Автор: Сергей Сальников, г.Новосибирск

Отчет о горном походе 5 к.с. по Фанским горам совершенным в период с 22 июля – 19 августа 2017. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

пер. Жанатар (1Б)

пер. Жанатар

Соединяет долины р. Ахдасой и р. Южная Чапдара.

Расположен между вер. Жонатор (4188) и вер. 4286.

Координаты седловины: N 396.754, E 6812.452.

Ориентация склонов: север – юг.

Характер: с севера осыпной со скальным поясом с юга осыпной.

Предлагаемая категория: 1Б*.

Высота: 3967 м.

Перепад высоты: на подъём 750 м от р. Ахдасой на спуск 500 м до р. Южная Чапдара.

Время подъёма: 4 часа от р. Ахдасой.

Время спуска: 1,5 часа до р. Южная Чапдара.

Ночёвки: в долине р. Ахдасой, в верхнем цирке перевала, на седловине пер. Жанатар, в долине р. Южная Чапдара.

Пройден 12 августа 2017 г. с севера на юг пешком. Мы даём первое описание этого перевала.
Идея пройти здесь перевал появилась у руководителя после знакомства с рас-сказом о походе 2006 года «Фанская стрела» под руководством Владимира Петлицкого6. В том походе было запланировано прохождение этого перевала, его категория была предварительно оценена как 2Б–3А, но пройти перевал они не успели. Однако после внимательного изучения схемы Вадима Ляпина выяснилось, что перевал здесь уже есть: он обозначен Жанатар и соответствует категории 1Б. Правда никакой информации о прохождении этого перевала нам найти так и не удалось. Зато на фотографиях Георгия Сальникова с Малой Ганзы удалось идентифицировать заход в ущелье этого перевала. Было видно, что ущелье перегорожено бараньими лбами, что вызывало сомнения в том, что за ними действительно может быть перевал 1Б. Поэтому нам было интересно исследовать http://www.turist40.ru/index.php/2008-10-17-22-17-55/59-2009-01-27-04-47-20 ущелье пер. Жанатар, определить его категорию и выяснить, был ли он когда либо пройден. Мы были готовы к тому, что категория перевала может оказаться значительно выше 1Б.
Рис. 6. Подробная карта заключительной части маршрута.

12 августа, продолжение

Проводив товарища, мы спускаемся к р. Ахдасой и ищем способ перебраться на правый берег. По бокам русла встречается много крупных валунов, но прыгать между ними с рюкзаком мы не хотим. Немного ниже по течению видим большую торму, перекрывающую всё русло, кроме небольшой щели у противоположного берега [МОСТ]. В 9:50 аккуратно переходим по снежному мосту на правый берег р. Ахдасой, перепрыгивая эту щель. Оказалось, что торма висит в паре метров над водой, правда, её толщина достаточна для того, чтобы надёжно выдержать человека. От реки поднимаемся по травянистому склону по направлению к ущелью пер. Жанатар, попадаются следы тропы. Мы плавно подходим к ручью, вытекающему из нашего ущелья, переходим его по камням и идём дальше по левому берегу. За ходку набрали 150 м и вышли на выполаживание. Внимательно изучаем бараньи лбы, перегораживающие ущелье, и пытаемся найти простой путь через них. Вблизи лбы не выглядят сильно крутыми, поэтому мы предполагаем, что можно попробовать пройти по ним пешком, как это часто бывает в Фанах. Отсюда 2 ходки поднимаемся по осыпному склону под скалы. Сперва осыпь некрутая, даже попадаются тропы, но вскоре крутизна увеличивается до 35 гр.40. Мы стараемся идти перебежками от одного камня до другого, постепенно уходя правее.

К 12:00 подходим вплотную под скальный пояс. Кулуар постепенно сужается, но мы идём по подвижной осыпи до самого верха, надеясь найти проход через скалы. Наконец ширина кулуара уменьшается до 2 м, и мы утыкаемся в скальную стенку, с которой стекают ручьи [19-5]. Здесь пешеходного прохода нет. Тогда руководитель приспускается по кулуару метров на 20 и находит место, где можно по узким скальным полочкам выйти на бараньи лбы. Аккуратно идти по полочкам можно и дальше, и мы решаем попробовать пройти скальный пояс без перил. Проходим 20 м налево (если смотреть снизу), местами свободным лазаньем или придерживаясь за скалы, и попадаем на большую полку. Отсюда идём направо и вверх по пологому скальному кулуару, затем снова налево по скальной полке и, наконец, поднимаемся по фото 190 щели направо и выходим в цирк пер. Жанатар. Разнообразные сочетания белого фото 191 снега, чёрных скал и зелёных склонов вокруг выглядят очень живописно. Проходим немного вперёд и к 12:30 поднимаемся направо по осыпи до места обеда, где со скал стекает небольшой ручеёк [ОБЕД 19].

В 14:15 выходим на большой снежник, лежащий на дне долины и идём по нему в направлении перевала. Когда снежник заканчивается, поднимаемся по пологому курумнику и обходим небольшой моренный гребень слева по ходу. Вскоре высота морены уменьшается и мы переходим на её правую сторону [19-7]. Отсюда около получаса идём по пологим моренным увалам и в 15:35 выходим на широкую осып-фото 193, 194 ную седловину [пер. Жанатар]. По-видимому, здесь можно ночевать, если топить снег для приготовления еды. В центре седловины сложен хорошо заметный тур, в котором мы находим отлично сохранившуюся записку группы туристов Республиканского семинара СТП Министерства просвещения Таджикской ССР от 16.09.1985 (рис. 21). Судя по записке, они совершили первопрохождение этой седловины (1Б) со стороны р. Ахдасой и считают это новым вариантом пер. Звериный. Настоящий пер. Звериный (1Б) давно известен и находится западнее в этом же отроге, подругую сторону от пика 4188. Очевидно, эту седловину нужно считать отдельным перевалом, и мы считаем правильным называть его Жанатар, в соответствии со схемой Ляпина (на других картах соседний пик назван Жонатор).

В 16:00 мы начали спуск с пер. Жанатар по осыпному кулуару, предварительно надев каски. С самой седловины спуск почти не просматривается, зато его хорошо видно со скал чуть восточнее седловины. Приятный осыпной кулуар быстро заворачивает за угол и заканчивается, а дальнейший спуск представляет из себя конгломератно-осыпной склон крутизной 3540 и протяжённостью около 400 м. На спуске встречаются то мелкие осыпи, то твёрдые конгломератные склоны, то подвижные осыпи средних размеров. Такой спуск не особо приятен, а на подъём здесь идти будет ещё сложнее. Наконец, мы проходим узкие ворота и осыпи постепенно уступают место травянистым склонам долины р. Южная Чапдара. Крутизна склона понемногу уменьшается и в 17:20 мы спускаемся в долину. Сходили на разведку в разные стороны и нашли место для стоянки на берегу ручейка, текущего со стороны пер. Седло Пушноват Южный. Здесь выровняли площадку на мягкой осыпи и заночевали [СТОЯНКА 19].

