Автор: Александр Новосёлов, г.Москва

Отчёт о горном маршруте 4 к.с. по Алтаю (Катунский хребет), совершённом группой горного турклуба МГУ (г. Москва) с 28 июля по 17 августа 2019 года

Справочные сведения

Максимальная высота

4500 м (в. Белуха Вост.)

Максимальная высота ночёвки

3570 м (пер. Берельское седло)

Суммарный набор высоты

9,3 км

Суммарный сброс высоты

9,2 км

Нитка маршрута: ур. Елань - оз. Кучерлинское - пер. Кульдора Восточный (1Б) - оз. Дорошколь - оз. Кучерлинское - пер. Буревестник (2А) - оз. Аккемское - пер. Кара-Оюк (2Б) - пер. Титова (2А) - пер. Делоне (2А) - в. Белуха Восточная (2А, рад) - перемычка Бийчанка (2Б) - лд. Менсу - пер. Новосибирцев (2А) - р. Аккем - «Три Берёзы»

Пройдено локальных препятствий

из них: 1Б

4+1рад

К отчёту прилагаются:

- альбом фотографий, ссылки на них в квадратных скобках: [1.1]

- файлы треков и точек

Выпускающая МКК:

Маршрут утверждён МКК Клуба туристов МГУ им. М. В. Ломоносова 177-11-344400000 в составе Зеленцов Д. Ю., Кодыш В. Э., Овчинников И. Л.

Схема

Обязанности в группе

Новосёлов Александр Андреевич

1987

5 ГУ (Памир, Каракорум), 4ГР (Фаны, Матча)

Руководитель

Медик

Быков Александр Викторович

1991

2ГУ (Тянь-Шань, З. Кавказ)

Эколог

Участник

Федулов Алексей Георгиевич

1978

2ГУ (Тянь-Шань, З. Кавказ), 1 с эл 3 ГУ (Фаны)

Реммастер

ур. Елань - р. Кучерла

р. Кучерла - оз. Кучерлинское

р. Кучерла - оз. Кучерлинское

оз. Кучерлинское - р. Кульдора-Оюк - под пер. Кульдора Вост.

вт

оз. Кучерлинское - р. Кульдора-Оюк - под пер. Кульдора Вост.

пер. Кульдора Вост. (1Б) - оз. Дорошколь - р. Йолдо-Айры

пер. Титова (2А)

пер. Делоне (2А) - Берельское Седло

пер. Делоне (2А) - Берельское Седло

в. Белуха Вост. (2Б, рад)

отсидка

спуск к р. Аккем

«Три Берёзы» - пер. Кузуяк (н/к) - д. Кучерла

р. Аккем - «Три Берёзы»

Отличия выполненного план-графика от заявленного и их причины

- От Кучерлы до урочища Елань и от «Трёх Берёз» до Кучерлы доехали. В обоих местах грунтовки, по которым никто не ходит пешком у нас это были запасные варианты на случай лишнего времени и недостаточного километража, но они не пригодились.

- Изначальный план на 4 и 5 дни был слишком напряжённым, а спуск по курумникам к озеру Дорошколь и по тропе от озера оказались сложнее ожидаемого. В результате потратили день запаса.

- На Берельском Седле два дня пережидали непогоду. В результате оказались без запаса, но успели просмотреть и обсудить с местными гидами маршруты. Приняли решение идти 2А по подушкам вместо 2Б через плечо пика Берельский - это было безопасно и значительно быстрее. В результате в тот же день успели спуститься к Бийчанке и далее шли запасом полдня.

Общая идея и организация похода.

После сезона 2018 у нас была давно схоженная группа (руководитель и больше половины участников ходят вместе ещё со школы БУ-2016), готовая идти в поход 4кс, но не слишком сложный и высотный. Кроме того, было давнее желание руководителя сходить на Катунский хребет, туристские возможности которого наиболее полно раскрываются именно в «четвёрке». Это определило выбор района.

Катунский хребет отличается небольшими высотами и долгим заходом по долинам, что позволяет плавно акклиматизироваться. В нашем плане это достоинство было использовано максимально: выше 3000м мы впервые поднялись на седьмой день похода, выше 3500м - на одиннадцатый. В течение всего похода ни у одного из участников не было ни малейших симптомов горной болезни.

В районе достаточно много препятствий категории 2Б. но большинство из них (в первую очередь перевалы между Кучерлой и Аккемом) по описаниям показались нам довольно сложными и потенциально камнеопасными. В результате в качестве определяющих препятствий были выбраны перевал Кара-Оюк (односторонний, ледовый, на подъём) и перемычка Бийчанка (односторонний, скально-ледовый, на спуск). Оба препятствия по отчётам представлялись (и это подтвердилось) в меру сложными и достаточно безопасными. Кроме того, мы попробовали все виды рельефа. Также планировалась Белуха по маршруту 2Б, но в силу разных обстоятельств сходили по 2А.

При выборе остальных препятствий мы также стремились в первую очередь избежать камнеопасности, которая является основной проблемой в районе. Наиболее опасным местом нашего маршрута оказался самый простой перевал - Кульдора Восточный - где мы недооценили этот фактор. Перевал Буревестник представляет собой возможно самый безопасный и при этом интересный переход между долинами Кучерлы и Аккема, в походах от 3кс мы бы рекомендовали именно его. Перевал Новосибирцев оказался несколько сложнее, чем мы ожидали, но это лучше, чем альтернативные простые и сыпучие 1Б.

По итогам похода мы прошли всё, что планировали. При этом ни разу сильно не уставали всегда достаточно и своевременно спали, ели, отдыхали. При этом прошли достаточно сложных и интересных препятствий. Для руководителя это было третье руководство 4кс и наименее напряженное из них.

Отдельно отметим вопрос времени и дневного графика движения. На Алтае поясное время сильно (на полтора часа) смещено вперёд относительно астрономического. Поэтому светает около 5:30, а темнеет около 21:30. Мы в обычные дни вставали с рассветом, а перед сложными перевалами с рассветом выходили. На место ночёвки всегда приходили засветло, как правило до наступления темноты уже ложились спать.

Подготовка к походу велась с начала года. Физической подготовкой участники занимались самостоятельно. Совместные технические тренировки проводились примерно два раза в месяц по выходным. На них отрабатывались навыки движения и организации страховки на снежно-ледовом рельефе, организация и прохождение перил, техника и тактика проведения спасработ. В числе прочих, были проведены ледовая тренировка на базе «Эрцог» под Ярославлем http://ercog76.ru/ и совместная клубная тактико-техническая игра по поисково-спасательным работам. Также проводились занятия по первой помощи, топографии и ориентированию, как в рамках группы, так и в рамках турклуба МГУ.

Логистика заезда, трансфер

Есть три наиболее простых и разумных способа добраться на Алтай: поезд до Барнаула (долго: два дня и три ночи, но дёшево: 6 т.р.), самолёт до Барнаула, самолёт до Горно-Алтайска. Горно-Алтайск ближе к горам, но билеты туда стоят дороже. Разные участники нашей группы пользовались всеми этими способами. Кроме того можно ехать/лететь до Новосибирска - это ещё дешевле и проще с билетами, но ещё дальше от гор. Все продукты мы закупали и паковали в Москве, чтобы не тратить время на месте. Так как некоторые участники ехали на поезде, проблем с весом не было.

Единственная адекватная точка заезда на Катунский хребет - посёлок Тюнгур и деревня Кучерла. Трансфер организовывали через БиАлТур http://www.bialtur.biysk.ru/ http://www.bialtur.ru/ Ивана Замчалова. Микроавтобус с прицепом для рюкзаков от Барнаула до Тюнгура стоил 31 т.р. Время в пути от Барнаула до Горно-Алтайска 4 часа, от Горно-Алтайска до Тюнгура ещё 8 часов. От Горно-Алтайска до Тюнгура ходят рейсовые автобусы, но учитывая их несогласованное с поездами/самолётами расписание, большой размер нашей группы и разное время и пункты прибытия участников, мы этим вариантом не пользовались. Газ, для экономии времени, закупал нам тоже Иван Замчалов, 433р за большой баллон, в Москве минимальная цена была 350р.

Логистика в районе, проживание

Всю логистику в Тюнгуре и в горах организовывали через турбазу «Зелёный дом» http://greendom.space/ https://vk.com/greendom.space Татьяны Замчаловой. На пути в горы ночевали в «чадыре» (деревянный шатёр с костром, просторный и тёплый). На обратном пути не ночевали, просто расположились на полянке (бесплатно). На базе есть кафе и баня, а также магазинчик сувениров. Можно оставить заброску с городскими вещами на складе. В 15 минутах ходьбы в посёлке продуктовый магазин.

От базы до начала маршрута в урочище Елань доехали на УАЗе-»головастике», Они всегда на базе, максимум час подождать, если много групп. Время в пути 40 минут. От конца маршрута у «Трёх Берёз» через перевал Кузуяк до базы доехали на ГАЗ-66 (ничего другое там не пройдёт). У «Трёх Берёз» машины в сезон фактически всегда дежурят, но мы заранее позвонили и договорились - было несколько дешевле. Время в пути полтора часа.

Также нам организовали заброску продуктов на Аккемское озеро. Она производится лошадьми, два дня туда и день обратно. Лошадь несёт до 50 килограммов, в любом случае одна дополнительная лошадь берётся для погонщика. Всё было доставлено без нашего участия и хранилось на складе метеостанции.

Погранзона

Напомним, что в России есть «пограничная зона» (граждане России по паспорту, пропуска для иностранцев) и «пятикилометровая полоса» (по пропускам для всех). В пограничную зону входит весь наш маршрут, но документов у нас не проверяли и даже пунктов проверки мы не видели. Вход в пятикилометровую полосу контролирует застава на западном берегу Аккемского озера. Пограничных патрулей в горах мы не встречали.

Переход границы и нахождение ближе 100 метров от неё запрещены. По рассказам, раз в месяц, с заступлением новой смены, пограничники совершают выход в высокогорную зону, на перевал Делоне/верхнее плато Менсу и задерживают всех, кто идёт с Берельского Седла (то есть из-за казахской границы).

МЧС

Группа регистрировалась в МЧС Республики Алтай через сайт http://04.mchs.gov.ru/helpinfo/Registracija_turisticheskih_grupp. Регистрация не отменяет того, что при фактическом начале и окончании маршрута надо позвонить и сообщить об этом, сообщив номер заявки.

Связь

Мобильный сигнал был на пути по Кучерле примерно до Куйлю, а также от перевала Кузуяк в горах сети нет. Причём МегаФона нет, только БиЛайн и МТС, даже в самом Тюнгуре.

Для связи брали спутниковый телефон системы Iridium. С него связь была везде, но иногда приходилось подождать пока «спутник прилетит». Аппарат свой, sim-карту арендовали в https://www.satellite-rent.ru. Звонили примерно раз в два дня. На поход хватило одного заряженного аккумулятора, а у нас ещё был запасной.

Также в качестве резервной системы использовали спутниковый трекер SPOT Gen3, работал против обыкновения неустойчиво.

Техническое описание маршрута

Долина реки Кучерла

от урочища Елань до Кучерлинского озера (турбаза «Кучерла»)

урочище Елань - грот Куйлю

1:50/2:35

грот Куйлю - м.н., развилка на верхнюю тропу

1:50/2:30

м.н. - устье реки Текелюшка

1:50/3:05

устье реки Текелюшка - начало подъёма на «смотровую площадку»

1:50/2:50

переход через «смотровую площадку» до турбазы «Кучерла»

1:35/2:00

8:55/13:00

личное: желательно трекинговые палки

выводы и рекомендации

Подъем по Кучерле от урочища Елань до Кучерлинского озера несложен. На всём протяжении по правому берегу идёт очевидная набитая тропа. Важно не перепутать её разветвления с поворотами на перевалы. По пути часто встречаются оборудованные стоянки. В плохую погоду движение будет утомительно, так как тропа развезена лошадьми и людьми. Переправы через Кучерлу возможны только по мостам.

в. д.

Начало похода, памятник каякеру в урочище Елань

СТАРТ КАЯК

50°4'58,3''

86°20'30,4''

Грот Куйлю - стена с петроглифами рядом есть стоянки и родник

ГРОТ КУЙЛЮ

50°2'4,5''

86°22'58,1''

Турбаза: дом, кафе, кони, ...

