Автор: Александр Эргешов, г.Алматы

Отчет о пешеходном походе 4 к.с. по Зап. (Рудному) Алтаю, совершенном группой туристов с 27 июня по 09 июля 2019 г.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Проводящая организация. Федерация спортивного туризма и туристского многоборья г.Алматы -ТК «Марко Поло» -ТК «Восток».

Параметры похода.

Вид туризма

Категория сложности

похода

Протяженность активной части похода, км.

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Пешеходный

Четвертая

27.06.19 - 09.07.19

Район похода.

Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Западный (Рудный) Алтай.

Нитка маршрута.

г.Риддер - оз.Подбелковое - пер.Красное седло (2400, 1А) - пик Вышеивановский белок (2776, 1Б, рад.) - пер.САВО (2430, 2А*) - р.Казачиха - р.Пр.Громотуха - оз.Громотушинское - оз.Метеоритов - пер.Метеоритный (2415, 1А) - р.Пр.Громотуха - оз.Палевское - пер.Межозерный (2295, 1А) - пер.Бурова (2350, 1А) - р.Л.Громотуха - гора Верх.Ульба (2370, 1А, рад.) - пер.б/н. (2130, н/к) - вдхр.Малоульбинское - дер.Березовка (нежил.) - р.Шагалёнок - р.Шагалиха - р.Малая Ульба - р.Щелочиха - р.Мякотиха - р.Чистополька - р.Березовка - р.Селезневка - пос.Новая Бухтарма

Карта маршрута.

Фотограф

3ПУ Горный Алтай

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОГО ПОХОДА

Общая смысловая идея похода.

В новейшей истории казахстанского спортивного туризма - Ивановский хребет, да и Рудный Алтай в целом, редко посещаемый спортивными группами район.

В течении нескольких лет у руководителя зрела идея о проведении похода по Ивановскому хребту. Всё это время рассматривались отчеты о походах по казахстанскому Алтаю, совершенных туристами из турклубов ВКО. Но это всё были походы 1-2 к.с. Наконец, когда у участников похода, появилась возможность провести длительный поход более высокой категории сложности, после некоторых размышлений, единогласно было решено идти пешеходную «четверку» на Западный Алтай. Основными целями похода мы выделили следующее:

Прохождение спортивного похода 4 к.с. Практически все походы в этом регионе были не высокой категории сложности (1-2 к.с). Единственный, найденный в Сети, отчет о походе третьей категории сложности был сделан россиянами в 2000-хх гг. (лыжный поход, рук.Ларионов М.Ю.). За последние два десятилетия (а то и три) наш поход был первым походом такой высокой категории сложности, а если не учитывать походы с российской частью Западного Алтая (хребты Холзун, Листвяга, Коксуйский), то возможно, пока единственный.

Поднятие престижа Западого (Рудного) Алтая, как региона с высокими перспективами. Район имеет неплохой потенциал для совершения сложных туристских маршрутов, и альпинистских восхождений.

Обновление информации по части перевалов и вершин, и их описание. Некоторые перевалы и вершины шли почти в режиме первопрохода - никакой информацией, кроме устной, мы не обладали (пер.САВО, район Черного Узла, гора Верх.Ульба).

Посещение достопримечательностей района. Высокие требования по километражу к пешеходной «четверке» позволило нам охватить два хребта Рудного Алтая - Ивановский и Ульбинский. Тут же было запланировано подняться на высшие точки этих хребтов (пик Вышеивановский белок и гора Верхняя Ульба, соответственно). Помимо всего Алтай славится своими озерами. Мы хотели посетить как можно больше озер, посмотреть на Малоульбинское водохранилище (старейшее водохранилище в Казахстане, созданное в 30-хх годах прошлого века) и финишировать на Бухтарминском водохранилище (славящимся своими курортыми зонами).

Варианты приезда и отъезда.

В связи с тем, что участники похода проживают в трёх разных городах, было решено собраться непосредственно в Риддере, за день до выхода на маршрут. Эргешов А.А., Матрузиева Р.И. и Кадникова М.С. доехали до УстьКаменогорска на поезде, оттуда до Риддера на рейсовом автобусе. Аксёнов А.Л. из Шемонаихи до Риддера на автобусе. Шишова Н.А. на поезде до Риддера.

Из Риддера непосредственно под маршрут мы заехали на заказном автомобиле.

Выброска с маршрута (пос.Новая Бухтарма) проводилась на рейсовом автобусе до Усть-Каменогорска. Откуда поездом Эргешов А.А., Матрузиева Р.И. и Кадникова М.С. уехали в Алматы, Шишова Н.А в Акколь, а АксёновА.Л. на такси в Шемонаиху.

Из Новой Бухтармы до Усть-Каменогорска также можно добраться на такси и на поезде (ж/д станция за чертой города - 1,5-2 км).

