Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Содержание отчета:
1

Справочные данные о походе

2

Краткий дневник похода и техническое описание перевалов

3 Материальное обеспечение похода

Федерация туризма г.Москвы
Московский Авиационный Институт

ОТЧЕТ
о горном туристском путешествии пятой категории сложности по Алтаю, совершенном с 03.08 по 21.08.2002 г.

 

Маршрутная книжка   -1/3-502
Руководитель группы – Геров Илья Валерьевич.
Адрес руководителя  - 115583, Москва, ул.Ясеневая, д.28, кв.299.

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1. Паспорт маршрута

1. Район путешествия - Алтай (Катуньский хребет).
2. Вид туризма - горный.
3. Организация, проводившая путешествие - спортклуб МАИ, МГЦТК.
4. Категория сложности - 5.
5. Количество участников - 7.
6. Руководитель - Геров Илья Валерьевич.
7. Заявочные материалы рассмотрела - МКК МГЦТК.
8. Маршрутная книжка - 1/3-502.
9. Сроки активной части похода - 05.08.2002 - 20.08.2002.
10. Продолжительность активной части похода - 16 дней.
11. Количество дневок - 2.
12. Длина маршрута - 175 км.
13. Суммарный набор высоты - 5587 м.
14. Максимальная высота - 4506 м.

Нитка активной части маршрута:

Москва- Барнаул – пос. Тюнгур – пер. Кузуяк(н/к, 1513)- оз. Аккем - лед. Аккем - пер. Делоне(2Б, 3400) - вост. Плато Белухи - пер Белухинский (4400) + г. В.Белуха (рад. С перевала) (3А, 4506) - центр. Плато Белухи.- пер. ТКТ (3А,4115) - вост. Плато Белухи- лед. Менсу - пер. Перемычка Бийчанка (2Б, 3280) - пер. Титова (2А, 3220) - лед. Аккем- пер. Кузуяк(н/к, 1513) - пос. Тюнгур – Барнаул - Москва

Список пройденных перевалов и вершин:

пер. Кузуяк(н/к, 1513)
Делоне(2Б, 3400)
Белухинский (4400)
г. В.Белуха (рад. С перевала) (3А, 4506)
пер. ТКТ (3А,4115)
пер. Перемычка Бийчанка (2Б, 3280)
пер. Титова (2А, 3220)
пер. Кузуяк(н/к, 1513)

2. Состав группы

Ф.И.О

Год рожд.

Место работы, должность,

Домашний адрес, тел.

Туристская подготовка

Обязанности в групе

1

Геров Илья Валерьевич

1972

МНИИПУ инженер

Москва, ул. Ясеневая, д. 28, кв. 299, т. 398-1919 д.

5г. р. Алтай,
6г.у. Китай

руководитель

2

Дмитриев Алексей Владимирович

1973

ООО “Микрос” вед. специалист

Пушкинский р-он, пос. Тарасовка, 25/1-22

5г. у. Алтай

 

3

Новосад Мария Владимировна

1979

МАИ, гр. 01-304

г. Москва, ул. Космонавта Волкова д.5/1, кв. 197

3 г.у (Кичик-Алай), 4 у. л. Пол. Урал

Медик

4

Мухина Ольга Викторовна

 

1968

Мед. сестра, Онкологический диспансер г. Москва, ул. Бауманская 17/1

111250 г. Москва 1-ый Краснокурсантский проезд д.5/7 кв.43 тел. 361-42-77

3 разряд по альпинизму (Кавказ, в. Курбаши - 2Б) 1 п.у. (Крым, осень), 1л.у. (Хибины, пер. Медвежий – 1Б), 1 с эл. 3 п.у. (Кавказ, пер.Уруп –1Б, в. Уруп –2А), 1 г.у. (Кавказ, весна), р.в. Эльбрус (2А)

5

Хван Владислав Аркадьевич

1976

АООТ“ОКБ Сухого”Инж.

г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 29, кв. 316, тел. 908-47-57

3 г.у. Кичик-Алай, 5л. у. Припол. Урал

Ремонтник

6

Шалов Андрей Анатольевич

 

1970

специалист, ООО “Крафт-Максимум” г. Москва, ул. Монтажная 7

141200 г. Пушкино Московской области м-он Дзержинец д.15 кв.53 тел. (8-253) 7-65-69

3 г.у (Кичик-Алай), 3 г.р. (Северный Тянь-Шань) 4 г.у. (Памиро-Алай), 4 г.р. (Южный Тянь-Шань)

Завхоз

7

Губергриц Семен Самуилович

1964

Фирма “Танго”, менеджер

Гюнтен-штрассе, 46
121-07 Берлин

Алтай гор. 5у., Памитр горн. 5у., 3г. р. Алтай

 

3. Профиль маршрута

 

4. График движения на активной части маршрута

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Перепад высот

 

Км (пешком)

Способы передвижения

3.08-4.08

0-1

Москва – Барнаул - Тюнгур

Самолет, авто

5.08

2

Тюнгур - пер. Кузуяк(н/к, 1513)-р.Аккем

20

+665

–480

+200

Пеш.

6.08

3

р.Аккем – оз. Аккем

18

+450

Пеш.

7.08

4

р.Аккем - оз. Аккем -лед.Аккем (морены правого борта)

12

+700

Пеш.

8.08

5

лед.Аккем (морены правого борта) - лед.Аккем (Томские ночевки)

4

+300

Пеш.

9.08

6

лед.Аккем - пер. Делоне(2Б, 3400) - верхнее плато лед.Менсу

7

+400

-120

Пеш.

