Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

МКК горный туризм > Библиотека
Содержание отчета:

1

Справочные сведения о путешествии

2 Характеристика района и маршрута: варианты подъезда и отъезда, аварийные выходы и запасные варианты, изменения.
3

График движения.

4 Техническое описание
5 Потенциально опасные участки на маршруте, итоги, выводы и рекомендации.

 

Отчёт
о пешеходном туристском путешествии турклуба МИТХТ в районе хребта Кодар, совершенном с 3 по 21 августа 2001 года

Справочные сведения

1. Проводящая организация: Турклуб МИТХТ.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяжённость активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

Пешеходный

Вторая с эл. четвёртой

174

19

15

3 – 21 августа 2001 года.

2. Район, подрайон, массив похода: Хребет Кодар, Забайкалье.

3. Подробная нитка маршрута: ст.Новая Чара - пос. Чара - р. Средний Сакукан – р.Шаньга - пер. 60 лет СССР (1Б) - р. Угольный – р.Апсат – р.Ягельная - пер. Мурзилка(1Б) – р. Сред. Сакукан – р. Сюрприз – пер. Сюрприз (2А) – р. Кодар – р. Верхний Сакукан – р.Таёжная – пер. Четырёх (1Б-2А) – р. Ледниковая – пер.Медвежий (1А-1Б) – р.Сред.Сакукан – пос.Чара.

4. Сведения об участниках путешествия.

Фамилия, И.О.
Год рождения

Домашний адрес,
телефон

Туристская подготовка

Обязанности в группе

Камков Александр Андреевич, 1954 г.

г.Зеленоград, корп. 847, кв. 66
531-21-91

5р - Приполярн. Урал
4р - Кодар
4р - Хамар-Дабан

руководитель

Иванова Наталия Николаевна, 1973 г.

Московская обл., г.Мытищи, ул. Попова, д.12, кв.16

2разр. по альпинизму
3у – Хамар-Дабан

участник

Генкин Сергей Валентинович, 1973 г.

Ленинский пр-кт, дом 52, кв. 17
434-04-75

1эл3у-Кольский п-ов
3у-Кольский п-ов
4у – Хамар-Дабан

фотограф

Заляев Руслан Фанильевич, 1979г

пр. Вернадского,86, общежитие МИТХТ 8(901) 781-52-62

2у-Ц.Кавказ (горн.)
1р-Ц.Кавказ (горн.)
3у – Хамар-Дабан

участник

Крупинова Оксана Николаевна, 1973г

ул. Шоссейная, д.70, корп.1, кв.14
352-97-42

1эл3у-Кольский п-ов
2у,3у-Кольский п-ов
3у – Хамар-Дабан

завхоз

Лапин Алексей Сергеевич, 1980г.

ул.Академика Янгеля, д.15, кв.108
175-75-90

3у-Ц.Кавказ (горн.)
2у- Хибины
4у – Хамар-Дабан

отв. за снаряжение

Хатин Геннадий Дмитриевич, 1972г

пр-кт Вернадского, 86 общежитие МИТХТ

1эл3у-Кольский п-ов
3у-Кольский п-ов
3у – Хамар-Дабан

ремонт снаряжения

Семёнов Александр 1972г. Александрович

пр-кт Вернадского, 86 общежитие МИТХТ

1эл3у-Кольский п-ов
3у-Кольский п-ов
3у – Хамар-Дабан

участник

Шамшин Дмитрий Викторович, 1965 г.

Новоясеневский пр-т, д.40, корп.3, кв.491
422-58-96

3р- Кольский п-ов
3у- Полярный Урал
4у- Хамар-Дабан

штурман

Шершова Ольга Юрьевна, 1980 г.

ул. 26 Комиссаров, д.10, корп.1, кв.84
434-34-41

1у-З.Кавказ
1эл3у-Кольский п-ов
4у- Хамар-Дабан

участник

 

Характеристика района и маршрута

1. Общая характеристика района и маршрута.

Кодар - горный хребет, расположенный в Забайкалье, на севере Читинской области в восточной части Станового нагорья. Простирается на протяжении 240 км с запада на восток от р. Витим до р. Токко. На Юге ограничен р. Чара. Сложен гранитами и кристаллическими сланцами.

