Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники - 2006 год >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Денис Жилин, г. Москва

 

Гонка в Карелии

Как я попал на мультиспортивные гонки

Первый раз о приключенческих гонках я прочитал в Журнале вертикальный Мир в статье Анны Медведевой о рейде Голуаз. Статья о 1 000 километровой гонке, проведенной в 2003 году в Киргизии, показалась мне совершенно не реальной. Нет, не то чтобы автор что нибудь приукрашивал, наоборот – лаконичное описание и скупые слова оставляли пространство для фантазии. Так мастера рассказывают о сложном и тяжелом восхождении: без лишних эмоций и “рисовки” перед новичками в горах. “Мы там были, мы это сделали, теперь Ваш черед”.

Прошедшей весной была организована первая гонка в Подмосковье – Спринг Челендж. Набили шишек, нагулялись по лесу, поломали велик, сошли с трассы и поняли что мультиспортивные гонки сильно отличаются от каждой из своих составляющих- ориентирования, велосипеда, бега, гребли, передвижения по веревкам. Отличаются именно тем, что проиграв на одном этапе можно отыграться на другом. Тем что надо знать все виды передвижения, присутствующие в гонке чтобы выиграть или просто дойти до финиша. Тем что, несмотря на то что есть лидеры и фавориты, исход гонки неизвестен. Тем что на результат влияет огромное количество факторов: умение бегать и крутить педали, умение ориентироваться по старым картам, умение разложить свои силы по этапам гонки, умение организовать питание и питье, а самое главное желание дойти до финиша.

На гонке в Подмосковье мы допустили много ошибок в коронном, вроде бы, виде – ориентировании. Сломали велосипед, но, даже сойдя с трассы, были очень довольные тем что боролись до конца.

После этого начали готовиться к следующим гонкам, бегали, катались на велосипеде, думали о питании. На Питерской гонке Ред Фокс задача дойти до финиша была реализована с неплохим результатом - 2 место в народном классе среди смешанных (МЖ) команд.

   

Гонка в Карелии – Карелия Адвенчер Челендж изначально позиционировалась как сложная гонка: большая длинна – 300 км., трудные спецэтапы, значительное (50 часов) ожидаемое время прохождения трассы. Такие условия диктовали необходимость серьезной подготовки к прохождению этой дистанции.

Подготовка

Одной из главных проблем стоящих передо мной был вопрос напарника. Моя сестра, с которой я бежал две предыдущие гонки, уехала на практику в Архангельскую область. За неделю до старта удалось договориться с Олегом Сицинским, призером Спринг Челендж, что мы бежим с ним вместе. Первая проблема была решена.

Вторая проблема как добраться до Питера. Последние выходные лета – билетов на поезд нам купить не удалось. Поэтому решили ехать на машине. Этот вариант гораздо тяжелее: ночь почти без сна, впереди трое суток гонки, а соперники свеженькие. Ну да ладно вариантов нет, просто гонка для нас начинается первым этапом в 800 км на машине туда а потом обратно. Итого почти 2 000 км (получается покруче, чем рейд Голуаз). В последний момент к нам присоединился Миша, который существенно облегчил нам этап машины. Он рулил всю дорогу туда и почти всю обратно, а заодно помогал организаторам на КП, собирал в процессе гонки волонтеров и участников по лесам Карельского перешейка.

Снаряжение: насосы, запасные камеры, фары, батарейки, задние фонарики, колодки на тормоза… и много всякой разной дряни было приобретено в последний день перед отъездом. В качестве питания решили брать батончики мюсли, углеводное питание и изотонический растворимый напиток.

Вместе с нами в гонке принимали участие еще несколько московских команд. Все лето мы с ними тренировались в ориентировании, технике закрепленных веревок, беге и велосипеде.

Из Москвы мы планировали выехать в 5 вечера в четверг, чтобы ночью приехать на место, однако работа и московские пробки внесли коррективу – выехали только в 21 час.

6 утра мы на месте старта. Никого нет, только несколько палаток на пляже. Падаем на песок, накрываемся спальниками и СПАТЬ. Драгоценные минуты отдыха перед гонкой.

В 9 часов нас разбудили организаторы, начался предстартовый бардак. Позавтракать, собрать заброску - рюкзак, который отправляют в середину дистанции, собрать беговые рюкзаки, проверить велосипед, переодеться, получить карточки для отметки на Контрольных Пунктах (КП).

10 часов начинает накрапывать дождик. Выясняется, что отменили электрички и Питерские ребята опаздывают. Старт откладывают, дождь идет все сильнее. Сдаем Велосипеды.

