Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

СК МАИ

ОТЧЕТ
о горном походе 4-й категории сложности совершенном с 27.04 по 11.05 2001г.

Маршрутная книжка -1/3-401

Руководитель группы - Малахов Борис Владимирович

Содержание отчета:
Подготовка к походу и особенности района путешествия
Описание маршрута по дням
Список литературы
Справочные данные о походе
Снаряжение

МАРШРУТ:

Г. Владикавказ-пос.Архон-пер.Сталь 2А 3500–пер Тепли 2Б 3450 – пер. Дзамараш 1Б 3500 пер. Камчатский 2А 3500 - пер . Тепли 2Б 3900 – Верш. Шаухох 2Б 4739 – р. Геналдон-пос. Кармадон.-г. Владикавказ

Подготовка к походу и особенности района путешествия

Поход проходил в районах Тепли и Джимарай или, как иногда называют этот район – Приказбечье. Республика Северная Осения - Алания. Цель путешествия - ознакомление с этими районами Кавказа, который практически не посещались спортивными туристическими группами за последние 10 лет. За эти годы выросло целое поколение туристов, для которых Кавказ с востока ограничен Приэльбрусьем, или максимум Дигорией, к которому и относятся все участвовавшие в походе

Начало идее сходить в район Северной Осетии положила опубликованная в интернет фотография г. Казбек. С изучения возможности восхождения на Казбек и началось планирование путешествия.

Основные сложности походов в межсезонье на Кавказе связаны с большим количеством снега и плохими погодными условиями. В апреле - мае выпадает наибольшее количество осадков в районе. (по данным многолетних наблюдений по распределению осадков по месяцам года). Большое количество снега вызывает крайне медленное передвижение группы до 500м/час с огромными энергозатратами. При этом ночью образуется хрупкий наст, который не держит, а только увеличивает энергозатраты при движении за счет пробивания ледяной корки и мешает вынимать ноги, которые цепляются за эту корку. При большом количестве снега в горах сохраняется лавиноопасность, поэтому маршрут (выбор перевалов) планировался в основном исходя из соображений лавинобезопасности. Основные проблемы при плохой погоде связаны с плохой видимостью. Из-за плохой видимости не всегда можно пройти сложный участок категорийного перевала, а самое опасное в том , что можно подойти (или встать на ночевку) под лавиноопасным участком. Информация по району имеется в большом количестве, но она устарела. Картографические материалы содержат ошибки.

Собираясь в поход по району Тепли-Джимарай группа опиралась на большой опыт предыдущих походов в межсезонье в Приэльбрусье в те-же сроки. По сравнению с Приэльбрусьем климат в Приказбечье оказался значительно теплее и мокрее, а погода лучше. Минимальная температура ночью за время похода -10 град. Такие условия не дают образовываться прочному насту и переход на ночной режим работы, в этом случае, не имеет смысла. (В Приэльбрусье удавалось ходить по жесткому насту по ночам).

Также наблюдался избыток личных теплых вещей, т.к в Приэльбрусье ночная температура в этот же период может достигать -20 град. Из-за теплого климата, осадки в диапазоне высот похода выпадают в виде мокрого снега. Поэтому при подготовке к походу стоит уделить больше внимания промоканию палаток, накидок, одежды. Неплохо взять групповой тент или полиэтилен.

На 8 человек и 2 палатки у группы имелось 3 лопаты и 1 лавлист, что позволяло быстро выкапывать места для палаток на снегу. В походах в межсезонье не стоит экономить на лопатах.

Лавинную опасность в районе в основном представляют мокрые лавины различного объема. На всем пути маршрута попадались старые огромные выносы мокрых лавин. Но в период похода сход крупных мокрых лавин не наблюдался, средние лавины сходили редко, мелкие лавины чаще. Опасность схода лавин типа "доска" не высокая.

Камнепадов в это время года не наблюдалось. Можно сказать, что “летняя камнеопасность” полностью отсутствует.

Военно-политическая обстановка в районе проведения похода.

