Автор: Екатерина Кропочева, г.Москва

Отчет о прохождении горного туристского маршрута 1к.с. по Архызу (З.Кавказ) в период с 10 по 22 августа 2020 года

Справочные сведения

Протяженность

с учетом коэффициента 1,2 - 110 км

Нитка маршрута

поляна Таулу - Ледниковая ферма - пер. Софийское седло (н/к, 2640, рад.) - Софийские водопады (рад.) - д.р. Ак-Айры - пер. Иркиз (1А, 2880) - Софийские озера - пер. Кельауш (н/к, 2866) - оз. Верхняя Запятая - пер. Караджаш (1А, 2960, рад.) - д.р. ГаммешЧат - поляна Таулу - д.р. Псыш - д.р. Белая - оз. Белореченское - пер. Аюлю (1А, 2874) - в. ТемирКулак (н/к, 3187, рад.) - оз. Семицветное - пер. Дукка (н/к, 2637, рад) - д.р. Большая Дукка - д.р. Псыш - Лунная поляна - пер. Федосеева (1А, 2987) - в. Пик Динника (н/к, 3173, рад.) - оз. Турье - д. правого притока р. Кяфар-Агур - д. р. Запрудная - оз. Запрудное - м.н. - пер. Архыз (1А, 3000) - в. Пик Пионеров (н/к, 3056, рад.) - пер. Баритовый (1А, 2800) - пос. Архыз

Максимальная высота

3187 м в. Темир-Кулак

Максмальная высота ночевки

2763 м

Маршрутная книжка №

1/3-110

Проводящая организация

Поход был организован и проведен группой туристов турклуба ВШЭ (бывший ТК МИЭМ)

Адрес турклуба: Москва, ул. Малая Пионерская, 12

Должность

Кропочева Екатерина Вадимовна

1993

2ПУ (Зап. Кавказ), НКГУ(1А) (Зап. Кавказ), НКПР (Подмосковье, Зап. Кавказ)

руководитель,

медик

Ярополов Олег Денисович

1996

2ПУ (Зап. Кавказ), ПВДР(Подмосковье)

зав.снаряжением реммастер, штурман

Сокращения: У - участие, Р - руководство, НК - некатегорийный, ПВД - поход входного дня, П - пешеходный, Г- горный

Все участники и руководитель прошли маршрут полностью.

Географическая характеристика

Средне- и высокогорный район Архыз располагается на Западном Кавказе к северу от Главного Кавказского хребта в бассейне реки Большой Зеленчук. С востока Архыз ограничен хребтом Ужум, отделяющим его от горного района Теберда. С севера и северозапада Архыз отгорожен хребтом Абишира-Ахуба, однако традиционно территория за хребтом также относится туристами к Архызу. С запада и юго-запада район замыкает хребет Аркасара. Площадь района относительна небольшая - около 600 км2. С административной точки зрения Архыз находится на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики. За хребтом Абишира-Ахуба начинается УрупоКяфарский район.

Долины рек Архыз (Амануаз) и Большой Зеленчук ориентированы с запада на восток, поэтому большую часть светового дня освещены солнцем. Хребет Абишира-Ахуба препятствует движению холодных воздушных масс с севера, поэтому в районе относительно мягкий и теплый климат с большим количеством ясных дней. Возможность вести астрономические наблюдения на протяжении практически всего года стала причиной основания крупной обсерватории в пос. Нижний Архыз.

Туристские возможности района

В Архызе проводят горные походы с 1 по 3 категории сложности, а также альпинистские восхождения. На реке Большой Зеленчук организуют водные маршруты. В последнее время здесь активно развивается горнолыжный спорт. Строительство горнолыжных комплексов и сопутствующей инфраструктуры, в том числе дорог, снижает привлекательность района для спортивного туризма, одновременно увеличивая поток отдыхающих на коммерческой основе.

Транспортная доступность

Архыз соединен шоссейной автодорогой со станицей Зеленчукской, откуда можно доехать до г. Черкесска, г. Невинномысска, городов района Кавказских Минеральных вод и аэропорта Минеральные воды. Существует автобусное сообщение из пос. Архыз до указанных городов, а также до Ставрополя. Автобусы ходят от одного до нескольких раз в сутки по каждому направлению. Есть местный автобус от пос. Архыз до горнолыжного курорта Романтик.

Наша группа собиралась у Погрануправления в г. Черкесск. Двое участников добрались до г. Невинномысска на поезде Москва-Кисловодск, там к ним присоединился третий участник, доехавший из Краснодара на автобусе Новороссийск-Нальчик.

Далее мы воспользовались рельсовым автобусом Невинномысск-Черкесск. Автобус ходит один раз в сутки, проезд стоит 120 рублей. Наша цель была посмотреть на такой немного экзотический транспорт. При передвижении большими группами не рекомендуем его использовать, так как он востребован среди местных жителей и внутри довольно тесно.

Других туристов кроме нас мы не заметили.

В Черкесске к нам присоединился четвертый участник, добравшийся из Москвы самолетом до Минеральных вод, а далее на Яндекс-такси.

Машину от Черкесска до поляны Таулу (с завозом заброски в палаточный лагерь «Дукка» на месте впадения р. Дукка в р. Архыз) мы заказывали в фирме «Барс» 8-928-656-31-40, 88787-95-83-48. В машине LADA Largus наша группа с рюкзаками разместилась без проблем. Стоимость составила 3000 руб.

На обратном пути мы договорились с такси на автостанции пос. Архыз. До г. Невинномысск и до аэропорта Минеральные воды такси стоило по 3000 руб.

Возможности организации закупки и заброски

Магазины есть в пос. Архыз, пос. Романтик, рынок на поляне Таулу. В пос. Романтик есть филиал туристического магазина Альпиндустрия, где можно докупить газ или снаряжение в случае необходимости. На Ледниковой ферме есть кафе «У Белочки», где можно в случае необходимости купить какую-то еду, но оно больше рассчитано на знакомство отдыхающих с изысками местной кухни.

Мы оставляли заброски на турбазе «Архыз-сити» в районе поляны Таулу (бесплатно) и в палаточном лагере ФСТ КЧР «Дукка» в месте слияния р. Дукка и р. Архыз (бесплатно при предъявлении маршрутной книжки спортивного похода).

Порядок доступа в особые зоны

Архыз располагается в непосредственной близости от государственной границы РФ, поэтому для посещения некоторых его участков необходимо заблаговременно оформить пропуск в Пограничном управлении ФСБ по Карачаево-Черкесской республике. Наш маршрут проходил по пятикилометровой приграничной зоне в районе Семицветного озера. Мы оформляли пропуска через сайт Госуслуги либо с помощью отправки сканированной копии заполненного заявления на электронную почту погрануправления pu.kcherkes@fsb.ru. Официально изготовление пропуска занимает 15 рабочих дней (три недели). В нашем случае оформление через Госуслуги заняло около недели, через электронную почту еще быстрее. Для граждан иностранных государств оформление пропуска происходит сложнее и дольше. Пропуска забрали по адресу г. Черкесск, ул. Доватора, д. 84б (будка бежевого цвета к ВЮВ от перекрестка ул. Доватора и ул. Фурманова, напротив заправки Лукойл). Для получения пропуска нужен паспорт и четырехзначный номер, выданный при регистрации заявления.

Многие турфирмы предоставляют услуги оформления пропусков, тогда их можно получить у водителя, не заезжая в погрануправление.

На территории района Архыз находится ООПТ Архызский заказник. Ограничений по посещению не предусмотрено, охота и рыбалка запрещены.

Адреса и телефоны поисково-спасательной службы

Адрес ГУ МЧС по КЧР: г. Черкесск, ул. Кавказская 33, +7(878) 226-60-56

ПСО Архыз (база в 8 км за поселком Архыз в сторону пос. Романтик) +7-963-286-12-67 или +7-928-396-47-87.

Мы регистрировались в МЧС с помощью формы электронной регистрации, при выходе на маршрут и при его завершении сообщали по дежурному телефону +7(878) 226-60-56.

Идея проведения похода и подготовка к нему

Основная цель похода: познакомиться с красивым горным районом, новым как для участников, так и для руководителя.

Весной и летом 2020 года в связи с эпидемией короновируса были закрыты границы РФ, а также многие регионы страны, отменены спортивные мероприятия. В том числе не состоялся пешеходный поход 3 к.с., к которому готовились руководитель и один из участников. Но проводить отпуск в городе не хотелось, было принято решение сходить небольшой группой на несложный, ненапряженный и красивый маршрут. Изначально было подготовлено два варианта: по Кавказскому заповеднику в районе Красной поляны и по Архызу, так как на момент планирования Карачаево-Черкесия была закрыта для въезда с туристическими целями. После снятия ограничений мы выбрали Архыз как более интересный с технической точки зрения и новый (никто из членов группы ранее здесь не был) район.