10.08

7

верхнее плато лед.Менсу - вост. Плато Белухи - пер. Белухинский (4400) + г. В.Белуха (рад. С перевала) (3А, 4506)

8

+1226

-106

Пеш.

11.08

8

пер. Белухинский (4400) - центр. Плато Белухи - лед. Геблера - пер. ТКТ (3А,4115) - вост. Плато Белухи - пер. Перемычка Бийчанка (2Б, 3280)

12

-1000

+715

-835

Пеш.

12.08

9

пер. Перемычка Бийчанка (2Б, 3280) - лед. Менсу – морены левого борта лед. Менсу

4

-480

+150

Пеш.

13.08

10

морены левого борта лед. Менсу – подход под пер. Титова (2А, 3220) – отсидка в непогоду

3

+200

Пеш.

14.08

11

отсидка в непогоду

0

0

Пеш.

15.08

12

пер. Титова (2А, 3220) - лед.Аккем - оз. Аккем

16

+170

-1430

Пеш.

16.08

13

оз. Аккем - р.Аккем (слияние с р. Текелю)

10

-240

Пеш.

17.08

14

Дневка

0

0

Пеш.

18.08

15

р.Аккем (слияние с р. Текелю)- р.Аккем под (пер. Кузуяк)

16

-280

Пеш.

19.08

16

пер. Кузуяк(н/к, 1513)-Тюнгур

16

+243

-665

Пеш.

20.08

17

Тюнгур – Барнаул

Авто

21.08

18

Барнаул - Москва

Самолет

Итого активными способами передвижения: 146 x 1,2 = 175 км.

 

КРАТКИЙ ДНЕВНИК ПОХОДА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

3-4 августа. Подъезды.

4 августа наша группа вылетела из аэропорта Домодедово рейсом Москва - Барнаул. Полеты в Барнаул осуществляет авиакомпания "Сибирь". Основное достоинство этой компании в том, что она перевозит бесплатно багаж весом до 30 кг.! К тому же при покупке групповых билетов даются существенные скидки. Стоимость билета, туда и обратно, составила 5300 руб. на одного человека.

Подъезды от аэропорта до места старта нам помогла осуществить фирма "Бийск Алтай Тур". Поездка нам обошлась 7500 р. в один конец (на 7 чел. при 1$ = 31р.). Это самая низкая цена в данный сезон (из того, что удалось найти). Для заказа обратного транспорта нужно заехать в Бийск и сделать пятидесятипроцентную предоплату.

Координаты фирмы: т. 8-3854-719600, 8-3854-377414

И так мы прилетели в Барнаул в 6.15 по местному времени, или в 3.15 по Москве.

По поводу закупки продуктов. В Барнауле, для экономии времени, нет смысла ждать открытия магазинов, лучше купить продукты в Горноалтайске. Ассортимент и цены такие же как в Москве.

Если сэкономить время на закупке продуктов и обеде можно сократить время подъездов. Мы доехали до Тюнгура за один день (с обедом и ремонтом колес). Переехали по подвесному мосту на другой берег Катуни и остановились около ворот Санкт-Петербургской турбазы “Высотник”. Правда в 23.00 по местному времени.

На турбазе на предложили переночевать в стационарных палатках на топчанах по 5$ за одно койко-место. Но на берегу Катуни, около турбазы “Высотник” есть хорошие места для ночевки. Там мы и завалились спать.

5 августа.

С утра на турбазе “Высотник” разыскали представителя фирмы "Бийск Алтай Тур" и зарезервировали машину на обратную дорогу. Через него же арендовали местный трактор с прицепом для подъезда под пер. Кузуяк. Трактор обошелся нам в 800 руб. на всех. На турбазе в камере хранения мы оставляем часть вещей и продуктов на обратную дорогу.

В 9.30 мы погрузились на телегу и выехали в сторону перевала.

От поселка – 2 дороги, первая направо к верхнему хорошему мосту, вторая налево к маленькому бревенчатому мосту, который иногда после дождей заливает. Но дождей давно не было, поэтому идем налево. После моста дорога идет лесом порядка 4-5 км, а после выходит на обширное поле, где в свою очередь раздваивается: обе ветви дороги ведут в долину р. Аккем, но правая через пер. Кузуяк, а левая огибает горы с севера по р.Катунь.

Через 30 мин., завезя метров 500 в лес, нам было объявлено, что дорога дальше размыта, ехать опасно, в общем приехали, вылезайте. Конечно нас не довезли. А, что вы хотели, за рулем алтаец сидел. По тогдашнему состоянию дороги на тракторе “Беларусь” можно не только подъехать вплотную к перевалу, но и перевалить в аккемскую долину. Хотя это было бы значительно дороже.

Отряхнув с себя остатки кизяка, прилипшего к нам в телеге, мы в 10.20, двинулись к перевалу. Дорога хорошая, даже в темноте не заблудишься. Важный момент! Нужно запастись водой. К середине подъема пропадают все ручейки. На самом перевале и на спуске воды так же нет. То есть, как минимум два перехода воды не будет.

К 12.15 мы поднялись на пер. Кузуяк (н/к, 1540) набор высоты от Тюнгура составил 664 м. Перевал покрыт лесом, седловины как таковой нет т.к. дорога наискосок пересекает водораздельный хребет. Место живописное, в меру загаженное, часто посещаемое туристами и украшенное всевозможными ленточками, развешиваемыми прохожими на память на окрестных деревьях.