При подготовке к походу было изучено большое количество материалов об обстановке в Республике Северная Осетия - Алания (РСО-А). В основном наибольшее доверие вызывали данные различных российских и зарубежных информационных агентств, а также некоторые аналитические статьи. Значительная часть информации получена напрямую из источников в РСО-А

Владикавказ спокойный город. Через Владикавказ идет большой поток людей и грузов из стран Закавказья, поэтому взять обратные билеты Владикавказ-Москва очень трудно, надо это делать заранее. Опасность во Владикавказе могут представлять только общественные теракты (рынок, вокзал). Также опасность могут представлять грабежи и общероссийский бизнес похищения людей (всего по России регистрируется 1500 человек в год, на Кавказе из этого количества 350 чел.), большое количество беженцев. Иногда и местная молодежь, наслушавшись про гиганстские суммы выкупа , пытается подражать бандитам ( захват 2-х заложников в пос.Нар 01апреля 2001 года ). Похожие проблемы могут встретиться в любом регионе, поэтому группа должна иметь некоторую моральную подготовку, и планы действий в различных экстремальных ситуациях на подъездах, как для всей группы, так и для каждого участника в отдельности.

Безопасные подъезды, завоз заброски и отъезды были обеспечены в результате организации взаимодействия с ПСС МЧС РСО-А. В результате договоренности с начальником ПСС Русланом Андреевичем Тавасиевым, нас встретили на 2-х машинах УАЗ на ж-д вокзале. Далее нас всей группой отвезли в штаб погранотряда, где мы оформили пропуска. Для пограничников и ПСС было подготовлено несколько одинаковых комплектов документов (список группы 2 -экземпляров, план похода по дням, карта с нанесенным маршрутом). Кроме этих документов, имелось официальное письмо-запрос СК МАИ на пребывание в пограничной зоне. Эти комплекты очень пригодились (сильно экономят время) при регистрации на погранзаставах. Получение пропуска заняло около 1 ч (образцы в приложении) и прошло без осложнений.

В ПСС нас проконсультировал по перевалам района Игорь Зайвенко.

Для обеспечения связи на маршруте группа использовала мобильный телефон NMT-450, который работал с некоторых северных склонов с высот выше 2800 и в городе. С маршрута группа сообщала о своем местоположении в ПСС. Сотрудники ПСС рекомендуют пользоваться радиосвязью. Район полностью оборудован радиоретрансляторами и радиосвязь более устойчива, чем телефонная. Рекомендуется заранее договорится с ПСС об аренде радиостанции на время прохождения маршрута. Из пос. Кармадон нас также забрала машина ПСС.

В целом мы считаем, что обстановка в РСО-А нормальная и не препятствует проведению спортивных горных походов. Отношение со стороны спасательных и пограничных служб вполне доброжелательное.

Северо-Осетинский заповедник.

Высокогорная часть района Тепли является Северо-Осетинским заповедником. Начальство заповедника находится в г.Алагир. По нашей информации получить разрешение на пребывание в заповеднике очень трудно (хотя, как обычно, на его территории охотятся и через него проходит куча ЛЭП), а егеря, которые периодически патрулируют заповедник (двое егерей спустились в район погранзаставы Фиагдон за день до начала нашего похода), по утверждению местных жителей, не бедствуют. (это к вопросу о возможности договориться непосредственно на месте) На погранзаставе в верховьях р.Фиагдон пограничники так же поинтересовались, как мы будем разбираться с егерями.

Описание маршрута по дням

(все стороны и направления даны орографически, кроме оговоренных случаев)

1 ДЕНЬ. Пос. Архон , Долина р.Архондон

В 9.25 мы прибыли на поезде на ж-д вокзал г.Владикавказ. После получения погранпропуска и регистрации в ПСС мы завезли заброску на погранзастатву в верховьях р.Фиагдон и приехали по Транскаму в район поворота нас пос. Архон. (Транскам – крупная магистраль с оживленным движением, тоннелями, ГИБДД, и пр.) В этот день мы прошли 6 переходов по 45 минут практически без отдыха, чтобы пройти поселок Архон и отойти как можно дальше. Между пос. Архон и Транскамом находится недействующий Архонский рудник. До пос. Архон шли по дороге. После поселка дорога идет до кладбища и заканчивается напротив сторожевой башни. Далее мы двигались по каменистому руслу реки под сильным проливным дождем, который к вечеру сменился снегопадом. Встали на ночевку в 1.5 км до каньона в 21.00 в темноте.
( чхв-5ч, расстояние-18км, набор высоты-600 м)

