Люди и горы > Люди >

Подготовил: Олег Маликов, Алма-Ата

Олег Семенович Космачёв.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Олег Семенович Космачёв, 07.05.1936 года рождения - ушел 01.11.2020 г.

Знаменитый советский альпинист отметил 80-летний юбилей в горах Заилийского Алатау

В 60-70-е годы прошлого века Олег Космачёв входил в число ведущих альпинистов страны и по праву считался одним из самых универсальных горовосходителей.

Достаточно сказать, что Космачёву не только удалось побывать неоднократным чемпионом СССР в альпинизме, но и несколько раз подняться на верхушку подиума в спортивном скалолазании (кто не знает, это два совершенно самостоятельных вида спорта). До него такого не добивался никто!

Неслучайно в 1969 году его включили в неофициальную сборную команду СССР, совершившую несколько показательных выступлений в итальянских Доломитовых Альпах. Некоторые экспедиции, непосредственным участником которых довелось быть Космачёву в то время, давно стали легендами. Достаточно вспомнить покорение пика Свободной Кореи по сложнейшему маршруту Северной стены казахстанской командой под руководством легендарного Бориса Студенина. Четыре дня четвёрка спортсменов болталась на холодной и совершенно отвесной многокилометровой скале между небом и землёй, но справилась со всеми трудностями и завоевала золотые медали первенства страны в классе "технические восхождения". Во многом благодаря тому, что в команде был такой универсал как Олег Космачёв.

Значительная часть успехов Космачёва-спортсмена была связана с Казахстаном. Но спорт не был всепоглощающей и единственной его страстью. В СССР, напомню, вообще не было профессионального спорта. Олег Космачёв, выпускник МГУ, приехал в Казахстан в начале 60-х – работать в только что появившемся близ столицы республики Институте ядерной физики. Кстати, улица в бывшем Научном городке (ныне посёлок Алатау), на которой он прожил несколько десятилетий, до сих пор носит название "Альпинистов"! И это неслучайно. Страсть физиков к горам – это отдельная тема.

Несмотря на то что Космачёв в 1990-е вновь уехал из Алма-Аты в родную Москву (ныне он работает в Дубне), свой 80-летний юбилей он решил отметить здесь, у подножия гор, которым было отдано столько сил, эмоций и времени. Тем более что, оставаясь действующим спортсменом, он долгие годы одновременно был "играющим тренером" секции альпинизма и скалолазания "Буревестник – КазГУ". Воспитанники которой, быть может, и не достигли таких результатов, как птенцы гнезда "СКА САВО", но сохранили навечно любовь к горам, пиетет к горному братству и благодарность к своему тренеру. Они-то и стали инициаторами приглашения легендарного наставника приехать и вместе отметить юбилей в горах Заилийского Алатау. От таких предложений Космачёв никогда не отказывался…

Мне же ещё раз будет приятно поздравить именитого ветерана с достойной датой от имени всех тех, кто знает, любит и уважает героев нашего светлого вчера. Многих Вам лет, Олег Семёнович!

Не стало Олега Космачёва......

Сегодня на 85 году ушёл из жизни Олег Семёнович...
Соболезнования родным, друзьям и близким...

Олег Семёнович Космачёв - кавалер Ордена "Эдельвейс" - II степени (№43).
МС СССР по альпинизму (1967).
МС СССР по скалолазанию (1974).
Инструктор альпинизма.

Окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В студенческие годы приобщился к альпинизму примкнув к секции МВТУ им. Баумана. Круглогодичные тренировки проходили на легендарном "скаладроме" тех лет - стенах и башнях Екатерининского дворца в Царицыно - под руководством выдающегося альпиниста Льва Мышляева.
За свою карьеру совершил более 200 восхождений, из них около 30 — 5 и 6 к. с., п/п.

Наиболее значительные:

• п. Нансена, С. гр., 5А (1958)
  • п. Вольной Испании, 6 к. с., п/п, в двойке с Л. Мышляевым (1959)
  • Чатынтау по камину С. стены, 6 к. с., п/п
  • Ушба Юж., З. стена, 6 к. с., п/п, в двойке с Л. Мышляевым (1960)
  • Олег Космачев редкий случай универсальности — альпинист-скалолаз. Подобное соединение позволило ему достичь рекордных результатов. Он в совершенстве владел техникой альпинизма и тактически грамотно решал сложные проблемы на маршруте.

