439)2569 м 80 км 2019 02 24 13:23:46

37 восточный нунатак ( 49гр49,448/ 87гр39,934)2921 м 82 км 2019 02 24 15:42:45

38 Ночевка 10 ( 49гр49,180/ 87гр38,861)3164 м 83 км 2019 02 25 09:02:17

39 пер.Тронова ( 49гр49,061/ 87гр38,016)3460 м 85 км 2019 02 25 15:06:31

40 Ночевка 11 ( 49гр48,962/ 87гр37,874)3298 м 85 км 2019 02 25 17:26:12

41 подножье перевального взлета ( 49гр48,810/ 87гр37,918)3199 м 85 км 2019 02 26 10:45:43

42 выход из цирка ледн.Тронова ( 49гр47,423/ 87гр37,560)2758 м 88 км 2019 02 26 12:25:03

43 Обед, р.Тюнь ( 49гр46,530/ 87гр36,612)2301 м 90 км 2019 02 26 14:51:09

44 Ночевка 12 ( 49гр44,596/ 87гр33,120)2059 м 97 км 2019 02 27 09:16:51

45 дорога на водораздел ( 49гр43,897/ 87гр32,551)2015 м 98 км 2019 02 27 11:07:38

46 выход на борт долины ( 49гр43,861/ 87гр32,392)2091 м 99 км 2019 02 27 11:53:30

47 Обед, водораздел ( 49гр43,138/ 87гр31,357)2064 м 101 км 2019 02 27 14:37:44

48 долина р.Джазатор ( 49гр41,636/ 87гр30,714)1608 м 104 км 2019 02 27 17:31:34

49 дорога на Беляши ( 49гр41,459/ 87гр30,505)1593 м 104 км 2019 02 27 18:16:29

50 Ночевка 13 ( 49гр41,386/ 87гр27,597)1590 м 108 км 2019 02 28 08:09:37

51 пос.Джазатор ( 49гр42,421/ 87гр25,289)1578 м 112 км 2019 02 28 11:46:22

52 Обед, пастбище ( 49гр44,315/ 87гр27,147)1867 м 116 км 2019 02 28 14:45:10

53 Ночевка 14 ( 49гр45,330/ 87гр27,412)2075 м 118 км 2019 03 01 08:15:30

54 правый борт Козубая ( 49гр45,987/ 87гр27,403)2379 м 120 км 2019 03 01 11:29:04

55 правый приток Козубая ( 49гр46,475/ 87гр27,454)2380 м 121 км 2019 03 01 12:38:50

56 Обед, перед р.Тара ( 49гр46,779/ 87гр27,247)2383 м 123 км 2019 03 01 13:47:56

57 р.Тара ( 49гр47,091/ 87гр27,150)2194 м 124 км 2019 03 01 16:43:00

58 Ночевка 15 ( 49гр48,083/ 87гр27,139)2337 м 126 км 2019 03 02 09:23:18

59 поворот на пер.Кама ( 49гр48,366/ 87гр27,008)2433 м 126 км 2019 03 02 09:45:06 178

60 Обед, перед пер.Бара ( 49гр49,444/ 87гр25,895)2719 м 129 км 2019 03 02 13:20:21

61 пер.Бара ( 49гр49,973/ 87гр25,895)2750 м 130 км 2019 03 02 16:06:10

62 верхнее озеро ( 49гр50,201/ 87гр25,628)2603 м 131 км 2019 03 02 16:32:34

63 среднее озеро ( 49гр51,015/ 87гр27,048)2377 м 133 км 2019 03 02 17:47:52

64 Ночевка 16 ( 49гр51,465/ 87гр27,544)2262 м 134 км 2019 03 03 09:27:57

65 нижнее озеро ( 49гр51,711/ 87гр27,688)2300 м 135 км 2019 03 03 09:39:34

66 Обед, р.Караайрыы ( 49гр53,848/ 87гр30,117)1780 м 140 км 2019 03 03 14:18:56

67 начало каньона Караайры ( 49гр54,930/ 87гр29,496)1702 м 142 км 2019 03 03 16:13:47

68 Ночевка 17 ( 49гр55,402/ 87гр28,839)1639 м 143 км 2019 03 04 09:15:35

69 устье р.Камрю ( 49гр56,447/ 87гр30,979)1763 м 147 км 2019 03 04 12:23:08

70 Обед, перед р.Канаоюк ( 49гр56,801/ 87гр32,235)1791 м 149 км 2019 03 04 13:07:47

