Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: О.И. Мотков, кандидат психологических наук, г. Москва

Преодоление экстремальных ситуаций
как аспект мужской самогармонизации личности

С утра подъем, с утра,
И до вершины бой…
Найдете вы в горах
Победу над собой.

Юрий Визбор


Автор

В ходе изучения личностных особенностей опытных горных туристов и альпинистов обоего пола с 1981 по 1990 год я обнаружил ряд интересных, несколько неожиданных, фактов.

Экспериментальную группу составляли 15 мужчин и 7 женщин, всего 22 человека. Средний возраст всей группы – 27, 6 лет ( мужчин – 26,1 лет, женщин – 31 год). Среди них 86,3% - с высшим образованием (14% - гуманитарии, остальные 86% – технари). 82% испытуемых на момент обследования были не женаты или не замужем. У всех имелся горный опыт не ниже походов 3 категории сложности. Все – добровольные участники или руководители горных походов или восхождений, в которых приходилось преодолевать не одну экстремальную ситуацию. С большинством испытуемых экспериментальной группы мне доводилось вместе участвовать в горных походах и восхождениях различной категории сложности.

Использовался Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ Л.Н. Собчик. Это творчески модифицированный (в плане содержания некоторых вопросов и интерпретации) для нормальных испытуемых и заново стандартизированный на российской выборке знаменитый клинический тест MMPI Хатауэя и МакКинли (группу стандартизации составили 580 мужчин и 280 женщин разных возрастных групп, с разным уровнем образования и разных профессий). Фактически Л.Н. Собчик создала на его основе новый тест для измерения личностных свойств и степени адаптированности психически нормальных обследуемых. Отдельно используются женский и мужской варианты опросника, а также соответствующие профильные бланки для построения и интерпретации личностного профиля испытуемых (Собчик Л.Н., 1998).

Тест содержит 566 утверждений. Учитывались результаты обследованных горных туристов по 10-ти базисным шкалам СМИЛ (1,2,3,4,5,6,7,8,9,0) и по 3-м шкалам достоверности (L, F, K). Базисные шкалы теста: 1 – Повышенный самоконтроль (за физическим состоянием), 2 – Пессимистичность (Депрессия - при показателях выше 70Т), 3 – Эмоциональная лабильность, 4 – Импульсивность, 5 – Мужественность-женственность, 6 – Ригидность, 7 – Тревожность, 8 – Индивидуалистичность, 9 – Жизненная активность (Оптимистичность) и 0 – Интроверсия. Подъемы по основным шкалам СМИЛ образуют профиль личности, синдромная интерпретация которого позволяет выявить структуру личностных черт и состояний. Шкалы достоверности СМИЛ: L – Ложь, F – Достоверность, K- Коррекция. Сырые баллы по каждой шкале после их коррекции переводились в общую Т-балльную шкалу (0 – 110 баллов) для соотнесения данных по разным шкалам по одной и той же единице измерения. Результаты нормативной группы Л.Н. Собчик по всем основным шкалам находятся в диапазоне 50 ± 3 деления общей шкалы Т.

"Колебания в пределах 46 – 55 Т …характерны для хорошо сбалансированной личности… Показатели, колеблющиеся в пределах 56 – 66 Т, выявляют те ведущие тенденции, которые определяют характерологические особенности индивида. Более высокие показатели разных базисных шкал (67 – 74 Т) выделяют те акцентуированные черты, которые временами могут затруднять социально-психологическую адаптацию человека. Показатели выше 75 Т свидетельствуют о нарушенной адаптации и об отклонении состояния индивида от нормального. Это могут быть психопатические черты характера, состояние стресса, вызванное экстремальной ситуацией, невротические расстройства…" (Собчик Л.Н., 1998, с. 78). "У личностей в той или иной степени дисгармоничных, находящихся в состоянии дискомфорта, F может находиться на уровне 65 – 75 Т, что отражает эмоциональную неустойчивость. Высокое F, сопровождающееся повышением профиля по 4-й, 6-й,8-й и 9-й шкалам, встречается у лиц, склонных к аффективным реакциям, с низкой конформностью. …для шкалы F нормативный разброс …достигает 80 Т" (там же, с. 80-82).

Результаты обследованных мною горных туристов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Данные горных туристов и альпинистов по тесту СМИЛ (MMPI) - 1981-1990)
Ленинский клуб туристов г. Москвы (ЛКТ - сейчас клуб "Плющиха"). Экспер-р О.И. Мотков

ФИО

Пол

ШКАЛЫ СМИЛ (результаты в Т-баллах)

 

 

Образо-вание/

Воз-

раст

Семей.

Горный

 

 

 

L

F

K

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

год обсл-ия

 

поло-
жение

опыт

1

Бед. Б.

м

44

62

60

48

34

60

54

74

46

52

58

78

46

выс 87

31

0

6

2

Куб. С.

м

44

74

64

56

52

64

66

50

52

60

70

62

52

выс 89

28

0

5

3

Куз. С.

м

40

64

70

52

56

54

66

48

42

64

76

74

50

выс 90

24

1

4

4

Чуб. В.

м

42

64

57

47

43

56

55

57

59

43

53

64

43

выс 85

30

1

5

5

Вар. М.

м

43

83

55

49

63

58

71

67

50

71

88

58

67

выс 84

22

0

4

6

Пяс. М.

м

40

83

49

67

76

67

70

58

62

78

69

58

72

выс 85

24

0

5

7

Луч. Г.

м

40

82

40

39

75

65

69

84

75

91

83

62

69

срсп 81

23

0

3

8

Ива. А.

м

46

73

51

42

63

62

62

76

71

73

82

65

57

выс 83

26

0

3

9

Сен. А.

м

55

78

55

62

65

60

73

62

42

68

75

65

55

выс 83

23

0

4

10

Кур. В

м

40

80

53

49

51

68

62

68

65

78

88

60

58

выс 81

22

0

5

11

Анц. А.

м

56

62

51

49

70

49

60

61

56

60

69

73

50

ср 87

18

0

3

12

Пет. А.

м

40

53

64

47

60

53

69

45

50

64

63

60

46

выс 81

25

0

5

13

Мот. О.

м

46

73

56

52

57

58

67

66

59

51

68

76

55

выс 90

42

1

5

14

Мар. А.

м

43

68

53

59

58

65

60

59

53

71

65

55

46

выс 81

23

0

5

15

Гл. А.