Хребет Кодар резко выделяется среди окружающих сибирских плоскогорий и среднегорий четко выраженным альпийским рельефом. Здесь находится высшая точка Забайкалья - пик Бам (3072 м). Горное расчленение Кодара достигает двухкилометрового размаха – это сочетание острых труднодоступных гребней, мощных вершин, взметнувшихся над крутыми ущельями, скальных стен, живописных озер, бурных рек, водопадов и наледей.

Кодар единственный в Забайкалье хребет, имеющий современное оледенение. Оно занимает площадь 15 кв. км. – это свыше трех десятков кодарских ледников.

Склоны гор покрыты лиственничной тайгой. На северо-западном склоне зона леса поднимается до 700 -1400 м; на юго-восточном до 1400 -1800 м. Выше - заросли кедрового и березового стланника, горная тундра. В зоне леса встречается каменная береза, осина, тополь, ольха, сосна, пихта, ель. В высокогорье со стланником резко контрастируют красочные заросли рододендрона и альпийские луга с лютиками, горцами, геранью и др. представителями разнотравья. В июле обилие грибов; в августе - ягод: голубики, смородины, малины, брусники.

Климат Читинской области, на территории которой находится Кодар, резко континентальный с крайне малым количеством осадков зимой и весной. Зима солнечная, сухая и морозная. Средняя температура января от - 33 до - 26 градусов. Лето очень короткое и теплое. Средняя температура июля от + 17 до + 21 градуса. На высотах 2000 м и более еще во второй декаде июля снег покрывает больше половины поверхности долины, все озера подо льдом. После первой декады августа цветение заканчивается и можно снова ожидать появления снежного покрова. Время успешных летних путешествий ограничено 3 - 3,5 месяцами с 1 июня по 15 сентября.

С юга ограничивает хребет долина р. Чары - Чарская впадина. Здесь расположена своеобразная миниатюрная пустыня - урочище Пески. Рядом с желтым песком соседствует голубая наледь, а среди песчаных барханов встречается оазис из лиственниц и сосен.

Начальным пунктом маршрутов по Кодару и Чарской впадине, как правило, является село Чара. Это административный центр Кодарского района Читинской области. Чара как райцентр имеет все необходимые учреждения, включая больницу, почту, магазины, баню, краеведческий музей, аэропорт, КСС.

Маршрут предполагалось пройти “зигзагообразный”, состоящий из 3-х дугообразных участков:

1 участок: от отправной точки на Ср.Сакукане через пер. 60 лет Октября выйти на Апсат и через Мурзилку вернуться обратно в верховья Ср.Сакукана. Туда же предполагалось отправить заброску.

2 участок: через пер. Сюрприз выйти на Верхний Сакукан и через пер.Четырёх на Ледниковую и Лев. Сыгыкту – это вторая дуга.

3 участок: через пер. Олений выйти на р. Лев. Сюльбан и далее по Сюльбану на выход из района на станцию Кодар трассы БАМ.

Маршрут сочетал в себе препятствия как чисто горного характера (категорированные перевалы 1Б-2А), так и таёжные – в ущельях рек Апсат и Верхний Сакукан практически отсутствуют тропы. Препятствия - труднопроходимая тайга, стланник, каньоны, осыпи, броды, прижимы.

2. Варианты подъезда и отъезда.

Существуют два посёлка: Чара и Новая Чара. Чара существует очень давно, видимо, со времён открытия здесь месторождения урана. Новая Чара появилась как железнодорожная станция на трассе БАМа. Аэропорт расположен рядом с Чарой. Между посёлками около 18 км по хорошей дороге. Есть регулярное автобусное сообщение, автобус ходит с интервалом в 1-2 часа.

До Чары можно долететь самолётом из Читы, но самолёт летает лишь два раза в неделю, по вторникам и субботам. Кроме того, он плохо стыкуется с рейсами из Москвы (пришлось бы более суток сидеть в Чите). Суммарная стоимость билетов весьма внушительна – около 6900 рублей (свыше 200 долларов).

Другой вариант – поездом, по трассе БАМа. Поезд № 76 сообщением Москва-Тында отправляется из Москвы по нечётным дням в 20-27. До Чары поезд идёт почти 5 суток, прибытие в Чару в 10-32 местного времени (разница с Москвой +6 часов). На станции к нам проявила интерес местная милиция – провела досмотр двух рюкзаков. Искали, как они сами сказали, оружие и наркотики. Разумеется, ничего не нашли, но будьте бдительны – туристский нож при большом желании вполне можно причислить к оружию.

