Автор: Петр Фролов, г. Астрахань

Отчет о горном туристском походе 2 к.с. по З. Кавказу (р-н Гвандры) совершенном группой туристов г. Астрахани: Туристско-спортивный клуб «Сигма», в период с 26.07.2021 г. по 07.08.2021 г.

Справочные сведения о походе

Группа туристов Федерации спортивного туризма Астраханской области, АТСК «Сигма» в составе 4 (четырёх) человек с 26 июля по 07 августа 2021 г. совершила прохождение горного маршрута второй категории сложности в районе Западного Кавказа (Гвандра) по маршруту:

г. Теберда - дол. р. Джамагат (нарзаны) - дол. р. Эпчик - пер. Эпчик (н/к, 2998 м, ос-тр., N43°28.200’ E41°53.810’) - дол. р. Кенделлесу - аул Даут - дол. р. Даут - ур. Джугутурлючат - пер. Локомотивцев (1Б, 3200, ос-ск-сн., N43°20.117’ E41°56.041’) - нижние озёра Уллу-Кёль - оз. Уллу-Кёль (рад.) - дол. р. Кичкинакол - дол. р. Учкулан - дол. р. Гондарай - вдп. 40 (рад.) - дол. р. Джалпакол (ур. Джал-Суз-Чат) - озёра западных цирков г. Черенколбаши и г. Узловая (рад.) - пер. Беляева (1Б, 3480, сн-лд-ос., N43°17.129’ E42°06.931’) - дол. р. Мырды - дол. р. Кичкинекол - пер. Южн. Доломиты (1А, 3350, сн-ос., N43°15.565’ E42°13.227’) - дол. р. Чунгур-Джар - дол. р. Чириккол - дол. р. Уллу-Кам (Кубань) - аул Хурзук

Маршрутная книжка № 02-21. Полномочия МКК ФСТ - по 2 к. с. для горных походов.

Руководитель группы: Фролов Петр Михайлович.

Определяющие локальные препятствия

Год рожд.

Обязанности в группе

Туристский опыт

Фролов Петр Михайлович (Фото 1)

1961

Руководитель,

фотограф

3Р (ЗК), 5У (ЦТШ)

Фролова Наталия Александровна (Фото 2)

1959

Завхоз

3У (ЗК)

Дусалиев Денис Асхарович

(Фото 3)

1979

Фотограф, летописец, эколог

2У (ЗК, ЦК)

Васин Сергей Владиславович (Фото 4)

1978

Костровой

2У (ЦК), 1Р(ЗК)

Общегеографическая и туристская характеристика района похода

Гвандра (Узункол) - район, лежащий на стыке Западного Кавказа с Центральным. Это старейший и хорошо освоенный район горного туризма, который включает в себя 40-километровый участок Главного Кавказского хребта (ГКХ) от перевала Нахар до перевала Чипер-Карачай с господствующей вершиной Гвандрой (3984 м). Технически сложные участки с перевалами до 3А в основном сосредоточены в районе Аксаут-Домбай. Район наиболее предпочтителен для походов 1-3 к. с., но есть возможность построить интересные маршруты 4-5 категории.

Горы здесь имеют резкие очертания и глубоко расчленены.

Этот район верховий реки Кубань, занимающий довольно обширную территорию от Теберды до Западного Приэльбрусья, необычайно красив и своеобразен. Широкие, просторные и ровные долины, громада вершин под 4000 м., многие из которых имеют неподражаемые очертания и претендуют на исключительную индивидуальность. По своему достоинству и величию Гвандра могла бы претендовать на визитную карточку и эталон Западного Кавказа.

Из интересных объектов на линии нашего маршрута можно отметить: нарзанные источники в Джамагатском ущелье, нарзанные источники на полпути от слияния р. Кичкинакола и р. Учкулан до базы «Глобус» (там, через р. Учкулан, подвесной мостик), озёра Уллу-Кёль в верховьях дол. р. Кичкинакол, озёра в верховьях ущелья р. Джалпакол, озеро с востока от перевала Беляева, озёра под перевалом Южн. Доломиты, многочисленные водопады (например, 40-метровый в долине Гондарая, водопады, наблюдаемые в Доломитском хребте после спуска с бараньих лбов в дол. р. Чунгур-Джар).

Стержень горной системы Западного Кавказа составляет Главный Кавказский хребет (ГКХ). Цепь массивов в многочисленных северных отрогах ГКХ, примерно в 20 км от него, называют Передовым (Боковым) хребтом. Еще севернее, параллельно ГКХ, тянется Скалистый хребет.

Западный Кавказ в значительной части представляет собой лесистое среднегорье. Линия ГКХ в середине его протяжения достигает границы леса (2000-2200 м над уровнем моря), около горы Чугуш (3240 м) выходит за 3000 м, а высшей точки достигает в восточной части (гора Домбай-Ельген - 4046 м). Характерной особенностью Западного Кавказа является сочетание пышных лесов по долинам и склонам гор с островерхими пиками и башнями вершин, покрытых снегом. Многие ледники здесь опускаются почти до границы леса. В выработанных древними ледниками каменных чашах множество прозрачных синих и зеленых озер в оправе альпийских лугов, скал и осыпей.

Климат Большого Кавказа определяется его южным расположением, близостью Черного и Средиземного морей, а также значительной высотой горных хребтов. Большой Кавказ является барьером на пути движения масс влажного теплого воздуха с запада. Больше осадков приходится на южные склоны, максимальное количество - в западной части. Северный склон Большого Кавказа в целом суше южного склона.

Поход проходил периодически по погранзоне, поэтому необходим Индивидуальный, или Коллективный пропуск. Проверка пропуска у нас была только на КПП погранзаставы ниже слияния р. Уллу-Кам и Узункол - по дороге в аул Хурзук, в последний день похода.

Для получения, например, Коллективного пропуска в КЧР необходимо заранее, не позже, чем за месяц до похода, послать на pu.kcherkes@fsb.ru «Заявление», «Список группы туристов» с «живыми» подписями, а также копии паспортов (главный разворот и прописка). Всё сканируется в формате pdf. Образцы Заявления и Списка группы приведены ниже:

ЗАПОВЕДНИКИ. Начиная с Джамагатского ущелья мы попадаем в Тебердинский заповедник, потом, после перевала Эпчик, в Даутский заказник. Вход в заповедник стоит 200 руб. с человека. Однако, если заранее выслать на tgpbz@mail.ru Нитку маршрута и Состав группы, то группе присылается по электронной почте официальный пропуск на нахождение в Заповеднике (Заказнике). Распечатываем пропуск и проходим кордон в Джамагатское ущелье бесплатно, лишь зарегистрировав пропуск в Журнале Кордона. Телефон ФГБУ «Тебердинский государственный природный биосферный заповедник»: 8(878)795-12-61.

МЧС. По регистрации в МЧС: надо выйти на официальный сайт МЧС, где имеется соответствующая онлайн-форма для регистрации похода и заполнить её. После регистрации необходимо отзвониться по телефону 8(878) 226-62-00 (для КЧР) в начале похода - для окончательной постановки группы на контроль, и по истечению контрольного срока - для снятия группы с контроля.

ПРОЕЗД. Варианты автобусного сообщения из Астрахани в Теберду:

А) Астрахань - Ставрополь (Центр. Автовокзал): 2100 - 545, 1725 руб

Ставрополь (Центр. Автовокзал) - Невинномысск: 600, 625 - в пути 1 час 30 мин, 214 руб

Невинномысск - Теберда: 720, 1030 - в пути около 4-х часов, 444 руб.

Астрахань - Ставрополь (Центр. Автовокзал): 21.00 - 5.45, 1725 руб от Центр. Автовокзала на маршрутке (14,122,40 и др. ) до Южн. Автостанции - ~ 1 ч., 25 руб

Ставрополь (Южная Автостанция) - Черкесск, 390 руб Черкесск - Теберда, автобусы достаточно часто, 220 руб.

Примечание: стоимость проезда дана с учётом багажа. Все автобусы, кроме Астрахань-Ставрополь, - микроавтобусы, что приводит к некоторым проблемам при перевозке багажа (рюкзака).

Обратный путь - из аула Хурзук в Астрахань:

а. Хурзук - п. Учкулан - г. Карачаевск (автобус ПАЗ), 830, 300 руб

Карачаевск - Черкесск (микроавтобус), переход в Карачаевске на другую остановку - около 2-х кварталов, по мере наполнения автобуса, 315 руб

Черкесск - Ставрополь (Южн. Автостанция), пересели в Черкесске сразу, водителю 300 руб

p Южн. Автостанция - Центр. Автовокзал (Ставрополь), маршрутка № 14, 25 руб. Приехали на Центр. Автовокзал около 1500

Ставрополь (Центр. Автовокзал) - Астрахань, 2000 - 630, 1726 руб.