ТУРБАЗА

УКАЗАТЕЛЬ ТЮНГУР КАРАТЮРЕК

49°53'59,3''

86°25'26,7''

Тропа переваливает через отрожек на подходе к Кучерлинскому озеру

ПЕРЕВАЛ

49°53'52,5''

86°25'25,2''

«Смотровая площадка» над истоком Кучерлы

СМОТРОВАЯ

49°53'46,1''

86°25'29,0''

Место ночёвки с 2 на 3 день, турбаза «Кучерла»

НОЧ 2

49°53'32,2''

86°25'0,5''

[1.0] - схема прохождения

день 1, воскресенье, 28 июля

3:40

5:05

13,4 км

330 м

высота старт

990 м

1320 м

высота ночевки вечер

Погода: весь день лёгкая облачность утром и вечером тепло, днём жарко.

В 11:35 доехали до урочища Елань (памятник каякеру), отсюда в 11:55 выходим на маршрут. [1.1] Идем по хорошей тропе. Вначале набрали высоту, обходя прижим, затем идем через пологие луга выше реки. [1.2] Через сорок минут переходим Чёрную речку - по камням. Вскоре тропа спускается к реке и идёт вдоль неё через хвойный лес, проходим несколько хороших стоянок. Затем тропа опять поднимается, чтобы обойти очередной прижим и спускается обратно около устья реки Куйлю. Переходим её по камням, проходим чуть дальше до «грота Куйлю» - скалы с петролифами. Тут в 14:30 (2,5 часа от выхода с урочища Елань) останавливаемся на обед рядом есть родник. [1.3] [1.4]

В 16:05 выходим с обеда у грота Куйлю. Тропа идёт вдоль реки с небольшими сбросами и наборами высоты. [1.5] Проходим мимо строящегося моста через Кучерлу километром выше грота Куйлю. Переходим по камням речку Чок-Чок. Сразу за ней на поляне стоит домик и есть мост через Кучерлу. Продолжаем движение по основной тропе по правому берегу. Переходим по камням очередной приток. За ним - большая поляна с домом типа турбазы и многолюдным организованным конным лагерем. Пройдя через них, мы вылетели на второстепенную тропу, идущую ниже основной, но почти сразу вернулись обратно. Пройдя ещё немного, нашли красивую свободную стоянку высоко над рекой. Как мы узнали на следующий день, это место одной из развилок троп вдоль Кучерлы и на перевал Каратюрек. В 18:30 (2,5 часа от Куйлю, 5,5 часов от Елани) остановились здесь на ночёвку. Вода из родника рядом. Высота 1320м. [1.6]

день 2, понедельник, 29 июля

5:15

7:55

13,2 км

470 м

90 м

1320 м

1790 м

1700 м

Погода: до обеда ясно, после обеда лёгкая облачность утром и вечером тепло, днём жарко.

Подъём дежурных в 5:00, группы в 5:30, выход в 7:00. На первом привале долго ждём замыкающего, идём его искать и находим: он свернул на тропу на перевал Каратюрек, но вовремя понял свою ошибку и вернулся на развилку. Дальше без приключений идём вверх по Кучерле. Тропа совершенно явная, но местами заболоченная и развезённая конями. В основном идёт прямо вдоль реки, периодически поднимается, обходя прижимы. Встречаем следы медведя. [1.7] Перед устьем Текелюшки многочисленные ручьи текут прямо по тропе саму речку переходим по мостику (3 часа от места ночёвки). [1.8]

После перехода через Текелюшку тропа идёт высоко над рекой примерно километр, после чего опять спускается около памятной таблички. Дальше долго идёт вдоль реки, периодически переходя ручейки по пути регулярно встречаются стоянки. В 12:55 (3 часа от Текелюшки) останавливаемся на обед, не доходя 2 километра до озера, на последней стоянке с ручьём перед подъёмом на «смотровую площадку». Так как жарко и идти сегодня осталось немного, делаем длинную сиесту, после обеда час спим. [1.9]

В 16:00 выходим с обеда. Тропа сразу начинает выраженно набирать высоту. Проходим развилку на Каратюрек, на ней стоит указатель. За час набираем метров 200 и выходим на перевальчик, с которого открывается вид на Кучерлинское озеро. [1.10] «Смотровая площадка», с которой самые красивые виды, находится чуть ниже. Продолжаем спускаться по тропе и за полчаса оказываемся у моста через исток Кучерлы из озера. Тут стоит много лагерей. Переходим мост, подходим к турбазе «Кучерла». База недавно перекуплена, для туристов не работает. Персонал ожидает проведения большого корпоративного мероприятия и поэтому запрещает вставать на территории. Впрочем, узнав, что на мы на следующее же утро рано уйдём, нам выделяют хорошую полянку на задворках. Встаём на ночёвку в 18:00. Высота 1700м.

Перед ужином успеваем сходить на разведку и найти начало тропы на Кульдору.

Перевал Кульдора Восточный

от Кучерлинского озера (турбаза «Кучерла») до Кучерлинского озера (устье ручья Зелёный)

Долина Кульдора-Оюк - озеро Дорошколь

руководитель Попов Сергей

от 16 августа 2018

Турбаза «Кучерла» (исток р. Кучерла из озера) - граница леса в долине Кульдоры

Тропа в лесу (теряющаяся), выходы курумника

2:15/3:10

Граница леса в долине Кульдоры - стоянка в цирке перевала Кульдора Восточный

Слежавшаяся средняя осыпь

3:35/4:30

Стоянка в цирке Кульдоры - перевал Кульдора Восточный

Открытый ледник живая крупная, средняя и мелкая осыпь

2:05/3:40

Перевал Кульдора Восточный - оз. Дорошколь

Живая мелкая и средняя осыпь, слежавшаяся средняя и крупная осыпь

4:55/7:00

Оз. Дорошколь - брод через разливы Кони-Айры

Болотистая местность, слежавшаяся средняя осыпь, лес тропа

3:55/5:30

Брод через разливы Кони-Айры - устье ручья Зеленый

Слежавшаяся средняя осыпь тропа

2:05/2:50

ИТОГО

18:50/26:40

необходимое снаряжение:

личное: каска, трекинговые палки, ледоруб, желательно кошки

выводы и рекомендации

По технической сложности перевал Кульдора Восточный соответствует категории 1Б, проходится без использования специального снаряжения. Прохождение требует обстоятельного выбора групповой тактики, предельной внимательности и высокого уровня личной техники.

Перевал потенциально опасен. 06.08.19 в следующей после нас прошедшей перевал группе при спуске с северо-восточного склона в результате схода камней произошёл несчастный случай со смертельных исходом.

в. д.

Место ночёвки с 2 на 3 день, турбаза «Кучерла»

НОЧ 2

49°53'32,2''

86°25'0,5''

Продолжение тропы на Кульдору после курумнка над турбазой

ТРОПА НАЧАЛО В ЛЕС

49°53'17,1''

86°24'39,0''

Тропа на Кульдору выходит на второй курумник

ТРОПА НАЧАЛО В ЛЕС

49°52'56,1''

86°24'19,3''

Продолжение тропы на Кульдору после второго курумнка

ТРОПА

49°52'49,2''

86°24'17,3''

Возможное место ночёвки в долине пересыхающей реки Кульдораоюк

СТОЯНКА РУЧЕЙ

49°52'21,3''

86°22'59,5''

Возможное место ночёвки в долине пересыхающей реки Кульдора-Оюк

СТОЯНКА РУЧЕЙ

49°52'19,0''

86°22'31,2''

Место ночёвки с 3 на 4 день, последние стоянки под перевалом Кульдора Восточный, травянистые с ручьём

НОЧ 3

49°51'23,7''

86°21'44,7''

Место обеда на первой траве с ручьём в долине озера Дорошколь

ОБЕД 4

НОЧ 4

49°49'31,7''

86°21'35,1''

Мост через Йолдо-Айры чуть ниже Дорошколя, выше тропа по ор. левому берегу

МОСТ ЙОЛДОАЙРЫ

49°49'34,9''

86°21'52,6''

Развилка троп по правому берегу Йолдо-Айры и на мост

РАЗВИЛКА УКАЗАТЕЛЬ МОСТ

49°49'32,2''

86°21'56,4''

Наиболее крутой участок тропы на Дорошколь, с элементами лазанья

ЛАЗ

49°49'52,4''

86°24'52,8''

Брод через разливы Кони-Айры, старт с левого берега

БРОД ЛЕВ

49°49'51,0''

86°24'57,1''

Перила из бельевой верёвки через одну из проток Кони-Айры, на неоптимальной траектории

БРОД ПЕРИЛА

49°49'52,1''

86°25'2,9''

Брод через разливы Кони-Айры, финиш на правом берегу

БРОД ПРАВ

49°50'0,7''

86°25'5,7''

Место ночёвки с 5 на 6 день, на Кучерлинском озере в устье ручья Зелёный, много площадок

НОЧ 5

49°51'38,8''

86°25'3,9''

[2.0] - схема прохождения перевала

день 3, вторник, 30 июля

5:50

7:40

8,1 км

740 м

2440 м

высота ночевки вечер

Погода: лёгкая и переменная облачность, тепло после обеда заряд дождя.

Подъем дежурных в 5:00, группы в 5:40. В 7:25 выходим от турбазы «Кучерла». На первой ходке чуть прошли по тропе высоко над краем озера. Вышли на курумник - каменистый вынос на травяном склоне и поднялись по нему вертикально вверх до начала разведанной вчера тропы. Найти тропу - важно, без неё идти было бы крайне сложно. Идем по слабо натоптанной тропе в лесу траверсом с постепенным набором высоты, к концу третьей ходки подходим к следующему языку курумника. Пересекли его (осыпь средняя и крупная, труднопроходимая, особенно на спуске), вернулись в лес и подловили в нем тропу. Поднимаемся по заросшему лесом гребню. [2.1]

К 10:35 (3 часа от турбазы) вышли из зоны леса, вылезли на открытый курумник и по нему почти спустились в долину Кульдоры. Пытаемся не сбрасывать высоту, идем по левому борту долины. Поднялись выше 2000 метров. За час вылезли на следующий бугор долины по распадку из курумника. Осыпь слежавшаяся, идти несложно. Идем по пересохшему руслу Кульдоры. На старых картах обозначена река, но сейчас воды нет совсем, видим только полосу более влаголюбивых растений по дну долины - видимо, весной поток всё-таки есть. [2.2]

В 11:28 приваливаемся у чистого ручья в конце распадка (видимо, река ушла под землю и это одно из мест, где она выходит на поверхность). После этого ошибочно начинаем забирать левее, поднимаемся на крупные бугры из курумника, местами заросшие арчой и кедрами. Взяли правее по ходу движения, спустились обратно в распадок под левым бортом долины (сухое русло Кульдоры) и вышли на тропу. Прошли еще немного по распадку, нашли ручей, по-видимому, стекающий из небольшого озера, обозначенного на карте. В 13:00 остановились на обед на моренном гребне напротив ручья. [2.3]

В 14:55 выходим с обеда. Идем по травянистому дну долины пересохшей Кульдоры, вдоль моренного холма, надеясь найти распадок влево. По небольшому распадку вылезли на верх старой морены и идем по ее гребню по крупному курумнику. [2.4]

По гребням моренного вала вылезли на локальное выполаживание, с которого виден путь к перевалу. Поднимаемся по небольшим осыпным гребешкам в цирк перевала. Осыпь средне-крупная, хорошо слежавшаяся. Поднялись выше по осыпному гребню по центру долины. Немного не доходя до ледника увидели справа в распадке травянисто-каменистую полянку с ручьём, в 18:00 встаем на ней на стоянку, высота 2430. [2.5]

день 4, среда, 31 июля

7:00

10:40

5,2 км

400 м

680 м

2440 м

2160 м

Погода: утром морось, облачно днём переменно вечером ясно

Подъём дежурных в 4:30. С утра сильный дождь и плохая видимость: целесообразность выхода на перевал не ясна. Потихоньку погода улучшается, подъём группы в 5:50. Выход в 7:20, к этому времени появилась видимость, временами слабая морось. Идем либо по снежникам в распадке, либо по осыпному гребню левее по ходу. За переход (полчаса) выходим в верхний цирк под ледник.

