Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники - 2006 год >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Наговицина Елена, г. Челябинск

 

Женская двойка на Бодхоне

Летом 2003 года в Фанских горах двойка альпинисток: Елена Наговицина (Челябинск) и Светлана Баскакова (Ташкент) прошли западную стену Бодхоны (5138 м) по маршруту Ф. Житенева 6А категории трудности. На Чемпионате СНГ этот маршрут занял 1 место. Идейным вдохновителем, а также опорой и поддержкой этого восхождения являлась Руфина Григорьевна Арефьева - мастер спорта по альпинизму, организатор Чемпионата СНГ в Фанских горах, директор центра “Вертикаль-Алаудин”.

Надо сказать, что в последние годы база “Вертикаль-Алаудин”, оказалась центром развития женского альпинизма. Спасибо за это Руфине Григорьевне . Какая-то особая энергетика, страстная увлеченность и постоянный динамизм притягивают к ней людей активных и неординарных. Именно эти качества плюс опыт и профессионализм являются наилучшим катализатором для воплощения, как самых дерзких идей, так и самых приземленных учебных задач. Для кого-то они не менее значимые и ценные. Где еще на просторах СНГ можно встретить учебную группу на восхождении 3Б, состоящую из одних девушек? В “Алаудинах – Вертикаль” это рядовое явление, коли на данный момент, такая сложилась группа. Причем, девушки после прохождения цикла скальной подготовки достаточно уверенно и надежно работают на маршруте, а Фанские горы славятся технической трудностью.

Для меня это уже давно не первое восхождение женской командой на маршрутах 5- 6 категории трудности. Но на этот раз восхождение по западной стене Бодхоны женской связкой было связано с некоторой предначертанностью и имело определенный этапный смысл.

До сих пор в памяти остался первый образ Бодхоны. Мы молодые амбициозные второразрядники альплагеря “Артуч”, тяжелогруженые двигались за инструктором по пыльной алаудинской тропе на свою первую 4А на Чимтаргу. Вид, который открылся в боковом ущелье, заворожил и заставил остановиться. Гордая и величественная гора, заснеженная макушка, которой терялась в облаках, производила сильное впечатление. Отвесные обледенелые стены, висячие ледники, легких путей на вершину не предвещали. Это впечатление могущества и силы усилилось, когда наш инструктор рассказал, что здесь проходил чемпионат СССР по альпинизму в техническом классе. И он со своим другом в пересменок специально ходили посмотреть на состязания небожителей. Именно так, небожителями и выдающимися звездами являлись для нас альпинисты, допущенные на чемпионаты СССР. Гора для таких состязаний тоже должна была соответствовать звездному статусу.

А спустя пять лет, мы уже тертые КМСы, правда, за это время несколько потрепанные и побитые горами, стали заглядываться на Бодхону, как объект возможного восхождения на очередной чемпионат в погоне за неуловимыми мастерскими баллами. Восприятие горы, как ореола неприступности, незаметно сменилось на спортивную притягательность, но силы очарования абсолютно не утратило. В это же время один знакомый ни с того, ни с сего подарил мне ксерокопию отчета 1971 года команды Ф. Житенева о первопрохождении западной стены Бодхоны. Отчет читался, как захватывающая историко-приключенческая литература с соответствующим антуражем : изготовление под маршрутом деревянных клиньев, отриконеные ботинки, галоши с красными фонариками на белых рейтузах с лампасами, одноступенчатые и двухступенчатые лесенки, гамаки с пенопластовыми ковриками. Мечта становилась все конкретней, но нашим планам тогда не суждено было сбыться. Смутные и опасные времена первой половины 90-х в Таджикистане заставили забыть на определенное время о Фанских пристрастиях.

Конец июля 1999 года на базе “Артуч” в Самарканде. Мы собираемся своей маленькой командой в три человека присоседиться к Магнитогорским сборам в Куликолонах. И неожиданно знакомимся с колоритной женщиной в белом костюме и соломенной шляпе. Планы резко меняются, и мы оказываемся в Алаудинах на базе у Руфины Григорьевны, которая стала для нас добрым ангелом хранителем, а также тренером-консультантом, заботливым и надежным тылом. Можно ли описать испытываемые чувства, когда, спустившись поздно вечером с обработки Парандаса, обнаруживаешь в пустой палатке яичницу, заботливо упакованную для сохранения тепла. А от лагеря до Парандаса налегке 3-4 часа ходу и полупустынные Фаны. А душ после восхождения? А белые простыни? Закаленные рыночным Тянь-Шанским альпинизмом девяностых годов мы долго не могли поверить, что есть еще места, где с тебя не вытрясают деньги, где в фаворе спортсмены и альпинистские восхождения.