На перевале сняли записку. О как! Посидев 20 минут около тура, и оставив свою перевальную записку, мы двинулись вниз. За полчаса дошли до первого ручья и в 13.15 встали на обед. Надо сказать, что всю еду на подходах и отходах мы готовили на дровах. Это позволяет брать с собой меньше бензина.

После обеда, в 15.15, продолжили спуск по дороге. К 16.00 спустились в аккемскую долину. Внизу дорога раздваивается. Вниз идет хорошо набитая дорога к разрушенному мосту через р. Аккем. Направо уходит дорога, переходящая в тропу, которая ведет в верховья р. Аккем. От развилки дорога ведет по широкому полю с остатками уборочной техники. Пройдя еще два сорокаминутных перехода, мы встали на оборудованных стоянках около третьего по счету от развилки притока. Надо сказать, что большинство пригодных стоянок около притоков к вечеру бывает занято. Поэтому в 17.30 мы оккупировали первую попавшуюся хорошую стоянку с водой и дровами.

В 18.00 пошел дождь и лил всю ночь.

6 августа.

Вторник. Дождь к утру перестал. Солнце нас порадовало только в первой половине дня. Вышли в 7.15. Первые два перехода по очереди работали “промокашками”. Прошли 5 переходов по лесной тропе, окруженной кедрами, и в 12.30 встали на обед у ручья (Фото 4). В общем день ничем не примечательный. Движение по набитой, но раскисшей от дождя, тропе. Легкие переправы через притоки р. Аккем. После обеда опять пошел дождь. За семичасовой ходовой день прошли 18 км. И встали на очередном притоке, не доходя 4 км. до Аккемского озера.

7 августа.

Выход в 7.10. Ясно. Первый переход опять мокрые по уши от обильной росы на кустах. За два перехода, к 9.00, дошли до нижней части Аккемского озера . Взошло солнце, просушились. Солнце, надо сказать, палило весь день. Ниже озера огромное количество “отдыхающих” туристов. Километра через два от верхнего края оз.Аккем долина перегорожена древним завалом. Перед завалом лучше перейти на правый орографически берег реки и по нему двигаться до самого ледника. В этом месте через реку натянут металлический трос . В первой половине дня переправа не представляет особых трудностей. К 11.00 мы переправились через р. Аккем. Все вымокли примерно по пояс, а наши девчонки и того выше. Пока сушились, на камнях видели “местных жителей” - бурундуков . Далее тропа идет по морене, мы идем по камням к Верхнему Аккемскому озеру, и через ходку видим, что озеро разлилось на множество рукавов. К 13.00 подошли к нижней части Аккемского ледника и перед подъемом на правобережную морену расположились обедать на последней перед ледником травке. Прямо перед нами во всей своей красе Аккемская стена с в. Белуха Западная (4435 ) и Восточная (4506). Выход в 14.30. За три перехода поднялись на морену правого борта и подошли по ней под ледопад. Однако при первой возможности следовало выходить на пологую часть ледника и двигаться по нему. Это позволило бы сэкономить время и силы, а не ломиться три часа по камням. Тем более, ледник открытый и практически без трещин. Встали на ночь в 18.35 перед подъемом к ледопаду на морене.

8 августа.

На следующий день за 2 часа подошли под ледопад и еще за полчаса преодолели его по засыпанному камнями льду у правого орографически борта. Далее за час дошли до хижины на правобережной морене. Это Томские ночевки . Встали на полудневку на хороших ровных площадках на морене. Здесь же рядом стоит домик спасателей, в который мы положили нашу вторую заброску на обратную дорогу. Народу правда опять – туча. Над нами маячит Аккемская стена, с которой периодически сходят лавины. А одна была настолько мощная, что мы успели ее даже заснять . Наш перевал Делане отсюда не виден, он за крутым перегибом Катунского ледника, так называемым “Арбузом”. На этом “Арбузе” мы провели ледовую тренировку. Потом, показанные за хорошие результаты на тренировке, был устроен банкет в честь дня варенья руководителя (это такая у нас “акклиматизация”). Несмотря на то, что изрядно был уменьшен запас спирта и других вкусностей, мы оставили в хижине заброску на обратную дорогу.

9 августа.

Ранний подъем в 4.30. Вышли в 6.00. За час добежали до подножия перевала по простому открытому Катунскому леднику. Перевал Делане соединяет ледники Менсу и Катунский. Южный склон перевала Делане (2Б, 3400) снежно –ледовый крутизной 45° , внизу небольшой берг. Мы быстро одели обвязки и в 7.30 начали подъём на перевал . До берга дошли пешком и перешли его с одновременной страховкой. После начинается лед. Ледовая часть перевала провешена спасателями. Однако такими периллами можно пользоваться только на спуск, так как ледобуры, на которых они провешены со временем вытаивают из льда. Вешаем подряд вертикально вверх 6 веревок и в 12.00 выходим на перевал . Тур не нашли. А погода отличная и вид великолепный. Над нами возвышается пик Делане, внизу северная ветвь ледника Менсу, слева ледопад Менсу, а справа виден пер. Большое Берельское Седло (ББС) (3А,3520).