М

43

63

42

39

51

56

57

59

71

66

74

73

48

выс83

30

0

4

16

Шеп. И

ж

40

74

60

50

56

50

66

66

60

80

80

48

54

выс 89

34

0

5

17

Ниг. Г.

ж

46

74

46

62

70

72

70

56

78

74

80

50

66

выс 87

32

0

5

18

Лун. М

ж

43

78

53

37

55

62

43

61

56

40

56

70

49

выс 83

21

0

3

19

Реч. Е.

ж

40

66

61

48

47

50

57

63

54

65

67

58

49

срсп 86

32

1

3

20

Мел. С.

ж

50

66

58

54

48

52

64

61

62

61

69

68

52

выс 81

49

0

3

21

Цац. Г

ж

46

58

66

48

48

48

68

58

46

54

64

52

40

выс 88

26

0

3

22

Мар. Т.

ж

40

78

44

45

71

53

60

69

61

55

68

45

65

выс 84

23

0

3

Сред 15

М

44

71

55

50

58

60

64

62

57

66

72

66

54

26,1

0 - нет

Катег-я

Сред 7

Ж

44

71

55

49

56

55

61

62

60

61

69

56

54

31

м/ж.

слож-ности

Сред 22

44

71

55

50

58

58

63

62

58

65

71

62

54

выс 86,3%

27,64

1 -есть

походов

ШКАЛЫ СМИЛ

L

F

K

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

м/ж.

Норма

М

50

58

53

50

50

51

52

52

52

56

56

48

51

580 ч.

 

82% не

 

Норма

Ж

48

58

53

46

57

53

58

53

53

56

57

48

51

280 ч.

 

женаты

 

Примечания:

Основные шкалы СМИЛ: 1– Повышенный самоконтроль (за физическим состоянием), 2 – Пессимистичность, 3 –

Эмоциональная лабильность, 4 – Импульсивность, 5 – Мужественность-женственность, 6 – Ригидность, 7 – Тревожность, 8 – Индивидуалистичность, 9 – Жизненная активность (Оптимистичность) и 0 – Интроверсия.

Итак, анализ личностных особенностей горных туристов и альпинистов на основе данных таблицы 1 позволил обнаружить следующие, казалось бы, необычные факты.

Предварительно следует пояснить, что у мужчин повышение показателя по 5-й шкале "Мужественность-женственность" выше 55 баллов Т-шкалы интерпретируется как наличие у них женских черт в характере на характерологическом (56 – 66 Т баллов) или акцентуированном (67 – 74 Т баллов) уровнях (Собчик Л.Н., 1998, с. 78). У женщин такого рода повышение профиля по 5-й шкале трактуется противоположным образом как проявление у них мужественности.

У 80% мужчин нашей экспериментальной группы по 5-й шкале наблюдаются существенно более высокие показатели по сравнению с группой нормы (среднее нашей мужской части выборки - 62 балла шкалы Т, по сравнению с 52 баллами у нормативной группы). Т.е. у большинства испытуемых-мужчин – достаточно опытных туристов и альпинистов – диагностируются черты "женственности" в характере.

А что обнаруживается у обследованных горных туристок? У 100% ( ! ) участниц эксперимента наблюдается повышение показателя по 5-й шкале на уровне ≥ 56 баллов Т. Т.е. у них в той или иной мере выражены черты "мужественности" в характере (среднее женщин-туристок – 62 Т балла, у нормативной женской группы - 53 балла Т-шкалы).

По всей нашей экспериментальной группе существенное повышение показателей по 5-й шкале наблюдается у 86,4% испытуемых! Можно смело говорить о наличии специфической характерологической тенденции у большинства исследованных мною горных туристов и альпинистов: у мужчин часто встречаются черты "женственности", а у женщин, наоборот, черты "мужественности" в характере. Так как нормативные данные Л.Н. Собчик были собраны на лицах с разным уровнем образования, в том числе и с высшим, нельзя приписать обнаруженные характерологические особенности влиянию фактора образования (хотя 86,3% наших испытуемых – с высшим образованием, причем подавляющее большинство из них – с высшим техническим). Объясняющая эти факты гипотеза может быть скорее обратной - и выбор получения высшего образования (и соответствующих сфер и уровня текущего и будущего общения), и выбор экстремальных горных путешествий (и также особой группы общения) обусловливаются у наших обследованных в первую очередь их характерологическим статусом, и, в немалой степени, наличием в нем черт "женственности" у мужчин и "мужественности" у женщин. Доказательство первого требует проведения специального исследования. Доказательство второго – в описываемом здесь анализе психологии горных путешественников и восходителей.

Как же объяснить добровольный выбор нашими испытуемыми тяжелой физически и психологически, достаточно рискованной и опасной, горно-туристской деятельности? Играет ли какую-то роль в таком выборе специфика их характера?

Прежде чем попытаться точнее ответить на эти вопросы, попробуем глубже понять, что стоит за понятиями "женственность" и "мужественность". И какие вообще внутренние стремления и силы во многом направляют человека на конструктивный, оптимизирующий их личность и жизнь, путь развития?

По Л.Н. Собчик, "в профиле мужчин повышение по 5-й шкале выявляет пассивность личностной позиции (если другие шкалы не противоречат этому), гуманистическую направленность интересов, сентиментальность, утонченность вкуса, художественно-эстетическую ориентацию, потребность в дружелюбных гармоничных отношениях, чувствительность, ранимость. В межличностных отношениях – склонность к сглаживанию конфликтов, сдерживанию агрессивных или антисоциальных тенденций выявляется даже в тех профилях, где повышенная 5-я шкала сочетается со столь же повышенными шкалами стенического регистра (4-й, 6-й или 9-й). Известная феминизация мужской популяции современного общества отражается в профилях методики, однако эта тенденция резко усиливается лишь там, где …имеется определенная биологическая почва или специфическая социальная среда" (Собчик Л.Н., 1998, с. 96). "Присутствие несколько повышенной 5-й в любом мужском профиле (так же, как пониженной в женском) свидетельствует о большей гуманистичности, мягкости и меньшей агрессивности. Сензитивность этих личностей предъявляет повышенные требования к среде, сужает зону жизненного комфорта, для них особенно важна щадящая социальная ниша, оберегающий подход" (там же, с. 97).