71 устье р.Канаоюк ( 49гр56,830/ 87гр000330)1832 м 150 км 2019 03 04 15:23:40

72 устье р.Калынагач ( 49гр56,992/ 87гр35,072)1904 м 153 км 2019 03 04 18:12:21

73 Ночевка 18 ( 49гр57,175/ 87гр35,673)1910 м 153 км 2019 03 05 08:43:40

74 Карагемская поляна ( 49гр57,762/ 87гр37,283)1959 м 156 км 2019 03 05 10:17:51

75 устье р.Атбажи ( 49гр57,739/ 87гр38,111)2083 м 157 км 2019 03 05 11:51:54

76 Обед, р.Иолдо-Айры ( 49гр57,571/ 87гр39,271)2116 м 158 км 2019 03 05 13:34:49

77 устье р.Киренэльдуярык ( 49гр57,430/ 87гр42,067)2276 м 162 км 2019 03 05 17:01:44

78 Ночевка 19 ( 49гр57,817/ 87гр42,818)2379 м 163 км 2019 03 06 09:33:08

79 Обед, озеро ( 49гр59,674/ 87гр42,906)2836 м 167 км 2019 03 06 13:33:24

80 пер.Эренбурга ( 49гр59,829/ 87гр44,132)3089 м 169 км 2019 03 06 17:13:31

81 верх спускового кулуара ( 49гр59,798/ 87гр44,350)3042 м 169 км 2019 03 06 17:39:32

82 Ночевка 20 ( 49гр59,607/ 87гр44,990)2689 м 170 км 2019 03 06 18:49:16

83 озеро правого притока р.Джело ( 49гр59,748/ 87гр45,666)2626 м 171 км 2019 03 07 10:32:12

84 р.Джело ( 50гр00,422/ 87гр45,555)2445 м 172 км 2019 03 07 12:00:54

85 Обед, р.Тураоюк ( 50гр00,802/ 87гр45,695)2697 м 174 км 2019 03 07 13:22:24

86 вилка заходов на пер.Кзылташ-пер.Купол( 50гр01,384/ 87гр46,134)2752 м 175 км 2019 03 07 15:13:16

87 Ночевка 21 ( 50гр02,375/ 87гр47,738)3234 м 178 км 2019 03 08 09:49:23

88 г.Купол Трех Озер ( 50гр02,869/ 87гр47,537)3556 м 179 км 2019 03 08 10:55:00

89 Обед, домик гляциологов ( 50гр03,768/ 87гр47,373)3051 м 181 км 2019 03 08 13:14:21 179

90 Зеленая Гостиница ( 50гр04,184/ 87гр47,028)2797 м 182 км 2019 03 08 15:06:51

91 Ночевка 22, оз.Сачки ( 50гр04,730/ 87гр46,628)2156 м 184 км 2019 03 08 17:48:06

92 Метеостанция Актру ( 50гр04,956/ 87гр46,745)2120 м 184 км 2019 03 09 08:50:56

93 Перевалка ( 50гр08,634/ 87гр48,605)1776 м 192 км 2019 03 09 11:03:56

7,3

Хомуты для цк

0,1

Ножовка (для снега и дров)

0,35

Скатерть и рукавица

Горелка мультитопливная с баллоном

1,7

Горелка мультитопливная с баллоном и джетбойлом

1,2

Топливо ( бензин галоша)

12л

8,4

Специальное снаряжение (на одного человека)

Количество

Бинт трубчатый для пальца

Локтя

колена

Лейкопластырь рулонный (3 см)

Лейкопластырь бактерицидный

Трамал (трамадол)

Амелотекс

Випросал или Финалгон

От головн. боли при пониж. давлении.

От головн. боли при повыш. давлении.

Не употребл. более 2 дней

Очень сильное, безболивает на 5 часов

НПВС (нестероидное противовоспалит.) боль в суставах

При мышечной боли. (проверить на аллергию!!!)

10 табл.

Йод

Метрогил (см. ниже)

Полоскание горла, промывание глаз

Промывание ранок, очищение горла от налётов

Мозоли, занозы, ранки.

Согревающая сетка, мелк. царапины

Обработка ранок, царапин, в том числе и на слизистой.

См. ниже

При обморожениях

При пузырях левомеколь (см. ниже) после стерильного вскрытия пузырей

От ожогов

Левомеколь (при нагноении)

См. ниже

Противовоспали-тельные наружные

При повреждении кожи

Без повреждения кожи, боли в костях, связках

(НПВС)

Тетрациклиновая мазь во внутр.угол глаза

Метрогил гель стоматологический (Не украинский!!!)

Стрептоцид в порошке

Зелёнка (см. выше)

Левомеколь!

(нельзя на слизистые!!! Не более 7 дней!!!)

Амелотекс (мазь и таблетки) см. выше в обезбол-щих.

