Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Федерация туризма г. Москвы

Московский Авиационный Институт

Отчет
о горном туристском путешествии третьей категории сложности по Западному Тянь-Шаню, совершенном с 27.04.99 по 09.05.99

Маршрутная книжка №18/3 - 307
Руководитель группы - Рыкалов Петр Владимирович

Введение

Маршрут: Пос. Бричмула – пер. Зилай (1А 2450) – траверс Саргардонской подковы через г.3751 до пер. ТКТ (сложность всего траверса 2А)- пер. Джермат (н/к 1500) – пер Алям (1А 2000) – рад. оз. Кичинекуль – пер. Абдар (2А 3415) – пер. Обзорный (1А 2400) – пер. Каптаркумыш (н/к 1900) – пер. Бадак западный (1Б 3200 (п/п через г. 3258)) – оз. Бадак – пер. Бадак восточный (1А 2650 (п/п)) – р. Пскемсай – пос. Пскем.

Цель похода: Посещение очень красивого, безопасного района, богатого возможностями для планирования походов 2–4 к.с., очень популярного в прошлом на майские праздники. Первопрохождение двух перевалов в северных отрогах Пскемского хребта, позволяющих строить красивые и интересные маршруты 1-2 к.с.

В отчете всюду, где это специально не оговорено, направления левое и правое следует понимать в орографическом смысле, затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем (без учета привалов). Прохождение технических участков, на которых привалы вырождаются в простой перед перилами измеряется полным временем. Длительность стандартного перехода 50 мин. Длина дневных переходов измеряется в километрах по карте и в горизонтальной проекции. Длину веревки считать 50 м. Для исчисления времени суток использовалось декретное время: в 5 часов рассвет, в 20 час закат.

Список использованных сокращений

З. - западный С. - северный
Ю. - южный В. - восточный
С.З - северо-западный С.В - северо-восточный
Ю.З - юго-западный Ю.В - юго-восточный
Ц. - центральный Ср. - средний
Гл. - главный Лев. - левый
Пр. - правый Г. - гора
к.с - категория сложности Л. - ледник
с. - селения Мин. - минута
р. - река Км. - километр
Пер. - перевал Лд. - ледовый
м. - метр Ос. - осыпь
Сн. - снежный г. - город
Ск. - скальный оз. - озеро

Справочные данные о походе

Паспорт маршрута

    1. Район путешествия – Западный Тянь-Шань;
    2. Вид туризма - горный;
    3. Организация, проводившая путешествие - спортклуб МАИ;
    4. Категория сложности – третья;
    5. Количество участников - шесть;
    6. Руководитель - Рыкалов Петр Владимирович;
    7. Заявочные материалы рассмотрела - МКК МАИ;
    8. Маршрутная книга - 18/3 - 307;
    9. Сроки активной части похода - 27.04.99 - 09.05.99
    10. Продолжительность активной части похода - 13 дней;
    11. Количество дневок - 0;
    12. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути - 146 км;
    13. Суммарный набор высоты - 10174 м;
    14. Максимальная высота - 3751 м;

Нитка активной части маршрута

Пос. Бричмула – пер. Зилай (1А 2450) – траверс Саргардонской подковы через г.3751 до пер. ТКТ (сложность всего траверса 2А)- пер. Джермат (н/к 1500) – пер Алям (1А 2000) – рад. оз. Кичинекуль – пер. Абдар (2А 3415) – пер. Обзорный (1А 2400) – пер. Каптаркумыш (н/к 1900) – пер. Бадак западный (1Б 3200 (п/п через г. 3258)) – оз. Бадак – пер. Бадак восточный (1А 2650 (п/п)) – р. Пскемсай – пос. Пскем

Список пройденных перевалов

    1. Зилай 1А 2450
    2. Траверс Саргардонской подковы с пер. Зилай через г.3751 до пер. ТКТ. Сложность всего траверса 2А
    3. Джермат Н/К
    4. Алям 1А 2000
    5. Абдар 2А 3415
    6. Обзорный [Сурхоб] 1А 2400
    7. Каптаркумыш Н/К 1900
    8. Бадак западный 1Б 3200 (п/п)
    9. Бадак восточный 1А 2650 (п/п)

График маршрута

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км.

Ч.х.в.

