Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Смоленский Туристско-спортивный клуб

Отчет
о горном туристском путешествии пятой категории сложности по Тянь-Шаню (Терекей- Алатоо, Центральная часть хребта) совершенном с 28 августа по 15 сентября 2001 года.

Руководитель группы - Зинченко Сергей Михайлович

Содержание отчета:

1 Справочные сведения о группе и маршруте: состав группы, определяющие препятствия, варианты подъезда и отъезда, аварийные выходы, изменения маршрута, Материальное обеспечение
2

График движения

3

Техническое описание прохождения группой маршрута

4

Выводы

Справочные сведения о группе маршруте

Вид тур - горный
Категория трудности - пятая
Протяженность актив.части - 170 км
Продолжительность: Общая 29, Ходовых дн 19
Сроки проведения похода 23.8 - 20.9.2001г

Состав группы

Ф.И.0.

г

адрес

обязанности

1

Зинченко С.М.

1950

Ленина 7/2 –5

руководитель

2

Воробьев В.И.

1970

Джержинского 5-46

Зам по орг.вопр

3

Николин Д.М.

1973

Попова 86-182

Техническ. Вопр.

4

Кришталев С.В.

1973

Румянцева 19-104

питание

5

Руссков А.В.

1967

Ломоносова 21А-50

Видео-фото съемка

6

Ковалев Д.В.

1975

Октябрьской революции 13-75

врач

Заявленный вариант маршрута:

А/б Ала-Тоо- пер. Панорамный /1А/ - пер.Джеты- Огуз/2Б/ - пер.Арчалы-тор /2А/ - пер. Онтор 1Б/рад” - пер . Джигит / 3А /+ПИК .Джигит -пер. Украина /ЗА/ - пер.Кургактор 1Б/ + пик Пржевальского - пос. Теплоключенка

Пройденный вариант маршрута:

Кур. Алтын-Арашан – пер.Кургактор/1Б/ + пик .Пржевальского - пер .Панорамный 1А/ - пер.Джеты-Огуз /2Б/ - пер.Арчылатор /2А/ - пер.Онтор 1Б/рад – пер.Джигит /ЗА/+ пик Джигит - пер .Украина /ЗА/ - пос.Теплоключенка

Определяюшие препятствия маршрута

Вид препятствия
Кат.тр.
Характеристика препятств.
Путь прох.
пер.Кургактор 1-Б
4000м.
скально-осынной-снежн. д.р.Кельднке -д.р.Кургактор
пик Пржевальского 1-Б
4273м.
скально-о сыпной д.р.Кургактор радиально альп.
пер. Панорамный 1-А
3500м.
осыпной оз.Ала-кель -д.р.Он-тор
пер.Джеты-Огуз 2-Б
4300м.
скально-дедовнй л.Онтор зап.- л.Айланыш
пер.Арчалытор Сев. 2-А
4200м.
скально-ледовый л.Арчалытор-л.0нтор
пер. Онтор 1-Б
3900м
снежно-осыпной л.Онтор-радиально л.Джигит
пер.Джигит + пик Джигит рад. 3-А
5170 м.
скально-ледовый л.0нтор- л.Караколтор Западн.
Пер. Украина 3-А
4350м.
снежно-ледовый л.Караколтор Вост - л.Чон-УзеньЗап.

Вариант подъезда в район и отъезда

Подъезд к началу маршрута выглядит так:

Железнодорожный участок – Смоленок - Москва - Петропавловск /Казахск.ж.д./ - Астана- Алма-Ата /проезд в плацкартном вагоне скорого нефирменного поезда;

Автотранспорт /автобус+микроавтобус+автомобиль УАЗ/ использовался на переездах Алма-Ата - Бишкек, Бишкек - Чолпон-Ата, Чолпон-Ата - Каракол, Каракол - курорт Алтын-Арашан.

Переезд Каракол - курорт Адтын-Арашан, проживание - I сутки на_бывшей перевалочной базе а/б Ала-Тоо, разрешение на трекинг в ущелья Джеты-Огуз, Каракол, Алтын-Арашан - оформила турфирма на месте бывшего альплагеря.

Выезд из района выглядел так: из пос. Теплоключенка, куда мы пешком пришли из р-на курорта Алтын-Арашан, мы удачно пересели на микроавтобус, идущий в пос.Чолпон-Ата, Следующий день провели на оз .Иссык-Куль, вечером того же дня уехали ближней (т.е без заезда в Бишкек) дорогой в Алма-Ата.