Организация похода

Поход в черновике был задуман осенью 2020 г., когда мы с Наташей на несколько дней ездили на своём авто в Домбай (Алибек) и Теберду (Мухинское и Джамагатское ущелья). Останавливались в палатке. Шли дожди. Мы много гуляли. Очень понравилось Джамагатское ущелье с нарзанами, с чудесной природой. Вот там и родилась мысль о посещении этих замечательных мест ещё раз а поскольку в 2021 году намечалось моё 60-летие, а также 40 лет нашего брака с Наташей, то само собою родился план о полноценном горном спортивном походе, посвящённом этим семейным событиям. Кроме того, ущелье Даут и Даутский хребет были в моей туристской практике белым пятном. Также можно было посетить великолепные озёра Уллу-Кёль и озёра у хребта Куршо, 40-метровый водопад в дол. р. Гондарай, попить нарзаны.

Дальше подключилась логика требований к категорийным горным спортивным походам. Для нас с Наташей и для тех, кого я хотел позвать: внук, сын, зять, друзья Денис Дусалиев и Васин Сергей - 2-й категории сложности было более чем достаточно. Значит, требовалось набрать по минимуму: два перевала 1Б, один перевал 1А и километраж 120 км. Раз так, то нитка маршрута сложилась почти автоматически: перевал Эпчик (н/к.), чтобы попасть из Теберды в Даутское ущелье. Там из 1Б только перевал Локомотивцев, но зато он сразу выводит на Уллу-Кёльские озёра далее, для километража, напрашивался проход по Кичкинакольскому ущелью и Учкуланской долине, хотя от Уллу-Кёля можно было «прыгнуть» через простенькие перевалы (например, Уллукель Нижний) сразу в Махар-су и к базе «Глобус» перевалить через следующий хребет Куршо и посетить при этом группу озёр позволял перевал Беляева (1Б) дальше уже «классика» в виде долины р. Мырды и перевала Южн. Доломиты (1А) с переходом до аула Хурзук. Перевал Южные Доломиты мне знаком: ходил летом 1989 г. и весной 2006 г.

Таким образом, маршрут получился линейным, без забросок, но зато охватывающим приличный горный район со всякими «вкусностями».

Запасных вариантов особо не просматривалось. Разве что, вместо пер. Беляева взять пер. Сев. Джалпакол (1А), и, соответственно, чтобы набрать категорию, вместо Южн. Доломитов пройти пер. 40 лет Татарии (1Б). Перед 40 лет Татарии, кстати, тоже имеются красивое озеро и водопад.

По факту похода запасные варианты и не понадобились - прошли заявленную нитку маршрута. Единственно что, так это превысили график движения на один день. Продолжительность похода (13 дней, а заявленная 12 дней) может показаться слишком большой для похода 2 к. с., но, собственно, это делалось сознательно, учитывая физическую подготовку и возраст потенциальных участников, а также достаточно серьёзные перевалы 1Б с непредсказуемым подходом (в частности к пер. Локомотивцев) и желание без спешки посмотреть горные красоты.

Заброску, при большом желании и организационных возможностях, можно было сделать на базе «Глобус» - в дол. р. Учкулан. У нас ни такого желания, ни возможностей не было.

Эвакуация с маршрута возможна с трёх ущелий: Даутское, Учкуланское и Узункольское.

Оперативная помощь спасателей - с альплагеря Узункол.

Подробная карта-схема маршрута: см. Схема 2

Примечание: Огромное спасибо и безмерная благодарность Наташе и участникам похода за то, что разделили со мной мои устремления и порывы, поддержали идею и сам поход, хотя это было очень непросто - особенно физически.

А в горы ходят люди-чудаки...

А в горы ходят безнадежные романтики.

Кто сердцем и душою покорился им,

Кто не разменивает жизнь на фантики... (Ек. Валева)

Развёрнутый график

Определяющие препятствия на участке

Метеоусловия

Перепад высот, м

г. Теберда - дол. р. Джамагат (нарзаны)

5, 6, 7,

Схема 3

12,6

Грунтовая дорога, тропа

Ясно, Переменная обл., Сильная облачность

1310-

1820.

+510

дол. р. Джамагат (нарзаны) - дол. р. Эпчик - пер. Эпчик (н/к, 2998м) - дол. р. Кенделлесу

9, 10,

11, 12,

13, 14,

15, 16

9,6

7 часов 5 мин.

Пер. Эпчик (н/к, 2998 м, ос-тр.)

Дождь, Облачно, Туман, 100 влажность

1820-

2998-

2498.

+1178

-500

дол. р. Кенделлесу - а. Даут - дол. р. Даут - напротив ур. Джугутурлючат (левый берег р. Даут)

17, 18, 19, 20,

1922-

-576

+278

напротив ур. Джугутурлючат (левый берег р. Даут) - ур. Джугутурлючат (выше озера, в левом моренном кармане)

25 34

5 часов 40 мин

Лесистый склон, тропа, крупнообломочная морена

Ясно, Переменная облачность, Дождь

2200-

+600

ур. Джугутурлючат (выше озера) - пер. Локомотивцев (1Б, 3200м) - дол.р. Кичкинакол (около одного из нижних озёр УллуКёль)

35 46

28003200-

+400

-483

ДНЁВКА дол.р. Кичкинакол (около одного из нижних озёр УллуКёль) - рад. выход к озеру Уллу-Кёль

46, 47, 48, 49.

50, 51

Тропа ос.

Слабая облачность, Переменная облачность, Сильный дождь с грозой

2717-

+100

-100

дол.р. Кичкинакол (около одного из нижних озёр УллуКёль) - дол. р. Кичкинакол - дол. р. Учкулан - дол. р. Гондарай

49 64

1540-

-1067

+110

дол. р. Гондарай - рад. выход к водопаду (40м) - дол. р. Джалпакол (ур. Джал-Суз-Чат)

65, 66,

Ясно, Переменная облачность, Дождь

1650-

+550

дол.р. Джалпакол (ур. Джал-Суз-Чат) - озёра в Западном цирке г. Черенколбаши и г. Узловая (озёра Куршо) - рад. выход к озёрам

71 82

4,8+1

5 часов 45 мин

Тропа, травянистые и осыпные склоны

2200-

+740

Озёра в Западном цирке г. Черенколбаши и г. Узловая (озёра Куршо) - пер. Беляева (1Б, 3480м) - Альпинисткие ночёвки «Футбольное поле» на спуске в дол. р. Мырды

83 100

3480-

+540

-500

Альпинисткие ночёвки «Футбольное поле» на спуске в дол. р. Мырды - сама дол. р. Мырды - дол. р. Узункол - дол. р. Кичкинекол - озеро под пер. Южн. Доломиты

101 107

10,2

6 часов 45 мин

Тропа на ск-тр. склоне

2980-

2100-

-880

+847

озеро под пер. Южн. Доломиты - пер. Южн. Доломиты (1А, 3350 м) - дол. р. ЧунгурДжар - дол. р. Чириккол

118 131

8,5

7 часов 5 мин.

Пер. Юж. Доломиты (1А, 3350 м, снос.)

2947-

Техническое описание маршрута

Перевал Эпчик

26.07.2021 г.

день 1

Сильная облачность

г. Теберда - дол. р. Джамагат (нарзаны)

12,6 км

+510

4 часа

Задача дня: встать лагерем у Джамагатских нижних нарзанов.

Маршрут начался после обеда из г. Теберда.

14-10. Маршрутный автобус остановился по нашей просьбе в центре Теберды после проезда по мосту через р. Теберда - на её правом берегу, перед поворотом на Домбайское шоссе (Фото 5).

14-30. Переодевшись в походное, начали движение. Подход к кордону Джамагат проходил по дороге - асфальтовой, потом грунтовой - мимо частных домов и баз отдыха. Через 4 км ведущая дорога поворачивает с Северного направления на Восток и постепенно втягивается в Джамагатское ущелье. Джамагатское ущелье сориентировано соосно с ущельемя р. Муху, находящегося с противоположной стороны р. Теберда. Пройдя кордон Джамагат продолжаем движение по ущелью, по левому берегу р. Джамагат - по грунтовой дороге, в Восточном направлении.

Путь по Джамагатскому ущелью вплоть до Нарзанов живописен - действительно заповедник. Дорога переходит с берега на берег по мостам.

Схема маршрута по Джамагатской долине: см. Схема 3

Уже на подходе к Нарзанам, а это порядка 8 км откордона, видим старые разрушенные кирпичные постройки то ли туристского приюта, то ли фермы. На слиянии р. Эпчик и р. Горалыкол, образующих р. Джамагат, стоит домик-кафе, обеспечивающий туристов чаем и шашлыками - Зона отдыха (Фото 6).

Тут же, через мост, на левом берегу р. Горалыкол, обустроенные нарзанные источники.

Испив нарзанов (Фото 7), двинулись метров на 300 выше по-над левым берегом р. Эпчик. Там есть хорошие площадки, где и был организован первый в походе лагерь (Фото 8).

Погода портится - сильная облачность.

27.07.2021 г.