H(0) – H(1) (M)

H (M)

27.04

1

Пос. Бричмула – слияние р. Акбулак и р. Караарчисай

13.2

3.3

700-1000

+300

28.04

2

П.т. – р. Тегирмансай

16.8

6.8

1000-2100

+1100

29.04

3

П.Т. – пер. Зилай(1А 2450) – траверс Саргардонской подковы до г. 3082

6

7

2100-3082

+982

30.04

4

П.т. – продолжение траверса через пер. Нурсан до отм. 3500

4

8.3

3082-3500

+418

01.05

5

П.т. – продолжение траверса через г. 3751, спуск с пер. ТКТ – р. Каинды-Сай – р. Найза-Токой

20

8

3500-3751

-1400

+251

-2351

02.05

6

П.т. – пер. Джермат (н\к 1500) – пер. Алям (1А 2000) – р. Коксу

10

7.5

1400-1500

-1100-2000

-1500

+100

-400

+900

-500

03.05

7

П.т. – р. Айрыксай – рад. оз. Кичинекуль

9

5.5

1500-1350-1500-1400

-150

+150

-100

04.05

8

П.т. – пер. Абдар (2А 3415)

7.4

8

1400-3415

+2015

05.05

9

П.т. – р. Испайсай

10.2

5.6

3415-1350

-2065

06.05

10

П.т. – пер. Обзорный (1А 2400) - хутор Каптаркумыш

10

8

1350-2400-1400

+1050

-1000

07.05

11

П.т. – пер. Каптаркумыш (н\к 1900) – г. 3258 + пер Бадак западный (1Б 3200 (п\п))

10.4

8

1400-1900-1750-3258-3200

+500

-150

+1508

-58

08.05

12

П.т. – оз. Бадак – пер. Бадак восточный (1А 2650 (п\п)) – р. Пскемсай

13

9.5

3200-1750-2650-1800

-1450

+900

-850

09.05

13

П.т. – пос. Пскем

10

3.2

1800-1150

-650

   

Активным способом передвижения = 146 км

Суммарный набор высоты = 10174 м

Суммарное ч.х.в. = 88.7 час.

Среднее ч.х.в. = 6.82 час.

       

 

Состав группы

Ф.И.О.

Год рождения

Место работы, должность, тел.

Домашний адрес, тел.

Туристская подготовка

Обязанности в группе

1

Рыкалов Петр Владимирович

1977

Ст-т МАИ 04-410

г.Москва ул. Демьяна Бедного 9-12 9462460

5(у) Памир (7134), 2(р) Кичик-Алай (4650).

Руководитель

2

Гатилов Дмитрий Викторович

1975

АООТ “ОКБ Сухого” 9451973

Военный городок Павшино 6-295

2(у) Кичик-Алай (4650).

Примусник

3

Малисов Евгений Витальевич

1980

Ст-т МАИ 08-203

г. Москва 3-ий Лихачевский пер. 3-4-335 1530857

2(у) Альпы (3317).

Участник

4

Назаров Олег Анатольевич

1977

Ст-т МАИ 06-307

М.О. Сергиево-Посадский р-н. Пос. Богородское 54-56.

2(у) Кичик-Алай (4650).

Ремонтник

5

Новосад Мария Владимировна

1979

Ст-ка МАИ 01-204

г. Москва ул. 2-я Песчаная 6-3-280

1571816

2(у) Кичик-Алай (4650).

Медик

6

Фетисов Сергей Константинович

1977

Ст-т ТСХА 42

г. Москва ул. Просторная 12-1-44

1620749

3(у) Алтай (3100).

Завхоз.

 

Краткий дневник и техническое описание

27 Апреля

Поезд № 6 Москва – Ташкент прибывает в 11.35 по московскому времени. Разница московского и местного времени (1 час). По прибытию в Ташкент надо оформить таможенную декларацию. Таможня находится в здании вокзала. При въезде на территорию Узбекистана требуется регистрация по месту проживания в течение суток после приезда. Документом, удостоверяющим, что вы прибыли, является ваш билет на поезд.

Только что приехавшие туристы вызывают огромный интерес у таможни, милиционеров и мошенников, поэтому в городе лучше не задерживаться и побыстрее из него уехать.

Проблем с отъездом у нас не было. На вокзале нас встречали очень хорошие знакомые с машиной. Мы заранее договорились по телефону из Москвы.

