Автор: Светлана Будько, г.Королев

Отчет о прохождении горного маршрута 1 к.с. по Архызу (Западный Кавказ) совершенном группой турклуба «Вестра» (г.Москва) с 4 по 17 июля 2021 года

Справочные сведения

Проводящая организация: т/к Вестра (г.Москва, Студеный пр-д, 7 www.westra.ru)

Регион маршрута: Западный Кавказ, Архыз

Общие сведения:

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части, км (без коэф.1,2)

Продолжительность активной части

04-17.07.2021

Подробная нитка маршрута

Заявленная:

Дол.р. Архыз - пер.Речепста (1А) - пер.Мылгвал+пер.Агур+пер.Федосеева (1А) - Лунная Поляна - д.р.Дукка - пер.Надозерный (1А) - пер.Дукка Малый+пер.Дукка Северный (1А) - оз.Семицветное - пер.Аюлю+пер.Темир-Кулак+верш.Темир-Кулак (1А) - пер.Карасу + пер.Безымянный 1+пер.Безымянный 2 (1А) - оз.Белореченское - пер.Раздельный (1А) - оз.Бублик - пер.Дорбун (1А) - д.р.Бурная - пер.Браконьеров (1А) - д.р.Аманауз - д.р.Псыш - пер.Караджаш+вершМингикёльбаши (1А) - пер.Кель-Ауш (н/к) - Софийские озера - пер.Иркиз (1А) - д.р.София - пол.Таулу.

Заявленная (запасной вариант):

Дол.р. Архыз - пер.Речепста (1А) - пер.Мылгвал+пер.Агур (1А) - оз.Чилик - д.р.Запрудный - оз.Запрудное - пер.Архыз (1А) - пер.Баритовый (н/к) - пос.Архыз - переезд на конец дороги по д.р.Архыз - пер.Речепста-Пхия+пер.Ацгара Верхний (1А) - траверс Загеданского хр до пер.Упуп-Пхия (1А) - Загеданские озера - пер.Загеданский (1А) - д.р.Загеданка - пер.Сосновый-Загеданский+пер.Сосновый Урупский (1А) - оз.Кратерное - пер.Перестёжки (1А, в обход) - оз.2600 - траверс пер.Уруп-Загеданский+пер.Гагарина (1А) - пер.Кыртхуа (1А) - пер.Золотое Дно+пер.Сарастра (1А) - д.р.Ацгара - пер.Псыкела (1А) - оз.2600 - пер.Чилик (н/к) - д.р.Архыз

Пройденная:

Дол.р. Архыз - пер.Речепста (1А) - пер.Мылгвал+пер.Агур+пер.Федосеева (1А) - Лунная Поляна - переезд на конец дороги по д.р.Архыз - пер.Речепста-Пхия+пер.Ацгара Верхний (1А) - траверс Загеданского хр до пер.Упуп-Пхия (1А) - Загеданские озера - пер.Загеданский (1А) - д.р.Загеданка - пер.Сосновый-Загеданский+пер.Сосновый Урупский (1А) - оз.Кратерное - пер.Перестёжки (1А, в обход) - оз.2600 - траверс пер.Уруп-Загеданский+пер.Гагарина (1А) - пер.Кыртхуа (1А) - пер.Золотое Дно+пер.Сарастра (1А) - д.р.Ацгара - пер.Псыкела (1А) - оз.2600 - пер.Чилик (н/к) - д.р.Архыз - переезд на пол.Таулу - д.р.София - д.р.Гаммеш-Чат - пер.Кель-Ауш (н/к) - Софийские озера - рад. пер.Караджаш+вершМингикёльбаши (1А) - пер.Иркиз (1А) - д.р.София - пол.Таулу.

Причины изменений:

Изначально запасной вариант рассматривался на случай, если кому-то из участников не дойдет пропуск в погранзону. Поскольку группа наполовину состоит из граждан Беларуси, зона, куда требуется пропуск, значительно шире, чем для граждан России. Во все территории у югу от д.р.Архыз (кроме д.р.София) для иностранных граждан необходимы пропуска, а это 2/3 маршрута, и долины рек Дукка, Аманауз и Псыш по сведениям недавно ходивших там групп активно контролируются погранслужбой. Поскольку пропуск одного белоруса по почте так и не дошел (а его повторное оформление занимает 60 дней), было принято решение идти запасным вариантом (по хребтам к северу от д.р.Архыз).

Из запасного варианта мы исключили участок «оз.Чилик - д.р.Запрудный - оз.Запрудное - пер.Архыз (1А) - пер.Баритовый (н/к) - пос.Архыз» по причине того, что был риск не успеть к продуктовой заброске.

Поскольку после прохождения остальной части маршрута у нас оставалось в запасе три дня (т.к. мы сэкономили 2 дня за счет отсутствия участка ч/з пер.Баритовый, а также имелся запасной день), мы добавили концовку маршрута из основного плана, но с заходом из д.р.София, посетить которую можно без погранпропуска. Подъем к Софийским озерам был осуществлен по д.р.Гаммеш-Чат (как заявленный вариант срезок по долинам рек без перевалов), далее мы радиально сходили на пер.Караджаш и верш.Мингикельбаши, заявленные в основном варианте маршрута, и спустились также по заявленной концовке «пер.Иркиз (1А) - д.р.София - пол.Таулу». Таким образом из всех заявленных вариантов мы собрали наиболее полно и разнообразно прошли по району в условиях закрытых для нас Дуккинского массива и д.р.Псыш.

Обзорная карта маршрута (подробные карты см. в конце отчета)

Определяющие локальные препятствия

Вид препятств ия

Категория трудности

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т. п.)

Путь прохождения

Речепста (2892)

С юга на север

Агур+Мылгвал+Федосеева (2987)

С запада на юг

Связка пер.Речепста-Пхия+пер.Ацгара (до 2796)

С востока на север

Траверс

Траверс Загеданского хр от пер.Ацгара до пер.Уруп-Пхия(2646)

С востока на запад

Пер.Загеданский (2783)

С юга на север

Связка перевалов

Связка пер.Сосновый-Загеданский+ пер.Сосновый Урупский (2800)

Пер.Перестежки (2585)

Траверс

Траверс от пер.Уруп-Загеданский допер.Уруп-Загедан (до 2800)

Пер.Кыртхуа (2700)

Связка перевалов

Связка пер.Золотое Дно+пер.Сарастра (до 2740)

Пер.Псыкела (3050)

Пер.Чилик (2890)

С севера на юг

Связка перевал + вершина

Связка пер.Караджаш+верш.Мингикёльбаши (до 3271)

Рад. со стороны Софийских озер

Пер.Иркиз (2871)

С севера на юг

Итого: н/к - 1шт, из них перевалов - 1шт 1А - 13шт, из них: перевалов - 7шт связок перевалов - 4шт связок перевал+вершина - 1шт траверсов - 2шт

Участники похода

Сошла на 2-ой день маршрута

Зароченцев Илья Павлович

Сошел на 2-ой день маршрута

Отчет о походе находится в библиотеке т/к «Вестра», а также у руководителя похода. Фотоматериалы находятся у руководителя и каждого участника в личном пользовании. Электронная версия отчета находится на сайте т/к Вестра, треки тут https://nakarte.me/m=13/43.65024/41.05093&l=O/Wp&nktl=5kwr910RXjihL8amySUIow. За более подробными фотоматериалами можно обращаться к руководителю похода.

Выпускающая организация: ФСТ-ОТМ, код 177-00-56666552.

Описание маршрута

Общие сведения

Архыз - классический район УТП и первых горных походов.

Поход является учебным, итоговым после прохождения участниками школы НУ. Поэтому главной целью являлась отработка полученных знаний на практике: движение по разным покрытиям и видам рельефа, перевалы 1А категории и т.д. Архыз имеет довольно большое разнообразие: трава, осыпи, скальные выходы. В первой половине июля ещё есть снежники, но по нашему маршруту все они уже проходимы для новичков без веревок. Кроме того, в районе очень красиво, так что вторая наша цель - эстетическая - тоже была полностью удовлетворена.

В процессе подготовки нами были изучены отчеты по району. Ходят здесь часто, поэтому недостатка в свежих отчетах нет, что очень повышает безопасность и предсказуемость маршрута. Помимо обязательного снаряжения, которое нужно для прохождения этих перевалов (палки, ледорубы в снежное время, горные ботинки и т.д.) мы дополнительно брали обвязки, карабины и веревки на случай необходимости подстраховки (ведь это первый горный поход для большинства), а также для проведения учебных занятий.

Для прохождения было разработано два маршрута: запасной проходил по местам, где не нужен погранпропуск на случай, если кому-то он прийти не успеет. Так, в итоге, и случилось, но благодаря наличию запаса мы смогли пройти отличный маршрут, не менее интересный, чем основной.

