Горы мира > Алтай >

Автор: Андрей Токарев, г. Омск
Фото: Владимир Шепелев, г.Омск

"Хорошо в горах!"
(Актру, Алтай. Сборы Омского Университета-2003)

Идея поехать в этот красивейший район горного Алтая возникла ещё зимой. Сначала вроде решили ехать в Ала-Арчу, что находится на Тянь-Шане, но Вовке, нашему руководу, запал в душу именно Актру. Ну что ж Актру, так Актру. Хотя, не скрою, меня больше вдохновляла идея поехать именно в Арчу. Но позже, съездив, я ни о чём не жалел.

Итак, стоял конец апреля, мы все в сборах, снаряга, тёплая одежда, еда, водка – вещи, требующие тщательного подсчёта, проверки. Организацию доставки нашей и других многочисленных омских групп до места взял на себя Университет Физкультуры и Спорта г. Омска, а точнее кафедра туризма во главе со Здановичем Игорем, за что ему огромное спасибо и привет. В день отъезда, поздним вечером, мы прилично выпили, благо повод был – у Сережи Тетерина юбилей, подкатывает автобус, сбегали в ларёк ещё за водкой и поехали. На какой-то остановке, название которой мне было совершенно уже неинтересно, вышли, покурили, справили нужду, захожу в автобус – ничего не понимаю – вместо сидений вижу одни нары, совершенно ошалевший, ныряю на нижнюю полку и вырубаюсь.

Приезд в Курай

Уникальность этого автобуса оказалась в установке нар для сна из мест для сидений, что, в принципе неплохо, но создавался некий беспорядок личных и общественных вещей.

Доехали до Курая - деревушки неподалёку от альплагеря - в лучшем виде, правда, немного помятые и опухшие - меньше пить надо было.

Гора Караташ (3600м)

Альплагерь Актру находится в 40 км от той деревушки на высоте ~ 2000 м. Владельцем является томский университет. Прямо напротив лагеря величественно возвышается гора Караташ. Известность этой горы в том, что на неё имеются практически все маршруты различных категорий сложности, начиная с 1Б, заканчивая 6Б. Восхождение на эту вершину у нашей группы особо не планировалось, но, увидев её, мне так сразу захотелось на неё сходить, но моим планам было не суждено сбыться в силу ряда причин.

Во-первых, времени после приезда оставалось всего неделя, во-вторых, погода на Алтае по прежнему неустойчивая – неизвестно, успеем мы туда попасть или нет, а в-третьих, мы сюда вообще приехали отдохнуть.

Подъём на в. Купол

Почти у домика гляцилогов

Лена у того самого домика

На вершине Купола!

Первая наша гора - Купол (3600 м). Вышли в 9 утра, минут 30 шли до морены, дальше в кулуар наверх, крутизна примерно 30-40 градусов. Подъем технически несложен, несколько нудный, категория сложности 1Б, Дошли до домика гляциологов, дальше нужно двигаться по леднику, погода ухудшилась – пошел снег, видимость заметно упала, вершины не видно. Но цель нужно достигнуть, поэтому двигаем наверх. Тут мой организм начал чувствовать потихоньку высоту, пройду 20 шагов – остановлюсь, отдышусь, заглотну воздуха и опять марш-бросок на 20-30 шагов… Вершина должна быть уже где-то здесь, подбадривал меня Олег, что меня воодушевляло, и я медленно, но шёл к моей цели. Юра уже скрылся где-то впереди – на него горняшка не действовала. Наконец, появились предвершинные камешки, лезем с Олегом по ним и тут видим треногу и Юрку, сладко потягивающего сигаретку. Достаём наш командный стяг и фотоаппарат, быстро щелкаемся, съедаем плитку шоколада, запиваем коньяком, и быстро валим вниз, т.к. погода становилась всё хуже и хуже, видимость всё меньше. По пути встречаем группу туристов с громадными рюкзаками, те шли поход, молодцы ребята. Раньше я тоже ходил длительные, технически не очень сложные маршруты, но, разленившись в конец, перешёл в альпинизм.

