Автор: Григорий Львов г. Чебоксары

Отчет o горном походе 5 к.с., совершенном в районе Чуйских Белков с 23.07.2019 по 16.08.2019 года. Часть 2

Фото 120. Подходы к пер. Шавлинский Нижний 1Б

пер. Шавлинский Нижний (1Б, 3300)

Подъем на перевал скально-осыпной, снизу начинается снежно-ледовым галстуком, которым мы пользуемся. После того как он кончается, переходим на осыпь (см. фото 121) крутизна до 30°-35°. Преобладает средняя подвижная осыпь. Идем плотной группой на седловину, часть которой закрывает плотный снежный надув.

Время подъема от ледника 20 минут (см. фото 122). На перевале в 9:00.

Фото 121. Подъем на пер. Шавлинский Нижний 1Б

Фото 122. Группа на пер. Шавлинский Нижний 1Б. Сзади виден п. Маашей Баши

пер. Шавлинский Нижний (1Б) - оз. Б. Шавлинское

Спуск с перевала начинаем вниз влево, в обход жандарма, вдоль старых веревок (см. фото 123)

Фото 123. Начало спуска с перевала в сторону Шавлинского озера

Идем по небольшому скально-осыпному контрфорсу с выходами конгломерата (см. фото 124). крутизна до 30°- 40°

Фото 124. Спуск с перевала в сторону Шавлинского озера

Вскоре контрфорс заканчивается, и мы спускаемся на небольшую скально-осыпную полку, по которой проходим влево, попадаем на осыпной склон и спускаемся с него на открытый ледник (см. фото 125). Время спуска составило 30 минут. Есть вариант спуска не влево с седловины, а вправо, но нам он понравился меньше.

Фото 125. Общая траектория спуска нашей группы (красным) с перевала и вариант спуска (зеленым)

Ледник открытый, пологий. Идем по его центру и чуть правее. Ближе к концу на леднике появляется много осыпного материала. Перепрыгиваем несколько нешироких желобков с ручьями, что-то переходим по каменным пробкам и выходим на морену под ледником. Ниже ледника расположено озеро (см. фото 126). ЧХВ по леднику 1 час.

Фото 126. Озеро под ледником

От озера движемся по широкому ущелью вдоль пересохшего русла реки. Встречаются редкие туры. Хорошая тропа идет по правому борту, поэтому стоит следить за тем, где она начнется. Мы же упустили этот момент и ушли левее, так что пришлось переходить каменистые пустоши. Ниже ледника, примерно на половине пути до Шавлинского озера, есть вода в камнях (50° 6'36.97"N 87°28'36.29"E) и уже на тропе (50° 6'40.42"N 87°27'30.38"E). По тропе идти становится веселее. Вскоре мы выходим к ригелю, удерживающему небольшое озеро (см. фото 127). От спуска с ледника до этого озера у ригеля ЧХВ 2 ч 55 мин. От озера через лес спускается крутая тропинка. По ней за 10 минут мы выходим к середине Большого Шавлинского озера, где и встаем на ночевку в 17:35.

Фото 127. Выходим к озеру, образованному ригелем в нижней части ущелья

Дата: 05.08.19

День пути: 14

ясно

Маршрут за день: -

Пройденное расстояние, км.: 0

Перепад высот, м.: 0

ЧХВ: 0

Долгожданная дневка. Моемся, сушимся, забираем заброску из камней, которую мыши погрызли совсем немного

Фото 128.Группа ремонтирует снаряжение на дневке

Дата: 06.08.19

День пути: 15

Маршрут за день: оз Б. Шавлинское - оз. Верх. Шавлинское - лед. Зелинского

Пройденное расстояние, км.: 5,4

Перепад высот, м.: +970 -125

ЧХВ: 5 ч. 10 мин.

Выход группы в 8:00 оз. Б. Шавлинское - оз. Шавлинское Верхнее

От места ночевки движемся по тропе под дождем в сторону Верхнего Шавлинского озера через мокрые кусты, преодолевая тот же путь, что и 12 дней назад. После входа на СВ оконечность малого озера, расположенного чуть ниже Верхнего Шавлинского, идем через его западный берег вдоль линии воды (см. фото 129) по тропе. На Юго-Западной части берега обходим скальный прижим сверху и после небольшого сброса высоты начинаем забирать вправо, в сторону ледника Зелинского (см. фото 130) Путь от лагеря до ЮЗ оконечности озера составил 2 часа

Фото 129. оз. Шавлинское Верхнее

Фото 130. Идем по тропе, ведущей на ледник Зелинского и к пер. Орбита

оз. Шавлинское Верхнее - лед. Зелинского

Заходим в ущелье ледника Зелинского, выходим на морену и идем по ее гребню (см. фото 131).

Фото 131. Идем по тропе, ведущей на ледник Зелинского и к пер. Орбита

Постепенно с тропы открывается вид на наш ледник и дальнейший путь движения. Тропа очень кстати подводит нас к левобортной морене, через которую мы и выйдем на ледник без сброса высоты (см. фото 132). Путь от озера до выхода на морену составил 1 ч 35 мин. ЧХВ. Встаем на обед примерно в 13:30, пережидаем непогоду под тентом.

Фото 132.Путь через ледник Зелинского к пер. Красавица (3А)

В 15:25 продолжаем идти по морене и уже через 20 минут выходим на открытый ледник (см. фото 133).

Фото 133. Выход на ледник Зелинского

Поднимаемся по некрутому открытому леднику крутизна до 25° до плоского ледового плато. Сюда спускается западная ветвь ледника Зелинского из-под одноименного перевала. На этом участке ледника можно ставить палатку, но световое время и силы у нас есть, поэтому продолжаем движение. Хорошо просматриваются две ступени простого ледопада с обтаявшими разломами, принявшими форму бугров. Общее направление движения по первой ступени - по центру, по второй - также по центру с последующим смещением вправо (см. фото 134).

Фото 134. Путь через две ступени ледопада лед. Зелинского к пер. Красавица (3А)

Проходим в связках первую ступень простого ледопада, используя поперечные старые разломы как полки (см. фото 135-136). Подъем на первую ступень занял 30 минут крутизна 30°- 40°. Пройдя первую ступень, встаем на ночевку, оставив вторую ступень на завтра. Верх первой ступени достаточно широкий, покрыт снегом (см. фото 137). Ночевка (50° 2'47.37"N 87°26'28.38"E) в 17:20.

Фото 135. Начало подъема на первую ступень ледопада

Перепад высот, м.: +400 -570

ЧХВ: 7 ч. 15 мин.

Выход группы в 7:10

лед. Зелинского - пер. Красавица (3А, 3474)

От места ночевки начинается плавный подъем на вторую ступень ледопада, который становиться чуть круче по мере подъема. Склон фирновый, фирноволедовый крутизна 30°-35°. Движемся по центру и вправо по ходу (к левому борту). Трещины шире, путь чуть сложнее первой ступени. Используем снежные мосты (см. фото 138-139). Выходим в широкий цирк перевала через 1 ч ЧХВ.

Фото 138. Начало подъема на вторую ступень ледопада

Пересекаем цирк за 10 минут. Низкая облачность не позволяет хорошо просмотреть седловину. Начинается плавный подъем по снежному склону крутизна 35°-40°. Подходим под бергшрунд за 40 минут (см. фото 140-141).

Фото 140. Выход к основному взлету на перевал

Фото 141. Перевальный взлет пер. Красавица с Севера

Переходим бергшрунд ближе к скалам слева по ходу по снежному мосту. От него двигаемся с одновременной и попеременной страховкой через ледобуры по ледовому склону, прикрытому снегом. Пройдено 100 м склона крутизна 40°-45° с 10-ю ППС и 1 ПС, на котором группа скопилась для дальнейшей работы на перилах. Далее провешено 50 м перил (см. фото 142-143). На этом участке толщина снежного покрова до 5-10 см

Фото 142. Подъем на перевал

Фото 143. Выход к перевальной седловине. С этой точки одна веревка косого траверса до перевала Далее склон несколько выполаживает. Провешиваем еще 30 метров перил косого траверса к седловине перевала (см. фото 144).