После восхождения по стене Парандаса в двойке с очень сильной альпинисткой из Москвы мастером спорта Тамарой Зуевой тщательно выбираем следующий объект. Решаем идти по Житеневскому маршруту на Бодхону. Так впервые попадаю под гору давней мечты. Десятки килограммов железа, шесть веревок-пятидесяток, две палатки, газ и бензин, продукты, видеокамера и подзорная труба – все это на нашу с Тамарой связку и одного юного наблюдателя 18-ти лет. Внизу маршрут по стене до первой осыпной полки предполагает варианты. Левый - классический и трудоемкий, по крутым и отвесным щелям и углам. Правый - быстрый внизу и опасный вверху, по простому рельефу с выходом в верней части на крутые плиты без зацепов и хорошей страховки. Выбираем, не задумываясь, правый вариант, погода и с трудом купленный билет на самолет поджимают, а крутизна и многотрудность классики отпугивают. Но, обработав четыре веревки, ретируемся обратно, оставляя дюльферные петли. Острое чувство, что можно влипнуть и застрять на стене, позволяет довольно быстро уговорить Тамару сменить стенной маршрут Ф. Житенева на классическую 5Б по северо-западному контрфорсу. Что мы благополучно и проделываем, а снегопад и последующее оледенение скал в последние два дня восхождения лишь подтверждают, каких приключений на свою голову мы миновали.

Август 2003 года. Минули четыре года и ситуация в некотором роде повторяется. Снова женская связка-двойка с мастером спорта международного класса Светланой Баскаковой, очень сильной альпинистской из Ташкента. Опять в лагере под маршрутом гора железа, веревок, продуктов, две палатки, газ и бензин – все это причитается на нашу со Светой связку и одну наблюдательницу, молодую перспективную альпинистку Елену Иштубаеву. Гора мечты уже не напоминает гималайские исполины, не давит мощью и величием, а скорее дружески усмехается. Все амбиции куда-то улетучились, мотивации изменились. Друзья из былой команды борзых спортсменов давно отдыхают исключительно на заморских курортах.

А новые непризнанные борзые пока только скалятся и скрипят челюстями. Фаны ожили и полны народа. А у нас иная неожиданная проблема, мучительно выбираем из двух приглянувшихся вариантов восхождения. Ранее присмотренному маршруту Житенева (по левой части западной стены) составил конкуренцию незаслуженно забытый из-за заниженной трудности и в этом году восстановленный в правах шестерки “А” маршрут Н. Влодарчика (по правой части стены). Маршрут Влодарчика привлекает своей нехоженностью в последние десять лет, а возможно и более. В лагере улыбается удача: нам удается получить консультацию у ташкентца Эдуарда Валиулина, ходившего много лет назад этот маршрут и с оказией заехавшего со своими учениками в Алаудины. Но все же – все же, выбираем Житеневский маршрут, причем внизу классический левый вариант. Ведь хочется сразу проверить свои возможности, и на этот раз времени достаточно.

После двух дней обработки собираемся отрываться от земли. Как тщательно не отбирали снаряжение, вес груза на маршрут убивает своей неподьемностью. Вот оборотная сторона хождения в двойке. Но деваться некуда, другой команды у нас сейчас не предвидится. Погода пока благоприятствует, дни солнечные и безоблачные. Не без труда за три с половиной дня преодолеваем стену и оказываемся, наконец, на ровной большой площадке. Так называемые ночевки над камином. Ледовый камин с пробкой, пугавший своим описанием, проходится на удивление без особых проблем. И только озвучиваю радостную мысль, что теперь-то остаток пути мы обязательно пройдем, как с неба повалил мокрый снег. Туман и сильный ветер дополнили картину. Что ж, и на том спасибо. Если бы такая свистопляска началась на стене, то и жареный петух нам не позавидовал бы. Оставшиеся два с половиной дня мы провели в неустанном соперничестве с холодом, пробиравшем до костей, с обледенелыми скалами, превратившими четвертую категорию сложности в шестую, с мокрым снегом, стремительно засыпавшем все вокруг, с газом, который никак не хотел гореть а только шипел и, наконец, с густым туманом. Как будто, гора мечты не спешила с нами расставаться. Но напоследок она сжалилась и разрешила с пятитысячной высоты полюбоваться окружающим пейзажем.

Последние дюльфера на спуске осуществляем при свете фонарей. И бредем-бредем куда-то вниз по бесконечному леднику. А вокруг - вяжущий туман и хлопья мокрого снега, на который мы уже давно не обращаем внимания. И когда очередные сомнения о правильности пути начинают усиленно одолевать, слышим человеческий голос. Мгновения радости и эйфории непомерны! Это остатки нашего бивуака, это сухая одежда, газ, продукты, это уже дома. Тут же лагерь команды клуба Демченко, собирающейся завтра на восхождение. В спящем лагере мы встречаем удивительно радушный прием. А один симпатичный парень угостил нас огромной таджикской лепешкой с горячим кофе Nescafe. Боже, какой кайф! Ради таких моментов, стоит ходить в горы.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100