Антибиот.при ячмене, фурункуле, герпесе.

Антибиотик, предупреждает и лечит загноение мелких ранок,

опрелости, потёртости, на слизистой

Сорванные мозоли, опрелости, потёртости

Снимает воспаление в мягких тканях!, обеззараживает.

Для лечения наружных гнойно-некротических процессов в открытых ранах, ожогах.

НПВС (нестероидное противовоспалительное)

10 разовых

См. выше

Жаропонижающие

Парацетамол или ибупрофен

(только при длительной высокой температуре и темп. выше 39,4

20 табл. любых

Антибиотики

(бесполезны при гриппе и ОРВИ, не лечат кашель)

Хемомицин

Цифран

Амоксициллин

Почти универсальный, курс лечения 3 дня!

Лёгочные инфекции и другие.

Инфекции горла, уха

1-2 курса

1 курс

Отхаркивающие

Бромгексин или Амброксол,

Ацетилцистеин

кашель

Сильное! Бронхит, трахеит, отит, бронх. астма

40 табл.

Сульфацил натрия

Ушные

Норфлоксацин

Софрадекс помогает при травмах глаза и при отите!!!

Зубные

Эпоксидная смола

Кольца для палок

Ремнабор использовался для :

1. Ремонт колец на палках. (истирание стропы), использовали стропу, шайбы,малые болты с гайками, отвёртка, шило, плоскогубцы, стальной гвоздь.
  2. Ремонт сапог «Баффин». (зашивание разошедшихся швов, установка заплат в местах протирания), использовали иглы, капроновые нитки, куски капрона и стропы, резиновый клей.
  3. Замена одного тросика. (перетирание тросика на креплениях), запасной тросик.
  4. Треснула коробка крепления. Могло понадобиться запасное.
  5. Замена пряжки на поясе рюкзака. Поставили запасную.
  6. Замена пряжки на рюкзаке. Поставили запасную.
  7. Закрепление отклеивающегося камуса. Использовали армированный скотч, киперку, шнур капроновый.

Размышления реммастера:

В плане долгой подготовки к походу есть смысл ориентировать участников по поводу вариантов тросиковых креплений: крепления Вертикаль (были у меня и ещё кого-то) гораздо толще и прочнее, чем Азимут (были у Кости). У Вертикали сама конфигурация платформы другая, там не может возникнуть Костиной проблемы. Ну а самые прочные тросиковые - это Бойцовские. Не знаю, есть ли они сейчас в продаже, но выглядят очень кондово.

- бывает, что мультитул неплохо вписывается в ремнабор.

- если рассматривать возможную замену креплений, я бы брал в ремнабор двухкомпонентный клей по типу эпоксидки (или её и брать, просто в малых объёмах). Чтобы посадить на клей шурупы и саму платформу крепления. Однажды видел, как крепления, установленные дома без клея эпоксидки , вырывались, хотя ботинки у участника были не жёсткие. С тех пор боюсь и ставлю на эпоксидку.

Это просто мой взгляд, не настаиваю, личный опыт у всех разный.

Надо с собой: 1. Пряжки для ремонта рюкзака (дополнительно)

1. Иглы тонкие, напёрсток и нитковдёргиватель.
  2. Отвёртку -/+ мощнее
  3. Винты м 4-5 от конструктора
  4. Шайбы, скотч армированный (дополнительно)
  5. Саморезы по дереву.
  6. Кольца, Новый чехол на ножовку красного цвета.

Одежда, компрессионники, мешки - желательно яркие.

Итоги, выводы, рекомендации.

