Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники - 2000 >

Свои отзывы присылайте в ФОРУМ на Mountain.RU

Вершина

По Мышляевскому маршруту на Чатын (6А к.сл.)

Авторы:
Кондраков Олег (МС по горному туризму) г.Рязань
Чичикин Олег (КМС по альпинизму) г.Рязань

Чатын
©Фото Кондракова Олега

Летом 1998г в истории рязанского горновосхождения было совершенно восхождение шестой (высшей) категории трудности на вершину Чатын (Центральный Кавказ) по каминам северной стены (маршрут Мышляева), группой под руководством Олега Чичикина.

Есть маршруты, о которых мечтаешь в течение нескольких лет. Сначала его прохождение кажется фантастикой, потом ты представляешь, как бы ты его проходил, потом наступает день, когда ты его проходишь, а потом наступает ностальгия, как жаль, что все это прошло, может быть, потому что часть твоей жизни, души осталось там на верху.

Есть маршруты, которые становятся следующей ступенькой в твоих восхождениях. Они впечатываются в память, как будто бы жирным шрифтом. Сначала была вершина Уллу-тау, первая самостоятельная 5Б, следующая ступенька Джайлык, первая стена, хоть и короткая; потом Вольная Испания, тоже маршрут Мышляева, сырые камины, почти как на Чатыне; Тютю-баши - первая "шестерка", стена на которой нужно работать несколько дней; и на конец Чатын - логическое завершение этого ряда, одна из самых суровых стен Кавказа, наверное, самая богатая на нависающие участки и непрекращающейся ледяной душ на стене. Всего несколько названий, а за ними - целая жизнь и не выбросить из нее ни одной ступеньки. Только поднявшись на одну осознаешь, что тебе под силу и следующий шаг.

История восхождений на Чатын очень богата своими страницами, одна из страниц - это Лев Мышляев. Лев Мышляев был преподавателем рязанского радиотехнического института и одним из самых сильных альпинистов, если не самый сильный, начала шестидесятых.

Группы Мышляева были четырех кратными чемпионами СССР по альпинизму. Золото чемпионата 1959 года выиграл маршрут на Чатыне. А через четыре года на этой горе Лев Мышляев и пять его товарищей погибли под ледовым обвалом.

Сейчас это имя мало кто помнит и поэтому в 1996г рязанская спортивная группа "Вертикаль" установила на Чатыне памятную табличку этому выдающемуся альпинисту. Таблички в горах, на тропе, на перевалах, на вершинах, это память о тех, кого мы помним или кто ходил снами.

Чатын, конечно же, не самая сложная вершина на Земле. Сейчас у кого есть деньги едут в Альпы, в Гималаи, в Америку искать новые маршруты, новые стены. Кавказ опустел, немногие команды ходят по маршрутам пятой-шестой категории трудности.

Но категории трудности не самое главное в горновосхождениях, хотя без них никуда, не менее важно с кем ты идешь, с какими людьми. Что они получат от восхождения и что ты? У каждого это будет свое, но восхождение совершает команда и все должны работать с одной целью.

Мы все разные в этом мире, у нас разные интересы, работа, увлечения. Но наступает момент, когда очень остро наступает одиночество и тогда мы стремимся друг к другу для совместных действий, дружбе, любви. И когда устав от этой суматошной жизни с ее взлетами и падениями, удачами и разочарованиями, мы начинаем задумываться, как мы живем и для чего и тогда все начинается все сначала, но только на новом витке. И может быть горы в этом нам помогают.

После тренировочных восхождений на вершины Бжедух и Чегеткару, группа начала подход к Чатыну. Путь до "Немецких ночевок" пройден десятки раз и хорошо известен, но чем он закончится в последние несколько лет никто не знает. Налеты вооруженных бандитов из Сванетии происходили и в 1996г и 1998г. Погода на "Немецких ночевках" была плохой град и гроза, а на следующее утро полдня стоял туман. Это при очень хорошей погоде в этом сезоне, как будто горы не пускали дальше - на перевал и плато.

Начать правильно маршрут это очень важно, вход идет все, даже интуиция. Первая веревка далась тяжело. Лед в этом году сильно стаял и до старых шлямбурных крючьев, было, не дотянутся или просто кто-то срубил. На первой веревке Олег срывался два раза и, хотя падения были не большими, но разбитые на первых метрах стены в кровь руки болели все восхождение.

