Автор: Михаил Папазов, г.Ростов-на-Дону

Отчет о горном маршруте 4 к.с. по Ц. Кавказу совершенном группой т.к. «Ковчег» в период с 13 июля по 31 июня 2019 года.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Разрешение на проведение путешествия выдано МКК Ростовской региональная общественная организация, шифр161-00346523300, находящейся по адресу 344029, Ростов-на-Дону, ул.1-Конной Армии 4

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая в т.ч. с дорогой

Ходовых дней

горный

13.07.2019-31.07.2019

Поход проходил по Центральному Кавказу, район ДигорияБезенги.

Заявленная нитка маршрута полностью совпадает с пройденным маршрутом:

пос. Верхн. Джемтала - д.р. Псыгансу - пер. Зюзина 1Б -д.р. Хазны - пер. Хазны Шевченко 2Б- лед. Нахашбита - пер. Мориса Тореза 2Б + пер. Шести 2А - пер. Рцывашки 1Б - д.р. Ахсу - д.р. Черек Балкарский - д.р. Лькези- пер. Курортный 1А - лед. Фытнаргин - пер. Катюша 2Б + пер. Дыхсу 2Б - лед. Айлама - д.р. Дыхсу - пер. МВТУ 2А - лед. Безенги - а/л. Безенги - пос. Безенги.

Пройдено локальных препятствий(перевалов, вершин):

• 1А - 1(пер. Курортный)
  • 1Б - 2(пер. Зюзина, пер.Рцывашки)
  • 2А - 2 (пер.Шести, пер.МВТУ)
  • 2Б - 3 (пер. Хазны-Шевченко, пер. Мориса Тореза, пер. Катюша, пер.Дыхсу).

Суммарный перепад высот

• набор 8 970 м
  • потери 9 170 м

Высотный коридор маршрута

• общий - от 950 до 4210м.
  • преимущественный - от 2000м до 3500м.

Метеоусловия активной части маршрута: дней с осадками - 14 дней без осадков - 5.

Состав группы - 7 человек, средний возраст - 31 год.

Фото

Заец Андрей Сергеевич

3-Г-У, З. Кавказ 2019

фотограф

Примечания по отчету и принятые сокращения Направления "левый" и "правый" для обозначения бортов долин, ледников приводятся в орографическом смысле, если явно не указано иное. Направления движения - «налево», «направо» указываются по ходу, если явно не указано иное. Координаты GPS даются в системе WGS 84, формат записи данных: гг° мм. ммм’

Сокращения:

вер. - вершина,д. р. - долина реки, г. - гора, пер. - перевал,пос. - поселок, р. - река, лед. - ледник,ал. - альплагерь.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ, ЗАЕЗД, ЗАБРОСКИ И ОБЗОР

Общая идея похода:

Поход планировался как, спортивно-тренировочный насыщенный препятствиями, для закрепления и совершенствования участниками похода технических навыков и получения опыта необходимого для дальнейшего участия в походах высших категорий. Так же интерес представлял район Безенги, в котором большая часть группы не была, и особенно район ленников Дыхсу и Фытнаргин - относительно редко посещаемый туристами из-за своей изолированности.

Заезд и выезд с маршрута, завоз забросок:

Заезд в Безенги осуществляли на поезде через Нальчик, далее трансфер до альплагеря Безенги заказывали в альплагере. Заброску завозили в гостиницу «Уштулу», номер для связи +7 928-691-16-16. По окончанию похода уезжали на заказном автотранспорте из пос. Безенги.

Оформление пропусков:

Пропуска оформлялись в пограничную зону Кабардино-Балкарии (г. Нальчик). Электронный адрес для оформления пропуска pu.kbr@fsb.ru.

Оформление пропуска в заповедник (пропуск в заповедник ни разу не понадобился) заказывали через альплагерь Безенги.

ПРОЙДЕННЫЙ МАРШРУТ

М.н. - пер. Зюзина 1б - д.р. Хазны - поляна Хазны

М.н. - пер. Хазны Шевченко 2Б

пеший

М.н - Спуск с пер. на лед. Нахашбита.

4,5

`19.07

М.н.- З. ветвь лед.Нахашбита.

пеший

М.н.- З. ветвь лед.Нахашбита.

1,5

М.н. - подход под пер. МВТУ 2А

М.н. - пер. МВТУ 2А - лед. Безенги - Джангикош

пеший

М.н. - лед. Безенги - а.л. Безенги.

М.н. - д.р. Черек Безенгийский - пос. Безенги

Итого:

Высотный профиль маршрута

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Перевал Зюзина (1Б, 3750 м)

Характер: скально - осыпной

Ориентация: запад- восток

Перевал расположен: в хребте соединяющем, лед. Нахашбита и д.р. Хазны дон.

Описание дается: от пос. Верхняя Жемтала (д.р. Псыгансу) до поляны Хазны (д.р Хазны дон).

Набор высоты: 2800 м

Потеря высоты: 1190 м Пройденное расстояние: 51 км.

Записка в туре не обнаружена.

13.07. 2019 (1 день.) Высадившись из поезда в Нальчике, находим ожидающую нас на стоянке вокзала газель из а/л «Безенги». Выезжаем. Сначала завозим заброску в гостиницу «Уштулу». Время 12.30. Оттуда едем в пос. Верхняя Жемтала. Здесь асфальтная дорога заканчивается и нам следует продолжать путь по гравийной дороге в верховья реки Псыгансу. Время 16.00.

Распределяем общественное снаряжение и идем по дороге вдоль левого берега реки. Река глубоко внизу. Пройдя 2 часа (~7км), перед спуском дороги к реке ставим лагерь на террасе рядом с дорогой (43° 10.672'С43° 37.172'В). Вода в роднике, метров на 200 дальше стоянки.

Погода пасмурная, идет мелкий дождь.

Итого за день: ЧХВ 2ч. Расстояние 7 км. Набор высоты 100м.

Высота 1050 м.

14.07. 2019 (2 день). Подъем в 8.00. Пасмурно. Накрапывает мелкий дождь. Выход в 10.00. Продолжаем движение по дороге, идущей по левому берегу р. Псыгансу. От места стоянки дорога спускается к реке. В прошлом году дорога была частично смыта наводнением, что сильно затруднило прохождение этой части маршрута. В этом году дорогу восстановили, и прохождение каньона реки Псыгансу затруднений не вызвало. Прохождение каньона заняло 2,5 часа. Далее дорога снова поднимается над рекой, выводя в широкую верхнюю часть долины (50 мин). Здесь находится много кошар и довольно многолюдно. От перекрестка спускаемся к реке и по автомобильному мосту переходим на правый берег р. Псыгансу. Погода портится окончательно, начинается сильный дождь. Пройдя по дороге еще 500 м укрываемся от дождя в коше (43° 6.360'С43° 33.279'В), в котором же и ночуем, поставив внутри палатки. Фото 1.

