Автор: Александр Новосёлов, г.Москва

Отчёт о прохождении горного спортивного маршрута 5 к.с.по Ц.Кавказу, совершённом группой горного турклуба МГУ (г. Москва) с 1 августа по 26 августа 2020 года. Часть 1.

Справочные сведения

10,3 км

Суммарный сброс высоты

9,7 км

Нитка маршрута: р. Тютюнсу - пер. Туристов Грузии+пер. Скалистый (2Б) - пер. Фытнаргин (3А) - пер. Курортный (1А) - пер. Панорамный (3А)+пер. Шести - пер. Мориса Тореза (2Б) - пер. Хазны-Метеоровцев+пер. Оксана (3А) - пер. Кедрина (2А) - пер. Ю.Белаг (1Б) - Караугомский ледопад (рад. до 2950, 2А)

Пройдено локальных препятствий

из них: 1А

1+1рад

К отчёту прилагаются:

- альбом фотографий, ссылки на них в квадратных скобках: [1.1]

- файлы треков и точек

Электронная версия отчёта:

Выпускающая МКК:

Маршрут утверждён МКК ФСТ-ОТМ 177-00-56666552 в составе Деянов Р. З., Зеленцов Д. Ю., Кодыш В. Э. 22 июля 2020 г.

Схема маршрута

Участник

Чичманова Камила Николаевна*

Участник

*сошла с маршрута после пер. Курортный

План-график заявленный и выполненный

Д.р. Тютюнсу

Под пер. Туристов Грузии

Под пер. Туристов Грузии

Пер. Туристов Грузии+пер. Скалистый (2Б)

вт

Пер. Туристов Грузии+пер. Скалистый (2Б)

Р. Крумкол - лд. Дыхсу

Р. Крумкол

Обход ледопада - верхнее плато лд. Айлама

Лд. Дыхсу - обход ледопада лд. Айлама

Пер. Фытнаргин (3А)

пт

Верхнее плато лд. Айлама - пер. Фытнаргин (3А)

Пер. Курортный (1А) - т/б «Приют Уштулу»

сб

Спуск с пер. Фытнаргин - Пер. Курортный (1А)

День запаса

вс

Спуск с пер. Курортный - т/б «Приют Уштулу»

Р. Карасу - р. Аксу

Пер. Оксана - р. Хазныдон - под пер. Кедрина

Днёвка

ср

Пер. Кедрина (2А) - пер. Юж. Белаг (1Б)

Пос. Дзинага - р. Караугомдон - «Райская поляна»

Спуск с пер. Юж. Белаг в д.р. Харесидон

Под Караугомский ледопад

Днёвка

Караугомский ледопад (3А)

сб

Пос. Дзинага - р. Караугомдон - «Райская поляна»

В. Уилпата (2Б, рад)

Под Караугомский ледопад

Пер. Фестивальный (3А) - пер. Хицан (1Б) - «Цейская хижина»

пн

Караугомский ледопад (рад. до 2950, 2А)

День запаса

Пос. Дзинага

ср

Отличия выполненного план-графика от заявленного и их причины

- Из-за тактических просчётов и плохой погоды спуск с пер. Скалистый оказался дольше запланированного. Это привело к отставанию от плана на несколько часов. Оно было ликвидировано автомобильным переездом по дороге по долине реки Карасу.

- Из-за нескольких дней плохой погоды подъём на перевал Панорамный оказался дольше запланированного, что привело к отставанию на день.

- Прохождение перевалов Кедрина и Белаг Южный за один день до долины было слишком оптимистичным планом. При этом прохождение перевала Белаг Южный по факту оказалось физически и особенно технически значительно сложнее, чем это следовало из имеющихся описаний. В результате образовался ещё один день отставания от плана.

- При накопленном к началу 3 кольца отставании от плана его прохождение в исходном варианте становилось достаточно авантюрным, а в сочетании с прогнозом (сбывшимся) очень плохой погоды на первые дни - нереалистичным. В результате было принято решение ограничиться радиальным выходом на Караугомский ледопад.

Общая идея и организация похода, общие впечатления.

В сезоне 2020 туристская доступность районов была, мягко говоря, сильно ограничена из-за мер по борьбе с пандемией COVID-19. Единственным районом, позволяющим проводить походы 5кс, о доступности которого для посещения было известно заранее был Центральный Кавказ.

С организационной точки зрения несомненным достоинством этого района является наличие развитой инфраструктуры, транспортная доступность и связность. Это несколько раз сильно помогло нам реализовать наши стремительно меняющиеся в процессе похода планы.

Вопреки опасениям скептиков, «людность» Кавказа заметна только при нахождении на турбазах и в наиболее популярных долинах. В высокогорье мы почти не встречали других групп. (Исключением стал перевал Фытнаргин, который за три дня прошли четыре группы, включая нас: необычная популярность для 3А).

Для спортивного горного туризма Центральный Кавказ даёт не только возможность проводить походы любых категорий от 1 до 6 (что общеизвестно), но и отличается (по крайней мере, в посещённом нами район от Безенги до Цея) вполне «азиатским» высокогорным рельефом, с ледопадами и масштабными долинными ледниками (и непременно сопутствующими им моренными «мусорками») (что было приятной неожиданностью).

Характерной особенностью Центрального Кавказа является выраженный суточный погодный режим. Утром погода почти всегда хорошая, а во второй половине дня очень часто портится. Поняв это, мы, если видели ухудшение в середине дня, ходили пока можно, а потом довольно рано вставали на обед и сразу ночёвку.

В предыдущие годы район был не очень популярен для походов высоких категорий, поэтому при подготовке маршрута неожиданно обнаружился недостаток актуальных и подробных описаний перевалов 2Б и выше. Кроме того, фактически все перевалы высоких категорий отличаются камнеопасностью в той или иной степени. Её уровень растёт, часто радикально от июля к августу. В результате, количество относительно безопасных и описанных перевалов 3А относительно невелико, как и вариантов их связи в маршрут.

Подготовка к походу была затруднена противоэпидемическими мерами. Но, во многом благодаря своевременному началу (за полгода) значительное количество совместных технических тренировок провести удалось.

Логистика, документы

Логистика: трансферы, проживание

Добираться на Кавказ можно как поездом, так и самолётом, причём (с учётом расписания) поезд несильно дольше - фактически съедается не больше одного ходового дня. Это и дешевле, особенно при необходимости провоза большого количества груза. Однако, в 2020 году мы выбрали самолёт: во-первых, билеты, даже с учётом дополнительного багажа, были недороги во-вторых, из желания минимизировать контакты с контролирующими органами. Для попадания на Центральный Кавказ примерно одинаково подходят аэропорты Минеральных вод, Нальчика и Владикавказа - выбирать стоит исходя из расписания рейсов и цены билетов, время переезда до гор примерно одинаковое.

Трансферы Минеральные воды - Уштулу и Дзинага - Минеральные воды заказывали у Бориса Саракуева tau-servis.tiu.ru +7(928)950-28-68 bezonec@list.ru. По трансферам всё было чётко и своевременно, более того, при изменении планов (понадобилась машина для сходящей с маршрута участницы) транспорт тоже оперативно предоставлял. Также он организовал отправку забросеки без нашего участия. Его же попросили купить газ, чтобы не искать по магазинам (в этом году был далеко не везде). Также на через Бориса заказали погранпропуска, так как прилетали в субботу - нерабочий день тут произошла накладка: пропуск на одного участника - иностранного гражданина не заказал, поэтому он не смог выйти на маршрут, почти целиком проходящий в погранзоне.

На первой днёвке жили на турбазе «Приют Уштулу» +(928)704-14-16 (недавно построена, выше, чем просто «Уштулу», на левом берегу). Есть домики, кухня/кафе, баня тут же хранилась наша заброска. В палатках на самой территории стоять нельзя, посят отходить. На второй днёвке жили напротив погранзаставы Дзинага, ничем не пользовались. После похода переночевали в гостевом доме «У Астана» +7(919)425-00-92.

Погранзона, МЧС, связь

Напомним, что в России есть «пограничная зона» (граждане России по паспорту, пропуска для иностранцев) и «пятикилометровая полоса» (по пропускам для всех). При входе в погранзону пропуска, если есть, тоже просят показать. В этом году на Кавказе при каждом прохождении погранзаставы помимо проверки пропусков пытались получить план-график с точностью до часа. Максимум через пять дней записанных от руки под диктовку дежурному это надоедало, оно фотографировал план-график и выяснял дату выхода из их зоны ответственности. Никакого соответствия графику никто не проверял.

Группа регистрировалась в МЧС через сайт. Регистрация не отменяет того, что при фактическом начале и окончании маршрута надо позвонить и сообщить об этом, сообщив номер заявки.

Мобильной связи на маршруте не было. Для связи брали спутниковый телефон системы Iridium. С него связь была везде, но иногда приходилось подождать пока «спутник прилетит». Аппарат свой, sim-карту арендовали в «Я на связи» yns1.ru. Звонили куратору каждый день. На поход хватило одного заряженного аккумулятора, а у нас ещё был запасной. Также в качестве резервной системы использовали спутниковый трекер SPOT Gen3, работал исправно.

Техническое описание маршрута

Перевалы Туристов Грузии+Скалистый (2Б)

от моста через Черек Балкарский до впадения ледника Айлама в ледник Дыхсу.