Все участники похода имели опыт длительного проживания в полевых условиях: Кропочева Екатерина и Ярополов Олег - указанный опыт спортивных пешеходных и горных маршрутов, Алексеев Владимир - многолетний опыт биологических экспедиций, Волынникова Евгения - опыт водных походов. В качестве подготовки к походу и проверки снаряжения группа приняла участие в мероприятии ТК ВШЭ «Звездочка», заключающегося в преодолении маршрута около 60 км.

Архыз - хорошо освоенный район, из любой точки нашего маршрута можно было добраться до дороги или жилья за менее чем за один ходовой день.

Варианты аварийных выходов: день 1-4 - выход на дорогу поляна Таулу-Ледниковая ферма день 5-6 - выход на дорогу в д.р. Псыш день 6-8 - выход на дорогу в д.р. Псыш, к пос. Романтик день 8-10 - выход к станции канатной дороги, в пос. Романтик

день 10-12 - выход в пос. Архыз

Также мы покупали страховку для активного отдыха (который включает спортивный туризм) с покрытием транспортировки в медицинское учреждение в компании»Тинькофф-Страхование».

Для повышения комфорта при прохождении маршрута были организованы две заброски.

График движения

11,3

2011

пешком

м.н. - пер. Софийское седло (н/к, 2571, рад.) - Софийские водопады (рад.) - м.н.

7,3

2011

пешком

м.н. - д.р. Ак-Айры - пер. Иркиз (1А, 2880) - Софийские озе-ра - пер. Кельауш (н/к,2866) - оз.Верхняя Запятая

6,6

м.н. - пер. Караджаш (1А, 2960, рад.) - д.р. Гаммеш-Чат - поляна Таулу

6,8

м.н.- д.р. Псыш - д.р. Белая

14,5

2037

пешком

м.н.- оз. Белореченское - пер. Аюлю (1А, 2874) - в. Темир-Кулак (н/к, 3187, рад.) - оз. Семицветное

10,8

пешком

м.н.- пер. Дукка (н/к, 2637, рад)

2,7

м.н.- д.р. Большая Дукка - д.р. Псыш - Лунная поляна

18,7

м.н.- пер. Федосеева (1А, 2987) - в. Динника (н/к, 3173, рад.) - оз. Турье

8,2

м.н.- д. правого притока р. Кяфар-Агур - д. р. Запрудная - оз. Запрудное

9,9

пешком

м.н.- пер. Архыз (1А, 3000) - в. Пионеров (н/к, 3056. Рад.) - пер. Баритовый (1А, 2800) - вдп. Баритовый

8,7

2092

м.н.- пос. Архыз

4,5

2092

пос. Архыз - г.Невинномысск / г.Минеральные Воды

автотранспорт

Итого 110 км, суммарный перепад высот + 7415, - 6870 (набор, сброс). Здесь и далее километраж указан с учетом коэффициента 1,2.

Пройденный маршрут совпадает с заявленным, кроме последнего дня - мы не использовали запасной день, на 11 день переночевали около вдп. Баритовый и утром 12 дня вышли в пос. Архыз.

Определяющие препятствия на маршруте

Препятствие

Характеристика препятствия

Пер. Софийское седло

(рад., с С)

н/к, 2571

Подъем по тропе в травянистом склоне до 25.

Пер. Иркиз

1А, 2880

Подъем по травянистому склону до 35 по тропе

Спуск по мелкоосыпному склону по тропе до 30.

Пер. Кельауш

н/к, 2866

Перевальный взлет не выражен, на спуск и на подъем - тропа в средней осыпи.

Пер. Караджаш (рад., с В)

1А, 2960

Подъем и спуск по тропе в травянистосреднеосыпном склоне до 35.

Пер. Аюлю

1А, 2874

Подъем по тропе в средней осыпи до 30, спуск по средней осыпи до 25.

В. Темир-Кулак (рад., с ЮВ)

1А, 3187

Подъем и спуск по среднеосыпному склону до 30.

Пер. Дукка (рад., с В)

н/к, 2637

Подъем и спуск по тропе в травянистом склоне до 25.

Пер. Федосеева

1А, 2987

Подъем по травянистому склону до 35 без тропы, далее подъем по тропе в мелкоосыпном склоне до 30. Спуск по тропе в мелкоосыпном склоне до 25.

В. Динника (рад., с З)

1А, 3173

Подъем и спуск по тропе в мелкой осыпи до 35.

Пер. Архыз (рад., с С)

1А, 3000

Подъем по тропе в травянистом и мелкоосыпном склоне до 30. Спуск по тропе в травянистом склоне до 20.

В. Пионеров (рад.)

1А, 3056

Подъем и спуск по тропе в травянистомелкоосыпном склоне до 35.

Пер. Баритовый

1А, 2800

Спуск по травянистому склону без тропы до 30.

Все перевалы и вершины проходились в каске с самостраховкой альпенштоком.

Переправы через небольшие реки и ручьи

н/к

Простейшие, переход по камням с самостраховкой альпенштоком.

Обзорная карта

Синей линией обозначен путь движения, стрелками - направление движения. Красным обозначен порядок прохождения.

Высотный профиль маршрута

Красными вертикальными линиями обозначены места ночевок.

Техническое описание

Перевал Софийское седло

2571 м

Координаты

N 43 °26'2.76 " E 41°17'48.66 "

Архыз, соединяет д.р. София и д.р. Кизгыч

12.08.20, с запада, радиально

Снята записка

Группа туристов клуба путешественников «Крым для тебя» г. Севастополь в составе 7 человек под рук. Кравцовой М. от 07.08.20, 12.00

День 1. 11 августа 2020 года.

11.8.20

2 ч 44 мин, (всего 3 ч 40 м)

11,3

Тепло, пасмурно, во второй половине дня - дождь.

В предыдущий день водитель довез нас до моста через р. Псыш на поляне Таулу. Мы остановились на турбазе «Архыз-сити».

Подъем в 7.00, договорились оставить заброску на турбазе, денег с нас за это не взяли. В 9.45 выходим по направлению к Ледниковой ферме. Пересекаем сначала территорию турбазы, затем луг в восточном направлении и через 15 минут выходим на грунтовую дорогу, ведущую к Ледниковой ферме, в месте брода через ручей (правый приток р. Псыш). Дорога проходит вверх по долине р. София в южном направлении, местами уклон достигает 15. По дороге часто проезжают машины, в основном УАЗ, везущие отдыхающих к Софийским водопадам (Фото 1-1, 1-2). Через 15 минут проходим речку Назайры, она убрана в трубу. Еще через 22 минуты нам встретилось огромное стадо коров, ждем пять минут, пока они перейдут дорогу. Иногда дорогу пересекают небольшие ручьи, текущие с хребта Чегет-Чат, перешагиваем их или переходим по камням (Фото 13). Через 50 минут дорога уходит в русло реки Софии, машины едут по воде. Мы обходим это место слева по ходу движения по подболоченному лугу (Фото 1-4). Через 5 минут проходим мимо хижины с загоном для скота. И еще через 50 минут подходим к кафе «У Белочки» на Ледниковой ферме. Около кафе через р. Софию переброшен хороший деревянный мост, машины здесь проезжают вброд (Фото 1-5). Ниже по течению от кафе на левом берегу Софии стоит большое количество людей в палатках. Мы нашли более комфортное и уединенное место чуть выше кафе (N 43°26’57.53’ E 41°16’20.85’) (Фото 16). Встали на стоянку в 13.25. На стоянке есть костровище, воду брали из протоки, для питья кипятили. Тут же начался дождь, который продолжался с разной интенсивностью до 18.00.

Фото 1-1. Характер дороги от поляны Таулу к Ледниковой ферме.

Фото 1-2. Характер дороги от поляны Таулу к Ледниковой ферме.

Фото 1-3. Ручьи, пересекающие дорогу.

Фото 1-4. Обход разлива на дороге по подболоченному лугу.

Фото 1-5. Кафе «У Белочки» на Ледниковой ферме, мост через р. София.

Фото 1-6. Место стоянки на Ледниковой ферме. На заднем плане Софийские водопады.

День 2. 12 августа 2020 года.

12.8.20

3ч 40 мин

(всего 5 ч 40 мин)

в зачет 7,3 /всего 8,3

Тепло, в первой половине дня ясно,

во второй - пасмурно

Подъем в 6.00. Собирали лагерь и оставили рюкзаки в кафе «У Белочки» (в сарае по договоренности с хозяевами).

В 8.30 выходим по направлению к пер. Софийское седло. Переходим р. Софию на правый берег по мосту около кафе и начинаем подъем по грунтовой дороге на ВСВ, в сторону хребта Чегет-Чат. Дорога сначала поднимается на склон, затем идет траверсом в южном направлении (Фото 2-1). Через 15 минут хода дорога резко поворачивает и начинает подниматься на склон. Ей можно воспользоваться для подъема на хребет Чегет-Чат, но нам туда не надо. Мы перешагиваем ручей Бугойстаут (правый приток р. София) и продолжаем движение траверсом склона по хорошо набитой лесной тропе (Фото 2-2). Через пять минут переходим сухое каменистое русло и начинаем подъем по каменистой тропе с уклоном 10-15 (Фото 2-3). Через 35 минут тропа становится круче - до 25. Через 10 минут преодолеваем короткий грязный и скользкий участок, после него в ЗЮЗ направлении уходит тропа на Софийские водопады, склон выполаживается. Еще через 25 минут подходим под перевал, тропа обходит скальный выступ слева. Через 5 минут, в 10:25 поднимаемся на перевал. Седловина неширокая, каменистая, воды нет (Фото 2-4, 2-5). За час, проведенный нами на перевале, поднялась одна группа снизу со стороны Софийских водопадов и одна группа спустилась с хребта Чегет-Чат. Место посещаемое, но экскурсионные группы не оставляют записки в турах.

