Люди и горы > Очерки, дневники - 2006 год >

Автор: Баранов Сергей, г. Краснодар

Зима 2004

30/01. Неожиданно заиграл музыкальный центр. И какой идиот додумался будить меня вот так посреди ночи? Ах, да. Это же будильник. Пора вставать – впереди Эльбрус и Шхельда. Через 10 часов мы в Приэльбрусье. Снега немного, да и погода радует. Завтра погуляем и забросимся на Эльбрус, потом снова сюда...

31/01. Сборы на Эльбрус. Сегодня пробежал в сумме около 7 километров – сначала заставил себя побегать по утреннему холодку, потом ходили на Шхельду, тоже в темпе. Напоследок сбегали в поселок Эльбрус. В общем, моя главная цель – тренировка – осуществляется полным ходом. Завтра удвою утренний объем, может, акклиматизируюсь за ночь. Прошел тест на восстановление – мне сказали, что восстанавливаюсь хорошо и что у меня спринтерский тип. Хорош спринтер, который только 10 километров и бегает! Попробую потом еще. В этот раз могу позволить себе тренироваться сколько захочу. Мне идти только на Эльбрус, а потом сидеть в группе поддержки. Ребята собираются на Шхельду, а у меня в планах – подгонка снаряжения и подготовка к весенне-летним планам.

1/02. С утра начали перемещаться на "Бочки". По пути удалось позвонить из Терскола, так что день удался. Голова немного побаливает, но, несмотря на это, решил сегодня жить в палатке. Нет, я не мазохист. Просто попробовать. На термометре -25 по Цельсию, а я в палатке один. Переделал чью-то ветрозащитную стенку – ветерок дует неслабый. После прогулки на Приют 11 опять болит голова, хотя туда и обратно бежал почти бегом.

2/02. Это было какое-то издевательство. Сначала я поленился одеть третий полар (пуховки у меня и не было), потом не опустил на палатке ветрозащитную юбку. Образовавшийся иней на внутренней палатке немного сдерживал сквозняк, но... В общем, выдержал я до двух ночи. Даже не смог влезть во внешние ботинки – настолько они смерзлись. Собрал все в рюкзак (боялся, что палатку унесет ветром со всем снаряжением) и потопал в одних внутренниках в бочку.

Когда я наконец согрелся уже наступило утро и было пора выходить. Шли мы на Пастухова. Дошли только трое из восьми – это все же не лето. Постоянно приходилось отирать разные участки лица, ветер и мелкие острые снежинки не давали сосредоточиться на своей горняшке. Это, наверное, и заставило меня добежать меньше, чем за три часа. Вечером боремся с обезвоживанием. В ход идет сладкий чай и бальзам на 50(?) травах.

А оставленную палатку не унесло, даже немного обидно стало почему-то. Крутой каркас, крутая ткань... – главное оттяжки нормально крепить!

3/02. Сходили до 4500. Планировали идти на гору завтра, но перенесли на послезавтра. Погода плохая. Акклимуха прошла нормально – почти все время хочется есть и спать, чем я сейчас и займусь.

4/02. Отдых. Полное безделье. В такие дни начинаешь жалеть, что не берешь в горы книги. Зато остается куча времени на общение с самим собой и с горами, ради которых мы столько всего преодолеваем. Время поразмышлять о смысле этого занятия под названием Альпинизм, о прошлом и будущем. И зачем мне Эльбрус, на котором я был полтора десятка раз? И крест уже вроде сходил почти все по льду, и в плохую погоду не раз, и транспортировал других, и видел как трупы вытаскивают из этих трещин... Нет, это не то, что думают о нас другие. Не "преодолеть себя". Я просто получаю удовольствие от самого процесса. Адреналина нет. По крайней мере не много. Но две недели такой жизни позволяют полностью расслабить нервы.

5/02. Очень жаль, что вчера не тренировался – на гору мы так и не пошли. Сходил до Приюта 11, спустился на блейдах. Блейды – это метровой длины лыжи. По целине не очень, а по дороге ратрака – просто высший класс. К обеду распогодилось, и мы начали высматривать двоих наших, которые вчера ушли на Приют 11. Один таки сходил на вершину, несмотря на безумный ветер. Навязчивый вопрос – а может завтра?