Железнодорожный участок обратного пути: Алма-Ата – Актюбинск (т. е ”Актюбе" Казахск. ж,д.) – Москва - Смоленск – плацкартный вагон нефирменного поезда.

Проезд туда занял 3 суток пути , 2 суток -автотранспорт.
Проезд обратно занял 1,5 суток
Переезд автотранспортом Чолпон-Ата - Алма-Ата, посадка на ж.д. , переезд- ж.д. Алма-Ата - Актюбе - 1 сутки, 0,5 суток посадка на ж.д. и 1,5-суток переезд - Актюбе - Москва, и далее 0,5 суток до Смоленска

Денежные затраты на транспорт и оформление трекинга:
-проезд ж.д. туда 45 у.е.
автотранспорт туда 15 у.е.
трекинг.жильё 15у.е.

-проезд автотранспорт обратно 10 у.е.,
-ж.д. 60 у.е.

Всего 150у.е.

Билеты

Москва-Петропавловск 571,2 руб

Поезд №70 отпр 20.03 (нечет)

прибытие 11.37

Петропавловск-Алма-Ата 536,1 руб

Поезд №16 отпр 20.20.моск.вр

прибытие 7,30(ежедневно)

Смоленск-Москва 110,6 руб

Поезд №196 отпр 9.30.моск.вр

прибытие 16,13(ежедневно)

Петропавловск-Алма-Ата

Поезд №69 отпр.14.31(по нечет)

Алма-Ата-Актюбинск 2117 тенге 18.09.01

Поезд № 9 отпр 14.15 (местного)

прибытие 9.11 20.09.01

Актюбинск-Москва - 3784 тенге 20.09.01
поезд 297 отпр 17.30 (местного)
прибытие 4.25 22.09.01 4,25
Автобус Чалпон-Ата-Алма-Ата
7,5 $ на человека (260 СОМ+30 СОМ багаж)

Курсы
1$-47CОМ
1руб-1,5СОМ
1 руб-4,7 ТЕНГЕ

Аварийные выходы с маршрута

Ущелье Алтын-Арашан: Спуск из верховий ущелья –д.р.Кельдыке, д.р. Чон-Узень к кошам у слияния рек и возможность найма лошадей с последующим спуском к курорту Алтын-Арашан.

Ущелье Каракол: Спуск из верховий ущелья- д.р.Он-Тор., д.р.Кель-Тор., л.Арчылатор Вост., л.0нтор Зап., л.Джигит , д.р. Кургактор к кошу у площадки бывшего а/л Ала-Тоо где возможно нанять лошадей или вызвать вездеход типа УАЗ.

Ущелье Джеты-Огуз: Спуск по д.р. Айланыш , д.р. Арчылатор к кошу у р.Джеты-Огуз , наем лошадей и спуск к курорту Джеты-Огуз

Район ледников Караколтор Зап.- Караколтор Вост.: выход -из района южнее главного хребта возможен в результате перехода перевалов Эпюра (2А) и Каракол Зап.(2А) и последующим спуском в ущелье Каракол.

Изменения маршрута и его причины

Изменения маршрута связаны с возникшей необходимостью сопровождать группу из 2-х человек генерального спонсора нашего похода для видео съёмок сюжетов восхождения на пик Пржевальского в период 28-30 августа а не 12-15 сентября , как планировалось по тактическому плану. Существенного изменения спортивных планов при этом не случилось, хотя и сдвинуло график похода на 3-4 дня на основных препятствиях.

Материальное обеспечение группы

Материальное обеспечение включало обеспечение специальным снаряжением, личным снаряжением , бивуачным снаряжением, аптечкой, питанием.

Специальное снаряжение:
- основная веревка 10 мм 4шт. х 50 м.
- расходная тесьма экв.8мм 30м.
- крючья ск. титан 12 шт.
- ледобуры титан 8 шт.
- ледовые пробки расходные 10 шт.
- карабины обществ, облегченн. 15 шт.
- ледовые молотки 1 шт.
- лавинные лопаты титан 2 шт.
- лавинные зонды разборные Зм, титан 2шт.
- лесенки 3-х ступенч. 2 шт.
- рации 0,25 вт облегч. 2 шт.
- закладки скальн. расходные 6 шт.

