Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Творчество >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU


Автор:
Козачков Г.Я., Украина, спортивно-туристский судья

О соревнованиях, судьях и участниках

Закончен еще один туристский сезон. Впереди – межсезонье, время походов выходного дня, тренировок, слетов, соревнований. По традиции, слеты состоят из спортивной и конкурсной программ. Конкурсы, без сомнения, придают слетам самобытность и зрелищность, но без спортивной программы это, скорее, “мероприятие” в духе массовиков-затейников из парка культуры и отдыха “совковых” времен.

Спортивная программа, впрочем, как и конкурсная, при разборе слетов всегда вызывает немало споров, а то и ссор. Мне кажется, что в спортивной части слета основных проблем три – это службы дистанций, судьи, и, возможно, неожиданно, - участники соревнований.

1. Служба дистанции.

Служба дистанции – это начальник трассы (дистанции) и его помощники. На них при разборе слета “падает до трети шишек” (остальное достается судьям и оргкомитету). Сначала они должны придумать трассу. И буйная фантазия этих энтузиастов ограничивается конкретным местом проведения слета. Вместо скальной стены, горники, почесывая затылки, вешают “гамаки” и “макароны” на деревьях, стараясь привести элементы трассы в хоть какое-то соответствие со своим видом туризма. Водники с не менее скорбными лицами размещают заковыристую линию прохождения сложного порога в коровьем пруду Слободки, а пешеходники с топорами и лопатами наперевес имитируют завалы и болотистые кочки. Но при этом фантазеры придумывали и деревянный стенд для “ледолазания”, и финал трассы узлов с разрывом контрольного репшнура полиспастом, и многое другое.

При постановке трассы надо учитывать уровень мастерства команд, искать “золотую середину”, не устраивая “суперфинал Европы” для начинающих, но и не занижая уровень сложности препятствий. Ведь для роста мастерства нужно тянуться ввысь, а не опускать планку ниже колена.

Чтобы не попасть впросак, начальнику и главному судье трассы как воздух необходим личный соревновательный опыт. Чем больше этот опыт, чем серьезней уровень соревнований, в которых начальник трассы, судьи, помощники принимали участие, тем легче им разработать и приспособить под место слета и уровень команд любую трассу, обеспечить ее работу и судейство.

Кроме того, начальник трассы обеспечивает:
а) безопасность трассы для участников и зрителей;
б) достаточное удобство прохождения участниками (командой) этапов дистанции, пропускную способность трассы, размещения точек и пунктов страховки, ворот на водной трассе и т.д.;
в) достаточное удобство судейства на трассе;
г) максимальную зрелищность трассы.

Тут служба дистанции должна работать вместе с главным судьей и судейской бригадой трассы, оргкомитетом и ответственными за безопасность слета. Очень помогает работе трассы ее заблаговременное (до появления на слете участников) прохождение службой дистанции совместно с судейской бригадой. Так можно выявить все особенности трассы, исправить недочеты, а то и скорректировать трассу и “Положение о трассе”. Составление “Положения о трассе”, схемы дистанции, образца заявки по тактике (если это предусмотрено) тоже ложится на плечи начальника дистанции совместно с главным судьей трассы. Кстати, судья еще составляет таблицу штрафов, а это в принципе возможно только при поставленной и принятой ГСК трассе.

На слетах т/к “Романтик” существует практика предоставления службой дистанции команде минимума снаряжения, достаточного для прохождения трассы. А это – еще одна “головная боль” - следить за передачей снаряжения командой команде, учет снаряжения, в общем, - “бюро проката”. А ведь на соревнования даже областного масштаба команды привозят спецснаряжение с собой – а как же иначе?.. Это оговаривается в “Положении о слете”.

