Автор: Григорий Львов, г. Чебоксары

Отчет о горном спортивном маршруте 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню, совершённом группой туристов Чувашской Республики в период с 14.07.2021 по 12.08.2021 года. Часть 3

После обхода скальных зубцов поднимаемся на острый гребень, придерживаемся его левой (по ходу) стороны, потому как справа обрыв.

Далее на фотографиях нанесены отметки, которые позволят ориентироваться по участкам гребня и составить единую картину прохождения.

Гребень на всем своём протяжении имеет пилообразный характер. Порода, из которой он сложен, имеет пластинчатую перьеобразную структуру.

Дальнейшее движение происходит по выраженной пиле (см. фото 252-254). Наиболее сложный участок - пересечение узкого кулуара. Здесь гребень превращается в нож, по которому несколько метров надо проползти верхом, имея ввиду пропасть справа и слева, либо обойти справа по ходу движения, сделав несколько шагов по уступам (см. фото 255). На всём протяжении траверса страховка одновременная и попеременная через выступы, петли на выступах, закладки и крючья.

Фото 252. Выходим на гребень

Фото 253. Один из ключевых участков гребня, который предстоит пройти

Фото 254. Прохождение скального гребня

Фото 255. Сложный участок траверса. Необходимо пересечь узкий кулуар

Большой жандарм обходим слева по ходу движения. Встречаются участки льда, присыпанные снегом. Характер ППС неизменен. Страховаться приходится постоянно (см. фото 256-259).

Фото 256. Далее обходим траверсом большой жандарм (см. фото 257-259)

Фото 257. Траверс жандарма

Фото 258. Выход на гребень после траверса жандарма

Далее снова следуем вершиной гребня, постепенно набирая высоту. Погода становиться устойчиво плохая. Самое неприятное - отсутствие видимости. Все объекты становятся внемасштабными - непонятно сколько до следующего жандарма 50 метров или 200.

Фото 259. Дальнейший путь по гребню

Фото 260. Подходим к участку спуска по перилам

Фото 261. Пройденный скальный нож

Пройдя чуть дальше натыкаемся на участок резкого понижения гребня. На спуск с него вешаем одну верёвку перил (около 25 метров), оставляем расходную петлю.

Фото 262. Лидер наводит перила на спуск. В гребне резкое понижение

Фото 263. Участок спуска по перилам (25 м)

От конца спуска поднимаемся по осыпному склону крутизной до 30 градусов с одновременной страховкой через ППС снова на гребень.

Фото 264. Дальнейший траверс. См. отметку на фото 265 и 266

Фото 265. Выход на гребень после спуска по перилам

Проходим на подъём небольшой снежно-ледовый участок крутизной до 50 градусов и длиной около 50 метров. ППС 4 ледобура.

Фото 266. Понижение гребня и новый взлёт. Видно, что первая связка уже заканчивает прохождение наиболее крутой части

Проходим ещё один участок скал и движемся вдоль них по снежноледовому склону. Постепенно снежно-ледовых полей становиться больше. Начинаем движение от станции наверх, стремясь на вершину гребня.

Фото 267. Прошли пояс скал и выходим на участок снежно-ледовых полей

Сверху ничего не видно, мест под стоянку на склоне нет, поэтому выходим на вершину гребня.

Фото 268. Выход на вершину гребня и на место ночёвки

Встаём на ночёвку в 19:45 (42°12'25.34"N 78°40'2.10"E). На полке обустраиваем место для установки палаток, увеличиваем площадку камнями и снегом. Умещаются обе наши палатки, с одной стороны снежный карниз, с другой крутой подход для входа в палатку. Как окажется на следующий день, мы не дошли 20 минут ходом и около 50 метров по высоте до пика Вильнюсского университета, где есть хорошее места для ночёвки.

Место ночёвки на карте отмечено крестом

Фото 269. Подготовка места для ночёвки

Весь вечер метёт снег, туман и холодно. Ложимся спать после 23 часов.

Фото 270. Вид с места ночёвки на пройденный траверс (утро следующего дня)

Дата: 08.08.2021

День пути: 26

Переменная облачность

Гребень траверса на пик Вильнюсского университета - пик Вильнюсского университета - перевал Чувашских университетов - лед. №34 - р. Сарычат

Перепад высот, м.: -1200

ЧХВ: 4 ч 35 мин

Встаём в 7 часов. С утра холодно и переменная облачность, погода постепенно улучшается и временами ясно. Долго собираемся, так как устали за вчерашний день.

Выходим на маршрут в 9:30. Идём в связках от места ночёвки вдоль скальных выходов на гребне, далее - по снежно-ледовому склону крутизной до 35 градусов поднимаемся на снежный гребень, перелезаем его и оказываемся на большой снежной площадке под самой вершиной пика Вильнюсского университета. На данной площадке можно встать на ночёвку, она защищена от ветра со всех сторон склоном вершины и снежными надувами. От площадки 20 метров по скальному склону доходим в 9:50 до самого пика Вильнюсского университета.

Фото 271. Выход к п. Вильнюсского университета

Пик Вильнюсского университета (4930 м, скально-снежно-ледовый). Имеет трудность 2А при восхождении радиально от ледника №63 по северозападному гребню. В нашем случае - прохождение полного траверса пика с подъёмом по юго-восточному гребню и спуском по северо-западному гребню - трудность не менее 3А. С пика снимаем записку Вильнюсской альпинисткой группы под руководством Kestutis Baleisis от 11 августа 2018 года.

Фото 272. Панорама университетского гребня

Фото 273. Группа на п. Вильнюсского университета. На заднем плане п. Каракол и п. Джигит

Спуск с вершины начинаем в 10:20. Спускаемся обратно на снежную площадку и начинаем спуск по северо-западному гребню вершины. Сам пик оставляем слева по ходу движения, обходя его с северной стороны по 30градусному склону. При выходе с этого склона на гребень небольшой, около 5 метров, снежный участок крутизной до 45 градусов.

