Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

ОТЧЕТ
о горном походе 3-й категории сложности по Центральному Кавказу (Приэльбрусье), июль 2003 г.

Руководитель группы - Расторгуев Михаил Викторович

Содержание отчета:
Справочные сведения
Варианты подъезда и отъезда
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Изменения маршрута и их причины
График движения
Техническое описание
Дополнительные сведения о походе: снаряжение. смета...

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

01. Проводящая организация (наименование, адрес, телефон)

Кафедра физического воспитания Физкультурно-оздоровительного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комбинат МГТУ; 263-22-29.

02.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км.

Продолжительность,дней

Сроки проведения

общая

Ходовых дней

Горный

Третья

120

17

15

13 июля 2003г. –

29 июля 2003 г.

2 п/д – отсидки

03. Район, подрайон, массив похода

Центральный Кавказ, Приэльбрусье

04. Подробная нитка маршрута (пройденная)

УСБ “Джан-Туган” – р.Адыл-су – л.Джан-Чиран – пер.Койавганауш (рад. по 1А) – р.Адыл-су – УСБ “Джан-Туган” – пер.ВЦСПС 1Б, 3800 – р.Курмысу – р.Баксан – пос.Верх. Баксан – р.Сылтрансу – оз.Сылтран – пер.Зурбаган+пер.Нейтрино (рад. по 1Б, п/восх.) – пер.Сылтран н/к, 3420 – л.Мукал – пер.Мукал-Мкяра 1Б, 3740 – л.Мкяра – пер.Ирины Молотиловой 1Б, 3784 – р.Ирикчат – пер.Ирикчат (рад. по н/к) – пер.Союзмультфильм 2А, 3750, п/п западной седловины – л.Ирик – пер.Терсколак 1Б, 3600 – р.Терсколсу – пос.Терскол – л.Бол.Когутай – пер.Когутай 2А, 3800 – л.Вост.Донгуз-Орун – р.Юсеньги – р.Баксан – р.Адыл-су – УСБ “Джан-Туган”.

05. Определяющие препятствия маршрута (перевалы, траверсы, вершины, каньоны, переправы, пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, снег, лед, водные участки и т.д.)

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия (для протя-женных)

Характеристика препятствия (характер,высота, новизна, наименование и т.п)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Перевал

 

Снежно-ледово-осыпной, 3750

Первопрохождение западной седловины

Наименование: Союзмультфильм

По снежному мосту в центре перевального взлета преодолевается бергшрунд.

70 метров снежно ледового склона переменной крутиз-ны. (450 у основания, 500-600 в средней части, 50 наверху)

Спуск по осыпям 150-250.

Перевал

 

Снежно-ледовый, 3800

Наименование: Когутай

Подъем по скальному гребню левого борта л.Бол.Когутай до в.3….. Траверс некрутого снежного склона (150-250) под седловину перевала и выход на перевал.

Спуск 240 метров перил ≈450 ледового склона (необходимо – 180 метров перил, далее возможно ногами)

 

06. Список группы

Фамилия, Имя, Отчество

Туристский опыт (max)

Росторгуев Михаил Викторович

5ГР – Центр.Кавказ

5ГР – Приэльбрусье

5ЛР – Кольский п-ов

1ПР - Подмосковье

Лосиков Илья Андреевич

3ГУ – Центр.Кавказ

2ЛУ – Кандалакша

3ВеУ – Сев.Кавказ

Смолина Наталья Сергеевна

2ГУ – Приэльбрусье

2ЛУ – Кандалакша

Зак Евгения Владимировна

2х2ГУ – Приэльбрусье

2ЛУ – Канадалакша

Барынин Алексей Константинович

1ГУ с эл.2ГУ – Приэльбрусье

1ПУ – Подмосковье

Прокофьев Виталий Федорович

2ГУ – Приэльбрусье

-

Шлейко Александр Александрович

1ГУ с эл.2ГУ – Приэльбрусье

2ЛУ – Хибины

1ПР – Подмосковье

Белякова Екатерина Сергеевна

1ГУ с эл.2ГУ – Приэльбрусье

2ЛУ – Кандалакша

2х1ПУ - Подмосковье

 

Отчет

1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п.

Прохождение горного спортивного похода 3 к.с. Просмотр для группы МГТУ, совершающей в августе 2003 года поход 4 к.с., вариантов прохождения ранее непройденных полностью перевалов.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заезд

Москва-Нальчик – поезд или самолет

Вариант:
Москва-Мин.Воды – поезд или самолет;
Мин.Воды-Нальчик – поезд (электричка)
или автотранспорт
Нальчик-пос.Эльбрус – нанятый автотранспорт или рейсовый автобус

Вариант:
Нальчик-Тырныауз, пересадка,
Тырныауз-пос.Эльбрус – все маршрутными такси.
пос.Эльбрус-УСБ “Джан-Туган” – нанятый автотранспорт или пешком.

Отъезд

пос.Эльбрус-Нальчик – нанятый автотранспорт или рейсовый автобус

Вариант:
автотранспорт (рейсовый или попутный) до г.Тырныауз или г.Баксан,
далее
пересадка на автотранспорт до г.Нальчик

Нальчик-Москва – поезд или самолет

Вариант:
Нальчик-Мин.Воды – поезд (электричка) или автотранспорт;
Мин.Воды-Москва –
поезд или самолет

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Основной маршрут

Запасные варианты

Аварийный выход с маршрута

УСБ “Джан-Туган” – р.Адыл-су – л.Джан-Чиран

-

Возвращение в УСБ “Джан-Туган”

л.Джан-Чиран – пер.Койавганауш 1А – р.Адыр-су – л.Гумачи

-

Спуск в а/л “Уллу-Тау”

л.Гумачи – пер.Гумачи 2А – л.Джан-Куат – р.Адыл-су – УСБ “Джан-Туган”

-

Возвращение в УСБ “Джан-Туган”

УСБ “Джан-Туган” – пер.ВЦСПС

-

пер.ВЦСПС 1Б – р.Курмысу – р.Баксан.

-

Спуск на Баксанское шоссе

р.Баксан – пос.Нейтрино – пер.Зурбаган 1Б – оз.Сылтран

р.Баксан – пос.В.Баксан – р.Сылтрансу – оз.Сылтран

Спуск на Баксанское шоссе

ДНЕВКА

оз.Сылтран – пер.Сылтран н/к – л.Мукал

-

Спуск на Баксанское шоссе

пер.Мукал 1Б – л.Мкяра – “мкярский перемет”

-

Спуск на Баксанское шоссе по р.Кыртык

л.Мкяра – пер.Ирины Молотиловой 1Б – р.Ирикчат – пер.Ирикчат (н/к)

л.Мкяра – пер.Ирик Восточный 1Б – р.Ирикчат – пер.Ирикчат (н/к)

Спуск на Баксанское шоссе по р.Ирикчат

пер.Медвежонок 2А – л.Ирик

Ледовые поля Эльбруса – перСоюзмультфильм 2А – л.Ирик

Спуск на Баксанское шоссе по р.Ирикчат (р.Ирик)

пер.Скальник 2А – р.Терсколсу – пос.Терскол

пер.Терсколак 1Б – р.Терсколсу – пос.Терскол

Спуск в пос.Терскол по р.Терсколсу

пос.Терскол – пос.Чегет – л.Бол.Когутай

-

Спуск на Баксанское шоссе

л.Бол.Когутай – пер.Жемчужина Приморья 1Б – л.Вост.Донгуз-Орун – р.Вост.Донгуз-Орун – р.Юсеньги – р.Баксан – пос.Тегенекли

л.Бол.Когутай – пер.Когутай 2А – л.Вост.Донгуз-Орун – р.Вост.Донгуз-Орун

Спуск на Баксанское шоссе по р.Юсеньги

 

4. Изменения маршрута и их причины.

