Автор: Константин Бычков г.Москва

Отчет о пешеходном маршруте 6 к.с. по Камчатке (Северная верховья долины ручья Левого Козыревского группа вулканов и Восточный хребет), совершенном группой города Москвы с 26 июля по 14 августа 2020 года.

Справочные сведения о маршруте

Учреждение: Федерация спортивного туризма - объединение туристов Москвы.

Район похода: Камчатка, Северная группа вулканов и Восточный хребет. Паспорт маршрута:

Вид туризма

шестая

267,9

26.07-14.08.2020

Нитка маршрута заявленная: Северный прорыв БТТИ - влк. Плоский Толбачик (1Б, 3072) - влк. Острый Толбачик (2А, 3672, рад.) - р. Ледниковый - влк. Овальная Зимина (1Б-2А, 3080, рад.) - р. Правый Толбачик - оз. Медвежье - р. Левая Хапица - р. Большая Хапица - траверс Восточного хребта и массива г. Шиш (1Б-2А, 2346, п/п) - р. Березнячковая - р. Большая Хапица - р. Голубельная - пер. Вулканологов (1Б, 3300) - влк. Камень (2Б-3А, 4580, рад.) - влк. Ключевская Сопка (1Б-2А, 4750, рад.) - плато Малая Антарктида - пер. Плоский (2А, 3458) - влк. Крестовский (2А-2Б, 4057, рад.) - влк. Ушковский (1А-1Б, 3904, траверс) - ледник Козыревский - р. Левый Бараний - каньон р. Студёной (рад.) - Поляна Эдельвейсов - стоянка «Столик».

Нитка маршрута пройденная: Северный прорыв БТТИ - влк. Плоский Толбачик (1Б, 3072) - влк. Острый Толбачик (2А, 3672, рад.) - р. Ледниковый - р. Правый Толбачик - оз. Медвежье - р. Левая Хапица - р. Большая Хапица - траверс (1Б, п/п) Восточного хребта от пер. Удинского до пер. Снежного - р. Снежинка - пер. Ледниковый (1А, 1550) - р. Ледниковая - пер. Обходной (1А, 1500, п/п)- р. Березнячковая - р. Большая Хапица - р. Голубельная - пер. Вулканологов (1Б, 3300) - плато Малая Антарктида - пер. Плоский (2А, 3420) - влк. Крестовский (2А-2Б, 4057, рад.) - влк. Ушковский (1Б, 3904, траверс) - ледник Козыревский - р. Левый Бараний - каньон р. Студёной (рад.) - Поляна Эдельвейсов - «Столик».

Номер маршрутной книжки: Ц/1-602.

Маршрут рассмотрен МКК ЦФО в составе мастеров спорта, спортивных судей всероссийской категории Нижниковского Е.А. (председатель), Кузнецова В.В. и Миллера А.Э.

Оценка категории сложности маршрута по действующей методике категорирования

Проведём оценку категории сложности пройденного маршрута по действующей методике.

Протяженность маршрута составляет 267,9 километров. Продолжительность активной части маршрута составляет 20 дней. Оба параметра позволяют вести дальнейший расчёт по меркам 6 категории сложности.

Локальные препятствия:

переправы - 4 балла в зачет н/к: было много, но в зачёт для 6 к.с. эти переправы не идут

1А: было несколько штук, но в зачёт для 6 к.с. эти переправы не идут

1Б: было несколько (через Большую Хапицу и её приток ручей Успенский), но в зачёт для 6 к.с. идет только одна

перевалы - 12 баллов в зачет н/к: в зачёт для 6 к.с. эти перевалы не идут

1А: Ледниковый и Обходной, но в зачёт для 6 к.с. эти перевалы не идут

1Б: подъём на перевал Удинский и спуск с перевала Снежный - 6 баллов в зачет

1Б: перевал Вулканологов - 6 баллов в зачет вершины - 18 баллов в зачет

2А: Острый Толбачик - 9 баллов в зачет

2А-2Б: вулкан Крестовский - 9 баллов в зачет траверсы - 23 балла в зачет

1Б: траверс Восточного хребта - 7 баллов в зачет

1Б: траверс массива вулкана Плоский Толбачик - 7 баллов в зачет

2А: траверс массива вулкана Ушковский с учетом подъёма на перевал Плоский - 9 баллов в зачет. Итого за ЛП в зачёт 57 баллов.

Протяжённые препятствия:

Поход проходил в двух подрайонах Камчатки, которые имеют разные коэффициенты труднопроходимости: для Северной группы вулканов он составляет 0,65, а для Восточного хребта - 0,88. Поэтому для расчета необходимо взять средневзвешенный коэффициент. К западу от реки Большой Хапицы мы прошли 215 километров из 267,9 километров общей протяженности маршрута, а к востоку от неё - 52,9 километра. Следовательно, средневзвешенное значение коэффициента составит КТ.СР. = (0,65 x 215 + 0,88x 52,9) / 267,9 = 0,69.

Таким образом, получаем КТ.СР. x ППОР x (LМАР / L) = 0,69 x 140 x (267,9 / 250) = ХХХ,Х.

Итого за ПП в зачёт 103,5 балла.

Коэффициент Г x А x К = 13 x 1 x (1 + (9,990 + 10,260)/12) = 34,9 балла.

Сумма баллов для расчёта по параметрам 6 к.с. составляет ЛП + ПП + Г x А x К =

57 + 103,5 + 34,9 = 195,4 балла, что соответствует шестой категории сложности.

В документе «Перечень классифицированных пешеходных маршрутов» в качестве эталонного маршрута по данному району приведён слегка изменённый маршрут группы А.Э. Миллера 2010 года: Шестая категория сложности

1. Пос. Усть-Камчатск - переход по берегу Камчатского залива до р. Пятая - исток р. Пятая - пер. на р. Быстрая - руч. Фирновый - пер. Фирновый (1А) - г. Шиш (1Б, восх) - р. Снежинка - р. Большая Хапица - р. Горно-Тополевая - р. Сухая Хапица - пер. Безымянный (н\к) - лед. Богдановича - влк. Ключевская Сопка (2А, восх.) - влк.

Толбачинский (1А, восх.) - р. Толуд - р. Лев. Щапина - пос. Щапино.

Этот маршрут сильно длиннее маршрута А.Э. Миллера и несколько проще технически. Маршрут А.Э. Миллера был зачтён шестой категорией сложности и занял первое место на Чемпионате России.

Наш маршрут превосходит эти маршруты по набору ЛП (маршрут А.Э. Миллера не сильно, эталонный маршрут сильно), несколько уступает по ПП и несколько короче.

Эталонные маршруты пятой категории сложности наш маршрут очевидно сильно превосходит.

Общий вывод: пройденный группой маршрут соответствует шестой категории сложности.

Состав группы

Хазова Ольга Сергеевна

5 к.с.У хребет Черского, 5 к.с.У горн. Тянь-Шань 3 к.с.Р горн. Кавказ

ответственная за питание

Хазова О.С. не участвовала в восхождении на вершину Острый Толбачик 28 июля.

Характеристика района и маршрута похода

Район похода достаточно активно посещается туристами в различные сезоны, география его описана в книгах и источниках в сети Интернет, так что в данном разделе приведены только наиболее важные и свежие сведения, имеющие значение именно для спортивного туризма.

Общая смысловая идея маршрута, обоснование выбора нитки маршрута, запасных и аварийных вариантов

Ох, начинать придётся издалека - чуден сезон 2020 года...

Идея пройти маршрут шестой категории сложности родилась осенью и к январю оформилась: хотим маршрут в малохоженом районе с разнообразными препятствиями, в том числе скальными и ледовыми.

Выбрали хребет в Киргизии, спланировали маршрут, купили билеты, утвердили сроки, начался ковид. Подождали, поняли, что границы наверняка не откроют. Обратили взоры внутрь России. Районов с ледовыми препятствиями мало: Кавказ (не автономен для 6 к.с., да и вообще не очень хочется), хребет Черского (были в прошлом году), Алтай (интересно) и Камчатка (интересно).

Сдали билеты в Киргизию, купили на Алтай (особо дальновидные - сразу и на Камчатку тоже, благо «плоский» тариф - 23 тысячи рублей в оба конца), спланировали второй маршрут, следим за ковидной обстановкой. Одним глазом смотрим и на Камчатку. В начале июля на Алтае закрывают Кош-Агачский район. Закрывают наглухо: для всех, кроме имеющих местную прописку. Ждать и менять сроки отпусков у нас могут не все.

Пристальнее следим за ковидными ограничениями на Камчатке, там обстановка чуть позитивнее. Планируем третий маршрут. Как бы нам ни нравился сам процесс планирования маршрутов, от третьего за сезон планирования маршрута 6 к.с. звереем, да и время не резиновое - «прошерстить» всю информацию тяжело, а в классических «бумажных» библиотеках и вовсе невозможно - ограничения.

На Камчатке режим ограничений постепенно изменяется, последовательно проходя следующие стадии:

• Нельзя прилетать никому, кроме прописанных на Камчатке и прибывших в командировку от госорганов. Мы - точно мимо.
  • Можно прилетать туристам при условии 14-дневной изоляции после прилёта. Прилагается список 10 гостиниц, турбаз и пансионатов, где можно просидеть изоляцию за свой счёт, в других местах - нельзя. Стоимость от 4000 руб. в сутки. Мы - точно мимо. У большинства нет времени, у остальных нет 60 лишних тысяч на подобную изоляцию. Вот даже интересно, был ли хоть один турист, прилетевший на Камчатку в тот период на таких условиях?
  • Туристам можно прилетать по цифровому пропуску, оформленному камчатским туроператором, по прилёту пройти тест, в случае отрицательного результата отправляться без изоляции в тур от этого же туроператора. Но с ночёвками только в тех же десяти пансионатах, ночевать в палатках нельзя! Звоним в турфирмы, они отвечают, что работают строго в соответствии с указом. В ответ на вопрос, много ли желающих приехать на таких условиях, печально смеются в трубку. Мы - снова мимо.
  • Всем подряд можно прилетать с 14-дневной изоляцией. Мы - всё ещё мимо.
  • Всем подряд можно прилетать, экспресс-тест в аэропорту: положительный - летишь домой или едешь в больницу, отрицательный - идёшь на все четыре стороны. О, это про нас! Но можно ли не сдавать тест в аэропорту, а прилететь со своим? Ведь что там за точность у экспресс-теста - одному Богу известно. Нет, со своим нельзя, будьте любезны наш экспресс-тест за 1500 руб. Всё то же самое, но со своим тестом можно! Только свежим, не далее трёх дней.

Вот это, наконец, точно про нас! Кош-Агачский район всё закрыт. Сдаём билеты на Алтай, покупаем (кто раньше не купил) на Камчатку. Заявляем «на флажке» камчатский маршрут. Уффф!

На качестве планирования маршрута вся эта свистопляска сказалась. Сам маршрут и график движения спланировали тщательно, не хватило сил и времени только на подробные изыскания по истории туристского освоения района. Про вулканы Северной группы всё понятно, но ходил ли кто на Восточный хребет? Есть маршрут 6 к.с. группы туляков под руководством А.Э. Миллера 2010 года [1]. Они ходили от океана через Шиш и на Ключевскую группу. На сам Шиш не ходили из-за погоды. Вот и всё, нет больше ничего в интернете про маршруты по Восточному хребту. А глубже копать у нас уже не было времени и возможности.

Было бы здорово повторить с вариациями маршрут группы Александра Эдмундовича, но четырёх недель у нас нет, с непростой заброской на берег океана в три недели не уложимся. Да и организационно эта заброска сложна - надо было раньше планировать и договариваться (но раньше мы киргизский и алтайский маршруты планировали). И ковид ещё - что там будет в Усть-Камчатске с уникальным транспортом?

Решаем начинать с Толбачика - только двое из нас были там, а после извержения 2012 года - только один. А посмотреть там есть на что. И заехать туда можно быстро. Это первая «изюминка». Вторая - массив Шиша и примыкающий к нему участок Восточного хребта - мы любим траверсы. И туда можно зайти через верховья Большой Хапицы. Раз идём мимо вулкана Овальная Зимина - зайдём и на него.

Далее к перевалу Удинскому и от него траверс Восточного хребта до массива Шиша. На Шиш планируем много вариантов:

• траверс - если погода идеальна и видим, что он не запредельной сложности
  • радиальное восхождение при неустойчивой погоде и обход массива Шиша с юга через перевал Ледниковый по следам А.Э. Миллера. Но после перевала Ледниковый при наличии времени попробуем отклониться от маршрута А.Э. Миллера и пройти ещё один перевал - в долину реки Березнячковой. По космоснимкам очевидно, что он не сложнее 1А, а путь по долине Березнячковой короче, да и сама долина по сравнению с долиной Ледниковой (по которой спускалась группа А.Э. Миллера) пошире и не столь круто падает - исследуем ещё один вариант пути от массива Шиша к Хапице.

Далее спуск к Большой Хапице, переправа через неё и на Ключевскую группу вулканов (третья «изюминка»). Планируем сходить на три вулкана (Ключевскую Сопку, Камень и Крестовский) радиально, а четвёртый (Ушковский) траверсировать со спуском в долину Студеной. В долине Студёной обязательно сходить посмотреть на каньон (четвёртая «изюминка») и выход к стоянке «Столик».

Планируем график плотно, без запасных дней. Запас заключается в возможности отказа от радиальных восхождений. Он нужен - неопределённостей хватает. Насколько тяжел в плане растительности путь к Восточному хребту? По космоснимкам этого до конца не понять. Не застрянем ли на обратной переправе в среднем течении Хапицы в случае дождей? Ведь обходить эту переправу долго. Не подведёт ли погода? Ведь океан близок. Поэтому три радиалки в конце являются ценным тактическим резервом времени. Нам бы четыре недели отпуска... Увы, они есть не у всех.

Маршрут полностью автономный, весь груз на себе. Аварийные выходы очевидны, но далеко не отовсюду просты. Что ж поделать - шестёрка.

Оригинальность и новизна маршрута

В режиме первопрохождения были запланированы и пройдены участки маршрута суммарной протяжённостью 95 километров (треть маршрута):

• от долины реки Правый Толбачик через верховья Большой Хапицы до перевала Удинского
  • траверс Восточного хребта (1Б) от перевала Удинского до перевала Снежного
  • от перевала Ледникового через перевал (1А) в долину реки Березнячковой и прохождение этой долины до русла реки Большая Хапица.

Конечно, эти места посещались геодезистами и геологами, но было это более 25 лет назад. А туристы, если и ходили здесь, то, во-первых, тоже более 20 лет назад, а вовторых, отчёты лежат либо в труднодоступных библиотеках, либо в частных коллекциях. Мы будем весьма благодарны, если читатели поделятся с нами информацией о наших предшественниках на этом маршруте. У нас, по описанным выше объективным обстоятельствам, было мало времени на поиск этой информации.

Варианты подъезда и выезда с маршрута

Как попасть в район похода

Люди, которые любят море, и у которых очень много свободного времени, могут попробовать попасть на Камчатку по морю из дальневосточных портовых городов (Владивостока, Находки и так далее), связанных со многими регионами России железнодорожным транспортом. Некоторые из нас море любят, но столько времени ни у кого нет, поэтому всерьёз мы этот вариант не рассматривали. Оставался самолёт.

К тому же последние несколько лет существует так называемый «плоский» тариф для перелётов на Дальний Восток: на каждый рейс определённое количество билетов продаётся по относительно невысокой цене. Летом 2020 года стоимость перелёта Москва - Петропавловск-Камчатский - Москва по «плоскому» тарифу составила 22950 руб.

Единственный камчатский аэропорт, связанный рейсами с другими регионами, - Елизово, расположенный в 4 км от одноимённого города и в 18-35 км от разных районов сильно вытянутого Петропавловска-Камчатского. Административный центр Камчатки связан с аэропортом регулярным автобусным сообщением, также к услугам пассажиров такси.

Как попасть в горы

Региональный авиатранспорт дорог даже по сравнению с весьма недешёвым камчатским автотранспортом. За перелёт в отдалённый камчатский посёлок вы рискуете расстаться с суммой, превышающей стоимость билета до Москвы по «плоскому» тарифу. Скидки предусмотрены только для жителей Камчатки. Мы этот вариант не рассматривали.

В любую точку вас с удовольствием доставит вертолёт. Если ваш взгляд сразу не перескочил на следующий абзац, то мы вам искренне завидуем. Поскольку расценки на вертолёт сразу вызывают желание уточнить, что вы не покупать хотите этот вертолёт, а всего лишь на нём куда-то один раз долететь. Этот вариант мы тоже не рассматривали.

К счастью, много куда на Камчатке можно доехать автотранспортом. Надо сказать, что этого автотранспорта к услугам туристов на полуострове не так чтобы очень много. Слабая конкуренция вкупе с ценами на привозной бензин приводит и здесь к неплохим тарифам, но перечитывание предыдущих двух абзацев способно хотя бы отчасти примирить вас с действительностью.

