Автор: Валерий Тихоненко, г. Гомель

Отчет о горном походе 3 к.с. по Западному Кавказу совершённом с 4 по 26 августа 2021г. Часть 4.

23 августа 2021 (Понедельник)

20-й день

Д.р.Кичкинекол - «Ворошиловские коши» - д.р.Уллукам

Проснулись в 5.00. Собираемся и готовим завтрак. Поели в 6.20. Собрали лагерь и вышли дальше по д.р.Кичкинекол в низ в 6.45. Идём через «гребёнку» галечного типа вверх-вниз до 2м.(Ф.402) Находим две площадки под палатки со стенками и ручьём, текущему рядом. Прижимаемся к самой реке Кичкинекол. В 7.15 находим тропку и по ней движемся дальше. Склон долины после «языка» ледника Кичкинекол - пологий. Вскоре мы выходим на травянистую, слегка заболоченную со множеством ручейков террасу (Ф.403). В 7.30 сели тут на привал (шли-45’). Идётся вниз хорошо и бодро.

Вышли в 7.45. Солнечно, но уже сейчас из-за ГКХ пошли «перья». Ниже проходим по тропе, которая идёт у самой реки правым(ор.) берегом, скальный прижим(Ф.404,405). Далее снова идёт пологая, травянистая терраса, за ней снова «лёгкий» сброс и он также проходится по тропе у реки. В 8.30 сели на привал не доходя до травянисто-осыпного выноса сходящего с правого борта долины, где за ним угадывается очередной сброс высоты(Ф.406-А). Шли-45’. Солнечно, тепло и всем хорошо идётся.

Вышли в 8.45. Продолжаем спуск по тропе правым(ор.) берегом реки Кичкинекол, обходя по пути ещё не один, а два травянисто-осыпных выноса. В 9.00 проходим полоску верхнего соснового леска растущих справа по ходу от тропы на склоне(Ф.406-Б,407). Вскоре входим в ивовое и берёзовое криволесье, а затем и в сосновый лес. В 9.30 сели на привал перейдя деревянный мостик через ручеёк, стекающий с правого(ор.) борта долины. Шли-45’(Ф.408). Появилась малина (выше по тропе), а в лесу - белый гриб и маслята растут прямо у тропы «поселениями».

Вышли в 9.45. Идём по тропе среди красивого соснового (молодого) леса(Ф.409) и в 9.55 выходим к погранпосту, который огорожен проволокой. Нас тут никто не останавливает и не проверяет документов. В 10.00 подходим по автомобильной дороге, которая отходит от ворот погранпоста, к реке Кубань. Моста через реку нет. Он смыт водой, но есть возможность в этом месте перейти её вброд. Мы возвращаемся к развилке, где ещё одна автомобильная дорога уходит левым(ор.) берегом р.Кубань вверх по долине (см.Рис.7). Вскоре(~50м.) мы снова упираемся в поток реки Кубань и видим очередной разрушенный мост. В этом месте переходить реку вброд - опасно. Автомобильная дорога тут заканчивается, но мы находим тропинку, которая тянется вдоль р.Кубань левым(ор.) берегом(Ф.410-А). По ней мы и пошли вверх по долине. Она сначала проходит через лес, завалы-выносы камней, через кустарники можжевельника и выводит нас на малинные места-поляны. Возле такой поляны мы и сели на привал в 10.30 (шли-45’). Солнечно! На привале кушаем малину.

Вышли в 10.45. До сих пор, что мы шли по тропе, то это можно сказать не тропа, а тропочка с натяжкой(Ф.410-Б,411). А вот в этот переход - мы выскочили на настоящую тропу. Откуда она такая чёткая и видимая взялась? Поймали её у самой реки. По ней мы зашагали намного бодрее, а до этого - мы просто продирались по еле угадываемой тропочке через молодые деревца и высокотравье. Травянисто-осыпные выносы мы обходили, прижимаясь к самой реке Кубань(Ф.412). В 11.30 мы подошли к пологой травянистой террасе, где в этом месте река Уллуозень течёт спокойно по зелёной луговине и река тут не такая бурная. Это место находится как раз напротив входа в ущелье Уллукам. Долго не думая, мы сняли ботинки, штаны и перешли её на правый(ор.) берег(Ф.413). Переправившись, в 11.40 мы сели на привал. Шли-45’и 10’затрачено на прохождение переправы.

Выходим дальше в 12.00. Идём по луговине, поросшей можжевельниковыми кустами, держа направление на каньон - устьевой сброс д.р.Уллукам(Ф.414). Подошли под его начало подъёма в 12.13. Далее поднимаемся по хорошей тропе серпантином, набирая высоту левым(ор.) берегом р.Уллукам. В 12.43 мы, набрав высоту, вошли в долину. Далее тропа идёт левым берегом траверсируя этот склон(Ф.415). Сели на привал в 12.45 (шли-45’).

Дальше вышли в 13.00. Видим целое стадо яков. Только в этой долине я их в основном и встречаю. Вскоре долина расширяется, и мы видим красивые виды на в.Кюкюртлю и его амфитеатр бастионов(Ф.416А,Б). Наша тропа идёт траверсом высоко над рекой Уллукам и промаркирована синей краской на камнях. В 13.25 тропой мы вышли к самой реке Уллукам. Мы ещё видели переправу яков через сам водный поток р.Уллукам. Очень впечатляющее зрелище! Продолжаем подниматься по тропе, где через некоторое время она плавно вывела нас к нижнему цирку пер.Хотютау(1Б). Справа от тропы есть отличное место для палатки, а вокруг прямоугольником лежат большие камни. Наверное, тут раньше был кош. Отсюда открывается ровная часть долины Уллукам и видны в.Кюкюртлю, её бастионы и заход на пер.Хотютау(1Б). Время прихода сюда в 13.45. Шли-45’. Ставим палатку(Ф.417). Решили дальше не идти, а то вымотаемся «до» Эльбруса. Солнечно, но небо с белыми облаками. Палатка стояла уже в 14.00. Готовим обед, стираемся, сушимся и отдыхаем. Пообедали в 15.00. Все радостные, что мы тут стали лагерем. Разговариваем и вспоминаем пройденное. В 17.00 пошёл дождик, а затем где-то в стороне прошла гроза, но из-за ветра её быстро угнало в сторону. В перерывах между дождиками, приготовили ужин и поели в палатке в 19.30. Спать улеглись после неспешных разговоров в 20.50.

Расчёт ходового времени:

Спуск по тропе правым(ор.) берегом реки Кичкинекол до погранпоста, стоящего выше слияния с рекой Кубань - 2ч.25мин.

Подъём по еле заметной тропе левым(ор.) берегом р.Кубань и р.Уллуозень до пологого течения реки Уллуозень находящегося напротив входа в ущелье Уллукам с переправой реки вброд - 1ч.30мин.

Подход от места переправы р.Уллуозень до начала тропы ведущей в д.р.Уллукам - 13мин.(15мин.)

Подъём по тропе на устьевую ступень д.р.Уллукам - 30мин.

Траверс-подъём по тропе левым(ор.) берегом р.Уллукам до места ночёвки на левом берегу ручья стекающего с пер.Хотютау(1Б) - 45мин.

Чистое ходовое время - 5ч.25мин. Прошли - 12км.

Картосхема №19

Ф.403 Спуск по д.р.Кичкинекол.

Ф.404 Вид вниз со скального прижима на среднюю часть д.р.Кичкинекол.

Ф.405 Вид на скальный прижим в д.р.Кичкинекол.

А Взгляд вниз Ф.406А,Б Средняя часть д.р.Кичкинекол. Взгляд вверх Б

Ф.407 Перед входом в сосновый лес д.р.Кичкинекол.

Ф.408 Привал у ручья в д.р.Кичкинекол.

Ф.409 Перед выходом к погранпосту.

А Ф.410А,Б Движение группы по тропе левым(ор.) берегом р.Кубань. Б

Ф.411 Подход левым(ор.) берегом р.Кубань к д.р.Уллукам.

Ф.412 Подход к пологой части реки Уллуозень.

Ф.413 Переправа группы вброд через р.Уллуозень на правый(ор.) берег.

Ф.414 Вид от переправы через р.Уллуозень на вход в ущелье Уллукам.

Ф.415 Движение по тропе левым(ор.) берегом над каньоном д.р.Уллукам. Впереди группы по тропе хорошо видно стадо яков.

Б

Б Ф.416А,Б Панорама д.р.Уллукам выше каньона.

Ф.417 Ночёвка группы в д.р.Уллукам.

24 августа 2021 (Вторник)

21-й день

Д.р.Уллукам - пер.Хотютау(1Б,3549м.,ос.,№40) + траверс ледников Бол. и Мал. Азау - «Приют-11»

Проснулись в 5.00. Ветрено, прилично. Собираем свои рюкзаки и в 6.15 пошёл дождик. Покушали в 6.40. Вышли в 7.00. Небо затянуто, но с просветами. Одели сразу низ системы, а верёвки, кошки, карабины положили сверху в рюкзаки. К нашему выходу ветер разогнал тучи, и он дует со склонов Эльбруса. От места ночёвки выходим на тропу(она рядом), по ней подходим и переходим ручей-поток на его правый(ор.) берег, стекающего из цирка пер.Хотютау(1Б). Тропа сначала, то видна, то исчезает. Идём вверх вдоль ручья и находим снова тропу. Она ведёт нас на травянистый отрог, который находится слева от нас по ходу(Ф.419). У входа в тропу на травянисто-осыпной отрог на камне стоит тур. Время 7.30 у входа в тропу. Мы решили идти по этой тропе, которая идёт верхом по этому отрогу и от неё открываются хорошие виды. Тропа видна, но по ней мало кто ходит - заросла травой. Сели на привал в 7.45 прилично набрав высоту. Шли-45’. Снова перистые облака заполняют небо.

Вышли в 7.55. Поднимаемся зигзагообразно по травянистому склону вверх. Тропа как бы проложена от начала этого отрога от реки Уллукам. Поднялись почти до верха, но не дошли и сели на привал в 8.40(шли-45’). Открываются отличные виды на верховье д.р.Уллукам(Ф.420). Сейчас видим облако-линзу, которая висит сверху над в.Эльбрус Зап.(Ф.418) Наверное, через день будет ветер и непогода.

Вышли дальше в 8.50. Крутизна тропы на склоне ~до 30гр. В верхней части хребта (при выходе на сам верх), на мелкой сыпухе, достигает до 35гр. Идётся по тропе хорошо. В 9.05 прошли в травянистой мульде 3-4 места для палаток и на камне у тропы сложен высоким столбиком «тур». В 9.35 вышли на пологое место хребта, прошли ~100м. и сели на привал у 3-4 мест для палаток с ветрозащитными стенками (или остатками блиндажей) на пологой части травянисто-осыпного гребня(Ф.421). Шли-45’. Солнечно, но белые облака затягивают небо.

Вышли в 9.45. Через 5’хода по верху травянисто-осыпного отрога мы вышли на сам верх этого гребня, где на его краю находятся несколько одиночных ячеек среди каменистой осыпи. С этого верха открывается шикарная панорама юго-западных полей Эльбруса! Я снова не узнал эти места... Планируя и включая этот перевал в нашу нитку маршрута я хотел, чтобы группа была приятно поражена и восхищена от увиденных снежноледовых полей Эльбруса (как это было много раз, вплоть до 2006г.). Но...впечатления (даже у меня) оказались унылыми, т.к. на месте снега и льдов мы увидели многочисленные площади открытых осыпей. Стоя на самом верху этого гребня, мы оказывается ещё не видели всех тех масштабов площадей осыпи, открывшихся нам при непосредственном продвижении через них к «Приюту-11»(Ф.422А,Б). На самой высшей точке этого гребня стоит мемориальная доска. Сделали панорамы на память и осмотрев варианты нашего спуска на седловину пер.Хотютау(1Б)(стояли ~5мин.) мы стали спускаться обратно вниз. Т.е.: мы прошли по пологой мелкой осыпи назад ~100м. и затем стали траверсировать осыпной склон крутизной до 30гр. с вкраплениями скальных выходов в южном направлении. Таким образом мы траверсируем вершину 3552м. с западной её стороны, держа направление на седловину пер.Хотютау(1Б)(Ф.421). Спуститься напрямую вниз на дно верхнего перевального цирка пер.Хотютау означало сбросить высоту и затем снова её набрать. Всё бы ничего, но сам спуск на дно цирка представляет собой среднюю осыпь крутизной ~ до 40гр. по узким кулуарам среди скальных выходов. Нам этот вариант спуска не понравился, поэтому мы и пошли на траверс.