день 2

Облачно, туман

Туман, 100 влажность

9,6 км

+1178 -500

7 часов 05 минут

Перевал ЭПЧИК: находится в Кышхаджерском хребте и соединяет р. Эпчик (р. Джамагат, р. Теберда) с р. Кенделлесу (р. Даут) н/к, 2998 м, ос-тр., N43°28.200’ E41°53.810’.

Задача дня: взять перевал Эпчик и спуститься до аула Даут.

Всю ночь, вплоть до 6-00, шел дождь. Утром опустился туман.

8-15. Выход на маршрут. Двигаемся по хорошей лесной дороге (Фото 9), потом по тропе - левым берегом р. Эпчик.

1 час 7 мин. чхв от начала. Тропа бродом по камням спускается к реке и переходит на правый берег (Фото 10).

1 час 55 мин. чхв от начала. Проходим мимо заброшенного коша, исписанного надписями плановых туристов (Фото 11).

Еще 10 мин. чхв, и брод по камням опять возвращает нас на левый борт долины (Фото 12).

Поднимаемся высоко над рекой, текущей в узком ущелье. Проходим границу леса.

Из леса тропа выводит в широкую долину с истоками реки Эпчик, а именно в зону её верхнего и среднего течения. За рекой, на севере, возвышаются очень крутые склоны хребта Кенделлелар. На них не растет лес. Они состоят из известняка и мрамора. Однако, низкая видимость не позволяет нам всё это наблюдать.

Выходим к небольшому озерцу на высоте около 2580 м (Фото 13).

Немного дальше озерца ручей - левый исток р. Эпчик, текущий из цирка с большим озером 2955 м. На травянистых полянах у ручья хорошее место для ночевки. Плотная низкая облачность, туман, видимость небольшая. Общее направление на перевал определяем по Гармину.

3 часа 25 мин. чхв от начала. 12-30. По «развалу» ущелья похоже на предперевальный цирк.

13-30 - 14-35. Обеденный перекус. Чёткой видимости перевального хребта и седловины нет. Туман, облачность. Впереди множество троп. Продолжаем ориентироваться по общему направлению, выданного Гармином, и по логике рельефа, соотносясь с Картой-хребтовкой (Фото 14, 15).

5 часов 50 мин. чхв от начала. 16-55. Вышли на седловину хребта. ПЕРЕВАЛ. Таких пологих седловин оказалось три. Мы поднялись на правую по ходу седловину. Между ними (седловинами) свободный проход. Тур не находим. По координатам и высоте Гармин указывает на среднюю седловину. Складываем тур, оставляем Контрольную записку (Фото 16).

Видимость метров 100-200. Низкая облачность.

17-20. Выходим с перевала. Троп, или их подобия, множество. Можно, не испытывая затруднений, спускаться без тропы в заданном направлении. Сначала тропы уводят вправо по ходу, но на карте пунктир тропы идёт по-над рекой Кенделлесу, поэтому забираем влево по ходу, приближаемся к реке.

Видимость метров 50-100, туман, низкая облачность, 100 влажность, почти дождь.

1 час 15 мин. чхв от перевала. 17-20. Встали у правого берега реки. Задачу дня полностью не выполнили, но перевал взяли.

Перевал Локомотивцев и озера Уллу-Кёль

28.07.2021 г.

день 3

Туман, 100 влажность

Сильная низкая облачность

24 км

-576

+278

8 часов 5 минут

Задача дня: спуститься до а. Даут и подняться по дол. р. Даут до взлёта в ур.Джугутурлючат. Желательно оказаться при этом на правом берегу р. Даут.

7-15. Выход. 5 мин. чхв, и переходим по тропе на левый берег р. Кенделлесу. Туман, 100 влажность, низкая облачность. Ограниченная видимость.

35 мин. чхв от начала. Проходим крупную кошару с большим количеством скота и облаявшими нас сторожевыми собаками. От коша уже идёт грунтовая дорога.

1 час 10 мин. чхв от начала. Вышли из тумана. Открылась дол. р. Даут (Фото 17).

1 час 25 мин. чхв от начала. 9-10. Вышли к а. Даут (Фото 18).

Дальше интереснее: как идти в верховья Даутского ущелья? «Стандарт» - грунтовка и тропа по левому берегу, что достаточно мобильно и быстро. Однако, напрягает перспектива вроде как неизбежной переправы через р. Даут к ур. Джугутурлючат. Но интернет забит восхищёнными описаниями прохода дол. р. Даут от Джугутурлючат до а. Даут правым берегом - по тропе сверху вниз до моста у-, или ближе к-, а. Даут (разные варианты). Принято решение идти вдоль р. Даут правым берегом - опасаемся большой потери времени на переправе. Ниже аула, примерно в полутора километрах хороший мост к кошу - виден от слияния р. Кенделлесу с р. Даут (Фото 19).

20 мин. чхв от устья р. Кенделлесу. 9-50. Перешли мост (Фото 20).

Перед нами целина мокрейшего высокотравия со слабым подобием тропы. Мужественно окунаемся в неизведанное (Фото 21).

Темп никакой, а километраж надо осилить сегодня приличный. По пути встречаются на уровне аула Даут бревно, бревно с поручнями, и даже мостик через реку к аулу. Упорно продолжаем продираться сквозь разно-высоко-травие, каменюки и т. п. Держимся правого берега реки. Тропа, действительно, вроде то есть, то нет но, но вскоре становится тоскливо и понятно, что с таким «резвым» движением мы будем идти по долине пару дней, да ещё вопрос: что впереди? Поэтому, спустя 1 час 40 мин. чхв движения по правому берегу мы ретируемся в своих намерениях, и нисколько не сомневаясь (по крайней мере, это относится ко мне) быстренько переходим (возвращаемся) на левый берег Даута по очень удачно попавшемуся нам вдруг мосту.

12-15. Начали движение по дороге-тропе левого берега дол. р. Даут (Фото 22, 23).

Слегка очистившееся до обеда небо вновь затянуло низкой облачностью, поэтому видимость опять ограничена, но всё же позволяет определять своё местоположение по Карте-хребтовке.

Тропа хорошая. Иногда она несколько теряется при обходе разливов ручьёв и рек, лесных завалов, морен. Тем не менее, тропа легко находится, если всегда прижиматься (ориентироваться на-) к реке. Встречаются загородки от скота, коши, какие-то кордоны, рыбаки и просто прогуливающиеся на конях местные - возвращающиеся с прогулки, с верховий ущелья.

По ходу посматривали на другой берег - не поторопились ли вернуться на левый берег. Судя по периодическим лесным завалам на той стороне - нет, не поторопились.

13-30 - 15-00. Обеденный перекус. Впереди, на подъёме кош. Солнце делает попытки проклюнуться сквозь облака. Высота 1935м.

Ещё дома «забил» в Гармин точку примерно в устье ур. Джугутурлючат на правом берегу Даута (n43°21.014’ e41° 53.517’). Поскольку обзора, в связи с погодой, толком нет стараюсь ориентироваться с помощью Гармина на неё, а также памятуя о том, что урочище расположено фактически на границе леса долины р. Даут. Когда оказывается, что до этой точки остаётся метров 820, по совокупности: времени дня, возможности дождя, усталости группы, прямой видимости ур. Джугутурлючат на правом берегу Даута и просто хорошего места - принимается решение встать на ночёвку (Фото 24). О переправе на тот берег подумаем завтра.

19-15. Встали лагерем.

Задача дня, можно сказать, выполнена.

29.07.2021 г.

день 4

6 км

+600

5 часов 40 минут

Перевал ЛОКОМОТИВЦЕВ:

находится в Даутском хребте и соединяет ур. Джугутурлючат, р. Даут с р. Кичкинакол (р. Учкулан)

1Б, 3200 м, ос-ск-сн., N43°20.117’ E41°56.041’.

Задача дня: выйти под перевал Локомотивцев, встав лагерем ориентировочно у озера.

6-50. Выход, и тут же, о чудо, в сотне метрах выше лагеря видим дерево, подмытое рекой и упавшее, образовав «мост» почти через весь Даут. Пара-тройка метров до верхушки и торчащие ветки - не беда. По камням (уровень воды с утра небольшой) до ствола, потом между сучьями и ветками (Фото 25), и вот мы на другом берегу.

Метров двести поднимаемся выше по тропе правого берега р. Даут. Не доходя устья ручья Джугутурлючат стоит чей-то базовый лагерь. Побеседовали с обитателем из местных. Во-первых, он очень удивился за якобы имеющуюся по-над Даутом правобережную тропу - говорит, что там завалы вовторых, как и ожидалось, подтвердил наличие тропы наверх, в урочище, по правому берегу ручья сквозь лес и заросли рододендронов. Тропа малохоженая, периодически пропадает, но находимая по логике. Даже оказалось, что мы уже стоим около тропы.

7-40. Начали движение по тропе. Крутой, 30-35°, лесистый склон, с периодически возникающими зарослями рододендрона, небольшими завалами и крупной мореной.