Чтобы попасть в район Северной группы вулканов, вам необходимо доехать до поселка Козыревск и далее на вездеходе типа «ГАЗ-66», трёхосный «КамАЗ» или «Урал» заехать в район вулкана Толбачик. Условных точек старта/финиша две: к югу от массива Толбачиков это кордон «Клешня», обслуживаемый работниками национального парка, а к северу от массива Толбачиков - стоянка «Столик» невдалеке от горы Копыто.

Доехать до посёлка Козыревск можно воспользовавшись междугородним транспортом. Ежедневно по маршруту № 216 и № 218 "Петропавловск-Камчатский - Ключи" курсирует рейсовый автобус.

Отправление из Петропавловск-Камчатского 8:00

Автостанция п.Елизово 8:45

Прибытие в п. Козыревск 16:05 Прибытие в п. Ключи 17:30

Мы воспользовались заранее заказанным транспортом. От мук выбора нас избавил факт отсутствия регулярного пассажирского автобусного сообщения по случаю пандемии. За координатами фирм и частных водителей обращайтесь к руководителю группы.

Также возможен выход или заход на Северную группу от посёлка Ключи, при этом важно аккуратно обойти закрытую территорию (см. отчет Н.С. Зубаревой [2]).

Порядок доступа в особые зоны

Закрытые зоны на Камчатке есть, но расположены, к счастью, в не столь интересных (относительно, конечно) для туристов местах. В Камчатском крае 121 особо охраняемая природная территория (ООПТ). Подробности можно узнать на сайте www.kamchatsky-krai.ru.

Ключевской природный парк включен в Список объектов Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО в номинации «Вулканы Камчатки».

Природный парк «Ключевской» находится в центральной части Восточной Камчатки в 500 км севернее Петропавловска-Камчатского, его западная граница пролегает в 20 км восточнее поселка Козыревск, северная граница - в 10 км южнее п. Ключи. Подробнее http://vulcanikamchatki.ru/.

Порядок въезда на территорию природного парка регулируется Положением о природном парке. Для занятий туризмом на территории парка «Ключевской» необходимо оформить разрешение на посещение в офисе КГБУ «Природный парк "Вулканы Камчатки"« и в поисково-спасательном отряде МЧС России по Камчатскому краю.

Находясь на территории ООПТ регионального значения, турист (туристская группа) обязан иметь с собой разрешение на посещение, а также (в случае оплаты услуг, в том числе платы за пользование объектами рекреации) оформленный акт-заказ.

Получить разрешение можно несколькими способами:

• в офисе природного парка «Вулканы Камчатки»,
  • на портале gosuslugi41.ru, • дистанционно.

Для оформления дистанционным способом необходимо заполнить заявку на посещение и отправить ее на электронный адрес: natureparktravel@gmail.com. Контактный телефон: 8-961-963-56-65. Вся подробная информация (бланки заявок, форма, акты и т.д.) на сайте:

Стоимость посещения или как указано на квитанции «Пользование рекреационном благоустройством» - 500 рублей с человека за весь срок пребывания в парке. Маршрутная книжка позволяет претендовать на скидку 50. Порядок оплаты согласовывается с администрацией.

Курирующая организация

Краевое государственное бюджетное учреждение «Природный парк "Вулканы Камчатки"«. 684000, Россия, Камчатский край, г. Елизово, ул. Завойко, 33.

Телефон: 8 (415-31) 7-24-00, факс: 8 (415-31) 7-39-41. E-mail: park@mail.kamchatka.ru

Адреса и телефоны поисково-спасательной службы

Главное управление МЧC России по Камчатскому краю: 683003, г. Петропавловск-Камчатский ул. Ленинградская, дом 25.

Телефон оперативного дежурного 8 (4152) 200-112

Телефон для справок по вопросам регистрации туристских групп +7(4152)30-10-81.

По этому же номеру группы сообщают о начале и окончании маршрута и в, не дай Бог, чрезвычайной ситуации звонить можно по нему же.

Электронная почта: reg@41.mchs.gov.ru - вполне рабочая.

Организация связи с внешним миром на маршруте

Официально нашу группу контролировали МЧС и выпускающая МКК ЦФО. В обе эти организации мы передавали сообщения по мобильному телефону о начале и окончании маршрута.

В дополнение к этому был организован контроль со стороны координатора, который имел всю информацию о маршруте (график маршрута, его основные, запасные и аварийные варианты, информацию о препятствиях) и участниках группы (даты рождения, паспортные данные, номера страховых полисов, координаты родственников).

Связь с координатором осуществлялась по двум каналам. Первым каналом был спутниковый телефон системы «Iridium». Данная система из всех спутниковых систем является наиболее надёжной: связь обеспечивается группировкой подвижных спутников, покрывает весь мир и даже в весьма труднодоступных местах (например, в каньонах) можно дождаться пролёта спутника, чтобы, по крайней мере, отправить SMS. К телефону был предусмотрен запасной аккумулятор (штатный). Связь осуществлялась отправкой SMS-сообщений по вечерам через день, с размещением информации в посвящённых походу группе социальной сети «Вконтакте» и чате мессенджера WhatsApp, где сообщения могли просмотреть родственники и друзья остальных участников. Иногда звонили домой, но этим не злоупотребляли, сберегая заряд батарей и эфирное время на случаи форс-мажора. Со своей стороны, координатор каждый вечер присылал группе SMS с прогнозом погоды.

Спутниковый телефон у нас был свой (одного из участников), SIM-карту покупали в фирме https://www.satmobile.ru/, предлагающей широкий выбор тарифов - можно выбрать по потребностям и возможностям. Имеются тарифы на разное количество дней, минут разговора и SMS-сообщений.

Вторым (резервным) каналом связи был спутниковый треккер системы SPOT. Данный треккер отправляет информацию о местоположении группы в заданном режиме на несколько указанных заранее адресов электронной почты, а также на специальную страницу в интернете, где её может видеть любой желающий. Информация выдается в виде координат точек и приложенных к точке сообщений трёх типов: «ОК», «SOS» или «Custom» (заранее определённое неизменное сообщение, толку в котором немного).

График движения

13,9

5:10

пешком

м.н. - перевал Седло Толбачиков (1Б, 3040).

Радиальное восхождение на вулкан Плоский Толбачик (2А, 3672)

5,5

16,1

8:00

пешком

м.н. - р. Снежинка - пер. Ледниковый (1А, 1550) - р. Ледниковая - пер. Обходной (1А, 1500, п/п) - левый приток реки Березнячковая

11,7

6:00

м.н. - река Березнячковая - река Большая Хапица

14,2

8:00

пешком

м.н. - переправа через Большую Хапицу - река Голубельная (до высоты 270 м)

17,9

пешком

м.н. - река Голубельная (до высоты 900 м)

19,3

6:00

пешком

м.н. - склоны Ключевской сопки (до высоты 2360 м)

12,6

6:40

пешком

м.н. - перевал Вулканологов (1Б, 3300)

4,7

4:10

Дневка по погодным условиям

м.н. - плато Малая Антарктида

8,6

2:20

пешком

м.н. - перевал Плоский (2А, 3450).

Радиальное восхождение на вулкан Крестовский (2А-2Б, 4057)

6,7

113:10

*) м.н. - место ночевки.

Высотный график

Изменения маршрута и их причины

С заявленным графиком маршрута можно ознакомиться в маршрутной книжке. Программа-максимум была выполнима только при идеальном состоянии группы и идеальных погодных условиях.

Отклонения от заявленного основного варианта маршрута:

1. В первый день планировали обойти пешком и осмотреть все достопримечательности Северного прорыва БТТИ. Это вполне возможно - посмотрите отчет группы Н.С. Зубаревой [2]. Из-за потерь времени на заезде отказались от пешего осмотра и объехали достопримечательности на машине с радиальными выходами (в зачётный километраж их не считаем).
  2. Отказались по погодным условиям от восхождений на вулканы:
    1. Овальная Зимина
    2. Ключевская Сопка
    3. Камень.
  3. Отказались по погодным условиям от траверса массива горы Шиш, заменили его на согласованный с МКК при заявке маршрута запасной вариант: прохождение перевалов Ледниковый (1А) и непройденного до нас перевала (1А) из долины реки Ледниковой в долину реки Березнячковой.

Остальной маршрут пройден по основному варианту.

Введение

Техническое описание маршрута написано по дням. Некоторые дни разбиты на несколько участков. Ходовое время отсчитывается от начала участка, если иное не указано прямо! Под ходовым временем понимается чистое ходовое время, т.е. из времени, затраченного группой на прохождение участка, уже вычтено время всех привалов. Слова правый и левый по отношению к берегам рек, бортам долин и кулуаров трактуются как орографические понятия (если не указано обратное, чаще всего в случае исключений используется термин «по ходу»).

В техническом описании всюду указано местное время, отличающееся в 2020 году от московского на 9 часов.

Фотографии выполнены Балакиным К.С., Измайловым М.Ш. и Мирошкиным Н.В.

Фотографии пронумерованы по дням, первые две цифры - номер ходового дня по графику движения, вторые две - порядковый номер фото «внутри» дня.

Листы маршрутной карты и фотографии для удобства пользования вставлены в текст технического описания. В электронной версии карты и фотографии даны отдельными файлами.

Общие замечания по технике движения и страховки

1. Подъём лидера с нижней страховкой осуществлялся:
    1. без рюкзака
    2. со страховкой динамической верёвкой
    3. с установкой промежуточных точек.
  2. Перила крепили на страховочных станциях, со станций же осуществляли и попеременную страховку. Станции на льду выполнялись на сблокированных петлёй парах ледобуров.
  3. Подъём по перилам осуществлялся с помощью зажимов типа «жумар» или «micro traction», которые использовались в соответствии с рекомендациями производителей.
  4. Спуск по перилам осуществлялся с помощью тормозных устройств (корзинка, стакан, Reverso), при этом осуществлялась верхняя страховка (там, где верёвка шла через кромки скал или камней, и имелась теоретическая возможность её обрыва).
  5. Переправы 1Б к.т. (через Большую Хапицу и её приток - ручей Успенский) осуществлялись стенками по три человека, переправы 1А к.т. и н/к - по одному с самостраховкой треккинговыми палками или альпенштоком. Переправы осуществлялись в обуви, на несложных переправах часть группы переобувалась в кроссовки.

24-25 июля. Москва - Петропавловск-Камчатский - Козыревск

Прилетаем в Петропавловск двумя рейсами с разрывом в 3 часа (двое участников ранним и семеро поздним). На входном санитарном контроле показываем сделанные перед отлётом из Москвы тесты: один из нас болел Covid-19 и имеет антитела, остальные ещё не познакомились с этой напастью. После краткой дискуссии о том, почему наши тесты сделаны четыре дня назад вместо трёх положенных, и наших объяснений, что в Москве их делают три дня, а ещё полдня мы летели, нас выпускают в город.

Мы сразу отправляемся на маршрут. Рейсовые междугородние автобусы на Камчатке так и не запустили. Придётся ехать заказным транспортом от самого аэропорта. Микроавтобус оперативно найти не смогли - их не так много на полуострове и на них большой спрос. Так что придётся ехать ещё и «вахтовкой» от самого аэропорта через Козыревск до Северного прорыва Большого Толбачинского трещинного извержения (БТТИ). Помимо дополнительных расходов (они, поделенные на 9 участников, вполне терпимы) это ещё и потеря времени. На этот случай у нас предусмотрен ход - осмотреть достопримечательности БТТИ «по-матрасному», объехав их на машине. Километраж у нас заявлен с запасом, и на категорию сложности такое упрощение повлиять не должно.

В аэропорту Елизово нас встречает легенда камчатского туризма - Константин Абрамович Лангбурд. Его фирма предоставляет нам «вахтовку» на «КамАЗе».

Путь от аэропорта Елизово до Козыревска занимает больше 7 часов. На окраине Козыревска ночуем в палатке, готовим на купленной по дороге в Мильково воде.

26 июля. 1-й ходовой день. Козыревск - заезд на Северный прорыв БТТИ - кордон Клешня

0,6 км вверх 30 м вниз 0 м чистое ходовое время 10 мин.

Радиальные прогулки от машины мы не можем учитывать как километраж спортивного маршрута 6-й категории сложности

После завтрака выезжаем рано утром.

Впереди сложный 3-4-часовой заезд в район кордона «Клешня», ночью ехать опасно. Утром отдали на хранение городские вещи Дмитрию Дубенко - это местный предприниматель, который занимается решением вопросов по заброске и размещению туристов. С ним у нас имеется договорённость об обратном выезде со стоянки «Столик» в Петропавловск.

С краткой технической остановкой у реки Студёной (фото 01.01) заезжаем на Толбачинский дол (фото 01.02-04). Брод через Студёную в дожди может вызвать затруднения, но сейчас воды мало.

Сначала проезжаем под сопки Горшкова и 2-й Конус, образованные извержением 1975 года, которое и называется Большим Толбачинским трещинным извержением (БТТИ). Поднимаемся на 2-й Конус (фото 01.05-07) по хорошей тропе. Наверху - тёплые площадки, отверстия выхода тёплого воздуха, шикарный вид на лавовый поток, 45 лет назад прорвавший бок конуса и утекший в долину Камчатки.

Переезжаем к кратеру Звезда, гуляем до него (фото 01.08-10). Затем едем в Мёртвый лес (фото 01.11). Всё очень красиво и однозначно заслуживает посещения!

Затем едем на кордон национального парка «Клешня».

Водитель выгружает нас не доезжая кордона, так как по неким туманным причинам ему там показываться нельзя. Ну что же, у нас сегодня всё-таки ходовой день был запланирован - начнём маршрут. Выгружаемся, пакуем рюкзаки и выдвигаемся на север по накатанной дороге (фото 01.12).

Пройдя чуть больше полукилометра, в 17:20 приходим на кордон «Клешня» (фото 01.13). В первом домике (справа от дороги) живут работники нацпарка. Им мы показываем полученные по электронной почте документы и покупаем билеты в нацпарк.

Располагаемся на ночлег на территории кордона. На кордоне, помимо жилища работников нацпарка, есть ещё два домика. Цены на их использование мы не узнавали, особенности ценообразования в камчатском туристическом бизнесе вообще не располагают пользоваться какими-либо услугами, кроме совсем уж необходимых.

Кострищами и столиками можно пользоваться без дополнительной платы.

Дров вокруг кордона нет. Если хотите сэкономить газ, то можно либо приобрести дрова на кордоне по предварительной договорённости, либо привезти самостоятельно заготовленные дрова на машине. Мы пользуемся своим газом. Вода есть в оборудованном источнике.

27 июля. 2-й ходовой день. Кордон Клешня - лавы 2012 года - подход под Толбачики

13,9 км вверх 1210 м вниз 40 м чистое ходовое время 5 ч. 10 мин. Выходим в 7:15. Направляемся по дороге (фото 02.01), выходящей с кордона Клешня на восток и почти сразу же поворачивающей к северу. Вполне проезжая для автомобилей (нас даже обгоняют три джипа) дорога идёт вдоль восточного подножия вытянутого с севера на юг массива сопки Клешня (фото 02.03).

Дорога выходит к границе разлива лавы 2012 года и идёт вдоль их края (фото 02.02). Там, где граница лав подходит к склону, дорога переходит в тропу.

Через 45 минут движения оставляем рюкзаки на тропе и отправляемся погулять по лавовому потоку и поискать пещеру (фото 02.04) по координатам с сайта национального парка. И то, и другое удаётся. В пещере из-за её геологической молодости острые камни на полу и потолке, предусмотрите каски и перчатки.

Продолжаем движение по тропе, она огибает сопку Клешня против часовой стрелки, а затем от северного склона сопки пересекает лавовый поток в северном направлении. Этот поворот важно не пропустить: ответвление тропы идёт также и на запад вдоль края потока. Тропа через лавовый поток помечена турами, идти по потоку без тропы будет весьма непросто (фото 02.05-07). Выйдя на северо-западную границу лавового потока 2012 года (фото 02.08), тропа идёт дальше на север, к Толбачикам. Мы оставляем рюкзаки и направляемся посмотреть на один из источников этой лавы: прорыв Набоко, названный по имени выдающегося российского вулканолога Софьи Ивановны Набоко. Он расположен чуть западнее тропы и очень живописен (фото 02.09). Прорыв ещё не остыл до конца, встречаются термальные площадки, некоторые из них парят.

Осмотрев прорыв, возвращаемся к рюкзакам и идём дальше на север по тропе, плавно набирающей высоту по шлаковым полям. Примерно в 2 км от края лавового потока 2012 года тропа выводит к ручью Сухая Промоина (точка 360) - это первый источник воды после кордона «Клешня», дальше ледниковая вода попадается болееменее регулярно. По случаю выхода к воде устраиваем обед, здесь также можно и переночевать.