Итого: ЧХВ 3 ч. 30 минут. Расстояние 10, 7 км. Набор 660м. Высота 1710 м.

15.07. 2019 (3 день). Подъем в 6.00. Пасмурно, туман. Выход в 7.55. От коша выходим по заросшей дороге, идущей по речной террасе. Переходим крупный ручей, затем перейдя еще один, 10 минут выходим к развилке в березняке и поворачиваем налево по дороге, забирающей вверх по склону, оставляя реку внизу. Далее траверсом выходим к небольшому ручью, на берегу которого стоит заброшенный кош (30 мин).

От коша продолжаем движение по дороге, идущей по широкой террасе, пересекая 2 ручья. Далее дорога снова начинаем спускаться в реке. Идем по лугам правого берега р. Псыгансу. Через 1ч 20 минут выходим к верхним кошам в этой долины, стоящим на берегу небольшого ручья. Тропа хорошая. Фото 2. Еще через 1 час выходим к большому разливу реки Псыгансу. В 13.30 становимся на обед перед началом правобережной морены.

В 14.45 выход с обеда. Двигаемся по слабой тропе в кармане правобережной морены. Через 55 минут доходим до поворота в висячую долину, ведущую на пер. Зюзина. Ставим лагерь. Время 15.40. Часть группы идет относить заброску на лед. Нахашбита. Фото 3.

Итого: ЧХВ 4 ч. Расстояние 14,7 км. Набор 990м.

16.07. 2019 (4 день). Подъем в 4.30. С утра облачно. Выход в 6.05. От м.н. идем в направлении пер. Зюзина. Фото 4. Подъем по левой стороне ручья по травянистому склону, крутизна примерно 15°-20°.Устье долины сужается и переходит узкое ущелье. Впереди барьер крутых скал и осыпи конечной морены. Обходим дугой справа по х.д. по крутому до 35° средне-осыпному, затем травянистому склону, и выходим на вытянутую по левому борту долины крупную осыпь. Забирая влево к середине долины выходим на ее пологую часть. Фото 5. Здесь вдоль ручья тянется ровный широкий зеленый вал древней морены, на котором много мест для ночевок. От кармана морены ледника Нахашбита ЧХВ 1 ч 30 минут.

Поднимаемся вдоль ручья до осыпей, затем начинаем забирать вправо в направлении хорошо различимой ступени снежного цирка ведущего к перевалу. Фото 6.

Через 50 минут начинаем подъем по заснеженному кулуару (20-35°), а затем, уйдя по осыпям, выходим в перевальный цирк (Фото 7). Идем по пологому снегу в направлении седловины, перевальный взлет осыпной с набором высоты около 40 м. Выходим на седловину (2ч 25 мин.) Записку в туре не находим. Время 12.00. Ветрено. Фото 8.

В 12.20 начинаем спуск с перевала. Фото 9. Примерно в 100 метрах от перевальной подъемной седловины, справа от перевального тура, начинаем спуск по мелкой осыпи. Крутизна склона 35°. Через 30 минут выходим на выполаживание. Проходим снежник и спускаемся к началу осыпей. Есть вода. Обедаем. Время 12.55. Фото 10.

От м.обеда идем по правому борту по мореным осыпям. По пути проходим стоянки. Есть несколько мест под палатки. Далее выходим на ступень висячей долины, двигаемся вниз по осыпям. Фото 11. Примерно через 700 м выходим на траву. Здесь начинается хорошая тропа (42° 59.175'С43° 32.530'В), по ней спускаемся в д.р. Хазныдон. Далее поворачиваем направо и проходим вверх по долине. Через 20 минут после поворота выходим к стоянкам у больших камней (42°58.625'С43°32.963'В).

Время 17.50. Ночуем. Высота 2560 м. Фото 12.

Итого: ЧХВ 7 ч. 40 минут. Расстояние 8 км. Набор 950м. Спуск 1250 м.

Фотоматериалы (пер. Зюзина):

Фото1. Д.р. Псыгансу, м.н.
Фото 2. Выход на тропу по карману правобережной морены.
Фото3. М.н. перед устьевой ступенью под пер. Зюзина
Фото 4. Подъем к цирку пер. Зюзина.
Фото 5. Подход к пер. Зюзина.
Фото 6. Подход к пер. Зюзина.
Фото 7. Подъем в перевальный цирк.
Фото 8. На пер.Зюзина 1Б
Фото 9. Спуск с пер. Зюзина 1Б
Фото10. Спуск с пер.Зюзина, фото со спуска в д.р. Хазныдон
Фото11. Спуск по осыпям к устьевой ступени.
Фото12. Выход на поляну Хазны

Перевал Хазны Шевченко (2Б, 3710м)

Характер: снежно-ледово- скально - осыпной

Перевал расположен: в Суганском хребте и соединяет лед.Нахашбита - лед. Хазны

Описание дается: от д.р. Хазныдон до лед.Нахашбита.

Набор высоты: 1150м

Потеря высоты:600 м

Пройденное расстояние:13км

Снята записка группы туристов т.к. «Планета» в количестве 7 человек из г.Ростов-на-Дону. Поход 6 к.с. под руководством Роньжина А.А, от 25.07.2018 г.

17.07. 2019 (5 день). Ночью сильный дождь. Подъем в 5.15. Погода ясная. Выход в 7.00. (Фото 13)

От м.н. выходим вверх по долине направлении реки из под лед. Хазны. Тропа от поляны постепенно теряется в осыпях. Как выяснилось при написании отчета - есть старая геологическая тропа под пер. Оксана в кармане морены ведущая к началу подъема на бараньи лбы, позволяющая пройти этот участок более оптимально, не ломая ноги по осыпям (примерное место начала тропы42°58.575'С 43°32.698'В). С.м. Фото 14 и Фото 15. Время 40 минут.

Далее поднимаемся вдоль левого берега р. Хазны. (Фото 16) Перед нами с «бараньих лбов» стекает красивый и бурный водопад. Поднимаемся по тропе, далее выходим наверх «бараньих лбов». Идем по леднику, засыпанному камнями. (Фото 17). Нам открывается вид на ледопад. Логичный заход слева по ходу, вдоль скального борта. Идем по пологому участку ледника, закрытого камнями. Камни заканчиваются, крутизна склона увеличивается. (Фото 18) Двигаемся по снежному склону крутизной до 25° (60 минут). Здесь надеваем системы, кошки, связываемся. Двигаемся 3-мя связками по закрытому, местами открытому леднику. Крутим буры 3 шт. Далее выходим на следующую ступень ледопада. Ледник выполаживается и полностью закрыт снегом. Еще 50 минут.