6/02. И снова ничего. Пурга без просветов весь день. Давление по-прежнему падает. Завтра попробуем и в любом случае спускаемся. Я все еще надеюсь, но если честно, желание постепенно пропадает. Надо было еще третьего сходить.

Привычный летний график, когда идешь на гору на пятый день, трудно менять. В утешение немного поскитурил до приюта. Хобот, который я пришил к своей маске, заметно защищает от ветра, но в то же время учащенно дышать не позволяет. А иногда хочется. Тоже тренировка, однако. Скатиться нормально не удалось – лыж почти не видно, не говоря уже о том, что под лыжами. Едешь, едешь и вдруг – прыжок. Неожиданно для самого себя. Из целины выскочил на фирн, потом опять в пухляк.

7/02. сегодня мы предприняли отчаянную попытку восхождения. 6 утра, 6 человек бредут сквозь пургу неизвестно куда. Больше часа шли до Приюта 11, часто останавливаясь, чтобы подождать нашу единственную участницу. И вот около приюта во время одного из таких ожиданий Олег сказал, что все – дальше никуда не пойдем. К тому времени появилась видимость, взошло Солнце... Но раз уж пошел в команде, значит и решения общие. Десантник самый свободный человек – куда ему прикажут, туда он и захочет...

Эльбрус провожал нас открыв обе вершины. Сегодня устрою себе тренировку километров на 10 и высплюсь наконец-то. Я надеюсь. Ребята, которые были с нами год назад под Вольной Испанией в этом году, опять пытаются. Сегодня вернулись после недельного ожидания под стеной.

8/02. Весь день собираемся, хотя мечтали выйти в полдень. Продукты, веревки, железо, газ. За два дня планируем дойти до БЛ, на стену восходители отвели себе 4 дня + два запасных. У вспомогательной группы тоже прилично железа и веревок. На всякий случай. В итоге рюкзачок неплохой получился: палатка, веревка, буры, 2 баллона газа, рация, бинокль, лопатка и килограмм восемь продуктов. Плюс личное железо и вещи. Юра предлагал вспомогателям оставить свою снарягу в лагере, чтобы потом смотаться за ней опять во время обработки стены основной группой. С одной стороны хорошо – легче рюкзак, быстрее идешь. Но снегопад перечеркнул все – если следы заметет, то втроем уже этот участок попробуй пройди. Ведь самый наш больной вопрос об отсутствии ски-туров или снегоступов до сих пор не решен.

9/02. Вышли на подход. Погранпропуск предъявлять некому – пограничников нет. Это и понятно – какой дурак пойдет в такую погоду в горы? От "улыбки" пришлось искать заметенную тропу – тут десять дней назад были соревнования по ледолазанию. В три часа дня вышли к большому камню, где и решили заночевать. Прошли мы сегодня по прикидкам чуть меньше половины до БЛ.

10/02. Вечером пошел снег, к утру выпало более полуметра. Жаль, что вчера еще не прошли. Тропим без рюкзаков по очереди. Отошли от места прошлого бивака километра на полтора. Сначала мы втроем просто оставили в палатке все барахло, и пошли тропить. Где-то через километр, почувствовав, что все – хватит с нас уже – мы пошли назад. Навстречу, все в снегу (пурга все-таки), шли наши ребята. Впереди, как подводная лодка в пустыне, рассекал Олег Афанасьев – наш главарь. Остальные растянулись за ним в пределах полукилометра. Обмениваясь любезностями, мы терпеливо отходили по пояс в снег перед каждым участником.

После работы нам, как порядочным альпинистам, захотелось перекусить. Результат – относительная сытость и заметенные на три четверти следы, которые кое-где и вовсе терялись. Когда тропка и вовсе исчезла, мы услышали голос Олега – ребята протропили еще метров пятьсот после нас и поставили палатки, видимость опять упала до нуля. Олег признался, что еще вчера видел какого-то небольшого пушного зверька между камней. Все дружно решили, что зверек этот назывался писец и неспроста он там бродил в такую-то погоду. Справедливости ради надо признать, что зверька этого не раз еще вспоминали.

