Люди и горы > Очерки, дневники - 1999 >

по Северо-Западной
стене Асана 6А
© фото Юрия Круглова

Действующие лица: Команда "Морчека"
1. Шура Одессит (Александр Лавриненко) - г. Одесса
2. Юрий Круглов - г. Севастополь.
3. Приглашенная из Рязани: Шагаева Елена.

Итак, вечером 19 июля, под проливным дождем мы в сопровождении 4 ишаков с нашим грузом закочили 60 километровый переход Ворух - ущелье Каравшин - базовый лагерь под горой Асан-Усен в ущелье Карасу. Утро следующего дня ушло на обустройство лагеря и просушку вещей. Вершина Асана приветливо смотрела на нас сверху, демонстрируя нам свои обледенелые скалы и снежники. В базовый лагерь потихоньку подходили новые люди. Пришли москвичи, питерцы. Другие были на походе. Никто особенно не рвался на гору, ожидая погоду. Мы такую роскошь позволить себе не могли и на следующий день с Шурой пошли под стену выбирать маршрут.

Под стеной между мной и Шурой состоялся диалог следующего содержания:
- Ага. Смотри. Вон маршрут Тимофеева справа.
- Да ну. Он куда-то в "огород" наверху выходит. Что тут еще есть?
- Маршрут Русяева левее маршрута Тимофеева.
- Выглядит ничего. Но тоже выходит куда-то вправо на гребень.
- Так на него Ласточкин завтра идет. Просил не занимать.
- Ладно, пусть лезет.
- А вот, смотри, по центру идет "Одесский" маршрут. Выходит прямо по стене на вершину.
- Так вот и на я него смотрю. Круто. Айда на него полезем.
- У дураков мысли сходятся. Пошли на него.

Бастион маршрута.
Идется на скайхуках.
Юра проверяет скайхук.
© фото Елены Шагаевой

Так мы выбрали себе маршрут - "шестерку". В классификаторе он называется так: "Асан по центру Северо-Западной стены". Прошли его одесситы, и в народе он называется "Одесский".

- Ну что. Осталось решить, вдвоем пойдем или втроем. У Шагаевой какие-то проблемы.
- Щас вернемся в лагерь и спросим. Я бы конечно лучше вдвоем полез, но можно и втроем.
- Мы работать будем, а она на камеру снимать.
- Жумарить она умеет. Разберемся.

Вечером следующего дня наша тройка под проливным дождем подошла под стену и поставила палатку, специально сшитую и расхваленную Леной. Через полчаса сидения в ней начали проявляться все ее "преимущества": вода протекала через швы и собиралась на непромокаемом днище. Решено было оставить вещи под камнем и валить вниз, а завтра вернуться с "нормальной" палаткой. Уже по темноте мы вернулись в лагерь. Лена не скрывала радости от возвращения. Вскоре вернулись и москвичи. Они весь день потратили на поиски начала маршрута, а в довершение всего у них сломалась горелка. На предмет новой горелки они собирались "потрясти" богатеньких итальянцев. Игорь Пехтерев ("Хрон") и его компания собирались на "пятерку". Снизу подошла еще одна компания, где были мои знакомые Серега Щепачков с женой. "Везет ему" - подумал я. Следующий день хорошей погодой не отличался, но к вечеру боезапас снега и дождя у погоды кончился, и мы чудно переночевали на леднике под стеной.

Юра жумарит к Шуре,
который сидит где-то
© фото Елены Шагаевой

На следующий день 22.07 мы, груженые как лошади, подошли под начало маршрута к основанию огромного "огурца" в центре стены. И началась работа. Лезли с Шурой попеременно. На пункте вытягивали баул с вещами, продуктами и водой. Шагаева передвигалась самостоятельно на жумаре. К полудню, через 5 веревок, мы вылезли на вершину огурца, где была хорошая полка. Мы поставили палатку и оставили Лену ее охранять, а сами пролезли еще по веревке, закрепили перила и спустились вниз. Далеко внизу москвичи висят на платформе на маршруте Русяева - нашли-таки горелку. Так прошел первый день восхождения. На следующий день 23.07 нам предстояло преодолеть 300 метровый бастион стены. Через 2 веревки началась работа на скайхуках.

"Ну теперь начнется "Скайвей" - сказал Шура. (Примечание редакции: "Skyway" - маршрут 6Бк.с. на Морчеке) Я как большой любитель "скайхукинга" лез веревку за веревкой. На пункте вытягивал баул пока ко мне жумарил Шура. При этом мне все время было жарко (адреналин согревает), а Шуре холодно. Но мы не могли друг другу помочь. Бастион очень напоминал мне маршрут "Данка" на Челеби своей крутизной и числом дырок между шлямбурами. Шлямбура забиты иногда через 3, а чаще через 4-5 дырок. Это 4-5 метров. Некоторые дырки сильно разбиты и скайхуки не выпадали только потому, что я их об этом сильно умолял. Так мы лезли веревку за веревкой, а бастион все не кончался. Когда до ожидаемой полки осталась одна веревка и маятник, начало темнеть. Погода испортилась. Пошел снег. В это время Шура жумарил ко мне, а Лена висела внизу на пункте.