Фото 274. Начало спуска с п. Вильнюсского университета

Далее спуск идёт по снежному склону, движемся в связках, но трещин нет, глубина снега около 30 сантиметров. Спуск состоит из нескольких ступеней, спуск с каждой из них крутизной до 40-45 градусов. Проходим весь спуск с одновременной страховкой. В 10:50 спустились на седловину перевала Чувашских университетов (первопрохождение).

Фото 275. Спуск с п. Вильнюсского университета

Фото 276. Седловина пер. Чувашских университетов

Фото 277. Группа на перевале Чувашских университетов

Перевал Чувашских университетов (4680 м, 2А, снежно-ледовый) - соединяет ледник №63 (долина реки Каракол-Тёр) с ледником №34 (долина реки Сарычат). На правах первопроходцев решили назвать его перевалом Чувашских университетов (в честь ЧГУ и ЧГПУ, в турклубах которых состоят участники похода) по логике всего траверса, в котором уже есть пик Сибирских университетов и пик Вильнюсского университета. Седловина перевала - широкая и снежная, нет места для тура. Прохождения перевала на восток до нас не было, по описаниям перевал проходился в составе траверса литовскими альпинистами при движении от пика Мажвидаса до пика Вильнюсского университета и обратно. На восточную сторону перевала нависают снежные карнизы, поэтому для спуска прорубаем в карнизе проход. Один из участников лопатой прорубает ход, со страховкой с седловины.

Начинаем спуск с перевала в 11:25. Первую верёвку перил вешаем на ледорубном якоре, крутизна 45 градусов, в верхней части 2 м 65 градусов. Веревка оканчивается под защитой скального выхода. Вторая верёвка на ледобурах, крутизна до 45 градусов. При малом количестве снега можно также провесить третью верёвку на спуск, мы этого делать не стали и дальше спускались в связках. Доходим до конца лавинных выносов и там приваливаем.

Фото 278. Первая верёвка спуска с перевала

Фото 279. Первая верёвка спуска с перевала

Фото 280. Вторая верёвка спуска с перевала

Фото 281. Выход первой связки на ледник. Вторая связка на второй станции

Выводы по перевалу Чувашских университетов: Достаточно интересный снежно-ледовый перевал, который мы прошли в режиме первопрохождения. Трудность перевала в 2А указана на основании нашего мнения после спуска с перевала на восток на ледник №34, сложность может быть увеличена при полном прохождении перевала. Прохождение восточного склона рекомендуется только утром из-за возможных обвалов снежных карнизов и вытаивания камней на склоне перевала. При подъёме с востока следует заранее продумать прохождение нависающих карнизов в верхней части.

Спустились в цирк перевала в 13:35. Далее идём вниз в связках по закрытому леднику в снегоступах, Ледник круто спускается вниз, придерживаемся правой части ледника, но не близко к склонам. По правому борту идёт обход ледопада и разрывов ледника.

Фото 282. Обход ледопада вдоль правого борта ледника

В 13:35 вышли на пологую часть ледника и встали на обед примерно напротив центрально части пройденного нами траверса.

ЧХВ «Траверса университетов» (3Б): Подъём от верхней части ледника №60 до южного плеча пика Сибирских университетов - 3 часа 23 минуты. Подъём на пик Сибирских университетов - 45 минут. Спуск с пика Сибирских университетов до перевала Перья Феникса - 1 час 1 минута. Спуск с перевала Перья Феникса до условного перевала Белый Парус - 1 час 30 минут. Прохождение снежников от перевала Белый Парус до скального участка - 25 минут. Прохождение простых скал - 30 минут. Преодоление снежно-ледового участка гребня - 50 минут. Прохождение ключевого участка траверса по скальному гребню до пика Вильнюсского университета - 4 часа 35 минут. Спуск с пика Вильнюсского университета на перевал Чувашских университетов - 30 минут. Спуск с перевала Чувашских университетов до центральной части ледника №34 - 2 часа.

Во время обеда переменная облачность и небольшие осадки в виде снега. Выходим с обеда в 15:30. Спускаемся в связках по леднику №34, ледник открытый, но есть много снежников, по которым лучше идти в связках, есть много трещин. Основную зону разрывов обходим у левого борта.

Спускаемся по 30-35 градусному склону к нижней части ледника. В одном месте, при переходе снежного моста, закручиваем бур ППС для страховки.

Фото 283. Спуск на нижнюю ступень ледника

Спустившись на нижнюю часть ледника, идём, без связок, ледник зачехлён камнями. По языку ледника выходим на моренные валы, по которым выходим к истокам реки Сарычат, берущей своё начало на ледниках №34 и №32.

Фото 284. Дальнейший спуск к р. Сарычат. Виден наш будущий перевал

Проходим по камням приток с ледника № 34, ищем место для брода через приток с ледника №32, здесь река шире и течение сильнее. Поток со средним течением, шириной в 2 метра и глубиной ниже колена. Переходим реку кто вброд, кто по камням (42°13'21.08"N 78°41'38.17"E) и по левому берегу реки Сарычат идём вниз, ищем место для ночёвки.

Фото 285. Переходим р. Сарычат на разливе

Путь проходит по моренным валам. Переходим по камням реку, которая является левыми притоком Сарычата и вытекает с ледника №35. Прямо за неё встаём на каменистых площадках на ночёвку в 17:50 (42°13'23.60"N78°41'57.27"E).

Фото 286. Переходим второй приток р. Сарычат

Фото 287. Общий вид нашего траверса и спуска к р. Сарычат

Вечером переменная облачность и тепло. К ночи небо проясняется, ночью прохладно и ясно. Ложимся спать в 21 час.

Дата: 09.08.2021

День пути: 27

Переменная облачность, снег

Долина р. Сарычат - лед. №30

Пройденное расстояние, км.: 5,0

Перепад высот, м.: +650, -100

ЧХВ: 3 ч 12 мин

Утром ясно и прохладно. Встали в 6 часов.