Траверс проходит по мелкой и средней осыпи. Затем, ближе к пер.Хотютау стоят скалки лёгкой и средней трудности. Выбираем лёгкий вариант пути по полочкам между скалами. Перед самым выходом на седловину мы упёрлись в сложные скалы, где нам пришлось подняться немного выше по склону(~15м.). Там мы делаем траверс по косой полочке (шириной ~ до 0,5м. и длиной ~ до 10м.) над сбросом. Неприятно идти с рюкзаком, но мы помогали друг другу с обеих сторон «гимнастической страховкой». После идёт осыпной спуск. На сам пер.Хотютау(1Б) вышли в 10.45. Шли - 1ч. (Ф.422В-424).

P.S. Имея опыт прохождения этого перевала с разных сторон и вариантов его прохождения, то я могу сделать вывод: пройденный нами вариант подъёма на пер.Хотютау(1Б) со стороны д.р.Уллукам по травянистоосыпному гребню (по «немецкой тропе») - намного сложнее физически и длиннее по времени нежели если делать подъём вдоль ручья-потока прямо на сам перевал. В 2006г. на подъём вдоль ручья мы затратили 2ч.20мин.(7чел.) а нашим вариантом 2021г.(по гребню) ушло - 3ч.20мин. Единственный плюс варианта 2021г. - отличные панорамы на поля Эльбруса.

От перевала вышли в 11.00. На ледовое плато Хотютау с перевала ведёт осыпной (мелкие камушки спресованные в конгломерат) склон крутизной до 30гр. и длиной ~100м.(Ф.425) На ледник спустились в 11.10. Вышли дальше в 11.15. Одели кошки. Движемся по открытому льду до чёрной осыпи лежащей на льду, держа направление на 1-й лавовый поток (считаем от пер.Хотютау) (Ф.426). Путь нам преграждает этот ледяной вал, покрытый мелкой чёрной осыпью. Поднимаемся по нему в кошках придерживаясь осыпного кулуара(Ф.422В,427,428). Поднялись по мелкой осыпи на верх этого вала в 11.50, где мы сняли кошки. Кругом одни осыпи. Вышли в 11.55. Идём по мелкой осыпи как по плато(Ф.429). Крутизна склона от 10 до 25гр. Продолжаем держать направление на окончание 1-го лавового потока. Это большой и длинный скально-осыпной гребень(Ф.422А,429А). К его окончанию мы вышли в 12.25 (шли-1ч.05’). Перед ним пересекли несколько мелких ручейков и один мощный поток перешли по камням(Ф.430). Облачно, но путь к «Приюту-11» виден. Пару раз на осыпях видели «турики». На этом привале одели кошки, т.к. от 1-го потока дальше лежит ледник(Ф.431).

Вышли в 12.40. Идём по открытому леднику крутизной до 20гр., а далее держим направление на окончание 2-го лавового потока, где чуть правее виден осыпной кулуар с 3-мя снежниками на склоне(Ф.432-433). Мы решили подойти под низ этого осыпного кулуара выше по склону, т.е. левее (по ходу)(Ф.435А). Перед самым выходом в кулуар со льда есть небольшая мульда с видимыми широкими трещинами. Все трещины обходятся, и они открыты. В 13.20 вышли в низ этого кулуара и сняли кошки (шли-40’)(Ф.434).

Вышли дальше в 13.40. Идём по осыпному кулуару по каменистым ложбинам крутизной склона в нижней части до 30гр. местами. Выбираем путь подъёма по среднекаменистой осыпи, т.к. по ней легче идти, чем подниматься по мелкой осыпи. В 14.05 вышли ко 2-у (если считать снизу) снежнику (Ф.435А,436). Далее опять поднимаемся по осыпной ложбине забирая всё время левее (по ходу). В 14.20 вышли по ручью (прямо по нему шли, т.к. камни хорошо держат и не «уезжают» вниз) на сам верх, где лежит 3-й (с низу) снежник(Ф.437). Далее уже полого (до 25гр.), а в средней части (до 2-го снежника) до 35гр. По 3-у снежнику поднимаемся до его самого верха и там выходим на средне-каменистую осыпь, которая лежит на «всхолмленных» глыбах льда(Ф.438,439Б). Выбрали боле менее пологую часть между этими глыбами и спустились на ровную поверхность ледника(Ф.439). Время прихода - 14.45. Шли-1ч.05’.

Раньше этот кулуар был почти весь снежным и в его верхней части, чтобы выйти на пологую часть ледника, надо было полавировать среди сильно разорванных и глубоких трещин.

Облачно, но нам видно куда идти. Снова одели кошки и вышли в 15.00.

Прошли по открытому льду влево-вверх до закрытой части ледника(Ф.440). Связались верёвкой. Далее поднимаемся одной связкой в ложбинах, где меньше трещин. Поднялись немного на ледовый увал и увидели скальную гряду, где на ней видны домики(Ф.441). Держим сначала направление на недостроенную хижину. Думали сделать траверс влево-вверх (по ходу), но у осыпи там были ледовые сбросы и трещины(Ф.442,444В). Пришлось уйти в ледовую мульду вправо-вниз (сбрасывая немного высоту) и потом широкой дугой идти вверх, держа направление ниже этой хижины с недостроенной крышей. Как оказалось потом - это и есть сам новый «Приют-11»(Ф.442). Перед выходом на эту скально-осыпную гряду, где находится «Приют-11»(Ф.443), нас накрыла облачность и гроза. Крутизна ледового склона от момента одевания кошек и до выхода на скалы ~ до 25гр. Сыпет «крупа» и дует ветер. На скальную гряду вышли все в 16.10. Шли-1ч.10’. Сняли кошки, развязались. Далее по средней осыпи вышли на верх гряды, где увидели проложенную в скалах дорогу.

Пройдя по ней 50м. вскоре она раздваивается: одна поворачивает вправо-вниз и выходит на снежно-ледовую «ратрачную» дорогу, а вторая уходит по осыпному склону влево-вверх (по ходу) огибая скалу. Мы ушли по левой дороге и стали подниматься по осыпной гряде влево-вверх. Пройдя ~до 50м. мы увидели справа «ратрачную» дорогу, идущую к этому недостроенному зданию без крыши («Приют-11»). Вышли на неё. Нам стали попадаться много людей, идущих на спуск по этой дороге.

В 16.45 все поднялись к камню с табличками, которое находится выше того здания без крыши. Ветер прогнал тучу и осветил склоны. Палатку поставили в 17.00 ниже 4-х деревянных домиков у скалы с табличками погибших восходителей(Ф.445,446). Сейчас 17.20. Раскладываем свои вещи и готовим обедо-ужин. Поели в 18.30. Погода распогодилась.

К ночи стало холодать. Ветра нет. Я решил не тратить время на отдых после сегодняшнего пройденного пути и предложил пойти этой ночью на восхождение на в.Эльбрус Зап., т.к. погода нам позволяла это сделать. Будет ли у нас шанс пойти на выход следующей ночью - никто не знал. Поэтому я и говорил, что пока есть погода и у нас отличная акклиматизация - то надо идти и мы потихонечку поднимемся. Сергея Грамовича я оставил в лагере, т.к. для него само прохождение в первый раз «тройки» является уже достаточным, и он больше нам принесёт пользы в самом лагере, 273

т.е. приготовит нам много питья и обед к нашему возвращению. Он прекрасно это понял и с удовольствием остался. Остальные трое участников стали готовиться к восхождению: готовить свои высотные сухпайки, кипятить и наливать в термоса чай, подготавливать к выходу своё снаряжение. Мы долго «капошкались» и спать улеглись где-то в 21.30. Кто-то уснул сразу, кто-то чуть позже, а я так и не смог уснуть(кто-то храпит, кто-то толкается руками ...). Будильник разбудил нас в 00ч.20мин., но это уже следующий день.

Расчёт ходового времени:

Подъём от места ночёвки по тропе вдоль правого берега(ор.) ручьяпотока стекающего с ледника №589 (от пер.Хотютау), далее подъём по «немецкой» тропе на верх травянисто-осыпного гребня разделяющего пер.Хотютау(1Б) и пер.Сев.Хотютау(1Б) - 2ч.20мин.

Спуск с травянисто-осыпного гребня на сам пер.Хотютау(1Б) по среднекаменистой осыпи крутизной до 35гр. и скальным выходам местами лазанием (траверс ~10м.) по скальной полочке шириной до 20см. - 1ч.

Спуск с пер.Хотютау(1Б) по осыпи до пологой части ледника Хотютау - 10мин.

Движение по льду, мелко-каменистой осыпи до начала 1-го лавового потока - 1ч.05мин.

Движение по леднику от 1-го лавового потока до окончания 2-го лавового потока и чуть правее него (по ходу) до начала осыпного кулуара - 40мин.

Подъём по осыпному кулуару на его верх и далее выход на ледник - 1ч.05мин.

Траверс по леднику влево-вверх и вправо (по ходу) от верха осыпного кулуара(окончание 2-го лавового потока)до скальной гряды ниже нового «Приюта-11» - 1ч.10мин.

Подъём от скальной гряды до места ночёвки выше нового «Приюта11» - 35мин. Чистое ходовое время - 8ч.05мин. Прошли - 10км.

Ф.418 Облако-линза над в.Эльбрус Зап.

Картосхема №20

Ф.419 Подход группы к пер.Хотютау(1Б) со стороны д.р.Уллукам.

Ф.420 Подъём группы по тропе на травянисто-осыпной гребень, находящийся между двумя пер.Хотютау(1Б), со стороны д.р.Уллукам.

Ф.421 Верхняя, пологая часть травянисто-осыпного гребня.

Ф.422Вид с пер.Хотютау(1Б) на юго-западные поля Эльбруса

Ф.423 Группа на пер.Хотютау(1Б).

А Ф.424 Панорама ледовых полей Эльбруса с пер.Хотютау(1Б). Б

А Ф.425А,Б Спуск с пер.Хотютау(1Б) на ледовое плато Хотютау. Б

А Ф.426А,Б Панорама пер.Хотютау(1Б) со стороны плато Хотютау. Б

Ф.427 Подъём по мелко-осыпному склону к 1-у лавовому потоку.

Ф.428 Подъём по осыпи к 1-у лавовому потоку.

А Ф.429А,Б Каменное плато при подходе к окончанию 1-го лавового потока. Б

А Ф.430А,Б Переправа по камням через ручьи-потоки. Б

А Ф.431А,Б Выход на лед.Бол.Азау у окончания 1-го лавового потока. Б

Ф.432 Группа на леднике Бол.Азау

Ф.433 Движение по леднику Бол.Азау к у окончания 1-го лавового потока. осыпному кулуару во 2-ом лавов. потоке.

А - Панорама из моего отчёта за 2006г. Наш кулуар на среднем фото в центре.

Ф.434А,Б Подход к нижней части кулуара через ледник Бол.Азау, находящемуся во 2-ом лавовом потоке.

А

Ф.435 Вид на осыпной кулуар, выводящий группу на ледник Мал.Азау.

Ф.435 Б Сравните с верхним фото на ледовую обстановку.

Ф.436 Взгляд назад от 2-го снежника

Ф.437 Взгляд назад от 3-го снежника осыпного кулуара 2-го лав.потока. выше ручья.

Ф.438 Вид на пройденный путь от верхней части осыпного кулуара.