2 ДЕНЬ. Долина р.Архондон

Подъем в 9 утра. Погода отличная. Подошли под каньон за 30 мин. По описанию каньон обходится слева, где-то по тропе среди бараньих лбов. Но сейчас этого пути не видно. Воды немного, поэтому можно идти по краям каньона по снежным мостам. Сверху летят брызги воды , льется огромное количество водопадиков и все это сверкает. В одном месте пришлось попасть под "душ" из воды. Каньон завершается стеной (с нее летом водопад) на которую выходит снежный конус (30 град.) Снег удобен для передвижения не проваливается, можно формировать неглубокие ступени. В конце этого конуса скальная стена с небольшим водопадом. Пройти это место пешком нельзя. По ледяной натечке на левом борту каньона в кошках провесили веревку. Около 15м льда, затем выход на заснеженную осыпь. Закрепили за большой валун на осыпи. Вышли к слиянию речек. Препятствие можно оценить 1Б. Летом каньон непроходим ! (Снежный конус и натечка слева растаят и путь будет преграждать скальная стена с водопадом.) Дальше двигаемся вдоль левого притока. Здесь лежит край огромной мокрой лавины. Началась тропежка. Вдоль левого борта притока по моренному валу. Впереди виден большой скальный заснеженный бараний лоб. Для выхода на ледник его надо обойти слева. Обход слева преграждает огромная промоина в моренном валу. По этой промоине и сошла большая лавина. С некоторых скальных склонов по кулуарам начали сходить лавины. Т.к. возможен сход мелких лавин по этому пути, и из-за камнеопасности бортов этой промоины, было принято решение пересекать лавинный след утром. Встали на ночевку около 16.30 наверху моренного вала. Доложили в ПСС свое местонахождение.
( чхв-5ч, расстояние-5км, набор высоты-800 м)

3 ДЕНЬ. Перевал Сталь (2А,3500).

Выход в 8.00. Погода ясная. Сильный ветер. До лавинного выноса спустились по живому конгломератно - осыпному склону. Для преодоления лавинного желоба пришлось одеть кошки, и пересекать его быстро по одному. Далее подъем по снежному склону, в обход левее скального нунатака. При движении надо прижиматься к правому борту скального бараньего лба, т.к. с левого скального борта могут сходить небольшие лавины. В бинокль на этом скальном ребре было обнаружено большое количество карнизов. Выходим в область моренных валов ледника Тепли. Здесь есть удобные места для ночевок. Здесь приготовили завтрак.

Дальше выходим на ледник Архон. И двигаемся по заснеженным моренным валам на поверхности ледника. Пройдя 1 переход, открылся перевал Сталь Западная(2А,3500). По ходу налево виден перевал Боковой (1Б,3314) , с-з стена перевала Хетагурова(3А,4014),западная сторона перевала Цазги (2Б,3987) (Ф3,4) В бинокль на седловине перевала Сталь Западная (2А,3500) видны неприятные снежные карнизы. На перевале Сталь(2А,3500) ложная седловина была без карниза, поэтому было принято решение идти эту седловину перевала Сталь. Перевал Сталь расположен между вершиной Тепли и пиком Сталь. По середине между пиком Сталь и в. Тепли есть несколько седловин, примерно равнозначных по сложности, со стороны л. Архон. Правильная седловина пер.Сталь находится справа по ходу от выраженного скального выступа (самой высокой точки на гребне между пиком Сталь и Тепли). Ложная седловина слева от пика Сталь. С этой стороны в это время года седловины равноценны, по сложности. С обратной стороны одинаковый спуск по осыпи, но с ложной седловины он на 50м длиннее .

Подъем на перевал занял 2.5 часа. Движение в связках с выпущенными лавинными шнурами. Наибольшая крутизна склона до 40 град. Из-за холодной погоды снег сухой и не раскисший, поэтому мокрые лавины сходить не могут. Образование досок так же не происходит из-за теплых ночных температур не более -5 по градуснику в эту ночь. В теоретическом месте возможного отрыва доски двигались с увеличенными интервалами.

