Автор: Сергей Пономарев, г.Новосибирск

Отчет о горном спортивном маршруте 3 к.с. по территории Ц. Кавказа, (хребет Адырсу) совершенному группой туристов в период с 04.08 по 18.08 2015 года.

Справочные сведения

Проводящая организация

Россия, Новосибирская область, 630126 г. Новосибирск, ул. Вилюйская 28. Корп. 3. Новосибирский Государственный Педагогический Университет, туристский клуб "Ювента", www.uventa-club.ru.

Место проведения

Спортивный маршрут был пройден в Российской Федерации по административной территории республики Кабардино-Балкария. С точки зрения физико-географического районирования маршрут проходил по Центральному Кавказу, хребту Адыр-Су.

Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина маршрута (вид туризма)

Категория сложности маршрута

Протяженность активной части маршрута, км

Продолжительность общая( ходовых)

Суммарный перепад высот: 16345 м

Пройденые препятствия:

перевалы

1А к.т. – 1 (Шогенцукова 3605м)

1Б к.т – 3 (Килар 3910м, Куллумкол 3940м, Адылсу 3700м) 2А к.т. – 2 (Штернберга 3915м, Тытю Зап. 4211м)

вершины

2А к.т – 2 (Тютю Баши Центральная 4400м, Эльбрус Зап. 5642м)

Подробная нитка пройденного маршрута

р. Тютюсу – пер. Килар 1Б 3915м – пер. Штернберга 2А 3925м – р. Тютюсу – пер. Тютю Западный 2А 4211м + вершина Тютю Баши Центральная 2А 4400м радиально – пер. Куллумкол 1Б 3940м – пер. Шогенцукова 1А 3605м – р. Адырсу– пер. Адылсу 1Б 3700м – р. Адылсу – п. Терскол – г. Эльбрус Зап. 2А 5642м радиально

Список группы

3У (лыжная) Западный Саян РемМастер

Группа перед выходом на маршрут 04.08.2015

Адрес хранения отчета

Отчт о пройденном туристско-спортивном маршруте хранится в библиотеке МКК Сибирского Федерального округа. Электронная версия находится на сайте НГПУ т/к «Ювента» www.uventa-club.ru.

Выпускающая МКК

Туристско-спортивный маршрут рассмотрен в МКК Сибирского Федерального округа № 154 – 00 – 666656555 Новосибирского Отделения Туристско-спортивного Союза России.

Обзорная карта района проведения туристского маршрута

скачать карту маршрута

Высотный график пройденного маршрута

Суммарный перепад высоты 16345 м

Организация прохождения маршрута

Общая смысловая идея маршрута

Идея пойти на Кавказ появилась у нас за полгода до похода, и была связана с желанием открыть для себя новый район. Ещ одной важной задачей, было повышение спортивного уровня участников. В итоге образовалась довольно сильная группа из десяти человек.

Нами был заложен линейный маршрут с небольшим акклиматизационным кольцом в начале. Наиболее сложный участок проходили в середине маршрута – связка, перевал Тютю Зап. 2А 4211м + г. Тютю Баши Центральная 2А 4400 м + пер. Куллумкол 1Б 3940м. В конце маршрута планировалось совершить восхождение на высшую точку России г. Эльбрус Западный 5642м. Район очень популярный среди туристов и альпинистов, поэтому проблем с поиском нужных материалов не было.

Варианты подъезда и отъезда

Нами был выбран следующий вариант заезда на маршрут. Часть группы (пять человек, в основном студенты) выехала из Новосибирска поездом до Минеральных Вод. Вторая половина вылетела на три дня позже самолетом. Поезд стоил 6200 р. на человека, едет чуть больше трх суток, самолет стоил около 9600 р. прямых рейсов нет, летит с пересадкой в Москве, в сумме около восьми часов. В Мин. Водах нас встретили на заранее заказанном микроавтобусе Юрий (+79187750515, +79283575459). Доставка от Мин. Вод до р. Тютюсу стоила 5 т.р. (на пять человек, хотя машина спокойно вместила бы и 10 человек). Через день прилетела вторая часть участников, которых так же встретил Юрий и привез к нам на реку Тютюсу.

Отъезд. С поляны Азау, после завершения маршрута, мы наняли Газель до р. Тютюсу за 1 т.р. со всех. Заночевали на знакомом нам уже месте. На следующее утро (около 8:30) мы вышли ловить автобус, который идет из п. Терскол в г. Нальчик. Поймали газель, которая довезла нас всех до г. Нальчик за 3 т.р. Из Нальчика часть группы поехала в Мин. Воды, а оттуда домой, другая часть группы с местного автовокзала на автобусе в г. Анапа на Черноморское побережье Кавказа.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

В случае возникновения аварийной ситуации при прохождении маршрута группе необходимо осуществлять аварийный выход с учетом рационального взвешивания всех сложившихся условий. Все реки, стекающие с западного склона хребта Адыр-су, впадают в р. Баксан. Как правило, во всех долинах есть дороги, тропы, во многих стоят альплагеря. При возникновении аварийной ситуации на восточном склоне хребта Адыр-Су возможен спуск в долину р. Башиль Аузусу.

Телефон МЧС п. Терскол 8(86638)7-14-89. База МЧС так же находится чуть ниже нового альплагеря Джайлык, на левом берегу р. Адыр-Су.

Изменения маршрута и их причины

Основная часть маршрута была пройдена без изменений. Мы не пошли на пер. Гумачи 2А 3540м, так как у нас не было заранее сделанных пропусков в приграничную зону. Пропуска делаются не менее трех дней. Поэтому вместо перевала Гумачи 2А мы прошли по запасному варианту через перевал Адылсу 1Б 3700м.