А Ф.439А,Б Панорама выхода из кулуара на ледник Мал.Азау Б

Ф.440 Вид на окончание 2-го лавового потока со стороны лед.Мал.Азау.

Ф.441 Вид на «Приют-11» от окончания 2-го лавового потока с лед.Мал.Азау.

1- четыре домика 2 - место ночёвки группы у камня с табличками 3 - камень-валун с табличками.

Ф.442 Движение по леднику Мал.Азау к «Приюту-11». Обход ледовых сбросов (в левой части фотографии см.Ф.444В) через ледовую мульду.

Ф.443 Подход к скально-осыпной гряде, на которой находится «Приют-11» и различные домики, со стороны ледника Мал.Азау. 1,2,3 - см.Ф.441.

Г

Ф.444А-Г Панорама юго-западных полей Эльбруса. Снято выше «Приюта-11».

Ф.445 Вид на «Приют-11» от домиков.

Ф.446 Ночёвка группы у камня с табличками выше «Приюта-11».

25 августа 2021 (Среда)

22-й день

«Приют-11» - в.Эльбрус Зап.(2А, 5642м.,сн.-лд.) - «Приют-11»

Проснулись все в 0.20. За палаткой мороз. Хорошо, что со вчерашнего вечера всё приготовили для восхождения. Пока готовилась молочная каша, мы одевались, укладывали термоса с чаем и карманным перекусом в рюкзак (один рюкзак на двоих). Поели в 1.40. Поднялись вверх к 4-м домикам(~15м.), откуда сразу начинается фирновый склон и выход к «ратрачной» дороге. У домиков мы одели свои «кошки» и вышли в путь в 2.00.

Я одел на себя: шерстяные (толстые) носки тёплое байковое трико, а поверх пуховый комбинезон байковая майка с длинными рукавами байковая мастерка и пуховка шапка шерстяная меховые рукавицы. Поверх пухового комбинезона на ноги одел «фонарики», а на ботинки-»кошки» поверх шапки- фонарик с новыми батарейками. На шее-солнцезащитные очки, а в руки взял горные палки.

Из продуктов взяли (каждый брал на себя отдельно исходя из своего предпочтения): 1 литр чая с лимоном, сахаром и 1литр простой воды шоколадные батончики(«Натс», «Сникерс»), курага, чернослив, инжир, орехи(разные) - разложили по карманам. Небольшая баночка мёда перемешанная с грецким орехом(больше мёда) и железную ложку (на морозе ночью мёд загустел и мы его чуть «выкалупывали» из пластмассовой баночки).

Ещё взяли: «седушка», флаг Беларуси (стало традицией), ледоруб, фотоаппарат(во внутреннем кармане без чехла).

Временной расклад:

Вышли в 2.00 ночи от своих палаток (~4050м.).

Шли своим темпом с небольшими остановками (до 1мин.) для отдыха опираясь стоя на палки. Подъёмная тропа шла в этом году почти всё время «в лоб» и пролегала вдоль «ратрачной» дороги справа от неё по ходу между скально-осыпными грядами. Весь подъём был в снегу и промаркирован вешками. От мороза скрипел снег под ногами, как у нас дома морозной, снежной зимой. Крутизна фирнового склона достигала местами до 35гр. (выше «Скал Пастухова»). · В 5.20 сели 1-й раз пить чай возле вмёрзшего «ратрака» (~4960м.).

Его уже почти занесло снегом(Ф.447В).

В 6.05 поднялись к началу «косого» траверса, где сделали привал (~5070м.). В этом месте стоит дежурный «ратрак» и находится ровная фирновая площадка (~10/20м.)(Ф.448). Вышли в 6.15.

В 7.55 вышли с траверса (с «косой полки») на седловину Эльбруса (~5350м.)(Ф.449).

От «ратрака» тропа поднимается ещё ~100м. прямо вверх и уж затем начинает уходить траверсом влево-вверх за перегиб склона к седловине. Таким образом мы огибаем вершинный купол в.Эльбрус Вост. в её верхней части (Ф.448,460). На этом траверсе главное не сорваться, т.к. крутизна склон через которое проходит тропа, доходит до 40гр. и если сразу не успеть погасить скорость срыва, то дальнейшая остановка проблематична, т.к. ниже находятся ледовые сбросы. А если учесть то, что организм у многих поразному ведёт себя на высоте, то желательно здесь идти своим темпом («поймать верблюда») и если надо, то делать кратковременные остановки для отдыха (так делали мы). На седловине мы сделали очередной привал, где попили чай с мёдом и каждый поел те продукты, которые каждому из нас лучше «заходили» и в дальнейшем не вызывали рвоту.

Питание на высоте (от 5000м. и выше): кому-то «шли» мягкая курага с чаем, кому-то с удовольствием «заходил» чернослив, а кто-то ел шоколадку из орехов на этой высоте и выше отлично кушается кешью, а остальные (фундук, миндаль и грецкий орех) у нас вызывал сухость во рту и требовал дополнительное питьё, которое у нас было в обрез). Отлично шёл чай и любая подкисленная лимоном, айвой жидкость. Но ... вес!?!

После отдыха на седловине мы вышли в 8.30 оставив свои рюкзаки.

Солнечно.(Ф.450)

На вершину Эльбрус Зап.(5642м.) мы все поднялись в 10.20. По ходу нашего подъёма мы отдыхали два раза (по 15’).

Психологический настрой: при выходе с «косой полки» на саму седловину (до её пологой части) в левой стороне от вас будет возвышаться Западный вершинный купол, а по правую руку - Восточный купол и по высоте они составляют ещё ~300м. набора(!!!). Желательно об этом заранее предупредить тех участников, которые идут впервые на это восхождение. Они могут представить, что от седловины им останется подняться ещё чуть-чуть до самой вершины, и, соответственно внутри себя они морально настраиваются на небольшой расход сил, что они уже достигли вершины, если поднимутся на седловину. Но..., когда этот новичок достигает седловины и потом видит перед собой ещё эти два мощных подъёма вверх..., то они «опускают крылья». Они себя просто не настроили морально на работу после седловины, и внутри у них происходит опустошение и упадок сил. Это ошибка руководителя. Ему надо говорить, что - «до вершины ещё далеко» на седловине - «до вершины ещё далеко». Таким образом участник будет настраивать себя заранее на продолжительную трудность, будет бороться со своей усталостью, слабостью, будет мобилизовывать внутри себя свою силу воли и духа для достижения заветной цели.

Если на седловине Эльбруса стать лицом к Западной вершине, то перед вами будет фирновый склон крутизной до 30гр., где в этом году проложено две тропы. Одна из них (нижняя) - это подъёмная тропа, а верхняя - это спусковая(Ф.451). Обе тропы идут косым траверсом слева-направо вверх и уходят за перегиб склона. Далее мы выходим по тропе к провешенным перилам. По моим подсчётам их было ~5 «ниток». Они также продолжают общее генеральное направление слева-направо и здесь вершинный склон имеет крутизну ~ до 40гр. Эти перила дают возможность не сорваться и не «улететь» в трещины, которые находятся ниже по склону. Где-то в начале и в конце этих перил мы и делали свои два привала для отдыха, ведь мы никуда не спешили, да и погода нам благоволила(Ф.452). От верха перил отлично виден весь подъём на Восточную вершину Эльбруса(Ф.453). После окончания перил идёт предвершинное плато около ~150м. в длину и шириной ~ до 30м.(Ф.454) Оно выводит нас к вершинному куполу высотой ~ до 20м.(Ф.455,456). Справа от тропы перед куполом находится опасное место - крутой склон до 45гр. На самой вершине есть ровное плато ~10/10м. и вершинная табличка. В этом году она другая в отличие от 2019г.(Ф.457,458).

На вершине Эльбрус Зап. мы попали в очередь, чтобы сделать снимки на память, т.к. сюда в хорошее окно ринулось большое количество желающих.

Спуск с в.Эльбрус Зап. начали в 10.50.

Он проходит по пути подъёма. Пройдя предвершинное плато к началу спуска мы уходим вправо (по ходу) на спусковую тропу, которая находится выше по склону относительно окончания подъёмного траверса и на которой также провешено и закреплено несколько перил. Они, как и подъёмные перила лежат на снежном склоне.

Это место (перила) являются «стопором» для тех, кто хорошо акклиматизирован и имеет хороший опыт хождения в горах под рюкзаком по таким склонам в «кошках» и не только в них. А если учесть, что за плечами у нас совсем нет «веса», то и уверенности в свои силы у нас побольше, нежели у тех, кто впервые одел «кошки», страховочные системы и взял в руки ледоруб. Для новичков этот склон уже наводит ужас(хоть они и стоят на самостраховке), не говоря о том, что в конце перил надо отстегнуться и дальше двигаться вниз по снежному склону крутизной до 30гр. надеясь только на себя. Один остановился после отстёгивания своей самостраховки и, глядя вниз, не может идти, т.к. страх сковал и парализовал его волю из-за неумения спускаться в «кошка» по такому «крутому» склону. Вся колонна за ним - останавливается, остывает и не понимает, почему мы стоим и не двигаемся вперёд-вниз. Обойти такую колонну (выше или ниже по склону) на траверсных перилах проблематично из-за крутизны склона (~до 40гр.) и опасности срыва.

В 11.20 спустились на седловину. Там мы снова отдохнули и забрали свои рюкзаки. В 11.30 начали спуск с седловины Эльбруса.

В 11.55 спустились на начало «косой полки», где стоит «ратрак».

Здесь мы снова не спешим вниз из-за хорошей погоды и нашего самочувствия. Хочется неспеша налюбоваться открывшимся видам после ночного подъёма.

В 12.20 начали спуск с «косой полки» вниз.

Спускались по «ратрачной» дороге, т.к. в том месте снег из-за гусеничного хода весь рыхлый и по нему легче спускаться, чем портить подъёмную тропу(Ф.459).

В 13.30 неспеша, в своё удовольствие спустились к своей палатке (Ф.460).

Обедали в 13.45. Сергей, молодец! Прикрыл наш тыл: приготовил очень вкусный борщ и компот. После, мы залезли в палатку и несмотря на солнце и разговорный шум - заснули. В 17.30 пошёл дуть сильный ветер со стороны ГКХ. Вот вам и примета: если появляется над Эльбрусом облако-линза(Ф.418), то жди сильного ветра через день или два. Такое у нас уже было в 2019г. и такая же линза над вершиной. Собрали свои вещи, разложенные после восхождения для просушки, по рюкзакам. Мы решили провести ещё одну ночь возле «Приюта-11», т.к. это будет высотная «память» для организма на будущие походы. В 19.00 ветер резко усилился. Очень сильно «шкомутает» нашу палатку. Ужин был готов в 19.15. Поели, прячась за камень-валун с табличками, и быстро разошлись спать. Всю ночь дул сильный, холодный ветер, но ... наша палатка устояла. На восхождение этой ночью пошли единичные группы(слышал бряцание железа сквозь сон).

Расчёт ходового времени:

Подъём шёл от «Приюта-11» вдоль «ратрачной» дороги, проложенной по фирновому склону между двумя скально-осыпными грядами «в лоб» крутизной до 35гр. до начала «косого» траверса ~ 3ч.50мин.

Прохождение «косого» траверса влево-вверх до самой седловины заняло - 1ч.40мин.

Подъём от седловины косым траверсом слева-направо вверх (если стоять лицом к западной вершине) по фирновому склону крутизной до 30гр., далее вдоль перил (до 40гр. на склоне) и через предвершинное плато на саму в.Эльбрус Зап.(5642м., 2А) ушло - 1ч.20мин.

Спуск с в.Эльбрус Зап.(5642м., 2А) (проходит по пути подъёма) до самой седловины заняло - 30мин.

Прохождение «косого» траверса вниз от седловины и до его начала, где находится дежурный «ратрак» ушло - 25мин.

Спуск от начала «косой» полки прямо вниз до палатки составило - 1ч.10мин.