1 час 55 мин. чхв от р. Даут. Преодолели крутую лесистую предустьевую ступень (Фото 26, 27). К концу подъёма появилось криволесье, стали больше площади зарослей рододендронов. Долинка раскрывается, становится шире. Слева, орографически, её - ручей, а посередине этого пространства возвышается лесисто-каменистый «пупырь», прикрывая вид на следующую ступень (Фото 28).

Ещё 30 мин. чхв и обходим «пупырь» слева по ходу. Перед нами гребень следующей ступени, в левом борту которого низвергается ручей Джугутурлючат.

Ещё 1 час 05 мин. чхв. По каменисто-травянистому склону, по диагонали слева-направо-вверх по ходу преодолеваем эту ступень в месте, где с неё спадает ручей (Фото 29, 30).

Оказываемся у ручья, на траве. Открывается вид на перевал Локомотивцев. Перед нами заболоченное плато, ограниченное сзади мощным моренным валом отступившего ледника Рынджи-Аге. Здесь нами (мною) совершается некая ошибка. Дело в том, что зная об озере мы его не увидели, и я посчитал, что оно (озеро) ещё выше, за этим самым моренным валом. Озеро же, как впоследствии выяснилось, было на этом же плато, но гораздо левее орографический и за некой небольшой ступенью (Фото 31, 32). Около озера, по описаниям, хорошие площадки для стоянки. Здесь же, в этой правой части плато, всё было кочковато и заболочено. Ручей красиво извивался, неся гладкую спину своего потока среди зелёных бугорков и травы.

Ещё 1 час 10 мин. чхв. Пересекли плато, прижимаясь к его правому борту, и вышли через правый моренный карман (Фото 33) на этот мощный гребень, перегораживающий всю долину.

Там мы оказываемся перед моренным крупнообломочным «морем» шириной во всё ущелье - увы, без озера. По результату разведки пересекаем перпендикулярно «оси» ущелья это «моренное море» и попадаем из его правого в левый карман - несколько заболоченный, но места под палатку имеются, вода тоже есть. Там мы и выяснили, что озеро было по линии левого борта ущелья ниже, на предыдущем плато. Но нет худа без добра: таким образом, на следующий день нами было выиграно порядка двух ходок до перевала. Все эти «бега» по верхней крупнообломочной морене сопровождались дождём, что в разы усложняло движение по ней.

Сколько тут потратили чхв никто точно уже не считал.

15-15. Поставить лагерь удалось без дождя, но перекус-ужин готовить пришлось вновь под дождём. Задачу дня выполнили (Фото 34).

30.07.2021 г.

день 5

Дождь с грозой

ур. Джугутурлючат (выше озера) - пер. Локомотивцев (1Б, 3200м) - дол.р. Кичкинакол (около одного из нижних озёр Уллу-Кёль)

4,6 км

+400 -483

5 часов 30 минут

Задача дня: взять перевал Локомотивцев и спуститься к крайнему по ходу из группы нижних озёр Уллу-Кёль.

7-10. Выход. Идём между моренными валами - сначала вдоль левого борта долины, потом приближаясь к центру. Возможно, временами, двигаться по пятнам снежников, что существенно облегчает перемещение (Фото 35, 40).

Перевальная седловина чётко выделяется в изрезанном Даутском хребте (примерно правый, по взгляду, край средней трети видимой части хребта). Его (перевал) видно ещё со вчерашнего дня. 2 часа 15 мин чхв от лагеря. 9-55. Подошли к крутому взлёту на перевал. По пути хорошо просматривался пер. Промежуточный в западном отроге массива Рынджи-Аге. Если ранее крутизна осыпей и снежников была порядка 15-20°, то ко взлёту крутизна увеличиватся до 35 градусов, склон переходит в скально-осыпной кулуар, зажатый скалами. Движение плотной группой в касках.

Здесь подъём можно разделить как бы на два этапа:

1-й - это преодоление подвижной крупнообломочной осыпи и скал по их границе с узким зацепками и с организованной верхней страховкой 30-35 м. Прижимаемся к левой по ходу кромке кулуара. По центру не пройдёшь - подвижная крупная осыпь - видно под ней остатки ледника. Крутизна 30-35° 2-й - это последние 50 м с крутизной склона около 40° по внутреннему углу - свободное, не очень простое, лазание с рюкзаками (Фото 36, 37, 38).

12-30. 3 часа чхв от лагеря. На перевале. Седловина перевала - узкий скальный гребень. Только что троим и разместиться с рюкзаками еле-еле (Фото 39).

Сняли записку группы туристов из Краснодара, датируемую октябрём 2019 года (Фото 39.1).

На перевале на скалах закреплена оставленная кем-то верёвочная петля в хорошем состоянии. 13-15. Выход с перевала. С перевала спуск прямо вниз невозможен, т. к. там пояс крутых скал. Чтобы их обойти сразу спускаемся спортивным спуском на восток по простым скалам с травянистыми полочками и траверсом склона направо - метров на 30 м. Там есть хорошая слабонаклонная полянка, где и скапливаемся для дальнейшего спуска в направлении долины р. Кичкинакол (Фото 42, 43).

Траверсируем наклонную тр-ск. полку около 100 м направо и по полке выходим на среднюю осыпь, по которой спускаемся на дно восточного предперевального цирка.

14-10. Спустились с перевала до снежника. Дальнейший спуск осуществляем по левой моренной ложбине (Фото 41).

1 час чхв от перевала. 15-20. Около озерца. Внизу, справа, видно озеро Уллу-Кёль, заманчтво выглядывающее из-за восточного отрога г. Рынджи-Аге. Впереди перегиб и крутой спуск с предустьевой ступени к озёрам (Фото 44, 45).

По описаниям некоторых групп спуск по предустьевой ступени возможен в её крайней левой части по крутому травянистому склону, или в её правой части по руслу небольшого ручья. Мы, около озерца, оказались посередине. Дальше, двигаясь по морене вправо вниз, оказались между правым бортом долины и её серединой. Оценив обстановку, крутость травянистых склонов, надвигающуюся непогоду, сочли возможным спуск со ступени прямо здесь - так сказать в «лоб», ближе к середине ступени. Плотная группа, ледоруб к склону, движение серпантином в три такта позволили достаточно оперативно спуститься к первому по ходу озеру (Фото 46).

18-00. Только успели поставить палатку, грянул ливень с грозой. Задача дня выполнена.

31.07.2021 г.

день 6

Слабая облачность

Сильный дождь, гроза

ДНЁВКА

дол. р. Кичкинакол (около одного из нижних озёр Уллу-Кёль) - рад. выход к озеру Уллу-Кёль

1 км

+100 -100

1 час

Задача дня: отдых и радиальный, ознакомительный, выход к озеру Уллу-Кёль.

Отсыпаемся, сушимся после ежедневных дождей (Фото 47).

В обед сходили на большое озеро Уллу-Кёль. От «нашего озера» вправо вверх и попадаем на хорошо видимую тропу под бараньими лбами, подпирающими оз. Уллу-Кёль. Эта тропа выходит на набитую плановыми туристами тропу из дол. Кикинакол к чудо-озеру (Фото 48, 50, 51). Задача дня выполнена.

01.08.2021 г.

день 7

дол. р. Учкулан - дол. р. Гондарай

19,2 км

-1067 +110

8 часов 5 минут

Задача дня: спуститься по дол. р. Кичкинакол к дол. р. Учкулан. Далее по дол. р. Учкулан и пройти мимо турбазы «Глобус» в дол. р. Гондарай, к устью р. Джалпакол.

6-45. Выход. Движемся мимо нижних озер Уллу-Кёль к тропе на спуске с бараньих лбов (Фото 49). Идём тропой по-над левым берегом р. Кичкинакол. Сначала тропка достаточно круто спускается с бараньих лбов, подпирающих озёра (Фото 52, 53, 54), потом она ведёт по альпийским лугами, пересекает левый приток Кичкинакола, иногда идёт по заболоченным полянам, иногда теряется, но по логике находится (Фото 55, 56, 57). Перед дол. р. Учкулан тропа круто падает по предустьевой ступени р. Кичкинакола - в сосновом лесу. В самом низу мы оказываемся у коша перед большой поляной, на которой много туристов, как проходящих, так и стационарно стоящих. К поляне возможен подъезд автомобилей с Учкуланской дороги.

3 часа 35 минут чхв от начала. Мы на поляне.

Еще 30 минут чхв. 11-25 13-15. Поляна. Перекус у р. Учкулан (Фото 58).

1 1,5 км выше по реке - автомобильный мост (Фото 59).

Дальнейшее движение по грунтовке до «Глобуса». Примерно посередине пути - подвесной мостик на левый берег р. Учкулан - там обустроенный источник нарзанов (Фото 60, 61).

В районе турбазы «Глобус» много стационарных турбаз, импровизированных лагерей. Туда-сюда шныряют автомобили отдыхающих из п. Учкулан, Эльбрусский, г. Ставрополя и многих других - мы попали на выходной день (Фото 62). Переходим мост через р. Махар-су (Фото 63) и оказываемся на левом берегу долины р. Гонадарай. Двигаемся по грунтовке среди хвойного леса. Вскоре, чуть ниже устья р. Джалпакол, не доходя метров 300 до большой поляны, где находится мост-бревно на правый берег Гондарая, находим свободный от туристов «пятачок», где и останавливаемся на ночлег (Фото 64).