Всего на подъем на пер. Софийское седло от Ледниковой фермы мы потратили 1ч 35 мин чистого ходового времени.

На спуск первые 15 минут шли по пути подъема, затем свернули на ЮЗ в сторону водопадов, прошли по травянистому склону и вышли на тропу, идущую траверсом склона под скальными обнажениями (Фото 2-6). Одеваем каски. Через 15 минут преодолеваем короткий крутой (до 35) участок тропы с разрушенными скалами и осыпающейся землей (Фото 2-7). Еще через 10 минут вышли к первому водопаду. Ручьи, вытекающие из-под водопадов, проходим по камням с самостраховкой палками. Где-то удобнее спуститься к месту разделения ручья на протоки, где-то наоборот подняться к площадке под водопадом (Фото 2-8, 2-9). Через 50 минут подходим к самому западному, Большому Софийскому водопаду и, не переходя поток, начинаем спускаться по его правому берегу по тропе, перемежающейся участками средней осыпи. Через 10 минут в месте разлива потока переходим его по камням на левую сторону (Фото 2-10). Через 3 минуты входим в зону леса и спускаемся по тропе вдоль воды. Через 22 минуты выходим к кафе «У Белочки».

Забираем рюкзаки и в 14.10 встаем на стоянку на прежнем месте.

Спуск с пер. Софийское седло к Ледниковой ферме через Софийские водопады занял 2 ч 5 мин чистого ходового времени.

Фото 2-1. Дорога на хребет Чегет-Чат. На заднем плане Софийские водопады.

Фото 2-2. Характер тропы траверсом склона хребта Чегет-Чат.

Фото 2-3. Сухое русло и путь подъема на пер. Софийское седло.

Фото 2-4. Заключительная часть подъема на пер. Софийское седло.

Фото 2-5. Группа на пер. Софийское седло, вид на СВ в долину р. Кизгыч и на хр. Ужум.

Фото 2-6. Тропа к Софийским водопадам из-под пер. Софийское седло.

Фото 2-7. Крутой участок тропы на подходе к Софийским водопадам.

Фото 2-8. Переправа через ручей под Софийскими водопадами.

Фото 2-9. Софийские водопады.

Фото 2-10. Место переправы через ручей под Большим Софийским водопадом.

Перевал Иркиз

2880 м

Координаты

N 43 ° 26 ' 53.999 " E 41 ° 13 ' 57 "

ЮВ-СЗ

Расположение

Архыз, в отроге Софийского хребта, соединяет д.р. Ак-Айры и Софийские озера (р. Кашха-Экчичат)

13.08.20, с ЮВ на СЗ

Группа туристов г. Шахты, рук. Колосков В.Г. от 7.8.20, 11:20

День 3. 13 августа 2020 года.

13.8.20

4 ч 7 мин

(всего 7 ч 40 мин)

6,6 в зачет/всего 7,9

Тепло, в первой половине дня ясно, во второй - пасмурно, небольшой дождь.

Подъем в 5.00. Выходим в 6.45 в направлении долины р. Ак-Айры и пер. Иркиз. От места нашей стоянки на тропу, идущую по левому берегу р. Ак-Айры можно попасть двумя способами. 1) Двигаться по левому берегу р. София до устья р. Ак-Айры. Там через р. Ак-Айры переброшено толстое и немного стесанное сверху бревно. 2) Перейти по мосту у кафе на правый берег р. София, пройти по дороге ниже места впадения р. АкАйры и перейти р. София по мосту. Здесь р. София разливается на две протоки, мост переброшен только через наиболее глубокую левую протоку. Мы выбираем второй вариант, так как не хочется ходить по бревну с рюкзаками или вешать перила для переправы по бревну. За 20 минут доходим до моста, первую протоку переходим по камням напротив моста. Когда мы разведывали путь вечером предыдущего дня воды в протоке было значительно больше и оптимальное место переправы было немного выше по течению, где протока разливается на несколько меньших. У моста начинается экскурсионная тропа к водопадам Ак-Айры с противоречивым названием «Архыз удивительный и неповторимый -2» - стоит беседка, на протяжении подъема к водопадам попадаются таблички с занимательной информацией. Начинаем подъем по автомобильной колее в ЮЗ направлении, уклон ок. 20 (Фото 3-1). Через 15 минут дорога переходит в хорошо набитую тропу. Еще через 5 минут склон выполаживается, выходим на луг, на котором пасутся коровы. Через 15 минут переходим на правый берег ручья - левого притока Ак-Айры по камням. Продолжаем подъем по каменистой тропе с уклоном до 20. Слева по ходу движения вид на водопады Ак-Айры (Фото 3-2). Через 20 минут поворачиваем на СЗ и поднимаемся по правому берегу ручья по тропе, идущей короткими траверсами склона (Фото 3-3). Через 15 минут выходим в долину притока Ак-Айры, переходим ручей на левый берег. Тропа становится менее крутой. Движемся по тропе, попадаются небольшие участки стабильной средней осыпи, за 1 час выходим на ступень долины под перевальный взлет пер. Иркиз, его седловину хорошо видно справа, на СЗ. В ЮЗ направлении видно седловину пер. Столичный (Баш-Джол). К перевалу Иркиз идет тропа в травянистом склоне до 35, попадаются небольшие камни и земля, которые ссыпаются вниз при неосторожном движении (Фото 3-4). Перевальный взлет преодолеваем за 40 мин. и в 10.40 оказываемся на перевале. Вслед за нами поднимается огромная группа отдыхающих. Тур расположен на склоне к ЮЗ от седловины. Седловина широкая, воды нет. Вид с перевала на Большое Софийское озеро впечатляет даже несмотря на толпу и шум, но в очереди на фотографию мы стоять не стали, сфотографировались чуть ниже седловины (Фото 3-5).

На подъем к пер. Иркиз от Ледниковой фермы мы потратили 2 ч. 50 мин чистого ходового времени.

С перевала спускаемся по хорошо натоптанной тропе в стабильной средней осыпи, тропа сначала идет траверсом склона налево, потом направо (Фото 3-6). Через 12 минут встаем на обед на перемычке между Большим и Нижним озерами (Фото 3-7).

Фото 3-1. Переправа через р. София и путь подъема в долину Ак-Айры.

Фото 3-2. Подъем в долину Ак-Айры, на заднем плане водопады Ак-Айры.

Фото 3-3. Подъем в долину притока Ак-Айры.

Фото 3-4. Подъем на пер. Иркиз из долины .Ак-Айры.

Фото 3-5. Группа на пер. Иркиз, вид на Большое Софийское озеро (фотографирует Володя Алексеев).

Фото 3-6. Спуск с пер. Иркиз к Большому Софийскому озеру.

Фото 3-7. Спуск с пер. Иркиз. Треугольником отмечено место обеда.

Перевал Кельауш

2866 м

Координаты

N 43 ° 27 ' 24.96" Е 41 ° 13 ' 34.38"

ЮЮВ-СЗ

Расположение

Архыз, в отроге Софийского хребта, соединяет д.р. Кашха-Эчкичат и д. р. Гаммеш-Чат

13.08.20, с ЮЮВ на СЗ

Снята записка

Группа туристов ФСТ Тульской области в составе 8 человек под рук. Широковой М.В. от 7.8.20, 10:36

С места обеда на перемычке между Большим и Нижним Софийскими озерами вышли по тропе в СЗ направлении по берегу Большого Софийского озера, затем мимо верхнего озера (Фото 3-7). По тропе в траве и средней осыпи поднялись на пер. Кельауш (Фото 38). Весь путь занял 35 минут. Начался мелкий дождь, поэтому на перевале мы задерживаться не стали, сняли записку ФСТ Тульской области и даже не сфотографировались группой (Фото 3-9). Спустились к оз. Верхняя Запятая (Сапожок) по стабильной средней осыпи, тропа отмечена турами (Фото 3-10). Через полчаса спустились к озеру и встали на его западном окончании (N 43°27’34.96’ E 41°13’31.37’) (Фото 3-11). Дождь к этому времени прекратился. Вечером мимо стоянки прошла большая группа самок Кубанского тура с детенышами.

Фото 3-8. Тропа в сторону пер. Кельауш от Софийских озер.

Фото 3-9. На пер. Кельауш, пишем записку под дождем.

Фото 3-10. Спуск с пер. Кельауш к оз. Верхняя Запятая (Сапожок).

Фото 3-11. Место стоянки у оз. В. Запятая (вид с подъема на пер. Караджаш на 4 день).