Чистое ходовое время - 8ч.55мин. Прошли - 5,5км. (в одну сторону)

Картосхема №21

В

Ф.447А-В Панорама окружающих гор. Снято от занесённого снегом «ратрака» на подъёме к «косой» полке при восхождении на Эльбрус Зап.

Ф.448 ид на в.Эльбрус Вост. и на начало «косого» траверса, где стоит рабочий «ратрак». Снято от занесённого снегом «ратрака».

Ф.449 Вид с «косого» траверса в сторону седловины в.Эльбруса.

Ф.450 Вид от седловины Эльбруса на верх «косого» траверса.

Ф.451 Вид от седловины на вершинный купол Эльбрус Зап.

Ф.452 Вид на седловину Эльбруса от верхнего края перил.

Ф.453 Вид на в.Эльбрус Вост.(5621м.). Снято от верхнего края перил.

Ф.454 Предвершинное плато и вершинный купол Эльбруса Зап.(5642м.). Снято в районе окончания верхнего края перил.

Ф.455 Предвершинный «бродвей» в.Эльбрус Зап.(5642м.).

Ф.456 Группа перед вершинным куполом в.ЭльбрусЗап.(5642м.)

Ф.457 Группа на вершине Эльбрус Зап.(5642м.).

Ф.458 Группа на в.Эльбрус Зап.(5642м.). Снято в сторону ГКХ.

Ф.459 Взгляд назад на пройденный путь с в.Элбрус Зап.(5642м.). В правой части вдоль скальной гряды хорошо видны толпы акклиматизирующихся.

Ф.460 Вид от палатки (выше «Приюта-11») на Эльбрус Зап. и Вост.

26 августа 2021 (Четверг)

23-й день

«Приют-11»(4100м.) - ст. «Гарабаши»(3850м.) - пос.Азау

Всю ночь дул ветер. Многие уснули сразу. Проснулись в 7.30. Вставать не спешили, разговаривали. Также дует ветер, но потише. Готовим завтрак и собираем свои вещи. Поели в 9.30. Солнечно, но уже есть белые облака и попрежнему дует ветер. Собрали лагерь и вышли в 10.30 одев на ноги «кошки».

Эльбрус чистый. Сфотографировались на память возле нового «Приюта11» с недостроенной крышей (А может это так и надо?)(Ф.461). От «Приюта» идём вниз по «ратрачной» дороге(Ф.462). Спускаемся неспеша и фотографируемся на фоне в.Эльбрус и горных красот(Ф.463). К канатной дороге станции «Гарабаши» (3847м.) спустились в 10.55(шли-25’неспешного спуска) (Ф.464,466А). Сняли «кошки». При входе на саму ст.»Гарабаши» (Ф.466Б) нас встретил и пропустил по своей карточке контролёр-охранник, но с условием, чтобы мы оплатили билеты ниже - при выходе на ст. «Мир»(что мы потом и сделали). Сели на канатную дорогу в низ в 11.07 и спустились в пос.Азау в 11.43. Цена за три(!) канатные дороги - 800руб.Рос. за 1чел. На спуске закладывало уши от резкого сброса высоты.

Когда приехали в пос.Азау, то сразу почувствовали тепло, как на курорте, пестрение в глазах от различных товаров, овощей и фруктов. По асфальтовой дороге спустились ниже рынка и сняв свои рюкзаки, двое пошло в разведку в поисках места для палатки. Нашли отличное место в сосновом леску справа от дороги, которая ведёт в пос.Терскол, за тремя однотипными 4-х этажными отелями(см.рис.8). Вода - ручеёк, который течёт внизу вдоль 1-го отеля рядом с асфальтной дорогой. В 12.20 поставили палатку(Ф.467). Рядом находится место для отдыха: большой стол (щит, уложенный на большой камень) и камни поменьше, служащие стульями. Все были довольны этим местом, и главное, что рядом (~ 100м.) у 1-го отеля течёт в трубе чистый ручеёк. Над Чегетом уже громыхает гроза., но до нас она не дошла. Обедали в 14.30. Вкусно было кушать с мягким хлебом и овощами. Потом все по очереди сходили на рынок в пос.Азау прикупить себе и родным подарков. Позже приготовили ужин и поели в 19.30. Дождя вечером не было. Спать легли в 20.30.

Расчёт ходового времени: Спуск от «Приюта-11» до станции «Гарабаши» - 25мин.

Чистое ходовое время - 25мин. Прошли - 1,5км.

Картосхема №22

Ф.461 Группа возле «Приюта-11».

Ф.462 Спуск от «Приюта-11» до ст.Гарабаши

Ф.463 Группа перед уходом с «Приюта-11» (после восхождения) к станции «Гарабаши».

Ф.464 Подход группы к ст.»Гарабаши»(3847м.) от «Приюта-11».

Ф.465 Вид от ст.»Гарабаши»(3847м.) на «Приют-11» и в.Эльбруса.

Б

Ф.466А,Б Группа возле верхней станции «Гарабаши».

Ф.467 Ночёвка группы возле посёлка Азау.

Ф.468 На ж/д вокзале г.Минводы.

27 августа 20021 (Пятница)

24-й день Пос.Азау - г.Минводы (автобус)

Проснулись в 6.30. Неспеша встали, приготовили завтрак, поели в 8.00. Погода солнечная! Собрали свои вещи в рюкзаки и ждём своё время, когда за нами должен приехать «бус». С водителем мы договаривались по телефону на 10.00, и он приехал в 9.40. От места ночёвки мы спустились к асфальтовой дороге, которая проложена по Баксанскому ущелью и подошли к автостоянкам(см.рис.8) находящимся у въезда в пос.Азау, где и встретили нашего водителя. Загрузили все свои вещи, сами расположились внутри и выехали из пос.Азау в 9.50. Ехали не спеша с заездом к нарзанным источникам. Приехали в г.Минводы в 12.50(ехали-3ч.). Водитель довёз нас до столовойкулинарии «На проспекте» (с7.30 до 20.00, без перерывов) расположенной недалеко от ж/д вокзала. Мы тут покушали (рюкзаки аккуратно поставили внутри), отдохнули, а продукты на поезд купили в соседнем магазине. Сергей ещё успел сходить в баню помыться перед посадкой. Она находится также недалеко от вокзала и стоит 270р.Рос.

В 15.00 пошли на ж/д вокзал г.Минводы. При входе наши вещи «просканировали» стражи порядка. Возле «визитной карточки» г.Минводы мы сфотографировались (Ф.468). Наш поезд №49 уже стоял, и мы пошли на посадку. Поезд отправился в 15.51. Даже не верится, что позавчера мы были в «гостях у седого дедушки Эльбруса» и любовались его красотами!!! Поужинали в 19.20, немного поговорили и улеглись спать.

Записки с перевалов

Итоги, выводы, рекомендации

Итоги:

Пройден горный поход по Западному Кавказу, который по набору сложности перевалов и протяжённости «с лихвой» соответствует III к.сл.

К сожалению, маршрут пройден частично по запасным вариантам в связи с изменением снежно-ледовой обстановки и плохими погодными условиями.

Все участники успешно справились с трудностями и сложностями, возникавшими на маршруте. В группе был хороший моральнопсихологический климат.

С поставленными задачами группа в основном справилась.

Маршрут построен таким образом, что позволяет группе в полной мере ознакомиться с довольно большим районом Западного Кавказа: Теберда, Даут, Гвандра и юго-западные поля Эльбруса.

Участники похода получили неплохую горную, техническую и моральноволевую подготовку и знания к походу IVк.сл.

Выводы:

Нитка маршрута построена линейным образом и были спланированы две заброски, которые позволили разбить маршрут на три одинаковые по ходовым дням части. Сами заброски способствовали уменьшению веса рюкзаков (до ~33кг.), что дало возможность с наименьшими затратами физических сил проходить намеченный маршрут.

Первая часть похода малопосещаемая из-за территории заповедника, по которой проходит нитка маршрута и за посещение которой надо платить. Долины Бадук и Уллу-Муруджу - это зоны покоя, и они очень живописны.

Перевалы из-за уменьшения снежно-ледового покрова становятся технически трудными, что поднимает их «стоимость» выше, а включение таких перевалов «с изюминкой» не желательно тем группам, которые идут в свою первую «единичку», «двойку», «тройку»...

В этом походе мы использовали московские карты Вадима Ляпина(«пятьсотметровки») и на мой взгляд они наиболее точные. Они мне помогали в ориентировании в 1-й части похода.

Работа всех участников группы на подготовительном этапе похода велась на хорошем уровне, но хочется отметить отличную работу нашего завхоза. Благодаря её эксклюзивной разработке с маркировкой каждой упаковки для каждой части похода, что позволило сэкономить наше походное время. Детально продуман, разработан и апробирован (нами) её безвесовой расчёт продуктов (см.»Подготовка питания к походу» на стр.321).

Рекомендации:

Не стоит полагаться на точность временного описания прохождения долин взятых из интернет описаний, т.к. многие группы не ведут чёткую хронометрию своих переходов. Об этом они, скорей всего, пытаются вспомнить дома или берут из других отчётов(которые также не лишены ошибок) или пишут «от балды». Я прекрасно понимаю, что каждая группа физически подготовлена по-разному (состав её-молодой, не один год ходит и тренируется, разный вес рюкзаков, погодные условия и т.д.), но... приблизительно время будет одинаковым и разниться будет max. в 20мин.

В районе Западного Кавказа можно проводить горные походы I-IVк.сл.

После прохождения нижеперечисленных перевалов, я составили своё мнение о них:

Пер.Азгек (1А) - крепкая 1А, требующая от группы умения спускаться по верёвке «дюльфером», т.к. при спуске в д.р.Азгек понадобиться провесить одну верёвку (~до 30м.) по кулуару (снега в кулуаре уже нет). Мы проходили эту сложность на подъём и поэтому мы ничего не вешали, «карабкались» вдоль скал. Возможен путь спуска западнее истинной седловины, но спуск будет пролегать по средне-каменистой осыпи(см.Ф.37). В верхней части цирка с обеих долин - тропы нет. Не рекомендую для групп, которые идут свою первую «единичку».

Пер.Сев.Хаджибей(2А) - Я впервые проходил такую 2А в своей походной жизни, на которой был отвесный дюльфер ~ в 30м., хоть и одна верёвка, но ... отвес(!). Похожее было при прохождении пер.Салынан(3А*), где было пройдено две верёвки(из 11) по 40м. отвесного дюльфера. Отвесный дюльфер с рюкзаком за плечами - это хороший психологический момент. Но учитывая, что со стороны оз.Хаджибей особой трудности этот перевал не представляет, то это средняя 2А.

Пер.Уллумарка(2А) - неплохая и разносторонняя в техническом плане 2А, требующая большого внимания на спуск в д.р.Хутый.

Пер.Бадук-Хутый(1А) - этот перевал не для начинающих горных туристов (см.Ф.105). Спуск в д.р.Бадук требует умение спускаться по крутому, средне-каменистому осыпному склону и, возможно, как в нашем случае с применением верёвки. Когда мы вешали верёвку, то в голове мелькала мысль: - «Ведь это же 1А!?! Какая тут верёвка?». Я был в шоке... Но это были «ещё цветочки...» - «ягодки» нас ожидали впереди. Большинство участников, когда проходили эти и другие перевалы, думали, что - это так и надо. «Дурная» 1А на спуск.

Пер.Уллу-Муруджу (1Б*) - почему она до сих пор не 2А? Сравните её с пер.ТБ(1Б), пер.Безымянный(1Б) и с пер.Хотютау(1Б) совместно с прохождением юго-западных полей Эльбруса. Да они и рядом не стоят с пер.Уллу-Муруджу. Я считаю её крепкой 2А. Не рекомендую её включать в нитку похода IIк.сл.