11, 12 старта все нет. Дождь уже льет, холодно. Запихиваем в себя дополнительные порции творога, сала, варенья. Туристы говорят: “как полопал, так и потопал” мы не фавориты быстро бежать не будем, а зарядится калориями надо.

День первый

Наконец то всех построили, сказали - “всем удачи, бегите 15 км по пляжу до велосипедов”. Сигнальная ракета и началась гонка. Моросит дождь. Участники быстро растянулись по пляжу. Бегут все с разной скоростью и разными рюкзаками. Мы быстро оказались где-то во второй половине команд. Бежать далеко – мы не торопимся. Постепенно собирается группа из четырех команд, бегущих примерно одинаково.

На велоэтап прибегаем толпой с отставанием от лидеров в полчаса, пока не плохо.

Следующий этап вело ориентирование по легенде. Первый раз такое вижу. Стрелочки, расстояние. Начинаю соображать, что нарисованы перекрестки и расстояние между ними. Нужен вело компьютер. Где он? В рюкзаке нет, На велосипеде тоже, На КП стоит Мишка – раздает карты, рядом моя машина. В машине нет. Тут до меня доходит, что я вело компьютер сунул в карман куртки, а ее положил в заброску… Идиот – был самый лестный эпитет в собственный адрес.

Ладно, прорвемся, будем расстояние на глаз мерить. Поехали, вроде получается. Перекрестки прорисованы очень четко. Расстояние вроде похоже. Контролирую передвижение по карте. Один второй десятый двадцатый перекресток, догоняем толпу человек в 8. Я их обхожу, а Олег застревает в ней. Пока жду его, от нечего делать, начинаю дурачиться – сворачиваю в сторону и торможу этим группу. Пока они выясняют, зачем я уехал в сторону, подтягивается Олег и мы обходим часть толпы. Еду медленно, жду Олега. Рядом едут ребята. “-Вы откуда?– Из Екатеринбурга. – Вы кто? – Альпинисты. - Борисова Серегу занете? – Да, - Мы у него на альпинистских сборах в Киргизии в 96 году были. Передавайте привет.- Ок.” Мир тесен, или прослойка тонка. Прослойка людей, которые занимаются всякой ерундой типа альпинизма или мультигонок, а не сидят в теплом сухом городе и не смотрят футбол под пивко. Мелочь, а приятно - почти знакомых встретить.

Другая часть сворачивает на перекрестке направо. По расстоянию похоже, но он совершенно не похож на легенду. Уехали дальше по дороге, нашли нужный перекресток, свернули и попытались оторваться от преследователей. Несемся по лесной дороге, ждем следующий ориентир – строение справа. Был ватогчик на колесах, но разве это ориентир? Крутим педали дальше. По расстоянию понимаю что мы проскочили свой перекресток, по карте нашел наше местоположение и решил, что лучше объехать по дороге чем возвращаться. В результате крюк 2,5 километра.

Дорожки песчаные, мокрые, песок стирает тормозные колодки. У Олега велосипед уже почти без тормозов. Выскакиваем на шоссе. На остановке ребята из Свердловской команды чинят велосипед. - Помощь нужна. – Нет. Гоним дальше. Длинный спуск к реке, разгоняемся. В конце дороги резкий поворот и бетонный блок. На этом спуске у Олега тормоза почти кончились. Он пролетел в 10 сантиметрах от ограждения. Опять лесная дорога. Сбоку кто-то в одиночку ковыряет велосипед. У Марины пробито колесо. Предлагаем запасную камеру. Ниппель не влезает в дырку на ободе. У Марины слишком крутой велосипед, а у нас запчасти простые. Помогаем заклеиться, накачиваем камеру. Мимо проскакивают 3 команды. Свердловчане похоже починились и уходят вперед. У Марины опять спускает колесо: “не ждите меня” и мы выскакиваем на очередное шоссе. Скрытый контрольный пункт на обочине. Мокрые волонтеры делают отметку в карточке. Холодно. У Олега не работает задний переключатель. Цепляю его на веревку за собой и начинаю разгонятся. Мне тепло я работаю, а ему совсем холодно. Дождь продолжает идти. Единственное сухое место волосы под каской. Опять лесные дороги. Шоссе. На обочине кафе, заходим, пьем чай. Олега перестает трясти озноб. Берем заодно бутылочку коньяка, на самый крайний случай. Вперед на финиш этапа.

Скалолазание. Ну, в этом мы короли. Бегом по зацепкам вверх. Крик судьи: “Помедленнее, помедленнее! Я не успеваю выбирать веревку.”