Заявленный маршрут

Пройденный маршрут

Причины изменения маршрута

УСБ “Джан-Туган” – р.Адыл-су – л.Джан-Чиран

УСБ “Джан-Туган” – р.Адыл-су – л.Джан-Чиран

-

л.Джан-Чиран – пер.Койавганауш 1А – р.Адыр-су – л.Гумачи

л.Джан-Чиран – пер.Койавганауш (рад. по 1А), возвращение в УСБ “Джан-Туган”

Травма, полученная участницей при подъеме на пер.Койавганауш

л.Гумачи – пер.Гумачи 2А – л.Джан-Куат – р.Адыл-су – УСБ “Джан-Туган”

Дневка-отсидка в УСБ “Джан-Туган”

Оказание помощи пострадавшей, организация отправки ее в Москву

УСБ “Джан-Туган” – пер.ВЦСПС

УСБ “Джан-Туган” – пер.ВЦСПС

-

пер.ВЦСПС 1Б – р.Курмысу – р.Баксан.

пер.ВЦСПС 1Б – р.Курмысу – р.Баксан – пос.В.Баксан – р.Сылтрансу

Угрозы расправы со стороны местных жителей, в случае организации ночевки у р.Баксан

р.Баксан – пос.Нейтрино – пер.Зурбаган 1Б – оз.Сылтран

р.Сылтрансу – оз.Сылтран

См. предыдущий день

ДНЕВКА

оз.Сылтран – пер.Зурбаган + пер.Нейтрино=1Б – оз.Сылтран

Радиальный выход на заявленный пер.Зурбаган, просмотр непройденного гребня “пос.Нейтрино-оз.Сылтран” с двух сторон.

оз.Сылтран – пер.Сылтран н/к – л.Мукал

оз.Сылтран – пер.Сылтран н/к – л.Мукал – пер.Мукал-Мкяра 1Б – л.Мкяра

Невозможность в этом году организации ночевки на л.Мукал

пер.Мукал 1Б – л.Мкяра – “мкярский перемет”

л.Мкяра – пер.Ирины Молотиловой 1Б – р.Ирикчат – пер.Ирикчат (н/к)

-

л.Мкяра – пер.Ирины Молотиловой 1Б – р.Ирикчат – пер.Ирикчат (н/к)

пер.Медвежонок 2А – л.Ирик

пер.Союзмультфильм 2А

Движение по запасному варианту. Отсидка на перевале из-за непогоды

Спуск с пер.Союзмультфильм – л.Ирик

Потери времени из-за пережидания непогоды

пер.Скальник 2А – р.Терсколсу – пос.Терскол

Дневка-отсидка

-

л.Ирик – пер.Терсколак 1Б – р.Терсколсу – пос.Терскол

Движение по запасному варианту

пос.Терскол – пос.Чегет – л.Бол.Когутай

пос.Терскол – пос.Чегет – л.Бол.Когутай

-

л.Бол.Когутай – пер.Жемчужина Приморья 1Б – л.Вост.Донгуз-Орун – р.Вост.Донгуз-Орун – р.Юсеньги – р.Баксан – пос.Тегенекли

Скальный гребень левого борта л.Бол.Когутай

-

 

пер.Когутай 2А – л.Вост.Донгуз-Орун – р.Вост.Донгуз-Орун

-

 

р.Юсеньги – р.Баксан – р.Адыл-су – УСБ “Джан-Туган”

-

5. График движения

Даты

Дни пути

Участки пути

Км

ЧХВ

Определяющие препятствия на участке

Метео-условия

13.07

01

УСБ “Джан-Туган” – р.Адыл-су – л.Джан-Чиран

8

 

Тропы по берегу р.Адыл-су, при выходе в цирк л.Джан-Куат – слабозаметные

Переменная облачность.

14.07

02

л.Джан-Чиран – пер.Койавганауш (рад. по 1А), возвращение в УСБ “Джан-Туган”

-

 

Пологий снежный (замерзший утром) склон на подходе к перевальному взлету. Фирново-осыпной склон 300-400 .перевального взлета.

Ясно

15.07

03

Дневка-отсидка в УСБ “Джан-Туган”

-

 

-

Ясно

16.07

04

УСБ “Джан-Туган” – пер.ВЦСПС

4(зач)

 

Тропа на всем протяжении подъема. Местами до 350 крутизной.

Днем ясно, вечером пасмурно, дождь

17.07

05

пер.ВЦСПС 1Б – р.Курмысу – р.Баксан – пос.В.Баксан – р.Сылтрансу

16

 

Спуск по снежному склону 200-300 до начала “бараньих лбов”. Обход “бараньих лбов” по 300-400 скально-осыпным кулуарам, оставляя “бараньи лбы” справа. Тропа правым берегом р.Курмысу.

Переменная облачность

18.07

06

р.Сылтрансу – оз.Сылтран

8

 

Тропа правым берегом р.Сылтрансу. При прохождении “зеленых холмов” и обходе подпорной плотины оз.Сылтран крутизна до 200

Утром ясно. Вечером дождь

19.07

07

оз.Сылтран – пер.Зурбаган + пер.Нейтрино=1Б – оз.Сылтран

5

 

Подъем: осыпи и снег от 250 до 400.

Траверс скально-осыпного гребня.

Спуск: протяженные снежные от 200 до 350 склоны

Утром ясно. Днем переменная облачность. Вечером дождь

20.07

08

оз.Сылтран – пер.Сылтран н/к – л.Мукал – пер.Мукал-Мкяра 1Б – л.Мкяра

9

 

Тропа по 200 склону на пер. Сылтран. Тропа по 300-350 склону с пер.Сылтран.

Снежный 200 склон вдоль нунатака при выходе на п.Мукал.

Подъем на пер.Мукал-Мкяра: 80-м. 300 снежный склон

Спуск: 200-250снежный склон выводящий на осыпи

Переменная облачность

21.07

09

л.Мкяра – пер.Ирины Молотиловой 1Б – р.Ирикчат – пер.Ирикчат (н/к)

12

 

Подъем: снежный склон переменной крутизны 200-350. Последние 15-20 м. – до 400.

Спуск: живая осыпь 250-300 до “забора” скальных зубьев, далее – про-должительный некрутой снежник., за ним тропа.

Тропа берегом р.Ирикчат. 200 конгломератный склон на пер.Ирикчат

Ясно

22.07

10

пер.Союзмультфильм 2А

2

 

Подножие перевального взлета подрезано бергшрундом. Через него – мост. От снежного моста до перевальной седловины – 60 метров перил, в средней части подъема до 500.

Дождь, снег, туман

23.07

11

Спуск с пер.Союзмультфильм – л.Ирик

4

 

Скально-осыпных кулуар ~ 450. Далее короткий ~450 снежный сброс. Затем живая осыпь до ледника..

Пасмурно, временами дождь

24.07

12

Дневка-отсидка

-

 

-

Дождь весь день

25.07

13

л.Ирик – пер.Терсколак 1Б – р.Терсколсу – пос.Терскол

12

 

Траверс некрутых скально-осыпных склонов на подходе к перевалу. Снежный перевальный взлет, ~ 250-350. Некрутой снежный спуск..Тропа до “бараньих лбов” и по ним – искать проходы. Тропа левым берегом р.Терсколсу.