Сведения о районе прохождения маршрута

Район Центрального Кавказа широко описан и в научной и туристской литературе, поэтому приведем лишь краткий обзор этого замечательного района. Центральным Кавказом1 называют часть Большого Кавказа между вершинами Эльбрус (на западе) и Казбек (на востоке). Протяженность Главного Кавказского хребта (ГКХ) на этом участке составляет 190 км, а с учетом извилин (от узловой вершины 3512 между перевалами Азау и Чипер-Азау до Крестового перевала) около 260 км. Высочайшей вершиной Центрального Кавказа, как, впрочем, и всего Кавказа является Эльбрус (5642 м).

В районе Центрального Кавказа по ГКХ проходит государственная граница Российской Федерации с Грузией и с Южной Осетией. В восточной части Центрального Кавказа в 22 км к западу от Казбека государственная граница смещается к северу и проходит вплоть до Казбека по Боковому хребту, огибая принадлежащую Грузии верхнюю часть долины реки Терек.

Прилегающая к государственной границе территория является пограничной зоной, для посещения которой требуется оформление пропуска.

В районе Центрального Кавказа четко выделяются 5 параллельных ориентированных в широтном направлении хребтов (перечислены с юга на север):

• Водораздельный Главный Кавказский хребет (до 5203, Шхара),
  • Боковой хребет (до 5642, Эльбрус),
  • Скалистый хребет (до 3646, Каракая),
  • Пастбищный хребет (до 1541 м)
  • Лесистый хребет (до 900 м).

Туристское и альпинистское значение имеют, в основном, первые три хребта, причем Скалистый хребет посещается редко, однако и на нем проводят интересные и сложные восхождения до 6 к.с., например, на Каракаю.

Приэльбрусье является самым западным районом Центрального Кавказа. Район охватывает верховья реки Баксан с е притоками (Тютюсу, Адырсу, Адылсу, Юсенги, Донгуз-Орун, Терскол, Ирик, Сылтрансу, Кыртык), территорию к северу от Эльбруса (в верховьях реки Малка и е левого притока Ингушли), и западные отроги Эльбруса до правого берега Кубани (в верховьях е правых притоков Уллухурзук и Худес). Высочайшей вершиной района является отстоящий от ГКХ к северу и расположенный в Боковом хребте Эльбрус (5642). Остальные вершины района значительно уступают ему по высоте. Второй вершиной является Ушба (4700), остальные горы в районе не превосходит 4500 м.

Приэльбрусье славится большим количеством пиков с крутыми гребнями и скальными стенами. Сложнейшими вершинами района с маршрутами 6 к.с. являются Ушба (4700), Чатын (4411), Шхельда (4368), Тютю (4460) и западное плечо Эльбруса с отвесной северо-западной стеной – Кюкюртлю (4634). Другими известными вершинами Приэльбрусья являются Донгузорун (4454), Бжедух (4280), Уллукара (4302), Уллутау-чана (4277), Джайлык (4424).

Крупнейшие ледники района сосредоточены в гигантском Эльбрусском ледниковом комплексе (ЭЛК), который насчитывает 23 ледника общей площадью 122, 6 кв. км. Отдаленным от Эльбруса крупным ледником Приэльбрусья является ледник Шхельда. Заезд в центральную часть Приэльбрусья осуществляется из Нальчика по шоссе вдоль реки Баксан. Здесь хорошо развита инфраструктура, много пансионатов, горнолыжный курорт с трассами на склонах Чегета и Эльбруса (поселок Терскол), многочисленные кафе и магазины. Остановиться можно и в "частном секторе".

К северным склонам Эльбруса к горячим источникам Джилысу заезжают по дороге вдоль реки Малка, а к западным склонам Эльбруса – из Черкесска по дороге в долине реки Кубань.

В настоящее время в Приэльбрусье работают альплагеря и альпбазы Уллутау (в ущелье Адырсу), Шхельда и база МВТУ Джантуган (обе в ущелье Адылсу).

Источник: wiki.risk.ru

85.5 1.2=102 км

Я – ясно ПО – переменная облачность П – пасмурно Д – дождь

Техническое описание маршрута

День 1 (04.08)

р. Тютюсу в. 1360м – р. Тютюсу в. 2500м

Встали в 6:00. Вышли в 8:00. Погода с утра солнечная. Начинаем подъем по разведанной накануне дороге. Движемся спокойно, держим темп, следим за дыханием. Проходим огороды и начинаем подъем. Идем по старой дороге (Ф. 1). Идем 35-40 мин, отдыхаем 5-10 мин. Доходим до хлипкого мостика. Натягиваем, спрятанную вчера при подъеме заброски, веревку. Переправляемся аккуратно (Ф. 2). Идем дальше, тут нам попадаются первые козлы-Серны, которые приходят сюда на солончак. Они нас похоже совсем не боятся и подпускают к себе довольно близко. Продолжаем подъем. Погода постепенно портится. Проходим водопад (Ф. 3) и выходим к вчерашней заброске. Забираем продукты и снаряжение и идем выше. Впереди появляется главенствующая здесь вершина Тютю-Баши 4406м (Ф. 5). На не нам предстоит подняться, пока что она кажется недосягаемой. Встаем на обед в 13:00. Выходим с обеда в 14:40. Погода продолжает портиться, горы затягивают облака (Ф. 6). Выходим на границу зоны леса, на нас опускается туман, и мы решаем встать на ночлег (Ф. 7). Здесь есть дрова и можно сэкономить газ. Чуть позже начинается дождь, и мы залезаем в палатки. Стоит заметить, что долина р. Тютюсу не смотря на свою близость к цивилизации, довольно дикая и безлюдная, этот факт нас, несомненно, радует.

