Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Полемика >
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

От редакции: Горы и спорт. Соревнования в альпинизме. Вопросы и размышления в статье Андрея Пучинина.
Так же мы решили составить с обоюдного согласия диалог из переписки двух редакторов: сайта ЦЭТ "Нева" Сергея Калмыкова и сайта Mountain.RU Сергея Щепачкова. Все трое - мастера спорта по альпинизму.

Строки из писем

ЦЭТ "Нева" Сергей Калмыков, г.Санкт-Петербург

Mountain.RU Сергей Щепачков, г.Москва

Фото Сергея Третьякова, г.МоскваС. Щепачков: Скандалы вокруг двух очных чемпионатов уже утомили. От члена судейской коллегии услышал обвинение в том, что Mountain.RU - "желтая пресса".

С. Калмыков: Да, и на мой взгляд эти состязания - далеко не самое важное в жизни. В прошлом я и сам - участник и чемпион-призер этих скачек, но всегда относился к ним со скепсисом, как к чему-то искусственному по отношению к подлинному альпинизму. Но если уж заниматься ими, то заниматься честно, ставя во главу угла единственно возможные критерии - спортивные. Противно наблюдать борьбу парней за места, когда они ведут ее вдали от "стадиона" (а м.б., им предложили этим заняться, а они не отказались). Противно, что это занятие продолжает цвести в Федерации. Хотя оно объяснимо - это стремление людей, из которых состоит Правление ФАР (а там много переставших заниматься спортивным альпинизмом или никогда им и не занимавшимся), продемонстрировать всем, что мир крутится именно вокруг них, что судьба соревнований решается ими, а не какими-то спортсменами. Такой эгоцентризм - в природе человека, просто в правильно организованных человеческих сообществах есть оговоренные, законодательные рамки, не позволяющие дурным наклонностям брать верх и превращать "дело, которому ты служишь," в свою противоположность - в дело, которое служит тебе. Чтобы не выхолостить суть дела, необходимо сохранять правильный баланс между этими двумя сторонами любого человеческого занятия. Такие игры вокруг Чемпионатов по альпинизму в нашей стране были всегда. Я надеялся, что современная формула очных чемпионатов искоренит их, но, по-видимому, современные "коридорные" бойцы нашли подход и к современной формуле. Что еще раз подчеркивает неадекватность идеи чемпионатов самому альпинизму. По сходному поводу в прошлом году я писал на нашем сайте: "Реальному альпинизму подобные решения реального вреда не наносят. Всегда будут люди, которым хочется испробовать себя все более и более высокой пробой, которым хочется сделать что-то такое, чего еще никто до них не делал. И им по большому счету безразлично, что там себе думают чиновники от альпинизма. И именно из этих людей, из их восхождений альпинизм и состоит. А вот Федерация ставит себя вне живого потока, теряет шанс примкнуть к этому пульсированию жизни." Мне кажется, образование в России альпклубов, м.б., являющихся членами УИАА, но не зависящих от ФАР и не принимающих участия в ее мероприятиях, уже не за горами.

С. Щепачков: Клубы - члены УИАА? Интересно, я не думал про такое. О статье Сергея Шибаева в ЭКСе про Безенги…

С. Калмыков: Вдобавок к ней я прочел все, что у Вас стоит на сайте, - Вашу с Левашенко статью, статьи Суханова и Дульнева. Я оказался в Безенги 25го утром - через неделю после трагедии, еще тела оставались на стене. И мне было очень тяжело услышать от Светы Орницан (по-моему, Вы должны ее знать), что команда из моего города повела себя... так, как повела. Я бы расценил ее 2е место (оно же последнее - напоминает известный анекдот про состязания в беге между Хрущевым и Эйзенхауэром: "Хрущев занял почетное второе место, а Эйзенхауэр - предпоследнее"), завоеванное в "напряженной спортивной борьбе" с пустотой позади себя, как наказание, но боюсь, что сами они расценивают его иначе. Не знаю, м.б., они слишком устали 18го после спуска тел красноярцев, чтобы 19го выходить на новые спасработы?..