Поскольку район компактный, было множество вариантов срезок и схода с маршрута, что также важно для безопасности.

Полезные сведения

1. Подъезд-отъезд. До пос.Архыз и т/б Романтик можно добраться рейсовым автобусом . Ходят они из Пятигорска (ч/з Минводы), Кисловодска (ч/з Ессентуки), Невинномысской, Ставрополя, Черкесска и Зеленчукской. Подробное расписание с номерами тел водителей есть тут www.arhyz-resort.ru/bus/

Мы добирались заказным микроавтобусом со ст.Невинномысская, совместно с группой Бочагина Михаила (т/к Абрис, Королев). В пути 2ч15м. По пути по просьбе остановились в МЧС для продуктовой заброски (во время пути не учтено).

Для переезда между Лунной Поляной и мостом на конце дороги (в середине маршрута), а также с того же конца дороги до пол.Таулу пользовались местными таксистами.8-988-715-3224 Рустам (у него внедорожник на 4-5 мест) - знает других водителей 8-928-028-5469 водитель с обычной легковой машиной, доехал до пол.Таулу 8-938-030-6236 Дахир (тоже с легковой)

1. Погранзона. Вне погранзоны на Архызе целиком для всех - хребты Абишира-Ахуба и Загеданский хребет, а также д.р. София.

Для российских граждан: по закону пропуск нужен только в 5-км полосу. На самом деле она бывает чуть больше 5км:

по Дуккинскому массиву начинается южнее пер.Дорбун (т.е. на пер.Браконьеров и все южнее нужен пропуск, на Дурицкого обычно говорят, что тоже нужен)

по д.р.Псыш: погранбаза находится в 5км ниже по теч. от устья р.Аманауз, по факту пропуска требуют у всех, кто идет выше из базы

по Софийскому массиву: южнее г.София (т.е. пер. Иркиз, Столичный не входят, а Ак-Айры, Холодовского - входят).

Для иностранцев (в т.ч. белорусов, украинцев, казахов и т.д.). Пропуск нужен на всю погранзону, это д.р.Дукка и почти весь Дуккинский массив (все перевалы южнее пер.Карачайка), д.р.Псыш (зона начинается ниже погранзаставы, ) и Софийский массив. Д.р. София открыта для посещения для всех.

Для получения пропуска надо отправить заполненное заявление в погрануправление КЧР (pu.kcherkes@fsb.ru). Актуальные телефоны и пр. сведения есть на сайте ФСБ http://ps.fsb.ru/fps/department.htm. Заявление можно найти там же. Оно обязательно должно быть подписано (т.е. вы отправляете сканы или фото, прилагая паспорт). В ответ всегда пишут, что заявление принято (или что надо переделать), если ничего не написали - шлите снова.

Срок рассмотрения - 15 рабочих дней для граждан РФ (то есть по факту почти месяц) и 30 рабочих - для иностранцев (то есть по факту - полтора месяца). Далее пропуск высылается почтой Росси на указанный вами адрес. Можно и забрать лично в Черкесске в погрануправлении. Но работает оно с 8 до 17 и только по будням. Также можно сделать пропуск через госуслуги (меньше вероятности, что потеряется).

Оформление пропуска бесплатно для всех, можно делать сразу на год.

Если пропуск утерян, восстановить его невозможно, никакой электронной базы нет, только заново подавать и ждать месяц-два!

ПСО и МЧС. База расположена между пос.Архыз и Лунной Поляной. Регистрация групп - только онлайн. На базе можно бесплатно оставить заброску.

Заповедные зоны на хр.Абишира-Ахуба и Загеданском, а также Дуккинском и Софийском массивах отсутствуют. Заповедник начинается восточнее пер.Софийское седло, офиц.разрешения на посещение не выдают, в д.р.Кизгыч стоят смотрители.

Запасные варианты маршрута

Запасной вариант описан на стр.3 (глава 3.4), также запасными и аварийными сходами заявлялись выходы по долинам рек.

Изменения маршрута и их причины

Эти сведения также подробно описаны на стр. 4 данного отчета (глава 3.4).

График движения

ЧХВ/ ГХВ

Препятствия, их трудность

Метеоролог. условия

Д.р.Архыз до взлета к п.Речепста

4,0

6,3

2ч18м/ 4ч15м

М.п.н. - оз.Подскальное - пер.Агур+Мылгвал+Федосеева-

Лунная Поляна - (автопереезд до конца дороги вдоль д.р.Архыз)

10,2 (пеш)

4ч12м/ 7ч15м

пер.Агур+Мылгвал+Федосеева (1А, 2987)

Ясно/облачно/ дождь

М.п.н. - пер.Речепста-Пхия + пер.Ацгара Верхний - оз.Медвежье

11,7

5ч09м/ 8ч50м

Св. пер.Речепста-Пхия (2796) + пер.Ацгара Верхний (1А, 2726)

Перем. облачность

М.п.н. - траверс Загеданского хр. до пер.Уруп-Пхия - Загеданские озера

8,9

3ч20м/ 5ч35м

траверс Загеданского хр. до пер.Уруп-Пхия (1А, 2646)

Ясно

М.п.н. - пер.Загеданский (1А, 2783) - д.р.Загедан - под пер. Сосновый-Загеданский

9,6

5ч13м/ 9ч10м

пер.Загеданский (1А, 2783)

Ясно

М.п.н. - пер.СосновыйЗагеданский + Сосновый Урупский - оз.Кратерное - пер.Перестёжки - оз.2600

6,3

4ч40м/ 7ч10м

Связка пер.Сосновый-Загеданский + Сосновый Урупский (1А, 2800) пер.Перестёжки (1А, 2585)

Ясно/облачно

М.п.н. - траверс хр. от пер.Уруп-Загеданский до пер. Уруп-Загедан - пер.Кыртхуа - пер.Золотое Дно+Сарастра - д.р.Ацгара

14,4

5ч30м/ 8ч12м

траверс Уруп-Загеданского хр(1А, до 2800) пер.Кыртхуа (1А, 2850) св.пер. Золотое Дно(2740)+Сарастра (1А, 2700)

Ясно, дождь после обеда

М.п.н. - пер.Псыкела - оз.2600

5,8

4ч00м/ 7ч25м

Пер.Псыкела (1А, 3050)

Облачно, дождь

М.п.н. - пер.Чилик - д.р.Архыз - (автопереезд на пол.Таулу) - д.р.София до устья р.Гаммеш-Чат

16,5(пеш)

4ч22м/ 10ч20м

Пер.Чилик (н/к, 2890)

М.п.н. - д.р.Гаммеш-Чат - Софийские озера

6,4

4ч35м/ 7ч45м

Ясно

М.п.н. - пер.Караджаш+ верш.Мингикёльбаши (рад.) - пер.Иркиз - д.р.Ак-Айры до устья

4,4+

2,4 рад

5ч50м/ 9ч25м

пер.Караджаш+в.Мингикёльбаши (1А, 3271) пер.Иркиз (1А, 2871)

М.п.н. - Софийские вдп (рад) - пол.Таулу

9,5+

3,0 рад

3ч30м/ 7ч00м

Итого

126,5

* - километраж в скобках дан без коэффициента 1,2, по почищенным трекам навигатора

** - подъемы и спуски посчитаны по навигатору по почищенным трекам, на радиальных выходах учтены в одну сторону подъем, в другую - спуск ЧХВ указано только в движении, без учета привалов и обедов, ГХВ - от старта места ночевки до места ночевки

Техническое описание прохождения группой маршрута

4 июля. День 1. 4,0км, +519м, -185м

5.00 - выезжаем со ст.Невинномысская, по дороге заезжаем в Черкесск за остальной частью группы.

7.50-8.16 - в МЧС. Оставляем заброску

8.43 - доехали до конца дороги вдоль р.Архыз (у моста). Перепаковываемся и выходим. Погода шикарная!

1.1 группа перед стартом маршрута

9.25 - 9.50 (10.00 - время по последнему)- ходка 1. Широкая дорога на склоне

г.Пастбищная, вначале довольно большой уклон (фото 1.2).

10.20 - 10.35 (11.05) - ходка 2. Уклон уже поменьше

11.05 - 11.25 (11.40) - ходка 3. Встречаются пасущиеся коровы. Пастбищная ведь гора!

11.50 - 12.15 - ходка 4. Набрали нужную высоту на сегодня и идём траверсом по склонам, свернув на тропу (фото 1.3). Троп очень много параллельных, натоптано животными. Можно и дальше по широкой дороге, но тогда будет лишний набор высоты.. 12.30 - 13.00 - ходка 5. На osm нарисована тропа на траверс, но в реальности попасть на неё сложно, т.к. все протоптанные выглядят одинаково. Впрочем, всё равно они ведут туда же.

13.10 - нашли место под палатки, ставимся (фото 2.2). Прямо хороших мест нет, но с небольшим уклоном можно найти. Сегодня день акклиматизации, так что идем немного. Моросит дождь, но быстро проходит.