Ф. 1. На старте маршрута, движение по дороге вдоль р. Тютюсу

Ф. 2. Мост через р. Тютюсу

Ф. 3. Водопад на правом притоке р. Тютюсу

Ф. 4. Местами дорога размыта

Ф. 5. Вид на главенствующие вершины долины р. Тютюсу

Ф. 6. Верхнее течение р. Тютюсу, небо затягивают облака

Ф. 7. Место ночевки у верхней границы леса

День 2 (05.08)

р. Тютюсу в. 2500м – у языка ледника Тютю (в. 3454м)

Подъем дежурного в 4:00, общий в 5:00, выход в 7:00. Погода солнечная. Продолжаем движение вверх по р. Тютюсу (Ф. 8). Впереди возвышается гора Тютю-Баши 4406м. Пройдя 1 км, оставляем заброску для второй части маршрута. Идем по тропе. Далее следует брод через один из рукавов р. Тютюсу, брод неприятный ищем мелководное место и переходим (Ф. 9). После брода начинается подъем на конечную марену ледника Тютю. Морена, задернована средний уклон около 25° (Ф. 10-11). Вокруг пасутся стада козлов-серн (рис. 12), с бараньих лбов стекают водопады. Выходим на относительно пологий участок морены (Ф. 13). Проходим его и начинаем подъем на следующую ступень. Преодолев подъем, снова выходим на относительно пологий участок, где переходим вброд очередной рукав р. Тютюсу (Ф. 14). Встаем на обед в 12:30, обедаем полтора часа. После обеда погода портится. Продолжаем подъем по линии падения воды, обходим мореные холмы справа по ходу движения. Постепенно набираем высоту и выходим к языку ледника Тютю (Ф. 15-16). Встаем на ночь в 16:15.

Ф. 8. Вид на верховья долины, с обозначением места заброски и траектории подъема

Ф. 9. Брод притока р. Тютюсу

Ф. 10. Подъем на моренный вал

Ф. 11. Траектория подъема

Ф. 12. Козлы-Серны, подпускали нас очень близко

Ф. 13. Движение по крупно-каменистой морене ледника Тютю

Ф. 14. Очередной брод

Ф. 15. Выход под язык ледника Кенчат Зап.

Ф. 16. Язык ледника Кенчат Зап.

День 3 (06.08)

под языком ледника Тютю – пер. Килар 1Б – под пер. Штернберга 2А

Сегодня выходим в 7:10. Погода пасмурная. Доходим до языка ледника и надеваем кошки. В нижней части ледник открытый (Ф. 17). Поднимаемся по леднику, угол подъема не превышает 30°. В средней части ледника связываемся. На леднике много трещин, некоторые трещины забиты снегом, а некоторые открыты (Ф. 18). Движемся змейкой. В верхней части ледник закрытый (Ф. 19). Впереди виден перевальный взлет (Ф. 20). В нижней части взлета располагается бергшрунд, который смыкается слева по ходу движения. Начинаем подъем на перевал в 9:30. Обходим бергшрунд слева по ходу движения, здесь камни лежат на леднике и от малейшего прикосновения едут. Поэтому поднимаемся двумя группами по 5 человек с промежутком (Ф. 21). Далее следует осыпной склон крутизной до 60° (Ф. 22). Перевальная седловина узкий скально-осыпной гребень. На перевале мы в 10:05 (Ф. 23). С перевала в дымке виден г. Эльбрус на западе и г. Дыхтау на востоке. Снимаем записки группы туристов турклуба МАИ г. Москва под руководством Федина Михаила от 15 июля 2015 г и записку туристов турклуба «Горизонт» ст. Ленинградская Краснодарского края под руководством Остапова О.Ж. от 4.08.2015. Тем временем погода ухудшается, снизу поднимаются облака. Начинаем спуск (Ф. 24). Спуск несложный, идет по пологому леднику. Идем в связках (Ф. 25). Временами мы оказываемся в облаке, куда идти не видно, тогда мы пережидаем. Решили не терять высоту и идем траверсом склона вершины Орелю. Несмотря на плохую видимость, нам это удается, и мы выходим на ледник, стекающий из цирка, где находится перевал Штернберга 2А 3925м. Поднимаемся по пологому открытому в нижней части леднику. В 13:00 вновь опускается туман, и мы решаем сварить чай. Тем временем мимо нас проходит группа туристов из г. Москвы, спускающаяся из-под перевала, к которому мы идем. Выходим в 14:00, продолжаем подъем, погода немного улучшилась, есть видимость, к тому же есть следы только что спустившейся группы. В верхней части ледника образуем связки, так как ледник закрытый. Снег после обеда подтаял, идем периодически проваливаясь. Подходим под перевальную седловину. Не смотря, на то, что ещ только 15:30, идти на перевал смысла нет. Поэтому ставим лагерь и отдыхаем.

Ф. 17. Начало подъема по леднику Кенчат Зап.

Ф. 18. Обходим трещины в связках

Ф. 19. Верхняя часть ледника Кенчат Зап, ледник закрытый.