Фото 3-12. Самки и детеныши Кубанского тура на оз. Верхняя Запятая.

Перевал Караджаш (Тогай-Джол)

2960 м

Координаты

N 43 ° 27 '23.911 " Е 41 ° 13 ' 1.913 "

Травянисто-осыпные (восточный склон)

Архыз, в Софийском хребте, соединяет д.р. София и д. р. Псыш

14.08.20, с В радиально

Снята записка

Группа туристов «Елочки» (Ростов-на-Дону, Таганрог) в составе 7 человек от 10.8.20

День 4. 14 августа 2020 года.

14.8.20

8 ч 17 мин

(всего 12 ч 25 мин)

В зачет 6,8 /всего 13,9

Тепло, в первой половине дня ясно, во второй - пасмурно.

Подъем 5.00, в 6.35 выходим в радиальный выход на пер. Караджаш (Фото 4-1). Сначала движемся на ЗСЗ по правому берегу ручья, вытекающего из озера, затем переходим ручей и начинаем подъем в ЮЗ направлении по тропе в травянистом склоне/средней осыпи (Фото 4-2). Через 30 мин выходим на первую ступень перевала. Здесь лежит снежник, движемся справа от него 10 минут. Вверху хорошо видна тропа, поднимаемся до нее траверсами травянисто-осыпного склона, далее по хорошо набитой тропе, уходящей направо по ходу движения. Уклон склона до 35 (Фото 4-3, 4-4). Через 20 минут выходим на перевал. Седловина перевала узкая, но с западной стороны есть выполаживание, на котором находится небольшое озеро (на карте Генштаба отмечено как 2978).

Подъем на пер. Караджаш от оз. Верхняя Запятая занял 1 час чистого ходового времени.

Погода ясная, ветер несильный, поэтому решаем подняться повыше посмотреть виды. Движемся от перевала по хребту на ЮЮВ по тропе в средней осыпи, тропа кое-где помечена турами. Подходим под начала подъема на в. Мингикельбаши по СВ ребру. Вершина имеет категорию 1Б, но определяющие скальные обнажения находятся под самой вершиной. До них - подъем по стабильной средней осыпи крутизной до 30. Катя и Володя остаются под подъемом, Женя и Олег поднимаются до высоты 3177 (по навигатору). Вид с ребра Мингикельбаши восхитительный, видны все Софийские озера, единственный раз за наш поход видели Эльбрус. Спускались по пути подъема. Прогулка заняла два часа с учетом любования видами.

С перевала Караджаш до оз. Верхняя Запятая спускаемся по пути подъема, с середины спуска с нижней ступени перевала от скальных выходов прошли по средней осыпи прямо к озеру, чтобы не терять высоту при спуске к ручью. Спуск занял 1 ч 5 мин чистого времени.

Обедаем у озера, собираем лагерь и в 12.15 начинаем спуск к поляне Таулу по д.р. Гаммеш-Чат. Выходим от озера, по осыпи спускаемся к ручью, движемся по правому берегу. Тропа в средней осыпи густо маркирована турами (Фото 4-7). Через 20 минут выходим на тропу в траве. Через 5 минут поднимаемся на большой плоский камень, отсюда открывается хороший вид на долину р. Гаммеш-Чат (Фото 4-8). Короткий крутой спуск к ручью (до 30) преодолеваем за 5 минут, переходим текущий под осыпью ручей. Продолжаем движение по левому берегу ручья, тропа идет то с уклоном до 25, то выполаживается. Проходим небольшой участок осыпи. Через 30 мин подходим к небольшому участку крутого спуска к ручью-правому притоку р. Гаммеш-Чат (Фото 4-8). Преодолеваем его за 7 минут. Дальше тропа спускается по правому берегу ручья. Через 15 минут преодолеваем еще один участок с выходами скал, самостраховка альпенштоком (Фото 4-9). Тратим на это 5 минут. Переходим ручей. Через 20 минут выходим на плоское пастбище и еще через 15 минут спускаемся (уклон до 20) к оз. Запятая. На берегу озера множество мест для стоянки. Движемся дальше по тропе, проходим небольшой участок стабильной средней осыпи. Тропа идет по левому берегу р. Гаммеш-Чат выше зоны леса. Через 17 минут начинаем спуск по тропе с уклоном 20-25. Тропа не очень удобная, с осыпающейся землей, чувствуется большая нагрузка на колени, пару раз участники поскальзываются и падают (Фото 4-10). Через 38 минут тропа выходит в лес и становится менее крутой. В лесу текут ручьи. Через 20 минут на развилке троп выбираем правую, хотя левая более широкая и, скорее всего, более удобная (Фото 4-11). У р. София они сходятся на одну поляну. Спускаемся по тропе в лесу, тропа местами крутая (до 25) и скользкая, попадаются поваленные деревья. Зато попадаются и малина с земляникой. Через полчаса выходим на луг в д.р. София, пересекаем его и за 5 минут спускаемся к реке по тропе. Здесь река разливается на две протоки. Через более крупную перекинут мост из трех бревен, через мелкую - очень толстое бревно (Фото 4-12). Переходим по одному, расстегнув поясные ремни. Более уверенные участники переносят рюкзаки менее уверенных. Тратим на переход реки 5 мин. Выходим на дорогу и за 1 ч 45 мин, в 19.00 добираемся до турбазы Архыз-сити на поляне Таулу.

Всего путь от оз. В. Запятая до поляны Таулу занял 5 ч 12 мин чистого ходового времени.

Фото 4-1. Общий вид подъема на пер. Караджаш с востока.

Фото 4-2. Подъем на первую ступень пер. Караджаш.

Фото 4-3. Начало подъема на вторую ступень пер. Караджаш.

Фото 4-4. Подъем на вторую ступень пер. Караджаш.

Фото 4-5. Группа на пер. Караджаш. Вид на З, в сторону долины р. Псыш.

Фото 4-6. Седловина пер Караджаш. Вид на С (с подъема на в. Мингикелбаши).

Фото 4-7. Движение вдоль ручья Гаммеш-Чат.

Вид на д.р. Гаммеш-Чат и оз. Нижняя Запятая.

Фото 4-8. Спуск к ручью - левому притоку р. Гаммеш-Чат.

Фото 4-9. Прохождение скального участка. 3.4

Фото 4-10. Характер тропы на в д.р. Гаммеш Чат.

Фото 4-11. Тропа в лесу на спуске в д.р. Гаммеш-Чат.

Фото 4-12. Мостик и бревно через р. София.

Перевал Аюлю

2874 м

Координаты

N 43 ° 28 ' 53.832 " Е 41 ° 6 ' 17.316 "

Осыпные

Архыз, хребет Габулу, соединяет д.р. Белая

(д.р. Псыш) и д. р. Б. Дукка

16.08.20, с В на З

Группы семьи Сержиных (?) из г. Ессентуки в составе 5 человек от 15.8.20, 12:25

День 5. 15 августа 2020 года.

15.8.20

3 ч 52 мин

(всего 5 ч 55 мин)

14,5

Тепло, в первой половине дня ясно, во второй - пасмурно.

Утром на турбазе ходили в баню. Вообще топить баню стоит 1250 р/час, но так как с вечера осталась теплая вода, мы помылись бесплатно. Вышли в 11.10 в сторону д.р. Псыш и д.р. Белая. За 10 минут по дороге подошли к мосту через р. Псыш и рынку (Фото 5-1). Перешли мост и двинулись по грунтовой дороге по левому берегу р. Псыш в ЮЗ направлении. Изредка по дороге проезжают машины, но движение гораздо меньше, чем по дороге к Софийским водопадам. Проходим несколько турбаз («Лесной кот», «Панорама»), на берегу Псыша попадаются палаточные лагеря (Фото 5-2). Иногда дорогу пересекают небольшие ручьи. Через 2 часа переходим р. Кара-Су по доскам (Фото 5-3). За ней дорога затоплена потоком воды из р. Белой. Машины здесь едут по воде, развлекая отдыхающих. Слева от дороги идет хорошая тропа, обходя разлив. Через 15 минут выходим к мосту через р. Белая. Останавливаемся на обед. После обеда, не переходя мост, идем по тропе по левому берегу р. Белой. Лес здесь очень красивый. Поднимаемся по каменистой тропе (уклон до 25) и выходим на утоптанную тропу, ведущую к водопаду на р. Белой (по правде говоря весь склон вытоптан). На водопаде огромное количество отдыхающих. Сам водопад не производит яркого впечатления, но ручей ниже него живописно завален упавшими деревьями. По-видимому, популярным объектом турпоказа водопад делает наличие автомобильной дороги (Фото 5-4). Немного спускаемся назад и выходим на тропу поднимающуюся на склон правее, в ЗСЗ направлении. Тропа идет траверсами склона ок. 30. Подъем занимает 40 минут (Фото 5-5). Дальше тропа выходит из леса и идет траверсом склона через луг и кустарник. Через 5 минут перешагнули ручей, набрали воды (Фото 5-6). Красивые виды назад, на Софийский хребет. Продолжаем движение по тропе и через 35 минут, в 17.05, встаем на стоянку на поляне на берегу р. Белой (N 43°28’09.21’ E 41°08’39.68’) (Фото 5-7). Рядом с тропой на подходе к стоянке были обнаружены заросли Смородины кавказской (ягоды по внешнему виду похожи на красную и черную смородину одновременно). За короткое время собрали полные кружку и миску (Фото 5-8).