Иногда бывает, что, установив дистанцию, дальше служба трассы пускает все на самотек. Это очень опасно! У меня лично был случай, когда из-за нашей халатности на горной трассе ослабли и растянулись петли точек этапа ИТО (искусственные точки опоры), и команда, претендующая на призовое место, вообще не смогла пройти этот участок. После исправления этапа и жарких споров команде дали перестартовку, а начальнику дистанции и главному судье трассы – “нагоняй” от ГСК и оргкомитета. Был и другой случай, когда на слете в Березовке из-за недосмотра службы горной трассы и ответственного за безопасность произошел сдвиг точки закрепления маятника. Мне как капитану команды было жутко смотреть, как участница моей команды в нижней точке маятника врезалась в дерево, хотя я до старта обращал внимание судейской бригады на сдвиг маятниковой веревки.

Службы дистанции, помните: на вас лежит ответственность за безопасность, бесперебойную работу и зрелищность трассы!

2. Судейство.

Ни для кого не секрет, что наибольшее количество претензий к судьям вызывают предвзятость либо “подсуживание”, кажущиеся или действительные. Конечно, и то, и другое – вещи отвратительные, но речь не об этом. По своему опыту участника соревнований и судьи могу выделить основные проблемы судейства – некомпетентность и, как ни странно, мягкость судей. “Въедливый”, но справедливый и грамотный судья заслуживает, по крайней мере, уважение команд. Такое судейство мобилизует команду, заставляет сосредоточиться, не дать “придире” себя оштрафовать. А “мягкий”, пусть даже компетентный судья, расслабляет команду, и вызывает огромное количество протестов и апелляций. Всем кажется, что других он судил еще более мягко, чем их. И “вредность”, и мягкость должны знать меру. Я считаю, что в обязанности судьи входит разъяснять и подсказывать команде то, что вызывает вопросы и не оговорено “Положением о соревнованиях”: пункты страховки и перестежки, перила, ворота и т.д. Однако подсказывать тактику прохождения, разъяснять “дырки” в “Положении…” недопустимо – это уже подсуживание. К большому сожалению, на слетах и соревнованиях разных рангов “судьи” часто не знают своих прямых обязанностей и прав – где и какой штраф давать, где не штрафовать вообще, где остановить команду по соображениям безопасности и заставить пройти этап правильно и многое другое.

Мне повезло – кроме участия в соревнованиях разного ранга с сильным судейством и в сильных командах, я слушал семинары судей при Одесском городском турклубе, которые проводил Г.В.Гергая – судья Всесоюзной категории, человек с огромным опытом. Эти семинары очень подняли уровень судейской грамотности туристов – спортсменов. Нас тогда было человек 20-30 туристов, желающих повысить свою квалификацию и не выглядеть на соревнованиях невеждами. Очень жаль, что сейчас нет подобных мероприятий, как и курсов СТП, ВТП и СИП.

На студенческих слетах часто бывало, что судьями на этапах назначали либо новичков, либо малоопытных туристов, наспех объяснив им, для чего они тут нужны. Этого делать категорически нельзя! Грамотное и честное судейство может поднять интерес к самой простенькой дистанции, и наоборот, сложная интересная трасса может быть напрочь загублена плохим судейством. Мы всегда старались руководствоваться даже для студенческих слетов и соревнований “Положением о Всесоюзных соревнованиях …” по технике того или иного вида туризма и судить исходя из его норм.
Уважаемые Судьи, от вас во многом зависит популярность соревнований!

3. Участники.

Участники соревнований – это мы, туристы. “Туризм – это образ жизни” - эта фраза стара и банальна, но отражает реальное положение вещей. Одни приходят в туризм за “адреналином”, их привлекает спортивно-экстремальная грань; другие – искать единения с природой, увидеть новые места и районы; третьи – общаться с друзьями в “нецивилизованных” условиях, и т.д. Направлений в туризме много. Долгое время я считал самодеятельный туризм только “экстрим-спортом” плюс в небольших количествах все остальное. Со временем пришло понимание, что все составляющие ценны и равноправны. И все-таки, спортивная подготовка – это база самодеятельного туризма. Всевозможные “чемпионаты отчетов”, рассказы участников, фотографии, фильмы не так зрелищны и азартны, как “очные” соревнования. Кто быстрее и техничнее? Чья тактика и стратегия лучше? Чья команда слаженнее? Все это особенно ярко выявляется на соревнованиях, привлекая много болельщиков и зрителей. Как же может выиграть команда, какими должны быть участники? Идеальных рецептов здесь нет и не может быть. Один мой товарищ после неудачных соревнований всегда повторяет: “Тренироваться надо!” Он имеет в виду не только индивидуальную подготовку, но и слаженность команды, четкие действия, возможность принятия оригинальных решений, смекалку, в общем, все то, что называется классом команды.