Ясно

26.07

14

пос.Терскол – пос.Чегет – л.Бол.Когутай

4

 

Переправа по бревну через р.Донгуз-Орун. Тропа по лесу.

Днем ясно. Днем переменная облачность

Вечером дождь

27.07

15

Скальный гребень левого борта л.Бол.Когутай

4

 

Травянистый, затем скально-осыпной, затем снежно-скальный гребень ~200-250.

Утром переменная облачность. Вечером снег. Ночью - буря

28.07

16

пер.Когутай 2А – л.Вост.Донгуз-Орун – р.Вост.Донгуз-Орун

8

 

Траверс ~ 350 снежных склонов. Спуск: 200 метров перил по склону переменной крутизны от 200 до 400. Далее тропа до р.Юсеньги

Утром и днем пасмур-но, временами снег. К вечеру – переменная облачность, дождь. Ночью – буря.

29.07

17

р.Юсеньги – р.Баксан – р.Адыл-су – УСБ “Джан-Туган”

21

 

Переправа вброд через р.Юсеньги. Тропа првым берегом р.Юсеньги до Баксанского шоссе..

Ясно

 

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

13 июля 2003 года, 01 день

Выход из УСБ “Джан-Туган” (нижнего лагеря УСБ) в 08.30. Сегодня не торопимся – путь прекрасно известен. За один переход доходим правым берегом Адыл-су до слияния р.Джан-Куат и р.Башкара. Погранпост выше УСБ “Джан-Туган” проходить не пришлось: в этом году, обычно, они приезжали в 07.30 и вечером уезжали, но сегодня их почему-то не было. По двум огромным камням, на которых раньше был мост, переходим р.Джан-Куат и по тропе левым берегом р.Джан-Куат за один переход достигаем урочища “Зеленая гостиница”. В хорошую погоду интереснее и красивее пройти по гребню морены, поднявшись на нее сразу у места переправы. Но сегодня погода неустойчива, да и были мы уже на этой морене, в прошлом году.

Около домика гляциологического отряда МГУ иногда бывает мост через поток Джан-Куат. В этом году, и в прошлом тоже, его не было. Пришлось идти до заморененого языка л.Джан-Куат и переходить на правый берег реки по леднику. Сразу от языка ледника слабочитаемая тропа ведет к окончанию правобережной морены л.Джан-Куат. Тропа ведет по 200-250 конгломератному склону и выходит на гребень морены. Чуть-чуть пройдя по морене, спускаемся в ее карман. Карман морены полностью засыпан снегом – сплошной лавинный мост. Под ним течет поток бокового слива л.Джан-Куат. Из цирка л.Джан-Чиран (из цирка пер.Койавганауш) в него впадает мощный ручей. Нужно было сразу по морене пройти вперед, и, спустившись в карман морены, оказаться на левом берегу этого ручья. Этого сделано не было – мы сразу спустились вниз и вышли на правый берег ручья, где и устроили пережор. (3 перехода от УСБ “Джан-Туган”, один переход после выхода на “Зеленую гостиницу”) Потом были проблемы с переходом ручья – не хотелось мочить ноги.

Слабозаметные тропы ведут по 200-250 конгломератному склону в цирк л.Джан-Чиран. За два перехода вошли в цирк. Цирк засыпан снегом. У самого перевала Койавганауш из снега поднимаются два осыпных холма (Фото 1) (осыпной Эльбрус в миниатюре). Между ними протекает ручей. Две площадки уже готовы.

Группа поставила лагерь и успокоилась

ОШИБКА: по мягкому, частично раскисшему снегу, надо было с вечера пробить ступени на перевал – время было. Утром пришлось подниматься в кошках по замерзшему снегу, выбирая путь в обход осыпей, лежащих на снегу (снимать кошки было бы неудобно).

14 июля 2003 года, 02 день

Утром выходим в 07.30. Снег смерзся, идем в кошках. Снимать и одевать привязные ВЦСПСовские кошки на осыпях будет очень неудобно. Поэтому приходится выбирать снежные участки, поднимающиеся как можно выше, хотя они и уводят в сторону от седловины. Когда снежники кончились, траверсом 350 осыпного склона выходим на седловину.

К этому моменту солнце осветило склоны. Вниз пошли вытаявшие камни. На осыпях они быстро останавливались, а по снегу летели до низа.

Один камень попал в ногу Кате Беляковой. Глубокая ушибленная рана. Кровь, правда, удалось остановить еще на склоне (саму Катю на это время, на всякий случай, прикрыли “панцирем” из рюкзаков) – значит сосуды не повреждены.

Спустились на место ночевки. Поставили палатку. Уже в палатке внимательно осмотрели рану. Ничего серьезного, но болеть будет долго. Оказали необходимую мед.помощь.

В рюкзаке Кати оставили только коврик и теплые вещи. Начали спускаться вниз, выбирая для спуска заснеженные участки. Не торопились, и в “Джан-Тугане” были только к обеду.

Погранпост стоял на своем месте. Там очень долго удивлялись, как мы смогли пройти “мимо” них вчера. Группа, разумеется, растянулась. Руководитель шел вместе с пострадавшей. Пропуск был у руководителя. Все понервничали.

15 июля 2003 года, 03 день

Кате нужно несколько дней чтобы рана подзажила. У нас нет такого запаса времени. Саша Шлейко поехал в Нальчик за обратными билетами. Перевешиваем раскладку и пересчитываем снаряжение.

Остаемся вшестером с одной палаткой. (Палатка М. Расторгуева по прозвищу “черепаха”; площадь дна 250 см. х 220 см. Ни в “пятерке” Расторгуева 2000г, ни в прошлом году, ни в нашем походе не было ни одной реальной проблемы с установкой палатки такого габарита). Из-за экономии веса берем две основные веревки по 40 метров и одну вспомогательную. В группе должно быть не менее 3 веревок, одна из которых может быть вспомогательная.

Вечером вернулся Саша с билетами на 17е число. Мы уходим завтра. Он с Катей уезжает послезавтра. К сожалению, отправить “лишнее” снаряжение с ним не удастся – ему и так нести “двойной” рюкзак.

В “Джан-Тугане” еще остается член МКК ФОЦ МГТУ Сергей Смолин с семьей. Он-то и сообщит в Москву о произошедшем. Мы уже не успеваем.

16 июля 2003 года, 04 день

На сегодня запланирован только подъем на пер.ВЦСПС. Часов 5-6 ходьбы. Поэтому с выходом не сильно торопились и вышли только в 10 часов. Чуть-чуть выше верхнего лагеря УСБ “Джан-Туган” был приют “Адыл-су” ЦВТБ “Терскол.” От него осталось только 2-3 КУНГа (кузов универсальный нормальных габаритов) и полуразва-лившийся деревянный дом столовой. Дом стоит на правом (по ходу) краю поляны. От левого (по ходу) края поляны начинается набитая тропа к перевалу ВЦСПС и вершинам Андырчи, Курмычи, МНР. До верхней границы леса тропа поднимается серпантином по крутому травянистому контрфорсу хребта Адыл-су (бокового хребта ГКХ). После границы леса тропа постепенно забирает вправо (по ходу) чтобы подойти к боковому гребню безымянной вершины 3872 основного хребта Адыл-су, стоящей на западном краю седловины перевала ВЦСПС

В обширном цирке у основания этого бокового гребня сделано несколько площадок. Правда, есть проблемы с водой. 7-8 лет назад тропа из цирка уходила под перевал и поднималась по осыпным склонам в центр его седловины. Сейчас тропа по боковому гребню безымянной вершины 3872 выходит на саму вершину и с нее спускается на перевал. Поравнявшись с перевалом, траверсом 300 осыпных склонов выходим на перевал. Время 16.15.