Выводы по пер. Жанатар: нам удалось пройти пер. Жанатар пешком, тем не менее, мы считаем, что его сложность выше стандартной 1Б. Даже в наших условиях прохождение бараньих лбов, определяющих сложность перевала, требовало от участников хорошей личной техники передвижения по скалам с рюкзаком. Такая подготовка не всегда встречается у участников походов второй категории, среди которых могут быть и тридцатипроцентники. В случае выпадения снега или после дождя сложность этого участка может ещё увеличиться, и тогда нужно будет организовывать страховку. Так что мы пред-лагаем для пер. Жанатар категорию сложности 1Б* и не рекомендуем его в качестве первого перевала 1Б в походах второй категории.

Фото 185. Заход в ущелье пер. Жанатар.

Фото 186. Путь по бараньим лбам при подъёме на пер. Жанатар.

Фото 187. Выход на бараньи лбы при подъёме на пер. Жанатар.

Фото 188. Начало подъёма по бараньим лбам: путь по узким полочкам.

Фото 189. Путь по скальной полке при подъёме на пер. Жанатар.

Фото 190. Выход из скальной щели при одъёме на пер. Жанатар.

Фото 191. Цирк пер. Жанатар выше бараньих лбов.

Фото 192. Подъём по моренам на пер. Жанатар.

Фото 193. Выход на седловину пер. Жанатар.

Фото 194. Группа у тура на пер. Жанатар.

пер. Плечо Пушноват (3А)

пер. Плечо Пушноват

Соединяет долину р. Южная Чапдара и оз. Пушноват (р. Пушноват).

Представляет из себя траверс пер. Седло Пушноват Южный — пик Пушноват Центральный.

Координаты высшей точки: N 396.279, E 6810.596.

Ориентация склонов: запад – восток.

Характер: подъём на пер. Седло Пушноват Южный скально-осыпной, подъём на пик Пушноват Центральный снежно-ледовый, вверху скально-осыпной спуск вверху скальный, затем снежно-ледовый. Предлагаемое название: Плечо Пушноват — по аналогии с некоторыми другими Фанскими перевалами, по сути являющимися траверсами вершин.

Предлагаемая категория: 3А.

Высота: 4547 м.

Перепад высоты: на подъём 250 м от морен ледника до пер. Седло Пушноват Южный, 300 м до пика Пушноват Центральный на спуск 400 м до рандклюфта ледника.

Время подъёма: 2 дня (5 часов от морен ледника до пер. Седло Пушноват Южный, 4 часа до пика Пушноват Центральный).

Время спуска: 4,5 часа до рандклюфта ледника.

Ночёвки: в долине р. Южная Чапдара, на седловине пер. Седло Пушноват Южный, на ледовом гребне массива Пушноват, на оз. Пушноват.

Впервые пройден 13–14 августа 2017 г. с востока на запад.

Подъём на пер. Седло Пушноват Южный по осыпи, затем 1 верёвка по скалам подъём на гребень массива Пушноват по снежно-ледовому склону в связках, страховка через «скользящие» ледобуры по снежно-ледовому гребню в связках подъём на пик Пушноват Центральный по льду и скально-осыпному кулуару, 2 верёвки перил. Спуск по скалам на осыпной гребень, 1 верёвка перил по гребню пешком, затем 4 верёвки по снежно-ледовому склону в связках траверсом склона, затем 6 верёвок по леднику спуск пешком по рандклюфту и дальше по осыпи.

При подготовке маршрута руководитель заинтересовался массивом Пушноват, так как здесь наверняка можно было бы пройти несколько новых перевалов. А новые, неисследованные элементы всегда являются изюминкой маршрута. Собирая информацию о районе, мы нашли несколько фотографий массива Пушноват, сделанных издалека. Ориентируясь на имеющуюся информацию, мы решили заявить полный траверс массива, так как полагали, что он окажется не сложнее 3А. Уверенности нам добавляло то, что мы всегда сможем прекратить дальнейший траверс и спуститься вниз после любой из вершин.

На первых этапах маршрута мы всё время поглядывали в сторону массифото 199–203 ва Пушноват и сделали несколько фотографий с разных ракурсов. Уже тогда у нас появилось подозрение, что траверс массива Пушноват может оказаться сложнее, чем мы думали изначально. Когда мы подошли поближе, то это ощущение только окрепло. При ближайшем рассмотрении оказалось, что массив Пушноват сильно расчленённый и устроен значительно сложнее, чем нарисовано на туристических картах (обзору массива Пушноват, как мы его себе теперь представляем, посвящён раздел 6 данного отчёта). Перевал, который мы в итоге прошли, описан ниже.

Рис. 7. Схема прохождения пер. Плечо Пушноват.

Подъём на пер. Седло Пушноват Южный. От р. Южная Чапдара наби- фото 204 раем 500 м сначала по руслу ручья, затем по осыпному склону со следами тропы и подходим под ледник. По плотному снегу крутизной 1520 поднимаемся ещё на 100 м и подходим под скалы. В верхней части ледника под скалами протаяла небольшая трещина, поэтому здесь выходить на скалы не удобно. Проходим от правого по ходу края ледника несколько метров по скальным полочкам и поднимаемся вверх по осыпному кулуару крутизной 3540. Осыпь очень подвижная, идём плотной группой, придерживаясь правой рукой за скалы. Метров через 50 выходим из кулуара левее на более пологую осыпь, лежащую на скалах. По осыпным полкам набираем около 100 м и подходим под большой снежник, лежащий посредине перевального взлёта. В кошках проходим 50 м по снежнику под скальный лоб. Вешаем 1 верёвку перил с правой по ходу движения стороны скального выступа и поднимаемся на лоб, станция на крючьях на большой полке. Скалы здесь представляют из себя чередование небольших стеночек с некрутыми плитами между ними. От станции идём пешком по скальным полкам, местами присыпанным осыпью. Проходим немного вверх, затем уходим правее под скальную стенку 1,5 м высотой. Подстраховывая друг друга, проходим эту стенку и идём направо вверх по скальным полкам, затем по осыпи. Набрав около 50 м, поднимаемся под карниз в правой по ходу движения части седловины. С связках проходим через щель в обвалившемся карнизе и выходим на седловину пер. Седло Пушноват Южный.

Подъём на пик Пушноват Центральный. В связках обходим мульду фото 199 со скальными выходами справа по ходу, затем уходим по снежно-ледовой полке левее и подходим под бергшрунд. Пересекаем бергшрунд по мосту и выходим на снежно-ледовый склон крутизной около 40. На склоне часто встречаются небольшие ступеньки, на которые удобно ставить кошки. Кроме того, верхний слой на большинстве участков представляет из себя мягкую ледовую крошку, на которой кошки и ледорубы держат надёжно. По такому склону мы проходим 150 м в связках, страхуясь за «скользящие» ледобуры, и поднимаемся на гребень массива Пушноват. Гребень снежно-ледовый, довольно ровный и пологий, но обрывается скальными стенами на южную сторону. Идём по гребню на запад и поднимаемся на основное тело ледника, стекающего в долину оз. Пушноват (3866). Ледник обрывается карнизами на нашу сторону, но в точке примыкания нашего гребня карнизы сходят на нет. По леднику есть прямой спуск к оз. Пушноват, но мы идём в сторону вершины. По пологому леднику обходим одну из вершин массива Пушноват (Пушноват-2 по схеме 8) и снова подходим к гребню. Здесь гребень уже отделён от ледника большим бергшрундом. Мы идём вдоль гребня траверсом снежно-ледового склона, крутизна которого постепенно увеличивается до 40 45. Проходим около 20 м траверсом крутого склона со страховкой на «скользящих» ледобурах и выходим в небольшую мульду. Отсюда вешаем 50 м перил вдоль снежно-ледового гребня и пересекаем два небольших скально-осыпных гребешка. Станцию организуем на ледобурах посредине ледового галстука под склонами пика Пушноват Центральный. Отсюда ещё 30 м перил по крутому скально-осыпному кулуару направо и вверх до вершины, крепление верёвки за скальный выступ. Скалы сильно разрушенные, но камни, летящие вниз по кулуару, проходят мимо станции. Складываем тур на вершине пика Пушноват Центральный.