Оформив таможенную декларацию, выехали в Бричмулу. Телеграмму отправили из Чирчика, там спокойнее. Там же поменяли деньги. С обменом денег нужно быть очень аккуратным. Официальный курс: 1 рубль – 5 сум, но все меняют по “черному курсу”: 1 рубль – 18 сум. Неофициальный обмен уголовно наказуем. Если вас поймают на неофициальном обмене, то в лучшем случае вы лишитесь всех денег, а в худшем попадете в узбекскую тюрьму на три года. Очень много милиционеров ходят в гражданской одежде. На вас может донести человек, у которого вы только что совершили обмен. Если у вас есть знакомые, попросите их поменять деньги, они лучше знают, как это сделать.

Дорога из Ташкента до моста через р. Чаткал с заездом на почту и улаживанием прочих дел заняла 3 часа. На маршрут вышли в 16.00. На слиянии р. Чаткал и р. Акбулак находится кордон заповедника. Лесник отсутствовал. Быстро прошли мимо. За 4 перехода по дороге прошли 13 км и встали на ночлег в 20.00 на слиянии р. Акбулак и р. Караарчисай. (Ф.1).

ЧХВ 3,3 ч. Пройдено 13,2 км

28 Апреля

Вышли в 7.15. По грунтовой дороге за 1,5 перехода дошли до лесничества. Здесь требуют маршрутную книжку и регистрируют туристов. Через 20 мин. подошли к кордону Бешаральского заповедника, где после проверки документов обычно требуют денег. Тариф для прохода в заповедник 6 $ США с человека. Денег леснику не дали, сказав, что мы хорошие знакомые известного работника Чимганской КСС. Лесники его знают. Переведя разговор в другое русло, после непродолжительной беседы попрощались с ним. Через 3,5 перехода встретили третий за сегодняшний день уже узбекский кордон. Сначала группу не пропускали без регистрации в Чимганской КСС, которая уже несколько лет не работает. Написали объяснительную записку о том, что всю ответственность за жизнь и здоровье участников руководитель берет на себя, и пошли дальше.

Через переход встали на обед. После обеда через 30 мин дошли до летовки. В ней никого нет. За летовкой грунтовая дорога заканчивается и начинается тропа. Погода начала портится. Пошел дождь с мокрым снегом. Пройдя от места обеда 2 перехода, встали под пер. Зилай на отметке 2100 м. (Фото 2). Время 18.00. Готовили на дровах.

ЧХВ 6,8 ч. Пройдено 16,8 км

29 Апреля

Пер. Зилай (1А, 2450). Расположен в хр. Саргардон между г. 2803 и 3082. Имеет ориентацию с З. на В., соединяет долины рек Тегирмансай и Нурсан-Сай. Описание дается на подъем из долины реки Тегирмансай.

Траверс Саргардонской подковы с пер. Зилай через пер. Нурсан, г. 3751 до пер. ТКТ (1Б 3690). Сложность всего траверса 2А. Описание дается с пер. Зилай до пер. ТКТ.

Выход в 7.50. По тропе за 3 перехода поднялись на пер. Зилай (1А, 2450). (Фото 3). Путь проходит по тропе, которая идет по левому берегу р. Тегирмансай. Есть тропа и на другом берегу, но там было много снега. Дальнейший путь по тр. ос. ребру. С перевала за переход поднялись до первых разрушенных скал, где пообедали.

После обеда надели страховочные системы. Началась работа в связках. Сначала шли по снежному ребру крутизной до 300 с одновременной страховкой. Далее на ребре начались ск.сн. участки, где потребовалась уже попеременная страховка. (Фото 4,5).

Жандарм №16 (см.схему Саргардонского узла) обошли, траверсируя склон с Ю. стороны. (Фото 6). Крутизна 400 - 450. Перильная страховка 40м перил. Обход жандарма с севера опасен из-за снежных карнизов. Далее по разрушенным скалам поднялись на ребро в связках с попеременной страховкой.

Встали на ночлег сразу за жандармом №16, перед г. 3082 в 19.30. Время, затраченное от места обеда до ночлега – 4,5 перехода.

ЧХВ 7 ч. Пройдено 6 км

30 Апреля

Утром у участников группы обнаружились признаки горной болезни: болела голова, немного тошнило. После принятия цитрамона все эти симптомы уже прошли на первом переходе.