14.10 - обед.

15.00 - 16.20 - занятия по переправам. Отработали и бревно, и выпуск лидера, и немного навесную успели (фото 1.4 и 1.5).

16.20 - начался ливень и загнал нас под тент. Прямо ливнище!

18.40 - ужин. Пока ещё все наетые, и кушать много не хотят

19.45 - чай и по палаткам спать. Подъем-то сегодня был ранний, и завтра такой же.

1.2 начало подъема по склонам г.Пастбищная

1.3 траверс г.Пастбищная

1.4 учебное занятие по переправам

1.5 учебное занятие по выпуску лидера на переправе

5 июля. День 2. 7,1км, +1084м, -694м

05.00 - дежурные кричат подъем, а на улице дождь.

5.30 - завтрак.

6.36 - дождь временами стихает и потом снова усиливается, а перевал иногда затягивает.

Надеемся, что сейчас перестанет, так что немножко ждём.

07.15 - вроде почти стихает, собираем палатки.

7.45 - 8.05 - ходка 1.Спустились к р.Архыз в место предполагаемого брода. Берега здесь обрывистые, надо аккуратно искать место спуска.

8.05 - 8.35 - брод. Река узкая, но по камням перейти сложно для новичков. Идем в бродовой обуви по одному. По сути надо перейти один участок около метра шириной, вода ниже колен, но течение сильное (фото 2.1).

2.1 брод р.Архыз

8.35 - 8.55 (9.10) - ходка 2. Вылазим с бортовых склонов реки.

9.20 - 9.40 (10.10)- ходка 3. Сначала шли траверсом, а потом начали набирать в сторону перевала.

Перевал Речепста (1А) от д.р.Архыз до оз.Голубое

Д.р.Архыз - д.р. Кызылчук

5 июля 2021с Ю на С

т/к Абрис г.Королёв от 5 июля 2021г. Руководитель Бочагин М., 1 к. с.,

Северный склон, от д.р.Архыз

Травянистый склон, от коша до перевала тропа

3ч23м/4ч10м

Спуск на Ю до оз.Подскальное

Травянистый склон, без тропы

0ч20м/0ч20м

Спуск далее до оз.Голубое

Травянистый склон, участок резкого обрыва с крутой тропой

0ч30м/0ч30м

2.2 путь 1-ого и утра 2-ого дня в д.р.Архыз и склонах г.Пастбищная

2.3 перевал Речепста с южной стороны

10.15 - 10.40 (11.17) - ходка 4. Пошел хороший набор на перевал (фото 2.3). По сути под Речепстой один огромный перевальный взлет, который начинается прямо от речной террасы. Параллельно замечаем группу Миши Бочагина (т/к Абрис), с которыми мы вместе забрасывались к старту маршрута. Вчера должны были встретиться, но поскольку они вышли сильно позже нас (ходили делать заброску), потом в дожде нас не заметили и прошли дальше на ночевку ближе к кошу. Ну, или мы встали раньше J

11.35 - 11.55 (12.12) - ходка 5. Подрезаем тропу, которая идет со стороны коша и пер.Речепста-Пхия.

12.22 - 12.45 зашли на перевал Речепста (фото 2.5-6). «Немножко» ветрено. Дождя нет, но облако сидит. На самом перевале собрались все в кучку в облаке и съели перевальную шоколадку. Некоторые приятно удивлены, что такая существует!

Здесь одна из участниц, Соня, решает всё же идти вниз. Оба дня ей давались очень тяжело, разгружать рюкзак не помогало. В сопровождении Ильи они отправились вниз по известной дороге. У ребят осталась палатка и еда, чтобы спокойно дойти до цивилизации.

2.4 погодка не радует :)

2.5 туманный перевал Речепста

2.6 группа на пер.Речепста

2.7 спуск к озеру Подскальному

2.8 вид от оз.Подскальное на пер.Семнадцати

2.9 спуск к оз.Голубому

13.20 выходим с перевала. Ходка 6. Вокруг совсем другие пейзажи, рододендрон, озера внизу... Настроение сразу улучшилось!

13.40 - дошли до оз.Подскальное. Отсюда начинаются подъемы на пер. Семнадцати Северный и Южный. Озеро очень красивое, а с налетающими облаками похоже на какую-нибудь Норвегию. Так нам показалось J Обед (фото 2.7-8).

2.10 над оз.Голубое

14.15 - 14.45 - ходка 7. Тропа среди камней, травы и рододендрона. С озерной ступени идет резкий сброс к нижнему озеру, страховка палками (фото 2.9-10). 14.45 - оз.Голубое (или Глубокое). Лагерь Миши уже стоит, ну и мы тоже свой ставим.

Холодно, периодически моросит.

17.00-17.40 - снежные занятия. Вспомнили (а кто-то и поучился), как зарубаться и тормозить. Поначалу казалось, что холодно - но все быстро согрелись! Занятие вел Миша Бочагин - он инструктор, у нас и было запланировано взаимодействие (фото 2.11).

2.11 снежные занятия

6 июля. День 3. 6,3км, +205м, -448м

3.1 утро с видом на д.р.Кызылчук

3.2 вид на восточную сторону пер.Кынхара

3.3 прощальное фото с группой Миши Бочагина (т/к Абрис, г.Королёв)

3.4 встреча с группой Насти Зыковой (т/к Вестра)

7.50 - радиальный акклиматизационный выход на соседние озера и пер.Кынхара. У реки встречаем группу Насти Зыковой - они тоже собираются выходить на этот перевал, но с рюкзаками.

Вокруг очень красиво, рододендрон цветет, погода ясная. Народ наслаждается прогулкой без рюкзаков. Сегодня никуда не спешим. На другой стороне озера есть водопад, а выше в сторону перевала - ещё одно озерцо 10.30 - в лагере. Собираем палатки.

11.15 - 11.40 - ходка 1. Хорошая набитая тропа вдоль р.Кызылчук. Далее приваливаемся у реки на обед.

13.10 - 13.58 - ходка 2. Очень бодро почесали после супа! Да и дорога хороша. В одном месте пересекли небольшой снежник, в остальном - тропа.

3.5 поворот в д.р.Кяфар

14.10 - ходка 3. Поворачиваем в д.р.Кяфар, вначале резкий набор, далее очень полого и постепенно.

14.20 - 14.35 - брод р.Кяфар. Река разделяется здесь на рукава, глубина ниже колена, течение не слишком бурное. Кто пониже (Полина и Оля) - переходят стенкой, остальные по одному.

3.6 брод самых маленьких девочек через р.Кяфар

15.00 привал у озера Кяфар. Здесь тоже можно перейти реку в самом устье, это сделать даже проще, чем там, где переходили мы. Решаем на противоположной стороне сделать стоянку.

15.10-15.30 - ходка 4. По восточному берегу обходим озеро и встаем на южном берегу. Мест очень много, ровно и красиво.

3.7 на южном берегу оз.Кяфар

3.8 место стоянки на северном берегу Кяфара

7 июля. День 4. 10,2км, +960м, -1056м

5.30 подъем.

6.00 завтрак. Погода радует. Малооблачно и солнышко, но оно ещё до нас не дошло.

7.40-8.10 - выходим на перевал Мылгвал. Ходка 1. Наконец показалось солнышко!

8.20-8.36 - ходка 2. Видны перевалы 17 и 17 Южный (фото 4.1-2).

4.1 вид на пер.Семнадцати и Семнадцати Южный

4.2 поближе вид на Семнадцати (справа) и Семнадцати Южный (слева)

8.36 - остановились глянуть пещеру, куда уходит поток р.Кяфар. Эта необычная река берет начало здесь в оз.Провальное и вытекает наружу только у оз.Кяфар. Поток сумасшедший, залезть в пещеру нереально, эх. Но очень красиво, и рядом отличные места стоянок (фото 4.4).

4.3 на первой террасе, вид на оз.Кяфар

0ч47м

Пер.Мылгвал - до взлета пер.Агур

0ч30м/0ч30м

9.20-10.07 - ходка 3. Зашли на перевал Мылгвал. Путь - обходим с севера озера, с юга слишком круто. Здесь начинается курумник, местами участки нерастаявших снежников.

4.5 терраса над оз.Провальное

4.6 путь на пер.Мылгвал

4.7 путь подъема на пер.Мылгвал

4.8 курумник над оз.Подскальным

4.9 на перевале Мылгвал

10.37-11.07 - ходка 4. Небольшой сброс, потом снова начинается набор. Склоны травянистые, много камней, на взлете начинается курумник, но с тропой. На озерах чуть ниже тоже можно встать, но виды тут не такие красивые, как на подъеме к Мылгвалу.