На седловину вышли в 13.00. Седловина ложная, поэтому тура нет. С перевала сообщили в ПСС свое местонахождение, т.к. с южных склонов связи не будет.

Спуск с перевала по заснеженной осыпи на ледник Северный Нар. Длина около 150 м крутизна 35 град. Летом этот спуск камнеопасен, но сейчас все засыпано снегом. Далее спускаемся вниз 4 перехода по 30-40 мин до начала долины р.Льядон и встаем на ночевку . Вырыли яму в снегу на русле ручья 2м глубины и нашли воду.

С этого места видна седловина перевала Тепли и ложная седловина, отмеченная на карте как перевал.(см рис1 ) Перевал Тепли расположен рядом с узловой вершиной , от которой отходит гребень, разделяющий цирки ледников Центральный и Южный нар. Селовина имеет характерную полукруглую форму. Справа от седловины видно острый треугольный скальный пик.

В низовьях р. Льядон находится постоянно действующий ПСО МЧС – “НАР” (вагончики – “бочки”) .
(чхв-8 ч, расстояние-10км, набор высоты-600 м)

4 ДЕНЬ. Подход под пер.Тепли

Т.к. предыдущий день был крайне тяжелый (12 часов на ногах и без обеда). Подъем в 9.00 Выход в 11.30. Утром было ясно и тепло и группа сушила вещи. Подъем по заснеженным моренным валам по гребню вдоль промоины в моренном вале, по которой сошла маленькая лавина. За 4 перехода с глубокой тропежкой дошли до перевала Охотников. Перевал Охотников с южной стороны представляет собой заснеженную осыпь крутизной 20 град длиной 100м и не выглядит лавиноопасным. Северная сторона перевал имеет примерно такие же параметры. Еще через переход подошли под перевал Тепли в верховья цирка ледника Центральный Нар. Отсюда открывается вид на ГКХ. Встали около 17.00 на леднике. При прохождении связки перевалов Сталь и Тепли рационально использовать перевал Охотников (3400,1Б), а не обходить отрог.
(чхв – 3 ч, путь-6 км, набор высоты 300м)

5 ДЕНЬ. Перевал Тепли (2А,3450).

Выход 6.00 . Подход под кулуар занял около 30 мин. Как всегда, наст проваливался. Из кулуара вываливался лавинный конус, по которому за 20 мин поднялись под прикрытие скал правого борта кулуара. Движение осуществлялось по жесткому лавинному желобу вдоль скал правого борта 400м , до 40 град. Желоб очень жесткий, поэтому движение в кошках. Подъем на перевал Тепли (2А,2450) занял 2 часа. За 50м до седловины началась заснеженная осыпь крутизной 35 град. С этой осыпи летом по кулуару могут начинаться опасные камнепады. На седловине большой снежный наддув, но карниза нет. Тур не обнаружен. Погода к 10.00 начала портится. Вниз с перевала по крутому жесткому снежному склону повесили 2 веревки. Затем спуск в связках и кошках по жесткому лавинному желобу на ледник в верховья р.Бугультадон. По описанию источника [1] под снежным склоном находятся крутые скалы до 55 град, но в настоящее время спуск с перевала представляет снежный склон. На леднике нас застала непогода , и спуск проходил в полном тумане. Удалось снять район спуска с перевала Хетагурова (3А,3600) и склоны г.Нар и район первала Калота-Цазги(2Б,3622). Обедали не доходя 1 км до нарзанного источника "Суар". Нарзанный источник жутко загажен пластиковыми бутылками (строго охраняемый заповедник все-таки, и погранзона). От него начинается дорога по долине реки Бугультадон. По этой долине идет ЛЭП (пока не работает), которая около источника заведена на правый борт долины и уходит на хребет. Дорога в хорошем состоянии, но сейчас перебита огромными лавинами в нескольких местах. В этот же день выбрались к погранзаставе, где и взяли заброску.
(чхв – 7 ч, путь-21км , набор высоты 400м)

6 ДЕНЬ. Отсидка

С утра льет дождь со снегом. За пол дня разобрали продукты и никуда не пошли.