Туризм – спорт командный. Часто успехов добивается не “звездная сборная”, а давно схоженная группа, понимающая друг друга с полуслова, где у каждого – свой “кусок” работы. Очень много значат командные тренировки на Куяльнике, на скалодроме, в Лесках, на Южном Буге, в Крыму… Кроме того, участники должны разбираться в “соревновательной юриспруденции”, т.е. что запрещает, а что позволяет тот или иной пункт “Положения…”. Хочется пожелать участникам , да и судьям, и зрителям корректности и вежливости. В последние годы на трассах можно услышать и ругань, и матерщину, что четко характеризует “класс” и “схоженность” команды. А ведь рядом, на “трибунах” - женщины и дети. По моему мнению, за мат команду надо снимать с трассы, а зрителей – урезонивать, а то и “выводить из зала”. При всех недостатках “старых туристов”,- мол, и хвастуны, и алкоголики, и брюзги,- подавляющее их большинство на дистанции такого себе не позволяют.

Чем же еще привлекательны “очные” соревнования, кроме азарта и зрелищности? Здесь всегда можно подучиться друг у друга чему-то новому. Соревнования расширяют туристский “арсенал” приемов преодоления препятствий, обогащают знания и навыки, помогают накопить опыт для принятия правильных действий в походах, нестандартных решений ситуаций, особенно в условиях ограниченного времени. Мне весьма помогал в походах “соревновательный” опыт, да и опыт походный в соревнованиях был полезен.

Уважаемые Туристы! Ходите в походы и соревнуйтесь – это увлекательно, полезно и даже весело!


Развитие туризма с точки зрения модернизма, в рамках классицизма и авангардизма

В одной федерации, серьезной организации
Почуяли скоморохи, что дела их стали плохи.
И для повышения туристского образования
Решили устроить соревнования.

Все по царскому указу,
чтоб стража не разогнала сразу,
Составили челобитную,
верноподданную да благовидную.

К купцам да сановникам обратилися:
Помогите, а то сами с ног сбилися.
Вошли купцы в положение –
Скинулись убогим на снаряжение.

Рекламу к шутам прикрутили канатами –
Прослывем, мол, и мы меценатами.
Сановники глашатаям с трибун распрягают,
Дескать, в туризме души не чают.

Сам царь опосля банкету
Сказал послам со всего свету:
“Глядите, право, у нас – передовая держава.
Никакого протекционизму, никакого волюнтаризму –
Пособляем, чем могем, народному туризму”.


Выбрали скоморохи для слета место –
Болото да грязь.
Народу, говорят, на свежем воздухе бывать полезно –
Турист – не князь.
Привезли два воза снаряжения –
Попали в безвыходное положение:

Не могут волы с возами в болото,
Пиявок им кормить неохота.
Погрузили скоморохи утварь на спины,
И несут – унывать нету причины.

Версты эдак через две
закружилось у них в голове.
Тут сварганили обед
и выбрали оргкомитет.

Поставили шатры – в каждом как минимум
по четыре дыры.
Стали возводить трассы – нести туризм
в народные массы.

Повесили веревки пеньковые –
Им хоть сто лет, но висят как новые.
Вырыли волчьи ямы –
В них за кольями КП поставили, хамы.

Возились три дня и три ночки,
Пол-леса извели на кочки.
Торчат в лесу пеньки –
Пешая трасса для вас, лешаки.