Сравним это описание с тем, что пишут другие авторы: " Лица с высокими оценками по шкале "женственность"…проявляют заинтересованность в философских, морально-этических и мировоззренческих проблемах и временами демонстрируют чрезмерную озабоченность личными проблемами, склонность к самоанализу и самокритике. …им доступно понимание движущих сил человеческого поведения. В поведении им не хватает смелости, решительности и настойчивости. Они пассивны, зависимы, избегают соперничества, легко уступают, подчиняются, охотно принимают помощь и поддержку" (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., 1985, с. 256).

Выше уже говорилось о том, что необходим синдромный анализ профиля СМИЛ – т.е. анализ повышений по всем шкалам, особенно стеническим, при повышенной 5-й шкале. У наших испытуемых мужского пола групповой профиль (код) по ведущим пикам - 8(72 Т), 7-9(66 Т), 4(64 Т), 5(62 Т) при F(71 Т). Т.е. у них повышены "стенические" шкалы: 9-я "активность" и 4-я "импульсивность", а также 8-я шкала "индивидуалистичности". Эти "стенические" повышения добавляют в целостную картину личности мужчин с "женскими" чертами в характере активность, импульсивность, стремление к независимости и самоутверждению, нонконформизм и творческую ориентацию. Т.е. они далеко не пассивны, не склонны к подчинению и не очень "охотно принимают помощь и поддержку". Само их активное участие в организации и проведении горных походов говорит само за себя.

Особо следует сказать о сочетании повышений на 8 и 7 шкалах, которое мы также видим у многих наших испытуемых-мужчин. Последняя – 7-я шкала "тревожности" – придает целостному состоянию такого типа личности оттенок внутренней напряженности, некоторой нервозности, указывает на "склонность к бесконечному…обдумыванию каких-то проблем…, отгороженность, …чувство душевного дискомфорта, неуверенности…" (Собчик Л.Н., 1998, с. 108). Данные бесед с обследуемыми, а также наблюдений, указывают на возможность того, что повышение профиля по 7-й шкале у наших туристов мужского пола связано во многом, помимо прочего, и с нерешенностью проблемы конструктивного общения с противоположным полом. В беседах выяснилось, что 80% из них не женаты и не имеют подруг, и что проблема отыскания "второй половины" является весьма актуальной. У женатых или нашедших себе подругу туристов-мужчин показатели по 7-й шкале в целом заметно ниже, чем у не женатых и без подруги (сравни в таблице 1 данные испытуемых №№ 1, 3, 4 и 13 с остальными - не женатыми и не имеющими подруги). Нерешенность проблемы нахождения близких связей с противоположным полом, отсутствие подруги, а также и трудности на работе, в учебе, серьезно напрягают психику испытуемых, дисгармонизируют их психическое состояние.

Подъем по шкале F в нашей мужской выборке – 71 Т. "У личностей в той или иной степени дисгармоничных, находящихся в состоянии дискомфорта, F может находиться на уровне 65 – 75 Т, что отражает эмоциональную неустойчивость. Высокое F, сопровождающееся повышением профиля по 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкалам, встречается у лиц, склонных к аффективным реакциям, с низкой конформностью" (там же, с. 80-82).

Таким образом, в целом личностный облик обследованных горных туристов и альпинистов мужского пола противоречив и неоднозначен. Для многих из них характерна некоторая дисгармоничность, связанная как с преморбидными (изначальными, частично наследственно детерминируемыми) свойствами характера, так и с текущей нерешенностью важных жизненных проблем. Нонконформизм, стремление к независимости и самоутверждению, импульсивность, повышенная рефлексия, эмоциональная неустойчивость и напряженность, некоторая нервозность сочетаются у них с "женственностью" и повышенной эстетической восприимчивостью.

По данным Л.Т. Ямпольского, "эстетическая впечатлительность" и "женственность" – это "два близких по значению фактора… Фактор "эстетическая впечатлительность" характеризует утонченность характера, повышенный интерес к духовным и художественным ценностям, а фактор "женственность" свидетельствует о мягкости, доброте, артистичности и других чертах женской психики. Поэтому …фактор (ОМ – общий, объединяющий эти свойства по результатам факторного анализа) можно интерпретировать как сензитивность" (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., 1985, с. 155).

В причудливом конгломерате личностных черт наших испытуемых-мужчин "женственность" и эстетическая чувствительность - сензитивность, видимо, смягчают, гуманизируют и гармонизируют тенденции к подчеркнутому нонконформизму, жесткому противопоставлению своих взглядов и мнений окружению, и к эмоциональной неустойчивости.

Важно подчеркнуть, что "женственность" и "мужественность" как устойчивые черты характера являются во многом не приобретаемыми, а изначально присущими, наследственно обусловленными особенностями личности. В мощных психологических и психогенетических исследованиях доказано, что любая черта характера имеет значительную наследственную составляющую (Бушар Т.Е.с соавт., 1991; Манолова О.Н., 2005; Пломин Р., 1994; и др.).

Так, исследование 350 пар разлученных однояйцевых близнецов, воспитывающихся порознь, с помощью опросника Теллегена для изучения 11 черт характера, показало, что "Наследственность оказывает более сильное влияние на формирование характера ребенка, чем воспитание" (Бушар Т.Е. с соавт., 1991, с. 2). В новейшей кандидатской работе О.Н. Маноловой (выполненной под руководством В.М. Русалова) убедительно продемонстрировано, что "…характер формируется на базе определенных биологических, природных задатков. …Темперамент является ядром характера, его наиболее устойчивым компонентом… …Экспериментально показано, что нет ни одной черты характера, которая не была бы обусловлена темпераментально" (Манолова О.Н., 2005, с. 24-26).

А что означает такая устойчивая черта характера как "мужественность"?

"…относительно низкие показатели 5-й шкалы (ОМ - 50 и ниже в мужском профиле) выявляют типично мужской стиль полоролевого поведения, жесткость характера, отсутствие сентиментальности, склонность к полигамии…

У женщин высокие показатели 5-й шкалы отражают черты мужественности, независимости, стремление к эмансипации, к самостоятельности в принятии решений. При одновременно повышенной 5-й и низкой 3-й шкалах обнаруживается отсутствие обычно присущей женщинам кокетливости, мягкости в общении, дипломатичности в межличностных контактах… Высокая 5-я шкала (выше 70 Т) особенно часто встречается у спортсменок, занимающихся такими видами спортивной деятельности, которые изматывают физически и сказываются на нормальном развитии организма по женскому типу…" (Собчик Л.Н., 1998, с. 96-97).