11.15-11.30 - ходка 5. Зашли на перевал Агур. Обед

Записки не нашли

4.12 вид на пройденный путь с пер.Мылгвал на Агур

4.13 траверс снежника на пер.Федосеева

12.25-12.35 - ходка 6. Траверс на пер.Федосеева. Здесь продолжается тропа по осыпи, между перевалами снежник, где мы тропим свою. Склон довольно крутой, страхуемся ледорубами

Перевал Федосеева (1А) от пер.Агур до д.р.Архыз

Д.р.Кяфар Южный - д.р.Архыз

Осыпной

7 июля 2021с С на Ю

т/к Вестра г.Москва от 4 июля 2021г. руководитель Зыкова А., 1 к. с.,

4.14 на перевале Федосеева, вид на запад

12.50-13.05 - ходка 7. Спуск на юг довольно крутой, идет тропа по осыпи, но местами очень скользко и проще обойти по камням. Здесь легко сыпятся камни из-под ног, так что стараемся не растягиваться

13.15-13.45 - ходка 8. За осыпью начинается трава, тропа четкая

14.10-14.35 - ходка 9. Тут уже выходим на широкую дорогу, при желании какой-нибудь уазик сюда заедет.

14.45-14.55 - ходка 10. Подошли к канатке. Летом она работает, всё цивильно, но билет на спуск можно купить только внизу. Отправляем руковода за билетами, разрешили съездить за ними бесплатно. Спуститься можно, конечно, и пешком, но слишком большой сброс за раз выходит, коленки не радуются.

15.35 - привезли билеты и поехали вниз. А там хычины и прочие радости жизни!

16.15-18.05 - часть группы ходит за заброской на МЧС, это 2,5км в одну сторону, ну а остальные пока ищут машину до конца дороги. Местные здесь есть, и найти на небольшое расстояние совсем не проблема.

18.15-18.30 - около 10км проезжаем по долине почти до моста (конца дороги). Почти - потому что увидели отличное место ночевки и там остались. Лес, костер и вообще всё прекрасно!

4.15 приехали в лагерь на р.Архыз

8 июля. День 5. 11,7км, +1126, -369м

6.00 подъем.

8.10-8.45 - ходка 1. Идём по знакомой уже д.р Архыз по склону г.Пастбищная, повторяя пока трек первого дня, ибо по-другому на Загедан нам не попасть.

8.55-9.20 - ходка 2.

9.26-9.50 - ходка 3.

10.10-10.40 - ходка 4. Уже прошли место поворота первого дня, двигаемся по дороге в сторону коша.

11.00-11.25 - ходка 5. Перешли вброд р. Архыз. Здесь она мелкая, можно даже перепрыгнуть по камням. На броду стоит кош, жилой и с коровами.

11.35-12.10 - ходка 6. На другом берегу продолжается дорога, переходящая в тропу, ходка почти ровная. Добираемся до развилки долины на пер.Чилик и Речепста-Пхия и встаем на обед.

5.1 вид д.р.Архыз

0ч45м/1ч00м

Траверс от пер.Речепста-Пхия пер.Ацгара Верхний

до

На перевале небольшой снежник, далее тропа по крутому травянистому склону

5.2 финальный подъём на пер.Речепста-Пхия

5.3 на пер.Речепста-Пхия, вид на восток

13.50-14.20 - ходка 7. По камням переходим совсем уже мелкую тут р.Архыз и начинаем подъем на пер.Речепста-Пхия.

14.35-14.50 - ходка 8. Зашли на перевал. Склоны довольно пологие, идет несколько ступеней. На самом перевале снежник с маленьким карнизом, но на него ходить не обязательно. Записки в туре не оказалось - ну, мы написали свою. Все довольны, что нудный подъем, наконец, закончился, и мы пришли в новый район!

5.4 группа на пер.Речепста-Пхия

15.05-15.25 - ходка 9. Траверс до пер.Ацгара Верхний. Тут уже набитая тропа, и виды на долину Пхии потрясающие. Вообще если идти перевал насквозь, то спуск по траве будет очень крутым, и троп туда нет.

Перевал Ацгара Верхний (1А) от пер.Речепста-Пхия до оз.Медвежье

Д.р.Пхия-д.р.Ацгара

Ю - травянистый, С - травянисто-скально-осыпной

8 июля 2021с Ю на С

т/к Абрис г.Королёв от 8 июля 2021г. Рук. Бочагин М., 1кс

Траверс от пер.Речепста-Пхия пер.Ацгара Верхний

до

На перевале небольшой снежник, далее тропа покрутому травянистому склону

Спуск до оз.Медвежье

Травянистый с частыми выходами скал, возле озера курумник

1ч00м

16.00-17.00 - ходка 10. Сразу с перевала идет небольшой уступ на полку, где сохранились остатки снежника. Здесь начинается спуск к озеру. Тропа на карте нарисована по восточному берегу, в реальности её нет и везде заросли рододендрона. Сверху кажется, что спуск западнее положе, поэтому мы решили попробовать так. На деле он хоть и короче, но там много скальных выходов и крутых участков, приходилось даже поддерживаться за кусты. Внизу выходит каменная река и далее по всему южному берегу курумник из огромных валунов. Идти не удобно, приходится перелазить. Мы пробовали и по верху, и у воды, но примерно одинаково не очень. При взгляде от озера уже видно, что правильный путь - через северный и западный берега.

17.00 - стоянка на оз.Медвежье (восточный берег, места довольно много).

5.5 спуск к озеру Медвежье

5.6 склон с рододендроном

5.7 курумник на южном берегу

5.8 лагерь на оз.Медвежье

9 июля. День 6. 8,9км, +468м, -474м

8.05-8.35 - подъем обратно на пер.Ацгара Верхний. Теперь обходим озеро с юга и запада, так проще.

8.45-9.20 - ходка 2. Траверсом по тропе дошли до пер.Пхия-Ацгара Восточный. Виды шикарные, идти легко, красота!

9.35-10.00 - ходка 3. Дошли до ещё одного перевала, с туром. Но название не известно, и записки нет. Ну, мы положили свою.

10.05-10.40 - ходка 4, до пер.Уруп Пхия. Погода шикарна, валяемся с видами, по ходу дела решили ещё и заобедать тут.

6.1 траверс Загеданского хребта

6.2 продолжение траверса

6.3 солнечные ванны на пер.Уруп-Пхия

Перевал Уруп-Пхия (1А) от оз.Медвежье до Загеданского пятиозерья

Д.р.Пхия-д.р.Ацгара

9 июля 2021с В на С

т/к Вестра г.Москва от 3 июля 2021г. Рук. Данилина А., 1кс

ЧХВ/ГХВ

Подъем от оз.Медвежье до пер.Ацгара Верхний

Скально-травянисто-осыпной

1ч05м/1ч15м

6.4 спуск к Загеданскому пятиозерью

6.5 вид на озера и пер.Загеданский

12.25-13.40 - ходка 5 и 6. Спускаемся с хребта к Загеданскому пятиозерью. Пологий травянистый склон, множество мест для палаток на любом озере. Мы же подымаемся к самому верхнему, под Загеданский перевал. Оно не верхней террасе, чтобы попасть туда, нужно взобраться по крутому травянисто-скальному склону. В солнце хорошо, а вот по дождю, может, и перила понадобятся, ну или хорошая техника.

Наверху у озер даже есть снег, но красивее! И места есть под один лагерь как раз.

6.6 путь к верхнему Загеданскому озеру (место стоянки)

10 июля. День 7. 9,6км, +659м, -690м.

8.00-8.35 - ходка 1. Подымаемся до ложной седловины пер.Загеданский. Склон травянистый, с выступами скал, но всё просто.

8.50-9.35 - радиально ходим по хребту на запад, посмотреть на озера Шхуанты. Они расположены на террасе, так что видно только сверху. Очень красиво! Но попасть туда можно только через перевал 1Б, нам пока недоступный, эх. Подъема же из д.р.Загеданка нет вообще.

9.43 - на перевале Загеданский, 1А*.

7.1 вид на Загеданское пятиозёрье с подъема на пер.Загеданский. На ближайшем берегу место ночевки

7.2 радиалка по хребту к западу от пер.Загеданский

т/к Горная пацанва г.Донецк от 7 июля 2021г. Рук. Петрень А., н/к

Подъем от озера до седловины

0ч35м

Спуск до конца снега и сыпухи

Мелкая осыпь, участок крутого снежника (страховка ледорубом на три такта), далее снова осыпь

1ч10м

Спуск до поворота д.р.Загеданка

7.4 перевал Загеданский, вид на Загедан-скалу

7.5 начало спуска на С сторону пер.Загеданский

10.00-11.10 выходим на спуск в д.р.Загеданка. Начинается крутой мелкой осыпью в кулуаре, далее очень длинный снежник. Лучше достать ледоруб сразу, перед снегом особо негде это делать. Идем на три такта, страхуясь ледорубом, первый бьет ступени. Как только кулуар расширяется, а склон становится немного положе, уходим на правый борт на сыпуху, там появляется тропа.

