Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Алексей Никоноров, г. Москва

Отчет о горном туристском походе 3 к.с. по Кичик-Алаю, совершенном группой туристов т/к Вестра г. Москвы в период с 03 по 22 августа 2018 года

Справочные сведения о маршруте

Проводящая организация:

Поход был совершен группой туристов клуба «Вестра» г. Москвы.

Район проведения: Киргизская (Кыргызская) Республика (кирг. Кыргыз Республикасы), Ошская область. Географический район – Памиро-Алай, горный район Кичик-Алай.

Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина (вид туризма)

Категория сложности маршрута

Протяженность активной части

Продолжительность активной части

Сроки проведения

горный

3 к.с.

152 км

15 ходовых дней

03.08.2018–22.08.2018

Подробная нитка маршрута.

Заявленный маршрут: р. Турук - д.р. Чугам - пер. Кумбель (1А,3850) - д.р. Калдай - пер. Мазар(н/к, 3200) - д.р. Джолджилга - пер. Уральцев (1Б, 4250) - пер. Рижский (2А, 4500) - д.р. Кичик-Алай - пер. Кичик-Алай (н/к, 4102) - д.р. Кара-Сель - пер. Спартак (2А, 4650) - озера Джамджайлоо - пер. Кёкджар (н/к, 4158) - д.р. Кёкджар - траверс (пер.Скобелева Зап. (4650) - в.Скобелева Зап. (4986) - седло Скобелева (4954) - пик Скобелева(5052)) 2А - д.р. Кашка-Суу - д.р.Кызыл Суу.

Пройденный маршрут: вместо траверса пика Скобелева пройден запасной вариант

- оз. Джамджайло – Алайская долина.

Обзорная карта региона с указанием маршрута.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Категория трудности Характеристика препятствия Путь прохождения
Подъем Спуск
Перевал Уральцев 1Б, 4200 м на подходе закрытый ледник, скалы и мелкая подвижная осыпь (до 40°) Ледник восток - запад
Перевал Рижский 2А, 4500 м пологий ледник, бергшрунд, ледовая стенка 60°-70°, 50 м. скалы, осыпь север – юг
Перевал Спартак 2А, 4650 м Крутой ледник, разрушенные скалы осыпь север - юг

Список группы

Фото

Фамилия, имя, отчество

Год рожд

Обязанности в группе

Опыт участия в горных путеш-ях

1

Никоноров Алексей Геннадиевич

1960

Руководитель

6ГР (Памир), 6ГР (Тянь-Шань)

2

Абрамова Елена Павловна

1973

2ГУ (Тянь-Шань, 2017), 1ГР (Кавказ, 2016), 3ПУ (Памир,1992), 3ПУ (Камчатка, 2010).

3

Абрамов Андрей Викторович

1972

Штурман

2ГУ (Тянь-Шань, 2017), Альпинизм 3 разряд (1992, Цей), 1ГУ (Кавказ 2016), 3ПУ (Камчатка 2010)

4

Пялин Константин Александрович

1974

Реммастер

2ГУ (Кавказ, 2016), 1ПР(Кавказ, 2018)

5

Полойникова Вера Дмитриевна

1986

Летописец

3ГУ (Памир, 2016), 3ГУ (Ала Арча, 2016)

Список сокращений

ЧХВ

чистое ходовое время

а/л

Альплагерь

м.н.

место ночевки

п. или пер.

Перевал

в. или вер.

Вершина

д.р., р.

долина реки, река

пос.

Поселок

к.с.

категория сложности

левый (правый) берег

имеется в виду орографический левый (правый) берег, если на указано обратное.

L (по карте)

пройденное расстояние

+dH (-dH)

набор (сброс) высоты на указанном участке пути

Hmax (Hmin)

максимальная (минимальная) высота на указанном участке пути

Основной раздел

Общая смысловая идея похода.

Целью похода было прохождение спортивного и интересного технически похода по максимально красивым местам. Хотелось набрать высотный опыт, в том числе опыт

«непростых» ночёвок на камнях, на леднике.

В задачи похода входило техническое совершенствование участников, а именно:

  • отработать тактику передвижения в группе, работы в связках, организации точек страховки с использованием специального снаряжения и организации спасательных работ на крутых ледовых склонах (в рамках тренировочных занятий на подходящем рельефе)
  • получить навыки прохождения больших ледниковых массивов.

Особенности построения нитки маршрута.

Поход проводился в рамках школы специализированного уровня по горному туризму. В те же сроки в Кичик-Алае проводились учебно-тренировочные походы второй и третьей категории сложности двух других отделений школы горной подготовки первого и второго года обучения турклуба «Вестра».

Кичик-Алай был выбран как технически интересный, не слишком активно посещаемый, но, в то же время, достаточно доступный для заброски/выброски район. Кроме того, там потрясающе красивые и очень непохожие друг на друга горные хребты и долины.

При построении маршрута учитывались следующие принципы: постепенное наращивание сложности и высоты наличие запасных вариантов на ключевых участках маршрута возможность организации заброски продуктов.

Из любой точки маршрута была возможность выйти к автомобильной дороге в течение суток-двух в случае ЧП.

На маршруте можно познакомиться с интересными природными и экскурсионными объектами: озера Джамджайлоо, Алайская долина с видами на семитысячники, Музей Сулайман Тоо и базар в г. Ош.

Географическая характеристика района.

Район Кичик-Алай находится на юге Киргизии вблизи границы с Таджикистаном, c юга ограничен Алайской долиной. Фактически, данный район включает в себя участок Алайского хребта, хребет Кичик-Алай и Кичик-Алайскую перемычку. Не смотря на то, что в последнее время район стал активнее посещаться туристами из России и Украины, тем не менее, в хребте Кичик-Алай можно найти непройденные или давно нехоженные перевалы категории 1А – 2А, что открывает большой простор для разработки интересных маршрутов. Высшая точка района Кичик-Алай – пик Скобелева (1Б, 5050 м), высоты, на которых проходит поход, варьируются в интервале 3000 – 5000 м.

Отступившие вследствие таяния ледники, привели к формированию особенности данного района, а именно обилию осыпей разного калибра – от мелкого «лифта» до завалов из огромных глыб. Осыпи очень красивые, сложены разными породами, но идти по ним придется часами. Это необходимо учитывать при прокладке маршрутов, оценивая трудоемкость подходов. Кроме этого, стоит обратить внимание на возросшую опасность камнепадов. Требуют внимания и скальные сбросы («бараньи лбы») при спуске со скальных перевалов. Хребет асимметричен: северные склоны перевалов в основном ледовые и снежные, южные - осыпные. После нескольких дней непогоды многие перевалы могут стать лавиноопасны. Осадки в летний период чаще бывают во второй половине дня.

Растительность в данном районе в значительной степени представлена арчей и подобными ей видами, выше 3 тысяч метров – зона альпийских лугов с эдельвейсами. Наблюдаемая фауна представлена разными видами сусликов и сурков, орлами, и божьими коровками, в большом количестве залетающими на ледники. Пасутся большие стада овец, коров, яков и лошадей. В связи с наличием скота в зоне травы воду из ручьев и рек напрямую не пили, кипятили. Местных жителей тоже донимают кишечные инфекции – в долине р. Кичик-Алай чабаны приходили к нам за таблетками «от живота». Этот факт следует иметь в виду и с осторожностью относиться к угощениям от чабанов, которые при каждой возможности стараются пообщаться с туристами и угостить айраном или курутом. В последнее время делают это не совсем бескорыстно – просят номер телефона и «найти в Москве работу».

Прибытие на место. Отъезд. Регистрация.

Мы добирались до г. Ош и обратно самолетом. Самолеты летают ежедневно. Билеты заказывали заранее, стоимость 21 300 рублей на человека в обе стороны.

От г. Ош до начала маршрута мы доехали на заказной машине. Машину заказали в Бюро Экскурсий и Путешествий «Osh Travel» (http://oshtravel.com/). У этой же фирмы заказывали всю логистику похода: проживание до и после активной части, трансфер, закупку части продуктов, экскурсионную программу. Т/к «Вестра» контактирует с этой фирмой уже 15 лет, мы тоже услугами фирмы остались очень довольны, рекомендуем всем. Теперь в этой фирме можно также заказать газовые баллоны.

Отъезд из посёлка Кашкасу в Алайской долине на Алайском тракте, сложности не представляет. Туда может быть заранее заказана машина из города Ош, либо нанят транспорт непосредственно в Кашкасу. Поскольку при заказе заранее, оплачивается дорога в оба конца, мы искали машину непосредственно в Кашкасу. В итоге машина до г. Ош обошлась нам в 4,5 тыс. сом.

Курс сома к рублю при совершении похода был около 1 сом за 1 рубль.

Местная мобильная связь в Киргизии очень дешёвая: порядка 0,5 сом за минуту разговора внутри страны и порядка 3 сом за минуту разговора с Россией. Роуминг для российских операторов, напротив, очень дорогой. Для звонков между участниками группы при её разделении в «цивилизации», например, в городе Ош, и для звонков из Киргизии в Россию имеет смысл купить местную SIM-карту. При выходе из аэропорта нам раздали бесплатно SIM-карты местного оператора О! (Теле2) с 5 сомами на счету. По совету местных мы ещё приобрели SIM-карту Билайна, 100 сомов на карте нам хватило для звонков на всю группу.