Опять велосипед. Около 30 километров по Шоссе. Впереди на этап уходит команда из парня и девчонки. “Ну разве мы не крутые перцы?” – думаю я и беру Олега на буксир- сейчас мы девушку быстро обгоним”. Километров через десять я понимаю, что они скрылись за горизонтом, но не позади нас, а впереди. Толи я не умею крутить педали, то ли…

Мимо нас проносится команда Грин кис. Именно проносится, как мимо стоячих. Да, надо чинить велик Олега, и вообще потренироваться ездить на велосипеде по шоссе. Ой, а это что: на карте лес, а на местности четырех полосное шоссе поперек нашей дороги. Заехали, наверное, не туда. Да нет, все правильно ехали – вот тут свернули, вот тут прямо… НО ШОССЕ то нет!!! Ау, где мы? Команда, проезжающая мимо, что-то нам кричит. Ветер ничего не слышно. Еще раз проверяю пройденный путь и тут до меня доходит: это новая выборгская трасса и ее действительно нет на карте. Олег где то впереди. Бросаюсь за ним в погоню. Вот и он – стоит около машины. Протягивает мне сигарету – погрейся- и стакан горячего вина – взбодрись. Может это и не спортивно но зубы уже друг по другу не попадают. Выпили пополам вино – чуть чуть потеплело. Давай печенье съедим – Давай. Протягиваю ему, руки дрожат и печенье падает в грязь, “на второе” – таже участь. Третье он берет двумя руками и крепко держит. С удивлением раскрывает ладони – печенье от дрожи раскрошилось в пыль. Едим его из пачки. Зато у нас есть секретное оружие – САЛО. После него организм успокаивается и перестает вибрировать. Пора вкручивать дальше. Нас обгоняет еще пара команд, да велосипед не наш вид. Еще 10 километров и этап ориентирования. Вбегаем в лес. Догоняем одних, вторых, собирается толпа человек 15. Не так плохо, не привык я бегать толпой, уходим в отрыв. Темнеет. Судя по фонарикам, оторвались минут на 15 от толпы. Лес чистый, красивый. Не бежим, идем быстро, согрелись. На 7 КП потеряли минут 15, пока лазили вдоль речки в темноте. Следующее КП посреди болота на островке. Выскакиваем на болото, трава под ногами ходит волнами от шагов – значит под ней вода. Выламываем пару сухих сосенок “на всякий случай”. Пару раз падаю в лужи. На другом берегу болота 10-12 огоньков - это наверное толпа нас догнала. “Эй где КП?” кричат нам. “Здесь, но обходите левее по нашим следам” кричим светлячкам и убегаем обратно по болоту на следующее КП. Толпы меня сбивают с толку, пытаясь оторваться, убегаем в другую сторону по дороге и теряем 15 минут.

На следующем КП голова совсем выключается. Канаву принимаю за речку и ищу КП где-то в стороне. Пол часа лазаем по болоту, пока “Грин кисс” нас не догоняет и берет КП с ходу. Вывод: надо иметь хорошие фонари. Форсируем реку в лоб: я по пояс в воде Олег по дереву. Выходим на КП к озеру. Отыграли у Грин Киса 30 минут – они пошли в обход через ЛЭП.

Горит костер. Горит еле ели. Волонтеры замерзли. У них не топора, не пилы. Говорят: - лезьте в озеро, там КП. Только отогрелись, так опять в воду гонят. Делать нечего разделись, добрались до КП, отметились. Дальше по дороге до разрушенного здания.

Дорога идет по густому еловому лесу. Луны нет. Темнота хоть глаз выколи. Куда идти? Впрочем, вариантов нет – вперед.

Появились темные двухэтажки. Эти пока не разрушенные - просто все спят. Три часа ночи. Побродили по поселку – взяли “языка”. Он на удивление быстро раскололся – рассказал, что разрушенный клуб чуть в стороне. Встретили “Грин кисс”, дошли до здания.

В большом, но низком зале горит костер, дым ест глаза. Судей нет. Волонтеры сказали, что в соседнем зале веревочный этап. Смотрится неприятно – лестница стремянка, длинной метров 10 идет с уклоном градусов в 45 к потолку, оттуда висит веревка. Вроде не высоко, но падать на бетонный пол почему-то не хочется. Анализирую ситуацию. Вводные трупов нет, бежим не первые, значит, пролезть можно. Наперегонки с “Грин кисс” надеваем беседки. Я быстрее. Все таки 10 лет в горах отходил. Мастерство не пропьешь. Лестница. Дюльфер (спуск по веревке. альп.). Отдыхаем. Около костра лежат чьи-то тела. Дрыхнут. Это худые Ванькины пятки греются у костра, пока хозяин спит. Это чья-то попа сохнет. Чаю нет. Нахожу в большой куче продуктов банку тушенки. Разогрели, съели. Может продукт и не диетический и не спортивный, но калорийный до ужаса. А мы тут тяжелым фитнессом занимаемся. Главное не сильно похудеть. Так что тушенка удачно упала в желудок.