Далее нужно арендовать машину “Урал” – вахтовку. Адрес водителя: Ст. Новая Чара, м/к “Тополёк”, дом 12, кв. 2. Мисюра Анатолий Иванович. Дом расположен в 5 минутах ходьбы от станции. Стоимость аренды 1500 рублей не зависимо от числа людей (может поместиться до 20 человек с рюкзаками). Машина доходит до р. Хавага – одного из левых притоков Среднего Сакукана. Дорога идёт и дальше, но здесь её перегородил завал, непреодолимый для “Урала”. Время в пути около 4 часов.

Обратный выход – от Чары до Новой Чары доехали на рейсовом автобусе. Поезд Тында-Москва отправляется из Новой Чары в 10-15 (время местное) по нечётным дням. Поэтому мы отправились на поезде №131 сообщением Новая Чара – Северобайкальск. Отправление из Чары в 18-35, прибытие в Северобайкальск в 8 утра (время местное). Далее поездом Северобайкальск -Москва (отправление в 22-50). Весь день провели на берегу Байкала (до него около километра от станции).

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Как уже сообщалось, маршрут “зигзагообразный”, начинается и заканчивается на станциях БАМ. Никаких населённых пунктов, расположенных вне этой магистрали, нет. Единственное место, где есть хорошая тропа и дорога – это в ущелье Ср. Сакукана. В верховьях реки есть хорошая изба (могут разместиться до 20 человек) бывшей гидрометеостанции. Станция давно закрыта, однако изба пользуется большой популярностью у туристов, в ней практически всегда есть люди. Соответственно, все запасные варианты и аварийные выходы сводятся к одному: выход на Ср. Сакукан и возвращение в Чару.

4. Изменения маршрута и его причины.

Первоначально был заявлен несколько иной маршрут: ст.Новая Чара - пос. Чара - р. Средний Сакукан – р.Шаньга - пер. 60 лет СССР (1Б) - р. Угольный – р.Апсат – р.Ягельная - пер. Мурзилка (1Б) – р. Сред. Сакукан – р. Сюрприз – пер. Сюрприз (2А) – р. Кодар – р. Верхний Сакукан – р.Таёжная – пер. Четырёх (1Б) – р. Ледниковая – р. Лев. Сыгыкта - пер.Олений (н/к) – р.Лев. Сюльбан – р. Сюльбан – ст. Кодар.

Однако из-за болезни двух участников (заболели на р. Ледниковая) пришлось выходить по аварийному варианту: через пер. Медвежий вернуться на Ср. Сакукан и далее по тропе и дороге на Чару.

График движения

дата

Участки маршрута

км

Характеристика участка

3.08

ст.Новая Чара – р. Сред.Сакукан - устье р. Хавага – развалины лагеря -

6

хорошая тропа

4.08

- организация заброски -

-

хорошая тропа

5.08

- р.Шаньга -

11

тропа, крутой склон

6.08

- пер.60 лет СССР (1Б) – р.Угольный -

11

осыпной склон, стланник

7.08

- р.Апсат - р.Ягельный -

16

тропа, кедровый стланник

8.08

- исток р. Ягельной -

9

слабая тропа, стланник

9.08

- пер. Мурзилка (1Б) - р. Сред. Сакукан -

11

ледник, простые скалы

10.08

- днёвка-

-

 

11.08

- пер.Сюрприз (2А) -

9

тропа, скалы

12.08

- вынужденная днёвка -

-

 

13.08

- р.Кодар (Бюрокан)-р.Верх.Сакукан -

18

плохая тропа, прижимы

14.08

- р. Таёжная-

10

плохая тропа, прижимы

15.08

- пер. Четырёх (1Б-2А) - р.Ледниковая -

8

ледник, скалы, осыпи

16.08

- вынужденная днёвка -

-

 

17.08

- рад выход вдоль р.Ледниковая -

6

тропа

18.08

- пер.Медвежий (1А-1Б) –

- ГМС на р.Сред.Сакукан -

8

тропа, осыпи

19.08

- рад. вых. в Мраморное Ущелье -

9

тропа

20.08

- р.Сред.Сакукан – выход из ущелья -

18

тропа, грунтовая дорога

21.08

- пос. Чара.

24

грунтовая дорога

Итого активными способами передвижения: 19 дней, 174 км

Техническое описание прохождения маршрута

3-4.08. 1-2 день, р.Ср.Сакукан (устье р.Хавага) - развалины лагеря – организация заброски.