Перевал Туристов Грузии

руководитель Габдрахманов М. М., 4 к. с., от 2 августа 2020

ЧХВ1/ЧХВп/ГХВ

мост через р. Черек-Балкарский - граница леса в долине Тютюнсу

Местами теряющаяся тропа по лесу и полянам

3:10/3:40/5:15

граница леса в долине Тютюнсу - слияние истоков р. Тютюнсу, нижние ночёвки

Осыпи, трава/кусты

1:30/1:50/2:40

слияние истоков р. Тютюнсу, нижние ночёвки - цирк пер. Туристов Грузии, верхние ночёвки

Старые морены, полого

3:15/4:55/6:25

цирк пер. Туристов Грузии, верхние ночёвки - пер. Туристов Грузии

Скально-осыпной склон до 30°

1:40/2:10/2:50

пер. Туристов Грузии - пер. Скалистый

Открытый и закрытый ледник, 0°-30°

1:35/1:45/2:40

спуск и пер. Скалистый, технический участок

Скалы, до 45°

Перила

из-под пер. Скалистый - р. Крумкол - до лд. Дыхсу

Травянисто-осыпные склоны 0°-20°

2:50/3:55/4:45

лд. Дыхсу от р. Крумкол до лд. Айлама

Разнообразнейший: карман и старый чехол ледника

1:40/1:55/2:45

ИТОГО:

23ч/27ч/34ч

необходимое снаряжение:

групповое: основные верёвки (одна на 2-3 человек), станционные петли или кордалеты 1-2 шт/верёвку, крайне желательно скальные крючья и молоток, карабины 2-3 шт/верёвку.

личное: каска, кошки, ледоруб, обвязка, зажим, карабины 3-5шт, спусковое устройство, прусик, ледобур.

выводы и рекомендации

Подъем на перевал Туристов Грузии с северо-востока не представляет технической сложности но необходимо остерегаться камнеопасности с ор. левого склона. Переход от перевала Туристов Грузии до перевала Скалистый по леднику также не представляет технической сложности. Определяющим участком является спуск с перевала Скалистый на запад. Он требует от 2 (вряд ли) до 5 (скорее всего) верёвок перил по скалам и крутой подвижной осыпи. Проблем с организацией станций нет, можно найти выступы. Самопроизвольной камнеопасности нет, но следует соблюдать аккуратность и выбирать траекторию - чтобы не сыпать друг на друга. Связка перевалов Туристов Грузии и Скалистый соответствует категории 2Б и рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы от 4 кс.

Поворот из долины Черека Балкарского в долину Тютюнсу

РАЗВИЛКА?

43°1'41,9''

43°19'14,6''

Мемориальная табличка

ТАБЛИЧКА

43°1'53,1''

43°19'15,5''

Видовая точка на входе в висячую долину Тютюнсу

ОБЗОР

43°2'1,9''

43°18'35,6''

Начало тропы на границе леса в долине Тютюнсу, отмечено ОГРОМНЫМ туром

ТУР

43°2'1,6''

43°18'28,7''

Место обеда 2 августа, там же

О2

43°2'1,6''

43°18'28,5''

Самое нижнее возможное место ночёвки в долине Тютюнсу

43°1'54,6''

43°18'7,2''

Место ночёвки 2 августа, травяная полянка у ручья

Н2

43°1'48,6''

43°17'48,0''

Самое верхнее возможное место ночёвки в долине Тютюнсу

43°1'37,5''

ТУР ТУРИСТОВ ГРУЗИИ

43°0'53,1''

43°14'33,0''

Хорошие ночёвки под пер. Скалистый с востока

43°0'54,8''

СЕДЛОВИНА СКАЛИСТЫЙ

43°0'54,4''

43°13'45,9''

Навигатор сам это в кармане поставил и подписал, но наши эмоции отражает

АААА!)(////////!!!!)))(((

43°0'54,5''

43°13'44,9''

Место ночёвки под пер. Скалистый с запада, на снежнике

Н4

43°0'52,9''

43°13'25,0''

Нарзанный источник, сразу выше скального прижима в долине Крумкол

НАРЗАН

43°0'9,2''

43°12'43,4''

Место ночевки, каменистая поляна у реки Крумкол

Н5

НОЧ?

42°59'17,3''

43°12'44,6''

Большая травяная поляна на чехле ледника Дыхсу, возможное место ночёвки, без воды

ПОЛЯНА

42°58'45,9''

43°13'20,3''

[1.0] - схема прохождения

день 1, суббота, 1 августа

высота ночевки вечер 1710 м

Погода: утром ясно, днём облачно, вечером пасмурно, морось.

Выгрузились из машины у моста через Черек Балкарский. Перешли мост - надёжный, металлический. [1.1] По тропе поднялись (метров 50 набора) на ступень долины и сразу встали на ночёвку невдалеке от летовки. [1.2] Вода из ручья, текущего по полю, по которому гуляют животные, так что воду кипятим. Отбой 21:30.

день 2, воскресенье, 2 августа

4:40/5:30

7:55

6,4 км

680 м

120 м

1710 м

2270 м

Погода: разнообразнейшая.

Сегодня мы планируем подняться на ступень долины Тютюнсу и по возможности пройти по ней повыше.

Подъём в 5:00. Долго в первый раз собираемся, выходим в 8:07. С самого утра моросит. От места ночёвки идём вниз по течению Черека Балкарского по его левому берегу. Тропа идёт по ступени долины высоко над рекой, через высокотравье и перелески. Она довольно слабо набита, периодически теряется. Через полтора часа, уже на подходе к Тютюнсу, прошли большую поляну. Тем временем дождь заканчивается, выглядывает солнце. [1.3]

Дальше пробираемся по заросшему кустами курумнику и лесу. [1.4] Тропа почти не читается, но вроде проходим развилку и держимся левее и выше: нам надо из долины Черека свернуть в долину Тютюнсу. Встреченная мемориальная табличка подтверждает, что мы на «тропе». Вскоре упираемся в обрыв - правый борт каньона реки Тютюнсу. Тут тропа становится опять хорошо читаемой. По лесу пробирались час.

Над каньоном Тютюнсу тропа однозначная и набитая. Она круто набирает высоту, уводя всё выше на борт, местами движемся чуть ли не с элементами лазанья. Через два часа переваливаем через ригель над поворотом долины, отсюда открывается живописный вид. Ещё за полчаса спускаемся по тропе с ригеля в висячую долину Тютюнсу. Тут на границе леса начало (для идущих вверху, для нас - конец) тропы отмечен огромным туром на огромном камне. Тем временем вновь затянуло и пошёл дождь. В 13:22 натягиваем тент и обедаем. [1.5]

В 15:25, отдохнув и дождавшись ослабления дождя, продолжаем путь. Идём вверх по течению вдоль правого берега Тютюнсу. Первое время преодолеваем завалы крупной и средней осыпи. Затем траверсируем травянисто-осыпной склон, местами видится тропа. В одном месте кажется, что он переходит в прижим, обходим выше и надолго застреваем в рододенроне (скрашенном черникой). Спускаемся обратно к реке и, продолжая траверсировать травянисто-осыпной борт долины (опять местами кажется тропа), выходим к слиянию истоков Тютюнсу. [1.6] Чуть отойдя по правому истоку - маленькому, чистому и не шумному - находим ровную зелёную поляну в 18:07 встаем на ночёвку. [1.7]

день 3, понедельник, 3 августа

3:15/4:55

6:25

4,5 км

900 м

2270 м

3170 м

высота ночевки вечер

Погода: переменная облачность, без осадков.

Наша задача на сегодня - подняться в цирк перевала Туристов Грузии.

Подъём 4:30, выход в 7:11. От места ночёвки у слияния истоков Тютюнсу идём вверх по правому истоку. Сначала тропа идёт по поросшим низкорослым березняком старым моренам. [1.8] Выйдя из него, теряется дальше идём просто вдоль русла ручья. [1.9] Вместе с ним входим во всё более глубокий карман, набор высоты по его дну тоже постепенно становится немного круче. Всегда идём по основному руслу, возможно чуть оптимальнее было выбирать левое пхд. Один из участников, как и обещал, при первом приближении к высоте 3000м страдает лёгкой горной болезнью, поэтому движемся небыстро но нам торопиться некуда. [1.10]

В очередной раз взглянув на навигатор, понимаем, что стоит взять левее пхд. К тому же дно нашего кармана уже становится столь же крутым, как борта. Поднапрягшись, вылезаем на левый борт. Находим площадочку, на которой при желании можно ночевать. Рядом ручей. Тут в 13:24 останавливаемся на обед. [1.11] [1.12]

Пока он готовится, идём на разведку - цирк перевала в нескольких десятках метров выше нас. Находим несколько ночёвок, но лучшие прямо на перегибе при входе в цирк: рядом два ручья, площадки ровные, виды красивые. После обеда выходим в 15:24 и в 15:35 ставим лагерь на этих ночёвках. Дальше только перевал, сегодня мы на него не собираемся, да и привыкнуть к высоте надо. К вечеру ложится густой туман.

день 4, вторник, 4 августа

10ч/11ч

12ч

3,5 км

720 м

340 м

3170 м

3890 м

3550 м

Погода: утром ясно, днём-вечером облачно, туман.

Сегодня мы хотим подняться на перевал Туристов Грузии и с него на перевал Скалистый.