Возвращаемся к домику гляцилогов, там наш ждал чай и колбаса, перекусили, согрелись и снова надо идти. Спуск у меня отнял достаточно сил и эмоций - было много падений, что частенько у меня бывает на спуске, но всё обошлось без травм. В лагерь пришли примерно в 4 часа дня упаханные, но удовлетворенные. Дальше лишь помню, как мы садимся ужинать и как Вовка произносит тост…

Вовочка

Следующий день – день отдыха. Олег и я надумали покататься на сноуборде, который любезно предоставил нам наш земляк Димка Капустин. Серёга заказал у местных баню на вечер, и присоединился к нам. А погода стояла просто чудесная, небо ясное, лишь небольшие облачка плыли где-то вдали. Вот бы вчера бы нам такую погоду… .Лежим , загораем, почитывая книжки. Временами к нам заглядывал начальник в лице Здановича Игоря, устраивая различные “санитарные” мероприятия и требуя предъявить какую-то “гигиену”. Так “совпадало”, что он подходил именно в тот момент, когда мы разливали по кружкам нашу огненную воду. А в последний день сборов, Игорь сам лично подарил нам оставшийся общественный литр, который мы тут же приговорили.

Начинающие сноубористы

Серёга показывает мастер-класс

На завтра запланировали радиалочку до Голубого озера в районе ледника Большой Актру.

Вышли в полдень. Дорога несложная, пролегает вначале вдоль речки, дальше достаточно пологий курумник до бараньих лбов. Взбираемся на них, и выходим на какой-то снежник иль ледник - весной сложней определить данный факт. И до озера остался тягучий подъем по снежнику. Дойдя до озера, видим там ещё один домик томских гляциологов и сборную команду из Москвы, Новосибирска и других русских городов. Мужики только что сделали вершину Актру (4100 м) по тройке и спускались. Завтра собирались на пик Радистов (3900 м) по 3Б. Мы решили идти на Актру. Спускаемся обратно в лагерь, готовимся к восхождению.

На Голубом озере

Утром, проснувшись, мы не торопились с выходом – нам нужно было выйти за этот день только на ледник Большой Актру, что по времени занимает максимум 5 часов. Так у нас и вышло, вышли в час – пришли в 6 вечера. Поставили палатку, решили выпить, т.к. все почему-то неважно себя чувствовали. Уснули.

Встали в 4 утра. Давай топить снег. Для этого использовали газовую горелку. Позавтракали чойсами, наполнили термосы горячим чаем. Весь процесс отнял у нас почему-то 2 часа, в итоге выходим только в начале 7-го, а планировали значительно раньше, Вовка ругается...

Ледник Большой Актру

Подъем на гребень прошел без проблем, не считая летящих камней от впереди идущего. Но вроде те никого из нас не задели, хотя около меня лично на расстоянии метра пролетел один. Поэтому настоятельно рекомендую одевать на данном маршруте каски.

Вылезли на гребень – повсюду красоты горных массивов, сели перекурить. Но долго не сидим – погода опять , как назло, испортилась, опять метель, туман. Дальше по гребню идем в связке, но без кошек. Этот гребешок характерен своими крутыми скалами, на одном участке - бараний лоб - организуем перила, обходим его справа. Вышли на снежный перешеек, или палец, одеваем кошки, впереди снежно-ледовый склон почти до самой вершины, именуемый серпом. Вовка бежит вешать первую верёвку. Мы же вооружаемся жумарами и потихоньку карабкаемся.

Вовка на гребне п. Актру

Сам гребень п. Актру

На в. Актру (4100м)

Всего было провешено 4 веревки длиной 40 м каждая. Лёд на склоне оказался довольно-таки мягким – даже мои ВЦСПС-овские кошки без проблем врубались в него, только уже перед самой вершиной есть участок льда, на котором я, уже будучи без страховки, схватил адреналина – лёд здесь был в то время необыкновенной твёрдости – еле врубился, в общем. И вот, наконец, вершина. Олег говорит, если бы не было этой непогоды, какая была у нас, то тут открылась бы такая панорама… Но ничего не поделаешь, не повезло опять, выпиваем коньячку и начинаем спускаться.

