Экспедиции > Проект "От Морчеки до Асана"

Автор: Алексей Шелхаков
Фото: Александр Кузмицкий

Опыт на Кастропольской
Командой "Mixt" , в составе: Алексей Шелхаков, Дмитрий Попов, Александр Кузмицкий и Григорий Кочетков за четыре недели месяца мая было проведено более 30 восхождений на массивах: Куш-кая, Форосский Кант, Замок, Малый Кильсе, Большой Кильсе, Шайтан -мердвень, Кастропольская стена, Морчека, Парагельмен и Ангарская стена. Из них 6 - 6 к.сл., около 20 - 5-ой к.сл. Было составлено много описаний, отснят большой фотоматериал, написано несколько статей и эссе.

Помимо спортивной части, выезд в Крым включал в себя и организацию временного добровольческого спассотряда на стоянках под Форосским Кантом (совместно с Крымской ФаиС) на время майских праздников. Эта Акция прошла успешно и вызвала определенный резонанс в альпинистской общественности, что позволяет надеяться на введение этого мероприятия в списки ежегодных. В самое ближайшее время на Mountain.ru появится подробный отчет о восхождениях, совершенных командой в Крыму, в котором будет много интересных фото, схем маршрутов и их описаний. А пока лишь маленький штрих - очерк об одном восхождении на Кастропольской стене.

Никто из нас до этого на Кастропольскую не лазал. А все, что мы о ней слышали, можно подытожить кратко: сильно разрушенная, нависающая стена, на которой маршруты малохоженные, довольно старые и где проходят неизвестно. Есть схемы из интернета, но их достоверность под вопросом. То, что надо.

Кастропольская - Морчекский треугольник

Накануне мы провели под стеной около часа, намечая прохождение двумя связками двух параллельных маршрутов. Нам с Гришей по жребию выпала диретиссима Фантика. Не то, чтобы я очень обрадовался. Но на следующее утро мы в полном обмундировании стояли под стеной. Густой туман скрывал не только вершину, но и все что выше 50 метров от подножия.

Просмотр маршрута с дороги

Чтобы лезть неизвестный маршрут, нужно видеть нитку. Мы сели на рюкзак и то и дело, призывая ветер, уныло взирали, как Дима с Саней все-таки полезли в туман по косой трещине с травкой *. Мы себе такой роскоши позволить не могли, поскольку все, что я вчера видел я успешно позабыл. Дождавшись где-то через час окна в тумане, мы быстро оделись и полезли.

Первые три веревки маршрута Фантика относительно пологие, и только местами встречаются вертикальные участки, но и там отнюдь не просто. Сыпучий, растрескавшийся во всех направлениях известняк, не только осложняет лазание на порядок, но и делает проблематичной страховку. Первая станция в 50 метрах над землей, на полочке. Есть раритетный шлямбур Фантика диаметром 10 мм., ржавый, но еще вполне боепригодный.

Кастропольская стена в профиль (видна, на фоне неба, диретиссима Фантика)

Вторая станция тоже оборудована шлямбуром. Но дальше этой роскоши не будет. На второй веревке у меня из-под ноги ушла балда весом в 40-50 кг. Я успел удержаться руками, а камень чудом перелетел через веревку и Гришу. После этого, став вдвойне осторожней, я продолжал лазание, больше напоминавшее работу минера. Третья станция была уже под рыжими нависаниями, и только угадывалась благодаря одному швеллерному крюку.

Пока подходил Гриша, я гадал, куда же лезть дальше. Прямо вверх через рыжие нависания, вел вертикальная нависающий рыжий угол. В нем торчал крюк со швайкой. Что может означать крюк со швайкой? Правильно. Кто-то полез, понял, что не туда и спустился. Я тоже так решил. Тем более что выше этого места начиналось нечто фантастическое. Заклиненные один к другому булыжники, размером с телевизор, переложенные ровными, тонкими плитками и перьями. Такое нависание. Дальше угадывался желоб набитый изнутри какой-то дрянью, типа глиноподобной сыпухи.

Вправо, в обход всего этого безобразия вела трещина под прижимами, образующими серию мелких карнизиков. Через 20 м этот путь терялся. Я пошел туда, держась в подхват за трещину и обильно фаршируя ее "френдами". Когда эта радость жизни кончилась, а дальнейшего пути все равно не угадывалось, я забил крюк под карнизиком, вылез на плиты и еще ушел метров 10 вправо вверх, пока не оказался на покатых полочках, будто сложенных из мелкого гравия. Отсюда, наконец, выяснилось, что дальше пути нет, обхода нависаний не существует и возврата на м-т не получится. Пришлось с величайшими трудами возвращаться обратно и лезть на карнизы. Я-то думал, что маршрут просто сложный. Оказалось – он “фанатический”. Бьешь молотком очередной крюк, а порода обсыпается то справа в 1-2 метрах от тебя, то слева, то еще где-нибудь. Такое навязчивое ощущение, будто забиваешь гвозди в крышку своего же гроба.

Кастропольская стена - вид с дороги

В качестве сюрприза после стремного ИТО – лазание в желобе с сыпухой. Гриша потом его почистил, сколько смог, но я сначала отвеселился вовсю. Станцию сделал на первом же пригодном месте – полочка, хорошие трещины под закладки и гексу. Длинна веревки получилась метров 20 но расход железа приличный, да и дальше что-то непонятное.

На следующей веревке сыпухи было поменьше, шла просто трещина с ИТО, потом чуть-чуть лазания и опять подарок от Фантика. Ровная, подвисающая трещина, чуть шире кулака, с обеих сторон плита без зацепов. В основании прямо рядом забиты два шлямбура диаметром 8 мм. Я с начала думал - станция, но потом вспомнил - это Его стиль! Угадал, в переди лазание, сделал страховку по надежнее и полез. Я раза два пытался вылезти с лесенки по трещине, но всякий раз не решался оторваться - вес железа слишком велик. Тут уже не просто горное лазание. Тут уже есть категория. Нужно напрячься. Пришлось снять с себя все кроме мешочка с магнезией и одной оттяжки (выше виднелся еще один шлямбур).

