Скалолазание > Районы и маршруты >

Автор: Галина Терентьева, Красноярск

Про Гуамку

Давно ходят слухи о том, что там классно, красиво, есть что полазать, район осваивают с 2008го и фест проводят. Но никак не получалось проверить, потому что август всегда был насыщен разными событиями — как-то не до того было.

Сейчас все складывается по-другому... а неизведанные края манят. Оперативно, буквально за неделю до поездки, было принято решение рвануть в Гуамку, тем более цены на перелеты через полстраны кусались меньше чем в обычное лето и компания собралась хорошая: сильные питерские парни, одухотворенные девчонки и Олеся - моя боевая подруга по приключениям в скальном классе и трэде :)

Команда. Фото Олеся Бабушкина

Гуамка- хутор в 150 км к югу от Краснодара, недалеко от плато или нагорья Лаго-наки (это где начинается Западный Кавказ). Гуамское ущелье протяженностью около 5 км с красивой речкой Курджипс, собственно главная достопримечательность, по склонам ущелья и располагается большая часть скалолазных секторов. Там же есть узкоколейная железная дрога, соединявшая Гуамку и Мезмай, построенная еще в конце 20х годов для лесозаготовок, сейчас по ней запускают экскурсионный поезд.

Гуамка с Панорамы. Фото Олеся Бабушкина

Гуамка

По пути на скалы. Фото Олеся Бабушкина

Девчонки гуляют. Фото Олеся Бабушкина

Растительность тут впечатляет своей «зеленостью» для нас - джунгли, ну может чуть менее экзотично и более проходимо, но похоже. Высокие деревья с массивными стволами и густыми раскидистыми кронами дают такую тень, что даже когда под открытым небом +35, в лесу комфортно и можно перемещаться между секторами, которые впрочем почти все с северной экспозицией. Стоять в палатках дикарем в лесу у самой реки - классно, понравилось. Из-за такого естественного навеса иногда даже днем хочется надеть кофточку, и продукты в прохладе дольше сохраняются, а если есть машина, то вопрос с хранением ценных вещей решен.

Лес. Фото Олеся Бабушкина

Местная флора. Фото Олеся Бабушкина

Лес погибших самшитов.(( Фото Олеся Бабушкина

Наш лагерь

Ну а река и водные процедуры — это отдельная любовь, да, иногда приходилось себя заставлять туда лезть вечером, без солнца - гигиенические процедуры же. Но окунешься и как заново родился, бодрит и заряжает, короче для восстановления — супер, проверено :)

Сходить в горячий душ обычно можно в гостинице, платно, но сейчас из-за пандемии — нельзя. Зато можно в баню, сауну, мы были в тех которые на выезде из поселка, неплохие (2т.р на 6 чел за 2 часа). Также можно съездить на горячие источники, 5-7 км от поселка, мы не были, но говорят — тоже ничего.

Водные процедуры

Рома вышел из тени. Фото Олеся Бабушкина

Природа и ландшафты так сильно отличаются от наших родных сибирских! Первый день когда ходили по ущелью, хотелось через каждые 50 метров останавливаться глазеть на обрывы, скальные стенки с мхами и вьюнами, бурлящую под тобой воду, пороги и ванны. Похожие пейзажи когда-то запомнились на юге Франции, с каньонами и ущельями а тут вон ведь как, и у нас такое есть :)

Каньон Сухой Балки. Фото Олеся Бабушкина

По пути на Сухую Балку

После дождя. Фото Олеся Бабушкина

Скалы
Известняк, но разный. Где-то больше дырок, где-то отколы и активники. Иногда что-то сыпется, страховать, особенно на вертикалях лучше в касках, а на Панораме, кстати, вообще над сектором смотровая площадка с которой туристы могут спускать камни. В основном трассы короткие 15-20 метров (не считая сектора Сталинград). Везде хватало 10-12 оттяжек.

Константин Сергеевич :) Фото Олеся Бабушкина

Далее будет много впечатлений по маршрутам, которые я пролезла или пробовала пролезть и мой личный рейтинг (количество звездочек возле некоторых названий) надеюсь кому-то пригодится. Ну на всякий случай, для тех кто готовится к восьмерочным онсайтам — конкретика может не понравится, хотя вроде на этих трассах все очевидно и так.

Адаптация, рекогносцировка и разлаз у меня лично заняли примерно неделю. Первые 4-5 лазательных дней ничего сложнее + не шло. И не хотелось зацикливаться на чем-то, а просто лазать больше онсайт или максимум две-три попытки.