Следующую ступень ледопада обходим с правой стороны по широкому снежному склону до 35°. Вверху бергшрунд плотно закрыт снегом. Выйдя на следующий перегиб ледника, поворачиваем вправо по х.д. и идем по широкому пологому закрытому леднику в направлении бараньих лбов. Трещины забиты снегом. Через 1 ч 20 минут ЧХВ доходим до бараньих лбов. (Фото 19.) Здесь делаем обед (42°58.184'С 43°31.493'В).

На осыпях места под 2 палатки, есть вода.

От обеда выходим в направлении пер. Хазны-Шевченко (Фото 20).

Время 14.50. Идем по пологому леднику закрытому снегом. (Фото 21) Основная часть подъема по снегу, последние 50 метров до перевала нужно пройти по скалам. На пер. Хазны-Шевченко выходим в 17.15(42°58.286'С 43°30.275'В). ЧХВ от обеда до пер. 2 ч 25 минут. Ночуем на перевале. (Фото 22) Высота 3710м. Седловина перевала - широкая, покрытая плоскими плитами. Тур - на скале возле самой верхней площадки под палатку. Севернее просматривается путь по разрушенным скалам на пер. Хазны-Метеоровцев, южнее - ледопад под пер. Нахашбита. В правой (по ходу) части седловины есть несколько защищнных скалами от ветра мест для установки палаток.

Итого: ЧХВ 6 ч. 40 минут. Расстояние 8,8 км. Набор 1300м.

18.07. 2019 (6 день). Подъем в 5.20. Пасмурно. Выход в 7.30. От

м.н. поднимаемся к северной стороне седловины и оттуда начинаем спуск (Фото 25), траверсируя склон по разрушенным скалам и крутой плотной осыпи. (Фото 23). Ориентируемся на хорошо различимое с перевала скальное плечо (Фото 24), возвышающееся над ледником. Скальное плечо (42°58.360'С 43°30.162'В) находится в верхней части западного отрога, от него начинается кулуар, переходящий ниже в крутую скальную полку. Спуск по нему позволяет обойти ледопад.

Подходим к кулуару. Начало работы с веревками 8.00. (Фото 26) Веревки вещаем по скальному кулуару. Перила крепим на камнях где висят старые петли. Первые 2 веревки проходим «сквозняком», чтобы не накапливаться в кулуаре. Через 65 м спуска по кулуару (крепление в местах старых петель и за камни, есть безопасные места для 1-3 человек). (Фото 27). Далее еще 50 м перил вниз уже по снежному склону. После, провешиваем еще 50 м перил забирая вправо, выходим к окончанию полки. Провесив еще 20 м веревки по выходим на снежник, крутизна склона до 35°по которому спускаемся на снежное плато между двумя ступенями ледопада. Время 12.10. (Фото 28.)

На правобережную морену ледника можно выйти только по снежноледовому кулуару в северной части плато. Связываемся и идем в направлении кулуара, забирая вправо. Как только крутизна склона начинает увеличиваться, решаем вешать перила. Станция на 2-х ледорубах. Вещаем 100 м перил по центру кулуара. Последний - на 3 такта с 2 ледорубами. (Фото 29) Крутизна склона доходит до 45°. В правой части кулуара снег засыпан камнями, которые периодически летят по кулуару, обязательно нужен наблюдатель, особенно, в нижней трети спуска. Желательно проходить его в первой половине дня. От кулуара уходим вдоль скал правого борта, на пологий снежный склон, выходящий на правобережную морену. Обед. Есть вода. 2 часа ЧХВ с момента начала спуска с плато. (Фото 30)

Далее по снежнику сбегаем за 10 минут вниз до ледника Нахашбита. Переходим через ледник в направлении срединной морены. Спускаемся вдоль морены 15 минут находим ровную площадку (42°58.889'С43° 29.528'В), готовим места под палатки. (Фото 31) Забираем оставленную нами в 500 метрах от лагеря заброску. Высота 3080 м.

Итого: ЧХВ 7 ч. 30 минут. Расстояние 4,5 км. Набор 50м. Спуск 630м. Провешено 265 м перил на спуск.

Фотоматериалы (пер. Хазны-Шевчеко):

Фото13. Путь подъема на пер.Хызны-Шевченко
Фото14.Геологическая тропа по карману морены от поляны Хазны.
Фото15. Прорисовка контура тропы на космоснимке.
Фото16. Подъем на устьевую ступень р. Хазны.
Фото17. Начало обхода ледопада при подъеме на пер. Хазны-Шевченко
Фото18. Выход из ледопада, плато лед. Хазны.
Фото 19. Вид с ночевок на бараньих лбах, на ступень ледопада.
Фото 20. Переход по футбольному полю к перевальному взлету
Фото 21. Выход на седловину пер. Хазны-Шевченко
Фото 22. Лед. Хазны с пер. Хазны-Шевченко
Фото 23. Спуск с пер. Хазны-Шевченко
Фото 24. Подход от перевала до скального плеча (зеленым – вариант подхода)
Фото 25. Начало спуска с верхней точки, перевальной седловины.
Фото 26. Начало спуска со скального плеча по кулуару.
Фото 27. Работа на 4 веревке.
Фото 28. Вид на спусковой кулуар снизу.
Фото 29. Спуск по снежному кулуару.
Фото 30. Спуск на лед. Нахашбита. Вид на пер. Мориса-Тереза
Фото 31. Спуск с перевала Хазны-Шевченко

Перевал Мориса Тореза (2Б, 3800 м)

Характер: снежно-ледовый

Ориентация: юг - север

Перевал расположен: в северном отроге Суганского хребта, отходящего от вершины Узловой Суган, между вершинами Узловой Суган на юге и пиком Днепровской правды на севере, ведет с западной ветви лед.Нахашбита на востоке на восточную ветвь лед. Сев. Суган на западе

Описание дается: от лед. Нахашбита до лед. С. Суган

Набор высоты: 720 м

Потеря высоты: 350 м Пройденное расстояние: 6 км

Тур не найден.

19.07.2019 (7 день). Подъем в 8.00. Полудневка. Один из участников заболел. Сильный кашель и температура. В итоге принимаем решение отправлять в больницу. Одному идти нельзя, поэтому его провожает еще один участник. Спускаются до дороги и на попутной машине уезжают п. Верхняя Балкария откуда уезжают в Нальчик. Заец Андрей сходит с маршрута. А Александр Лукин присоединяется к нам на второй части маршрута.