Через всю долину реки Кичик-Алай (вост.), вплоть до перевала Кичик-Алай, проложена автомобильная дорога. Дорога уходит за перевал в долину реки Кичик-Алай (зап.) и по словам проезжающих водителей грузовиков кончается там тупиком (видимо, ведет на угольный разрез).

О выходе на маршрут, по ходу и по окончании похода сообщали по СМС нашему координатору от Вестры и зам. председателя МКК ФСТ-ОТМ А.Э. Ярошевскому.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Маршрут был разработан таким образом, что из любой точки маршрута был возможен выход по долинам рек Киргиз-ата, Кичик-Алай, или в сторону Алайской долины. В случае возникновения непредвиденных ситуаций выход к местам транспортной доступности был возможен в течение 1 - 2-х ходовых дней. При серьезной аварии и отсутствии возможности самостоятельного выхода – вызов спасателей и/или эвакуация на вертолете. Для этого на срок с 04.08.2018 по 22.08.2018 каждый участник был застрахован. Оформлялись страховки, включающие эвакуацию, транспортировку до медучреждения и медицинское обслуживание.

Изменения маршрута и их причины

Задержались под пер. Уральцев и пер. Рижский из-за непогоды. В связи с этим 18.08.2018 после получения прогноза на ближайшие дни, учитывая отставание от графика, приняли решение отказаться от траверса пика Скобелева и прошли запасной вариант спуска по р. Джам-Джайлоо в Алайскую долину.

График движения

Дата Участок маршрута ЧХВ L (км, по GPS) +dH,м -dH,м Hmin , м Hma x, м Метеоусловия
1 03.08.18 г.Москва – г. Ош (самолет, авто)– закупка/упаков ка продуктов - - - - - - Ясно, жарко
2 04.08.18 г. Ош - р.Турук (авто) -р.Чугам 2:40 10 800 - 2130 2930 Ясно, жарко
3 05.08.18 М.н. -в.р.Чугам 3:30 4.5 620 60 2930 3490 Ясно, жарко
4 06.08.18 М.н. - Перевал Кумбель (1А,3850) - р.Курган 3:20 6.8 470 830 3130 3860 Ясно, жарко
5 07.08.18 Радиальный выход в пос. Калдай 7:05 17 900 900 3130 3130 утро –облачно, день– моросит, вечер –облачно
6 08.08.18 М.н. - пер. Мазар (н/к,3200) - р. Джолджилга 4:05 9 780 230 3130 3680 Переменная облачность
7 09.08.18 М.н. - цирк пер. Уральцев 5:30 4 660 80 3680 4620 утро – ясно, холодно день – облака вечер –туман (туча)
8 10.08.18 М.н. - пер. Уральцев (4200, 1Б) –в.р.Суу-Чикты 7:15 5.5 345 685 3920 4620 утро – ясно, холодно день, вечер–переменная облачность
9 11.08.18 М.н. – ледник под пер.Киргиз-Ата 4:10 5.9 410 80 3920 4240 утро –облачно день – дождь, град,вечер – дождь, облачно
10 12.08.18 М.н. - пер. Рижский (4500, 2А) – ночевка на осыпи 4300 8:00 3.4 510 380 4240 4500 утро - облачно день – ветер, снег, гроза, вечер –облачно
11 13.08.18 М.н. -р.Кашка-Суу 5:20 8.5 180 1215 3240 4300 утро – ясно день – ясно вечер –малооблачно
12 14.08.18 М.н. - слияниер. Кумтор и р. Кичик-Алай (на машине) - пер.Кичик-Алай (н/к, 4102, осыпной) - в.р.Карасель сев 5:10 13 110 50 4000 4040 утро – ясно день – облачно вечер – облачно, снег
13 15.08.18 М.н. -р.Кара-сель 3:15 4.8 120 380 3790 4040 утро – ясно день – ясно, вечер переменная облачность
14 16.08.18 М.н. р.Кара-сель 3:00 7.4 470 260 3790 4000 утро – ясно день – ясно, вечер переменная облачность
15 17.08.18 М.н. - пер. Спартак (2А, 4650) – морена под перевалом (4440) 10:20 7 740 320 4000 4660 утро – ясно день – ясно, вечер переменная облачность
16 18.08.18 М.н. - озера Джамджайло – в.р.Джамджайлоо 4:00 8.2 100 730 3820 4440 утро – ясно день –облачно, вечер – снег, гроза, переменная облачность
17 19.08.18 М.н. – долина р.Джамджайлоо 4:30 12 55 860 3000 3820 переменная облачность
18 20.08.18 М.н. - с. Кашка Суу-г.Ош(авто мобиль) 1 4.1 - 200 2800 3000 переменная облачность
Примечание: Высоты приводятся согласно данным GPS-навигатора. Величина суммарного набора/спуска и пройденное расстояние определялись по треку в программе Google Earth. Ежедневный график движения: 30-45 мин идем – 10 мин отдыхаем.
ИТОГО НА МАРШРУТЕ: Чистое ходовое время за поход Общее расстояние за поход (км. всего / в зачет) Общий набор высоты за поход Общий сброс высоты за поход Макс. высота за поход Мин. высота за поход
84 ч. 50мин. 153,8 км/ 127км 6360 м 7010 м 4670 м 2800 м

Итого прошли за поход с учетом коэффициента 1.2 (всего / в зачет): 181 / 152 км

Высотный график

Техническое описание прохождения группой маршрута.