Перевал БЕЛЯЕВА:

находится в хребте Куршо и соединяет р. Джалпакол (р.Гондарай, р. Махар) с р. Мырды (р. Узункол) 1Б, 3480 м, ос-сн-лд., N43°17.129’ E42°06.931’.

02.08.2021 г.

день 8

Дождь

дол. р. Гондарай - рад. Выход к водопаду (40м) - дол.р. Джалпакол (ур. Джал-Суз-Чат)

3,6+6 км

+550

4 часа 50 минут

Задача дня: Радиальный выход к 40-метровому водопаду выше по дол. р. Гонадарай и подъём по ур. Джал-Суз-Чат к озёрам под перевал Беляева.

5-55. Выход радиальный на Гондарайский 40-метровый водопад. Движение по грунтовке, которая вскоре, после перехода по мосту на правый берег, приводит нас почти под водопад (Фото 65).

Обернулись туда-сюда за 1 час 50 мин.

9-00. Выходим на маршрут в дол. р. Джалпакол. Проходим метров 300 выше от стоянки по дороге и видим большую поляну, от которой через р. Гондарай, на её правый берег, перекинут бревно-мост (Фото 66). На правом берегу остатки коша и начала двух лесных дорог, поднимающихся крутым серпантином в лес и преодолевающих предустьевую ступень р. Джалпакол вдоль её левого берега. Мы начали движение по левой (по взгляду) дороге, которая вскоре превратилась в тропу, выведшую нас выше по склону на другую дорогу (правую по отношению к той, по которой мы пошли).

1 час чхв. от лагеря. Крутой набор высоты при преодоление предустьевой ступени.

Ещё 30 мин. чхв. Вышли на пологую часть долины, перешли по мосту на правый берег р. Джалпакол (Фото 67). Дорога постепенно перешла в тропу.

Ещё 35 мин. чхв. 11-50. Прошли границу леса. Впереди долина раскрывается (Фото 68), виден большой кош с солнечными панелями, с новой бревенчатой кладкой. Встали на перекус (Фото 69).

13-30. Вышли с перекуса. Погода портится, намечается дождь.

50 мин. чхв. Вынужденно, из-за начинающегося дождя, и невозможности успеть преодолеть следующие ступени к озёрам Куршо, или до удобного места стоянки не попав под дождь - было принято решение встать лагерем ближе к развилке долины р. Джалпакол - на ур. Чучухурбаши и «карман» Куршо. Обильные пастбища, пасущийся скот, разгороженные каменной кладкой участки. В пределах одного из таких участков и был разбит лагерь (Фото 70).

Задача дня выполнена частично - с нарушением запланированного графика. Однако, общий график движения позволял в дальнейшем, в планируемый день, взять перевал Беляева.

03.08.2021 г.

день 9

дол. р. Джалпакол (ур. Джал-Суз-Чат) - озёра в Западном цирке

г. Черенколбаши и г. Узловая (озёра Куршо) - рад. выход к озёрам

4,8 + 1 км

+740

4 часа 45 минут

Задача дня: Подход к озёрам Куршо.

6-25. Выход. Поднимаемся по легко находимой тропе вдоль правого берега правого истока р. Джалпакол.

1 час 10 мин. чхв от выхода. Поднялись на уровень - под водопад (Фото 71).

Еще 35 мин. чхв. Преодолели перегиб (ступень). Перед нами моренные валы. Моренное плато перемеживается с островками зелени. Идём по турам.

Еще 30 мин. чхв. Открылся вид на ступень перед г. Узловая. Видна г. Джалпаколбаши (Фото 72).

Еще 20 мин. чхв. Вышли на зелёное поле перед последней ступенью, преграждающей путь к озёрам.

Отличные места для стоянок. Движение по тропе (Фото 73).

Еще 30 мин. чхв. Прошли зелёную поляну, перешли ручей, вытекающий из озёр (слева по ходу), и вдоль его левого берега поднимаемся по зелёному (кочковатому) отрогу к озёрам (Фото 74). Здесь, в конце зелёной поляны, многие продолжают движение не влево-вверх по ходу, а прямо, по моренным валам, забирая несколько левее - этот путь также приводит к озёрам. Можно также, в этом случае, и не забирать влево к озёрам, а двигаться по моренам почти прямо - ориентируясь на пирамидальную вершину Джалпаколбаши с целью дальнейшего подъёма на перевал Сев. Джалпакол, или перевал Беляева - но уже без посещения озёр.

Еще 50 мин. чхв. 11-35. Взобрались на зелёную спину ступени. Красивое место. Решили встать на перекус (Фото 75).

12-45. Выход с перекуса. Небольшой, метров 100, плавный набор высоты в сторону г. Узловая (Фото 76).

20 мин. чхв от перекуса. Подошли к цели сегодняшнего дня: ближнее, самое большое озеро (Фото 77, 79). Ставим лагерь. В оставшееся время дня обходим обзорно по остальным озёрам (Фото 80). На востоке от озера хорошо видна пирамидальная г. Джалпаколбаши. Гора Узловая также видна, но среди скалистого гребня она не явно выражена. Вид на перевал Беляева прикрыт западным отрогом г. Узловая (Фото 78).

04.08.2021 г.

день 10

Сильная облачность

Сильный дождь с грозой

озёра в Западном цирке г. Черенколбаши и г. Узловая (озёра Куршо) - пер. Беляева (1Б, 3480м) - альпинистские ночёвки «Футбольное поле»

на спуске в дол. р. Мырды

5,4 км

+540 -500

6 часов 30 минут

Задача дня: Взятие перевала Беляева и подход под пер. Юж. Доломиты.

6-25. Выход к перевалу. Ориентационно перевал Беляева находится прямо на восток от бОльшего из озер Куршо. Однако, путь этот преграждается западным отрогом г. Узловая. Возникло два варианта движения от озера: двигаться напрямую к перевалу через крупнообломочный отрог, или обогнуть его с юга. По первому варианту (через отрог) у нас на глазах, накануне, прошла группа с г. Долгопрудный Московской обл. в направлении перевала Сев. Джалпакол (Фото 81).

Тем не менее, нами было принято решение не рисковать и обогнуть стоявший на пути к перевалу Беляева отрог с юга, справа по ходу (Фото 82).

1 час 15 мин. чхв от выхода. Обогнули упомянутый выше отрог по крупнообломочной морене не теряя высоты (Фото 83). За отрогом, на уровне примерно озера, зелено, имеются места для палаток, вода. Весь этот «оазис» находится под западными склонами г. Джалпаколбаши (Фото 84).

Следующие 30 мин. чхв поднимаемся по очередной ступени на пути к пер. Беляева. На гребне ступени попадается «зелёнка».

Еще 45 мин. чхв поднимаемся по крутой морене (Фото 84) и снегу и оказываемся перед взлётом на перевал - перед небольшой ступенью (валиком), которую обходим слева по ходу - по снегу (Фото 85, 86).

Еще 30 мин. чхв взлёт по сыпухе (средней осыпи 15-20°) поднимаемся плотной группой на перевал (Фото 87, 88). Видна седловина перевала Сев. Джалпакол.

10-45. На перевале. Перевал представляет из себя широкую осыпную седловину с местами под палатки (Фото 88, 89, 90). На перевале памятник в честь 30-летия победы в ВОВ (Фото 91). Найдена записка от группы московских туристов-ученых под руководством Сафронова Г. Б., датируемая 31.07.2021 г. (Фото 91.1). На восток и на запад от перевала открываются красивые панорамы, видно множество вершин и перевалов района (Фото 87, 94).

11-15. Выходим с перевала в сторону дол. р. Мырды. Спуск на восток представляет собой скальноосыпной участок длиной 50-60 метров и крутизной от 80° до 25°, выводящий кулуаром на ледник. Можно спускаться прямо от тура, закрепив на нём петлю. Однако, проще, обойдя почти вертикальный спуск непосредственно с перевала, уйти с седловины, от того же тура, по пологим полкам влево-вниз метров на 20 до следующей площадки - по наклонным перилам. Там есть забитый скальный крюк. Оттуда организовываем спортивный спуск (крутизна до 25°, длина до 30 м) с выполаживанием к оконечности кулуара (Фото 92, 95).

12-45. Вышли на закрытый снегом ледник (Фото 96).

1 час 10 мин. чхв идём левым бортом ледника. Кошки не понадобились. Трещины видны и забиты плотным снегом. Подошли к бараньим лбам (Фото 97).

40 мин. чхв спускаемся по бараньим лбам вдоль левого борта ледника по наклонным полками. Вышли на левое моренное ребро, по которому идёт тропа - даже есть турики (Фото 98).