Оформление документов.

Наш маршрут проходил за пределами заповедных и приграничных зон, поэтому никаких пропусков и другой документации мы не оформляли.

Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты.

Аварийные выходы с маршрута:

1. оз.Громотушинского - пер.Озерный (н/к) - б.о.Серый Луг
  2. вдхр.Малоульбинское - дер.Березовка (нежил) - хр.Проходной белок - пос.Ульба
  3. р.Малая Ульба - р.Осиновка - пос.Турсугун
  4. р.Чистополька - г.Серебрянск.

Запасные варианты:

1. Вместо пер.САВО (2А*) - траверс Вышеивановский белок - САВО(1Б)
  1. Вместо траверса Метеоритный - Нежданный (1А) - пер.Метеоритный (1А)
  2. Вместо пер.Весенний (1Б*) и вер.2409 - пер.Бурова (1А).

Изменение маршрута.

В связи с отставанием от графика из-за недооценки прижимов на реках Казачиха, Пр.Громотуха было решено отказаться от траверса Метеоритный - Нежданный (1А) и прохождения пер.Весенний (1Б*). 2.6 Сведения о прохождении маршрута каждым участником. Весь маршрут пройден группой в полном составе.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И КАТЕГОРИРОВАНИЕ ПОХОДА

Техническое описание.

Описание составлено по записям дневника Матрузиевой Р.И.

27.06.19. День 1.

Второй километр от поворота на с. Поперечное - оз. Подбелковое, S=12 км, ЧХВ=5 ч.

В 10:30 прибыли к стартовой точке нашего маршрута. Движемся вверх по ущелью, вдоль реки Поперечная. Через час начинаются несложные броды (мы насчитали 6 штук). Через три перехода подошли к месту, где дорога забирает резко вверх, начинаются серпантины (мы насчитали 13 поворотов). В 15:30 дошли к Подбелковому озеру. Встали лагерем. Обед, фотосессии, послеобеденный сон, ужин, сон.

28.06.19. День 2. М.н. - цирк САВО, S=4.8 км, ЧХВ=7 ч. 50 мин.

Подъем в 4:10. Выход в 5:50. Обходим озеро справа (по ходу) и поднимаемся на морену. Здесь находится небольшое моренное озеро (6:50). Продолжаем движение в сторону перевала Красное седло (см.фото №4). Еще один переход от озера и мы подошли под перевал (7:50). Привал, делаем фотографии и начинаем подъем.

Перевал Красное седло (2400, 1А)

Характер: осыпной

Ориентация: В-З

Расположен: в северном отроге Ивановского хребта, между вершинами

Вышеивановский белок и пик САВО

Соединяет: р.Поперечная - р.Чесноковка

Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки

Непосредственный подъем на перевал проходит по мелкой осыпи и сложности не представляет. В 9:15 поднялись на перевал Красное седло. Оставили рюкзаки у тура и выдвинулись на вершину Вышеивановский белок (9:25). Восхождение на вершину с перевала проходит по северному гребню.

Вышеивановский белок (2776, по сев. гребню 1Б к.т.)

Характер: скально-осыпной

Расположен: Ивановский хребет, южнее пика САВО.

Первопрохождение: С.Толеубаев, 1987

Другие назваия: пик Ворошилова

Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки

Местами набита тропа, местами осыпь, а местами встречаются участки несложных скал. Ключевым участком считается обход последнего жандарма на гребне (простое лазание и много живой осыпи требуют сосредоточенноти и вдумчивости). Первые два жандарма на гребне обходятся слева, последний справа (по ходу движения). Затем 200-300 м. подъема по СЗ-З склону (крупная осыпь). На вершине имеется тур, тренога и табличка. К туру мы вышли в 10:35. Спуск по пути подъема начали в 11:35. На перевал Красное седло спустились в 12:55. Отдохнув, начали спуск с перевала вниз (13:10). В 13.40 спустились с перевала. Обед и установка лагеря. Погода испортилась - к Вышеивановскому белку постоянно стягивалсь тучи, периодически гремел гром и поливал дождь. Наблюдаем за перевалом САВО. В 18:30 ужин, в 20:00 отбой.

29.06.19. День 3. М.н. - озера Забелковые, S=2 км, ЧХВ=14 ч. 55 мин.

Подъем в 2:10. Выход в 4:05. Хотим начать прохождение перевала САВО как можно раньше, пока не начали вытаивать камни. Вчерашнее наблюдение за перевалом показало, что самым безопасным является путь по узкому снежному кулуару левее (восточнее) перевала 8-е Марта. Кулуар находится между двумя скальными контрфорсами, и постепенно сужается. Решили идти по нему, и, если понадобится, вылезти на гребень контрфорса. Подойдя к перевалу и надев снаряжение мы начали подъем (5:00).