После обеда продолжаем путь по тропе, шлаковые поля постепенно сменяются снежниками. В какой-то момент, на высоте примерно 2200-2300 м, основная тропа уходит правее, поднимаясь к южному краю кратера Плоского Толбачика, мы же продолжаем движение вдоль ложбины ледника - продолжения русла ручья Сухая Промоина.

Набор высоты плавный, не круче 10-15 градусов.

На высоте 2500 метров останавливаемся на ночлег (точка 364, фото 02.10) на ровных площадках из мелкого вулканического пепла. Дров нет, вода рядом в ледниковом ручейке (на утро запасаемся с вечера - за ночь ручей иссяк). Виды замечательные (фото 02.11)!

Темп сегодня был невысок - сказываются акклиматизация и тяжёлые рюкзаки.

28 июля. 3-й ходовой день. Подъём с юга на перевал Седло Толбачиков (1Б, 3040). Радиальное восхождение на вулкан Острый Толбачик (2А, 3672)

5,5 км вверх 1170 м вниз 630 м чистое ходовое время 7 ч. 20 мин. Выход в 7:10. Продолжаем движение по пологим снежникам и шлаковым полям (фото 03.01-02) на северо-северо-восток. Собственно говоря, наш путь неплохо просматривался ещё от места ночёвки (фото 03.03).

Обойдя с севера вершинку 2640,5 м, через 50 минут движения останавливаемся надеть кошки и каски. Подходим к взлёту, ведущему на перевал Седло Толбачиков (фото 03.04). На него есть несколько почти равнозначных по технической сложности вариантов подъёма. Мы выбираем самый правый (самый восточный) из этих почти равнозначных кулуаров, потому что его позже всего осветит утреннее солнце (см. фото 03.04). Под кулуарами лежат камни, молчаливо намекая на то, что при солнце здесь небезопасно.

Начинаем подъём по кулуару (фото 03.05), по фирновому склону. Кошки держат хорошо, местами выбиваются неглубокие ступени. При меньшем количестве снега, а малоопытной в хождении на кошках группе и при такой обстановке, которую мы встретили, может потребоваться попеременная страховка или перила. Мы же идём по одному в касках, в кошках, с самостраховкой ледорубом (фото 03.06). Пройдя нижнюю, относительно узкую часть кулуара, мы выходим налево по ходу (фото 03.07), чтобы уйти из-под потенциально чреватых камнепадами скал (см. фото 03.04-05), и садимся на короткий привал. Максимальная крутизна склона в кулуаре - 30 градусов.

Продолжаем подъём влево-вверх по снегу, а затем по осыпной полочке, обходя снизу скальные выходы (фото 03.08). Открывается шикарный вид на Острый Толбачик и его восточный гребень - путь предстоящего восхождения.

Выходим на плато невдалеке от его нижней точки, с которой на южный склон стекает ручей. Подъём сюда от основания склона (где надевали кошки) занял 1 час 40 минут.

Несколько восточнее нижней точки перегиба склона обнаруживается тур. Он весьма неприметный, находят его явно не все группы, в большинстве описаний он не упомянут. В туре находим записку сборной группы Новосибирска и Москвы от 04.07.2019 и оставляем свою записку.

Погода отличная, откладывать восхождение на Острый Толбачик не имеет никакого смысла. Устраиваем ранний обед (фото 03.09). Найдя в процессе приготовления обеда хорошие шлаковые площадки рядом с ручьём, устанавливаем на них лагерь (точка 370). Дров нет, чистую талую воду берём из стекающего с седловины на юг ручья.

Собираемся, связываемся в связки и ввосьмером (Ольга Хазова остаётся в лагере, не желая резко перегружать травмированное год назад колено) отправляемся на восхождение на Острый Толбачик.

Весь путь проходит вдоль восточного гребня. Весь путь идём в связках, касках и кошках, с самостраховкой ледорубами. Путь несложен, но менее опытной группе (у нас только один участник имеет опыт нескольких снежно-ледовых перевалов 2А, двое - 2Б, а остальные - 3А и выше) на не особо широком гребне может потребоваться страховка. А если снега будет мало, а льда - много, то этой страховки потребуются сотни метров. А если подобная малоопытная группа начитается бравурных описаний и решит, что и без страховки сойдёт, то лететь с этого гребня очень далеко. Так что относиться свысока к Острому Толбачику не следует.

Гребень поднимается к западу ступенями (фото 03.10-11, 03.13). Первая ступень некрутая. Затем пологий гребень до второй ступени (фото 03.12), где крутизна достигает наивысших значений: до 35 градусов (фото 03.14). Третья ступень положе, но имеет самые неприятные перспективы при срыве на ней (фото 03.15), поэтому берём ледорубы наизготовку и тщательно утаптываем ступени в снегу и вбиваем кошки в участки открытого льда.

Выше третьей ступени движение вдоль снежного гребня не представляет трудности (фото 03.16-17). Разве что акклиматизация не у всех проходит совсем гладко, поэтому замыкающая связка идёт медленно. Через 3 часа 10 минут после выхода из лагеря на седле вся группа на вершине (фото 03.18).

Спуск в лагерь по пути подъёма занял 1 час 20 минут. Вечер снова очарователен (фото 03.19)!

29 июля. 4-й ходовой день. Перевал Седло Толбачиков - плато вулкана Плоский Толбачик - верховья ручья Ледникового

15,3 км вверх 0 м вниз 1580 м чистое ходовое время 5 ч. 40 мин.

Погода утром отличная, неизбежным побочным эффектом этого является только холод. Согревают шикарные виды (фото 04.01) и перспектива быть освещёнными солнцем.

Надеваем системы, кошки, каски, состёгиваемся в связки и выходим в 7:10 - второй день аккуратно опаздываем с выходом на 10 минут.

Направляемся на восток по практически горизонтальным снежным полям, обходя с севера огромный вершинный кратер Плоского Толбачика (см. путь на фото 03.11). Подходим к кратеру, чтобы полюбоваться уникальным видом (фото 04.02) и направляемся к северному краю плато (фото 04.03), чтобы спуститься в верховья долины ручья Ледникового.

Спуск начинаем, не доходя примерно 1 км до северо-восточного «угла» плато. Найти оптимальное место спуска при ограниченной видимости будет непросто, поэтому в неважную погоду велик риск попасть в зону трещин. Малое количество снега может ещё усугубить ситуацию. Сейчас же снега хватает, опыта группе - тоже, видимость отличная, поэтому аккуратно спускаемся на северо-восток по снежному склону в связках с ледорубами, двигаясь одновременно (фото 04.04-06). Направляемся на хорошо видимую старую шлаково-моренную гряду (фото 04.07). Крутизна спуска не превышает 30 градусов.

Спустившись к гряде (1 час 50 минут от места ночлега), продолжаем путь по пологому снегу вдоль её подножия (фото 04.08). Здесь появляется вода. После привала (фото 04.09) переходим левее, в соседнюю ложбину, и продолжаем спуск по ней - разведка показала, что пологий снежник в этой ложбине продолжается дольше. Ниже выходим на шлаковые поля, поросшие травой и мхом (фото 04.10), идём по ним на северовосток, держа направление между вершиной вулкана Овальная Зимина и перевалом Толбачинским. По пути хватает ручьёв, устраиваем обед.

Выходим в широкие всхолмленные верховья долины ручья Ледникового. Вода попадается не сразу: только в ручье, стекающем с Толбачинского перевала.

Останавливаемся на ночлег на левом берегу ручья (точка 385), притока ручья Ледникового, вытекающего из-под Толбачинского перевала. Дров нет, вода из ручья.

Между установкой палаток и ужином (фото 04.12) отправляемся на фотоохоту: здесь, в окрестностях Толбачинского перевала была высажена и отлично прижилась колония черношапочных сурков. Фотоохота прошла удачно (фото 04.13).

30 июля. 5-й ходовой день. Верховья ручья Ледникового - река Правый Толбачик - левый приток р. Горно-Тополёвой

28,5 км вверх 80 м вниз 620 м чистое ходовое время 7 ч. 20 мин.

К утру погода меняется: с океана наползла облачность, надёжно укрывшая собой вулкан Овальная Зимина, на который было запланировано восхождение (фото 05.01). Присланный координатором прогноз обещает ещё и осадки в течение дня. Понаблюдав за завтраком за погодой, окончательно понимаем, что на восхождение идти бессмысленно: даже если мы и не собьёмся с пути (сначала по GPS, а потом вдоль гребня), и даже если в техническом плане непогода на этом маршруте и не столь страшна (скал почти нет), всё равно мы абсолютно ничего, кроме хмари вокруг, не увидим.

Решаем сэкономить день и идти дальше по линейной части маршрута.

Выход в 6:40. Направляемся на юг, вниз по долине ручья Ледникового. Местность представляет собой поросшие травой шлаковые холмы, между которыми ручьи разработали себе достаточно широкие русла (фото 05.02-03). Идти достаточно легко, только рюкзаки пока ещё дают о себе знать. Выйдя к основному руслу Ледникового, перешли на его левый берег (фото 05.04-05): кто-то прошлёпал по воде в ботинках, кто-то переобулся, охраняя ценную сухость обуви. Дальше идём по террасам левого борта долины ручья Ледникового, который возле высоты 1466,9 м впадает в реку Правый Толбачик. Иногда принимается слабый дождь. На юге погода лучше, Большая Удина иногда открывается почти до вершины, а сзади над Зиминой облака плотные - даже до уровня снежных склонов ни разу не поднялись. Хорошо, что не пошли на Зимину.

Характер пути виден на фото 05.06, разнообразие вносят только неглубоко врезанные долины левых притоков Ледникового и Правого Толбачика. Исключение составляет долина ручья Вершинного: она врезана поглубже и на одном участке образует живописный каньон с водопадом и ванной за ним (фото 05.07). Решаем устроить обед чуть ниже каньона (фото 05.08), и большинство группы решает совместить его с купанием, благо в каньоне совсем нет ветра, да и дождь взял паузу.

После обеда продолжаем путь широкими террасами левого борта долины Правого

Толбачика вниз по течению (фото 05.10). Расходимся с мирно пасущимся медведем (фото 05.09). В конце третьего послеобеденного перехода, дождавшись, пока относительная высота левого борта долины (водораздела Правый Толбачик - ГорноТополёвая) не спадёт до 80-100 метров, начинаем плавный подъём на этот водораздел.

Наверху водораздела - шикарные ягодники (фото 05.12).

Спускаемся к руслу Горно-Тополёвой (фото 05.11) и находим его совершенно сухим. Сюрприз... Истоки Горно-Тополёвой находятся на высоте 2700 метров, где явно лежит снег, но сложенный вулканическими отложениями верхний слой грунта не держит воду. Описаний на этот участок уже нет, регулярно посещаемые туристами места мы оставили ещё утром и вернёмся в них только через 9 дней.

Идём по руслу вниз, проходим километр, другой - та же сухость в русле. Что делать? Скоро вечер, мы планировали ночевать на Горно-Тополёвой. Посмотрев панорамные фото, сделанные полчаса назад с водораздела, видим снежник в ущелье притока Горно-Тополёвой чуть восточнее отметки 952,0 м. Вылезаем на левый борт долины и действительно видим в верховьях притока снежник! Он уже чуть сзади, поэтому идём прямо на восток к руслу притока. Но русло сухое - снежник не такой мощный. Приходится вернуться почти на 500 м к северу - под самим снежником есть и ручеёк и площадки. И медведь стоит на снежнике, оживляя пейзаж (фото 05.13).

Выбора у нас нет - спускаемся под снежник. Медведь не спеша уходит.

Останавливаемся на площадках невдалеке от основания снежника (точка 431). Вокруг мокрые кусты, но у нас хватает газа. Дров нет, вода в ручье из снежника.

Ходовое время дня составило 7 часов 20 минут. Устали, но прошли много - зарослей не было, больших наборов высоты не было, почва под ногами, в основном, достаточно твёрдая.

К вечеру зарядил капитальный дождь.

31 июля. 6-й ходовой день. Левый приток р. Горно-Тополёвой - озеро Медвежье - левый приток ручья Успенского

25,6 км вверх 160 м вниз 480 м чистое ходовое время 7 ч. 40 мин.

Выход в 6:50. Дождь не прекращается. Направляемся на юго-восток, вниз по руслу ручья, у которого ночевали (фото 06.01). Ниже есть ещё два снежника, но рядом нет таких удобных площадок. Спускаемся вдоль русла притока до русла Горно-Тополёвой.

В нём и в дождь нет текущей воды. Чудна земля Камчатка...

Пройдя чуть вниз по руслу, поворачиваем на юг и поднимаемся на плоский водораздел рек Горно-Тополёвой и Левой Хапицы (фото 06.02). Подъём проходит по лугам, заросли кустарника почти везде удаётся обойти. По водоразделу идём на юго-восток, чередуя небольшие подъёмы со спусками, через луга, редко кустарник, ещё реже - небольшие болотца (фото 06.03). В целом проходимость местности похуже вчерашней, но не очень сильно.

Впереди видны затянутые облаками цепи Восточного хребта, за уступом прячется Медвежье озеро (фото 06.04). Спуск по траве к озеру крут: до 35 градусов. Ниже уступа всё заросло высоченной травой, а сами берега заболочены. Пора обедать (раньше воды не было от самого ночлега), поэтому мы проходим 150-200 метров на северо-восток вдоль берега озера до ложбины, по которой течёт впадающий в озеро ручей, и на берегу ручья обедаем. Дождь иногда прекращается и в дело сразу, не теряя ни минуты, вступают комары (фото 06.05-06).

После обеда возвращаемся назад почти к месту спуска и обходим озеро с запада (фото 06.07). Наконец-то знакомимся поближе с камчатскими болотами (фото 06.08).

Обойдя озеро, продолжаем движение на юго-восток, по лугам и мелким кустарникам (фото 06.09), пересекаем неглубоко врезанные долины Левой Хапицы, левого притока ручья Чудного (от него поворачиваем на восток), а потом и самого ручья Чудного. Вода во всех этих руслах есть, но брод не представляет трудностей (фото 06.10).

Траекторию выбирали по карте так, чтобы перейти все эти реки и ручьи выше тех мест, где они начинают врезаться в плато и образовывать V-образные долины.

За ручьём Чудным идём на восток, потом плавно поворачиваем к северу, стремясь выйти на изгиб русла притока ручья Успенского, переночевать там, а утром спускаться вдоль этого русла к самому Успенскому. Трава становится выше, кусты попадаются чаще, скорость падает.

Переходим нижний правый приток Чудного, воды в нём хватает. Доходим до левого притока Успенского - он сухой! Даже смешно становится: между ручьями полтора километра и по карте не видно ну никаких отличий в характере долин. Проходим вдоль русла до начала спуска в долину Успенского - вода не появляется. Возвращаться назад почти два километра ну совсем не хочется. Идти на ночь глядя на спуск по V-образной долине притока неразумно. Вода-то там есть, а ночевать где? А крутой спуск под вечер? Тут мы соображаем, что дождь-то идёт, хоть и мелкий. А у нас есть тент.

Приглядываем ровное место на левобережной террасе (точка 455) и быстренько ставим лагерь. Начинаем с растягивания тента, и пока ставим палатки, там набирается уже воды на кашу. А пока варится каша - и на чай, и на утро.

Площадки ровные. Вокруг можно набрать дров в кустах, но у нас хватает газа.

1 августа. 7-й ходовой день. Левый приток ручья Успенского - слияние истоков Большой Хапицы

17,6 км вверх 270 м вниз 210 м чистое ходовое время 6 ч. 20 мин. Выход в 7:20. Дождь всё идёт (фото 07.01).

Спускаемся на северо-восток вдоль русла левого притока ручья Успенского к основному ручью. Долина почти сразу после места нашего ночлега врезается в склон, крутизна её бортов достигает 30-35 градусов (фото 07.02). Стараемся идти вдоль русла, не вылезая на склоны. Это почти всегда получается. Трава высоченная, в ней скрыты камни, скользко, мокро. Хоть зарослей кустарника непосредственно вдоль русла немного, скорость невысока.

Через час выходим в довольно широкую долину ручья Успенского. Нам надо немного спуститься по нему, а затем перейти в долину Большой Хапицы и подниматься по ней. Проходим чуть больше километра на север по левому берегу ручья Успенского. Путь неожиданно хорош: практически весь проходит по лугам с невысокой травой, лишь местами заросли кустарника. Правый борт долины Успенского, отделяющий её от долины Большой Хапицы, почти сходит на нет - пора переправляться. Выходим к руслу. Ручей выглядит грозно. После разведки даже проходим метров двести обратно, вверх по течению (фото 07.03).

