Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Вне трасс > Горные лыжи
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

5642 в одиночку со сноублейдами

Автор: Максим Маланчук

г. Эльбрус

…Второе июля. На часах семь вечера. Эльбруса не видно, не видно даже скал Пастухова, все затянуто облаками, палатка содрогается от порывов ветра, а я закутываюсь в пуховку и закрываю глаза - завтра мое первое одиночное восхождение. Заснуть невозможно. В голове настоящий хаос из противоречивых мыслей:

"У меня ничего не получится. Слишком плохая погода, слишком слабая акклиматизация, лучше еще денек подождать, выспаться, а уж потом…"
"Буду жене рассказывать, как я заставил себя лечь в семь вечера, хотя спать совершенно не хотелось…"
"Можно будет написать статью про то как я спустился на сноублейдах с Эльбруса. Куда бы её лучше написать, в "Вертикальный мир", или в "Ски"? "Сначала спустись…"
"Что-то слишком тепло для хорошей погоды…" "Если погоды не будет, никуда не пойду…"

Моя палатка стоит в двадцати метрах от развалин Приюта 11. Года четыре назад, в мае, по бутылочному льду я допер до седловины и из-за ураганного ветра и плохой видимости был вынужден повернуть назад. Кто был на Эльбрусе в мае тот знает, что такое настоящая непогода. Тогда идти вниз было не легче, чем вверх. Пробирался на ощупь, не видно было не то что вешек - собственный ног. Только через четыре часа я оказался на теплом приюте 11, изможденный, обмороженный и психологически сломленный. И вот теперь, четыре года спустя, лежа на диване у себя дома, я решил, что одиночное восхождение на Эльбрус и спуск с него на сноублейдах это то, что мне в жизни больше всего необходимо. И вот я маюсь в палатке, пытаясь заснуть.

Среди моих знакомых есть такие, кто был и на сложных стенах и на семитысячниках бывшего СССР, и все равно, многие с особой теплотой рассказывают о простеньких соло восхождениях, на вершины типа

Гумачи или Курмычи. По всей видимости соло на несложные вершины (до 3а) всегда будет прекрасной возможностью проверить свои силы для продвинутых разрядников, ищущих новые ощущения. Чувство полной свободы и в то же время нет 3 - 4 процентного риска смерти (именно такая слава сопутствует соло маршрутам высших категорий сложности).

Ментальная подготовка.
Этот термин можно встретить в описаниях восхождений Месснера, Камерландера или других великих. Я попытался узнать в интернете, что это еще за штука. Не найдя внятного ответа, я сам создал для себя некую систему. Мои составляющие ментальной подготовки:
1. Длинные одиночные переходы, с постепенным усложнением маршрута. Отработка концентрации и сосредоточения при долгой нагрузке.
2. Ведение дневника, в котором постоянно рассматриваются все страхи и беспокойства.
3. Настрой на восхождение и медитация: желательно несколько часов в день молча смотреть на гору, разговаривать с ней и представлять себя на ней.
4. Нужно для себя определить некие "мантры", слова, на которых будешь концентрироваться во время восхождения. Это может быть любое слово. Классический пример слово "один". Или название горы. Иди и повторяй его про себя, чтобы не думать о том, как хорошо сейчас в МакДональдсе.
5. Почаще разговаривать с самим собой.

Пи… пи… пи… Я достаю рукой до будильника. Час ночи. Высунув голову из палатки я вижу, что обе вершины и стареющая луна затянуты облаками. Завтракаю и собираюсь при тусклом свете фонарика, еще раз высовываю голову из палатки… переставляю будильник на 3 часа и снова ложусь спать… …


Всё что осталось от Приюта 11

Пи… пи… пи… Уже три часа - высовываю голову из палатки - кто-то идет в сторону вершины. Пока одеваюсь и вылезаю все вокруг заволакивает облаком. Не видно ничего в десяти шагах. Я жду минут десять - никаких изменений, и снова ложусь спать, в полной уверенности, что на сегодня восхождение отменяется… … Меня словно кто-то толкнул - я вскакиваю и смотрю на часы. 5.45. Свежий холодный ветер сорвал с Эльбруса и уносит куда-то в сторону "линзу". Чисто. Одна группа уже над скалами Пастухова, вторая чуть ниже. Я вскакиваю, одним движением надеваю ботинки, накидываю рюкзак с пристегнутыми сноублейдами, застегиваю палатку и ухожу, не рассуждая… Уже шесть часов, а я только начинаю двигаться к вершине.