Перевал САВО (2430, 2А*)

Характер: скалы, снег, лед, осыпь

Ориентация: С-Ю

Расположен: Ивановском хребте, между вершиной Вышеивановский белок и перевалом 8-е Марта

Соединяет: р.Чесноковка - р.Казачиха Первопрохождение: Литвинов В.А.

Другие названия: нет

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, веревки (min. 2х40), ледобуры (2-4 шт.), комплект оттяжек, закладок и френд.

В связке подошли к перевальному взлету. Жесткий фирн, кошки были не у всех участников команды, понадобилась рубка ступеней. Мимо пролетел небольшой камешек, приняв это за «звоночек», решили подниматься по скальному гребню контрфорса. Подошли к началу подъема (R0).

R0-R1: перила, внутренний угол, 45 гр., 20 м., станция на выступе.

R1-R2: перила, наклонная полка, ок. 30 гр., 30 м., станция на выступе.

R2-R3: в связке, осыпной кулуар, 30 гр., 20 м.

R3-R4: перила, скальный кулуар, до 60 гр., 40 м., станция на выступе, на наклонной полке (слева по ходу движения).

Собрались всей группой. Дальнейшее движение по скальному кулуару становится более опасным (много «живых» камней крупного размера). К тому же, если продолжим движение по скале, то сложность перевала явно превысит 2А. От нашей полки вниз уходит наклонный внутренний угол к снежному кулуару. Как раз метров 50 - одна веревка. Пару минут раздумий и решаем дюльферить, пока есть удобная возможность. Теряем немного высоты и времени.

R4-R5: спуск по перилам, внутренний угол, 50 гр., 25 м., станция на выступе. R5-R6: спуск по перилам, скальный кулуар, 45 гр., 20 м.

Оказались в снежном кулуаре (по которому изначально и хотели подниматься). Продолжаем движение вверх, в связках. Рубим ступени. Держаться стараемся ближе к правому (по ходу движения) борту кулуара. Со скал левого контрфорса бегут ручьи, иногда сыпят маленькие камешки. R6-R7: в связке, снежный кулуар, 40 гр., 100 м., сбор всей группы в ранклюфте.

R7-R8: перила, снежный кулуар, 45 гр., 50 м., станция на ледорубах, треккинговых палках.

R8-R9: перила, снежно-ледовый кулуар 45 гр., 50 м., станция на ледорубах. R9-R10: перила, скальная стенка 90 гр., 2 м., скально-осыпной кулуар, 35 гр., 18 м., станция на своих точках.

В 18:00 вылезли на перевал. Долгий подъем получился из-за недооценки перевала - предполагали пройти его быстрее и в связках. Но движение по скалам в связках оказалось неудобным и не всегда возможным, а на снегу понадобилось рубить ступени, что сильно сбавило темп группы. Ко всему этому мы сделали лишний крюк по скальному контрфорсу (R0-R6). Где-то час потратили на то, чтобы собрать снаряжение, отдохнуть, перекусить, собрать тур и сфотографироваться. Еще час потратили на спуск с перевала к озерам Забелковым (20:00).

30.06.19. День 4. М.н. - слияние рек Казачиха и Громотуха, S=10 км, ЧХВ=10 ч. 10 мин.

Проснулись в 5:40. Выход в 7:50. Движемся вниз по ущелью р.Казачиха (по правому берегу). Тропы нет, только заболоченные луга. Через два часа перешли Казачиху вброд на другой берег, т.к. вскоре должны начаться прижимы, а на левой стороне ущелья, есть «прилавки». По ним мы решили попытаться обойти эти прижимы сверху. Шли по «прилавкам» в течении нескольких километров пути, но потом дорогу переградил первый приток Казачихи. Переправились и устроились на обед. После обеда продолжили движение. Но уже по прижимам. Продвижение по заросшему травой крутому склону сильно сбавило темп группы. Через пару переходов мы наконец вышли ко второму притоку Казачихи. Переправились и сделали последний рывок - дошли до р. Громотуха. Здесь встали на ночь (19:00).

01.07.19. День 5. М.н. - слияние рек Озерная и Правая Громотуха, S=7.3 км, ЧХВ=9 ч. 5 мин.

Подъем в 5:00. Выход в 7:25. Движемся вверх по ущелью р. Громотуха (по правому берегу орографически). Пробираемся через кусты и курумник. Через час дошли до слияния Правой и Левой Громотух. Далее уже движемся вдорь П.Громотухи. Тут начинается прижим. В течении трех часов идем по травянистому склону. Идем очень медленно и аккуратно. В траве скрыты неровности склона, камни. Когда прошли прижим сразу устроили обеденный привал. Через полтора часа продолжаем движение. Проходим несколько заболоченных участков. К вечеру (18:00) подошли к слиянию р.Озерная и р.П.Громотуха. Ставим лагерь.