Спуск с пика Пушноват Центральный. Спускаемся с вершины пика Пуш-новат Центральный на запад по скальной стенке, 40 м перил. Дальше идём по осыпи северо-западного гребня, иногда выходя на ледник. Через 100 м осыпь становится неудобной, а крутизна снежно-ледового склона увеличивается до 3035. Вешаем верёвку вдоль гребня до выполаживания, а оттуда ещё 3 верёвки вниз по склону до снежно-ледовой полки под бергшрундом. Все верёвки последний участник снимает с нижней страховкой. Ниже ледник становится круче и выводит на ледовые сбросы у левого борта. Поэтому мы идём в связках направо по полке под бергшрундом. Проходим 150 м до середины ледника, где полка постепенно заканчивается, выводя на ледовый склон крутизной 4045. Вешаем 6 верёвок вниз по леднику до правого рандклюфта, по которому течёт ручей. Снимаем перила с помощью ледосброса. Проходим метров 30 вдоль рандклюфта по скальным полочкам, а затем по конгломератно-осыпному кулуару выходим на морену ледника. Сбрасываем 300 м по осыпному склону вдоль ручья и спускаемся к оз. Пушноват (3866).

13августа

В 6:30 мы начали подъём от р. Южная Чапдара по осыпному склону под пер. Седло Пушноват Южный. Склон пересечён множеством козьих троп троп. В конце ходки поднимаемся по руслу ручья и выходим на площадки на ригеле, где, вероятно, можно ночевать [20-1]. Отсюда идём по мелкой осыпи (также встречаются тропы), обходим снежник и подходим под перевальный взлёт. Нижнюю часть подъёма на перевал преодолеваем по пологому снежнику, даже не надевая кошки, и в 9:10 поднимаемся под скально-осыпной склон [20-3] (фото 204).. Подъём в лоб потребовал бы провешивания перил, поэтому мы идём в обход по осыпи, лежащей на скалах справа по ходу движения(фото 205).. Осыпь довольно крутая и подвижная, стараемся идти плотной группой, придерживаясь правой рукой за скалы (фото 206).. В верхней части даже встаём на скальные ступеньки и по ним уходим левее на выполаживание. Здесь осыпь уже держит надёжно, и мы поднимаемся пешком под большой снежник, лежащий посреди скального склона [20-5] (фото 207).. Выше снежника склон перегораживает скальная стенка, на которой уже нужно вешать верёвки. В кошках поднимаемся до конца снежника, в котором попадаются небольшие протаявшие трещины, и лидер вешает 1 верёвку перил. Он обходит скальный лоб немного справа, где скалы кажутся более простыми для прохождения, и организует станцию на крючьях на большой полке [20-6]. К 13:00 сюда поднимается вся группа, а руководитель за это время разведывает дальнейший путь. Не снимая кошки, аккуратно поднимаемся по скально-осыпным полкам под небольшую скальную стенку 1,5 м высотой. Помогая друг другу, пролезаем её и идём дальше к перевальной седловине (фото 208).. Последняя сложность на подъёме — большой карниз, перегораживающий правую часть седловины (фото 209).. Нам повезло, и карниз частично обвалился, образовав большую щель, похожую на бергшрунд. Мы на всякий случай связались и без проблем прошли по этой трещине и вылезли на широкую снежно-ледовую седловину [пер. Седло Пуш- новат Южный]. (фото 210).

Время 13:45, но дальше мы сегодня идти не планируем. Обедаем и остаёмся ночевать на перевале. Находим два тура, но ни в одном из них нет записки. Один тур расположен прямо на скалах на седловине, а другой немного севернее, на склонах узловой вершины. Мы гуляем до этой вершины, откуда открываются прекрасные виды на север и восток (фото 211).. Отсюда есть простой спуск до седловины пер. Седло Пушноват, откуда, судя по описаниям, ведёт осыпной гребень и до пер. Звериный. Под пер. Плечо Пушноват (3А) нашу большую палатку выравниваем площадку на осыпи возле тура, рассчитывая спрятаться от ветра за скалами. (фото 212).

14 августа

Утром встали пораньше и в 5:55 начали подъём с пер. Седло Пушноват Южный на гребень массива Пушноват. Сперва идём по леднику в связке, обходя большую мульду со скальными выступами справа по ходу, где склон более пологий (фото 213).. Пересекаем ледниковую чашу и уходим левее к мосту через бергшрунд. После бергшрунда крутизна склона увеличивается до 40, но мы продолжаем идти в связке, страхуясь за «скользящие» ледобуры. Хотя склон и достаточно крутой, на нём часто попадаются небольшие ступеньки, и он покрыт слоем мягкой ледовой крошки, в которой кошки и ледоруб держат надёжно. Через 150 м склон становится положе и к 7:05 мы выходим на гребень [21-1]. Гребень ледовый, достаточно широкий и пологий, так что здесь, вероятно, можно ночевать. Пока группа отдыхает, руководитель проходит 300 м по гребню до вершины [пика Пушноват Северный]. Подъём на вершину простой: сперва по пологому леднику, затем по скальным плитам и осыпи. Там обнаруживается табличка, сообщающая о первовосхождении в июле 1987 года на вершину, названную пиком Сходки (фото 214). Рядом лежит большая металлическая капсула, которую открыть руками не удаётся. Мы предполагаем, что именно на эту вершину ведёт известный альпинистский маршрут категории 2Б, поскольку других следов присутствия человека на массиве Пушноват мы не обнаружили. Описание этого маршрута нам найти не удалось, но время восхождения совпадает с указанным на сайте ФАР.