Связались и вышли в 8.00. За 2 перехода дошли до жандарма №17, откуда началась техническая работа на скальной пиле. (Фото 7). Пила заканчивается после жандарма № 18 на перевале Весеннем.

Работали в связках с попеременной страховкой, сложные жандармы обходили с южной стороны хребта, т.к. на северной стороне много снежных карнизов.

Часть жандарма № 18 обошли с провешиванием перил. (Фото 8). При этом спустились по снежному склону с выходами скал крутизной 450 – 600, затем, траверсировали сн. склон с выходами скал крутизной 350- 450.. Перильная страховка 80м. Затем поднялись на гребень в связках с попеременной страховкой.

Обход финальной части жандарма № 18 с юга весьма труден. Обход совершили с северной стороны, которая в этом месте свободна от карнизов. (Фото 9,10). В связках с попеременной страховкой спустились на северную сторону и траверсировали сн. склон крутизной 400 , затем вышли на сн. гребень и по нему спустились на пер. Весенний .

Тур не нашли. Время работы на пиле 5 переходов. Быстренько перекусив, начали подъем на вершину № 19. Поднялись в связках с одновременной страховкой по сн. склону крутизной 300 , обходя скальные участки. Снег раскис, пошла тропежка. На вершину № 19 поднялись в 16.40, с нее отлично виден пройденный путь (Фото 11), а также путь, который еще предстоит пройти (Фото 12).

С вершины № 19 спустились на седловину пер. Нурсан по сн. склону 50 м 300. Тура не обнаружили.

С пер. Нурсан по пологому снежному гребню продолжили путь в сторону пика 3751. Встали на ночлег на гребне в 19.00.

ЧХВ 8,3 Пройдено 4 км

1 мая

Пер. ТКТ (1Б 3690).

Расположен в хр. Саргардон южнее г. 3751. Имеет ориентацию с З. на В. , соединяет долины рек Саргардонсай и Каиндысай. Описание дается на спуск в долину р. Каиндысай.

Вышли в 7.15. Связались. Через 30 мин. сн. гребень увеличивает крутизну. Одели кошки. Плотный фирн, местами лед, крутизной 300. Шли в связках с одновременной страховкой, обходя скальные участки. За 2,5 перехода поднялись на пик 3751 (Фото 13).

С вершины очень хорошо просматривается путь спуска с пер. ТКТ. С северной стороны по всей седловине нависают большие снежные карнизы, поэтому решили спускаться не с седловины пер. ТКТ, а прямо с пика 3751 в Ю. цирк пер. ТКТ. Приспустившись по гребню с г.3751 на 20 м, вышли на Ю. склон. (Фото 14). Склон снежный, крутизной 400 70м. Снег на склоне глубокий, рыхлый. Лавиноопасно! Спускались связками двойками, распустив лавинные шнуры с дистанцией на всю длину опасного участка, выставив наблюдателя в безопасном месте, с которого хорошо просматривается спуск.

Спустившись со склона, попали в Ю. цирк пер. ТКТ. От Ю. цирка идет пологий спуск в долину р. Каиндысай. Шли вниз, всячески избегая пути по “лоткам” и “желобам”, двигаясь по выпуклостям мореных валов и осыпей, находящихся под снегом. На склонах долины много снега, висят снежные карнизы. Встречаются конуса уже сошедших лавин. Другие ждут своего часа.

От вершины 3751 м за 5 переходов дошли до границы снега, расположенной на высоте 2200 м. К середине дня снег раскис, и последний переход мы тропили по колено, иногда по пояс. Выйдя из зоны снега, встали на обед в 14.25.

Пообедали, просушили вещи и отдохнули. Вышли в 17.25. Тропа идет по правому берегу р. Каиндисай. По тропе за 2 перехода дошли до р. Найза-Токой, остановившись в двух переходах от пер. Джермат. Тропа переходит на другой берег (левый). Нашли брод. Встали рядом с ним в 20.00. Брод решили отложить на завтра. Погода хорошая. Долго сидели у костра.

ЧХВ 8 ч. Пройдено 20 км.

2 мая

Пер. Джермат (н/к 1500).