Дневник похода.
03 августа 2018 г. (пятница) День 1
Утро: Ясно День: Ясно Вечер: Ясно
г. Москва – г. Ош
0 км.
День после прилета посвящен первичной акклиматизации, адаптации к жаре, докупке и упаковке продуктов. Главная задача – не уснуть до вечера после ночного перелета, тогда переход на местное время пройдет быстрее. Разница с Москвой 4 часа – ощутимо.
Рис. 1-1. Пакуемся
04 августа 2018 г. (суббота) День 2
Утро: ясно День: ясно, жарко Вечер: ясно
г. Ош - р.Турук (авто) - слияние р.Чугам, Ак-таш
10 (в зачет 10 км.) Набор высоты: +800м ЧХВ: 2 ч 40 мин
На машине из дома Жукова, где нас разместила компания «Osh travel», забрасываемся в долину реки Чугам по правому берегу (здесь и далее, если не сказано иное, указаны орографические берега), насколько позволяет дорога. Долина реки Чугам густо заселена - по берегам кишлаки, ухоженные сады с абрикосами. На нашем берегу дорога оказалась проезжаема примерно до высоты 2150 м. По левому берегу дорога поднимается выше, но на картах она не обозначена и мы не знали о ее существовании. Высаживаемся на окраине кишлака, на тенистой аллее. Чтобы не нести лишний груз, уничтожаем приготовленный арбуз и в 13 ч 25 мин выходим на маршрут. Улица-аллея, а затем тропа приводят нас к мосту через реку, по которому мы выходим на дорогу, найденную на левом берегу. Дальше идем по ней, несколько раз она пересекает р. Чугам, но везде есть мосты. Через 1 ч 40 мин ЧХВ доходим до места, где наша долина уходит по ходу движения вправо, а дорога, ведущая к очередному летнику и на покосы остается левее. Переходим правый приток вброд, затем основное русло на левый берег по мосту. Отсюда начинается хорошая тропа, которая идет то по берегу, то обходит прижимы выше, дважды пересекает реку по мостам, проходит мимо летних жилищ чабанов, (около них можно встать, если есть необходимость) и через 1 ч ЧХВ приводит нас на джайлоо, выше которого тоже находится летник, но не рядом, а за холмом. Высота 2930, для первой ночевки выше набирать не стоит. Останавливаемся тут.
05 августа 2018 г. (воскресенье) День 3
Утро: ясно, жарко, безветрие День: ясно, жарко Вечер: ясно
М.н. – верховья р. Чугам
4.5 км (в зачет – 4.5 км) Набор высоты:+620м -60м ЧХВ = 3 ч 35 мин.
Выход из лагеря 8-10. От места стоянки скотогонная тропа переходит по мосту на левый берег р. Чугам и круто забирает вверх к летнику и дальше, в заросли арчевника. Обойдя прижим тропа спускается обратно к берегу, становится уже, но хорошо видна. Через 30 минут ЧХВ переходим реку вброд на правый берег (вода прозрачная, дно ровное, брод трудности не представил). После брода тропа уходит вверх на джайлоо и быстро набирает метров 70, приводя на наклонные террасы бокового отрога, откуда открывается восхитительный вид. Дальше ущелье раздваивается. К пер.Кумбель, по-описанию ведет ущелье справа. В левом по ходу ущелье так же имеются перевальные пути 1А*-1Б в долины рек Курган и Турпачаты. Спустившись по тропе с отрога к левому по ходу истоку, переходим его по камням, затем по мосту основное русло, встретили пастухов. По-русски почти не говорят. Двинулись дальше вверх по травянистым альпийским лугам правого орографического берега. Дошли до высоты 3450 м. По-видимому, это последняя удобная стоянка с водой, выше вода уходит под камни.
06 августа 2018 г. (понедельник) День 4
Утро: ясно, жарко День: ясно, жарко Вечер: Ясно
М.н. - Перевал Кумбель (1А,3850) - р. Коргон
6.8 км Набор высоты: +470м -830м. ЧХВ = 3 ч 20 мин.
Вышли из лагеря в 7 ч 40 минут, идем по тропе по левому берегу верховий р. Чугам. (Рис. 4-1) Через 50 минут ЧХВ вода заканчивается. На правом берегу на высоте 3600 есть еще места для стоянки, но вода может быть не всегда. Траверсируем слежавшийся осыпной склон. Еще через некоторое время показывается перевал (Рис. 4-3), поднимаемся по направлению к нему по осыпям. Перевальный взлет натечно-осыпной, около 40 м высотой, подходим и траверсируем его за 15 минут ЧХВ. (Рис. 4-4). Седловина перевала плоская, широкая, воды нет. (Рис. 4-5) Тур маленький, посередине седловины. Сняли записку т/к МГУ под руководством Ковалева А.С. от 17 июля 2018 года. Спуск с перевала проходит сначала по подвижной осыпи, местами «лифт», потом по более пологой слежавшейся осыпи, затем по альпийским лугам – травянистым холмам. Долина широкая. На лугах пасутся стада яков, растет дикий лук. Через несколько переходов (75 минут ЧХВ) встречаем пару автотуристов, прогуливающихся от слияния р. Коргон и р. Суу-Чыкты, к которому мы направляемся. По их словам, туда проложили дорогу, стоянки там платные (30 сом/чел., 100 сом/машина), там грязь и полно народу. В такие условия нам не хочется, поэтому останавливаемся на обед, и попутно высылаем разведку на поиски места для стоянки выше, не доходя до кемпинга. Ставим лагерь с шикарным обзором на долину на возвышении на левом берегу реки.
07 августа 2018 г. (вторник) День 5
Утро: облачно День: моросит Вечер: облачно
Радиальный выход в пос. Калдай
17 км (в зачет – 8,5 км) Набор высоты: +900м -900м ЧХВ = 7ч 05 мин.
Выход из лагеря в 9-00 за заброской в пос. Калдай. По правому берегу р. Коргон идет набитая тропа. Переходим на правый берег (Рис. 5-1), через 15 минут доходим до первого коша. Через 20 минут крутого спуска выходим на дорогу. (Рис. 5-2) По пути переходим по камням несколько ручьев. Через 1 ч 45 мин ЧХВ дошли до автомобильного моста. (Рис. 5-3) Еще через 15 минут пришли в поселок Калдай. (Рис. 5-4) Забрали заброску, раскидали её по рюкзакам и двинулись в обратный путь. В пос. Калдай стоят гостевые юрты, где можно заказать еду, например плов. Готовой еды не держат, надо ждать. Цены не узнавали. Обратный путь по пути спуска занял 5 часов.
8 августа 2018 г. (среда) День 6
Утро: малооблачно День: переменная облачность Вечер: малооблачно
М.н. - пер. Мазар (н/к,3200) - р. Джолджилга
9 км Набор высоты: +780м -230м. ЧХВ = 4ч 05 мин.
Выход из лагеря в 8-40, утро холодное, на солнце жара. Начинаем подъем траверсом травянистых холмов в направлении перевала Мазар. (Рис. 6-1) За 55 минут поднимаемся на перевал. Он представляет собой выгон с летним домиком чабанов, загоном для овец, мимо которых по травянистому, затем скальному гребню ведет тропа на г. Мазар 3450, месту выгула коммерческих туристов из кемпинга. Тур искать нет смысла. (Рис. 6-3) Фотографируемся и продолжаем движение вверх по долине р. Джол-Джилга. Перевал Мазар вдоль гребня плавно переходит в правый склон Джолджилги. Поэтому к реке подходим практически без сброса высоты. Долина широкая, пасутся кобылы с новорожденными жеребятами, можно найти много мест для лагеря. (Рис. 6-4) Идем правым берегом реки с плавным набором высоты в основном по тропам яков и лошадей. К 12 часам погода начинает портиться, небо заволакивает, поэтому идем, постоянно высматривая возможные места для палаток на случай дождя. Пару раз начинает моросить, но дождь не усиливается. В верховьях долины река пропадает под камнями. Останавливаемся примерно в 600м от моренного сброса на удобных площадках. Есть чистый ручей и кем-то сложена ветрозащитная стенка под кухню. (Рис. 6-5)
9 августа 2018 г. (четверг) День 7
Утро: ясно, холодно День: облачно Вечер: туман (туча)
М.н. – ледник Турпачаты
4 км Набор высоты: +660м -80м. ЧХВ = 5ч 30 мин.
Выход в 6-50. Через 35 минут ЧХВ подошли под мореный взлет ледника Джол-Джилга. (Рис. 7-1) Живые камни на льду крутизной 45-60°. По краям выносы чемоданника, так же не легко проходимые. Справа по ходу движения камнеопасно, сыпало даже ночью. Проход по средней и крупной осыпи, местами живой, ближе к левому по ходу движения краю обозначен несколькими турами. До нас тут шли группы т/к МГУ, возможно – это их работа. Подъем на взлет, примерно 60 м высотой, занял 1 час. (Рис. 7-2) Дальнейший путь идет по сильнопересеченным моренам зачехленного ледника Джол-Джилга. По чемоданнику выходим на гребень покровной морены, двигаться по нему легче и безопаснее, т.к. со скал стреляют камни. (Рис. 7-3) Идем в направлении открытого ледника, ведущего к цирку пер. Турпачаты и Уральцев. Через 3:20 ЧХВ подходим к леднику Турпачаты Северный. Из ледника вытекает река, образует небольшое озерцо и скрывается под мореной. Ближайший к нам выход на ледник, простреливается камнями, обходим озеро по той же морене справа по ходу движения и выходим на ледник там, где уже нет следов камней. (Рис. 7-4) Ледник открытый, пологий (20°, через 50 м набора выполаживается до 10°), движемся по нему в кошках не связываясь 55 минут ЧХВ до перевального цирка. Во время подъема погода портится, садится облако, видимость падает до 10-15м. Идём по азимуту в сторону перевала по явно выраженному хребтику. Ждём маленьких просветлений, чтобы не выскочить на камнеопасный склон. Держимся плотной группой. Когда ледник становится круче, и направление движения начинают пересекать трещины, решаем прекратить движение в тумане. Тем более, что, судя по навигатору, мы уже набрали метров 200 и приближаемся к высоте перевала. Дожидаемся очередного окна в облаке и находим рядом озерцо на леднике и ровные площадки. Выходим на площадки, снимаем рюкзаки и в течении часа ждём просвета в тумане. Ситуация осложняется отсутствием описаний на перевал. Через час ожиданий ставим лагерь.
10 августа 2018 г. (пятница) День 8
Утро: ясно, холодно День: облачно, моросит Вечер: малооблачно
М.н. –– пер. Уральцев (4200, 1Б) – оз. в верховьях р. Суу-Чикты
5.5 км Набор высоты: +345м -685м ЧХВ = 7ч 15 мин.
Выход из лагеря в 8-00. Солнце. Холодно. Ясно видим, что зашли не туда. Наше движение выведет скорее всего на перевал пер. Турпачаты, нам надо вернутся. Скинуть метров 200 и войти в крайне левое осыпное понижение. Это и будет пер. Уральцев. Одеваем кошки и спускаемся на плато на леднике. Спустились на пологую часть ледника и, обходя открытые трещины, за 1 час ЧХВ подошли к перевальному взлету. (Рис. 8-1) Взлёт представляет собой крутой ледник, покрытый толстым слоем покровной морены, очень подвижной. Обходили справа сначала по сыпухе, потом по разрушенным скалам. (Рис. 8-2) Высылаем на разведку связку. Оптимальным кажется движение по левой сыпухе, выводящей на перевал. Но разведка показала, что левая сыпуха лежит на льду и подниматься по ней невозможно. Движемся правее, первый выход скал обошли справа, затем повесили 1 веревку перил слева от скал. (Рис. 8-3) Дальше траверсом влево по полочке вышли на перевал. (Рис. 8-4) Из-за высокой камнеопасности шли по очереди. Полное время подъема группы 2 ч. 40 минут. На перевале перекусили «Горячей кружкой» и шоколадкой. (Рис. 8-5) Сняли записку группы т/к МГУ под руководством Ковалёва А.С. от 19 июля 2018 года. Перевал – узкая осыпная выемка в хребте, посредине сложен тур. Спуск возможен по осыпному кулуару или леднику. Кулуар кажется камнеопасным. Выбираем путь по леднику. Поднимаемся от перевала немного выше и по снежному мосту выходим на ледник. Видим, что по леднику можно пройти по открытой части, огибая трещины. Вызывает сомнение только короткий первый закрытый участок, прощупали его со страховкой, прошли по одному след в след, далее в кошках без связок. (Рис. 8-6) Крутизна ледника 20°, ближе к выходу с него – 15°. Проход по леднику занял 35 минут ЧХВ. Погода начинает портиться, то начинается, то прекращается дождь. Ледник заканчивается сильнопересеченными моренными полями. Примерно через 1 час ЧХВ в морене появляются островки травы, камни становятся менее живыми. Подошли к озеру на высоте 3950. (Рис. 8-7) Обошли его правым по ходу движения берегом по камням (30 минут ЧХВ). Движемся далее, придерживаясь правого берега реки, вытекающей из озера. (Воды в русле нет, но она слышна под камнями). Через 1,5 часа ЧХВ доходим до следующего озера в левом кармане лед. Суйчикты, возле которого не без труда находим две площадки под палатки, на которых встаем на ночевку. (Рис. 8-8) Высота ночевки 3880 м.