Выходим на маршрут в 8:00. Идём вниз по левому берегу реки Сарычат по моренным валам и осыпям. Здесь есть много мест для стоянок. За одну ходку достигаем ручья, вытекающего с ледника №31, где находится перевал 20 лет ПКТ. Переходим ручей по камням.

Идём дальше по долине Сарычата, достигаем ручья, стекающего с ледника №30, и по осыпным склонам начинаем подъём вверх по правому берегу ручья в обход каньона. Координаты захода: 42°13'23.73"N 78°43'30.81"E

Фото 288. Подходы к нужному боковому ущелью

Фото 289. Обходим каньон реки слева по ходу

Вдоль ручья с ледника №30 доходим до водопада, стекающего с бараньих лбов и узкого каньона ручья.

От водопада уходим влево по ходу движения на осыпные склоны, идём по мелкой и средней осыпи серпантином, крутизна до 30 градусов. В верхней части появляется много сыпучего конгломерата. За одну ходку от водопада достигаем верхней части осыпи. Оттуда траверсируем бараньи лбы и нависающие скалы на восток к ручью по осыпным широким полкам.

Фото 290. Подъем по осыпному борту ущелья

Фото 291. Верхняя часть подъёма, выход к скальным полкам

По полкам за ещё одну ходку выходим на верхнюю часть скал, попадаем к верху каньона. Проход от долины Сарычата к висячей долине ручья с ледника №30 оказался несложным, при планировании маршрута мы думали, что проход будет сложнее.

Фото 292. Движемся по полкам

Далее мы движемся вдоль правого берега ручья по осыпным склонам к леднику №30. Идём по осыпям средней величины, путь проходит немного выше по склону от ручья. У большого камня-останца в 11:20 встаём на обед. Светит солнце, но постепенно небо заволакивает облаками.

Фото 293. Правым бортом ущелья лед. №30

С обеда выходим в 13:28, за ходку доходим по осыпной долине до языка ледника №30. Здесь надеваем кошки, для подъёма на ледник. Подъём на ледник осуществляем у правого борта ледника, где он наиболее плавно стекает вниз. Вначале идёт крутой подъём крутизной до 35-40 градусов, набирая примерно 50 метров по высоте, далее ледник пологий. Сам ледник открытый, в самом начале есть трещины, которые без проблем обходятся или перешагиваются.

Фото 294. Выходим на ледник №30

По леднику идём до верхнего цирка, достигаем закрытого ледника, где снег уже глубокий и в 14:50 встаём на ночёвку (42°14'13.91"N 78°43'48.94"E). Прохождение перевала запланировано на следующее утро, идти его в послеобеденное время небезопасно.

Фото 295. Общий вид цирка перевала

К вечеру, после 17 часов, погода портится, начинается снег и гроза. Не идти на перевал сегодня было верным решением.

Вечером идёт снег, который прекратится только к утру. Ночью холодает. Ложимся спать в 20 часов.

Дата: 10.08.2021

День пути: 28

Погода за день:

Переменная облачность

Ясно

Лед. №30 - пер. Туристов Чувашии (2Б) - лед. №29 - пер. Гипергеометрический и радиальное восхождение на пик Советская Россия (2Б)

Пройденное расстояние, км.: 4,8 (в зачёт - 4)

Перепад высот, м.: +820, -400

ЧХВ:

6 ч 26 мин

С утра холодно, сыплет снег, но к моменту выхода на маршрут прекращается. Встаём в 4:30.

Выходим на маршрут в 6:20. Идём в связках по закрытому леднику в снегоступах, ледник сначала ровный, но вскоре начинается пологий подъём к перевалу. За 35 минут доходим до бергшрунда под началом перевального взлёта. Немного метёт снег, но вскоре погода проясняется.

Фото 296. Путь на перевал Туристов Чувашии

В 7:10 начинаем подъём на перевал. Перевал - самое левое снежное понижение в отроге перед скальным участком хребта. Идём в связках по 40-45 градусному снежно-ледовому склону с одновременной страховкой. ППС на ледобурах. При малом количестве снега здесь необходимо будет провесить около 3 верёвок перил. Всего провесили 9 ППС. Дошли, таким образом в связках с одновременной страховкой до середины скал, ограничивающих слева по ходу широкий ледово-снежный склон перевала.

Фото 297. В связках с одновременной страховкой через ледобуры

Фото 298. Выход к скалам

Фото 299. Идём вдоль скал с ППС одновременно

От середины скал вешаем перила на подъём, всего провесили 3 верёвки перил по снежно-ледовому склону. Крутизна склонов до 50 градусов, снега мало, станции крепим на ледобурах. Последняя третья верёвка перил выводит на саму седловину перевала, на которую все поднялись в 9:50.

Фото 300. Работа на перилах. Первая и вторая верёвка

Фото 301. Вторая верёвка

Фото 302. Третья верёвка. Фото со скального выхода

Седловина перевала небольшая снежная. Можно организовать ночлег и поставить палатку, чуть севернее есть большая мульда. На правах первопроходцев называем перевал - перевалом Туристов Чувашии. Тур складываем на верху скал северней седловины перевала. Фотографируемся в обе стороны.

Фото 303. Группа на пер. Туристов Чувашии на фоне «университетского» гребня. Справа выход скал с туром наверху

Фото 304. Группа на пер. Туристов Чувашии на фоне п. Советская Россия

Перевал Туристов Чувашии (4547 м, 2Б, снежно-ледовый 42°14'13.35"N 78°44'15.52"E) - соединяет ледник №30 с ледником №29. Определяющая сторона перевала - западная. Данный перевал является хорошей альтернативой для достижения верховьев ледника №29, с последующим восхождением на пик Советская Россия и прохождения перевала Гипергеометрический, т.к. сам ледник №29 в нижней часть разорван сложным ледопадом.