Перевал ВЦСПС 1Б, 3700, снежно-осыпной. Располагается между вершинами Андырчи и Курмычи. Склоны имеют северную и южную экспозиции. Соединяет р.Адыл-су и р.Баксан (р.Курмысу)

Чуть-чуть ниже перевала (со стороны р.Курмысу) построено множество площадок под палатки. Вода протекает под камнями, но добывается легко. Ставим палатку. Постоянный сильный, временами порывистый, ветер. Грамотнее уйти вниз по леднику. Ниже пиков МНР, у языка ледника, над “бараньими лбами”, есть несколько площадок. С водой еще проще, чем на перевале, и не дует.

17 июля 2003 года, 05 день

Выход в 08.00. Начинаем спуск с перевала.

Заснеженный пологий ледник выводит к “бараньим лбам”. Перед ними есть стоянки. Ночевать надо было здесь.

“Бараньи лбы” имеют две ступени.

Верхняя ступень обходится по слабовыраженному скально-осыпному кулуару, (в верхней части ~ 450) начинающемуся у левой стенки борта ледника. Кулуар выводит почти на середину площадки между ступенями “бараньих лбов”.

Нижняя ступень обходится по скально-осыпному кулуару у левого борта ледника, вдоль него.

Далее движемся по высокой траве, придерживаясь русла реки. Идем левым берегом реки. Россыпи камней в высокой траве сильно затрудняют движение.

Напротив первых деревьев на правом берегу Курмысу устраиваем пережор. В это время разведка нашла места для переправы и просмотрела начало дальнейшего пути.

По камням переходим все рукава реки и начинаем искать тропу. Она идет у берега, но регулярно исчезает в траве. Потом появляется, но почему-то в нескольких метрах выше или ниже. Так надо добраться до леса.

Нижняя граница леса не примыкает непосредственно к реке. Между лесом и рекой есть зазор. В этом зазоре нужно найти тропу, которая уже не исчезнет. Тропа сквозь лес, не теряя высоты (!!!), выйдет на правый борт долины р.Баксан, чуть-чуть пройдет вдоль Баксана, и только затем начнет утомительный спуск. К реке Курмысу тропа вернется уже ниже каньона с водопадом. По субальпийским лугам выходим к Баксанскому шоссе, к памятникам первовосходителям на западную и восточную вершины Эльбруса. Ночевка была запланирована в зарослях облепихи, которая надежно закроет лагерь от посторонних глаз. (Завтра нам надо пройти по шоссе в пос.Нейтрино и по гребню левого борта долины р.Кубасанты подняться на перевал Зурбаган – ночевать на этом участке негде).

На ослике подъехал какой-то старик, который начал кричать, что это его пастбища, чтоб мы немедленно уходили, и что он сейчас позовет своих сыновей. Пришлось уходить.

По шоссе дошли до Верхнего Баксана (всю дорогу старик ехал за нами на своем осле). По новому мосту перешли через Баксан и сразу начали подъем к границе леса на правом берегу р.Сылтрансу.

За 40 минут поднялись к нижней границе леса (от старого моста в центре поселка на это уходит час).

. Движемся по грунтовой дороге (кто, когда и зачем ее проложил?), иногда срезая путь.

Второй, удлиненный, переход (~65 минут) – по лесу до верхней границы леса. Начало движения по тропе. Из всех разветвлений всегда выбираем левую (по ходу) тропу. Тропа выходит на грунтовую дорогу и некоторое время идет по ней; затем грунтовая дорога обрывается (переходит в тропу).

Чуть выше верхней границы леса остановились на ночевку. Рядом стояла какая-то группа. Они жгли костер. Поздно вечером подошли лесники. Они сразу подошли к костру и стали объяснять, что стоять в лесу запрещено, а жечь костры в Национальном парке “Приэльбрусье” запрещено тем более. Короче – платите штраф.

Подошли к нашему лагерю, посмотрели на примуса и ушли, попросив не оставлять за собой мусор.

18 июля 2003 года, 06 день

Вчера все здорово вымотались. К “стандартному” времени подъема дежурных был добавлен один час. Еще полчаса они проспали…

Выходим только в 11.15.

За первый переход по тропе правого берега р.Сылтрансу доходим до подножия зеленых холмов, прекрасно видных от леса. По пути надо по камням перейти через небольшой правый приток реки.

За второй переход приходим по тропе к подножию второго зеленого холма. На привал останавливаемся у ручейка.

За полперехода доходим до подножия подпорной плотины оз.Сылтран. Здесь множество площадок – “ночевки недотянувших”.

За последний, удлиненный, переход (~ 60 минут) выходим на озеро Сылтран. От “ночевок недотянувших” нужно идти по тропе, оставляя подпорную плотину слева.

Ранее отдельными товарищами предпринимались попытки обойти подпорную плотину с другой стороны. Снизу так кажется ближе и быстрее. Может быть и быстрее, чуть-чуть, но труднее и опаснее. “Отдельные товарищи” своих “подвигов” больше не повторяют.

19 июля 2003 года, 07 день

Лагерь стоит на северном берегу оз.Сылтран. Под перевал Зурбаган подошли, оставляя озеро справа. Подъем осуществляем на западный край седловины. Вначале подъем по некрутым осыпям. Затем выходим на снег (в июле этого года – в другие годы м.б. осыпь). Крутизна склона постепенно возрастает от 200-250 до 350-400. Выходим на гребень.

Перевал ЗУРБАГАН 1Б (сквозное прохождение), , (снежно)-осыпной, располагается безымянной вершины в гребне, окаймляющем озеро Сылтран. Склоны имеют и экспозиции. Соединяет озеро Сылтран и реку Кызген.

По гребню движемся в сторону в.Сылтранбаши. Жандармы, как правило, обходим, оставляя их справа.

Наконец-то выходим на безымянную вершину, к которой примыкает основной гребень левого борта долины р.Кубасанты. До этого момента спуск вниз к Баксану привел бы нас в поселок Верх.Кызген. Теперь спуск вниз приведет в долину р.Кубасанты и далее в пос.Нейтрино (в нижней части р.Кубасанты – многочисленные скальные каньоны с водопадами. Считается, что долина р.Кубасанты непроходима. Местные жители, врач-стоматолог В.Шувалов, например, ходят на озеро Сылтран из поселка Нейтрино по этому гребню).

Спускаемся с безымянной вершинки, проходим еще один жандарм и попадаем на седловину. На ней стоит тур с запиской ростовских альпинистов, что это пер.Мукал. Перевал МУКАЛ находится между вершинами Сылтранбаши и Мукал, а не восточнее вершины Сылтранбаши.

Оставляем записку, что этот перевал называется НЕЙТРИНО, по названию расположенного внизу поселка.

Перевал НЕЙТРИНО 1Б-2А, осыпной (снежно-ледово-осыпной), располагается восточнее в Сылтранбаши в гребне, окаймляющем озеро Сылтран. Склоны имеют северную и южную экспозиции. Соединяет озеро Сылтран и реку Кубасанты.

Таким образом получается, что в гребне, окаймляющем озеро Сылтран не 4 перевала, как писалось ранее (М.Расторгуев “… и озеро Сылтран” (“Путник”, Информационный вестник спортивного туризма и путешествий, №2, 1996); А.А.Алексеев “Эльбрус и его отроги” (Москва, “ Издатель И.В.Балабанов”, 2002), а 5 перевалов.