Личное снаряжение:
- ботинки "Вибрам" 6 шт.
- ледоруб 4 шт.
- айсбаль 2 шт.
- кошки 6 шт.
-страховочные системы с "усиками" 6 шт.
- зажим “Гибс” 6 шт.
- спусковая "8" 6 шт.
- карабины 5 шт.х 6
- каска 6 шт.
- лавинный шнур 10 м. 6 шт.
- очки защитные 7 шт.
- коврик пенополиуретан 6 шт.
- ветро,дожде-защитные костюмы 6 шт.
- пуховые брюки, куртки .рюкзаки 6 шт.+6шт.+6шт.
- "фонарики" снеговые, рукавицы 6 шт. +6 шт.
- фонарик электрический 3 шт.

Бивуачное снаряжение
- палатка "Мегатест" 3-х мест, 2 шт.
-газовая горелка 2 шт.
- газ СУ-470 (баллон) 12 шт.
- кастрюля 4 л. 2 шт.

Аптечка сформирована врачом-хирургом и содержит средства первой помощи и реанимации.

Продукты питания расфасованы по дням равномерно. Применялись сублимированные и высушенные высококалорийные продукты, калорийность 2200 - 3500кк. в сутки применительно к ожидаемой нагрузке. Вес 700 гр. в день.

График движения

Дата

Дни
пути

Участок пути
от-до

Чистое
Ходов.время
Час.

Расстояние
Км.

Определяющие
препятсвия
На участке

Метео

28.8

1

К. Алтын-Арашан- д.р. Кельдыке

4

8

тропа д.р.Алтын- Арашан- д.р.Кельдыке

Хор.

29.8

2

д.р.Кельдыке-пер.Кургактор-л.Кургактор

6

6

Осыпи-сн.лед склон 20гр -осыпн.гребень снежн.спуск

ЗО град.

Хор.

30.8

3

л.Кургактор-пик Пржевальского рад.-приют Старик

8

8

Скально-осыпной склон-гребень 1км 20-45 град

Хор. Дождь в 17.00

31.8

4

Приют-оз.Алакель-пер. Панорамный-

Д.р.Онтор

8

8

ТРОПА-ОСЫПИ 25 град-осыпи-трава-тропа на спуске 40 град

Удовлет

1.9

5

Д.р. Онтор-оз.Бюрюзовое

5

8

Тропа левым берегом р.Онтор

Хор.

2.9

6

Оз.Бюрюзовое-л.Онтор Западный

6

10

Тропа левым берегом р.Онтор-левобережная морена л.Онтор Зап

Хор

3.9

7

Л.Онтор-пер.Джеты-Огуз-д.р.Айланыш

8

8

л/бер л.Онтор откр. лед-скальн. склон 50 град.

250м.-прав. ра нклюфт л.Айланыш 20 град.1,5 км

Хор

4.9

8

д.р.Айланыш-д.р.Арчалытор

5

15

тропа по правоберрежной морене

дождь

5.9.

9

д.р.Арчалытор-озеро у языка л.Арчалытор

7

12

тропа лев.-прав.бер. р .Арчалытор-моренн. взлеты л.Арчалытор

хор.

6.9.

10

л.Арчылатор-пер.Арчылатор Северн.-

пер.Онтор

8

8

открыт.ледн.

левым бортом+центром+50 м.перил 50град.+250м

30град в связках сн/лед склон, спуск по осыпи-лев.бортом ледн.Арчалытор В. – моренн.валы л.Онтор _

хор.

7.9.

11

л.0нтор-л.0нтор Вост.-пер.Онтор радиально.

4

5

л.Онтор открыт.движ.по Центру- пер. Онтор по осыпн.кулуару 150м. 35 град.

Хор.

8.9.

12

л.Онтор-Сев.Зап.ребро

пика Лдигит

7

7

снежно-ледов. склон 500м. ЗО град.- С.З. скальн.гребень 250м.20 град-обход 2-х жанд.справа 6О град - 2веревки

Хор.

9.9.

13

Сев.Зап.склон пер.Джигит - пик Джигит рад. от перев. Плато

8

2

снежн-лед.склон 45 град.500м.-сн-лед. склон 500м Зоград

Хор.

10.9

14

спуск пер.Джигит л.Караколтор Зап.-л.Караколтор Зап.-

морена л.Эпюра

7

4

сн.лед.кулуар 200 м45град.-лев.борт. По скалам 50м 70 град., -сн.склон 150м. туман 40 град. -закр.-открыт.ледн. - морена лев.борта л.Караколтор Зап.

Хор.

16 час.снег туман

11.9

15

морена у л.Эпюра - л.Караколтор Вост.- морена у пер .Каракол -тор Западн.