"Низкие оценки по шкале "женственность" (ОМ – у мужчин по 5-й шкале) свидетельствуют о смелости, предприимчивости, стремлении к самоутверждению, склонности к риску, к быстрым, решительным действиям без достаточного их обдумывания и обоснования. Интересы таких людей узки и практичны, суждения – трезвы и реалистичны, в поведении им недостает оригинальности и своеобразия. Они… пренебрегают оттенками и полутонами, плохо разбираются в истинных мотивах своего и чужого поведения, …не склонны к рефлексии и самоанализу, любят чувственные удовольствия, верят в силу, а не в искусство.

Женщины с высокими оценками по шкале (ОМ – по 5-й шкале) решительны, смелы, склонны к риску и приключениям, обладают трезвым складом ума, несентиментальны, с некоторой резкостью, недостаточной женственностью в манерах и позах. В решении проблем прибегают к силе, тонкостями и оттенками пренебрегают. Повышение по шкале Mf у женщин отражает наличие у них мужских черт характера: агрессивности, склонности к мужским занятиям, чрезмерной уверенности в себе, несдержанности в сфере общения и увлечений" (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., 1985, с. 256).

По нашим данным, такие черты "мужественности" в характере в какой-то мере присущи обследованным мною горным туристкам и альпинисткам (см. таблицу 1). Безусловно, им присущи и собственно "женские" физические и психологические черты. Но к ним примешиваются и черты, традиционно приписываемые только лицам противоположного пола. Такое традиционное, жесткое разделение черт характера на "мужские" и "женские", на мой взгляд, совершенно неправомерно, так как противоречит современным данным о психологических особенностях мужчин и женщин (Мотков О.И., 2003). В какой-то мере и данное исследование опровергает бытующие устоявшиеся мнения. На самом деле все мужчины и женщины имеют примерно один и тот же универсальный набор черт темперамента и характера, так же, как все они имеют одинаково устроенную нервную систему и структуру мозга. У одних из них существует изначальная предрасположенность к более сильной активации одних черт, у других – иных. Но пока что нет надежных данных, позволяющих четко связать какие-либо устойчивые черты характера именно с полом человека. Возможно, что у женщин существуют временные изменения психического состояния, связанные с подвижками в их гормональном балансе. Однако это лишь временные сдвиги состояния, которые нельзя интерпретировать как проявления устойчивых черт характера, о которых идет речь в данной статье.

Итак, мы выяснили, что люди со специфическим складом характера - мужчины с чертами "женственности" и женщины с чертами "мужественности" - часто выбирают занятия горным туризмом и альпинизмом. Что же характерно для этих видов деятельности?

Подробнее рассмотрим их важнейшие особенности. Во-первых, это, как правило, долговременная групповая (но не всегда!) деятельность в условиях дикой горной природы. Во-вторых, это достаточно опасные и напряженные походы и восхождения, связанные с преодолением частых экстремальных ситуаций (длительная ходьба под тяжелым рюкзаком, подъемы и спуски по крутым осыпям, снегу, фирну, льду, опасные переправы через бушующие реки, лазание по ненадежным скалам, движение по закрытым ледникам, изобилующим трещинами, пересечение камнепадо- или лавиноопасных склонов, затяжные дожди и снежные бури, и т.п.). Вот как описывает В. Абалаков в своей уникальной книге "Основы альпинизма", в главе о необходимости круглогодичной тренировки альпиниста, суровые условия восхождений на вершины и требования к восходителям:

"Лазать в холод, в условиях разреженного воздуха, по крутым оснеженным скалам, в бурю преодолевать острия ледовых гребней, ночевать на отвесах … или в дышащей холодом ледовой трещине альпинисту приходится не редко; и нельзя не помнить об опасностях, подстерегающих на каждом шагу… Сохранить быструю, точную защитную реакцию при холоде, когда ноют ноги, не гнутся пальцы рук, когда несколько дней приходится недоедать, - даже для мужественного, но непривычного человека практически невозможно" (Абалаков В.М., 1958, с.9). "В горах, где нередко приходится работать в условиях очень тяжелых и опасных, на развитие волевых качеств необходимо обращать особое внимание. …Волевой человек отличается инициативой, мужеством, решительностью, смелостью и упорством. Из всех этих черт наиболее сложны для воспитания решительность и смелость – качества, которые в альпинизме очень существенны. …Самовоспитание – дело трудное, на первых порах требующее помощи тренера и коллектива. …Важно выработать стремление к борьбе с трудностями и опасностями, удовольствие и уверенность при их преодолении" (там же, с. 13-14).

К описанным В.Абалаковым эмоционально-волевым качествам, необходимым для горных путешествий, для успешного преодоления экстремальных ситуаций и выживания в дикой природной среде, следует добавить и другие, не менее важные, социально-психологические особенности личности: внимательность и чуткость к состоянию других участников; стремление, если это нужно, оказать помощь; чувство ответственности перед товарищами за общее дело.

Развитие эмоционально-волевых черт личности необходимо не только для успеха в горовосхождениях, но и в профессиональной деятельности диспетчера, оператора. В пределе - для успешного решения любых трудных задач, в том числе и интеллектуальных. Эти черты играют более значимую роль по сравнению с уровнем оперативного мышления в обеспечении эффективности профессиональной деятельности авиадиспетчера. В специальных экспериментах, в которых участвовали лица с высшим образованием и студенты, было показано, что в процессе решения неожиданно сложных комбинаторных задач "игры 5" (типа "пятнашек") мужчины экспериментальной группы чаще ставили себе цель решить задачу "во что бы то ни стало" и чаще решали ее, чем женщины (Мотков О.И., 1978, с. 14-15). Среди испытуемых женского пола более успешными оказались женщины с чертами "мужественности" в характере (по данным теста СМИЛ). В группе мужчин, отказавшихся от поиска оптимального решения трудной задачи, наоборот, чаще встречались лица с чертами "женственности" (там же, с. 19).

А теперь возвратимся к поставленному выше вопросу: почему опасные и очень трудоемкие занятия горным туризмом и альпинизмом преимущественно выбирают мужчины с "женскими" чертами в характере и женщины – с "мужскими" чертами?

Обратимся к данным бесед, которые я проводил с нашими испытуемыми-мужчинами. Одним из обсуждаемых вопросов был следующий: "Почему я хожу в горы?"