Ф. 20. Вид на пер. Килар 1Б с запада, с обозначенной траекторией подъема

Ф. 21. Начало подъема на перевальный взлет

Ф. 22. Выход на перевал

Ф. 23. На пер. Килар 1Б, вид на запад

Ф. 24. Начало спуска с пер. Килар

Ф. 25. Спуск с перевала, идем в связках

День 4 (07.08)

под пер. Штернберга 2А – пер. Штернберга 3925м – долина р. Тютюсу

Вышли с места ночевки в 6:30. Только расцвело. Небо с утра ясное, и перед нами открылась красивая панорама на пятитысячники Кавказа, особо грандиозно выглядит г. Дыхтау 5204м и знаменитая Безенгийская стена, тринадцатикилометровый участок, возвышающийся на высоту пяти тысяч метров (Ф. 26). Фотографируем эту красоту и начинаем подъем. Подъем скально- осыпной (Ф. 27). На подъеме заметна тропа. В нижней и средней части подъема уклон не превышает 45° (Ф. 28). В верхней части (около 10м), простые скалы, уклон до 70°. Вешаем одну веревку перил и по очереди с жумарами поднимаемся наверх (Ф. 29). Подъем занял 40 минут. Перевальная седловина – узкий скально- осыпной гребень (Ф. 30). Тур хорошо заметен. Снимаем записку туристов (Фили- Давыдково) г. Москвы, которых мы видели вчера. С перевала открывается хороший вид на г. Эльбрус и массив Безенгийской стены (Ф. 31 и 104). Фотографируемся и начинаем спуск. Спуск скально-осыпной. С перевала смещаемся влево походу движения, здесь заметна слабая тропа (Ф. 32). Идем плотной группой, камни все живые. Средний уклон до 50°. В средней части спуска, не сложные скалы. Решаем навесить перила. Далее по одному по перилам на БСУ (Ф. 33). Продолжаем спуск по крупной осыпи. Выход на ледник (Ф. 34). На леднике одеваем кошки. Ещ рано, снег не растаял и хорошо держит. В верхней части ледник закрытый, идем в связках. В средней и верхней части ледник открытый. Довольно быстро спускаемся на кошках вниз. Спускаемся с ледника в 9:50. Солнце уже припекает, снимаем лишние вещи и обвязки. Продолжаем спуск по морене (Ф. 35). Снизу начинают подниматься облака, а это верный признак ухудшения погоды. Выходим к долине реки Тютюсу. Решаем, что, за заброской пойдет лишь часть группы (3 человека). Далее траверсом верхней части долины р. Тютюсу (Ф. 36) мы выходим на моренный вал ледника Тютю, недалеко от Бараньих лбов. Здесь мы проходили два дня назад. Выходим к нужному нам месту в 12:10. Тем временем погода окончательно портиться. Три человека с GPS уходят за заброской. Остальные обустраивают лагерь. Начинается дождь. Ждем наших бедных товарищей. Но нельзя терять время, завтра нам уже нужно подниматься на следующий перевал. Спустя два с половиной часа возвращаются ребята с заброской. Ужинаем и отдыхаем.

Ф. 26. Утро 4-го дня, на фоне Безенгийской стены

Ф. 34. Траектория спуска с пер. Штернберга

Ф. 35. Спуск в долину р. Тютюсу, на заднем плане пер. Штернберга

Ф. 36. Траверс склона

День 5 (08.08)

долина р. Тютюсу – под пер. Тютю Зап. 2А

Выходим в 6:40. Погода солнечная, но в долине уже гуляет туман (Ф. 37). Начинаем подъем к перевалу Тютю Зап. 2А. Идем вверх по морене. Справа по ходу остаются водопады, стекающие с бараньих лбов (Ф. 38). Переходим вброд очередной приток р. Тютюсу (Ф. 39). Подходим к гребню, разделяющему ледник Тютю на рукава. Начинаем подъем на этот гребень (перевальчик). Вокруг пасутся стада козлов (Ф. 41). Подъем местами травянистый, местами каменистый (Ф. 40), уклон до 40°. Периодически нас накрывает туман, поэтому приходиться садиться и пережидать. На пути подъема заметны туры. Выходим на ледник ведущий к перевалу Тютю Зап (Ф. 42). Одеваем кошки и обвязки. Ледник открытый, местами уклон достигает 60°. Вешаем четыре перильные веревки (Ф. 43-45) и выходим на Бараний лоб, в 13:30. Встаем на обед. Выходим с обеда в 15:10. Продолжаем подъем, от бараньих лбов, на которых мы обедали, смещаемся вправо по ходу движения, появляются довольно крупные трещины, которые приходится обходить (Ф. 46). В итоге находим относительно неплохое место для двух палаток на боковом гребне Тютю Баши (Ф. 47-49). Встаем на ночь в 16:30.

Ф. 37. Утро 5-го дня, над морем облаков

Ф. 38. Очередной брод притока р. Тютюсу

Ф. 39. Траектория подъема на «перевальчик»

Ф. 40. Характер подъема на «перевальчик»

Ф. 41. За нами следят

Ф. 42. Траектория подъема на пер. Тютю Зап., с указанием мест провешивания перил

Ф. 43. Подъем по перилам

Ф. 44. Выход по перилам на бараньи лбы

Ф. 45. Место обеда на бараньих лбах

Ф. 46. Продолжаем подъем в связках

Ф. 47. Группа на фоне г. Тютю Баши, завтра нам туда

Ф. 48. Редкое оптическое явление, «ореол»

Ф. 49. Место нашего лагеря по пер. Тютю Зап. вид на север

День 6 (09.08)

под пер. Тютю Зап. 2А – пер. Тютю Зап. – г. Тютю Баши Центр. 2А –ночь на гребне в. 4180