Еще 15 мин. чхв. 14-35. Подошли к озеру под ступенью с бараньими лбами (Фото 94, 97), подпирающими вышележащий ледник. Там организовали горячий перекус.

15-35. Выход с перекуса от озера. Спускаемся с предозёрной ступени придерживаясь левого борта ущелья (Фото 99).

40 мин. чхв после перекуса. Спустившись с предозёрной ступени вышли на так называемое зелёное «Футбольное поле» альпинистских стоянок.

16-35. Ставим лагерь в конце (по ходу) «Футбольного поля» перед следующей ступенью дальнейшего спуска (Фото 100). Погода резко портится и вскоре разразилась сильной грозой.

Задача дня выполнена в части взятия перевала Беляева. Запланированный, после взятия перевала Беляева, подход под перевал Юж. Доломиты оказался не реален в силу значительных перепадов высот. Максимум, что можно было еще запланировать вместе со взятием перевала Беляева - это спуск до дол. р. Узункол. Здесь явная ошибка в планировании графика движения но, надо отметить, изначально ожидаемая ошибка.

Перевал Юж. Доломиты

Перевал ЮЖ. ДОЛОМИТЫ:

находится в Северном отроге ГКХ от г. Кичкинеколбаши и соединяет р. Кичкинекол с р. Чунгур-Джар (р. Чириккол 1А, 3350 м, ос-сн., N43°15.565’ E42°13.227’.

05.08.2021 г.

день 11

Переменная облачность

Альпинисткие ночёвки «Футбольное поле» на спуске в дол. р. Мырды - дол. р. Мырды - дол. р. Узункол - дол. р. Кичкинекол - озеро под пер. Юж. Доломиты

10,2 км

-880

+847

6 часов 45 минут

Задача дня: Подойти к озерам под перевалом Юж. Доломиты.

6-30. Выход с «Футбольного поля» ближе к вытекающему из озерца ручью по правому травянистому склону (Фото 101, 102).

1 час 20 мин. чхв. Проходим следующую ступень спуска. Придерживаемся правой стороны ущелья (Фото 103).

Ещё 40 мин чхв. Мы на тропе, на последней по ходу ступени спуска в дол. р. Мырды - среди высокотравия и сосенок. Уже давно просматривается почти вся долина р. Мырды, включая её верховья. Прямо напротив спуска хорошо виден кош на правом берегу Мырды и мост-бревно перед ним (Фото 104, 105, 106, 107).

Еще 15 мин. чхв. 9-15. Спустились в долину р. Мырды (Фото 108, 109).

Следующие 25 мин. чхв проходим по правому борту долины р. Мырды от коша по тропе (Фото 104, 105).

Следующие 35 мин. чхв движемся по хорошей тропе, переходим по мосту на левый берег Мырды. Прошли лесные поляны с отличными местами под стоянки, вновь образованные турбазы - у слияния рек Мырды и Кичкинекол в р. Узункол. Дошли по грунтовой дороге (около 1 км) до моста над глубоким каньоном р. Узункол на её правый берег (Фото 110).

5 мин. чхв от моста. 10-50. Поднялись вверх по правому берегу Узункола до слияния рекм Мырды с рекой Кичкинекол и встали на перекус.

12-30. Вышли с перекуса. Вскоре граница леса. Движение по грунтовке правого берега р. Кичкинекол. Цель - кош (его останки) в устье ручья вытекающего из Доломитских озёр. С границы леса хорошо просматриваются Кичкинекольская долина, кош, подъём на предустьевую ступень Доломитского ущелья (Фото 111).

35 мин чхв с перекуса. Дошли до коша и начала подъёма в Доломитское ущелье.

1 час 00 мин чхв от коша. Подъём серпантином по хорошей тропе вдоль правого берега Доломитского ручья (Фото 112). Отсюда, с подъёма, хорошо просматривается перевал Беляева в хребте Куршо и начало спуска с него (Фото 113). Преодолели 1-ю, предустьевую ступень, ведущую в Доломитское ущелье.

Еще 1 час 00 мин чхв. Преодолели 2-ю, с водопадом, ступень (Фото 114). Тропа хорошая. Много альпинистов и гуляющих туристов с альплагеря Узункол, а также рядом расположенных баз ходят на Доломитские озёра - как одним днём, так и с ночёвкой.

Еще 30 мин чхв. Подходим к последней ступени перед озером. Есть места для стоянок. Надо идти правой стороной ущелья. Тропа хорошо просматривается, имеются турики (Фото 115).

Еще 1 час 00 мин чхв. 17-50. Взяли ступень и становимся у озера. Мест под палатки не так много, но они есть (как правило выложены или очищены), расположены вокруг озера (Фото 116, 117). Много козлов-туров. Они не боятся туристов, подходят близко. Задача дня выполнена.

06.08.2021 г.

день 12

ясно

переменная облачность

озеро под пер. Южн.. Доломиты - пер. Южн. Доломиты (1А, 3350 м) - дол. р. Чунгур-Джар - дол. р. Чириккол

8,5 км

+403

-1250

7 часов 5 минут

Задача дня: Взять перевал Южн. Доломиты и спуститься в дол. р. Чириккол ниже устья р. Чунгур-Джар.

6-25. Выход от большого озера.

30 мин. чхв. Обходим озеро справа по ходу. Движение по тропе в прямой видимости перевала Южн.

Доломиты (Фото 118, 119).

Еще 1 час 00 мин. чхв. Находимся на взлёте к перевалу. Снежник, морена. Путь выбираем по состоянию снега и морены. Следы альпинистов на подъёме к перевалу идут разными путями (Фото 120). Еще 35 мин чхв. 8-55. Движение примерно по центру взлёта. Тропим снег. Непосредственно перед перевалом скально-моренный подъём. ПЕРЕВАЛ. На западе хорошо просматривается хребет Куршо с перевалом Беляева и сопутствующими вершинами (Фото 121, 123). На востоке скально-осыпной снежный кулуар спуска и, прямо напротив, перевал ТБ (Фото 122). На перевале сняли записку группы из г. Долгопрудного - тех самых ребят, которых встречали на озерах Куршо (Фото 123.1).

9-20. Выход с перевала. Тропа (путь) идёт левой стороной узкого ущелья по моренам, местами - по снежникам (Фото 122, 124, 125).

1 час 50 мин чхв. Спускаемся по ущелью в дол. р. Чунгур-Джар. Путь угадывается. Есть тропа с турами. Перед последней ступенью в дол. р. Чунгур-Джар нас ждёт сюрприз: дальнейший спуск левым бортом ущелья выводит на скальные сбросы, перед оторыми следует перейти ручей на правую сторону - там и маркировочный турик оказался, и пологий спуск в долину в обход скальных сбросов (Фото 126).

12-05. В долине р. Чунгур-Джар. Встаём на перекус.

13-45. Выход с перекуса. Идём левым бортом долины. Тропа периодически теряется, не явная, но в целом она есть и даже маркирована (Фото 127).

35 мин. чхв. У большого, заметного тура на бараньих лбах, подпирающих всю долину. От главного тура, ближе к реке, начинается тропа, траверсирующая бараньи лбы влево-вниз.

Еще 25 мин. чхв. Спустились с бараньих лбов. Оказались на левом борту ущелья у ручья, стекающего водопадом с левых попутных скал. Здесь есть турики, но дальше вниз по долине тропа не просматривается (Фото 130).

20 мин. чхв от спуска с бараньих лбов. Сначала, после спуска с бараньих лбов, дальнейшей тропы не нашли и начали двигаться через рододендроны и валуны напрямую в нужном направлении. Вскоре удалось найти тропу у синего плаката «Внимание! Государственная граница РФ».

Еще 30 мин. чхв. Тропа идёт среди рододендронов примерно посередине левого борта ущелья. Ближе к берёзовому криволесью тропа приближается к реке - порою вплотную.

Еще 50 мин. чхв. Тропа лесом, почти вплотную к реке, преодолевая лесные завалы и речные разливы, в которых она регулярно теряется. Вышли плавно, с поворотом ущелья, в дол. р. Чириккол. Здесь больше леса и тропа стала спокойнее. При движении, если потеряли тропу, например при преодолении завалов, следует держаться ближе к реке.

17-15. В конце концов тропа привела к заброшенному лабазу (без крыши) с хорошей поляной. Встали лагерем (Фото 131).

07.08.2021 г.

день 13

дол. р. Чириккол - дол. р. Уллу-Кам (Кубань) - а. Хурзук

22,2 км

-510403

5 часов 25 минут

Задача дня: Выход к аулу Хурзук.

6-10. Вышли с лагеря.

15 мин. чхв. Тропа и вот, видим кош и начало грунтовой дороги от него по левому берегу Чириккола.

2 часа 5 мин. чхв от лагеря. Дошли до р. Уллу-Кам. Здесь дом с солнечными панелями, участок. Через Уллу-Кам (Кубань) перешли по автомобильному мосту (Фото 132). Дальше движение вниз по грунтовой дороге, начинающейся у Ворошиловских кошей в верховьях Кубани.