В 10:20 начинаем спуск с перевала на ледник №29. На восточном склоне перевала снега много, идём в связке, необходимости вешать перила нет. Крутизна склона до 40 градусов, в конце спуска бергшрунд, который проходится по снежному мосту. В малоснежные годы возможно здесь придётся вешать перила. За 35 минут спускаемся на ледник.

Фото 305. Спуск с перевала

Фото 306. Дальнейший путь группу. пер. Гипергеометрический и п. Советская Россия

Фото 307. Спуск группы с пер. Туристов Чувашии

Фото 308. Выход группы на ледник №29

Выводы по перевалу Туристов Чувашии: Достаточно интересный снежно-ледовый перевал, который мы прошли в режиме первопрохождения. Перевал трудностью 2Б рекомендуется для включения в маршруты 4 категории сложности и выше для прохода в верховья ледника №29 из долины реки Сарычат.

ЧХВ перевала Туристов Чувашии: Подъём от долины реки Сарычат через осыпные склоны и бараньи лбы до висячей долины ручья - 53 минуты. Прохождение долины ручья - 58 минут. Прохождение ледника №30 до бергшрунда под началом перевального взлёта - 1 час 15 минут. Подъём на перевал Туристов Чувашии - 1 час 45 минут. Спуск с перевала Туристов Чувашии на ледник №29 - 35 минут.

Продолжаем движение вдоль правого борта ледника №29 в сторону нужного нам перевала Гипергеометрический. На само ложе ледника не спускаемся, а остаёмся чуть выше, траверсируя снежный склон. За 1,5 ходки доходим до перевального взлёта перевала Гипергеометрический (2Б).

Взлёт снежный, крутизной около 30 градусов, не представляет технической сложности. Поднимаемся в связках серпантином на перевал. При выходе на перевал есть несколько трещин. В 12:50 достигаем перевала - широкое снежное седло. Уходим за «пупырь» восточнее перевала, где встаём на обед и обустраиваем место для ночёвки (42°14'45.12"N 78°44'40.26"E). Склоны «пупыря» защищают от южного ветра.

На самом «пупыре» на скальных его выходах находится тур перевала Гипергеометрический. Снимаем записку первопроходцев перевала - группы туристов горной секции Новосибирского государственного университета под руководством Ульянова Александра от 20 августа 2015 г.

Фото 309. Подъем на пер. Гипергеометрический. Виден пер. Туристов Чувашии

Перевал Гипергеометрический (4630 м, 2Б, снежно-ледовый 42°14'45.42"N 78°44'38.66"E) - соединяет ледник №29 с ледником №25 (Советская Россия). Определяющая сторона перевала - северная.

В 15:25 после обеда и разбивки лагеря выдвигаемся на восхождение на пик Советская Россия. Движемся налегке в одной связке по снежному склону крутизной до 35 градусов.

Фото 310. Радиальный выход на п. Советская Россия. Виден лагерь на пер.Гипергеометрический

Фото 311. Выход к вершине пика

Фото 312. Панорама университетского гребня

Фото 313. Вид на нижнюю часть лед. №29 и ледопад. Виден перевал Туристов Чувашии

Фото 314. Выход на п. Советская Россия

Фото 315. Группа на п. Советская Россия. Тур слева пуст

Фото 316. Вид на хребет Терскей-Алатау и лед. №380

Ближе к вершине становится чуть круче. Выходим на западную вершину, на которой имеются небольшие скальные выходы. От них спускаемся на широкую пологую седловину между вершинами, здесь довольно крутой короткий участок крутизной до 50 градусов 6-8 м. С седловины проходим вдоль скал, оставляя их по правую руку, и попадаем на небольшое плато восточной вершины. Высшая точка находится в самой восточной части массива. На вершине в 16:30 (42°14'35.75"N 78°45'13.16"E).

Сложных участков, описанных в отчёте 2015 г Ульянова, в этом году не было. Прошли все в связке.

Пик Советская Россия (4930 м, снежно-ледовый, 42°14'35.75"N 78°45'13.16"E). Восхождение совершено радиально по западному гребню от перевала Гипергеометрический. Пик имеет две вершины, высшей точкой является восточная вершина. Тур на вершине сложен аккуратно, но записки в нем не оказалось, сколько мы ни копали. Оставили свою записку. Пик Советская Россия - отличная обзорная точка в хорошую погоду.

На спуск выходим с пика в 16:52. Обратный путь проходит по пути подъёма. Доходим до перевала Гипергеометрический за 28 минут. В лагере в 17:20.

Вечером и ночью холодно, в основном ясно, юго-западный ветер. Ложимся спать в 21 час.

Дата: 11.08.2021

День пути: 29

Ясно

пер. Гипергеометрический (2Б) - лед. №25 (Советская Россия) - пер. Ледовый (3А) - лед. №382 - р. Таштектор

12,4

Перепад высот, м.: +90, -1842

ЧХВ: 4 ч 49 мин

Утром холодно и ясно. Встаём в 5:30.

Выходим от места ночёвки в 7:43. Движемся в связках по насту на спуск с перевала Гипергеометрический.

Фото 317. Вид на ледник №25 Советская Россия и перевал Ледовый

Фото 318. Начало спуска со снежного купола перевала

Фото 319. Склон перевала, преодолеваем бергшрунд по снежному мосту

Фото 320. Спуск с пер. Гипергеометрический. Выход на ледник № 25 Советская Россия

С перевала следует провесить одну верёвку перил на спуск до выхода на ледник №25 (Советская Россия). Но проблема в том, что крепиться некуда. Снег глубокий, докопаться до льда невозможно, ледорубный якорь встанет ненадёжно. Группа из Новосибирска использовала снежный щит, а мы спустились на три такта в связках лицом к склону.

От места ночёвки уходим в левую часть спуска. Далее траверсом вниз уходим к правой части взлёта. Траверсируем склон крутизной до 45-50 градусов. Движемся осторожно и в связках. Далее начинаем спуск резко вниз, идём лицом к склону, в три такта, с хорошей опорой на ледоруб. Снег глубокий, но поутреннему стабильный. Внизу плавный выход на ледник. В конце спуска небольшой бергшрунд хорошо засыпанный снегом. Спускаемся с перевала на ледник в 8:20.