Выходим в 7:10. Продолжаем подъем на пер. Тютю Зап. Идем в связках, так как в верхней части ледник закрытый (Ф.50). На пути попадаются две крупные трещины. Решаем повесить перила. Переходим на скользящем карабине. Далее на пути попадается бергшрунд, вешаем перила (Ф. 51). После преодоления бергшрунда продолжаем подъем в связках, ледник сильно разорван, приходится довольно много петлять (Ф. 52). Выходим на перевал в 11:40. Устраиваем быстрый обед. В 12:30 оставляем рюкзаки на перевале, а сами, взяв лишь все необходимое, идем на гору Тютю Баши (Ф. 53). По гребню идет тропа, сюда ходит много альпинистов с альплагеря Уллу-Тау, который находится в долине р. Адырсу. Тропа идет траверсом склона вершины Тытю Баши западная, далее мы одеваем кошки и идем по краю ледника. Ещ выше тропа идет по гребню, поэтому мы снимаем кошки. Поднимаемся на вершину Тютю Баши 2-я Западная. Снимаем на ней записку группы альпинистов г. Челябинска под руководством Столбикова М. от 8.08.2015. Продолжаем движение в направлении вершины Тютю Баши Центральная (Ф. 54). Проходим немного по гребню и видим перед собой спуск. Спуск сложный, высота около 15 метров, весят стационарные перила. В нижней части угол отрицательный (Ф. 55). На вершину идут 5 человек. После спуска идет траверс склона (Ф. 56). Петли есть, вешаем перильную веревку и проходим траверс. Далее тропа идет так же траверсом, но склон проще. Подходим под вершинный взлет. Нижняя часть довольно крутая, поэтому вешаем перила. Выход на вершину по несложным скалам. На вершине мы в 14:40, высота 4400м (Ф. 58). Снимаем записку группы альпинистов из г. Челябинска под руководством Марусина от 2.08.2015. С погодой нам повезло. С вершины открываются замечательные виды (Ф. 105). Далеко на востоке виден Казбек 5033м (Ф. 59). Ближе к нам, сверкают ледниками остальные пятитысячники Кавказа: Коштантау 5152м и Дыхтау 5205м, «Безенгийская стена» во главе с горой Шхара 5204м. Дальше на запад простираются бесконечные цепи гор. Красиво смотрится г. Ушба 4707м. Одиноко и величественно возвышается красавец Эльбрус 5642м.

А на севере, предгорные равнины тонут в белоснежных облаках. Любуемся этой красотой, фотографируемся и начинаем спуск. На спуске вешаем дополнительные перила на траверсе. В итоге на восхождение на г. Тютю Баши Центр. у нас выходит семь перильных веревок туда-обратно. Поднимаемся с верхней командной страховкой к нашим друзьям. Продолжаем спуск. Возвращаемся к рюкзакам в 16:40. Берем рюкзаки и продолжаем спуск. Сначала идем траверсом гребня, потом огибаем жандарм слева по ходу движения, здесь спуск идет по скалам, вешаем одну перильную веревку. Далее идем траверсом склона по крупной осыпи и вновь выходим на гребень. На гребне в 18:30 находим ровную площадку. Уже вечереет, спустится вниз мы не успеем, поэтому встаем на ночь здесь. Ставим лагерь. Наблюдаем красивый закат (Ф. 106-107). Высота ночевки 4180м.

Ф. 50. Утро 6-го дня, продолжаем подъем в связках

Ф. 51. Преодоление трещины по перилам

Ф. 52. В верхней части ледник закрытый и много трещин, идем в связках

Ф. 53. Вид с подъема на г. Тютю Баши

Ф. 54. Траектория подъема на г. Тютю Баши Центр.

Ф. 55. Спуск по перилам

Ф. 56. Траверс склона с командной страховкой

Ф. 57. Спуск с вершины Тютю Баши Центр.

Ф. 58. На вершине Тютю Баши Центр. 4400м

Ф. 59. А это далеко на востоке г. Казбек 5033м

День 7 (10.08)

Ночь на гребне в. 4180м – пер. Куллумкол – р. Адыр-Су у альплагеря Джайлык

Вышли в 6:40. Погода солнечная. Продолжаем спуск по гребню, в направлении пер. Куллумкол 1Б. Спускаемся то по камням, то по фирну. Доходим до очередного жандарма, здесь круто, вешаем перила (Ф. 60). Проходим ещ немного и вновь крутой участок, вешаем ещ одни перила. Далее выходим на тропу, которая спускается по крутому осыпному склону. Выходим на перевал Куллумкол 1Б 3940м (Ф. 61). Седловина перевала небольшая, но довольно ровная. На перевале снимаем записку группы туристов из г. Минска под руководством Смирнова Е.А. от 9.08.2015. Начинаем спуск, сначала по осыпи, потом выходим на ледник. Одеваем кошки, ледник открытый (Ф. 62). Идем в направлении пер. Шогенцукова 1А 3605м. Перевал располагается в боковом отроге, заходим на него без набора высоты. Седловина широкая, каменистая. Направление указывают туры. Спуск с перевала по тропе. В 12:30 доходим до «райских ночевок» здесь встречаем группу туристов из г. Минска, тех, чью записку мы сняли сегодня. Они уже пообедали и собираются уходить, и мы решаем сменить их. Сегодня замечательная погода. Здесь течет чистый прохладный ручей.

Выходим с обеда в 14:20. Продолжаем спуск по тропе. Местами тропа очень крутая (Ф. 63). Спускаемся к р. Кюилюмколсу. Далее тропа идет вдоль не. Спускаемся к альплагерю старый Джайлык. Это был один из крупнейших альплагерей Союза. Но после схода сели в долине р. Кюилюмколсу, альплагерь решили перенести ниже по течению р. Адырсу. Здесь мы встречаемся с пограничниками, они проверяют у нас документы и говорят, что хорошие места для ночевок располагаются на другом берегу р. Адырсу. Для того чтобы попасть на другой берег, нам надо подняться по долине р. Адырсу выше альплагеря Уллу- Тау где и находится мост. Там же возле моста находится и КПП. Уже вечереет, поэтому мы, не задерживаясь, начинаем обход. Доходим до альплагеря Уллу-Тау, затем идем по его территории, стоит отметить, что альплагерь большой, и посетителей в нем тоже много (Ф. 64). Доходим до моста, здесь стоят пограничники, все что дальше на юг, приграничная территория, и без специального пропуска, который нужно делать заранее, туда не пройти. Заявленный нами изначально пер. Гумачи располагается в приграничной зоне. Возле КПП вряд стоят небольшие треноги, это инфракрасные радары, которые способны реагировать на движение живых объектов в темное время суток, поэтому, здесь не пройти. Переходим на левый орографический берег р. Адырсу и идем вниз по течению. Пройдя около 2 км, находим замечательное место для стоянки, дрова и чистая вода здесь есть (Ф. 65). Уже 19:10. Ставим палатки. Завтра дневка.