Эта седловина в предыдущие годы неоднократно осматривалась от озера Сылтран. При отсутствии снега (август 2000) перевальный взлет будет ледово-осыпным.

20 июля 2003 года, 08 день.

Выход группы в 08.00. За 20 минут поднимаемся на плато перевала Сылтран (тропа по 200 конгломератному склону) и еще 20 минут идем по плато до перевального тура (легкий уклон вверх, ~ 50)

Перевал СЫЛТРАН н/к, 3420, осыпной. Располагается северо-восточнее безымянной вершины, находящейся, в свою очередь, северо-восточнее в.Мукал в гребне, окаймляющем озеро Сылтран. Склоны имеют северо-западную и юго-восточную экспозиции. Соединяет озеро Сылтран и реку Мукал.

Хорошо набитая тропа на спуск (иногда здесь ездят на лошадях) начинается на правом борту долины безымянного ручейка, впадающего в р.Мукал. Тропа траверсирует конгломератно-осыпной склон, потихоньку спускаясь вниз. Иногда тропа переходит с берега на берег. С тропы прекрасно просматривается наш дальнейший путь: язык ледника Мукал, перевал Мукал-Мкяра, перевал Ирины Молотиловой.

Поравнявшись с цирком языка ледника Мукал уходим влево, чтобы выйти к маленькому моренному озеру. С началом траверса влево торопиться не надо (хотя очень хочется) – предыдущий опыт показал, что при преждевременном уходе влево предстоит долгий трудоемкий процесс преодоления каскада осыпных валов, с крутыми подъемами и глубокими спусками. Лучше чуть больше пройти вниз по ручью, а затем, свернув влево, вновь набрать высоту. Спускаться до слияния ручья с потоком р.Мукал, однако, тоже не следует.

От перевального тура до озера – 45-50 минут ходьбы.

От озера два перехода идем по осыпям цирка языка ледника Мукал. Целимся в дальний правый (по ходу) угол цирка, под нунатак. После первого перехода устроили пережор, вторым переходом вышли под нунатак.

Подъем по языку ледника Мукал возможен несколькими путями. Самый простой – вдоль нунатака, оставляя его справа. Так ходили “пятерочные” команды М.Расторгуева (МГТУ) в бесснежном августе 2000 года (необходимы кошки) и снежном августе 2002 года. В этом случае предстоит пройти зону разрывов (не ледопад) на перегибе ледника, в конце подъема.

В снежном июле 2002 года “троечная” команда МГСУ спустилась по языку ледника между нунатаком и скальным левым бортом ледника, прижимаясь к нему. В августе 2000 года это был крутой ледовый склон с несколькими широкими трещинами.

За 35 минут по 200 снежному склону мы поднялись к верхнему краю нунатака (Фото 10). В верхней части подъема, когда перед зоной трещин открылся голый лед, девушки одели кошки. Ребята прошли зону трещин без кошек.

За 15 минут подошли под перевал Мукал-Мкяра.

Ночевка была запланирована на леднике, под перевальным взлетом. В этом году здесь было как-то особенно неуютно. Немного посовещавшись, решили пройти перевал и заночевать на той стороне.

На перевал Мукал-Мкяра ведет 80-метровый 300 снежный склон. Вправо уходит 200-метровый 100-150 снежный склон. Он ведет на перевал Ложный Мукал-Мкяра (3А). Кто не читал описаний – не задумываясь сворачивает на Ложный Мукал-Мкяра. Так же поступили все те участники группы, кто шел впереди руководителя.


Перевал Мукал-Мкяра от ледника Мукал


Перевал Мукал-Мкяра от ледника Мкяра

 

Перевал МУКАЛ-МКЯРА 1Б, 3740, снежно-осыпной. Располагается северо-восточнее вершины Советский Воин. Склоны имеют западную и восточную экспозиции. Соединяет ледник Мукал и верховья ледника Мкяра.

Влево-вниз с перевала ведет снеж-ный склон, который под-водит под снежный пе-ревальный взлет перева-ла Ирик Восточный. (От седлови-ны Мукал-Мкяры до седловины Ирик-Восточ-ного – 45 ми-нут ходьбы.) Вправо-вниз уходит осыпь, веду-щая под ос-нование в. Ирикчат. На ней можно попытаться построить площадки. Следующее возможное место ночевки не на снегу –“мкярский перемет”– понижение в разделительном гребне ледников Мкяра и Западная Мкяра.

Спустившись до половины осыпи и найдя ровное место, построили большую площадку под нашу палатку.

Рядом были другие ровные участки, на которых кажется кто-то пытался стоять. Через месяц площадками воспользуется наша “двоечная” команда Димы Свиридова.

21 июля 2003 года, 09 день.

Выход команды в 08.00. За один переход спускаемся до конца осыпи и по снегу подходим под перевальный взлет перевала Ирины Молотиловой, оставляя в.Ирикчат слева. По снежному склону переменной крутизны (200-350) за один переход подходим к “мкярскому перемету”. С него во всей красе открывается перевал Мкяра-Субаши.


Перевал Ирины Молотиловой от л. Мкяра

Еще за 30 минут по снежным склонам выходим на седловину перевала Ирины Молотиловой. Последние 15-20 метров крутизна склона увеличивается до 400.

Перевал ИРИНЫ МОЛОТИЛОВОЙ 1Б, , снежно-осыпной. Располагается северо-западнее вершины Ирикчат. Склоны имеют западную и восточную экспозиции. Соединяет ледник Мкяра и среднее течение р.Ирикчат.

Спуск: живая осыпь 250-300 до “забора” скальных зубьев. Проход – у самого левого, оставляя его слева. До скальных зубьев движемся цепью. “Ворота” скальных зубьев проходим тремя группами по 2 человека. Чуть ниже скальных зубьев начинается продолжительный некрутой снежник. Уже от снежника перевал практически не “читается”. На фото 15 мы умышленно не указываем местоположение перевала. По окончании снежника начинается крутой сброс к р.Ирикчат. Продолжаем спуск вправо-вниз и попадаем на еле угадывающуюся тропу, которая выводит нас к тропе из-под перевала Ирик. Эта тропа выходит в широкий травянисто-осыпной кулуар, по дну которого течет ручей. Переходя с берега на берег, тропа спускается к р.Ирикчат. Перед входом в долину р.Ирикчат забирает резко вправо, обходя устьевой каньон ручья.


Спуск с пер. Ирины Молотиловой

Выйдя в долину р.Ирикчат оказываемся над характерным сбросом. Этот сброс и каскад мини водопадов левого бокового притока – ориентиры поворота и начала подъема к перевалу Ирик. Пройдя чуть-чуть вверх по долине Ирикчат подходим к чистому ручью, где и устраиваем пережор.

От места пережора до седловины перевала Ирикчат шли 3 перехода ровно по 45 минут. Перевальный взлет – конгломератный склон ~ 200. Перед ним продолжительный пологий узкий снежник, на котором следы могут быть, а могут и не быть. Левее (орог) снежника есть “обломки” тропы, идущей по крупной осыпи и валунам. Очень утомительно. Идти вечером по раскисшему снегу – немногим менее утомительно.

Ночевали на одной из многочисленных площадок на седловине перевала Ирикчат.

Перевал ИРИКЧАТ 1Б (сквозное прохождение), 3643, снежно-осыпной. Располагается в Ачкерьякольском лавовом потоке (восточном гребне в.Восточный Эльбрус). Склоны имеют северо-западную и юго-восточную экспозиции. Соединяет ледник (плато) Джикаугенкез и р.Ирикчат.

22 июля 2003 года, 10 день.