7 ДЕНЬ. Долина р.Дзамаращдон

Вышли в 8.00 .По дороге к каньону долины реки Дзамарашдон. Дорога через 2 км заканчивается. Виден вход в каньон. На скалах небольшое стадо козлов. Каньон имеет длину 500м и заканчивается отвесной стеной с водопадом. (Ф18,19,20). По лавинному конусу на левом борту каньона выходим в висячую долину р. Дзамарашдон. Летом каньон непроходим и по описанию каньон обходится по правому борту долины. Т.е. входить в каньон не нужно, а нужно сразу набирать вверх по правому борту. Долина р. Дзамарашдон завалена снегом. И до самого перевала группа двигалась в условиях суровой тропежки. После обеда преодолели еще одну устьевую ступень и подошли к слиянию рек. По карте отметка 3254м. Здесь заночевали. Отсюда уже видны пик Динамо, перевал Мидаграбин , но седловины пер. Дзамараш не видно.
(чхв – 5 ч, путь-11км, набор высоты 1100м)

8 ДЕНЬ. Перевал Дзамараш (1Б,3500)-л.Мидаграбин

Вышли в 8.00 . Погода ясная Из-за тяжелой тропежки подошли к перевальному взлету за 3 перехода. С перевала видны следы небольшой мокрой лавины, поэтому на перевал поднимались под прикрытием скального выхода, обходя его слева по ходу. И еще за 2 перехода взошли на перевал к 13.00. Отсюда открывается вид на л.Мидаграбин. Видны пик. Зейгалан, пик Джимарайхох и перевалы ледника Мидаграбин. Спуск с перевала по заснеженным склонам с тяжелой тропежкой на л.Мидаграбин. Здесь обед. Погода ко второй половине дня испортилась. За 1 переход подошли к каньону. Из-за сильного тумана прохождение каньона отложили на завтра и встали на ночевку. Из каньона на ледник ведут следы неизвестной туристической группы.
(чхв – 5ч, путь-9км , набор высоты 300м)

9 ДЕНЬ. Каньон Мидаграбин, подход под пер.Камчатский

Выход в 8.30 .Спуск в каньоне по крутым заснеженным склонам. Сначала движение идет по правому борту. Характер спуска - заснеженный травяной склон крутизной до 50 град заваленный крупными камнями с выходами скал. При срыве можно улететь в каньон с водопадом, поэтому при прохождении этого участка группами в походах 1-2 к.с. могут потребоваться веревки. До первого пологого участка дна каньона, где можно отдохнуть двигались около 20 мин. После этого участка нужно перейти на левый борт и спускаться дальше до скальных сбросов. Затем перейти на правый борт и пересекая пологий травяной (летом) гребень уйти на его правый склон. Далее спуск по лавинному выносу крутизной до 35 град к началу дороги. (летом здесь травяной склон). Здесь снег кончается и растет черемша. Борта долины изрезаны бульдозерными дорогами. Некоторые дороги забираются очень высоко по очень крутым склонам и все тупиковые. Впечатление такое, что бульдозеристы соревновались, кто выше заедет. По дороге мы спускаемся вниз и сразу начинаем подъем по дороге на пер.Камчатский. Дорога хорошо просматривается даже в тумане. С утра льет сильный дождь, температура около 0, поэтому двигаемся без остановок. К 15.00 мы набрали высоту около 2800 м и встали на дороге, т.к. дождь не прекращался. К вечеру развиднелось, и нам показался противоположный гребень. Из остатков какого-то строения на дороге развели костерок и немного посушились.
(чхв – 5 ч, путь-8км, набор высоты 800м)

10 ДЕНЬ.