Встретили спасателей. Посидели мы недолго, съели только перевальную шоколадку и начали спускаться вниз по некрутому снежному склону. Правда, внизу оказался широкий берг, преодолев его с попеременной страховкой мы идем дальше. Идем в связках, т.к. периодически попадаются трещины. Слева видим скальные отроги и идем туда. Здесь ледник заканчивается километровым скальным сбросом вниз. Устраиваем небольшой отдых и снова выходим на тропу и спускаемся еще на террасу ниже. Далее идем налево и за 40 минут доходим до небольшого нагромождения скал и встаем на ночлег на хороших удобных стоянках. В камнях даже находим воду. Ставим лагерь. Время 14.00. Погода отличная. Загораем, акклиматизируемся. В этом месте есть уникальный проход через ледопад Менсу (пер. Бийчанка), соединяющий северную верхнюю и нижнюю ветвь ледника Менсу в обход ледопада. Проход представляет из себя скальную перемычку, по отчетам 7 веревок вниз (вверх). Но это нам предстоит в будущем. А сейчас у нас цель это Белуха. Кстати ледопад Менсу очень красив – такое огромное и причудливое нагромождение ледовых глыб я видел только на Памире.

10 августа.

Сегодня у нас по плану выйти на восточное плато Белухи и подойти под перевал Белухинский. Идем по леднику Менсу по тропе. Мы не спеша, поднимаемся на перевал ББС. Отсюда хорошо видно верхнее плато лед Менсу (фото 19). Далее тропа уходит правее и траверсирует некрутой склон , но с лавинными выбросами. Стараемся здесь идти быстрее. Далее небольшой подъем наверх и мы на Восточном плато Белухи. Дошли за три ходки. Слева направо от нас пер. ТКТ (3А, 4115) - вершина Раздельная - пер. Белухинский (2Б,около 4400) + г.В.Белуха (3А,4506) –пик Делане (4070). На ТКТ кто-то уже лезет, впрочем, и на Белуху то же. Погода отличная. Еще за ходку доходим до подножия перевала Белухинский и в 12.30 начинаем подъем . Перевал – снежно-ледовый склон крутизной 45° , в середине большой берг. До берга доходим в связках по снегу, дальше начался лед надо вешать веревки. Вешаем вертикально вверх три веревки, и лезем по ним до перевала. В берге толпится группа горячих парней из Прибалтики, пытаются преодолеть Берг по провешенной инструктором веревке, спешат как могут, мы подгоняем их ледорубами. В 16.00 вылезаем на перевал. Сначала мы решаем ставить палатки, а затем уже идти на вершину, все равно спуститься сегодня мы уже не успеем. Мы перекусили немного, поставили лагерь, и в 17.30 двинулись на восхождение на в. Белуха Восточная (4506). Путь на вершину сначала идет по снежному гребню. Далее небольшой ледовый подъем наверх до подножия разрушенных скал. Скалы можно обойти справа и подниматься траверсируя ледовый склон крутизной 45° . В этом месте обычно вешают веревки. Большинство лезет по скалам – так проще. Мы то же выбираем скалы. Лезем осторожно в связках с попеременной страховкой. Временами между скал попадаются участки крутого льда. В одном месте мы повесили 20м. перил. Вскоре скалы закончились, и начался опять снег теперь уже до самой вершины. Идем с одновременной страховкой и вот в 19.30 мы были на вершине. Вершина снежная – посередине стоит большой крест , а слева на скалах памятные и мемориальные таблички. Погода отличная и вид с вершины просто неописуемый. Весь Алтай – как “на ладони”. Вспоминаются древние легенды.

Здесь, по преданиям буддистов, располагалась легендарная заоблачная страна богов Шамбала и отсюда великий Будда - Гаутама пришел в Индию.

По другим поверьям энергетический мост связывает Белуху с Эверестом. Здесь находится "пуп" Земли, также энергетически связанный с Космосом, дарующий людям заряд бодрости и здоровья.
В 20.00 начали спуск. Спустились до скал и кинули вниз две веревки. В лагере были в 21.00. Торжественно отметили это событие и легли спать.

11 августа.

Подъем дежурных в 6.00. День солнечный, хорошо виден пер. ТКТ (3А, 4115) . Вышли в 8.00. И сразу начали вешать веревки на спуск с перевала Белухинский на Центральное плато. Склон перевала здесь снежно - ледовый крутизной 45-50° . Внизу небольшой берг. Вертикально повесили 6 веревок и в 11.00 мы спустились на Центрального плато. Встретили группу Томских туристов, которые шли на подъем (фото 32). В 12.00 мы двинулись вниз к южной кромке Центрального плато. Южная часть плато сильно изрезана огромными трещинами , которые мы обходим то справа, то слева. Отсюда начинается Катунский ледник, спадающий на юг ледопадом. Одна ветвь ледопада течет на восток в провал Раздельного гребня.