С трудом сдерживаю себя, чтобы не гнать. Вспоминаю, что с собой у меня нет ни ледоруба, ни кошек, только термос с чаем и сноублейды. Как бы такое "облегчение" не стоило мне горы. Через час я догоняю ту группу, что была ниже скал Пастухова. Дует довольно сильный ветер и все они одели пуховки. Я обгоняю их, когда они толпой присаживаются на снег. Ментальная подготовка прошла не даром. Я ни о чем не думаю, иногда повторяю про себя: "Эльбрус… Эльбрус… Эльбрус…". У меня больше нет никаких сомнений, я только сдерживаю себя, чтобы не очень сильно разгоняться, а то можно перенапрячься, ведь самое сложное там, выше седловины. На седловину я выхожу в 9.20. За 3 с половиной часа я прошел больше 1200 м по вертикали. Не плохо. Тут же отдыхает троица чехов, которых я видел над скалами Пастухова. Я догнал их. Пью чай, и иду дальше. Хотелось


Западная вершина. Высшая точка
Европы

бы, чтобы чехи пошли первыми, натоптали следов, но не просить же их об этом. Мой путь лежит на западную, более высокую вершину. Наступает момент истины. Шум в ушах заглушает даже биение сердца. Я отсчитываю по десять шагов, после чего жду несколько минут, пока не восстановится дыхание. Странно, но идти легче, чем стоять… Через полтора часа я траверсирую снежник и выхожу под скальную гряду, вдоль которой нужно идти вверх. Это сложнее. Количество шагов сокращается до пяти за раз. Есть такие места, что я думаю: "Видимо кое-где сноублейды придется снять". Я иду на Западную вершину, и чтобы как-то ориентироваться смотрю на соседнюю восточную чтобы понять, на каком уровне я нахожусь. Выше середины. Это радует, я делаю еще пять шагов… Внезапно нога соскальзывает. Под моим koflach лед… Ни ледоруба, ни кошек… Отдышавшись и виновато оглянувшись по сторонам я аккуратно делаю шаг в сторону… …Перевалив через некое подобие надувов и я вижу вершину - вот она передо мной… С десятью остановками я прохожу последние пятьдесят метров и вижу, что вершина выше, это был просто перегиб. Погода начинает портиться. Я бреду, как раненый боец еще пятьдесят метров. Наконец выхожу на снежный купол и - о нет! - правее по гребню, метрах в трехстах, вижу настоящую вершину, на которой установлен треугольный памятник. Теперь с пути меня уже ничто не свернет. Я начинаю плестись чуть быстрее. Второе дыхание. Через десять минут я стою на высшей точке Европы и пытаюсь фотографировать сам себя из замерзшего фотоаппарата. На вершине у меня появляется уверенность - я поеду вниз на сноублейдах. И проеду.

Почему сноублейд, а не лыжи?
Достоинства сноублейда:
- сноублейд крепится на обычные пластиковые альпинистские ботинки
- идеален в неглубокой "каше", характерной для летнего снега
- он легче лыж, удобнее для переноски
- его легче проворачивать в сложных снежных условиях
- его длина при жестком креплении теоретически исключает травмы при падении (оговорюсь теоретически)
- и последнее: на сноублейдах с Эльбруса никто до меня ни спускался, что тоже не маловажно.
Недостатки:
- в альпинистских ботинках без задней поддержки практически нельзя ехать прямо, сразу валишься на спину
- не подходит для льда и жесткого наста, сразу начинает "колбасить"