Пер.Даутская щель(2А*) - при нашей попытке прохождения и при такой снежно-ледовой обстановке она требует более тщательного подхода. На мой взгляд она на 2Б не дотягивает, т.к. при подъёме со стороны лед.Даут от верхнего «берга» будет 3-и верёвки, а на спуск в д.р.Джолсузчат - 2 верёвки по 50м. (ровно) по зализанным и в верхней части разрушенным скалам. При прохождении этого перевала группа должна быть технически и морально подготовленной. Я её оцениваю крепкой 2А* и рекомендую спортивной группе. P.S. В 2000 годах провешивание 5-и верёвок на перевале равнялась крепкой 2А.

Пер.Безымянный(1Б) - классическая 1Б. При подъёме со стороны лед.Даут рекомендую выходить не на самое низкое понижение перевала, а взять немного севернее(см.Ф.221). Хоть там, выше снежника, средне-каменистая осыпь лежит на разрушенных скалах и идти по ней не очень приятно, но это всё же лучше, чем идти через пояс обнажившихся скал. При прохождении этого перевала в обратном направлении седловина видна не чётко. Этот перевал - хороший запасной вариант в нашем случае, да и хорошая тропа имеется в обход

каньона ущелья Кичиталычат. 314

Пер.Актюбе(1А) - Что это за 1А, которая требует иметь с собой комплект личного горного снаряжения и быть готовым к навешиванию верёвки со стороны д.р.Мырды? Я бы ей дал 1Б не ниже. Не рекомендую её вставлять в нитку маршрута Iк.сл.

Пер.Юж.Доломиты(1А) - классическая и красивая 1А, где не требуется провешивание верёвок, но требует умение передвижения по тропе на травянистом и осыпном склонах.

Пер.ТБ(1Б) - классическая 1Б, требующая предельного внимания на спуске непосредственно к пологой части долины Талычхан. Возможен другой вариант спуска к пологой части (см.Ф.369 и 373).

Пер.АКТ(Ачаучат)(2А) - средняя 2А, но «раздеть» её из-за непростых двух вариантов подъёма со стороны д.р.Талычхан и прохождение «бараньих лбов» со стороны д.р.Вост.Кичкинекол - не поднимается рука. Не простые, а замысловатые два варианта пути захода к седловине со стороны д.р.Талычхан. В плохую погоду рекомендую подниматься нашим вариантом(см.»Техническое описание» на стр.242) по верху правобережной(ор.) морене долины Талычхан.

Пер.Хотютау + траверс юго-западных полей Эльбруса к «Приюту11»(1Б) - красивый маршрут по ледовым полям требующий хорошей погоды(!) и на порядок выше опыт руководителя, т.к. при резком ухудшении погоды (туман, дождь) опыт руководителя должен позволить грамотно принять решение и выйти из данной ситуации. Проходить этот вариант - только при хорошей видимости и погоде. Не рекомендую его тем группам, которые хотят его заложить в своей первой «двойке» и даже «тройке». Не рекомендую идти на пер.Хотютау по «немецкой тропе» по гребню, как прошли его мы. Это неоправданные затраты физической силы, но коль уж вы подниметесь(отсюда красивые виды), то рекомендую спускаться на другую седловину пер.Хотютау - севернее, а не как мы, т.к. там предстоит спокойный спуск по осыпному не крутому гребню. Правда, вы окажетесь чуть севернее истинной седловины, но там вам ничего не стоит пройти вдоль этого же гребня на юг и подойти к подножию истинной седловине пер.Хотютау. При желании можно подняться и снять записку.

в.Эльбрус Зап.(5642м., 2А) - магическое слово «Эльбрус» !!! оно на многих действует как магнит. При подъёме на вершину нужна отличная акклиматизация (не менее 10дней в горах), хорошие умения хождения в кошках по крутому склону на длительные расстояния, высокая моральная составляющая и опытный руководитель. Не рекомендую это восхождение для начинающих людей, у которых эта вершина будет в первом походе. Пусть наберутся горного опыта, если они не хотят остаться там.

Рекомендую посетить озеро Хаджибей. Оно в несколько раз красивее озера Бадук. Очень эффектно смотрятся горные вершины в водной глади! Яркие, сочные краски зелёной травы и цветов на фоне обалденного цвета воды!

Выход из д.р.Даут в д.р.Нахар и далее по нашей нитке маршрута нужно иметь на руках погранпропуск, оформленный заранее. Не думаю, что вы сможете договориться с пограничным контролем.

Весь свой маршрут рекомендую хорошо и до конца «проработать», т.к. на месте (в горах) могут быть «сюрпризы». Желательно иметь при себе фотографии и описания не только перевалов, но и долин рек. Старайтесь найти свежую информацию о самих перевалах, т.к. состояние снежно-ледовой обстановки меняется с каждым годом.

Личное снаряжение

№ Наименование Кол-во Вес(кг)

Рюкзак 1 2.32

Фонарик (налобный) аккумуляторный 1 ком. 0.16

Миска, ложка, нож + чехол 1 ком. 0.28

Ледоруб 1 0.6 13 Горные палки 1 пара 0.7

Кошки (12-и зубые) + чехол + запасная перемычка 1 пара 1кг.

«Фонарики» для ног 1 пара 0.26

Страховочная система 1 ком. 2.2

Беседка (низ+верх) 0,6 по 1шт. 18 Репшнур (10мм., 4.4м.) 0,3 1шт. 19 Карабин (автом.) 0,38 4шт. 20 Карабин железный(муфт.) 0,16 1 шт. 21 Спусковое устройство «8» 0,1 1

«Пруссик» 0,08 2 шт.

Рукавицы пятипалые (х/б) 0,08 2 пары 24 «Кулачёк» (Petzl) 0,14 1 шт.

Ботинки горные 1 пара 2.3

Бритвенный станок

Полотенце 0.1

Туалетная бумага в непромок. Пакете 0.06

Спички + зажигалка (в упаковке от дождя)

3к.+1шт.

Маршрутные документы(карты, кроки, фото и др.)

Компл.

0.7

Личные док.(паспорт,деньги,билеты+ПЦР и др.)

Компл.

Аптечка (личная)

1 ком.

0.1

Термобельё с длинным рукавом (низ+верх)

1 ком.

Верёвочки зап. для палатки (оттяжек) - до 1.5м.

3 шт

Итого : 24,24кг

Общественное снаряжение

Наименование

Кол-во

Вес (кг.)

Палатка

3,150+4,8

Верёвка (осн.) по 50м.:12мм.,11мм.,8мм.

3шт.

0,54+0,34

Тент (от дождя) 5/4м.

1,1

Документы походные (Карты, кроки, маршр.кн. и др.)

0,8

Карабины (автоматические) для работы

Лавинная лопата (самосброс)

0,8

Расходные петли (12мм.) от 3 до 6м.

5шт

1,4

Расходная верёвка (12мм.) - 11м.

1,0

Пауэрбанк (20 000)

3шт.

по 0,448

Итого: 29,969кг.

29,969 - 2кг.(для Оли)=27,969 : 6чел.= по 4,66кг. на 1чел.общественного груза.

Ремнабор

1тюб.

Суперклей

2тюб.

Хомуты (металлические 2малых и 2 больших)

Заплатки резиновые

Застёжки пластиковые (для рюкзака) (2мал. и 2 бол.)

Наждачная бумага

1кусочек

Струна тонкая

1шт.

Трубка алюминиевая (для ремонта дуги от палатки)

Резина (~ 20см.)

1кусок

Упаковка пластиковая (для всего ремнабора)

Итого: 970гр.

В нашем походе использовались саморезы, клей для ремонта ботинок проволока для укрепления перемычки от «кошек» и нитки по мелочам.

Аптечка

Организация хранения и состав медицинской аптечки.

Медикоменты были распределены на три так называемые аптечки:

Для ампул подобрали небольшую пластиковую аптечку, куда они плотно упаковались и можно было не волноваться, что с ними что-то случится.

Место для таблеток было определено в небольшой сумочке из легкой, но плотной ткани с замком и пластиковым кантом, который держал форму. При раскрытии замка обеспечивается легкий доступ ко всему содержимому, нет необходимости всё вываливать из сумочки, чтобы найти нужную таблетку.

Все остальные медикаменты разместились в специальной аптечке «татонка» с множеством прозрачных отдельчиков и кармашков. Оказалась очень удобной в использовании, полностью раскрывается как книга, всё на виду и ничего не вываливается.

Состав медицинской аптечки:

1.Головная боль, травмы, боли в мышцах, суставах:

нимесил 29 пакетиков ,1-2 в день.

ибупрофен-ультра - 10 таб. 200-400мг.однократно+можно повторять через 6 часов.

ибупрофен 0.2гр.10 таб.-3 раза в день.

2.Понос:

активированный уголь 1 таб. на 10кг.веса-30 таб.

лоперамид-2 таб. сразу, затем по 1 таб. после каждого стула-20 таб.

нифуроксазид-1 таб. 4 раза в день-30 таб.

3.Изжога:

омепразал-1 таб. до еды.-10 таб.

4.Антибиотик:

амосициллин 250мг. По 2 таб. 3 раза в день-60 таб.

ципрофлоксацин 250мг. По 2 таб. 2 раза в день-20таб.

5.Аллергия:

лоратадин-1 таб. в день-10таб.

6.Кашель:

амброксол 1 таб. 3 раза в день-20 таб.

7.Ожоги:

декспантенол-крем 1 тюбик-40гр. 2-3 раза в день.

8.Уши и для глаз:неладекс-1 флакон-5мл.Уши-1-3 капли 2 раза в день Глаза-1-2 капли 4-6 раз в день.

9.Ушибы, травмы,отёк:

диклофенак 5 ампул-1 ампула в сутки.

кеторолак 5 ампул (кетоноф)-1-2 ампулы в сутки.

дексаметазон 4мг.10ампул-1-2 ампулы в сутки, можно 2 амп.сразу.

гель диклофенак 5-тюбик 40гр.-2-3 раза в сутки.

меколь 1 тюбик

зелёнка, йод-по 1 бутылочке.

шприцы20 шт. по 3 мл.

вата 50гр.

стерильные солфетки-5шт.

бинт стерильный шириной10см.-3шт.

бинт нестерильный шириной10см.-4шт.

бинт эластичный-1 шт.

пластырь 1 катушка шириной 2см. и 1 катушка шириной 1 см.

пластырь бактерицидный на тканевой основе 6х10см.-4шт.

антисептик спиртовой - септоцид 100мл.-1 бутылка.

шовная нить с иглами-4-5 штук+лидокаин 10-2мл.-4 ампулы.

13.Рвота.

метоклопрамид 10 таб.по 1 таб. за 30 мин. до еды 1-2 раза в день.

14.Кровотечения носовые и другие:

транексамвая кислота 500мг.-по1-2 таб.з раза в день-10 таб.

15.Глаза:

- Сульфацил натрия-5мл.1-2 капли 5-6 раз в день.

16.Боль в горле-индивидуально в личную аптечку.

17.Заложенность носа- индивидуально в личную аптечку.

18.Успакаивающие, бессонница- индивидуально в личную аптечку.

Что использовалось в походе:

1.Зелёнка - использовалась часто. Смазывали мелкие царапины на руках и мозоли на ногах.

2. Гель диклофенак - использовался двумя участниками при растяжении связок.

3.Меколь - использовался одним участником при заживлении мозолей.

4.Декспантенол-крем - использовался одним участником при незначительном солнечном обгорании носа.

Организация забросок и продуктов питания в походе.

Организация забросок и продуктов питания проходила в несколько этапов:

1.Была составлена раскладка продуктов питания по горным дням привязанная к нитке маршрута с учётом сложных дней и усиленного питания в эти дни. 2. Произведён расчёт количества раз всех варок, количество продуктов на 1 человека, количество продуктов на 1 варку из 7 человек и поштучное количество продуктов на 7 человек на раз.

Из выше проведённых расчётов, было рассчитано какие продукты и в каком количестве должен принести каждый участник похода.