Фото 5-1. Дорога к поляне Таулу и рынок на поляне.

Фото 5-2. Дорога в д.р. Псыш. Вид на вершину Пшиш.

Фото 5-3. Переправа через р. Кара-Су.

Фото 5-4. Водопад на р. Белой.

Фото 5-5. Подъем по тропе в д. р. Белой.

Фото 5-6. Переправа через ручей - левый приток р. Белой.

Фото 5-7. Стоянка в д. р. Белой.

Фото 5-8. Смородина кавказская.

День 6. 16 августа 2020 года.

16.8.20

6 ч 5 мин,

всего 9 ч 30 мин

В зачет 10,8/ всего 11,5

Тепло, в первой половине дня ясно, во второй - пасмурно.

Подъем в 5.00. Утром на траве лежал иней. Выходим в 7.15 по направлению к пер. Аюлю. Пересекаем поляну по тропе в ЮЗ направлении, перешагиваем ручей и начинаем подниматься по тропе в лесу на левый борт долины р. Белой по тропе с уклоном до 25 (Фото 6-1). Через 20 минут выходим из леса на луг с отдельными деревьями. Через полчаса переходим по камням ручей - левый приток р. Белой, тропа идет вдоль ручья. Через 15 минут выходим на выполаживание - здесь есть места для стоянок, собирает лагерь группа туристов. За пять минут подходим под продолжение подъема на левый борт долины. Поднимаемся по тропе в травянистом склоне (уклон до 25) (Фото 6-2). Через 40 минут движения проходим небольшой пологий участок средней осыпи. Внизу слева по ходу движения - маленькие пересыхающие озера (Фото 6-3). За 10 минут поднимаемся к оз. Белореченскому. Здесь тоже стоят несколько групп.

Обходим озеро по СВ берегу по тропе, перемежающейся участками средней осыпи. Через 25 минут начинаем подъем на перевал по утоптанной тропе в осыпи, уклон до 30.

Снежника в этом году нет, поэтому подъем явно проще, чем в описаниях прошлых лет.

Через 15 минут выходим на перевал (Фото 6-4). Седловина перевала широкая, воды нет (Фото 6-5, 6-6, 6-7). Всего подъем от оз. Белореченского занял 40 мин чистого времени.

Спуск начинаем в сторону озера 2832 по средней осыпи. Через 10 минут отходим с тропы вправо, Володя остается с рюкзаками, Катя, Олег и Женя идут в радиалку на в. ТемирКулак. После возвращения за 10 минут спустились к озеру и встали на обед в точке, ближайшей к перевалу (Фото 6-8). Становится пасмурно и ветрено.

Выйдя с место ночевки за 10 мин обходим озеро с В и ЮВ стороны по средней осыпи, обходя скальные выходы поверху (Фото 6-9). Затем обходим следующее маленькое озеро за 5 минут и поднимаемся на моренный вал. Идем по стабильной средней осыпи ориентируясь по турам. Через 15 минут начинают попадаться травянистые участки, на которых угадывается тропа (Фото 6-10). Через 35 мин подходим к окончанию ступени и за спускаемся по тропе с уклоном ок. 30, проходим по травянистому гребню и выходим к двум озерам, верхнее из которых сильно пересохло (оз. 2606 на карте Генштаба) (Фото 611). За 25 минут по тропе, идущей по левому берегу ручья, вытекающего из озера, спустились к оз. Семицветному. Встали на С оконечности озера в 16.45 (N 43°29’19.28’ E 41°04’33.50’). Около озера множество мест под палатки с С и В стороны. С З склона во второй половине дня летят камни.

Спуск с пер. Аюлю до оз. Семицветного занял 2 ч чистого времени.

Фото 6-1. Характер тропы по левому борту д.р. Белой.

Фото 6-2. Подъем по травянистому склону к оз. Белореченскому.

Фото 6-3. Пересыхающие озера.

Фото 6-4. Подъем на пер Аюлю от оз. Белореченского.

Фото 6-5. Группа на пер. Аюлю, вид на ЮВ. Фотографирует Володя Алексеев.

Фото 6-6. Тур на пер. Аюлю.

Фото 6-7. Седловина пер. Аюлю. Вид на ЮВ с подъема на в. Темир-Кулак.

Фото 6-8. Спуск к оз. 2832 с пер. Аюлю. Треугольником обозначено место обеда.

Фото 6-9. Путь с В стороны оз. 2832.

6-10. Характер тропы при движении от оз. 2932 к оз 2606.

Фото 6-11. Путь спуска к оз. 2606.

Фото 6-12. Спуск к оз. Семицветному от оз. 2606. Треугольником отмечено место стоянки.

Вершина Темир-Кулак

3187 м

N 43°29’27.24’ E 41°05’53.18’

Архыз, хребет Габулу

16.08.20, с ЮВ, радиально

Снята записка

Группа туристов ФСТ Тульской области в составе 8 человек под рук. Широковой М.В. от 4.8.20

Выходим в сторону в. Темир-Кулак из-под пер. Аюлю в 11.20. Поднимаемся по осыпи на первую ступень за 5 минут, уклон ок. 25, подходим под подъем на гребень. Поднимаемся на гребень сначала по стабильной средней осыпи, затем по траве за 25 минут, уклон ок. 30. По гребню движемся на ЗСЗ и за 10 мин подходим под подъем на вершину (Фото 613). Поднимаемся на вершину по ЮЗ гребню по средней осыпи немного левее гребня. За 25 минут достигаем вершины. Спускаемся по пути подъема за 50 минут. Всего радиальный выход занял 1 ч 55 минут чистого времени, 2 ч 10 мин всего.

Фото 6-13. Подъем на гребень под в. Темир-Кулак.

Фото 6-14. Подъем на в. Темир-Кулак.

Фото 6-15. На в. Темир-Кулак. Вид на север. Фотографирует Катя Кропочева.

Перевал Дукка (Аркасара)

2637 м

N 43°29’35.34’ E 41°03’34.71’

Травянистые

Архыз, хребет Аркасара, соединяет д.р. Б. Лаба и д. р. Б. Дукка

17.08.20, с В радиально

Снята записка

Группы туристов г/к «Путник» из г. Кисловодск в составе 6 человек под рук. Подпикопенко С.И. от 12.8.20, 19.10

День 7. 17 августа 2020 года.

17.8.20

2 ч 25 мин, всего 3 ч 30 мин

В зачет 2,7 /всего 5,4

Тепло, в первой половине дня ясно, во второй - пасмурно.

Сегодня у нас дневка с радиальным выходом на перевал Дукка. Олег остается в лагере, остальные участники выходят в радиалку в 8.45. Переходим ручей, вытекающий из озер и по тропе траверсом склона движемся в сторону подъема на перевал. Тропа проходит через заросли Рододендрона кавказского. Через 25 минут вышли на тропу, ведущую на перевал. Тропа натоптанная, с уклоном до 25. Еще через 25 минут в 9.55 поднимаемся на перевал (Фото 7-1, 7-2). Седловина перевала широкая, воды нет (Фото 7-3). У вершины к ССВ от перевала (2773м) пасутся лошади. Катя и Женя решили сходить на вершину полюбоваться долиной р. Большая Дукка, Володя остался на перевале. За 15 минут траверсами травянистого склона уклоном до 25 поднялись к вершине (Фото 7-4). Спустились по пути подъема также за 15 минут. Спуск с перевала к оз. Семицветному занял 1 ч 5 мин. Всего на радиальную прогулку мы потратили 3 ч 30 мин.

Фото 7-1. Подъем на пер. Дукка от оз. Семицветного. Вид с подъема на в. Темир-Кулак на 6 день.

Фото 7-2. На пер. Дукка. Вид на запад в д.р. Большая Лаба. Фотографирует Володя Алексеев.

Фото 7-3. Седловина пер. Дукка. Вид на юго-запад с подъема на в. 2773.

Фото 7-4. Подъем на в. 2773 с пер. Дукка.

День 8. 18 августа 2020 года.

18.8.20

4 ч 35мин, всего 7 часов

18,7

Тепло, ясно.

Подъем в 5.00. В семь выходим в северном направлении к месту впадения р. Дукка в р.