Расположен в С-З отроге хребта Саргарденг. Имеет ориентацию с С. на Ю. Соединяет долины рек Найза-Токой и Чаткал. Описание дается с Ю. на С.

Пер. Алям (1А 2000). Расположен в Коксуйском хребте между г. 2664 и г. 2321. Имеет ориентацию с С. на Ю. Соединяет долины рек Чаткал и Коксу. Описание дается с Ю на С из долины реки Чаткал.

Вышли в 8.00. Реку Найза-Токой перешли вброд (переправа не представляет сложности). (Фото 15). По тропе за 2 перехода поднялись на седловину пер. Джермат. С седловины хорошо просматривается тропа на южных склонах Коксуйского хребта, ведущая на пер. Алям. За 1 переход спустились к люльке, с помощью которой переправляются через р. Чаткал. Люлька на 4-х роликах движется по двум тросам, натянутым через р. Чаткал. На переправу ушло два часа.

От люльки по тропе за 4 перехода поднялись на седловину пер. Алям. На С. склонах перевала лежит снег. Спуск с пер. идет по тропе, которая, траверсируя С. склон уходит влево и идет высоко по С. склонам Коксуйского хребта. Через 30 мин. мы потеряли тропу. Аккуратно съехав по снежнику и сбросив 400 м, через 20 минут вышли на берег р. Коксу. (Фото 17). Обойдя прижим, встали на ночлег. Время 20.00.

ЧХВ 7,5 ч. Пройдено 10 км.

 

3 мая

Рядом с нашим местом стоянки р. Коксу широко разливается и утром ее нетрудно перейти вброд. По противоположному (правому) берегу реки идет хорошая тропа. В брод не пошли, т. к. на карте был обозначен трос ниже по течению. Вышли в 8.30, обходя по берегу прижимы, за 4 перехода дошли до троса.

Местонахождение троса на карте показано неправильно. Трос висит около слияния р. Айрыксай и р. Коксу. Он тонкий, диаметр 4 мм и его очень трудно заметить. Организовали навесную переправу через р. Коксу. (Фото 18). Первый переправился по тросу со страховкой. Затем через реку натянули основную веревку. Трос использовали как страховочную веревку. На переправу ушло 2,5 часа.

После переправы зашли в летовку “Айрык”, которая находится в десяти минутах ходьбы от троса. Здесь лесник регистрирует туристов и собирает по 100 узбекских сум (5 руб.) за нахождение в заповеднике.

От летовки за один переход дошли до правого притока р. Айрыксай, который вытекает из каньона, ведущего к пер. Абдар. У слияния оставили рюкзаки и совершили радиальный выход на оз. Кичинекуль, (1 переход).

Озеро расположено на высоте 1500 м в скальном каньоне, небольшое, но очень красивое. (Фото 19, 20

Ручей Айрыксай перешли по бревну в ста метрах выше слияния с правым притоком. Встали на ночлег на зеленой поляне перед входом в каньон в 18.00.

ЧХВ 5,5 час Пройдено 9км.

4 мая

Пер. Абдар (2А 3415)

Расположен в Пскемском хр. С-В г. 3483. Имеет ориентацию с С. на Ю. Соединяет долины р. Айрыксай и р. Испайсай. Описание дается с Ю. на С из долины р. Айрыксай.

Вышли в 6.00. Путь на пер. Абдар проходит по красивому каньону, который не представляет сложности для прохождения. (Фото 21). Через 500 м от слияния с р. Айрыксай, пройдя по левому берегу вплотную к стенам каньона перешли по камням на правый берег. Перейти приток, не замочив ноги, можно в любое время суток. Приток вскоре уходит под осыпь. Снег появляется на высоте около 1800 м. После первого каньона вошли во второй.

Один участок второго каньона лавиноопасен. Наверху вертикальные стены каньона выполаживаются до 400 – 450 . Там лежит снег. Опасный участок прошли по одному, траверсируя противоположный борт каньона (здесь уже сошли лавины) с выходом на ск.-ос. полку, с которой хорошо просматривается весь опасный участок. Собрались на полке.

Первые 1000 м. набрали довольно легко, буквально за 3,5 перехода. К 10.00 снег раскис, и начилась тропежка. Тропили по колено. С каждым переходом снег кис все сильнее, тропить становилось тяжелее.