02.07.19. День 6. М.н. - правый приток р. Правая Громотуха, S=11.8 км, ЧХВ=10 ч. 25 мин.

Подъем в 4:00. Выход в 6:35. Движемся вверх по ущелью вдоль реки Озерная (по правому берегу орографически). Проходим вброд один из ее притоков, вытекающего с озера Рассыпного. На другом берегу сразу же выходим на остатки очень старой дороги (отмечена на карте). Один часовой переход вверх по ущелью и мы вышли к озеру Громотушинское. Переправляемся через реку Озерная и движемся к озеру Метеоритов. Пытаемся пройти к озеру по небольшому гребешку, который, как нам показалось снизу, может вывести к озеру. Упёрлись в карниз. Пошли обратно. Потратили полчаса. В 12:30 вышли к озеру Метеоритов. Обед. Около 14:00 заканчиваем обед и выходим на перевал. Берег озера с уклоном и весь в снегу. Чтобы избежать неожиданных и ненужных нам падений в озеро (снег к обеду уже «раскис» и не держит) решаем подняться выше озера и обойти его поверху. На перевал вышли в 16:15.

Перевал Метеоритный (2415, 1А)

Характер: снежно-осыпной

Ориентация: В-З

Расположен: в южном отроге Ивановского хребта, между вершинами

Метеоритная и Семилетка

Соединяет: р.Озерная - р.Правая Громотуха

Другие названия: нет

Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки, ледоруб/кошки (при наличии снега)

На перевале тура не нашли (вероятно он под толщей снега). Соорудили новый и оставили там свою записку. Традиционная перевальная шоколадка, фотосет и спуск вниз (17:00). Кинули 30 м. веревки вниз для спуска, затем пешком косым траверсом «влево-вниз» спустились с перевала. В 18:30 встали лагерем недалеко от перевала.

03.07.19. День 7. М.н. - Большие Тургусунские озера, S=12.3 км, ЧХВ=7 ч. 30 мин.

Подъем в 4:30. Выход в 7:00. Движемся вниз, к Пр.Громотухе. Через час вышли к Пр.Громотухе. Перешли вброд ее приток и продолжили движение вверх по течению. Практически весь правый (орографически) берег Пр.Громотухи заболочен. В 12:30 дошли до Палевского озера. Обед. В 14:30 закончили обед и пошли к перевалу Межозерный. В 15:30 были под перевалом.

Перевал Межозёрный (2295, 1А)

Характер: трава, осыпь, снег.

Ориентация: В-З

Расположен: Ивановский хребет, в районе Черного узла, между двумя безымянными вершинами

Соединяет: р.Правая Громотуха - р.Большой Тургусун

Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки

В 16:00 поднялись на перевал. В 16:30 начали спуск с перевала. В 17:00 спустились и встали на ночлег.

04.07.19. День 8. М.н. - истоки р. Малый Тургусун, S=19.2 км, ЧХВ=12 ч. 15 мин.

3:00 подъем. 4:25 выход. В 5:30 подошли к перевалу Бурова и начали подъем. На перевале карниз, поэтому мы решили подняться чуть левее (по ходу движения) седловины - на плечо пика Черный узел - спуститься с него на перевал.

Перевал Бурова (2350, 1А)

Характер: трава, осыпь, снег.

Ориентация: С-Ю

Расположен: Ивановский хребет, между пиком Бурова и пиком Черный узел

Соединяет: р.Левая Громотуха - р.Большой Тургусун

Другие названия: нет

В 6:30 поднялись на перевал. Ветрено. Погода стремительно портится. Начинаем быстро спускаться вниз. Спуск с перевала проходит по травянисто-осыпному склону и занял 25 минут. Отдохнув взяли по GPS направление на гору ВерхняяУльба и двинулиь в путь. Перебродили приток Л.Громотухи и перелезли через небольшой гребешок, отходящий от безымянной вершины (2477). Здесь мы уже видели гору Верх.Ульба напрямую. Перейдя вброд Л.Громотуху мы перелезли через еще один гребешок (вершины 2276) и наткнулись на старую дорогу (отмечена на карте). По ней вышли к болоту, что находится на водоразделе рек Левая Громотуха и Малый Тургусун. Перешли через болото и подошли к подножию горы Верх.Ульба (13:20). Дежурные готовят обед, остальная часть группы ставит палатку. Пообедав, в 14:30 начали подъем на вершину.

Верхняя Ульба (2370, по сев. гребню 1А к.т.)