Первый вводный день полазали простые 6с-7б на Гагарине западном. Небольшой сектор, короткие трассы — 6-8 оттяжек, хорошо нависает, можно лазать в дождь. Острые дырочки, сразу напомнили Маргалеф, всё что полазала понравилось: Гузерипль 6b***, Mandragora 6c**, An Aspera 7a***, Ваш выход 7a+/b **. Следующий день провели на Панораме, трасс немного и по большей части для тех кто лазает + и выше, только четыре 6а-7а, а все остальное сильно сложнее. Хороший спортивный сектор, особенно боулдерингистам понравится, тут нависающие трассы с динамичными перехватами. Понравилась 7с+ Top Point ***, я залезла с 3 попытки. Тогда же и Олеся ее попробовала и стало понятно что ей все по силам. Ближе к концу выезда она его заборола, порадовались ее первой +! Такая не очень простая для девочек трасса, с несколькими силовыми перехватами.

Олеся молодец! :D

Я потом залезла тут Vasya Overload 8а**, неплохая, с ключом в два перехвата (готовьте правую пятку), 3 попытки. Вот это поворот 7с+/8а*, странная не очень логичная линия, и Хорошо подумай +*** тоже всё с 3й. Последняя больше всего понравилась — разнообразные движухи там, низ с прыжочком и силовое движение на плечо (разрывая пасть льву) под самым топом. Простые шестерки слева подойдут для разминки, 6с и 7а справа — короткие, неровные.

Vasya Overload 8а, сектор Панорама

Рома на Vasya Overload 8а. Фото Олеся Бабушкина

Хорошо подумай 8а+

На следующий день пошли на сектор Сухая балка, пешком это можно делать только по вторникам — когда экскурсионный поезд отдыхает. Минут 30 по шпалам, любуясь красотами и еще 10 минут по крутому склону, где один из самых опасных подходов. В критических местах натянуты перила - трос. Для тех кто не уверен в своих навыках преодоления такого рельефа — обязательно использовать самостраховочные усы, мелких детей туда на поводке водить надо, а лучше вообще не водить.

Перила на тропе к сектору

Сухая балка - малопосещаема, скала запылилась как будто, особенно на вертикальных или слабо нависающих стеночках явно. Чуть не завалилась разминаясь на пыльной 6с, хм, как интересно! Залезла пару 7б, одна прикольная нависающая, в 6 оттяжек, называется Trad climb 7b*** — как будто боулдеринг полазал, там надо клинить пальцы в щели. Вторая не понравилась вообще — Вассаби, линия пробита как-то странно, и вся грязная, не рекомендую.

Trad climb 7b. Фото Олеся Бабушкина

Все 7а+ (Левша*, 21**) там задорные, боудеринговые, ни одну с первой не залезла, это был удар)))) На восьмерки даже не рыпалась там, хотя говорят есть хорошие - День ВМФ, например. Костян мочил там 7с+ — 8b одну за другой, крутой.

Полет на 7а+

Костя на 8а. Сектор Сухая Балка

После дня отдыха был запланирован поход на сектор Сталинград. Даже само название звучит тревожно.)) Подход занял почти час. Это нам еще сильно повезло что Серега Шаферов в этот день туда пошел и указал путь, а так просто дойти туда «онсайт» практически нереально, можно легко пропустить поворот и потратить много времени и сил. Последняя треть пути представляет из себя 45градусный земляной склон, спасибо что организаторы фестивалей и подготовщики натянули перила. Сталинград выглядит круто, но он еще менее популярен, кажется лазать туда приходят раз в год, во время фестивалей.

Сектор Сталинград, второй ярус. Фото Олеся Бабушкина

Рома «радуется» на 7b :) Фото Олеся Бабушкина

Оказалось очень грязно, в дырках песок, на стеночках местами напитанный влагой мох и шелуха. Тут тоже нужна каска, и щетка и побольше магнезии. Солнце в левой части сектора выходит примерно в 15 часов. Пробовала Александр 7с+ но не смогла даже завесить: на внушительном нависании, долезла до дикого перехвата с монопокета (с песочком внутри) и не понимала как же так надо выпрыгнуть чтобы удержать следующий, короче для коротышек - жесть! Еще замахнулась на длинную 7с/+ Дар Милы **, в первую попытку когда отрабатывала, на ключе скололся кусок зацепа под ногой, а на пролаз тот же зацеп скрошился уже под рукой, было сильно обидно падать под самым верхом. Но трасса хорошая. На другие более менее привлекательные маршруты уже не оставалось времени — солнце вышло. Короче пальцы стерты, ничего не залезла. Поющая эскадрилия 7а+** неплохая, ровная, техничная, хороша для онсайта, но тоже грязновата. У нее есть продолжение 8а, но я не смогла сделать движение в начале: силово там на потолке. Шестерки более менее облажены, самые популярные: В бой идут одни старики 6b** и Смуглянка.