Архыз. За 10 минут проходим среднюю осыпь, затем спускаемся по тропе с уклоном до 20, затем снова проходим небольшой участок осыпи. Движемся по тропе по левому берегу р. Б. Дукка, тропа хорошо утоптнанная, спуск достаточно пологий (не превышает 15) (Фото 8-1, 8-2). Тропу пересекают ручьи. Вскоре начинают попадаться деревья, переходим еще несколько ручьев шириной 2-3 м, глубиной до 20 см (Фото 8-3). Через 25 минут пересекаем луг с множеством ручьев. У тропы встречаем заросли малины. Еще через 27 минут выходим к началу грунтовой дороги (Фото 8-4). Встречаем двух пограничников, но документы они у нас не проверяют - мы уже вышли за пределы зоны, где требуется пропуск. Через 20 минут дошли до водозабора. За водозабором - поворот в долину р. Малая Дукка, в сторону Дуккинских озер. Через 35 минут встаем на обед у реки, снизу от дороги. Приятная стоянка, можно разместить 2-3 палатки. Пока готовится обед, Володя забирает заброску в лагере ФСТ КЧР «Дукка» (Фото 8-5).

Через 5 минут после выхода переходим деревянный мост через реку и выходим на шоссе.

Всего от оз. Семицветного до шоссе мы двигались 3 ч. чистого времени.

Идем по шоссе на ЮВ (Фото 8-6). Машины проезжают редко - за мостом через р. Дукка и р. Архыз стоит щит, что дальше проезд запрещен - дорога в процессе строительства. Зато проезжает много спортсменов-велосипедистов. На дороге везде есть связь, как и на всей южной стороне хребта Абишира-Ахуба. Через 25 минут уходим на грунтовку, идущую параллельно дороге. Через 25 минут достигаем ручья, пересекающего дорогу, переходим ручей и уходим по лугу на север. Через 10 минут выходим на грунтовую дорогу, ведущую в северном направлении. Дороги очень пыльные, по ним ездят КамАЗы и другая строительная техника, вокруг идет большая стройка (Фото 8-7). Поднимаемся по дороге 25 минут, затем сворачиваем налево, движемся по лугу, заросшему колючками, в ССЗ направлении. Пересекли один ручей, на берегу второго ручья, в пяти минутах от дороги встали на ночевку под огромной сосной (N 43°33’46.47’ E 41°10’12.09’) в 14.00 (Фото 8-8). Есть костровище, воду берем из ручья и обязательно кипятим, т.к. вокруг пастбище. В целом, место не очень приятное - стройка не замолкала и ночью, вечером через нашу стоянку прогнали стадо коров. Но лучшего варианта в окрестностях Лунной поляны, повидимому, не найти.

Катя, Женя и Володя сходили в пос. Романтик, прогулка заняла 2 ч 45 мин, с учетом ожидания хычинов в кафе (в графике движения прогулка не учитывается).

Фото 8-1. Спуск от оз. Семицветного в д.р. Б. Дукка. Вид со склона пер. Дукка на 7 день.

Фото 8-2. Спуск по д.р. Большая Дукка. Вид со склона пер. Дукка на 7 день.

Фото 8-3. Переправа через ручей - левый приток р. Большая Дукка.

Фото 8-4. Дорога в д.р. Большая Дукка.

Фото 8-5. Вход в лагерь ФСТ КЧР «Дукка».

Фото 8-6. Шоссе к Лунной поляне.

Фото 8-7. Грунтовая дорога на Лунной поляне.

Фото 8-8. Стоянка на Лунной поляне.

Перевал Федосеева

2987 м

N 43°35’16.11’ E 41°11’10.41’

С-Ю

Архыз, хребет Абишира-Ахуба, соединяет д.р. Архыз и д. р. Кяфар-Агур

19.08.2020 с Ю на С

Снята записка

Группы туристов из г. Саратова в составе 3 человек под рук. Хохлова А.А. от 18.08.2020, 11.30.

День 9. 19 августа 2020 года.

19.8.20

6 ч 35 мин

(всего 7 ч 35 мин)

В зачет 8,2 /всего 9,7

Тепло, в первой половине ясно, во второй - пасмурно, дымка.

Подъем в 5.00. В 7.20 выходим на север к пер. Федосеева (Фото 9-1). Переходим ручей и идем по его правому берегу по лугу. Уклон 10-15°. Через полчаса переходим ручей около гидротехнических сооружений и начинаем подниматься на травянистый склон. Движемся в лесу, лес хорошо проходим, периодически попадаются пастбищные тропы, уклон до 25° (Фото 9-2). Через 20 минут выходим на луг. Поднимаемся по травянистому склону траверсами, ориентируясь на приметный треугольный скальный выступ (Фото 9-3). Через 1 час 20 мин подъема подходим под подъем под скальным выступом. Склон становится круче (до 30°), трава выше (Фото 9-4). Через полчаса достигаем выступа, обходим его справа по средней и мелкой осыпи, она немного подвижна, уклон ок 35°. Проходим плотной группой. На преодоление уходит 10 мин (Фото 9-5). Налево по ходу движения, на ССЗ уходит тропа. Движемся то по тропе, то мелкой и средней осыпи. Уклон не более 25° с выполаживаниями, осыпь стабильная. Через 40 мин вышли под перевальный взлет. На перевал ведет тропа в мелкой осыпи, траверсом склона сначала налево, затем направо, уклон на тропе ок 25° (Фото 9-6). За 25 минут поднимаемся на перевал. Седловина не очень широкая, воды нет (Фото 9-5, 9-6). Вместе с нами поднимается еще группа из 4 человек, и пара туристов налегке. На юг открывается вид на практически весь район и весь наш предыдущий маршрут. На север видны не-горные пейзажи КарачаевоЧеркессии. Рассматриваем панораму и едим сублимированное мороженое, очень красиво и очень вкусно.

Всего подъем от ночевки на Лунной поляне занял 3 ч. 55 мин чистого времени. От дороги - 4 ч. 35 мин.

Относим рюкзаки с седловины и идем в радиальный выход на пик Динника.

Спуск с перевала Федосеева к оз. Турьему начинаем по тропе в мелкой осыпи в сторону пер. Агур, уклон до 25°. Через 5 минут проходим развилку троп - налево на пер. Агур и направо к озеру. Через 5 минут выходим на выполаживание, движемся по тропе через среднюю осыпь или траву, обходим скальные сбросы сверху слева и спускаемся к озеру за 35 минут, в 14.55 (Фото 9-8, 9-9). Встаем на ночевку на западной оконечности озера (N 43°35’45.86’ E 41°11’37.51’) (Фото 9-10). Места под палатки также есть с севера и с юга от озера. На готовку воду берем из озера, а питьевую - из ручья, стекающего в озеро из-под перевала. На озере очень тихо, по сравнению с ночевкой вблизи стройки у бурлящего ручья.

Всего спуск с пер. Федосеева к оз. Турьему занял 45 минут.

Фото 9-1. Подъем на пер. Федосеева от Лунной поляны.

Фото 9-2. Движение через лес на подъеме к пер. Федосеева.

Фото 9-3. Подъем на пер. Федосеева по травянистому склону.

Фото 9-4. Подъем по крутому травянистому склону к скальному выступу-ориентиру.

Фото 9-5. Обходим скальный выступ-ориентир.

Фото 9-5. Подъем на перевальный взлет пер. Федосеева.

Фото 9-6. Седловина пер. Федосеева. Вид на запад с подъема на пик Динника.

Фото 9-7. Тур на пер. Федосеева.

Фото 9-8. Спуск к оз. Турьему с пер. Федосеева.

Фото 9-9. Спуск к оз. Турьему с пер. Федосеева.

Фото 9-10. Стоянка на оз. Турьем.

Пик Динника

3173 м

N 43°35’02.11’ E 41°11’57.67’

Скально-осыпные

19.08.2020 с З, радиально

Кадогробова Максима от 15.07.2020

Группы туристов из г. Ставрополя в составе 4 человек под рук. Кузнецова И.А. от 15.08.2020, 13:30.

С перевала Федосеева выходим в сторону пика Динника в ВЮВ направлении по тропе в осыпи чуть ниже гребня, уклон не более 25°(Фото 9-11). Через 15 минут проходим снизу траверсом вершину 3173,5. Через 15 минут проходим участок пологих скал на седловине (пер. Динника Западный (?) (Фото 9-12). Через 20 минут поднялись на вершину. Перед самой вершиной короткий участок мелкой осыпи, уклон до 35°. На спуске этот участок проходим по одному, тк осыпь слегка подвижна (Фото 9-13, Фото 9-14). Через 35 минут возвращаемся на перевал Федосеева по пути подъема. Всего радиальный выход занял 1 ч. 15 мин.

Фото 9-11. Подъем на пик Динника со стороны пер. Федосеева.

Фото 9-12. Участок скал на подъеме к пику Динника.

Фото 9-13. Завершающий участок подъема на пик Динника.

Фото 9-14. Группа на пике Динника. Фотографирует Кропочева Екатерина.

День 10. 20 августа 2020 года.

20.8.20

5 ч 35 мин, (всего 7 ч 30 мин)

9,9

Тепло, ясно.