1. Район Чуйских Белков был и остаётся интересным для проведения лыжных походов разной категории сложности. Он достаточно доступен в плане подъездов как с северной стороны (Чибит, Курай), с восточной (Бельтир, Кош-Агач), так и с южной ( Джазатор (Беляши)). Несмотря на это, в зимний период туристов в районе крайне мало. На маршруте мы не сняли ни одной зимней записки, не слышали о пребывании лыжников и у местного населения вызывали удивление. Следы туристов видели только в районе лагеря «Актру».
  2. Погода на Алтае становится мягче. За весь поход только ближе к середине февраля температура падала ниже 30грС. Средние температуры были около 12грС. Больших снегопадов не было. Подобие слабой, непродолжительной пурги, было один раз, 6 марта. В марте температуры сдвинулись к нулевой отметке и доходили до +6грС 2 марта. Планировать лыжные походы на март с заходом на апрель, думаю, уже не целесообразно.
  3. Удивило обилие снежного покрова на южных склонах Южно-Чуйского хребта, вроде бы обращённого к сухой Центральной Азии. Быстрые проходы по дорогам там планировать нельзя. Дороги, нарисованные на карте, либо устарели, либо не используются зимой из-за глубокого снега. На прохождение южных склонов ЮЧХ нужно закладывать больше времени.
  4. Использование р.Талдура для быстрого захода в район весьма эффективно. Мы потратили на подходы два неполных дня, при стартовом весе с волокушами. Конечно надо взять во внимание состояние реки. Мы шли по ней в середине февраля при низких температурах ( -32гр- - 10гр).
  5. Запасных вариантов маршрута для прохождения маршрута нам фактически хватило. По запасным обходились перевалы Кама и Кзылташ. Первый из-за неблагоприятной снежной обстановки, второй из-за физического состояния некоторых участников. Дополнительный запасной вариант можно заложить на южном склоне ЮЧХ, с выходом к дороге на пос.Джазатор и подъёмом по ручью Козубай.
  6. Оправдала себя тактика организации заброски перед акклиматизационным, техническим кольцом. Наиболее сложный перевал проходился без волокуш.
  7. На поход мы взяли до 650 г. продуктов на человека в день. Этого вполне достаточно при двухразовом горячем питании, одном обеде с термосом и дневном карманном перекусе из орехов и фруктов весом 80г.
  8. Сухое мясо готовилось не из фарша, а из варёной, разделённой на волокна телятины. В таком виде мясо было больше похоже на мясо по виду и вкусу.
  9. Приготовление пищи ускорялось использованием термоизолирующего короба типа «баба», изготовленного из пенополиуретановой пенки. Сухие ингредиенты засыпались в образовавшуюся воду и доводились до кипения, после чего котёл ставился в бабу, на доваривание, а на горелки сразу ставился котёл для чая. Этот способ ведёт и к экономии горючего.
  10. Для готовки мы взяли бензин «галоша», из расчёта 70 г. на человека на день. Всего топлива было взято на 20 дней. 70г. 6 чел. 20 = 8 400г, т.е. 12 литров по объёму. Этого хватило, тем более, что в лесной зоне готовили на костре. Всего получилось поровну готовок на костре и на горелках (по 11 раз). Было израсходовано немногим более половины горючего.
  11. Нами использовалась палатка шатрового типа. Печку мы не брали. Приготовление пищи в безлесной зоне проводили в палатке, в печной зоне.
  12. На ледовых склонах хорошо себя зарекомендовали ледобуры фирм Black Diamond и Grivel c нескладными ручками. Они использовались при нападении.
  13. Лыжи типа облегчённых горнолыжных, с небольшим карвингом, более длинные и узкие чем для скитура, были утяжелены камусом. Они зарывались в рыхлом снегу, уходя под настом вперёд. Чтобы поднять такую лыжу из-под снега приходилось пробивать палкой слой наста. Тропление под рюкзаком на таких лыжах было неэффективным. Для похода подходят более короткие карвинговые лыжи типа скитур. Тропление на скитуре было легче, независимо от типа крепления (скитуровского или тросикового).
  14. В который раз для заброски и выброски в горах Алтая мы пользуемся услугами компании «Алтайтранспорт». Рекомендуем этих надёжных людей:

- 8 903 911 67 68, Евгений - 8 906 962 98 35.

При необходимости ночёвки в пос. Кызылташ можно обратиться к Данилу - . 8 963 510 02 33.

Список принятых сокращений.

ЮЧХ - Южно-Чуйский хребет СЧХ - Северо-Чуйский хребет ГТЛ - глубина тропления лыжни ГЗЛ - граница зоны леса СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ, ССЗ, ЗСЗ ... - северо-восток, северо-запад, юго-запад и т.д. Кр. - крутизна склона сн.ос, сн.лд.ск, тр.ос. и другие сочетания, где сн. - снежный, лд. -ледовый, ос. - осыпной, ск. - скальный, тр. - травянистый, кам. - каменистый, обозначают характер склона, русла, каньона и т.д. лед. - ледник р. - река руч. - ручей пр. - правый лев. - левый прит. - приток ист. - исток L - протяжённость h - высота n - кол-во точек опоры м.н. - место ночёвки в осн. - в основном к.с. - категория сложности (маршрута) орог. - орографически пхд - по ходу движения ТО - точка опоры

Снятые записки:

Записка № 1. Снята 18.02.19. на перевале Некрасова.

Записка № 2. Сфотографирована 20.02.19. на вершине Ксения.

Записка № 3. Снята 23.02.19. на перевале Ленинградский.»

Записка № 4. Снята 25.02.19. на перевале Тронова

Записка № 4. Оборотная сторона с адресом группы.

Записка № 5. Снята 06.03.19 на перевале Эренбурга.