Спать… Достали из судейской Газели заброску со спальниками. Упали на пол. Ой, а что это – не успел глаза закрыть уже утро.

День второй

Поднялись, чего-то съели. Организм двигаться не хочет. Состояние как у ржавого железного дровосека.

Кто-то собирается и отваливает с гонки. Хм, лидеры сошли. Из леса возвращается Марина Либо, говорит что тоже сходит с дистанции. Пытаемся уговорить бежать с нами, мол, природа, отдых, хорошая компания, но у нее установка на победу и бежать дальше нет смысла, так как лидеры давно убежали.

Возвращается еще одна команда Москвичей. У нее название – не произнести, язык сломаешь. Ребята, с которыми тренировались все лето: Аня Бурлинова и Ваня. Ругаются что пять часов ходили, искали два КП. Зато нам рассказали точное описание как туда идти. Выходим, на первых 100 метрах обгоняет “Грин кисс” и бодрым шагом удаляются по дороге. Идем не напрягаясь. Вряд ли кто ни будь тут лазает по веревкам быстрее нас, обгоним. В лесу видна огромная башня 30 метров высотой и 15 метров в диаметре. Старая ракетная база. Волонтеры говорят, что здесь стояли зенитные ракеты, а на верху был радар.

Здесь будет второй веревочный этап. Обогнали соперников на одевании беседок. Нужно подняться наверх 20 метров по закрепленной веревке, потом по горизонтальным перилам (натянутая веревка) перебраться на другую сторону башни, обойти ее по балкону и спустится обратно по веревке вниз. На балконе, оказывается, стоит очередной КП. Поднимаюсь по веревке, а в голове бегают мыслишки: а выдержит веревка, надежные ли крючья, не расстегнется ли беседка, как в фильме скалолаз. Такой мелкий мандраж всегда в начале маршрута, в горах потом привыкаешь. Опять же упавших вниз участников не видно, а это хорошая примета.

Обгоняем еще одну команду – Масса. Это питерские велосипедисты (тех которых мы пытались достать на шоссе). Прибегает московская четверка. Они мужественно рубились на ориентировании всю ночь и без отдыха двигаются вперед. Толи они не умеют лазить с жумаром (устройство для подъема по веревке – ручка вверх двигается, а вниз нет) толи выпендриваются. Вместо веревки полезли по забитым в стену крючьям. Получается довольно быстро, но и сил тратят намеренно. Одним словом скалолазы.

Убегаем, то есть уходим, только спортивные монстры могут тут бежать. Следующее КП в трубе под дорогой. Нашли его быстро. Только в трубе ручей по колено. Раздеваться не стали, мало ли какой дряни полно в трубе. Вернулись к клубу, смазали велосипеды и начали думать – а где мы? На карте сплошной лес. Нет ни дорог, ни домов. Кто же будет на секретной карте рисовать секретный объект? Понятно никто не будет и шпион ракетную базу не найдет. Разве что по дороге асфальтовой приедет.

В какую сторону крутить педали? Опять берем языка: “Вот там тропиночка разбитая КАМАЗами, вам по ней долго-долго. Потом она свернет, а вы не сворачивайте и все прямо-прямо”. Также Сусанин, наверно, рассказывал путь на Москву полякам. Но вариантов нет – едем по тропиночке. Дороги на карте нет. Где едем? Одно утешение-направление правильное, когда ни будь до шоссе доедем. Рядом “Масса” периодически вырываются вперед, но на сложном ориентировании надо больше думать. Пару раз кричим им – “не туда”. Возвращаются. Потом дорога выходит на поле, и мы осознаем, где мы. Масса рысью по хорошей дороге уходит вперед. Не, нам их не догнать. У Олега после мелкого ремонта переключатель стал немного лучше работать, поэтому скорость в этот день на шоссе была повыше.

