Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Экспедиция на El Сapitan (Reticent Wall) организована при поддержке ФАиС Москвы и магазина "Штурм"
Горы мира > Америка > Reticent Wall, El Capitan >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Аркадий Серегин, г. Москва


Reticent Wall Эль-Капитан, Йосемиты

12-21.05.2001

Фраза №1:“Если ты сорвешься, ты - труп”

Фраза №2:“Если ты мал ростом - забудь о Reticent Wall”

Фраза №3:“Если ты не накопил за год до восхождения достаточно адреналина - лезь куда-нибудь на другой маршрут”

Марк Синнотт - известный американский альпинист, после второго прохождения Reticent Wall о ключевом участке А5 категории сложности “The Natural”: ”Могу только посочувствовать последующим безумцам, которые только захотят притронуться к “The Natural”

“Это наиболее сложный технический маршрут, который я когда-либо проходил” - cказал Mark Synnott о маршруте “A5 нового поколения”. “Все, что я хочу сказать о Reticent Wall, так это то, что участок А5 лидировал чумовой трахальщик Kevin. Это был тот единственный в моей жизни случай, когда я являлся свидетелем, как человек действительно рискует своей жизнью. Я ужасался просто страхуя его! “

Словарь:

Хоул-бэг - специальный мешок, изготовленный из специальной износоустойчивой ткани для транспортировки грузов по стене исключительно по веревке.

Портоледжь - платформа, собираемая из тонких труб, на которую натянута ткань. На этой платформе альпинисты спят.

БИКС (birdbeak) - плоский топорик с жалом по типу птичьего клюва

2 см длиной. Вбивается в микротрещины, используется для прохождения; может выдержать рывок при небольшой высоте падения лидера.

РУРП (RURP) – “realized ultimate reality piton” – “осознание конечной сущности”. Топорик с размером жала 15 мм х 5 мм. Вбивается в микротрещины, используется для прохождения.

Копперхэд - тросик, либо кольцо из тросика с медной или алюминиевой головкой цилиндрической формы. Забивается в микроскладки гранита зубилом до расплющенного состояния головки. Используется как для прохождения, так и страховки.

Скайхук - небесный крюк. Крючек различной формы и размера. Используются исключительно для прохождения путем установки его либо в естественные отверстия или неровности стены и нагружением через лесенку.

Кэмхук - специально изогнутый под 90 градусов крючек, который используется при прохождении трещин “на излом”. В некоторых случаях его можно использовать для страховки.

Чистить веревку - проходить по перилам, закрепленным лидером и вынимать закладки, френды, выбивать крючья, спрямляя перильную веревку.

Фраза №1 принадлежит известному словенскому альпинисту Томасу Хумару, совершившему соло-восхождение (третье прохождение) маршрута Reticent Wall на калифорнийской гранитной стене Эль- Капитан в октябре 1998 года.

Вот с таким девизом в голове мы и лезли по этому бескрайнему морю гранита, освещаемому калифорнийским солнцем, восходящим из-за купола Хаф-Доума. В 3 час дня жара сменялась сильным ветром и холодом (у подножья стен еще лежит нерастаявший снег!)

Как мы впоследствии осознали, эту фразу Томас Хумар адресовал ключевому участку маршрута Reticent Wall под названием "The Natural", который находится в одной веревке от вершины: ты лезешь по непрочным чечевичным гранитным структурам на скайхуках, при этом для страховки бьешь копперхдс, БИКСы и РУРПы, которые вряд ли выдержат рывок в случае твоего срыва, а внизу полка, на которую ты можешь приземлиться. Если учесть протяженность участка в 58 метров, то с выражением Томаса мы согласны. Если ты забьешь пару шлямбуров, то этот участок с потенциальным смертельным падением превратится в нормальную А4 (по стандартам Reticent Wall!).