В 7:30 мы продолжили движение по снежно-ледовому гребню. Отсюда открывается интересный вид на узкую щель между скалами пиков Пушноват Северный и Пушноват-2 (фото 215). От остальной части массива Пушноват наш гребень отделён карнизом, но какраз в точке примыкания гребня карниз сходит на нет, и мы легко его пересекаем (фото 216). Дальше идём по пологому снежно-ледовому склону, обходя одну из вершин массива Пушноват (Пушноват-2 на схеме 8). При желании отсюда уже можно спуститься по леднику на запад к оз. Пушноват, но мы продолжаем движение по гребню (фото 217). Дальше гребень отделяется от тела ледника большим бергшрундом, а крутизна склона постепенно увеличивается до 40. На небольшом участке мы закручиваем пару ледобуров для подстраховки и выходим в мульду под склонами пика Пушноват Центральный [21-2] (фото 218). Подъём на вершину отсюда ещё не просматривается, так как подход к ней закрыт небольшими скально-осыпными гребешками (фото 219). Лидер вешает одну верёвку перил, пересекая эти гребешки, и организует станцию на льду. Отсюда уже виден крутой скально-осыпной кулуар протяжённостью около 30 м, ведущий на вершину. Лазанье здесь простое, но скалы сильно разрушенные, и из-под ног летит много камней. Наша станция расположена на небольшом удалении от кулуара, поэтому камни её не задевают (фото 220). На вершине крепим перила за скальный выступ, и к 10:15 вся группа поднимается на [пик Пушноват Центральный].

На вершине мы складываем тур, оставляем записку, фотографируемся и осматриваемся (фото 221). Руководитель даже приспускается на одну верёвку по южному склону, чтобы лучше изучить массив. Мы видим, что пик Пушноват Главный — следующая цель нашего траверса — отделён от нас ещё несколькими вершинами: ближайшая к нам небольшая, зато вторая вполне внушительная. Прохождение этого траверса, по-видимому, потребовало бы провешивания около десятка скальных верёвок, и категория сложности такого маршрута была бы ближе к 3Б. Навряд ли мы могли бы успеть пройти запланированный траверс за день, а возможных мест для ночёвки отсюда не видно. Другой вариант, который мы рассматривали при планировании маршрута — это спуск по ледовому кулуару между вершинами Пушноват Центральный и Пушноват Главный. На фотографиях был виден простой выход из этого кулуара, однако, сам кулуар мы увидели только теперь, и он нам совсем не понравился. Оказалось, что узкий ледовый кулуар зажат между отвесными скальными стенами. В верхней части ширина кулуара составляет всего пару метров, и он постепенно расширяется к низу. Понятно, что спуск по такому кулуару может оказаться чрезвычайно опасным, а уйти будет некуда. Обдумав все варианты, мы решили спускаться с массива Пушноват по снежно-ледовому северному склону, но не возвращаться назад по пути подъёма, а идти по северо-западному гребню (фото 222).

В 11:15 мы начали спуск с вершины Пушноват Центральный. Повесили 1 верёвку по скалам на западную сторону и спустились на осыпной гребень, уходящий на северо-запад (фото 223). Вскоре северный склон гребня становится снежно-ледовым, но крутизна пока небольшая, так что идём то по осыпи, то по снегу. Затем крутизна увеличивается до 35 40, по такому льду идти без страховки не всем удобно. Отсюда вешаем 1 верёвку до выполаживания, а затем ещё 3 верёвки по снежно-ледовому склону и спускаемся под бергшрунд, пересекающий весь склон(фото 224). Последний участник снимает перила с нижней страховкой. Около 13:00 вся группа собирается на выполаживании под бергшрундом [21-4]. В принципе отсюда можно продолжать вешать верёвки прямо вниз, но дальше склон становится круче, и мы опасаемся наткнуться на ледовые сбросы. Решаем обойти по более пологому леднику справа по ходу спуска. Идём в связке траверсом снежно-ледового склона под бергшрундом до тех пор, пока слой снега не становится тоньше (фото 225). Отсюда вешаем 6 верёвок вниз по ледовому склону крутизной около 40 45, сдёргиваем перила с помощью ледосброса (фото 226). На последней верёвке проходим небольшой рандклюфт, по которому течёт ручей, и в 15:40 выбираемся на скальные полки под ледником [21-6]. Снизу видно, что у левого борта ледник, действительно, более крутой, но вполне проходимый. Тем не менее, мы считаем, что наш путь был более оптимальным, так как вряд ли мы бы обошлись меньшим числом верёвок, если бы пошли слева.

Передохнув, аккуратно спускаемся по скальным полочкам, а затем по крутому осыпному кулуару до более пологой морены (фото 228). Дальше идём по осыпи вдоль ручья, переходим на его правый берег и спускаемся по пологой осыпи к оз. Пушноват (фото 228). В 16:55 ставим лагерь на большой мелкоосыпной поляне на южном берегу озера [СТОЯНКА 21] (фото 229).

Выводы по пер. Плечо Пушноват: вопреки первоначальному плану мы решили отказаться от полного траверса массива Пушноват и, воспользовавшись запасным вариантом, спуститься по северо-западному гребню к оз. Пушноват. Некоторая информация о дальнейшем траверсе массива представлена в разделе 6. Мы считаем, что перевал, пройденный нами, соответствует категории 3А. Начало подъёма совпадает с восточным склоном пер. Седло Пушноват Южный (2Б), а остальная часть по сути представляет из себя траверс пика Пушноват Центральный. По всей видимости, наше восхождение на пик Пушноват Центральный является первым. Возможен также альтернативный путь прохождения перевала, близкий к нашему. Если не ставить перед собой цель взойти на пик Пушноват Центральный, то с гребня массива Пушноват можно спуститься по леднику напрямую к оз. Пушноват. Такой маршрут будет несколько проще нашего, возможно, ближе к 2Б. Однако даже такой путь заведомо сложнее, чем прохождение пер. Седло Пушноват Южный (2Б). При большем, чем в этом году, количестве снега мы ожидаем, что сложность пер. Плечо Пушноват будет немного ниже, так как некоторые участки по леднику можно будет пройти без перильной страховки.

Фото 195. Путь спуска с пер. Жанатар, фотография со скал слева от седловины.

Фото 196. Спуск по конгломератно-осыпному склону с пер. Жанатар.

Фото 197. Спуск по конгломератно-осыпному склону с пер. Жанатар.

Фото 198. Вид на пер. Жанатар из долины р. Южная Чапдара.

Фото 199. Вид на массив Пушноват с пер. Энергия. Здесь и далее красные цифры обозначают вершины массива Пушноват в соответствии с рис. 8

Фото 200. Вид на массив Пушноват с подъёма на пер. Седло Ганзы.

Фото 201. Вид на массив Пушноват с траверса к пер. Гусева-Мухина Восточный.

Фото 202. Вид на массив Пушноват из-под лед. Замок.

Фото 203. Вид на массив Пушноват с пер. Жанатар.

Фото 204. Путь подъёма на пер. Седло Пушноват Южный.

Фото 205. Подъём по осыпному кулуару на пер. Седло Пушноват Южный.

Фото 206. Верёвка по скалам при подъёме на пер. Седло Пушноват Южный.

Фото 207. Подъём по верёвке на пер. Седло Пушноват Южный.

Фото 208. Преодоление скальной стенки при подъёме на пер. Седло Пушноват Южный.

Фото 209. ОС: Выход на седловину пер. Седло Пушноват Южный через щель в карнизе.

Фото 210. Преодоление карниза при подъёме на пер. Седло Пушноват Южный.

Фото 211. Вид на северо-восток с узловой вершины над пер. Седло Пушноват Южный.

Фото 212. Лагерь у тура на пер. Седло Пушноват Южный.