11/02. Всю ночь трепало нас безумным ветром, но наш "Буран" оправдывал свое название, а снежная стенка – затраченные усилия. В 11 часов вышли, наконец, на разведку. Оказалось, что до предполагаемого места базового лагеря не дошли всего около 2 километров. Постепенно тучи разорвало, и к вечеру на небе не было ни облачка, что все восприняли как знак свыше, то есть со Шхельды. Перед сном полюбовался пиками Щуровского, Чатыном, Ушбой (С). Только ради этого уже стоило сюда идти. Завтра попробуем перенести лагерь. Ветра нет, на небе звезды, но зато стало очень холодно. Сегодня снилась моя девушка, начинаю скучать по дому, но торчать мне здесь еще неделю, наверное...

12/02. Преодолев последние метры, мы сразу начали рыть пещеру. Снег плохой, внизу переморожен и много пустот. Пещера, когда мы ее уже почти закончили, резко осела сантиметра на три. При этом все, кто был внутри, повылетали с бешеной скоростью. А трое вообще отказались в ней ночевать. Так и лавину можно схватить. Сегодня переходили одну, сошедшую со стены этой ночью. Крупная такая, остановилась в 200 метрах от лагеря, а мы так ничего и не слышали.

Завтра или максимум послезавтра все будет ясно, так как если послезавтра ребята не уйдут на восхождение, то продуктов не хватит, как впрочем, и газа.

13/02. Итак, утро выдалось тяжелым. Самое главное – гнетущие размышления о дальнейших действиях. Вспомогателям естественно легче, чем команде. Мы хотели сходить на пару окрестных маршрутиков не выше двоечки, но легко можем от этого отказаться – никто нам слова не скажет. А вот команде труднее. Хотя погода решению помогла – пошел снег и все заволокло. "Меня терзают смутные сомнения.." – фраза из хоббитов в Гоблинском переводе – вообще шла с нами все две недели, как впрочем, и другие фразы из этого шедевра отечественного перевода.

Собрались быстро. Через полчаса уже вышли. Со стены постоянно сходят маленькие лавинки, а значительная часть выбранного маршрута – снежная доска. Уходим домой. Постоит еще стена, может в следующем году легализую свои восхождения, и тоже тогда удастся попасть в команду?

Вот мы и прошли место нашей самой первой ночевки. Иду, сняв темляки палок с рук. Только что обсуждали это с Олегом. Сошлись на том, что пояса тоже неплохо расстегнуть, но уж больно тяжелые рюкзаки. Да и вообще сегодня мое счастливое число – пятница, тринадцатое. И вот я троплю впереди, отойдя метров на тридцать. Ребята заканчивают перекус. Вдруг снег резко осел по всему склону надо мной. Такой звук я слышал когда поезд длинный трогается. Очень медленно метрах в двухстах выше образовалась трещина, а потом пласт метров пятьдесят на пятьдесят заскользил ко мне. Очень быстро попробовав и поняв, что с рюкзаком не убежать, я скинул его и рванул назад по следам. Хоть и протоптано было, но все равно по пояс. Лавинка была маленькая и мокрая, так что несколько метров горизонтали до рюкзака все же не докатилась. А вообще и так адреналина хватил. В остальном все прошло без эксцессов. Два глотка обжигающей перцовки и бегом вниз по тропе, натоптанной чьими-то снегоступами.

Видели кстати их дня три назад. Наверное питерцы на Ушбу заброску делали. Так вот и ходили по леднику: мы – четыре дня, они – четыре часа.

Вечером съели все хычыны в местном баре и впервые за столько дней поели нормального мяса.

14/02. И не важно, что так все получилось. Сегодня мы едем домой, миссия закончена. Мои личные планы выполнены, я в очередной раз попробовал зиму и теперь уверен, что могу так жить даже с некоторым запасом. Игра стоила свеч. Нет победителей и проигравших. Просто в этот раз гора не пустила. Мы вернемся. Почти каждый это пообещал.

PS. Ни одна команда, подавшая заявку на восхождение на Кавказе в рамках этого чемпионата, не совершила восхождения.