Я стартую от вершины и делаю несколько дуг по пологому гребню. Лавирую между камнями и выезжаю на огромный снежный склон. Уже начял валить снег и я больше не вижу собственных следов, да что там следов, ничего больше не вижу. Белизна, как четыре года назад. Осторожно, медленными траверсами спускаюсь куда-то… Через некоторое время приходится остановиться и ждать. Можно съехать в сторону от седловины, и тогда придется идти вверх, если конечно не свалишься в какую-нибудь трешину. Можно выскочить на сбросы (не знаю есть они тут или нет), или хотя бы просто на камни, что в лучшем случае грозит порванной одеждой и ушибами. Лучше стоять и ждать. Пытаюсь кричать, но никто не отзывается. Терпение, только терпение. Если ты оказался в горах одни нужно уметь ждать столько сколько понадобится. …В белизне появляется разрыв и я ясно вижу скальную гряду, вдоль которой

поднимался на вершину. Больше мне ничего не надо. Через пять минут я, как по санной трассе еду по тропе, которую чехи после меня превратили в траншею. На седловине я останавливаюсь, чтобы попить чаю, и, дальше как по писаному. Здесь мы уже бывали. Из-за плохой видимости большую часть приходится двигаться особым стилем, некая смесь бокового соскальзывания и прямой езды. Хорошо, что на сноублейде можно даже задом ехать. Скорость получается - в два раза быстрее пешехода, поворотов делать не надо и сил почти не тратится. Я обгоняю группу альпинистов, связанных веревкой. Заметив меня они начинают роптать на своего руководителя, говорят, что веревки здесь не нужны. Конец этого конфликта я не вижу, поскольку они остаются в белой мгле, а я скольжу все ниже. И вот плотность тумана уменьшается и я вижу скалы Пастухова. Я закладываю одну дугу, за ней вторую, третью. За два поворота преодолеваю крутое место у скал и… можно расслабиться. Снег тут мягкий - размягченный солнцем со свежевыпавшими добавками. Уклон - градусов 15. Идеальные условия для сноублейда. Я закладываю средние дуги одну за другой, не разгоняясь и не сбрасывая скорости. Это настоящий кайф. Тело взбадривается от этого легкого карвинга, от кислорода возвращаются силы и ясность мысли. В ушах больше не шумит. Альпинисты вокруг смотрят на меня с завистью. В 13.30 я останавливаюсь около своей палатки, бросаю сноублейды под полог и ложусь спать. Моя соло экспедиция на Эльбрус успешно завершилась.

Мой график подготовки к соло восхождению на Эльбрус исходил из принципа, что всю гору нужно пройти ногами от основания. Это не подразумевало, что весь груз нужно было тащить на себе. Я не утверждаю, что этот график идеален, но для меня он закончился восхождением на Эльбрус в хорошем темпе на шестой день пребывания в Кабардино-Балкарии.
Первый день. Прилет в Минеральные Воды, оттуда трансфер до Терскола. Вечером прогулка без груза до подъемника Азау и назад, ночевка на базе Терскол.
Второй день. Подъем без груза пешком до станции "Мир" канатной дороги. Дальше я на креселке поднялся до "Бочек", где договорился о ночевке. Попробовал первый раз в своей жизни спуститься на сноублейдах. Потом на канатке спустился вниз и снова переночевал в Терсколе.
Третий день. На канатке поднялся с грузом до "Мира". Дальше пешком закинул весь груз на "Бочки", пообедал и прогулялся со сноублейдами до развалин Приюта-11. Ночевка на "Бочках".
Четвертый день. Вышел на аклиматизационный выход и заброску. Груз - палатка, бензин, примус, еда, всякая мелочь. Искал место для палатки от развалин Приюта-11 и выше. Зашел на скалы Пастухова, посидел, спустился на сноублейдах и поставил палатку в районе Приюта-11. Оставил там все и спустился на "Бочки". Переночевал.
Пятый день. Переход в палатку и отдых весь день. Еда от пуза, чтение и "ментальная подготовка". Отбой в 19.00.
Шестой день. Восхождение и спуск. (3 июля 1999 г.)

Выражаю благодарность Максиму Иванову (Адидас-Саломон)


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100