Характер: скально-осыпной

Расположен: Ульбинский хребет

Другие назваия: нет

Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки

Путь на вершину проходит по средней и крупной осыми, местами живой. В 16:00 поднялись на вершину. Оттуда открылись отличные панорманые виды на Ивановский хребет и Малый Тургусун. Тура на вершине не было. Только упавший знак триангуляции. Мы подняли треногу, укрепили ее камнями, собрали тур и оставили свою записку. Вдоволь нафотографировавшись и налюбовавшись видами, мы начали спускаться к лагерю (16:50). В 17:50 спустились в лагерь. Ужин и отбой.

05.07.19. День 9. М.н. - дер. Березовка (нежил.), S=33.5 км, ЧХВ=12 ч.

С рассветом выдвинулись в путь (предположительо 6:00). С утра шел дождь. Наша цель - безымянный перевал (н/к), ведущий в долину реки Сурчиха. За 55 минут поднялись на перевал.

Перевал б.н. (2130, н/к)

Характер: трава, осыпь.

Ориентация: В-З

Расположен: Ульбинский хребет, южнее безымянного пика (2195)

Соединяет: р.Левая Громотуха - р.Большой Тургусун

Другие названия: нет

На перевале тура не было. Собирать его и писать записку мы не стали - побежали вниз. Сегодня большие планы. За час спускаемся к реке Сурчиха. Здесь начинается дорога, идущая через гребень к Малоульбинскому водохранилищу. В 12:30 дошли до плотины на водохранилище. Пообедали и в 15:30 продолжили движение. Обогнули по дороге Малоульбинское водохранилище и двигаемся в сторону дер. Березовка. В 20:00 наконец спустились к Березовке и встали лагерем.

06.07.19. День 10. М.н. - слияние рек Шагалиха и Малая Ульба, S=23.4 км, ЧХВ=9 ч. 10 мин.

Подъем в 5:00. Выход в 7:20. От Березовки основная дорога ведет через Проходной белок в поселок Ульба. Нам туда не надо. Перешли Малую Ульбу по камням и сразу же свернули (на юг) - непреметная тропка сразу же уперлась реку Березовка. Еще один брод. На другом берегу уже дорога получше. Через несколько сот метров видим ориентир - остатки автомобиля (синяя нива). Дорога начинает забирать постепенно вверх и выводит на гребень - водораздел Малой Ульбы и Шагалёнка. Перевалив в долину реки Шагалёнок мы начали долгий спуск по ее долине, переодически дорога «перескакивала» с берега на берег - приходилось бродить. Через полдня пути мы вышли к слиянию реки Шагалёнок и реки Шагалиха. Дальше движемся уже по Шагалихе. Еще несколько бродов и к вечеру мы вышли к Малой Ульбе. Тут дорога расходится - одна уходит в пос. Тургусун, а другая в Серебрянск. Наша та, что ведет в Серебрянск. Перешли Малую Ульбу и сразу встали на ночлег (18:00)

07.07.19. День 11. М.н. - р. Мякотиха, S=35 км, ЧХВ=11 ч. 30 мин.

Проснулись в 5:00. Выход в 6:30. Прошли несколько километров вдоль Малой Ульбы затем дорога свернула в ущелье реки Щелочиха. Дорога хорошая. Начинается медленный подъем к перевалу на водоразделе рек Щелочиха и Прямая. К обеду практически поднялись на перевал. Быстро пообедали, и перевалили в долину р. Прямая. Дальше движемся по дороге в широкое ущелье реки Мякотиха и далее по этому ущелью к месту, где раньше была одноименная пасика. Здесь в 19:00 остановились на ночлег.

08.07.19. День 12. М.н. - р. Селезневка, S=35 км, ЧХВ=10 ч.

Проснулись в 6:00. Выход в 8:00. Движемся дальше по дороге в сторону Серебрянска. Дошли до р.Чистополька. Здесь поворот - эта дорога ведет к реке Селезневка и в Новую Бухтарму. Нам сюда. Движемся по дороге вдоль р. Чистополька. Переваливаем через небольшой водораздел к р. Березовка. Через некоторое время переходим вброд реку и сразу становимся на обед (15:00). Быстрый обед и продолжаем идти. Поднимаемся на еще один водораздел и переваливаем в долину реки Селезневка. Ещ час пути и встаем на ночлег в небольшой рощицы у ручья (19:00).

09.07.19. День 13. М.н. - пос. Новая Бухтарма, S= 13.7 км, ЧХВ=3 ч. 35 мин.

Подъем в 6:00. Выход в 7:25. Движемся вниз по дороге вдоль р. Селезневка.

Через два часа доходим выходим к железной дороге. Появляется связь. Отзваниваемся и идем дальше. Через полтора часа мы в Новой Бухтарме (11:00). Находим автовокзал, берем на завтра билеты до Усть-Каменогорска. Затем идем в кафе, обедаем, находим домик, где можно переночевать и отдохнуть. Наш маршрут закончен.