В Ю. цирк, под взлетом пер. Абдар поднялись в 13.30 (6,5 переходов от ночевки). (Фото 22). Перевал имеет широкую снежную седловину, разделенную посередине скальным зубом. (Фото 23). Подъем на седловину по сн. склону крутизной 300 с участками до 350. На перевал вышли в 16.30 (3 перехода от Ю. цирка). Тур находится в левой (при подъеме п.х.д.) части скального зуба, разделяющего седловину на две половины.

Сняли записку группы туристов, совершивших поход 3-й к.с. Верх и низ записки размыт. Дату прочитать не удалось. Фамилия руководителя написана неразборчиво. В тур положили свою записку.

Седловина пер. Абдар представляет собой относительно острый снежный гребень с выходами скал. Встали на перевале. Подровняв лопатами гребень, поставили 2 палатки и построили ветрозащитную стенку. Погода портится. Небо затягивается облаками.

ЧХВ 8 час Пройдено 7,4 км.

5 мая

Вышли в 6.00. Небо было затянуто облаками. Шел снег, дул слабый ветер. Начали спуск по перилам прямо с места ночевки. Выломав часть сн. стенки, скинули веревку вниз. Перила закрепили за ледоруб, который вбили в снег еще с вечера. За ночь он надежно вмерз в фирновую площадку.

Спуск с пер. Абдар представляет собой сн. склон с выходами скал, протяженностью около 200м и крутизной вначале 400 – 450 (100м), а затем 300. На спуске повесили 100м перил. Последний спускался на три такта.

Спуск с перевала начинается непосредственно от скального зуба. В других местах он круче и опаснее. (Фото 24). В С. цирк пер. Абдар спустились в 7.30.

Дальнейший путь в долину р. Испайсай сложности не представляет. Избегая движения по “лоткам” и “желобам”, шли по засыпанным снегом выпуклостям мореных валов и осыпей. На склонах долины много снега, нависают сн. карнизы. Хорошо заметны большие конуса лавин, сошедших с С. склонов перевалов Ташкент и Математиков. В 8.00 утра снег уже раскис, и мы начали тропить.

От С. цирка пер. Абдар за 2,5 перехода дошли до границы зоны снега, расположенной на высоте 2000 м. Далее по тропе, идущей по левому берегу левого притока р. Испайсай, пройдя мимо летовки, спустились к мосту через р. Испайсай и перешли на правый берег. После моста река течет в каньоне и находится намного ниже тропы. Тропа спускается к реке у пасеки, находящейся выше по склону в месте впадения в р. Испайсай правого притока. На слиянии идеальные места для стоянок. От места слияния по левому берегу притока поднимается вверх тропа, которая идет на пер. Обзорный. Время движения от границы зоны снега до пасеки 2,5 перехода.

У группы праздник – полудневка. Встали на стоянку в 13.30.

Вечером спустилась группа Львова В.

ЧХВ 5,6 час Пройдено 10,2 км.

6 Мая

Пер. Обзорный (1А 2400).

Расположен в С. отроге Пскемского хр., южнее г. 2404. Имеет ориентацию с З. на В., соединяет долину р. Испайсай и р. Каптаркумышсай. Перевал имеет местное название Сурхоб. Описание дается с З. на В. из долины р. Испайсай.

С утра шел дождь. Видимости не было. Погода позволила выйти только в 9.50.

Тропа поднимается вверх по правому притоку и через 20 мин. выходит в каньон. Приток вскоре уходит под осыпь и появляется вновь только через переход. (Фото 25). В этом месте следует обратить внимание на ответвление тропы влево (п.х.д.) вверх. С левой (п.х.д.) стороны каньона с террасы течет водопад. Рядом с ним наверху на террасе находится одиноко стоящее дерево (тополь). Тропа выводит на террасу и теряется. Время движения от стоянки до террасы 1,5 перехода.

С террасы видна широкая седловина пер. Обзорный. Путь подъема на перевал по высохшему саю до пояса разрушенных скал среди которых (прямо над саем) текут два водопада. (Фото 26). Пояс скал обходится справа (п.х.д.) от сая. Выйдя выше пояса разрушенных скал не следует выбирать путь прямо вверх. С другой стороны спуск заканчивается скальными сбросами. Траверсируя склон влево (п.х.д.) (седловина находится левее (п.х.д.) пути подъема), вышли на седловину пер. Обзорного. От места стоянки на перевал поднялись за 5,5 переходов.