Выводы по перевалу Гипергеометрический и восхождению на пик Советская Россия: Трудность в 2Б соответствует связке перевала Гипергеометрический и пика Советская Россия за протяженность этого препятствия, высоту пика и сложность подходов. Сам перевал Гипергеометрический, как отдельное локальное препятствие по трудности соответствует 2А. Перевал Гипергеометрический и восхождение на пик Советская Россия рекомендуется для включения в маршруты 4 категории сложности. По нашему субъективному мнению, восхождение на Советскую Россию немного проще восхождения на пик Джигит с одноимённого перевала.

ЧХВ перевала Гипергеометрический и восхождения на пик Советская

Россия: Подъём на перевал Гипергеометрический от ледника №29 - 43 минуты.

Подъём на пик Советская Россия - 1 час 5 минут. Спуск с пика Советская Россия - 28 минут. Спуск с перевала Гипергеометрический - 20 минут.

Далее движемся по леднику в связке. Ледник покрыт фирном, идём быстро. За 20 минут по леднику доходим до седловины перевала Ледовый (3А), у тура в 8:20.

Перевал Ледовый (4441 м, 3А, снежно-ледовый, 42°15'24.66"N 78°44'49.51"E) - соединяет ледник №25 (Советская Россия) с ледником №382. Определяющая сторона перевала - северная, с юга простой подход по леднику к краю плато, образованного ледником. Седловина перевала с юга не явно выражена. На седловине есть места под палатки. В перевальном туре нашли старую жестяную банку с советским пакетом из-под молока, записки в туре нет. Прошли всю седловину в поисках других туров, но больше ничего не нашли.

Фото 321. Группа на пер. Ледовый. Сзади виден п. Советская Россия и пер. Гипергеометрический

Северный склон перевала - сглаженный временем и обвалами ледопад. В 8:55 начинаем спускаться с перевала. Уходим западнее тура на 70 метров и начинаем спуск по зафирнованному снежно-ледовому склону крутизной до 45 градусов. Проходим верхнюю часть склона вдоль скал, переходим поперечную трещину, далее снега становится меньше, а склон становиться круче. Вешаем одну верёвку перил вниз, станция на ледорубном якоре, крутизна склона до 55 градусов.

Фото 322. Единственная верёвка перил на спуск

Фото 323. Перила на спуск и сброс

Дальше спуск вниз идёт по центру склона, идём в связках, так как характер склона и снежно-ледовая обстановка позволяют не вешать перила. Выходим по лавинному выносу на ледник №382 в 9:50.

Фото 324. Первая связка выходит на ледник

Фото 325. Вторая связка движется по склону перевала. Видно первую связку

Фото 326. Общий вид перевала Ледовый и спуск второй связки. Верхней части взлёта не видно.

Выводы по перевалу Ледовый: Трудность перевала в 3А не соответствует действительности. Это самая простая 3А (по трудности взятой из классификатора ФСТР) на нашем маршруте. Со стороны перевал кажется массивным и сложным, но по факту провесили всего одну верёвку на спуск. Перевал рекомендуется для включения в маршруты 4 категории сложности и выше.

ЧХВ перевала Ледовый: Подход к седловине перевала Ледовый по леднику №25 - 19 минут. Спуск с перевала Ледовый на ледник №382 - 55 минут. Прохождение ледника №382 до моренного озера - 1 час 15 минут. Спуск до реки Таштектор - 37 минут.

Далее спускаемся вниз по леднику №382, движемся в связках, ледник пологий и закрытый, много трещин, идём по центральной части ледника. Далее ледник поворачивает направо, открывается и начинает спускаться вниз. Мы следуем по центру ледника и заходим в тупик - ледник резко обрывается, прохода нет. Возвращаемся назад до поворота и спускаемся по леднику, придерживаясь левого борта. На спуске много трещин, распутываем их.

По леднику спускаемся до моренного озеро (42°16'26.26"N 78°43'33.72"E) и в 11:40 на озере встаём на обед. Последний перевал похода остался позади - можно расслабиться и не торопиться, на обеде сушим вещи пока светит жаркое солнце и отдыхаем.

Фото 327. Верховья ледника №382. Виден пер. Ледовый

Фото 328. Обходим сбросы под левым бортом ледника

Фото 329. Спуск к моренному озеру. Дальше через ригель и в ущелье Таштектора

Обед длился почти 3 часа. В 14:25 выходим с обеда, начинаем спуск вниз с моренного вала, которым запружено озеро. Идём вдоль стекающего из озера ручья по травянисто-осыпным склонам. За одну ходку доходим до реки Таштектор. Немного поднимаемся вверх вдоль реки, чтобы на разливах реки перейти её вброд на правый берег. Переходим реку, пройдя 5 русел. Здесь же встречаем групп иностранцев, которые поднялись на экскурсию к леднику Таштектор.

Фото 330. Выход в ущелье Таштектора. Виден ледник Таштектор №385

Фото 331. Брод р. Таштектор на разливе в верховьях

В 15:30 начинаем движение по тропе вдоль правого берега реки Таштектор. Тропа идёт по широкой долине и спускается вниз на несколько ступеней. Самой интересной стала вторая ступень, где долина резко уходит вниз и спуск идёт по интересным каменистым склонам. Проходим три ходки по тропе и в 17:25 встаём на ночёвку на большой травянистой поляне напротив впадения в реку Таштектор ручья Чон-Кульдурак (42°17'26.14"N 78°41'39.37"E).

Фото 332. Спуск по Таштектору. Впереди место ночёвки и приток ЧонКульдурак

Вечером тепло. Ложимся спать после 22 часов.

Дата: 12.08.2021

Перепад высот, м.: -500

ЧХВ:

3 ч 03 мин

С утра тепло и ясно. Встаём в 7 утра.