11 августа 2018 г. (суббота) День 9
Утро: облачно День: дождь, град Вечер: облачно, дождь
м.н. – ледник под пер. Киргиз-Ата
5.9 км Набор высоты: +410м -80м ЧХВ = 4 ч 10 минут
Утром холодно, выходим в 9. От места ночевки на горизонте виден наш следующий перевал. Спускаемся к озеру, огибаем его слева по берегу и по крупным каменным блокам поднимаемся на морену. (Рис. 9-1) Далее почти 3 часа ЧХВ пересекали моренные поля ушедшего ледника Суйчикты. (Рис. 9-2) К 13-30 подошли к подножию ледника Киргиз-Ата. (Рис. 9-3) До перевального взлета Рижского неполный переход, но погода все ухудшается. Пообедали, приглядев за это время места под палатки и осмотрев пути подъема на перевалы Рижский и Киргиз-Ата. Рижский у нас по плану, Киргиз-Ата (1Б) – запасной вариант. После обеда – поставились на найденных площадках. (Рис. 9-4) До утра лил дождь, дождь с градом и ливень, перешедший в снег.
12 августа 2018 г. (воскресенье) День 10
Утро: облачно День: ветер, снег, гроза Вечер: облачно
М.н. – пер. Рижский (2А, 4500) – ночевка на осыпи 4365
3.4 км Набор высоты: +510м -380 м Общее время = 8 ч
Утро встретило нас снегом и туманом, но мы не унываем – по прогнозу так и должно быть, но с 11 до 17 обещают окно без осадков. Собираемся, до последнего оставляя стоять палатки, но к 10 утра снимаемся и начинаем подход к перевалу по леднику. Через некоторое время снегопад заканчивается, подтверждая оптимистичный прогноз. (Рис. 10-1) Начинаем подъем к перевальному взлету. Перевальный взлет состоит из трех частей: закрытый ледник с толщиной (в нашем случае) снежного покрова до 1 м, крутизной до 45°, бергшрунд, в некоторых местах забитый снегом и ледовая стенка, крутизной 60-75°. (Рис. 10-2) На закрытом леднике связываемся. В 10-50 лидирующая связка начинает подъем. Тропежка до бергшрунда – 1 час ЧХВ. После этого лидер, ползком преодолев по снежному мосту бергшрунд, организует через него перила. (Рис. 10-3) Рядом сооружаем вторую станцию для подъема по стене. После вчерашней непогоды стенка покрыта слоем натечного льда, что осложняет подъем. Лидер поднимается налегке на ледовых инструментах (Рис. 10-4) и провешивает вторую веревку перил, оканчивающуюся под перевалом, почти на седле, на выполаживании. В это время обещанное «окно» захлопнулось, обернувшись сильным порывистым ветром, резким понижением температуры, потерей видимости и обильным снегом. Уходившие с нижней станции последними, преодолевали бергшрунд выше, чем по пояс в снегу, хорошо, что на стене снег не мог задержаться из-за крутизны и лавинной опасности не возникло. Вторую веревку перил проходили на передних зубьях. К моменту подъема последних участников, первых пришлось отправить с перевала вниз, из-за опасности переохлаждения или обморожения. К тому же началась гроза и находиться на перевале стало ещё опаснее. Седловина перевала широкая, снежно-осыпная (Рис. 10-5), можно найти место под палатки. На перевале найден разваленный тур, записки не найдено. Говорят, с перевала открывается вид на Алайский хребет и пик Ленина на заднем плане. Мы сначала не видим почти ничего, последним, покидающим перевал открывается вид на огромное широкое верхнее плато (4250). (Рис. 10-6) Спуск по осыпи на 200 м занял 20 минут ЧХВ. (Рис. 10-7) На ближайших безопасных площадках, выровненных снегом, поставили лагерь. (Рис. 10-8) Общее время работы группы на перевале – 6 часов. Высота ночевки 4365.
13 августа 2018 г. (понедельник) День 11
Утро: ясно День: ясно Вечер: малооблачно
М.н. - р. Кашка-Суу
8,5 км Набор высоты: +180м -1215м ЧХВ = 5 ч 20 мин.
Вышли, когда просохли палатки, в 9-10. Утро ясное, искрится новогодний снег. (Рис. 11-1) Начали спуск к долине р. Кашка-Су Плато сужается и оканчивается мореной, по которой идем вдоль ручья, и выходами зализанных ледником скал (Рис. 11-2), с которых ручей срывается живописными водопадами. Обход скал возможен как справа, так и слева, выбираем левый борт. Дальше - привычные осыпи разного размера (Рис. 11-3). За 4 часа ЧХВ сбросили 700 м высоты и вышли на травянистые склоны правого берега р. Кашка-Су. Возможно, удобнее передвигаться левым берегом, особенно в нижней части долины, там видна натоптанная тропа. Но сверху тропы не видно, а видно левый приток р. Кашка-Суу, стекающий с пер. Киргиз-Ата, через который надо как-то переправляться. По правому берегу сложность вызывают только несколько прижимов, обходим их верхами. (Рис. 11-4) Доходим до покосов и на берегу арыка в широкой части долины разбиваем лагерь. (Рис. 11-5)
14 августа 2018 г. (вторник) День 12
Утро: ясно День: облачно Вечер: облачно, снег
М.н. - слияние р. Кумтор и р. Кичик-Алай(автомобиль) - пер. Кичик-Алай (н/к, 4102) - в.р.Карасель лев.
13 км Набор высоты: +660м -60м ЧХВ = 5 ч 10 мин.
Выход в 8-00. Начинаем движение вдоль арыка (Рис. 12-1), полагая, что он приведет к жилью. Через 30 минут арык уходит в соседнюю долину, а мы направляемся к показавшейся внизу деревне. (Рис. 12-2) Ещё за 2 перехода (1 час ЧХВ) доходим до с. Кашка-Су. (Рис. 12-3) Село большое, в нем есть магазин, но выбор скудный: макароны, конфеты,арбузы. В селе по мосту перешли р. Кичик-Алай и вышли на дорогу. Дорога пыльная, идти по ней неприятно – идет ремонт дороги, работает техника, которая чинит дорогу, непрерывно ездят камазы с углем и камнем. Местами вдоль реки появляется тропа, но она ведет к реке до ближайших покосов или летних жилищ. Не получается назвать их юртами, т.к. во многих местах юрты сменились вагончиками на колесах. Местами река уходит в каньон и дорога сужается до 1 полосы над прижимом. Один участник у нас нездоров - тошнота, диарея, температура и шагать весь день по жаре в облаках перемолотого колесами навоза явно не пойдет ему на пользу. На участок пути до угольного разреза Кумтор нанимаем автомобиль. (Рис. 12-5) Водитель говорит, что дальше дорога засыпана щебнем и проходима только для грузовиков. Автомобильное движение выше разреза уже не такое напряженное. Отсюда идем по дороге пешком. (Рис. 12-6) Впрочем, как оказалось, выше дорога опять становится лучше. Дорога теперь проложена через перевал Кичик-Алай в долину р. Кичик-Алай вост., где она кончается, нам узнать не удалось, проезжавшие водители сказали, что дорога заканчивается тупиком. Перевал никак не обозначен, и ощущается только ногами - спускаться легче. После перевала, примерно в 2 км, слева появляется вход в ущелье северного притока р.Карасель. (Рис. 12-7) Там отходим от дороги несколько сот метров и ставим лагерь. (Рис. 12-8) Начинается снег.
15 августа 2018 г. (среда) День 13
Утро: ясно День: ясно Вечер: переменная облачность
М.н. –р. Карасель
4.8 км Набор высоты: +120м -380м ЧХВ = 3 ч 15 мин.
Идем вниз по долине р. Карасель лев.(Рис. 13-1) Вдоль берега то поднимаясь выше на склон, то спускаясь ближе к воде по овечьим тропам.(Рис. 13-2) В этом районе чабанов значительно больше – в каждой долинке летник с отарой. Верховья реки все истоптаны овцами. Самая неблагоприятная обстановка в санитарном смысле. Именно на этой ночевке к нам обращался чабан за таблетками «от живота». Нам надо отдохнуть от высоты, поэтому на ночлег останавливаемся в самой низшей точке – в месте, где мы заканчиваем спуск по р. Карасель сев. и уходим вверх по р. Карасель. (Рис. 13-3) Здесь тоже стоит отара. Чабаны заходят к нам на чай и угощают бараниной.
16 августа 2018 г. (четверг) День 14
Утро: ясно День: ясно Вечер: переменная облачность
м.н. – верх. р. Кара-сель
7.4 км Набор высоты: +470м -260м ЧХВ = 3 ч 00 мин.
Выходим в 9-00 и начинаем движение по тропе чабанов на высоком правом берегу реки Кара-сель. (Рис. 14-1) Тропа, приводит нас к следующему кошу, хозяева которого пасут где-то скот. За кошем тропа становится явно слабее, распадается на овечьи тропы. Крутые берега с бараньими лбами заставляют то спускаться и обходить их снизу, то подниматься довольно высоко и идти верхами. (Рис. 14-2) Пересекли вброд приток. (Рис. 14-3) Успели пройти по камням, но вода прибывала прямо на глазах, подмывая русло. За 3 часа ЧХВ дошли до моренного вала ледника Кара-сель, перед которым на последней зеленой площадке располагаемся на ночлег. Дальнейший путь преграждает р. Карасель, бродить которую безопаснее с утра. К тому же мы остановились у чистого ручья, а р. Карасель оправдывает свое название – вода в ней мутная, грязная. (Рис. 14-5) Высота ночевки 3790м.
17 августа 2018 г. (пятница) День 15
Утро: ясно День: облачно Вечер: снег, гроза, переменная облачность
м.н. – пер. Спартак (2А, 4650) – морена под перевалом
7 км Набор высоты: +740м -320м ЧХВ = 10 ч 20 мин.
Выходим в 6-40. Переправляемся через р. Карасель, выше слияния трех её русел. Первый ручей переходим по снежному мосту, остальные удается перейти по камням. (Рис. 15-1,2). Обходим высокий моренный вал справа по ходу по старому, более низкому слежавшемуся валу (Рис. 15-3) и, по моренному полю (Рис. 15-4) с озером выходим на открытую часть ледника. (Рис. 15-5) Это заняло у нас 2 часа ЧХВ. Надеваем кошки и перемещаемся на левый по ходу язык ледника, так как на правом много трещин. Через 1 час 40 минут ЧХВ подходим к перевальному взлету. Перевальный взлет разделен скально-ледовым гребнем с выходами разрушенных скал. Первые 150 м по высоте движение одновременное, обходили скалы справа по ходу по льду, закрытому тонким слоем снега, крутизна от 30 до 40°. Затем мы вышли на верхнюю часть первого скального массива. Этот выход показал, что около скал камни покрыты тонким слоем натечного льда и движение по ним затруднено. Второй скальный массив было решено обходить слева. Крутизна склона увеличивается местами до 60°, удобно идти с ледовым инструментом. Провесили 2 веревки перил (90 м), по которым поднялись до верха второго скального выхода. (Рис. 15-8,9) Далее по более пологому льду поднялись до третьего выхода скал, здесь разрушенных, и по осыпи и скалам (70 м по высоте) вышли на гребень чуть выше и правее перевала. Перевал представляет собой неширокое осыпное седло, на котором неудобно, но возможно поставить палатку. (Рис. 15-10) Снята записка т/к «Романтик» г. Одессы под руководством Ляпуна Д. Полное время работы группы на перевале – 4 часа. Во время подъема на последнем этапе погода испортилась, поднялся ветер, начался снег, гроза. Немедленно начали спуск по осыпи. Удобный спуск находится чуть выше и левее перевального седла. По осыпи сбрасываем 100 м., и столько же по заболоченной морене. Снегопад усиливается. Найдя плоский гребень, поставили палатки. (Рис. 15-11) Высота ночевки 4444 м. Снег продолжался всю ночь. (Рис. 15-12)
18 августа 2018 г. (суббота) День 16
Утро: переменная облачность, снег, крупа. День: переменная облачность Вечер: переменная облачность
м.н. – оз. Джамджайлоо - р. Джамджайлоо
8.2 км Набор высоты: +100м., -730м ЧХВ = 4 ч 00 мин.
К утру вокруг палаток намело сугробы. За 3 часа ЧХВ по моренным полям разного размера (Рис. 16-1,2,3,4) спустились к нижнему озеру Джамджайлоо. (Рис. 16-5) Там встретили коммерческую группу на дневке. Обедаем и уточняем прогноз погоды. Принимаем решение двигаться по запасному варианту – вниз по долине реки Джамджайлоо. От озера начинается широкая троговая долина, в верхней части заболоченная, пасутся лошади, яки. (Рис. 16-6) Проходим по долине 2 км и на высоте 3820 м ставим лагерь.
19 августа 2018 г. (воскресенье) День 17
Утро: ясно День: ясно Вечер: ясно
м.н. - р. Джамджайлоо
12 км Набор высоты: +55м -860м ЧХВ = 4 ч 30 мин.