Оставшаяся часть группы сушит вещи, перераспределяет групповое снаряжение и заброску. Выход в 13.30, переходим с серединной морены л. Нахашбита по открытому леднику к его левому борту. (Фото32). И начинаем подъем между осыпями левого борта и покровной мореной в направлении бараньих лбов под скалами левого борта. (Фото 33). Подойдя по леднику под бараньи лбы, начинаем подъем по крутой осыпи в направлении зеленых полок в левой части бараньих лбов. Дальше по простым скалам и травянистым полкам через 1 ч 20 минут выходим на бараньи лбы. (Фото 34). Дальше поднимаемся вдоль скал левого борта по разорванному открытому леднику. (Фото 35). Он разорван многочисленными, но преодолимыми, трещинами. В 16.00 вышли на вторую ступень Западной ветви лед. Нахашбита. Открытый ледник. Проходим еще 10 минут по пологому леднику и становимся на ночевку возле большого камня (42°58.908'С 43°28.333'В). Делаем площадки. Время 16.20. Высота 3420м.

Итого: ЧХВ 2 ч. 15 минут. Расстояние 2,3 км. Набор 380м.

20.07.2019 (8 день). Подъем в 4.30 Выход в 6.25. Ночью шел дождь. Утром пасмурно. (Фото 36). От м.н. идем по открытому леднику, придерживаясь левобережной морены. Через 15 минут подходим к началу снега между двумя моренами. Надеваем кошки, системы, связываемся. Двигаемся по закрытому леднику. Через 1 ч. Подходим под перевальный взлет. Пока мы просматривали путь подъема, при нас сошло 3 мокрые лавинки из выпавшего за ночь снега. Принимаем решение ждать и проходить его или вечером или очень рано с утра, так как сейчас прохождение перевала может быть не безопасно. Поэтому отходим немного назад и вправо, делаем площадки и становим лагерь. Время 8.00.

Погода очень не стабильна в течении дня. Остаемся ночевать

Итого: ЧХВ 1 ч. 15 минут. Расстояние 1,5 км. Набор 280м.

21.07.2019 (9 день). Ночью сильный дождь. Подъем в 2.50. Выход в 5.10. От м.н. идем в направлении пер. Мориса Тореза. Идем в связках. Фото 37. По центру подходим под ледовую стенку перевального взлета. От нее - траверсом вверх, подходим к сераку. Тут делаем станцию. Время

6.00. Вещаем 50 м перил по льду до 50°. От серака уходим правее по х.д. Далее вещаем еще 50 м перил по льду закрытому снегом. Крутизна склона до 30°. Выходим на перевал Мориса Тореза 2Б (42°59.008'С 43°27.429'В). Время 7.50. Высота 3600м. (Фото 38)

Перевал представляет собой широкое снежное плато, полого спускающееся в сторону л. Сев. Суган. Есть закрытые трещины. Тур в мульде под склонами п. Мориса Тореза не нашли, под свежим снегом.

Время от м.н. до выхода пер. 2 ч. 40 минут.

В 8.10 начинаем спуск с перевала на нижнее плато ледника Сев. Суган по его восточной ветви. (Фото 39) Вначале идм в связках по плоскому закрытому леднику, ориентируясь на середину плато. С правого борта ледопад, поэтому заблаговременно уходим влево. (Фото 40). Но вс равно попадаем на довольно крутой (35°), местами открытый, лд, уступами спадающий на нижнее пологое плато. Спускаемся зигзагами, обходя трещины по полкам и стараясь уйти от ледопада влево. По пути движения закручиваем 3 бура, организуя страховку во время прохождения снежных мостов в зоне разломов. Через 1ч. 10 минут ЧХВ выходим на нижнее закрытое плато ледника. Несмотря на то, что ледник пологий встречаются многочисленные поперечные трещины. В месте, где восточная ветвь ледника сливается с основным потоком, ледник становится открытым и пологим. Обед делаем на покровной морене , на слиянии Вост. ветви Суганского ледника и Зап. ветви Сев. Суганского ледника. Время 10.05. (Фото 41).

Фотоматериалы (пер. Мориса Тореза ):

Фото 32. Пересекаем лед. Нахашбита в направлении его зап. ветви.
Фото 33. Обход ледопада по бараньим лбам.
Фото 34. Выход с осыпей над бараньими лбами, на ледник.
Фото 35. Выход на пологую центр. часть зап. ветви лед. Нахашбита, вдоль скал левого борта.
Фото 36. Фото с м.н.
Фото 37. Перевальный взлет.
Фото 38. Выход на перевальную седловину Мориса-Тореза 2Б
Фото 39. Спуск с пер. Мориса –Тореза по плато лед. Сев. Суган.
Фото 40. Спуск с перевала Мориса –Тореза на центральную честь лед. Сев. Суган.
Фото 41. Пер. Мориса-Тореза с центр. части лед. Сев. Суган.

Перевал Шести (2А, 3760 м)

Характер: снежно-скальный

Ориентация: юг-север

Перевал расположен: в северо-западном отроге, отходящем от вершины Сугантау, ведет с ледника Вост. Рцывашки на юге на западную ветвь ледника Сев. Суган на севере.

Описание дается: от З. ветви лед. Сев. Суган до лед. В. Рцывашки

Набор высоты: 350 м

Потеря высоты:550 м Пройденное расстояние:4, 5 км Тур не найден.

В 11.45 выходим с места обеда, в направлении пер. Шести. Идем по довольно пологой (15°) открытой западной ветви лед. (Фото 42). Сев. Суган. Далее забираем немного в центр и в 13.10 выходим «перевальное плато» на пер. Шести 2А. Высота 2700 м. ЧХВ от обеда 1 ч 20 минут. Тур раньше был на одном из крупных камней, но найти его не получилось.

Есть ночевки немного ниже перевального плато на осыпях справа по ходу.

От плато спускаемся по мульде между ледником и осыпью непосредственно к началу «спусковой седловины» (Фото 43). На большом камне в правой части седловины складываем свой тур.

С седловины вниз уходит кулуар с ручьем, ограниченный права крутыми скалами, слева - бараньи лбы, выходящие на лед. Вост. Рцывашки. Спускаемся слева по осыпям (Фото 44) на пологую полку с петлей на большом камне, (Время 14.05) вешаем 50 м перил вниз и налево, пересекая небольшой ручей стекающий слева. Далее до широкой пологой полки вещаем еще 20 м перил. Но, их можно обойти ногами по полочкам уйдя траверсом левее (сложили тур вначале полки), ниже ~5 м простое лазанье. После, спустившись пешком чуть ниже и вправо по левому борту кулуара с ручьем вещаем 2х50 м перил до Вост. Ветви лед. Рцывашки. Здесь камне/ледовоопасный кулуар. Для подстраховки вещаем еще 50 м перил вдоль скал до пологой площадки. Далее связываемся, надеваем кошки и движемся сначала вниз максимально прижимаясь к скалам справа. Спускаемся поочередно, что бы наблюдать за склоном пока спускается связка. Выйдя на пологую часть ледника, забираем влево и по центральной части ледника спускаемся вниз по закрытому снегом языку ледника до осыпей. (Фото 45). Здесь ночуем (42°58.980'С 43°25.326'В). Время 18.30. Высота 3240 м.