Ф. 60. Утро 7-го дня, движение по гребню к пер. Куллумкол 1Б

Ф. 61. На пер. Куллумкол

Ф. 62. Вид на пер. Куллумкол со спуска

Ф. 63. Спуск с пер. Шогенцукова в долину р. Адырсу

Ф. 64. В альплагере Уллу-Тау

Ф. 65. Место ночевки на левом берегу р. Адырсу

День 8 (11.08)

Дневка на р. Адырсу

Сегодня дневка, поэтому спим долго. Погода хорошая. Каждый занят своими делами. Кто-то стирается, кто-то читает, кто-то гуляет. Место красивое. Хорошо видна гора Уллу-Тау (Ф. 66). Видна и гора Тютю Баши (Ф. 67). В связи с тем, что для прохождения изначально заявленного перевала Гумачи 2А у нас нет разрешения на нахождение в приграничной зоне, мы решаем идти перевал Адылсу 1Б.

Ф. 66. Наш лагерь на фоне г. Уллу-Тау

Ф. 67. Вид на г. Тютю Баши с долины р. Адырсу

День 9 (12.08)

Ночь у альплагеря Джайлык – база МЧС – в. 3283м

С утра шел небольшой дождик, поэтому выход решили немного отложить. Вышли в 8:20. Дождь закончился, появилось солнце. Дошли до моста через р. Адырсу и пошли вниз по дороге (Ф. 68). Через четыре километра прошли мимо альплагеря Джайлык. За альплагерем есть мост через р. Адырсу. Перешли мост, здесь на пригорке располагается база МЧС (Ф. 70). Отметились у приветливого МЧСника, который любезно указал нам тропу на перевал Адылсу 1Б. Тропа начинается сразу за базой МЧС, сначала идет по лесу, потом выходит на задернованные морены (Ф. 71). Здесь тропа взбирается на гребень примечательной морены. Южная сторона этой морены голая, а северная покрыта травой. Тропа идет поверху (Ф. 72). Далее тропа сворачивает с гребня вправо по ходу и спускается к ручью. На ручье мы в 12:30. Решаем пообедать. Пока мы обедаем, мимо нас проходит группа туристов из альплагеря Джайлык, они ходили ночевать на озере. Чуть позже проходит группа подростков в белых кимоно, это «каратисты» так же идущие радиально на озеро, но без ночевки, видимо у них сборы и они, таким образом, повышают гемоглобин. Выходим с обеда в 14:10. Продолжаем подъем по тропе, сегодня довольно жарко, идти вверх тяжело. Поднимаемся к леднику, тропа уходит вправо. Идем вдоль ледника, тропа становится вс хуже. В итоге в 16:20 выходим на относительно ровное место. Впереди виден язык ледника, стекающий с нужного нам перевала (Ф. 73-74). Решаем поставить палатки здесь. За небольшим мореным валом обнаруживаем два озера – одно большое, другое маленькое.

Ф. 68. Движемся по дороге к базе МЧС

Ф. 69. Вид на долину, по которой нам предстоит подниматься на пер. Адылсу 1Б

Ф. 70. База МЧС

Ф. 71. Начало подъема на пер. Адылсу

Ф. 72. Траектория движение по гребню морены к пер. Адылсу

Ф. 73. Место ночевки и траектория подъема на пер. Адылсу

Ф. 74. Вид на север с места ночевки

День 10 (13.08)

Ночь на в. 3283м – пер. Адылсу – р. Адылсу

Вышли в 6:30. Начинаем подъем на перевал Адылсу 1Б. От места ночевки обходим скальный останец справа по ходу движения (Ф. 73), поднимаемся сначала по марене, а дальше выходим на зачехленный ледник. Ледник здесь открытый усыпанный камнями (Ф. 75). Вскоре каменный чехол заканчивается и начинаются трещины, поэтому мы связываемся и продолжаем движение в связках. В средней и верхней части ледник закрыт, снег начинает подтаивать. Движемся, обходя трещины (Ф. 76). Перевальный взлет пологий и непродолжительный. Перевальная седловина скальная, находим тур в скалах справа по ходу движения, снимаем записку группы новосибирских альпинистов под руководством Кожевникова А.В. от 5.08.2015. На перевал мы вышли в 9:30 (Ф. 77). Спуск с перевала непростой. С седловины нужно отклониться влево по ходу движения, там заметна небольшая тропа-полочка (Ф. 79). Далее мы повещали три перильные веревки (Ф. 80-81) в нижней части спуска. Спуск крутой и камнеопасный. Спуск занял у нас около 2ч 40 мин. Долина становится более пологой (Ф. 82). Дошли до ручья и встали на обед в 12:30. Вышли с обеда в 14:10, продолжаем спуск. Вышли на слабую тропу, идем по ней. Впереди уже показалась река Адылсу. Конечная часть спуска довольно крутая. Спускаемся к реке Адылсу. Основная тропа идет по противоположенному берегу, но вскоре должна перейти на наш берег. Идем вниз по долине р. Адылсу. Доходим до моста, где основная тропа переходит на нашу сторону. Тропа натоптанная, идти легко (Ф. 83). К вечеру доходим до «Зеленой гостиницы», встаем в лесу напротив не. Вода и дрова есть.