Проскакиваем поворот в деревню. Через нее ехать короче, чем по шоссе. Возвращаемся. Встречаем Аню с Ваней. Они грузятся в машину и кричат что сошли. Крутим педали дальше. Спуск, подъем, спуск, подъем. Длинный спуск, разгоняемся. Спидометр показывает 42 километра в час. Ветер срывает карту и… слава богу не улетела, а устроилась у меня на коленях прижатая встречным ветром. Спуск закончился, а теперь подъем такой же длинный и крутой как тот спуск, но нам здесь вверх. А вверх это не то, что там… Правой, левой, вдох, выдох. Организм перестал сопротивляться, работает как автомат. Но на верху у него бензин похоже кончился. Падаем в тенек. Рядом колонка с водой, пьем, перекусываем, умываемся и долго, целых 10 минут валяемся на траве. Блаженство.

Джек Лондон писал: “Время не ждет”. Его Смок был наверное первым мультиспортсменом. Он и греб, и бегал, и на собаках ездил, и на лыжах и даже по горам карабкался. Правда, он на жизнь этим зарабатывал. А мы за свои деньги, добровольно…

Время не ждет. Опять примостили велосипеды под задницы и поехали. Дорога поровнее стала. Мы крутим педали, смотрим в карту. Сегодня гораздо лучше, чем вчера. Солнышко светит, ветра нет. Не жизнь, а малина. Только попа болит от велосипедного седла. Приходится ее долго пристраивать, чтобы было не так жестко. Устроился до первой кочки, а потом опять искать наименее болевые точки на нижней поверхности туловища для соприкосновения с жестким, гадским, ненавистным седлом. Но не ехать же 30 километров стоя на педалях.

Дорога упирается в реку. Машины, похоже, проезжают ее в брод. Глубина примерно по пояс. Обреченно слезаем с велосипедов и идем к воде. Голос с той стороны: “10 метров направо мостки”. Устали, так что было лень головой повертеть вокруг и поискать более легкий вариант. Переправились через речку по доскам. На той стороне КП. Костер, чай макароны, заботливая Катерина. Мы ее встречаем почти на каждом КП, раздает карты, поит чаем, подбадривает. Презентуем ей бутылочку Актимеля. За это съедаем все макароны.

Еще 5 км велика и следующий этап ориентирования. Начало этапа на красивом лесном озере. У судей чай, сгущенка, костер…

Местность сложная крупный рельеф с мелкими овражками бугорками ямками… Я решаю сначала брать сложные КП, а простые на потом. Походили без особых ошибок по лесу. Умаялись. Сели посидеть перекусить посреди этапа. На наши оранжевые номера из леса вылезла команда “Масса” и отказавшись от угощения утопали дальше. Им осталось 2 КП, нам три. Им - самых сложных, а нам простых и по пути к финишу. Больше мы их не видели. Говорят, они выдрались из леса часам к 11 вечера. Они сошли, но потом добрались до финиша. А жаль – следующий этап – велосипед 80 км был бы ихним, сделали бы нас как ….

Закончив в 19-30 ориентирование, решили забежать к судьям, и от них с удивлением узнаем, что этап переплывания озера закрывается в 22 часа. До мыса, с которого надо плыть, по карте километров 10. Если успеваем, то впритык к закрытию. Выходим на шоссе. Из кустов вылезают странные люди в чем-то желтом и в касках. А, это же команда “Парагон” из Москвы. Они начинают бодро переставлять ноги по дороге и потихоньку скрываются от нас. У Олега болят ступни. В мокрых шерстяных носках они разопрели как в бане, и ходить ему больно. Он терпит и старается не снижать темп. “Парагона” уже не видно на шоссе. На мыс нарисовано две дороги: получше более длинная и похуже, но более короткая. Решаем пойти по длинной дороге, чтобы не ошибиться. Хорошая дорога сначала покрыта новым асфальтом и под горку мы бежим. Потом она становится хорошей грунтовой, потом наезженными колеями, которые после вырубки почти скрываются в траве. Приплыли. Двигаемся по направлению к мысу без дороги. Орешник и буераки, слава богу, продолжались недолго. Вскоре вышли на ту “плохую” дорогу, которая оказалась гравийкой шириной метров 10 и отлично наезженной. До мыса километра 3 а времени осталось 15 минут. Как мы бежали, так, наверное, на Олимпиаде трешку не бегают. Успели за 2 минуты до 22 часов.