Для того, чтобы непосвященного подготовить к восприятию описания участка А5 категории сложности имеет смысл поподробнее остановится на участках типа А2 или А3 (классификация "новой волны")! Несмотря на предупреждения Томаса Хумара, а также Марка Синнота, совершившего второе прохождение маршрута, то, с чем мы столкнулись - превзошло все наши оптимистические ожидания! После прохождения участков А2-А3 мы серьезно задумались о том, что нас ждет на участке А5. На участке А2 мы были вынуждены использовать всю слесарню "бигвольного" снаряжения повышенной сложности: копперхэдс, БИКСы, скайхуки, кэмхуки. Лидеру приходилось метров 5 идти исключительно на скайхуках до очередного места, где можно было вбить хотя бы копперхэд. А расстояние между головками болтов шлямбурных дорожек таково, что наш "малыш" Тим с верхнего кольца "крюконоги" не дотягивался до следующего болта сантиметров 20-30! В нашем воображении рисовались красочные картины о первопроходцах, которые должны были еще и дырки долбить под эти болты (то-ли это был парень из национальной баскетбольной команды, то ли они там "слоника" на каждом болте делали...) Короче, при абсолютном отсутствии желания делать слонов (мы бы до сих пор там висели!) а также при отсутствии темнокожего парня из NBA нам пришлось применять нашу русскую смекалку. Эти участки А2 и А3 можно по сложности сравнить с участками сложностью А4 на таких суперсложных маршрутах на Эль-Капитане, как "Санкист" или "Атлантик Оушн Уолл", которые я прошел осенью 2000 года.

Теперь немного о моих впечатлениях от веревки А4:

Ты поднимаешься метров на 10 вдоль неявно выраженного внутреннего угла, используя кемхуки и крючья (по-английски: нейлинг), далее забиваешь 2 копперхэда, сдваиваешь их и делаешь маятник метра 4. Цепляешься фишхуком за fragile flake (такой очень тонкий гранитный отщеп, который непонятно чем держится за стену!). Начинается expanded flake, по которой идешь на скайхуках. Не могу дотянуться до верха откола, который весь звенит и "дышит". Не хватает сантиметров 30-40. Беру "удочку", зажимаю ею скайхук и ставлю его на откол. Как он встал не вижу , но потихоньку его нагружаю. Я нахожусь по горизонтали на уровне подвеса метрах в 7 от копперхедов. Если оторвется гранитная нашлепка, я пролечу по окружности радиусом метров 7 и ударюсь о стену внутреннего угла. Неприятно как-то. Нахожу намек на складку в граните: лет через 200 там наверно появится трещина. Чуть-чуть поддалбливаю кернером (им намечают ямочки в металле для сверления). Образовывается маленькая продолговатая ямка. В нее вбиваю копперхед с цилиндрической головкой диаметром 2мм и длиной 10 мм. Разбиваю ее. Испытывать трудно: ты стоишь на скайхуках и они должны быть под нагрузкой твоего тела. Если ты подпрыгнешь, то ты можешь разгрузить их и они соскользнут. Далее идет траверс на копперхэдах метров 8. Я вижу дорожку из болтов. Расслабляюсь. Хотя рано: я хожу с лесенками "Black Diamond" и Дейзи Чейн. Дело в том, что крюконоги - это изобретение россиян, а я Биг Уолс начал ходить 5 лет назад с немцами, которые используют западную технику... Итак, я, зацепившись крючком, который прикреплен к поясу моей беседки к карабину, повешенному на ривет-хэнгер на головке первого болта не дотягиваюсь до головки следующего где-то 100 см (!!!!). Если бы не удочка - сливай воду. Прохожу головок 20 (расходую все риветс + надеваю стопера, предварительно стянув его головку, чтобы образовалась петля). Болты кончаются, а далее ничего нет вообще. Гладкая стена даже без намека на неровности. Выше на расстоянии вытянутой руки, если очень сильно постараться, нащупываю маленькое отверстие, куда теоретически можно поставить скайхук. Теорию реализую на практике. Нагружаю.
Дальше опять ничего. Опять на высоте сильно вытянутой руки нащупываю горизонтальную складку. На ощупь ее раздалбливаю кернером и опять же на ощупь вбиваю кооперсекл. Это достаточно трудно, так как для этого надо держать зубило, а я и так еле дотягиваюсь до трещинки. В итоге что-то забил. Кое-как испытываю на рывок, если это можно так сказать, ибо болтаюсь я на скайхуке. Нагружаю копперхэд, поднимаюсь максимально высоко и дотягиваюсь до живой нашлепки. Она "дышит", очень тонкая. Можно идти только на скайхуках. Делаю 6 движений, вставляя скайхуки до того момента, пока нашлепка не становится прочной настолько, что можно поставить кэмхук (бить крюк еще рано: можешь сколоть весь массив). Кэмхук более надежен в этой ситуации, хотя он работает также только под постоянной нагрузкой: без нее он может выскочить из трещины. А далее пошла трещина, куда пошли копперхэды, которые в контрасте со скайхуками и кэмхуком воспринимаются как надежнейшие точки страховки. Еще 10 метров и я у станции из трех шлямбурных крючьев и одного болта. Веревка пройдена. Потрачено часов 5. Адреналин закончился весь! Я могу вздохнуть и надеяться, что меня сменит Тим. Я закрепляю перила, пью воду и начинаю просматривать дальнейший маршрут. Впереди сплошной монолит, а солнце, уходя за массив "носа", светит прямо в глаза. Далеко-далеко от станции вижу головку болта и удочкой навешиваю риветс, облегчая первый шаг Тиму. Впереди вообще ничего не просматривается - монолит и только. Крутизна 90 градусов.