Так как в походе намечались две заброски, были сделаны отдельные расчёты по дням забросок. Для удобства (чтобы не было путаницы) и наглядности, была выбрана поцветовка, которой помечались продукты. Зелёным цветом помечались те продукты, которые несём с собой 0-7 горный день, плюс 23 запасной день. Красным цветом помечались те продукты, которые пойдут в заброску 8-15 горные дни. Синим цветом те продукты, которые пойдут в заброску 16-22 горные дни. На пластиковые бутылки были подобраны соответствующего цвета крышки, а остальные упаковки продуктов помечались зарисовкой карандашом соответствующего цвета на малярном скотче, который наклеивался на упаковку.

Задача стояла максимально облегчить и ускорить приготовление пищи в походе и распределение заброски по рюкзакам! Для этого была просчитана безвесовая расфасовка продуктов. Крупы рассыпались в соответствующую объёму продукта тару (пластиковую бутылку) на 1 варку. Такие продукты как изюм, какао - фасовались в пищевую плёнку на 1 варку. Сахар, орехи, сухомясо измерялись количеством десертных ложек. Сухари чёрные, сухофрукты - жменями, макароны для супа - черпаками. Поштучная выдача продуктов, заранее взвешенное и порезанные на куски сало и колбаса и т.д.

Для забросок продукты фасовались, помимо пластиковых бутылок, в бумажные профальгированные пакеты из-под молока и заклеивались скотчем. На каждой упаковке указывался перечень продуктов, их вес и общий вес продуктов с упаковкой. Это позволило легко посчитать общий вес продуктов по заброскам и распределить вес на каждого отдельного участника похода. Распределив продукты на каждого человека, дополнительно наклеивалось имя человека на соответствующей цветовке, кому эта упаковка предназначается и в какую заброску она пойдёт. ( Например, на бутылку с синей крышкой или коробку помеченную синим цветом наклеивается имя Сергей, что означает, что эти продукты относятся к заброске (синего цвета) 16-22 горного дня и забирать и нести их будет Сергей).

(В дальнейшем это позволило за 5 минут распределить заброску по адресатам, сверяя с фиксированной записью в тетради!)

Промаркерованные цветовкой, именные продукты в упаковке распределились на каждого участника похода по рюкзакам. В поезде провелась сверка продуктов по списку и расфасовка по мешкам в заброски, красную (1 мешок) и синюю (1 мешок). Мешки, дабы не перепутать, тоже пометили соответствующим цветом и написали «Гомель. Беларусь».

Р.S. Эта видимая простата организации заняла месяц времени. Было использовано 41шт. больших пластиковых бутылок,33шт. маленьких пластиковых бутылок, 30шт. литровых коробок и 2 двухлитровые коробки изпод сока.

Как показал опыт такая организация забросок и продуктов питания значительно упрощает «жизнь» в походе:

1.Примечания, указанные при закупке продуктов на каждого участника похода, позволили закупить одинаковые по качеству и по размеру продукты, что обеспечило в дальнейшем равнозначную поштучную дележку еды (баранки, сухари белые, печенье, вафли и т.д.)

2.Оправдал себя и безвесовой расчет продуктов. Безвесовая расфасовка облегчает сбор необходимых продуктов для конкретной варки и тем самым ускоряет время для приготовления еды. Плюс ко всему мы экономим на весе общего снаряжения (не нужен мерный стаканчик, весы). Мелочь, а приятно. А так же легко вести вычет веса израсходованных продуктов с каждого участника похода и видна оставшаяся весовая нагрузка по продуктам питания на них (на каждой фасовке указан вес продукта).

Поцветовка и поимённая подписка продуктов во-первых, позволила не перепутать продукты по заброскам и те продукты, что мы должны были нести с собой с нулевого горного дня. Во-вторых, обеспечило быструю расфасовку продуктов в поезде по мешкам забросок и в-третьих, в последующем удалось быстро и легко распределить продукты из заброски по рюкзакам участников похода.

Отдельно по продуктам:

Вафли с повидлом сохранились хорошо, в отличие от вафель «черноморские», которые мы брали в предыдущих походах, те ломались и крошились.

Макароны «паутинка» хорошо подходят для супа, они мелкие и варятся быстро.

Орехи и сухофрукты из яблок отличная корманная еда для переходов, одобрили все.

Из минусов:

Нехватка соли, вместо запланированных 20гр. на день, нужно планировать гдето 30гр.

Переизбыток приправы, вместо запланированных 12гр. на день, нужно планировать где-то 8гр.

Рекомендации участников похода:

Изменить расчёт сахара, вместо запланированных 1 дес.л. без верха на 1 чел., нужно планировать 1 дес.л. с верхом на 1 чел. (трудно насыпать без верха) и добавить на ударные дни ещё по 1 дес.л. с верхом на 1 чел., не только на вечер, а и на завтрак и на обед.

Вместо тушёнки брать сыровяленую или сырокопчёную колбасу и варить.

Раскладка питания

Сух.чер.

Суп (горох).

Соль. Приправа.

Сух.черные. Какао+сахар (доп.) Сгущ.мол.

3. (06.08) Пер.Азгек(1А)оз.Хаджибейское.

(4км)

Перловка. Сухомясо Соль. Приправа.

Баранки.Конфеты. Орехи.Сухофрукты Шок.батончики.

Суп (рыб.) Рыбная консерва.

(рис+пшено). Изюм.

Сгущ.мол. Соль.

Сахар. Халва. Компот+сахар (доп.) Сухофрукты.

4. (07.08)

(2А)-пер.БадукХутый (1А)верховье д.р.Бадук.

(6км.)

Чай+сахар. Печенье.

Конф. (5шт.).Орехи. Сухофрукты. Сыр.

Шок.батончики 2шт

Суп (рассол.).

7. (10.08)

Д.р.Бадук»Бадукские оз.»д.р.Теберда (переправа на пр. берег р.Теберда забрать заброску)

(9 км.)

Рыб.консерва.

Соль. Приправа. Сух.черные

10. (13.08)

Д.р. УллуМуруджу-подход под перевал.

(8км.)

Гречка.Сухомясо.

Соль. Приправа.

Сух.черные. Чай+сахар (доп.) Сух.белые.

11. (14.08)

Пер. Уллу-Муруджу (1Б)-ур.Рынджид.р.Даут.

Рис. Сгущ.мол.

Изюм. Соль. Сахар.

Чай+сахар. Баранки. Конфеты (5 шт.) Сухофрукты.

Сух.черные. Чай+сахар.

12. (15.08)

Ледник Даутпер.Даутская щель (2А*)-д.р.Нахар.

(10 км.)

(10 км.)

Суп (рассольник).

Соль. Приправа.

Сух.черные. Какао+сахар (доп.) Сгущ.молоко. Сух.белые.

14. (17.08)

Д.р.Индрюкой-

д.р.Актюбе -подход под ледник. (8 км.)

Перловка.Сухомясо.

Рис. Сухомясо.

Компот+сахар (доп.).

16. (19.08)

Днёвка. (Забрать заброску в а/л «Узункол»).

Гречка. Сгущ.мол.

Пер.Таллычат (2А)ледник Чунгурджарпер.ТБ (1А)-

д.р.Талычхан.

Орехи.

Сухофрукты. Сыр. Шок.батончики 2шт Курага.

Суп (харчо). 2 рыбные консервы.

Макароны. Тушёнка.

Сало. Чеснок. Сух.черные.

Картошка.Тушёнка.

Сух.черные.

Компот+сахар (доп.) Сухофрукты. Сух.белые.

20. (23.08)

Д.р.Уллу-Кампер.Хотютау (1Б)

Макароны.Тушенка.

Сухофрукты. Шок.батончики 2шт

Гречка. Сгущ.мол.

Соль. Сахар.

Компот+сахар (доп.) Сухофрукты. Сух.белые.

21. (24.08)

Траверс ледника

Азау Большой и Малый-»Приют-11»

(5 км.)

Сух.черные. Баранки.

Чай+сахар. Конфеты. Сухофрукты.

Суп (горох.) Сухомясо.

Сало.Чеснок.

Макароны.Тушёнка.

Соль. Приправа.

Сух.черные. Чай+сахар (доп.) Сух.белые.

22. (25.08) Подъём на

в. Эльбрус Зап.спуск до поляны Азау-пос.Терскол. (8 км.)

Изюм. Соль. Сахар.

Чай+сахар. Печенье. Конфеты(5 шт.) Сыр.Сухофрукты.

Колбаса.Чеснок. Сух.черные.

Гречка.Сухомясо.

Сух.белые

23. (26.08) Запасной день.

Рис. Сгущ.мол.

Соль. Сахар. Изюм.

Сало.Чеснок. Сух.черные.

Варки всего вместе.

Картошка-4р.(10 дес.л.на 1 чел.=55гр.)(55гр.х 7чел.=385гр. на 1 варку), 4р.х 385гр.=1кг.500гр.всего, (220гр.каждому).

Макароны мел.-22р.(20гр. на 1 чел.)(20гр.х 7чел.=140гр. на 1 варку), (для супа) 22р.х 140гр.=3080гр.всего, (440гр. каждому). Макароны-12р.(80гр. на 1 чел.)(80гр.х 7чел.=560гр. на 1 варку), 12р.х 560гр.=6720гр.всего, (960гр. каждому).

Овсянка-6р.(40гр. на 1чел.)(40гр.х 7чел.=280гр.на1 варку) 6р.х 280гр.=1680гр.всего,(240гр.каждому).

Перловка-4р.(50гр. на 1чел.)(50гр.х 7чел.=350гр. на 1 варку), 4р.х 350гр.=1400гр.всего, (200гр.каждому).

Гречка-10р.(50гр. на 1чел.)(50гр.х 7чел.=350гр. на 1 варку), 10р.х 350гр.=3500гр.всего, (500гр. каждому).

Рис-6р.( 50гр. на 1чел.)(50гр.х 7чел.=350гр. на 1 варку), 6р.х 350гр.=2100гр.всего, (300гр.каждому).

Дружба-5р.(рис-30гр.на 1чел.)(30гр.х 7чел.=210гр.на 1 варку),

5р.х 210гр.=1050гр.всего,(150гр.каждому)

Рис=2100гр.всего+рис «дружба»=1050гр.всего=3150гр.всего, (450гр.каждому) Пшено-30гр.на 1чел.)(30гр.х 7чел.=210гр.на 1 варку), 5р.х 210гр.=1050гр.всего,(150гр.каждому).

Макароны быстрого приготовления-1р.х 7чел.=7 шт. всего,

(1шт. каждому).

Суп (горох.)-4р.(1 брикет на 1 варку)=4 брикета всего.

Борщ-7р.(2 пакета на 1 варку)(7р.х 2пакета=14 пакетов всего.

Суп (харчо)-4р. (1 брикет на 1 варку)=4 брикета всего.

Рассольник-3р. (1 брикет на 1 варку)=3 брикета всего.

Рыбные консервы-5р.(1консерва на 1 раз)=5 банок всего.

Тушёнка-14р.(1 банка на 1 раз)=14 банок всего,(2 банки каждый).

Сухомясо каша-21р.+ Сухомясо суп-19р.=40р.(1,5дес.л. на 1 чел)(1,5х 7чел.=10,5дес.л. на 1 варку). 40р.х 10,5дес.л.=420дес.л.всего. Какао-2р.(1дес.л. с верхом на 1 чел.)(7дес.л. с верхом на 1 варку), 2р.х 7дес.л. с верхом=14дес.л. с верхом всего.

Кисель-3р.(1 брикет на 1 варку)=3брикета всего.

Чай-57р.(1 пакетик на 2чел.)(4 пакетика на 1 варку),

57р.х 4 пакетика=228 пакетиков всего, (32,5 пакетика каждому). Компот-9р.Сухофрукты для компота (3жмени на 1 варку),

9р.х 3 жмени=27 жмень всего.

Сухофрукты на руки-18р.(1 жменя на 1чел.)( 7жмень на 1 раз на всех),

18р.х 7жмень=126 жмень всего.

Итого: 27 жмень(для компота)+126 жмень на руки=153 жмени сухофруктов всего, (21 жменя каждому=250гр.)