Выходим на маршрут в 9:45. Идём по тропе вдоль правого берега Таштектора. За 2 ходки доходим до слияния рек Таштектор и Чон-Узень, откуда начинается река Арашан. По пути проходим стоянку встреченных накануне иностранцев и встречаем их портеров. На лугах пасётся множество коров и лошадей.

Далее идём по тропе вдоль правого берега Арашана. Через одну ходку после привала начинается дождь. Четвёртая ходка получается долгой, так как останавливаться под дождём на привал особо не хотелось.

В 13:25 встаём на обед напротив коша в долине ручья Давалутор. Тут есть хороший мост через реку (42°21'15.97"N 78°37'30.78"E). Сюда выводит спуск с популярных перевалов у озера Алакёль. Ставим тент и пережидаем сильный заряд дождя. В 15:25 продолжаем движение вниз по тропе. Дождь не прекращается. В 16:03 доходим до курорта «Алтын-Арашан».

Здесь представляется возможность уехать до Каракола на машине, чем мы и пользуемся. Всю техническую часть маршрута мы прошли, нужный километраж набрали. Мокнуть под дождём, идти по грязным раскисшим дорогам и разбивать лагерь в условиях постоянного дождя не хотелось, поэтому решили закончить маршрут и уехать на машине до Каракола.

Потенциально опасные участки на маршруте

Перевалы и вершины

• Траверс пер. Айлама - пер. 50 лет Советской Киргизии (3Б, 4059). Подъем на перевал со стороны ледника №281 имеет камнеопасность не выше средней. Летит только то, что скинул сам. Взлёт перевала от контрфорса на хребет может быть лавиноопасен. На леднике №307 трещин немного. Опасность представляет ледопад, особенно после обильных снегопадов и тёплой погоды, когда снежные мосты ненадёжны.
  • Перевал Байтор (3А, 4493 м). Опасен ледовыми обвалами и вероятными лавинами с северной стороны. Следует проходить утром, пока склоны скованы ночным холодом.
  • Траверс пер. Джетыогуз - пер. Васильева - пер. Западное плечо п. Каракольский (3А, 5000 м). Подъем на п. Омск через его западное плечо может быть лавиноопасным. Также лавиноопасным может быть участок подъёма от пер. Васильева к плечу Каракола.
  • Траверс пер. Западное плечо п. Каракольский - п. Каракольский - пер. Металлург (3Б, 5281 м). Одно из наиболее сложных и протяжённых препятствий на всём маршруте. В районе п. Каракол и п. Джигит часто бывает локальный фронт плохой погоды, сильный ветер, низовая метель, осадки. Подъём на пик тяжёлый физически, поскольку это наивысшая точка района со сложным затяжным ледовым склоном, сказывается высота. На самом плато затруднено ориентирование, есть скрытые трещины. Участок выхода из-под южной вершины на гребень по длинному снежному пандусу - началу гребня, может быть лавиноопасен. Сам последующий участок гребня узкий, сложно организовать надёжную страховку.
  • Перевал ФКТ (2Б 4455 м). Может быть лавиноопасен с обеих сторон. На спуске по ранклюфту на ледник Караколтор Западный с борта могут лететь камни.
  • Перевал Джигит и п. Джигит (3А, 5170 м). Со стороны ледника Караколтор Западный есть опасность ледовых обвалов при подходах к взлёту и во время прохождения участка до снежной широкой полки (пандуса). Склоны п. Джигит могут быть как снежными, уплотнёнными ветром, так и иметь большие участки льда, где необходима будет перильная или попеременная страховка через ледобуры. Спуск с перевала до скального контрфорса относительно безопасный. Скальный контрфорс достаточно сложный и опасен вероятным срывом связки.
  • Перевал Эпюра (2А, 4318 м). Склон со стороны ледника Кольтор Западный может быть лавиноопасен. На леднике №68 есть участок крутого падения ледника с большими закрытыми трещинами. Со стороны ледника Караколтор Западный довольно неприятный конгломератный камнеопасный борт.
  • Траверс п. Сибирских университетов 4915 м - пер. Перья Феникс - пер. Парус - п. Вильнюсского университета 4930 м - пер. Чувашских университетов (3Б, 4930 м). Наиболее опасная часть - участок острого пилообразного гребня на подходах к п. Вильнюсского университета. Гребень разрушен. Требуется надёжная страховка. Спуск с пер. Чувашских университетов может быть лавиноопасен, существует вероятность обрушения части небольшого карниза. Следует проходить перевал утром.
  • Перевалы Туристов Чувашии (4547 м, 2Б), Гипергеометрический (4630 м), п. Советская Россия (4930 2Б), Ледовый (4441 м, 3А) могут быть лавиноопасны в период снегопадов или в снежные годы.

Ледники:

Опасность, которую несут в себе ледники, меняется от года к году в зависимости от количества снега. Основную опасность в этом году таили ледники со свежим снегом, под которым не было видно трещин. Наиболее опасные участки удалось пройти в утреннее время в снегоступах, что свело риски провалиться в трещины к минимуму. Одним из самых сложных участков была западная ветвь ледника Барокко Западный, а именно засыпанный свежим снегом ледопад после спуска с пер. 50 лет Советской Киргизии. При этом сложность была создана скорее погодными условиями - свежий снег, высокая температура ночью, плохая видимость при прохождении, чем сложностью ледопада. Какихлибо непроходимых участков, сложных мест с нависающими сераками, которые не удалось бы обойти, в этом походе не встретилось. Стандартная опасность закрытых широких трещин. Наиболее сложный ледопад - ледопад ледника №60, ведущего к подъёму на п. Сибирских Университетов. Следует выбирать верно время и место прохождения, чтобы обезопасить себя.