П.А. – 25 лет, пол мужской, не женат, образование высшее тех., горный опыт – поход 5 категории сложности, 1 разряд по горному туризму. Мотивы участия в горных походах: "Общение в коллективе, где люди открываются наиболее ярко. Возможность испытать себя – появляется уверенность в себе во всех вопросах. Возможность выразить себя – в горах я лучше, чем есть в жизни; элементы творчества. Отключка от всех проблем города, разрядка. Спортивная часть – удовлетворение от более сложных маршрутов; стремление к новым впечатлениям. Эстетическая, созерцательная сторона. Другое отношение к удобствам, быту, вещам. Возможность руководить, учить, быть старшим. Тщеславие – стать мастером спорта, на одной ступени с гимнастом, борцом. Люблю литературу".

М.О. – 37 лет, пол мужской, женат, образование высшее гум., горный опыт – поход 5 категории сложности, 1 разряд по горному туризму. Мотивы участия в горных походах: "Воспитание себя, самоутверждение – стать сильнее духовно, умение бороться с трудностями, с любыми природными опасностями ("Я могу, могу, могу!" – как в песне). Помочь другим стать сильными – более уверенными в своих возможностях, научиться своими руками строить свою судьбу, никогда не падать духом. Привлекает красота гор, чистота, дикость природы, высота и простор. Есть стремление почувствовать гармонию твоей души с душой природы, ощутить и понять мудрость природы, простые и вечные истины, преодолеть суетность нашей бестолковой цивилизации. Общение с людьми в экстремальных условиях – чувство радости оттого, что товарищи вместе с тобой совершают трудные дела, проявляют мужество, героизм. Радость от переживания силы человеческого духа – обычные доселе люди становятся на твоих глазах сильнее, лучше, понятливее. Начинаешь верить в силу духа людей, в коллектив. Люблю поэзию, художественную фотографию, в горах снимать пейзажи".

Г.А. - 30 лет, пол мужской, не женат, образование высшее тех., горный опыт – поход 4 категории сложности, альпинист 3 разряда. Мотивы участия в горных походах: "В горы еду, чтобы преодолевать себя. Испытать себя. Самоутверждение. В Москве я – кисель, там я – сильный. В школе были насмешки из-за недостатка физической силы. Встретил девицу, которая ходила в горы. Чем я хуже? Тоже стимул. В детстве я еще боялся высоты. Упал с лестницы из-за головокружения. Хотел преодолеть чувство страха перед высотой. Преодолел через отрицательные переживания – из-за женщины. Со злобы: что будет то и будет – перешел по бревну через ревущую реку. Люблю книги, кино".

Л.Г. – 23 года, пол мужской, не женат, авиацион. техникум, горный опыт – поход 3 категории сложности. О себе: "Общителен, люблю компанию. Вспыльчив, но отходчив. Любил раньше командовать. Развит дух авантюризма. Сильная разбросанность, разные увлечения. Человек боя, аврала – хочется выкладываться в работе. Пишу стихи, новеллы. Иногда фельетоны. Обычно о тревожном. Грусть по недосягаемому – пошли по одной дороге, и жаль, что не пошли еще и по другой. Хочется обнять необъятное. Дружба для меня – самое святое. Друзей мало, но они настоящие. Человек настроения. В то же время долг ставлю высоко, служение чему-то возвышенному. Ревнив. Мечтатель, но с другой стороны ничто человеческое мне не чуждо. Женщин люблю, но еще не нашел по себе. Может, я вообще не способен на любовь. А может, еще не встретил ту, единственную. Никогда не обижаюсь на людей, но быстро разочаровываюсь в людях. В горах стараюсь обуздывать себя, лучше управлять собой".

К.В. – 22 года, пол мужской, не женат, 6 курс д/о МИТХТ, после прохождения горного похода 5 категории сложности. "Семейной жизни нет! Диплом застопорился. После гор – никаких удовольствий, успехов. Все идет плохо. Люблю рисование, игру на гитаре, петь бардовские песни, физику".

***

В ответах опрошенных горных туристов мужского пола можно заметить следующее. Во-первых, у всех присутствует не один мотив выбора горно-туристской деятельности, а несколько. Т.е. это полимотивированная деятельность. Во-вторых, у большинства есть общие по содержанию мотивы: все хотят самоутвердиться - испытать себя в экстремальных условиях и достичь "победы над собой", развить свои волевые (мужские!) качества, повысить веру в себя, почувствовать силу духа в себе и в товарищах, успешно преодолевая опасности и трудности путешествия; общение с людьми, близкими по характеру и по направленности на саморазвитие, с разнообразными интересами и достаточно интеллигентными, стремление обрести настоящих друзей; эстетические стремления к переживанию дикой красоты гор и к чувству единства с ними; проявление своих творческих способностей. У всех опрошенных выражены в той или иной мере какие-то художественные, музыкальные и литературные интересы.

Итак, мы видим, что большинство молодых мужчин хотят в горных экстремальных условиях в первую очередь развить в себе, помимо прочего, волевые, т.е. мужские, черты характера – уверенность, умение лучше управлять собой, выдержку, решительность, смелость, настойчивость в преодолении трудностей, благородство, и др. Учитывая, что у большинства из них изначально достаточно выражены черты "женственности" в характере, можно сделать вывод, что у наших испытуемых-мужчин существует тенденция к стихийной (часто неосознаваемой, спонтанной) и к произвольной самогармонизации – к оптимизации своей личности в сторону выравнивания баланса между мужскими и женскими чертами в характере. Это самогармонизация выраженности у себя проявлений архетипа анимус-анима, мужское-женское, который изначально существует у каждого человека (Юнг К., 1991).

Гармония – это оптимальная согласованность, соотношение различных характеристик целого предмета между собой и с окружающими условиями. Психологическая гармония – это оптимальная соразмерность, согласованность психологических характеристик человека друг с другом и с внешними средами его жизни. Она выражается в оптимальной психологической организации и функционировании индивидуума, является синонимом здоровой, разнообразной и интересной жизни – с наличием своего творческого дела, с функционально разнообразным образом жизни, с достаточным самопринятием и принятием в целом окружающего природного и социального мира. Важно понять, что человеческая (и мировая) гармония – не абсолютное совершенство, а оптимальное, с определенной долей несовершенства. Это и наличие каких-то противоречий и минусов в личности, но в меру. Поэтому личностная гармония - реально достижимый в жизни идеал оптимальной конфигурации личности и ее образа жизни, который, однако, требует ежедневной самоподдержки и подкрепления специальными усилиями и действиями (Мотков О.И., 2000).