Сложность переправы - 1Б, ширина ручья около 15 м, глубина до 90 см, течение 2,5 м/с. Переходим стенками по трое (фото 07.04).

Пройдя ещё 250-300 метров вдоль правого берега Успенского, поворачиваем на северо-восток и переходим почти без перепада высот в долину Большой Хапицы. Начинаем подъём по долине Большой Хапицы вверх по течению, на юго-восток. И здесь часть пути получается пройти по лугам с невысокой травой (фото 07.05), а часть - по галечниковым отмелям (фото 07.06). Лазания по кустам пока совсем не много. Разве что непрерывный дождь портит настроение. Идём по левому берегу вплоть до устья ручья Скалистого. Выше по долине правый берег Хапицы намного более плоский, надо переходить туда.

Переходим Большую Хапицу на расширении русла чуть ниже устья Скалистого. Брод стенками (фото 07.07) попроще: ширина реки около 10 м, глубина до 60 см, течение 2,5 м/с. Перейдя затем и сам Скалистый (переправа н/к) останавливаемся на обед (точка 460). На сухой протоке много сухого топляка, разводим большой костёр и греемся! На костре же и варим обед.

Продолжаем подъём вдоль правого берега Большой Хапицы по сухим и маловодным протокам, по лугам. Кусты опять же почти везде получается обойти. Через 1,5 км после устья Скалистого переходим обратно на левый берег Хапицы (брод ещё чуть проще) - теперь положе левый берег. Ещё через километр возвращаемся на правый берег (брод аналогичен предыдущему). По лугу подходим к очередному прижиму (фото 07.08). Кажется, что пройти вдоль воды не удастся. По террасе тянется луговина - суёмся туда. Луговина упирается в поросший густыми кустами склон. До выполаживания на нашем правом берегу - не более 300 метров. Решаем пройти по кустам. На эти 300 метров у нас ушло 30 минут - кустарник густой, крутизна склона достигает 35 градусов. Полазили вдоволь - пешеходный туризм же!

Но этот участок оказался единственным таким суровым «кустингом» на всём протяжении долин Успенского и верховьев Большой Хапицы. Чем мы, в общем-то, были приятно удивлены.

Выше прижима идём вдоль русла по лугам, галечникам. Прижимы совсем короткие и осыпные, подниматься от воды не приходится. Переходим ещё раз Хапицу туда и обратно, но уже без проблем: по снежному мосту (фото 07.09) и по камням.

Поднимаемся до стрелки - слияния трёх истоков Большой Хапицы: основного истока (правый), притока из-под перевала Успенского (средний) и малого безымянного притока (левый).

Перейдя по камням основной исток Большой Хапицы останавливаемся на ночлег между ним и притоком из-под перевала Успенского (фото 07.10, точка 470). Дров хватает, вода рядом.

2 августа. 8-й ходовой день. Слияние истоков Большой Хапицы - перевал Удинский (1А) - траверс Восточного хребта (1Б, п/п) до перевала Снежный

16,1 км вверх 1390 м вниз 250 м чистое ходовое время 8 часов

Выход в 7:30. Направляемся вверх по течению вдоль русла притока Большой Хапицы, вытекающего из-под перевала Успенского (см. фото 07.10). Вначале путь проходит по галечникам вдоль русла (фото 08.01) и участкам травянистых террас. Выше начинают попадаться осыпные прижимы (фото 08.02). Путь резко облегчается, когда в паре километров выше слияния начинают попадаться снежники, полностью перекрывающие русло ручья (фото 08.03). После точки 472 ручей уже постоянно течет под толстым слоем снега (фото 08.04). У маленького притока мы даже набираем воды на предстоящий на траверсе обед.

Входим в полосу тумана и продолжаем подъём по пологим снежникам к перевалу Удинскому. Через 2 часа 45 минут после выхода с места ночёвки поднимаемся на перевал (фото 08.05). Ни намёка на тропу ни с одной из сторон перевала нет, хоть он и нанесён на топографической карте масштаба 1:100000. Не видели мы ни троп, ни следов стоянок и в долине Большой Хапицы. Разве что охотники забредают сюда, да и то редко-редко. Но остатки тура на перевале есть: камни разворошены (очевидно, медведем).

Подновляем тур и закладываем записку (фото 08.07). Долго же ей тут лежать (будем рады ошибиться)! Только закончили с туром, как туман рассеялся. Как же прекрасен вид в долину Быстрой! Не будем тратить слов - смотрите фото (08.06, 08.09-10). А лучше сами планируйте маршрут в эти замечательные места!

Погода улучшается, причём в самый нужный момент! Не теряя времени, отправляемся на траверс Восточного хребта - одну из изюминок маршрута.

По короткому крутому (до 35 градусов) травянистому склону (фото 08.08) поднимаемся на северо-западное плечо перевала. За ним к северу идёт достаточно широкий и пологий хребет (фото 08.10). На следующей седловинке останавливаемся на обед (вода у нас с собой). За обедом удаётся хорошо подсушиться.

Виды вокруг изумительные (фото 08.09, 08.11, 08.13), особенно прекрасны верховья левого притока Быстрой (см. фото 08.10, не передающее, конечно, всего богатства цветов): террасы с озёрами и осыпи золотого цвета. Побывавшие на хребте Черского сразу вспоминают верховья Буордаха!

После обеда идём вдоль хребта на север (фото 08.12, 08.14), к вершине 1624,5 м. Справа виден приисковый посёлок (фото 08.15). По полученным до похода сведениям он был заброшен ещё на рубеже веков, но сейчас там явно теплится жизнь: двигается техника, даже слышен звук движка. Веселимся, представляя себе удивление обитателей посёлка, если они нас увидят.

С вершины 1624,5 м открывается вид на дальнейший траверс вплоть до массива горы Шиш (фото 08.16). Вначале характер траверса почти такой же, не сложнее 1А к.т. (фото 08.17). Только перед вершиной 1846,8 м - более сложный участок. Гребень становится уже, принимает каменистый характер (фото 08.19). Перед самой вершиной крутизна возрастает до 35 градусов, оставляем рюкзаки на северо-восточном склоне вершины (фото 08.20) и поднимаемся налегке на вершину. Даже приходится полазить по крупным камням, совсем непохожим на камчатские. Вершина будто бы перенесена сюда с Полярного Урала или из Хибин!

Через 3 часа 30 минут после выхода с перевала Удинского поднимаемся на вершину 1846,8 м. За счёт восхождения на вершину 1846,8 м траверс имеет 1Б категорию трудности.

Следов пребывания людей на вершине нет. Складываем тур, кладём записку, фотографируем окрестности себя и себя на фоне окрестностей (фото 08.18, 08.21-23). Называем вершину Тихая Хапица - существительное от реки, берущей здесь исток, а прилагательное от царящего в данный момент безветрия.

Возвращаемся к рюкзакам, траверсируем северо-восточный склон вершины (фото 08.20) и снова выходим на водораздельный гребень Восточного хребта (фото 08.24). Впереди открывается во всей красе массив горы Шиш (фото 08.25-26).

Идём по гребню на север, обходя симпатичные лавовые останцы. Местами по гребню вьётся довольно мощная звериная тропа, судя по следам и помёту используемая и копытными, и медведем.

Самая ближайшая к массиву Шиш седловина - перевал Снежный (1Б), пройденный насквозь в 2010 году группой А.Э. Миллера. Мы останавливаемся на следующей к югу седловине, так как с неё нам кажется, что на Снежном менее удобно ночевать. Сбегавшая на Снежный разведка приносит две новости: во-первых, там действительно хуже площадки для палаток во-вторых, тур разворочен медведем, записка А.Э. Миллера нас не дождалась.

Останавливаемся на ночлег на следующей к югу от перевала Снежного седловине (фото 08.27, точка 529). Дров нет, воду принесли в бутылках в рюкзаке, спустившись за ней на 300 метров (по горизонтали, не по высоте) на снежники юго-восточного склона перевала, площадки для палаток потребовали минимального выравнивания.

Спуск от вершины Тихая Хапица (1846,8 м) до места ночевки с учетом радиалки на перевал Снежный занял 1 час 45 минут. Общее ходовое время дня - 8 часов. Следов пребывания людей не видели от перевала Удинского до перевала Снежного.

Вечером от координатора приходит весьма пессимистический прогноз на ближайшие дни.

3 августа. 9-й ходовой день. Перевал Снежный (1Б) - р. Снежинка - пер. Ледниковый (1А, 1550) - р. Ледниковая - пер. Обходной (1А, 1500, п/п) - левый приток р. Березнячковая

11,7 км вверх 500 м вниз 1080 м чистое ходовое время 6 часов.

С утра Шиш затянут облаками. Переспрашиваем у координатора прогноз - ничего хорошего: облачность, осадки. А наверху весьма вероятна работа на скалах. Решаем на Шиш не идти и погоды не ждать. Шиш в этот день до верха так толком и не открылся, хотя осадки тоже не начались. Так и не знаем, правильно ли поступили, не пойдя на Шиш... Но уж больно убедителен был прогноз.

Собираемся, надеваем каски, делаем рекурсивное общее фото (09.01) и выходим в 8:40. Идём на запасной вариант через перевал Ледниковый и далее неизвестным перевалом в долину реки Березнячковая. Спускаться решаем с той седловины, где ночевали. На перевал Снежный только отнесли записку.

Спускаемся на северо-запад по заснеженной осыпи с самостраховкой ледорубом.

Кошки пока не надеваем, так как слой снега на осыпи не толстый (фото 09.02-03). Спустившись до низа осыпного островка (фото 09.04-05), надеваем кошки и кладём поближе верёвки на случай, если на леднике придётся связываться. Продолжаем спуск по снежным склонам до ледника (крутизна спуска не превышает 30 градусов). Ледник ниже того места, где мы выходим на его тело, практически открыт, присыпан только 1-2 см снега, редкие трещины отлично видны (фото 09.06), идём без связок в кошках.

Ниже ледника идём по оставшемуся от отступившего ледника ровному каменному полю, затем по травянистым террасам вдоль ручья Снежинка до впадения в него правого притока, вытекающего из-под перевала Ледникового. Поворачиваем на север, в долину притока. На устьевой уступ поднимаемся левее русла по ходу, там положе. Выше уступа - пологая долина, где удобно ночевать (фото 09.08). Подъём пологий, по траве и некрупным камням в русле. В верхней части русло занято снежными полями (фото 09.09). Предперевальный взлёт короткий (фото 09.10), снежный, крутизна до 30 градусов. Ступени с трудом, но выбиваются, самостраховка ледорубом.

Через 3 часа 10 минут после выхода с места ночёвки поднимаемся на перевал Ледниковый (1А). Тур цел, и в нём до сих пор лежит вполне «живая» записка первопроходцев: группы Тульской федерации туризма под руководством Александра Эдмундовича Миллера от 05.08.2010.

Фотографируемся (фото 09.11) и направляемся на спуск. Поскольку нам не нужно спускаться по Ледниковой, а нужно перейти перевал в долину Березнячковой, мы сразу расстаёмся с маршрутом группы А.Э. Миллера и направляемся косым траверсом травянисто-осыпного склона (крутизна до 30 градусов) вправо-вниз, на снежные поля (фото 09.13), покрывающие верховья долины (фото 09.12). Видно, что по ним без особых перепадов высот можно подойти под самый перевал в долину Березнячковой (фото 09.1415). После спуска к первому снежному полю находим ручей и устраиваем перекус с горячим чаем.

Затем по пологим снежным полям (фото 09.13) и участкам пологих каменных россыпей за два перехода подходим под перевал. Подъём от русла правого истока реки Ледниковой на перевал занимает не более 20 минут. Поднимаемся по небольшой ложбине правее по ходу. Так положе, чем «в лоб», но ложбина выводит заметно выше перевальной точки (фото 09.16). Пожалуй, посоветуем подниматься на перевал прямо «в лоб».

Перевал не сложнее 1А, сведений о его прохождении нет, следов пребывания людей на нём нет. Складываем тур и кладём записку, в которой нарекаем перевал именем Обходной. Ибо обходим через него массив горы Шиш (фото 9.17). Путь от перевала Ледникового до перевала обходного занял 2 часа 10 минут.

Спуск с перевала на север чуть круче, но только в самом верху достигает 30 градусов, а ниже - не более 20. Вначале аккуратно подстраховываемся палками/альпенштоками, а дальше идём быстро. Снежник покрывает и склон, и более ровную часть русла левого притока Березнячковой (фото 9.18) - идти одно удовольствие (фото 9.19).

Через 40 минут спуска выходим на площадку на левом берегу левого притока реки Березнячковой (фото 09.20-21) и останавливаемся на ночлег (точка 560). Площадки отличные, дров нет, вода рядом в ручейках.

4 августа. 10-й ходовой день. Левый приток р. Березнячковая - р. Березнячковая - р. Бол. Хапица

14,2 км вверх 0 м вниз 1120 м чистое ходовое время 8 часов

С ночи начинается дождь, не прекращающийся и утром. Завтрак по схеме «каша в палатке, чай на улице» и выход в 7:15. Спускаемся в северном направлении вдоль русла левого притока Березнячковой. Практически всё русло перекрыто снегом, спускаться легко (фото 10.01-02). Выходим в русло крупного левого притока Березнячковой, который, пожалуй, справедливее назвать левым истоком реки, и поворачиваем вдоль его русла на северо-запад. И это русло тоже перекрыто снегом (фото 10.03). Затрудняемся сказать, каждое ли лето снег сохраняется до августа в таких количествах. При его отсутствии скорость движения по долине, конечно, заметно упадёт.

Внезапно буквально в 50 метрах перед ведущим с заснеженного русла вскакивает и убегает на склон небольшой медведь (фото 10.04). Ведущий сразу останавливается, чтобы собрать растянувшуюся метров на 50 группу (в лесу и кустах мы всегда держались тесно, а при хорошей видимости на открытых пространствах иногда чуть растягивались в пределах этой видимости). После короткой дискуссии о том, самостоятельный ли это двух-трёхлеток или годовалый медвежонок (второй вариант подразумевает наличие неподалёку мамаши), собираемся в тесную группу буквально плечом к плечу и двигаемся дальше вниз по руслу. Подойдя к месту, откуда выбежал медведь, обнаруживаем причину его интереса: в покрывающем русло снежнике зарыт горный баран, сейчас от него наружу торчит только рог, вокруг которого - следы когтей. Скорее всего, баран сметён сюда лавиной, и медведь только недавно обнаружил находку и приступил к раскопкам. В темпе уходим вниз плотной группой.

Всё хорошее рано или поздно кончается. Кончился посередине второго перехода и снежник в русле. Далее идём вдоль русла по правому берегу, долина принимает Vобразный характер. Большую часть пути удаётся пройти по камням вдоль русла, лишь иногда выбираясь на правобережную террасу над небольшими прижимами (фото 10.0506). Иногда попадаются и отдельные снежные пробки (фото 10.07). На повороте русла левого истока Березнячковой с северо-запада на север слева впадает приток с живописными водопадами. За ним долина ненадолго расширяется (фото 10.08), но затем снова сужается. Чаще приходится идти на отдалении от берега, впрочём, проходимость неплохая: заросли кустов в основном обходятся по луговинам или сухим и маловодным протокам.

Через 2 часа 10 минут после выхода с места ночёвки выходим на слияние двух истоков реки Березнячковой (точка 563). Переходим правый исток вброд (ширина около 8 метров, глубина до 40 см, течение среднее) и продолжаем путь по правому борту долины вниз по течению. Почти на километр вниз от слияния правый борт достаточно пологий. Приходится идти и вдоль русла по камням, но есть и участки луговин. Затем долина снова сужается (фото 10.09), идём вдоль русла по камням и небольшим осыпным прижимам. В одном месте перелезаем снежную пробку на реке.

У небольшого правого притока (точка 567) прижимы заканчиваются и долина расширяется. Мгновенного облегчения это, правда, не приносит: на правом берегу - царство кустов. Некоторое время ещё пытаемся идти вдоль русла (фото 10.10), но вскоре кусты подступают к самой воде и «выжимают» нас на берег. Поднявшись от реки на правобережную террасу, идём по ней. Пытаемся лавировать между кустов по зарослям шеломайника (фото 10.11). Поскольку скоро от реки надо уходить, устраиваем обед (4 часа 10 минут ходового времени от места ночёвки) и набираем запас воды с собой.