1 час 20 мин чхв от моста через Уллу-Кам (Кубань) из дол. р. Чириккол. В дол. р. Уллу-Кам ниже устья р. Узункол. Здесь погранзастава. Проверка документов и пропуска.

15 мин. чхв от погранзаставы. 11-00. Встали у ручья вдоль дороги на поляне - перекус.

12-30. Выход с перекуса по грунтовой дороге.

1 час 40 мин. чхв. 14-30. Остановились на южной окраине аула Хурзук - имеются зелёные полянки под палатку (Фото 133). Выяснили, что автобус в Карачаевск будет на следующее утро, в 8-30 (Фото 134). Задача дня выполнена. Активная часть похода завершена.

Материальное оснащение группы

• Ледобур - 1 шт
  • Карабин - 1 шт
  • Репшнур кольцевой - 2 шт
  • Репшнур вспомогательный O 6мм - 6 м.

Перечень личного специального снаряжения:

• Каска - 1 шт
  • ИСС с блокировкой - 1 шт
  • Карабин - 1 шт
  • Кошки - 1 пара
  • Ледоруб - 1 шт.

Не пригодились верёвка вспомогательная, кошки и ледобур. Подразумевалось использовать верёвку на продёргивание основной верёвки, однако её излишняя деформативность не позволила преодолеть трение основной верёвки в несущей петле. Следует брать две основные верёвки по 40 м.

Ледобур и кошки не были востребованы вследствие отсутствия голого льда (ледник под пер. Беляева на спуске оказался закрытым) и необходимости делать на леднике точку опоры.

Следует отметить, что было бы не лишним иметь на перевалах 1Б скальные крючья и молоток. Скалы на перевалах Локомотивцев и Беляева подразрушились, и возникала необходимость устройства точки опоры. На Локомотивцев - при подъёме (там обошлись верхней ручной страховкой). На Беляева - на спуске (там использовали имеющийся крюк на 20 м ниже седловины). На Беляева можно вешать петлю прямо за перевальный тур (что там и было), но спуск, почти вертикальный, требовал 50-метровой верёвки. От имеющегося крюка, находящегося левее и ниже седловины, вполне хватало 35-метровой верёвки даже вдвойне.

Также не линим было бы взять обрезки основной верёвки O 10мм на петли. По факту использовались петли, уже имеющиеся на перевалах.

Особенности и весовые характеристики питания.

Питание строилось на весовых ограничениях, а также необходимом наборе белков, жиров и углеводов. Вес сухих продуктов ограничивался 500 гр. на человека в день. Расчёт делался на 13 дней, в том числе один день запасной, потому что планировался поход изначально на 12 дней. Примерный перечень продуктов:

Сухари ржаные, Крупы (гречка, пшено, рис, булгур), Масло сливочное топлёное, Сухое молоко, Супы сублимированные (Борщ, Харчо, Куриный), Макароны, Мясо соевое, Сало, Колбаса сырокопчёная, Картофельное пюре, Сыр, Лук и Чеснок (не сушеные), Перец черный молотый, Соль, Чай, Кофе, Кисель, Вобла вяленая, Сахар, Халва, Козинаки, Орехи, Изюм, Конфеты, Урюк, Шоколад, Печенье.

Использовались два 2-х литровых котелка от примусов «Шмель», защитный от ветра складывающийся экран и самодельный (из коврика) тепловой кофр для котелка. Готовилась пища на мультитопливной горелке «Kovea Booster+1». В качестве топлива - бензин «Калоша». Примерный расход бензина 60 мл на человека в день. Горелка разжигалась один раз на всю готовку. После минут пять кипения 1-го блюда котелок снимался и убирался в тепловой кофр, где пища доходила до готовности ещё 15-25 минут. Чай ставился на горелку сразу после снятия с неё 1-го котелка. Потом котелок с чаем также перекочёвывал, в порядке очереди, в тепловой кофр.

Следует учесть, что и бензин, и газовые баллончики запрещены к перевозке на всех видах общественного транспорта. Можно, конечно, бензином заправляться по прибытию в исходную точку но, во-первых, для горелок необходимо использовать неэтилированный бензин, а такой найти на заправках проблематично а во-вторых, купить оптимальный для горелок бензин «Калоша» на месте вряд ли будет реально. Стоимость бензина «Калоша» («Галоша») 55-65 руб. за 0,5л (упаковка).

Состав аптечки и ремнабора.

АПТЕЧКА. Бинт стерильный, Салфетки стерильные, Бинт эластичный, Пластырь бактерицидный, Пластырь в рулоне, Вата, Хлоргексидин, Спирт муравьиный, Глазные капли Альбуцид, Ацикловир, Бифиформ, Лаперамез, Но-Шпа, Найс, Цитрамон-П, Парацетомол, Активированный уголь, Супростин, Таблетки от кашля, Корвалол, Мовалис (инъекции+шприцы), Перцовый пластырь, Кетопрофен, Фастумгель, Аскорбинка-витамины, Пантенол.

РЕМНАБОР. Пассатижи, Шило, Иголки разные, Напёрсток, Нитки х/б и капроновые, Надфиль плоский, Проволока тонкая, Отвёртка крестовая (мини), Булавки английские, Скотч, Клей Момент, Лента капроновая, Защёлки пластмассовые («крокодильчики») в ассортименте, Шнур полиамидный 4мм, Безопасная бритва (лезвие), Заплатки из разных материалов

Расчёт веса рюкзака

4,5 кг

Личное снаряжение

Всего:

Максимальная весовая нагрузка на одного

мужчину 25 кг

женщину 18 кг

Смета похода

1. Питание без учёта дороги: 1600 руб/чел.
  2. Проезд в оба конца: 4650 руб/чел.
  3. Стоимость снаряжения, одежды, оборудования: 0 руб, т. к. использовалось уже имеющееся в личном пользовании.
  4. Стоимость фотоматериалов, связи - на балансе личных трат.
  5. Стоимость аптечки: ~4000 руб. - на балансе личных трат - не учтена, поскольку фактически осталась целой не учитывая расход пластыря на мозоли.
  6. Стоимость ремнабора - на балансе личных трат - не учтена, поскольку фактически осталась нетронутой.

Итого: ~ 6300 руб/чел.

Итоги, выводы, рекомендации

Итоги: Пройденные набор локальных препятствий, километраж и продолжительность горного похода соответствуют требованиям по зачёту горного туристического похода 2-й категории сложности. Моральное и физическое состояние группы хорошие. Травмы у членов группы отсутствуют. Запланированный график движения в целом выдержан и не вышел за пределы контрольных сроков.

Выводы: Таким образом, заложенные посылки при планировании похода, как то: состав группы, категория похода, набор и последовательность определяющих локальных препятствий, обзор интересных природных объектов (озера, водопады, нарзанные источники), календарное время проведения похода - были полностью оправданы и позволили реализовать горное туристическое путешествие фактически в задуманном виде, выполнить как спортивную, так и познавательную составляющие самодеятельного путешествия.

График движения незначительно был нарушен при прохождении дол. р. Джалпакол и переходе с пер. Беляева под пер. Юж. Доломиты. В последнем случае мы были вынуждены отказаться по временным ограничениям от восхождения на г. Узловая и добавить один день при переходе от пер. Беляева к озеру под пер. Юж. Доломиты в связи с резкими многоступенчатыми перепадами высот от дол. р. Мырды до дол. р. Кичкинекол (ручей из Доломитских озер).

Рекомендации: При прохождении дол. р. Даут в её верховья не следует экспериментировать по движению правым берегом. Выигрыш во времени по прохождению долины левобережным путём по сравнению с проблематичной правобережной тропой нивелирует преимущества последнего пути по исключению переправы через Даут.

При прохождении перевалов Локомотивцев и Беляева следует иметь запасные концы основной верёвки для организации грузовых петель. Кроме того, следует иметь пару основных верёвок длиной 40-50 м.

Непрерывное разрушение скал на этих перевалах может осложнить в дальнейшем их прохождение, что потребует также и наличие пары-тройки скальных крючьев и молотка.

Наличие кошек при прохождении ледника с восточной стороны пер. Беляева всё-таки необходимо, хотя мы и обошлись без таковых. Всё зависит от ежегодной снежно-ледовой обстановки и календарных сроков прохождения ледника - раз на раз не приходит.

При спуске с перевала Локомотивцев к озерам Уллу-Кёль и спуске в дол. р. Мырды необходимо учитывать наличие участков с крутыми травянистыми склонами, что накладывает определённые требования по обеспечению безопасности группы при их прохождении после дождя, или в условиях сильной россы - вплоть до ожидания просыхания травянистых склонов.