Бальный расчет похода и общие показатели.

Проведём бальный расчет похода согласно Единой спортивной квалификации туристских маршрутов (Приложение 1. - Методика категорирования пешеходных маршрутов).

ТАБЛИЦА КАТЕГОРИРОВАНИЯ ПЕШЕХОДНОГО МАРШРУТА

Показатель маршрута

Требования к эталонному маршруту IV к.с.

Данные пройденного похода

Продолжительность маршрута (Т), дней (не менее)

Протяженность маршрута (L), км (не менее)

Максимально допустимое кол-во баллов за ЛП (ЛПмах)

Баллы за ЛП, идущие в зачет (не более)

Баллы за ПП, идущие в зачет (не более)

Географический показатель (Г)

Автономность (А)

Коэффициент перепада высот (К)

2,05

Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом (КС)

95-134

95,15

БАЛЛЫ ЗА ЛОКАЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

К.т.

Число препятствий/кол-во баллов за них для маршрутов IV к.с.

Препятствие

Фактически - 54 В зачет - 35

БАЛЛЫ ЗА ПРОТЯЖЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

К.т.

Длина препятствий, км/ баллы за них для маршрутов IV к.с.

Препятствие

Растительный покров

25/5

подход к оз.Подбелковое (12 км) обход оз.Подбелкового (0,6 км) р.Казачиха (2,6 км) р.Пр.Громотуха (3,5 км) р.Озерная (2,4 км)

134 км/26,8

(в зачет 26,8)

Малоульбинское вдхр. и до дер.Березовка (27 км) р.Шагаленок и Шагалиха (21 км) р.Малая Ульба, Щелочная и Прямая (21,3 км) р.Мякотиха (17,6 км) р.Чистополька и р.Березовка (14,5 км) р.Селезневка (11,5 км)

20/8

р.Казачиха (0,7 км)

р.Громотуха и р.Пр Громотуха (2 км)

2,7 км/1

(в зачет 1)

20/8

р.Казачиха (2.4 км)

р.Пр.Громотуха (1,9 км) приток П.Громотухи (0,7 км)

5 км/2 (в зачет 2)

Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет - 44

Фактически - 29,8 В зачет - 29,8

Болота

20/10

Верховья Казачихи

(2,2 км) правый берег р.Пр.Громотуха (4,6 км) верховья р.Л.Громотуха (1,7 км) истоки р.Малый Тургусун (2,5 км)

11 км/5,5 (в зачет 5,5)

Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет - 46

Фактически - 5,5 В зачет - 5,5

Осыпи, морены

10/5

подход под пер.Красное седло

10,72 км/5,4 (в зачет 5,4)

(1,5 км) подъем на пер.Красное седло (0,17 км) спуск с пер.САВО + обход оз.Забелковые (1,8 км) подход под оз.Метеоритов (1,4 км) истоки правого притока Пр.Громотухи (0,8 км) подход под оз.Палевское (0,8 км) подъем на пер.Межозерный (0,1 км) подход к пер.Бурова (1 км) спуск с пер.Бурова (0,65 км) истоки р.Л.Громотуха (2,1 км) пер.б/н (0,4 км)

10/15

С.гребень пика Вышеивановский белок подъем и спуск (1.9 км) подход+С.гребень г.Верх.Ульба подъем и спуск 4,8 км)

6,7 км/10 (в зачет 10)

5/10

Спуск с пер.Красное седло (0,3 км)

0,3 км/0,6 (в зачет 0,6)

Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет - 47

Фактически - 16 В зачет - 16

Снежный участок

40/20

подход под

4,35 км/2,2

пер.Красное седло (0,1 км) подъем на пер.САВО (0,15 км) подход под оз.Метеоритов (1 км) подъем и спуск с пер.Метеоритный (1 км) подход под пер.Межозерный (1,4 км) спуск с пер.Межозерный (0,3 км) подъем на пер.Бурова (0,4 км)

(в зачет 2,2)

Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет - 44

Фактически - 2,1 В зачет - 2,1

Ледовый участок

30/24

Цирк САВО (0,72 км)

0,72 км/0,6 (в зачет 0,6)

Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет - 46

Фактически - 0,6 В зачет - 0,6

Фактически - 54 В зачет - 54

КС=ЛП+ПП+(Г*А*К), где:

Локальные препятствия, ЛП = 35

Протяженные препятствия, ПП=54

Георгафический показатель района похода, Г=3 Коэффицент автономности, А=1 Коэффицент перепада высот, К:

К=1+H/12, где H - суммарный перепад высот (в км) = 12,6

К=1+12,6/12=1+1,05=2,05

КС=35+54+(3*1*2,05)=35+54+6,15=95,15

Таким образом, общее количество набранных баллов КС = 95,15, что соответствует требованиям ЕСКТМ для походов IV к.с. (диапазон 95-134 балла).