Автомашина довезла нас до устья р. Хавага, одного из левых притоков Ср. Сакукана. В этом месте дорога перегорожена завалом, непроходимым для “Урала”. Пешком же завал легко проходится. Решаем пройти по дороге в поисках более хорошего для стоянки места. Такое место нашлось примерно через 6 км, недалеко от развалин лагеря.

На следующий день организовали доставку продуктов в заброску в верховья Ср. Сакукана. Путь сначала проходил по вполне приличной дороге, правда, по ней давно уже никто не ездит. Чуть выше устья притока Того дорога переходит на правый берег. Мост разрушен, от него остались только две опоры. Далее по левому берегу идёт хорошая тропа до слияния р.Медвежий с Ср. Сакуканом. Заброску оставили на стрелке.

5.08. 3 день, р.Средний Сакукан – верховья р.Шаньга.

От места стоянки идём по хорошей дороге около часа до устья Шаньги. Реку не переходим, а сразу круто вверх вдоль левого берега по нагромождению камней. Местами попадается слабая тропка. Видимо, лучше подниматься прямо по склону на некотором удалении от реки. Здесь лиственничный лес без подлеска, хотя склон местами и крутоват (до 40 град.), но идти вполне можно.

Примерно через километр река уходит в каньон. Перед каньоном появляется слабая тропа. Она хорошо просматривается на небольшом участке мелкой осыпи. Между вершиной и каньоном есть достаточно широкая полка. Тропа идёт по ней в обход каньона по увалам, местами пропадает, но потом вновь появляется. Каньон впечатляет: узкий, с отвесными стенками, высотой метров 200.

За каньоном ущелье Шаньги выполаживается. Тропа теперь везде чёткая. Много хороших мест для стоянки. Мы встали на границе зоны леса.

6.08. 4 день, р.Шаньга – пер.60 лет СССР(1Б) – р.Угольный.

Перевал 60 лет СССР соединяет ущелья рек Шаньга и Угольный. Перевал скально-осыпной, асимметричный. От границы зоны леса до перевального взлёта около километра по слабой тропе. Подъём простой, в две ступени. Подъём возможен как по левому так и по правому бортам цирка. От второй ступени по мелкой осыпи и “зелёнке” идти около получаса.

Перевал – широкая седловина, тур в центре. Снята записка группы ЦДЮТ из Москвы от 2.08.01, руководитель Устинов. В нашем случае ещё был густой туман. Около часа ожидали улучшения видимости.

Спуск от тура. Метров через 100 начинается довольно крутой (35-45 град.) и камнеопасный кулуар, который затем раздваивается. Спуск по левому, правый более крутой. Из-за высокой опасности камнепада мы спускались поочерёдно двумя группами по 5 человек. Спуск каждой группы занял около часа.

Внизу сюрприз – в ручьях нет воды. Нашли воду где-то километра через 2. Двигались по тропе по правому берегу. Тропа местами исчезает. В месте впадения левого притока переход на левый берег. Переправа простая, вброд. Глубина брода не более 0,4 м. Здесь на стрелке относительно хорошие места для стоянки.

Далее по правому берегу по слабой тропе. Тропа идёт довольно далеко от реки. Стоянка на боковом ручье. Место не очень хорошее.

7-8.08. 5-6 день, р. Угольный – р. Ягельный.

Продолжаем движение по тропе вдоль левого берега. Тропа достаточно чёткая, идёт на большом удалении от реки так, что берега не видно. Ущелье постепенно расширяется, тропа поворачивает вверх на Апсат и идёт на удалении около километра от реки, при этом существенно ухудшается, местами пропадая вовсе. И так до Ягельной и по Ягельной по правому (орографически) берегу в таком же духе. В месте широкого разлива реки тропа исчезает вовсе. Здесь бывает наледь, но в этом году не было – уже успела растаять. Движение по галечнику реки. Многочисленные протоки проходятся либо по камням, либо вброд. Броды несложные. Здесь единственное на всём протяжении хорошее место для стоянки.

По островам и через протоки переходим на левый берег. Здесь появилась было тропа, но очень быстро исчезла. Появился кедровый стланник. Движение по кромке воды по галечнику, валунам и сквозь стланник. И так до впадения левого притока.

Дальше крутизна ущелья существенно увеличивается, растительность редеет и исчезает совсем. Ригель перегораживает ущелье. Обход слева по ходу и подъём на край ригеля. За ним красивое озеро. Есть приличные места для стоянки.