Подъем в 6.00. Наша задача на сегодня - обойти Агурское плато по долинам рек и выйти к оз. Запрудному. Выходим в 8.30 в ССЗ направлении по долине правого притока р. КяфарАгур, вытекающего из озера. За 10 минут проходим по тропе СЗ берегом озера, затем вдоль протоки между оз. Турьим и оз. Бурным (Фото 10-1). Тропа в траве не угадывается и мы ошибочно спускаемся к озеру Бурному по стабильной средней осыпи до 20°. Правильный путь лежит левее и обходит скальные сбросы сверху слева (Карта 1). Мы же движемся вдоль воды в течение 15 минут и выходим прямо над сбросами - дальше идти невозможно. Принимаем решение пройти по руслу ручья, вытекающего из озера. Воды в русле нет, спускаемся по средней осыпи с уклоном до 25°. Отдельные камни слегка подвижны. В узком русле еще лежит снег вдоль западного борта, обходим его справа. Тратим на это 40 минут (Фото 10-2, 10-3). Далее по подвижной мелкой осыпи до 30° спускаемся плоскому скальному выходу, переходим его и переходим под левый скальный борт ручья. Спускаемся вдоль него. Далее осыпь более стабильная и пологая. Участки осыпи проходили следующим порядком - Олег прошел первым, остальные плотной группой. Использовали сложенные палки как альпеншток. На преодоление этого участка ушло еще 45 минут (Фото 10-4, 10-5). Таким образом, вследствие ошибки, мы потратили лишнее время и устроили себе преодоление ненужных препятствий. Далее переходим ручей и по за 5 минут по средней осыпи выходим на тропу, спустившуюся по соседнему кулуару (Фото 10-6). Движемся по тропе по правому берегу ручья, максимальный уклон 20°. Через 45 минут около большого камня с кустами на вершине переходим ручей, так как на карте отмечена тропа по левому берегу ручья, которая позволила бы не переходить р. Кяфар-Агур (Фото 10-7, 10-8, 10-9). Спуск к ручью и переправа занимает 5 минут. Тропу не находим и идем траверсом склона, сначала травянистого, затем через заросли рододендрона, затем по стабильной средней осыпи (Фото 10-10, 10-11). Через 35 минут начинаем спускаться по средней и мелкой осыпи, уклоном до 30°, местами осыпь слегка подвижна, поэтому идем попарно траверсами склона параллельными траекториями. Через 30 минут спуска сворачиваем в лес слева от осыпи и за 10 минут спускаемся по тропе к реке Кяфар-Агур в месте впадения в нее притока, вытекающего из оз. Турьего. Становится понятно, что а) через реку несложно найти простой брод, б) скорее всего оптимальнее было продолжить движение по тропе и перейти приток в месте впадения его в реку (Карта 2). Встаем на обед.

Всего на спуск от оз. Турьего к р. Кяфар-Агур мы потратили 4 часа, в двух местах выбрав неоптимальную траекторию движения.

После обеда начинаем движение к оз. Запрудному. Сначала проходим по тропе вдоль р. Кяфар-Агур, затем пересекаем пастбищный луг в СВ направлении и за 20 минут выходим к ручью Запрудному (Фото 10-12). Переходим ручей на правый берег и движемся по лугу в Ю - ЮЮВ направлении по долине ручья, набор высоты пологий и небольшой (Фото 1013). Через 1 ч 15 мин подходим к оз. Запрудному и встаем на его С берегу (N 43°35’39.46’ E 41°13’34.00’) (Фото 10-14). Здесь есть место для нескольких палаток и костровище. Воду берем из ручья, стекающего в озеро с его южной стороны.

Фото 10-1. Движение по берегу оз. Турьего.

Фото 10-2. Спуск в кулуаре.

Карта 1. Красным отмечен наш путь, синим - правильный.

Фото 10-3. Путь спуска в кулуаре.

Фото 10-4. Путь спуска по осыпи.

Фото 10-5. Спуск по мелкой осыпи.

Фото 10-6, 10-7. Вид на спуск от оз. Турьего в д.р. Кяфар-Агур. Красным отмечен наш путь, синим - правильный.

Фото 10-8. Примерный камень на тропе.

Фото 10-9. Переправа через правый приток р. Кяфар-Агур.

Фото 10-10. Движение по травянистому склону. На заднем плане д.р. Кяфар-Агур.

Фото 10-11. Спуск по средней осыпи в д.р. Кяфар-Агур.

Карта 2. Красным отмечен наш путь, синим - более оптимальный.

Фото 10-12. Движение по правому берегу р. Кяфар-Агур.

Фото 10-13. Переправа через ручей Запрудный.

Фото 10-14. Стоянка у оз. Запрудное.

Перевал Архыз

3000 м

N 43°35’40.32’ E 41°14’45.53’

В -З

20.08.2020 с З на В

Снята записка

Группы турклуба УрФУ «Романтик» в составе 7 человек под руководством Бортникова Никиты от 17.08, 9:08.

День 11. 21 августа 2020 года.

21.8.20

4 ч 37 мин, (всего 6 ч 35 мин)

В зачет 8,7 /всего 9,1

Тепло, пасмурно, утром град, периодически в течение всего дня моросящий дождь, дымка.

Подъем в 5.00. Идет дождь. Во время приготовления завтрака - мелкий град. Дожидаемся окончания дождя и в 7.35 выходим по направлению к пер. Архыз. Проходим немного вниз по долине руч. Запрудного, через 5 минут пересекаем его правый приток и начинаем подниматься траверсами по травянистому склону с уклоном до 25. Через 5 минут выходим на тропу, поднимаемся по тропе, вскоре переходим по камням на левый берег ручья и поднимаемся по тропе ЮВ направлении, пересекаем несколько небольших участков стабильной средней осыпи. Периодически начинается мелкий дождь. Через 25 минут выходим на пологий участок, далее начинаем подъем по тропе, идущей по левому борту кулуара с уклоном до 25. Через 35 минут движения выходим в цирк (Фото 11-3). Десять минут ждем пока через хребет протянет облако. Затем начинаем подниматься в ССВ направлении сначала по тропе в траве, затем в стабильной мелкой осыпи, уклон до 25 (Фото 11-4). За 20 минут поднимаемся до следующего пологого участка, пересекаем его и поднимаемся на пер. Архыз по травянисто-каменистому склону 15-20 через 20 минут, в 9.55 (Фото 11-5).

Всего подъем от оз. Запрудного на пер. Архыз занял 2 часа чистого времени.

Седловина перевала широкая, есть вымощенное место под одну палатку, можно сделать больше. Воды нет (Фото 11-6).

Кипятим чай, едим бутерброды и шоколадку. Пока мальчики собирают посуду - девочки идут в радиальный выход на пик Пионеров.

Выходим с пер. Архыз в сторону пер. Баритовый. Для этого поднимаемся в Ю направлении до тропы 10 минут, выходим на тропу 5 минут идем траверсом склона, затем начинаем спускаться по травянистым гребням с уклоном до 20 (Фото 11-6, 11-8). Через 20 минут, в 11.50 выходим на седловину пер. Баритовый. Недалеко от перевала встречаем огромную группу разнообразно экипированных туристов. На перевале встречаем двух туристов из Екатеринбурга, и достаем из тура их записку (Фото 11-7). Всего спуск на пер. Баритовый со стороны пер. Архыз занял 35 минут.

Фото 11-1. Град.

Фото 11-2. Подъем по берегу ручья - правого притока руч. Запрудного.

Фото 11-3. Подъем от оз. Запрудного к цирку под пер. Архыз.

Фото 11-4. Подъем из цирка под пер. Архыз.

Фото 11-5. Группа на пер. Архыз, вид на запад.

Фото 11-6. Спуск к пер Баритовый от пер. Архыз.

Фото 11-7. Группа на пер. Баритовый. Фотографирует Катя Кропочева.

Пик Пионеров

3056 м

N 43°35’27.82’ E 41°14’41.71’

Скально-осыпные

21.08.2020 с С, радиально

Снята записка

Группы ФСТ г. Долгопрудный в составе 8 человек под рук. Киселева Л.В. от 27.06.2018, 14:45

Группы турклуба УрФУ «Романтик» в составе 7 человек под руководством Бортникова Никиты от 17.08, 9:52.

На пик Пионеров выходим в южном направлении по неясной тропе в траве и стабильной мелкой осыпи правее гребня, обходим пологую вершину траверсом справа и поднимаемся на склон пика Пионеров под скальный выход (Фото 11-8, 11-9). Под ним сложен тур, достали записку ФСТ г. Долгопрудный от 2018 года. На вершину поднимается каменистая тропа с уклоном до 35. С треккинговыми палками подъем преодолевается без проблем. С вершины видно пос. Архыз на Юго-востоке и оз. Запрудное на западе. В туре на вершине снимаем записку ТК УрФУ.

Всего подъем на пик Пионеров с пер. Архыз занял 10 минут, спустились по пути подъема за 12 минут.

Фото 11-8. Путь подъема и спуска на пик Пионеров, путь от пер. Архыз к пер. Баритовый.

Фото 11-9. Верхний участок подъема на пик Пионеров.

Перевал Баритовый

2800 м

N 43°35’49.61’ E 41°15’35.43’

С-Ю

21.08.2020 с С на Ю

Снята записка

Группы туристов из г. Екатеринбурга под рук. Курочкина А.С. от 21.08.2020, 10:50.

