Люди и горы > Очерки, дневники - 1999 >

Автор Денис Румянцев, Канада

• Лирическое вступление

Приехал 2-го апреля. В Севастополе торчал с 6 до 8 утра. Пока откроется камера хранения, в животе происходят какие-то отрицательные процессы. Видимо, это - курица, которую я приобрел, по-моему, в Белгороде - бабка с усами продала. На перроне никого не было, кроме жирной загорелой тетки, которая грустно сидела на скамейке возле своей тачки. На тачке была огромная мятая картонная коробка. Я подошел и уселся рядом. Спросил, где тут у них можно купить продуктов подешевле и деньги поменять получше. Так слово за слово, :. по скамейке - разговорились. Она говорит: "Вот видишь, приходится за рыбой ездить в :Хреново-Кукуево (забыл название какое-то место на окраине Крыма), а потом ее продавать на рынке, выходит бизнес кой-какой.". А приехала она на том же поезде, что и я. "Вот сижу и жду мужа на тачке поедем на рынок."Ну ладно, просидел я так два часа, наконец, камеру открыли. После того, как я взял билет на автобус, я поехал на троллейбусе, про который мне тетка, блин, сказала. А в желудке все круче и круче: Короче говоря, когда я приехал, мне уже было не до покупок. Выхожу я из троллейбуса, иду на оптовку, и тут, вроде отпустило. Ну купил я тут кой-чего и тут опять как приставит - что делать? А оптовка там стоит посреди какого-то поля и только вдалеке возвышаются горы. Хорошо, что там заправка была, а рядом автосервис какой-то, и валялся автобус ржавый, я еле до него добежал. Забегаю, блин!! а там : с большими трудами место нашел присесть - ( видимо, вся оптовка именно в этот автобус-то и ходит ). Ну ладно, заодно и на заправку сходил, бензина налил в модную канистру из-под "синтетики". Ну, думаю, это не последний раз. Но, вроде, организм мой собрался (да и Иммодиум я принял) и пока я ехал до "Паркового" ни разу не подвел. Выхожу, блин,, - в Крым приехал: туман какой-то мерзкий, влажность как в бане (только холодной), ничего, ближе, чем 10-15 метров не видно. Как идти? А еще, дорогу я не очень знаю, ведь всего один раз ходил туда-сюда. Прошел метров 100 по дороге, а тут еще и диарея приперла опять (еле успел рюкзаки скинуть, спереди маленький, сзади большой). Ну ладно, с горем пополам в режиме 10 минут ходьбы, 5 минут отдыха дошел, можно сказать дополз до стоянок за аж 3 часа 10 минут. И никого вокруг!! И такая тоска меня обуяла, что захотелось все бросить и мчаться, мчаться, мчаться по направлению назад к дому. А тут еще и лезть куда-то надо, да еще и одному. Зачем я вообще все это придумал ? какая-то Морчека: Ну ладно, переборов себя, я мужественно поставил палатку, обустроился, починил оказавшийся сломанным примус, приготовил макароны с тушенкой. Сходил посмотрел на мокрую стену. Тут и спать пора.

• Соло по "Классике"

На следующий день, 3-го апреля, я встал поздно, часов в 11, погода все равно была плохая. Подумал, посмотрел на стену - вроде чуть-чуть подсохло. Собрался да и пролез две веревки, повесив их для последующего восхождения на "Классику". Надо сказать, что было не стремно везде, кроме одного места на первой веревке, где надо было пройти траверсом руками по трещине, а ноги на трение. Запас сил, конечно, большой, но незнание маршрута очень действует на психику. Сдюльферяв вниз и оставив веревки болтаться на стене я вдруг резко решил сгонять в Симеиз. Решено - сделано. Через полчаса я уже стоял на остановке. Автобусов не было и я простоял голосуя минут 40, пока какая-то отважная женщина : тоже, кстати, на Волге, на новой к тому же, не решилась меня подобрать. Автобусы Форос-Симеиз, по словам местного алкаша, сейчас стали ходить 3 раза в сутки, да и расписания нигде не оказалось.