Приняв последний правый приток, Березнячковая выходит из гор и поворачивает к западу по широкой долине Большой Хапицы. Здесь мы уходим от реки, продолжая движение в северном направлении, чтобы выйти на Большую Хапицу кратчайшим путём. Троп в долине Хапицы на этом уровне всё равно нет. По крайней мере, группе А.Э. Миллера они не попались. Эти 4 километра до Хапицы дали нам прочувствовать всю соль и прелесть хождения по камчатским зарослям. Здесь, на почти ровной поверхности на высоте 100-200 метров над уровнем моря эту растительность уже мало что сдерживает. Луговин почти нет, облегчением воспринимаются сплошные заросли двухметрового шеломайника (фото 10.12-13). А основным «блюдом» являются различные кусты, мало чем уступающие кедровому стланику (фото в кустах нет, ибо фотографам было не до того). Вначале скорость не превышает 0,7-0,8 км/ч, затем, за счёт эпизодического появления луговин, средняя скорость возрастает до 1,2-1,3 км/ч.

На Хапицу выходим только в восьмом часу вечера. Спускаемся к реке вдоль русла маленького ручейка и обнаруживаем, что места для ночлега здесь совсем нет, слева и справа - прижимы. Приходится вылезать, цепляясь за кусты, по склону крутизной до 40 градусов на нижний по течению прижим. С верха прижима осматриваем окрестности (фото 10.14) и видим вожделенную плоскотину у реки. Направляемся туда.

Останавливаемся на ночлег (точка 574) через 3 часа 50 минут ходового времени на правом берегу Большой Хапицы. Дров сколько угодно, вода из реки, площадки для палаток пришлось немного расчистить от валежника (фото 10.15).

К вечеру развиднелось, и виды с отмели открываются потрясающие (фото 10.16)!

5 августа. 11-й ходовой день. Река Большая Хапица - река Голубельная (до высоты 270 м)

17,9 км вверх 190 м вниз 20 м чистое ходовое время 7 ч. 20 мин.

Выход в 7:40. У места ночлега Хапицу можно разве что переплыть (фото 11.01), поэтому путь наш лежит вниз по течению вдоль правого берега Хапицы, до зоны разливов, начинающейся примерно в 1 км ниже устья Горно-Тополёвой.

Первый переход даётся тяжело, за 40 минут нам покоряются только 700 метров по «птичьему полёту». Вокруг кусты, только вблизи устья правого притока Хапицы (фото 11.02) можно немного пройти по галечникам. За притоком поднимаемся на верх прижима (фото 11.03), здесь кустов поменьше, а вскоре набредаем на тропу, основными пользователями которой, судя по следам, являются медведи (фото 11.04). За прижимом спускаемся на разливы Хапицы, некоторое время идём вдоль самой правой мелкой протоки (фото 11.05), в точке 576 выходим к большой воде.

Основных проток в данный момент в данном месте три. Понятно, что каждый год их слегка (а то и не слегка) перемывает, и от погоды уровень воды зависит радикально, поэтому оптимальное место брода каждая группа будет искать заново. К тому же группы, желающие перебродить Большую Хапицу, появляются здесь в XXI веке каждые 10 лет.

Сейчас протоки почти равномощные: ширина 20-30 метров, глубина до 80-90 см, течение около 2 м/с. Стенками из трёх человек проходится с заметным трудом (фото 11.07-11.09). Перед бродом тщательно герметизируем вещи, надеваем каски, расстёгиваем пояса рюкзаков.

На левом берегу попадаем в особо густые кусты, с великими трудами продираемся по ним в течение 20 минут до устья небольшого левого притока. Он оказывается мутным (см. фото 11.10), но чуть выше устья на берегу Хапицы есть небольшая поляна (точка 577). Решаем устроить здесь ранний обед и стирку, так как следующий поток более-менее чистой воды ждёт нас нескоро. Если уж прям поток - так вообще чуть ли не через неделю. Путь от ночёвки до обеда с разведками и переправой занял 2 часа 50 минут ходового времени.

После обеда переходим приток по лежащему бревну (фото 11.10) и направляемся перпендикулярно руслу Большой Хапицы на северо-восток, ибо там должна идти дорога. Здесь в лесу заметно меньше подлеска, идти легче (фото 11.11). Через 15 минут и впрямь выходим на колею (фото 11.12)! Бодро отправляемся по колее на северо-восток. Мы знаем (и по описанию А.Э. Миллера, и на космоснимках это отлично видно), что по руслу реки Голубельной некогда сошёл мощный сель, расчистивший русло от растительности от склона Ключевской до самой Хапицы. И надо просто обойти все кусты, пройдя по дороге до этого самого селевого русла Голубельной. Но лес слева от дороги казался так легко проходимым, что мы, пройдя по дороге меньше километра, совершаем большую ошибку: решаем срезать угол, образуемый дорогой и Голубельной, сэкономив тем самым 3 километра расстояния (которые прошли бы за 40 минут).

Расстояние-то мы, конечно же, сэкономили, но километр этой «срезки» мы шли 1 час 10 минут чистого времени. Легкопроходимый лес скоро закончился и начались кусты. А ещё по пути пришлось переходить по бревну канаву со стоячей водой. Не повторяйте нашей ошибки.

Изрядно попотев, выходим-таки на русло Голубельной (фото 11.13) и с облегчением поворачиваем на запад, к вулканам. Скорость, даже по жаре, тяжело переносимой на такой поверхности, вырастает до 4 км/ч. Пейзаж удивителен, хоть и довольно однообразен (фото 11.14-17). И всё бы ничего, только воды в реке Голубельной нет совсем. Группа А.Э. Миллера поднималась здесь десять лет назад после обильных дождей, а у нас дождь кончился сутки назад и особо обильным не был. Дело уже к вечеру, а воды нет. Один раз мы настолько поверили в шум слева, что отправили разведку за водой, но это был лишь ветер. И тут, на наше счастье, на горизонте появляется облачный фронт. Он быстро приближается (фото 11.18-19), и мы, поспешно отыскав ровное место за кустами в стороне от русла (кто его знает, какой мощности будет дождь - не спать же посреди селевого русла), ставим лагерь, начав с растягивания тента для сбора воды.

Успели (фото 11.20)! Но дождь, увы, непродолжителен (думали ли мы, что когданибудь будем жалеть в походе о том, что дождь слишком быстро кончился?). Воды хватает только на вечерние кашу и чай. И на НЗ 1 литр.

Дров вокруг много, площадки удобные - хорошее место, только вопрос с водой решается слишком необычным образом. Путь от обеда до места ночёвки занял 4 часа 30 минут ходового времени.

6 августа. 12-й ходовой день. Подъём по р. Голубельной (до высоты 900 м)

19,3 км вверх 630 м вниз 0 м чистое ходовое время 6 часов Выход в 7:30 без завтрака, так как воды у нас остался 1 литр на всех.

Продолжаем незаметный подъём на запад-северо-запад по руслу Голубельной, характер местности вокруг тот же. Вскоре после начала второго перехода набредаем на воду в русле. Завтрак! Ура!

Кстати, именно до этого места Голубельная на топокарте нарисована сплошной синей линией, ниже - только пунктир. Капитальная всё-таки вещь - топографическая карта. Хотя растительность на ней показана в далёком от сегодняшнего виде: кусты и редколесье должны уже остаться позади, но кустарники и невысокий березняк будут сопровождать нас сегодня до самого вечера.

После завтрака продолжаем путь на запад по сухим протокам, выбирая при случае более зелёные и менее пыльные (фото 12.01). Такой выбор приводит нас к руслу Сухой Хапицы - несмотря на разные названия, речные системы Голубельной и Сухой Хапицы соединяются протоками. Идём то по террасам над руслом, то вдоль самого русла (фото 12.02-03). Уткнувшись в сужение долины Сухой Хапицы (фото 12.04), решаем перейти на Голубельную. Перед уходом от воды обедаем (точка 588).

Берем курс на запад-северо-запад, мимо отметки 664,5 м. Пройдя через негустой лес (шли в основном по траве, обходя кусты, чередуя спуски и подъёмы), снова выходим на русло Голубельной (фото 12.05), проходим ещё два длинных перехода.

У границы зоны кустов и березняка натыкаемся на небольшой ручеек в русле. Поразмыслив, решаем дальше не идти. На перевал Вулканологов завтра к вечеру мы всё равно не успеем - до него 2400 метров набора высоты. Лучше переночевать здесь, с дровами и на мягком мху.

Останавливаемся на ночлег (точка 593, фото 12.06) на правобережной террасе реки Голубельной. Площадки ровные, удобные. Воду берем из маленького ручейка в русле Голубельной. Он, кстати, и утром был, хотя мы и запаслись водой на завтрак с вечера. За дровами приходится походить по окрестностям, но на летний костёр их вполне хватает.

7 августа. 13-й ходовой день. Верховья р. Голубельной - склоны Ключевской сопки (до высоты 2360 м)

12,6 км вверх 1460 м вниз 0 м чистое ходовое время 6 ч. 40 мин.

Выход в 6:40. Продолжаем движение на северо-запад по руслу реки Голубельной и покрытым старым пеплом террасам между её протоками, держа направление чуть правее перевала Вулканологов. Погода прекрасная, виды изумительные (фото 13.01-02).

Потихоньку втягиваемся в каньон Голубельной, на этот раз более серьёзный, с высокими стенами, с малым количеством мест для подъёма и спуска (фото 13.03). Пока идём по дну, преодолеваем простейшим лазанием скальную ступень 2 метра высотой (видна на фото 13.04), но выше в каньоне становится больше сложностей и мы поднимаемся по осыпной ложбине на левый борт каньона (фото 13.05) и выходим на плато (фото 13.06-07). Дальнейший путь пролегает по пепловым полям, полого поднимающимся к северо-западу (фото 13.08). Обед устраиваем у весьма малого истока Голубельной (точка 597). При дальнейшем подъёме крутизна плавно возрастает, и примерно от высоты 2200 м подъём проходит уже по снежным склонам и лавовым контрфорсам заметной крутизны, не превышающей, впрочем, 25 градусов (фото 13.09-10). Стараемся придерживаться выпуклых элементов рельефа - так спокойнее в плане камнепадов.

Подробно описать выбор пути сложно, вряд ли что-то сильно изменится от перехода на соседний контрфорс левее или правее. Важно лишь выдерживать общее направление и не выходить раньше времени на ледник Шмидта или обнажившийся в результате недавнего отступления ледника неустойчивый рельеф.

К 16 часам достигаем высоты 2360 метров. Далее следуют 400-450 метров наиболее крутого склона, и мы решаем дальше не идти, опасаясь, что выше удобных площадок не будет на протяжении нескольких часов хода. Здесь же мы обнаруживаем безопасное от камнепадов и достаточно удобное место для ночлега (точка 601, фото 13.10): площадки потребовали минимального выравнивания, вода есть в ручейке правее и выше палаток. Водой на завтрак запаслись с вечера. Дров нет.

8 августа. 14-й ходовой день. Склоны Ключевской сопки (высоты 2360 м) - перевал Вулканологов (1Б, 3300 м)

4,7 км вверх 940 м вниз 0 м чистое ходовое время 4 ч. 10 мин.

С утра довольно холодно. Выход в 7:10. Продолжаем подъём в северо-восточном направлении, практически параллельно леднику Шмидта, его край остаётся в 600-700 метрах к юго-востоку от нас. В интервале высот от 2500 до 3000 метров располагается самый крутой участок подъёма: средняя крутизна составляет около 25 градусов, соответственно, на некоторых участках крутизна достигает 30 градусов. Наиболее крутые взлёты несложно обойти (фото 14.01). Склоны имеют снежно-осыпной характер (фото 14.02-03).

Небо не совсем чистое, но погода пока хорошая, виды отличные (фото 14.04). Поднявшись до высоты 3000 метров, выходим на выполаживание склона и начинаем забирать левее (азимут ~ 280 градусов), выходя на ледник Шмидта в его пологой части (фото 14.05). Ледник практически открыт, по поверхности льда текут ручьи. Идём вдоль ручьёв - полого и можно не бояться трещин, так что идём по одному и без кошек (фото 14.06).

В 12:15 выходим на перевал Вулканологов. Здесь стоит домик и вокруг палатки коммерческих туров (мы единственная спортивная группа, самодеятельных туристов нет). Останавливаемся на ночлег на площадках восточнее домика (фото 14.07). Дров нет, воду берем в ручье, стекающем со склонов вулкана Камень в 150 метрах восточнее седловины. Ручьи есть и прямо на седловине, но пить из них не рекомендуется по санитарным соображениям. Не все доходят до полустационарного туалета, который стоит в 100 метрах от домика в сторону склона Ключевской Сопки.

Ключевская Сопка вся засыпана камнями от свежих извержений, из групп, пытавшихся на неё взойти, никто до вершины не дошёл.

Собираемся завтра на восхождение на Камень, делим перекус, складываем рюкзаки, обсуждаем тактику.

9 августа. 15-й день. Днёвка на перевале Вулканологов по погодным условиям

Погода портится с ранней ночи, уже к полуночи дует сильный ветер, наметающий в палатку мелкий вулканический песок. Стоять на улице спиной к ветру можно, лицом к ветру уже весьма неприятно, идти против ветра совсем тяжело. Палатки сильно гнутся, но не ломаются. К концу ночи к ветру добавляется снегопад. К рассвету на улице метёт уже вполне зимняя метель, в мельчайшие щели тента намело сначала песка, а затем снега (фото 15.01-02). О восхождении в такую погоду речи не идёт.

Сидим (чаще лежим) в палатках, готовим в тамбуре. Топим снег - ручьи замёрзли.

Вышедшая по надобности на улицу участница влетает назад в палатку со словами:

«Как всё-таки хорошо быть мужиком!!!»

Погода до самого вечера остается той же (фото 15.03-04 - кратковременное улучшение погоды, достаточное для того, чтобы Марат Измайлов отважился вылезти из палатки с фотоаппаратом). Просматривающий погодные сайты координатор приносит добрую весть, что у нас на перевале ветер 10 м/с. Хорошо бы...

10 августа. 16-й ходовой день. Перевал Вулканологов - плато Малая Антарктида

8,6 км вверх 0 м вниз 600 м чистое ходовое время 2 ч. 20 мин.

Ночью снег не унимается, два раза вылезали откапывать палатку. Только после рассвета снег ослабевает, а после завтрака прекращается совсем, облака раздувает. Ледяной ветер, впрочем, остаётся. Идти на восхождение в такую погоду крайне некомфортно, да и поздно уже. Прекратился бы снег ночью или совсем ранним утром - ещё можно было бы об этом задуматься.

С мечтой о Камне и Ключевской приходится распрощаться. Решаем спускаться на плато Малая Антарктида, в верховья ледника Богдановича, с прицелом подняться завтра рано утром на перевал Плоский и дальше смотреть по обстановке.

Максимально собираемся в палатках, вплоть до надевания страховочных систем. Выходим в 11:00, направляемся на запад-северо-запад, на спуск с перевала. Достаточно немного приспуститься с перевала, чтобы ветер заметно ослабел. Да и дует он, к счастью, в спину.

Снега выпало не так уж и много, но на подветренный склон его поднамело прилично, так что идём в связках (фото 16.02-03). Пройдя около 2 км от перевальной точки, сходим со льда направо, на шлаковые холмы. Важно сделать это не слишком рано, чтобы не замучиться лазить по пересечённым склонам Ключевской, и не слишком поздно, чтобы потом не набирать потерянную высоту. При хорошей видимости это несложная задача - мы пересекаем всего несколько невысоких гряд без больших перепадов высот и выходим на верхнее плато, с которого на юго-запад и северо-восток растекаются ледника ледники Богдановича и Эрмана (фото 16.04-05). На шлаковом острове стоят остатки домика вулканологов (фото 16.06). Выходим на ровную поверхность ледника и направляемся к подножию перевала Плоского (фото 16.07).

Останавливаемся на ночлег на ровной части «ледораздела» ледников Богдановича и Эрмана (плато Малая Антарктида, точка 610, фото 16.08) примерно в 200 метрах от начала подъёма на перевал Плоский на ровных пепловых площадках. Слой пепла на льду не толстый, но теплоизоляции вполне способствует. Дров нет, вода в большом ледниковом ручье. Водой на завтрак запаслись с вечера.

11 августа. 17-й ходовой день. Перевал Плато Малая Антарктида - перевал Плоский (2А, 3450) Радиальное восхождение на вулкан Крестовский (2А-2Б, 4057)

6,7 км вверх 1350 м вниз 630 м чистое ходовое время 8 часов

Выход в 6:15 - у нас на сегодня большие планы: погода хорошая, и её надо «ловить за хвост» - планируем подняться на перевал Плоский и сегодня же сходить на Крестовский.

Траектория подъёма на перевал Плоский с востока напоминает букву Z (см. фото 16.07). Начинаем подъём в кошках и связках. Вначале подъём проходит по пологим склонам (фото 17.01), приводящим нас к зоне трещин. Трещины обходятся (фото 17.02) или перешагиваются. Только две трещины приходится переходить по снежным мостам и ледовым гребешкам, одну из них - даже с элементами простого лазания (фото 17.03). Переходящего подстраховываем через ледобур.