C места ночевки выходим в 8 утра. Раньше не получилось, заходили познакомиться чабаны. (Рис. 17-1) С утра тут проходит отара за отарой. Продолжаем идти вниз по долине по левому берегу реки. На обоих берегах реки видим отары и стада с чабанами. (Рис. 17-2) Через час проходим ряд юрт на противоположном берегу реки. (Рис. 17-3) До юрт проложена дорога. По нашему, левому берегу идем по скотогонным тропам. Идти удобно.

По берегам реки косят траву. Бензокосилками. Встречаем забавного общительного ослика. Останавливаемся, не доходя километра 2 до деревни – сегодня уезжать уже поздно, а в деревне надо где-то искать ночлег. Кроме того, это особое событие – ночевка с видом на пики Ленина и Дзержинского. (Рис. 17-6)

20 августа 2018 г. (понедельник) День 18
Утро: ясно День: ясно Вечер: ясно
м.н. на р. Джамджайлоо – с. Кашкасу
4.1 км Набор высоты: -200м ЧХВ = 1ч

C места ночевки выходим в 8 утра. Как сказали проезжавшие мимо с рыбалки (в реке ловится форель) жители села, автобус на Ош проходит в 10 утра. Мы не очень надеемся в него влезть, больше рассчитываем нанять машину. Село уже виднеется вдали, мы подходим к дороге и сбегаем по ней вниз. (Рис. 18-1) По дороге идти не так приятно, но вид на пик Ленина перекрывает все минусы. Слухи обгоняют - нас встречает аксакал, спрашиваем у него про машину. Если сойдемся в цене, нас может отвезти его сын. Пока сын собирается, нас угощают чаем. Наблюдаем местные традиции – в колыбели-бешике крепко привязан полугодовалый ребенок.

Дорога на Ош приведена в хорошее состояние. (Рис. 18-2) Переезд, на который раньше уходило часов 6, занял у нас 3,5 часа. В 14 часов мы уже приехали к офису «Osh Travel».

Оставшееся до отъезда время посвятили знакомству с достопримечательностями города Ош. (Рис. 19-1,2,3)

Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута.

Маршрут был пройден с незначительными изменениями. Основной причиной изменений сроков прохождения того или иного участка были погодные условия. Так, погода задержала нас под пер. Уральцев, не дала спуститься до плановых ночевок с перевалов Рижский и Спартак. В результате, не имея запасных дней и опасаясь возврата непогоды, вместо траверса пика Скобелева прошли запасной вариант по долине р. Джамджайлоо.

Данный маршрут красив, интересен, насыщен технически и пока «не затоптан». Он позволяет столкнуться с разнообразными формами рельефа, вдоволь нагуляться по осыпям различных размеров и использовать технические приемы, отрабатываемые на тренировках (подъем по открытым и закрытым ледникам различной крутизны (до 70°), подъем и спуск по крутым осыпям, хождение в связках и по перилам).

Перевал Уральцев технически несложен (твердая 1Б), однако перевальный взлет камнеопасен, что требует поиска обходного пути. Крутая осыпь на перевальном взлете требует попеременного прохождения, а при движении с тяжелыми рюкзаками не лишней была перильная веревка.

Перевал Рижский весьма интересен технически - бергшрунд и сразу за ним крутая ледовая стена требуют прохождения на передних зубьях и/или применения ледового инструмента. Кроме того подъем “в лоб” не несет серьезных угроз в виде камнепада или лавины, т.к. крутизна не позволяет снегу задерживаться на рельефе. Эти факторы делают этот перевал еще более привлекательным со спортивной точки зрения. Единственным минусом является нудный подход по моренному полю.

Перевальный взлет пер. Спартак менее крутой, чем на перевале Рижский, это может сделать его лавиноопасным, и более утомительным из-за необходимости протаптывания снежного покрова поверх ледяного склона. Поэтому маршрут подъема приходится привязывать к скальным выходам. Все это также делает подъем на перевал весьма насыщенным, особенно в условиях пасмурной погоды.

По левом берегу р. Кичик-Алай и через перевал Кичик-Алай в настоящее время проходит автомобильная дорога, проезжаемая для грузовиков и внедорожников. Идти по ней нет никакого смысла, да и небезопасно из-за большого количества грузовиков. На этот участок пути рекомендуем нанимать автотранспорт, т.к. по дороге идут только грузовики, которые берут по 1-2 человека, а разбивать группу на три-четыре части небезопасно.