9.08. 7 день, р. Ягельный – пер.Мурзилка (1Б) – р.Ср.Сакукан.

Перевал Мурзилка соединяет ущелья реки Ягельной и Среднего Сакукана. Перевал асимметричный: с севера ледовый, с юга – скально-осыпной.

За озером начинаются осыпные (моренные) гряды. Поднимаемся по ним и выходим на правый борт ледника. В сравнении с фотографиями 10 летней давности ледник сильно уменьшился в размерах, имеет довольно грозный вид. При ближайшем рассмотрении обнаружилось, что в верхней части он почти горизонтальный, градусов 5, внизу около 15. С морены можно выйти на пологий участок и свободно перемещаться без кошек.

Перевальный взлёт метров 50, крутизной градусов 20-25, есть бергшрунд. В правой (орографически) части почти от перевала спускается осыпь шириной метров 10 и перекрывающая весь перевальный взлёт ледника. Камнями забит и бергшрунд.

Подъём по морене до пологой части ледника. Далее выход на ледник и по нему до осыпи на перевальном взлёте. Подъём на перевал по границе осыпи и льда с самостраховкой ледорубом или альпенштоком.

Перевал – узкий гребень и очень узкая щель. Группа из 10 человек не помещается. Собирались под скалой на границе ледника. Снята записка группы ЦДЮТЭ из Москвы под руководством Устинова от 5.08.01.

Спуск – метра 4 скал, крутизной градусов 60, но с достаточным количеством полок. Рюкзаки спустили отдельно по верёвке. Без рюкзаков с “гимнастической” страховкой этот участок проходится достаточно уверенно.

Далее по средней и мелкой осыпи до гряды. Местами даже просматривается тропа. От гряды крупная осыпь до озера. От озера ущелье выполаживается. На “зелёнке” на правом берегу появляется тропа. Здесь хорошее место для стоянки.

Далее вниз по тропе. Тропа переходит на левый берег, на заболоченных участках теряется, затем появляется вновь, и, срезая изгиб реки, идёт в обход каньона довольно далеко от воды. После левого притока нужно спуститься вниз к реке. Здесь нижняя тропа, хорошо набита, продирается сквозь кедровый стланник.

Стоянка на стрелке Сакукана и Медвежьей. Переправа через Сакукан простая, по камням и вброд. Глубина не превышает 0,3 м.

10.08. 8 день, днёвка.

На стрелке хорошее место для днёвки, есть ровные площадки и немного дров. Знаменитая изба стоит почти у слияния рек, на правом берегу Медвежьего. Переправа по хилому бревну метрах в 200 выше избы. Мы не поленились, уложили второе бревно, сделали перила. Надеемся, что этот мост простоит не один год.

Изба находится во вполне приличном состоянии: двухъярусные нары, печка. Может разместится группа человек этак в 20.

11-12.08. 9-10 день, р. Медвежий – пер.Сюрприз (2А) – р.Кодар.

По улучшенному нами мосту переходим на правый берег Медвежьего и далее вверх по хорошей тропе до устья р. Сюрприз. Ручей переходим и далее вверх вдоль ручья по слабой тропе. На ригель можно подняться вдоль ручья, этот путь короче, но осыпь “живая”. Лучше идти по левой (орографически) морене несколько в стороне от ручья.

Далее вдоль озера по пологому ущелью. В средней части ущелья нет воды, она появляется ближе к концу ущелья. Подъём на перевал прост. Это правое по ходу понижение, достаточно широкая седловина. Тур в центре. Снята записка группы из Москвы под руководством Харченко от 11.08.01.

Спуск достаточно очевиден, состоит из трёх участков. Первый участок 30 м, крутизна до 50 градусов, по разрушенным скалам - сразу вниз и немного вправо. Далее 50 м наклонных перил (влево) по осыпи. Крутизна около 25 град, можно спускаться “по спортивному”. Третий, наиболее сложный участок, по довольно узкому кулуару. Верёвку на скальных крючьях нужно закреплять как можно ближе ко входу в кулуар, ибо 50 м еле хватает. Крутизна 50 – 70 град., есть два участка по 3м практически отвесных. В нашем случае еще регулярно накрапывал мелкий дождь.

Далее по осыпи, средней и мелкой до пологой террасы. В правой части террасы есть небольшая площадка и вода – ручеёк среди камней. Три палатки еле втиснулись. К ночи дождь усилился.

Весь следующий день шёл дождь при низкой облачности. Растянуло только к вечеру.