7

6

травянисто-моренная терраса 20град. 1,5км прав.ранклюфт л.Караколтор Вост.(трешины и ямы-живые морены)5км.

Снег

туман

12.9

16

морена у пер.Караколтор

Зап.-л.Караколтор В. -плато пер.Украина

7

4

ранклюфт прав. борта -обход разломов ледн. у плато-переход по плато(глубокий снег, набор высоты 300-400м. движение в связках, по. закрытому леднику

Снег

Ветер

Туман

13.9

17

подход по плато 200м. 10 град.-спуск с пер.Ук раина-переход по л.Чон-Узены-д.р.Чон-Узень правым берегом,затем тропа на левобережье

9

10

спуск 1-я вер.9О град – 6 верёвок 60-40 гр.-2 верев. фирн 40гр. –250м.35гр.

глуб.сн.(склон ледовый-с корочкой 30 см)

Снег

Ветер

Туман в 12 улучшение

14.9

18

спуск д.р.Чон-Узень- д.р.Арашан- курорт Алтын-арашан

7

20

тропа на левом берегу до моста у курорта

хор

15.9

19

переход курорт Алтын-Арашан- пос.Теплоклю-ченка

6

20

движение по дороге правого берега

Хор

Всего 170 км.
Ходовых дней 19

 

Техническое описание прохождения маршрута

28.8. 1 день Выход 10 час.

Выйдя с курорта переходам мост и левым берегом по тропе движемся до коша у входа в д.р. Кельдыке. Вдоль реки по тропе поднимаемся до границы леса. Здесь удобные стоянки, можно отдохнуть. Затем по тропе до моренных валов. В процессе движения переходим ручей несколько раз по камням. В виду перевала Кургактор забираем по ходу правее вслед за ущельем. У небольшого ледника, у основания Восточного склона перевала Кургактор есть площадки, для ночёвок. В 16 час организуем бивуак.

За день пройдено 8 км. Чистое время 4 час.

29.8. 2-й день Выход 8 час.

Выходим на ледничёк и вдоль правого борта по морене набираем высоту до перехода на склон-гребень. Снимаем кошки и продолжаем по осыпи подъём на перемычку перевала, затем достигнув перегиба приспускаемся к туру. Время 12 час. Движение одновременное без связок. Спуск по морене, покрытой снегом вниз правым бортом ледника Кургактор до начала кулуара в сторону пика Пржевальского. Бивуак организуем на морене у края языка. За день пройдено 6 км. Чистое время 6 час.

30.8. Третий день. Выход в 7 час.

Выйдя с бивуака подходим к осыпному кулуару с Юго-восточного гребня пика Пржевальского. Кулуар широк и засыпан средне и мелкокаменистой осыпью. Кулуар выводит на широкую седловину, на север от неё спуск на ледник /пер,Кашка-су/. Путь с перемычки перевала по Ю-В гребню 500-600 м.разрушенных окал 20-45град.Движение одновременное в связках, небольшие "жандармы" преодолеваются в "лоб", небольшие участки узкого гребня проходятся попеременно. В "узлах" стыковки гребня с контрфорсами стоят турики с указанном направления. На вершине тренога с табличкой совместной экспедиции Москвы-Тулы-Смоденска 10 лет назад. Спуск по пути подъёма/в непогоду без туров прблематичен /. К бивуаку на морене спустились к 13 час. Переход к хижине в долине реки Кургактор занял 2 час. по тропе правым бортом морены. За день пройдено 8 км .Ходовое время 8 час. В 17 час пошел дождь.

31.8. Четвертый день. Выход в 8 час.

Выходим от приюта в направлении озера Алакель. С утра погода улучши -лась , но кустарник и высокая трава вдоль тропы ещё мокрые. Движение правым берегом реки из озера в обход водопада. У озера встали в II час. на отдых и видео съёмку. К перевалу Панорамный тропа сначала спускается к месту слива реки, затем по дамбе и западным берегом озера проходит под скалами пика 30 лет ЛКСМ в первый кулуар по ходу. Здесь тропа теряется в морене, но движение однозначно в сторону перемычки. Обход 1км, затем подъем I км. Перевал - широкая седловина. Тур в центре седловины. Спускались в сторону д.р.Онтор по мелкой твёрдой осыпи, затем по траве, в районе первых кустов арчи нашли тропинку. По тропинке спустились к реке, в месте слияния рек Кельтор и Онтор перешли два мостика, затем левым берегом р.Онтор в лесу у реки Телеты организовали ночёвку. За день пройдено 8 км. Чистое ходовое время 7 час. Погода солнечная.