Перевал ТКТ (3А, 4115) находится в восточной ветви Раздельного гребня и является одним из вариантов перехода с Центрального плато на Восточное. Ориентация склонов – запад-восток. До ледопада одна ходка. Там встречаем людей и видим стоящую палатку. На ледопаде восточной ветви много снега, тропежка, и есть несколько нитей старых следов, мы выбираем самую безопасную выдерживая направление движения в сторону пер.ТКТ . Сначала мы идем круто вниз, обходя большинство огромных трещин, а потом резко наверх. Трещин много, практически каждые 30м, идем в связках, иногда с попеременной страховкой. В конце ледопада восточной ветви справа и внизу открывается долина реки Катунь. Нам двигаться влево в верхний цирк ледника к перевалу ТКТ. Верхний ледник закрыт снегом, трещины не широкие, проходятся легко. За два перехода прошли ледопад и подошли к перевальному взлёту. Склон перевала снежно - ледовый крутизной 45° . Весь склон под перевалом пересекает большой бергшрунд. Приняли решение подниматься на перевал не по льду, а по скалам правее перевальной седловины. Проходим по снежному мосту берг и вешаем 1-ю веревку до скал. Скалы очень разрушены. Руководитель без рюкзака поднялся наверх и повесил 2-ю последнюю веревку. Остальные прожумарили наверх на перевальный гребень, который оказался немного выше перевальной седловины. Далее спокойно спускаемся по широкому снежному склону на 50м. вниз. Седловина перевала представляет собой большую снежную мульду, где можно разместить несколько палаток. На перевале мы были в 17 часов, тура нет. Погода отличная. Спуск с перевала – снежный склон около 35° , протяженностью примерно 70-80 метров (фото 39). Бергшрунд, который обычно забит снегом и легко преодолевается, расположен на расстоянии 40 метров от перевальной седловины. На всякий случай вешаем одну веревку и дюльфиряем вниз. Далее попадаем на знакомое уже Восточное плато и выходим на тропу. Идем в связках с одновременной страховкой. Спускаемся вниз на ББС и далее в верхний цирк ледника Менсу и дальше идем на пер. Бийчанка. В 20.00 были на морене и увидели там Казанских туристов, которые совершали пеший поход 5 к.с. К сожалению места для палаток были заняты, поэтому пришлось нам ночевать на снегу. Зато мы славно отметили завершение 1-го технического кольца.

12 августа.

Сегодня у нас пер. Бийчанка (2Б, 3280). Вышли в 7.30. Глядя вниз на 500м. отвесный скальный сброс на нижнюю ветвь ледника Менсу мы начали искать подобие тропы. А тропы здесь были, ведь туристы давно здесь уже ходят. Примерно наметив маршрут, мы начали вешать веревки. Повесив подряд 3 наклонных веревки мы спустились на неширокую скальную полку. Дальше метров 200 спускались свободным лазаньем вниз по неявной тропке и в конце забрали левее и вышли на лед . Далее с тропы уходим левее на лед, туда где Берг, подрезающий склон, сильнее всего забит. Оставляем петлю на огромном камне (рядом кто-то уже вбил “морковку”). Вообще петель на скалах было довольно много, а мы еще и свои оставили. Со скал на лед одна веревка и еще одна веревка через Берг. В 12.30 спустились на снежное плато левее ледопада Менсу . Далее пошли в связках еще левее к видневшейся морене и по ней, обойдя нижнюю часть ледопада, спустились вниз на нижнее плато ледника Менсу. С ледника открывается великолепный вид на ледопад Менсу . Погода портиться. За один переход прошли немного вниз по леднику и затем повернули налево и поднялись на морену к хорошим плановым ночевкам. Отсюда был виден ледник, где расположен наш следующий перевал Титова (2А, 3220) . Погода совсем испортилась – пошел дождь. Здесь на этих ночевках мы встретили школьную группу туристов из Москвы из клуба “Сютур”.

13 августа.

Погода пасмурная. Но мы все равно вышли в 9.00. За ходку дошли до перевала по открытому леднику без трещин. Перевал снежно-ледовый склон крутизной 40-45° . Внизу огромный берг. Только подошли к перевалу и сразу пошел сильный дождь. Спустились на сто метров в низ и решили на леднике ставить палатки и переждать непогоду. Дождь шел целый день к вечеру пешел в снег.

14 августа.

Сидим. Дождь, снег, дождь, снег. Играем в преферанс.

Под вечер непогода поутихла и группа особо спешащих в лес добровольцев предприняла попытку провесить перилла на перевал. На подъеме их накрыл сильный дождь. Из-за раскисшего снега не смогли даже преодолеть берг. Все вымокли и вернулись в палатки. А ночью как всегда ударил мороз. Да такой ядреный, что пришлось некоторые вещи отскребать ледорубом.

15 августа.

Подъем дежурных в 6.00. Вышли в 7.00 без завтрака. Погода отличная - холодно. До берга дошли без связок. Далее провесили 2 веревки наверх до седловины. Первая через Берг до скал, вторая по крутому жесткому льду(до 50 град.) до самого верха. Берг очень неприятный – тяжело вылезать. Перепад между краями 5 метров. Мы внизу вырубили ступени и прожумарили наверх . В 9.00 были на перевале и наконец то обнаружили тур. Перевальная седловина небольшая, стоять особо негде, поэтому сразу начали спускаться. Спуск простой по огромной каменной сыпухе. За час спустились на Восточную ветвь Катунского ледника далее, придерживаясь правого борта, идем вниз. В 11.00 были на Томских ночевках, где немного просушились и забрали заброску. Разобравшись с железом и другой снарягой начали спускаться вниз.

За три перехода дошли до переправы через Аккем. По пути встречали много Рериховцев с деревянными посохами – у них оказывается на Аккемском озере слет. А наверх на ледник они идут, чтобы посмотреть на Белуху. На Аккеме вода после дождей поднялась и переправляться стало “стремно”. Тем более, что мы шли против течения. Несколько наших участников держась за трос удачно переправились на другой берег. Но двоим не повезло, трос с исходного берега немного пополз, как раз когда люди были на стремнине. На берегу стояла большая группа белорусов которые вовремя это заметили и быстро натянули и закрепили трос. Все обошлось, и через мгновение стремнина была пройдена. За ходку мы дошли до Аккемского озера и около огромного ручья, напротив Рериховского места мы в 17.00 встали на ночевку. На Рериховских стоянках сложены из камней много пирамид разной величины, а иногда попадаются и уникальные строения в половину человеческого роста. В сочетании с желтыми маками, которые повсюду растут - это выглядит очень красиво и необычно. Погода портиться – пасмурно.