Фото 213. Подъём на гребень массива Пушноват с пер. Седло Пушноват Южный. Направо по леднику — спуск с пер. Седло Пушноват Южный.

Фото 214. Табличка на вершине пика Пушноват Северный (пик Сходки).

Фото 215. Подъём на гребень массива Пушноват. Видна характерная скальная щель между пиками Пушноват Северный и Пушноват-2.

Фото 216. Путь по гребню массива Пушноват.

Фото 217. Траверс гребня к пику Пушноват Центральный.

Фото 218. Траверс крутого снежно-ледового склона на пути к пику Пушноват Центральный.

Фото 219. Путь подъёма на пик Пушноват Центральный.

Фото 220. ОС: Подъём по скально-осыпному кулуару на пик Пушноват Центральный.

Фото 221. Группа на вершине пика Пушноват Центральный.

Фото 222. Вид на пути подъёма (справа) и спуска (слева) с пика Пушноват Центральный. Показан также альтернативный путь по леднику, без восхождения на вершину.

Фото 223. Спуск с пика Пушноват Центральный на северо-западный гребень.

Фото 224. Спуск по склону северо-западного гребня с пика Пушноват Центральный.

Фото 225. Спуск по леднику с пика Пушноват Центральный.

Фото 226. АЛ: Выход в рандклюфт ледника на спуске с пика Пушноват Центральный.

Фото 227. Путь спуска по леднику с пика Пушноват Центральный.

Фото 228. Спуск по скальным полочкам и по морене к оз. Пушноват.

Фото 229. Вид на массив Пушноват от оз. Пушноват.

пер. Озёрный (1Б) и пер. Дукдон (1А)

15 августа

К этому моменту мы уже отказались от первоначально заявленного выхода через пер. Седло Калужан или Седло Москвичей (оба 3А). Мы опасались, что если наш темп движения окажется ниже запланированного, или произойдёт непредвиденная задержка, то мы просто не успеем на самолёт. В случае же выхода через простые перевалы у нас появлялось много свободного времени, и мы могли не торопиться.

пер. Озёрный

Соединяет оз. Пушноват и ур. Обибарык.

Координаты седловины: N 395.912j, E 6810.028j.

Ориентация склонов: север – юг.

Характер: осыпной.

Категория: 1Б.

Высота: 4075 м.

Перепад высоты: на подъём 200 м от оз. Пушноват на спуск 450 м до морен лед. Дукдон Западный.

Время подъёма: 45 минут от оз. Пушноват.

Время спуска: 1 час до морен лед. Дукдон Западный.

Ночёвки: на оз. Пушноват, в ур. Обибарык.

Пройден 15 августа 2017 г. с севера на юг пешком.

Утром любуемся отражением пиков Москва и Сахарная Голова в оз. Пушноват(фото 230). С места ночёвки у оз. Пушноват мы вышли только в 8:45. Оставили моренный вал слева по ходу и по пологой мелкой осыпи поднялись на гребень пер. Озёрный(фото 231). Спускаться отсюда неудобно, так как на южном склоне много скальных выходов, поэтому тур расположен восточнее. Проходим по пологому осыпному гребню около 300 м и в 9:30 выходим к туру [пер. Озёрный]. Обнаруживаем записку группы Варгафтика от 13.08.2016 (рис. 22) и изучаем скально-ледовую стену к югу от перевала (фото 232).

С перевала спускаемся по крутому осыпному склону, уходя по диагонали налево (фото 233). Поначалу идём по приятной мелкой осыпи, затем входим в конгломератноосыпной кулуар. Аккуратно, зигзагами проходим по кулуару, но не спускаемся донизу, а сворачиваем на пологий склон налево, по направлению к пер. Дукдон(фото 235). Затем по мелкоосыпному склону сбегаем с выполаживания и в 10:45 выходим на морены ледника [22-2] (фото 236, 237).

Выводы по пер. Озёрный: перевал соответствует категории 1Б. Прохождение перевала в обратном направлении будет осложняться тем, что придётся набирать 400 м по крутой подвижной осыпи.

Фото 230. СН: Пики Москва и Сахарная Голова в оз. Пушноват.

Фото 231. Подъём от оз. Пушноват на пер. Озёрный.

Фото 232. Вид на юг со спуска с пер. Озёрный.

Фото 233. Путь спуска с пер. Озёрный к пер. Дукдон.

Фото 234. Начало спуска с пер. Озёрный.

Фото 235. Спуск с пер. Озёрный по конгломератно-осыпному кулуару.

Фото 236. Выход на морены ледника на спуске с пер. Озёрный и путь подъёма на пер. Дукдон.

Фото 237. Вид с морены на путь спуска с пер. Озёрный.

пер. Дукдон .

Соединяет ур. Обибарык (р. Пушноват) и р. Дукдон. .

Координаты седловины: N 394.999j, E 6811.053j.

Характер: травянисто-осыпной, тропа.

Категория: 1А.

Высота: 3813 м.

Перепад высоты: на подъём 200 м от морен лед. Дукдон Западный на спуск 400 м до р. Дукдон.

Время подъёма: 1,5 часа от морен лед. Дукдон Западный.

Время спуска: 1 час до р. Дукдон.

Ночёвки: в ур. Обибарык, в долине р. Дукдон.

Пройден 15 августа 2017 г. с запада на восток пешком.

Проходим ещё немного вниз по курумнику и попадаем на мощную тропу, идущую по гребню морены на пер. Дукдон. По тропе к 12:10 поднимаемся на седловину [пер. Дукдон] (фото 236).. На перевале стоят туры, отмечающие тропу, но никакой записки мы не находим и идём дальше. Зато отсюда видно кусочек Гиссарского хребта. Тропа идёт траверсом левого склона долины и плавно спускается в долину р. Дукдон. За полторы ходки мы спускаемся к реке, где обедаем и отдыхаем [ОБЕД 22] (фото 238).. Удивляет то, что практически постоянно по долине дует довольно сильный ветер. (фото 239, 240).

Выводы по пер. Дукдон: перевал соответствует категории 1А. Через перевал идёт мощная тропа, но идти по ней нужно аккуратно, чтобы не поскользнуться на осыпи.

В 15:40 снова выходим на тропу и продолжаем спуск по левому берегу р. Дукдон. Какое-то время тропа петляет мимо больших валунов и постепенно выходит на зелёные поля в долине реки (фото 241, 242).. Затем река поворачивает на юг, долина сужается, и мы подходим к широкому каньону. Здесь по-прежнему угадывается тропа, спускающаяся по курумнику. Посреди каньона большая, ровная, слегка заболоченная площадка, где при желании можно ночевать [22-8]. Дальше тропа становится ещё более натоптанной и круто спускается по лесистому склону в долину р. Каракуль. Мы спускаемся по тропе, проходим мимо естественного моста, ведущего на правый берег р. Дукдон и в 18:00 останавливаемся на ночёвку в берёзовой роще на берегу р. Каракуль [СТОЯНКА 22]. (фото 243).

Фото 238. Вид на Гиссарский хребет с пер. Дукдон.

Фото 239. Путь спуска с пер. Дкдон.

Фото 240. Спуск по тропе с пер. Дукдон.