Договорились с лодкой, которая повезет велосипеды на другую сторону. Рядом собирается плыть “Парагон” переоделись в плавки, упаковали вещи, зашли в воду и … Вы думаете, мы поплыли? Двух минут по колено в этой Карельской воде нам хватило чтобы решить что: 1. здоровье дороже, 2. на тот берег совсем не хочется, 3. коньячка лучше выпить на этом берегу. Наше мнение на удивление совпало с мнением “Парагона”. Приятно, что не перевелись мудрые люди на земле Московской. Хитрые МыШи из Питера принесли с собой гидрокостюмы и ласты, а, уж не знаю какие, сибиряки из Полярной звезды переплыли озеро просто так. Больше никто в воду не полез. Так что финишировавших команд по сути всего две, а остальные, с нами во главе, халявщики и тунеядцы.

Судьи нас обрадовали, что гонку можно продолжить, но объезд лишних 25 километров вокруг озера. Установки надо выполнять, боремся до финиша. Велики в ноги и через минут 15 после “Парагона” мы уходим на последний этап велосипеда. 25 плюс 90 – всего, каких то 115 километров до финиша. Я, правда, больше 30 километров на велосипеде не ездил, а Олег бежит третью гонку – третий раз на велосипеде в этой жизни сидит. Ну не сходить же с трассы из-за такой мелочи. Впереди всего 5 команд, сзади никого, переправу закрыли до утра. Можно конечно не торопится, но так замерзнуть можно.

Выходим на Шоссе и видим фонарики. Кто это? Неужели Масса догоняет? У нее были бы реальные шансы нас обогнать. Нет, это Парагон сошел с дистанции. Подъезжает судейская газель. Ребята нам отдают задний габаритный фонарик, грузятся и газель уносит на финиш 11 человек и 8 велосипедов.

Ночное шоссе. Маленькое пятнышко света от велофары. Рядом по встречке несется Олег. Хорошо что не надо ити ногами, а тебя везет велосипед. Темень вокруг, дорога еле угадывается в разрыве леса. Похолодало, надели куртки и греемся быстрой ездой. Очень хочется спать, глаза сами начинают закрываться. Разговариваем, поем песни, но надолго такого развлечения не хватает, усталость берет свое. Веки предательски начинают опускаться. Поднять их все равно, что толкнуть штангу килограмм под 80. Поднял раз, другой, третий, но у любого штангиста, когда ни будь силы кончаются. Веки с каждым разом все тяжелее. Засыпаю, не смотря на то, что на спидометре 22 километра в час. Становится немного страшно заснуть в седле – грохнешься – костей не соберешь. Пытаюсь разбудить себя едой – жую орехи, батончики, все до чего могу дотянуться в рюкзаке, не останавливаясь. Не помогает, сон наваливается. Усталость не так чувствуется, как каска, ее вес приближается к тонне. Голова клонится все ниже и ниже.

Останавливаемся, пытаемся размяться. По приседали, по отжимались и в путь, хотя бы до Лосево доехать. Появились первые огоньки поселка. Вот и какое-то кафе. Взяли по чашке кофе. Выпили. Не помогает. Тело деревянное, голова чугунная.

Вспомнил фильм “17 мгновений весны”. Там Штирлиц спал в машине ровно 15 минут. Чем я хуже него? Олег остался меня охранять, а я отключился. Сквозь сон слышал, как кто-то пел караоке. Женский голос: “А что это твой товарищ спит? Буди – петь будем”. Олег ее отгоняет. Наверное получилось, так как провалился в сон совсем. Через мгновение – “Вставай, время не ждет”. Опять в седло и вперед по шоссе. До КП всего 25 километров осталось. Проскочили нужный поворот. Голова свежая, а не работает. Пару раз возвращались. По дорожным указателям нашли похожий перекресток, свернули. Куда едем? Направление правильное по карте ничего похожего. Должен быть еще поворот направо в поселке. А шоссе чешет себе по лесу, ни домов, ни перекрестков, ни ЛЭП, обозначенных на карте. Отмахали километров 15 от перекрестка по показаниям компьютера. Остановились, привязываем карту к местности. Привязали - до КП еще 3 км, но как попали в это место для меня загадка. Ничего похожего на карту вокруг не было. Если правильно привязались слева должно быть поле. Его нет. Через некоторое время поняли: поле есть, но его не видно в темноте за лесополосой. Вот наш поворот. Проселки четко ложатся под карту. Одна другая развилка. Сбрасываю Одометр чтобы замерить 1,5 км до маленького озера в лесу. Вело фонари почти сели. Света почти не дают. Только чуть обозначают где лужа, где камень. Проехали по лужам, по рыхлому песку. Озеро должно быть слева. Болото есть, озера нет. КП на большом камне напротив озера. У Олега болят размокшие ступни, идти может, но чувствуется, что больно. Он остался охранять велики, а я ломанулся в мокрый лес. Сначала решили, что КП за озером напротив дороги. Полазил, полазил. Нет ни больших, ни маленьких камней. Прочел легенду еще раз. АААА наверно напротив озера. Полазил по кустам, справа от дороги нет КП. Камни есть, а КП нет. Видимость с фонарем метров 10. Заметили место проехали дальше до просеки – все точно. Вернулись, продолжили искать КП. Ищем его уже минут 40. Ну давай последний раз посмотрю, ушел в лес подальше метров на 50. Опа, действительно большой камень. Руками еле-еле можно схватится за верхний край. Позвал Олега. Попробовал влезть. Хороший скалолазный болдеринг. Взяться руками за покатый край валуна закинуть на верх левую ногу, нагрузить пятку, правую ногу на трение и выйти силой на верх. Так бы я поступил, если бы был в скалолазных тапках и не такой усталый. Подошел Олег. Ну, блин, вот и ходячая ступенька. Сейчас друг на друга встанем и все будет проще. Ступенькой, правда, я оказался. Все таки на 10 кг потяжелее. Олег залез. Туплю, думаю, а как я туда полезу? Или Олегу за руку меня вытягивать или спускаться и подсаживать меня. Сделали намного проще - отвязал Олег компостер и мне кинул.