16 августа.

Вышли в 10.00. По дороге зашли на турбазу “Высотник” и купили там пару банок сайры, дабы разнообразить нашу скудную пищу. Местные труженики ножа и половника были удивлены нашим предложением сказав, что продавать им не разрешают, но могут поменять на другую еду. Другой еды у нас не было и мы, все-таки, эти консервы купили. Погода плохая – начинается дождь. Делаем не спеша два перехода и встаем на отличных стоянках около водопада Текелю. На этой же поляне стоит большой красный транспорант, что это мол памятник природы и т.д. Там же опять встречаем группу Рериховцев из Новосибирска. Водопад очень красивый – из скалы бьет огромная струя воды. Пока шли по тропе, собирали грибы и кедровые шишки. Так что сегодня у нас праздничный обед и ужин. Сидим под огромным кедром, шишки здесь сами на голову падают, правда иногда полуобгрызанные. Самые большие мы жарили на углях и с наслаждением ели кедровые орехи – очень вкусно!

17 августа.

На следующий день опять дождь. Сидим под кедром. Оказывается, большие кедры в дождь не промокают. Это отличный тент. Во второй половине дня осадки прекратились. Туман, лес промок насквозь, тропа раскисла. В общем никуда сегодня не идем.

18 августа.

Утром погода стала лучше. Мы топаем вниз по тропе. По дороге опять собираем грибы, ягоды, кедровые шишки. Народу на тропе не уменьшилось. Постоянно то мы кого-то обгоняем, то нас догоняют. Много туристов с детьми поднимаются наверх. Обедали опять под дождем. После обеда мы сделали 3 перехода и вскоре показалась знакомая стоянка “Три Березы”, но решили заночевать на берегу Аккема у размытого моста. Там то же оказались отличные стоянки много дров много грибов, но с чистой водой проблемы. Брали мутную воду из Аккема.

19 августа.

На следующий день подъем дежурных в 6.00. Вышли в 9.00. Не спеша поднимаемся к перевалу Кузуяк. Погода отличная. В 12.00 мы на перевале. Тура почему то уже нет – исчез. Обратно спускаемся веселее – Тюнгур уже виден. Добежали до малинников – что тут началось. Наверное мы первая группа, которая появилась здесь после дождей. Малины и красной смородины было огромное количество. Целый час мы не могли оторваться от ягод. Потом все-таки медленно побрели вниз. По пути встретили местную жительницу, которая сказала, что нижний мост через Кучерлу залит водой и нужно идти к верхнему. Так и сделали, хотя получился солидный круг. А вот и река, верхний мост, около него толпится народ, а недалеко пасется большое стадо коров. Мы переходим на ту сторону реки и спускаемся в пос. Кучерла. Еще один переход и мы на нашей поляне около турбазы “Высотник” на берегу Катуни. Время 16.00 – солнце еще есть и мы все полезли купаться в Катуни. Холодная водичка. А дальше был полный “расслабон.” Мы поели в ближайшем кафе и даже покатались на лошадях, которые предлагают Алтайцы. Настоятельно не рекомендую делать это впредь. Набегает этих алтайцев великое множество, клянчат купленное в местном магазине ПИВО и норовят свиснуть снарягу, разложенную для просушки. Но поле разгона аборигенов и распития пива палось хорошо.

20-21 августа.

В 8.00 утра как было договорено заранее, нас уже ждала машина. Правда влезли мы в нее с трудом, это оказалась “Газель ” с кузовом. Представитель фирмы извинялся, но сделать ничего не мог. Выехали, у нашей “развалюхи” спускалось периодически колесо, пришлось чиниться в пос.Усть-Кан, там же мы и пообедали. Вскоре показался и родной Чуйский тракт. В Горно-Алтайске мы сделали остановку и купили местного чудодейственного бальзама – говорят от всех болезней. В 23.00 мы прибыли в Барнаул в аэропорт, где и заночевали в зале ожидания. На следующий день были в Москве.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА

1. Питание в походе

Раскладка ( на 16 дней ).
1 этап / 2 этап
[г./чел] / [г./чел.]

Завтрак.
Гречка 2 раза 70 г./ 80 г.
Рис 2 раза 70 г./ 80 г.
Геркулес 4 раза 60 г./ 70 г.
Картофельное пюре 3 раза 57 г./ 67 г.
Рожки 3 раза 71.5 г./ 83 г.
Манка 1 раз 70 г./ 80 г.
Молоко в кашу 12 раз 35 г./ 28 г.
Сыр (в рожки) 3 раза 40 г./ 40 г.
Изюм (в рис,манку) 3 раза 20 г./ 30 г.
Колбаса 10 раз 45 г./ 45 г.
Сыр 5 раз 45 г./ 45 г.

Обед.
Суп 15 раз 48 г. / 40 г.
Колбаса 5 раз 45 г./ 45 г.
Сало 5 раз 45 г./ 52 г.
Рыба 5 раз 64 г./ 75 г.

Ужин.
Гречка 5 раз 90 г./ 100 г.
Рис 4 раза 90 г./ 100 г.
Макароны 4 раза 90 г./ 100 г.
Картофельное пюре 2 раза 60 г./ 70 г.

Каждодневные продукты.
Соль 9 г./ 11 г.
Чай 9 г. / 11 г.
Сахар 67 г./ 77 г.
Сухари 60 г./ 60 г.
Масло топленое 10 г./ 20 г.
Мясо на ужин 60 г./ 70 г.
Сладости на ужин 45 г./ 52.5 г.