Прочие опасности:

• В связи с глобальным потеплением и суточным колебанием температур, микстовые участки (скал/осыпи и снега/льда) потенциально камнеопасны.
  • Тянь-Шань сохранил массивные оледенения в виде висячих ледников, ледовых шапок, нависающих над склонами, по которым проходят подъёмы и спуски. Следует быть внимательным при прохождении таких участков.
  • Район изобилует снегом и льдом, часты обильные осадки, что приводит к образованию больших надувов и карнизов, которые могут быть опасны при прохождении траверсов (опасность выхода на карниз), при движении под такими карнизами.
  • В этом году было очень много гроз. Почти всякая непогода сопровождалась грозой, гудело железо в высокогорье. Следует избегать значительных возвышенностей, прятать в ниши и мульды от этого небесного электричества свои бивуаки.
  • Камнепады, лавины, ледовые обвалы. Процессы горообразования включают в себя перемещении снега, льда и камней. Наиболее распространёнными формами этих процессов, опасных для туристов, являются камнепады, снежные лавины, ледовые обвалы. По этой причине следует тщательно выбирать места привалов и ночёвок, а не только тактику прохождения локальных препятствий.
  • В походе было достаточно много непогожих дней, сопровождалась сильной низкой облачностью, которая значительно затрудняла передвижение и ориентирование. Следует рассчитывать на неблагоприятную погоду и иметь достаточный запас времени, чтобы двигаться в первую половину дня, а вторую - отсиживаться или идти медленно, почти наощупь.
  • Опасность представляют реки. Реки и крупные ручьи следует переходить в утреннее время с соблюдением необходимых мер предосторожности и не относиться к ним легкомысленно, поскольку переправы через реки в пешеходных и горных походах являются одними из самых частых причин несчастных случаев.

Расчёт категории сложности маршрута

Итоговые показатели маршрута:

1. Продолжительность маршрута: 30 дней. Из них 1 день заезда, 2-е днёвки, 1 отсидка в непогоду.
  2. Пройденное расстояние: в зачёт - 176,6 км, всего - 198,7 км.
  3. Чистое ходовое время маршрута: 151 час 17 минут. Локальные препятствия:

А) Перевалы и траверсы категории 3Б (3 шт.):

• (траверс, 4630) пер. Айлама (4049) + пер. 50 лет Советской Киргизии
  • (траверс, 5281) пер. Западное плечо п. Каракол + п. Каракол +пер. Металлург
  • (траверс, первопрохождение, 4930) п. Сибирских Университетов (4915) + пер. Парус + п. Вильнюсского Университета (4930) + пер. Чувашских Университетов (первопрохождение, 4680).

Б) Перевалы и траверсы категории 3А (4 шт.):

• пер. Байтор
  • (траверс, 4890) пер. Джетыогуз + пер. Васильева + пер. Западное плечо п. Каракол
  • пер. Джигит (4767) + п. Джигит по Зап. гребню рад. (5170) - пер. Ледовый.

В) Перевалы категории 2Б (3 шт.):

• пер. ФКТ
  • пер. Туристов Чувашии (первопрохождение)
  • пер. Гипергеометрический (4630) + п. Советская Россия (2Б, 4937).

Г) Перевалы категории 2А (1 шт.): пер. Эпюра.

Д) Перевал категории 1Б (1 шт.): пер. Онтор.

Е) Перевалы категории 1А (1 шт.): Телеты.

1. Категории трудности пройденных перевалов, не соответствующих справочным пособиям:
  • пер. Ледовый заявленный и указанный в классификаторе как 3А можно оценить как 2А-2Б. С юго-востока имеет простой подход с плато ледника Советская Россия. С севера сосредоточена вся его сложность: 1*50м склон крутизной до 50° в средней части. В верхней и нижней части проходим в связке. Крутизна склона 40 градусов, со ступенями в 45 градусов. В случае, если часть снега стает и оголиться часть льда ледопада, по которому и происходит спуск, то перевал может усложниться до 2Б.

Перевалы, имеющие переменную категорию трудности, согласно настоящему классификатору, оценены следующим образом:

• пер. ФКТ (2Б*, 4455). Оценён нами как 2Б по факту прохождения.
  • пер. Эпюра (2А*, 4318). Оценён нами как 2А по факту прохождения.

Оценка вновь пройденных участков и перевалов:

• траверс п. Сибирских Университетов (4915) + пер. Парус + п. Вильнюсского Университета (4930) - пер. Чувашских университетов. Оценён нами по факту прохождения как 3Б, согласно методики оценки сложности локальных и протяжённых препятствий, а также опыта преодоления перевалов и траверсов в данном районе трудностью 2Б-3Б.
  • пер. Чувашских университетов (4680). Пройден нами с одной стороны в составе траверса (первопрохождение). Пройденный участок - восточный склон перевала можно оценить как 2А.
  • перевал Туристов Чувашии (2Б, 4547). Оценён нами по факту прохождения как 2Б согласно методики оценки сложности локальных и протяжённых препятствий, а также опыта преодоления перевалов и траверсов в данном районе.
  1. Протяженность маршрута, количество и категория трудности ЛП превышают минимальные классификационные нормы для похода 6 к.с.

Исходя из итоговых показателей маршрута и классификационных требований можно установить, что пройденный горный маршрут соответствует 6 (шестой) категории сложности.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Часть рекомендаций и субъективных оценок сложности пройденных локальных препятствий приведены в п. 2.8, в том числе: краткие выводы по пройденным локальным препятствиям.