1.09. Пятый день. Выход в 10 час.

Сегодня машина забрала наших видеооператоров и добавила нам груз в заброске. Выходим с максимальным весом рюкзаков, но и хорошей акклиматизацией. Тропа тянется левым берегом р.Онтор высоко от русла реки. Движение в лесу, затем в зарослях арчи, по пути мало ручьёв, воду для питья несём с собой. На тропе несколько "заборов" для задержания скота. После начала открытых участков без арчи движемся ещё около часа до озера Бирюзовое. Решено здесь устроить отдых и ночёвку. Вчерашний и сегодняшний дни были тёплыми, поэтому удалось в озере искупаться. За день пройдено 8 км. Чистое ходовое время 5 час.

2.9. Шестой день. Вышли 9 час.

От озера левой кромкой, плоской речной долины с множеством русел при-ближаемся к леднику Онтор. Последний участок в I км движемся почти рядом с руслом реки, затем переходим на правобережную морену вблизи языка и ещё около 1км проходим по морене до места слияния ледников Онтор и Зап.Онтор. Здесь разбиваем бивуак. Воду находим у ранклюфта л.Онтор Зап. и левобережных "лбов" Оставляем "заброску" За день пройдено 10 км. Чистое ходовое время 6 час. Погода отличная.

3.9. Седьмой день. Выход в 7 час.

От ночёвок движемся по ранклюфту затем выходим на ледник. Л.Онтор 3ап. открытый, трещин по левому борту незначительно. Через 3 км. подходим под перевальный взлёт. Мы уже в связках, т.к. при переходе из ранклюфта в центр ледника был взлёт с участком разломов и закрытых трещин около 100 м. В 10 час начинаем подъём на перевал. Первые 5 верёвок склон 30 град. движемся одновременно в связках. Перед кулуаром две верёвки 45 град. снежно-ледового склона провесили перилами. Станция на конце второй верёвки крепилась на скалах. Последняя восьмая верёвка провешена по кулуару от станции на правом борту его по снегу до горловины, где висела "чужая "петля. Страховку на подъёме по кулуару выполнили через скальные крючья /2кр/на правом борте. В горловине забили ещё I крюк и использовали петлю, после чего лидер вышел на перевал. Группа использовала зажимы. С перевала спускались правым ранклюфтом ледника Айланыш 3 км до конца языка. Спуск заключался в периодических переходах: справа осыпи- на ледник и обратно. Бивуак в 18 час. Прошли 8 км. Чистое ходовое время 8 час.

4.9. Восьмой день. Выход в 9 час.

От ночевок ниже языка л.Айланыш спускаемся правым бортом основного долинного ледника , гребнем высокой морены. После выполаживания спуск продолжается правым берегом р.Айланыш до слияния русел рек Айланыш и Арчалытор. Погода плохоя- дождь, и группа становится на ночёвки в лесу чуть выше места слияния. Много грибов. За день пройдено 15 км. Чистое ходовое время 5 час.

5.9. Девятый день. Выход 8 час.

От бивуака 1 час. левым, затем постоянно правым берегом реки Арча-латор поднимаемся вверх по широкой долине. Справа по ущелью заросли арчи, много спелой смородины, движемся до взлета моренных валов.По моренным валам движемся в направлении треугольного бастиона в конце западного гребня пика Карбышева. Не доходя бастиона сворачиваем влево и по центру долины продолжаем набор высоты пока не подойдём к озеру у конца ледникового языка. Подъём практически весь день. Чистое ходовое время 8 час. За день пройдено 12 км.

6.9. Десятый день. Выход в 8 час.

От ночёвки у озера подъём происходит левым бортом ледника, по морене 200 м., затем переходим на ледник, начинающийся взлетом с разломами , одеваем кошки. Пройдя разломы выходим на середину открытого л.Арчалатор, движемся в самый дальний угол долины под склоны характерного зуба пика Акстинаса. Перевал в южном гребне пика.

Перед взлетом ледник закрыт, нужно связываться и подходить к первому взлету. Первая верёвка 50 м 50 град снежно-ледовая, вешаем перила, страховка ледобурная. Затем уходим влево от нависающего разлома, еще две верёвки в сторону пика Акстинаса 80м. 30 град. Далее идём в связках на перевал . Поскольку перевал представляет собой длинный скальный невысокий гребень с несколькими спусковыми кулуарами в сторону л. Онтор, то мы предпочли пройти его вблизи южного плеча пика Акстинаса , поскольку спуск там проще по осыпному безопасному кулуару на ледник Арчылатор Восточн. Сам ледник после спуска проходили левым бортом вблизи ранклюфта , затем обогнув зону трещин свернули к правому борту , вдоль которого вышли к концу языка и по моренам прошли к старому бивуаку с заброской, у л.Онтор Зап. За день пройдено 8 км. Чистое ходовое время 8 час.