На следующий день, 4-го апреля, встал в 6 ноль-ноль и до 7-ми тридцати возился. Возня выражалась сначала в обычных утренних хлопотах, а затем в мучительных заморочках с подгонкой снаряжения - то самостраховка кажется слишком короткой, то слишком длинной, то думаешь как бы не было нагромождения из крючьев и закладок и перевешиваешь их на себе с места на место. Наконец, в 7 сорок начал лезть. Взял с собой полный рюкзак: гамак, спальник, одежду, воду, еду - готовился к жуткому экстриму. В начале 3-ей веревки вместо того, чтобы пройти траверсом полез вверх и налево. Это было первое место, где май эсс воз сильно побоялся. При этом мне пришлось с сожалением смотреть на удобную полку в 7-ми метрах ниже. На 4-ой веревке, где по очерку прохождения маршрута командой "Теория" Серега Третьяков грохнулся, я приготовился к жопе, но ее, почему-то не оказалось, а оказалась она на 6-ой веревке, там где ИТО. Блин! не умею я ходить на ИТО. Страшно доверять каким-то железкам, и поэтому я лез. Наконец, я решил схалявить, "Я же сейчас альпинист" - подумал я - положил закладку, нагрузил и !! : - полетел. Пролетел метров 10 и повис. Очень интересное ощущение - когда не знаешь закончится твой полет на том или на этом свете. Хорошо, что ближайшей точкой был шлямбур и веревки я выдал немного. Кажется, сработала наработанная интуиция. На лету, кстати, всего лишь ободрал кожу на мизинце. После происшедшего пролез это место лазанием с отдыхом на ИТО в некоторых местах. Потом, правда, уже когда силы кончились почти совсем начал хвататься за все искусственное и натуральное. После 7-ой веревки я понял: есть шанс вылезти сегодня. Настроение улучшилось и я начал лезть бодрее. Правда, иногда, когда начинал лезть, забывал отстегнуть самостраховку. На предпоследней 8-ой веревке забил крюк так, что не смог вытащить. И вообще, каждое вбивание и выбивание крючьев сопровождалось образованием нового рельефа от ударов молотка по скале. Так что все разговоры о девственности маршрутов, пройденных таким образом, мне кажутся неправильными.

Самое гадкое в этом одиночном лазании - это когда ты уже вылез наверх, а тебе еще нужно дюльферять вниз, куда-то во мрак, в бездну - так не хочется этого делать, особенно если знаешь, что там вообще никого нет: напарника нет, а только рюкзак и железки. И вообще, это не лазание, если маршрут не пробит шлямбурами, а так, "рубиловка" какая-то. В принципе, любой не особо тренерованный человек может это делать, только научить чего куда пихать, бить и какие узлы вязать. Лучше лазить по пробитым шлямбурами маршрутам и вдвоем - мы же люди, а не смертники. Из видов человеческой деятельности, развившихся из альпинизма, скальный альпинизм является предшественником скалолазания в чистом виде. Потому что все твои возможности в скальном альпинизме ограничиваются больше техническим оснащением и бесстрашием, нежели подготовленностью в скалолазании, умением распределить силы, техникой и тактикой прохождения маршрута. Некоторые люди поняли, что нужно учиться лазить самому, а не с помощью каких-либо приспособлений.

Я очень боюсь маятников. Какой-нибудь острый выступ - веревку в момент перережет, поэтому стараюсь их, по возможности, избегать или проходить по частям.

Наконец, вылез полностью наверх. Чуть-чуть посидел и тут же замерз, оделся, съел консерву тюльки, захотелось еще - съел вторую - перебор. Как сейчас спускаться ? Ну ладно, побрел потихонечку, как зомби, как еще с тропы не сбился. Еле дошел, упал в палатку и уснул, дав себе клятву никогда больше так не лазить.

Фотографию вершины "Классики" можно увидеть в

• "Центр" или  Страшная История

На следующий день проснуся и находился до 4-х дня в полной прострации, благо обстановка на стоянке и на близлежащих окрестностях способствовала этому ввиду хаотично раскиданных валунов, камней и даже маленьких скал. А к вечеру вдруг решил пролезть еще чего-нибудь, ведь 5Б - это не совсем круто. Почитав описание, решил, что это будет "Центр", потому что мне так захотелось.

