Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Алтай >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Николай Симонов, г. Новосибирск
Читайте полный технический отчет о походе на сайте автора

Памяти Саши Чеверды

Траверс пика Мечта
Август 1999 г.

 

В 1999 году в Новосибирском университете подобралась хорошая спортивная команда, которой, как выразился Володя Юдин, было по плечу нечто более сложное, чем просто стандартная горная "пятерка". И это несмотря на то, что в группе объединились фактически четыре поколения горных туристов, старшее из которых (я и Евгений Савинов), годилось в отцы представителям младшего (Саше, Андрею и Антону), неопытным, но, в то же время, техничным и энергичным ребятам.

Решено было включить в маршрут перевалы как на Южно-Чуйском хребте, так и в районе Шавлинских озер и пика Маашей. И если в первой части естественной изюминкой должен был стать перевал через плечо пика Иикту, то относительно изрядно исхоженного Северо-Чуйского хребта идей поначалу не возникало. До тех пор, пока я не просмотрел еще раз свои фотографии 1998 года. Мое внимание привлек ледовый язык, спускающийся с восточного плеча пика Мечта.

Ясно было, что подъем по нему будет в чистом виде первопрохождением, ибо альпинистам этот путь просто неинтересен, а туристы, насколько известно, так тоже не ходили. Очевидно было, что основной проблемой на подъеме будет обход практически вертикального ледового скола посередине склона. Решение этой задачи стало бы, как мне подумалось, одним из тех достижений, которые запоминаются, и надолго. Надо будет только, в зависимости от конкретной ледово-снежной обстановки, выбрать наиболее безопасный путь.

Случилось, однако, так, что на подходе к пику Иикту заболела Аня и ее с приступом аппендицита пришлось срочно отправлять вниз. Сопровождать Аню вызвался Андрей Савелов (чемпион России), и они успели добраться до Кош-Агача как раз вовремя: на следующий же день ей сделали операцию.
Стоянка под ледником Мечта

На этом, однако, наши беды не закончились. На подходе к следующему перевалу приболел Евгений и, чтобы не искушать судьбу, тоже пошел вниз. Основная нагрузка, в результате, легла на молодежь. На перевале Лошадь первым все время шел Андрей Хачков. Ну а так как другим ребятам тоже хотелось поработать впереди, то решено было, что подъем на плечо пика Мечта будут обрабатывать Саша Чеверда и Антон Еремин.

При спуске с перевала Абыл-Оюк стояла отличная солнечная погода и нам удалось хорошо рассмотреть присыпанный свежим снегом склон перевала. Стало ясно, что в таких условиях и проще, и безопаснее будет подниматься правее скального выхода, чтобы потом выйти на склон выше ледовых сколов. Спустившись с ледника, мы встали на стоянку, а Саша и Антон вернулись назад, чтобы подойти поближе и получше рассмотреть путь подъема. Вечер был теплым, мы сидели у костра, обжигали кедровые шишки, принесенные снизу, и тут же поедали еще не совсем зрелые зерна. Чувствовалось, что погода собирается меняться.

С утра стояла хмарь, а когда мы прошли открытый ледник и остановились, чтобы связаться, налетел снегопад, налетел и не прекращался несколько часов подряд.
Выход из бергшрунда

Подойдя к бергшрунду в основании склона, Саша организовал страховку и тут же, не снимая рюкзака, полез на фифах вверх. До сих пор не понимаю, как ему удалось пройти эти первые пять метров отвеса с грузом за спиной. А он вылез и пошел дальше по "пологому" шестидесятиградусному склону, пока не провесил всю веревку. При этом все время продолжал сыпать снег, а справа от нас то и дело, как будто кто-то регулярно сдергивал ручку унитаза, сходили по ледовому желобу лавинки и исчезали в бездонной глубине подгорной трещины. Поняв, что немного погорячился, Саша снял рюкзак и следующие 4 веревки проходил уже налегке.
Обход скола

Несмотря на крутизну склона (в среднем не менее 50 градусов), мы довольно быстро поднялись вдоль скал на снежную подушку. Отсюда надо было уходить по диагонали налево и вверх, чтобы выйти на склон выше ледового скола.
Выход на ледовый склон выше скола

Время было еще не позднее, да и место это было не очень уютное, чтобы здесь рассиживаться и обедать, несмотря на то, что тучи пронесло, ледник внизу засверкал под солнцем, а над нами заголубело яркое небо. В любом случае было ясно, что из соображений безопасности надо продолжать подъем. Вперед на сей раз вызвался идти Антон Еремин. Он прошел участок снега, вкрутил ледобур и только сделал первый шаг по направлению к крутому участку, как у него сломалась кошка. Очень удачно, что произошло это в таком месте, с которого можно было спуститься обратно на снег и заняться ремонтом. Так что в результате, пока суд да дело, вперед опять пошел Саша. Он, несмотря на опасность "маятника", технично и аккуратно вышел за перегиб, подождал второго и пошел дальше. Пришлось пройти еще одну веревку по голому льду, чтобы действительно выйти на относительно пологий склон, где, как и следовало ожидать, лежал свежий снег.
Ночевка на плече пика Мечта

Нам пришлось пересекать по диагонали этот участок, что было весьма неприятно из-за постоянного ощущения, что в любой момент все это может поехать вниз вместе с нами. Реально, однако, снег держал нас вполне надежно. Дело в том, что было достаточно холодно, а так как склон северо-восточный, то скользящие по нему солнечные лучи не успели его прогреть. Так что, когда Саше пришлось закрепить перила на ледорубе, ни у кого не возникло сомнений в их надежности.

 
На вершине

А вскоре мы, пройдя еще один участок голого льда, были на плече пика Мечта. Время уже клонилось к вечеру, идти до перевала Мечта, где всегда дует ветер, не имело смысла. Так что мы расчистили площадки в снегу на краю неширокой трещины и поставили палатки. До вершины отсюда оставалось подняться 80 метров по некрутому ледовому гребню. Дежурные стали готовить обед, плавно перетекающий в ужин, а Саша, провесивший 11 веревок, и все остальные, поднявшиеся по перилам с рюкзаками, забрались вовнутрь, ощущая усталость и "чувство глубокого удовлетворения" от хорошо проделанной работы.

На следующий день мы безо всяких проблем поднялись на вершину, спустились с нее по гребню до седловины перевала Мечта, оттуда - на ледник, и - на травку, в лес, к костру.
Саша на банкете после похода

В июне 2000 года я, как член комиссии, одним из первых поздравил Сашу Чеверду с успешной ащитой диплома и окончанием матфака. Осенью, после похода по Тянь-Шаню, он собирался ехать в Австрию, в аспирантуру. Дойти ему удалось только до ледника Нагела (читайте о трагедии: Ледник Нагела: снежное осово - горький опыт, Г.Е. Сальников).
10 апреля Саше исполнилось бы 25 лет.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100