Выше - ровный ледовый склон крутизной около 20 градусов (фото 17.04) - средняя часть буквы Z. На «углу» буквы Z - самый крутой участок: около 30 градусов, а одну трещину надо перешагнуть с опорой на ледоруб, она узкая (не более 20 см), но перепад высот между верхним и нижним краями составляет около 80 см (фото 17.06). На перегибе склона, где подъём переходит в пологое плато между вулканами Ушковским и Крестовским, крутизна уменьшается, но здесь расположены самые большие трещины. Их тоже удаётся обойти или перейти по мостам. На фото 17.07 показано преодоление самой серьёзной трещины, здесь переходящего также подстраховывали через ледобур. Обойдя остальные трещины (фото 17.08), выходим на плато перевала Плоский.

На перевальную точку выходить нет смысла: и ночевать на снегу, и ветер сильнее, да и тура там нет.

Останавливаемся на ночлег на шлаковых площадках в восточной части плато (точка 615). Вид и расположение лагеря см. на фото 17.21 и 18.01. Дров нет, вода рядом, в ручье на леднике. Водой на утро запаслись с вечера. Площадки удобные, ровные.

Перевал Плоский с восточной стороны - несложная 2А. Мы прошли весь подъём без перил, подстраховывая переходящего трещину через ледобур в трёх случаях. Но менее опытной группе могут потребоваться перила или (при радиальном восхождении) попеременная страховка. Наверняка перила пригодятся на спуске при преодолении трещины в «углу» буквы Z. Найти сложностей на 2Б сейчас можно только зачем-то пойдя по совсем другому пути. Ну, или обстановка изменится в этом сейсмически неспокойном районе.

У нас подъём на перевал от места ночлега занял 3 часа 40 минут ходового времени.

После раннего обеда немного отдыхаем, собираем штурмовые рюкзаки, укрываем оставшееся снаряжение тентом и в 11:25 выходим на восхождение на вулкан Крестовский.

Путь восхождения абсолютно очевиден - это юго-восточный гребень, выводящий на юго-восточный край вытянутого и почти плоского вершинного гребня. По этому гребню ещё 800 метров на северо-запад до вершины Крестовского. Даже не хочется портить фото нанесением столь очевидного пути. ров по перилам в два участка (фото 17.14), закреплённым на скальных выступах. К третьей станции путь по снежному склону (фото 17.15), перила служат для подстраховки. Дальше тоже выпускаем первого со страховкой (фото 17.16) - на гребне есть узкие участки. Четвёртая станция на льду (два сблокированных ледобура) несколько выше небольшой седловинки между льдом и скалами (фото 17.17). На всём протяжении перила выполняют роль подстраховки на узком гребне, лазание несложное (фото 17.18). Выходит около 100 метров перил, но практически без перепада высот. На наш вкус, в сухую погоду лучше идти нашим путём, чем спускаться и подниматься в обход жандарма.

Выше четвёртой станции простой и пологий снежный склон выводит на вершину вулкана Крестовского (фото 17.19). Подъём от лагеря на плато перевала Плоского до вершины занял 3 часа ходового времени. Спуск в лагерь (со снятием навешенных на подъёме перил) - 1 час 50 минут.

Восхождение на вулкан Крестовский классифицировано 2Б категорией трудности. У нас в этом есть сомнения. Оставляем решение о категорировании препятствия по факту прохождения за МКК. На расчёт категории сложности по утверждённой методике выбор между 2А и 2Б не повлияет.

12 августа. 18-й ходовой день. Перевал Плоский - вулкан Ушковский (1Б, 3903) - верховья ручья Левого Козыревского

10,4 км вверх 480 м вниз 1280 м чистое ходовое время 6 ч. 50 мин. Задача на сегодня - пройти траверс вулкана Ушковского и спуститься с него на юг как можно ниже. Утром отличная погода. Выходим в 7:20.

Подъём на Ушковский с плато перевала Плоского исключительно однообразен: бескрайнее снежное поле (фото 18.01), крутизной не более 15 градусов. Просто идём в связках (фото 18.02), в кошках и касках. Иногда проваливаясь. Иногда выше колена. И так четыре 45-минутных перехода до осыпной площадки на северо-восточном краю огромного древнего заполненного снегом и льдом кратера. На площадке сложены и свалены всякие железные и деревянные палки и рейки - гляциологический инструмент (фото 18.03).

Именно отсюда, судя по всему, и поворачивают назад почти все идущие на Ушковский, поскольку главная вершина выше всего на несколько метров, а идти до неё ещё довольно далеко.

Мы же идём дальше на юг, а потом на юго-восток по шлаковому гребешку (фото 18.04-05), снежному полю (фото 18.06) и снова по гребешку до главной вершины высотой 3903 метра (фото 18.07).

Сюда и в самом деле мало кто доходит: в туре обнаруживается записка группы Петрозаводского государственного университета под руководством В.С. Орлова от 16.08.2010, снявшей, в свою очередь, записку того же года, оставленную группой из Тулы под руководством А.Е. Леонова.

Путь от места ночёвки до главной вершины Ушковского занял 3 часа 50 минут ходового времени. Спрятавшись от пронизывающего восточного ветра на отличной полке (здесь можно даже ночевать!), обедаем (фото 18.08).

После обеда снова связываемся в связки и продолжаем обход кратера вулкана Ушковского по часовой стрелке, шлаковый гребень быстро заканчивается и мы продолжаем путь по снегу. Относительно свежих описаний спуска с этой стороны Ушковского мы нашли два: А.Э. Миллера 2010 года и И.С. Пугаченко 2018 года. Группа Александра Эдмундовича спускалась сначала правее, а затем левее ледника Козыревского, пересекши сам ледник по его пологой части, и оценила трудность спуска 1Б к.т. Группа

Ильи Пугаченко спускалась по самому леднику Козыревскому до ледопада, а оттуда уходила налево, оценив путь как 1Б с возможностью повышения до 2А при малом количестве снега.

Мы выбираем вариант Пугаченко, ибо если чего и не хватило в этом походе, так это технической работы. Остаётся только попасть на спуске на ледник Козыревский. При ограниченной видимости, кстати говоря, это может быть весьма непросто, но сейчас ложбина ледника видна прекрасно (фото 18.09-10).

Верховья ледника изобилуют трещинами, но путь, позволяющий их обойти или перешагнуть, можно найти без труда (фото 18.11). Постепенно ложбина врезается всё глубже в ледовый панцирь Ушковского (фото 18.12) и «ледопадистые» борта становятся всё красивее (фото 18.13). Завершается всё это великолепие ледовым обелиском (фото 18.14). Горячо рекомендуем этот путь спуска! И сочувствуем спускавшейся здесь в туман и не видевшей большинства красот группе И.С. Пугаченко.

Наконец, ложбина раскрывается, мы выходим на ровную часть ледника (фото 18.15). Почти сразу упираемся в ледопад (фото 18.16). Выходим с ледника налево по ходу, на пологие снежники (фото 18.17) и шлаково-осыпные склоны. Спускаемся по ним влево-вниз (азимут ~ 200 градусов) в верховья ручья Левого Козыревского (фото 18.18) и у первого ручейка с пологими берегами останавливаемся на ночлег (точка 628). Дров нет, вода чистая, площадки удобные.

Спуск до места ночлега от вершины Ушковского занял 3 часа ходового времени.

13 августа. 19-й ходовой день. Верховья ручья Левого Козыревского - ручей Бараний Радиальный выход к каньону реки Студёной

27 км вверх 100 м вниз 1420 м чистое ходовое время 7 ч. 30 мин. Выход в 7:00. Направляемся на юг, переваливаем в долину ручья Нижнего Трудного, затем, пройдя между сопками 2149,9 м и 2015,0 м, переваливаем в долину ручья Крутобережного, а затем и в долину ручья Левого Бараньего. В хорошую видимость ориентирование на этом маршруте не составляет трудностей, в плохую же надо тщательно и непрерывно отслеживать ориентиры или пользоваться GPS. Характер местности: шлаковые поля (выше голые, ниже покрытые мхом и травой - фото 19.01), достаточно широкие русла ручьёв (фото 19.02).

Продолжаем спуск по долине Левого Бараньего, а потом основного ручья Бараньего (фото 19.03-04). В точке 634 выходим на колею, приходящую сюда от стоянки «Столик». Дальше с рюкзаками идти сегодня не имеет смысла. Русло Бараньего по доброй камчатской традиции воды не содержит, поэтому проходим 500 метров к востоку, под уступ левого борта долины Бараньего, где лежат снежники. Возле одного из текущих со снежников ручьёв ставим лагерь на прекрасных мягких площадках (точка 635, см. фото 19.07). Дров нет. Путь сюда от места ночёвки занял 4 часа 50 минут ходового времени.

После обеда отправляемся в радиальный выход к каньону реки Студёной. Путь туда проходит по колее и пологим травянистым склонам, болот практически нет. Без навигатора найти каньон непросто, даже за 200-300 метров он совсем не бросается в глаза. Впрочем, координаты есть на сайте национального парка, и мы находим каньон без труда. Сходить сюда однозначно стоит (фото 19.05-06)!

На обратном пути решаем зайти на поляну эдельвейсов, с которой в дополнение к эдельвейсам обещан шикарный вид на долину Студеной. Но мудрая природа решает, что хватит с нас шикарных видов, пора бы и честь знать. Поэтому эдельвейсы мы находим, а долину Студёной тщательно укутывает туман. Прождав полчаса, возвращаемся в лагерь (фото 19.07).

14 августа. 20-й ходовой день. Ручей Бараний - Бараньи скалы - стоянка «Столик»

11,7 км вверх 30 м вниз 300 м чистое ходовое время ч. мин.

Машина к стоянке «Столик» заказана по спутниковому телефону на полдень. Выход в 7:20. Колея делает петлю к северу, чтобы идти по более сухим местам, ближе к склонам. Нам сейчас это не требуется, довольно сухо, и мы идём прямо к вершине 1378,6 м по невысокому кочкарнику (фото 20.01) и пологим травянистым террасам (фото 20.02). Погода с утра ветреная, вулканы периодически окутывает туман (фото 20.03). Снова встречаемся с колеёй и дальше продолжаем движение по ней. В точке «РЮК» оставляем чуть в стороне от дороги рюкзаки и отправляемся посмотреть на Бараньи скалы, также знаменитые эдельвейсами и видами глубоко вниз на долину Студёной, хотя более мудрые участники и не верят в то, что туман рассеется.

К Бараньим скалам тоже ведёт колея (фото 20.05), в 2011 году её ещё не было. Место обретает популярность. Более мудрые участники верно прозрели намерения тумана - ничего более отображённого на фото 20.04 мы не увидели. Но хоть скоротали время до машины.

Возвращаемся к рюкзакам и идём по дороге к «Столику». По пути фотографируем исключительной красоты озерко (фото 20.06). Оно же является ближним к «Столику» источником воды - запасайтесь заранее, на самой стоянке воды нет!

Стол, давший название стоянке, укрыт навесом, а рядом построен дом национального парка (фото 20.07). На финиш маршрута приходим в 10:50. До машины успеваем попить чаю.

Спасибо, Камчатка!

14-17 августа. Стоянка «Столик» - Козыревск - Петропавловск-Камчатский - Москва

От стоянки "Столик" нас забрал "Урал-вахтовка" и за полтора часа спустил в Козыревск. Дорога красивая, в верхней части сильно разбитая. В Козыревске забрали городские вещи, хранившиеся у Дмитрия Дубенко, сразу пересели в микроавтобус и поехали в Петропавловск В Мильково наспех перекусили в придорожном кафе на заправке и к ночи были в Петропавловске. По дороге тщетно пытались найти гостиницу или хостел, ничего не получалось, мест не было нигде. Выручили нас местные туристы, с которыми мы познакомились на перевале Вулканологов. Решайте вопрос жилья в городе заранее.

Часть группы улетала на следующий день, часть через день, поэтому мы не везде ходили вместе, но в целом программа была следующая:

1. Мы съездили, конечно же, на берег Тихого океана, на всем известный Халактырский пляж с его черным песком, который, кстати, магнитится. После нашего похода, к сожалению, пляж ещё стал более знаменитым, потому что произошло огромное отравление морских животных и загрязнение воды. Вся группа успешно искупалась в холодных водах Тихого океана, понаблюдала за сёрферами. Машину до пляжа можно заказать в любом такси, за некоторую плату водитель подождёт вас на пляже и отвезёт обратно.
  2. Съездили на горячие источники, их в окрестностях города хватает, мы свой выбор остановили на источниках «Зеленовские озерки» [3] - отличное место!
  3. Посетили музей вулканологии, очень красочный, интерактивный музей, хотя с научной точки зрения недостаточно информативен.

Особо по кафе мы не ходили, цены на общепит довольно высокие, званый ужин устроили дома. Ну и в свободное время погуляли по набережной Авачинской бухты, по центру города, сходили на рынок, закупились рыбой и икрой.

Картографический материал

В электронной версии карты представлены отдельными файлами:

обзорная схема заявленного маршрута с запасными и аварийными вариантами обзорная схема пройденного маршрута маршрутные карты, скомпонованные по дням (одному или нескольким).

Исходные маршрутные точки и трек, выгруженные из GPS-приёмника, собраны в приложенной к электронной версии отчёта папке «Исходные данные GPS Камчатка-2020».

Вот ссылка на исходные данные, выгруженные на сайт nakarte.me

В исходных материалах даты точкам присвоились автоматически по Гринвичскому времени, поэтому иногда из-за большой разницы во времени между Лондоном и Камчаткой первая или последняя точка «уплывает» в другой день. Исходные данные ценны своей полнотой.

Если же карты Вам нужны как иллюстрация к техническому описанию, то вот ссылка на треки, проложенные на сайте nakarte.me вручную строго вдоль пройденного маршрута - здесь каждый из участков строго соответствует своему дню. Кстати, эти же треки использовались для измерения зачётной протяженности маршрута.

Эти треки также сложены в отдельную папку «Треки нарисованные nakarte» и ценны своей наглядностью.

Надеемся, что в сочетании с обзорной схемой будет всё понятно. Если остались вопросы - всегда можно обратиться к руководителю по контактам, приведённым на титульном листе.

Условные обозначения на обзорной схеме заявленного варианта маршрута

Красным цветом обозначен основной заявленный маршрут, указаны места ночлегов (приведена дата прихода на бивак).

Зелёным цветом обозначены запасные варианты маршрута.

Лиловым цветом обозначены аварийные выходы с маршрута.

Условные обозначения на обзорной схеме пройденного варианта маршрута и на отдельных маршрутных картах

Красным цветом обозначен пройденный маршрут, указаны места ночлегов (приведена дата прихода на бивак).

Сведения о материальном оснащении группы

Список личного специального снаряжения

1. ИСС (верх + низ)
  2. каска
  3. ледоруб
  4. треккинговые палки (8 участников использовали их, один - альпеншток)
  5. кошки
  6. ледобур - 2 шт. (+ ещё по одному на связку)
  7. фиксирующее устройство (жюмар и т.п.), способное работать на верёвках диаметром 9 мм
  8. страховочно-спусковое устройство (стакан, корзинка, реверсо и т.п.), способное работать на верёвках диаметром 9 мм 9. петля страховочная длиной 250 см 10. карабины:
    1. не менее 5 штук стандартной прочности (2 кН и выше вдоль большой оси) с винтовой муфтой, из них не менее 2 штук больших (с большим раскрытием, типа HMS), остальные любого размера и формы
    2. не менее 2 штук вспомогательных (себе на развеску, для «обобществления» на оттяжки) любых стандартной прочности, можно без муфты.
    3. прусики (кордалеты) из веревки диаметром 6-7 мм: длиной 2,5 м (длина измеряется в «незакольцованном» состоянии) длиной 4-5 метров (длина измеряется в «незакольцованном» состоянии).
    4. самостраховка рюкзака очки солнцезащитные перчатки или рукавицы для работы с верёвкой.

Список группового снаряжения

Категория

Наименование

Масса, г

Палатки

Нова Тур "Хан-Тенгри 4" (тент)

1940

Нова Тур "Хан-Тенгри 4" (палатка)

Нова Тур "Хан-Тенгри 4" (каркас)

Нова Тур "Хан-Тенгри 4" (тент)

1940

Нова Тур "Хан-Тенгри 4" (палатка)

Нова Тур "Хан-Тенгри 4" (каркас)

Тент

Тент «Сплав» 3х3 силиконовый с веревочками

Умывалка

паста, мыло туалетное и стиральное, шампунь, солнцезащитный крем

Горелки газовые

MSR Reactor (с ёмкостью 1,5 л)

Горелка газовая MSR со шлангом

«Экшен» видеокамера

Фотоаппарат запасной

Бумаги

Карты, описания, фотографии, маршрутка и прочее

Веревки

статическая Венто 9 мм (63 м)

динамическая 8,5 мм (60 м)

Айсбайль

BD Venom Hammer 50 (см. комментарий)

Лавинный лист

Скальное снаряжение

Набор крючьев

Набор закладок + экстрактор

Расходные петли

Сдёргивающая веревка

57 м

Жили в двух палатках «Нова Тур "Хан-Тенгри 4"« (увы, снята с производства): в одной 4 человека, в другой - 5. Палатка очень комфортная, для своей высоты весьма ветроустойчивая. Два больших тамбура, три полных (упирающихся обоими концами в землю) дуги. В плохую погоду мы готовили в тамбуре дежурной палатки, в ней же можно поужинать всей группой.