Да, первопроходители подготовили еще одну "хохму" для рискнувших повторить Reticent: лезешь ты веревку и после 40-45 метров ты начинаешь инстинктивно поискивать станцию для страховки. (По крайней мере предыдущие 6 моих восхождений на Эль-Капитане выработали такой стереотип). Забудьте, будьте терпеливы, не расходуйте слишком активно адреналин: станция с отличными шлямбурами вас будет ждать где-то в 60-63-65 метрах от страхующего вас партнера. И такое вам приготовлено на 7 участках. Поскольку на такую длинную веревку суперсложного лазания вам надо достаточно много железа, то лидер в начале маршрута больше походит на индейского вождя племени Навахо, правда вместо перьев его наряда на вас висят крючья, фрэнды, стопера, БИКСы, РУРПы, копперхэды. Стартовый вес лидера при этом таков, что коперхэды еле держат! Часть Эль-Капитана, по которой проходит маршрут Reticent Wall является самой длинной на стене и другие маршруты типа "Нос", "Мескалито" имеют протяженность от 26 до 31 веревки. Reticent-же имеет всего 21 веревку, но зато какие!

С каждым днем наши фантазии обогощялись новыми поступлениями "сюрпризов от первопрходцев" и у меня в голове формировались правила выбора того "чумового трахальщика" (Марк Синнотт!), а также выбора того, кто будет "бояться даже страховать человека, который на его глазах будет рисковать жизнью" (Синнотт о себе). Когда же мы подошли под ключевой участок "The Natural", то весь адреналин мы оставили уже внизу и все побывали в шкуре "чумовых..." на участках А2, А3, А4. Поэтому возникла проблема того, как предоставить возможность пройти этот ключевой "смертельноопасный" участок А5 категории сложности нам троим: Тиму, Александру и мне (Сергей находился в этот день "на хозяйстве" в приятной компании хоул-бэгов, портоледжей, шит-тьюба). Пришлось делить "The Natural" на три участка, тянуть спички... Задачей каждого из нас было создание в конце его участка мини-станции из копперхэдов, биксов и рурпов (нет, скайхуки к граниту скотчем при этом мы не клеили!), которая могла бы держать вес человека с "украшением вождя племени Навахо" на рывок с амплитудой 50-60 см. Далее, он спускался "парашютиком" к страхующему. Происходила смена лидера. Первые 15 метров достались мне, затем на плечи Тима свалился самый неприятный участок хрупких структур (fragile flakes). Подводил черту Александр.
Таким образом, мы затратили 10 часов на прохождение ключа. Каждый из нас троих побывал в шкуре "боящегося страхующего" (только вот, как лидер рискует своей жизнью, мы не видели, ибо через 10 метров лидер уходил за перегиб внешнего угла и начинал бояться в одиночестве).

В Йосемитах за 40 лет освоения района создана своеобразная этика восхождений: в туалет та ходишь в полиэтиленовый пакет, затем это помещается в "шит-тьюб"( это такая труба 110 см в длину и 10 см в диаметре). Содержимое выбрасывается в специальный контейнер на паркинге под стеной. Эта труба является уникальным местом для наклеивания рекламных лейблов (твердая ровная поверхность, малоизнашиваемая во время подъема грузов: тьюб висит под хоулбэгом большего диаметра).

Выработано и еще одно правило: если ты повторяешь чей-нибудь маршрут на Эль-Капитане, либо Хаф-Доуме, то не рекомендуется долбить дырки под скайхуки или шлямбурные крючья (если это не касается замены крючьев на пункте страховки). Это считается признаком дурного тона.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100