Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

МКК горный туризм > Библиотека

Автор: Л.Смидович

Перевал СОГМИ (3А*,4250)

В 2000 году я провел поход в Безенги по маршруту:
пос. Безенги - а/л "Безенги" - пер. Укю (2А, 3950) - лед. Укю - пер. СОГМИ (3А, 4250) - лед. Уллу-ауз - пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4250) - лед. Кундюм-Мижирги - "Баранкош" - пер. Кель (1А, 3500) + пер. Цаннер Верх. (2А, 3990) радиально - "Джангикош" - пер. Дыхниауш (2Б, 3872) - лед. Дых-су - лед. Крумкол - пер. Ашинова (2А, 3800) - пер. Туристов Грузии (2А, 3800) - д.р. Тютюн - д.р. Черек Балкарский -пос. Верх.Балкария.
Ключевым участком было прохождение перевала СОГМИ (3А*,4250). К сожаления, времени оформить отчет целиком пока нет, поэтому публикую только самое интересное, на мой взгляд.

Перевал СОГМИ (Северо-Осетинского государственного мединститута) расположен в северо-восточном гребне в. Думала и соединяет лед. Укю и язык лед. Уллу-ауз. Перевал имеет чисто спортивное значение, поскольку параллельно ему расположен простой перевал 9 Мая (1Б). С юго-запада на пер. СОГМИ ведет крутой снежно-ледовый склон, определяющий сложность перевала, с северо-востока - камнеопасный скально-осыпной (снежный) кулуар.

Перевал 9 Мая (1Б, 3800, сн-ос) расположен в отроге, отходящем на северо-восток от в. Думала и соединяет лед. Укю и язык лед. Уллу-ауз.

27.07.2000 г.

Пройдя перевал Укю (2А, 3950), мы к обеду спустились на срединную морену ледника Укю. Идти на перевал СОГМИ смысла не было, поэтому заночевали на морене, выложив из камней плащадки под палатки. Вечером с перевала Укю спустилась группа москвичей (6 человек, руководитель - Пигулевский А.), которые расположились недалеко от нас, на старых площадках.

Я же отправился на разведку пер. СОГМИ, после чего решил зайти на пер. 9 Мая и разведать путь по гребню с этого перевала на перевал СОГМИ. В одном из просмотренных отчетов предлагался такой вариант подъема на СОГМИ, я же хотел воспользоваться им вместо спуска по камнеопасному кулуару к лед. Уллу-ауз.

Перевал 9 Мая (1Б, 3800, сн-ос) - северо-восточный гребень в. Думала (радиально).


Взлет пер. 9 Мая со стороны лед. Укю. Сентябрь 2000 г., фото группы А.Бирюкова, Харьков

На перевал 9 мая со стороны лед. Укю ведет крутой, до 40°, осыпной склон. В самом низу склон снежный, имеется небольшой бергшрунд, почти полностью забитый снегом. Нижняя часть осыпи лежит на льду и крайне неустойчива. Выше осыпь тоже живая. В верхней части проще подниматься вдоль скал слева по ходу - там проще найти прочную опору.

Седловина перевала широкая скально-осыпная. В туре записка московской группы, которая поднималась со стороны лед. Уллу-ауз и чуть не попала в верхнем цирке под обвал с восточного склона. Поэтому они, наверное, забыли написать дату прохождения перевала. В гребне, идущем правее перевала к лед. Уллу-ауз, видна седловина пер. Сухуми (2А) - "грязный" ледовый с большим количеством камней склон.

В сторону пер. СОГМИ и в. Думала с перевала ведет пологий скально-осыпной гребень. Метров через 300 крутизна гребня возрастает, а ширина - уменьшается. Скалы сильно разрушенные, поэтому движение по самому гребню небезопасно. Лучше подниматься по скальным полкам с севера. Скалы также разрушены, но лазанье несложное. Наконец выхожу на гребень ниже жандарма в виде короны, это почти на уровне верхнего плато перевала СОГМИ. Дальше движение по гребню проблематично - гребень узкий и сильно разрушен, взлет жандарма очень крутой. Проше пересечь ледовый склон под скалами (крутизна около 40°, примерно одна веревка, опасность схода камней со скал!!), после чего выйти на край разлома и уйти траверсом под седловину пер. СОГМИ (крутизна склона 20-30°, но ниже - крутой ледовый склон).

При спуске с перевала СОГМИ на седловину пер. 9 Мая порядок движения обратный - нужно приспуститься с седловины на верхнее плато, уйти траверсом вправо, пересечь крутой камнеопасный участок под скалами и выйти на гребень. С гребня спускаться по северной стороне (с рюкзаками потребуется пара веревок перил, опасность сброса камней участниками). Дальше по осыпному склону спустится либо на седловину перевала, либо прямо в верхний цирк.