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОХОДА

Перевалы:н/к - 1, 1А - 4, 2А - 1
Восхождения: 1А - 1, 1Б - 1
Каньоны и прижимы: 1А - 2
Переправы:н/к - 28

Суммарный перепад высот:

12 638 м (+6036 м, - 6602 м)

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

О сложности маршрута и посещаемости района.

Группой пройден пешеходный маршрут 4 к.с. Главной сложностью маршрута стало наличие всего двух недель для прохождения маршрута. График движения был очень плотным. С другой стороны нам сильно повезло с погодой, и мы не тратили драгоценное время на «отсидку».

Можно сказать, что Ивановский и Ульбинский хребты только начинают осваиваться туристами: хороших отчётов в Сети немного, имеется только одна схема-хребтовка перевалов Ивановского хребта, нарисованная много лет назад.

Район ежегодно посещают туристы Усть-Каменогорска и ВКО.

Организуются альпсборы в районе Трех братьев.

О районе и перспективах для спортивного туризма.

Район интересен как для пешеходного, водного и лыжного видов туризма, так и для альпинизма. Альпинистскими маршрутами можно разнообразить пешеходный поход, сделав его более спортивным, сложным и интересным.

О рекомендациях:

Район пригоден для пешеходных походов 1-4 к.с., теперь не исключаем и возможности прохождения там маршрутов 5-6 к.с.

На Западном Алтае длинный световой день.

Много труднодоступных и труднопроходимых мест (Громотуха, Казачиха, Большой и Малый Тургусун, Малая Ульба). Стоит учитывать, что скорость движения по некоторым участкам этих долин может упасть до 1 км/ч. Имеется много диких зверей, в т.ч. медведи. Нужно быть готовым.

Список общественного снаряжения.

Ветрозащитный экран

Камера

1,35

Гром защиты от агрессивных животных

0,2

Овсянка

Турецкий суп с булгуром Yeli

Лапша «паутинка»

Каша «Добра крупа 4 злака»

Мясо сушенное

Хлеб

3 бул.(на первые 2 дня)

Газ

10 баллонов (ок. 300 гр. за шт.)

24 - 24,5 кг

Йод повидон

Зеленка 20 мл

1 шт

Мази для открытых ран и закрытых травм

Левомеколь

Аренда квартиры в Усть-Каменогорске**

Выпуск группы

Итого

* - не учитываются расходы на дорогу до Риддера и прочие личные траты

** - на 4 человека.

Снятые записки

Фотографии

Фото 1. Вид с Подбелкового озера.

Фото 2. Движение от м.н. №1 к пер.Красное седло.

Фото 3. Моренное озеро.

Фото 4. Подход к Красному седлу.

Фото 5. Группа на фоне перевала Красное седло.

Фото 6. Подъем на перевал Красное седло.

Фото 7. На седловине перевала.

Фото 8. Северный гребень Вышеивановского белка.

Фото 9. Восхождение на пик Вышеивановский белок. Обход последнего жандарма.

Фото 10. Восхождение на пик Вышеивановский белок.

Выход на вершину.

Фото 11. Группа на вершине.

Фото 12. Вид с вершины на юг.

Фото 13. Вид с вершины на запад.

Фото 14. Вид с вершины на восток.

Фото 15. Панорама.

Фото 16. Спуск с веришны на Красное седло.

Фото 17. Вид с м.н. №2 на долину р.Чесноковка.

Фото 18. Схема прохождения перевала САВО (1).

Фото 19. Схема прохождения перевала САВО (2).

Фото 20. Группа у перевала САВО.

Фото 21. Начало подъема.

Фото 22. Вышли на полку. Участок R1.

Фото 23. Скальный кулуар, R3-R4.

Фото 24. На станции, R4.

Фото 25. R6-R7.

Фото 26. R6-R7.

Фото 27. R6-R7.

Фото 28. Подъем по перилам. R7-R8.

Фото 29. Вид со станции на участок R7-R8.

Фото 30. Подъем по перилам, R8-R9.

Фото 31. На станции R8.

Фото 32. Выход на седловину перевала.

Фото 33. Перевал взят - ура!

Фото 34. Группа на перевале у тура.

Фото 35. Вид с перевала.

Фото 36. Вид с перевала САВО на вершины Казачихи.

Фото 37. Ещё немного красивых кадров на перевале САВО...

Фото 38. ... и ещё.

Фото 39. Спуск в долину р. Казачиха.

Фото 40. Виды с озер Забелковых.

Фото 41. Девушка, вершины и цветы.

Фото 42. Спуск по долине р. Казачиха.