Взлет перевала начинается с пологого снежника, далее переходящего в пологий открытый и закрытый ледник крутизной 10-15 градусов без трещин. Мы нормально прошли без кошек, но в них было бы комфортнее, так как Встречаются небольшие участками наклонного открытого льда. За час от начала ледника выходим к осыпному взлёту перевала Кульдора Восточный. [2.6]

Осыпь крайне неоднородна. Слева по ходу движения живая средне-крупная осыпь, ещё левее она перемежается бараньими лбами. Эта часть представляется наиболее опасным участком склона. Справа по ходу движения, ближе к скалам склон образован более мелкой осыпью и конгломератом, идти по этому коридору менее удобно, но нет вероятности схода крупных камней. По центру - чередование вертикальных языков конгломерата и средне-крупной осыпи. Двигаться плотной группой сложно ввиду большой группы с разными скоростями и предпочтениями участникам на разных типах осыпного рельефа. Разделяемся на несколько плотных групп, идущих разными коридорами на примерно одной высоте. Иногда построение сбивается и участники оказываются в зоне вылета камней из-под друг друга. Самопроизвольно камни не сходили. Из-под ног участников камни сходили неоднократно, в том числе два раза крупные, пролетевшие весь склон. Наименее камнеопасная траектория - справа по ходу подняться до верхних скальных выступов, и двигаться траверсом влево под скалами по направлению к перевалу. [2.7] [2.8] [2.9]

За час преодолеваем осыпь и выходим на перевал. В 10:02 вся группа на седловине перевала Кульдора Восточный. Высота 2840. Седловина осыпная, неширокая.

В 10:25 начинаем спуск на юго-запад. Спуск начинается с небольшого участка живой мелкой осыпи-»лифта». Ниже выходим на неприятную живую среднюю осыпь. Спускаемся плотной группой. В середине склона на участке неподвижной осыпи разделяемся на две плотные группы, спустившиеся по очереди. Спуск от седловины до выполаживания занял 50 минут. Это взлёт также требует внимательности, но представляется значительно менее камнеопасным, чем противоположный северо-восточный. [2.10]

Далее идём на юг по дну долины. Некоторое время идем, разделившись на 2 группы: одна движется по распадку под левым бортом долины (крупная осыпь с отдельными снежниками), другая - по гребням моренных холмов ближе к центру цирка. Оба пути хорошо проходимы, идём в пределах видимости и слышимости. Затем распадок и гребень встречаются. Рельеф тот же: крупная осыпь, идём не очень быстро. За два часа из-под перевала доходим до перегиба долины. Открывается вид на озеро Дорошколь. Пытаемся остановиться на обед, но воду, которую прекрасно слышно под камнями, добыть оттуда не получается - приходится спускаться. [2.11]

Вниз ведет крутой травянистый склон с камнями справа по ходу движения и осыпной кулуар из устойчивой средней и крупной осыпи слева. Спускаемся по осыпному кулуару, местами приходится применять элементы лазания. К 14:40 заканчиваем спуск, выходим на небольшую травяную полянку с водой в ручье, где встаем на обед. [2.12] [2.13]

С 16:20 выходим после обеда и ищем пути к озеру Дорошколь. Сначала спускаемся по большим камням, поросшим кустами, мокрыми после небольшого дождя и выходим на плоские заболоченные низины с небольшими озерами. После болотистых площадок начинаются выходы скал и бараньих лбов высотой 20-30 метров. Лавируем между ними по локальным полкам и кулуарам. Последний участок пути был наименее очевиден. Включив рации, разделились. Часть группы пошла по полкам вправо, нашла там тропу и по ней вышла к мосту у окончания озера Дорошколь. Часть пошла левее, спустилась по кулуару и осыпи, где тоже подловила тропу, но потом ушла с нее на притопленные заросшие кустами разливы реки. Здесь удалось найти две скальные полочки и по ним также подняться к мостику в стоке озера Дорошколь. [2.14]

Мостик представляет собой доски, лежащие на камнях, через сильный поток в 5-7 метрах выше водопада. Одну из досок к вечеру захлёстывает водой. Сначала по нему перешел человек без рюкзака, за ним успели перейти трое с рюкзаками. На том берегу нас встретили местные и рассказали нам, что переправа бессмысленна. Основная тропа идет по исходном берегу (на нее и выходили обе части группы) и выводит к хорошему мосту ниже по течению, по которому лучше перейти на правый берег Йолдо-Айры. Возвращаемся на исходный берег, немного отходим от моста и в 18:40 встаем на ночлег на плоской поляне с кострищем над озером. (Блуждания по полкам над озером и по переправе туда-обратно заняли два часа). Перед ужином два участника с рацией успели сходить на разведку тропы до моста.

день 5, четверг, 1 августа

6:00

8:20

9,2 км

460 м

2160 м

1700 м

Погода: весь день ясно, тепло

Подъем дежурных в 5:00, группы в 5:45. В 7:20 выходим от стока озера Дорошколь вниз по левому берегу Йолдо-Айры по достаточно заметной тропе, отмаркированной турами и отметками на камнях. В конце перехода пересекаем реку Йолдо-Айры по хорошему мосту и выходим на набитую тропу по правому берегу. [2.15]

Идем по ней, периодически пересекая сильно подтопленные болота глубиной по щиколотку. Далее по тропе идёт через кусты, под ногами крупные скользкие камни. Также периодически пересекаем языки крупной осыпи. Тропа постепенно становится ровнее и суше. Читается она везде хорошо, но проходится довольно медленно. [2.16] [2.17]

К 11 дошли до площадки, с которой видны разливы реки над Кучерлинским озером. Далее начинаем крутой спуск по тропе над разливами реки. На одном участке были элементы лазания с крупного скального выхода

К 12:00 (5 часов от озера Дорошколь) спускаемся к реке Кони-Айры, представляющей собой широкий разлив, дно песчаное с мелкой галькой. Переобуваемся. Переходим ближний рукав в точке выхода к реке, затем начинаем забирать левее. Выбираем места, где река распадается на максимальное число проток, и подлавливаем в них читающиеся галечные гряды на дне. При оптимальном выборе траектории можно не замочить колени (впрочем, это начало августа и год относительно маловодный). Вода очень холодная. Брод занял полчаса. От места брода перемещаемся на 50 метров на полянку в лесу и в 12:50 встаем на обед. [2.18]

В 14:52 выходим с места обеда и идём вниз по правому берегу Кучерлы. Тропа лучше, чем до брода, но локальные облазы и грязи есть. Идет недалеко от реки. Через час выходим на крупный курумник, обходя прижимы. Почти перед озером пробираемся по камням вдоль проток. [2.19]

За полтора часа от брода выходим к верхней части Кучерлинского озера, идем вдоль него по тропе по камням, движение не очень быстрое. За полтора часа добрались до устья ручья Зелёный и перешли его по мосту. Поискали лучшие места для ночёвки и заодно тропу вверх по долине ручья на завтра. Тропу нашли, но самые хорошие стоянки оказались заняты. В 17:42 встали на площадках на берегу озера, прямо у впадения ручья. Высота 1700. [2.20]

Перевал Буревестник

с ЮЗ на СВ

г. Иркутск, руководитель Дорофеев, от 8 августа 2018

Оз. Кучерлинское (устье р. Зелёный) - оз. Зелёное

Тропа по лесу, выше по осыпи

2:20/3:30

ЮЗ взлёт пер. Буревестник

Подвижная средняя и мелкая осыпь, разрушенные скалы, до 40°

1:20/1:45

Подъём с пер. Буревестник к началу спускового гребня - северного плеча в. Ак-Оюк

Малоподвижная средняя осыпь, 25°

0:35/0:50

6:35/8:30

Гребень в. Ак-Оюк

Скально-осыпной неширокий гребень (одновременная страховка, на некоторых участках - перильная)

5:20/7:40

Окончание гребня - «Семь озёр»

Участок снежника, моренные валы, пологие травянистые склоны

1:20/1:35

2:50/4:15

«Семь озёр» - оз. Аккемское

Тропа по пологим травянистым склонам и лесу

1:30/2:40

ИТОГО

16:00/23:30

необходимое снаряжение:

групповое: верёвки основные - 1шт/3 человек, петли станционные или кордалеты - 2-3шт/верёвку, расходный репшнур

личное: каска, кошки, ледоруб, ИСС, карабины - 3-5 шт, спусковое устройство, прусик

выводы и рекомендации

Перевал Буревестник соответствует категории 2А и представляет собой красивое, интересное и нестандартное техническое препятствие. Юго-западный осыпной взлёт не представляет сложности, но требует внимательности (живая осыпь). Спуск на северо-восток с непосредственно с седловины предельно опасен и уже давно считается непроходимым. Спуск осуществляется по гребню вершины Ак-Оюк. На этом пути камнеопасность минимальна. На всём протяжении требуется движение по простым скалам с одновременной страховкой. На 2-3 сложных участках проще организовать перила. В плохую погоду протяжённость участков, требующих перильной страховки. Может значительно увеличиться. Перевал рекомендуется для прохождения группам, совершающим походы от 3 к.с.

НОЧ 5

49°51'38,8''

86°25'3,9''

«Смотровая площадка» на подъёме по ручью Зелёный

СМОТРОВАЯ

49°51'47,3''

86°25'16,6''

Памятная табличка на Зелёном озере, большая поляна - хорошая потенциальная стоянка

ОБЕД 6 СТОЯНКА ТАБЛИЧКА

49°51'58,8''

86°27'50,9''

Последняя травянистая стоянка под перевалом Буревестник, на Бирюзовом озере

СТОЯНКА

49°52'38,7''

86°28'59,3''

Место ночёвки с 6 на 7 день, на озере Рериха, под ледником под перевалом Буревестник

НОЧ 6

49°52'48,3''

86°29'12,8''

Перевал Буревестник, тур

ПЕР БУРЕВЕСТНИК

49°53'1,7''

86°29'47,1''

Площадка под палатку на гребне перевала Буревестник

ПЛОЩАДКА

НОЧ 8

49°53'45,5''

86°32'43,1''

Погранзастава на входе в пятикилометровую зону

ЗАСТАВА

49°54'31,7''

86°32'39,7''

[3.0] - схема прохождения перевала

день 6, пятница, 2 августа

5:25

8:10

7,3 км

1130 м

2830 м

Погода: ясно, тепло

Подъем дежурных 5:00, группы в 5:35. В 7:05 выходим с места ночёвки в устье ручья Зелёный. Проходим метров 300 по тропе вдоль озера и, начиная от ржавого указателя на дереве, начинаем резко подниматься вверх по хорошей тропе в лесу. [3.1] Проходим полянку, с которой открывается красивый вид на Кучерлинское озеро. Быстро набираем высоту. За час преодолеваем самый крутой участок, дальше тропа становится более пологой и идёт по распадку сухого ручья и вдоль него, неочевидные места промаркированы турами. Лес постепенно редеет. Ещё через час впереди открывается крутая ступень долины, с которой бурным потоком стекает ручей Зелёный. [3.2] Тропа уходит по осыпи на ор. правый борт долины далеко от ручья и круто набирает высоту по осыпи. Затем по плоской террасе выходим к нижней части озера Зелёное. Становится жарко, делаем привал чуть дольше и купаемся озеро по ощущениям теплее Кучерлинского. [3.3]

В 10:35 (3.5 часа от Кучерлинского озера) выходим от Зелёного озера. Поднимаемся косым траверсом крутому травянистому склону северного берега. Периодически подлавливаем и вновь теряем слабо заметную тропу. [3.4] Затем выходим на пологие травянистые террасы, тропа теряется окончательно. Выходим к Синему озеру. В 12:00 (1,5 часа от Зелёного, 5 часов от Кучерлинского) встаём на обед над его дальнем краем на площадке с мемориальной табличкой. Жарко, и мы прошли уже 2/3 запланированного на день, поэтому устраиваем длинную сиесту, после обеда час спим. [3.5]