Поперек реки накидали коряги –
Водная трасса для вас, варяги.
Хорош из ивовых прутьев плетень –
Лазить Месснерам не один день.

После подвигов трудовых
Устроили скоморохи передых.
Как награду за труды
Съели суп из лебеды.

Разговелися пивком, закусили угольком.
А потом пошла жара – съели водки
три ведра.
Петь не могут, ни плясать –
Дай бог голову поднять.

Наутро, во время похмеляции
Стали прибывать делегации.

КМС Кретьен, сверхтрепливый спортсмен;
Мастер спорта Абалак, пузо носит кое-как;
Разрядник Весло – с гирей, чтоб не унесло.
Съехалось народу разного роду.

Стоят скоморохи, издают вздохи.
Главный выпил скипидар,
чтобы спрятать перегар.
И сказал такую речь:
“Судьям, братцы, не перечь.

Боритесь честно, мухлевать неуместно.
Пейте в меру, не свалитесь в пещеру.
Итак, старые мастера и юные дарования,
Начинаем мы соревнования.”

Стали туристы стараться, меж собой
соревноваться.
Мастер Компас подшиб веткой левый глаз,
Бегает по болоту, клюквой подавляет икоту.

Турист Быстроног споткнулся о пенек,
На веревке повис, висит носом вниз.
Юниор Абдулла лишился весла,
Гребет миской – финиш близко.

Соревнования в разгаре,
да и судьи в ударе.
В целях пресечения коррупции
Выдали судьям трехлитровые инструкции.

С целью избежать постороннего влияния
Ввели инструкции путем ректального вливания.
Клистира эдакое количество
Не выдержит даже Его Величество.

Так что судьи хороши –
Судят знатно, от души.
Судья Сморчок потерял свисток,
Свистит гармошкой, время отбивает ложкой.

Скоморох Камнеедов судит конкурс обедов.
После супа из воды съесть готов ведро бурды.
Всю провизию сожрал, но не ставит высший балл;
Выпил морс из белены, промочил насквозь штаны.

Судья на горной трассе давит с утра по массе:
Зацепился турист за плетень – висит второй день.
Защемил нос судейский карабин –
Хоть на трассе он один.
Весит, правда, два пуда – но пружина хоть куда!
Провисит так до дождя, как капкан на медведя.

Приключился прецедент – межнародный инцидент:
Иностранный сэр посол
Разорвал о гвоздь камзол.

Собрался оргкомитет – как избавиться от бед?
Ведь вчера оргкомитет задавал послу банкет.
Залитый до глаз посол, покидая шведский стол,
Наступил на бычью кость
и порвал камзол о гвоздь.

Гвоздь служил шутам стендом;
Информация о том,
Где, когда и что стряслось
Вешалась на этот гвоздь.

Порешили скоморохи, что с гвоздями
шутки плохи.
Вырвать гвоздь – и все дела,
А таблицы сжечь дотла.

Собиралося жюри
Присуждать послу Гран-При.
Одолел почетный гость
лиходейский этот гвоздь.

Присудить послу армяк –
Эксклюзивный как-никак.
У них в Италии такого не видали.
С помпой вручен гостю приз…
Остальное – пропили-с.

Нету денег на призы – по бумажке на носы.
Грамоты призерам есть за спортивную за честь.
Есть и подпись, и печать, герб там можно
разобрать.

Вручены в строю награды –
И туристы очень рады.
Все в грязи и в синяках расползлися
на рогах.

Удалось мероприятье –
Подведен итог занятьям.
Есть документ для царя,
Фестиваль прошел не зря.

Меценатам дан отчет –
Мы, мол, деньгам знаем счет.
Ваши взносы – героизм,
Подымают наш туризм.

Скоморохи сыты, пьяны,
Вновь пусты у них карманы.
Значит, надобно опять
Деньги где-то доставать.

Ну, они на мысли скоры –
Повезем туристов в горы.
Средств на сборы насшибем –
Снова славно заживем.

Так, простите за цинизм,
Развивается туризм.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100