Фото 241. Спуск вдоль р. Дукдон.

Фото 242. Каньон в нижнем течении р. Дукдон с площадкой посередине.

Фото 243. Стоянка в берёзовой роще у впадения р. Дукдон в р. Каракуль.

16 августа

В 9:25 начинаем спуск по хорошей тропе по левому берегу р. Каракуль. Идём по настоящему смешанному лесу: высокая арча, берёзы в несколько обхватов, разнообразные кустарники (фото 244).. Через километр тропа поднимается на склон, петляет по курумнику, а затем снова спускается к реке (фото 245).. Напротив впадения р. Мура лес становится более разреженным, появляются большие поляны с пасущимися коровами. Вскоре мы выходим к первым населённым постройкам [23-2]. Сразу за ними переходим по мосту на правый берег и оказываемся на автомобильной дороге. За ходку проходим мимо ещё одного моста через р. Сарытаг и в 11:30 останавливаемся на привал на поляне перед кишлаком. (фото 246).

Здесь уже работает сотовая связь, так что мы звоним домой, рассказываем о завершении нашего маршрута и узнаём новости о других группах (фото 247).. Наконец бросаем последний взгляд на пики Чимтарга и Энергия, доминирующие над долиной р. Арх, и идём дальше через кишлак Сарытаг. На выходе из кишлака нам предлагают машину до Искандеркуля за 150 сомони, мы соглашаемся, так как нет желания идти 8 км пешком по пыльной дороге. Впятером залезаем в небольшой джип, рюкзаки складываем на крышу и к 13:10 доезжаем до турбазы на северном берегу оз. Искандеркуль (фото 248)...

Мы ставим палатку на территории турбазы (150 сомони), недалеко от берега озера [ТУРБАЗА], обедаем, отдыхаем, гуляем. Как и в предыдущий день на р. Дукдон, с озера постоянно дует ветер, так что на берегу довольно прохладно. Отсюда звоним в Душанбе Рано Умаровне и договариваемся о машине на следующее утро. Машина обходится нам в $150 на группу.

Выезд

р. Арх, и идём дальше через кишлак Сарытаг. На выходе из кишлака нам предлагают машину до Искандеркуля за 150 сомони, мы соглашаемся, так как нет желания идти 8 км пешком по пыльной дороге. Впятером залезаем в небольшой джип, рюкзаки складываем на крышу и к 13:10 доезжаем до турбазы на северном берегу оз. Искандеркуль.

Мы ставим палатку на территории турбазы (150 сомони), недалеко от бере га озера [ТУРБАЗА], обедаем, отдыхаем, гуляем. Как и в предыдущий день на р. Дукдон, с озера постоянно дует ветер, так что на берегу довольно прохладно. Отсюда звоним в Душанбе Рано Умаровне и договариваемся о машине на следующее утро. Машина обходится нам в $150 на группу.

Фото 244. Лесная тропа вдоль р. Каракуль.

Фото 245. Путь по тропе по склону долины р. Каракуль.

Фото 246. Подход к кишлаку Сарытаг.

Выезд

17августа

Утром за нами приезжает большой джип, на котором мы в 10:00 с комфортом едем в Душанбе. Перед въездом в город останавливаемся на обед в кафе на берегу р. Варзоб. В 15:00 приезжаем в Душанбе и останавливаемся у Рано Умаровны. Спасибо ей за гостеприимство!

18августа

В этот день гуляем по Душанбе, отъедаемся, стараясь не переусердствовать в этом. Вечером встречаем нашу памирскую 6-ку, только вернувшуюся с маршрута.

19августа

Утро тратим на неспешные сборы, а после обеда едем в аэропорт. В 16:05 вылетаем домой в Новосибирск рейсом авиакомпании S7. Вечером мы уже будем дома.

Выводы и рекомендации

Нами пройден насыщенный маршрут 5-й категории сложности в Фанских горах. Маршрут включает в себя сквозное прохождение двенадцати перевалов: 3А — пять (в том числе одно первопрохождение), 2Б–3А — один (сложность связки пер. Седло Ганзы + Гусева-Мухина Восточный спорная, по нашим ощущениям скорее 3А), 1Б — два (в том числе один в режиме первопрохождения), 1А — один, н/к — три. Кроме того мы совершили три радиальных восхождения на вершины — все категории 2Б, и траверс одной вершины прошли в рамках нового перевала. Все определяющие препятствия, в том числе первопрохождение, находятся на линейном участке маршрута. Всего за 23 ходовых дня мы прошли 178 км (161 км без учёта повторно Пройденного пути) и провесили 88 верёвок: 43 на подъём (в том числе 24 по скалам) и 45 на спуск (13 по скалам). Мы считаем, что почти все эти верёвки были действительно необходимы. Более того, некоторые протяжённые участки, на которых также нужна страховка, мы прошли в связках на «скользящих» ледобурах. Отклонение от заявленного маршрута — отказ от прохождения пер. Седло Калужан (3А) — было связано с тем, что у нас не оставалось достаточного запаса по времени. Кроме того, мы не сходили радиально на пик Замок, так как задержались на подъёме на пик Кентавр и хотели в этот день успеть спуститься пониже. Но, несмотря на эти несущественные изменения, нам удалось сохранить общую идею маршрута. Наш маршрут получился технически весьма сложным и интересным, выдержанным в духе лучших туристских традиций.

В Фанах трудно построить логичный маршрут большой протяжённости, особенно имея жёсткие ограничения по времени. Здесь недостаточный километраж компенсируется большим перепадами высот и существенной технической сложностью преодолеваемых препятствий. Нам удалось совместить техническую сложность маршрута с эстетической составляющей, которая, на наш взгляд, также является важной в горных походах. Мы посетили почти все основные долины Фанских гор и посмотрели большинство озёр, каждое из которых прекрасно по-своему. Мы также прошли довольно много хороших перевалов категорий 2Б и 3А, в том числе один новый перевал 3А в малоизученном районе массива Пушноват. Кроме того, нам удалось совершить радиальные восхождения на две высочайших вершины Фанских гор: пики Чимтарга и Большая Ганза.

В целом, можно с уверенностью сказать, что погода в этом году нам благоприятствовала. За всё время прохождения маршрута было только 2–3 дня относительно плохой погоды, и мы потеряли лишь 2 часа, ожидая улучшения видимости под пер. Адиджи. Даже тент на палатку мы накидывали всего раз пять, и то после этого осадки, как правило, прекращались. Правда малое количество снега на многих перевалах привело к увеличению их сложности и потенциальной камнепадоопасности и потребовало от нас провешивания большего количества верёвок. Особенно серьёзно опасность камнепадов в этом году возросла на северном склоне пер. Блок. Мы старались идти максимально быстро, но всё равно чуть было не попали под камнепад.

Фанские горы — район, хорошо изученный туристами и альпинистами. Тем не менее, и здесь есть белые пятна. Исследованию одного из них — массива Пушноват — был посвящён заключительный участок нашего маршрута. Здесь мы прошли новый перевал — Плечо Пушноват, соответствующий категории 3А. Хотя перевал и не имеет принципиального значения, поскольку в долину той же реки ниже

по течению есть более простой путь, он является довольно интересным. Перевал ходится траверсом пика Пушноват Центральный, на котором мы, по-видимому, также первые. С его вершины открываются прекрасные виды во все стороны, да и сам массив Пушноват выглядит очень интересно. Собранная нами информация об этом районе приведена в разделе 6 данного отчёта.