Фото 144. Косой траверс

Перевальная седловина с Севера прикрыта большой снежной шапкой, образующей мульду, обращенную к Югу. На дне мульды небольшое озеро. На перевале оказываемся в 11:20. Путь от бергшрунда (начало ключевого участка подъема) занял 1 ч 40 минут ЧХВ (см. фото 145-146).

Фото 145. Группа на пер. Красавица (3А). Фото с С на Ю

Фото 146. Группа на пер. Красавица. Снимок от тура

пер. Красавица (3А) - ущ. Камрю Правая

После обеда на перевале начинаем спуск в 12:45. В Западной части седловины есть большой скальный выступ, на котором имеется спусковая петля из основной веревки с толстым алюминиевым кольцом. Продублировав петлю своей, вешаем перила. Первая веревка проходит по узкому скально-снежно-ледовому кулуару (см. фото 147-148) крутизна 45°-50°

Фото 147. Начало спуска с перевала на Юг

Фото 148. Первая веревка спуска с перевала

Первая веревка заканчивается чуть ниже скального «бутылочного горлышка», забитого каменной пробкой. Лучше сделать станцию над ним. Мы же прошли горлышко и сделали комбинированную станцию на льду и скалах ниже (см. фото 149-150). Ниже пробки кулуар расширяется и становится снежно-ледовым. Второй веревки хватило, чтобы выйти из кулуара и продолжить спуск по снежному склону. Вторая веревка чуть положе: крутизна 45°-40°. Суммарное время работы на перилах 1 ч 35 мин.

Фото 149. Вторая веревка спуска от пробки. Дальше в связке

Фото 150. Пробка, чуть ниже которой закреплена вторая веревка

Далее идем в связке. На участках с плотным фирном - лицом к склону (см. фото 151). Спуск до ровной части ледника занял 15 минут (см. фото 152).

Фото 151. Выход из кулуара. Спуск в связке к леднику

Фото 152. Спуск с перевала на пологую часть ледника

Закрытый ледник преодолеваем за 20 минут. Здесь он стекает ледопадом в скальные ворота. От правого (по ходу) края спускаемся примерно на 20 метров. Снега нет, а лед крутой. Провешиваем 50 + 25 метров перил по льду крутизна 35°-40° (1 час ЧХВ), смещаясь на широкую полку влево (см. фото 153). Далее проходим по полке, попадаем к левому, более спокойному участку ледника (см. фото 154-155), откуда идем уже в связке (15 минут ЧХВ).

Фото 153. Работа в ледопаде

Фото 154

Фото 155. Спуск с ледника

Спустившись, идем по морене ближе к левому борту к озеру в течении 20 минут. Там на травянисто-галечниковой площадке встаем на ночевку в 17:25 (50° 1'7.79"N 87°27'27.64"E) (см. фото 156).

Фото 156. Ночевка в ущ. Камрю Правая

ЧХВ: 7 ч. 15 мин.

Выход группы в 7:30

ущ. Камрю правая - ущ. Камрю

От места ночевки выходим по тропе, обходя озеро справа. Озеро удерживает ригель, по которому мы проходим к левому борту и спускаемся на следующую террасу ущелья. На ней также есть озеро, но уже не столь удобное - подходы к нему заболочены. От второго озера спускаемся по крупной осыпи на следующую широкую речную террасу. Здесь река, собравшаяся из ручьев, разливается на рукава.

Пересекаем галечные отмели к правому берегу и идем вдоль него (см. фото 157).

Фото 157. Путь по верховьям ущ. Камрю Правая

Эта речная терраса оканчивается сужением. Идем вдоль правого берега по теряющейся в стланике ивы и березы тропе. Ниже начинается зона хвойных лесов, представленных лиственницей. Есть редкие туры, отмечающие тропу. До места слияния Левой и Правой Камрю доходим за 2 часа ЧХВ. Тропа идет через травянистые луга и хвойный лес. На подходе к озеру Камрю, переходим узки приток по бревну (см. фото 158) и попадаем к северной оконечности озера. ЧХВ до притока 1 ч 15 мин от слияния Правой и Левой Камрю. Здесь есть стоянки на самой оконечности озера на галечниковом пляже (см. фото 159)

Фото 158. Переход притока рядом с озером Камрю

Фото 159. Идем по Западному берегу оз. Камрю

Проходим вдоль западного берега озера. Река, вытекающая из него, сразу попадает в теснину, поэтому это место обходим по лесу справа по ходу, благо, есть хорошая тропа. У Юго-Западной оконечности озера в лесу есть стоянки (49°57'26.19"N 87°30'9.12"E). ЧХВ от притока до Южного конца озера 30 мин. Путь через лес в обход теснины занял 30 минут, затем мы вновь выходим к правому берегу реки и продолжаем движение вдоль нее. Ущелье сильно сужается, вдоль русла много плавника и поваленных деревьев (см. фото 160).

Фото 160. Сужение ущелья ниже озера

Через 1 час ЧХВ выходим к месту впадения р. Камрю в р. Карагем. Хорошо набитая тропа уходит вверх по Карагему. На слиянии можно поставить палатки, сложена баня. Через Камрю здесь переброшен мост (49°56'29.89"N 87°30'55.98"E) (см. фото 161).

Фото 161. Мост через р. Камрю

ущ. Карагем

Наш путь вниз проходит по правому борту ущелья через густой лес и кусты. Тропа идет по верху, в обход прижимов и каньона. Тропа набита лошадьми, но кусты вдоль нее очень густые. Поваленные деревья и ответвления старой тропы усложняют путь. Открытых участков немного (см. фото 162). За 2 ч ЧХВ выходим на галечниковую отмель напротив впадения р. Кара-Айры, где и встаем лагерем в 18:30 (49°55'27.78"N 87°28'56.69"E) (см. фото 163). Напротив нашего лагеря видны развалины старой охотничьей хижины.

Фото 162. Тропа по левому борту ущ. Карагем

Фото 163. Место бивака. Сзади слияние Карагема и Кара-Айры и наше целевое ущелье

Дата: 09.08.19

День пути: 18

Облачно, дождь

Маршрут за день: -

Пройденное расстояние, км.: 0

Перепад высот, м.: 0

ЧХВ: 0

Выход группы 7:20

Участок, который был доступен нам для выбора места переправы, составлял около 300 метров. Сверху он был ограничен каньоном и единым руслом, где течение имеет наибольшую силу, снизу - притоком Кара-Айры, которая делает Карагем еще шире и мощнее. На имеющемся участке, было всего два потенциальных места переправы - первое это небольшой поворот основного русла, где оно скатывалось в широкую шиверу, а небольшая часть потока уходила под левый берег. Выше шиверы находилась небольшая каменистая отмель, на которой глубина составляла на более 30 см и поток был слаб. С отмели и с берега была организована страховка двумя веревками, третья веревка была проброшена на противоположный берег в качестве дополнительной опоры первого. Шивера оказалась с глубокими промоинами, поэтому первый шел то по колено, то уходил в яму выше пояса (см. фото 164). При таком неровном дне добраться до противоположного берега ему не удалось.

