Люди и горы > Очерки, дневники - 2001 год >

Фотографии: Гиндия Давид, Белоусов Владимир

Просто хочется в горы …

Володя Белоусов
…Ну вот, я и остался один, на море. Отправил напарника в Москву, теперь есть время собраться с мыслями, пережить еще раз наши приключения в горах, и чиркнуть пару строк о том, что было, и чего не было…
Хотя далеко не все планы реализованы, все-таки на душе редкое чувство удовлетворенности! Хороший напарник, интересные маршруты, отличная погода - сочетание редкое.
В ущелье Адыр-Су был когда-то, но ничего так и не сходил практически. Вот и захотелось восполнить этот пробел.
Планируем приехать 8-го августа, на следующий день заброситься до "черных скал", через день сходить "четверку" на Джайлык по Западному гребню, потом перебазироваться на "плечо Шогенцукова" и оттуда сходить 5А (маршрут Хацкевича) на 2-ую Западную Тютю. Следом еще Джайлык по маршруту Французова. Затем, перерывчик для того, чтобы сводить на Эльбрус настоящих "ПАРНЕЙ". По возвращении с Эльбруса планируем Чегем по Форостяну.
Просто трудно поверить, насколько этим планам не суждено было сбыться. Хотя, может быть за исключением последнего, все было вполне реально.
То, что мы ходим в двойке, нас только радует. Хотя подходы превращаются в каторгу. Ведь, снаряжения мы несем ровно столько, сколько необходимо для двух связок.

Итак, стартовый вес - 160 кг на двоих. Люблю Курский вокзал за отсутствие перронного контроля. Где-нибудь, на Казанском с нас бы содрали за перегруз. Повезло еще, что не все в горах - до поезда дотащить помогли!
Приехали к спасателям в КСС. Поставили палаточку. Народ, глядя на наши шмотки, долго не мог поверить, что мы одни!
Побежал разыскивать Серегу Щепачкова. На холме, рядом с "новым Джайлыком", не протолкнуться. 8-ое августа. В этот день ходят на могилки. Вспоминают тех, кого уже нет. И Сергей тоже здесь. Делится своими успехами и планами. Выслушав наши - советует не ходить на Тютю по Хацкевичу. Там некоторое время назад погиб парнишка. Мрачновато. Советует сходить на Лацгу по 4Б и на Чегет-Тау "пятерку" по стене северной башни. Мотаю на ус, понимая, что мне уже не хочеться на Тютю.
Прикинув расклад времени, приходим к выводу, что ничего не теряем, если первый выход перенесем в сторону перевала Гарваш.
Не рассчитав правильно свои силы, останавливаемся на Чегетских ночевках. Решаем, что на Лацгу сходим прямо с них, а не пойдем ночевать на перевал.

г.Лацга
Описания на Лацгу у нас не было. Один из спасателей ткнул пальцем на фотографии. С перевала точно определили начало маршрута. Позже, при дневном освещении его действительно найти труднее. Шайтан! В 8 утра полезли. Обнаружили контрольный тур. Я уж думал, что это только в сказках бывает. Приятненький маршрутик. Лезешь вверх. Прямо. Короче, для таких, как мы (без описания) - самое оно! К 12 вылезли на вершину. Здорово! Погода просто уууухххх! Тепло, ветра нет. Одним словом, как в сказку попали. Но везуха на этом не закончилась - спускались по перилам второразрядников - из Астрахани, по моему. Их там была тьмя тьмущая. Если б не их сердобольный инструктор, мы бы пару часиков еще позагарали бы. Как и ожидалось, на перевале нас несколько приплющило и раздавило. Третий день активной акклиматизации сказывается.

На следующий день - отдых. За одно, сходили под стену Чегет-Тау, посмотрели на маршрут. В КСС мы перерисовали две схемы, одна - UIAA, другая - просто рисунок. Так, как нам про маршрут ничего не рассказывали, выбор начала маршрута поначалу застал нас врасплох. Правда, в конце концов, из множества внутренних углов мы все же решились выбрать один, наиболее подходящий под все описания… Но тем не менее, на следующий день, первые две веревки закрадывалось сомнение - уж слишком как-то просто лезется.

г.Чегет-Тау-Чана
Утром, уже по знакомому пути, подошли под маршрут. Приятно, когда идти не далеко. Уже солнце осветило верхнюю часть стены. Начали маршрут около 7-ми часов. Пройдя полторы веревки лазанием по углу, вышли на полку, которая явно указана в описании. После нее вверх уходят шлямбура. Почесав репу (к тому времени уже порядком обросшую), решил, что для скальных туфлей уж больно прохладно - и пролез шлямбура на перестежке. Ну очень лень было туфли одевать! А дальше, веревок 6 достаточно простого лазания, и мы на перемычке в плече башни. Как ни старались, ни где из указанных в описании местах, контрольных туров с записками не обнаружили. Хотя искали! Правда, потом это занятие наскучило, и мы решили больше на них не отвлекаться. Дальше, маршрут соединяется с тройкой. Ни кому не пожелал бы таких троек. Разруха кошмарная. Если стену мы пролезли за 5 часов, то по гребню мы скакали около 4-ех. Только под конец он превратился в снежно-ледовый. Последние 100 метров горизонтального траверса, и мы на вершине. Давно глаз цеплялся за снежную лопату Чегет-Тау-Чаны. Собирались на нее сходить и по двойке, и по тройке… Ну вот в конце концов мы (я и Дейв) - стоим на вершине. И поднялись мы на нее по самому сложному маршруту (по классификатору). Здорово! Погода и на этот раз нам очень даже благоприятствовала!