В 15:00 выходим с обеда на Синем озере. Вылезаем на вал крупно-средней осыпи. Движемся на север, держась ор. правого борта долины, по пологим гребням старых слежавшихся морен, сложенных крупными камнями идти легко. Долина сворачивает на восток. Слева остаётся подъём на некатегорийный перевал Рижский - но идти на него имеет смысл только если возвращаться обратно к Кучерлинскому озеру - склон довольно крутой. Нам же надо к Бирюзовому озеру - туда проще попасть, продолжая двигаться по дну долины. Она сворачивает на север и некрутым осыпным склоном и пологими скальными полками выводит к Бирюзовому озеру. От Синего озера поднимались сюда 2 часа. [3.6]

Обходим Бирюзовое озеро справа, у его восточного берега есть травянистые полянки (остальные берега скальные и осыпные). Ходим на разведку к озеру Рериха (15 минут по пологому осыпному распадку), обнаруживаем там стоянки на гальке, но с красивым видом на ледник и завтрашний перевал, да и на переход ближе к нему. Перемещаемся на них и в 18:17 встаём на ночёвку. Тут большое каменно-галечное поле, по нему разбросаны несколько готовых площадок. Озёр на самом деле два: одно (видимо, именно оно - Рериха) среди осыпей в юго-западной части, второе - прямо под ледником (он в него впадает) - в северо-восточной. [3.7] [3.8]

день 7, суббота, 3 августа

9:45

12:35

4,0 км

680 м

2830 м

3310 м

2630 м

Погода: рано утром ясно, утром дождь, днём и вечером ясно

Подъем дежурных в 4:30, группы в 5:00. В 6:15 - выход с места ночёвки у озёр Рериха под ледником. Обходим озеро справа по ходу по осыпи, на удобном месте надеваем кошки и выходим на ледник. [3.9] Поднимаемся по открытому пологому леднику крутизной до 15 градусов. Постепенно смещаемся на левый по ходу движения край. [3.10] Выходим с ледника под взлётом перевала Буревестник - кулуар и полоса рыжей осыпи под ним. Снимаем кошки. Начинается дождь. [3.11]

Начинаем подъём на юго-западный взлёт перевала Буревестник. В нижней части очень подвижная средняя и мелкая осыпь и конгломерат крутизной 30-35 градусов. Идём плотной группой. [3.12] В середине склона выходим на скальные выходы слева по ходу, делаем привал. Дальше поднимаемся по мелкой и средней осыпи по границе скал (тут осыпь менее подвижна), а местами и по скальным выходам. [3.13] В 8:47 вышли на седловину перевала Буревестник. [3.14] Подъём по леднику занял час, по осыпному взлёту - ещё полтора. Высота 3160. Седловина довольно широкая, сложена скалами и крупной осыпью. Есть построенная площадка под палатку.

На северо-восток с седловины уходит крутой ледовый кулуар, который, как известно, камнеопасен и, как мы увидим снизу, выводит на скальные сбросы. Этим путём не ходят уже много (десятков) лет. Правильный спуск с перевала Буревестник - по гребню, уходящему на север от предвершины пика Ак-Оюк. [3.15] В 9:25 выходим с седловины и поднимаемся на восток по скально-осыпному гребню. [3.16] За полчаса набираем около 100 метров и выходим к жандарму, от которого на север отходит спусковой гребень. В это время дождь заканчивается и скалы быстро просыхают на ветру.

Организуем связки для движения по скалам с одновременной страховкой. В 10:15 начинаем спуск по гребню. [3.17] Первые метров 50 - довольно крутой участок, местами непростое (если с рюкзаком и вниз, без него и вверх - элементарное) лазанье. Первая связка проходит с одновременной страховкой, понимаем что по перилам будет быстрее, вешаем, дюльферяем (последний спускается лазаньем с нижней страховкой). [3.18] Дальше гребень проще, идём в связках (местами элементарное лазанье), закладывая верёвку за выступы. Гребень неширокий, но и не нож. В одном месте есть даже построенная площадка под палатку. Идти следует строго по гребню, не спускаясь на его крутые и камнеопасные склоны. Регулярно попадаются старые петли.

Через 3 часа от начала гребня проходим участок пологой мелкой рыжей осыпи и выходим к развилке. Тут готовим обед и просматриваем дальнейший путь. Нам надо уходить от развилки налево, тут мелкая живая осыпь и хочется перила вешаем станцию небольшом скальном выходе. К 14:00 собираются все связки, обедаем. [3.19]

В 14:35 начинаем спуск по перилам по левому гребню от развилки на рыжей осыпи. Осыпь живая, мелкая, многие участники спускают камни. Спустившиеся прячутся за большим выступом на гребне и, собираясь по трое выходят дальше в связках. Ниже гребень простой, даже кажется, что есть тропа связки не очень нужны, но на всякий случай оставляем. [3.20]

Через два часа более простой рельеф уводит с гребня налево. Но в нижней части края гребня обрываются крутым крайне живым конгломератно-осыпным склоном протяжённостью метров 20-30. Безопаснее повесить перила. Делаем станцию на огромном камне и дюльферяем. Первый участник спустился с гребня в 16:50. Последний участник спустился лазаньем без рюкзака в 18:30. Техническая часть пуска пройдена. [3.21]

От подножия гребня спускаемся сначала по средней живой осыпи крутизной 30 градусов - плотной группой. Затем выходим на снежник - он иногда простреливается камнями с перевала - поэтому выставляем наблюдателя и спускаемся побыстрее. Затем выходим на пологие моренные валы и идём по ним в направлении «Семи озёр». [3.22] Забираем левее, местами подлавливаем подобие тропы с перевала Рига-Турист. Морены сменяются травянистыми полянами, пересекаем магистральную тропу и через 100м на холме выходим к нижнему из верхней группы «Семи озёр». Встаём на нём на ночёвку в 20:05.

день 8, воскресенье, 4 августа

1:30

2:40

4,5 км + 2,1 км рад.

570 м

2630 м

2060 м

Погода: лёгкая облачность, тепло

Подъем дежурных в 6:00, общий в 6:30. [3.23] В 8:17 выходим с места ночёвки у нижнего из верхней группы «Семи озёр», возвращаемся на 100м к перевалу и выходим на хорошо читающуюся набитую тропу. Она идёт по пологим травянистым холмам вдоль ручья Ак-Оюк. [3.24] Перед самым озером уходит от ручья и круто спускается по лесу. От «семи озёр» до Аккемского озера добрались за полтора часа. Неторопливо размышляем, где лучше встать и ходим разведывать места (мест множество, но мы ищем не очень людные - с этим проблема). [3.25] За 15 минут перемещаемся на стоянку за ручьём у озерца километром выше Аккемского озера, в 11:00 встаём на ней на полуднёвку. На полуднёвке сходили за заброской на метеостанцию и зарегистрировались у пограничников.

Перевал Кара-Оюк

снежно-ледовый (определяющий северный)

7 августа 2019 с С на Ю

снята записка

клуб «Фирн», г. Зеленогорск 4 к.с., руководитель Марчин В. В. от 11 июля 2018 (в записке перевал ошибочно назван «Дружба»)

Долина р. Аккем от Аккемского озера до поворота в долину р. Кара-Оюк

Тропа по травянисто-каменистым склонам

1:20/1:30/2:20

3:00/3:20/5:00

Подъем на ступень долины р. Кара-Оюк

Крупная осыпь

0:50/1:00/1:20

Ступень долины р. Кара-Оюк до оз. Горных духов

Травянистая долина, тропа по старым моренным гребням, в конце - простые скалы

0:50/0:50/1:20

От оз. Горных Духов до выхода на пологие моренные валы

Средняя и крупная осыпь, плиты, очень крупная осыпь, средняя очень подвижная осыпь.

1:00/1:10/1:55

1:40/2:00/3:05

По моренным валам до ледника

Слежавшаяся средняя осыпь

0:40/0:50/1:10

По леднику до нижнего бергшрунда

Открытый ледник, крутизна около 10°, подъем к бергшрунду - до 30°

1:30/1:40/2:30

10:10/12:00/12:50

От нижнего бергшрунда до седловины

Лед крутизной 30-50°, снег крутизной 15-35° (организация перил)

8:40/10:20/10:20

От седловины до начала ледника

Осыпь, снежники. Крутизна 15-25°

1:05/1:05/1:10

1:55/1:55/3:00

По леднику до поворота в цирк перевала Титова

Пологий открытый ледник

0:50/0:50/1:50

16:45/19:15/23:55

необходимое снаряжение:

групповое: веревки (одна на 2-3 человек), ледобуры (по 3 штуки на веревку), станционные петли или кордалеты, карабины.

личное: каска, кошки, ледоруб, обвязка, ручной зажим, карабины, спусковое устройство, прусик.

выводы и рекомендации

Перевал нам понравился! Красивый, не слишком сложный, но довольно длинный, чтобы все, кто хочет, успели полидировать, как первая 2Б - просто замечательный. Перевал односторонний: определяющая сторона - северная - однородный снежно-ледовый склон. Рекомендуется проходить определяющий склон на подъем, т.к. во второй половине дня нижняя его часть может простреливаться камнями.

Место ночёвки с 8 на 9 день, выше Аккемского озера, у устья реки Ак-Оюк

КАРА-ОЮК ТУР

49°51'17,7''

86°36'44,8''

Место ночёвки с 11 на 12 день, под перевалом Кара-Оюк, среди крупной осыпи, вода под камнями, есть снежники

НОЧ 11

49°51'6,9''

86°36'41,2''

Площадка под палатку под перевалом Кара-Оюк, среди крупной осыпи

ПЛОЩАДКА

49°50'59,2''

86°36'45,6''

[4.0] - схема прохождения перевала

день 9, понедельник, 5 августа

2:50

3:20

5:00

4,6 км

440 м

2060 м

2500 м

высота ночёвки вечер

Погода: утром пасмурно, мелкий дождь, к обеду постепенно раздуло. Днем и вечером переменная облачность, без осадков, тепло.

Сегодня наша цель - подняться к озеру Горных Духов.

Подъем дежурных - 5:30, общий - 6:00. Поздравляем Камилу и Стёпика с днем рождения, не торопясь подъедаем вкусняшки, оставшиеся с дневки, грустно перекидываем снаряжение, т.к. одна из участниц принимает решение сойти с маршрута, а Аккемское озеро - самое удобное для этого место - в ближайшие дни такой возможности больше не будет.

Выходим с Аккемского озера только в 8:17. Рюкзаки тяжелые, но темп хороший. Идем по местами подболоченной тропе вдоль левого озера Аккема [4.1] и вскоре выходим к мостику из металлоконструкций. [4.2] Мостик, по всей видимости, ремонтируют, так как он в приемлемом состоянии. После мостика поднимаемся на небольшой моренный вал, выходим на полянку с тропой. Накрапывает дождь. Тропа местами идет по прижимам, приходится лезть по крупным камням, чтобы не мочить ноги. [4.3] В 9:10 (через 55 минут после выхода из лагеря на Аккемском озере) выходим к часовне Михаила Архангела. Далее тропа идет по вверх по долине в сторону Томских ночевок, местами по крупным камням, выходит на моренный гребень над рекой. [4.4] Поворота на тропу к озеру Горных Духов не нашли (хотя она есть, уходит в долину Кара-Оюк чуть ниже её устья). Некоторое время ходим по гребню в разные стороны на её поиски. Дождь кончился.

Так и не найдя тропу, начинаем подниматься в долину Кара-Оюк по её левому борту. Поднимаемся на гребень следующей ступени морены, спускаемся по нему немного назад и выходим к распадку моренного вала, сложенного крупными камнями. Тропы нет, но встречаются турики. Начинаем подъем по распадку по крупной осыпи прямо по ЛПВ. Камни очень большие и весьма скользкие после дождя. Выше осыпь становится менее крупной. Через полтора часа после начала подъема по распадку выходим на пологую травянистую ступень долины. [4.5]

Рельеф в долине Кара-Оюк интересный: крупные камни поросли мхом, под которым течет река. Красиво. В течение получаса вышли на хорошую тропу, идем по ней, вскоре она поворачивает вправо вверх. [4.6] Последняя часть тропы идет по простым скалам, сложенным крупными плитами. [4.7] В 13:17 (через 5 часов после выхода из лагеря на Аккемском озере) разбиваем лагерь на озере Горных Духов. Обедаем. Остаёмся на полуднёвку. Часто приходят группы туристов, выглядят они ничуть не уставшими - явно шли не по нашему пути. На склоне напротив виднеется тропа - видимо, это и есть верный путь из долины Аккема. [4.8]

Сходили на разведку начала пути на завтра. [4.9], [4.10] На озере красиво, в окрестностях много скальных выходов и крупной осыпи, ходим по ним погулять/полазить. [4.11]

день 10, вторник, 6 августа

2:40

2:55

4:50

3,5 км

2500 м

2980 м

высота ночёвки вечер

Погода: утром облачно, слегка накрапывает дождь, днем переменная облачность, вечером дождь.