Добавки ( указан вес на весь поход ).
Курага 6.0 кг
Изюм 0.5 кг
Лимоны в сахаре 3.6 кг
Сублимированное мясо в суп 0.5 кг
Кетчуп 2.0 кг
Лук 0.7 кг
Чеснок 0.7 кг
Специи ( аджика, чилийский соус, перец,...) 0.5 кг
Грецкие орехи 1.0 кг

Средний вес раскладки: 657 г/(чел.день).

Замечания. В длительном горном походе происходит постепенное вымывание из организма важных для жизнедеятельности микроэлементов. Необходимый для нормальной работы сердца калий пополнялся, главным образом, при потреблении кураги. Возможный дефицит йода устранялся йодированной солью, а дефицит кальция - сухим молоком.

Нарушение кислотно-щелочного баланса ( “высокогорное защелачивание” организма ) ликвидировалось употреблением лимонов в сахаре. Находкой оказался кислый и богатый витамином “С” красный чай (каркаде и суданская роза).

Чтобы питание казалось более разнообразным активно употреблялись специи. Особенно радовали чилийский соус и самодельная аджика.

Для экономии ( на стоимости провоза багажа ) часть продуктов закупалась в Горноалтайске, а развешивалась на первой нашей ночевке. В Москве закупались, прежде всего, те продукты, которые требуют предварительной обработки: вываренное в сале (в течении 6-ти часов) мясо, лимоны в сахаре, сухари. Кроме того, в Москве закупался предполагаемый азии дефицит: специи, сублимированное мясо, топленое масло, чай, супы, сыр, колбаса, рыба, сало, картофельное пюре, качественные макаронные изделия. Остальные продукты закупались на месте.

2. Медицинское обеспечение

Многодневные спортивные походы в условиях высокогорья при полной автономии группы требуют серьезной разноплановой медицинской подготовки. Следует понимать, что возможные заболевания, травмы, экстремальные отрицательные воздействия природно-климатических факторов и экстремальные физические нагрузки, практически неизбежны в спортивных походах высокой категории сложности.

Медицинская подготовка к походам 4-5 к/с должна включать в себя: предпоходную подготовку организма каждого участника, формирование походной аптечки, специальную подготовку медика группы.

В части, касающейся предпоходной подготовки участников, следует отметить положительный опыт употребления в течении последнего ( перед походом ) месяца таких общеукрепляющих препаратов, как оротата калия, глюконата кальция, гемостимулина и поливитаминов. Употребление поливитаминов необходимо и в течении всего похода. На этапе акклиматизации крайне важен витамин “С” ( до грамма в сутки в первые дни похода ). Важно, чтобы участники выезжали в поход здоровыми и не переутомленными. За один месяц до похода рекомендуется прекратить тренировки, и вести здоровый образ жизни.

Приведем список походной аптечки. Сокращение “ст.” (стандарт) означает стандартную бумажную упаковку таблеток (чаще всего, 6 или 10 штук ).

1. Сульфамеламиды
Стрептоцид 3 ст.
Сульфадиметоксин 3 ст.
Сульгин 5 ст.
Бисептол-400 3 ст.

2. Антибиотики
Гентамицина сульфат 20 ампул (4% ,2мл.)
Тетрациклин 6 ст.

3. Антигистаминные
Димедрол 1 ст.
Супрастин 3 ст.

4. Анальгетики
Анальгин 6 ст.
Спазган 5 ампул 5мл.
Баралган 10 ампул 5мл

5. Спазмальгетики
Но-Шпа 1 банка

6. Психотропные
Реланиум 1 ст.

7. Сосудорасширяющие
Ксатинола-никотинат 2 ст.
Трентал 1 банка.

8. Стимулирующие
Нитроглицерин 1 ст.
Валидол 1 ст.
Кофеина бензонат натрия 10 ампул (10%, 1мл.)
Эфедрин 2 ампулы (5%, 1мл.)
Адреналина гидрохлорид 3 ампулы (0,1%, 1мл.)

9. Специальные
Преднизолон 3 ампулы 25мг.

10. Мочегонные
Триампур композитум 1 банка
Гипотиазид 1 ст

11. Снотворное
Радедорм. 1 ст.

12. Желудочно-кишечные
Иммодиум 1 банка
Дигестал 3 ст.
Левомитицин 5 ст.
Активированный уголь 5 ст.

13. Успокаивающее
Экстракт валерианы 1 банка

14. Разное
Раствор аммиака 1 ампула (10%,1мл.)
Новокаин 20 ампул (0,5%,10мл.)
Реопирин 1 ст.
Ибупрофен 1 банка
Бромгексина гидрохлорид 5 ст.
Сол-Сулфацыли-натрии 2 капсулы 30%
Аспирин 5 ст.
Фалиминт 5 ст.
Кальция глюконат 6 ст.
Цитрамон-П 5 ст.
Фурацилин 2 ст.

15. Мази и растирки
Линимент синтомицина 1 банка 10%
Левомиколь 1 банка
Календула 1 пузырек
Финалгон 1 тюбик
Завиракс 1 тюбик
Пантенол (спрей) 1 флакон
“Звездочка” 2 банки

16. Бактерицидные
Йод 2 пузырька
Р-р бриллиантовой зелени 1 пузырек 1%
Калия пермарганат 3г.

17. Перевязочный материал
Бинт медицинский стерильный 10 шт.
Вата медицинская 200г.
Лейкопластырь бактерицидный 10 листов
Лейкопластырь фиксирующий 4 рулона
Повязки фиксирующие 4 шт.
Эластичный бинт 1 рулон

18. Шприцы одноразовые
5мл. 6 шт.
10мл. 10 шт.