Гребень Чегет-тау-Чана
Спускаться нам предлагали через Лацгу (это маршрут 3Б). Поглядев в ту сторону мы подумали, что над нами прикольнулись. Спускаемся через перевал "Украина" и "Гумачи". Обойдя все дырки на Гумачинском леднике и траверсировав ледопад, вышли прямо к Чегетским ночевкам. Даже стемнеть не успело!
Отдохнуть захотелось пару дней. Думаем, ну 13 и 14 отдыхаем. Спустились в лагерь. То да сё. К вечеру наступило мнение, что завтра мы выходим! Эй, а как же отдых… А, хрен бы с ним… На Джайлык надо… А потом на Эльбрус еще успеть бы…

14 августа мы выстрелили до скального острова у перевала "Донкина". Я уж думал, ежа какого-нибудь к вечеру точно соображу! Но ничего, видать, ежу не судьба было… Ночевки на грани… собственно всего! И на грани пропасти, и на грани фантастики… За водой - тур поход (хорошо что не за перевал!). Один раз он закончился трагично для пятилитровой канистры. После этого частота этих походов заметно возросла.
Ночью была гроза. Утром особенных мыслей по поводу маршрута как-то даже и не возникло. Гроза, брррр… Но выглянув наружу, мы быстро засобирались, так как погоду опять раздуло. А времени уже много - 7 часов. Наспех позавтракав, вышли в 8 часов. Отошли от палатки метров на сто - можно связываться. Удобно. Да и с маршрута дюльфером можно прямо в палатку попасть! За ночь накрошило снега немного. Сразу даже внимания не обратили. А когда полезли - местами встречался. До перемычки выше жандарма "Монах" дошли к 9:30. По дороге по очереди пытались вытащить френд, который кто-то видимо тоже не смог вытащить. Не судьба видать ему. Правда, Дейв тут грозился организовать экспедицию по извлечению этого френда методом швеллерного крюка. Пока ничего про это не слышно.

На Джайлыке
Дальнейшее движение из соображений исключительно промозглой погоды пришлось совершать древним способом , на лесенках. К часу дня вылезли на гребень. Погода не хочет нам мешать, но и не особо помогает! Грозы пока нет, но и не видать ни хрена! Вот так вот, в тумане, в тумане к четырем дня выползли на вершину. Скользкая, как бы не упасть. Поскольку было холодно, так спешили, что даже сфоткаться на верху запамятствовали! Абыдна вах! Быстренько сдюльферяли. Пока ничего не началось (грозы там какой-нибудь…).
Утром просыпаться было неохота, да и не нуна особо. Отдыхаемс! После завтрака собираемся провесить пару веревок на Хацкевича. Нам вообще говорили, что низ маршрута простреливается, но мы как то не ожидали, что как только соберемся туда лезть - полетят камни! А именно так и произошло. Только мы покидали снарягу в мешки, и стали шнуровать ботинки, как на наших глазах прямо туда прогремел паровоз. На нашу, и без того изможденную психику, это подействовало, как приказ : "А на ... такие подвиги! Валим отсюда!". Глянули на время - батюшки, уж два часа дня. Ни хрена себе позавтракали! Быстренько побросали шмотки в мешки и побежали вниз.

На маршруте "Монах"
На вершине Эльбруса
17-ого августа усиленно разбирались с продуктами. Как ни отбирали, все равно на Эльбрус по самым скромным меркам - 30 кг на человека с гарантией получается. Ну это мы просто поесть любим!
18-ого поехали в Адыл-Су, к нашим друзьям. Обнаружили, что им без нас очень даже ничего живется! Только мы - возмудели и похужали, все остальные просто цветут и пахнут. В Адыл-Су по сравнению с соседним ущельем - просто мегаполис какой-то. Шашлыки на каждом шагу. Народу как селедок в бочке. Пионеры ходят какие-то. Пенсионеры… Кошмар. Настоящему дикарю развернуться не где.

На следующее утро спешим из этого "рая" вниз. В Азау. И к "Приюту 11-ти".
По "многолетнему" сценарию моих восхождений на Эльбрус - на первый день после подъема на ночевки, можно даже не пытаться - погода не летная. И на следующий день тоже не обещает быть хорошей. И опять же продолжая листать этот сценарий, можно уверенно с утра выходить на гору, так как погода, еще с вечера нагонявшая сон и скуку, теперь грозится сжечь ваши глаза ярчайшим солнцем, лучи которого рано утром, ложатся почти горизонтально поверхности снежных склонов.
Проспав будильник, встал только в 6 и пошел глядеть погоду. Она, как и следовало бы догадаться, оказалась вполне! Бужу (или будю) остальных. Выходим в 7 утра. Солнце уже достаточно высоко. Тепло. Ветра практически нет. Сделав несколько коротких остановок, доходим до седла. В 11:30 уходим с седла в сторону Западной вершины. Около часа дня, все вчетвером, стоим на вершине Эльбруса.

Эту счастливую минуту я переживаю и сейчас, когда дописываю эти строки!