Сегодня наша цель подойти как можно ближе к склонам перевала Кара-Оюк, который нам предстоит идти завтра.

Подъем дежурных - 5:00, общий 5:50, выход - 7:32.

От озера Горных Духов поднимаемся на травянисто-осыпное ребро по левой стороне долины. Идем по крупной осыпи, чередующейся с ровными травяными полками. Идти удобно, хотя местами камни покрыты лишайником, и от этого очень скользкие. Довольно удобная траектория помечена туриками из белых камней. [4.12]

Выходим на верхушку гребня, слева пхд от гребня распадок, но в него пока не хочется спускаться - стараемся не терять высоту. Первые пару сотен метров двигаться легко: камни плоские, много травянистых полок дальше камни становятся крупнее и, наконец, мы буквально упираемся в огромные, поросшие мхом валуны, через которые лезем уже с трудом. Через час после выхода из лагеря свалились в распадок. Поднимаемся по распадку и по склону срединной морены. Везде живая средняя и крупная осыпь, идти неудобно. Через 25 минут вылезаем на пологую часть морен, отсюда виден перевал. На привале долго ищем упавший между камней светофильтр. [4.13]

Далее идем в сторону ледника и перевала Кара-Оюк по пологим валам слежавшейся морены, поднимаемся по их гребням. [4.14] В 10:30 (три часа от озера Горных Духов) выходим на чехол ледника и почти сразу на открытый ледник с камнями. [4.15] По леднику идти удобно, хотя он активно тает: некоторые участки, отполированные водой, скользкие, а идем без кошек. В 11:30 делаем привал и отправляем разведку на поиск места для ночевки. [4.16] Через 40 минут продолжаем движение и в 12:20 (5 часов от озера Горных Духов) встаем на ночевку на правой боковой морене ледника Кара-Оюк на полке из средне-мелкой осыпи. [4.17] До дождя активно строим ровные площадки, даже в самом ровном и мелкоосыпном месте это довольно трудоёмко, кто-то даже применяет скальный молоток. [4.18] С места ночевки открывается отличный вид на перевальный взлет, который предстоит пройти завтра. [4.19]

Весь вечер и всю ночь в цирке грохочут камнепады.

день 11, среда, 7 августа

10:00

11:40

11:55

2,0 км

140 м

2980 м

3460 м

3320 м

Погода: ясно, днем - переменная облачность.

Сегодня наша цель - перевал Кара-Оюк. Нижняя часть взлёта (первые 4-6 верёвок) может простреливаться камнями после выхода солнца.

Подъем дежурных - 3:00, общий - 3:20, выход из лагеря - 5:20, на леднике надеваем кошки. В 5:30 первой группой выходим под перевал. [4.20] Склон ложится, поднимаемся пешком до первого бергшрунда (подфирнованный снег крутизной до 30 градусов). Первая группа подходит к нему в 6:00. Делаем станцию на льду под бергшрундом. В 6:10 первый начинает подниматься с нижней страховкой. На первой веревке еще два бергшрунда, плотно засыпанные снегом. Вешаем перила вверх по ЛПВ. Склон ледовый, то круче, то положе, в среднем около 40°. [4.21] Солнце поднимается все выше, освещается ледник внизу и увы, скалы наверху начинают нагреваться. [4.22], [4.25] Из соседнего кулуара справа периодически вылетают большие камни и грохотом летят вниз.

Пятая веревка - самый крутой участок - до 50°, дальше небольшой перегиб, за ним склон чуть выполаживается - до 40°. В 12:50 (почти 7 часов от начала работы) закончили проходить первые 6 верёвок - участок, который по описаниям может простреливаться камнями. Продолжаем вешать перила по льду крутизной около до 40°. После 9 веревки лёд сменяется снегом. [4.23], [4.24], [4.26]

Седловина читается правее пхд, но идти прямо туда не нужно: на ней ледник сильно разорван с нашей стороны. Берем левее пхд, пересекаем некрупные трещины, целясь на осыпь впереди. Вешаем ещё три верёвки по снегу: две по склону крутизной порядка 35-40°, на последней выполаживается до 10°, на этом технический участок заканчивается (всего 12 верёвок). [4.27], [4.28]

Выходим на широкий осыпной гребень чуть правее. Седловина оказывается ещё правее и чуть ниже нас, но туда идти смысла нет - перед нами перемётный ледник, удобнее будет спуститься по осыпи. [4.30], [4.31] На осыпи же стоит тур. Также тут пара построенных площадок под палатки. Первый участник выходит к туру перевала Кара-Оюк в 14:50 (8 ч 40 мин от начала работы), последний - еще через 1 ч 40 мин. В общей сложности подъем от лагеря на моренах занял 11 ч. Высота 3460. [4.32] Обедаем на одной из площадок на осыпи.

С перевала открывается вид на Белухинский узел: 50 лет КПСС, Героическую Корею, Делоне, Восточную и Западную вершины Белухи. [4.29]

В 17:45 начинаем спуск с перевала Кара-Оюк в сторону ледника Менсу (на юг) по осыпи. [4.33], [4.34] Спуск сложности не представляет. Осыпь средняя, несколько живая, двигаемся плотной группой. Местами попадаются участки мелкой осыпи, напоминающие тропу. Ниже осыпь переходит в крупную и чередуется с заледенелыми снежниками. [4.35] Спустились на один бугор морены и нашли хорошие почти готовые площадки под палатки (что на такой крупной осыпи - большая удача). Встаём на них на ночёвку в 18:29. Вода есть в промоине под снежниками. Занимаемся строительством, отдыхаем.

день 12, четверг, 8 августа

5:20

3300 м

3180 м

Погода: ясно, тепло.

Сегодня по плану идем на перевал Титова и спускаемся с него на Аккемский ледник.

Подъем дежурных 05:00, общий 05:35. В 7:20 выходим из лагеря под перевалом Кара-Оюк. [4.36] Спускаемся по крупной осыпи. Камни большие, идти местами трудновато, группа немного растягивается. Через 25 минут подходим к краю ледника Менсу. Организуем связки, надеваем кошки, это занимает 40 минут. В 8:25 выходим в связках по закрытому леднику. [4.37], [4.38] Снег раскисает на глазах, проваливаемся, приходится подтрапливать. В 9:25 (два часа после выхода из лагеря) спускаемся с горба ледника между склоном и нунатаком и входим в цирк перевала Титова.

Перевал Титова

от ледника Менсу (отрог от пер. Кара-Оюк) до Аккемского ледника (под перевалом Делоне)

ледник Менсу - Аккемский ледник

8 августа 2019 с СВ на ЮЗ

Новосибирск/Барнаул/Москва 5 к.с. от 7 августа 2019

необходимое снаряжение:

групповое: верёвки основные - 1/3 человек, петли станционные/кордалеты - 1/верёвку, ледобуры - 4/верёвку, карабины 3-5/верёвку.

личное: каска, ледоруб, кошки, ИСС, подъёмное устройство, карабины - не менее 3, прусик/кордалета, ледобур, спусковое устройство

Цирк перевала Титова - СВ взлёт перевала Титова

Пологий закрытый ледник, небольшие трещины

0:40/1:00

СВ взлёт перевала Титова

Лёд 50°, в верхней части снег (перила)

2:30/3:00

Перевал Титова - Аккемский ледник

Живая крупная и средняя осыпь

0:55/1:15

4:05/5:15

выводы и рекомендации:

Перевал Титова соответствует категории 2А. Основную сложность представляет СВ ледовый взлёт перевала, пересечённый бергшрундами. Мы смогли подойти без перил до верхнего бергшрунда, оттуда до седловины 1,5 верёвки перил. На ЮЗ взлёте на первых метрах желательна верёвка для подстраховки, далее спуск плотной группой по крупной и средней местами подвижной осыпи. При соблюдении мер предосторожности перевал безопасен. Может быть рекомендован для прохождения группам, совершающим походы от 3 к.с.

[5.0] - схема прохождения

В 9:35 начинаем подъём из цирка перевала Титова (а также перевалов Дружба и Кара-Оюк - левой камеры ледника Менсу). Идём по снежному полю в связках, иногда проходим по проталинам, чтобы не тропить. Изредка попадаются трещины, в которые можно провалиться двумя ногами. [5.1] [5.2]

За полчаса подходим под взлёт - снежно-ледовый склон крутизной до 30 градусов - и начинаем подъём в связках. Взлёт пересечён двумя бергшрундами, нижний из которых обходим справа по ходу движения. Примерно на середине взлёта делаем привал на выполаживании, над которым расположен второй бергшрунд. Выходим разведку. В самом узком месте, в левой части, верхний бергшрунд представляет собой ледовую стенку высотой 2-2,5м. Выше расположен ледовый склон крутизной до 50°, лишь несколько верхних метров которого покрыты снегом. [5.3]

В 11:00 начинаем вешать перила через бергшрунд и далее по диагонали к седловине с нижней страховкой и промежуточными точками на ледобурах. Одной верёвки не хватает примерно 10-15м до седловины. Делаем станцию на бурах. В итоге провешиваем по два коридора перил на обоих участках, на седловине станция на скальном выступе.

В 13:25 вся группа на перевале. Седловина скальная, очень узкая. Чтобы разместить на ней всю нашу большую группу, приходится сложить рюкзаки на полочке на два метра ниже. [5.4]С подъёма и седловины видим в верховьях Менсу другую группу, подходящую в связках под наш перевал нам желательно уйти из спускового кулуара до того как они достигнут седловины - чтобы случайно не спустили на нас камни.

В 13:45 начинаем спуск в сторону Аккемского ледника. Спуск начинается отвесным участком высотой 2м, за которым следует 10м разрушенных скал. Ниже есть полка, по которой можно отойти налево от камней, которые могут спустить спускающиеся с седловины. Первые несколько участников спустились лазаньем, поняли, что быстрее повесить верёвку. Повесили, дюльфернули, сняли лазаньем. [5.5] Далее, разделившись на две группы, начинаем спуск по подвижной средней и крупной осыпи в кулуаре. Спуск протяжённый, довольно утомительный, требует хорошей техники движения по осыпи и высокой концентрации. Вторая группа начинает движение после того, как первая уйдёт из кулуара. [5.6]

Тем временем первая группа выходит на плоский закрытый ледник и зондирует площадку на отсутствие трещин. (Стоять на осыпи нельзя: до самого ледника потенциально камнеопасный склон да и строить площадки на нём было бы крайне тяжело.) В 15:50 вся группа собирается на краю Аккемского ледника, встаём на ночёвку. Когда мы уже ложились спать, около 20-21, услышали спускающуюся с перевала группу. Подождали, пока они спустились и сказали, что у них все в порядке.

Перевал Делоне

9 августа 2019 с СЗ на ЮВ

нет

необходимое снаряжение:

групповое: верёвки основные - 1/3 человек, петли станционные/кордалеты - 1/верёвку, ледобуры - 2/верёвку, карабины 3-5/верёвку.

личное: каска, ледоруб, кошки, ИСС, подъёмное устройство, карабины - не менее 3, прусик/кордалета, ледобур.

ЧХВ/ГХВ

Место ночёвки на Аккемском леднике под перевалом Титова - начало взлёта перевала Делоне

Пологий закрытый ледник, трещин не обнаружено, тропа

0:25/0:35

Взлёт перевала Делоне

Лёд 40° (перила)

1:05/2:25

Перевал Делоне - верхнее плато ледника Менсу

1:20/1:45

1:50/4:45

выводы и рекомендации:

Перевал Делоне в сезон провешен стационарными перилами и через него проложена тропа по леднику. При этом сложность его прохождения соответствует категории 2А и он может рекомендоваться группам, совершающим походы от 3 к.с.