Подъем в 4:30, выход в 6:50. Над нами абсолютно ясно, но снизу из долины поднимается сплошная облачность. [1.13] Перевал Туристов Грузии отделён от нас поясом бараньих лбов, перекрывающим южный борт цирка - планируем обойти его справа пхд. От места ночёвки на входе в цирк пересекаем его с востока на запад, тут удобнее идти по снежнику, чем по осыпи. Затем поднимаемся по крутому осыпному склону, обходя бараньи лбы справа и выходя на полку над ними. [1.14]

В это время на это место начинают периодически лететь камни со склонов севернее перевала. Приходится срочно уклониться левее пхд, с осыпи на бараньи лбы. Тут есть траектория, которая не простреливается, но хорошо проходима (лбы пологие и сейчас сухие). [1.15] Вскоре окончательно выходим из опасной зоны. Продолжаем держать левее, на нижнюю точку хребта, которую стало видно только сейчас. Лишь последние десятки метров набора перед седловиной проходят леднику (пологому и присыпанному снегом, поэтому прошли как были без кошек), но, похоже, и он через несколько лет стает. [1.16]

В 9:38 (три часа от ночёвок в цирке) выходим на перевал Туристов Грузии. Высота 3660. Седловина очень широкая, при необходимости можно ставить палатки в северной части ещё перемётный ледник, в южной он уже стаял. Тур находится на скалах южнее седловины. Фотографируемся, едим шоколадку, надеваем кошки и обвязки. [1.17]

В 10:35 без какого-либо сброса высоты с седловины с перевала Туристов Грузии выходим на ледник Тютюн Южный. Нам надо его пересечь с набором высоты в направлении перевала Скалистый, находящегося в хребте по ту сторону. Как раз в месте выхода с седловины у ледника перегиб и он рассечён внушительными живописными трещинами. [1.18] [1.19] [1.20] Обходим их и поднимаемся по центральной части. Сначала он открытый, но вскоре упираемся в закрытую часть. Организуем связки и продолжаем движение. Снег раскис, тропим местами по колено. Облачность, которая гналась за нами с самого утра, наконец догоняет нас и дальше всё происходит в тумане. Подходим к восточному взлёту перевала Скалистый - закрытому леднику крутизной градусов 20 - и поднимаемся по нему в связках. [1.21] По пути находим бергшрунд, который приходится обойти. Выходим на осыпь, разбираем связки.

Через несколько метров над верхним краем ледника на осыпи выстроены отличные стоянки. Жидкая вода сочится из снежника. До узкой скальной седловины перевала Скалистый тоже остаётся несколько метров. Приходим сюда в 13:15 (2,5 часа от перевала Туристов Грузии). Обедаем. [1.22] [1.23]

План-минимум на сегодня вообще-то выполнен, но кажется, что ещё много времени. Определяющим участком является спуск с перевала на запад, по имевшимся описаниям там три верёвки по скалам и осыпной кулуар. По опыту мы наверняка проходим верёвку за час, что даже с двукратным запасом на всякие неожиданности говорило, что мы успеваем пройти этот участок до темноты. При этом мы не учли следующие факторы. Это был первый технический перевал в походе, поэтому участники ещё не «разработались» и могли действовать неуверенно. Описания были стары и неподробны, поэтому неожиданности не можно, а нужно было предполагать. В тумане видимость была в десятки метров, поэтому просмотр пути (и вышеуказанных неожиданностей) был крайне затруднён. Как выяснилось, переночевать на перевале и идти с рано с утра было бы даже не дольше, и уж точно проще и безопаснее.

Итак, недооценив препятствие и переоценив свои силы мы в 15:15 начали спуск с перевала Скалистый на запад. Вниз уходит довольно широкий скальный кулуар. «нулевую» станцию организуем на надёжном выступе прямо на седловине около тура. [1.24] Спуск по первой верёвке - наиболее крутой участок, скалы до 60 градусов. Организуем первую станцию в кулуаре на выступе около правого борта (там был расходник и это место было указано в описаниях). При спуске второго участника обнаруживаем, что кулуар собирает все камни (самопроизвольной камнеопасности нет, но даже при максимальной аккуратности из-под ног что-то сходит). [1.25] Поэтому в 16:00 перемещаем первую станцию из кулуара на его левый борт, тоже на скальный выступ. [1.26] [1.27]

Вторая верёвка положе, скалы 30-45 градусов. Продолжаем спускаться по левому борту, чтобы не бояться спускаемых в кулуар камней. В 17:10 тоже организуем вторую станцию на выступе, тоже отмеченным старым расходником. [1.28] [1.29]

Ниже левый борт становится круче, зато правый прерывается перемычкой, соединяющей его с соседним. Это место и по описаниям, и по нашей оценке удобно для организации станции. Поэтому третьей верёвкой спускаемся, пересекая кулуар косым траверсом слева направо. Тут склон скально-осыпной, крутизной градусов 30-40 и протяжённостью метров 25 - примерно полверёвки. В 18:10 организуем третью станцию на выступе с расходником на перемычке между кулуарами. [1.30] В дальнейшем первую и вторую верёвку сдёрнули, оставив свой расходник, третью сняли с нижней страховкой. [1.31]

Таким образом, до этого момента всё происходило вполне в соответствии с нашим исходным планом: за три часа были провешены все три обещанные описаниями верёвки, а дальше ожидался спуск на личной технике по осыпи. Однако, дальше появились незапланированные обстоятельства.

По описаниям дальнейший спуск должен был проходить по тому же кулуару. Он выглядел довольно крутым, на грани проходимого наличной техники. Кроме того, напомним, висел туман, видимость плавала от 10 до 100 метров. Низ и выход из кулуара не просматривался вообще. Так как кулуар собирает все камни, особенно с учётом ограниченной видимости, входить в него даже для разведки было крайне опасно.

Поэтому решаем пойти на разведку в кулуар правее перемычки. Тут совершаем ещё один тактический просчёт. Не имея верёвок (ещё не принесли снятые с предыдущих участков), на разведку уходит помощник руководителя с рацией, но без верёвки. Он спускается на личной технике до низу, но по его оценке это было на грани его возможностей. Так как его уровень личной техники возможно лучший в группе, это значит, что мы всей группой не пройдём. Левый кулуар снизу вообще не просматривался как хоть сколько-то пригодный для прохождения.

Дожидаемся верёвок и начинаем вешать в кулуар правее перемычки. Четвёртая верёвка идёт по осыпному склону - тут можно вполне идти на личной технике. В самом конце она спускается с небольшой ступеньки - тут на личной технике пройти можно, но не очень комфортно. Лучше было пройти первую часть без верёвки, а провесить только этот участок мы это понимали, но в условиях ограниченной видимости и начинающихся сумерек не нашли походящей станции. [1.32]

Ниже ступеньки на личной технике проходятся несколько десятков метров по крутому скально-осыпному склону до огромного камня. [1.33] На нём можно сделать станцию (уже четвёртую), а под ним спрятаться одному-двум участникам (это место простреливается со всего участка ниже третьей станции). Пятая верёвка идёт по такому же скально-осыпному склону и спускается через невысокий (2-3 метра), но непрерывный пояс скальных сбросов (на самом деле, и в нём можно найти проход на личной технике, но не зная об этом и без видимости это сделать нереально). [1.34]

Таким образом, начиная от перемычки между кулуарами мы попали в неблагоприятную ситуацию с положительной обратной связью. Из-за ограниченной видимости мы не видели пути и вешали лишнее. На это уходило время и в дополнение к туману стемнело. Для экономии времени пришлось даже оставить на склоне до завтра последние две верёвки. После пятой верёвки начинается осыпной склон крутизной 25-30 градусов. Тут останавливаются камни и можно просто идти ногами без верёвок. По нему спускаемся до первого выполаживании со снежником и в 22:10 встаем на нём на ночёвку, высота 3550. При постановке лагеря явно тупим от усталости, отбой 2:20.

день 5, среда, 5 августа

2:30/3:25

4:05

3,5 км

950 м

3550 м

2600 м

Погода: утром ясно днём-вечером облачно, временами туман.

Сегодня нам по плану надо спуститься до ледника Дыхсу учитывая, что с перевала Скалистый мы всё-таки спустились вчера, это должно быть более чем посильно.

Подъём в 9:00. В 11:40 половиной группы пошли снять оставленные вчера на склоне верёвки и заодно внимательно изучить нижнюю часть спуска. Напомню, мы через перемычку перешли в правый кулуар, хотя классический вариант - остаться в левом, идущим от перевала. [1.35] Как оказалось, левый кулуар вчера снизу не просматривался только из-за тумана. Подходим под него по осыпному склону. Поднимаемся по левому кулуару, в нём крутая и очень подвижная осыпь: даже подниматься налегке тяжеловато, а спускаться с рюкзаком тут совсем не хотелось бы. Выходим на перемычку, спускаемся с неё вчерашним путём. Днём, при нормальной видимости, налегке и отдохнувшим последний, сняв верёвки, без проблем спускается на личной технике. Наш вывод: оба кулуара примерно одинаковы, но правый не простреливается сверху, поэтому может быть рекомендован к прохождению. В 13:40 вернулись в лагерь. Обедаем. [1.36]

В 15:17 выходим с места ночёвки под перевалом Скалистый и начинаем спускаться в долину Крумкола. Сначала более крутые осыпные с кулуары, потом пологие травянисто-осыпные склоны. [1.37] Идётся легко. За два часа выходим к реке Крумкол и продолжаем спускаться по травянисто-осыпным склонам её левого берега. [1.38] Ещё через час проходим эффектный водопад и сразу после этого упираемся в выход гладких бараньих лбов. Ищем оптимальный путь и даже вешаем верёвку для подстраховки, но оказывается, что достаточно передать рюкзаки в одном неудобном месте. Разведка и прохождение прижима заняли час. [1.39] [1.40] Продолжаем путь по пологому, но бугристому и поросшему высокой травой берегу в поисках оптимального места для ночёвки. В 19:20 ставим лагерь на галечной площадке между больших камней на берегу Крумкола. Высота 2600м. Отбой в 21:00.