Мой одиночный поход на "Центр" закончился бесславно, но зато в стиле хорошего триллера, правда закончившегося Хэппи-Эндом. На 2-й веревке, не доходя до R3 примерно метров 5 (их нужно было проходить траверсом слегка вверх деликатным лазанием) я посмотрел вниз на веревку и увидел, что ее осталось примерно метров семь. Я себе спокойно выдал через Gri-Gri метров пять и полез. Надо сказать, что лазание было не из простых: ноги на трение на покатом рельефе. Когда я, наконец, схватился за хороший откол возле предполагавшейся станции в месте, где и так была набита куча крючьев, я вдруг увидел, что : Я БЕЗ ВЕРЕВКИ !!!-- Она уехала из Gri-Gri, , проехала через оттяжки и болтается где-то внизуу, ! Я тут же вцепился всем, чем можно, в скалу и понавщелкивал во все окружающие меня старые крючья самостраховок. И всё : Никого вокруг : Где-то далеко на дороге километрах в 4-х от меня гудели автомобили, внизу на деревьях весело щебетали птички, на небе ярко светило солнце. "Вот и конец тебе настал" - подумал я. Потом, как всегда в таких случаях описывается, перед глазами прошла вся жизнь и в голове прозвучал голос сынишки "Папа на позде ф клим уехаль" Потом, вдруг, пришла какая-то уверенность, я понял, что лучше слазить вниз, а иначе тоска меня совсем сгрызет. До первой точки страховки обратно от меня было метров 5 и поэтому лезть совсем уж без страховки не пришлось. Сцепив все оставшиеся у меня оттяжки, я обеспечил себе худо-бедно кое-какую психологическую и физическую поддержку. Далле было еще несколько точек, расстояние между которыми было не очень большое расстояние, правда это были либо крючья, забитые мной, либо закладки, выйдя к которым я блокировал их со, слава богу, имеющимися у меня крючьями. Но всё-таки было одно место, где пришлось хорошо побояться. Это был участок по гладкой промоине, где ни закладку положить, ни френд, ни, тем более, крюк забить. Когда его лезешь снизу с веревкой - чувствуешь себя замечательно, потому что в начале его есть шлямбур и можно, красиво откинувшись, лезть приятно напрягаясь. Не очень тяжело, но и не халява, примерно 6а+. Но когда надо лезть вниз и без страховки совсем - это что-то : ноги и руки сковывает страх, из-за этого движения получаются корявыми, энергично перенасыщенными, и очень быстро устаёшь. Хорошо, что промоина достаточно широка для того, чтобы можно было всунуть ногу по колено, расклинить и так немного отдохнуть, успокоить страх, а затем сделать ещё пару спасительных движений. Наконец, я добрался до шлямбура над местом, которое надо проходить ИТО. Висеть на шлямбуре было одно удовольствие даже не смотря на его явно консервное происхождение. Далее сцепив две лесенки воедино, я благополучно добрался-таки, наконец, до веревки, которая висела до самой земли. Спасся: Радость жизни охватило весь мой разум и тело. Я сел возле стены на мягкую землю и начал весело вспоминать как совсем еще недавно я висел на стене и представлял как мое тело, возможно, будет лететь вниз, кувыркаясь, периодически ударяясь о выступы разными частями и разбрызгивая содержимое. Состояние, на самом деле, похоже на психоз, но эйфоричное. Вообще-то, все экстримальные перепетии весело вспоминать, но еще раз переживать все это в реальности почему-то не хочется.

И так мне предстояло еще снять все снаряжение, которое я оставил на стене, что я и сделал на следующий день всего лишь за пару часов. Решив, что на этот год мне экстрима хватит, я собирался уже уезжать, но тут, наконец, под Морчекой появились люди. Это были альпинисты из Симферополя. Они приняли меня в компанию и я решил остаться еще на некоторое время и совершить несколько восхождений в двойке. Моим партнером оказался Саша Логашкин, с которым мы совершили восхождения на "Орел" и на "Центр". После пережитого экстрима лазание в двойке показалось просто приятной прогулкой. И оба маршрута мы пролезли без особых проблем, каждый в течении одного дня.

Фотографии "Орла" и "Центра" можно увидеть в

Морчека - прекрасная гора, надеюсь сходить на ней еще что-нибудь. И все-таки есть пожелание местным хранителям горы: отбросить ненужные никому собственнические амбиции и позволить спокойно пробить несколько новых маршрутов под свободное лазание, тем более, что на горе есть много мест, которые явно не пролезть в альпинистском стиле без шлямбуров ,которые все равно портят скалу. А поскольку маршруты под свободное лазание несколько отличаются от чисто альпинистских (это не прямолинейные шлямбурные дорожки,которые подобно ножу прорезают скалу и резко бросаются в глаза,а слившееся с рельефом плавно повторяющие его ход в соответствии со сложностью пролезания и из-за этого незаметны), то вреда горе ,на мой взгляд, будет нанесено меньше ,да и популярность ее резко увеличится .Очень много есть людей которые хотят лазить но не хотят бояться .

Благодарности

Хочу выразить особенную признательность в содействии подготовки моей странички Максу Кострову.
Очень признателен Бауманской команде "ТЕОРИЯ" и Юрию Круглову за их замечательные сайты (www.theory.ru , www.mountain.ru ), которые послужили мне единственным информационным источником при прохождении маршрутов на Морчеке. Спасибо Сане Макарову за снятый фильм о моем восхожении на Морчеку "Один на один" /если интересно - just e-mail me tonyaden@hotmail.com /   Спасибо Саше Логашкину за сделанные им фотографии на маршрутах. А также большое спасибо моей жене Тонечке за написание сайта.