По теории восхождений после срыва участник обязательно меняется, считается, что он во время срыва может не только получить травму, но и подвержен сильному стрессу. Но это только в теории. Олег был руководителем и поэтому он лез и во второй раз и в третий. Особенно трудно начинать сначала в третий раз, как хочется повернуть назад, в эти секунды голова не думает, а только злость бросает тебя наверх. Потом были еще два срыва у других участников восхождения.

Техника движения на первый взгляд очень проста, если можешь иди свободным лазанием, если нет, используй искусственные точки опоры, бей крючья для страховки, вщелкивай карабины и оттяжки, и двигайся дальше. Но именно здесь открывается возможность открыть все индивидуальные возможности, которыми хочешь, восхищайся, хочешь, учись.

Два дня шла обработка маршрута всего каких-то пяти веревок по 50м, но каких веревок. Одну из них проходили за пять часов. У первого руки немеют от напряжения и холод от скал пронизывает до костей, и эту дрожь ничем не согреть. А тот, кто тебя страхует, видит все это время только свои руки зажимающую веревку, о чем он думает все это время?

На первых метрах стены видели старые веревки, еще скрученные, с петлями для ног, возможно, они принадлежали первопроходцам далеких 50-60-м годов. Чувствуется прикосновении к истории.

Момент отрыва от земли - тяжелое понятие. Нужно пройти все навешенное тобой за последние дни, вытянуть все необходимое снаряжение наверх, сбросить вниз ненужное и начинать работать дальше. У этого маршрута есть серьезная особенность: с этой точки есть только одно направление движения - только наверх, спуститься вниз возможно только теоретически из-за отрицательной стены.

В день отрыва все собираются медленнее обычного, можно еще отказаться идти наверх и все закончится. Все так просто по сравнению с дальнейшими трудностями - ведь обработана только треть стены. Опять встают вечные вопросы: Зачем это нам? Зачем вообще люди ходят в горы?

А погода как назло была неустойчива - стену то закрывало облаками, то опять открывало, показывая как мало еще пройдено. И как описать, что испытывает руководитель, перед тем как сказать короткое слово: "Пошли", а до этого слова остается горизонтальный мир, где можно нормально ходить, пить, есть и просто жить, а после - вертикальная стена, держащая в постоянном напряжении, где на 700м вертикалей - всего две наклонные полочки шириной чуть больше кухонного стола.

На этих полочках мы ночуем. Тонкая ткань палатки закрывает уже надоевшую красоту гор и создает иллюзию уюта, дома, защищенности. Как приятно сидеть в палатке, когда за ней непогода стучит по скатам, а внутри сухо и тепло. А утром распахнуть вход и увидеть на фоне ярко оранжевого восхода и темных облаков под ногами, вершины гор и ощутить чувство полета. И только стена под тобой связывает тебя с действительностью.

Стена не становится легче, когда ты уже на ней. Все тянутся метры перилл вдоль крючьев, которые идут то по стене, то заходят в камин, то возвращаются опять на стену и полки, все так же приходится искать единственно правильный путь подъема, возвращаться, тем самым признавать свои ошибки. Ошибки бывают всегда главное правильные делать выводы из них.

Во время одного из обходов Олег сдернул веревкой на себя большой камень, деваться было некуда. Сначала не успеваешь ничего подумать, задохнувшись от острой боли, а, очнувшись, соображаешь, жив или нет. Но пока двигаются руки и ноги нужно идти наверх. От тебя зависит все.

Но вот она крыша - выполаживающаяся часть стены перед вершиной, здесь даже можно спокойно поставить палатка и лечь в полный рост. А что вершина? Она совсем рядом на нее не всем хочется, и подняться, ведь не она самое главное, а путь к ней.

Вершина покорилась, но не дала ни одной фотографии, пусть лучше такая цена за ее победу.

В восхождении участвовали: Чичикин Олег - руководитель, Воинов Юрий, Семонайтис Максим, Стародубцев Борис.

Братья Стругацкие писали, что счастье - это когда у тебя есть работа, любовь, дружба, но похоже на то, что нам удалось дополнить это. Нам все удается в горах, здесь мы счастливы и удачливым и чувствуем себя другими людьми. Наше счастье в движении к нему и снова встает впереди новая ступенька и пусть нам хватит сил сделать следующий шаг.

Горы по-прежнему стоят в вдалеке. Господи ну куда же мы без них.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100