Фанские горы известны тем, что позволяют организовать маршруты любой категории сложности — от первой до шестой. Но если походы вплоть до третьей категории будут скорее обзорными экскурсиями по району, то в четвёрках, а особенно походах высших категорий Фаны раскрываются полностью. В таких походах можно пересекать хребты практически в любом месте, не боясь трудностей, можно совершить восхождение на многие обзорные вершины. И что не менее важно, в Фанах ещё можно пройти не один интересный новый перевал, который будет полезен следующим горовосходителям. Ходите в Фаны, туристы! (фото 249, 250) и (фото 199–203)

ОБЗОР РАЙОНА МАССИВА ПУШНОВАТ

Район пиков Пушноват и Айни не входит в число наиболее посещаемых мест Фанских гор. Вероятно, это связано с удалённостью от альпинистских лагерей. К тому же, эти вершины не сильно заметны издали и потому не особенно привлекают туристов и альпинистов. Судя по альпинистскому классификатору, было пройдено всего по одному маршруту на каждую из этих вершин: маршрут 2Б с севера на пик Пушноват и 3А с юго-запада на пик Айни. По-видимому, туристы также не частые гости в этом районе: в каталоге «Вестры»7 за 30 лет набралось меньше десятка отчётов о прохождении близлежащих перевалов. Ближайший к массиву Пушноват перевал — пер. Седло Пушноват Южный — возможно, был впервые пройден только в 2012 году. Ещё один интересный перевал — между пиками Айни и Пушноват — был запланирован Владимиром Петлицким в походе 2006 года «Фанская стрела»8, но пройти его они не успели.

При прохождении пер. Плечо Пушноват мы рассмотрели вблизи сам массив Пушноват, и он показался нам довольно занимательным. Здесь встречаются, иногда неожиданно, отвесные стены, узкие скальные щели и кулуары. Отсюда открываются прекрасные виды на массив Дукдон, пики Москва и Сахарная Голова, южные стены Чимтарги и Энергии )фото 249, 250). Кроме того, мы наметили возможные новые перевалы в этом районе. В данном разделе приведена собранная нами информация (в основном ) об окрестностях массива Пушноват. Схема района, как мы её себе представляем, показана на рис. 8. Для удобства читателя на этой схеме отмечены места съёмки некоторых фотографий.

На первых этапах маршрута мы всё время поглядывали в сторону массива Пушноват и сделали несколько фотографий с разных ракурсов (фото 199-203). Уже тогда было понятно, что массив устроен сложнее, чем нарисовано на туристических картах. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что в состав массива Пушноват входят не три вершины, а по крайней мере семь. Там, где на картах нарисован просто гребень, на самом деле расположены две вершины с перепадами высот, по нашим оценкам, до 100 м. Кроме того, с пика Пушноват Центральный хорошо видно, что южная вершина — Пушноват Главный — является высшей точкой массива. Её высота, вероятно, составляет около 4580, но никак не 4537, как указано на современных картах.

Некоторые интересные виды массива Пушноват и его окрестностей включены в этот отчёт (фото 251 и далее). Отдельно выделена информация о возможных новых перевалах в районе массива Пушноват (все названия условные, характеризующие расположение перевалов).

Рис. 8. Схема района массива Пушноват (в основе схема Славы Завьялова). Цифрами подписаны вершины и перевалы: 1 — Пушноват Северный (пик Сходки, 4500), 3 — Пушноват Центральный (4547), 7 — Пушноват Главный (по карте 4537, по ощущениям около 4580), 8 — пер. Пушноват Центральный (условное название, 2Б–3А), 9 — пер. Айни-Пушноват (условное название, 2А–2Б). Отмечены места съёмки некоторых фотографий, а их номера в электронной версии отчёта являются гиперссылками.

пер. Айни-Пушноват (№9 на рис. 8)

Соединяет долину р. Южная Чапдара и ур. Обибарык (р. Пушноват).

Расположен между пиками Пушноват Главный и Айни.

Примерные координаты седловины: N 395.915j, E 6810.717j.

Ориентация склонов: юго-запад – северо-восток.

Характер: скально-ледовый, скально-осыпной. Предполагаемая .

Категория: 2А–2Б. .

Примерная Высота: 4380 м.

Этот перевал был запланирован Владимиром Петлицким в походе 2006 года

«Фанская стрела» как пер. Чандара, но им не хватило времени, чтобы его пройти. Мы также заявляли перевал в качестве запасного варианта, но в результате прошли пер. Плечо Пушноват, который ближе к нашему запланированному маршруту. Владимир Петлицкий оценивал категорию перевала как 1Б–2А, мы же после изучения его северного склона считаем, что здесь скорее 2А–2Б.

По-видимому, определяющей стороной перевала является как раз его северовосточный склон (фото 203, 253–255). На подходе к перевалу расположен ледник, пересечённый поперечными трещинами. Верхняя часть ледника в наш год закрыта снегом. Непосредственно под скалами ледник пересечён несколькими бергшрундами, которые можно обойти справа по ходу подъёма или, наоборот, ближе к левому краю. Подъём на перевал начинается со скальной стенки высотой порядка 100 м высотой. С левой стороны скалы довольно крутые, но справа, похоже, можно пройти по наклонной щели. Средняя крутизна здесь, насколько видно по фотографиям, около 40 50. Выше первого скального пояса находится небольшой ледничок с перепадом высоты около 50 м. После ледника нужно преодолеть второй скальный пояс. Его высота меньше, около 50 м, но выглядит он покруче, чем нижний пояс. Оптимальный путь, вероятно, тоже по щелям справа по ходу подъёма. Выше скального пояса склон выполаживается, но, возможно, придётся пройти ещё немного по леднику. Седловина перевала широкая и осыпная.

Прохождение северо-восточного склона перевала может осложняться тем, что по удобным для подъёма скальным щелям во второй половине дня текут ручьи. Значит рано утром скалы здесь могут быть покрыты натёчным льдом. В принципе, чередование льда и скал может привести к повышенной камнепадоопасности, но заметных следов схода камней под перевалом мы не видим. Правда можно предположить, что все камни уходят в бергшрунд, расположенный прямо под скалами. Юго-западная сторона перевала представляет из себя разрушенные скалы высотой, по-видимому, около 200–300 м (фото 256). Ближе к западному краю находится узкий осыпной кулуар, который выглядит довольно крутым, особенно в нижней части. Издали трудно сказать, насколько этот кулуар безопасен. Предположительно, вместо того, чтобы спускаться по основному кулуару донизу, можно пересечь небольшой гребешок и уйти западнее на осыпь. Ниже кулуара спуск идёт осыпному склону, похожему на пер. Озёрный.

пер. Пушноват Центральный (№8 на рис. 8)

Соединяет долину р. Южная Чапдара и оз. Пушноват (р. Пушноват).