Перевалы, которые прошли за время похода, были разнообразны, а погода, внеся свои коррективы, добавила участникам адреналина. Нужно учитывать, что после нескольких дней снегопада, перевалы могут стать лавиноопасны. Серьезную опасность могут представлять грозы. Кроме того, быстрое таяние ледников увеличивает возможность камнепадов.

Обязательно нужно быть готовым к резко меняющейся погоде и не очень доверять прогнозам. Необходимо предусмотреть наличие нескольких резервных дней.

Большая часть маршрута предполагала ночевки на высоте около 4000 м. Длительное пребывание на этой высоте может вызывать накапливающуюся усталость, это необходимо принимать во внимание при разработке маршрута.

При наличии времени советуем заложить 1-2 дня на прогулку по г. Ош. Город Ош – второй по величине город в Кыргызстане и один из самых древних городов Средней Азии. Письменная история его насчитывает свыше тысячелетия, а археологические находки ведут вообще в трехтысячелетнюю давность. Главная достопримечательность города — гора Тахти-Сулейман («Трон Соломона»), которая считается одной из самых важных святынь местных мусульман - второй Меккой. Ошский базар, который тянется около километра вдоль реки, описан во многих путеводителях, как наиболее красочный во всей Центральной Азии.

В целом поход прошел удачно, без серьезных происшествий, все участники хорошо себя показали в техническом и психологическом плане и могут принимать участие в походах III и IV категории сложности.

Перевальные записки

Пер. Кумбель, т/к МГУ, 13 чел. под. рук. Ковалева

Пер. Спартак, т/к «Романтик» г. Одесса, 4 чел. Под рук. Ляпуна Д.

Пер. Уральцев, т/к МГУ, 13 чел. под. рук. Ковалева

Подробные карты

Трек 04-05.08.2018. Пос.Коргон - верховья р.Чугам

Трек 06-08.08.2018. Верховья р.Чугам - пер.Кумбель - пос.Калдай - перевал Мазар

Трек 08-10.08.2018. Перевал Мазар - перевал Уральцев

Трек 10-12.08.2018. Озера под пер.Уральцев - пер. Рижский - р. Кашка-суу

Трек 14-16.08.2018. Пер. Кичик-Алай - верховья р. Кара-Сель

Трек 17-19.08.2018. р. Кара-Сель - пер.Спартак - озёра Джамджайло

Трек 19-21.08.2018. Р. Джамджайло - пос.Кашка-суу

Паспорта препятствий

Перевал Кумбель

Название

Кумбель

Категория сложности

Высота

3850

Соединяет

р. Коргон (Курган) - р. Чугам

Координаты

N40°02'14.20" E72°43'43.10"

Экспозиция склонов

В-З

Направление прохождения

р. Коргон - р. Чугам

Характер склонов

Мелкая и средняя подвижная осыпь на обоих склонах

Меры безопасности

Движение плотной группой

Время прохождения

От последних ночевок с водой - 2ч. Перевальный взлет - 15 минут. Спуск до пригодных для стоянки мест - 45 минут.

Перевал Мазар

Название

Мазар

Категория сложности

Н/к

Высота

3200

Соединяет

р.Коргон - р.Джолджилга

Координаты

N40°02'13.81" E72°40'55.81"

Экспозиция склонов

С-Ю

Направление прохождения

р.Коргон - р.Джолджилга

Характер склонов

Натоптанная тропа

Меры безопасности

Не требуются

Время прохождения

-

Перевал Уральцев

Название

Уральцев

Категория сложности

Высота

4200

Соединяет

лед.Джолджилга - лед. Суйчикты

Координаты

N39°59'33.72" E72°42'20.80"

Экспозиция склонов

СВ - ЮЗ

Направление прохождения

лед.Джолджилга - лед. Суйчикты

Характер склонов

СВ склон - открытый ледник, в верхней части есть трещины, забитые снегом, крутизна до 30°. Перевальный взлет - мелкая и средняя подвижная осыпь 30-50°, разрушенные скалы. ЮЗ

- средняя и крупная осыпь, открытый ледник.

Меры безопасности

30м перил на СВ взлете, движение след в след на снежных мостах.

Время прохождения

Полное время прохождения перевального взлета - 2 ч. 40 минут. Спуск по леднику - 35 мин, до ближайших ночевок - 3,5 часа.

Перевал Рижский

Название

Рижский

Категория сложности

Высота

4500

Соединяет

Лед. Суйчикты - правый исток р.Кашкасу

Координаты

N39°56'59.10" E72°39'54.90"

Экспозиция склонов

С - Ю

Направление прохождения

Лед. Суйчикты - правый исток р.Кашкасу

Характер склонов

Северный склон - закрытый ледник крутизной до 45°, бергшрунд, ледовая стена крутизной 60-75°. Южный склон - средняя и крупная осыпь.

Меры безопасности

Движение в связках, 90м перил через бергшрунд и на ледовой стене.

Время прохождения

Полное время прохождения перевального взлета - 5 ч. 40 минут. Спуск - 20 мин до ближайших ночевок.

Перевал Кичик-Алай

Название

Кичик-Алай

Категория сложности

Н/к

Высота

4102

Соединяет

р.Карасель левый - р.Кичик-Алай

Координаты

N39°51'11.48" E72°29'25.90"

Экспозиция склонов

З-В

Направление прохождения

Д.р.Кичик-Алай - д.р. Карасиль Левый.

Характер склонов

Автодорога

Меры безопасности

Следует опасаться грузовиков

Время прохождения

-

Перевал Спартак

Название

Спартак

Категория сложности

Высота

4650

Соединяет

лед.Карасиль - озера Дамджайлоо

Координаты

N39°46'08.07" E72°31'27.48"

Экспозиция склонов

З-В

Направление прохождения

лед.Карасиль - озера Дамджайлоо

Характер склонов

Западный склон - открытый ледник до 45°, перевальный взлет - снежно-ледовый до 60° с выходами разрушенных скал. Восточный склон - мелкая и средняя осыпь

Меры безопасности

Тропежка след в след, на взлете - 90 м перил.

Время прохождения

Полное время работы на перевальном взлете - 4ч. Время спуска до “ночевок 4444”- 1ч.

Материальное оснащение группы

Газ

Газ купили в компании Ош-Трэвел. С собой несли 2 газовых горелки, алюминиевый ветрозащитный экран и 2 куска базальтовой ткани размером 100х50см, сшитые уголком.

На каждый участок маршрута брали большие винтовые баллоны (420г) из расчета 1 баллон на 2 дня + 1 запасной. Использование базальтовой ткани значительно сокращает расход газа, кроме того нам удалось обойтись без растапливания снега. В результате расход газа даже в неэкономном режиме составил менее 40 грамм на человека в день. Оставшиеся баллоны продали в конце маршрута коммерческой группе туристов.

Особой популярность пользовался армированный скотч. Также были востребованы швейные принадлежности, трубки для ремонта стоек, мультитул.

Расчетная нагрузка

  • Максимальная нагрузка на мужчину - 29 кг
  • Максимальная нагрузка на женщину - 19 кг

Навигация

В качестве навигатора использовался смартфон Samsung J5, к которому были куплены 3 запасных аккумулятора. Выбор этого устройства был обусловлен следующими причинами:

  1. Многофункциональность: навигатор, мобильный телефон, будильник и фотоаппарат в одном устройстве
  2. Малый вес и автономность за счет применения сменных аккумуляторов. Полный вес комплекта (телефон + 3 запасных аккумулятора) составил 300 грамм.

Ранее в походах мы уже использовали другие смартфоны в этом же качестве, однако экстремальные режимы эксплуатации, естественно, постепенно разрушают подобные изделия. Телефон Samsung J5 отлично отработал на протяжении всего похода, однако не лишен недостатков. Во-первых, на устройствах самсунг отсутствует возможность выключения и включения телефона по расписанию. На аппаратах других фирм мы активно пользовались данной функцией для экономии заряда. Во-вторых, и это оказалось более важно, телефон самсунг не умеет синхронизировать время со спутниками GPS. Из-за этого смена аккумулятора в телефоне была затруднена: чтобы дата и время при потере питания в телефоне не сбросилось на 2015 год приходилось менять аккумулятор только при подключенном резервном источнике питания.

В качестве резервного в группе был навигатор Garmin на батарейках АА, но использовать его не было необходимости.

Сигнал GPS хорошо ловился на всем маршруте, даже в пасмурную погоду. В солнечную погоду на переходах и стоянках активно использовали солнечную панель.

В ходе подготовки к походу были собраны все доступные карты интересующего участка в программе SAS.Planet (http://www.sasgis.org/sasplaneta/). Эта программа удобна тем, что есть возможность скачать необходимые карты для последующего использования без подключения к интернету. В этой же программе можно прорисовать трек будущего похода, а также распечатать необходимые участки в качестве бумажной копии. После похода в эту же программу были загружены записанные нами треки и проведен обсчет рассояний.