В последующие годы жил, работал и тренировался в Украине и Казахстане. В Харькове он активно включился в работу городской секции, требовательно круглый год проводил тренировки с командой молодых альпинистов-разрядников Харькова.

• Траверс Джугутурлючат, 5А (в команде с А. Березиковой)
  • Домбай-Ульген, Вост., С. стена, 6 к. с., п/п (в двойке с Р. Струком) (1961)
  • п. Щуровского, С.-З. стена, 5Б (с Ю. Пархоменко, В. Тимохиным, М. Корсунским) (1962)
  • В Алма-Ате оставаясь действующим спортсменом, он долгие годы одновременно был "играющим тренером" секции альпинизма и скалолазания "Буревестник – КазГУ". С казахстанскими альпинистами Космачёв совершает ряд восхождений высшей категории сложности и первопрохождения:

• Каратау, Ю.-З. стена, 5А
  • тр. подковы Туюк-су, 5А, зимнее восхождение в двойке п. Труд, с л. Крошка, З. стена, 5Б
  • п. Свободной Кореи, С. стена, 5Б, п/п — чемпион СССР (1966)
  • в. Бу-Ульген, 5А
  • Во время выезда советских альпинистов в итальянские Доломиты, Космачёв совершает ряд восхождений:

• Башня Венеции, 4 и 5 к. с.
  • Башня Вальгранде, 6 к. с
  • Также у Олега Семёновича в активе:

• п. Дюре, по Вост. части С. стены, 6 к. с., п/п (1971) Замок, С.-З. ребро, 5А
  • п. Калинина с ледника Одиннадцати, 6 к. с., п/п
  • п. Коммунизма по С.-В. кф, 6 к. с. (1972)

• Памяти Олега Космачёва.
    Мой Друг

1 ноября 2020 года ушёл из жизни известный советский и российский физик и выдающийся альпинист Олег Семёнович Космачев. Ушёл тихо, незаметно, и неожиданно для всех. Ещё неделю назад я позвонил ему, как делал регулярно, обмениваясь новостями и подталкивая быстрее закончить очередную физическую публикацию. Он обычно с этим делом тянул, «шлифуя» формулировки. На этот раз на вопрос «Как ты?» прозвучало в ответ «Да вот, в больнице!» Ответ меня не удивил, т. к. Олег готовился к операции на глазах, и процесс ожидания затянулся. «Ну, наконец-то! Когда операция?». Ответ меня ошеломил: «Операция откладывается, я в больнице Сергиева Посада, привезли из Дубны». Это была известная в больница, куда свозили с севера области больных COVID’19, в том числе из медсанчасти №9 ФМБА, обслуживающей сотрудников Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ), где Олег и я работали. Он тут же начал меня успокаивать: «Да нет, это просто воспаление лёгких. Дышу кислородом – две трубочки в носу, ношу балончик. Температура? Да нормальная!». Казалось бы, всё спокойно, многие переносят COVID легко. Поговорили «о том, о сём», как движется очередная статья, какие новости в Институте. На том и расстались. Но не прошло и недели, как получаю от Натальи Олеговны электронное письмо: «…Папа сегодня умер в Сергиево-Посадской больнице...». Потом выяснится, что он ещё до больницы перенёс «на ногах» инфаркт, что и усугубило заболевание.

Олег, выпускник 1960 г. Московского инженерно-физического института, знаменитого МИФИ, был физиком-теоретиком, работавшим на «переднем фронте» физики – теории элементарных частиц. По окончании МИФИ он переехал в Харьков, где работал вначале в Харьковском Политехническом институте, а затем перешёл в Харьковский физико-технический институт, один из ведущих ядерных исследовательских центров страны. Но альпинизм, которым Олег начал заниматься ещё в студенчестве, взял своё: в 1963 г. он переезжает в Алма-Ата, где долгие годы работает в Институте ядерной физики АН КазССР, затем в отделившегося от него Институте физики высоких энергий АН КазССР. В январе 1997 года Олег Семёнович приезжает на работу в Дубну, как гражданин Республики Казахстан, используя статус ОИЯИ - международного института. В 2002 г. он принимает российское гражданство.