день 6, четверг, 6 августа

4:55/6:10

8:50

5,6 км

490 м

350 м

2600 м

2740 м

высота ночевки вечер

Погода: утром пасмурно, днём ясно, вечером облачно.

Наша цель на сегодня - спуститься на ледник Дыхсу, до которого мы вчера немного не дошли, пересечь его и подняться на верхнее плато Фытнаргина.

Подъем в 4:30, выход в 6:42. От места ночёвки продолжаем спускаться по травянисто-осыпным склонам по левому берегу Крумкола. Через полчаса подходим к месту его впадения в ледник Дыхсу. [1.41] Река уходит в каньон, и потом в разрывы ледника, а мы уходим левее в карман. [1.42] Тут рельеф тоже не очень приятный, но проходимый: умирающий ледник с толстым чехлом и иссечённый обрывами - как на настоящем Памире. В самом кармане течёт ручей. Через полтора часа видим, что центр начинает выглядеть более проходимым и начинаем пересекать ледник наискосок. Под ногами постепенно исчезает лёд и появляются трава и даже кусты, хотя мы очевидно по-прежнему на чехле. [1.43] [1.44] [1.45] Воды нет, видимо вся течёт в глубине. Ещё за час пересекаем ледник Дыхсу и в 9:50 оказываемся у его слияния с ледником Айлама, высота 2250.

Перевал Фытнаргин

от впадения ледника Айлама в ледник Дыхсу до перевала Курортный

соединяет

лд. Айлама - лд. Фытнаргин (лд. Агаштан)

3760м по навигатору

от 7 августа 2020

ЧХВ1/ЧХВп/ГХВ

впадение лд. Айлама в лд. Дыхсу - озеро 2740 над правым бортом лд. Айлама

Скально-осыпной склон около 30°пересечение пологого зачехлённого и открытого ледникаскально-осыпной склон 30-35°

2:55/3:45/5:25

озеро 2740 над правым бортом лд. Айлама - под западный взлёт пер. Фытнаргин

Пологий зачехлённый и открытый ледник

2:40/3:15/5:05

западный взлёт пер. Фытнаргин

Снежно-ледовый склон, 30-50°, два бергшрунда, выше второго 5 верёвок перил

4:20/6:10/6:10

лд. Фытнаргин (Агаштан) от пер. Фытнаргин до пер. Курортный

Пологий закрытый и открытый ледник с многочисленными трещинами и разрывами

5:50/6:05/8:50

ИТОГО

15:45/19:15/25:30

необходимое снаряжение:

групповое: основные верёвки (одна на 2-3 человек), станционные петли или кордалеты 1-2 шт/верёвку, ледобуры 2-3 шт/верёвку, карабины 3-5 шт/верёвку.

выводы и рекомендации

Фытнаргин - разнообразное и интересное техническое препятствие. Определяющий технический участок - западный взлёт выше второго бергшрунда - достаточно короткий (5 верёвок). Но, за счёт неоднозначного обхода ледопадов Айламы, а также очень длинного и нетривиального распутывания трещин и ледопадов Фытнаргина, «по сумме баллов» он соответствует категории 3А.

в. д.

Тур на обходе средней ступени ледопада Айлама

ТУР

ОЗЕРО

42°57'56,2''

43°13'54,4''

Площадка под палатку, там же

42°57'55,9''

43°13'53,9''

Место ночёвки 6 августа, там же

Н6

42°57'55,5''

43°13'53,9''

Вероятно, верх альтернативного маршрута к озеру

КУЛУАРЫ РУЧЬИ ВЕРХ

ОЗЕРО

42°56'18,0''

43°14'12,8''

(Северная) седловина перевала Фытнаргин, площадка под одну палатку на осыпи

42°56'17,6''

43°14'12,5''

(Северная) седловина перевала Фытнаргин, старый тур

ТУР ФЫТНАРГИН

42°56'17,7''

43°14'12,6''

(Центральная) седловина перевала Фытнаргин, новый тур

НОВЫЙ ТУР ФЫТНАРГИН

42°56'15,8''

43°14'9,2''

Место обеда 7 августа на леднике Айлама

О8

42°55'34,2''

43°16'47,3''

[2.0] - схема прохождения перевала

В 9:50 по леднику Дыхсу подходим к его слиянию с ледником Айлама, высота 2250. На самом деле, в этом месте они оба уже то ли стаяли, то ли остались под толстым чехлом. [2.1] Нижняя часть Айламы - три ступени ледопада, которые гораздо проще обойти. Начинаем подниматься по ор. левому карману. Склон крутизной 30 градусов, сначала травянистый со средней и крупной осыпью. Слева пхд - крайне разорванный ледник, справа - бараньи лбы. Выше трава исчезает, чередуются выходы лбов, конгломератные выносы и осыпи. [2.2] Около 12 встречаем дружественную группу Назарова, делимся впечатлениями, в том числе о только что пройденном ими и планируемом нами перевале. Через три часа подъёма, выше 2500, ледник слева пхд становится более спокойным, и мы начинаем выходить на него. [2.3] По ор. левому карману мы обошли нижнюю и среднюю ступени, а по описаниям верхняя обходится через ор. правый борт - надо пересекать. В 13:32 останавливаемся на обед на пологом зачехлённом леднике над средней ступенью, вода течёт кругом в изобилии.

В 15:09 выходим после обеда и пересекаем ледник Айлама ор. слева направо между средней и верхней ступенями ледопада. Левая часть сильно зачехлённая, правая - совершенно чистая открытая. Над нами - верхняя ступень ледопада, ор. левая её часть - совершенно непроходимое месиво сераков, ор. правая выглядит относительно прилично, более того, от Назарова мы знаем, что прямо перед нами через неё пошла группа питерцев Спирина. Но они шли на несколько часов раньше мы там пройти наверное можем, но есть риск сегодня не успеть (а спуск со Скалистого на некоторое время отбил у нас интерес к авантюрам). Продолжаем подниматься по ор. правому краю ледника, когда становится круче надеваем кошки. [2.4]

В 16:20 (5 ходовых часов от начала подъёма) под самым ледопадом выходим на осыпь правого борта, пока её не отрезало ранклюфтами (это место также опознается по кулуару с ручьем над ним), снимаем кошки. По описаниям где-то здесь можно подняться на райскую полочку с озером. От Назарова мы знаем, что она реально существует, но не знаем, как туда попасть: он дюльферял, а мы надеемся подняться на личной технике. Отправляем две разведки. Первая группа ищет путь по полкам левее - по описаниям путь где-то там. Вторая пытается подняться по скальному кулуару с ручьем прямо вверх - скорее ради интереса и на всякий случай. Третья группа ждёт внизу. Кулуар ожидаемо становится слишком крутым, а мы договорились разворачиваться, если упрёмся в участок, требующий верёвок. А блуждание по полкам приводит к желанному озеру. [2.5]

В 17:35 разведгруппы возвращаются и мы всей группой поднимаемся по полкам. Тут действительно можно пройти на личной технике, но только с опытом от 4ГУ: довольно крутая осыпь, местами узкие полки, элементы простого лазанья по скальным выходам. [2.6] [2.7] [2.8] По такому рельефу уходим левее и выше. Затем начинается более приятный травянисто-осыпной склон, по нему поднимаемся правее. [2.9] В результате оказываемся почти точно над местом, где вышли на осыпь. Выходим к живописному озерцу на высоте 2740. [2.10] [2.11] Рядом много площадок под палатки, воду можно брать из озера или из ручья чуть дальше. В 18:25 встаем тут на ночёвку, отбой в 20:30. По план-графику ночёвка планировалась на 300 метров выше, на леднике но уходить с озера на ледник под вечер выглядит странно, лучше завтра встанем пораньше.

день 7, пятница, 7 августа

7:00/9:27

11:15

4,1 км

1020 м

2740 м

3760 м

Погода: весь день ясно.

Сегодня нас ждёт первая 3А - перевал Фытнаргин.

Подъем в 4:00. В 6:16 выходим с места ночёвки у озера 2740 над левым бортом ледника Айлама. От озера поднимаемся по той же травянистой полке. Она переходит в осыпной склон, который мы продолжаем траверсировать. Верхняя ступень ледопада уже пройдена, мы оказываемся в правом кармане. [2.12] Почти сразу выходим из него на ледник, точнее нижнюю часть его притока он пологий, зачехлённый и немного бугристый, но хорошо проходимый. Пересекаем приток у его впадения. [2.13]

Через полтора часа от озера выходим на основной ледник выше правого притока, тут он открытый и ровный. Появляются трещины, которые по возможности перешагиваем или обходим вскоре они заканчиваются.