Трещину я пролез, проклиная подобные авантюры, потом спустился за железом. Дальше был полумаятник, полу лазание вправо, на рельеф и станция на полочке на двух ржавых крючьях Фантомаса. Когда я попытался забить еще и свой крюк, то пережил острые ощущения - огромная плита, вся сблоченная из более мелких плит и плиточек, начала тихо расседаться и крюк, расширяя трещину на длине 60-70 см., свободно прошел вглубь. Я понял, что станция не надежна и решил пройти еще чуть-чуть вверх, с тем, чтобы добавить еще точек на начале следующей веревки. Пусть страховка идет и через них. Но трещина была в стороне от станции, и в итоге я наплел целую паутину из веревки. Гриша получил ЦУ: "Лезь, но не срывайся, станцию не нагружай". Это его не удивило, он лишь долго выглядывал снизу предстоящий путь подъема, перед тем как отстегнуть самостраховку. Спрашивать ничего не стал. Вместо этого он, уже подходя к станции, всего в 7 метрах от меня вывернул из стены, прямо на себя, здоровенный буер, килограмм этак на 70-80, и полетел с ним маятником. Страховка выдержала, а я подумал - правда ли что нервные клетки не восстанавливаются. И если да, - то как подсчитать оставшиеся юниты?

На следующей веревке, которая, я считаю, была последней, сыпухи скопилось почти столько же, как и на всем предыдущем нависании. Для ориентирования забиты два ржавых швеллера и едва зацепившийся горизонтальный крюк (тоже ржавый). Я на него не полез, а сразу после карниза пошел прямо вверх, к полочке по короткому внутреннему углу, заваленному битыми кусками плит и перьев. Браться можно только за монолитные края угла. Полочка оказалась трещиной вглубь горы, шириной в 30-40 см. Оттуда сквозило. Я не стал там долго задерживаться из боязни простудиться, и полез влево через балду, которая вверху оказалась острым граненым зубом.

Дальше что-то вроде распутья. Полочка. С нее вправо вверх идет широкая трещина, лазательная, но более разрушенная, а влево - монолитная, но ИТО-шная. Я выбрал лазание, что было роковой ошибкой. До плато оставалось уже метров 15. Но они могли бы стать самыми трудными на всем маршруте. Около 10 метров я действительно пролез, но потом застрял. Трещина подобно пирогу в профиль, была набита плитами, камнями, какой-то каменной требухой и перьями. Дальше, на последних метрах она подвисала и из нее топорщились эти перья прямо вниз. Я заклинил кулак и ногу между плит, застраховался последней гексой, а затем начал размышлять: что делать, и кто виноват. Долго так сидеть я бы не смог - а нагружать точки очень не хотелось. Включился черный хронометр.

Гриша внизу зевнул и начал рассматривать осыпи у подножия горы. Сейчас благодаря нависаниям, мы находимся прямо над ними. Там, у дороги, на огромной глыбе сохранились остатки скульптуры альпиниста. Я никогда не видел ее целой. Сейчас, о том, что это именно альпинист, а не девушка с веслом, например, можно догадаться только по ботинку с триконями. Время не щадит ничего. Даже горы. Какой-то шутник, однако, разыскал в осыпи задницу от альпиниста и выставил ее на парапет дороги. Кулак немеет. Я меняю руки, но долго так продолжаться не может. Почему-то именно сейчас мне вспоминается эта бетонная задница!

В крайнем случае, конечно, я могу пригружая свои точки спуститься полу лазанием, полу висом к полочке, там продернуть веревку и полезть на ИТО-шную трещину. Но это займет кучу времени.

Шелхаков - Попов

Вдруг, совсем рядом, прямо сверху слышу голос Димы:

-Ну, как дела?
-Бывало и лучше.
-У вас все нормально?
-Нормально. Но достало все уже.
-Сейчас сброшу веревку.

Появляется веревка. Я быстро встегиваюсь и вылезаю последние 8-10 метров. Нависающие перья выдерживают, но все равно лучше идти в левую, ИТО-шную трещину. В другой раз так уже не свезет.

Мы быстро финишируем и собирая снаряжение, обмениваемся впечатлениями.

Мое мнение - маршрут слишком сыпучий и опасный, чтобы его кому-то рекомендовать. Идти на него не стоит, если не привел в порядок все свои дела.

Кастропольская стена - диретиссима первопрохода "Прессинг" (6а, 7а+, А3)

Гриша баюкает ушибленную ногу и развивает теорию о том, что если задействовать скорострельную корабельную артиллерию малых калибров, то можно освободить эту гору от сыпух.

Маршрут "Диретиссима Фантика" (6А++)

R0-R1 ~ 50 м, 5а
R1-R2 ~ 50 м, 5б-5с+
R2-R3 ~ 40 м, 5б-5с+
R3-R4 ~ 20 м, 6б, А2+
R4-R5 ~ 35 м, 6б, А1-А2
R5-R6 ~ 40 м, 6б, А2 (левый вариант)

Всего 235-240 м. Нависания до 130 % начиная с R3

Ходовое время 8-10 часов

*Связка: Дмитрий Попов - Александр Кузмицкий, сделала новый маршрут по логичному внутреннему углу характерного рыжего цвета, который назвали "Прессинг" (6А, 7а, А3) длинной 300 метров с нависаниями до 125-130%.

Об этом восхождении ждите материал в ближайшие дни