28.07.2000 г.

Перевал СОГМИ (3А*, 4250, лд - ск).


Взлет пер. СОГМИ со стороны лед. Укю. Красная линия - путь подъема, зеленая - возможный путь выхода на седловину с гребня.

С лед. Укю на пер. СОГМИ ведет довольно широкий, в этом году практически чисто ледовый склон, который условно можно разделить на несколько участков:
  • слева по ходу, со стороны перевала 9 Мая - достаточно гладкий, средней крутизной около 50°, ледовый склон. Внизу подрезан ступенчатым бергшрундом, через который есть снежные мосты. Периодически наблюдается сход камней со скал гребня, некоторые камни вылетают на середину склона;
  • дальше неширокая зона с выходам скал и ледовыми сбросами внизу склона (опасность обвала льда)
  • примерно по центру склона - довольно широкая зона переменной крутизны (30-60°), в нижней части небольшие трещины, вверху справа по ходу - зона разломов, частично засыпанных снегом.
  • справа по ходу склон имеет характер ледового желоба, по которому происходят обвалы льда с ледовых сбросов в. Думала, расположенных на уровне седловины перевала. Внизу конус выноса. Мы не наблюдали существенных обвалов, но регулярно происходил сход мелких обломков льда.

Вверху склон по всей ширине выполаживается (20-30°) и имеет два широких разлома, наполовину засыпанных снегом. Верхняя часть склона справа по ходу камненопасна - сход камней с жандарма гребня в. Думала.

Таким образом, подъем на перевал возможен либо слева по ходу, либо по центру. Слева склон короче, но камнеопасен и не дает возможности для отдыха за счет постоянной крутизны. По центру практически исключен сход камней или льда, имеются более-менее ровные участки, где можно отдохнуть. Правда, местами крутизна более 60°. Мы выбрали для подъема именно этот путь.

С вечера обрабатывать склон не имело смысла, поскольку из-за очень теплой погоды ледобуры до утра могли вытаять.


Перевал СОГМИ - первая веревка.

С утра за переход по ровному леднику, потом по снежному склону крутизной до 30°, подходим под перевальный взлет. Далее 3х50м. перил на ледобурах до края снежного поля в центре склона, крутизна 40-60°. Пересекаем снежник, несколько забирая влево по ходу (перила 50 м.). Выше еще 2х50м. перил под сброс в правой части склона (крутизна до 60°). Под сбросом - неширокая полка. Выход на сброс - ледовая стенка 7м., перила 20м. Первый поднимался без рюкзака. На верху сброса - ровная площадка, можно даже поставить палатку.


Перевал СОГМИ - выше первого разлома.
На заднем плане - седловина пер. 9 Мая.

Дальше переходим по снежному мосту трещину и уходим влево по ходу на нижний край снежника (горизонтальные перила 50м., крутизна около 30°). Поднимаемся по снежнику, по снежному мосту переходим первый большой разлом (крутизна 40°, перила 50 м.). Погода портится - облачность, срывается дождь, раскаты грома. Некоторое время идем в облаках, видимость метров 50. Но вскоре растянуло, даже проглядывает солнце. Уходим вправо по ходу по краю снега (перила 20 м.), затем вверх по выполаживающемуся ледовому склону (крутизна 40-20°, перила 20+50 м.) выходим на практически ровное снежное поле. Следующий большой разлом переходим по снежному мосту со следами схода камней справа по ходу (перила 40 м.). Наверное, безопасней было бы пройти разлом ближе к центру склона. Выше разлома - снежный склон до 30°, по которому поднимаемся на седловину, сильно забирая влево по ходу. По инерции навесили еще две веревки перил, хотя можно было бы идти в связках. Итого 13 веревок перил. Подъем на перевал занял 10-11 часов времени.

Седловина перевала широкая, с запада ледовая, с востока - скально-осыпная. Тур - на скалах посередине седловины. С жандарма со стороны в. Думала постоянно идет сход камней, которые перекрывают ближайшую часть седловины и уходят по обе стороны перевала. Противоположная (северная) часть седловины безопасна. Площадок под палатки нет, мы ночевали на льду, выложив места под палатки камнями.
С перевала сняли записку:Группа ПКТ в составе 7 человек под руководством Голубева К., совершая поход 5 к.с. вышла на пер. СОГМИ, 3А со стороны пер. Укю. Метеоусловия: солнечно. Группа продолжает движение д.р. Думалы. МК 66/99. Снята записка г. Ростов, от 20.07.98.