Через час пути по открытой части ледника поворачиваем за угол налево пхд и перед нами открывается взлёт перевала Фытнаргин, который уже штурмует группа Спирина. [2.14] Сразу за поворотом преодолеваем участок 30-градусного разорванного склона (можно сказать, простого ледопада). Затем выходим на выполаживание, но по-прежнему распутываем многочисленные трещины, ледник открытый. Всю эту зону разрывов проходим за полтора часа и выходим на верхнее плато, высота 3300. [2.15]

Теперь западный взлёт перевала Фытнаргин прямо перед нами и совсем рядом. Нижняя часть пересечена двумя бергшрундами, тут ледник закрытый. Выше второго бергшрунда он открытый и более крутой тут нужны перила и даже можно оценить количество верёвок, наблюдая за предыдущей группой. У перевала читаются три седловины. Раньше ходили через северную: она чуть-чуть ниже и ближе. Но сейчас одного взгляда достаточно, чтобы понять, что это не вариант: под ней внушительный шлейф камней. Центральная выглядит вполне прилично, на неё идёт группа Спирина, на неё же пойдём мы и это действительно правильный вариант. Южная седловина немного выше, дальше и тоже, как выяснилось, несколько камнеопасна в конце дня.

По верхнему плато и самой нижней части взлёта за час подходим под нижний бергшрунд. высота 3500. [2.16]

В 11:20 надеваем обвязки и начинаем преодолевать нижний бергшрунд. Оптимальный переход через него обнаружился справа пхд. Верхняя сторона - трёхметровая ледовая стенка, приходится провешивать. Как только перила были организованы, раздался через миг уже понятный и томящий душу звук: группа, находящаяся ниже бергшрунда, оказалась на краю сектора, который северная седловина обстреливает "циркулярками". Стимулируемые этим, оперативно преодолеваем бергшрунд и оказываемся (пока) в безопасности.

В 12:30 продолжаем подъём от нижнего бергшрунда по снежному склону крутизной градусов 35. [2.17] В 13:10 подходим ко второму бергшрунду, выше надо вешать до самой седловины. Размещаемся на нижнем его краю, при этом обнаруживаем отсутствие одного ледоруба. Это окончательно утверждает нас в решении пообедать. Разравниваем нижний край берга в полметровой ширины полочку, готовим обед, ходим за забытым у нижнего бегра ледорубом, готовимся лезть дальше. [2.18]

В 14:45 начинаем провешивать перила по западному взлёту перевала Фытнаргин из-под верхнего бергшрунда. Нижняя станция на ледорубе. Первая верёвка проходит по снежному мосту через бергшрунд и поднимается на стеночку его верхнего края. Первая станция на бурах. Выше идёт ледовый склон. [2.19] Целимся на центральную седловину её саму не видно, но видны скальные выходы, отделяющие её от южной. На второй верёвке крутизна градусов 35. Когда мы заканчивали её проходить, это место и место нашего обеда в берге начало постреливать с южной седловины (заметно меньше, чем северной, но тоже неприятно). [2.20] Третья верёвка - самая крутая, градусов 50 все станции по-прежнему на бурах. Выше немного выполаживается, на четвёртой верёвке около 40 градусов. На пятой верёвке крутизна склона уменьшается до чуть больше 30 градусов, он становится закрытым. Пересекаем два малозаметных хорошо забитых бергшрундика и выходим на седловину. [2.21] [2.22] [2.23]

Провесили 5 верёвок (у нас они чуть длиннее 50 метров) на бурах за 3,5 часа технической работы. В 18:12 первый участник группы вышел на перевал Фытнаргин, высота 3760. По исходному плану сегодня мы хотели ещё и спуститься с него. Но, хотя это и не требует перил, для этого надо собрать хотя бы часть группы, организовать связки, спуститься на ровную часть ледника (вероятно, с тропёжкой), прозондировать место без трещин и копать лагерь в снегу. Для таких развлечений уже поздновато, да и не хочется проходить первую 3А бегом. При этом седловина ледово-фирновая, шириной метра три - как раз можно нормально поставить палатки, надо только чуть подравнять к тому же тут красиво. Решаем ночевать на ней. К 19:20 группа собирается на перевале. Успеваем ещё сходить на разведку на северную седловину: там есть озерцо, а на скалах над ним площадка под одну палатку и тур. Отбой в 21:30. [2.24] [2.25] [2.26] [2.27]

день 8, суббота, 8 августа

6:35/7:20

10:25

11,1 км

110 м

1090+70 м

3760 м

2710 м

Погода: весь день ясно.

По исходному план-графику мы сегодня должны были закончить спуск с первала Фытнаргин и через перевал Курортный спуститься в Уштулу к заброске. Учитывая, что мы за последние три дня немного отстали от плана и вчера даже не начали спуск, мы это явно сегодня не успеем. Но, учитывая, что у нас есть день запаса на это кольцо, за два дня успеем наверняка, даже скорее за полтора.

Подъём в 5:00. Утро солнечное и морозное. Завтракаем в палатках. Надеваем обвязки и организуем связки. Складываем новый тур, на нашей центральной седловине: через южную всё равно ходить не стоит.

В 8:10 сразу в связках начинаем спуск с перевала Фытнаргин на восток. Плато под нами всё иссечено трещинами, поэтому идём косым траверсом левее, под северной седловиной и обходим их слева. Далее движемся по выполаживанию, пересекая многочисленные, но проходимые трещины. [2.28] [2.29] Ледник закрытый, но пока тропёжки почти нет по снегу глубокие и широкие борозды промоин. Около 10:30 встречаем группу ростовцев, делимся информацией и впечатлениями. Ледник постепенно открывается, трещин по-прежнему много.

Через 2,5 часа от седловины, двигаясь по левой ветви ледника оказываемся над ступенью ледопада. Прямо по курсу явный перегиб, потом снизу мы увидим, что там не только разрывы, но и весьма крутой склон за ними. Сворачиваем резко направо, даже немного назад, тут хорошо распутывается. Выходим на основную ветвь ледника, тут выполаживание со спокойным рельефом. .Распутывание этой ступени заняло час. [2.30]

По основной ветви ледника пробуем опять идти слева. Вскоре под нами опять ступень ледопада, распутать которую не получается. Приходится вернуться назад, чуть выше и уходить опять правее. Там тоже распутывание довольно долгое и нетривиальное, пару раз упираемся и разворачиваемся. Наконец, опять взяв правее, выходим из ледопада на ровный центр ледника. Распутывание второй ступени заняло 2,5 часа. В 14:15 останавливаемся тут на обед, высота 3080 ледник открытый, вода течёт всюду. Разбираем связки. [2.31]

В 15:52 после обеда продолжаем спуск по леднику Фытнаргин (Агаштан). Идём по некрутому открытому леднику, без связок. Трещины распутываем и перепрыгиваем. Держимся левее: справа разрывы совсем большие и частые. [2.32] У нас же вполне проходимо правда, пару трещин приходится перелезть по дну, но это выполнимо на личной технике. [2.33] Трещины постепенно уменьшаются, идём по центру ледника. В 18:12 выходим на осыпи правого борта под перевалом Курортный, высота 2670. [2.34]

Перевал Курортный

Конгломератно-травяные

8-9 августа с запада на восток

снята записка

т/к «Вертикаль», г. Краснодара руководитель Волков И. Н., 4 к. с., от 27 июля 2017 Петроградского к/т, г. Санкт-Петербург руководитель Спирин К. В., 5 к. с. от 8 августа 2020

ЧХВ

Подъем от ледника до седловины перевала

Крутой конгломератный кулуар, затем травянистая полка на боковой морене

1 час 30 минут

Спуск по крутому травяному склону до реки Лькези (левого притока Карасу)

Крутой травяной склон со слабо читающейся тропой

1 час 40 минут

Спуск вдоль реки до верхней турбазы Уштулу

Хорошая тропа и дорога по долине реки

1 час 5 минут

ИТОГО: 4 часа 15 минут ЧХВ

Необходимое снаряжение:

личное: ледорубы, каски

выводы и рекомендации

Перевал Курортный представляет собой самый низкий и удобный перелаз в боковом гребне хребта, ограничивающего справа долину ледника Агаштан (Фытнаргин). Значения как самостоятельное препятствие не имеет, при этом его прохождение близко к обязательному при прохождении любого из перевалов в верховьях ледника в связи со сложностью каньона долины ниже. Сложность перевала 1А, как за счет подъема по конгломератному склону с запада, так и за счет спуска по крутому травяному склону на восток. Местами реальная сложность участков по ощущениям превышает ожидаемую в походе 1 к.с. и требует очень уверенной техники передвижения по неприятным осыпям, при этом перевал по сути невозможно включить в разумную нитку похода ниже 4 к.с.

С перевала открываются красивые виды на ледник Фытнаргин, узел Сугана и долину реки Карасу.

Перевал можно рекомендовать для прохождения в походах, начиная с 2 к.с.

в. д.