7.9. Одиннадцатый день. Выход в 10 час.

От ночевок перешли на ледник Онтор, перешли в его центр и по ровному без сети трещин руслу прошли в его верховья. На плато под пиком Джигит взошли прижимаясь к скалам Северо-Западного ребра пика, т.к. по центру ледовый склон в разломах. С плато сходили налегке на перевал Онтор , в познавательных целях знакомства с районом. Подъем на перевал -это-150 м. осыпной кулуар почти под Северной стеной пика Джигит/в начале северного гребня/;Ночевки организовали на снегу плато, т.к. площадок не оказалось. За день пройдено 5 км. Чистое ходовое время 5 час.

8.9. Двенадцатый день. Выход в 8 час.

От места бивуака в связках пересекли закрытый ледник плато верховий л.Онтор Вост. и начали подъем на перевал Джигит . Прошли 200м. 20 гр, снежно- фирнового склона в связках одновременно, затем провесили 1 верёвку перил через бергшрунд, и далее ещё две верёвки по снежно-ледовому ребру 35-40 град. С ребра выходим на широкий скальный гребень и по снегу между наддувом и скальными выходами движемся 250 м. до первого жандарма. Первый жандарм провешивается в"лоб" 40м. 50 град., второй "жандарм " обходится его правой "по ходу" стеной , 40м. 45гр. из них 5 м. 90 град. внутренний угол. Затем 2 веревки по гребню 15 град. простого лазания, и наконец 5-я верёвка -это обход третьего "жандарма". Здесь также повесили перила 40м. 50 град. простое, но по разрушенным скалам, лазание. Бивуак расположили в конце гребня , “срубив” участок наддува. Одновременно с организацией бивуака связка провесила на завтра две верёвки, закрепив их на ледорубах. За день пройдено 2 км. Чистое ходовое время составило 7 час.

9.9. Тринадцатый день. Выход на маршрут в 8 час.

С утра хорошая погода, на маршруте жестокий фирн и "зимний" лёд, но участков открытого льда не встречается т.к. корка тонкого фирна всё же лежит на льду. Прохождение маршрута обеспечивалось страховкой с помощью ледобуров. Первые две веревки провешены с вечера и закреплены в снегу на ледорубах 100м. ЗО град., ещё две веревки 100м.25 град. проходятся со страховкой на ледорубах. Затем 5 верёвок т.е. 250м. проходятся со страховкой на ледобурах т.к. крутизна возрастает до З0-45 град. Движение с попеременной страховкой. Десятая веревка на выполаживающемся снежном склоне выводит к контрольному туру. После короткого отдыха две/ связки покорили пик ,Джигит по Зап .Склону, представляющему снежный подъем 500 м., ЗО град. Спуск с пика по пути подъёма. С перевала спуск начали вдоль Юго-западного гребня пика. На ночевку остановились на снегу перевального плато вблизи начала спуска. За день пройдено 2км. Чистое ходовое время 3 час.

10.9. Четырнадцатый день. Обработку маршрута спуска начали в 7 час.

Связка провесила сразу три веревки : первую крепили на ледобурах, две последующие на скалах левого борта кулуара, образованного Юго-западным гребнем слева и ледовыми разломами справа. Свернув бивуак спускались в кошках по льду вблизи левого борта. Оставили ледовую пробку и две петли. Затем провесили еще две верёвки по скалам ребра, первая 45м. ЗО град.Вторая 50м. 90 град., также оставили петли на своих и "чужих" крючьях. Последняя из этих двух -выводит на начало крутого 45-50 град. 150 метрового снежного склона, глубокого и уже размякшего под солнцем. Из кулуара возможно падение камней, нам правда удалось пройти раньше начала оттаивания камней.Спуск на л. Караколтор Зап. закончили к 10-30, затем в связках продолжили спуск по склонам закрытого ледника. Через I час движения ледник стал открытым и мы продолжили движение развязавшись т.к. трещин в середине ложа долинного ледника практически нет. В 15 час. подошли к морене напротив л. Эпюра и начали подъём к площадкам ниже языка для организации ночёвки т.к. начался снегопад и туман. За день пройдено 10 км. Чистое ходовое время 8 час.