На следующий день спустились с террасы к озеру. Спуск в центре террасы по кулуару. В кулуаре есть один участок – скальный выход около 3 м, где необходима верёвочная страховка. Так что лучше сразу навесить перила на весь кулуар и “по-спортивному”.

13-14.08. 11-12 день, р. Кодар – р. Верхний Сакукан – р. Таёжная.

От озера под Сюрпризом по левому берегу вытекающего ручья идём вниз. После левого ущелья появляется слабая тропа. Тропа хоть и плохая, но везде промаркирована турами. Не теряйте маркировку и без особых приключений дойдёте до Верхнего Сакукана.

Там переправа через Кодар. После дождей речка сильно раздулась. Переправа почти у устья, стенкой по трое, на пределе. Глубина хоть и небольшая (около 0,5 м), но очень сильное течение.

Далее вверх по В.Сакукану по левому (орографически) берегу. Местами попадалась тропа, но большей частью приходилось идти по речной гальке, прибрежным валунам или просто продираться сквозь заросли.

В месте впадения р.Таёжная хорошие места для стоянки. Таёжную переходить не нужно: хотя на карте тропа показана на правом берегу, лучше идти по левому – здесь слабая, но тропа и берег существенно положе правого. Тропа местами пропадает, но в целом идти вполне можно. И так до каньона.

Перед каньоном переход вброд на правый берег и подъём по осыпи на террасу в обход каньона. И далее по осыпям, увалам и “зелёнке”, переходя с берега на берег до второго каньона и в обход него до озера. По озеру плавают большие льдины. Есть хорошие места для стоянки как ниже озера, так и немного выше.

15.08. 13 день, р. Кодар.– пер.Четырёх (1Б-2А) – р.Ледниковая.

От озера небольшой подъём на правый (орографически) борт ущелья. Пересекаем морену и выходим под перевальный взлёт. Картинка сильно отличается от увиденной на фотографиях: ледник уменьшился в размерах, снега нет и в помине.

Подъём на перевал по средней и мелкой осыпям и простым скалам. Средняя крутизна около 30 град. Перевал – площадка шириной метров 10 и с обрывами в обе стороны. Поэтому выход на перевал по хребту – нужно выйти на хребет чуть левее (по ходу) и выше перевала, а затем пройти на него. Время подъёма – около часа. Снята записка группы из Москвы от 11.08.01, руководитель Водовозов.

Спуск состоит из трёх участков: первый – скалы около 8 м и крутизной 60-80 град., второй – скалы 20 м и крутизной 40 - 60 град., третий - ледник 45 м и крутизной градусов в 50.

Первый участок лучше обойти слева - там есть относительно простые проходы. Спускаться лучше без рюкзаков, а рюкзаки спустить по верёвке по кратчайшему пути.

Далее 20 м перил до ледника. Верёвка закрепляется на скальных крючьях. Есть несколько маленьких удобных площадок, где может сосредоточиться вся группа.

Под скалой у начала ледника точка перестёжки и ещё 45 м перил до перегиба ледника. Бергшрунд проходится по мосту (их было два). Верёвка закреплялась на ледобурах. Крутая часть ледника состояла из очень твёрдого льда, кошки держали с большим трудом. Участок камнеопасный – камни различной величины регулярно срывались сверху. Собиралась группа на пологой части ледника метрах в 50 от бергшрунда – туда камни не долетают. Обратите внимание!

Снимали перила – один участник с нижней страховкой спускался в кошках по леднику и вывинчивал ледобуры. Для организации страховки в лёд завинтили 6 ледобуров. Это 1Б?

Далее ледник постепенно выполаживается с 15 град. до практически горизонтального, покрыт снегом. С самостраховкой ледорубом или альпенштоком проходится достаточно уверенно. В средней части выход на левый борт морены и по ней по средней осыпи с большим количеством “живых” камней до конца ледника. Можно было не уходить с ледника, а прямо по нему пройти до конца. Крутизна ледника не превышает 10 град., сход с него достаточно прост.

Далее вдоль Ледниковой по осыпям и террасам до ровных площадок по перевалом Медвежий. Здесь хорошие места для стоянок.

16-17.08. 14-15 день, р. Ледниковая.