Итого: ЧХВ 8 ч. 40 минут. Расстояние 9 км. Набор 450м. Спуск 1000м. Провешено 100 м. подъемных перил 220 м спусковых перил.

Выход со скал на ледник Вост. Рцывашки, с момента его прохождения нами в 2008 году, из-за изменяя рельефа ледника субъективно стал потенциально более камне/ледо опасным, поэтому лучше проходить его в первую половину дня, ночуя на перевале.

Фотоматериалы (пер. Шести):

Фото 42. Переход по леднику к пер. Шести
Фото 43. Группа на перевале Шести 2А
Фото 44. Начало спуска по осыпям с пер. Шести.
Фото 45. Линия спуска с пер.Шести

Перевал Рцывашки (1Б, 3570 м)

Характер: Снежно-осыпной.

Ориентация: север-юг

Перевал расположен: в Суганском хребте, соединяет д.р.Рцывашки - д.р.Ахсу.

Описание дается: лед. В. Рцывашки - р. Карасу

Набор высоты: 470 м

Потеря высоты: 1800 м

Пройденное расстояние:15, 5 км

Снята записка группы туристов с.т.к. «Вертикаль» г. Краснодар. В составе 6 человек. Спортивный поход 3 к.с. от 19.07.2018 г. под руководством Овчаренко Н.В.

22.07.2019 (10 день). Подъем в 7.00. Погода ясная, безветренно.

Выход в 9.40. (Фото 46). От м.н. идем по снегу, придерживаясь правого борта долины, в направлении цирка перевала Рцывашки. Через 20 минут движения выходим на осыпи. По камням подходим к леднику, надеваем кошки. Время 10.10. (Фото 47) Далее, по леднику выходим к бараньим лбам и продолжаем движение по леднику слева от них. По леднику подходим к перевальному взлету. (Фото 48) Двигаемся по леднику, местами по снегу. Крутизна склона доходит до 15°. Последние 20 м взлета - осыпь без снега. В 11.15 выходим на пер. Рцывашки 1Б (42°58.480'С 43°25.009'В). Высота 3570 м. Перевальный тур стоит по центру. Есть 2 небольшие площадки под палатки. ЧХВ 1 ч 20 минут. (Фото 49)

С перевала спускаемся по осыпям на лед. Юж. Суган. Мелкая и средняя осыпь. (Фото 50 - 51) Склон крутизной до 30°. В 12.25 спустились на ледник. Прямого спуска вниз с ледника Южный Суган нет. Ещ через 20 мин. хода по правобережной морене доходим до начала ледопада. Здесь морена упирается в скальный остров. Обходя скальный остров справа, идм по пересечнным снежникам, выводящим на моренные гряды правого борта долины. На мелко осыпной морене есть много мест под установку палаток. Здесь к правому склону скального острова, ограничивающего л. Юж. Суган, подходит левобережная морена л. Ах-су. Продолжая спуск по тропе, идущей вдоль кармана между ними, и далее по морене, выходим на пологую часть долины и возле большого камня обедаем. Время 14.40. Высота 2800 м. (Фото 52)

От обеда выходим по хорошо читаемой тропе. Время 16.40. Переходим 2 рукава реки вброд. Далее тропа идет по правому берегу р. Ахсу с небольшим сбросом по высоте. Через 1 ч. Выходим к кошу. Время 17.40. Далее продолжаем движение по грунтовой дороге, которая выводит нас к гостинице «Уштулу» (42°59.092'С 43°19.609'В). Здесь у нас лежит заброска и ждет горячий душ. В 19.00 мы приходим на базу.

Итого: ЧХВ 5 ч. 20 минут. Расстояние 15,5 км. Набор 470м. Спуск 1800 м.

Фотоматериалы (пер. Рцывашки):

Фото 46. М.н. Выходим в направлении пер. Рцывашки.
Фото 46. Подъем на пер. Рцывашки.
Фото 47. Подход под пер. взлет.
Фото 48. Долина Рцывашки с седловины.
Фото 49. Группа на перевале Рцывашки 1Б
Фото 50. Спуск с пер.Рцывашки
Фото 51. Спуск с перевала на лед. Южн. Суган.
Фото 52. Линия спуска долину Ахсу с пер. Рцывашки

Перевал Курортный (Зеленое Седло) (1А, 2800 м)

Характер: травянисто-осыпной

Ориентация: запад-восток

Перевал расположен: в северном отроге в. Шаритау, между вершинами Лехановцек и 3274.

Описание дается: от слияния р. Карасу и р. Лькези до лед.Фытнаргин.

Набор высоты: 640 м

Потеря высоты: 150 м Пройденное расстояние: 7,5 км

Записка в туре не обнаружена.

23.07.2019 (11 день). Сегодня у нас полудневка. С самого утра льет дождь. Отдыхаем. Чтобы отыграть запаздывание по графику решаем, сегодня подойти по дороге вверх до слияния рек Карасу и Лькези. Выход в 16.00. Идем до стоянок по хорошей дороге вверх. Доходим до развилки рек. Переходим на левый берег р. Карасу. Переход по мосту. Проходим примерно 70 м и поднявшись на террасу становимся на ночевку слева от тропы (42°57.275'С 43°20.055'В). Вода есть за домиками пограничников (справа). Высота ночевки 2130 м.

Итого: ЧХВ 1 ч. 50 минут. Расстояние 4,9 км. Набор 310м.

24.07.2019 (12 день). Подъем в 5.00. Льет сильный дождь. Ждем. В районе 9 утра дождь начинает немного стихать. Собираем лагерь. Выход в

9.25.

От м.н. выходим на тропу и перед заставой сворачиваем налево на широкой поляне, заросшей конским щавелем. В этом месте тропа теряется, начинаем забирать налево и подниматься в ложбину между двумя холмами, скоро опять появляется хорошая тропа в д.р. Лькези. Выйдя из зоны леса, идем по левому берегу реки Лькези. Через 1 ч 05 минут входим из теснины в широкую часть долины. Высота 2550 м. (Фото 53) Сворачиваем вправо и начинаем подъем по крутому травянистому склону на борт долины, крутизна до 40°. Тропы на перевал нет. Идем по крутому травянистому склону вдоль ручья. (Фото 54) Сначала идем по правому берегу, затем переходим на левый. Двигаемся вверх по склону по системе травянистых полок. (Фото 55). В 12.40 выходим на пер. Курортный 1А.