Утром подъем в 6.00 .Выход в 7.30 . Погода хорошая. В бинокль просмотрели путь подъема в висячую долину ледника, через снежный кулуар ближе к левому борту. По дороге мы прошли еще 2 перехода. Под отвесной скальной стеной левого борта дорога разворачивается и уходит по левому борту вдоль него по горизонтали. Скорее всего, эта дорога каким-то образом выводит на ледник. Подъем по кулуару крутизной до 30 град, с тяжелой тропежкой около 350 м. Вверху кулуар сужается и становится круче. Выход из кулуара по ледяной натечке с облезанием камней. Выходим на моренные валы ледника Зейгалан. Прямо хорошо видна определяющая сторона перевала Зейгалан, который расположен между пиками Шаухох и Зейгалан. Перевал Камчатский расположен в северном отроге п. Шаухох. От ледника на перевал ведет заснеженная осыпь с основанием 500м . В самом низком месте гребня видим треугольный скальный выступ. Наиболее логичная седловина справа по ходу от выступа и есть перевал. В описаниях [1] седловина - узкая щель в скалах. Отсюда седловина не выглядит как щель и имеет ширину~10м. Подъем на перевал возможен по кулуару, а также по заснеженному ребру слева или по скалам справа от перевала. Кулуар лавиноопасен. Видны многочисленные следы лавин с левого борта кулуара. Скалы левого борта не сложные. Подъем под скалами правого борта кулуара , позволяет двигаться не опасаясь лавин, т.к они имеют выступы в кулуар , которые прикрывают от лавин. Подъем крайне тяжелый. За 6 часов группа не смогла выйти на перевал, из-за очень тяжелой тропежки по пояс. В 16.00 видимость стала не более 5 м и повалил снег. Было принято решение поставить лагерь под прикрытием скального выступа в слоне, который был примечен еще снизу, как безопасное место. К 19.00 развиднелось и оказалось, что мы стоим в 100 м от перевала.
(чхв - 5ч, путь-8км, набор высоты 700м)

11 ДЕНЬ. Перевал Камчатский (1Б, 3600) подъем на перевал Цата

Утром выход в 8.00. Через 15 мин мы вышли на перевал. Камчатский 1Б 3500м. Погода отличная. Видимость около 300 км. Видно массив Безенги и Эльбрус. Перевал Цата и Казбек не видно, их закрывает склон Шаухох. Полностью видно Скалистый хребет на сотни км. Спуск с перевала с утра освещен, но пока снег жесткий.

Как всегда позвонили в ПСС. Спускаемся по жесткому снегу. Внизу видны следы лавины. Спуск с перевала до л.Цата занял около 1 ч. Крутизна склона до 35 град. Снег жесткий, но можно пробивать неглубокие ступени. К 11.00 прошли по леднику еще переход и встали на обед. Удалось найти воду. Высушили вещи и позагорали.

Начало подъема на пер. Цата. После обеда прошли переход 2.5 часа мимо высоты 2894 под начало скального ребра. По описанию подъем на пер. Цата справа от ребра. Из-за глубокой тропежки мы поднимались слева от ребра еще 2 перехода. Глубокая тропежка под скалами, крутизна склона до 35 град. Летом это ледяной склон. Далее поднимались еще 1 переход до конца ребра. Движение по заснеженным скалам гораздо опаснее, чем по снегу. Скалы заледенелые и засыпаны тонким слоем снега. Поэтому логичнее двигаться в снегу под их прикрытием. Погода ухудшилась и видимость упала до 50м. Проведя разведку нашли безопасное место на снежном склоне 45 град под прикрытием скального ребра.

За 1 час вырыли широкие площадки под палатки.(4 лопаты на группу очень пригодились).
(чхв –6 ч, путь-8 км , набор высоты 600м)

12 ДЕНЬ. Перевал Цата (2Б, 3600)

Утром выход в 8.00. Погода хорошая. Для преодоления скального пояса потребовалось движение в связках и преодоление скользких заснеженных скал. Через 30 м прошли пояс скал, и вышли на склон крутизной 30-40 град.

Для траверсирования склона прошли вертикально вверх под скальный массив левее седловины по ходу. Около 300 м. Затем под скалами траверсируем склон влево по ходу под седловину перевала Цата.

Поднимаемся на снежный наддув под скальным взлетом. Около 10 м 50 град. Далее повесили 1 веревку траверсом и вверх по снежно-скальному склону. Страховака на ледорубе. Затем 1 веревку вверх по скалам и снегу и 1 веревку по фирну переходящему в лед.Страховка на ледобурах и ледорубах с лопатой.

Выход на седловину в 12.00. Получилось выйти выше седловины метров на 20 и ближе к в.Шаухох.

Через несколько минут после выхода на седловину открылся Казбек, пик.Спартак, пик Майли, верхняя часть Майлийского ледопада.