Расположен в центре массива Пушноват: между пиками Пушноват Главный и Пушноват-6.

Примерные координаты седловины: N 396.116j, E 6810.610j.

Характер: скально-ледовый. .

Предполагаемая .категория: 2Б–3А. .

Примерная высота: 4450 м.

Восточный склон потенциального перевала представляет из себя снежно-ледовый галстук, лежащий в скальном кулуаре (фото 257, 258). Перепад высоты от ледника около 400–500 м. Средняя крутизна кулуара, по-видимому, около 40 50. Следов больших камнепадов в кулуаре не видно, но, вероятно, опасность есть. Камни, летящие со склонов пика Пушноват Главный могут попадать в кулуар и катиться по нему до самого низа. В качестве альтернативы можно рассматривать скальный контрфорс справа от кулуара.

Западный склон также является кулуаром: снежно-ледовым в верхней части и осыпным снизу (фото 259, 260). Протяжённость кулуара около 200–300 м. Вероятно, путь по кулуару может быть опасен, так как здесь будут скапливаться камни, летящие со скал с обеих сторон.

траверс массива Пушноват

Соединяет долину р. Южная Чапдара и ур. Обибарык (р. Пушноват).

Представляет из себя траверс пер. Седло Пушноват Южный — пик Пушноват Центральный — пик Пушноват Главный — пер. Айни-Пушноват.

Характер: скально-ледовый.

Предполагаемая категория: 3А–3Б.

Примерная высота: 4580 м.

Этот траверс мы заявили в качестве основного варианта, но вынуждены были отказаться от его прохождения. Начало траверса совпадает с нашим подъёмом на пер. Седло Пушноват Южный и дальше на пик Пушноват Центральный. Дальнейший траверс в направлении пика Пушноват Главный осложняется тем, что гребень между ними достаточно расчленённый (фото 261–264). Перепады высот между некоторыми вершинами в этом гребне достигают 100–150 м. Мы предполагаем, что на траверс до пика Пушноват Главный может потребоваться порядка 10 верёвок по скалам. Спуск на седловину пер. Айни-Пушноват, по-видимому, не должен представлять больших проблем, но тоже потребует несколько верёвок. Дальнейший спуск с дан в описании пер. Айни-Пушноват.

Отчёт содержит довольно много фотографий, что связано, во-первых, с желанием руководителя предоставить максимально подробную информацию о прохождении маршрута и, во-вторых, с тем, что некоторые красивейшие фотографии просто невозможно было не включить. Фотографии расположены в поряд ке, близком к хронологическому. Ссылки на фотографии по тексту технического описания указаны в примечаниях на полях. В электронной версии отчёта фотографии являются ссылками, указывающими примерное место съёмки на карте Google. Фотографии, вошедшие в отчёт, также доступны в виде KMZ-файла по адресу https://goo.gl/9dC5XX. Привязка фотографий к точке на местности была сделана методом интерполяции по маршрутным точкам, записанным на привалах с помощью GPS-GLONASS навигатора.

На некоторых фотографиях отмечен маршрут движения группы. При этом приняты следующие условные обозначения: оранжевая линия соответствует участку, Пройденному пешком красная линия обозначает участки с перильной страховкой фиолетовая — участки, Пройденные в связках со страховкой через «скользящие» ледобуры пунктир обозначает участки, находящиеся за перегибом и не видимые с места съёмки. Зелёными кружками отмечено расположение станций на перилах. На некоторых фотографиях чёрным пунктиром показаны альтернативные пути прохождения.

Большинство фотографий сделаны Сергеем Сальниковым (руководителем и по совместительству основным фотографом группы) на Canon EOS 60D + EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS.

Фотографии остальных участников отмечены инициалами: СН: Сергей Науменко, Nikon D750 + 24mm f/2.8

ОС: Олег Сальников, Canon PowerShot S5 IS АЛ: Антон Лончаков, Canon PowerShot A720 IS в более высоком качестве есть у автора, а также на CD-диске, прилагающемся к печатному отчёту. Некоторые фотографии участников, в том числе и не вошедшие в данный отчёт, доступны по адресам: https://photos.app.goo.gl/JKlTmKCWViElV0ww2, https://photos.app.goo.gl/QPXQfX2OYmza8dlB3.

СПИСОК ФОТОГРАФИЙ

Фото 247. ОС: Пики Энергия и Чимтарга над долиной р. Арх.

Фото 248. СН: Панорама оз. Искандеркуль.

Фото 249. Вид на пики Москва и Сахарная Голова с пика Пушноват Центральный.

Фото 250. Вид на южные стены пиков Чимтарга и Энергия с пика Пушноват Центральный.

Фото 251. Вид на отвесные стены пика Пушноват-2 с гребня массива Пушноват. Здесь и далее красные цифры обозначают вершины массива Пушноват в соответствии с рис. 8.

Фото 252. Панорама массива Пушноват и пика Айни с вершины Пушноват Северный.

Фото 253. Вид на пер. Айни-Пушноват (№9 на рис. 8) с пер. Жанатар.

Фото 254. Вид на пер. Айни-Пушноват (№9 на рис. 8) от р. Южная Чапдара.

Фото 255. Вид на пер. Айни-Пушноват (№9 на рис. 8) с пика Пушноват Северный.

Фото 256. Вид на пер. Айни-Пушноват (№9 на рис. 8) с пер. Озёрный.

Фото 257. Вид на пер. Пушноват Центральный (№8 на рис. 8) от р. Южная Чапдара.

Фото 258. Вид на пер. Пушноват Центральный (№8 на рис. 8) с пика Пушноват Северный.

Фото 259. Вид на пер. Пушноват Центральный (№8 на рис. 8) от оз. Пушноват.

Фото 260. Вид на пер. Пушноват Центральный (№8 на рис.8) от оз. Пушноват.

Фото 261. Вид на вершины массива Пушноват с пика Пушноват Центральный.

Фото 262. Вид на узкий ледовый кулуар с южного склона пика Пушноват Центральный.

Фото 263. Вид на пик Пушноват Главный с пика Пушноват Северный.

Фото 264. Вид на массив Пушноват с пер. Озёрный.

Контрольные записки

Рис. 9. Записка с пер. Лаудан Ложный (н/к, 3517).

Рис. 10. Записка с пика Северный (2Б, 4027).

Рис. 11. Записка с пер. Энергия (3А, 4452).

Рис. 12. Записка с пер. Седло Ганзы (2Б, 4476).

Рис. 13. Записка с пика Большая Ганза (2Б, 5307).

Рис. 14. Записка с пер. Гусева-Мухина Восточный (2Б, 4517).

Рис. 15. Записка с пер. Адиджи (3А, 4571).

Рис. 16. Записка с пер. Енисей (3Б, 4736).

Рис. 17. Записка с пер. Ход Кентавра (3А, 4924).

Рис. 18. Записка с пер. Мирали (3А, 5024).

Рис. 19. Бланк записки с пика Чимтарга (2Б, 5490).

Рис. 20. Записка с пер. Блок (3А, 4405).

Рис. 21. Записка с пер. Жанатар (1Б, 3967).

Рис. 22. Записка с пер. Озёрный (1Б, 4075).