ЧХВ до перевала 3 часа (42°56.757'С 43°19.087'В) Высота 2765 м. (Фото 56)

С перевала спускаемся в карман правобережной морены ледника Фытнаргин, забирая влево ориентируясь на большую промоину в кармане морены. (Фото 57) Примерно посередине спуска есть пологая поляна с ручьем (10 мин от седловины), с хорошими местами под ночевки (42°56.662'С 43°18.867'В). Обед. После обеда траверсируем склон, уходя влево, чтобы выйти в карман морены выше размытого участка. (Фото 58 - 59) Дальше, идем по карману морены, а затем выходим на ее гребень. Через 20 минут морена обрывается, и мы траверсом продолжаем движение вдоль осыпного склона. Дойдя до наиболее пологого места, начинаем сбрасывать высоту по осыпному склону и спускаемся на лед. Фытнаргин. (Фото 60,61)

Надеваем кошки и продолжаем движение по открытому леднику, в направлении левого борта. Через 40 минут подходим к осыпям левого борта ледника в устье небольшой долинки. Готовим места под две палатки на песке, ночуем (42°56.223'С43°17.598'В). Время 16.50.

Итого: ЧХВ 4 ч 50 минут. Расстояние 7,5 км. Набор 850м. Спуск 150 м.

Фотоматериалы (пер. Курортный):

Фото 53. Начало подъема на пер. Курортный
Фото 54. Подъем по травянистому склону
Фото 55. Выход на седловину пер. Курортный.
Фото 56. Группа на пер. Курортный 1А
Фото 57. Спуск с пер. Курортный к правобережной морене ледника Фытнаргин.
Фото 58. Седловина пер. Курортный из кармана морены ледника Фытнаргин.
Фото 59. Спуск с пер.Курортный , выход в карман морены.
Фото 60. Спуск на лед. Фытнаргин.
Фото 61. Траектория спуска с пер. Курортный на лед. Фытнаргин.

Перевал Катюша Восточный (3680)+Дыхсу (Катюша) (3750)(2Б, 3650м)

Характер: снежно-ледовый

Ориентация: запад-восток

Перевал расположен: в Фытнаргинском отроге, в северо-восточном гребне вершины Фытнаргин.

Описание дается: от лед. Фытнаргин до д.р. Дыхсу.

Набор высоты: 1100м

Потеря высоты: 1600 м

Пройденное расстояние:15 км

С перевала Дыхсу снята записка группы туристов МГУ. Поход 4 к.с.

в составе 5 человек, под руководством Смирнова Л.В. 17.07.2015 г.

На перевале Катюша тур не обнаружен.

25.07.2019 (13 день). Подъем в 4.00. Льет сильный дождь. Гремит гром. Отсидка. Обед в 12.00. Погода улучшается. Выход в 13.50. Идем по открытому лед. Фытнаргин. От ночевок выходим к центру открытого ледника, ледник становится круче, поднимаемся, распутывая трещины. (Фото 62) Начинаются участки, где ледник забит снегом, связываемся. Продолжаем движение в связках, забирая немного правее. Через 1 ч 20 минут выходим на выполаживание. Здесь развилка на пер. Фытнаргин и на пер. Катюша. Отсюда уже виден наш перевал. (Фото 63) Поворачиваем вправо и пройдя небольшой участок подъма с трещинами, снова выходим на пологую часть ледника. Перевальный взлет прямо по ходу. Решаем подняться и встать на ночевки на хребте с правой стороны от перевала. По описанию Голубева там есть хорошие стоянки. Поднимаемся вправо по х.д. выходим на седловину (набор высоты от плато ~100 м).

Справа на бараньих лбах есть много мест под палатки (42°56.531'С 43°16.751'В). Вода налево ниже, на границе снежников, ледника и осыпей.

Время 17.10. Высота 3385м.

Итого: ЧХВ 2 ч. 50 минут. Расстояние 4,3 км. Набор 520м.

26.07.2019 (14 день). Подъем в 6.45. Ночью был дождь. Утром облачно. Выход в 9.05.

От м.н. выходим в сторону пер. Катюша. (Фото 64) С седловины спускаемся на лед. Фытнаргин. Связываемся, надеваем кошки. С ночевок хорошо просматривается снежный кулуар, в скалах ограничивающих ледопад справа. Прохождение через ледопад - наиболее часто встречающийся в писаниях вариант прохождения пер. Катюша. Кулуар выходит на скальное плечо, над ледопадом. Решаем подниматься по нему. Траверсируем закрытый ледник почти без потери высоты по направлению к кулуару. (Фото 65) Подъем по плотному снегу, крутизна склона до 35°. (Фото 66) Через 40 минут выходим наверх кулуара и, поднявшись около 40м по осыпному гребню, спускаемся по осыпи на ледник. (Фото 67) Дальше двигаемся по закрытому, местами открытому леднику, забирая вправо в сторону, пер. Катюша. (Фото 68) Через 40 минут выходим на перевал. Время 10.40. Перед выходом на седловину, начался сильный дождь вперемешку со снегом и ветер. Пер. Катюша 2Б. Высота 3650 м. Фото 69. Тур не искали. Начинаем двигаться в сторону пер. Дыхсу. Через 15 минут начинается сильная гроза. Возвращаемся на перевал Катюша. На седловине очень сильный ветер, уходим налево от седловины (на запад) к осыпному гребню, здесь под прикрытием скал дует не так сильно. Немного поднявшись по осыпи в небольшой ложбине, ставим одну палатку на снегу (42°56.939'С 43°16.236'В). Все мокрые, пытаемся высушиться. Обедаем. В районе 5 вечера распогодилось. Но, через 10 минут налетает туман. Решаем ночевать здесь. Расчищаем на осыпи место под вторую палатку. Ночуем.

Итого: ЧХВ 1 ч. 40 минут. Расстояние 2 км. Набор 270м.

27.07.2019 (15 день). Подъем в 4.00. Ночью выпало много свежего снега. Выход в 6.35. Туман.

От м.н. в связках идем по закрытому леднику в направлении пер. Дыхсу. Через 35 минут выходим на пер. Дыхсу Высота 3730 м. С перевала открывается вид на все «пятитысячники» района. Туман рассеивается, выходит солнышко. Виден наш следующий перевал МВТУ.

Распогодилось. (Фото 70)

От седловины спускаемся вниз по мульде, примерно 100м. Перед нами бергшрунд. Вещаем 5 м. дюльферных перил. Последний - на выверте. (Фото 71) Далее забираем влево и по закрытому леднику в связках спускаемся на перегиб ледника, переходящий в нижней (северной) части в скально-осыпную седловину, обозначенную на карте М. Голубева как пер. Дыхсу. Есть площадки. (Фото 72) Находим записку т.к. МГУ. С седловины спуск по осыпи, обратно на ледник, дальше вдоль правого борта ледника Время 8.50. Еще через 30 минут выходим на осыпь до камней, здесь течет вода, привал. Время 9.20. Фото 73.