"В основе гармонии живого лежит точный расчет, равновесие сил, экономия ресурсов, максимальное использование благоприятных возможностейсогласованность системы с окружением" (Голицын Г.А., Петров В.М., 1990, с. 6). "Нередко согласие, созвучность с окружающей средой в одно и то же время могут носить в чем-то гармоничный, а в чем-то и дисгармоничный характер. "Чистая" гармония – спекуляция "чистого" ума. Даже само стремление к гармонии обычно бывает вызвано дисгармонией, как желание эту дисгармонию преодолеть" (Милтс А.А., 1990, с. 22).

Гармонизация личности – это процесс развития и саморазвития, направленный на достижение большей психологической и внутриличностной гармонии. К этому понятию приближаются понятия "адаптации", "компенсации", "саморегуляции", "саморазвития" и "самоактуализации". Однако последние не исключают однобокости, односторонности в самоизменении личности и всего живого организма. Тогда как гармонизация – это всегда стремление к увеличению целостности, полноты своего отношения и самопроявлений, стремление к их разносторонности и всеобщности, что, конечно, может сочетаться с образованием всякий раз какой-то временной иерархии предпочтений в отношениях и делах. Стремление к гармонизации более универсально по своей сути, так как ориентировано на осуществление космической тенденции к мировой гармонии, является ее конкретным выражением в живых существах. Растущая постепенно гармонизация личности (спонтанная и произвольная) ведет к универсализации выражения ее потенциала и возможностей психики и организма в целом в переживаниях и поведении, к расширению рамок успешной адаптации отдельной личности и вида. Это творческий и никогда не завершающийся процесс поиска и достижения гармоничной самоактуализации и актуализации всего человечества, всей Природы.

У большинства людей обнаруживается недостаточный уровень гармоничности личности и жизни, что объясняется рядом совместно действующих причин: генетическими факторами (дефектами организма, диспропорциями и задержками развития, наличием выраженных акцентуаций характера), неадекватным стилем воспитания, дисгармоничными личностными установками и образом жизни, неразвитостью общей и психологической культуры личности, и т.п. Я знаю на собственном опыте, что любой человек может повысить уровень своей гармоничности, если будет целенаправленно работать в этом направлении над собой.

Наличие в психике человека стихийного, непроизвольного, не всегда осознаваемого стремления к гармонизации своего жизненного функционирования, качеств своей личности отмечали многие проницательные психологи-экспериментаторы и психотерапевты.

Интересно высказывание по этому поводу К. Юнга: "Каждому выраженному типу присуща особая тенденция к компенсации односторонности его типа, тенденция, которая биологически целесообразна, так как она стремится удержать душевное равновесие. Ритмическая смена обеих форм психической деятельности (ОМ – экстраверсии и интроверсии) должна была бы соответствовать нормальному течению жизни" (Юнг К., 1927, с. 6-8). Российский психолог К.М. Шоломий заключает: "Существует оптимизирующая саморегуляция мышления. …непроизвольный психический процесс, протекающий параллельно умственно деятельности… и направленный на ее совершенствование. …Принцип оптимальности – Розен Р. …биологические функции и параметры организма “стремятся” быть энергетически возможно более экономными. …Переход к более оптимальной, энергетически легкой и более рациональной модели работы происходит спонтанно и непроизвольно – это всеобщее свойство мышления. …Автоматически действующий психологический механизм, который выполняет функцию слежения за текущей мыслительной деятельностью с точки зрения ее оптимальности… “Нельзя ли лучше?”. Учитывая такие характеристики …процесса оптимизации… как спонтанность и непроизвольность, …(можно) считать, что он протекает по принципу саморегуляции, и назвать его оптимизирующей саморегуляцией. Оптимизирующая саморегуляция – компонент творческого мышления. …оптимизирующая активность входит в состав творческой деятельности и играет там, возможно, значительную роль" (Шоломий К.М., 1979, 77-84).

О стремлении к "хорошей жизни", к "полноценному функционированию" писал К. Роджерс: " Хорошая жизнь – это процесс, а не состояние бытия. Возрастающая открытость опыту. …Возрастает стремление жить настоящим. …Возрастающее доверие своему организму. …Процесс более полного функционирования. …Новая перспектива соотношения свободы и необходимости. …Творчество как элемент хорошей жизни. …Основополагающее доверие к человеческой природе. …Более полнокровная жизнь" (Роджерс К., 1994, с. 233-247).

Наличие стремления к стихийной гармонизации стиля своего общения со сверстниками у подростков 9 класса школы в Солнцево выявила в своей дипломной работе И.А. Симонянц. Оказалось, что к сотрудничеству в первую очередь стремятся ребята с повышенной склонностью к конфликтам (по тесту К. Томаса) и с психотическими чертами в характере. Гармоничность личности выше у учащихся со стилем "приспособление", с большей уступчивостью, деликатностью, стремлением сохранить хорошие отношения. Самореализация больше связывается у них с соперничеством, а гармоничность личности – с уходом от конфликтов, нравственным отношением к людям с тенденцией к самопожертвованию. Жизненная гармония предполагает наличие у человека внутреннего компромисса, оптимального сочетания между стремлением к личной самореализации (и его осуществлением) и стремлением помогать другим (жизнью для других) – их объединения в единой жизнедеятельности, что может выражаться в сотрудничестве с людьми (Симонянц И.А., 1998).

Верно! Оптимизирующая саморегуляция является выражением действия изначальной, наследственной биологической потребности в гармоничном, т.е. в более полном, более оптимальном и более разностороннем, функционировании, и проявляется в виде стихийной, спонтанной гармонизации своего состояния, установок и поведения. Проявляется и в личности - направляющем и управляющем звене психики (управляющей психике), и в познавательных и психомоторных исполнительных процессах, во всем живом организме в целом (Мотков О.И., 2005). Она может стать и становится осознанной целью гармонизирующего саморазвития, частично произвольным процессом, как мы наблюдаем это у наших испытуемых. Потребность в более гармоничном отношении к себе и миру и в более гармоничном функционировании является таким же базовым, фундаментальным стремлением организма, как и другие, составляющие наследственно заданную систему потребностей и лежащие в ядре личности (Мак-Дауголл У., 2003; Маслоу А., 2001; Мюррей Г.А., 2003; Симонов П.В., 1998).