Катя на 6b. Фото Олеся Бабушкина

В грот мы с Олесей не поднимались, а парни лазали и даже суровый Костян сказал что категории там жестковаты, ну по сравнению с основными секторами. К сожалению, мои ожидания от Сталинграда не оправдались. Может если все тщательно и беспощадно почистить, и регулярно нагонять туда страждущих — то будет хорошо. Но во всем надо искать плюсы: мы живы-здоровы и после такого всё остальное покажется халявой)))

я грущу под Сталинградом)) Фото Олеся Бабушкина

Еще и коленки побила))) Фото Олеся Бабушкина

Оставался еще один красивый сектор, немного жалею что не посетила его в начале — Солярис. По моему мнению, пожалуй, лучший: там 24 трассы от 6b до 8c.

Костян пробует 8b+/с. Фото Олеся Бабушкина

Только идти туда чуть подольше, минут 35 и спуски/подъемы веселые. Что интересного было там: Тишка 7с*** онсайт — вертикальная, по мелким активникам, девочки такое любят, Олеся ее тоже потом залезла. Опиум для Никого 7с***, со второй попытки, хорошая, интересный ключ. Но соседняя 7с Позорная звезда — с явно выраженным ключом на финише - не очень понравилась, не стала добивать. Через пару дней еще залезла там Сказочная тайга 8а** — техничная, неровная, но интересная, ключ под самым верхом, вообще в этом секторе половина трасс с ключевыми участками на карнизе, вверху.

Сказочная тайга 8а

Из всех восьмерок которые я полазала тут, лучшая — Трансильвания 8а***, и наверное самая популярная. Там классный потолочек, рекомендую, хотя движения совсем не похожи на скальные: подцепка носочком в дупло, длинные перехваты, кресты с дырки на дырку, и выход с потолка болтаясь в одном месте на одних руках. Неожиданно приятно - собрала со второй попытки, хотя такой стиль - не мой конек. И еще сильно понравилась Синдром Аспергера 7с+*** но только если у вас нет противопоказаний к монопокетам, бодрая, постепенно усложняющаяся к верху, по дыркам разного калибра. А вот другую соседнюю 7с+/8а Декаданс - я не смогла, говорят там что-то отломали и длины моих рук было не достаточно.

Из остального: хорошая Плацебо 7а+***, прямо приятная, равномерная, рядом Панацея 7b*** — тоже хорошая. Пара странных трасс у которых основной ключ — вщелкивание финишной оттяжки, точнее если оттяжка висит — то все похоже на правду, а если нет — то это будет сложнее, 6с+ Агата Кристи (не вщелкнула финиш на заминку, а потом и на разминку не смогла))) и Химера 7b – с провешиванием если лезть то будет жестко очень). Слева короткая боулдеринговая Товарищ Муха 7а**, достойная, залезла на флеш со скрипом.

Синдром Аспергера 7с+.

один из простых секторов. Фото Олеся Бабушкина

Это далеко не все сектора, есть несколько более вертикальных и лежачих, которые больше подойдут для детей и начинающих, про них ничего сказать не могу. Но лазать в дождь, в отличие от Панорамы, Соляриса и Гагарина там не получится.
Про подходы к секторам
Тропинки представляют из себя траверсы, серпантины по крутым склонам и это такой глинистый чернозем. После дождя скользко вообще везде, вопрос сколько раз ты подскользнешься и как сильно уделаешься. Нам с погодой повезло несказанно, дождь был только одинь день, и после этого по мокрой тропинке мы буксовали до ближайшего Гагарина.

Следует отметить, что в целом некоторые участки троп к секторам представляют опасность, отвесные склоны и скальные выходы гораздо ближе чем может показаться, а деревца и кусты — создают иллюзию безопасности.

Кроссовки тут сразу пропитываются пылью и грязью и могут сильно постареть, если есть выбор — можно брать что попроще, но удобное и с хорошим протектором. Еще обязательно пригодятся какие-нибудь сандали для перемещений по воде, на родник, как минимум.
Разные советы
Как уже писала, мы жили первые 10 дней в палатках, в уютном лесном закутке. Тут все стандартно: из полезных незаменимых вещей- тент от дождя, он пригодился два вечера — были сильные дожди. Готовили на газу, но можно и костры жечь, с сухими дровами вроде проблем нет. Отдельная палатка под продукты, снарягу и другое барахло — удобно. Спасибо Роме и Косте, они все предусмотрели :)