29.07.2000 г.


Восточный склон пер. СОГМИ. Зеленая линия - путь спуска.

В сторону лед. Уллу-ауз с перевала СОГМИ ведет камнеопасный скально-осыпной (снежный) кулуар. С юга (справа) он ограничен крутыми скалами в. Думала, с севера - боковым отрогом, разделяющим цирки пер. СОГМИ и пер. 9 Мая. В верхней части кулуар широкий - 200-300 м.; в середине сужается - слева подходят выходы скал; дальше ширина опять возрастает - слева подходят кулуары бокового отрога. В правой части кулуара - желоб-"мусоросборник", по которому постоянно сходят камни как с жандарма на гребне в. Думала, так и со стены. Внизу кулуара - снежный выкат на лед. СОГМИ, разорванный несколькими трещинами.

Оценив оба варианта спуска - по гребню на пер. 9 Мая и традиционный - по кулуару, мы в конце концов выбрали последний. Кулуар достаточно широкий, позволяет маневрировать; левая сторона относительно безопасна - за все время слева не было отмечено схода камней; возможно движение без перил - т.е. спуск не займет много времени. Спуск по гребню на пер. 9 Мая содержит камнеопасные участки и требует перильной страховки (см. выше). В записке ошибочно указано, что мы спускались на пер. 9 Мая.

С седловины спускаемся по центру кулуара по осыпи с выходами скал и выходим на пояс бараньих лбов в месте сужения кулуара. Можно либо спускаться по перилам прямо вниз, либо обойти скалы справа. Мы выбрали второй путь - по одному, с наблюдателем, быстро спускаемся по краю желоба и снова уходим влево под защиту скал. Дальше спускаемся вдоль левого борта: скальные полочки, осыпные склоны, местами спуск лазаньем. Наконец подходим к левому краю снежного выноса внизу кулуара. В это время по желобу сошел камнепад - несколько огромных камней и куча "мелочи", который прошел правее и ниже нас. Дождавшись, пока прекратится сход камней, быстро спускаемся на ровное плато лед. СОГМИ (снежный склон до 30°, порядка 200м.).

Ледник СОГМИ частично закрыт, разорван неширокими трещинами. Ниже язык ледника, который занимает левую часть цирка, падает вниз крутым ледопадом. Справа, за скальным выходом, течет поток с ледника. В гребне, ограничивающем цирк справа, видна седловина, на которую ведет ледовый взлет - возможно, это перевал ОМИ (2А)? С противоположного гребня спускается несколько скально-осыпных кулуаров, но какой из них ведет на пер. Сухуми - непонятно. В связках выходим на скалы посередине. Там оборудованы места под две палатки. Обед.

Дальнейший спуск проходит по осыпям и бараньим лбам вдоль потока справа. В поисках удобного пути приходится несколько раз пересекать поток. Ниже поток уходит влево и сливается с потоком из-под языка ледника, мы же продолжаем спуск правой стороной по травянистым и осыпным склонам. На противоположном борту долины пасется стадо яков. Спуск приводит нас на отличные площадки в кармане правобережной морены лед. Уллу-ауз, там же ручей с чистой водой. Ручей сливается под ледник по огромной промоине в морене. На площадках стоит знакомая группа москвичей - они прошли пер. 9 Мая.

Некоторые тактические замечания

Выходить на перевал СОГМИ (со стороны лед. Укю) следует только рано утром - подъем требует целого дня работы. Кроме того, лучше пораньше пройти потенциально опасную нижнюю часть склона и подойти под перевальный взлет. Возможна ночевка на краю разломов выше крутой части взлета - оттуда часа 2-3 до седловины.

Спуск на ледничок в сторону лед. Уллу-ауз занимает 1,5-2 часа, поэтому при благоприятных условиях можно спустится в тот же день. Солнце в это время за массивом Думалы, поэтому спуск не более камнеопасный, чем утром. Ночевки возможны на скальном гребешке на краю ледника СОГМИ (оборудовано место под палатку). Мы вышли на перевал поздно (около 7 вечера) и не имели описания спуска, поэтому спускаться вечером не решились. Из-за опасности камнепада спускаться лучше рано утром, до выхода солнца.

Спуск по гребню на пер. 9 Мая, на наш взгляд, нелогичен, хотя и возможен - сложность примерно 2Б (подробнее см. выше). В этом случае прийдется преодолеть камнеопасный участок при выходе на гребень и возможность сброса камней при спуске по скалам, поэтому этот вариант не намного безопасней традиционного.

© 1999-2001 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
TopList Rambler's Top100