Перевал Союзмультфильм от ледовых полей Эльбруса


Перевал Мукал-Мкяра от ледника Мкяр

Выход группы в 08.00. С утра еще даже проглядывало солнышко. Прямо по перевальному гребню движемся в сторону Эльбруса. Выше ледопада на перегибе ледника Ирикчат спустились на лед и двинулись по ледовым полям в сторону Эльбруса. Перевал Союзмултфильм виден еще с перевала Ирикчат.

Свернули в цирк перевала и подошли под бергшрунд – 1 час от седловины перевала.

Пока группа одевала системы руководитель пошел посмотреть место предполагаемого перехода через бергшрунд.

Перепад высоты краев бергшрунда в самом узком месте был чуть более 1 метра (что и ожидалось по опыту прошлого года). Над толщей льда возвышалось около одного метра сыпучего снега. В прошлом, сильно снежном году, такого не было. Был голый лед.

Разведка, во главе с руководителем, пошла искать другие пути преодоления бергшрунда. Пройдя пару сотен метров траверсом 300-350 снежного склона точно под бергшрундом вышли к снежному мосту через него. В прошлом, многоснежном году, такого тоже не было.

Группа подошла к снежному мосту.

Вбивая ледорубы в качестве промежуточных точек страховки, первый участник, без рюкзака, вышел на одну веревку вверх. Первую и вторую веревки связали. Участник пошел дальше. Пройдя еще полверевки крикнул, что он на седловине и организует перила.

От перевальной седловины до снежного моста – 60 метров перил. Они проходят “заг-зигом”, обходя участки очень крутых склонов. Тем не менее, в средней части подъема (на участке ~ 20 метров) крутизна склона достигает 500.

Перевал Союзмультфильм 2А, 3750, снежно (ледово)-осыпной. Располагается севернее вершины Акчерьяколбаши. Имеет две седловины, разделенные мощным скальным массивом. Склоны имеют западную и восточную экспозиции. Соединяет верховья ледника Ирикчат и среднее течение ледника Ирик.

Погода испортилась окончательно. Если при подъеме первого снег только-только пошел, то при выходе на седловину последнего видимость упала метров до 20, сильный порывистый ветер, мощный снегопад – зима, короче говоря.

На седловине поставили палатку и сели в нее ждать погоды.

Через два часа приготовили пережор.

Еще через два часа расстелили спальники.

Через следующие два часа ненадолго выглянуло солнышко. Разведка отправилась на соседние “горки” посмотреть на пути спуска. Пока поднимались на вершинки, видимость вновь упала.

Более-менее погода установилась только часам к семи вечера. Просмотреть возможные пути спуска просмотрели, а сворачивать лагерь и идти вниз было поздно. Развлекались, как могли

 

23 июля 2003 года, 11 день.

С утра видимость невысокая. Временами снег. Идти вниз – никакого желания. Сидеть здесь – тоже небольшое удовольствие.

В непогоде начали появляться “окна”. Где-то в 10 часов свернули лагерь. Около 11 начали спуск.

С перевальной седловины в сторону ледника Ирик уходят два скально-осыпных кулуара крутизной около 450. По-одному спускаемся по левому кулуару и выходим на снег. Далее движемся по снегу вдоль хребта, в сторону восточной седловины перевала Союзмультфильм. Под восточную седловину перевала Союзмультфильм выводит короткий крутой (около 450) сброс. Выходим под седловину, поворачиваем вправо и движемся по снегу вниз.

Начинается средняя живая осыпь. Строимся цепью и 15-20 минут идем по ней. Начинаются некрутые снежники, перемежающиеся с осыпями.


Спуск с пер.Союзмультфильм к л.Ирик

Так доходим до ледника Ирик. От восточной седловины ~ 60 минут.

Пересекаем ледник Ирик в средней его части. В отличии от верхней и нижней части здесь ледник пологий. Желающие, конечно, одели кошки, но это необязательно. Переваливаем через правобережную морену ледника и спускаемся с нее к озеру в начале цирка перевала Скальник.

У озера ставим палатку, расчистив большую площадку.

Весь день погода неустойчива. Постоянно останавливались, дожидаясь видимости.

 

24 июля 2003 года, 12 день.

Под утро пошел дождь. К обеду он кончился. Через пару часов вновь начался. Кончился к вечеру. Небо начало расчищаться. Появилась надежда, что завтра будет нормальная погода.

Руководитель еще раз перечитал прошлогодние записи (записи о первопрохождении перевала Скальник) и вычислил, что нам не хватит веревок провеситься сразу до низу – нужно было брать третью основную веревку.

Запасной вариант – перевал Терсколак 1Б вместо Скальника 2А и перевал Когутай 2А вместо Жемчужины Приморья 1Б – первопрохождения нового пути.

25 июля 2003 года, 13 день.

Выход группы в 08.00. Движемся на юг, стараясь не терять высоту. Вначале идем по обширным осыпным полям. Подходим к широкому разделительному гребню между цирком перевала Скальник и цирком перевала Терсколак. Здесь можно по осыпным полям уйти вниз, дойти до цирка перевала Терсколак и начать подъем к перевалу. Можно траверсировать без потери высоты скально-осыпные склоны разделительного гребня до входа в цирк перевала Терсколак. Что будет проще – неизвестно. Мы начали траверс склонов гребня.

Через один переход вошли в цирк перевала Терсколак и отдышались только минут через 20.

По осыпям подошли к перевальному взлету, северному его краю.

Перевальный взлет снежный, ~ 250-350. Поднимались траверсами, целясь на южный край седловины, т.к. по центру и северному краю седловины имелся небольшой наддув.

От озера до перевала шли два перехода.

Перевал Терсколак 1Б, 3600, снежно (ледово)-осыпной. Располагается северне (много севернее) вершины Терсколак. Склоны имеют западную и восточную экспозиции. Соединяет ледник Ирик и реку Терсколсу.

Спускаемся по снегу (в июле этого года) с южного края седловины точно вниз. Дальше идем вниз по перевальному цирку придерживаясь его левого борта – потом нам уходить налево. В августе месяце бауманская “четверка” убедилась, что не надо придерживаться левого борта цирка – мощнейший обвал с левого борта “пробил” почти до середины цирка. Посреди цирка есть несколько осыпных холмов. При необходимости организовать ночевку в цирке надо останавливаться на них.

Когда далеко внизу увидели ярко-зеленые “поляны” (скорее всего заболочненные ровные участки) под ледником Терскол, свернули влево и переваливая через гребень левого борта ледника вышли на тропу.

Тропа подводит к мощнейшим “бараньим лбам” и рассыпается.

От “бараньих лбов” прекрасно виден ледник Большой Когутай, гг.Донгуз-Орун и Накра-тау с перевалом Семерка между ними. Вершины Большой и Малый Когутай, перевал Жемчужина Приморья между ними. Северный гребень в.Бол.Когутай и северный гребень в.Донгуз-Орун. Перевал Когутай, недалеко от северного гребня в.Донгуз-Орун. При заявке маршрута планировалось пройти с северного гребня в.Донгуз-Орун под северный гребень в.Бол.Когутай и дальше по “классическому” альпинистскому пути выйти на пер.Жемчужина Приморья (“раздетому” в прошлом году “пятеркой” М.Расторгуева из 3А в 1Б*). По расчетам В.Ляпина и М.Расторгуева трудность этого пути должна быть где-то 1Б к.т. Пути 1Б к.т. мы не увидели! Нам все равно идти пер.Когутай (иначе “тройки” не будет). Посмотрим на ледник поближе – с северного гребня Донгуз-Оруна.