Лагерь. Фото Олеся Бабушкина

Тут была прикольная история. У нас в обычном полиэтиленовом мешке в общей палатке лежали разные орехи, как-то утром Олеся достала пакет с недоумением: а что мы все кешью уже съели? Их же еще много оставалось!? Стали искать и нашли только продырявленный пустой пакет. Какие прожорливые мыши - 2 стакана заточили! Вечером после скал встретили наших девчонок, они нам: «как вы думаете, что мы нашли сегодня в своих скальниках??? Орехи кешью!» ))))) нычку мышь устроила не отходя от кассы, в этой же палатке в соседнем рюкзаке))) Короче потом все что может их заинтересовать мы прятали в контейнеры. Говорят, там еще водятся еноты, но мы их не видели, а так хотелось :)

Что еще из полезных девайсов: пауэрбанк, в конце первой недели мой на 20тыс мАч иссяк, пришлось зарядить телефон в отеле (это можно сделать за 50р/час). Так что было бы круто иметь еще и солнечные аккумуляторы.Из минусов: нигде нет хорошей питьевой воды, да есть родник совсем недалеко, где все набирают воду для приготовления пищи, но сырой ее пить нельзя - энтеровирусы всякие. Так что, либо покупать в магазине, либо только кипяченую. Ну это я привыкла просто, что у нас в сибирских лесах из любого родника можно безбоязненно пить вкусную воду из под гранитов. Тут в аптечке обязательно должны быть препараты типа энтеросгеля (уголь на худой конец) можно и пребиотики попить для профилактики, многие этой штукой там болеют, юг же. А аптеки в самой Гуамке нет.

Фото Олеся Бабушкина

Продуктовый магазин есть один и булочная-кондитерская там же. Все необходимое можно найти, но фрукты быстро разбирают. При острой необходимости за продуктами можно ездить в Апшеронск, там есть большие супермаркеты, автобус ходит 3 раза в день. На центральной парковке много частных лавочек, где можно купить деревенские ништяки, сыр там вкусный домашний. Слива, ежевика, яблоки свешиваясь за заборы заброшенных участков — фор фри.))

А еще, в поселке регулярно днем на несколько часов отключают свет, так что все в магазине все что из морозилки — продают до обеда и после. И на это время связь падает, вышки видимо вырубает.
Про досуг
Хорошо что Олеся уже не первый раз в Гуамке, она у нас была гидом)

фото Олеся Бабушкина

В дни отдыха (от лазания) двигались активно, исследуя окрестные ущелья. Самым красивым было ущелье речки Сухая балка, до него мы шли от поселка Мезмай около 5 км по железной дороге (на этом отрезке поезд не ходит). И потом траверсом по склону, там же где начинается тропа на сектор, постепенно спускаясь к воде, с перилами. Начальный уровень каньонинга: частично по воде между камней. Там красота: ущелье глубокое, то сужается то расходится, солнце не везде можно поймать, но в одном месте есть прекрасный пляжик и рядом сказочные водопадики, какие я только в кино видела.

Водопады на Сухой Балке. Фото Олеся Бабушкина

Каньон Сухой Балки. Фото Олеся Бабушкина

От поселка Мезмай также можно пойти в другую сторону, там примерно 45-50 минут до полки, с которой открывается обалденный вид на ущелье!

Виды. Фото Олеся Бабушкина

По пути тоже красиво, водопадики, гротики и речка с бирюзовыми ваннами, (кажется на картах можно найти по названию «водопады Исиченко»). По пути глазели на перспективные стенки и грот, про которые все знают, и может быть когда-нибудь и тут будет фестивальный сектор.))

Оцениваем перспективы :)

Когда большой белый автомобиль с ребятами уехал в Питер, мы с Олесей переселились в отель Гуамка. Нормальный отель, там свой генератор есть и электричество будет всегда.

В дни отдыха мы далеко не выбирались, сгоняли до одной из многочисленных «ванн молодости», ближайшая так и называется на картах «Водопад с купелью Ванна молодости». Водопады пересохли, но водичка — класс! Ледяная кристально чистая, вытекает из пещеры. Обязательно туда занырните, по крайней мере на пару часов точно омолаживает.))) Очень много там и других природных достопримечательностей для туристов, как подготовленных, так и не очень (туры на джипах). Но так как основная наша цель все же — скалолазание, мы посмотрели только малую часть.

В общем-то это вся основная информация, которой хотелось поделиться.

Конечно стоит отметить, что работа по развитию скалолазного района проделана огромная! И местные скалолазы (и не только местные) продолжают находить и осваивать новые сектора, респект!

Чуть больше двух недель пролетели незаметно. Более чем довольна этим путешествием: новые места, общение, улыбки и смех, встречи, скалы, прохождения, виды, и даже звуки (шум реки под который просыпаешься и засыпаешь) - одним словом незабываемые моменты собранные в копилку воспоминаний и продолжающие греть и вдохновлять, ведь ВСЁ в этом!