Конфеты-18р.(3шт.на 1 чел.)(3шт.х 7чел.=21шт.на раз), 18р.х 21шт.=378шт.всего.

Доп.конфеты-9р.( .(2шт.на 1 чел.)(2шт.х 7чел.=14 шт.на раз),

9р.х 14шт.=126 шт.всего.

Итого: конфеты 378 шт.+доп.конфеты 126 шт.=504 шт.всего,

(72 шт. каждому).

Печенье-4р.(2шт.на 1чел.)(2шт.х 7чел.=14 шт на раз), 4р.х 14 шт.=56 шт. всего, (8 шт.каждому).

Вафли-3р. (1шт.на 1чел.)(1шт.х 7чел.=7 шт. на раз), 3р.х 7 шт.=21 шт. всего, (3 шт.каждому).

Баранки-13р.( 4 шт.на 1чел.)(4шт.х 7чел.=28 шт. на раз), 13р.х 28 шт.=364 шт. всего, (52 шт.каждому).

Сухари белые-17р.( 1 шт.на 1чел.)(1шт.х 7чел.=7 шт. на раз), 17р.х 7 шт.=119 шт. всего, (17 шт.каждому).

Сухари чёрные-57р.(25гр.на 1чел.)(25гр.х 7чел.=175гр. на раз), 57р.х 175гр.=9975гр.всего, (1425гр.каждый).

жменя=25 гр.)

Сыр-7р.(1 брикет на раз)=7 брикетов всего.

Изюм-10р.(1дес.л. на 1чел.)( 1дес.л.х 7чел.= 7 дес.л. с верхом на 1 варку), 10р.х7 дес.л. с верхом=70 дес.л. с верхом всего, (10 дес.л.каждому). Орехи-10р.(25гр. на 1чел.)( 25гр.х 7чел.= 175гр. на раз), 10р.х 175гр. = 1750гр. всего, (250гр.каждому).

дес.л. с верхом=25гр.)

Халва-6р.(0,5шт. на 1чел.)(3 шт.=0,5сникерса на раз).

6р.х3шт.=18шт.всего,(3шт. каждому, кроме Оли).

6р.х0,5 сникерса=3шт.всего, только для Оли.

Шоколадные батончики-11р.(0,5 шт. на 1чел.)(0,5х7чел.=3,5 шт. на раз).

11р.х3.5шт.=38,5 шт.всего, (5,5 каждому).

Сало-12р.(50гр. на 1 чел.)(50гр.х7чел.=350гр. на раз), 12р.х350гр.=4200гр.всего, (600 гр. каждому). Колбаса-11р.(50гр. на 1 чел.)(50гр.х7чел.=350гр. на раз), 11р.х350гр.=3850гр.всего, (550 гр. каждому). Чеснок-23р.(1зубчик на 1чел.)(7 зубчиков на раз),

23р.х 7зубчиков=161 зубчик всего, (23зубчика каждому).

Соль-73р.(20гр. на 1день)(23 дня х 20гр.=460гр.всего. Курага-2р.(1шт. на 1чел.)(7шт. на раз), 2р. х 7шт.=14шт. всего.

Приправа-60р.(12гр. на 3раза)(60р.:3раза=20 х 12гр.=250гр.всего. Сахар-чай-60р.(1дес.л. без верха на 1чел.)(7дес.л. без верха на раз), 60р.х7дес.л.=420дес.л.

каша-14р.( 4дес.л. без верха на 1 варку), 14р.х 4дес.л.=56 дес.л. всего.

компот-9р.(1дес.л. без верха на 1чел.)(7дес.л. без верха на раз), 9р.х 7дес.л.=63 дес.л. всего.

кисель-3р. (1дес.л. без верха на 1чел.)(7дес.л. без верха на раз), 3р.х 7дес.л.=21 дес.л. всего.

какао-2р. (1дес.л. без верха на 1чел.)(7дес.л. без верха на раз), 2р.х 7дес.л.=14 дес.л. всего.

Эльбрус-7 дес.л. без верха. сахар дополнительно на вечер-25р. (1дес.л. без верха на 1чел.) (7дес.л. без верха на раз), 25р.х 7дес.л.=175 дес.л. всего.

Итого сахара: 735дес.л. без верха х 8гр. (1дес.л. без верха=8гр)=5880гр.всего, (840гр. каждому).

Закупка продуктов на каждого участника похода.

Картофельные хлопья-220гр.

Макароны мел.(для супа)-440гр.

Макароны-960гр.

Овсянка (или 3Злака)-240гр.

Перловка-200гр.

Гречка-500гр. Рис-450гр.

Пшено-150гр.

Макароны быстрого приготовления-1 пачка.

Тушёнка-2 банки.

Изюм-10дес.ложек с горкой=125гр.

Халва-3шт.(Оле-3 сникерса).

Шок.батончики-5,5 шт.

Сало-600гр. (порезанное на 12 кусков).

Колбаса-550 гр.( порезанное на 11 кусков).

Чеснок-23 зубчика.

Сахар-820гр.

Сух.чёрные-1,5 буханки.

Сгущ.молоко-1 пакет.

Орехи-250гр.

Тара для упаковки: 5шт.-больших пластиковых бутылок .

5шт.-маленьких,чуть меньше 0,5л. пластиковых бутылок .

8шт.- коробок фальгированных из-под молока.

Дополнительно

Оля - Сухомясо-390дес.ложек(2730гр.)

Курага-14шт.

Вафли с повидлом-21шт.

Борщ-5 пакетов.

Суп (харчо)-2 брикета.

Суп (рассол.)- 2 брикета.

Рыб.консерва-1 банка.

Саша-Суп (горох)-4 брикета. Рыб.консерва-1 банка.

Виталик-Кисель-3 брикета.

Рыб.консерва -1 банка.

Володя- Суп (харчо)-2 брикета.

Сергей-Борщ-5 пакетов.

Приправа-250гр.

Дима-Сгущ.молоко-1 пакет.

Суп (харчо)-1 брикета.

Рыб.консерва -1 банка.

Валера-Соль-480гр.

Суп(рассол.)-1 брикет. Борщ-4 пакета.

Примечания

1.Макароны для супа «паутинка», из твёрдых сортов пшеницы группы А.

2.Остальные макароны тоже из твёрдых сортов пшеницы группы А.

3.Печенье брать где в пачке идет расфасовка по 8 шт., а не по 10шт.

4.Изюм чистый, без мусора, сухой, рассыпчатый.

5.Сыр брикетом фасованный, жирностью не менее 45-50.

6.Вафли с повидлом.

7.Баранки маленькие, толстенькие. 8.Сухари белые большого размера.

9.Чай не ниже среднего качества.

10.Чеснок зубчиками, не головкой.

11.Конфеты леденцы, больших размеров.

12.Орехи (миндаль, кешью, фундук, грецкие)

13.Сало не жёлтое, жевательное, свежее.

14.Тара для упаковки (пластиковые бутылки и коробки из под молока), чистые, сухие.

Безвесовой расчёт продуктов.

Готовая фасовка по варкам в пластиковые бутылки.

Макароны мелкие для супа-2черпака без верха на 1 варку.

Суп брикет-1 брикет на 1 варку.

Борщ-2пакета на 1 варку.

Чай-4пакетика на 1 варку.

Сгущ.молоко-0,5 пакета на 1варку.

Сухофрукты на компот-3 жмени на 1 варку.

Сухофрукты на руки -1 жменя на 1 человека на раз.

Печенье-2шт. на 1 человека на раз.

Вафли-1шт. на 1 человека на раз.

Сух.белые-1шт. на 1 человека на раз.

Сух.черные-1 жменя на 1 человека на раз.

Баранки-4шт. на 1 человека на раз.

13.Конфеты-3шт. на 1 человека на раз. доп.конфеты-2шт. на 1 человека на раз.

Халва-0,5 шт. на1 человека на раз.(кроме Оли). Сникерс-0,5 шт. на1 человека на раз.(для Оли).

Шоколадные батончики-0,5 шт. на1 человека на раз.

Сыр-1 брикет на 1 раз.

Орехи-2 дес.ложки с верхом на 1 человека на раз.

Сало-1 кусок(50гр.), нарезаны до начала похода.

19 Колбаса-1 кусок(50гр.), нарезаны до начала похода.

Чеснок -1 зубчик на1 человека на раз.

Тушёнка-1банка на 1 варку.

Рыб.консерва-1банка на 1 варку.

Сухомясо-10 дес.ложек с верхом на 1 варку.

Сахар-1 дес.ложка без верха на 1 человека на раз.

Сахар на кашу-4 дес.ложка без верха на1 варку.

Кисель-1 брикет на 1 варку.

Курага -1шт. на 1 человека на раз.

Изюм-по 7дес.ложек расфасованы в пищевой плёнке на 1 варку.

Какао- по 7дес.ложек расфасованы в пищевой плёнке на 1 варку

Несём с собой 0-7 горный день+23 запасной день.

Картошка-1р.(385гр.на 1варку).

Макароны мел.-7р.(140гр. на 1варку), 7р.х 140гр.=980гр.

(для супа) (2 черпака без верха на 1 варку).

Макароны-5р.(560гр. на 1варку), 5р.х 560 гр.=2800гр. Овсянка-2р.(280гр. на 1варку), 2р.х 2800 гр.=560гр Перловка-1р.(350гр.на 1 варку).

Гречка-4р. (350гр.на 1 варку),4р.х 350гр.=1400гр.

Рис-3р. (350гр.на 1 варку),3р.х 350гр.=1050гр.

«Дружба»- 1р.(420гр.на 1 варку).

Суп (горох.)-1р.(1 брикет на 1 варку).

Борщ-3р.(2 пакета на 1 варку), 3р.х 2пакета=6 пакетов.

Суп (харчо)- 1р.(1 брикет на 1 варку).

Рыб.консервы-1р. (1банка на 1 варку).

Суп (рассол.)- 1р.(1 брикет на 1 варку).

Тушенка-3 банки (1банка на 1 варку).

Сухомясо каша+сухомясо суп-10р.+7р.=17р.(10,5дес.л. на 1 варку),

17р. х 10,5л.=178,5дес.л.

Сгущ.молоко каша+какао-6р.+1р.=7р.(0,5 пакета на 1 варку), 7р.х0,5пакета=3,5 пакета.(брать 4 пакета ! -0,5 пакета) Какао-1р.(7дес.л. на 1 варку).

Кисель-2р. (1 брикет на 1 варку).

Чай-22р.(4 пакетика на 1 варку), 22р.х 4 пакетика=88 пакетиков чая. Сухофрукты на компот+на руки-3р.(3 жмени на 1 варку)+5р.(7 жмень на раз), (3р.х 3жмени=9жмень)+(5р.х7жмень=35жмень)=44 жмени всего.

Печенье-1р.(14шт.на раз)

Вафли-2р.(7шт. на раз), 2р. х 7шт.=14 шт.

Баранки-4р.(4шт.х 7чел.=28шт. на раз), 4р.х 28 шт.=112 шт. Конфеты+доп.конфеты-5р.(21шт.на раз)+2р.(14шт.на раз)= (5р.х 21шт.=105шт.)+(3р.х 14шт.=28шт.)=133шт.

Сух.белые-6р.(7шт. на раз), 6р.х 7шт.=42шт.

Сух.чёрные-20р.(175гр. на раз),20р.х 175гр.=3500гр.

Сыр-2р.(1 брикет на 1 раз), 2 брикета всего.

Изюм-5р.(7 дес.л. с верхом на 1варку), 5р.х 7 дес.л.=35 дес.л. с верхом.

Орехи-3р.(175гр. на раз), 3р. х 175гр.=525гр.

Халва-2р.(3шт.халвы +0,5 шт.сникерса на раз),(6шт.халвы+1сникерс всего).

Шоколадные батончики-(3,5шт. на раз), 4р.х 3,5шт.=14шт.

Сало-5р.(350гр. на раз), 5р.х 350гр.=1750гр.