Есть несколько путей спуска по “бараньим лбам”, каждый из которых отмечен туриками.

Нужно постепенно смещаться влево, стремясь выйти на левый борт долины Терсколсу. Дальше подойти к ручью – левому притоку Терсколсу. Вдоль ручья идет тропа. Далеко внизу находится гребень старой левобережной морены (он виден еще от бараньих лбов). Тропа отходит от ручья налево и подходит к морене. Здесь можно организовать пережор.

Дальше тропа проходит по морене, спускается с нее, входит в широкую долину реки и рассыпается на множество мелких, еле угадываемых троп.

Движемся вниз, придерживаясь берега реки, по одной из нескольких тропинок. По пути проходим несколько заболоченных участков (боковые ручьи растекаются на огромных ровных полянах долины реки и подтапливают их).

Незадолго до коша все тропки собираются в одну большую тропу, которая переходит в грунтовую дорогу. Дорога идет вниз вдоль реки и на верхнем краю пос.Терскол по мосту переходит на правый берег р.Терсколсу.

От морены до моста можно пройти за один переход. Мы прошли за полтора.

Пройдя по поселку выходим на Баксанское шоссе. По нему немного вверх, к домикам базы Эльбрусской ПСС МЧС.

За забором базы оборудован бивак Подведен водопровод. Построены туалеты. Есть ямы для мусора. Устроено костровище. Привезены дрова. Висит объявление: “Стоянка запрещена – штраф 30 рублей за каждую палатку”. Здесь-то мы и заночевали.

26 июля 2003 года, 14 день.

Выходим в 09 часов. Подходим к Баксанскому шоссе и полтора километра спускаемся по нему до поворота на Чегет. Проходим через поляну Чегета и выходим на левый берег р.Донгуз-Орун. Нам надо переправиться через реку.

Раньше, когда ЦВТБ “Терскол” МО поддерживало плановый маршрут своих отдыхающих на поляну “кругозор” под ледником Бол.Когутай, проблем с переправой не было. Теперь год на год не приходится. Обычно удается найти бревно через реку. Но иногда эти бревна бывают такими “стремными”, что переправа становится 2А к.т. по пешеходной классификации.

В этом году, чуть выше по течению, там где река разделяется на два рукава, из бревен были сложены надежнейшие, “кондовые” мосты через каждый рукав.

На правом берегу реки – хороший густой лес.

Переходим через реку и по правому берегу р.Донгуз-Орун поднимаемся до бокового притока – одного из сливов л.Бол.Когутай.

Не переходя через приток, его правым берегом идет тропа. Когда слева (по ходу) появиться крутой земляной склон нужно подняться на него и наверху найти тропу.

Дальше идти по тропе через густой березово-кустарниковый подлесок. Местами тропа отмаркирована сине-бело-синими или красно-бело-красными полосами масляной краски (остатки “лучших времен”, когда ЦВТБ “Терскол” и спас.служба а/л “Эльбрус” поддерживали тропу, каждый год расчищали и маркировали ее.)

Через два перехода от ручья лес кончается и начинается некрутой подъем по субальпийским лугам под ледник.

Внизу виден Чегет со своими подъемниками, Терскол, Иткол, долина Терсколсу и “пройденная” нами стена “бараньих лбов”. Эльбрус виден во всю свою громаду, за ним просматриваются горы Западного Кавказа. Мы на поляне “кругозор”.

Руководитель объявил полудневку.

 

27 июля 2003 года, 15 день.

Выходим в 8 часов. С утра светит солнце, но чувствуется, что к вечеру погода испортиться.

Во время первого перехода по снежному мосту переходим на левый берег потока л.Бол.Когутай и подходим к языку ледника. Не приближаясь к языку сворачиваем вправо (по ходу) и поднимаемся по крутому травянисто-осыпному склону в огромный осыпной цирк, в конце которого – северный гребень в.Донгуз-Орун.

За второй переход пересекаем цирк и поднимаемся на гребень, пока еще травянистый.

Два перехода движемся точно по гребню. Трава кончилась. Гребень представляет из себя скальную гряду на которой лежат большие каменные глыбы – “…помнишь гранату и записку в ней: “На скалистом гребне, для грядущих дней””. Справа (орог) – ледник Большой Когутай, слева – пропасть, на дне которой заморененный ледник Донгуз-Орун (Фото 24).

Подъем по гребню ступенчатый: непродолжительный весьма крутой подъем – пологая площадка, непродолжительный крутой подъем – пологая площадка и т.д.


Ледник Большой Когутай (вв. Бол. и Мал. Когутаи, сев.гребень в.Донгуз-Орун, пер.Когутай

В конце четвертого (от поляны “кругозор”) перехода проходим (свободным лазанием с рюкзаками) нагромождение скальных глыб и выходим на ровную заснеженную площадку. Не стоит пытаться обойти нагромождение глыб, оставив их справа – снежный склон очень крут, а под ним то ли фирн, то ли лед. На площадке устраиваем пережор.

Вчера у нас сгорел один примус (топливный шланг горелки MFS фирмы “Primus”), поэтому пережор готовиться очень долго. За это время разведка успела пробить ступени на два следующих взлета, а погода успела испортиться. Обед заканчивали уже под снегом.

Дальнейшее движение вверх осуществляется по снежным склонам.

Через полтора (после пережора) перехода попадаем на горизонтальную снежную полку, по центру которой, перпендикулярно северному гребню Донгуз-Оруна проходит ложбина. На стыке гребня и ложбины несколько площадок под палатки.

Время 16.15. По опыту предыдущих лет дальше идти не стоит: до перевала недалеко, спуститься с него не успеем, а ночевать на перевале – пожелаешь только врагу.

Пока ставили палатку – начался сильный снег с дождем. Он продолжался всего лишь час. До вечера погода была нормальная. Ночью разыгралась форменная буря.

28 июля 2003 года, 16 день.

Выходим в 9 часов. Ночью все хорошо присыпало снегом. Хорошо, что мы стояли наверху – избежали ливневого дождя.

Вверх подниматься уже не надо. Проходим до конца ложбины и начинаем траверс склона в сторону перевала. К перевалу мы подходим сбоку, с запада. От ледника к перевалу примыкает большая широкая ложбина. Можно спуститься на ее дно и затем вновь набрать высоту. Не хочется. Траверсируем непологие (~ 350) снежные склоны и через 35 минут от выхода со стоянки выходим на перевал.

Перевал Когутай 2А, 3800, снежно-ледовый. Располагается в западном гребне вершины Малый Когутай, рядом с северным гребнем в.Донгуз-Орун. Склоны имеют северную и южную экспозиции. Соединяет ледники Большой Когутай и Восточный Донгуз-Орун.

Погода пасмурная. На седловине есть одна площадка под палатку. Ветер такой сильный, что просто жаль тех, кто вынужден здесь ночевать. В дальнейшем регулярно начинался и кончался снег.

От восточного края седловины в сторону л.Вост.Когутай ведет неширокий ледово-фирновый желоб. Сильные команды пытаются спускаться по нему без веревок. Иногда это удается. Мы же начинаем “вешаться.

Провешиваем 240 метров перил (6 веревок по 40 метров). Конец четвертой веревки проходит через скальное “бутылочное горло” – самый крутой и опасный участок всего спуска, здесь-то и срывают-ся любители безверевочного хождения вниз.

Необходимость пятой веревки – спорная. Шестая веревка была лишней. Отцепившись от нее, по точно такому же склону (той же крутизны и состоянию поверхности), участники заканчивали спуск ногами, уже без веревок.