Итоги:

• Главным итогом похода является прохождение маршрута без изменений в установленные сроки похода с большим запасом времени и прочности. В запасе осталось 3,5 дня.
  • Удалось пройти сложные и красивые перевалы, вершины и траверсы в районе главного хребта района, подняться на две наиболее высокие вершины, пройти одни из самых сложных препятствий Терскея.
  • Район предоставляет широкие возможности для прохождения протяжённых интересных техничных препятствий - траверсов, чем мы и воспользовались в полной мере.
  • Помимо часто посещаемых перевалов, удалось совершить ряд первопрохождений. Ещё в 2018 году руководитель увидел «университетский гребень» с седловины перевала 20 лет ПКТ, а в 2021 удалось пройти его траверс, который стал одним из наиболее сложных препятствий на всём маршруте. Спуск с траверса также прошёл по новому перевалу. Разведан путь к пику Советская Россия. Удобных логичных путей из долины Сарычат в Арашан немного, нам же удалось пройти новым и красивым.
  • В нашей группе каждый может выполнять любые роли на технически сложных участках и делать это достаточно быстро и успешно. Техника передвижения по различным видам рельефа отработана, что позволило во многих случаях отказаться от наведения перил и пройти техничные участки с одновременной и попеременной страховкой, не снижая степень безопасности, а скорее наоборот - использовать утренние часы и находится в потенциально опасном месте меньше времени.
  • Участники и руководитель приобрели опыт преодоления локальных и протяжённых препятствий: перевалов, вершин, траверсов, бродов и т.д. новые для себя. Это первая совершённая горная шестёрка в Чувашской Республике, что само по себе достижение. Годы мы шли к этому результату.

Таким образом, можно считать, что поставленные цели и задуманная идея похода достигнуты в полной мере.

Выводы:

• Имеющийся запас дней положительно сказался на безопасности прохождения маршрута, а также на физическом и психологическом состоянии участников.
  • Транспортная доступность и относительно развитая дорожная сеть в крупных ущельях позволяет завезти заброску с продуктами и топливом высоко вверх. Мы совместили заезд и заброску, убив тем самым трёх зайцев: заехали сами и завезли две заброски, одну из которых унесли радиально. Вместе с тем, было бы ещё удобнее завезти заброску в ущелье Джеты-Огуз, и не тащить часть груза через перевал Телеты, но эта светлая и очевидная мысль пришла руководителю и участникам слишком поздно.
  • Мобильность небольшой группы, хорошая личная техника и знание маршрута позволило значительно ускорить и обезопасить прохождение локальных препятствий. Во многих местах предпочтение отдавалось одновременной и попеременной страховке вместо перил. Удавалось максимально использовать утренние часы и проходить сложные участки по плотному насту и фирну в связке, тогда как в более поздние часы склон «раскисал» и приходилось бы идти по жёсткому льду, находящемуся под этим снегом, или проваливаться в трещины на подходах/отходах, опасаться камнепадов.

Рекомендации:

• Положительно сказывается на тактике прохождения маршрута знание актуального прогноза погоды на несколько дней вперёд. Такой прогноз можно получать через спутниковый трекер автоматически или через связного на «Большой земле».
  • Уже второй поход подряд один из участников использует «умные» часы фирмы Suunto с функцией подачи штормового предупреждения. Как ни странно, в 8 из 10 случаев часы не врут. При этом в запасе остаётся 2-3 часа перед наступлением сильной непогоды. Видимо, прогноз производится на основе данных барометра, которые интерпретируются верно, несмотря на перепад высоты. Неплохо иметь такие часы или подобное устройство.
  • На Тянь-Шане погода часто бывает весьма нестабильная. При этом часто непогода не зависит от времени суток. Чаще всего утренние часы более благоприятные, нежели послеобеденные. Надо быть готовым к частым осадкам, особенно в районе крупных вершин: Каракола, Джигита, пиков Сибирских университетов и Вильнюсского университета, пика Советской России.
  • Для более безопасного и быстрого прохождения снежно-ледовых препятствий планируйте ранние выходы - это позволит больше ходить в связке и меньше использовать перила, а также частично обезопасит от камнепадов, обвалов и лавин.
  • Несмотря на изменение климата, Тянь-Шань по прежнему остаётся районом с большим количеством снега. Поэтому мы рекомендуем использовать снегоступы для переходов по ледникам, особенно во второй половине дня. Отличным вариантом являются самодельные лёгкие снегоступы конструкции Лебедева.
  • Для подготовки картографических материалов рекомендуем использовать интернет-ресурс: https://nakarte.me.

Программы и сайты: GoogleEarth, SASPlanet, http://westra.ru/passes/, https://pereval.online/, официальный перечень перевалов на сайте ФСТР: https://tssr.ru/mountain/pereval/central_tsh/

• Для поиска описаний, помимо вышеупомянутых интернет-ресурсов:

http://www.tlib.ru/, http://www.mountain.ru/. Особенно помогли описания из отчётов Николая Симонова 2016 г. и Александра Ульянова 2015 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОХОЖДЕНИИ МАРШРУТА

Групповое снаряжение, использованное в походе

Наименование

0,855

палатка 2-местная Снаряжение - дуги

0,57

огнеупорная ткань (1 шт.)

0,2

0,61

лопата лавинная 2

0,6

петли станционные Венто синие 3 шт.

0,2

петли станционные Венто серые и красные лайт 3 шт.

0,09

петли станционные Венто серые 3 шт.

0,135

котел primus с радиатором

0,45

котел primus с радиатором с ручками

0,575

карты, описания, документы

0,5

фотоаппарат

0,8

камера

0,335

навигатор + батарейки пальчиковые (6 комплектов)

0,465

аптечка

2,2

ремнабор

1,43

веревка Венто (желтая) 9 мм, 50 м

2,8

веревка (красная) 9 мм, 50 м

скальные крючья 10 шт. (6 универсальных, 2 малых якорных, 2 средних якорных)

0,6

ветрозащитный экран (1 шт.)

0,49

Кол-во

Примечание

Инструменты

Мультитул (плоскогубцы, отвёртки + и -)

Ножницы

Палатка

Запасной сектор для дуг

Перевальные записки

С части пройденных перевалов и вершин собраны перевальные записки

пер. Телеты

п. Сибирских Университетов

п. Вильнюсского университета

пер. Гипергеометрический

Ссылки на материалы в сети «интернет»

Групповое снаряжение

А что, ледовые крючья не использовали совсем (самосброс не в счет)? И оттяжки тоже? Да и веревки, судя по всему, только статика от Венто