Самогармонизация – это осознанная, произвольная систематическая гармонизация своей личности и жизни. Она может идти уже в подростковом возрасте и даже раньше, в виде самовоспитания, ведения дневника, постановки и выполнения самозадач. Самозадачи могут быть направлены, например, на улучшение своего преобладающего эмоционального состояния, отношений к близким людям и стиля общения с ними, на развитие воли, мужества, на освоение новых видов деятельности, развитие физических качеств и т.п. (Мотков О.И., 1993).

Тенденция, гармонизирующая личность и жизнь человека, проявляется, например, и в стремлении к выравниванию своего более низкого социометрического статуса в паре с другом. В парном эксперименте со свободным выбором для решения комбинаторных задач "игры 5" различной сложности она выражается в более высокой интеллектуальной активности и в достижении более высоких успехов по сравнению с успехами друга. Так, 71% лиц с отрицательным внутрипарным статусом выбирали и успешно решали задачи большей сложности, чем их высокостатусные друзья. В мужских парах в 100% случаев у таких испытуемых оказался выше уровень сложности выбираемых задач и качество их решения – т.е. выше интеллектуальная активность. У женщин эта тенденция к гармонизации своего статуса в паре с подругой выражена меньше, так как, возможно, они придают меньшее значение интеллекту, чем мужчины, и большее – другим факторам (Мотков О.И., 1982).

Возможно, что у мужчин с повышенной женственностью эта тенденция к самогармонизации своего характера выражена вообще сильнее, чем у обычных представителей мужского пола, так как они чувствуют себя не совсем такими, каким должен быть мужчина по социальному гендерному стереотипу. И чем сильнее они ощущают разницу, тем сильнее стремление к установлению большего своего внутреннего соответствия представлениям о мужском поведении, большего паритета, равновесия своих мужских и женских черт (чем больше вы устали, тем больше вам хочется отдохнуть). Здесь общая биологическая тенденция к гармонизации своей личности и жизни конкретизируется по своей направленности более ситуативными социально-психологическими мотивами соответствовать социальным стереотипам мужского поведения. Плюс к этому наши испытуемые, как и вообще все мужчины, хотят быть более сильными и уверенными. Т.е. обсуждаемая природная тенденция может стимулироваться, "подогреваться" дополнительной контекстной потребностью в социальной адаптации в процессе соотнесения мальчиком или юношей себя с традиционной "гендерной схемой" мужского характера, бытующей в обществе. О таком стремлении к гендерной социализации у женщин и мужчин хорошо пишет Т.В. Бендас:

"На долгие годы женщины многих стран старались соответствовать этому идеалу (ОМ – женственности), очень ценимому в обществе, и многие из них отказывались от определенных видов деятельности и ролей (например, от лидерства), только бы не быть обвиненными в утрате женственности и в сходстве с мужчинами. Точно так же мужчины стремились во что бы то ни стало соответствовать маскулинному идеалу – проявление мягкости и сочувствия считалось признаком слабости и презираемой фемининности. …Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории "мужское" и "женское". Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к "мужскому", а девочки – к "женскому", т.е. пользуются гендерными схемами. Гендерная социализация должна осуществляться по гендерной схеме. …Традиционные я-концепции могут со временем измениться… " (Бендас Т.В., 2005, с. 43-48).

Сам выбор направления произвольной гармонизации личности определяется активностью ее субъекта (субъект - особый отдельный аппарат личности, ее оперативный диспетчер, управляющий в имении, который решает здесь и теперь, куда и как дальше идти). Он, в процессе подготовки решения, интуитивно учитывает особенности своего темперамента и характера, в том числе в нашем случае, и свои "женские" черты – сензитивность, эстетическую чувствительность, эмоциональность, - и свои нонконформистские наклонности. И руководствуется, помимо прочего, и общим стремлением к гармоничной жизни в данном жизненном контексте. Сканируя мысленно виды жизнедеятельности, которые могут, возможно, способствовать оптимизации его характера, т.е. вести к усилению в нем мужских черт, он выбирает наиболее подходящие ему виды дальнейших гармонизирующих занятий.

В горных путешествиях, помимо развития воли и мужества, "мужского" самоутверждения, в ходе преодоления экстремальных природных ситуаций, удовлетворяются и другие характерологические мотивационные тенденции – стремление к переживанию красоты дикой природы гор, стремление к риску, а также к общению с близкими по духу и достаточно деликатными, самостоятельно и неординарно мыслящими, интеллигентными людьми. Как мы видели, именно такие люди и подбираются чаще всего в горно-туристских группах, создавая благоприятные для общения социально-психологические условия (85 – 100% лиц с высшим образованием). Поэтому субъекты наших испытуемых мужского пола, интуитивно учитывая эти склонности и стремления своей личности, а также возможно, и физиологические особенности своего организма, например, такие как гибкость суставов, чувство равновесия и т.п., выбирают в конце концов для самогармонизации и удовлетворения других потребностей именно горный туризм и альпинизм.

Самогармонизация личности мужчин с "женскими" чертами в характере может идти, конечно, не только в горных путешествиях, но и в других видах экстремальных занятий. Так, у молодого художника К.А. была обнаружена высокая 5-я шкала в профиле СМИЛ. Он не только любил прогулки по горам Крыма и Кавказа, но и серьезно занимался карате. Постепенно карате стало главным его хобби.

Женщины-начинающие часто идут в горы не с целью гармонизации своего характера, а совсем с другими целями: найти хорошую компанию для общения, найти друга противоположного пола (что, конечно, тоже гармонизирует их личность и жизнь, но с другой стороны), реализовать свои характерологические тенденции, свою "мужественность". Многие, найдя вторую половину, прекращают ходить в горы. Поэтому в простых походах 1 и 2 категорий сложности процент туристов женского пола доходит до 50-60%. В более сложных горных походах 4-5 категорий он резко падает – до 1 или максимум 2 участниц на группу в 7-9 человек. У таких горных туристок часто (но не всегда!) наблюдаются трудности в замужестве, так как длительное преодоление экстремальных ситуаций еще больше усиливает у них "мужские" черты характера, делая их подчас подчеркнуто независимыми, жесткими и резкими в общении, что и затрудняет нахождение и сохранение общих точек соприкосновения с противоположным полом.