Фото 164. Попытка переправы на широком участке русла через шиверу

Далее последовали попытки навести переправу выше по течению с упомянутой отмели - второго потенциального места переправы. Для этого были наведены вспомогательные перила (см. фото 165). Перила закреплены за камень на исходном берегу (см. фото 166-167). Главной проблемой на этом участке является то, что основная струя расположена прямо под целевым берегом, а выход на берег затруднен остатками стволов подмытых деревьев и корягами. Меняющиеся лидеры несколько раз пытались перейти здесь поток, но первого всякий раз сносило потоком, хотя зачастую до ближайшей коряги оставалось не более метра. Попытки переправиться были как со средствами, повышающими плавучесть (подвязанные в штурмовых рюкзачках надувные коврики с импровизированными паховыми ремнями и т.д.) так и без них. Периодически начинался дождь группа делала перерывы на это время. К обеду уровень воды поднялся, а погода испортилась. Отправлять первого вплавь в коряги или плыть самому руководитель не решился - была вероятность, что одна из страховочных веревок застрянет в коряжнике. Веревка с «кошкой» из ледорубов не достигала целевого берега, а застревала в корягах под берегом, что также осложняло ее использование. Многократные попытки забросить собранную из ледорубов «кошку» к положительному результату также не привели. Решено было ждать до следующего утра, когда уровень воды понизится и пробовать бродить реку в районе шиверы вновь. Вечером около 19 часов пошел дождь, который не прекращался до самого утра

Фото 165. Наведение вспомогательных перил

Фото 166. Наведение вспомогательных перил

Фото 167. Место повторной переправы первого

Дата: 10.08.19

День пути: 19

Дождь

Маршрут за день: ущ. Карагем

Пройденное расстояние, км.: 8 (в зачет)

Перепад высот, м.: +460 -170

ЧХВ: 4 ч

Выход группы в 7:00

Утром уровень воды в реке не упал, а лишь поднялся по сравнению с вечерним. Отмели скрылись под водой мутной, как раствор бетона. Было принято решение отказаться от попыток переправы. Группа начала работать на высвобождение снаряжения (см. фото 168). Для этого пришлось подниматься на высокий берег и прикладывать разнонаправленную нагрузку к веревке, перемещаясь вдоль заросшего берега то вверх по течению, то вниз, собирая полиспаст тянуть в разные стороны. Это продолжалось в течение полутора часов под непрекращающимся дождем, после чего веревку и ледоруб удалось высвободить - клюв ледоруба согнулся, и инструмент с веревкой вылетели из-под коряги.

Посредством сообщения с трекера уведомляем выпускающую ЦМКК (Ярошевского А. Э.) об изменении в маршруте. Дальнейший путь идет через ущ. Калынгач, перевал Анитим (1Б) на ледник Ошту-Айры, что является наиболее логичным путем обхода неудачного брода. Карты, координаты перевала, путь к нему и с него известны руководителю, к тому же один из участников группы проходил перевал в 2017 году в качестве руководителя

Фото 168. Высвобождение одной из застрявших веревок ущ. Карагем

Освободив все снаряжение, собираемся и выходим в 9:05 от места ночевки по тропе вверх по ущелью, совершая тот же путь, что проделали днем ранее. Сейчас все кусты пропитаны водой, и через несколько минут мы мокры до нитки. Путь по тропе до моста через р. Камрю занял 1 ч 40 мин. ЧХВ. Отсюда тропа становится лучше. Вскоре переходим реку Кан-Оюк по бревну (49°56'52.02"N 87°33'0.83"E) (см.фото 169).

Фото 169. Переправа по бревну через р. Кан-Оюк

Выше по течению, в месте впадения реки Калынгач в Карагем, есть большой разлив, где Карагем разбивается на несколько рукавов на широком плесе, а через основное русло лежит поваленное дерево. Переходим на отмель первый рукав по одному, далее стенкой бродим второй рукав (воды до 50 см) (см. фото 170)

Фото 170. Брод р. Карагем на разливе

Последний рукав переходим по поваленному дереву. Первый без рюкзака крепит веревку для поддержки (см. фото 171). Переправа занимает 20 минут

Фото 171. Переход по бревну основного потока р. Карагем

От места переправы проходим около 400 метров и останавливаемся на галечниковом пляже разлива на ночевку в 17:00 (49°57'5.51"N 87°35'24.68"E)

Дата: 11.08.19

День пути: 20

Маршрут за день: ущ. Карагем - ущ. Калынгач

Пройденное расстояние, км.: 10

Перепад высот, м.: +700

ЧХВ: 4 ч 50 мин.

Выход группы в 8:00 ущ. Карагем - ущ. Калынгач

От места ночевки выходим к ущелью Калынгач через березовый стланик. Река зажата в каньон, поэтому поднимаемся вверх на террасу через лес. Вскоре обнаруживаем тропу и идем вдоль края каньона. Тропа часто разветвляется, придерживаемся наиболее широких ответвлений. Обойдя каньон, тропа спускается к реке и идет вдоль ее правого берега (см. фото 172)

Фото 172. В ущелье Калынгач

Постепенно лес редеет, а ущелье расширяется. За 2 ч 20 минут ЧХВ от места ночевки выходим в зону стланика (см. фото 173). 30 минут идем по теряющейся тропе через стланик вверх по ущелью, после чего заходим в правый моренный карман, а вскоре поднимаемся на саму правобортную морену (см. фото 174). На протяжении подъема видны редкие туры.

Фото 173. В стланике на правом берегу р. Калынгач

Фото 174. Выход на морены

Верховья ущелья представляют собой нагромождение морен, переходящее в ледник, покрытый осыпью. Здесь есть два варианта: первый - продолжать двигаться вдоль правого борта и заходить в ущелье восточной камеры (см. зеленый трек на фото 175) или выходить на середину ледника, обойдя его разломы, и спуститься в карман, образованный отступившим ледником. Мы выбрали второй вариант (см. красный трек на фото 175, 176). Встаем на ночевку в 16:00 (49°53'27.60"N 87°35'39.52"E).

Фото 175. Путь группы через ледник к перевалу Анитим. Зеленым показан вариант прохождения участка с ночевкой в восточной камере ледника

Фото 176. Место ночевки в кармане морены

Дата: 12.08.19

День пути: 21

Маршрут за день: ущ. Калынгач - пер. Анитим - лед. № 170 - лед. Ошту-Айры

Пройденное расстояние, км.: 11,1

Перепад высот, м.: +890 -615

ЧХВ: 6 ч 10 мин.

Выход группы в 6:45 ущ. Калынгач - пер. Анитим (1Б, 3100)

От места ночевки выходим в сторону восточной камеры ледника Калынгач. Льда осталось мало и различить его под покровными моренами непросто (см. фото 177). На преодоление моренных валов нам потребовалось 30 минут.

Фото 177. Путь к перевалу через зачехленный ледник

Далее заходим в нужный нам цирк через небольшую скальную ступень вдоль левого берега ручья. Слева по ходу есть большие травянистые площадки (см. фото 178).

Фото 178. Начало ущелья восточной камеры ледника

Дальше идем вдоль русла ручья к перевалу (см. фото 179). Движемся вдоль левого борта цирка ручей уходит под камни, а мы начинаем длинный косой траверс (см. фото 179-180). От входа в цирк до места начала моренного кармана идем 30 минут.

Фото 179. Путь вдоль русла реки к перевалу Анитим

Фото 180. Начало длинного косого траверса - подъема на пер. Анитим

Склон перевала с Севера имеет скально-осыпной характер. Осыпь преимущественно средняя и мелкая, подвижная, поэтому мы стремимся выйти к поясу скал, которые образуют небольшую полку, по которой идти легче крутизна 30°-40°. После окончания полки, выходим на следующий пояс скал и по нему на край заснеженного кулуара (см. фото 181-182). У кулуара оказываемся через 50 минут ЧХВ

Фото 181.Путь на перевал

Фото 182. Выход к снежному галстуку, спускающемуся с седловины

Вдоль снежного кулуара выходим на выполаживние гребня (см. фото 183) и по остаткам снежника поднимаемся на широкую седловину с Севера покрытую снегом.