Выход в 10.23. После просушки вещей выходим по осыпям вниз в направлении лед. Айлама. (Фото 74,75) Через 45 минут спускаемся к широкой песчаной площадке с ручьем и отличными местами под стоянку (42°57.659'С 43°14.043'В). Делаем обед. Время 11.10. Продолжаем сушить вещи. Высота 2950м. (Фото 76)

Выход в 13.10. От места обеда уходим немного левее, по гребню морены к леднику Айлама. Далее выходим к бараньим лбам. По ним спускаемся и забираем вправо. По осыпям правого борта выходим к озеру

(42°57.936'С 43°13.900'В). Тут есть отличные ночевки. Время 14.00. (Фото 77 - 78) От озера двигаемся вниз, вдоль скал, по зеленой полке. Выходим на развилку где можно спуститься ниже, или можно пойти дальше по сужающейся полке (Фото 79) прямо вдоль скал мимо воды текущей по скалам. Пойдя до конца полки и немного приспустившись мимо большого валуна. Видим, что дальше пути нет. Решаем спускаться

от валуна вниз. Вещаем 50м перил. Начало работы на веревках 14.30. Перила от камня по небольшому кулуару потом по конгломератной промоине. (Фото 80) Спуск по одному, а далее уход сразу вниз до ледника. Крутизна склона до 45°. (Фото 81) В 16.10 выходим, пересекая ледник влево под скалы. (Фото 82) Спускаемся по осыпям, покрывающим ледник Айлама. Спуск энергозатратный, так как постоянно «едут камни». Далее выходим под бараньи лбы. Классический вариант спуска - уход налево вверх по осыпи на бараньи лбы и спуск по травянистым полкам между ними с провешиванием нескольких веревок перил. Проведя разведку, выясняем, что ледник в этом месте сильно отступил от скал левого борта и теперь есть возможность спуститься по осыпи между бараньими лбами и ледником не опасаясь падения камней с ледника. Решаем спускаться мимо лбов по ручью. Переходим сначала на левый берег, затем на правый, а затем снова на левый берег ручья. Оттуда спускаемся на пологие осыпи левого борта. Спуск в итоге получился ногами, без провешивания перил.

Время 18.00.

Далее идем по осыпям влево, на покрытую моренами и травой пологую часть ледника Дыхсу. Несмотря на кажущиеся издалека ровными поляны, они в действительности довольно кривые, т.к. лежат на леднике и постоянно меняются. Находим относительно ровные площадки и становимся на ночевку (42°58.715'С 43°13.398'В). За водой приходится ходить далеко вниз к ручью. Время 18.40. Высота 2470м. \Итого: ЧХВ 7 ч. 40 минут. Расстояние 10, 6 км. Набор 300 м. Спуск 1600 м.

Примечание 1: ВОЗМОЖНО. По долине от места ночевки возможен подъем в цирк пер. Катюша минуя прохождение ледника Фытнаргин. Но этот вариант требует тщательной проработки и изучения картографического и фото материала. См. фото 83.

Примечание 2: в некоторых описаниях на развилке после озера описан уход по нижней полке вместо нашего варианта спуска (зеленая линия).

(https://caucatalog.ru/kbr_2009_4/kbr_2009_4.htmlfyt) См. Фото 79, 81.

Т.к. состояние и форма конгломератных склонов постоянно изменятся, желательно предварительно проведение разведки выбранного варианта.

Фотоматериалы (Катюша Вост. + Дыхсу):

Фото 62. Переход по лед.Фытнаргин
Фото 63. Цирк пер. Катюша.
Фото 64. Подъем по кулуару на пер. Катюша, обход ледопада.
Фото 65. Подъем по кулуару
Фото 66. Снежный кулуар.
Фото 67. Подходим к пер.Катюша
Фото 68. Переход к пер. Катюша
Фото 69. Вид с ночвок на осыпном гребне возле на пер. Катюша.
Фото 70. Группа на пер. Дыхсу 2Б.
Фото 71. Пер. Дыхсу 2Б
Фото 72. Спуск с пер. Дыхсу на «промежуточную седловину».
Фото 73. Седловина пер. Дыхсу.
Фото 74. Спуск с промежуточной седловины на лед. Айлама
Фото 75. Спуск с пер. Дыхсу двигаемся по осыпям к лед. Айлама.
Фото 76. Место обеда
Фото 77. Спуск к озеру по осыпям и бараньим лбам правого борта вдоль лед. Айлама.
Фото 78. Плато лед. Айлама между 1-й и 2-й ступенями ледопада.
Фото 79. Развилка на спуске по полке (зеленым альтернативный вариант спуска). См. https://caucatalog.ru/kbr_2009_4/kbr_2009_4.htmlfyt
Фото 80. Спуск по крутому конгломератному склону.
Фото 81. Спуск по конгломерату со скал правого борта на плато лед. Айлама между ступенями ледопадов (зеленым альтернативный вариант спуска).
Фото 82. Спуск на лед. Айлама
Фото 83. Ледник Фытнаргин (Красным – возможный вариант обхода ледника).

Перевал МВТУ (2А, 4210 м)

Характер: снежно- осыпной.

Ориентация: восток-запад

Перевал расположен: находятся в южном гребне вершины Башхаауз

Описание дается: от д.р. Дыхсу до пос. Безенги

Набор высоты:1740м

Потеря высоты:2930 м

Пройденное расстояние:51 км

С перевала МВТУ снята записка группы туристов из г.Краснодара, т.к. «КРОКУС». Поход 4 к.с. в составе 7 человек, под руководством Фалиной И.В. 26.07.2019 г.

28.07.2019 (16 день). Подъем в 5.00. Впервые за поход ночью не было дождя. От м.н. идем вверх, забирая немного к центру до конца зеленых площадок. Ориентир полузасыпанные бараньи лбы с правого борта. (Фото 84) По промоине спускаемся к ручью. Подходим под «бараньи лбы» и, перейдя через ручей, начинаем подниматься по засыпанному камнями понижению ледника справа от бараньих лбов. Далее идем к левому борту ледника в направлении долины р. Крумкол. Чуть выше впадения долины Крумкола выходим на пологий открытый ледник Дыхсу. (Фото 85) Переход 50 минут. Далее поднимаемся по леднику до слияния с ледником Башхаауз. Виден ледопад. Мы же поднимаемся на гребень левобережной морены. Подъем по непростому крутому осыпному склону до 45°. За 30 минут выходим на гребень морены. (Фото 86) По нему идет, отлична тропа. (Фото 87) Через 40 минут доходим до озера (район впадения долины из под пер. Песчаный), которое находится справа по х.д. после подъема на заросшие травой бараньи лбы, в которые упирается морена. Обед на озере (42°59.759'С 43°10.834'В).