Ф. 75. Обходим язык ледника по зачехленному леднику

Ф. 81. Вторые перила

Ф. 82. Вид на пер. Адылсу со спуска

Ф. 83. Тропа вдоль р. Адылсу

День 11 (14.08)

р. Адылсу – п. Баксан – Приют 11

Выходим в 7:00. Погода солнечная. Продолжаем спуск по дороге вдоль р. Адылсу. Проходим большой пансионат на базе МГТУ им. Баумана (Ф. 84). Идем далее. На одном из поворотов дороги стоит пушка времен войны. Это памятник в честь боев, которые велись в Приэльбрусье (Ф. 85). Спускаемся дальше. Переходим по мосту знаменитую реку Шхельду, в верховьях которой располагается одноименный альплагерь, воспетый в песнях Визбора (Ф. 86). Далее следует КПП, где у нас проверяют паспорта (Ф. 87). Спускаемся к автомобильной дороге, которая идет вдоль р. Баксан. На наше счастье выходим к местной травматологии. Отправляем Александра в сопровождении жены на медицинские процедуры. Нога у Саши сильно опухла и посинела. Нам повезло, что главный хирург оказался на месте. Пришлось делать небольшую операцию и выпускать из раны гной. Хирург оказался интересным человеком, врач высшей категории, в его кабинете множество фотографий с альпинистами, туристами и горнолыжниками, получившими травмы во время занятий в Приэльбрусье. От всей души благодарим доктора за своевременную помощь и покидаем больницу. Тем временем мы уже наняли Газель до поляны Азау. За машину мы отдали тысячу рублей. Приезжаем на поляну Азау в 14:10 (Ф. 88). Решаем пообедать в местном кафе «Три сестры» – вкусно, но дорого, зато отношение хорошее. Покупаем пластиковую карточку – билет на новый подъемник. Подъемник до станции Мир и обратно стоит 600 руб. Подъемник понимает нас за считанные минуты на высоту 3500 м. Далее мы покупаем билеты на канатно-кресельную дорогу до «Бочек» (Ф. 89). От «Бочек» идем вверх по направлению к Приюту 11 (Ф. 90). На подходах к приюту бросается в глаза грязь и мусор. Обидно за Эльбрус (Ф. 91). С трудом находим место под палатки. Мест мало, а те которые есть либо заняты, либо загажены. Встаем на ночлег выше Приюта 11 в 19:20 (Ф. 92).

Ф. 84. База МГТУ им. Баумана

Ф. 90. Подъем к Приюту 11

Ф. 91. В районе Приюта 11

Ф. 92. У обелиска в память погибшим на Эльбрусе солдатам

День 12 (15.08)

Приют 11 – Скалы Пастухова

Ночью ветер несколько раз срывал оттяжки, одну из них он вырвал вместе с тканью палатки. Проснулись около семи часов утра, решили снять лагерь и уйти выше к скалам Пастухова, что бы в случае улучшения погоды стартовать на Эльбрус с высоты 4680м. Сняли лагерь, и пошли наверх, погода немного улучшилась, даже показалось солнце (Ф. 93-94). Достигли скал Пастухова в 11:30. Хорошей площадки не было, пришлось выравнивать. Построили довольно прочную стенку из камней высотой более 1 метра (Ф. 95). Отдыхали.

Ф. 93. Подъем к скалам Пастухова

Ф. 94. Куча камней впереди это и есть скалы Пастухова

Ф. 95. Наш лагерь на скалах Пастухова

День 13 (16.08)

Скалы Пастухова, вынужденная дневка

Ночью дул ураганный ветер. Приходилось выходить и поправлять оттяжки. Проснулись около 8 ч утра. Все затянуто, дует сильный ветер и переметает поземку. Решили пурговать. Днем погода не улучшилась, поэтому нам предстояла вторая ночь на скалах Пастухова.

День 14 (17.08)

Скалы Пастухова – в. 4210м

Эта ночь была самой сложной и героической. Ветер был ураганной силы, не смотря на нашу мощную стенку, палатку пригибало к земле. Несколько раз мне приходилось выходить ночью и поправлять оторванные оттяжки. Посреди ночи ветер был настолько силен, что нам приходилось держать палатку изнутри, чтобы не поломало дуги. Соседям досталось ещ больше, у них палатку сложило и поломало одну дугу (Ф. 96).

Проснулись около восьми часов утра, ветер поутих. Решаем снять лагерь и спуститься пониже. Собираемся и спускаемся (Ф. 97). Находим подходящую площадку на высоте 4210м, делаем прочную стенку и ставим лагерь. Решаем сходить до приюта 11, узнать прогноз погоды. Спускаемся к приюту. Тем временем погода налаживается (Ф. 98). На приюте говорят, что завтра с утра будет небольшое «окно». После расспросов, решаем поискать патроны в районе базы МЧС. Находим более 20 немецких патронов различной степени сохранности, осколки от гранат и другие мелочи. Поднимаемся наверх в лагерь и отдыхаем – завтра нам на штурм вершины.