Организация перил на спуске не потребовалась – те уже висели, оставленные во время подъема нами и группой из Новосибирска, Москвы и ещё откуда-то. С пальца решили спускаться не по ребру, а напрямую вниз по снежно-ледовому склону. Крутизна склона вначале составляла 45-50 градусов, ближе к низу выполаживалась. Кинули 2 верёвки, спустились, стоим на самостраховке, ждем руководителей. Новосибирцы дальше стали организовывать перила. Посмотрев вниз, я подумал, это ж сколько надо будет ещё вешать веревок, чтоб достигнуть низа. Да и склон, по моему мнению, уже не такой опасный. Взглянув на Новосибирцев, Олега и Юру, я принял решение идти вниз на три такта вопреки возражениям окружающих. Спустившись метров 30, смотрю там выше наш Вовка, руковод, машет руками на всех – типа чего стоите, трётесь – бегом вниз на три такта.

Спуск с пальца

До оставленной нами палатки дошли к 3 часам дня. Перекусываем, отдыхаем и снова в путь – хотелось бы сегодня добраться до лагеря, как-то не охота уже ночевать на снегу. Побежали вниз, преодолеваем ледник Большой Актру – на тот момент был закрытый, поэтому передвигались связанными. В одном месте, прямо на следах, увидели внушительных размеров трещину – видно, кто-то реально провалился здесь. Позже узнали, что действительно совсем недавно один участник сборной команды альпинистов увяз здесь по шею.

Проходя мимо домика гляциологов, заметили на склоне пика Радистов ту самую группу, днём назад побывавшей на Актру – ребята уже спускались. Мы же идем вниз, нам пока не до Радистов – хотелось отдохнуть. До места дошли быстро – весь переход от ледника до альплагеря занял ~ 2 часа. В результате к 6 вечера были уже на месте. Всего по высоте в тот день мы сбросили ~ 2000 м с вершины. Напомню, Актру является главенствующей вершиной данного района (4100 м), и мне было приятно осознавать то, что я побывал на ней. У нашей группы уже становится традицией делать самые высокие вершины районов, например, в прошлом году, мы побывали на Белухе (4506м), что на Центральном Алтае), это вообще была моя первая вершина.

Придя в лагерь, Серега достал где-то пиво (!!!), я тут же залпом выпил пару стаканов – никогда еще пиво не доставляло мне столько удовольствия. Дальше ужин, опять наливают…

В Актру кроме нас ещё было множество других групп, в том числе групп из Омска. Это и Академия Физкультуры и Спорта г. Омска, и Омский государственный Университет, и филиал Сочинского института Культуры в г. Омске. Сочинцы на меня больше всего произвели впечатление: были, конечно, среди них и альпинисты-разрядники, а были просто хорошие ребята, приехавшие сюда чисто культурно отдохнуть – почти каждое утро, ещё лёжа в палатке, мы с Юрой, только и слышим тихое побрякивание бокалов – ребята уже с утра поправляли здоровье…

Команда ОмГУ

Студенты гос. Университета, возглавляемые Дубовиком Виктором Иванычем – молодцы. Прошли немало маршрутов, в том числе на вершину Караташ по двойке, получили разряды. Правда, не обошлось без небольших казусов – несколько ребят – претендентов на 3-ий разряд, лишил этого самого разряда Виктор Иваныч по непонятным мне причинам: толком никто не объяснил, что между ними произошло. В любом случае, молодцы ребята.

Мы же больше никуда не ходили – времени не хватило, хотя так хотелось ещё сходить куда-нибудь, например, на Караташ. Ну и ладно, мне и без неё, в общем-то, всего хватило. Оставим Караташ на будущий год – снова приеду сюда и в первую очередь полезу на неё.

Вот так мы с друзьями съездили отдохнуть на недельку на Алтай.

Хорошо в горах, скажу я вам!