Третий день

Следующее КП нарисовано в низине у горы. На карте в кружечке никаких ориентиров только буква “Ы” из слова Горы. А по легенде “Вершина горы Триангуляционный знак, бункер на вершине горы. Залезли на вершину и 2 часа искали КП. Окопы видели, остатки блиндажей видели. Бункера нет. Все камни перевернули, т.к. КП обещали “Скрытое”. Рассвело. Плюнули на это дело пошли обратно к велосипедам.

Следующее КП на мосту. Километров 10 шоссе. Уже светло. Я проснулся. Едем цепью по шоссе. Я по своей полосе, Олег по встречной. Машин нет, асфальт отличный. До финиша всего то километров 60. Голова ничего не осознает. Тело работает как автомат, само крутит педали. Подъем работаем, на спусках встаю на педалях, чтобы попа немного отдохнула от седла. Доехали до моста. По легенде налево вдоль протоки. “В воде камень, на нем КП” Озеро есть камни в воде есть, КП нет. Полазили минут 15, сходили по протоке к другому озеру. Ничего не нашли. Поехали? Поехали.

Серая лента шоссе неспешно вьется между холмов. Деревеньки, озера, леса перелески. Солнышко нас согрело. Проехали километров 30 остановились, полежали, поели. Выкинули бутылку с супер-крутым углеводным питанием. Наверное, неправильно развели – не пошло. До финиша 25 километров. После очередного поселка асфальт кончается, начинается грунтовка. Подъемы становятся более крутыми. Каждая ямка отдается болью в заднице. Правда, ее воспринимаешь как-то отстраненно. Так, наверное, грешники в Аду привыкают к кипящим котлам, так и мы привыкли к сёдлам. Олег совсем устал и потихоньку отстает. Жду понемножку на каждой горке. Оставшуюся дорогу поделили пополам. В середине наметили отдых. Еще 5 километров. Четыре, три. Глаза постоянно упираются в велокомпьютер, а он так медленно отсчитывает пройденный путь. Еще чуть-чуть и половина плохой дороги пройдена. Все, доехали, бросаю велик на солнечной обочине. Рядом падает Олег. Сначала есть. Солдат должен быть накормлен. Решаем поспать минут 15. Отваливаемся в теплую траву. Ставлю на часах два будильника и проваливаюсь в сон. Сквозь сон слышу звуки. Какие-то грибники поставили рядом машину. Надо убрать с дороги велики, но сил нет, и я проваливаюсь обратно в сон. Открыл глаза, проспали лишних пять минут. Будильник не услышал. Как проснулся, не знаю. То ли Штирлиц был моим предком, то ли студенческая привычка просыпаться через пятнадцать минут на лекции, чтобы не проспать перемену. Еле-еле растолкал Олега. Вперед к Финишу, Осталось последних 12 километров. Нет не последних – крайних, как говорят БЭЙСеры. Я тоже не люблю слово “последний”, как будто дальше ничего не будет.

Разгоняю велосипед на спуске и по инерции на подъем. Так гораздо легче. Конец подъема еле-еле выкручиваю педали. Так и плетемся - несемся по дороге.