На смартфон была установлена программа SAS4Android (http://4pna.com/showthread.php?t=10614), которая использует скачанные карты и треки из программы SAS.Planet. Эта программа удобна как для текущей навигации, так и для записи трека.

По окончании похода треки и точки были сконвертированы из формата .plt в формат .kml с помощью конвертера https://www.gpslib.net/services/OziTrack-to-GoogleEarth-Track/. Построение высотных профилей производилось в программе Google Earth.

Связь

Для связи внутри группы использовали 3 рации:

  • Baofeng UV-8R с гарнитурой - 2 штуки + 2 запасных аккумулятора
  • Midland GTX-500 (на 4 батарейках АА) + 2 комплекта запасных батареек

Все рации были настроену на работу на одной частоте, на Baofeng-ах была также настроена дополнительная частота на более длинных волнах. Комплект зарекомендовал себя хорошо, и очень помогал на маршруте, особенно при прохождении длинных камнеопасных участков, когда расстояние между участниками не позволяло использовать голосовую связь. Рации Baofeng отлично отработали весь поход, на Midland к концу похода сломался регулятор громкости, совмещенный с выключателем. Так что набор из 3-х раций оказался оправдан, даже при небольшой численности группы.

Для связи с внешним миром группа брала спутниковый телефон системы Турайя (Thuraya). Спутниковая связь работала хорошо. Проблемы со спутниковой связью возникли у нас только 1 раз – на спуске с пер. Спартак. Проявлялось отсутствие спутниковой связи так, как было описано в отчетах до нас, как будто аппарат спутниковой связи не может определить координаты GPS и не может рассчитать тарификацию. Обычный навигатор GPS в той же точке определяет координату без труда.

Спутниковые телефоны не сильно отличаются от кнопочных мобильных телефонов, однако в настоящее время мало кто сохранил навык использования именно кнопочных устройств. Кроме того, в нашем случае на клавиатуре телефона были нанесены только латинские буквы, в то время как сам телефон был настроен на работу с кириллицей. Это сильно затрудняло набор смс сообщений.

Мобильной связи в Кичик-Алае на протяжении почти всего пройденного маршрута не было. Мобильная связь была только в месте заброски (пос. Калдай), и в конце маршрута - в посёлке Кашкасу Алайской долины. Для мобильной связи использовали тот-же телефон Samsung J5, который в остальное время служил навигатором.

Связь группы с внешним миров осуществлялась через координатора в Москве. Координатор был снабжен необходимой информацией о маршруте, предполагаемом графике движения, а также проинформирован о порядке действий при чрезвычайных происшествиях. ЧС в нашем случае, к счастью, не было. Благодаря ответственному подходу координатора к делу на всех ключевых участках у группы был актуальный прогноз погоды, а родственники и все заинтересованные люди имели свежие данные о местоположении и состоянии группы.

Источники питания и автономность

Вся электроника на собственных аккумуляторах (рации, мобильный и сотовый телефоны) были снабжены кабелями, позволяющими подзаряжать устройства от USB. Для подзарядки использовали солнечную панель на 5 вт, а также резервный источник Powerbank на 10000 mah. К мобильному телефону также были взяты запасные аккумуляторы (3 штуки).

Большая часть похода проходила в таком режиме - на рюкзаке штурмана была укреплена солнечная батарея, длинным проводом подсоединенная к телефону-навигатору. При этом в условиях ясной погоды энергия аккумулятора телефона почти не расходовалась. Дважды за поход, после особо ненастных дней, аккумулятор в телефоне менялся на запасной. Резервный Powerbank для зарядки телефона практически не использовался.

Рации использовали при значительной удаленности участников группы друг от друга - на сложных участках, при проведении разведки и т.п. В таком режиме заряда собственных аккумуляторов раций Baofeng хватало примерно на неделю использования. За все время похода были использованы 4 полностью заряженных аккумулятора один раз воспользовались зарядкой от резервного Powerbank-а.

Спутниковый телефон включался ежедневно на несколько минут - для отправки и приема СМС сообщений от координатора. В таком режиме одного заряда аккумулятора хватило бы на весь поход. Тем не менее мы периодически подключали его к солнечной батарее, поддерживая заряд на уровне 50-60, чтобы хватило в случае чрезвычайной ситуации.

Опыт использования электроники в походах позволяет сделать следующие выводы.

  1. Использование многофункциональных устройств типа смартфона позволяет сократить вес и расход энергии, однако необходимо понимать их ограниченные ресурсы в плане защиты от экстремальных воздействий и принимать соответствующие меры безопасности. В этом смысле смартфон со съемной батареей лучше, чем с несъемной. Кроме того рекомендуется применять защитные футляры и/или устройства в защищенном исполнении. Также необходимо иметь, как минимум, одно резервное устройство со схожим функционалом (с закачанными картами, маршрутом, контактами и т.п.)
  2. Современные аккумуляторы чувствительны к переохлаждению, вплоть до полной потери заряда и неработоспособности. Поэтому всю неиспользуемую в настоящий момент электронику следует держать хорошо утепленной на маршруте, а на ночевках помещать их внутрь спальника.
  3. Мы использовали кухонный пластиковый контейнер для хранения спутникового телефона и запасных аккумуляторов. При небольшом весе он обеспечивает отличную защиту от механических воздействий, а также некоторую теплоизоляцию - рекомендуем.
  4. В группе должно быть, как минимум, два участника, владеющих навыками работы с навигационным оборудованием. Все участники должны уметь использовать рации и спутниковый телефон. Контакты координатора и спасательных служб должны быть заранее внесены в память используемых устройств связи, а также присутствовать в распечатанном виде у нескольких участников.
  5. Для взаимодействия с координатором следует заранее проработать формат СМС сообщений, применяемых условных знаков и сокращений. Кроме того координатор должен сам хорошо ориентироваться в предполагаемом маршруте и запасных вариантах, и вовремя присылать прогнозы погоды на ключевые участки.

Инструмент:

В походе данные лекарства были разделены на две аптечки и распределены в разные рюкзаки, на случай потери. Кроме того, у каждого участника была индивидуальная аптечка: бинт стерильный - 2 шт, кетанов, зеленка - 1 фл, пластырь бактерицидный, эластичный бинт, спасательное одеяло.

Выводы по использованию аптечки

Аптечка составлялась в расчете на 5 участников похода. В походе использовались следующие лекарства: смекта, антибиотик эрсефурил, ренни, левомеколь, Пантенол, перевязочный материал, витамины.

Анализ заболеваемости участников похода и их лечение

Солнечные ожоги. Благодаря использованию солнцезащитного крема с большим фактором защиты ожогов почти не было. Одному участнику потребовался Пантенол.

Трещины кожного покрова. Растрескивание кожи рук возникло у одного участника. Причины: холод, снег, ветер. Растрескивание губ – у нескольких человек. Для лечения использовали Пантенол и гигиеническую губную помаду с солнцезащитным фактором.

Царапины и потертости. Царапины обрабатывались растворами хлоргексидина и бриллиантовой зелени, заклеивались бактерицидным пластырем. Для потертостей на ногах использовался специальный пластырь – Сombeed, отлично себя показавший. Один участник, наступив на привале на острый камень получил колотую рану стопы. Поскольку рана была загрязнена, обработали перекисью, хлоргексидином, накладывали повязку с левомеколем.

Изжога. Проявлялась несколько раз у одного человека, для него это привычно. Для снятия симптома использовался Ренни.

Расстройство пищеварения. От некоторых участников поступали жалобы на расстройство пищеварения, но в основном считаем, это было проявлением горной болезни. Для лечения использовалась Смекта, одному участнику, видимо, вследствие употребления плохо прокипяченой воды потребовался Эрсефурил.

Возможность пополнения аптечки. Больницы и мед. пункты

В Оше много аптек, можно купить без рецепта бинты и прочие перевязочные материалы, обезболивающие и противовоспалительные, противопростудные, отхаркивающие, средства при желудочно-кишечных заболеваниях. На антибиотики могут попросить рецепт. Спирт, говорят, можно купить только по знакомству (не проверяли). Мы всю аптеку везли с собой, чтобы не тратить время на закупки.

В Оше много больниц и поликлиник, как частных, так и государственных, большое количество стоматологических кабинетов. (видели вывески).

Докупить какие-либо лекарства на маршруте - в поселениях - нельзя, т.к. аптеки там отсутствуют. Наоборот, надо быть готовым к тому, что чабаны могут попросить у вас какое-либо лекарство.

Раскладка продуктов и стратегия закупки

Маршрут похода проходит вдали от крупных населенных пунктов, возможности пополнения запаса продуктов практически нет. В магазине села Кашка-Суу можно купить макароны, конфеты, кое-что ещё. Но гарантий нет.