Этот участок не крутой крутизна 20°-30°.

Фото 183. Снежник на подходе к туру

На седловине большой тур. Приходим на перевал в 9:45 (см. фото 184).

Фото 184. Группа на пер. Антитим. На фоне п. Иикту

пер. Анитим - ледник № 170

От седловины начинаем спуск вниз и вправо. Склон скально-осыпной составлен из подвижной средней осыпи крутизна 30°-40°. Спуск до ледника № 170 занял 20 минут (см. фото 185). С Юга спутать нужную седловину довольно просто (см. фото 186)

Фото 185. Спуск с пер. Анитим на лед.№170

Ледник № 170 - лед. Ошту-Айры

С перевала Анитим хорошо просматривается путь по ущелью, проходящий вдоль левого борта (см. фото 187).

Фото 186. Западная седловина пер. Анитим с ледника№170

Прохождение простого открытого ледника заняло у нас 10 минут. Далее мы вышли на слежавшиеся морены и пошли вдоль левого борта. Путь представляет собой террасы, отделенные моренными валами, переходящие в широкую полку, по которой мы и заходим в ущелье (см. фото 188-189). На самом выходе в Ошту-Айры расположено небольшое озеро и травянистые площадки, на которых можно поставить 1-2 палатки (см. фото 190). ЧХВ по ущелью ледника № 170 составил 1 ч 30 мин.

Фото 187. Путь к ущ. Ошту-Айры. Снимок с пер. Анитим

Фото 188. Путь к ущелью Ошту-Айры

Фото 189. Идем по полке в ущ. Ошту-Айры

Фото 190. Озеро с травянистыми площадками перед переходом в ущ. Ошту-Айры

Траверсом за 30 минут спускаемся к языку ледника, который круто спускается из цирка. Начинаем подъем в кошках вдоль левого края ледника (см. фото 191-193).

Фото 191. Лед. Ошту-Айры с правобортной морены

Фото 192. Под ледником Ошту-Айры. Виден пройденный путь по правобортной морене

Фото 193. Группа на лед. Ошту-Айры

По широкой дуге заходим на пологую часть ледника и подходим к началу Западного гребня пика Иикту. Встаем на ночевку на открытом леднике в 17:15 (49°49'50.06"N 87°36'1.49"E) (см. фото 194).

Фото 194. Ночевка не лед. Ошту-Айры. Виден Западный гребень п. Иикту и пер. Ювента

Дата: 13.08.19

День пути: 22

Маршрут за день: лед. Ошту-Айры - п. Иикту - лед. Бол. Талдуринский

Пройденное расстояние, км.: 5,3

Перепад высот, м.: +970 -440

ЧХВ: 7 ч 20 мин.

Выход группы в 7:25 лед. Ошту-Айры - п. Иикту (3А, 3936)

От места ночевки на леднике начинаем движение в верховья его восточной камеры. Вариант подъема на Западный гребень и спуска с него, упоминаемый в описаниях - это подъем по крутому склону к выходу скал в лоб. Нами выбран другой путь захода - по крутой снежно-ледовой полке, попасть на которую можно восточнее классического варианта (см. фото 195).

Фото 195. Общий вид подьема по Западному гребню на п. Иикту (красным). Обычный вариант подъема/спуска черным.

Подъем к верховьям ледника занял 35 минут от бивака. Затем начинается снежнофирновый склон широкого кулуара, выводящего наверх крутизна 30°-35° (см. фото 196). В верхней части кулуара пересекаем несколько широких трещин по хорошим мостам, выходим на широкий снежный пандус (ЧХВ до него 1 час). Далее двигаемся в мульду на Западном гребне еще за 15 минут (см. фото 197). Координаты мульды (49°49'21.60"N 87°36'42.02"). Встаем в ней на обед в 10:25

Фото 196. Подъем группы на гребень

Фото 197. Мульда в начале Западного гребня

Пообедав, выходим в 11:45. Гребень, ведущий к вершине, широкий снежный. С Юга ограничен гребешком скал (см. фото 198-199)

Фото 198. Начало гребня. Видна линия подъема

Фото 199. Прохождение крутого участка гребня с попеременной страховкой ч/з ледоруб

Проходим участок гребня с одновременной и попеременной страховкой через ледоруб, склон не крутой от 35° и до 45° на коротких участках. Через 35 минут ЧХВ выходим к большому белому монолиту, рядом с которым образовалась небольшая мульда под одну палатку (49°49'16.81"N 87°37'0.88"E). Далее проходим два участка, являющиеся самыми сложными на всем гребне - обход жандармов (см. фото 200).

Фото 200. Жандармы на гребне. Наиболее сложными на Западном гребне являются два участка склона в обход этих жандармов.

Первый участок около 40 м проходим с 5-ю ППС на ледобурах с одновременной страховкой, второй участок около 30 м проходим с 3-я ППС и одним ПС на скалах в виде петли (см. фото 201). Между жандармами есть мульда, в которую можно поставить 2-3 палатки (см. фото 202). Обход жандармов занял в общей сложности 1 час ЧХВ

Фото 201. Обход жандарма. Последний выкручивает бур, первый страхует через выступ

Фото 202. После прохождения двух жандармов

Далее идем по гребню, обходим выходы скал с южной стороны за 30 мин ЧХВ и еще 30 минут идем по широкому гребню, выводящему на вершину (1 час 30 мин. ЧХВ подъема от ночевок у жандармов) (см. фото 203-204).

Фото 203. Пройденный по гребню путь

Фото 204. П. Иикту На вершину выходим в 14:50 (см. фото 205).

Фото 205. Группа на п. Иикту. За спиной ледник Большой Талдуринский

п. Иикту - лед. Бол. Талдуринский

Спуск начинаем в 15:20. Идем по Северному гребню, представляющему собой узкий снежный нож. Придерживаемся его Северной стороны (см. фото 206), идем в связке с одновременной и попеременной страховкой через ледоруб.

Фото 206. Начало спуска по Северному гребню

Далее гребень расширяется, появляются скальные выходы (см. фото 207-208), а затем он и вовсе становиться скальным с участками снега. Ориентиром на спуске является триангуляционный знак, до которого доходить не нужно, а также скалы Восточного контрфорса, отходящего от Северного гребня и спускающегося к Талдуринскому леднику. На скалистом гребне есть старая веревочная спусковая петля (49°49'22.92"N 87°37'38.84"E), от которой и следует спускаться вниз и чуть вправо. Крутизна Северного гребня колеблется от 50° на коротких участках в верхней части и до 35°-40° в нижней части. Есть небольшие полки, на которых можно собраться группой и отдохнуть, но нам на ветру делать этого совершенно не хочется. ЧХВ от вершины до места спуска с гребня 1 час.

Фото 207. Спуск с вершины по Северному гребню. Сложный снежный нож остался выше

Фото 208. Продолжение Северного гребня

Скалы, вдоль которых нам предстоит спускаться, хорошо видны. Провешиваем первую веревку на спуск, закрепив ее не за скалы гребня, а на ледобурах в двух метрах ниже. Первые две веревки 2*55 м провешены по скальноледово-снежному кулуару (см. фото 209-210) крутизна 50°. Здесь долго возились с запутавшимися в камнях веревками, так что потратили на две веревки 1 час 20 минут

Фото 209. Первая веревка спуска с Северного гребня на Талдуринский ледник

Фото 210. Вторая веревка спуска с Северного гребня на Талдуринский ледник

Дальше удалось пройти в связке около 80-100 метров. Под слоем снега в 20-30 см жесткий лед. Двигаться в связках небезопасно, поэтому начинаем вешать перила на спуск, ориентируясь на скалы слева по ходу спуска. Провешено 5*55 м перил по ледовому, снежно-ледовому склону крутизной крутизна 45°. ЧХВ 1 ч 35 мин. (см. фото 211)

Фото 211. Спуск по снежно-ледовому склону на Талдуринский ледник

На последней веревке снега значительно больше. Проходим ее по образовавшемуся желобу. Бергшрунд засыпан снегом (см. фото 212). На ледник выходим в 19:20, а через 10 минут хода встаем лагерем (49°49'16.58"N 87°38'8.48"E).