11.35-12.25 - ходка 3. Осыпь закончилась, травянисто-скальные склоны. Доходим до поворота долины, делаем привал на обед. Мы не стали спускаться на самое дно к реке, а на повороте пошли траверсом по козьим тропам на правый борт. Так можно пройти, не теряя высоты. Троп очень много, но все они овечье-козьи, человеческой мы не нашли.

7.6 спуск на три такта

7.7 путь спуска

13.00-13.30 - ходка 4, в сторону коша. Идти не просто, т.к. тропа очень узкая, а склон крутой.

13.45-14.20 - ходка 5

14.35-15.00 - ходка 6. Набрали немного высоты, т.к. тропа увела ниже, дальше будет сложно пересечь ручей под г.2885. Склоны очень крутые, лучше подрезать нужную тропу раньше.

15.20-15.55 - ходка 7. Благополучно пересекли ручей, а ниже виднеются отвесные берега.

7.8 северная сторона пер.Загеданский

7.9 траверсы по козьим тропам

7.10 и виды с ночевки

16.10-17.10 - ходка 8. Огибаем боковые отроги Загеданского хребта и встаем на озере под пер.Сосновый Урупский. Вообще-то там было огромная отара овец, но добрые пастухи всех их угнали домой, ура! Озеро - просто лужа по факту, но ничего другого тут нет, да и устали все уже, день насыщенный.

11 июля. День 8. 6,3км, +668м, -546м

8.05-8.25 - поднимаемся на пер. Сосновый Загеданский. Травянистый взлет, кажется крутым, но на самом деле очень быстрый. На перевале тур и вид на озеро по ту сторону. А сосен нет, обманули.

Перевал Сосновый Загеданский (н/к) от д.р.Загеданка до взлета на пер.Сосновый Урупский

Д.р.Загеданка-д.р.Сосновая

11 июля 2021с Ю на С

т/к Горная пацанва г.Донецк от 6 июля 2021г. Рук. Петрень А., н/к

Подъем от озера до седловины

Спуск до озера на С

0ч25м

8.35-9.00 - ходка 2, спуск по траве, встаем невдалеке от озера. Судя по отчетам, оно может полностью пересыхать, но у нас было в наличии, как и ручей из него

9.15-9.50 - ходка 3, подъем на пер.Сосновый Урупский. Травянистый склон с юга до вершины, далее выходим на узкий хребет и немного спускаемся на сам перевал по тропе.

8.1 на пер.Сосновый Загеданский

8.2 вид на озера под г.2910, на север от пер.Сосновый Загеданский

8.3 вид с хребта на подходе к пер.Сосновый Урупский на восток. Гора справа - Загедан

8.4 седловина пер.Сосновый Урупский

Перевал Сосновый Урупский (1А) от д.р.Сосновая к оз.Кратерное (д.р.Уруп)

Д.р.Сосновая-д.р.Уруп

11 июля 2021с Ю на В

Не обнаружено

ЧХВ/ГХВ

Подъем от озера до хребта и спуск к седловине

Травянистый, скальный

Спуск на В

Травянисто-скальный, местами отвесные ступени (надо обходить)

1ч05м

8.5 вид на восток на спуске с хребта на седловину пер.Сосновый Урупский

10.15-11.20 - ходка 4, спуск с перевального взлета. Довольно крутой, травянистый, но много скальных выходов, нужно искать обходы. Мы спускались севернее седловины, там можно сойти, не вылазя на отвесы. А так даже веревку местами повесить хочется, если не искать места. В дождь, наверное, очень скользко, но нам повезло с солнцем.

11.30-12.10 - ходка 5, до оз.Кратерное. Оочень красивое. Чтобы на него попасть, надо перейти маленький отрожек. Там идет тропа. Делаем обед

8.6 путь подъема на пер.Перестёжки

Перевал Перестёжки (1А в обход горы) от оз.Кратерное до Загеданского двухозёрья

соединяет

Между двумя озерами, в отроге

категория

1А (в обход горы) - 2А (напрямую)

11 июля 2021с З на В

Не обнаружено

ЧХВ/ГХВ

Подъем в обход горы к северу от перевала

Травянистый, скальный, осыпной, снежный

0ч50м

Спуск на В до ночевок на озёрах

0ч45м

8.7 снежник на северной стороне горы

Данный перевал значится в каталоге как 2А, и так оно и есть, если идти его напрямую. Судя по всему, это возможно только при наличии снега и замерзшего озера, т.к. скалы обрываются прямо в воду и относительно простой возможности выйти к ним не видно. При подготовке к походу в отчете Румшинской А. (т/к МГУ) о горной двойке за август 2020г. было найдено любопытное описание о проходе этого перевала в обход горы, которая высится к северу (слева, если смотреть от оз.Кратерное). Там он классифицирован как 1А, поэтому мы тоже решили попробовать забраться сюда таким способом.

8.8 обход горы с запада, видна седловина пер.Перестёжки

8.9 траверс хребта от горы до пер.

8.10 окошко на оз.Кратерное

13.30-14.20 - подъем на пер. Перестежки. Начинается не очень крутым травянистым склоном, далее переходит в осыпь (пояс вокруг горы) (фото 8.6). По краю осыпи обходим до севера, отсюда снежники, уклон небольшой (фото 8.7). После них попадаем на западную сторону горы (фото 8.8) со скальными полками, покрытыми травой. В плохую погоду, наверное, придется вешать веревку: есть, куда падать. По полке. Максимально близкой к скале уходим на хребтик (как человек на фото). Узкий, но нормально проходимый (фото 8.9-10), он спускается на широкий перевал.

8.11 спуск в сторону перевала и далее до Загеданского двухозерья

14.30-15.15 - спуск. Трава со скальными выходами. Надо обойти все их поверху, ближе к озеру спокойно можно спуститься. Из озера вытекает ручей, легко прыгается по камням.

15.15 - стоянка на полке за озерами. Места есть, если подняться на полку, вода из ручья.

8.12 фото с места стоянки на пер.Перестежки и озера

12 июля. День 9. 14,4км, +913м, -1574м

7.33-8.05 подъем на пер.Уруп-Загеданский. Травянистый, с участками скальнотравянистого, есть снежники. Самой седловины как таковой нет, это огромное поле. Но тур мы нашли!

9.1 подъем на пер.Уруп-Загеданский

9.2 на пер.Уруп-Загеданский

Перевал Уруп-Загеданский (1А) от Загеданского двухозёрья и далее на траверс в сторону пер.Гагарина

Д.р.Уруп-д.р.Загеданска

т/к МГУ г.Москва от 4 июля 2021г рук. Сучков А., пеший 4кс

ЧХВ/ГХВ

Подъем от места ночевки (полка над озерами)

Травянистый, осыпной, снежный

0ч32м

Путь до пер.Гагарина

9.3 панорама с пер.Уруп-Загеданский

8.17-8.35 - траверсим хребет. Он довольно широкий, весь травянистый. Доходим до пер.Гагарина. Если идти его как перевал (а не траверс, как мы) - вполне 1А, склоны довольно крутые в обе стороны

9.4 спуск на пер.Гагарина

Перевал Гагарина (1А) от пер.Уруп-Загеанский до пер.Уруп-Загедан, в составе траверса

Д.р.Уруп-д.р.Загеданска

Петроградского клуба туристов от 14 июля 2020г рук. Пилль А., 1 кс

ЧХВ/ГХВ

От пер.Уруп-Загеданский до седл.

От седл. До пер. Уруп-Загедан

0ч15м

8.50-9.05 - ходка 3, до пер.Уруп-Загедан. В каталоге ФСТР он считается одним и тем же с пер.Гагарина, но если смотреть каталог Вестры и карты osm, это разные перевалы, просто рядом друг с другом, поэтому напишем про него отдельно. Тур есть, но записки мы не нашли.

9.5 на пер.Уруп-Загедан

Перевал Уруп-Загедан (1А) от пер.Уруп-Загеанский до озера под пер.Кыртхуа

Д.р.Уруп-д.р.Загеданка

Не нашли

ЧХВ/ГХВ

От пер.Уруп-Загеданский до седл.

От седл. До пер. Уруп-Загедан

0ч15м

9.20-10.00 - ходка 4. Идем ещё немного по хребту, потом начинаем немного сбрасывать в сторону д.р.Загеданка, на озеро-лужу под пер.Кыртхуа. Затраверсить на перевал до конца невозможно, поскольку мешает г.Седая - очень крутые, местами отвесные скально-осыпные склоны, если делать её траверс. Ну а до восхождения мы пока не доросли :)

9.6 путь на пер.Кыртхуа

Травянисто-скально-осыпной, снежник

Спуск на Поле Чудес

Снежно-скально-осыпной,

9.8 траверс склона к пер.Кыртхуа (далее по полке над скалами)

10.10-10.45 - поднимаемся к перевалу Кыртхуа. На карте нарисована тропа, в реальности она есть частично, приходится самим искать правильный траверс. Склоны сперва травянистые, местами очень крутые, страхуемся палками и ледорубами. Ближе к перевалу начинается мелкая осыпь, на взлете - снежник, делаем ступени для подъема. Вообще для новичков довольно непростой участок.