Поселок. Странный огромный заколоченный магазин. Брошенные трехэтажки. Огромный недостроенный католический костел. Да, наверное, этот поселок знал лучшие времена. С каждой минутой до финиша остается все меньше. Предпоследняя речка. Последний подъем. Вот в том лесочке финиш. Вон на дороге и моя машина. Разгоняемся, подлетаем к народу – типа мы все время так быстро ехали. А еще этап скалолазания. Ну, это не проблема. Небольшое удивление вызывает страховочная веревка, висящая на тонком прусике на тоненькой ёлочке. Ну да ладно, падать все равно не куда. (хотя в горах за такую страховку я бы долго ругался). Перед нами финишировало 5 команд. Боря считает результаты. Мы оказались не последние. Ребята уже давно финишировали, но мы долго отдыхали на ракетной базе, а это время вычитается из времени гонки. Выиграли у них час. Но сибиряки кремни они не отдыхали и переплыли через озеро Вуокса.

Есть, спать. Гонка окончена. Установка дойти до финиша выполнена. Надо анализировать промахи и тренироваться к следующим гонкам.

Общие впечатления от гонки, написанные в день возвращения из Питера.

В нижних ветках много сказано про недостатки гонки, а я хочу сказать про достоинства. Мнение будет немного субъективное так как мы позали (для себя) неплохой результат - не последние . Гонка задумана очень хорошо. Это действительно было приключение. Шансы разных команд уравнивали сложные и разнообразные этапы. Велосипедисты выигрывали на шоссе, ориентировщики в лесу, альпинеры на веревках. Факторов влияющих на успешное завершение гонки оказалось так много что до финиша дошло 25% команд. Здесь были и техническое состояние велосипедов и здоровье, а главное желание закончить дистанцию (как очень правильно заметила девушка из Старка). Возможно нам повезло, шли мы медленно и в итоге проиграли лидерам почти 10 часов. К нашему приходу на КП все проблемы тем или иным образом были решены.

Я считаю что за дизайн гонки Мельникову можно ставить 5 (ну или чуть ниже так как идеал не достижим). Особо я бы отметил э\тапы ориентирования - отлично выбранная местность, точно стоящие КП. Дизайн этапа веревок тоже был интересным: на перправе было немного страшновато. Скалолазание можно было сделать немного поинтересние накрутив три трассы чтобы каждая следующая была посложнее предидущей.

Из вело этапов можно отметить ориентирование по легенде и уход с ракетной базы интересно и неординарно. В остальном "тупое рубилово по шоссе". Наверно такие этапы нужны чтобы велосипедистам было не особенно обидно и шансы уровнялись. Минусы, не связанные с бардаком на КП. Веревки: безопасность участников не была обеспечена. При отсутствии должного опыта были возможны ЧП. (у одной девушки самостраховка была вщелкнута не в грузовую петлю системы, а в петлю для коробинов. при нагрузке на нее летельный исход на 20 метров вниз. Хорошо что участник из соседней команды не ушел вперед а остался ее контролировать). За такие ошибки на туристических соревнованиях команда однозначно снимается с дистанции. Связки между различными этапами: зачастую один этап наканчивался у обреза карты или за ее краем, что создавало пределенные трудности с совмещением карт, Например этап ориентирования по 150 метровке и переход на 500 метровку к озеру, КП на большом валуне и в бункере на последнем велоэтапе.

Не четким было начало и этапа велоориентирование по легенде.(если бы волонтеры бы не подсказали что дорога была в 300 метрах правее по шоссе пришлось бы долго соображать в какую сторону вообще надо бежать.

Установка КП на велосипедных этапах: не четкое соответствие легенд и точек на карте плюс отсутствие на этих КП обещанных волонтеров. Легенда КП в бункере давала точку в 600 метрах от расположения КП, а точка на карте была в 100 метрах от КП. Аналогичный случай с КП у моста КП Стояло в 75 метрах от точки куда выводила легенда и не было видно с берега.

Точки КП на картах были не особенно точно нанесены. Это замечание относится как к вело так и к обычному ориентированию.

Наибельшей проблемой гонки являлось на мой взгляд плохая координация работы волонтеров (не смотря на их самоотверженную работу). Второй проблемой гонки было постоянное изменение правил прохождения участков. А основным камнем преткновения оказалась ракетная база с поиском КП по памяти или описанию. Команды получали разную информацию и тратили разное время на прохождение этапа, если вообще смогли его пройти. Мы прошли этап не торопясь за 1-40 а МАрина Либо, которая ориентируется не хуже , а лучше меня, потратила 5 часов. Это говорит о не равных условиях для команд- нам было легче т.к. мы получили информацию и от Марины и от Ани с Ваней(это был джентельменский поступок-они не скрывали инфу, а помогали нам - своим конкурентам).

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100