Фото 212. Последняя веревка спуска на Талдуринский ледник

С ледника хорошо просматривается путь спуска (см. фото 213).

Фото 213. Путь спуска на Талдуринский ледник с Северного гребня п. Иикту (Красным - путь в связке, зеленым - перила)

Дата: 14.08.19

День пути: 23

Ясно

Маршрут за день: лед. Бол. Талдуринский - пер. Турист - в. Ольга З. - пер. Межольгинский - в. Ольга В.- пер. Сибстрин (тр-с 2Б)

Пройденное расстояние, км.: 6,1

Перепад высот, м.: +470 -720

ЧХВ: 5 ч 20 мин.

Выход группы: 8:30

лед. Бол. Талдуринский - пер. Турист (3418)

От места ночевки по закрытому леднику в связке выходим в сторону перевала Турист. Закладываем траверс, пытаясь сохранить высоту (см. фото 214).

Фото 214. Траверс Ольги Западной и Ольги Восточной (фото со спуска с С. гребня п. Иикту)

За 35 минут выходим к цирку перевала, немного сбрасываем высоту, поскольку зашли даже слишком высоко и идем ниже протяженного бергшрунда (см. фото 215). Траверсом проходим весь склон, ограничивающий цирк, и косым траверсом поднимаемся по склону перевала. Снег плотный, так что бергшрунд пересекаем по снежному мосту и выходим в глубокую мульду перевала. Склон перевала 30°-40°. Тур находится с южной стороны на скалах. Выходим к нему в 9:50 (см. фото 216).

Фото 215. Путь к Ольге Западной

Фото 216. Группа на перевале Турист. Сзади п. Иикту

пер. Турист - в. Ольга З. (3723)

С перевала идем через скалы разрушенного гребня, большой бастион обходим по льду крутизной до 40°-45° слева (протяженность ледового участка 20 м), и вновь возвращаемся на скалы. В верхней части скального участка 2 м проходим простым лазанием каменную пробку. Прохождение этого скального участка с небольшим участком льда заняло 30 минут. Далее начинается снежно-ледовый склон, привычный для этого района - некрутой гребень шириной 10-15 м, ограниченный с Юга гребешком скал (см. фото 217). На удобном участке гребня останавливаемся на обед (11:45 - 13:00).

Фото 217. Подъем на в. Ольга Западная

Дальнейший подъем выводит на предвершину. Идем до нее от скального участка 30 минут. Крутизна подъема до 45° на коротких участках. Предвершина отделена от истинной седловиной, поэтому прохождение участка до вершины заняло еще 25 минут. Крутизна склона до 45°, на льду мало снега - около 5-7 см. На гору выходим в 14:15 (см. фото 218)

Фото 218. Группа на в. Ольга Западная. Сзади виден п. Иикту

в. Ольга З. - пер. Межольгинский - в. Ольга В. (3734)

Начинаем спуск с вершины в 14:40. Удается пройти крутой участок до перевала Межольгинский в связке. Снег на этом участке неоднороден как по плотности, так и по количеству, поэтому стараемся найти наиболее удобный путь и не выходить на жесткий лед. Общая траектория спуска - вдоль скал (см. фото 219-221). Спуск на перевал занял 20 минут, крутизна 45°. Этот спуск, пожалуй, ключевой участок всего траверса и может потребовать наведения 150-200 м перил.

Фото 219. Спуск на пер. Межольгинский

Фото 220. Траектория спуска на Межольгинский перевал

Фото 221. Группа на Межольгинском перевале. На заднем плане в. Ольга Восточная пер. Межольгинский - в. Ольга В. (3737)

С перевала начинаем подъем по широкому снежному склону, целясь на двурогую скалу. Крутизна снежно-ледового склона небольшая, но увеличивается по мере подъема с 30° до 40° (см. фото 222-223)

Фото 222. в. Ольга Восточная с в. Ольга Западная. Видно озеро на пер. Сибстрин

Фото 223. Выход группы на в. Ольга Восточная

Группа выходит на вершину в 16:00. Подъем с перевала занял 30 минут (см. фото 224).

Фото 224. Группа на пер. Ольга Восточная

в. Ольга В. - пер. Сибстрин (3300)

Начинаем спуск с вершины в 16:20 по широкому снежно-ледовому склону. Снега до 50 см в верхней части спуска и до 10 см в нижней. Крутизна около 30° (см. фото 225)

Фото 225. На спуске с в. Ольга Восточная

Спускаемся на широкое понижение гребня, за которым следует повышение. Повышение частично удалось обойти с юга по скально-осыпному склону, но выйти на самый гребень все же пришлось. С гребня следует спуск к перевалу Сибстрин через ледовую ступень. Спускаемся на нее по склону крутизной до 40° и обходим саму ступень по самому краю лицом к слону 50 м крутизна 45° (см. фото 226-227). Перевал Сибстрин с Севера представляет собой огромное ледовое плато с ледниковым озером. На краю этого плато мы и останавливаемся на ночевку в 18:10 (49°47'54.75"N 87°40'52.22"E). С перевала хорошо видно часть нашего пути и обе пройденные вершины (см. фото 228).

Фото 226. На спуске с в. Ольга Восточная

Фото 227. Обход ледового участка

Фото 228. пер. Сибстрин. Видно обе вершины

Дата: 15.08.19

День пути: 24

Переменная облачность, временами дождь

Маршрут за день: пер. Сибстрин - лед. Бол. Талдуринский - р. Бол. Талдура - р. Мохро-Оюк

Пройденное расстояние, км.: 25,5

Перепад высот, м.: -1250

ЧХВ: 6 ч 40 мин.

Выход группы в 8:00 пер. Сибстрин - лед. Бол. Талдуринский

От места ночевки начинаем спуск по пологому ледовому склону. Почти в самом начале спуска переходим неглубокий бергшрунд шириной в 2 м (см. фото 229). Далее спускаемся по некрутому крутизна 30° снежно-ледовому склону. Спуск занял 30 минут (см. фото 230). Верхняя часть ледника закрыта. Снег старый, поэтому мосты над трещинами не держат. Смещаемся к западному краю ледника (см. фото 231). По мере спуска ледник открывается. Выходим по его языку на морену в 10:00 (ЧХВ 1 час). Координаты точки выхода (49°49'44.75"N 87°41'56.67"E).

Фото 229. Переход бергшрунда под пер. Сибстрин

Фото 230. Группа на Талдуринском леднике. За спинами пер. Сибстрин

С ледника открывается панорама на пройденный траверс (см. фото 232).

Фото 232. Панорама траверса в. Ольга Западная (в облаках) - Ольга В. - пер. Сибстрин

р. Бол. Талдура - р. Мохро-Оюк

От ледника двигаемся по широким галечниковым отмелям, придерживаясь левого берега реки (см. фото 233-234). Вскоре появляется тропа, а через 1 ч 30 мин. ЧХВ от ледника напротив летника Кызыл-Маны начинается грунтовая дорога. По дороге идем до левого притока Талдуры - р. Мохро-Оюк (3 ч 40 мин. ЧХВ) (см. фото 235-236). На правом берегу притока есть хорошие стоянки. Встаем на ночевку в 20:30 (49°55'59.75"N 87°50'29.16"E).

Фото 233. В долине Талдуры

ЧХВ: 5 ч 50 мин.