9.9 финальная часть подъема

10.45 - на пер.Кыртхуа. Седловина узкая, сидеть особо негде. Зато рядом есть интересные гротики в скале, идем смотреть. Один из них оказался даже с ходом - узким, только гусеничкой пролезть можно, и через метр совсем сужается, но оттуда дует - а, значит, дальше может быть неизвестная пещера!

9.10 вид с перевала Кыртхуа на север

9.11 гроты Кыртхуа

9.12 пейзажи Поля Чудес. Прямо - седловина пер.Золотое Дно

11.30-12.15 - спускаемся. Осыпь, ступень, далее - длинный (по меркам Архыза) снежник. Под ним делаем обед . Местность между пер.Кыртхуа и Золотое Дно называется Поле Чудес - видимо, из-за обилия здесь пещер. Воронками утыкано всё плато, сюда приезжают спелеоэкспедиции и постоянно находят что-то новое.

9.13 Поле Чудес на спуске с пер.Кыртхуа

Скально-осыпной, снежники

Траверс на пер.Сарастра

0ч07м

13.00-13.50 - ходка 7. Заходим на пер.Золотое Дно. Путь всё так же по осыпи, трек виден на фото. Перед перевалом начинается дождь, усиливается в ливень, даже ливнище. Пишем кое-как минимальную записку и быстро уходим на пер.Сарастра. Рядом должны быть пещеры (в т.ч. сама пещера Золотое Дно) - но, увы, не судьба, начинается гроза, надо быстрее уходить.

Перевал Сарастра (1А*) от пер.Золотое Дно до д.р.Ацгара

Д.р.Медвежий-д.р.Ацгара

категория

1А* (в составе траверса - 1А)

Траверс от пер.Золотое Дно

0ч07м

Спуск до д.р.Ацгара

1ч30м/1ч40м

14 00 - на перевале Сарастра. Не задерживаемся, сразу начинаем спуск, ливень, плотной

группой, чтобы не теряться. Склон довольно крутой, надо страховаться палками или ледорубом, на всём протяжении трава.

14.00-15.00 - ходка 8. Дошли до мест возможных стоянок у лужи. Места ровные, но лужа пересохла. Намного лучше спуститься до конца к реке.

9.15 лес в .р.Ацгара

15.10-15.40 - траверсом с постепенным спуском тропа идет к реке. По дороге появляются ответвления - видимо, натоптанные животными. В зоне леса (точнее, кустов) это особенно заметно: ветки выше пояса довольно густые. Иногда приходится сбрасывать высоту, чтобы вернуться на тропу, помеченную в картах. Напрямую тоже не спуститься, кусты довольно густые. За пол часа распутываем этот лабиринт и выходим на берега Ацгары. Мест для стоянок много.

13 июля. День 10. 5,8км, +998м, -434м.

8.05-8.40 - выходим

8.15 - брод р.Ацгара. Можно перейти по камням, но ботинки всё равно вымокнут, лучше переобуться. Далее по тропе подымаемся через лес к ручью. В лесу даже откуда-то калитка есть. Мы так и не поняли, вышли мы из неё, или вошли :)

10.1 брод р.Ацгара

10.2 вид на пер.Псыкела и Ацгара на спуске с пер.Сарастра

8.35 - переходим ручей. Снова-таки лучше переобуться.

Перевал Псыкела (1А) от д.р.Ацгара до оз.2600

Д.р.Ацгара-д.р.Чилик

СЗ-ЮВ

13 июля 2021с СЗ на ЮВ

т/к Абрис г.Королёв от 7 июля 2021г рук. Бочагин М, 1кс

ЧХВ/ГХВ

Участок подъема от брода до брода (лесной)

Тропа в лесу

0ч20м

Подьем от брода ручья до его истока (выполаживания)

2ч00м/2ч15м

Исток ручья - терраса под перевалом

Перевальный взлет, набор 180м

Скально-осыпной, со снежником

0ч25м

Спуск до оз.2600

0ч55м

10.3 ручей-приток р.Ацгара

10.4 подъем на пер.Псыкела, вид со склона на юг

8.50-10.15 - немного идем вдоль ручья и начинаем набирать на Псыкелу. Травянистый склон, местами очень крутой, с выходами скальных пород. Шли примерно вдоль ручья, который течет из-под перевала, по орографически правому берегу. На левом скальные уступы, не годится. Мест для привала нет, каждый, по сути, останавливается, где ему удобно, хотя не удобно нигде. На 2км набрали 500м

10.30-11.05 - ещё одна ходка по «вертикальному полю», как сказали участники. Добрались до начала ручья и висячей долины.

10.5 висячая долина под пер.Псыкела

11.20-11.40 - трава сменяется осыпью, несколькими террасами подходим под перевал.

11.55 - под взлетом пер.Псыкела. Ровное место, можно ночевать при желании. Набрали больше 800м от ночевки - спортивный такой перевал выходит! Погода портится, начинается дождь. Ну, а у нас как раз время обеда - ставим тент и пережидаем.

10.6 обед, стоянки под Псыкелой

13.05-13.30 - дождь кончился, туман рассеивается, перевал видно - идём! Взлет по осыпи, читается тропа. Перед самым перевалом траверсим снежник. Набор 180м от обеда.

13.35-14.30 - погода прохладная, так что не задерживаемся особо и начинаем спуск. Слазим с перевальной скалы, далее тропа среди травы по широкой ступени и далее снова спуск по тропе к озеру 2600. Тропа уходит немного в сторону, к оз.Чилик, нам не нужно так низко - просто срезаем по траве. На северном берегу озера отличные стоянки за рекой: можно обойти озеро вокруг и попасть на них, а можно перебродить реку, она у истоке совсем без течения и мелкая. Западный берег в июле подболочен.

10.7 перевальный взлет

Спуск до д.р. Архыз, мост

Травянистый. Тропа, дорога

2ч15м/3ч50м

8.00-8.25 - начинаем набирать на пер.Чилик. От озера идет тропа: сперва по травянистоскальным склонам, после начинается осыпь. Тропа хорошо заметна

8.33-8.55 - ходка 2. Под самым перевалом немного перелазим снежник, по тропе среди осыпи подымаемся на седловину. Она довольно узкая, но посидеть можно, и даже есть, где спрятаться от ветра. По уклонам перевал тянет на хорошую 1А, но из-за наличия тропы в каталоге ФСТР категория понижена до н/к. Если идти раньше, когда лежит снег (июнь - начало июля), то тропы не будет, а снежник с большим уклоном и есть, куда лететь.

11.1 подъем на пер.Чилик

11.2 спуск, седловина ниже впереди - пер. Ацгара

9.10-9.55 - траверсом спускаемся по тропе и попадаем на пер.Ацгара. Осыпь сменяется травой. Перевал Ацгара простенький, но видовой. Седловина тоже не очень широкая, но вполне можно потусить группой.

10.10-11.00 - ходка 4. По тропе проходим озеро (есть места ночевок, прямо под пер.Чилик и Ацгара), попадаем в д.р.Архыз и по уже знакомому пути движемся к мосту. На ручье после брода обедаем, потом будет негде.

12.20-12.50 - ходка 5. Склоны г.Пастбищная не изменились, но другого выхода из района, увы, нет.

13.05-14.00 - спустились к мосту и быстро пакуемся в машины для переезда на следующее кольцо. На мосту связи нет, но на спуске с горы появляется, звоним водителю, так что он как раз приезжает вовремя. Идеально просто, как раз начинается ливень - а мы под крышей едем!

14.50 - с заездом в МЧС за оставшейся едой приезжаем на поляну Таулу. Дождь всё идет, решаем пока переждать в ближайшей хычинной.

16.00-18.20 - дождь кончился, идём на стоянку. Из поселка выходим грязными тропами на большую дорогу - лучше идти просто по большой, не срезая. Дорога широкая, набор плавный, бодро движемся. У слияния р.София и Гаммеш-Чат есть большая поляна, где мы и заночевали.

11.3 стоянка на р.София у слияния с Гаммеш-Чат

15 июля. День 12. 6,4км, +1203м, -170м

8.05-8.15 - переходим р.София. Вброд поток слишком мощный, но есть две переправы. Севернее поляны лежит через реку огромная сосна, а прямо напротив поляны, примерно посередине, где река разделяется на два потока - низкие деревья, переброшенные явно специально для перехода. Выбираем второй путь как более устойчивый (есть, за что держаться).