На седловине поставили лагерь. На завтра у нас запланировано восхождение Шаухох. Через некоторое время мы увидели на вершине Казбека черное пятно. При рассмотрении в бинокль и видеокамеру это оказались люди (~5 чел). Скорее всего, это были Грузинские альпинисты, т.к. ледопад Майли они не проходили и на спуске свернули в сторону Казбекской метеостанции. К вечеру погода испортилась.
(чхв – 4 ч, путь-3 км , набор высоты 500м)

13 ДЕНЬ.

Утром выход в 7.00. Облачность сплошная высокая. Видно Казбек и путь на Шаухох. Движение в связках. Первый участок - набор около 500м на вершинку в середине гребня.

Гребень имеет в основании крутизну 30 град к вершине он имеет крутизну 45 град.

Глубокий снег чередуется с жестким фирном и льдом. Лед очень жесткий на вершине гребня . Это опасный участок, который требует попеременной страховки через ледобур около 50м. После выхода на вершину в середине гребня с нее идет пологий спуск на 150м, 20 град. и гребень становится в основном широким (до 30 м), за исключением 1 участка длиной 20 м - острого снежного ножа.

Преодоление ножа - сидя верхом с попеременной страховкой. Затем следует пологий участок гребня длиной 400м. Затем по мере выхода на вершину встречаются крутые карнизы в сторону ледопада ледника Цата(на Север) . Длина карнизов до 100 м . Крутизна склона на юг около 45 град.

Движение на опасных участках с попеременной страховкой на ледорубе траверсом южной стороны карнизов. Взлет на вершину с набором около 300м - широкий снежный склон крутизной 35-45 град с выходами скал. Примерно с середины гребня погода испортилась, пошел снег. На вершину поднимались при видимости 100м. Из-за этого, мы прошли немного дальше, пока не стало угадываться глобальное понижение в сторону седловины перевала Зейгалан. На вершину вышли к 12.00.

На вершине лежит снежный наддув. Ни тура, ни бюста Сталина не обнаружили, т.к. все это наверное под снегом. На краю наддува вырыли яму до камней и сложили тур свой тур.

Как всегда, в такую погоду, фотографии на вершине - "мы на фоне белой простыни". С вершины мы ничего не увидели. Спуск по следам, даже при плохой видимости, не сложен. В лагерь спустились за 3 часа. Из лагеря позвонили в ПСС и договорились, когда нас заберет машина. В этот же день собрались и спустились до минеральных источников. Спуск с перевала траверсируя левый осыпной склон. Верхняя часть склона без снега. Поэтому двигаемся по границе снежника на склоне. Вниз на ледник спускаться не надо, т.к. этот путь приведет в каньон. Нужно выходить на моренный вал по левому борту ледника, который и приводит на поляну Шелестенко напротив Майлийского ледопада. Далее мы двигались по ручью в кармане между скалами и левым моренным валом ледника Майли. Периодически в карман падают камни с моренного вала. Более удобный и безопасный путь по леднику Майли, т.к. ледник открытый и без трещин.

До источников от поляны добрались за 2 часа. Реально мы видели только 2 источника, хотя на карте их больше 10 . Первый источник вытекает из правого борта кармана. Второй - горячий источник +54 град с ваннами на слиянии речек у края ледника Майли. Здесь разбили лагерь.
(чхв –6 ч, путь без повторно пройденного участка -12 км , набор высоты 800м)

14 ДЕНЬ дневка

Горячий нарзановый источник. Есть 3-4 ванны. Самая чистая ванна - верхняя. В нее втекают 2 ручья с горячей водой и с холодной. Регулируя ручьи камушками можно подобрать нужную температуру.

Ниже, прямо в теплом нарзане, плавают головастики лягушек и личинки комаров. Скачет куча мелких и крупных лягушек, которые лопают комаров. Тут-же водятся ласки, которые едят лягушек. Хищные птицы, которые едят ласок и т.д. Как всегда, источник загажен огромной горой бутылок и мусора.

15 ДЕНЬ.

Утром выход в 6.00. Облачность сплошная ,льет дождь . От источников начинается тропа, которая через 3 км переходит в дорогу. На дороге нас встретил “секрет”. Дозор из 3-х пограничников.