Родник на западном склоне пер. Курортный

42°56'40,4''

43°18'52,2''

Место ночёвки 8 августа, там же

Н8

42°56'40,4''

43°18'51,9''

Тур и ветрозащитная стенка на пер. Курортный

КУРОРТНЫЙ ТУР НОЧ

42°56'45,9''

43°19'2,0''

Вертолётная площадка на седловине пер. Курортный

ВЕРТОЛЁТНАЯ

42°56'49,5''

43°19'3,8''

Исток ручья с пер. Курортный

42°56'47,8''

43°19'10,9''

Спуск с пер. Курортный на тропу по долин Лкези (Л. приток Карасу)

ТРОПА

Родник перед выходом долины Лкези в долину Карасу

42°57'11,6''

43°19'58,3''

Мостик через р. Карасу у погранзаставы

МОСТИК

42°57'17,9''

43°20'3,8''

Мост через р. Карасу у т/б «Приют Уштутлу»

МОСТ

42°58'5,4''

43°19'49,8''

[3.0] - схема прохождения перевала

С привала выходим в 18:35. Подходим под конгломератный склон, выводящий в карман правой боковой морены высоко над ледником. По отчетам подниматься нужно по кулуарам в самое начало кармана, так как ниже по долине увеличивается перепад высот и сложность подъема. Нижнюю часть подъема проходим плотной группой траверсом влево с постепенным набором высоты, пытаясь подрезать возможную тропу на подъеме, слабо читающуюся снизу. Но, подойдя под более выраженные конгломератные кулуары верхней части, очевидного пути не находим, поднимаемся по ним. На этом участке держать плотную группу практически невозможно, подъем вертикальный, из-под ног уходит много камней. Разделяемся на небольшие группы и расходимся по соседним кулуарам, часть участников пытается подниматься по разделяющим гребням. [3.1] Характер участка - крутой (в среднем около 40, локальные участками до 50 градусов) неплотно слежавшийся конгломерат, образующий локальные ступеньки, на которые можно ставить ногу. Скорость подъема сильно зависит от уверенности поднимающегося, а также от везения в выборе кулуара, некоторые из них явно сложнее, чем соседние, но прочитать это снизу практически невозможно. Первые четверо участников поднимаются в карман в 19:02. [3.2] Для отстающих троих, которым явно меньше повезло с путем подъема, сбрасываем сверху веревку, обернув ее вокруг крупного камня и удерживая на трении. Придерживаясь за нее, к 19:35 отстающие также поднимаются в карман.

К этому моменту начинает быстро темнеть. Палатки теоретически можно поставить на плоских площадках рядом с крупным камнем на гребне, но воды в кармане нет, только небольшой грязный снежник. Делаем быструю разведку в направлении седловины перевала, первые два русла по пути высохшие, но прямо под седловиной находим воду. В 19:55 выходим всей группой уже в сильных сумерках, проходим траверсом некрутого травяного склона с отдельными участками осыпи и в 20:10 встаем лагерем на плоской поляне рядом с ручьем. Высота 2730. Погода весь день солнечная, тепло. [3.3]

день 9, воскресенье, 9 августа

2:06

2780 м

2000 м

Погода: солнечно, тепло.

Общий подъем в 6:00. Выход в 8:15. За 10 минут по простому травяному склону поднимаемся на седловину перевала, всей группой собираемся на ней в 8:30. Высота 2770. [3.4]

Перевальная седловина травяная, широкая и плоская. Тур находится рядом с остатками какой-то небольшой каменной стенки. [3.5] Ближайшая вода - на месте нашей стоянки прошлой ночью. В надежде подловить спусковую тропу один из участников идет на разведку к домику пограничников рядом с вершиной Левхановцек, но очевидного варианта спуска не находит. Поскольку рядом с седловиной перевала есть вертолетная площадка, предполагаем, что пограничники пешком сюда не поднимаются. На седловине фотографируемся и любуемся видами на пройденный ледник Фытнаргин и перевал Панорамный впереди. [3.6]

На спуск выходим в 9:12. Сначала идем по ровному пологому травяному склону чуть левее небольшой ложбины. Местами попадаются заболоченные участки. Через два перехода упираемся в ручей, склон слева становится совсем неприятным. [3.7] Некоторое время ищем удобное место перехода на правый берег, на большом протяжении ручей течет в глубокой промоине со скальными берегами, подойти к которой сложно из-за высокой травы. Проходим чуть ниже, здесь к переправе приходится спускаться несколько метров по полкам на локальном скальном выходе. Высота 2550. [3.8]

Дальше проходим несколько десятков метров за небольшой перегиб склона, где находим спусковую тропу, которая уходит вправо. Идем по ней, крутизна местами достигает 50 градусов, движение требует аккуратности. [3.9] Радуемся, что несколько дней не было дождей, в мокрую погоду местами хотелось бы повесить веревку. За два перехода к 11:18 спускаемся к реке. Высота 2340.

По долине идем по хорошей тропе вниз. [3.10] Первый прижим проходим вдоль реки, после чего тропа траверсирует склон выше над красивым скальным каньоном с водопадом. Слева на гребне расположены покрашенные краской туры, вероятно маркирующие тропу на Левхановцек [3.11] [3.12] Далее тропа и уходит в небольшой лес. [3.13] За полтора перехода к 12:15 доходим до погранзаставы, где у нас проверяют документы. После нее по мосту мы переходим на правый берег Карасу и выходим на хорошую грунтовую дорогу, по которой к 13:13 доходим к верхнему приюту Уштулу. [3.14]

В приюте забираем заброску, обедаем, заселяемся в комнату в домике. Альтернативным вариантом было вставать в палатках на вершине небольшого холма в стороне, но нам показалось это неудобным. На территории базы хозяин вставать не разрешал, но в остальном шел навстречу по всем вопросам. Посетителей достаточно много, есть и местные, приехавшие в воскресенье отдохнуть в горы, и другие туристические группы. На вечер снимаем баню (неплохую, если следить за котлом и поддерживать в нем постоянный огонь), греемся и моемся. Погода весь день отличная, солнечно и тепло.

За время полудневки выясняем две неприятные новости. Во-первых, Диме Бахтиярову из-за позднего времени подачи документов и путаницы не оформили пропуск на погранзону КБР, соответственно выйти с нами на маршрут он так и не сможет. Во-вторых, Камилла после первого кольца решила, что к продолжению похода готовой себя не чувствует. Плюс после того, как мы прошли часть дороги от погранзаставы до приюта нам показалось совсем бессмысленным завтра подходить по этой же пыльной дороге по ожидавшейся жаре к началу второго кольца. Соответственно мы заказали у Бориса Саракуева джип для выезда Камиллы, договорившись, что он же сможет нас довезти до конца нормальной дороги по долине Карасу. Наутро с учетом всей организации логистики у нас запланирована полудневка, после которой мы планируем начать второе кольцо.

Перевал Панорамный

от долины реки Карасу до слияния ветвей ледника Псыгансу под пер. Осыпной

Долину реки Карасу с ледником Псыгансу

высота

4190 (высшая точка траверса склонов в. Сугантау)

4094 по классификатору (?)

42°58'28,4''N

43°26'8,6''E

Юг-север

характер склонов

Снежно-ледовый, локальные выходы разрушенных скал

10-14 августа с юга на север

снята записка

Тур на перевале не найден

ЧХВ1

Подъем по долине реки Ахсу до ледника Южный Суган

Травяной склон со слабо читающейся тропой, травяной гребень, конечная и боковая морена ледника Южный Суган

5 часов 10 минут

Подъем по леднику Южный Суган до выполаживания выше второй ступени ледопада

Открытый пологий ледник, переходящий в ледопад

5 часа 5 минут

Подъем по леднику Южный Суган до перевала через гребень вершины Суган, соединяющего ледник Южный Суган с верховьями ледника Рцывашки

Закрытый ледник с отдельными крупными трещинами

4 часа 20 минут

Траверс верховий ледника Рцывашки до седловины перевала, соединяющей верховья ледника с верхним боковым цирком над перевалом Шести

Закрытый ледник, переходящий в правый ранклюфт ледника Рцывашки, короткий отрезок скально-осыпного склона

4 часа 10 минут

Спуск по ледникам Рцывашки и Псыгансу через перевал Шести до слияния ветвей ледника

Веревка дюльфера по снежному склону, закрытый, затем открытый пологий ледник

1 час 15 минут

ИТОГО: 20 часов ЧХВ

необходимое снаряжение:

групповое: основные веревки, ледобуры, петли

личное: обвязки, ледорубы, кошки

выводы и рекомендации

Перевалом Панорамный сейчас называется набор различных вариантов, которыми можно связать ледник Южный Суган с верхней камерой ледника Рцывашки над перевалом Шести. Прохождение этого маршрута подразумевает преодоление двух гребней вершины Суган - гребня, отделяющего ледник Южный Суган от верховий ледника Рцывашки, и гребня, отделяющего основное течение ледника Рцывашки от его верхней камеры над перевалом Шести. Первый гребень при этом имеет как минимум два варианта прохождения - подъем по скальному склону выше второго ледопада ледника Суган или по снежно-ледовому склону в верховьях ледника выше перевала Гюльчи. Во втором гребне логичная точка пересечения, пожалуй, одна, при этом из верховий ледника Рцывашки она достаточно неочевидна. По нашему мнению, перевал нужно разделить как минимум на два, так как используемая техника прохождения, характер склона и нахождение седловины в двух вариантах выхода на ледник Рцывашки существенно отличаются. Отдельный вопрос, стоит ли считать перевалом перелаз из верховий ледника Рцывашки в боковую камеру ледника. Логично было бы также выделить его в отдельный перевал и засчитывать прохождение различных комбинаций этих перевалов как связку, также возможна связка этого перелаза с перевалом Гюльчи.