11.9 Пятнадцатый день. Выход в 9 час.

Ночью выпал снег, утром непогода продолжалась, решили продолжить движение. От ночевок путь в обход Южного гребня пика Альбатрос по моренным склонам , напоминающим грязь, потом мелко и среднескалистым осыпям. На подходе к гребню набирали высоту, обходя гребень траверсом высоту старались не сбрасывать, затем увидев в разрывах тумана ледник начали спускаться, постепенно теряя высоту. К 12 час. спустились в ранклюфт правого борта . Двигаться решили не выходя на ледник т.к. видимость была ограничина. Движение по ранклюфту представляло собой обходы трещин по осыпи правого борта, либо движение по леднику вблизи ранклюфта , когда последний становился глубок и засыпан неудобно “живым” обломочным материалом, попадались также глубокие ямы и широкие лунки. Возможности ориентации были ограничены низким туманом, поэтому шли весь день и стали на ночевки на леднике ориентировочно вблизи пер.Каракол Зап. За день пройдено 8 км. Чистое ходовое время 7 час.

12.9. Шестнадцатый день. Выход в 9 час.

Утром улучшения погоды не наметилось, продолжили движение по ранклюфту ,пока не начался взлёт с разломами, причём по правому борту менее выраженный. Ледник просматривался закрытый, кроме того выпало достаточно свежего снега. В районе взлёта шли: немного сместившись от правого борта к центру в связках, пришлось тропить по очереди, обходя при этом видимые и возможные трещины. Подход оказался достаточно медленным и утомительным, в условиях плохой видимости, сильного ветра и снежной "крупы" . Сведения о районе перевала у нас были скудны, но с вершины Джигита мы наметили движение на снежную седловину между двумя снежными пирамидами, находящимися в западной части Аксайской стены. После преодоления взлёта и разломов вышли на относительно пологое снежное плато, путь дальше не просматривался. Тешили ночевать. За день прошли 4 км. Чистое время 7час.

13.9. Семнадцатый день. Выход в 8 час.

Утром просветы в облачности позволили выбрать направление выхода на перевал между двумя куполами снежных вершин. С места бивуака в связках продолжили движение. Набор высоты незначительный-около10Ом. Ближе к куполам снег уплотнялся и: на широкой дуге перевала перешёл в тонкую рыхлую корочку на твердом льду, такой же рыхлый лед оказался в карнизе на северной стороне. В 10 час начали спуск на л. Чон-Узень. Первая веревка практически вертикальная 90град.20м. Через небольшой, карниз, на перевале оставили петлю с двумя ледовыми пробками на тросиках. На северной стене перевала лед до бергшрунда был с рыхлой коркой , но ступени не формировались, поэтому страховку в виде станций на двух ледобурах организовывали после тщательной расчистки верхнего слоя льда. Вторая, третья, четвертая веревки спускались по склону 60 град., последний оставлял ледовые пробки с петлей. Последующие три верёвки спуск продолжается по склону 50-45град., на котором мы также оставили пробки при спуске последнего. Наше решение оставлять пробки было запланировано при подготовке к походу, и подтвердилось в сложившейся ситуации неуверенностью в надёжности вышележащих карнизов на дуге перевала. Мы торопились покинуть склон по которому потоками шла снежная крупа больше похожая на маленькие лавинки. Бергшрунд был засыпан и не представлял сложности. После бергшрунда еще две веревки спуск происходит по крутому фирну, в условиях нашей непогоды довольно жесткому10Ом.50 град., затем довольно опасный в лавинном отношении снежный склон 250 м. 35 град. глубиной 60 см и более. К 12 час. мы вышли на поверхность ледника Чон- Узень, к этому времени погода значительно улучшилась, и позволила определить направление дальнейшего спуска. Движение продолжили левым бортом ледника, затем срединной мореной двух ветвей, ведущих от главного и северного хребтов. В конце срединной морены-озеро, где мы отдохнули. От озера заворачивая вправо вдоль языка ледника выходим на моренные поля, подходим к ручью, вытекающему из л. Чон-Узенъ и правым берегом спускаемся в долину. В долине, сливаясь, река значительно мощнее, мы идем по тропе левым берегом рядом с руслом до первых елей, и в 19 час организуем бивуак. За день пройдено 10 км. Чистое ходовое время 9 час.

14.9. Восемнадцатый день. Выход в 8 час.