Выход группы: 8:00

р. Мохро-Оюк - р. Джело - пос. Бельтир

Сразу после выхода со стоянки бродим Мохро-Оюк, разбитый на несколько рукавов. Брод сложности не представляет (см. фото 237)

Фото 237. Брод р. Мохро-Оюк

Вскоре подходим к р. Джело. Этот приток значительно мощнее. Воды много и она уже в утренние часы грязная. Бродим стенкой приток шириной около 8 м и глубиной 0,5 м. В улове под целевым берегом замывало низ рюкзака. ЧХВ от лагеря до завершения переправы Джело 1 ч 30 мин. (см. фото 238).

Фото 238. Брод р. Джело. Снимок с Целевого берега

Далее мы перешли несколько ручьев - малый рукав Джело и продолжили путь по дороге. За 2 ч 50 мин. ЧХВ дошли до автомобильного моста на правый берег Талдуры (см. фото 239).

Фото 239. Мост через р. Талдура у поселка Бельтир

Перешли на левый берег и далее следовали до поселка Бельтир (1 ч 30 мин ЧХВ) (см. фото 240).

Фото 240. Широкая долина на подходах к пос. Бельтир

Потенциально опасные участки на маршруте

Перевалы и траверсы:

• Перевал Мечта (2Б, 3300). Перевал средней сложности, можно оценить его как эталонную 2Б для данного района. С Севера снежно-ледовый склон может быть лавиноопасен. Особенно осторожным надо быть при выходе наверх - там лежит большая снежная шапка на скользком ледовом основании. С Юга - довольно узкий скальный кулуар, который может быть камне- или лавиноопасен в зависимости от условий. Нам повезло - на склоне было достаточно много однородного снега, что позволило спуститься в связках.
  • Перевал Весенний (2А, 3300). Перевал относительно простой для 2А. Можно считать его сложной 1Б. Оба склона скально-осыпные. Определяющая сторона восточная. Перевал камнеопасен, особенно с Востока, где склон иссечен множеством узких кулуаров, собирающих ссыпающиеся камни. Перевал, на который не хочется возвращаться.
  • Траверс пер. Надежда - п. Маашей-Баши - пер. 60 лет Октября (3А, 34304177). Гребневой маршрут. Может быть лавиноопасен на участках подъема с пер. Маашей-Абыл-Оюк (маловероятно, поскольку ветер сдувает лишний снег, а остальной уплотняет) и на участке спуска на Маашейское плато. На гребне при подходах к Вершине довольно крутой снежный склон, который теоретически может уехать доской. При движении на участке предвершинного гребня следует опасаться выхода на карниз. В условиях пасмурной погоды, а тем более непогоды, легко потерять ориентацию или неправильно оценить фактическую близость края карниза.
  • п. Карагем-Баши (2Б, 3963) (радиально). Маршрут преимущественно снежно-ледовый, на нем очень критична погода и время дня. Если морозно и снег плотный - все идется в связке, если снег неплотный или время после обеда - снег плывет, а под ним жесткий лед и надежной страховкой будет только траверсные перила на участке перехода с гребня по его южному склону к вершине, а это 300-500 метров. Участок подъема на жандарм - простое лазание, возможно понадобиться провесить 10 м веревки. Маршрут потенциально лавиноопасен только на участке между выходом с гребня до вершины.
  • Перевал Маашей (2Б, 3250) Снежно-ледовый перевал с определяющей стороной на Запад (лед. Маашей). Потенциально лавиноопасен с обеих сторон. Сложность перевала средняя для 2Б.
  • Перевал Актру Северный с радиальным восхождением на п. Актру (3А, 3994). Определяющая сторона Западная (на лед. Правый Маашей). Трудная 2Б или простая 3А. Нами оценен как 2Б. Весь маршрут прохождения - снег и лед, небольшие участки скал на радиальном выходе на пик Актру. Потенциально лавиноопасен склон, ведущий к понижению Западного гребня вершины - начало подъема на перевал, а также спуск к леднику Правый Маашей. Со стороны ледника Правый Маашей, в случае передвижения в связке, надо внимательно следить за состоянием снега и его толщиной - снежная подушка постепенно сходит на нет, а под ней жесткий лед, который не позволит эффективно зарубиться в случае срыва. С нунатака следует поискать проход на ледник и не уходить к его окончанию. Участок спуска с ледника Правый Маашей следует проходить под левым бортом. Возможно понадобиться веревка перил.
  • Перевал Шавлинский Нижний (1Б, 3300). Определяющая сторона ЮгоЗападная. Классическая 1Б. Каменистый тягун. Может быть камнеопасен из-за свободнолежащих на склоне камней. В дождь следует быть осторожным на последнем спуске к Большому Шавлинскому озеру - крутая грунтовая тропа.
  • Перевал Красавица (3А, 3474). Хорошая интересная 3А. С Севера потенциально опасен ледник с двумя ступенями ледопада. Ледопад простой и скорее напоминает крутые ступени ледника. В верхней части есть широкие трещины. Сам склон перевала с Севера может быть лавиноопасен, с Юга спуск начинается скально-осыпным узким кулуаром, потенциально камнеопасным.
  • Перевал Анитим (1Б, 3100). Определяющая сторона Северная. Северный склон потенциально камнеопасен на всем протяжении.
  • Траверс п. Иикту ч/з Западный гребень (3А, 3936). Маршрут практически на всем протяжении снежно-ледовый, с непродолжительными участками скал. Заход на Западный гребень потенциально лавиноопасен в том варианте, которым мы шли. Мы оценили лавинную опасность как низкую, и во время прохождения участка никаких предпосылок для схода снега не было. Классический вариант захода на гребень «в лоб» с Запада может быть не менее опасен, если с него еще не сошел снег, поскольку крутизна там больше, а подложка - ровный жесткий лед, то вероятность спустить склон высока. Следует оценивать обстановку по месту. Опасным является участок северного гребня от вершины до начала спуска - участок снежного ножа и узкий скальный гребень. На этом участке уплотненный хороший снег перемежается с переметенным вязким и неустойчивым. Участок спуска с гребня на Талдуринский ледник потенциально лавиноопасен.
  • Траверс пер. Турист - в. Ольга Западная - в. Ольга Восточная - пер. Сибстрин (2Б, 3418-3723-3300). Простая 2Б. Маршрут снежный с участками скал. Потенциально опасны наиболее крутые участки - выход на предвершину Ольги З. и на саму вершину, выход на Ольгу В. - здесь открытые довольно крутые снежные склоны. Самый сложный участок - между Межольгинским перевалом и Западной вершиной.

Ледники:

Опасность ледников меняется от года к году в зависимости от количества снега. Приведем пройденные нами участки, которые имели для нас наибольшую сложность на маршруте.

• Ледники Мечта, Камрю Левый, Надежда, Маашейское плато достаточно пологие и «спокойные», без широких трещин.
  • Ледопад 60 лет Октября - ледопад средней сложности, достаточно узкий, чтобы просмотреть почти все варианты прохождения. Наибольшую сложность представляет средняя часть, где большие сераки стоят на значительном удалении друг от друга, что делает необходимым спуск в трещину, с последующим подъемом наверх. Часть сераков покрыта плотным фирном, что не позволяет организовать надежную страховку на ледобурах, а ледоруб в него просто не входит.
  • Постоянные дожди даже в зоне высокогорья привели к тому, что в верховьях ледника Маашей мосты через трещины не держали. Неприятный участок короткий, а трещины довольно узкие.
  • Так вышло, что мы пересекли ледник Большой Актру в самом неподходящем месте, однако ледник почти весь открыт в этом месте и трещины видны, а сама западная камера достаточно узкая, так что это не вызвало проблем.
  • Спуск с ледника Правый Маашей достаточно крут, но короток. Возможно понадобится веревка перил.
  • Ледник Ошту-Айры крут в своем начале, однако открыт и без трещин.
  • Ледник Большой Талдуринский - аналогичная ситуация с Маашейским ледником: мосты не держат и снега мало, но не настолько, чтобы видеть все трещины. Пришлось уходить по дуге к западному, более спокойному краю, однако тоже без особых проблем.