Фото 43. Фотоохота.

Фото 44. Брод реки Казачиха.

Фото 45. Скальные останцы.

Фото 46. Обходим прижим по «прилавкам».

Фото 47. Снежный мост.

Фото 48. Река Громотуха.

Фото 49. Вдоль Громотухи по курумнику.

Фото 50. Прижимы на р. Правая Громотуха.

Фото 51. Река Правая Громотуха.

Фото 52. Вид на пройденный путь по прижимам реки Правая Громотуха.

Фото 53. Большая вода.

Фото 54. Вверх по Пр.Громотухе.

Фото 55. Красоты Правой Громотухи.

Фото 56. Вверх по ущелью реки Озерная.

Фото 57. Одно из безымянных озер ущелья.

Фото 58. Групповая фотография в верховьях ущелья Озерного.

Фото 59. Озеро Громотушинское.

Фото 60. Озеро Громотушинское.

Фото 61. Озеро Громотушинское.

Фото 62. Движение от озера Громотушинского к озеру Метеоритов.

Фото 63. Движение в сторону озера Метеоритов.

Фото 64. Уперлись в карниз.

Фото 65. Обходим карниз.

Фото 66. Вид на проделанный группой путь.

Фото 67. Группа на фоне перевала Метеоритный и озера Метеоритов.

Фото 68. Подъем на перевал Метеоритный.

Фото 69. Подъем на перевал Метеоритный.

Фото 70. Группа на перевале Метеоритный.

Фото 71. Празднуем.

Фото 72. Без комментариев.

Фото 73. Спуск с перевала Метеоритный.

Фото 74. Спуск с перевала Метеоритный.

Фото 75. Спуск с перевала Метеоритный.

Фото 76. Спуск к реке Правая Громотуха.

Фото 77. Долина реки Правая Громотуха.

Фото 78. Вверх по долине реки Правая Громотуха, к Палевскому озеру.

Фото 79. Вверх по долине реки Правая Громотуха, к Палевскому озеру.

Фото 80. Брод через р. Правая Громотуха.

Фото 81. Палевское озеро и перевал Межозерный.

Фото 82. Группа на Палевском озере.

Фото 83. Подъем на перевал Межозерный.

Фото 84. Подъем на перевал Межозерный.

Фото 85. На перевале Межозерный.

Фото 86. Спуск с перевала.

Фото 87. Черный узел на закате.

Фото 88. Черный узел на рассвете.

Фото 89. Группа под перевалом Бурова.

Фото 90. Подъем на перевал Бурова.

Фото 91. Прохождение перевала Бурова.

Фото 92. Спускемся к туру с плеча пика Черный узел.

Фото 93. Группа на фоне перевала Бурова со стороны Левой Громотухи.

Фото 94. Движение в сторону горы Верх.Ульба.

Фото 95. Движение в сторону горы Верх.Ульба.

Фото 96. Гора Верхняя Ульба.

Фото 97. Прохождение болота.

Фото 98. Лагерь.

Фото 99. Линия подъема на Верх.Ульбу.

Фото 100. Вершина.

Фото 101. У тура.

Фото 102. Пункт триангуляции.

Фото 103. Вид с вершины Верхней Ульбы.

Фото 104. Фотосессия.

Фото 105. Вид с вершины на верховья

Малого Тургусуна и Левой Громотухи.

Фото 106. Группа на перевале б.н. 2130.

Фото 107. Спуск к Малоульбинскому водохранилищу.

Фото 108. Спуск к Малоульбинскому водохранилищу.

Фото 109. Лес. Почти у водохранилища.

Фото 110. Движемся по дороге, вдоль водохранилища.

Фото 111. Движемся по дороге, вдоль водохранилища.

Фото 112. Группой фотоснимок.

Фото 113. Малоульбинское водохранилище.

Фото 114. Малоульбинское водохранилище.

Фото 115. Идем по дороге от Малоульбинского вдхр. к Березовке.

Фото 116. Слияние Шагалихи и Шагаленка.

Фото 117. Слияние Шагалихи и Шагаленка.

Фото 118. Спуск по ущелью Шагалиха.

Фото 119. Спуск по ущелью Шагалиха.

Фото 120. Брод Малой Ульбы.

Фото 121. Река Малая Ульба.

Фото 122. Спуск в долину реки Мякотиха.

Фото 123. Спуск к Мякотихе.

Фото 124. Вид на долину р.Березовка.

Фото 125. Движемся в сторону водораздела рек Березовка и Селезневка.

Фото 126. Спуск по долине реки Селезневка.

Фото 127. Крот залез под палатку.

Фото 128. Ж/д мост на выходе из ущелья Селезневка.

Фото 129. Поселок Новая Бухтарма.

Фото 130. Бухтарминское водохранилище.