Весь день и половину следующего с небольшими перерывами идёт дождь. Утихло где- то к 14 часам 17 августа. Выходим вниз по тропе вдоль правого берега Ледниковой. Везде есть тропа, протоптанная, видимо, туристами. Река довольно круто, террасами, падает вниз. И так до устья левого притока – р.Изумрудной. Разведка показала, что дальше тропы нет – все группы переправляются на левый берег и через перевал Проходной выходят на Лев. Сыгыкту. Что же, это весьма разумно.

Переправа через Ледниковую возможна как против устья Изумрудной, так и несколько выше – на наш взгляд все-таки лучше переправляться не доходя до устья Изумрудной. Там же (чуть выше устья) есть и хорошие места для стоянки. Одна незадача – место совсем открытое.

Мы с большим трудом втиснулись на небольшую поляну среди зарослей березки. Сырая погода сделала своё чёрное дело – состояние здоровья двух участников резко ухудшилось. Ничего не остается, как воспользоваться аварийным выходом – через Медвежий возвращаться на Ср. Сакукан.

18.08. 16 день, р. Ледниковая– пер.Медвежий (1А-1Б) – р. Ср.Сакукан

Перевал Медвежий соединяет реки Ледниковая и Средний Сакукан. От места стоянки подъём по “зелёнке” под перевал в начало кулуара. Начало кулуара хорошо видно по большой осыпи, выделяющейся на фоне “зелёнки”. Дальше вверх по кулуару около 300 м вдоль правого (по ходу) борта по средней и мелкой осыпям.

Перевал Медвежий – один из наиболее посещаемых перевалов, его проходят если не все, то добрая половина групп, путешествующих в районе. За много лет большим количеством людей была протоптана хорошая тропа. При прохождении перевала нужно придерживаться этой тропы, таким образом можно избежать недоразумений, ибо Медвежий – очень хитрый перевал. Со стороны Сакукана классическое перевальное седло именуется как Медвежий Ложный, тек как спуск с него на Ледниковую заканчивается 30-50 метровым сбросом. Это хорошо видно от Ледниковой.

Единственный кулуар, выходящий на Ледниковую, верхним концом выходит на сам Медвежий, который расположен севернее и выше по хребту. Однако напрямую по кулуару на перевал подъём весьма проблематичен, ибо крутизна кулуара плавно возрастает и непосредственно перед перевалом достигает 60 градусов плюс высокая опасность камнепада.

Нужно не доходя до верха метров 300 пересечь кулуар и выйти на правый (орографически) борт кулуара (ориентир перехода – тропа) и далее вверх на хребет но опять-таки не по прямой, а по замысловатой траектории по наиболее простому пути. Придерживайтесь тропы! Сначала выйдете на хребет немного севернее и выше перевала, а затем по хребту на перевал. Снята записка группы из Томска от 14.08.01 под руководством Борисова С.И. Кроме этого было найдено еще 2 тура – один в абстрактном месте между истинным перевалом и ложным, второй – на ложном.

Спуск существенно проще подъёма. Можно идти прямо вниз, по средней слежавшейся осыпи крутизной до 30 град., но в самом низу будут небольшие скальные выступы, которые, впрочем, легко обходятся. В нашем случае была плохая видимость, склон регулярно заволакивало туманом, сокращая видимость до 100-300 м. Поэтому мы по хребту спустились на Медвежий Ложный, а уже с него до озера. Так немного длиннее, но надёжнее – меньше шансов заблудиться.

Из озера вытекает ручей Медвежий, приток Сакукана. Переходим по камням на правый берег и далее по хорошо натоптанной тропе около 2.5 часа хода до избы на стрелке Медвежьего и Сакукана.

19.08. 17 день, радиальный выход в Мраморное ущелье.

На Мраморное ущелье можно попасть двумя способами: от избы ГМС, если спускаться вниз по долине реки Средний Сакукан, и от моста, если подниматься вверх по дороге от Чары. От избы вдоль реки идет натоптанная тропа (не сверните к бане) на перевал Балтийский. На развилке стоит указатель (на пригорке). Надпись стерта, но сам указатель довольно крепкий. Переправа через р.Балтийский маркирована небольшими турами. Далее тропа (как и до этого, тропа может расходиться, соединяясь вновь) идет к переправе через р.Метельный, к натянутой проволоке. Переправа простая, даже по средней воде. Сразу на другом берегу тропа выходит на поворот серпантина старой проезжей дороги в Мраморное ущелье и раздваивается (оба ответвления одинаково хорошо утоптаны). Нижняя тропа спускается к развалинам моста. Тропа идет по полке старой дороги, заросшей лиственничной порослью, иногда по руслу мелкого ручья, текущего по старой дороге. От развалин моста (нет центрального пролета) идет слева вверх (если стоять спиной к берегу) тропа к двум могилам. Немного не доходя до них, есть отворот тропы влево - вниз, которая, спускаясь к реке, теряется. Есть далее от могил тропа вверх, которая приводит к верхней дороге, и выходит на нее недалеко от осыпи, ручья и деревянного указателя (по дороге налево).