Большие физические нагрузки, холодная погода определяют качество питания — раскладка должна иметь минимальный вес и максимально восполнять запасы энергии. Мы применили следующие принципы построения походной раскладки:

  1. Насколько возможно, мы закупили продукты, для приготовления которых не требуется длительной варки. Это овсяная, мультизлаковая, пшенная, рисовая и гречневая каши быстрой варки, картофельное пюре, сублимированное мясо, молочная смесь для детского питания, растворимый кисель.
  2. Вместо хлеба брали сухари, сушили самостоятельно. Часть сухарей для уменьшения веса заменили хлебцами, но полностью отказываться не стали.
  3. В качестве белковых блюд брали сублимированное мясо фирмы «Мяссури», сублимированные творог и омлет фирмы «Гала-гала».
  4. На перекусы брали гематоген и протеиновые, либо злаковые батончики с витаминами. Из сладостей – шоколад, халву, шербет, мармелад, печенье, вафли.
  5. Поскольку на высоте имеет место изменение аппетита, брали большое количество сухих специй – весят они немного, а вкус продуктов улучшают и вносят разнообразие в питание. В каши добавляли также сушеные овощи: лук, морковь, зелень.
  6. Раскладка была рассчитана на 19 дней похода, из расчета по 520 г на человека в день.

Все продукты, кроме витаминов, сублиматов, круп в виде хлопьев и батончиков, закупались в Оше. Это было обусловлено максимально разрешенным весом багажа в самолете. С остальными продуктами проблем не было, в закупке очень помогла встречающая сторона. Сало и колбасу мы бы без них не нашли.

Для облегчения веса, продукты были поделены на 3 части: на 5, на 6 и на 8 дней, первая часть сразу взята с собой, вторую отвезли на р. Калдай, третью часть мы забрали после спуска в деревню Кашка-Суу.

Фотоматериалы.

День 2

Рис. 2-1. На старте

Рис. 2-2. Тропа вдоль р. Чугам

Рис. 2-3. Брод.

День 3

Рис. 3-1. Переходим Чугам по мосту

Рис. 3-2 Летник

Рис. 3-3.В зарослях арчи

Рис. 3-4 Вверх по долине р. Чугам

Рис. 3-5.Река становится все уже

Рис. 3-6 Стоянка в верховьях р. Чугам

День 4

Рис. 4-1. Путь от места стоянки вверх по долине р. Чугам

Рис. 4-2. На морене

Рис. 4-3. Идем в направлении перевала.

Рис. 4-4. Подъем по перевальному взлету перевала Кумбель

Рис. 4-5. На перевале Кумбель

День 5

Рис. 5-1. Подходим к кошу

Рис. 5-2. Спуск от коша к дороге

Рис. 5-3. Мост у бывшего лесхоза

Рис. 5-4. Долина р. Калдай с кемпингом

День 6

Рис. 6-1. На перевал Мазар

Рис. 6-2. В складках рельефа

Рис. 6-3. На перевале Мазар

Рис. 6-4. Вверх по долине р. Джол-Джилга

Рис. 6-5. Ночевка в верховьях р. Джол-Джилга

День 7

Рис. 7-1. Моренный взлёт л. Джол-Джилга

Рис. 7-2. Моренный взлёт л. Джол-Джилга

Рис. 7-3. Путь по зачехленному л. Джол-Джилга

Рис. 7-4. Выход на л. Турпачаты

Рис. 7-5. Ледник Турпачаты

День 8

Рис. 8-1. Подход к пер. Уральцев

Рис. 8-2. Путь подъема на пер. Уральцев (Синим цветом обозначена веревка перил)

Рис. 8-3. Перильная веревка

Рис. 8-4. Траверсом к перевалу

Рис. 8-5. Пер. Уральцев

Рис. 8-6. Спуск по леднику

Рис. 8-7. Обход верхнего озера

Рис. 8-8. Ночевка у второго озера

День 9

Рис. 9-1. Выход к на моренные поля (или моря?) Суйчикты.

Рис. 9-2. Морена.

Рис. 9-3. Выходим на ледник Киргиз-Ата.

Рис. 9-4. Ночевка под перевалом Киргиз-Ата.

День 10

Рис. 10-1. Подход под перевал Рижский.

Рис. 10-2. Ледник под перевалом Рижский.

Рис. 10-3. Взлёт перевала Рижский

Рис. 10-4. Руководитель организует станцию над бергшрундом

Рис. 10-5. Седло перевала Рижский

Рис. 10-6. Вид с перевала на плато и ближайшие площадки для ночёвки

Рис. 10-7. Путь спуска с перевала Рижский

Рис. 10-8. Ночевка под перевалом Рижский

Рис. 10-9. Вид на перевал Рижский с юга

День 11

Рис. 11-1. Путь спуска с перевала Рижский в долину реки Кашка-Суу.

Рис. 11-2. Скальные выходы на спуске с перевала Рижский.

Рис. 11-3. Осыпи сменяются травяными склонами..

Рис. 11-4. Путь с перевала по долине реки Кашка-Суу

Рис. 11-5. Ночёвка в верховьях реки Кашка-Суу

День 12

Рис. 12-1. Арык в долине реки Кашка-Суу

Рис. 12-2. Вид на долину Кичик-Алай

Рис. 12-3. Село на слиянии рек Кашка-Суу и Кичик-Алай

Рис. 12-4. На берегу р. Кичик-Алай

Рис. 12-5. Автодорога в долине р. Кичик-Алай

Рис. 12-6. Автодорога в районе перевала Кичик-Алай

Рис. 12-7. Долина реки Карасель лев.

Рис. 12-8. Ночевка в верховьях реки Карасель сев.

День 13

Рис. 13-1. Долина реки Карасель лев.

Рис. 13-2. Путь по долине р. Карасель сев.

Рис. 13-3. Ночевка, слияние рек Карасель и Карасель лев.

День 14

Рис. 14-1. Вид вниз по долине реки Карасель.

Рис. 14-2. Путь по долине Карасель.

Рис. 14-3. Притоки реки Карасель становятся полноводнее на глазах.

Рис. 14-4. Тропа на левом берегу реки Карасель.

Рис. 14-5. Верховья реки Карасель, вал на заднем плане - моренный сброс ледника.

Фото на месте ночевки, т.к.

День 15

Рис. 15-1. Первое препятствие с утра - снежный мост

Рис. 15-2. И переправа через второе русло по камням.

Рис. 15-3. Обходим моренный сброс ледника Карасель.

Рис. 15-4. Впереди - нудные моренные поля.

Рис. 15-5 Перед выходом на лёд.

Рис. 15-6. На леднике Карасель.

Рис. 15-7. Путь на перевал Спартак. Синим цветом обозначены перильные веревки, синие цифры - станции страховки.

Рис. 15-8. Организуем 1 станцию под вторым скальным выходом на взлете пер.Спартак.

Рис. 15-9. Движение с использованием перильной веревки

Рис. 15-10. На перевале Спартак.

Рис. 15-11. “Ночевка 4444” - ближайшая к перевалу Спартак. Перевал - в левом верхнем углу.

Рис. 15-12. Утро на 4444.

День 16

Рис. 16-1. Спуск по морене.

Рис. 16-2. Начинается цепочка озер Джам-Джайлоо.

Рис. 16-3. Последний снег.

Рис. 16-4. Следующее озеро

Рис. 16-5. На этом озере встретили группу коммерческих туристов из Екатеринбурга.

Рис. 16-6. Долина р.Джам-Джайлоо

День 17

Рис. 17-1. Знакомство с аборигенами.

Рис. 17-2. Долина Джам-Джайлоо очень широкая.

Рис. 17-3. На противоположном (правом) берегу - юрты и автомобильная дорога

Рис. 17-4. Долина Джам-Джайлоо, вид в верховья

Рис. 17-5.Долина Джам-Джайлоо, вид в сторону Кашка-Суу

Рис. 17-6. Ночевка над селом Кашка-Суу

День 18

Рис. 18-1. Кашка-Суу - деревня, в которой семитысячники за окном.

Рис. 18-2. Дорога в Ош.

День 19

Рис. 19-1. Вызываем дождь для жителей г. Ош на священной горе Сулейман-Тоо.

Рис. 19-2. Ленин посылает нас на базар.

Рис. 19-3. Ошский базар.

Список использованной литературы.

  1. Сайт http://www.mountain.ru - все о горах
  2. Библиотека отчетов турклуба "Вестра" (http://westra.ru/reports/)
  3. А.Ф. Наумов Горная альпинисткая энциклопедия. Том 1
  4. (http://westra.ru/images/reports/naumov-kichik/kichik-alaj.pdf)
  5. Горный поход 4 к.с., июнь 1986 (Хилинин А.П., Фрунзе) (https://pereval.online/trip/5313)
  6. Горный поход 3 к.с., июнь–июль 2001 (Янчевский О.З.) (https://pereval.online/trip/2130)
  7. Горный 4к.с. Кичик-Алай и Восточный Алай (2013) (рук-ль Щербаков А.А.) (http://takt.tusur.ru/trip/report/676)
  8. ОТЧЕТ о горном походе ТРЕТЬЕЙ к.с. по Кичик-Алаю 2003 г. (рук. Кузанян К.М.) (http://static.turclubmai.ru/papers/857/)
  9. Горный 3к.с. Кичик-Алай и Восточный Алай (2002) (рук-ль Лебедев А.А.) (http://takt.tusur.ru/trip/report/685)


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100