19. Инструменты
Ножницы 1
Зажимы 1
Термометр ртутный 1

В течении похода среди участников группы наблюдались следующие травмы и заболевания: ожоги кожи лица, растяжение связок, ссадины, ушибы, головные боли.

Данный перечень весьма типичен. Некоторые заболевания провоцируется гипоксией или проходит на ее фоне.

3 Снаряжение

Комментарии. В горной школе турклуба МАИ давно установился стандартный способ и стандартные технические средства спуска. Возможно, что они не вполне современны, но зато действуют безотказно. Способ прост - спуск последнего по сдвоенной веревке с ее последующим продергиванием через оставленную на склоне петлю. Средство закрепления петли зависит от типа склона. На льду петля крепится через высверленную специальным ледобуром проушину ( диаметр ледобура 30мм, длина 300мм ). На скалах петля связана с базой из нескольких крючьев ( 2-3 ), которые вбиваются в трещины разных блоков. На снегу используется “парашют”, который представляет собой равносторонний треугольник из плотного капрона ( типа тормозного парашюта ), по периметру обшитый тонкой стропой. Длина стороны треугольника составляет 50 см. На каждом углу стропа образует петлю для крепления расхожей веревки. Треугольник вкапывается в снег углом вниз. Два других угла треугольника выступают наружу. Три веревки, прикрепленные к углам треугольника связываются в одной точке, за которой вяжется петля для основной веревки или карабина. При этом нижнюю веревку необходимо под наклоном вкопать в снег. Такой парашют весит не более 60-ти грамм. Парашют можно использовать и для страховки. Для этих же целей можно использовать широкий плоский камень, если таковой окажется под рукой. Принцип использования такой же как у “парашюта”.

Обычно мы берем столько лопат, сколько в группе палаток. Тогда обустройство лагеря на снегу производится без задержек. Кроме того, лопата является превосходным средством для закрепления на снегу перильной веревки, поэтому желательно распределить лопаты по разным связкам. Наконец, лопата незаменима при подъеме на карнизы и на высокие снежные сбросы в бергшрундах. В дополнение к лопатам берется так называемый лавинный лист – кусок дюраля примерно 30х50 см. и толщиной 1,5-2 мм. Используется как дополнительная лопата и как подставка для примусов на снегу.

Личное специальное снаряжение

№ Наименование Количество

1. Ледоруб 1
2. Страхов.система 1
3. Карабины 7
4. Ледобуры 3
5. Тормоз 1
6. Жюмар 1
7. Петля 6мм 4.5м 1
8. Петля 6мм 2м 2
9. Кошки (пара) 1
10. Каска 1
11. Рукавицы (пара) 1

В группе имелась 2 пара жестких ( платформенных ) кошек и 6 пар гибких кошек. Количество карабинов и ледобуров определено с учетом их индивидуального и коллективного использования.

Общественное неспециальное снаряжение. Ограничимся кратким комментарием. В группе было 2 палатки ( 3 + 4 чел. ). В группе имелись набор канов 5 и 7 литров, 2 примуса Шмель-2 и запасная головка от примуса Шмель-2.

Личное неспециальное снаряжение. Набор теплых вещей был рассчитан на утреннее дежурство в 20-ти градусный мороз, например: шерстяной лыжный костюм (0.8кг), синтепоновые штаны (0.7кг), тонкий свитер (0.4кг), меховая подстежка от куртки (0.4кг), пуховая куртка (1.4кг.), шерстяная лыжная шапочка (0.15кг), поваровые или шерстяные перчатки (0.08кг).

4. Весовой баланс

На первом этапе похода средний вес общественного снаряжения (включая аптечку и ремнабор) составлял 8 кг/чел., а продуктов питания - 0.5 кг/(чел.день). На маршруте делали 2 заброски. Одну на Томских ночевках с запасом продуктов на 2 дня, вторую на пер. Бийчанка так же с запасом продуктов на 2 дня и запас бензина на 2 дня. Запланированный расход бензина составлял 0.1 кг/(чел.день), а вес упаковки для бензина и продуктов питания - 0.05 кг/(чел.день). Бензин брали на 12 ходовых дней, с учетом того, что подходы и отходы у нас проходили в зоне леса.

На личное снаряжение ( включая специальное снаряжение, рюкзак, ботинки и ледоруб,кошки ) был установлен лимит в 13 кг/чел.

Продукты и бензин закупались из расчета, что каждый из двух этапов похода может затянуться до 16 дней. Поэтому максимальная нагрузка была достигнута в начале второго этапа, где она составляла ( 0.72 + 0.1 + 0.05 ) * 15 + 7 + 16 = 36.05 ~ 36 кг/чел. Средняя весовая нагрузка составляла ~ 28 кг/чел. Приведенные данные сведены в таблице:

Наименование / Расход / Вес (на 15 дней)

Продукты питания 0.5 кг/(чел.день) 6.5 кг/чел.

Бензин 0.1 кг/(чел.день) 1.2 кг/чел. (на 12 дней)

Упаковка 0.05 кг/(чел.день) 0.75 кг/чел.

Общ.снаряжение - 8 кг/чел.

Личн.снаряжение - 13 кг/чел.

Итого

Средний вес - 29.45 кг/чел.

Макс. Нагрузка мужчина ( 15 дней ) 31 кг/чел.

Макс.нагрузка женщина ( 15 дней ) 25 кг/чел.

               


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100