При отсутствии перил и тропы категория соответствовала бы 2Б, в первую очередь за счёт северо-западного взлёта - ледового 40-градусного склона в 5 верёвок. В таких условиях его рекомендуется проходить в походах от 4 к.с.

В любом случае перевал красив и безопасен.

в. д.

Место ночёвки с 12 на 13 день, на Аккемском леднике под перевалом Титова, вода в ранклюфте

НОЧ 12

49°50'3,0''

86°36'16,0''

[6.0] - схема прохождения.

день 13, пятница, 9 августа

5:27

5:47

7:07

4,8 км

350 м + 340 м

300 м

3180 м

Погода: разнообразная

Подъем дежурных 04:00, общий 04:40.

В 6:40 выходим в связках с места ночёвки на Аккемском леднике под перевалом Титова. Через 5 минут выходим на отлично протоптанную тропу от Томских стоянок по Аккемскому леднику до перевала Делоне. [6.1]

За полчаса подходим под перевальный взлёт, высота 3350 м. Взлёт представляет собой ледовый склон крутизной около 40 градусов и протяжённостью около 250 метров. В нижней части пересечён бергшрундом, но там, где к нему подходит тропа, он плотно забит снегом. Здесь есть достаточно большая утоптанная площадка, с которой начинается первый отрезок стационарных перил. [6.2]

Северо-западный взлёт перевала Делоне провешен стационарными перилами коммерческих групп, примерно 10 отрезков. Станции на одном буре типа Ирбис/Ушба, они несколько вытаивают (склон северный, теневой, поэтому не слишком сильно), но их явно периодически перекручивают. Отрезки длиной метров по 20-30, верёвки местами умеренно битые. На стационарных перилах в это время наблюдается активное движение, как вверх, так и вниз по склону нижний отрезок в этот момент был свободен. Было принято решение для ускорения прохождения воспользоваться стационарными перилами для лидера и провешивать свои перила параллельно. Решение себя оправдало, движение по своим перилам и частичное использование коммерческих перил, когда они были свободны, заметно ускорило движение группы. [6.3],[6.4]

Через час после начала технической работы первый участник поднялся на перевал и были провешены наши перила на весь взлёт (5 верёвок). Ещё через полтора часа, в 9:40, вся группа собралась на перевале Делоне, высота 3520 м. [6.5]

В 10:10, увязавшись в связки, начинаем спуск с перевала Делоне на верхнее плато ледника Менсу. Вниз ведет отлично набитая тропа, хотя местами снег успел раскиснуть и начали проваливаться по колено. Тропа петляет, огибая провалы на леднике, проходя по наиболее узким участкам открытых трещин. Если бы не тропа, распутывание зоны трещин и тропёжка заняли гораздо больше времени. Мы же за два часа, к 11:55 спустились до плато ледника Менсу, высота 3230 м. Погода начинает меняться, подул ветер, начал нагонять облака. [6.6]

Вершина Белуха Восточная

Большое Берельское Седло - Верхнее плато ледника Менсу

0:23/0:23/0:23

необходимое снаряжение:

групповое: верёвки основные - 1/3 человек, петли станционные/кордалеты, ледобуры - 2/верёвку, карабины 3-5/верёвку

выводы и рекомендации

Маршрут на Белуху Восточную «по подушкам» (2А тур) нам понравился. Прекрасные виды на протяжение всего пути, умеренное количество технической работы. При прохождении маршрута необходимо учитывать возможность схода камней и лавин во второй половине дня, особенно после снегопадов.

Место ночёвки с 13 по 16 день, штурмовой лагерь Белухи на Берельском седле

49°48'1,8''

86°36'56,6''

[7.0] - схема прохождения

В 12:05 начали подъём к Берельскому седлу с верхнего плато Менсу. [7.1] Высота 3255. Постепенно поднимаемся в связках по набитой тропе по закрытому леднику с трещинами. [7.2] Примерно через час поднялись на бугор ледника, крутизна пути 15-20 градусов. [7.3] В конце перехода обошли трещину, отходящую от разрывов правой части склона. Перед выходом на Берельское седло забирали траверсом вправо.

На места ночёвок вышли к 13:50. [7.4] Высота 3570. Много подготовленных стоянок в снегу с готовыми стенками. Стоит несколько палаток. Погода окончательно портится, ставим палатки под градом. На следующий день погоды хорошей не обещали, решили проверить рано утром, стоит ли выходить.

день 14, суббота, 10 августа

0 км

высота ночёвки вечер

Погода: vетель, пасмурно, гроза.

В два часа ночи погода сказала, что идти бессмысленно. Гор не видно. По прогнозу не обещали ничего подходящего для подъёма на гору. Сидели день в палатках, готовили в палатках. Периодически откапывали от снега палатки. Периодически мело. [7.5]

день 15, воскресенье, 11 августа

2:40/3:50

3:10/3:50

2,9 км рад

370 м рад

высота ночёвки вечер

Погода: с утра облачно, пасмурно, после обеда солнечно.

В два часа ночи выглядыванием из палатки проверили погоду. По прогнозу обещали улучшение, но незначительное. Ходили облака - горы то показывали, то прятали. Принято было решение спать.

С утра встав, подумали, что правильно решили не выходить ночью. Днём погода разгулялась, вышло солнце, облака носило.

Разделились на две группы по 5 человек - одна разведывала Бийчанку, другая пошла по пути на Белуху. Вова остался в лагере в виду плохого самочувствия. (болела голова и нос был заложен, медик дал антибиотик ).

В 10:15 группы вышли из лагеря. К 13 планировали вернуться в лагерь.

Первая группа дошла до Бийчанки примерно через полтора часа (к 11:50). Шли в связках по закрытому плато, сначала по протоптанному пути - обратному пути до плато ледника Менсу. Затем поднялись чуть выше и свернули в сторону перевала. Выход скал, высота 3240. Есть места под палатки на перевале, просмотели пути возможного пуска. В 12:20 выдвинулись обратно. Шли ниже, по пути нашли трещину, вышли обратно к плато ледника Менсу. В 13:25 вернулись в лагерь.

Вторая группа через полтора часа (в 11:50) поднялась к плато на высоте 3850. [7.6], [7.7], [7.8] Посмотрели на варианты подъёма на Белуху: на седло между Белухой и пиком Берельский, два варианта по склонам Белухи. Ещё через 50 минут (к 12:40) дошли до выполаживания у «корыта» под вершиной на высоте 4040м, повернули обратно. [7.9] К 14:05 вернулись в лагерь.

По итогам резведки решили, что Бийчанку можно идти, ночевать на ней после восхождения. На Восточную Белуху решили идти классическим путём - так же, как коммерческие группы.

После обеда солнечная, ясная погода. Новые группы поднялись на Берельское седло. Сходили на обзорную точку над Берельским седлом, покатались на попе, слепили снежную утку. [7.10]

день 16, понедельник, 12 августа

7:40

4490 м

3240 м

Погода: солнечно, тихо.

В ночи было слышно, как группы рядом собираются, уходят на вершину.

В 2:00 проверяем: наконец, горы показывают. Общий подъём. Выход в 03:50 в связках с фонарями по разведанному пути. К этому времени все коммерческие группы ушли далеко вперёд по тропе. [7.11]

Через два часа дошли до мест конца разведки предыдущего дня. [7.12] Светает. Тропа идёт по закрытому леднику крутизна переменчивая: по большей части полого, но местами до 30 градусов. [7.13] В трещинах висят сосули. Дальше пологий подъем по тропе по корыту. Через полчаса привалились на полке, выводящей на серак (высота 4180).

Через 50 минут (в 07:20) зажумарили под основание серака по склону около 45 градусов.[7.14] На сколне висит одна верёвка коммерческих перил. Первый поднялся и провесил параллельно ветку перил. Навстречу начали спускаться коммерческие группы, зашедшие уже наверх.

Через 20 минут (7:40) вышли на гребень на высоте 4300 м, вышли из тени, надели очки. Путь идёт через снежный коридор, проходит по снежному мосту. [7.15], [7.16], [7.17]

Примерно в 8:20 подошли под предвершинный взлёт. Висят коммерческие перила наверх, по которым спускается одна из групп, зашедших раньше. Крутизна склона 40-45 градусов. Лёд под смороженным снегом. Поднимаемся по провешенным перилам и параллельно вешаем свои. Наверх - 2 верёвки (коммерческие стационарные - 4 коротких участка), станции на бурах, верхняя на ледорубе. [7.18]

Через 5 часов после выхода из лагеря (9:01) первый участник вылез на предвершинное плато. До самой вершины пологая тропа длиной метров 200. [7.19] Вся группа собралась на вершине к 9:34 - 5 часов 45 минут после выхода. Солнечно, безоблачно. Фотографируемся, едим шоколад. [7.20], [7.21], [7.22]

Спускаться начали в 10:00. Спускаемся по пути подъёма. После спуска из-под серака идём связками в разном темпе. Жарит солнце, снег развяз, проваливаемся местами по колено. Через два часа после начала спуска (12:05) все прошли полку в месте конца разведки. Ещё через 20 минут привалились на пологом леднике под перевалом двумя связками.

Все связки дошли до лагеря через три с половиной часа после начала спуска(в 13:30).

По плану было встать на ночёвку на перевале Бийчанка. Отдохнули, пообедали, собрали палатки.

Вышли в 15:47 в сторону Бийчанки. На пологой части ледника Менсу оказались к 16:10.

Перевал Бийчанка

14 августа 2019 с ЮЗ на СВ

гк «Гелиос», г. Минск 6 к.с., руководитель Осипов С. от 5 августа 2017

ЧХВ/ГХВ

Верхнее плато Менсу (нижняя точка тропы на Берельское седло) - перемычка Бийчанка

Пологий закрытый ледник

0:35/0:55

Перемычка Бийчанка - левая верхняя камера ледника Менсу

Скалы, лёд, 30-60°(перила)

6:40/7:25

Пересечение левой верхней камеры ледника Менсу

Пологий закрытый ледник

0:55/0:55

Левая верхняя камера ледника Менсу - язык ледника Менсу

Лёд 30° (перила)

0:45/1:50

Язык ледника Менсу

Пологий открытый ледник, в верхней части трещины

2:10/2:50

11:05/13:55

необходимое снаряжение:

групповое: веревки (одна на 2-3 человек), ледобуры (по 3 штуки на веревку), станционные петли или кордалеты 2-3 шт/верёвку, карабины 3-5 шт/верёвку, закладные элементы, крючья, молоток.

личное: каска, кошки, ледоруб, обвязка, зажим, карабины 3-5шт, спусковое устройство, прусик, ледобур.

выводы и рекомендации

Перемычка Бийчанка соответствует категории 2Б. Подъём со стороны верхнего плато Менсу отсутствует. Спуск проходит по скалам и льду, около 5 верёвок. Первые 3 по скалам, м ы шли от площадок вниз, потом через контрфорс налево на ледник. Важно выбрать правильный путь (сверху маршрут не очень хорошо просматривается), иначе спуск будет более протяжённым и сложным. Подъём по пути нашего спуска возможен, крутизна умеренная, нависающие и крутые участки скал обходятся.

В нижней части 2 верёвки по льду. Ледник не очень крутой, но пересечён не очень хорошо читающимися бергшрундами - настоятельно рекомендуем использовать перила до прохождения их всех, и лишь потом переходить на движение в связках.

Нижнюю перемычку мы не проходили, так как нашли менее трудозатратный спуск из левой верхней камеры ледника Менсу по левому ранклюфту. Так же как на нижней перемычке по описаниям, потребовалось две верёвки перил, но зато нет лишнего набора и осыпных склонов. Движение в ранклюфте строго по льду - осыпь камнеопасна! Спуск из этой камеры по центру или слева - через ледопад - весьма сложен и неочевиден.

Перевал Бийчанка, тур

БИЙЧАНКА ТУР

49°49'19,7''

86°37'21,0''

Место ночёвки с 17 на 18 день, на моренах ледника Менсу ниже ледопада, под второй перемычкой есть вода

НОЧ 17

49°49'34,3''

86°37'55,3''

[8.0] - схема прохождения

В 16:10, спустились с Берельского седла по тропе в нижнюю точку на верхнем плато Менсу. Отсюда сворачиваем направо, идём по пологому полю ледника, чуть забирая на левый борт. [8.1] До скал дошли в 17:07, высота 3240. Выход скал с крупной осыпью, есть три построенные площадки под палатки, достраиваем места для наших палаток. Тур с запиской находится на скалах чуть выше по гребню. Ужинаем, ложимся баиньки

день 17, вторник, 13 августа

8:20

10:10

1,6 км

430 м

3240 м

2810 м

Погода: ясно, тепло.