- Что будем делать? - Спросил Шура.
- Делать нечего, ночевка будет висячей.
Но в 20 метрах внизу я заметил маленькую полочку шириной сантиметров 5. Там можно хоть ноги упереть, но там не за что застраховаться. Давай я туда спущусь, забью чего-нибудь, а потом вас с Леной позову. И я "поехал" вниз. В висе на веревке забил 2 крюка и один шлямбур. Все это сблокировал горизонтальными перилами. Пока я как дятел "стучал" в ночи, пару раз "заехал" себе по рукам по уже существующим мозолям. Когда все было готово, я стал собирать народ:

Лена Шагаева

- Шура. Спускайся.
- Нет. Пусть сначала Лена.
- Лена. Давай жумарь сюда.
- Не хочу. Я здесь буду висеть. Я спать хочу.
- А ну ……..
- Ладно, начинаю подниматься.
- Шура. Лена поднялась. Давай спускайся.
- Понял.
Повиснув на новом пункте мы вспомнили о том, что с утра ничего не ели.
- Ну что, Юра, горячее будем готовить?
- Да надо бы, Шура.
- Давай ты держи навесу горелку, а я кастрюлю. Тут в разговор вмешалась Лена.
- Вы что с ума сошли?
- Да нет, просто есть хочется.

Отужинав, мы стали собираться спать. Лена залезла в собственный рюкзак. В нем и повисла. Шура висел рядом с баулом, иногда обнимая его, иногда склонив на наго голову. Я повис на самостраховке на шлямбуре спиной к стене. В шлямбур вщелкнул лесенку и, вытянув ноги, уперся в нижнюю ступеньку двумя ногами. Так мы спали. Луны не было. Все было затянуто облаками, из которых сыпал снег. Погромыхивал гром. "Эх, жаль что платформа осталась в базовом лагере. Сегодня она бы пригодилась" - думал я. Но усталость взяла свое - мы с Сашей похрапывали, раздражая этим бедную Шагаеву. "Да какая она бедная, сама захотела полезть." - подумалось мне.

Шура на полке после
бастиона.
© фото Юрия Круглова

Наступил новый день 24.07. С раннего утра Лена пыталась прервать наш процесс сна:
- А ну вставайте. Хватит спать.
- Давай еще поспим, ответил Шура. Я засопел еще сильнее, молчаливо поддерживая его. Часом позже мы повторили трюк с приготовлением пищи и полезли. Веревку к маятнику полез Саша. Через пару часов мы были на полке. Решили поставить палатку и остаться здесь, так как ночь в висе отдохнуть не позволила. Я перебинтовал руки - оказалось, что расквасил их довольно сильно. Это был третий день восхождения.

Утро четвертого дня 25.07 приветствовало нас многообещающими тучами. Мы лезли попеременно. Шагаева жумарила, иногда снимая на камеру, иногда ругаясь на нас за то, что ей оставили вщелкнутыми не те точки. Через 4 веревки погода испортилась окончательно. Повалил снег. К середине дня мы вылезли на полку размером 0,5х1,5, окруженную двумя валунами.
Я начал провешивать веревку под нависание. Это была 60 метровая щель, классифицированная в описании как А3. Вся нижняя треть была залита водой, которая стекала с карниза. Я пыхтя, работал на и.т.о., когда Шура крикнул:
- Юра, там у тебя точки нормальные?
- Хреновые. А что?
- Да если нормальные, то спустился бы. Мы чай приготовили.
- А, тогда другое дело. Тогда поехали вниз.
После чая дело сначала пошло веселее, но затем я уперся в натечный лед, на борьбу с которым ушло оставшееся время. Все-таки я веревку долез, и, закрепив ее, спустился на полку. Ночевали лежа втроем, укрывшись палаткой. Я долго не мог заснуть - болели руки. Конденсат капал на лицо, но сбросить палатку не хотелось - шел противный снего-дождь.

На вершине.
© фото Елены Шагаевой

Утро пятого дня восхождения 26.07 началось с проблем. Веревка, которую я провесил вчера, обросла толстенной "шубой" из льда. Шура начал жумарить и через 5 метров жумары перестали держать. Саша стал громко выражать свое неудовольствие, тишина была нарушена его крепкими ругательствами. Погода сразу ухудшилась, и пошел снег. Все-таки ему удалось зажумарить и дальше дело пошло веселее. Дальше первым пошел он. К концу дня мы продвинулись еще на 3 веревки и уперлись в камин, который просто распирало ото льда. До вершины оставалось всего 3,5 веревки. Саша дернулся в этот камин и застрял - ни вверх, ни вниз. Аккуратно, под диктовку он слез и стало ясно, что наверх мы сегодня выйти не успеем. Стало смеркаться, и мы начали вырубать во льду место под палатку. Через некоторое время нам это удалось, и жить стало веселей. Продуктов осталось так мало, что мы решили их доесть. На завтра остался один бульонный кубик.

Шестой день восхождения 27.07 начался как обычно, но высота давала знать - холодно. Камин, который мы не смогли победить вчера, сегодня оказался не проще. Но зато чуть правее мы заметили щель на вертикальной стене, уводящую в нужном направлении. Она была слишком широка даже для нашего самого большого френда, но там не было льда. Сначала полез Шура - спустился. Затем полез я, и тоже спустился. В конце концов, Шура ее закончил и через несколько часов мы стояли на вершине. На вершине нас ждал сюрприз - остатки плитки шоколада, которую нам оставил Хрон&компания. Чуть-чуть развиднелось, и я впервые увидел громадину 4810 во всей красоте. Где-то внизу видны были наши палатки в базовом лагере. Впереди был спуск - два неполных десятка дюльферов в сторону 4810. Уже в сумерках мы оказались внизу, в цирке между Асаном и 4810, и я ощутил всю прелесть жития на ровной поверхности Земли. Через 2,5 часа при свете Луны мы тихо ворвались в базовый лагерь. Так закончилось наше восхождение.