Ф. 96. Вот, что стало с нашими палатками после ночного урагана

Ф. 97. Спускаемся к Приюту 11

Ф. 98. После обеда погода наладилась

День 15 (18.08)

в. 4210м – г. Эльбрус Зап. 5642м – ст. Мир – поляна Азау – р. Тютюсу

Подъем дежурных в 2:00. Выходим в 3:30. Берем с собой теплые вещи перекусы, веревки, аптечку и вс что может понадобиться на всякий случай. По «магистрали» на Эльбрус уже давно ездят ретракты и идут цепочкой желающие взойти на вершину. Зрелище завораживающее, целая гирлянда из сотен желающих растянулась по склону. На небе видны звезды, это хороший знак, но по-прежнему ветрено. Идем в классическом режиме несколько минут подъем потом небольшой отдых. Так постепенно мы набираем высоту. Доходим до скал Пастухова. Уже начинает светать. Отдыхаем. Стоять не хочется – ветер продувает насквозь, поэтому продолжаем подъем. Постепенно начинаем обгонять идущих перед нами людей. Многие держат неправильный темп и поэтому быстро выдыхаются. Тем временем горы уже алеют в лучах утреннего солнца. Доходим до отметки 5000 м и отдыхаем, чувствуем себя бодро. Здесь заканчивается след от ретракта, и дальше идет широкая тропа (Ф. 99). Тропа пологая без трещин, вокруг хорошие виды, в общем, идти легко. Доходим до седловины Эльбруса, высота около 5300 м. Здесь тропа уходит наверх под большим углом. Отдыхаем и идем вверх. В нескольких наиболее опасных участках подъема провешены стационарные перила, за которые можно подстраховаться (Ф. 100). И вот мы выходим на относительно пологий участок (Ф. 101). Ещ немного и мы у вершины, представляющей из себя небольшой бугор. На вершине, народу не протолкнутся, дожидаемся, пока кто-нибудь спустится и на вершине станет свободней. Поднимаемся на вершину в 9:40. На север открываются красивые виды (Ф. 102), а вот на юге все затянуто облаками. Фотографируемся (Ф. 103), любуемся и идем вниз. Самочувствие у всех хорошее. Перед «крутым» спуском устраиваем перекус и вниз. Возвращаемся в лагерь в 12:30. Снег под ногами уже раскис. Решаем пообедать, отдохнуть и идти сегодня вниз. Тем временем Эльбрус постепенно затягивает облаками. Хорошо, что мы уже спустились. Начинаем спускаться вниз в 15:00, идем легко с чувством выполненного долга. Доходим до ст. Мир. Сегодня канатка не работает. Идем пешком до станции Кругозор. От ст. Кругозор спускаемся по маятниковой дороге на поляну Азау. Заходим в гости к «Трем сестрам» и устраиваем праздник своим животам. После хорошего обеда садимся в Газель и едем до р. Тютюсу, на то место, откуда мы начинали наш маршрут. Там мы ночуем, а на следующее утро уезжаем в г. Нальчик.

Ф. 99. Раннее утро, а мы уже несколько часов поднимаемся на Эльбрус

Ф. 100. Перила выше седловины Эльбруса

Ф. 101. До вершины осталось чуть-чуть, на фоне восточного Эльбруса

Ф. 102. Вид с г. Эльбрус 5642м на север

Ф. 103. Группа турклуба «Ювента» на высшей точке России в полном составе

Выводы и рекомендации

Центральный Кавказ, замечательный район для горного туризма. Здесь возможны маршруты любой категории сложность. Район обладает очень хорошей транспортной сетью, в связи с чем легкодоступен.

Запланированный нами маршрут мы прошли без значительных изменений.

Особенно стоит отметить особенности погоды в данном районе. Во время прохождения фронтов циклонов, что здесь бывает часто, погода, как правило, портится после обеда. Мы часто наблюдали, как ближе к обеду долины начинают заполняться облаками, а после обеда облака закрывали все, и идти было очень сложно и опасно. Поэтому график движения нужно планировать с максимально ранним выходом, и преодолением препятствий до обеда. Ледники района, как правило, в нижней части открытые, в средней и верхней части закрытые. Следует отметить, что ледники Кавказа быстро отступают. Даже фотографии, сделанные пять лет назад, могут существенно отличатся от действительности. В животном мире нас поразило обилие и непуганность кавказских козлов Серн, которые спокойно подпускали нас на расстояние 15 метров. Единственное, что вызывало неприятные чувства, это обилие мусора и отходов на г. Эльбрус при подъеме с юга. Эльбрус, не смотря на свою техническую простоту и доступность, серьезная гора. Сильнейшие ветры, часто достигающие ураганной силы, резкие перемены погоды, обилие трещин и наконец, высота могут серьезно осложнить восхождение на эту вершину.

В целом можно сказать, что группа справилась со всеми изначально поставленными перед ней задачами и успешно прошла намеченный маршрут

Литература

1. Жигарев О.Л. Отчт о совершенном туристско-спортивном мероприятии. – Новосибирск: ОЦДОД, 2009. – 64 с.
  2. Отчет о горном маршруте 3 к.с. по Центральному Кавказу, совершенному туристами г. Ставрополя, руководитель Гавриленко С., 2010 г. http://atrek.ru/files/review/5874/otchet_prielbrusie_2010_3ks.pdf
  3. Отчет о горном маршруте 3 к.с. по Центральному Кавказу, совершенному турклубом «Вестра» г. Москва. Руководитель Казанджан Г.П., Москва, 2004 г.
  4. Регламент по спортивному туризму. Москва 2008 год.
  5. Н.А. Гвоздецкий, Ю.Н. Голубчиков. Горы. М., "Мысль", 1987.
  6. Л.Д. Долгушин, Г.Б.Осипова. Ледники. М., "Мысль", 1989.
  7. М.В. Голубев. www.caucatalog.narod.ru
  8. www.wiki.risk.ru

Панорамы района

Ф. 104. Вид с пер. Килар

Ф. 105. Вид с вершины Тютю Баши Центр. 4400м на ГКХ (главный кавказский хребет)