Изображения

Фото 9. Начало движения по дол. р. Эпчик

Фото 10. Переход на правый берег р. Эпчик

Фото 11. Кош в средней части дол. р. Эпчик

Фото 12. Переход на левый берег р. Эпчик вскоре после коша (см. Фото 11)

Фото 13. Озерцо в цирке перед перевалом Эпчик

Фото 20. Мост через р. Даут выше аула Даут. Вид с правого берега

Фото 21. Начало движения по-над правым берегом р. Даут

Фото 22. Левобережная дорога в верховья р. Даут

Фото 23. Продолжение движения в верховья р. Даут по левобережной дороге (далее тропе) ущелья

Фото 24. Лагерь перед переправой на правый берег в урочище Джугутурлючат

Фото 25. Переправа через р. Даут под урочищем Джугутурлючат

Фото 26. Подъём на предустьевую ступень в ур. Джугутурлючат

Фото 27. Продолжение подъёма в ур. Джугутурлучат

Фото 28. Открывающийся вид на восток (на 2-ю ступень) при выходе с границы леса после подъёма на предустьевую ступень ур. Джугутурлючат

Фото 29. Подъём на 2-ю ступень ур. Джугутурлючат. Вид на запад

Фото 39.1. Записка, снятая с пер. Локомотивцев

Фото 40. Вид на подъём к перевалу Локомотивцев

Фото 41. Вид на спуск с пер. Локомотивцев в дол. р. Кичкинакол

Фото 42. Непосредственный спуск с пер. Локомотивцев (вправо-вниз)

Фото 43. Вид на пер. Локомотивцев со стороны спуска

Фото 44. Моренное озерцо на перегибе предустьевой ступени от озер Уллукёль к перевалу Локомотивцев

Фото 45. Вид на перевалы хребта Черлибаши и озеро Уллу-Кёль с предустьевой ступени, ведущей из дол. р. Кичкинакол к перевалу Локомотивцев

Фото 46. Спуск с предустьевой ступени, ведущей к пер. Локомотивцев. Лагерь у озера

Фото 47. Сушка вещей после «мокрых» дней

Фото 48. Вид от лагеря на бараньи лбы, подпирающих озеро Уллу-Кёль

Фото 49. Вид от озера Уллу-Кёль на нижние озёра и место лагеря. Путь от лагеря в дол. р. Кичкинакол

Фото 50. Тропа, ведущая из дол. р. Кичкинакол к озеру Уллу-Кёль. Одно из нижних озер

Фото 51. У озера Уллу-Кёль. Вид на хребет Черлибаши

Фото 52. Начало спуска в дол. р. Кичкинакол от нижних озёр Уллу-Кёль

Фото 53. Вид на спуск в дол. р. Кичкинакол с бараньих лбов нижних озёр Уллу-Кёль

Фото 54. Вид на бараньи лбы нижних озёр Уллу-Кёль - из дол. р. Кичкинакол

Фото 55. Продолжение спуска по дол. р. Кичкинакол

Фото 56. Брод левого притока р. Кичкинакол

Фото 57. Выход к границе леса на спуске в дол. р. Кичкинакол. Видны места для палаток

Фото 58. Большая поляна при выходе из дол. р. Кичкинакол в дол. р. Учкулан

Фото 59. Мост через Учкулан ниже поляны (фото 58) на 1 1,5 км

Фото 60. Подвесной мостик через Учкулан к нарзанам - примерно на полпути между устьями рек Кичкинакол и Махар-Су

Фото 61. У нарзанов (см. Фото 60)

Фото 62. Турбаза «Глобус»

Фото 63. Мост через р. Махар-Су в дол. р. Гондарай

Фото 64. Лагерь на левом берегу р. Гондарай чуть ниже устья р. Джалпакол

Фото 65. Гондарайский водопад (40 м)

Фото 66. Бревно-мост на правый берег р. Гонадарай к подъёму в ур. Джал-Суз-Чат (дол. р. Джалпакол)

Фото 67. Мост на правый берег р. Джалпакол после преодоления предустьевой ступени дол. р. Джалпакол

Фото 68. Верховья дол. р. Джалпакол перед взлётами к предперевальным циркам

Фото 69. Удобное место отдыха на левом берегу р. Джалпакол. Есть мостик

Фото 70. Лагерь на развилке ущелья перед взлётом к озёрам

Фото 71. Завершение преодоления 1-й ступени после развилки ущелья на пути к озёрам Куршо

Фото 72. Открывающийся вид на пути к озерам Куршо и соответствующим перевалам - после преодоления 1-й ступени с водопадом

Фото 73. Путь к озёрам, начинающийся в конце плато после ступени с водопадом

Фото 74. Преодоление ступени к озёрам вдоль левого берега ручья, вытекающего из озер. Внизу - «зелёное», болотистое, плато после ступени с водопадом

Фото 75. На «спине» ступени к озёрам. Здесь сделали перекус

Фото 76. Остаток пути к озерам по «спине» предозерной ступени

Фото 77. У самого большого и ближнего из озер Куршо. На заднем плане хребет Куршо с г. Узловая

Фото 78. Г. Джалыколбаши и западный отрог г. Узловая, закрывающий вид на пер. Беляева

Фото 79. Вид от большого озера в сторону г. Куршо и других озер

Фото 80. Вид от верхних озер Куршо на хребет Куршо и пер. Беляева

Фото 81. Лагерь у большого озера Куршо. На заднем плане видна группа (и её путь - пунктиром), идущая от озера на пер. Сев. Джалпакол через западный отрог г. Узловая

Фото 82. Лагерь у большого озера Куршо и путь нашей группы в обход западного отрога г. Узловая справа - травесом

Фото 83. Траверс (обход справа по направлению движения) западного отрога г. Узловая на пути от озера к перевалу Беляева

Фото 84. Продолжение подъёма к пер. Беляева после обхода западного отрога г. Узловая. Внизу видно «зеленое» плато, где возможно поставить палатки

Фото 85. Выход под пер. Беляева

Фото 86. Преодоление ступени после «зеленого» плато

Фото 87. Взлёт на пер. Беляева. На заднем плане видно одно из верхних озер Куршо

Фото 88. Выход на пер. Беляева

Фото 89. Вид на седловину пер. Беляева и подъём на г. Узловая

Фото 90. Вид с пер. Беляева на г. Куршо и озёра Куршо

Фото 91. На перевале Беляева у памятника 30-летию Победы в ВОВ

Фото 91.1. Записка, снятая с пер. Беляева

Фото 92. Вид на спуск с пер. Беляева в сторону дол. р. Мырды

Фото 93. Вид с перевала Беляева на северо-восточные склоны (ледник) г. Джалпаколбаши

Фото 94. Вид на спуск с пер. Беляева в сторону дол. р. Мырды

Фото 95. Спуск с пер. Беляева на ледник - в дол. р. Мырды

Фото 96. Спуск в дол. р. Мырды по леднику - восточные склоны перевала Беляева

Фото 97. На перегибе ледника (перед бараньими лбами) - спуск с пер. Беляева в дол. р. Мырды

Фото 98. Спуск от пер. Беляева с бараньих лбов к озеру. Снято от озера (см. Фото 97)

Фото 99. Спуск от озера (см. Фото 97) к альпинистским ночёвкам «Футбольное поле»

Фото 100. Место лагеря на «Футбольном поле»

Фото 101. Начало спуска в дол. р. Мырды от ступени с «Футбольным полем»

Фото 102. Спуск в дол. р. Мырды. На заднем плане ступень с «Футбольным полем»

Фото 103. Продолжение спуска в дол. р. Мырды

Фото 104. Вид в верховья дол. р. Мырды со спуска

Фото 105. Завершающий этап спуска в дол. р. Мырды

Фото 106. Вид со спуска в низовья дол. р. Мырды

Фото 107. Спуск в дол. р. Мырды по крутым травянистым склонам

Фото 108. В долине р. Мырды

Фото 109. Вид из дол. р. Мырды на спуск с ущелья с перевалом Беляева

Фото 110. Мост через каньон р. Узункол. Переход на правый берег

Фото 111. Выход к подъёму (от камня и коша) на пер. Юж. Доломиты. На заднем плане вершины ущелья р. Кичкинекол

Фото 112. Подъём на первую ступень - к пер. Юж. Доломиты (серпантин показан условно)

Фото 113. Вид с подъёма по предустьевой ступени ручья Доломиты в сторону перевала Беляева

Фото 114. По пути к пер. Юж. Доломиты. Подъём на очередную ступень

Фото 123.1. Записка, снятая с перевала Юж. Доломиты

Фото 124. Вид на пер. Юж. Доломиты со спуска

Фото 125. Продолжение спуска с пер. Юж. Доломиты

Фото 126. Последняя ступень спуска в дол. р. Чунгур-Джар - в обход скальных сбросов

Фото 127. На пути к бараньим лбам в дол. р. Чунгур-Джар

Фото 128. Вид с бараньих лбов на дальнейший спуск по долине Чунгур-Джар

Фото 129. Тур у начала тропы спуска с бараньих лбов в дол. р. Чунгур-Джар

Фото 130. Вид на бараньи лбы после спуска с них в дол. р. Чунгур-Джар

Фото 131. Лагерь в дол. р. Чириккол

Фото 132. Переход через мост из дол. р. Чириккол на правобережную дорогу р. Уллу-Кам (Кубань)