Шестеро спали в 3 двойных спальниках Сплав "Double 200" Primaloft, остальные трое - в одиночных. Спальник с утеплителем primaloft, вес 1600 г, можно вполне комфортно вдвоем спать при росте 160 - 180 см, дальше уже чуть менее комфортно.

Брали отдельный силиконовый тент фирмы Сплав, лёгкий и удобный. Пару раз очень пригодился для сбора дождевой воды. В дождливые дни устраивали обед под тентом.

Кухня предусматривала приготовление пищи как на дровах, так и на искусственном топливе.

Айсбайли двое участников носили в качестве личных ледорубов,

Особенности приготовления пищи

Для приготовления пищи использовали газовое оборудование: MSR Reactor с емкостью на 1,5 л и шланговая газовая горелка MSR. Дополнительно в качестве резерва была взята насадная газовая горелка Kovea 0707. Технология приготовления пищи на газе заключалась в следующем:

• в емкости 1,5 л на MSR Reactor воду доводили до кипения и переливали в основную кастрюлю (4 л)
  • кастрюлю ставили на горелку MSR и начинали готовить в ней еду
  • в MSR Reactor доводили до кипячения вторую порцию воды. Её также добавляли в кастрюлю
  • в MSR Reactor кипятили воду для чая. Чай заваривали в кане 6 л.

Время кипячения 1,5 л воды в MSR составляло около 3 минут.

В походе пищу готовили также и на костре, это целеустремленно делалось с целью экономии топлива (газа).

Всего на костре готовили 11 приемов пищи, а на газе - 48.

На костре готовили как обычно: еда в кастрюльке, чай в кане. Костровой тросик не брали и приспосабливали палку для подвешивания кастрюльки и кана.

Газ в количестве 15 баллонов по 450 грамм заказывали в ПетропавловскеКамчатском удаленно из Москвы (за координатами обращайтесь к руководителю), и он (Tourist GAS STANDARD TBR-450) отработал без нареканий.

За поход расход газа составил примерно 12,5 баллонов. Или 32 грамма/чел/день.

Особенности организации питания

Стандартно перед походом происходило обсуждение раскладки участниками группы, были выявлены продукты, которые впоследствии были исключены из списка. Раскладка в этот раз была скомбинирована из двух вариантов, уже отработанная многолетняя раскладка, с точным весом каждого продукта в отдельной порции блюда, была немного расширена продуктами из похода по хребту Черского 2019 года добавлением новых видов, к примеру необычных сладостей (восточной халвы, грильяжа, рахатлукума) и разнообразными видами супов. В итоге получилась легкая и очень разнообразная раскладка.

Входные данные:

1. Раскладка составлена таким образом, что норма питания на человека в день увеличивалась в течение похода: первая неделя - 416 г на лицо в день, вторая неделя - 428 г, третья - 472 г.
  2. Сахар в чай и перекусы (карманное питание) в общую раскладку не входили и были в «личке».
  3. На обед по обыкновению готовили супы, в штурмовые дни обходились чаем и перекусами (всего таких дней было 4) .
  4. В дни без супов на завтрак шли мясные каши.

Данные из раскладки по продуктам и по нормам:

Завтрак:

Рис мясной

Пшеничная каша

Кус-кус мясной

Также на завтрак включался чай, сладкое к чаю 25-30 г, сыр 25-35 г, сухое молоко, ягоды или мясо в кашу, масло топленое в кашу, сладкий сухарик или галеты.

Обед:

На обед мы заказывали супы с сайта https://photos.app.goo.gl/m12sPBxx5eFjAbySA, а также делали сами из сухого мяса, вермишели-паутинки и овощей, в добавлении традиционно к обеду полагался чай, сладкое к чаю, сыр или колбаса.

Ужин:

Гречневая лапша

Фунчоза бобовая

Киноа

Также на ужин были: мясо сушеное 25 г, сушеная рыба или вяленые кальмары вместо мяса к картофельному пюре, овощи сушеные, салец тертый, сухарь, чай и сладкое к чаю.

Ну и конечно же, специи: лимон с медом.

Продукты все закупали в Москве, в Петропавловске-Камчатском цены выше, чем в столице, поэтому закупать на месте раскладку смысла не вижу. Ходить когда в «личку» идет сахар в чай и карманное питание, считаю рациональным, потому что у всех разые вкусы и предпочтения. Уже несколько походов применяется практика на завтрак включать белый сладкий сухарь, на обед хлебцы, а на ужин самодельные сушеные сухари - в итоге получается разнообразно и вкусно. Мясо на ужины делал Дмитрий Ковальков, вместо сушеного мяса в супы был вкусный пеммикан. Для разнообразия в картофельное пюре вместо традиционного мяса добавляли сушеную рыбу или вяленого кальмара. Для приятного чаепития были выбраны несколько вариантов вкусных чаев с добавлением различных ароматных трав. На маршруте местами в изобилии растет голубика, поэтому можно, если не ленится, варить полезные компоты.

Смета похода

Статья расходовНа группу

На человека

Авиабилеты

207 000

23 000

Транспорт туда (вахтовка)

80 000

Транспорт обратно (вахтовка + микроавтобус)

60 000

8 440

Пребывание в нацпарке

2 250

Прочее (печать карт, батарейки и т.д.)

5 130

Итого

446 642

49 627

Заключение и выводы

Пройденный маршрут получился необыкновенно насыщенным и интересным. Ни в одном из походов не было такого разнообразия - с этим согласились все участники! Мы продирались через заросли кустарника на высоте 100 метров над уровнем моря и тропили выше колена по снегу на высоте 4000 метров над уровнем моря. Видели буйную растительность, траву выше человеческого роста и безжизненные пепловые поля. Мокли под дождём, бродили реки выше «развилки» и страдали от отсутствия воды, идя многие километры по сухим руслам рек.

Маршрут соответствует заявленной категории сложности. Пройден полностью в соответствии с заявленными в МКК основным и запасными вариантами маршрута.

В режиме первопрохождения пройдены участки маршрута суммарной протяжённостью 95 километров - треть маршрута.

Препятствия на маршруте разнообразны: снежно-ледовые перевалы и вершины до 2А-2Б к.т., снежно-травянисто-осыпные перевалы и траверсы с отдельными скальными участками до 1Б к.т., переправы до 1Б к.т., простые каньоны, буйная травянистокустарниковая растительность (до 2Б к.т.), болота (до 1А к.т.), снежный покров (до 1Б к.т.) - категории протяженных препятствий указаны по старой методике. Маршрут автономный, без забросок.

Ну, и комары с дождями - куда без них на Камчатке?

Залог успеха - сильная команда. Большая часть команды имела солидный опыт руководства маршрутами.

В состав группы вошли участники похода 5 к.с. по хребту Черского:

• Николай Мирошкин (9-кратный победитель Московского марш-броска, руководство маршрутами до 2 к.с.)
  • Софья Сафронова (тренер сборной ВШЭ по дистанциям)
  • Ольга Хазова (участница лыжных супермарафонов, руководство маршрутами до 4 к.с.).

Присоединились к нам также и опытные горники, походившие и пешеходные маршруты по хребту Черского и Сахалину:

• Константин Балакин (участие в горных маршрутах до 5 к.с., руководство пешеходными маршрутами до 3 к.с.)
  • Ксения Губина (участие в горных маршрутах до 5 к.с.).

К весне стало очевидно, что полностью срывается сезон в детском туризме, и с нами смогли пойти ведущие педагоги - руководители детско-юношеских групп Москвы, победители и призёры московских и всероссийских соревнований:

• Дмитрий Ковальков (руководство маршрутами до 5 к.с.)
  • Марат Измайлов (руководство маршрутами до 3 к.с.)
  • Роман Квасов (руководство маршрутами до 4 к.с.).

Получилась очень интересная, весёлая и на многое способная команда. Даже есть толика сожаления от неиспользованных возможностей - в техническом плане группа было готова на куда буппы И.С. Пугаченко [3]). Вдруг вам повезёт?

Замечателен траверс вулкана Ушковского со спуском по леднику Козыревскому! Удивительно живописен спуск с вершинного плато по ложбине ледника. Рекомендуем!

Даже не знаем, пригодятся ли кому-то рекомендации по Восточному хребту. Но будем верить в энтузиазм последователей.

Самое сложное в Восточном хребте - это дойти туда, а потом выйти обратно. Желающим сделать это со стороны океана остаются два реально возможных варианта:

• идти от океана пешком (см. отчёт группы А.Э. Миллера [1])
  • попробовать связаться с хозяевами прииска, работающего в верховьях долины реки Быстрой. Мы думали, что прииск заброшен, и были весьма удивлены, заметив там жизнь. Конечно, хозяева таких приисков всякую постороннюю деятельность не любят. Но попробовать можно. Как на точку аварийного выхода на прииск можно рассчитывать.

Заходов со стороны Северной группы вулканов на Восточный хребет, по большому счёту, два:

• через верховья Большой Хапицы, по нашему пути - может быть смело рекомендован. Растительность на пути от Овальной Зимина до перевала Удинского вполне проходимая (проходимая, разумеется, по суровым камчатским меркам)
  • с переправой через Большую Хапицу по разливам в 1-2 км ниже устья реки Горно-Тополёвой. Выше и ниже перейти Большую Хапицу будет тяжело, да и трудности переправой не ограничиваются: долина поросла кустами, троп в ней толком нет. А от упомянутых разливов к Ключевской Сопке ведёт долина реки Голубельной, русло которой покрыто селевыми отложениями и позволяет развивать скорость до 5 км/ч
  • оптимальный выход к этим переправам от массива горы Шиш, судя по опыту группы А.Э. Миллера и нашей, идёт всё же по долине реки Березнячковой. Она менее «каньонистая», меньше продольное падение русла в расчёте на километр. И этот путь несколько прямее - быстрее выводит к переправе через Хапицу.

Траверс Восточного хребта прекрасен. А сколько там нехоженых перевалов! Причём вполне доступных - посмотрите наши фотографии за 2 августа. Руководитель будет рад обсудить их с вами подробнее.

Список литературы

Отчеты о походах:

1. Отчет о прохождении пешеходного туристского маршрута 6 категории сложности по Камчатке, совершённом группой туристов Тульской области в период 24 июля - 22 августа 2010 г. под руководством А.Э. Миллера. Для обсуждения получения отчета пишите bychkovks@gmail.com
  2. Отчет о прохождении пешеходного туристского маршрута 4 категории сложности по Камчатке, совершённом группой туристов г. Москвы в период 25 июля - 12 августа 2018 г. под руководством Н.С. Зубаревой. Для обсуждения получения отчета пишите bychkovks@gmail.com
  1. Отчет о прохождении горного туристского маршрута 3 категории сложности по Камчатке, совершённом группой туристов г. Москвы 10 июля - 26 июля 2018 г. под руководством И.С. Пугаченко. https://www.geolink-com/tourclub/trips/2018ip3/

Книги и другие источники:

1. Миллер А.Э., Шорников Д.В., Перечень классифицированных перевалов среднегорья России, 2009.
  2. О Толбачинском извержении 2012 года в Википедии.
  3. Горячие источники Камчатки: сайт.

Записки с вершин и перевалов

На покрытых снежными шапками вершинах вулканов Острый Толбачик и Крестовский нет туров. На Восточном хребте на перевале Удинском найдены остатки древнего тура, на перевале снежном тур был разрушен, на других перевалах и вершинах туров не было.

На перевале Вулканологов записки не оставляют. Найденные записки приведены ниже.

ФОТОГРАФИИ

Фото 01.01. Настройка транспортного средства тонкими инструментами

Фото 01.02. Упорная растительность на пепловых полях БТТИ

Фото 01.03. Граница пепловых полей БТТИ и леса в долине реки Камчатки

Фото 01.04. Острый Толбачик следит за вами...

Фото 01.05. На вершине сопки 2-й Конус. Вдали справа - вулкан Большая Удина

Фото 01.06. Подъём от стоянки с навесом на сопку 2-й Конус

Фото 01.07. Подъём на сопку 2-й Конус, на заднем плане - сопка Горшкова

Фото 01.08. У кратера Звезда

Фото 01.09. Лавовая пещера у кратера Звезда

Фото 01.10. Лавовая пещера у кратера Звезда

Фото 01.11. Мёртвый лес

Фото 01.12. От старта маршрута к кордону Клешня. Впереди справа - сопка Клешня, вдали в облаках - Толбачики

Фото 01.13. Кордон Клешня

Фото 02.01. Выходим с кордона Клешня

Фото 02.02. Граница разлива лавы 2012 года

Фото 02.03. Дорога вдоль подножия массива сопки Клешня

Фото 02.04. Отправляемся на поиски лавовой пещеры в потоке 2012 года

Фото 02.05. Пересекаем лавовый поток 2012 года, направляясь от склонов Клешни на север, к прорыву Софьи Набоко

Фото 02.06. На поверхности лавового потока 2012 года

Фото 02.07. На поверхности лавового потока 2012 года. Вдали - Острый Толбачик

Фото 02.08. Северо-западная граница лав 2012 года у прорыва Софьи Набоко

Фото 02.09. Прорыв Софьи Набоко

Фото 02.10. Лагерь на подходе к Толбачикам

Фото 02.11. Вечерний вид на Острый Толбачик (справа) и подъём на Плато Толбачиков

Фото 03.01. Путь к подножию подъёма на плато Толбачиков

Фото 03.02. Путь к подножию подъёма на плато Толбачиков

Фото 03.03. Подход к подъёму на плато Толбачиков

Фото 03.04. Вид на подъём на плато Толбачиков

Фото 03.05. Начало подъёма на плато Толбачиков

Фото 03.06. Подъём на плато Толбачиков (средняя часть)

Фото 03.07. Подъём на плато Толбачиков

Фото 03.08. Подъём на плато Толбачиков (верхняя часть) и вид на Острый Толбачик

Фото 03.09. Обед с видом на Острый Толбачик

Фото 03.10. Выходим на восхождение на Острый Толбачик

Фото 03.11. Вид на плато Толбачиков с подъёма на Острый Толбачик. Показан путь следующего дня (4-й день, 29 июля)

Фото 03.12. Подъём на Острый Толбачик по восточному гребню

Фото 03.13. Восточный гребень вершины Острый Толбачик

Фото 03.14. Вторая ступень подъёма на Острый Толбачик по восточному гребню

Фото 03.15. Третья ступень подъёма на Острый Толбачик по восточному гребню

Фото 03.16. Над третьей ступенью подъёма на Острый Толбачик по восточному гребню

Фото 03.17. На предвершинном гребне. Над Константином Балакиным - вулкан Камень

Фото 03.18. Группа на вершине вулкана Острый Толбачик. Слева направо: Балакин Константин, Губина Ксения, Сафронова Софья, Квасов Роман, Бычков Константин, Ковальков Дмитрий, Мирошкин Николай. Фотографирует Измайлов Марат. Ольга Хазова в восхождении не участвовала. Между Костей и Димой виден вулкан Камень

Фото 03.19. Вечерний вид на лагерь и Острый Толбачик

Фото 04.01. Утро. Сборы с видом на Острый Толбачик. Связываемся в связки

Фото 04.02. Кратер Плоского Толбачика

Фото 04.03. Идём по плато Плоского Толбачика на восток

Фото 04.04. Начало спуска с плато Плоского Толбачика на северо-восток. Вдали слева - вулкан Ушковский, справа - вулкан Камень

Фото 04.05. Обход трещин на спуске с плато Плоского Толбачика на северо-восток

Фото 04.06. Верхняя часть спуска с плато Плоского Толбачика на северо-восток

Фото 04.07. Средняя часть спуска с плато Плоского Толбачика на северо-восток

Фото 04.08. Нижняя часть спуска с плато Плоского Толбачика на северо-восток

Фото 04.09. Спуск с плато Плоского Толбачика на северо-восток

Фото 04.10. Путь от Толбачиков в верховья ручья Ледникового. Плоская вершина слева - гора Поворотная, за ней - вулкан Камень, справа - вулкан Овальная Зимина

Фото 04.11. Перед нами - долина ручья Ледникового, за ней - вулкан Овальная Зимина

Фото 04.12. Ужин с видом на вулкан Овальная Зимина

Фото 04.13. Всесезонные жители долины Ледникового Как ни странно, не коренные - колония сурков была заселена в окрестности Толбачинского перевала)

Фото 05.01. Утренние сборы. Низкая облачность. Даже не верится, что в этих облаках прячется трёхкилометровый вулкан

Фото 05.02. В верховьях долины ручья Ледникового. Один из притоков

Фото 05.03. В верховьях долины ручья Ледникового

Фото 05.04. Переходим основное русло ручья Ледникового

Фото 05.05. Переходим одну из проток основного русла ручья Ледникового

Фото 05.06. Идём на юго-восток по правому борту долины ручья Ледникового, справа в облаке - вулкан Большая Удина

Фото 05.07. Живописный каньон на левом притоке реки Правый Толбачик - ручье Вершинном

Фото 05.08. Обед чуть ниже каньона

Фото 05.09. Хозяин здешних мест. Этот уж коренной так коренной...