На восточном склоне пер. Обзорного лежит снег. По пологому сн. склону не круче 200 за 1 переход спустились до “зеленки”. Перевал опасно ходить в плохую погоду (дождь, отсутствие видимости). От этого места за 2 перехода по тропе дошли до дер. Каптаркумыш. (Фото 27). Время 19.00. Деревня жилая. Население 3 чел. Ночуем в деревне.

ЧХВ 8 час. Пройдено 10 км.

7 Мая

Пер. Каптаркумыш (н/к 1900).

Расположен в С. отроге Пскемского хр. Между г. 2256 м. и 3367 м. Имеет ориентацию с З. На В. Соединяет долины р. Каптаркумышсай и р. Когары-Капчигасай. Описание дается с З. на В.

Пер. Бадак Западный (1Б 3200 (п/п)).

Расположен в С. отроге Пскемского хр. южнее г. 3258 м. Имеет ориентацию с С-З на Ю-В. Соединяет долины р. Когары-Капчигасай.

Описание дается от р. Когары-Капчигасай через г. 3258, по северному ребру.

Идею “первопрохода” подсказал директор турклуба МАИ Лебедев А.А., который предоставил нашей группе фотоматериалы подъема на перевал по С. ребру через г. 3258 м. Такой путь был выбран из соображений безопасности. Весной путь подъема из верховьев долины р. Когары-Капчигасай лавиноопасен.

Подъем начинается от р. Когары-Капчигасай по травянистому склону с выходом на С. ребро. (Фото 28,31). От реки за 1,5 час подошли к разрушенным скалам на ребре. Пояс скал обхошли справа (п.х.д.) по ск. тр. ос. полкам. От пояса скал через 2 часа вышли на большое сн. плато, откуда еще через 2 часа поднялись на вершину г. 3258 м. (Фото 29,30).

На вершине стоит триангуляционный знак. Записку не нашли. Погода отличная Время 14.30. Написали свою записку и уложили ее в тур, который сложили в триангуляционном знаке.

С г. 3258 м. отличный вид на Пскемский хребет, восточнее г. Тавалган. (Фото 32,33,34).

Через час начали спуск на седловину пер. Бадак Западный. При спуске необходимо помнить о скальных сбросах и карнизах на С. и В. сторонах. На седловине перевала были через 30 мин в 16.00.

Сложили тур, в который положили записку. Перевал назвали Бадак Западный, к.с. 1Б, высота 3200 м.

Встали на перевале. Спуск в долину р. Бадаксай лавиноопасен карнизами с восточной стороны.

ЧХВ 8 час. Пройдено 10,4 км.

8 мая

Пер. Бадак Восточный (1А 2650 (п/п)).

Расположен в С. отроге Пскемского хр. между г. 3017 и г. 3587. Имеет ориентацию с Ю-З. на С-В., соединяет долины р. Бадаксай и р. Пскемсай. Описание дается с Ю-З на С-В от озера Бадак.

Вышли в 6.00. Спуск с перевала представляет собой сн. склон крутизной 400 около 150 м., затем 350-300 около 100 м., после этого выполаживается до 200. Снег еще не раскис. Начали спуск в кошках. Миновав участки крутизной 400-300 , и спустившись на пологий склон, сняли кошки и аккуратно съехали на “пятой точке”.

Внизу очень много лавинных конусов, которые доходят до каньона левого притока р. Бадаксай. С седловины перевала до каньона дошли за 2 часа. Слева по склону идет тропа, которая обходит каньон по верху и спускается к оз. Бадак. (Фото 35,37). В каньоне течет красивый водопад. Сверху оценить высоту падения воды трудно, но приблизительно 15 м.

Пройденный перевал позволяет пройти красивым несложным маршрутом через северные отроги Пскемского хр. к оз Бадак, что важно для построения маршрутов 2, 3 к.с. В хорошую погоду с перевала открывается живописный вид на весь Угамский хр., а также на часть Пскемского хр. (массив г. Тавалган).

От каньона за 1 переход спустились к оз. Бадак, преодолев р. Бадаксай вброд у самого впадения в озеро, где река широко разливается.