Подъём дежурных в 4:30, группы в 5:00. [8.2] [8.3] В 7:20, надев обвязки и подготовив скальное снаряжение, начинаем спускаться от площадок на Бийчанке. Несколько метров проходим вниз по полкам ногами, дальше становится круче. [8.4] Верхнюю станцию (R0) делаем на большом заклиненном в скалах камне на полке. [8.5] С неё спускаемся вниз рельеф - крупноблочные скалы (и камни?) чередуются с участками наклонной осыпи и разрушенных скал. Ниже оказываемся в выраженном кулуаре, из него выходим налево, станция (R1») на большом надёжном выступе.

По широкой пологой полке уходим ногами налево метров на 20, делаем станцию (R1) на огромном глубоко сидящем камне. [8.6] Спускаемся дальше, рельеф тот же. Станция (R2») на большом камне. [8.7]

Слева на нашем уровне уже просматривается ледник, ожидаем, что по нему идти будет проще. Со страховкой переходим налево через ледовый кулуарчик, делаем очередную станцию (R2) на огромном камне, плотно лежащем на пологом гребешке. [8.8] [8.9]

Далее ушедший первым участник совершает тактический просчёт: продолжает спускаться по скальному контрфорсу, не выходя на лёд. Уже читается, что этот путь сложнее (как увидим снизу, контрфорс круто обрывается в разрывы ледника). В результате ушедшие этим путём два участника и две верёвки временно выходят из игры. Отправляем лидера левее, он спускается с контрфорса на край ледника, делает станцию (R3) бурах. [8.10]

Всего по скалам прошли в три верёвки. Заметим, что на всём скальном участке мы каждой следующей верёвкой мы уходили через очередной гребень в сторону, что позволило избежать опасности спуска камней на находящихся ниже участников.

Тем временем снимаем первую верёвку лазаньем с нижней страховкой без рюкзака: рельеф не сложный, но много камней и перегибов - большая вероятность, что сдёрг застрянет или будет спускать камни.

В 11:20 (4 часа от начала работы) начинаем спускаться по четвёртой верёвке с ледовой станции (R3). Ледник закрытый, крутизна постепенно уменьшается от 40 до 30 градусов, но снизу читается бергшрунд. Уходим сильно левее (не очень удобно, большой маятник). Бергшрунд состоит из нескольких отдельных трещин, расположенных «лесенкой», аккуратно проходим по мосту между ними. Делаем станцию (R4) на ледорубе (снег глубокий, до льда не докопаться). Участник, спускающийся вторым, немного теряет бдительность и проваливается в бергшрунд. Так как он был на перилах со спусковым устройством и прусиком, с ним ничего не случилось, вылез сам. [8.11] [8.12]

Тем временем снимаем вторую и третью верёвки - скальные - сдёргиваем с расходного репшнура.

Пятая верёвка уходит налево очень сильным маятником - чтобы обойти второй бергшрунд, пересекающий склон под нами. Склон тут пологий, меньше 30 градусов, снежный - перила нужны только для страховки от трещин (судя по размеру пройденного берга, они могут быть достаточно широкими, чтобы удержать срыв связкой на склоне не получилось). Последнюю станцию (R5) делаем за всеми трещинами на выполаживании на участке открытого льда на бурах. Тут собираемся, по мере прибытия участников и верёвок организуем связки и выходим дальше.

Четвёртую верёвку сдёргиваем с проушины, пятую снимаем «лазаньем» (пешком:) с нижней. В 14:45 (7,5 часов от начала работы) закончили техническую работу. [8.13] [8.14]

В связках выходим на открытый участок на центре ледника (левой верхней камеры ледника Менсу), с 15:05 до 16:00 делаем привал на обед. В это же время пробуем пройти по центру или правой части ледника, но упираемся в ледопад. Решаем, что мы его конечно можем пройти, но лучше поискать путь попроще. [8.15]

После обеда выходим снова в связках. Немного возвращаемся и уходим на левый край ледника. Спускаемся в ранклюфт под левым бортом. [8.16] Трещины сходят на нет, но выходим на перегиб - крутизна градусов 30-35. Можно спускаться либо по осыпи (местами лежит на бараньих лбах, камнеопасно), либо по леднику (чуть ниже перегиба ровный лед, но потребуется перильная страховка).

В 16:35 организуем станцию на бурах и начинаем спускаться по льду вдоль ранклюфта. Верёвки хватает до середины склона, делаем вторую станцию на бурах и доходим донизу. Склон некрутой, первые спустившиеся участники поднялись без рюкзака без перил, разобрали станции и так же спустились. Во время спуска по осыпи два раза сходили камни размером в кубометр и многократно мелкие - хорошо, что мы поняли, что там идти не надо. [8.17]

После спуска отходим метров на 100 и встаём на ночёвку на осыпи на краю ледника Менсу (под основанием отрога, в котором расположена нижняя седловина Бийчанки). Последний участник пришёл на место ночёвки в 18:22. Высота 2810. Готовых площадок нет, но легко строить. Вода - течёт по леднику. [8.18]

день 18, среда, 14 августа

6:10

8:50

10,7 км

450 м

2810 м

высота ночёвки вечер

Погода: утром и днём ясно, тепло к вечеру пасмурно

Подъём дежурных в 4:30, группы в 05:00. В 6:50 выходим с места ночёвки (под основанием отрога, в котором находится нижняя седловина Бийчанки) вниз по леднику Менсу. Немного прошли по чехлу левого края, но вскоре появляются трещины уходящие до самого борта. Немного пораспутывав их, выходим на ровный лёд в центре. [8.19] [8.20] Дальше легко и быстро спускаемся по леднику Менсу и в 9:42 уже оказываемся у поворота к перевалу Новосибирцев (километр не доходя до конца ледника).

Перевал Новосибирцев

от нижней части ледника Менсу до реки Аккем (устье реки Ярлу, т/б «Высотник»)

соединяет

ледник Плоский - ледник Текелю (Западный)

3410 по навигатору

1:35/2:20

5:25/7:45

От «перевала» через отрог в долину ледника Плоский до начала ледника Плоский

моренные валы: крупная (местами непроходимая) и средняя осыпь, местами трава

2:25/3:40

Подход по леднику Плоский

Пологий (до 15°) открытый ледник без трещин

1:25/1:45

Юго-восточный взлёт перевала Новосибирцев

Снежно-ледовый склон 30° с бергрундом

Скалы до 60° (перила)

Снежно-ледовый склон 40° (перила)

7:45/9:40

От седловины перевала Новосибирцев до конца ледника Текелю

Пологий открытый ледник, зоны трещин обходятся

1:25/2:00

6:10/8:50

От конца ледника Текелю до выхода на водораздел Текелю-Аккем в районе высоты 2883

Пологие осыпные и травянистые склоны, местами хорошая тропа

2:30/3:30

Спуск в долину Аккема от высоты 2883 до устья реки Ярлу

Травянистые склоны до 20° в нижней части лес, до 35°.

2:15/3:20

19:20/26:15

необходимое снаряжение:

групповое: веревки (одна на 2-3 человек, втч одна динамическая), станционные петли или кордалеты 2-3 шт/верёвку, карабины 3-5 шт/верёвку, закладные элементы, крючья, молоток.

выводы и рекомендации

Перевал Новосибирцев соответствует категории 2А. Определяющая сторона - ЮВ, ключевой участок - скалы около водопада. При подъёме по определяющей стороне сложность - по верхней грани 2А: на ключевом участке три полные честные верёвки по скалам средней сложности и ещё две снежно-ледовые. Мы полагаем, что сложность подъёма по определяющей стороне при неблагоприятных условиях может возрасти до 2Б.

Как правило, перевал проходится в обратном направлении, со спуском по определяющей стороне - тогда сложность соответствует простой 2А, ключевой участок проходится в одну-полторы верёвки.

Прохождение рекомендуется группам, совершающим походы от 3кс. Подъём по определяющей стороне - только группам с высоким уровнем технической подготовки и не в качестве первого перевала 2А.

в. д.

«перевал» над озером через отрог в долину ледника Плоский

ОБЕД 18

49°51'29,6''

86°41'1,7''

Место ночёвки с 18 на 19 день, под ледником Плоский песчано-осыпные стоянки у ручья

НОЧ 18

КОНЕЦ ЛД ТЕКЕЛЮ

49°54'11,8''

86°36'40,1''

Место ночёвки с 18 на 19 день, под ледником Текелю мелокоосыпные стоянки у ручья

НОЧ 19

49°54'13,5''

86°36'43,1''

Перевал Ярлу-Боч, тур

ТУР ЯРЛУ-БОЧ

49°55'33,7''

86°36'47,1''

Стоянки на реке Ярлу, около моста через Аккем у турбазы «Высотник»

ОБЕД 20

49°55'37,6''

86°32'31,7''

[9.0] - схема прохождения

В 09:42, не доходя километр до конца ледника Менсу, выходим к его левому борту. Высота 2360. Начинать подъём в сторону ледника Плоский (к перевалам Карачик, Новосибирцев и Менсу) удобно именно отсюда, через перевальчик в отроге, над озером 2551. [9.1] Начинаем подъём на отрожек по средне-крупной осыпи крутизной до 30 градусов. Целимся в видевшийся снизу распадок. Осыпь хорошо слежавшаяся, идти удобно. Выше склон становится более травянистым, выходим на гребень боковой морены. [9.2] [9.3] Поднимаемся по некрутому травянистому склону с камнями и можжевельником. Выходим в распадок с очень крупной и поэтому медленно проходимой осыпью. [9.4] Затем выходим на пологие травяные склоны и по ним на седловинку над озером 2551. В 12:02 (2,5 часа от ледника) останавливаемся тут на обед, высота 2590. [9.5] [9.6]

За водой ходим к озеру - это довольно долго, но ближе нет воды, а около озера нет ровных площадок к тому же оно в глубокой котловине, куда бессмысленно спускаться и потом подниматься. Пока готовим обед, обнаруживаем на седловинке тур с запиской. Наши предшественники устроили странное развлечение: каждая следующая группа придумывает этому «перевалу» новое название. Мы считаем это занятие дурацким и не считаем эту седловинку самостоятельным перевалом, но записку пишем)

В 14:45 выходим с обеда на седловинке над озером 2551. Переваливаем через очередной моренный вал, сложенный крупной осыпью. За ним в долине ручья - пологие травяные полки, идём по ним, проходим несколько хороших мест для стоянки. Далее следует продолжать двигаться примерно по дну долины и затем выходить на морену ледника. [9.7] Мы же ошибочно забираем слишком на правый по ходу борт долины, где приходится пробираться через осыпь, крупную местами до полной непроходимости. [9.8] Вылезаем с этого курумника через распадок на основную морену в центре долины. Идти по ней оказывается очень хорошо и удобно, осыпь средняя и хорошо слежавшаяся (издалека так не выглядит). Поднимаемся по пологому верху морены, забирая левее по ходу, к вытекающей из ледника реке. Около неё встречаются хорошие ровные площадки. Сходив на небольшую разведку, обнаруживаем песчаные площадки прямо в пятидесяти метрах от края ледника Плоский, рядом ручеёк с чистой (в реке мутная) водой. Встаём на них на ночёвку в 18:25, высота 2840. [9.9]

день 19, четверг, 15 августа

10:35

13:55

7,6 км

570 м

650 м

3410 м

2760 м

Погода: очень переменная: от ясной до сплошной облачности с туманом, пара зарядов ливня

Подъем дежурных в 04:00, группы в 04:20. В 05:45 выходим с места ночёвки у края ледника Плоский. [9.10] Перед выходом на ледник надеваем кошки. Лёд открытый, крутизной до 15 градусов, идётся легко и быстро. Поднимаемся на первую ступень ледника, берём правее. Слева по ходу остаётся перевал Карачик, поднимаемся на следующую ступень - в цирк перевала Новосибирцев - и берём левее. [9.11] Перевал находится не там, где отмечен в каталоге Вестры, а 400 метров севернее, за отрогом ориентация его соответственно не С-Ю, а СЗ-ЮВ. В 7:31 подходим почти под перевал (подход по леднику занял меньше двух часов), высота 3150. Ледник на всём протяжении был открытый и, оправдывая название, плоский. Всё это время носит низкие облака, закрывающие вершины и седловины перевалов. К счастью, перевал Новосибирцев прекрасно опознаётся по характерному снежному конусу в нижней части взлёта. [9.12]

Ключевым участком перевала является скальный пояс. Как правило, перевал проходится в обратную сторону и спуск по этому участку занимает одну-полторы верёвки. На подъём придётся выбирать более пологие скалы, поэтому он длиннее. Выше скал расположен снежно-ледовый кулуар, в котором тоже желательна организация перильной страховки (хотя бы из-за крутых скал под ним). Заметим, что снизу просматриваются два вероятных альтернативных пути по полкам слева по ходу. Одна из них выводит к нижней части кулуара, другая - прямо на верхнее плато (седловину).