Мы поднялись на перевал не с определяющей стороны - от пер. Архыз путь на пер.Баритовый представляет собой спуск по пологим травянистым гребням.

Спуск с пер. Баритовый в направлении Баритового водопада и пос. Архыз. Немного проходим траверсом склона в восточном направлении и начинаем спуск траверсами с травянистого склона крутизной до 30 (Фото 11-10). Через час спуска выходим на тропу, ведущую в соседний, западный кулуар. Тропа хорошо набита, идет траверсами склона (Фото 11-11). Начинается дождь, вверх по склону поднимаются облака. Через 40 минут доходим до Баритового водопада и в 14.10 останавливаемся на травянистой площадке (N 43°35’13.22’ E 41°16’37.85’) в 100 м от водопада, выше по склону (Фото 11-12). На стоянке есть костровище, воду берем из ручья под водопадом. По-видимому, это наиболее близкая к пос. Архыз стоянка, остаемся здесь на ночевку, чтобы завтра рано утром спуститься в поселок и иметь целый день для выброски.

Всего спуск с пер. Баритовый к Баритовому водопаду занял 1 ч 40 мин.

Фото 11-10. Спуск с пер. Баритовый в направлении Баритового водопада.

Фото 11-11. Тропа на спуске с пер. Баритовый. На заднем плане пос. Архыз и ручей Баритовый.

Фото 11-12. Стоянка над Баритовым водопадом.

День 12. 22 августа 2020 года.

22.8.20

1 час 30 мин

4,5

Тепло, пасмурно, периодически дождь.

Подъем в 5.00. В 6.40 выходим и начинаем спуск к поселку Архыз. Спускаемся к водопаду, переходим ручей под водопадом на левый берег и движемся по набитой тропе в лесу. Периодически тропу пересекают мелкие ручьи, впадающие в Баритовый ручей. Тропа скользкая из-за сырой погоды, приходится опираться на палки на некоторых участках. Через 1 час 20 мин выходим к поселку, проходим по ул. Хубиева к автостанции, расположенной на перекрестке ул. Хубиева и ул. Ленина. На автостанции мы в 8.10.

Всего спуск от Баритового водопада до автостанции в пос. Архыз занял 1,5 часа.

На этом наш поход заканчивается.

Фото 12-1. Спуск к Баритовому водопаду.

Фото 12-2. Спуск от Баритового водопада в пос. Архыз.

Материальное оснащение группы

Веревка 10мм, 50 м

Треккинговые палки (пара)

Репшнур расходный, 60 м

Перчатки для работы с веревкой

Карабины

ИСС

В нашем походе веревка и сопутствующее снаряжение ни разу не использовалась, но могла бы использоваться при ухудшении погодных условий для спуска по мокрому скользкому склону, для наведения переправы или в случае необходимости транспортировки пострадавшего.

Общетуристическое снаряжение

Хознабор

Газ в баллоне на 450 г

Фотоаппарат

Ходовая одежда состояла из футболки/ футболки с длинным рукавом, спортивных штанов, треккинговых носков и ботинок и головного убора. В качестве тепло- и влагозащиты - флиска и мембранная или водонепроницаемая куртка. Спальный комплект термобелья, сменное белье, сменная обувь с закрытым носком и нескользкой подошвой.

Ремнабор использовался стандартный для несложного похода (нитки и иголки, стропы, фастексы, наждачка, изолента, проволка, булавки, пуговицы, «мультитул» - складной нож с пассатижами, скотч, заплатки). Набор получился избыточным и достаточным для всех возникших поломок:

• В вечер приезда на поляну Таулу у одного участника на рюкзаке обнаружилась небольшая дырка (осталась незамеченной с прошлых походов или образовалась при транспортировке), участник самостоятельно заштопал дырку.
  • В первый день обнаружилось, что у треккинговой палки одного из участников сломано крепление. На нижнее колено палки была туго намотана изолента на нужной высоте, далее сверху было с силой надето верхнее колено, за счет толщины изоленты место соединения плотно зафиксировалось. Для надежности под местом соединения был намотан плотный слой армированного скотча. Описанная конструкция успешно продержалась весь поход, единственное неудобство - невозможно регулировать высоту палок.

Продуктовая раскладка

Мы использовали традиционную раскладку для пешеходного или горного похода 1-2 к.с. Горячее питание организовывали 3 раза в день (завтрак - обед - ужин), также у каждого участника имелось карманное питание.

Общая схема раскладки:

Завтрак

Ужин

Продукт

г/чел

Крупа (овсянка/гречка/кускус/кукурузная/пшенка/манка)

Крупа (гречка/макароны/чечевица/булгур/ картофельное пюре/рис)

Сухофрукты (изюм/чернослив/курага/вишня)

Чай зеленый

Итого

Хлебцы

Ужин с тушенкой/ужин с сублимированным мясом

480/440

На ужин чередовались тушенка (в фольгированной упаковке от фирмы «Кронидов», это гораздо удобнее, чем в банках) и сублимированное мясо.

Готовили на двух горелках - джетбойл использовали для кипячения воды, крупы доваривали на шланговой горелке Kovea. Чай заваривали пакетиками, это позволило не брать отдельный кан для чая. В маленькой группе такой вариант нам показался удобным.

Еда была упакована по приемам пищи для более равномерного распределения веса и его убывания по участникам, а также быстрого извлечения её из рюкзаков. Для снижения веса рюкзаков были организованы две заброски, через каждые 4 дня похода.

На маршрут питье брали в виде изотоника, разведенного в мягкой емкости на 2,5 л. В связи с жаркой погодой такой вариант был очень удачен. С доступом к воде на маршруте проблем не было - все места обедов и ночевок располагались в непосредственной близости от источников воды. На Ледниковой ферме и Лунной поляне всю питьевую воду кипятили из-за выпаса скота.

В целом, раскладка оказалось достаточной для нашего похода. Однако, учитывая, что участники подобрались с быстрым метаболизмом и к следующему приему пищи начинали испытывать чувство голода, а также наличие забросок, раскладку лучше было немного увеличить.

Аптечка

Перед походом медиком были собраны сведения о состоянии здоровья участников и внесены необходимые корректировки в комплектацию аптечки. Аптечка была разделена на две части - общую и экстренную.

Общая аптечка:

Случаи использования аптечки:

• Трое участников в процессе всего похода использовали пластырь из личных и групповой аптечки для заклеивания мозолей на ногах.
  • Один участник в процессе всего похода и один участник во второй половине похода ощущали усталость и незначительные болевые ощущения в коленных суставах, вызванные длительным перемещением с рюкзаком по пересеченной местности, использовали эластичные бинты из личных аптечек.
  • На второй день один участник ощутил отек, вероятно вызванный быстрым набором высоты, принимал Диакарб вечером второго и третьего дня по 1 таблетке.
  • На шестой день похода при пересечении цветущих лугов под пер. Аюлю у одного участника началось чихание, вызванное аллергией на цветение злаков. Участник начал принимать антигистаминные препараты из личной аптечки, в дальнейшем проблем не возникало.
  • На седьмой день один участник ощутил незначительные признаки простуды, принял один пакетик Терафлю из личной аптечки.

Расчет веса рюкзака

Вес общественного снаряжения составил 4,2 кг для девушек, 6,2 кг для мужчин. За счет организации двух забросок максимальный вес продуктов, переносимых одновременно, не превышал 1,7 кг. Считая, что вес личного снаряжения для такого похода находится в пределах 8-10 кг, получаем максимальный вес рюкзака 15,7 кг для девушек и 17,7 для мужчин.

Финансовые затраты

Газ

Страховка

Итого

Так как все участники добирались к месту встречи перед началом похода (до г. Черкесск) и после окончания (от г. Невинномысск/Минеральные воды) различными способами, эти расходы не учтены в общей сводке. Стоимость билетов на поезд от Москвы до Невинномысска/обратно вышла в диапазоне от 3000 до 5000, на самолет от Москвы до Минеральных вод/обратно от 7360 до 18 000. Таким образом, самый бюджетный вариант с учетом транспорта составил 13 895, самый дорогой 33 255 рублей.

Итоги, выводы и рекомендации.

Наш поход получился удачным. Мы познакомились с красивым новым районом, участники получили опыт прохождения перевалов 1А. При этом маршрут получился комфортным в плане баланса физических нагрузок и отдыха, так как мы и планировали. Район Архыз хорошо освоенный, на подавляющем большинстве участков присутствуют хорошие тропы.

В техническом отношении маршрут соответствует требованиям, предъявляемым к горным походам 1 категории сложности.

Можем порекомендовать маршрут для начинающих групп.

Использованные отчеты и материалы

• Отчет о пешеходном походе 1 с элементами 2 к.с. под. рук. Бычковой Ю.С., 2017 год.
  • Отчет о горном походе 2 к.с. под. рук. Бычковой Ю.С., 2017 год.
  • Отчет о горном походе 1 к.с. под. рук. Густокашина М.С.
  • Отчет о горном походе 1 к.с. под. рук. Шувалова С.Д.
  • Каталог перевалов pereval.online
  • Каталог перевалов на сайте westra.ru