Верхняя тропа идет по однотипной дороге (верхняя ветка дороги на рудник) и доходит до в ручья. Слева - тур, прямо - стрелка, указывающая на другой берег. Тур на другом берегу виден плохо, продолжения дороги не видно совсем. Справа вверх - крутая песчаная осыпь, которая по левому своему краю обрывается вертикальной скальной плитой, справа от продолжения дороги на том берегу. Слева вниз на исходном берегу по руслу ручья есть маленькая каменная пещерка. Ручей мелкий, и переправа прямо поперек ручья приводит к продолжению дороги. Тропа продолжает идти по старой дороге до каменной стрелки. Прямо - направо по дороге туристской тропы нет, резко направо крутая просека в лиственничной поросли, вверх по ней и идет тур. тропа, которая выходит на продолжение старой дороги, срезая ее разрушенный местами серпантин. По дороге тур. тропа доходит до ущелья, далее путь очевиден. Есть ещё несколько троп разной степени протоптанности.

Если не сворачивать по каменной стрелке, а выйти к ручью и подняться по его правому орографическому берегу в каньоне, то получится дольше, труднее, но красивее, т.к. ручей течет по ложу из белого "мраморного" камня, местами низвергаясь красивыми водопадами. Стоит отметить, что столбы старой ЛЭП (ее столбы иногда встречаются по дороге) на "перевале" в мраморное ущелье видны с противоположного берега реки, лента молодой ярко-зеленой поросли, повторяющая серпантин дороги - тоже. И еще: в одном из первых сохранившихся бараков, в части, обращенной к шахте (засыпана) и обратной входу в ущелье, сохранились помещения с печкой. Вода в ущелье есть, фон - две нормы (30мР/ч).

20-21.08. 18-19 день, р. Ср.Сакукан – пос. Чара.

От избы до Чары путь прост и уже однажды был нами пройден. Переправляться на левый берег лучше в два этапа, особенно по большой воде – сначала по улучшенному нами мосту через Медвежий, а затем вброд через Сакукан. Далее по хорошей тропе до дороги, затем по дороге до Чары. Маршрут окончен.

Потенциально опасные участки на маршруте, итоги, выводы и рекомендации.

Район довольно сильно изменился за последние 10-15 лет. После развала СССР Кодар стал одним из немногих районов в России, где есть большое количество высококатегорированных снежно-ледовых и скальных перевалов. От Чары леспромхозом была построена дорога до Ср. Сакукана, что дало возможность организовывать довольно простую заброску в глубь района. Всё это привело к значительному увеличению количества путешествующих групп, многократному увеличению вновь разведанных и пройденных перевалов.

То ли вследствие глобального потепления климата, а может быть по ещё каким причинам, произошло существенное уменьшение площади ледников и снежников, что привело к изменению характеристик некоторых перевалов.

На наш взгляд, в районе существует некоторая путаница в определении категории перевалов. Перевалы 60 лет СССР и Мурзилка вполне соответствуют категории 1Б. Прервал Сюрприз, имеющий категорию 2А, действительно сюрприз. Мы не нашли ни одного описания прохода его на подъём, то есть со стороны Таёжной на Медвежий. В таком варианте при прохождении первого участка (50м с двумя практически отвесными кусками стены) потребовалось бы не менее 10 скальных крючьев. Но ведь категория перевала не должна зависеть от направления прохождения.

На наш взгляд, вследствие сокращения площади оледенения изменилась категория перевала Четырёх. Отсутствие снежника привело к тому, что он стал ледовым. Ледяная стенка протяженностью около 45 м и крутизной так градусов в 50 из очень твёрдого льда с бергшрундом потребовала использовать все имевшиеся в наличии ледовые крючья (6 шт.). Наверное, это ближе к 2А.

А вот перевал Медвежий упростился. Как уже сообщалось, это один из самых популярных перевалов. Большое количество групп протоптало через него хорошую тропу в обход сложных участков. Так что теперь он скорее 1А.

 

© 1999-2001 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
TopList Rambler's Top100