От ночёвок у входа в ущелье Такыр-Тор по тропе доходим до долины реки Арашан и по тропе левым берегом , по кромке леса доходим до курорта Алтын-Арашан. Долина реки от верховий широкая , со следами автомобильных шин, несущимися стадами лошадей. Ночёвку устраиваем на левом берегу, в саду одного из сторожей горячих ванн, с его согласия. Отдав ему остатки чая и сахара договорились о посещения подконтрольной его ведомству ванны . За день прошли 20 км. Шли 7 час

15.9. Девятнадцатый день. Выход в 9 час.

Попутной машины утром не ожидалось, поэтому двинулись пешком в пос. Теплоключенка / Аксу по новому/. Движение по автомобильной дороге. За день прошли 20 км. Чистое ходовое время 6 час. В посёлке сразу уехали на микроавтобусе в г.Чолпон-Ата.

Выводы

1. Группа прошла запланированный маршрут с незначительными отклонениями в начале пути, связанными с работой со спонсорами. В итоге определяющий перевал проходили в непогоду, что в конечном итоге достаточно случайная ситуация, которая могла произойти на другом препятствии.

2. Отсутствие запасных вариантов можно объяснить отсутствием необходимых описаний , отчетов, Фотографий, карт в библиотеке Туристского Союза, и библиотеке Московского городского клуба. Недостаточно информации по этому району в Интернете. Даже на бывшей альп/базе Ала-Тоо не нашлось старых описаний альпинистских маршрутов, карта района была без указаний перевалов, совпадающих с туристским Классификатором. В обшем что имели - то и оформили.

3. Состав группы вполне соответствовал предстстоящим трудностям , даже по опыту преодоления локальных препятствий несколько превышал требуемый уровень. Наличие хороших и точных карт и описаний позволило бы за время похода сделать не менее - 2-3 перевалов 2-Б 3-А к.т. сверх минимума, требуемого для маршрута 5 к.т.

4. Материальное обеспечение группы было несколько выше требуемого, особенно в медикаментах и продуктах, что в конечном итоге привело к активному обмену с местным населением типа : таблетки на кумыс, или чай и сладости на творог и молоко и т.д.

5. График движения был достаточно щадящий, т.е. группе не потребова-лись дни отдыха. Качественное снаряжение позволило двигаться в непогоду без риска промокнуть или замерзнуть, что также смягчало трудоёмкость маршрута.

6. Время проведения похода т.е. сентябрь нам представляется достаточно удачным, во всяком случае погода не влияла решающим образом на наши планы: ненастья были кратковременными, критических колебаний температуры не наблюдалось. В лесу много грибов, смородины, жители торгуют свежими молочными продуктами, мясом сурков.

7. Район похода позволяет проведение походов высшей категории сложности, т.к. достаточно много вариантов перевалов ЗА-ЗБ в данном и более южном хребтах, удобны подъезды и возвращения с маршрута, хотя вероятно чемпионские, нитки здесь подобрать нереально.

8. Контрольные туры и записки везде найдены, кроме седловины пер.Украина.

Перечень перевалов, обозначенных на нашей карте

Наименование перевала

Сложность

Высота

1

Соссюрея

3900
2

Кашка тор

3700

3

Карата-кия

3800

4

Кичи- Кызыл-суу

4100

5

Лавинный –1

3900

6

Лавинный –2

3950

7

Лавинный Ложный

4000

8

Соватоорр

4000

9

Оптимистов

4000

10

Чон-Борду

4100

11

Сибиряков

4000

12

Джили-Суу Правый

3700

13

Джили- Суу Левый

3900

14

СОАН-2

4100

15

Армейских туристов

4100

16

5О лет Советской Киргизии

4500

17

Советских педагогов

4500

18

Ульяновцев(белый)

4400

19

Карабаткак – Вост

4300

20

Загадка Вост

4400

21

Надежда

ЗА

4400

22

Дополнительный'

4200

23

Серебренное Седло

;ЗА

4500

24

Р. Маречека

4300

25

Карабаткак- Зап

ЗА

4300

26

Бороко

4400

27

Каракольская перемычка

2Б*

4500

28

Бригантина

4500

29

Электриков

2А*

4100

30

Скальный

4200

31

Советской Татарии

4200

32

Подкова

3900

33

Запасной

4200

ЗЧ

Боковой

4300

35

Загадка Зап.

4400

36

ФКТ

ЗА

4550

37

50 лет ЛКСМ Киргизии

4400

38

Арашан Центр.

4100

39

Арашан Южн

4100

 

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100