Как влияет успешное преодоление очень трудных экстремальных ситуаций в горах в течение одного летнего сезона на психическое состояние и проявления характера, самооценку горного туриста-аса, имеющего "женские" черты в характере?

Рассмотрим уникальные данные по тесту СМИЛ испытуемого Б.Б., полученные до и после его восхождения на пик Коммунизма на Памире в 1987 году (время обследования – март и сентябрь 1987). Испытуемому шел в тот период 31 год, была подруга. Он работал в научно-исследовательском институте АН СССР. После успешного восхождения на высшую точку СССР пришел на тестирование со своей подругой в умиротворенном и эйфорическом состоянии. По данным второго тестирования у Б.Б. в профиле личности существенно снизились показатели по шкалам: 2 (Депрессия – на 26 баллов Т), 4 (Импульсивность – на 18 Т б.), 6 (Ригидность – на 16 Т б.), 7 (Тревожность – на 10 Т б.), 8 (Индивидуалистичность – на 14 Т б.) и 0 (Интроверсия – на 8 баллов Т). И наоборот, несколько повысились показатели по шкалам К (Коррекция – на 6 Т б.) и 5 (Мужественность-женственность – на 8 баллов Т). Такие изменения профиля личности говорят об улучшении эмоционального состояния, некотором снижении настойчивости и авантюрности, стремления к независимости. В то же время - о повышении мягкости и сентиментальности, общей релаксации личности. Парадоксально, что его "женственность" не снизилась после сверхтрудной и опасной работы в горах, а, наоборот, повысилась на 8 делений Т-шкалы. Проявление исключительной мужественности не привело к ослаблению "женского" начала в его психике!

Можно заключить, что "мужественность" и "женственность" действительно являются устойчивыми архетипами, чертами характера, и могут совмещаться, гармонично "звучать" в одном человеке. Более того, с точки зрения саморазвития гармоничного функционирования личности желательно поддержание активного проявления обоих этих начал в ее жизни. Закончим наше исследование словами Н.А. Бердяева: "Только соединение мужского антропологически-личного начала с женским космически-коллективным началом создает полноту человека. Пока человек существо половое, он не может жить в мире и гармонии. …Человек по своей идее, по Божьему замыслу о нем есть существо цельное, муже-женственное, солярно-теллурическое, "логическое" и стихийное. И нравственная задача жизни заключается не в том, чтобы истребить и уничтожить половую энергию, а в том, чтобы ее сублимировать и превратить в энергию, творящую ценности" (Бердяев Н.А., 1993, с. 67-72).

Литература

Абалаков В.М. Основы альпинизма. М.: ФиС, 1958 (С. 9-14)
Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб: Питер, 2005 – 431 с. (С. 43-48)
БЕРДЯЕВ Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993 – 383 с. (С. 67-72)
БИТЯНОВА Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитич. обзор. М.: МПСИ, Флинта, 1998 -48 с.
БУШАР Т.Е. с соавт. (BOUCHARD T.E. et al) Источники психологических различий: Миннесотское исследование близнецов, воспитывающихся порознь / Реферат. Ж. 95. Психология. 1991, № 10, с. 2
ГАРМОНИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК: Из истории идей о гармонически развитой личности./ Сост. Трофимов П.С. М.: Искусство, 1965
ГОЛИЦЫН Г.А., ПЕТРОВ В.М. Гармония и алгебра живого: В поисках биологических принципов оптимальности. М.: Знание, 1990
Мак-Дауголл У. /Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб, 2003. (С. 122-126).
МАНОЛОВА О.Н. Темпераментальные основы характера. Автореф. канд. дисс. М.: ИП РАН, 2005
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 2001 – 478 с.
МАТЕНИ-МЛАДШИЙ А.П. Генетические основы развития детей// ДЕТСТВО ИДЕАЛЬНОЕ И НАСТОЯЩЕЕ: сборник работ современных западных ученых/ Ред. Слободская Е.Р. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994 (С. 90-102)
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985 –
319 с.
МИЛТС А.А. Гармония и дисгармония личности. М.: Политиздат, 1990 – 224 с., с. 22
Мотков О.И. Соотношение личностных и познавательных компонентов интеллектуальной деятельности в условиях психического стресса. Автореферат канд. дисс. М., 1978
МОТКОВ О.И. Стремление к гармонизации социально-психологического статуса в паре с другом как фактор повышенной интеллектуальной активности. М., 1982 (не опубл.).
МОТКОВ О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993
МОТКОВ О.И. Психологическая гармония. Теорет. статья. М., 2000 (http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm)
МОТКОВ О.И. Мужское и женское: иллюзорность традиционных представлений о психологическом облике/
Мат-лы межд. конф. ""Мужское" в традиционном и соврем. обществе", Ин-т этнографии и антропологии РАН. М., 2003, с. 50-51 (http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm)
Мотков О.И. Как устроена личность: Теоретическая интегральная модель психики и личности. М., 2005 (на сайтах: www.psychology-online.net , www.ucheba.com , http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm )
МЮРРЕЙ Г.А. / Хекхаузен Х. Классификация мотивов на основе отношений личности и окружения: Генри А. Мюррей/ Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб, 2003. С. 126-130. На сайте www.psychology-online.net (Научная и популярная психология: история, теория, практика)
Пломин Р. Среда и гены. Что определяет поведение? // ДЕТСТВО ИДЕАЛЬНОЕ И НАСТОЯЩЕЕ: сборник работ современных западных ученых/ Ред. Слободская Е.Р. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994 (С. 71-102 - Часть 2. Наследственность и воспитание.(С.71-89).
РОДЖЕРС К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994
СИМОНОВ П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной нервной деятельности. М.: ИП РАН, 1998 - 98 с.
Симонянц И.А. Соотношение стиля общения и особенностей личности старшеклассников. Диплом. работа (рук-ль О.И. Мотков). М., 1998.
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикладной психологии, 1998 – 512 с.
Школа альпинизма. Начальная подготовка. М.: ФиС, 1989 (Гл.Х – Линчевский Э.Э. – Морально-психологическая подготовка)
ШОЛОМИЙ К.М. Об одном виде саморегуляции мышления/ Вопросы психологии, 1979, № 6. С. 77–84
юнг К.Г. Психологические типы. Пред. И.Д. Ермакова. М.: ГИЗ, 1927, с. 6-8
ЮНГ К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного/Архетип и символ. Сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991 (С. 95-128)

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100