Сложность любых вариантов связок на этом маршруте, пожалуй, соответствует нижней грани перевала 3А. Стоит отметить, что при прохождении в обратном направлении вариант спуска по скальному склону и в дальнейшем по боковому карману ледника Южный Суган кажется, как минимум, быстрее нашего варианта прохождения, но при движении на подъем есть сильные сомнения в его безопасности из-за возможной опасности камнепадов и ледовых обвалов с верхней части ледника Рцывашки.

В нашем варианте мы провесили в сумме 8 веревок на различных отрезках прохождения. Перевал требует хорошего выбора тактики, навыков ориентирования и уверенной личной техники работы на ледовых склонах и в ледопадах.

При оценке времени движения на большинстве отрезков стоит принимать во внимание, что мы проходили перевал в плохую погоду с длинными периодами практически полного отсутствия видимости. Кроме того, правильное место пересечение одного из гребней было обнаружено только с третьей попытки. При хорошей погоде, вероятно, можно пройти наш маршрут существенно быстрее. При этом плохая погода с туманом во второй половине дня типична для узла Сугана, нужно в любом случае закладывать запасные дни на этот случай.

С верхней части ледников Южный Суган и Рцывашки открываются красивые виды на все окрестные хребты Кавказа (конечно, если погода позволяет это увидеть). Вероятно, интересным вариантом является совмещение прохождения перевала с восхождением на пик Суган - высшую точку узла.

Перевал можно рекомендовать для прохождения в походах, начиная с 5 к.с., при этом крайне желательно все-таки разделить его на несколько перевалов и категорировать их связки по фактическому прохождению.

в. д.

Конец хорошей дороги в долине Карасу

ДОРОГА ХУЖЕ

ПЕР ПАНОРАМНЫЙ

42°58'28,4''

43°26'8,6''

Место обеда 14 августа на центральной морене лд. Суган С.

О14

42°59'40,8''

43°26'46,0''

[4.0] - схема прохождения перевала

день 10, понедельник, 10 августа

0:46

2370 м

2620 м

высота ночёвки вечер

Погода: с утра солнечно, во время движения туман, дождь поздно вечером.

От приюта Уштулу выезжаем на арендованном джипе двумя группами по 3 человека, время выезда первой 13:20. До места слияния рек Ахсу и Карасу, от которого нам нужно начинать подъем к перевалу, идет грунтовая дорога. Качество покрытия хорошее за исключением последних двух километров, на которых дорогу пересекают несколько ручьев и попадаются крупные ямы. При этом нужно учитывать, что последние несколько дней стояла хорошая сухая погода, после стандартных для района дождей дорога может стать хуже, а последние два километра вообще непроезжими. В 13:50 доезжаем первой группой, машина уходит обратно. Окончание дороги - плоская поляна с несколькими руслами ручьев, с которой видно начало подъема на травянистый склон правого борта долины. [4.1] Высота 2370. На время ожидания второй группы два человека уходят на разведку начала подъема, а один остается готовить обед. Вторая группа приходит на место обеда в 15:10, водитель их высадил у начало плохого участка дороги, сославшись на кончающийся бензин. Обедаем, перераспределяем продукты на 2 кольцо. Погода ожидаемо постепенно портится, с юга натягивает плотный облачный фронт.

По разведанному пути подъема всей группой выходим в 17:10. К этому времени на долину опустилось облако, видимость меняется от 20 до 50 метров, но дождя нет. На первом переходе поднимаемся на травяной склон по коротким отрезкам скотопрогонных троп. В конце перехода подлавливаем основную лошадиную тропу, траверсирующую склон, и еще за 1,5 перехода к 18:20 выходим на сравнительно плоскую террасу долины с ручьем. Высота 2620. Место для стоянки не очень ровное и частично подболоченное, но найти несколько сухих мест под палатки можно. Вода есть в текущем рядом ручье. После установки лагеря начинается дождь, который с разной интенсивностью идет всю ночь.

день 11, вторник, 11 августа

2:20

3:28

4:50

2,8 км

740 м

2620 м

3360 м

высота ночёвки вечер

Погода: дождь с редкими перерывами, низкая облачность, туман

Подъем по плану должен был быть в 4:30, но в это время на улице шел сильный дождь, собираться под которым крайне не хотелось, поэтому отложили его. Встаем в 6:30, в это время дождь временно прекратился и облачность поднялась настолько, что мы смогли просмотреть дальнейший путь движения. [4.2] Выход в 7:50, при этом один из участников, ночевавший под тентом и сильно промокший ночью, выходит с большой задержкой. Идем по травянистым склонам с редкими пятнами осыпи в направлении травянисто-осыпного гребня, ограничивающего правый борт ледника. Язык ледника обрывается бараньими лбами, поэтому для подъема на него лучше идти по нашему маршруту. Примерно через четыре перехода к 10:00 подходим к началу гребня. [4.3] Погода опять портится, моросит мелкий дождь. За три перехода поднимаемся на боковую морену ледника. [4.4] Проходим по ней еще полтора перехода, за это время погода окончательно портится, усиливается дождь и садится туман. До ледника уже явно недалеко, при этом путь практически не просматривается, поэтому решаем ставить лагерь на небольшой более-менее ровной осыпной площадке. Высота 3360. Вечером в редкие периоды видимости просматриваем дальнейший путь, до выхода на пологую часть ледника оказывается примерно полтора перехода. Всю вторую половину дня плохая погода, отсиживаемся в палатках.

день 12, среда, 12 августа

5:02

5:51

7:26

2,5 км

440 м

3360 м

3800 м

высота ночёвки вечер

Погода: с утра солнечно, во второй половине дня дождь, туман.

Общий подъем планировали в 4:00, но в это время сильный туман, продолжаем спать. К 4:40 видимость улучшается, поднимаемся. Небо постепенно растягивает, выходит солнце, пользуемся шансом немного посушить вещи и палатки.

Выход в 7:34. За переход переваливаем через небольшой моренный гребень и спускаемся к пологой части ледника. [4.5] Отсюда возможны несколько путей движения - по леднику с необходимостью распутывать ледопад левой или правой ветвей либо по правому ранклюфту с выходом на ледник выше второй ступени ледопада. Ранклюфт снизу просматривается плохо, к тому же в этом варианте сильно смущает возможность камнепадов с левого по ходу скального гребня и неудобство движения по осыпи, присыпанной тонким слоем снега, поэтому выходим на лед.

В правой части ледник образует первую ступень ледопада, обходим ее по левой существенно более пологой стороне. [4.6] Крутизна склона здесь не больше 10 градусов, трещины легко перешагиваются. Через два перехода ледник становится закрытым. Слой снега неглубокий, скорее всего это последствия вчерашнего снегопада, но движение из-за него сильно замедлено, так как тратим время на поиск трещин. Делаем связки.

Дальше ледник образует пологую полку под нунатаком, выше которой разделяется на ледопады правой и левой ветви. Левая ветвь выглядит менее разорванной, но она явно существенно выше и круче, ее придется провешивать на значительном протяжении. Решаем идти по правой части, распутывая трещины. По пологому склону подходим почти под нунатак и траверсируем влево по ходу. [4.7] [4.8] Привал перед выходом в ледопад в 10:55, высота 3680.

В ледопад выходим пологим траверсом между трещинами, дальше подлавливаем небольшую косую полку, по которой поднимаемся еще один переход. [4.9] После привала ближе к нунатаку ледопад становится круче и сильно рвется, поэтому постепенно уходим левее по ходу. [4.10] В верхней части второй ступени ледник по всей ширине прорезан широкими трещинами, большинство из них проходятся по мостам лавированием почти от края до края ледника. Еще выше две трещины переходим по снежным мостам на дне, организуя перильную страховку. [4.11] Особенно впечатляет вторая, мост представляет собой отдельные кубики снего-льда, беспорядочно сваленные друг на друга над глубоким разломом. [4.12] Альтернативный путь ее пересечения - уходить сильно правее над нунатаком по длинной ледовой полке, но неочевидно, что там также не попадутся непроходимые разломы, и явно потребуется перильная страховка. Под первым участником часть моста проваливается, но по оставшейся можно аккуратно перелезть с перильной страховкой.

После этого препятствия ледник выполаживается, и все видимые трещины на нем обходятся лавированием. Погода к этому моменту сильно ухудшается, периодически натягивает туман, видимость в котором падает до 40-50 метров. Время 15:00, мы сегодня шли без обеда. Решаем вставать здесь на ночевку на сравнительно пологом участке между двумя трещинами, подсыпаем и выравниваем площадки. Высота 3810. [4.13]

Пока основная часть группы готовит обед, связка-двойка выходит на разведку пути на завтра. Обойдя еще две трещины, подходим к рандклюфту правого борта, в котором видны следы спускавшейся здесь несколько дней назад группы. С этого места можно уйти в правый карман между бортом ледника и склоном и спускаться по нему, ниже правая сторона ледника сильно разорвана, и пересечь ее затруднительно. Дальше обходим широкую трещину на леднике по осыпному склону правого борта и выходим на ровное широкое поле ледника выше зоны разломов. Высота 3870. Видимость опять ухудшается, связкой возвращаемся в лагерь. Во время обеда начинается сильный мокрый снег, срочно ставим палатки и залезаем в них. До конца дня погода плохая, осадки, видимость не более 20 метров.