С. Щепачков: Света Орницан - это доктор питерской команды? Если увидите ее, то ей большой привет и еще раз спасибо за аптеку и за то, что забрала наши вещи из-под Крумкола. Это - единственный человек, который поддержал нас в момент принятия решения о выходе под Коштан. Вспоминаю участие в очном чемпионате в Безенги в 95. Нам с моим напарником Лехой тогда на двоих 45 лет было.
Общался с Кошевником и Марининым... Перед открытием Чемпионата спрашиваю их:
- А про маршрут Бланковского на Шхару, что думаете?
- Да ты что! У нас пятеро детей на двоих...
Мы с этими ребятами познакомились еще в 92-ом в Уллу-тау. Когда услышали об их гибели, Леха предложил (а я не стал возражать) не продолжать наше участие в зарабатывании соревновательных баллов, и с середины третьего маршрута на Катын мы повернули вниз. Когда спустились, услышали: "...пишите объяснительную..."

С. Калмыков: Да, я это понимаю. В 1980г. команда а/л "Варзоб", где я был участником, в рамках Чемпионата прошла труднейший, изнурительный скально-, в основном, ледовый м-т, первый на сев. стене п. ХХХ-летия Сов. Власти (шеститысячник рядом с Коммунизмом). Первое место, казалось, было гарантировано. Но на спуске сорвалась и разбилась связка - Тема Оганесов из Еревана и Володя Черепов из Питера. Мы были готовы ночью пойти под висячий ледник за телами, но нам повезло - не успели подойти. В ту ночь раньше нас сошел очередной ледовый обвал, и сбросил их на лавинный конус. О Чемпионате, конечно, никто больше и не думал. Разъехались отвозить тела семьям... В след. году я не поехал в горы. Не потому, что мне стало страшно за себя продолжать заниматься альпинизмом. Нервная система у меня - много раз проверялось - устойчивая. А потому, что, как и Вы наверное, осознавал: это недостойно человека - в той ситуации сделать вид, что ничего не произошло.

С. Щепачков: Когда в этом году с Коштана прилетели, снова услышал "Руку тренируй - в Москве еще много подписей ставить придется". Или: "Что, Москва, чемпионат сорвали?" Но сейчас вроде ничего. Грамоту дали "За высокие моральные... и т.д.". А в Безенги я в этом году, несмотря на потепление, поехал потому, что знал - высокий результат покажем. У мужиков функционалка очень высокая была, знание района у всех было. В этом году я один приехал из тех, кто в 95-ом был. Наметили два классных первопрохода, а нет, судьи приехали и сказали: "Первопроходов не будет..."

С. Калмыков: Вообще, кое-какие черты современного альпинизма меня постоянно держат в состоянии какого-то растерянного недоумения - как будто бы я отстал от жизни и многого в ней не понимаю. Например, до сих пор не могу успокоиться по поводу награждения в Шамони в 1997 "Золотым ледорубом" команды С.Ефимова за Макалу. Я нисколько не хочу принижать трудность пройденного маршрута, и, как мне кажется, правильно оцениваю меру страданий, доставшихся на долю этой неопытной молодой команды, которую амбициозный НЕИГРАЮЩИЙ тренер загнал на этот маршрут. Но ведь приз этот присуждают ЗА ЛУЧШЕЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ГОДА. Так это что было - действительно, ЛУЧШЕЕ восхождение? Когда еще на пути к вершине погиб лидер команды, просто умер от исчерпания жизненных сил... Как расходный материал какой-то... А спуск по пути подъема (по-видимому, амбиции-то были, а средств подготовить путь отступления для предельно изнуренной команды по простому классическому маршруту, по которому еще в 1955 поднялся весь альпинистский состав экспедиции и сирдар шерпов - 9 человек, - не было; и принятое решение очень типично для менталитета нашей страны - пусть люди платят за недостатки организации своим здоровьем и жизнями, у нас этого стройматериала много - других пришлют) просто превратился в беспорядочное бегство. Более опытный Жилин, не оглядываясь, спустился за день. Остальные ночевали еще раз, и спустились на следующий день, бросив ослабевшего и травмированного Бугачевского, которого добило камнем. Ну ладно, ребята неожиданно для самих себя попали в ситуацию, превышавшую потенциал команды. Но ведь тренер сразу начал оправдывать себя - такая опытная, такая сильная команда, что все свои решения принимала сама, а он не мог на нее повлиять. Но ведь оставшиеся в живых поехали в Шамони за призом и, как ни в чем не бывало, приняли его. Но ведь мировое альпинистское сообщество выдало им этот приз. Но ведь сколько нашлось тех, кто ПОЗДРАВЛЯЛ их с этой НАГРАДОЙ!