В мае оз. Бадак еще мелкое. Оно полностью наполняется водой только в июне-июле. Дров на озере нет. От озера начали подъем на последний в нашем маршруте перевал: первопрохождение седловины, расположенной в северном отроге Пскемского хребта между вершинами 3017 и 3587.

Раньше на оз. Бадак работали геологи. На пути мы встретили балки и ведущую к ним заброшенную дорогу. Балки занесены почти по крышу песком, заросли травой.

Подъем на пер. представляет собой тр. ос. склон крутизной 300 с участками до 350. (Фото 36). Время подъема от оз. Бадак до седловины 4 часа. На седловину поднялись в 13.45. Сложили тур посередине седловины, оставили записку. Перевал назвали Бадак Восточный, к.с. 1А, высота 2650 м.

На С. - В. склонах перевала много снега, а с самой седловины по всей ее длине свисает сн. карниз. Спускаться прямо вниз во второй половине дня лавиноопасно!

После разведки мы нашли безопасный спуск с перевала. В ста метрах С.-В. седловины по всему склону сошла огромная “доска”, очистив от снега склон. Линия отрыва “доски” находилась в 30 м ниже седловины. Аккуратно по одному пройдя эти 30 м, вышли на ребро крутизной 300, по которому спустились вниз. В самом конце путь спуска с перевала проходит в небольшом скальном каньоне, который весь забит лавинными выносами. Лавинные выносы доходят почти до р. Пскемсай. (Фото 38). Время спуска от седловины до р. Пскемсай 2,5 часа.

Пройденный перевал очень хорошо использовать для акклиматизации в начале похода. Перевал технически прост, но требует значительных физических усилий. Это красивый и интересный путь к оз. Бадак. В нашем маршруте первопрохождение этого перевала стало достойной заключительной частью похода. Пройдя минут 15 вниз по р. Пскемсай, встали на стоянку. Время 16.45.

ЧХВ 9,5 часа Пройдено 13 км.

9 Мая

Как мы ни старались, но выйти позже 9.15 не получилось. Участники за поход привыкли к ранним подъемам и большой физической работе и расслабляться не собирались.

Хорошая тропа идет по правому берегу. Прошлым вечером мимо нас (по левому берегу) прошли два охотника, значит где-то ниже должен быть брод. Через 15 мин пути по левому берегу перед прижимом нашли брод. Река широко разливается на несколько рукавов. Перешли на правый берег и за 2 часа дошли до развалин “Пскемсай”. Это несколько фундаментов и один дом, заросшие травой. (Фото 39). Когда-то здесь была целая деревня. Никаких “мазаров” и прочих достопримечательностей нет. Через час спустились к мосту через р. Пскем. Время 13.00. Поселок находится на другом берегу. Нужно набрать последние 50 метров…

ЧХВ 3,2 часа Пройдено 10 км.

Отъезд

У первого же дома в поселке поймали попутную машину до Газалкента. Нам повезло: существует большая вероятность задержаться в поселке на сутки. Машина обошлась в 500 сум с человека. Несмотря на то, что Газалкент не так уж далеко, дорога занимает много времени. Водитель вел машину не спеша, заезжая к знакомым, потом ушел праздновать 9 мая. У Чарвакского водохранилища машина сломалась. В Газалкент мы прибыли только в 20.30, опоздав на все автобусы и электрички. Поймали такси (микроавтобус) за 150 сум с человека. К 9-ти часам были в Чирчике. Остановились дома у нашего знакомого - Тимошенко В.А.

Милиция в Чирчике не “зверствует”. Документы у нас проверили лишь один раз. Тем не менее, ходить лучше всем вместе, быть причесанными и опрятными, документы (а лучше еще и маршрутную книжку) иметь при себе.

Утром из Чирчика в 5.16 отходит пригородный поезд до Ташкента. Стоимость 40 сум с человека. Поезд приходит в 6.45 за 45 мин. до отправления московского поезда.

Смета похода

Ж/Д билеты Москва-Тошкент 60$ (плацкарт)

Ж/Д Билеты Тошкент-Москва 90$ (купе)

Подъезды Тошкент – Бричмула 10 $

Отъезды Пскем – Газалкент – Чирчик – Тошкент 2 $

Питание + прочие расходы (ремнабор, аптека, фотопленки) 20 $

Итого 182 $


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100