Время 13.00.

От места обеда выходим обратно на гребень левобережной морены. Время 14.30. Идем по гребню морены, затем уходим правее по х.д. в карман морены. Здесь большое голубое озеро. Ночуем (43°0.213'С 43°10.351'В). Время 15.20. Высота 3200м. (Фото 88)

Итого: ЧХВ 4 ч.50 минут. Расстояние 7 км. Набор 800 м. Спуск 80 м.

29.07.2019 (17 день). Подъем в 3.30. Туманно. Выход в 5.30. От м.н. выходим на гребневую левобережную морену. Через 40 минут доходим до конца морены. По пути встречаются стоянки. Также отличные площадки в конце морены. Время 6.10. Перед нами открывается перевалы Дыхниауш, Камнепадный и МВТУ. Далее траверсом идем по осыпям, по пути переходим пару снежников, понемногу забирая влево. (Фото 89) Через 70 минут выходим на закрытый ледник, связываемся, надеваем кошки. Двигаемся в сторону ледопада. Движение в связках по снегу. (Фото 90-91) Через 20 минут выходим на ступень ледника и поворачиваем влево. Еще через 40 минут выходим на пологую часть под перевальный взлет пер. МВТУ. (Фото 92) Подъем на перевал по снегу. (Фото 93) За 100 м до перевала выходим на осыпной гребень. Там развязываемся и в 12.12 выходим на пер. МВТУ 2А (Фото 94). Высота 4210м.

С перевала вещаем 50 м перил по снежно/осыпному кулуару. Обедаем на пологой части ледника. Время 13.00. (Фото 95) Далее от места обеда выходим в связках в сторону лед. Безенги. Идем сначала по пологому леднику, затем склон увеличивается до 30°.(Фото 96) Идем по тропе потоптанной альпинистами вдоль правого борта ледника, которая приводит нас к Джанги-Кошу (43°1.874'С 43°6.449'В). Время 16.30. Высота 3270м. (Фото 97,98,99)

Итого: ЧХВ 8 ч.10 минут. Расстояние 12 км. Набор 1010 м. Спуск 980м.

30.07.2019 (18 день). Подъем в 7.00. Ясно. Выход в 9.25. От м.н. выходим по левобережной морене по хорошей тропе. Через 50 минут доходим до конца морены (поворот на право). Здесь по тропе спускаемся на открытый ледник Безенги. Далее смещаемся влево к центру ледника. Через 1 час делаем обед. Далее продолжаем движение по леднику в основном по центру. К концу ледника спускаемся с него влево на осыпи. Тропа маркирована, по тропе выходим к посту пограничников. От них 10 минут до альп. лагеря «Безенги». Время 16.00. Ночуем на территории лагеря в палатках.

Итого: ЧХВ 4 ч.50 минут. Расстояние 15 км. Набор 90 м. Спуск 1160 м.

31.07.2019 (19 день). Подъем в 6.00. Ясно. Выход в 7.40. От м. н. выходим по дороге в сторону пос. Безенги. Через 17 км приходим на место, здесь нас ждал заказной автотранспорт. Грузимся в автобус и выезжаем в Ростов.

Итого: ЧХВ 4 ч. 10 минут. Расстояние 17 км. Спуск 672 м.

Фотоматериалы (пер. МВТУ):

Фото 84. Переход к левому борту лед. Дыхсу.
Фото 85. Открытая пологая часть лед. Дыхсу.
Фото 86. Подъем по осыпям на гребень морены.
Фото 87. Начало тропы по гребню левобережной морены лед. Башхаауз.
Фото 88. Тропа на гребне морены. М.н.
Фото 89. Выход на северную ветвь лед. Башхаауз.
Фото 90. Подъем на пер. МВТУ
Фото 91. Подъем на пер. МВТУ, с обходом ледопада слева по ходу.
Фото 92. Подъем на пер. МВТУ, перевальный взлет
Фото 93. Перевальный взлет.
Фото 94. Группа на перевале МВТУ 2А
Фото 95. Седловина пер. МВТУ со стороны лед. Безенги.
Фото 96. Спуск с пер. МВТУ по лед. Безенги
Фото 97. Тропа к стоянкам Джанги Кош, по осыпям правого борта.
Фото 98. Тропа от Джанги Кош до поворота ледника.
Фото 99. Спуск с правобережной морены на лед. Безенги

Фото перевальных записок:

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Нашей группой пройден достаточно сложный и интересный маршрут четвертой категории сложности по Центральному Кавказу (Суган, Безенги). Целью похода было познакомить участников с новыми для них горными районами. И пройти ряд технически интересных перевалов для приобретения опыта участниками и оценки их подготовки для дальнейшего участия в спортивных походах. Погодные условия в походе были достаточно сложными, но, тем не менее, маршрут удалось пройти в полном объеме, за счет сокращения дневки и более интенсивного движения на участках маршрута, где это было возможно.

Маршрут был полностью пройден 5 участниками:

Папазов Михаил, Щекинова Татьяна, Духопельников Александр, Григоренко Елена, Уткин Алексей.

Список личного снаряжения:

• ледоруб
  • треккинговые палки
  • каска
  • кошки
  • страховочная система (верх, низ, блокировка, регулятор длины уса)
  • прусик
  • спусковое устройство
  • жумар
  • карабины - (5 шт)
  • ледобур- (1 шт.).

Список технического снаряжения:

• расходные петли (15 метров по 3-4 метра)
  • станционные петли (5 шт.)
  • оттяжки(комплект 12 шт.)
  • веревка (4 шт. по 50 м)
  • закладки (набор 10 шт.)
  • френды(2 шт.)
  • экстрактор (1 шт.)
  • ледовый сброс (1 шт.)
  • крючья(6 шт.)
  • молоток скальный (1шт.).

Список общественного снаряжения:

• лопата (1шт)
  • палатка (2 шт.)
  • горелка (3 шт.)
  • горелка (запасная 1 шт.)
  • рации (4 шт.)
  • запасные очки
  • GPS- (2 шт.)
  • фотоаппарат - ( 2 шт.)
  • powerbank(1шт.)
  • тент
  • SPOT

Использованные источники при подготовке к походу:

1. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7556&co de=1 - отчет 4к.с,Смирнов Л.В. 2015 год.
  2. https://caucatalog.ru, Голубев М.
  3. http://www.tssr.ru/mountain/pereval/., Перечень классифицированных высокогорных перевалов, 2018 год.
  4. Отчет Сказика А.И., 4 к.с, 2002 год.