С. Щепачков: Следует признать, что в этом вопросе ФАР продвинулся дальше, чем мировое альпинистское сообщество. Их отчет судейство не приняло к рассмотрению.

С. Калмыков: Господи, так они еще и на Чемпионат России подавали! Ну и отморозки. Вот уж да - "...Мы за ценой не постоим..." Я этого не знал. А что до ФАР - да, я и сам всегда привожу в пример позицию еще ФА СССР: на Чемпионатах только безаварийные восхождения принимаются к рассмотрению. Это глубоко верно не только с гуманистической точки зрения (об этом я не говорю, это бесспорно), но и чисто со спортивной - если на восхождении произошла авария, или если тебя выручила слепая случайность, то ты не смог доказать, что понимаешь законы гор и самого себя и умеешь переигрывать природу на ее поле лучше, чем другие. Кто бы сейчас вспоминал о достижениях Месснера, если бы он позволил себе погибнуть. Так что я благодарен Вашей команде - она несколько поддержала мое душевное равновесие. Оказывается, я не один со своими старомодными представлениями о смысле занятий альпинизмом и цене жизни горовосходителя. Что до отстраненной и нейтральной тональности статьи Шибаева... Ну, а что Вы хотите от него - ведь он каждый год живет в Безенги. Он там - зам. директора по рекламе. Это - его кусок хлеба. Ну как он мог кинуть камень в спасслужбу лагеря. Тем более, после скандала с Каббалкальпинизмом, по-моему, 1998г., когда Сережа за честную и объективную статью о состоянии альплагерей в Кабардино-Балкарии чуть было не был пожизненно объявлен persona non grata по всему региону, в т.ч. и в "Безенги".
А Ю.С.Саратов, в общем-то очень уважаемый мною, конечно растерялся. Не смог принять правильное решение под напором многофакторной ситуации: тут и соревнования, и давление судей, и куча групп повсюду, и две катастрофы подряд, и, я думаю, подсознательное - не понимание, а ощущение - бессилия своей, так называемой, спасательной службы (я же сам принимал участие в спасработах в Каргашильском хребте в 1998 - хорошо разглядел ее возможности). Он - превосходный консультант по району. На том устаревшем оборудовании, что в его распоряжении, героически поддерживает радиосвязь, регистрирует нахождение групп на маршрутах (и то у него в прошлом году в этом деле был прокол с Валерой Шамало - Ю.С. не смог сообразить, как правильно себя вести). Вот и все. А в острой ситуации, требующей принятия единственно верного решения, хотя бы и на уровне только координации, не устоял, не смог отделить главного от второстепенного. У каждого свой уровень компетентности. Но, боюсь впрочем, что сейчас, сидя в кресле, не имею права судить его. Вам, активному участнику, конечно виднее.

С. Щепачков: Сергей, я очень уважаю Юрия Сергеевича. Бывал у него дома. Мне очень жаль, что после прилета с Коштана мы с ним так и не поговорили. Вне сомнения, он сделал очень много для альпинизма, лагеря и района. Я согласен с Вашей оценкой его поведения и не хочу думать о том, что мне говорили бы, если на спасработах кого-нибудь пришибло камнем. Помимо прочего я 7 лет учился в МВТУ, а Юрий Сергеевич работает там.

От редакции: Конечно, следует признать, что соревновательный альпинизм дал очень многое развитию советского альпинизма. Существует большое количество сторонников соревнований в альпинизме. И можно утверждать, что эта тема еще долго будет волновать умы горовосходителей…

Читайте статью Андрея Пучинина "Главное, ребята, чтобы вы были живы"


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100