Верховья этой долины пограничников не интересует. Район является действительно опасным местом, в случае проникновения вооруженных групп по ущельям. Об этом нас предупреждали сотрудники ПСС. От “промышленного” источника минеральной воды Кармадон началась асфальтовая дорога. Здесь заправляются водой автоцистерны и отвозят нарзан на завод по производству минеральной воды. На машине МЧС мы доехали до Владикавказа. Во Владикавказе нельзя купить билеты на поезд. Доехали до Минвод на автобусе. Там билетов тоже купить не удалось, и оттуда уехали на 3-х полках по 400 руб. с человека на поезде.
(чхв –6 ч, путь -20 км )

Список литературы

1). Пономарев, Беднов “Тепли,Джимарай,Казбек” М.
2) Отчеты МГЦТК

Справочные данные о походе

Паспорт маршрута

1. Район путешествия - Приказбечье
2. Вид туризма - горный.
3. Организация, проводившая путешествие - Спортклуб МАИ.
4. Категория сложности - 4
5. Количество участников - 8.
6. Руководитель - Малахов Борис Владимирович
7. Заявочные материалы рассмотрела - МКК ЦС туризма г.Москвы
8. Маршрутная книжка -1/3-401
9. Сроки активной части похода - 27.04-11.05
10. Продолжительность активной части похода - 15
11. Количество дневок - 1.
12. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути - 140 км.
13. Максимальная высота - 4739 м.
14. Набор высоты - 6800 м.

Состав группы

ФИО

г.р.

Место работы или должность

Туристская подготовка

Обязанности

1.

Малахов
Борис Владимирович

Malakhov.boris@mtu-net.ru

1976

МАИ,
аспирант
к602

3ГР Июль2000. Кичик-Алай
6ГУ Памир.1999 г. Пик Ленина, пик Революции
6ГУ Китай 2000 г.

Руководитель

2

Демещик Павел Александрович

1975

Журнал “Спорт-Экспресс Интернет”
Выпускающий редактор

2 с эл 4кс ГУ Май 96. В.Эльбрус 5621
5ГУ Ц.Кавказ (Приэльбрусье), 1997
4ГУ Алтай (Белуха), 1999

Корреспондент

3.

Мельник Алексей Владимирович.

1982

Студент колледжа им И.Ф. Павлова

3ГУ Август2000 Тянь-Шань
3ГУ Июль2000 Кичик-Алай
2ГУ Май 2000 Приэльбрусье
1ЛУ Январь 2000 Арханг. Ветр.Пояс (Лыжный)

Ремонтник

4.

Обухова Надежда Владимировна

1979

Студент 1 курса
МГУ им. Ломоносова

3ГУ Август2000 Тянь-Шань
3с эл 4кс.ГУ Приэльбрусье Май2000
пер Бадорку (2Б). Ачкерякольский лавовый поток

Врач

5.

Назаров Олег

1978

МАИ, студент 6 курса

3к.с. с эл 4кс. ГУ Приэльбрусье Май2000
пер Бадорку (2Б). Ачкерякольский лавовый поток
3ГУ Тянь-Шань Май 1999

Участник

6.

Иваненков Олег

1978

МАИ, студент 2 курса

3к.с. с эл 4кс. Приэльбрусье Май2000
пер Бадорку (2Б).Ачкерякольский лавовый поток Седло Эльбруса 5200

Завхоз
Снаряженец
Скалолаз

7.

 

Чижик Дмитрий

1982

МАИ, студент 2 курса

2 ГУДигория Ноябрь 2000
2ЛУ Северный Урал Февраль 2001

Участник

8.

Тимаков Тимур

1973

ООО “Торговый дом останкино”
механик

2 с эл 4кс ГУ Май 1996. Ледовые поля. Подкова Эльбруса
2 ГУ Тянь-Шань Май 1999
3 ГУ Приэльбрусье Май 2000. Эльбрус 5642

Участник

Снаряжение

Специальное:

Веревки d10 4 *50 м.
Набор крючьев - не понадобился
Лопаты 3шт + лавлист
Расходка d6 – не понадобилась

Общее:

Палатки 2 шт
Фонари 2 шт
Спальники 4-местный,3-местный,1-местный.
Баллоны CV470 15штук (3 с половиной– баллона осталось)
Горелки 2 шт
Скороварка + кастрюля


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100