Колбаса-3.(350гр. на раз), р.х 350гр.=1050гр.

Чеснок-8р.(7зубчиков на раз), 8р.х 7зуб.=56 зубчиков чеснока.

Соль-9р.(20гр.на день), 9р.х 20гр.=180гр.

Приправа-7р.(12гр. на 3 раза)=84гр.

Сахар-чай-22р.+компот-3р.+какао-1р.+кисель-2р.=28р.х (7дес.л. на раз)=196 дес.л.,каша-6р.=24 дес.л., доп. на вечер-8р.=56дес.л.

Итого: 276 дес.л. х 8гр.(1 дес.л.без верха=8гр.)=2208гр. всего.

Газ баллоны-14 шт. х 330гр.(1газ. Баллон=330гр.)=4620гр.

Общий вес заброски в упаковке:

24780гр .+ 8050гр. = 32830гр. + 4620гр. = 37450гр.

(сало+колбаса) (14 газ.балл.)

37450гр.:7 = 5350гр. каждому.

24780гр.-2500гр.(Оли)=22280гр.:6 (мужиков)=3713гр.(кажд. муж.) (Это без сала и колбасы).

Сало + колбаса=всего 8050гр.:7чел.=1150гр.

Итого: Оля:2500гр.+ 1150гр. =3650гр.+ 660гр. =4310гр.

(сало+колбаса) (2газ.балл.)

Мужики: 3713гр. .+ 1150гр. =4863гр.+ 660гр. =5523гр.

Красная заброска 8-15 горный день.

Картошка-2р.(385гр. на 1 варку), 2р.х 385гр.=770гр.

Макароны мел.-8р.( 140гр. на 1 варку), 8р.х 140гр.=1120гр.

(для супа)

Макароны-4р. ( 560гр. на 1 варку), 4р.х 560гр.=2240гр

Овсянка-2р. ( 280гр. на 1 варку), 2р.х 280гр.=560гр

Перловка-2р. ( 350гр. на 1 варку), 2р.х 350гр.=700гр

Гречка-2р. ( 350гр. на 1 варку), 2р.х 350гр.=700гр

Рис-2р. ( 350гр. на 1 варку), 2р.х 350гр.=700гр «Дружба»- 2р. ( 420гр. на 1 варку), 2р.х 420гр.=840гр Суп (горох.)-2р.(1 брикет на 1 варку), 2 брикета.

Борщ-2р.(2пакета на 1 варку), 4 пакета. Суп (харчо)- 1р.(1 брикет на 1 варку).

Суп (рассол.)- 1р.(1 брикет на 1 варку).

Рыб.консервы-2 банки, (1 банка на 1 варку).

Тушёнка-4 банки, (1 банка на 1 варку).

Сухомясо каша+суп-8р.+6р.=14р.х (10,5 дес.л. на 1 варку)=147 дес.л.

Сгущ.мол. каша+какао-4р.+1р.=5р.х (0,5пакета на 1 варку)=

2 пакета+0,5 пакета

Какао-1р.(7 дес.л. на 1 варку)

Чай-20р.(4 пакетика на 1 варку), 20р.х 4 пак.=80 пакетиков.

Сухофрукты на компот+на руки-3р.(3жмени на 1 варку)+7р.(7жмень на раз)= (3р.х 3жмени=9жмень)+(7р.х 7 жмень=49жмень)=58 жмень.

Курага-1р.(7шт. на раз).

Печенье-1р.(14шт. на раз).

Вафли-1р.(7шт. на раз).

Баранки-5р.(28шт. на раз), 5р.х 28шт.=140шт.

Конфеты+доп.конфеты-7р.х (21 шт. на раз)+3р.х (14шт.на раз)=189шт.

Сух.белые-6р.(7шт. на раз), 6р.х 7шт.=42 шт.

Сух.черные-20р.(175гр. на раз), 20р.х 175гр=3500гр.

Сыр-2р.(1брикет на раз).

Изюм-3р.(7дес.л. на 1варку).

Орехи-3р.(175гр. на раз),3р.х 175гр.=525гр.

Халва-2р.(3шт.халвы+0,5 сникерса на раз), 6 шт.халвы+1 сникерс всего.

Шоколадные батончики-3р.(3,5 шт. на раз), 3р. х 3,5шт.=10,5 шт.

Сало-4р.(350гр. на раз), 4р.х 350гр.=1400гр.

Колбаса-4р.(350гр. на раз), 4р.х 350гр.=1400гр.

Чеснок-8р.(7 зуб на раз), 8р.х 7 зуб.=56 зубчиков чеснока.

Соль-8р.х 20гр. на день=160гр.

Приправа-7р.х 12гр.=84гр.

Сахар-чай-20р.+компот-3р.+какао-1р.=24р.х (7 дес.л. на раз)=168 дес.л., каша-4р.х(4 дес.л. на 1варку)=16 дес.л., доп. на вечер-8р.х (7 дес.л. на раз)=56 дес.л.

Итого: 240 дес.л.х 8гр.=1920гр. сахара.

Газ.баллоны-14 шт.х 330гр.=4620гр.

Общий вес заброски в упаковке:

24527гр.+ 5950гр. + 4620гр. = 35097гр.

(сало+колбаса) (газ.балл.)

35097гр.:7человек=5013гр. на 1 человека.

24527гр.-2500гр.(Оли)=22027гр.:6 (мужиков)-3671гр.каждому муж.

Это вес без сала и колбасы.

Сало + колбаса:было всего 8050гр.-2450гр. «зелёной заброски»=5600гр.+350гр.(23 запасной день)=5950гр.(осталось всего сала и колбасы):7человек=850гр. каждому.

Оля: 2500гр. + 850гр. + 660гр. = 4010гр.

(сало + колбаса) (2газ. Балл.)

Мужики: 3671гр. + 850гр. + 660гр. = 5180гр.

Заброска 16-22 горный день.

Картошка-1р.(385гр. на 1варку).

Макароны мел.-7р. х (140гр. на 1 варку)=980гр.

(для супа)

Макароны-3р. х (560гр. на 1 варку)=1680гр.

Овсянка-2р. х (280гр. на 1 варку)=560гр.

Перловка-

Гречка-4р. х (350гр. на 1 варку)=1400гр.

Рис-1р.(350гр. на 1варку).

«Дружба»- 2р. х (420гр. на 1 варку)=840гр.

Суп (горох.)-1р.(1 брикет).

Борщ-2р.х (2пакета на 1 варку)=4 пакета.

Суп (харчо)-3р.(1 брикет на 1 варку), 3 брикета всего.

Суп (рассол.)- 1р.(1 брикет).

Рыб.консервы-2 банки (1 банка на 1 варку).

Тушёнка-7 банок (1 банка на 1 варку).

Сухомясо каша+суп-3р.+6р.=9р.х (10,5 дес.л. на 1 варку)=94,5 дес.л.

Сгущ.мол. каша-4р.х (0,5 пакета на 1 варку)=2 пакета.

Кисель-1р.(1 брикет на 1 варку)

Чай-18р.х (4 пакетика на 1 варку)=72 пакетика.

Сухофрукты на Компот + на руки-3р.х (3 жмени на 1 варку)+6р.х(7жмень на раз)= 51 жменя.

Печенье-2р.х (14 шт. нп раз)=58шт.

Баранки-4р. х (28шт. на раз)=112шт.

Конфеты+доп.конфеты-6р.х(21шт. на раз)+4р.х(14шт. на раз)=182 шт.

Сух.белые-5р.х(7шт.на раз)=35шт.

Сух.черные-17р.х (175гр. на раз.)=2975гр.

Сыр-3р.(1 брикет на раз), 3 брикета.

Изюм-2р.х(7 дес. л. на 1 варку)=14 дес. л.

Орехи-4р.х(175гр. на раз)=700гр.

Халва-2р.х(3шт. халвы+0,5 сникерса на раз)=6шт. халвы+1сникерс.

Шоколадные батончики-4р.х(3,5шт. на раз)=14шт.

Сало-3р.х(350гр. на раз)=1050гр.

Колбаса-4р.х(350гр. на раз)=1400гр.

Чеснок-7р.х(7 зуб. на раз.)=49 зубчиков.

Соль-7р.х 20гр.=140гр.

Приправа-7р.х 12гр.=84гр.

Курага-1р.(7шт.на раз).

Сахар-чай-17р.+кисель-1р.+компот-3р.=21р.х (7дес.л. на раз)=147дес.л. каша-4р.х (4дес.л. на раз)=16дес.л.

доп. на вечер-7р.х(7дес.л. на раз)=49дес.л. Итого сахара: 212дес.л.х 8гр.(1дес.л.без верха=8гр.)=1696гр.

Газ.баллоны 14шт.х 330гр.=4620гр.

Общий вес заброски в упаковке:

23801гр + 3500гр. + 4620гр. = 31921гр.

Смета расходов • Билеты:

«г.Гомель - г.Елец» = 99р.51коп.Бел.

«г.Елец - г.Невиномысск» = 2928р.60коп.Рос.

«г.Минводы - г.Елец» = 3101р.80коп.Рос.

«г.Елец - г.Гомель» = 97р.50коп.Бел.

Трансфер:

г.Невиномысск (ж/д вокзал) - д.р.Уллу-Муруджу - пос.Теберда + доставка 2-й заброски в а/л «Узункол» = 14000р.Рос. (за «бус») пос.Азау - г.Минводы = 5000р.Рос. (за «бус») • Пропуска в:

Погранзону = 1000р.Рос. (за всю группу)

Тебердинский государственный заповедник = 2700р.Рос. (с человека)

Хранение 2-й заброски в а/л «Узункол» = 2500р.Рос. (100р.Рос. 1место/сут.)

Спуск по канатной дороге от ст.»Гарабаши» до пос.Азау(3 линии) = = 800руб.Рос. с 1 чел.

Газовые баллоны «Kovea»(220гр.) 40шт. = 90р.Бел.

Закупка медикаментов = 108руб. (по 15р.50коп. с 1 чел.)

Приобретение составляющих ремнабора = 14руб. (по 2р. с 1чел.)

Список использованной литературы

Джулий А.В. «Высокогорные перевалы» -М.: Прест,2001.-408с.

Алексеев А.А., Гранильщиков Ю.В., Ифраимов В.Ю. и др. «Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу» -М.: ФиС, 1982.-191с., ил.-(По родным просторам).

Алексеев А.А. «Эльбрус и его отроги» М.: Издатель И.В. Балабанов,2002. - 176с.

Арсенин В.В. «От Маруха до Эльбруса» - М.: Издатель И.В.Балабанов, 2003 - 224с.

Арсенин В.В., Бондарев Н., Сергиевский Э. «Горные путешествия по Западному Кавказу» - 2-е изд. М. ФиС., 1976.

Волков Н.Н. «Спортивные походы в горах» - М.: ФиС, 1974.- 160 с., ил.

Попчиковский В.Ю. «Организация и проведение туристских походов» -

М.: Профиздат, 1087. - 224с. - (Б-ка самодеятельного туриста).

Никитин В. «100 туристских маршрутов по горному Ставрополью» - Ставропол., Кн.изд., 1971.- 192с.

«Теберда. Домбай. Архыз» Сост.: С.А.Хапаев. - М.: Проф-издат, 1989.- 256с. - (сто путей - сто дорог). • Отчёты Гомельских групп:

Отчёт IIк.сл. по Западному Кавказу - 1082г. под рук.: Зубрицкая Н.И.

Отчёт IIIк.сл. по Западному Кавказу - 1978г. под рук.: Хозеев Н.Н.

Отчёт Iк.сл. по Зап.Кавказу(Гвандра) - 1998г.под рук.: Тихоненко В.В.

Отчёт IIIк.сл. по Зап.Кавказу - 2000г. под рук.: Тихоненко В.В.

Использовались материалы сайта «Mountain.ru» (МКК. Горный туризм) и «т/к Вестра» - технические материалы, описания и публикации по спортивному туризму.