12.1 переправа через р.София

8.25-9.10 - ходка 1. Выходим на тропу и идём вдоль реки Гаммеш-Чат. Почти сразу за бродом поляна, и на ней не очевидно, какая тропа правильная. Надо пересечь поляну насквозь, местами тропа заросла, и в лесу вскоре появляется вновь. Если идти по навигатору, как нарисовано на osm, всё хорошо ищется.

9.20-9.55 - ходка 2. Тропа быстро набирает, идем по лесу (по сути - впервые за поход) 10.15-10.50 - ходка 3. Выходим на луга, трава-лопухи выше метра (а местами и участников). Жарит солнце, идти сразу тяжелее.

12.2 терраса оз.Нижняя Запятая

12.3 водопады над Нижней Запятой

11.10-11.40 - ходка 4. Доходим до оз.Нижняя Запятая. Если не смотреть на горы, оно похоже скорее на наше, из центральной полосы, только вода ярко-синего цвета. Есть места стоянок. Выше начинается подъем среди осыпи, а потом скал на верхнюю террасы. Прямо от озера тропа теряется, но выше появляется вновь (опять же, там, где нарисована на osm). Есть участки на тропе, где надо прямо залазить на небольшие скалы, интересно и красиво. Вообще дорога на Софийские с этой стороны куда разнообразнее и эстетичнее, чем через Иркиз, и почти нет людей.

12.4 подъем от оз.Нижняя Запятая

12.00-12.30 - ходка 5. Поднялись на террасу до водопада. Красивое место, обедаем.

14.10-14.40 - ходка 6. Трава сменяется осыпями, доходим до оз.Верхняя Запятая. Довольно уединенное, хотя рядом Софийские, кто не хочет толпы, лучше стоять здесь.

12.5 вид от места обеда (терраса с водопадом)

14.50-15.15 - ходка 7. От Верхней Запятой идет снежник, затем снова осыпи - и выходим на плато пер.Кель-Ауш (н/к). Перевал это очень условный, просто точка в поле, самостоятельного значения никакого не имеет, разве что вы потом пойдете вниз через д.р.Кашха-Эчкичат или оз.Айматлы-Джагалы. Для нас это по сути просто дополнение. Турик стоит на большом камне среди поля.

12.6 оз.Верхняя Запятая

12.7 оз.Верхняя Запятая

12.8 подъем в сторону пер.Кель-Ауш

12.9 снежник над оз.Верхняя Запятая

12.10 вид на оз.Айматлы-Джагалы

12.11 переход Кель-Ауш - Софийские озёра

15.25 - вышли на Софийские озёра. Стоянок много, на всех трех. Нам повезло, что ещё только пятница, основной наплыв народу сюда - сб и вс. Однодневные туристы тоже уже, в основном, ушли или собираются. Кроме нашей здесь ночевали ещё как минимум три группы. Занимаем самую видовую стоянку - на травяной перемычке между озерами. Но виды - ооочень красивые! Вечер эстетического наслаждения.

12.12 Большое Софийское оз, за озером верш.Кёль

12.13 панорама Большое Софийское оз-г.Кёль-г.Мингикёльбаши

16 июля. День 13. 4,4км+2,2рад., +490м, -1356м

13.1 вид на лагерь и в.Мингикёльбаши

7.05-8.00 - радиально выходим на Минкикёльбаши. Для этого надо вернуться к пер.Кель-Ауш и повернуть на запад к пер.Караджаш. От Кель-Ауша по снежнику доходим до перевального взлёта, там по тропе среди осыпи на сам перевал. Иногда тропа очень вытерта до скал, удобнее такие места по осыпи рядом.

13.2 подход к пер.Караджаш

0ч45м

13.4 на пер.Караджаш, вид в сторону д.р.София

13.5 вид со склонов Мингикёльбаши на оз.Кратерное, массив Псыш и хр.Аркасара

8.10-9.05 - поднимаемся на г.Мингикёльбаши. Крупная осыпь, прямо от перевала длинный снежник, обходим его по западной стороне горы. Иногда попадается что-то похожее на тропу. Ближе к вершине есть уступ пару метров высотой, далее траверс узкой полки. Сама вершина - на юге. Пожалуй, самое техничное препятствие в походе (наряду с пер.Загеданский). Наверху очень красиво, видно далеко-далеко, даже Эльбрус!

И с погодой нам повезло: ни облачка.

Вершина Мингикёльбаши (1А рад. в связке в Караджаш)

от пер.Караджаш радиально

категория

1А (в связке с пер.караджаш)

15 июля 2021 с Ю-З радиально

Туристов г.Москва от 2 июля 2021г, рук. Логода Д., 1кс

пер.Караджаш - вершина

0ч55м

13.6 уступ на подходе к вершинному хребту.Мингикёльбаши

13.7 панорама с вершины (Софийские оз - Софийский массив - оз.Кратерное)

13.8 Софийские озера с в.Мингикёльбаши

13.9 группа на высшей точке маршрута

9.49-10.30 - спускаемся обратно. На перевале неожиданно встречаем группу Миши Бочагина (т/к Абрис г.Королёв), с которыми параллельно шли первые два дня. Они ночевали на Кратерном и тоже идут на вершину, а потом и на озёра. Очень здорово встретить знакомых в горах, особенно когда этого не ждёшь :)

11.20 - пришли в лагерь на озера. Обедаем, собираемся, никуда не спешим.

13.30-13.45 - подъем на пер.Иркиз. Подъема по сути метров 50 всего: траверс снежника и немножко скал, всё по тропе. Турик был истоптан и вмят в землю так, что мы еле его нашли и чуть не построили новый. Людей очень много, седловина небольшая, так что не задерживаемся.

13.55-14.25 - начинаем спуск. Склон очень крутой, идет тропа по скально-осыпному участку серпантином. Много людей, местами вытерто до скал, надо быть очень аккуратным. Доходим до висячей долины и делаем привал.

Перевал Иркиз (1А) от Софийских озер до д.р.София

Вдп. Ак-Айры - д.р.София

Травянистый, тропа

13.10 подъем на пер.Иркиз

14.35-15.00 - ходка 2, по долине. Есть хорошие стоянки.

15.10-15.30 в месте, где она поворачивает (над водопадами) надо перейти реку по камням и продолжить путь по правому берегу, спустившись по тропе с террасы. Путь вдоль реки неудобен .доходим до вдп.Ак-Айры, привал на фото.

15.40-16.30 - переход до ночевок на слиянии Софии и Ак-Айры. Их очень много, вдоль Софии до моста и начала подъема на Софийские водопады. Людей тоже не меньше. Сюда можно доехать на уазике, вот все и доезжают, кому не лень. Есть даже сувениры.

13.10 вид на Софийский массив и вдп.Ак-Айры с террасы

13.11 водопад Ак-Айры

17 июля. День 14. 9,5км+3,0 рад. +567м, -976м

7.20 - выходим на Софийские водопады, пока ещё другие не успели.

8.00 - на водопадах. Никого нет, идеально просто! К 10 здесь будут толпы, так что обязательно надо идти пораньше. Водопады тоже очень красивые, проходим все, много фотаемся и наслаждаемся видом. Ну, и гулянием без рюкзаков :)

14.1 Софийские водопады

14.2 Софийский водопад

10.30 - в лагере. Собираемся, обедаем. Немножко грустно, что всё кончается.

12.00-14.20 - за две ходки по широкой дороге добираемся до поляны Таулу. По пути есть один бродо-перешаг с подболоченным лугом, а в остальном всё просто по дороге.

16.20 - уезжаем с поляны. Поход окончен.

Потенциально опасные участки

На маршруте есть как определяющие препятствия (перевалы, вершины, траверсы) - они перечислены в разделе 3.6, так и другие локальные (переправы):

• р.Архыз (на пути к пер.Речепста). Проходится вброд по одному
  • р.Кяфар (немного выше слияния с р.Кызылчук). Также вброд по одному, низенькие маленькие девочки - стенкой вдвоем
  • р.Ацгара (между пер.Золотое Дно и Псыкела). Вброд по одному, местами можно перейти по камням
  • р.София (чуть ниже р.Гаммеш-Чат). По бревнам

Наиболее интересные объекты на маршруте

Из посещенных нами очень красивыми оказались:

оз.Перевальное и Голубое (под пер.Речепста)

вход в пещеру на оз.Провальное (место, откуда начинается р.Кяфар). В саму пещеру не попасть из-за потока, но вход очень эффектный!