Вышли на основное тело ледника. Направились к центру ледника. Затем маневрируя между трещинами прошли одну некрутую ступень падения ледника и направились к его левобережной морене.

На ровном льду, среди больших валунов около левобережной морены остановились. Сняли системы.

Отсюда двинулись вниз по карману левобережной морены. В верхней и средней части гребень морены представляет собой “пилу”, идти по которой очень утомительно. Через некоторое время в кармане морены началась тропа. В нижней части морены тропа выходит на ее гребень и идет по гребню. Пройдя мимо скального прижима единый гребень распадается на несколько параллельных поросших травой гребней. Туристы ходят по каждому из них, поэтому нет единой мощной, как ранее, тропы.

Сверху видна широкая зеленая долина ручья Вост.Донгуз-Орун. Она просматривается до начала сброса к реке Юсеньги. В центре долины видно одно озеро. Чуть ниже, у ее левого края еще два.

Подходим к озеру в центре долины. Подболоченные берега. Ровных мест нет.

Спускаемся к озерам на левом краю долины. В прошлом году бауманские группы здесь уже стояли. Они даже пытались в этом озере купаться и нырять.

Через месяц озеро обмелеет до 30-40 см. А пока – можно купаться.

На южном берегу озера стоит огромный плоский валун, на котором поместиться наша “черепаха”. Рядом протекает чистый ручеек, впадающий не в само озеро, а в соседний мутный ручей.

Погода вроде бы наладилась.

Считаем время. Сейчас. На одном нашем примусе приготовление обеда займет 1,5 часа минимум – весь обед чуть более двух часов. Спуск до р.Юсеньги займет около часа (ошибка: на это ушло около 20 минут). Переправа через реку – еще час. Прохождение пограничного поста и спуск к Баксанскому шоссе – еще 1,5-2 часа.

Неизвестно, сможем ли мы в это время поймать машину до “Джан-Тугана”. Тогда еще около часа уйдет, чтобы спуститься до р.Адыл-су и около полутора часов – дойти до “Джан-Тугана”. В “Джан-Тугане” будем около 23х часов.

Решаем объявить очередную полудневку и ночевать здесь, на том самом огромном плоском валуне. Выйти утром, и к обеду быть в “Джан-Тугане”.

Мы еще не знали, что это было ошибочное решение.

29 июля 2003 года, 17 день.

Ночью бушевала очередная гроза. Палатка, к сожалению промокла (промокли вещи, касавшиеся стенок палатки). Утром потратили время, чтобы их просушить. С последней ночевки вышли в .

За 20 минут дошли до р.Юсеньги. Несмотря на утренние часы, воды в реке много. Решаем спуститься вниз по реке. Напротив погранпоста река разливается на множество рукавов. Здесь они текут по широкой ровной (не крутой) долине. Мощность потоков, тем не менее, очень велика.

Чуть-чуть выше погранпоста начали переправу. В этом месте река разливается на множество рукавов, сложность представляют только два из них. В случае сноса участников должно выбросить на отмели ниже.

Разбились на две стенке по три человека (по одной барышне в каждой из них). Обе стенки благополучно перешли первый рукав и встали на острове. Дальше требовалось пройти метров 10-15 против течения, повернуться лицом к правому берегу и перейти второй рукав (метров). Непосредственно напротив острова переход был невозможен – рукав сужался и мощность потока резко возрастала.

Первая стенка, вот главе с руководителем, успешно выполнила этот маневр. Вторая стенка, не выдержав линию движения, начала поворот чуть раньше и чуть ближе к правому берегу и была снесена потоком. Всех троих участников выбросило на отмель метрах в 10 ниже. Можно было и не пытаться перейти рукав в этом месте.

Пограничники, во главе с начальником поста (прапорщиком) уже давно вышли на берег и следили за происходящим.

Прапорщик, в одиночку вошел в воду метрах в 15 выше точки выхода первой стенки, прошел поперек потока и далее прямо по реке подошел к пострадавшим. Забрал рюкзак у барышни и тем же путем вышел на берег. Вдвоем с солдатом повторно вошел в воду и подошел к пострадавшим. Вдвоем они взяли барышню на руки и вынесли на берег. Здесь он сказал руководителю, что третий раз он в воду “сунется” не раньше, чем через час.

К этому моменту руководитель уже достал веревку. Конец перебросили оставшимся участникам. Они прицепились к нему и, повиснув на веревке, маятником пересекли рукав. Другой конец веревки удерживали четыре пограничника, а вылезти на берег им помогали еще три пограничника.

Пригласив группу в помещение поста нас напоили горячим чаем и только сейчас проверили пропуск и паспорта.

Пока сушились – поговорили. Многое и раньше было известно.

На посту размещается примерно взвод. Основная задача – предотвратить приход “гостей” через перевал Бечо. В предыдущие годы “гости” (контрабандисты) часто пытались пройти через перевал. Круглосуточное наблюдение поднимало тревожную группу и нарушителей ловили. Надежно и регулярно. На сегодня желающих поубавилось. Уже давно никого не было. Проходящие мимо туристские группы хоть как-то разнообразят службу.

Прапорщик переходит реку без моста ежедневно и знает ее русло (около поста) наверное наизусть.

Этой ночью (из-за бури) воды в реке резко прибавилось. Поднявшаяся вода снесла мост через Юсеньги. Вчера переход через Юсеньги занял бы у нашей группы минуты 3, и без приключений.

Пограничники восстановили мост через три недели

Выйдя от пограничников за 60 минут по бечойской тропе (набитая незарастающая тропа, оставшаяся от времен планового маршрута “Через Бечо к Черному морю”) спускаемся к бывшему а/л “Баксан”.

Еще за 30 минут выходим на баксанское шоссе и через пос.Тегенекли движемся к ущелью Адыл-су. Машины не “стопятся”. У “Сакли” (кафе на развилке баксанского шоссе и ущелья Адыл-су) машины стоят, но ехать в “Джан-Туган” согласны только за 500 рублей.

В 15 часов пешком вернулись в “Джан-Туган”. Поход закончен.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Переправа через Юсеньги при отсутствии моста у погранпоста.

8. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая, характерная для данного вида туризма информация).

Специальное личное снаряжение

Общественное снаряжение

Наименование

Кол-во

Примечания

Наименование

Кол-во

Примечания

Каска

1

В скальных кулуарах было спокой-нее со шлемами. Хотя бы с мото.

Веревки основные Ж 10 мм.

3х40м

(2х40м)

-

Очки солнцеза-щитные

1

-

Веревка вспомога-тельная Ж 4 мм

1х50м

Лучше использовать непружи-нящую веревку.

Система страховочная

1

-

Крючья ледовые (ледобуры)

10

-

Карабины альпинистские

3

-

Крючья скальные

10

-

Крючья ледовые (ледобуры)

1

-

Молоток ледовый

1

-

Спусковое устройство

1

-

Молоток скальный

1

-

Репшнуры

2м+4м

-

Горелки “MSF”

2 шт

Жюмар

1

-

Кастрюля

1х4.5л

1х6.0л.

-

Ледоруб

1

-

Палатки

1х5мест

1х4мест

Кошки

1 пара

-

9. Стоимость проживания, питания, средств передвижения

Проживание в УСБ “Джан-Туган” (постельное белье, газ для приготовления пищи) 80 руб/чел х день

Проезд Нальчик – УСБ “Джан-Туган” (автобус ПАЗ, заранее заказанный) на автобазе пос.Эльбрус 2500 рублей

Проезд пос.Эльбрус – Нальчик (рейсовый автобус) (нанятый автотранспорт) 100-200 руб/чел

 

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100