В своей научной работе Олег Семёнович всегда выбирал, как и в альпинизме, «нехоженые маршруты». Одним, и, со временем главным, для него стало приложение т.наз. теории групп к структуре элементарных частиц. В последние годы он вплотную подошёл к решению задачи поиска инвариантных величин, связанных с внутренней структурой объектов микромира. Такими объектами для него были самые лёгкие частицы – лептоны (от греч. мелкий, лёгкий), частицы, не имеющие размера, но имеющие массу (!). В результате Олег Семёнович впервые установил структуру лептонных уравнений, определяемую четырьмя компонентами связности группы Лоренца.

Не обходилось, конечно, и без трудностей. Его работы понимал и воспринимал узкий круг физиков-теоретиков, что нередко бывает в этой области физики. В ОИЯИ он работал практически в одиночку, что иногда приводило к недоразумениям. Так, год назад Олег Семёнович представил обзорную статью на основе своих работ в уважаемый журнал, издаваемый институтом. Я знал об этом и регулярно интересовался у него, как проходит статья. Ответ долгое время был – «На рецензии». Наконец, узнаю, что он получил отзыв, и отзыв отрицательный. Попросил Олега дать почитать, и вижу, что рецензент «схалтурил» - не удосужившись разобраться по существу проблемы, дал заключение «не рекомендовать к публикации». К счастью, я вхожу в редколлегию журнала, и знал этого рецензента. Выясняю у Олега, кто ещё понимает «в его» науке. Он называет профессора из академического института. После разговора с главным редактором журнала статья направляется на отзыв к названному специалисту и получает положительное заключение. Статья выходит в свет в одном из ближайших выпусков журнала. Такая вот «научная жизнь». И здесь проявился характер Олега – бойца: нет непроходимых стен!

Олег Семенович был легендой сразу двух видов спорта – альпинизма и скалолазания. Олег входил в число ведущих альпинистов страны своего поколения и по праву считался одним из самых универсальных горовосходителей. Он был троекратным чемпионом Советского Союза по альпинизму и троекратным чемпионом по скалолазанию, имел звания мастера спорта СССР международного класса по альпинизму и мастера спорта СССР по скалолазанию. На его счету немало выдающихся стенных восхождений. Достаточно упомянуть первопрохождение северной стены Свободной Кореи (золотая медаль Чемпионата СССР). На таких маршрутах его высокий класс скалолаза проявлялся как нельзя лучше – он всегда по стене шёл первым! Его партнёрами по восхождениям были многие выдающиеся альпинисты советского времени.

Мне довелось совершить с ним только одно восхождение, памятное своими неожиданными «приключениями». Было это в июне 2007 г., когда мы приехали с Олегом в Алма-Ата на празднование юбилея его института. Ну как не пойти в горы! Самый доступный объект – по времени и по сложности, пик Амангельды, маршрут 2б кат. трудности, по которому я ходил ещё в марте 1964 г. С тех пор помнится, было там ключевое место – наклонная щель-камин. Вот лезем, а щели нет и нет. Спрашиваю, где же щель? – «Знаешь, я решил пойти по южной стороне, на северной сильно дует.» - «!...! Так это мы идём по 1б?!...!». Так и сходили. Зато было тепло. Всё вполне «в духе» Олега Семёновича.

Свой опыт скалолаза Олег Семёнович применял не только в горах – он был одним из пионеров промышленного альпинизма в Советском Союзе. Сегодня это стало профессией многих. Работая в ИЯФ АН Казахской ССР в Алма-Ата, Олег Семёнович создал там замечательную школу альпинизма, существенно развив многолетние традиции, много работал с молодыми спортсменами.

В научном городке Ала-Тау близ Алма-Ата, где Олег прожил несколько десятилетий, и сегодня существует «улица Альпинистов», названная по его инициативе. Это добрая о нём память…