Прочие опасности:

• Отдельно стоит остановиться на водных препятствиях. Самым сложным из них стала река Карагем, которую не удалось перейти в заявленном варианте, а лишь значительно выше по течению. Река имеет 6 к.с. по классификатору водных маршрутов. Ситуацию осложняет то, что подходов к реке мало. На нужном участке берега неудобные для организации брода, так что обеспечить безопасную переправу первому довольно сложно. Однозначно требуется организация веревочной страховки для первого!
  • Вторым по сложности является приток Талдуры - р. Джело, которую раздуло дождями. Если не повезет, то может понадобиться организация переправы с использованием перил. Но в большинстве случаев достаточно киргизской стенки.
  • Остальные реки и крупные ручьи следует переходить в утреннее время с соблюдением необходимых мер предосторожности и не относиться к ним легкомысленно, поскольку переправы через реки в пешеходных и горных походах являются одними из самых частых причин несчастных случаев.
  • Камнепады, лавины, ледовые обвалы. Процессы горообразования включают в себя перемещении снега, льда и камней. Наиболее распространенными формами этих процессов опасных для туристов являются камнепады, снежные лавины, ледовые обвалы. По этой причине следует тщательно выбирать места привалов и ночевок, а не только тактику прохождения локальных препятствий.
  • Алтай - зона повышенной сейсмической активности. Землетрясения даже небольшой магнитуды способны спровоцировать сход лавин и камнепадов.
  • В ущелье Карагема живет крупный медведь. Его следы мы видели и 2017 и в 2019 году. На леднике Маашей и Большой Актру живут снежные барсы. На Маашее все было буквально истоптано вдоль и поперек. Следы были старые и свежие.

Расчёт категории сложности маршрута

Итоговые показатели маршрута:

1. Продолжительность маршрута: 25 дней.
  2. Пройденное расстояние: 237,1 км.
  3. Чистое ходовое время маршрута: 136 ч 45 мин.
  4. Локальные препятствия:

А) Перевалы, вершины и траверсы категории 3А (4 шт.): тр-с пер. Надежда - п. Маашей-Баши - пер. 60 лет Октября пер. Актру Северный пер. Красавица тр-с З гребень - п. Иикту - пер. Плечо Иикту.

Б) Перевалы и вершины 2Б к.т. (4 шт.):, пер. Мечта, п. Карагем (радиально), пер. Маашей, тр-с пер. Турист - в. Ольга Западная - в. Ольга Восточная - пер.Сибстрин.В) Перевалы 2А к.т. (1 шт.): пер. Весенний

Г) Перевалы и вершины 1Б к.т. (3 шт.): п. Актру по Зап. Гребню, пер.Шавлинский Нижний, пер. Анитим. Д) Перевалы н/к: Орой.

Категории трудности пройденных перевалов, не соответствующих справочным пособиях:

• пер. Актру Северный заявленный и указанный в классификаторе как 3А по факту прохождения оценен нами как 2Б.

Перевалы, имеющие переменную категорию трудности, согласно настоящему классификатору, оценены следующим образом:

• Радиальный выход на п. Карагем-Баши, заявленный как 3А оценен по факту прохождения как 2Б. Фактически этого препятствия нет в классификаторе.
  • Тр-с пер. Турист - в. Ольга Западная - в. Ольга Восточная - пер. Сибстрин 2А* по условиям прохождения., оценен как 2Б.
  1. Протяженность маршрута, количество и категория трудности ЛП превышают минимальные классификационные нормы для похода 5 к.с.

Исходя из итоговых показателей маршрута и классификационных требований можно установить, что пройденный горный маршрут соответствует 5 (пятой) категории сложности.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Часть рекомендаций и субъективных оценок сложности пройденных локальных препятствий приведены в п. 2.8.

Итоги:

• Главным итогом похода является прохождение маршрута с незначительными изменениями. Все заявленные категорийные локальные препятствия преодолены.
  • Несмотря на сложные погодные условия, потерю времени на переправе, изменение маршрута, которое привело к добавлению в нитку маршрута перевала 1Б, удалось пройти поход в заявленные сроки и иметь в запасе силы и время (1 день).
  • Пройдены интересные перевалы с разным типом рельефа, в том числе, редко посещаемый перевал Актру Северный, совершены восхождения и траверсы главных вершин двух районов: Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребтов. Пройден один из самых сложных в районе ледопад: 60 лет Октября. Пройдено обширное оледенение: Маашейское плато, значительная часть Северного и Южного Чуйских хребтов. По факту прохождения радиальный выход на п. Карагем-Баши оценен как 2Б, перевал Актру Северный не набирает по показателям сложности до 3А, даже с учетом подходов и отходов, поэтому также оценен на 2Б, траверс п. Ольга Западная - Ольга Восточная оценен как 2Б, поскольку имеет достаточно большую протяженность, различный тип рельефа с достаточно крутыми ледовыми и снежно-ледовыми участками большой протяженности.
  • Удалось совершить траверс п. Иикту с заходом на гребень не «в лоб», а по широкому снежно-ледовому желобу, что является, по нашему мнению, очень интересным вариантом подъема.
  • Участники и руководитель приобрели опыт преодоления локальных и протяженных препятствий: перевалов, вершин, траверсов, бродов и т.д.

Таким образом, можно считать, что цели и идея похода достигнуты в полной мере.

Выводы:

• Имеющийся запас дней положительно сказался на безопасности прохождения маршрута, а также на физическом и психологическом состоянии участников.
  • Малая группа и большое количество дней автономного похода делает рюкзаки на старте весьма внушительными. Заброска всех продуктов, снаряжения и топлива повышает напряженность маршрута. Когда планировали длинный выход по долине Талдуры, то знали, на что идем. Этот выход можно значительно сократить и уже от начала грунтовой дороги в верховьях долины уехать на машине вниз, но мы решили остаться в горах еще ненадолго. Заходы и выходы значительно увеличили общий километраж маршрута, добавив к горному походу сложности пешеходного. Вместе с тем поход получился максимально автономный - сами зашли, занесли заброску, сами вышли, к чему мы и стремились.
  • Мобильность малой группы, хорошая личная техника и знание маршрута позволило значительно ускорить и обезопасить прохождение локальных препятствий. Во многих местах предпочтение отдавалось одновременной и попеременной страховке вместо перил. Удавалось максимально использовать утренние часы и проходить сложные участки по плотному насту, фирну в связке, тогда как в более поздние часы склон «раскисал» и приходилось бы идти по жесткому льду, находящемуся под этим снегом, что привело бы к неизбежному использованию перил для обеспечения безопасности. Яркими примерами выигрышности быстрого передвижения является радиальное восхождение на п. Карагем, где удалось все пройти в связке, а через несколько часов пришлось бы вешать до 300-500 м перил. Вторым примером является спуск с перевала Актру Северный, где была точно такая же ситуация - лед, покрытый снегом, достаточно плотным и глубоким, чтобы было безопасно идти по нему в связке. Здесь нам также удалось сэкономить около 300 м перил.

Нам удалось пройти эти и многие другие подобные участки безопасно, надежно, быстро.