Фото 05.10. Долина реки Правый Толбачик

Фото 05.11. Переваливаем в долину реки Горно-Тополёвой

Фото 05.12. Ягодный привал

Фото 05.13. Снежник над местом ночёвки, он же - источник воды, он же - кондиционер для хозяина этих мест

Фото 06.01. Уходим от места ночёвки вдоль русла левого притока реки ГорноТополёвой

Фото 06.02. Подъём на плоский водораздел Горно-Тополёвой и Левой Хапицы

Фото 07.07. Переправа стенками через Большую Хапицу

Фото 07.08. Долина Большой Хапицы. Луг и прижим впереди

Фото 07.09. Снежный мост через Большую Хапицу

Фото 07.10. Место ночлега у слияния истоков Большой Хапицы (фото сделано утром следующего дня)

Фото 08.01. Подъём вдоль русла левого притока Большой Хапицы, вытекающего из-под перевала Удинского

Фото 08.02. Подъём вдоль русла левого притока Большой Хапицы, вытекающего изпод перевала Удинского

Фото 08.03. По мере подъёма в русле появляются снежники

Фото 08.04. Верховья левого притока Большой Хапицы, вытекающего из-под перевала Удинского

Фото 08.05. На перевале Удинском. На заднем плане - начало траверса Восточного хребта

Фото 08.06. Вид с перевала Удинского на северо-восток, на долину реки Быстрой

Фото 08.07. На перевале Удинском. Пакуем записку

Фото 08.08. Начало траверса Восточного хребта от перевала Удинского на север

Фото 08.09. Вид с начального участка траверса на долину реки Быстрой

Фото 08.10. Траверс Восточного хребта. Впереди (в облаке по центру кадра) - вершина 1624,5 м

Фото 08.11. Вид с траверса Восточного хребта на верховья долины Большой Хапицы

Фото 08.12. Траверс Восточного хребта к вершине 1624,5 м

Фото 08.13. Вид с траверса Восточного хребта на юго-восток. Вдали - гора Круча (1974 м), правее - острая безымянная вершина

Фото 08.14. Подъём к вершине 1624,5 м

Фото 08.15. Вид на прииск в долине реки Быстрой

Фото 08.16. Вид с вершины 1624,5 м на северо-восток

Фото 08.17. Траверс от вершины 1624,5 м к вершине Тихая Хапица (1846,8 м)

Фото 08.18. Вид с вершины Тихая Хапица на юго-восток: слева долина реки Большая Хапица справа долина левого истока ручья Снежинка

Фото 08.19. Подъём к вершине Тихая Хапица (1846,8 м)

Фото 08.20. Вид на траверс северо-восточного склона вершины Тихая Хапица и гребень хребта, ведущий к массиву горы Шиш

Фото 08.21. Дмитрий Ковальков (впереди) и Николай Мирошкин на вершине Тихая Хапица (1846,8 м). Фотографирует Марат Измайлов. Справа в облаке - массив горы Шиш

Фото 08.22. Группа на вершине Тихая Хапица (1846,8 м). Слева направо: Софья Сафронова, Роман Квасов, Ксения Губина, Дмитрий Ковальков, Ольга Хазова, Николай Мирошкин, Константин Балакин

Фото 08.23. Вид с вершины Тихая Хапица на север: гребень Восточного хребта и массив горы Шиш (в правой части кадра)

Фото 08.24. Вид на массив горы Шиш с юга

Фото 08.25. Вид на Шиш с юга покрупнее

Фото 08.26. Совсем крупный Шиш (вид с юга)

Фото 08.27. Место ночлега - следующая к югу седловина от перевала Снежного

Фото 09.01. Рекурсия (фотограф снимает фотографа, снимающего группу) возле места ночлега. В левой части кадра - перевал Снежный

Фото 09.02. Начало спуска от места ночлега в долину ручья Снежинка

Фото 09.03. Спуск от места ночлега в долину ручья Снежинка

Фото 09.04. Спуск от места ночлега в долину ручья Снежинка. Справа - массив г. Шиш

Фото 09.05. Слева - перевал Снежный, справа - седловина, где мы ночевали

Фото 09.06. Вид на массив горы Шиш, ледник под ним и перевал Снежный из долины ручья Снежинка

Фото 09.07. Вид на массив горы Шиш из долины ручья Снежинка

Фото 09.08. Подъём по долине правого притока ручья Снежинка, вытекающего из-под перевала Ледниковый

Фото 09.09. Верховья долины правого притока ручья Снежинка, вытекающего из-под перевала Ледниковый

Фото 09.10. Вид на перевал Ледниковый из долины правого притока ручья Снежинка

Фото 09.11. Группа на перевале Ледниковом на фоне массива горы Шиш. Слева направо: Мирошкин Николай, Бычков Константин Сергеевич, Сафронова Софья, Ковальков Дмитрий, Балакин Константин, Губина Ксения, Квасов Роман, Хазова Ольга, Измайлов Марат.

Фото 09.12. Спуск с перевала Ледникового в долину одноимённой реки

Фото 09.13. Путь по снежным полям в верховьях долины реки Ледниковой

Фото 09.14. Верховья долины реки Ледниковой

Фото 09.15. Вид на перевал Обходной из долины реки Ледниковой

Фото 09.16. На гребне водораздела рек Ледниковой (слева) и Березнячковой (справа). Перед нами - перевал Обходной

Фото 09.17. Группа на перевале Обходном. На заднем плане в тумане - массив горы Шиш

Фото 09.18. Вид с перевала Обходного в долину реки Березнячковой

Фото 09.19. Спуск с перевала Обходного в долину реки Березнячковой

Фото 09.20. Лагерь в долине левого притока реки Березнячковой

Фото 09.21. Путь к перевалу Обходному по долине левого притока реки Березнячковой

Фото 10.01. Вид от места ночлега на долину реки Березнячковая

Фото 10.02. Спуск вдоль русла левого притока реки Березнячковая

Фото 10.03. Основное русло реки Березнячковой в верховьях тоже перекрыто снежниками

Фото 10.04. Встреча у снежника

Фото 10.05. Прижимы в долине реки Березнячковая

Фото 10.06. Путь вдоль русла реки Березнячковая

Фото 10.07. Снежный мост в долине реки Березнячковая

Фото 10.08. Путь вдоль русла реки Березнячковая

Фото 10.09. Нижняя часть V-образной долины реки Березнячковой

Фото 10.10. Последние метры движения вдоль воды, дальше кусты спускаются к самой воде

Фото 10.11. Движение по кустам и высокотравью в долине реки Березнячковой

Фото 10.12. Вся соль пешеходного туризма в долине Большой Хапицы

Фото 10.13. Вся соль пешеходного туризма в долине Большой Хапицы

Фото 10.14. Поднялись на прижим над Большой Хапицей

Фото 10.15. Ночёвка на берегу Большой Хапицы

Фото 10.16. Вечерний вид на вулканы Северной группы. Слева направо: Безымянный, Камень, Ключевская сопка

Фото 11.01. Утренний вид Большой Хапицы

Фото 11.02. Брод правого притока Большой Хапицы

Фото 11.03. Обходим по верху очередной прижим Большой Хапицы

Фото 11.04. Встречаются участки тропы

Фото 11.05. Выходим на разливы Большой Хапицы ниже устья Горно-Тополёвой

Фото 11.06. Переправа стенкой через 1-ю протоку основного русла Большой Хапицы

Фото 11.07. Переправа стенкой через 1-ю протоку основного русла Большой Хапицы

Фото 11.08. Переправа стенкой 3 человека через 2-ю протоку основного русла Большой Хапицы

Фото 11.09. Переправа стенкой через 3-ю протоку основного русла Большой Хапицы

Фото 11.15. След

Фото 11.16. Последствия селевого потока, сошедшего по руслу реки Голубельной

Фото 11.17. Вид на Восточный хребет из долины реки Голубельной

Фото 11.18. Надвигается непогода, которой в эту минуту мы только рады - вокруг нет воды

Фото 11.19. Справа за кустами - наш лагерь. Успеть поставить тент и собрать воду!

Фото 11.20. Успели!

Фото 12.01. Поднимаемся по руслу реки Голубельная

Фото 12.02. Спуск к руслу Сухой Хапицы

Фото 12.03. Путь по правому берегу Сухой Хапицы

Фото 12.04. Левый берег Сухой Хапицы. Впереди каньон

Фото 12.05. Вернулись к руслу Голубельной

Фото 12.06. Лагерь у границы кустарниковой растительности на реке Голубельной

Фото 12.07. Вечерний вид на Восточный хребет и массив горы Шиш

Фото 13.01. Идём по старым пепловым полям. Впереди вулканы-исполины: Камень (слева) и Ключевская Сопка, между ними - перевал Вулканологов

Фото 13.02. Слева направо: Мирошкин Николай, Квасов Роман, Хазова Ольга, Губина Ксения, Сафронова Софья, Бычков Константин, Ковальков Дмитрий, Балакин Константин (фотографирует Измайлов Марат)

Фото 13.03. В каньоне реки Голубельной

Фото 13.04. Подходим к ступени каньона реки Голубельной

Фото 13.05. Поднялись из каньона реки Голубельной и траверсируем его левый борт

Фото 13.06. Движение вдоль каньона реки Голубельной

Фото 13.07. Слияние двух истоков реки Голубельной (урез 1295,1 на топографической карте) - очень хороший ориентир

Фото 13.08. Пологий подъём по пепловым полям

Фото 13.09. Подъём по одному из контрфорсов юго-восточного склона Ключевской Сопки

Фото 13.10. Подъём по юго-восточным склонам Ключевской Сопки

Фото 13.11. Место ночёвки

Фото 14.01. Подъём по юго-восточным склонам Ключевской Сопки

Фото 14.02. Подъём по юго-восточным склонам Ключевской Сопки

Фото 14.03. Подъём по юго-восточным склонам Ключевской Сопки

Фото 14.04. Привал на фоне вулкана Камень

Фото 14.05. Выходим на плато перевала Вулканологов

Фото 14.06. Подходим к перевалу Вулканологов. Ключевская Сопка усыпана свежими камнями

Фото 14.07. Лагерь на перевале Вулканологов. На заднем плане - вулканы Ушковский (слева) и Крестовский (справа)

Фото 15.01. В тамбурах всё засыпано метелями: сначала песчаной, а потом снежной

Фото 15.02. А ведь был вариант поехать в Сочи

Фото 15.03. Момент максимального улучшения погоды 9 августа. По палаткам видно, насколько силён метелевый перенос снега

Фото 15.04. Снег над палаткой кружится...

Фото 16.01. Утро. Перевал Вулканологов. Вид на вулкан Камень. Окончание сборов

Фото 16.02. Начало спуска с перевала Вулканологов на северо-запад, на плато Малая Антарктида

Фото 16.03. Спуск с перевала Вулканологов на северо-запад, на плато Малая Антарктида. Вулкан Камень

Фото 16.04. Пересекаем плато, направляясь к подножию перевала Плоского, на заднем плане - вулканы Ключевская Сопка (слева) и Камень

Фото 16.05. Пересекаем плато, направляясь к подножию перевала Плоского, на заднем плане - вулканы Ушковский (слева) и Крестовский (справа). Между ними - перевал Плоский

Фото 16.06. Брошенный приют на плато Малая Антарктида, на заднем плане - вулканы Ключевская Сопка (слева) и Камень

Фото 16.07. Подходим к подножию перевала Плоского

Фото 16.08. Лагерь на плато Малая Антарктида. Вулканы Северной группы (слева направо): Ушковский, Крестовский, Средний

Фото 17.01. Начало подъёма на перевал Плоский с востока

Фото 17.02. Обход трещин на подъёме на перевал Плоский с востока

Фото 17.03. Преодоление трещин по снежным мостам и ледовым гребешкам

Фото 17.04. Средняя часть подъёма на перевал Плоский с востока

Фото 17.05. Средняя часть подъёма на перевал Плоский с востока

Фото 17.06. Перешагиваем трещину на подъёме на перевал Плоский

Фото 17.07. Переходим широкую трещину на подъёме на перевал Плоский с востока

Фото 17.08. Выходим на плато перевала Плоского

Фото 17.09. Начало подъёма с плато перевала Плоского на юго-восточный гребень вулкана Крестовского

Фото 17.10. Подъём от плато перевала Плоского по юго-восточному гребню вулкана Крестовского

Фото 17.11. Подъём по юго-восточному гребню вулкана Крестовского

Фото 17.12. Подходим к жандарму на юго-восточном гребне вулкана Крестовского

Фото 17.13. Жандарм на юго-восточном гребне вулкана Крестовского

Фото 17.14. Подъём на жандарм на юго-восточном гребне вулкана Крестовского

Фото 17.15. Движение вдоль юго-восточного гребня вулкана Крестовского за жандармом (3-я станция)

Фото 17.16. Движение вдоль юго-восточного гребня вулкана Крестовского за жандармом (3-я станция, лидер идёт к 4-й станции)

Фото 17.17. Движение вдоль юго-восточного гребня вулкана Крестовского за жандармом (второй участник закрепляет перила на промежуточной точке)

Фото 17.18. Жандарм на юго-восточном гребне вулкана Крестовского, вид назад от 4-й станции

Фото 17.19. Группа на вершине вулкана Крестовского, слева направо: Ковальков Дмитрий, Бычков Константин, Квасов Роман, Губина Ксения, Мирошкин Николай, Сафронова Софья, Хазова Ольга, Балакин Константин (фотографирует Измайлов Марат). На заднем плане - вулканы Ключевская Сопка (слева) и Камень

Фото 17.19 и 17.20. Спуск с вершины вулкана Крестовского

Фото 17.21. Вечер в лагере на плато перевала Плоского. Вулканы Ключевская Сопка и Камень

Фото 18.01. Подъём от плато перевала Плоского на вулкан Ушковский. На заднем плане - вулкан Крестовский

Фото 18.02. Подъём от плато перевала Плоского на вулкан Ушковский

Фото 18.03. Северная предвершина вулкана Ушковского. На заднем плане - вулкан Крестовский

Фото 18.04. Путь к главной вершине вулкана Ушковского

Фото 18.05. Путь к главной вершине вулкана Ушковского по лавовым гребешкам

Фото 18.06. Путь к главной вершине вулкана Ушковского по снежным полям

Фото 18.07. Группа на главной вершине вулкана Ушковского, слева направо: Губина Ксения, Сафронова Софья, Ковальков Дмитрий, Бычков Константин, Квасов Роман, Хазова Ольга, Мирошкин Николай, Балакин Константин, Измайлов Марат. На заднем плане- вулкан Ключевская Сопка

Фото 18.08. Спрятались от восточного ветра на полке и готовим обед прямо под вершиной Ушковского

Фото 18.09. Обходим древний кратер Ушковского по часовой стрелке, направляясь к спусковой ложбине (указана стрелкой) - истоку ледника Козыревского

Фото 18.10. Входим в спусковую ложбину - исток ледника Козыревского

Фото 18.11. Лавируем среди трещин на спуске с плато вулкана Ушковского

Фото 18.12. В ледовой ложбине на спуске с плато вулкана Ушковского

Фото 18.13. В ледовой ложбине на спуске с плато вулкана Ушковского

Фото 18.14. В ледовой ложбине на спуске с плато вулкана Ушковского. Ледяной обелиск

Фото 18.15. Выход из ледовой ложбины на спуске с плато вулкана Ушковского

Фото 18.16. Ниже ложбины - ледопад, мы выходим с ледника налево, на снежно-осыпные склоны

Фото 18.17. Вид на вулканы Северной группы, слева направо: Камень, Безымянный, Овальная Зимина (снежный конус в центре), Малая Удина, Большая Удина, Толбачики

Фото 18.18. Вид на верховья долины ручья Левого Козыревского

Фото 19.01. Массив вулкана Ушковского с юга

Фото 19.02. Верховья ручья Крутобережного

Фото 19.03. Лавовые поля древних трещинных извержений. Впереди - массив Толбачиков