Оз.Медвежье (под пер.Ацгара Верхний). Вокруг скалы, цветущий рододендрон и тишина

Загеданское пятиозерье (по пер.Загеданский). Особенно верхнее озеро

Вид с хребта, уходящего на запад от пер.Загеданский, на озера Шхуанты

Озеро под пер.Перестежки. Крутые скалы с трех сторон

«Поле чудес» между пер.Кыртхка и Золотое Дно. Истыкано пещерами и воронками, необычно

Вершина Мингикёльбаши. Потрясающий вид, даже Эльбрус видно

Софийские озёра. Лучше приходить в будни, тогда меньше людей

Водопады Ак-Айры

Водопады Софийские. Лучше прийти утром до 9, иначе много народу, а в 8 никого нет

Перевалы сознательно сюда не включаем, т.к. это слишком субъективно, каждому интереснее разный. Читайте описания и выбирайте, какие вам по душе :)

Дополнительные сведения

Географическая и туристская характеристика района похода описана множество раз в отчетах, поэтому приводить повторные сведения здесь мы не будем. Отметим лишь, что район Архыза делится на хр.Абишира-Ахуба, Дуккинский и Софийский массивы, широко известные и хоженые огромное количество раз, а также Загеданский хребет, незаслуженно забытый. Тем не менее, там также имеются препятствия до 1Б, множество интересных и красивых мест, и рекомендуется нами к посещению.

Отчеты участников по должностям

Отчет снаряженца (Федай Александр)

Предмет

Кан, 7.5л

1,2

Кухонный набор:

2 разделочные доски (мягкие, гнущиеся)

Половник

Губка, ершик, метал. Губка

Скатерть (небольшой кусок клеенки)

Сумка для еды

0,5

Горелкагазовая

1,2

Экран ветрозащитный металлический

0,2

Базальтовая ткань, примерно 1*1.5м (для защиты от ветра и уменьшения теплопотерь при нагревании кана)

Веревка 30м статическая,0.9 см

1,8

Веревка 50мстатическая, 0.9 см

2,6

Петли станционные

0,5

Карабины

Итого: 46,5

Палатки в основном брали Trampс водонепроницаемостью тента 8000 мм, дна 10000 мм. Проблем с протечками не было.

Тент размером 3*4 очень помог несколько раз провести вечер с комфортом в дождь, один раз использовали прямо на перевале. На 13 человек тента хватало впритык.

Газа осталось около 1800 гр (4 баллона) из 9000 (20 баллонов). Похоже, газ хорошо экономится, если использовать теплозащитную ткань, а не только ветрозащитный экран. Но с тканью надо осторожнее - например, под ней можно не увидеть горение сухой травы. У одной горелки сгорели пластмассовые детали пьезоподжига. Вообще, при прочих равных лучше брать горелки без пьезоподжига.

Объем канов 7.5 и 6л для такой группы достаточный, с комфортным запасом

С помощью спутникового телефона отправляли смс-ки куратору в Москву, который публиковал на сейте. Очень удобно, родные могут не волноваться. Еще телефон пригодился для связи с участниками, которые сошли в начале маршрута - позвонили, убедились, что они дошли успешно.

Повезло, что взяли два фотоаппарата, т.к. один фотограф сошел в начале маршрута.

Веревки и петли использовали только для тренировок

Рации не использовали, группа шла достаточно компактно

Отчет реммастера (Соча Александр)

Инструменты:

не большие плоскогубцы

не большие отвертки(крестовая/шлицевая)

надфиль

ножовочное полотно с ручкой

набор игл

наперсток

шило-крючок Расходники:

нитки(толстая и тонкая капроновые)

булавки 6шт

шкурка

проволока 1.5м

армированный скотч 20м

клей (резиновый 1шт, супер 2шт)

мелкие шурупы 15шт

трубки для ремонта дуг 5шт

запасная ложка

Ремнабор комплектовался с учетом ограничения по весу (1.5 кг). Ножницы и запасные солнцезащитные очки предусматривались в аптечке, поэтому в ремнабор не включены. Из выше перечисленного использовался швейный набор (для штопки личных вещей), армированный скотч для заклейки надрыва у мембранной куртки, армированный скотч и резиновый клей для фиксации треснувшей клипсы треккинговой палки.

Отчет завхоза (Лактионова Полина)

Целью, составления раскладки питания в данный поход, был подбор калорийного, сбалансированного, вкусного рациона питания, который удовлетворял бы потребности всей группы, и был бы минимального веса.

При подготовке к походу был проведен опрос среди участников об их предпочтениях и непереносимости продуктов, и меню составлялось согласно предпочтениям группы. Сложность составления раскладки заключалась в том, что было много таких продуктов, которые участники не желали видеть в походе и приходилось искать альтернативу. Так же в группе были два человека, которые не ели колбасу, и один человек не ел пюре, но часть группы была против отказа от этих продуктов, поэтомубыл найден компромисс, трем людям была посчитана замена. Это учитывалось в раскладке.

Белковой и калорийной основой рациона питания похода были сушеное мясо, сало, крупы с высоким содержанием белка. Средний вес на человека в день 630 г, с упаковкой около 650 г. Состав группы - 13 человек. Расчёт вёлся на 13,5 дней. Плюс у каждого из участников было свое карманное питание из расчета 50 гр. на день.

Каждый из участников при подготовке к походу сушил мясо и сухари. Все использовали разные рецепты, поэтому вкусы сушеных продуктов всегда отличались и было разнообразие, что очень радовало группу.

В походе предполагалось два варианта питания по дням. День первый - завтрак, обед, ужин. Второй день - завтрак, перекус, ужин. Дни выбирались в соответствии с темпом группы, задачами на день и наличием реки или озера во время предполагаемого обеда. В дни, когда задачи на день были относительно небольшими и ко времени обеда мы выходили к реке или озеру - предполагался обед в дни, более сложные и насыщенные и когда в обед не было источников воды, использовались перекусы.

Перекусы были комбинированными. В перекусе совмещалось и сладкое, и мясное. Группа была довольна.

Завтраки чередовались: сладкий завтрак, завтрак с мясом и завтрак с макаронами и сыром. Некоторые участники сказали, что им все же не хватает более сладкого завтрака, хотелось сгущенки, которую мы не брали, посчитав излишеством и лишним весом.

В обед варились готовые супы из брикетов с добавлением овощей и сушеного мяса, которые оказались очень вкусными, или был перекус в виде сухарей и разных видов вяленого мяса, колбасы, мясных изделий или сала, все это чередовалось по дням и конечно же сладкое, печенья, конфеты, вафли, халва... все шло на ура. Плюс каждый день у нас был сюрприз от одного из участников и зачастую это было что-то сладкое: сушеные фрукты, нутелла, круассаны... В общем питание было разнообразным.

Крупы использовались цельные и брались из расчета 55 гр. на чел. на завтрак, и 80 гр. на чел. на ужин (макароны 85гр. и 100гр.) Этого было достаточно.

Упаковывались продукты на 1 прием пищи на группу в фасовочные пакеты, заклеивалось скотчем и подписывались(например: макароны- завтрак макароны - ужин)Такая упаковка себя оправдала - пакеты в скотче не рвались, и это позволило существенно выиграть в весе. Такие продукты как топленое масло, сахар, соль, чай, специи по приемам пищи разделены не были и упаковывались сами по себе, использовались по весу на глаз. Всего хватило, экономить в конце похода не пришлось.

Раскладка по еде была довольно хорошо рассчитана, нехватки продуктов не наблюдалось. Был даже не большой излишек, но это связано с тем, что два человека сошли с маршрута после первого перевала. Перерасчет продуктов, в связи с этим, был произведен, когда забирали заброску. Ниже приведен общий список продуктов с указанием веса на 1 человека.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

За 14 дней нами был пройден насыщенный и разнообразный маршрут 1кс. Район Архыза прекрасен с эстетической точки зрения и приятен для первого похода в горы - высоты не слишком большие, компактный. Мы прошли 14 препятствий (перевалы, связки перевалов и вершин, траверсы), из них 13шт - 1А и одно н/к. В рамках утп были проведены занятия по переправам, снежной технике и т.д. участники получили опыт преодоления бродов, хождению по различным видам рельефа (трава, мелкая и крупная осыпь, скалы, снег). Из четырёх подрайонов Архыза мы посетили три (Абишира-Ахуба, Загеданский хр и Софийский массив), оставив неузнанным только хр.Аркасара. все районы разные, что вносит разнообразие и добавляет интереса к маршруту.

Снежная обстановка на Архызе зависит от года. Этот был снежным, но в первой половине июля на Абишира-Ахуба перевалы были уже нормально проходимы, участок Софийского хребта к северу от Ак-Айры (Софийские озера) в середине июля тоже вскрылся от снега и льда. Тем не менее, если планировать поход ближе к ГКХ, лучше выбирать август.

По районам Софийского хр и хр.Абишира-Ахуба есть огромное количество отчетов, Загеданский же в силу более трудной доступности остается не сильно посещаемым районом, при этом довольно интересным и красивым. Нами были уточнены некоторые описания и проверен путь в обход горы через пер.Перестежки.

В целом участники и руководитель очень довольны походом и хотят ещё :)