• Оценивая пройденный маршрут в общем можно сказать, что группа рассчитывала и была готова к большей технической сложности определяющих локальных препятствий. Вместе с тем общая напряженность похода была достаточно высокой - это связано и с затяжными заходами и выходами, протяженностью и продолжительностью маршрута, погодными условиями, насыщенностью маршрута локальными и протяженными препятствиями. Несмотря на то, что район невысокий, общий перепад высот значительный - это связано с тем, что нить маршрута объединяет как разные части одного района так и два горных района в целом, что приводит к необходимости постоянно сбрасывать и набирать высоту.
  • Использование спутникового трекера позволяет несколько повысить безопасность прохождения маршрута, оставаясь на связи с «большой землей». Те прогнозы погоды, которые мы получали короткими сообщениями на 80 сбывались, что сильно нам помогало.

Рекомендации:

• Планируя маршрут в районе Чуйских Белков учтите дождливую погоду района, длинные подходы и отходы, а также то, что будет достаточно много зоны леса, стланика березы и ивы. Вариантом избежать длинные заходы и выходы является заброска на автомобиле до Карагемской поляны или под Талдуринский ледник, либо заброска вещей до Большого Шавлинского озера на лошадях.
  • Заброску можно оставить в хижине алтайцев на озере Большое Шавлинское, там же можно купить лепешки и кое-какие продукты по заоблачным ценам (плохое пиво 1,25 л 250 р, супер-сникерс 100р, сгущенное молоко 100р и т.д.)
  • При планировании длительного нахождения в высокогорной зоне рекомендуем использовать самодельные снегоступы.
  • При планировании брода реки Карагем рассчитывайте на то, что первому придется так или иначе плыть. Желательно иметь какие-то дополнительные средства плавучести или изготовить их из того, что есть. Если есть возможность, то стоит спланировать маршрут в обход брода, успех которого сложно спрогнозировать.
  • При благоприятной снежной обстановке целесообразнее заходить на Западный гребень п. Иикту из-под вершины, а не «в лоб».
  • Перевал Актру Северный со стороны ледника Правый Маашей можно попытаться пройти в обход скального жандарма по относительно спокойному леднику и простому ледопаду, либо заходить на жандарм не с морены, а из правого ранклюфта ледника, чтобы обойти самую крутую скальную часть.
  • При прохождении перевала Анитим со стороны ущ. Калынгач следует придерживаться правого борта и заходить в Восточную камеру ледника - так путь сокращается, а места для ночевок там лучше
  • Для более безопасного и быстрого прохождения снежно-ледовых препятствий планируйте ранние выходы - это позволит больше ходить в связке и меньше использовать перила.
  • В сезон световой день очень длинный с 7 утра до 21 вечера. Это позволяет проходить простые ледники во второй половине дня, используя вышеупомянутые снегоступы.
  • Для подготовки картографических материалов рекомендуем использовать интернет-ресурс: https://nakarte.me. Программы: GoogleEarth, SASPlanet.
  • Район является сейсмически активным. Маловероятно, но землетрясения даже малой магнитуды могут спровоцировать сход лавин, камнепады. Так что связному на «большой земле» рекомендуется проверять не только сайт погоды, но и сейсмический прогноз.

Состав медицинской аптечки

Расходные материалы

Крем от загара (туба) = 1 (100 мл)

Паста зубная= 1 (40 мл)

Обезболивающие и противовоспалительные (НПВС)

Кеторол 10мг (табл) = 12 Боль различного генеза , не более 4 табл/д

Парацетамол 500мг(табл) = 18 Температура >38.5. В среднем до 4-х табл/д, макс. 8 т/д

Ампульные препараты( способ введения на ампулах)

Дексаметазон = 5 Экстренные случаи : шок , аллергический отёк и т.п. , в/в

Дротаверин =3 Спазмолитик, в/м

Кеторол = 6 Боль различного генеза

Анальгин = 3 Температура >38.5, обезболивание

Супрастин = 5 Аллергия

Физ.раствор (0.9 NaCl 10мл.)= 3 Разведение внутривенных препаратов

Острые Респираторные Заболевания

Гексализ = 30 Лечение воспаления горла (рассасывать, 8 таб в день макс., каждые 2 часа)

Амброксол (табл) = 20 Отхаркивающее, при кашле с мокротой. 1 т. 3р/д в первые 2 дня, затем 2р/д Аллергия

Супрастин (табл)=10 1 табл. 3-4 р/д во время еды

ЖКТ

Смекта (порошок) = 10 Диарея, изжога. 3 пакетика/ д. не менее 3 дней между приёмами пищи

Лоперамид (табл) = 10 Многократный жидкий стул. Вначале 2 капсулы , затем по капсуле после каждого жидкого стула. До 8 капс/д Фестал (табл) = 12 Вздутие живота при переедании

Уголь актив. (табл) = 40 Пищевые отравления , не применять одновременно с другими ЛС

Антибиотики и противомикробные

Амоксициллин ( табл) = 15 Антибиотик от инфекций верх. дых. путей. Курс не менее 5 дней :

3 табл/д. либо 2 табл / день в теч. 7 дней. Принимать в начале еды Возможна диарея

Ципрофлаксоцин (табл) = 20 Антибиотик от др. инфекций. 1 табл 2 р/д. Курс в среднем от 7 дн

Ацикловир табл. Вирус герпеса . 1 табл 5 р/д , курс 5 дней

Фурозалидон (табл)= 20 Второй день диареи. После еды 2-3 табл. 4 р/д. Курс не менее 5 дней

Сульфацил натрия (флакон) =5 Капли глазные , при солнечных ожогах глаз, конъюнктивите Вначале промыть глаза Тауфоном = 1 флакон. По 1- 2 капле 6-8 р/д, курс- не менее 7 дней

Успокоительное

Корвалол ( табл) = 20 тревога, стресс, нарушение засыпания

Кофеин(табл)=5 продление/поддержание психической активности Обморок

Салфетка для стимуляции дыхания = 1 шт.

Обработка ран:

Спиртовые салфетки = 10

Клей БФ-6(туба) = 1

Хлоргексидин (флакон) = 100 мл

Гидроперит ( 8 табл) Перекись сухая , для полоскания горла растворить 1 табл в стакане воды, для обработки ран 2 табл. в 100 мл

Губка гемостатическая =1 Вначале прижать к ране на 1-2 мин. , затем давящая повязка

Бинт стерильный 7х14 (4 шт)

Бинт эластичный=1 Фиксация повреждений опорно-двигательного аппарата (вывихи, растяжения)

Салфетки марлевые в индивид. упаковке= 3 шт

Термометр ртутный=1

Телефон кнопочный=1

Перевальные записки

Со всех пройденных перевалов собраны перевальные записки. Тур и записка не найден на п. Маашей-Баши. С перевалов Маашей-Абыл-Оюк, Турист, в. Ольга Западная сняты записки 2017 года, группы из г. Чебоксары под руководством Львова Г. П., а с пер. Надежда сняты две записки. К запискам, с нечитаемыми подписями, приведены пояснения ниже.

Записка с пер. Мечта 2Б. (Руководитель Житков А. С., г. Томск от 09.08.2018)

Записка с пер. Весенний 2А (т/к Кедр, руководитель Попов Л. от 11.08.2018)

Записка с пер. Надежда (2Б)

Вторая записка с пер. Надежда 2Б. (Руководитель Житков А. С., г. Томск от 13.08.2018)

Собственная записка с траверса Машея от 2017 года

Записка с п. Карагем-Баши

Записка с пер. Маашей

Записка с п. Актру (руководитель спортивной группы альпинистов Киреева от 19.07.2019 г.)

Записка с пер. Актру Северный. В записке инструктор Томилов ошибочно называет перевал Актру. Ниже видна надпись: «...т/к Траверс от (28.08.2008)» - снятая альпинистами записка от 2008 г принадлежит т/к Траверс г. Казань

Записка с пер. Шавлинскипй Нижний 1Б

Записка с пер. Красавица 3А

Записка с пер. Анитим 1Б

Записка с п. Иикту

Собственная записка с пер. Турист 2017 года.

Собственная записка с в. Ольга Западная от 14.08.2017 г.