день 13, четверг, 13 августа

6:35

3800 м

4190 м

4050 м

Погода: с утра солнечно, после 11:00 туман, низкая облачность, без осадков.

Общий подъем в 4:30. С утра наконец хорошая погода, но собираемся медленно из-за холода и попыток высушить обмерзшие вещи. Выход в 7:30. [4.14] За переход по пути вчерашней разведки доходим до осыпи и по ней выходим на пологий ледник выше второй ступени ледопада. [4.15] Отсюда возможны два варианта подъема на верхнее плато ледника Рцывашки [3.6]: по углу скального склона напрямую на ледник, лежащий на отроге вершины Суган, [4.16] либо длинным траверсом верховий ледника Южный Суган над перевалом Гюльчи с перелазом того же отрога выше по снежно-ледовому склону. [4.17] Сложность подъема по скалам плохо читается из-за снега, маскирующего рельеф, к тому же не хочется заниматься длительной технической работой под нависающим над маршрутом бортом ледника, поэтому выбираем более длинный, но выглядящий более безопасным траверс. При прохождении перевала в обратную сторону путь спуска по скальному склону вероятно позволит сэкономить существенное время.

За пять переходов в связках по закрытому леднику с отдельными читающимися трещинами подходим под перевальный взлет через отрог вершины Суган, выводящий в верховья ледника Рцывашки. [4.18] В связках переходим хорошо засыпанный нижний берг и подходим под верхний. Назад открывается вид на верхнее плато ледника Южный Суган и перевал Гюльчи, при этом облачность в этот день садится раньше, чем в предыдущий, периодически наносит плотный туман. Под бергом всей группой собираемся в 10:40, высота 4090.

От берга вверх провешиваем две веревки по снежно-ледовому склону крутизной 35-40 градусов. [4.19] Первая веревка идет к углу скального выхода на склоне, вторая по диагонали вправо-вверх на седловину, такая траектория позволяет избежать возможной лавиноопасности. Слой снега неравномерный, тропежка по щиколотку местами сменяется практически открытым льдом. В момент выхода на пологую полку, выглядящую седловиной перевала, видимость не более 25 метров, от начала веревки не видно человека на ее конце. По имеющимся отчетам и спутниковым снимкам местности мы знаем, что отсюда нужно искать еще один «перевал» через следующий отрог пика Суган, выводящий в правую камеру ледника Рцывашки над перевалом Шести. Прямо вниз с седловины слабо читается разорванный ледник, вверх уходит ровный склон, выпускаем по нему участника еще на одну веревку в попытке просмотреть путь дальнейшего движения. В целом для страховки на этом участке достаточно связки, крутизна склона здесь не выше 20 градусов. Видимость очень плохая, долго ждем хотя бы малейшего прояснения, чтобы просмотреть путь дальнейшего движения.

В какой-то момент, наконец, облако на пару минут поднимается, и нам удается увидеть нужный нам гребень. Делаем связки и от верха третьей веревки в 13:05 уходим траверсом без набора и сброса высоты в его направлении. [4.20] Правильной точки выхода на нужный нам перелаз при подготовке похода не удалось найти ни в одном отчете, видимость по-прежнему очень плохая, идем медленно. Снега примерно по щиколотку, трещины на этом участке широкие и хорошо видны, обходим их. [4.21] За переход к 13:35 почти доходим до ледового склона у подножия скального гребня, делаем привал.

Чуть ниже нас гребень отделен от основной части ледника зоной разломов, при этом в ранклюфте читается ровный снежно-ледовый склон без видимых трещин. В связках переходим в него, чтобы постараться выйти на правильную точку перелаза. По ранклюфту спускаемся на длину примерно двух веревок, рельеф неудобный, снежно-ледовый склон с отдельными пятнами вмороженной осыпи, узкими трещинами и локальными участками крутизной до 30 градусов. После этого спуска на гребень ведет снежно-ледовый склон крутизной 30-35 градусов с небольшой скальной ступенькой высотой около двух метров посередине. Предположив, что это место является правильным перелазом, первый участник без рюкзака провешивает веревку до небольшой седловины. [4.22] Видимость по-прежнему плохая. Второй участник уже начинает подъем по перилам, когда удается разглядеть, что седловина не ведет на другую сторону, а является перелазом через крупный не читающийся снизу контрфорс. Веревку снимаем, собираемся внизу склона в 14:50.

Пройдя вниз по границе льда и скал еще около 50 метров подходим к крутому сбросу. [4.23] На крупном камне делаем станцию из петли и спускаемся дюльфером по ледовому склону крутизной до 50 градусов, снизу подрезанному трещиной. [4.24] После спуска веревку сдергиваем, в связках выходим чуть выше на пологую основную часть ледника и в 15:30 решаем встать на ней лагерем на ночевку. Облачность к этому моменту чуть подняло, но видимость по-прежнему нестабильная, мы шли без обеда, решаем, что лучше пройти этот гребень на следующий день с запасом времени.

Место ночевки находится прямо под спуском с обратной стороны контрфорса, на который мы пытались подняться. Предположительно при нормальной видимости более простым и безопасным маршрутом к этой точке будет движение не по ранклюфту, а ближе к центру ледника, оставляя крупную трещину вдоль склона правее по ходу. Основная зона разрывов на леднике Рцывашки с глубокими разломами от края до края ледника начинается ниже нашего лагеря, хотя полной уверенности в отсутствии крупных трещин, закрытых снегом, на пути по центру ледника выше лагеря у нас нет. Выравниваем площадки под палатки, проверяем ледник на наличие трещин в радиусе нескольких метров и делаем обед. Высота 4050. [4.25]

За время подготовки места лагеря в очередное погодное окно решаем вдвоем сделать короткую разведку следующего перелаза через гребень. От места лагеря до осыпи на склоне около 30 метров, участок ледника, ведущий к нему, выглядит (с учетом опыта движения по ранклюфту, в котором глубоких трещин между ложем ледника и склоном не попадалось) безопасным, и мы совершаем грубую ошибку, выйдя в сторону гребня без связки. Не доходя меньше 10 метров до начала осыпи первый участник проваливается в глубокую трещину, идущую вдоль склона. Общая высота падения составила около 6 метров до надежной ледовой полки. Участнику удалось отделаться легкими ушибами за счет того, что падение смягчали многочисленные снежные мосты и изгибы самой трещины. При этом ниже этой ледовой полки трещина продолжалась вниз еще более, чем на 10 метров. Провалившемуся организуем верхнюю страховку с ледовой станции, он поднимается лазанием. Вытягивание напрямую было бы более проблематичным из-за извилистой траектории подъема и снежного козырька в точке срыва. На этом решаем закончить любое движение на сегодня, возвращаемся в лагерь и отдыхаем. Вечером видимость опять выключают, но осадков нет.

день 14, пятница, 14 августа

4:34

5:39

7:23

4,6 км

320 м

560 м

4050 м

3810 м

Погода: с утра солнечно, после обеда переменная облачность, без осадков.

Общий подъем в 4:30, по утреннему холоду долго завтракаем в большой палатке. Небо чистое, открываются красивые виды на пик Гюльчи и долину ледника Рцывашки.

Выход в 7:35. В связках обходим место вчерашнего срыва чуть выше по склону, и одной из связок поднимаемся на следующий перелаз через гребень. [4.26] Спуск с этой точки возможен, но потребует провешивания нескольких веревок перил, при этом ниже удается просмотреть оптимальную точку перехода. Спускаемся обратно на ледник, проходим около 200 метров на небольшом отдалении от его правого края и поднимаемся на гребень в месте, где перепад высот с ледника не превышает 20 метров. При поиске правильной точки нужно спускаться по леднику Рцывашки до места, где крутизна ледника начинает увеличиваться и ниже начинается зона крупных разломов, и выходить на отрог в месте, где он практически сходит на нет. [4.27] Теперь, снизу и при хорошей видимости видно, что сюда проще спускаться не по правому ранклюфту, а по центру ледника - он пологий и спокойный [4.28] Выйдя на гребень, спускаемся по нему траверсом еще около 70 метров, выбирая оптимальное место для провешивания перил. Характер склона - осыпь с плотным снегом между камнями, идти несложно. В 9:33 собираемся на «седловине» всей группой, находим старый расходник (подтверждает, что это место называется седловиной), делаем тур, едим шоколадку, отдыхаем. Высота 3980. [4.29] [4.30]

С места начала спуска открывается красивый вид на боковую камеру ледника Рцывашки над перевалом Шести и основную зону разломов ледника. Для спуска организуем станцию на большом камне. Одной веревки перил хватает до выполаживания на леднике под засыпанным бергшрундом, последний спускается с нижней страховкой. [4.31] [4.32] Дальше делаем связки, обходим две большие трещины слева, затем уходим правее ближе к склону хребта. [4.33] За переход к 11:00 доходим до засыпанного камнями кармана между ледником и осыпью, который является седловиной перевала Шести. Высота 3760. [4.34]

С этого места ледник становится открытым, связки разбираем. За два перехода к 12:10 доходим до серединной морены ледника Псыгансу под поворотом к перевалу Мориса Тореза, делаем обед. Высота 3490. На боковые хребты и долину Рцывашки натягивает плотную облачность, но над нашим ледником ее растаскивает, светит солнце. [4.35]