Так как подъём не очевиден, а мы находимся на последнем ровном месте до седловины, разделяемся на две группы. Половина выходит провешивать верёвки, другая остается на месте и помогает им ориентироваться (со склона направление движения непонятно). [9.13]

Начинаем подъём по снежному конусу под перевалом. Он пересечён бергшрундом, который хорошо читается и переходится на обоих краях, на границе осыпи. Первая группа поднимается слева по ходу движения. Зайти на личной технике можно, но в верхней части оказывается удобнее придержаться за верёвку.

Под вершину снежного конуса со скал водопадом стекает ручей. Характер скал - большие гладкие плиты, крутизна от 60 до 90 градусов. Кроме того, по водопаду иногда летят камни. Здесь мы не полезем. Сдвигаемся в правую часть вершины снежного конуса: тут не сыпет и направо уходят некрутые полки. [9.14]

Нижнюю станцию (R0) делаем на крючьях на границе снега и скал. В 9:47 начинаем прохождение технического участка. Выпускаем лидера с нижней страховкой на подъём по косой полке направо. Через 10 метров он находит хороший скальный выступ и делает на нём следующую станцию (R1). В 10:17 лидер начинает лезть следующий участок - вверх и несколько правее, потом опять левее, по полкам следующая станция (R2) на большом выступе на полке 20-30м выше предыдущей. [9.15] [9.16] Выглядит, что мы уходим слишком вправо по ходу движения. Но левее слишком крутые и гладкие сккалы, сложные для лазанья. Кроме того, по пути встречаются старые петли. Продолжаем провешивать верёвки с нижней страховкой. Рельеф - полки, местами разрушенные скалы. Ещё два участка по полверёвки вверх, станции (R3) и (R4) на выступах. Оказываемся правее характерных торчащих вправо «зубов». [9.17] [9.18] [9.19] [9.20]

В 12:10 выпускаем лидера с нижней страховкой траверсом влево, над «зубами». Скалы - сильно расчленённые большие блоки. Верёвка в них застревает, много времени уходит на то, чтобы пролезть и разумно проложить нитку перил. Следующая станция (R5) на выступе над снежно-ледовым кулуаром. С неё спускаемся к краю кулуара, станция на льду на бурах. Кулуара достигли в 14:48 (провешивание скального пояса заняло 5 часов - 6 участков примерно по полверёвки). [9.21] [9.22]

По кулуару за час вешаем ещё две верёвки вверх по снежно-ледовому кулуару, крутизна градусов 40, промежуточная станция на выступе на краю кулуара (до льда копать глубоко), верхняя на бурах на седловине. [9.23] [9.24] Первый участник вышел на седловину перевала Новосибирцев в 15:45. Высота 3410. Седловина - широкое ледовое поле, тур на скалах в северо-восточной части. Первые приходящие начинают готовить обед. В 17:40 вся группа на перевале (весь подъём от подхода под взлёт занял 10 часов). [9.25] [9.26] [9.27] [9.28]

По плану нам достаточно было в этот день заночевать на седловине, но по описаниям и по виду спуск сложности не представляет, поэтому решаем спускаться. Пообедав, сфотографировавшись и написав записку, в 18:45 выходим с седловины перевала Новосибирцев вниз по леднику Текелю (на северо-запад). [9.29] Ледник пологий, открытый и очень мокрый, связки не нужны. Выходим на центр и левее. Спускаемся с первой ступени (крутизна градусов 15, трещины перешагиваются) и берём правее, чтобы обойти закрытую часть. [9.30] Опять берём левее, на основную (не правую!) ветвь ледника - тут он разделяется нунатаком. На спуске со следующей ступени крутой разорванный участок обходим справа. Крутизна до 20 градусов, трещины обходятся/перешагиваются. [9.31] [9.32] Выходим на пологий язык ледника Текелю, проходим по нему до конца. Спускаемся на ровные осыпные площадки на левом берегу реки. В 20:45 встаём на них на ночёвку. [9.33]

день 20, пятница, 16 августа

7:00

9:45

18,4 км

290 м

160 м + 1320 м

2760 м

2890 м

1570 м

Погода: утром сплошная облачность, туман, дождь с середины дня переменная облачность, без осадков, тепло.

Подъем дежурных 05:30, группы в 06:00. С утра дождь, туман. В 07:48 выходим с места ночёвки под языком ледника Текелю. Идём по левому берегу реки по пологой плотно слежавшейся морене, обходим озеро слева. Ещё спускаемся по старой поросшей травой морене и выходим на плоское сильно заболоченное травянистое плато в долине реки Текелю. Немного развиднелось, слева вдалеке виден пологий травянистый гребень водораздел с верховьями Ярлу - целимся в понижение в нём, тропим по глубокому мху, без тропы.

В 9:39 (2 часа от ледника) выходим на гребень между перевалами Текелю и Ярлу. По нему идёт хорошая тропа. Спуск в долину Ярлу - крутой конгломерат, по которому идти не хочется, особенно в такую погоду. [9.34] [9.35] Решаем уйти по тропе по гребню, обходя долину Ярлу по верху с севера. Проходим перевал Ярлу-Боч. [9.36] После этого тропа по гребню идёт на подъём и разветвляется, периодически теряем её и опять находим. Около 11 в районе высшей точки (высота 2883) тропа окончательно теряется.

Далее спускаемся в долину Аккема (на запад) по пологим травянистым склонам. Пытались искать тропы согласно разным картам, но не нашли - впрочем, и без них идётся легко. Держимся правее, чтобы не избежать крутых склонов долины Ярлу и её правого притока. [9.37] Через полтора часа подловили магистральную конную тропу, траверсирующую склон, и пошли по ней влево. Поворачиваем на слабую тропинку вдоль правого притока Ярлу по его правому берегу, но она вскоре теряется. [9.38]

До нашей цели - моста через Аккем у «Высотника» остаётся километр по прямой или 3-4 километра в обход по тропам. Решаем идти напрямую, спускаемся по крутому склону, сначала открытому, потом в лесу. [9.39] Идти неудобно, но за час сваливаемся до дна долины. Переходим Ярлу по камням и в 14:40 останавливаемся на обед на её левом берегу, напротив т/б «Высотник» и моста через Аккем. [9.40]

[10.0.1] - схема прохождения

Долина реки Аккем

от устья реки Ярлу (горный приют «Аккем» т/б «Высотник»)
до стоянки «Три Берёзы»

устье реки Ярлу («Высотник») - устье реки Текелю

хорошая тропа по лесу полого

2:15/2:55

устье реки Текелю - устье реки Чубре

хорошая тропа по лесу, по осыпным прижимам полого

1:45/2:25

устье реки Чубре - «Три берёзы»

хорошая тропа по лесу с заметным набором и сбросом высоты

3:15/4:20

7:15/9:40

личное: желательно трекинговые палки

выводы и рекомендации

Спуск по долине Аккема от озера до «Трёх Берёз» проходит по магистральной тропе. Развилок нет. В нижней части тропа сильно разбита. Переправ через Аккем нет. Стоянок много.

в. д.

Стоянки на реке Ярлу, около моста через Аккем у турбазы «Высотник»

ОБЕД 20

49°55'37,6''

86°32'31,7''

Место ночёвки с 20 на 21 день, напротив Текелю

НОЧ 20

49°58'58,4''

86°31'30,8''

Развалины кордона и информационный стенд природного парка «Белуха»

ПРИРОДНЫЙ ПАРК

50°4'50,2''

86°27'27,3''

Окончание похода, «Три Берёзы» - стоянка ГАЗ-66 и кафе

КАФЕ

50°5'8,4''

86°27'25,1''

[10.0] - схема прохождения

В 17:02 выходим с места обеда между Ярлу и Аккемом напротив «Высотника». Наш дальнейший путь проходит по очевидной магистральной тропе, на которой ожидается достаточно мест ночёвки, поэтому по хорошей погоде и вечерней прохладе имеет смысл идти почти до темноты. Переходим Аккем по мостику, [10.1] подходим к «Высотнику» («горный приют «Аккем») и сворачиваем направо на тропу вниз по долине. [10.2] Встречаем многочисленных туристов, движение даже интенсивнее, чем на Кучерле. Но тропа лучше, менее разбитая, видимо из-за отсутствия лошадей (они ходят через Каратюрек). Через все речки есть мостики. Встречаются стоянки, рядом со всеми ручьи или родники. На привалах едим уже созревшую бруснику, чернику и смородину, собираем грибы - они на каждом шагу. Через 3 часа подходим к стоянкам «напротив Текелю». Самая большая поляна занята, ищем подходящее место. Потом ищем искавших место и разбредшихся по разветвляющейся тропе участников. В 20:20 встаём на ночёвку на берегу протоки-ручейка под стоянкой «напротив Текелю». Высота 1570. [10.3]

Переправ через Аккем здесь нет - хорошо, что мы не выбрали вариант спуска по долине Текелю. Ничего похожего на живописный водопад с нашего берега не видно.

день 21, суббота, 18 августа

5:00

6:45

14,2 км

440 м

1570 м

высота ночёвки финиш

1130 м

Погода: рано утром сплошная облачность, дождь потом весь день лёгкая облачность, тепло.

Подъем дежурных 05:30, группы в 06:10, выход в 8:00. Всё утро моросил дождь, но как только мы сняли лагерь, он закончился. Продолжаем спускаться по долине Аккема от стоянок напротив Текелю по магистральной тропе по левому берегу. После ночного дождя стало больше грязи и скользких камней и корней. Проходим многочисленные стоянки с родниками. Тропа несколько раз пересекает протяжённые осыпные прижимы. [10.4]

Через 2,5 часа, напротив устья Чубре, прижимы на пути заканчиваются и тропа начинает уходить по лесу дальше от реки, заметно набирая высоту. Через час переходим по мостику речку, после чего начинаем сбрасывать высоту. Отсюда и конца маршрута примерно каждые полтора километра есть «стандартный пакет»: речка и стоянка. Тропа чем дальше, тем более разбитая. [10.5] В 13:46 доходим речки Карайбок остаётся немного, но месить грязь уже всем надоело. Устраиваем долгий привал с коротким обедом, на котором доедаем все оставшиеся продукты, кроме соли и специй. В 14:07 выходим с обеда и за один решительный переход к 14:45 добираемся до «Трёх Берёз», высота 1110. [10.6]

Тут есть кафе, в которое мы даже не заглядываем, и несколько ГАЗ-66, один из которых ждёт нас. Незамедлительно садимся и выезжаем. Через перевал Кузуяк идёт разъезженная «шишигами» и только ими проходимая грунтовка. [10.7] В 16:30 прибываем в «Зелёный дом» в Тюнгуре. Поход окончен. [10.8]

Примечания

Список используемых сокращений:

м. н. - место ночёвки

ЧХВ - «чистое» ходовое время

ГХВ - «грязное» ходовое время (с учётом привалов, как правило, переход - 20 мин по первому, привал - 10 мин от последнего)

ор. - орографически

пхд - по ходу движения

Написание топонимов может незначительно отличаться в различных источниках

Использованные материалы

Мотовилин О. Г.

Мукаилов С. И.

Муранова А. В.

Отрисовка в OSM по результатам похода: