Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

МКК горный туризм > Библиотека

 

Отчет о лыжном походе 5 к.с. по юго-западной Туве

Общие сведения

Содержание отчета:

вид туризма

лыжный

категория сложности

пятая

район

Западная Тува

продолжительность

21 дней

протяженность

300 км

количество участников

3 человека

сроки проведения

23.02 - 16.03.2004

Руководитель

Юзенас С.В.

Маршрут

пос. Бай-Тал – р. Чиндозын – г. Менгулек ( 1А, рад. ) – пер. Скалистый ( 1А ) – р. Хемчик - р. Чинге-Хем – г. Ак-Юк ( 1Б – 2А ) – пер. Шивиттыг ( н/к – 1А ) – р. М. Ташсу – пер. Арлекино ( 1Б* - 2А ) – г. Тошкалы-Кая ( 1Б* - 2А) – пер. Арсенал ( 2А ) – пер. Калипсо ( 1А ) – пер. Мешту-Хем ( 1А* - 1Б ) – пос. Шуй .

Состав группы

Фото

фамилия, имя, отчество

год рождения

обязанность

Юзенас Сергей Викторович

1949

руководитель, фотограф

Юзенас Денис Сергеевич

1974

Нач. прод.

Таркановская Марина

Врач

 

Введение

Желание посетить этот район у Сергеича было давно. Хотел пойти ещё в прошлом году. Но Иваныч предложил ему посетить Байкальский хребет, что мы и сделали, прошли четвёрку лыжную. Но в этом году он сказал, что пойдёт даже один, что у него чуть и не получилось. Потенциальных участников было порядка шести человек, но ни я, ни Маринка в них не состояли. Я собирался этим летом в горный поход, который должен был занять весь мой отпуск. Но в связи с наметившимся рождением второго ребёнка летом, пришлось вносить коррективы в свои планы. Таким образом, я попал в участники этого мероприятия. Маринка тоже собиралась, впрочем и собирается, в горный поход на Памир, но умудрилась уволиться с работы и тоже попала в участники данного мероприятия. Все остальные потенциальные участники, как обычно, куда-то рассеялись. Вот таким образом участников похода оказалось всего лишь трое. Так как в этом районе Сергеич никогда не был, маршрут был взят из справочника. Правда, в первоначальном виде Сергеич собирался подняться ещё и на Мунгу-Тайгу. Но, так как количество участников получилось небольшое, решили пройти маршрут из справочника. Он нам подходил как нельзя кстати, так как на входе вес рюкзак у меня был 40кг., у Сергеича 38кг. у Маринки 30кг. Так как мы никогда не ходили с саночками, и желание ходить с ними у нас не возникало, то такие рюкзаки нам пришлось нести. А данный маршрут позволял сделать две заброски, но даже с этими забросками рюкзак легче 25 кг у меня не был (это когда выход и продукты все съедены-:)).

Дорога

Из Новокузнецка по пн, ср, пт до Абазы ходит поезд, время ориентировочно 16.00 Москвы. Что бы на него успеть из Новосибирска, надо сесть на поезд, проходящий - 2.30 Москвы. В Новокузнецк он прибывает около 13.00 Москвы. В Абазу поезд прибывает в 4.35 Москвы. Из Абазы до п. Шуй добрались на "Таблетке" за 6 часов. Машину наняли в местной фирме Родник за 4900 р. Из п. Байтал добрались за 300 р. до п. Телли, на Москвиче 412(25км). Оттуда в этот же день на Ниве за 200р. до ехали до п. Акдувурака(40км). Там на местном Автовокзале стоят частные извозчики, так что проблем с машиной не возникло. Из Акдавурака на микроавтобусе Тоёта за 2600р. доехали до Абазы(250км). В Абазе успели прямо к отходящему поезду до Абакана, который идёт через Аскиз. Поезд отходит из Абазы, если не изменяет память, в 22.45 местного времени, ходит ежедневно. По вт, чт, пт идёт прямой поезд до Новокузнецка. В Аскизе пересели на поезд идущий до Новокузнецка. В Аскизе ждали примерно минут сорок. В Новокузнецк прибыли в 4.45 Москвы. Из Новокузнецка до Новосибирска можно добраться либо поездом, но он идёт вечером около 20.00 местного времени, либо на автобусе который отходит из Новокузнецка в 11.30 местного времени. Поэтому мы решили добираться на автобусе, на который мы и купили билет, потом умудрились проморгать его и успели благополучно догнать на частнике. Догнали мы его только в Прокопьевске. Билет на автобус стоит 250р. плюс багаж. Всё время рекомендую уточнить, приводилось на память, потому как отчёт начал писаться через полтора месяца после похода. Но приблизительно всё указано плюс минус час.

Техническое описание

К сожалению все снятые записки после похода были выстираны, в связи с этим ниже не приводится чьи записки были сняты с вершин и перевалов.

24.02 t_0. Сильный ветер. Солнечно. рХемчик. 2км.

Доехали на машине от Абазы до п.Бай-Тал за 5 часов. Дальше проехали ещё час по р. Хемчик. Долина реки широкая снега практически нет, по реке, возможно, доехать до слияния с р. Чинге-Хем. Водитель довёз нас до моста через р. Хемчик не доезжая до слияния с р. Чинге-Хем 5 км. Здесь мы оставили заброску и прошли вниз по реке около 2 км и остановились на ночёвку. На улице тепло 0 С, но дует сильный ветер.

 

25.02 t 0 C. Сильный ветер. Солнечно. р. Хемчик - р. Чиндозын - р. Колташ-Су. 14 км.

Выходим в 7.30. Движемся по р. Хемчик затем по р. Чиндозын. Движение на лыжах, хотя особой необходимости нет, снег почти отсутствует. Обедаем, не доходя до слияния с р. Колташ-Су 1км. После обедам доходим до слияния и движемся по р. Колташ-Су.

 

В основном, движение в кошках на реке практически нет снега, там где он встречается вперемешку с камнями обходим по берегу, либо пешком либо на лыжах. Останавливаемся на ночлег в седьмом часу не доходя до границы леса 2-3км.

Река Колташ-Су:


26.02 C утра t 0C. Ясно, позже t -2 -5. Сильный ветер. р. Колташ-Су - г.Менгулек 1Б. 9км.

Выходим в 7 часов. За два с половиной часа до ходим до границы леса. Решаем отсюда выходить на г. Менгулек. Разбиваем лагерь, оставляем лыжи. Выходим в 10.30 движемся в вверх по реке в кошках. Через полтора часа погода резко портится Видимость от 100 м. до 1 км. Сильный ветер, мелкий снег. Ориентируемся по приборам, в чем очень сильно помогает GPS. К 14.00 доходим к началу первого озера отсюда вверх по крупной осыпи порядка 600 метров по высоте. Преодолеваем их за два с половиной часа, высота по GPS 3000км.

 

Дальше подъём выполаживается. Ветер здесь ещё сильнее, иногда такие порывы, что сбивает с ног. Время уже 16.30 принимаем решение на вершину не идти, спускаемся по пути подъёма. На место ночёвки приходим в девятом часу.

 

 

27.02 C утра t -10C. Ясно. Сильный ветер. р. Колташ-Су - пер. Скалистый 1А 7км.

Выходим поздно в 9.30. К 13.00 подтягиваемся под перевал Скалистый (фото слева). Решаем, как его проходить. Есть три возможности:

 

 

по снежнику, находящемуся слева в цирке,

 

 

 

по кулуару в центре,

 

 

 

 

и справа по гребню.

 

Выбираем третий вариант, вполне возможно не самый лучший, т.к в начале идёт достаточно лёгкий набор высоты по мелкой осыпи, но потом подъём осложняется. Останавливаемся на ночевку около 18.00.

Палатку устанавливаем в снежном надуве. Сергеич выходит на разведку вверх. Возвращается в седьмом часу. После разведки понимаем, что до выхода на гребень остаётся где-то часа полтора, наверху широкий гребень есть место для палатки, но очень сильные порывы ветра.

 

28.02 C утра t -14C. Пасмурно мелкий снег, плохая видимость. Сильный ветер. пер. Скалистый 1А - р. Теректыг 8км.

 

Выходим в 9.00. Часа через полтора выходим на широкий каменный гребень, сильные порывы ветра. Двигаемся по гребню в сторону перевального седла.

Так как погодные условия только ухудшаются, решаем тур не искать, и уходим верхами в сторону истока реки Теректыг. Ещё раз очень сильно выручает GPS, иначе при такой видимости задача была бы практически невыполнима.

 

Часам к шести выходим к устью реки, где и останавливаемся на ночлег. Весть путь проделали пешком в связи с отсутствием снега, лыжи прокатились на нас всю дорогу.

 

 

29.02 C утра t -12C. с утра ясно, после обеда опять всё заволакивает тучами. Относительно тихо. р. Теректыг – р. Хемчик . 7км.

Выходим в 8.30. Лыжи находятся опять за рюкзаками. Двигаемся по правой стороне реки, километра через 4 выходим на тропу у реки и к 14.30 добираемся до слияния р. Чинге-Хем и р. Хемчик.

Здесь обедаем и вдвоём выходим за заброской. Марину оставляем облагораживать лагерь.

Возвращаемся на место ночевки вначале седьмого часа. Находясь уже в палатке слышим, как рядом проезжает машина.

01.03 C утра t -12C. Ясно, солнечно. Относительно тихо. р. Хемчик – р. Чинге -Хем . 13км.

Выходим в 8.30. Переходим р. Хемчик по мосту. Привязываем лыжи к рюкзаку, и волочем их за собой по дороге, которая идёт вдоль реки. Со временем дорога переходит в тропу. На третьем большом правом притоке встречаем 70-ти летнего чабана. Живёт в избе около полутора месяцев сам из Бай-Тал. Продолжаем дальше движение по тропе. Не доходя 4км. до границы леса, встречается избушка с печкой - останавливаемся на ночёвку.

02.03 C утра t -13C. Ясно, солнечно. Ветер. р. Чинге -Хем . 4км.

После холодных ночёвок вялимся в избушке до 12.00, ну и спешить сегодня не куда, до границы леса осталось 4км. Выходим в начале первого. Надеваем кошки, и все 4км проходим по реке в кошках за три часа.

Останавливаемся на границе леса как раз напротив ручья, по которому нам через день уходить в долину реки Чон-Хем. А завтра отсюда радиально выходим на г.Ак-Юк.

03.03 C утра t -13C. Переменная облачность. Небольшой ветер. пер. Ак-Юк – в. Ак-Юк . 5,5км.

Выходим в 7.30.На лыжах доходим до ручья ведущего к перевалу Ак-Юк. Дальше лыжи оставляем, идем пешком.

Движение возможно либо непосредственно по руслу реки (твердый наст), там, где встречается рыхлый снег, обходим по камням.

Через 2.5 км. ручей поворачивает направо, непосредственно в сторону перевала Ак-Юк.

Здесь надеваем, кошки проходим метров восемьсот по твердому насту. Дальше непосредственно перевальный взлёт. По крупным камням поднимаемся на перевал. На перевал выходим к 14.00, сильный ветер, всё затягивает облаками, видимость падает до 100 – 300м.

Дальше движение по гребню в сторону вершины. Вначале необходимо преодолеть широкий ледовый купол. Отсюда движение в связках. Здесь приходится провесить метров 100 – 120 перильной верёвки, так как двигаться проще по левому краю купола, здесь есть немного снега. Но при сильном ветре есть опасность сорваться, слева резкий обрыв. После этого по острому каменно-снежному гребню доходим до вершины.

На вершине установлен тригапункт, под ним находится бидончик с запиской. Записку сняли от 2001г..

Спускаемся по пути подъёма. После спуска с перевала погода неожиданно меняется в лучшую сторону. На место ночёвки приходим в 20.00.

04.03 C утра t -11C. Ясно, солнечно. Тихо. р. Чинге –Хем – пер. Шивиттыг – р. Чон-Хем . 6км

Выходим в 9.00. Набор высоты достаточно пологий, вначале небольшой взлёт и непосредственно перевальный взлёт. Но практически всё проходиться на лыжах в тормозилах. На перевале снимаем записку. Спуск с перевала без лыж, вначале по мелкой осыпи. Потом по достаточно крупным камням, присыпанным снегом. С этой стороны спуск круче. Останавливаемся на ночлег, не доходя русла реки 500 м.

05.03 C утра t -10C. Ясно, солнечно. Тихо. р. Чон-Хем . 3 км

Сегодня днёвка. Погода прекрасная, тепло и тихо. Выходим в 16.00 спускаемся к реке и там оставляем заброску. Поднимаемся по ручью, ведущему к перевалу Арлекино. Часа за два доходим до границы леса. Весь путь можно пройти в кошках.

06.03 C утра t -13C. Ясно, солнечно. Тихо. пер. Арлекино. 8км

Выходим 7.30. Путь до перевального взлёта проделали в лыжах за два с половиной часа. Здесь решаем перекусить, кипятим чай на горелках. Сам перевальный взлёт практически весь возможно пройти в лыжах, и лишь в некоторых местах снимали лыжи и били ступени в довольно глубоком снегу.

 

На перевал поднялись в начале третьего часа.

Спуск с перевала сначала метров 30 по высоте проходим свободным лазанием. После этого - дюльфер 50 метров до выхода на снежник.

После снежника небольшой участок проходим по крупным камням, присыпанным снегом. Дальше путь возможен уже на лыжах. После перевала проходим километра три, огибая подножие г.Тошкалы-Кая.

 


Выход на перевал Арлекино


гора Тошкалы-Кая

верховья реки Туту-Оюк

ночёвка в верховьях реки Туту-Оюк

 

07.03 C утра t -10C. С утра пасмурно. Ветер. г. Тошкалы-Кая.. 3км

Выходим в 8.30. Проходим ещё километра полтора и разбиваем лагерь перед кулуаром, ведущим к вершине.

Отсюда виден перевал Арсенальный. Выходим на вершину в 11.30.

Погода ухудшилась пошел мелкий снег, усиление ветра, видимость упала до 500 метров. Сначала подъём по крупным камням практически без снега, позже снега чуть больше. Метров за 100-150 по высоте до выхода на седло твёрдый наст, одеваем кошки и продолжаем движение в связке.

Минут через 40 выходим на снежное седло, как обычно сильный ветер.

 

 

Отсюда решаем идти на западную вершину .

 

 

 

По каменному гребню минут за 15 доходим до тура. Подъём занял часа четыре, четыре с половиной.

 

Спуск по пути подъёма занял 1.5 часа.

 

08.03 C утра t 0,-3 C. Пасмурно, мокрый снег. Сильный ветер. 0 км

Незапланированная дневка. Празднуем -) восьмое марта. Весь день сильный ветер и мокрый снег, видимость метров 50.

 

09.03 C утра t -15С. к вечеру -22C Пасмурно, с разрывами. Сильный ветер. 2,5 км

В 11.30 выходим под перевал Арсенальный. Под самый перевальный взлёт идём на лыжах.

Дальше два кулуара ведущих на перевал левый и правый, идём по левому. На подъём вешаем порядка 150 метров перил.

Лазание, если идти налегке без рюкзаков, достаточно простое, но рюкзаки и сильный ветер усложняют этот процесс, постоянно мёрзнут ноги. У Сергеича после подъёма прихватило большой палец на руке и нос.

На перевал поднялись в начале седьмого часа. Тура на перевале не нашли, по описанию он где-то в стороне, так как быстро темнеет, решили тур не искать. Надеваем кошки и спускаемся с перевала по снежнику.

 

10.03 C утра t -15С . Пасмурно, метёт. Сильный ветер. 7 км

С утра погода так и не улучшилась, поэтому решаем п.Калипсо не идти. Выходим поздно в 11.30. Надеваем лыжи и спускаемся вниз через долину Диких озёр. С этой стороны п. Арсенальный проще, всё ходится на лыжах вплоть до перевального взлёта. Сам перевальный взлёт крутоват для прохождения в лыжах.

На спуске перед самым водопадом встречаем группу туристов под руководством Пиминова. Идут также на п.Арсенальный. Соскучившись по общению, общаемся в течение 30-40минут.

Продолжаем спуск и к 16.00 спускаемся в зону леса и останавливаемся на ночлег.

Быстро обедаем, и в кошках по реке за 2.30 сходили за заброской.

11.03 C утра t -14С . Пасмурно. Ветер. 2 км

Так как спешить нам некуда, устраиваем днёвку, пробуем переждать непогоду. Кажется, что погода никогда уже и не улучшится. Отъедаемся и отдыхаем в зоне леса. Как ни странно, но часам к 16.00 погода начинает улучшаться. Выходим и идём до границы леса. Чувствуется, что похолодало. Часам 18.00 полностью всё растянуло.

12.03 C утра t -19С. Ясно. Ветер. 15 км

Сегодня последний перевал Мешту-Хем. Выходим в 8.00, с утра прохладно, видно, что наверху сильный ветер. Подход к перевалу осуществляем на лыжах, если двигаться по руслу реки, то на пути нет никаких препятствий. На протяжении всего пути твёрдый наст, никакой тропёжки.

Сам перевальный взлёт преодолеваем в кошках за полчаса.

На перевале сильный ветер, пробую закинуть рюкзак с лыжами за спину, это удается не с первой попытки. лыжи сильно парусят.

Спуск с перевала вначале в кошках. Сначала практически без потери высоты уходим вправо, затем по достаточно глубокому снегу вниз.

Через 20 мин. спуска встаём на лыжи, и продолжаем спуск в сторону реки Ак-Юк уже на лыжах. Дальше по руслу реки Ак-Юк до слияния с р.Шуй.

Весь путь проходим на лыжах, местами встречаются небольшие наледи. Останавливаемся на ночлег вначале седьмого часа уже в русле реки Шуй. К вечеру погода опять испортилась всё затянуло тучами, но нам больше наверх не надо, это радует.

 

 

Вид с пер Мешту-Хем на долину Ак-Оюк.

 

 

13.03 C утра t -9С . Пасмурно. Ветер. 19 км

Выходим в 9.30. С утра долго не могли разжечь костёр, очень сильный ветер. Где-то в течение полутора часов идем вдоль реки на лыжах.

Весь оставшийся путь до ночёвки прошли по реке в кошках.

На ночёвку останавливаемся в 18.00, не доходя 500 метров до слияния с р. Сален-Хем.

 

 

14.03 C утра t -11С. Пасмурно. Небольшой ветер . 22 км

Выходим 8.30. До обеда идем либо пешком по берегам реки, либо в кошках по реке. После обеда надеваем лыжи и продолжаем движение по руслу реки. Снега на реке мало. На ночёвку останавливаемся, не доходя до п. Шуй порядка 15 км. На реке видны свежие следы от автомобиля.

15.03 C утра t -3С . Пасмурно. Небольшой ветер . 8 км

Выходим в 7.30. С утра выходим на следы от машины и по ним продолжаем движение. Часа через 3.5 выходим на дорогу ведущую к п. Шуй. Не успели и двух шагов сделать по дороге, как около нас останавливается москвич 412. После непродолжительного разговора нам предлагают добросить нас до п. Тели. Быстро грузимся и продолжаем движение уже на машине. Всё, пешая часть маршрута закончена.

Снаряжение

Общественное

Палатка Буран -1шт
Ледобуры - 3шт
Веревки – 2шт по 50 метров.
Горелки MSR – 2шт.
Фифы – 2шт.
Скальный крюк – 1шт.
Спальник трёхместный – 1шт.
Котлы – 2шт.
Топорик – 1шт.
Пила цепная – 1шт.
GPS приёмник -1 шт.
Фотоаппарат – 1шт.
Лопата – 1шт.

Личное снаряжение.

Кошки
Карабины -2шт.
Обвязка нижняя
Спусковое устройство
Лавинный шнур
В место жумара использовалась ти блок.

Выводы

Очень малоснежный район, поэтому если брать лыжи, то как можно легче, так как большую часть времени вы либо волочете их за собой, или, ещё хуже, они едут на вас.

Район достаточно ветреный, где-то около 80 % дней дул сильный ветер.

Кошки брать обязательно каждому участнику, очень сильно облегчают жизнь, так как очень много наледей, на которых абсолютно нет снега. У нас с Сергеечем кошки “Чарлет” на фитилях у Маринки “Камп” тоже на фитилях, очень удобный вариант так как можно надеть как на жесткий ботинок, так и на мягкий. И в отличие от отечественных привязных кошек эти сидят мёртво на любом ботинке, правда, с мягким ботинком надо быть осторожнее, если сильно затянуть кошки, очень велик шанс обморозить ноги, в связи с тем, что ухудшается кровообращение. У “Чарлетов” по сравнению с “Кампами” ремешки пожестче, что, на мой взгляд, лучше - не так сильно обмерзают и меньше перетираются, правда, они и дороже.

Палатка была Питерская “Буран”, никаких нареканий. Даже в сильнейший ветер чувствуешь себя в ней комфортно. Единственное неудобство, но, наверное, как у всех каркасных палаток, иногда обмерзают дуги.

По поводу железа, мы брали с собой ледобуры и один скальный крюк. Скальный крюк нам так и не пригодился. На небольшую группу вполне хватило двух верёвок по 40м.

Горелки были фирмы “MSR” в принципе до этого похода никаких нареканий к ним не было. Но, видимо, им тоже необходима профилактика, чем мы пренебрегали. В результате чего и поплатились. Мы начали испытывать трудности с их розжигом. После приезда в город им устроили хорошую прочистку, после чего с ними сходили в очередной поход, никаких проблем при этом они уже не создали. Расход бензина у этих горелок чуть большем, чем у “Шмеля“ что, на мой взгляд, компенсируется простотой в эксплуатации и большей надёжность.

Если комуто нужны карты на район, можно связаться сомной по адрессу DenisUzenas@yandex.ru, но так как свой почтовый ящик я смотрю не чаше одого раза в месяц, рекомендую это делать заранее.

© 1999-2001 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
TopList Rambler's Top100