Горы мира > Арктика и Антарктика >

Антарктида. Фотоальбом Экспедиции МАК

Автор: Олег Хвостенко, Красноярск
Фото: Ю. Байковский, Н. Захаров, Г. Соколов

Особенности антарктического альпинизма в летний период

Южная стена п. Шварце
(Валерий Чкалов) 2510м

Привет всем читателям Mountain.Ru! Хочу рассказать немного о том, как мы в Антарктиде побывали.

Ознакомившись по приезду с публикациями о нашей, не помереть бы от скромности, Антарктической Эпопее, аж самого себя жалко стало. Поэтому сразу скажу – героизмом мы там не занимались! А просто делали то, что у нас лучше всего получается. Мой рассказ о южной стене пика Шварце, о простых русских парнях, волею судьбы оказавшихся у ее подножия, и о том, что из этого вышло.

Объективно

Профиль маршрута

Район – Антарктида, Земля Королевы Мод, массив Вольтат. Пик Шварце (Валерий Чкалов) 2510м. по центру южной стены (VI, A3), первовосхождение.
Характер маршрута – скальный.
Перепад высот – 930м, протяженность – 1120м.
Перепад стенной части – 760м., средняя крутизна стенной части – 79° .
Количество участков – 21.
Количество дней – 9 (8 дней подъема, 1 день спуска), ходовых часов – 114.

Участники:
Захаров Н.Н. (рук.) МСМК
Кузнецов П.В. МС
Соколов Г.А. МС
Хвостенко О.В. МС
Тренер команды: Байковский Ю.В.

Дата выхода:
на маршрут – 28 января 2003г. 10:00.
на вершину – 5 февраля 2003г. 7:00.
возвращение в АВС – 5 февраля 2003г. 20:00.

Организация: Международный альпинистский клуб.

Работали двойками Кузнецов–Захаров, Хвостенко–Соколов по очереди. Лидировали все время Кузнецов и Хвостенко. В среднем в день проходили по 2.5 веревки. 1 февраля, когда было провешено уже 10 веревок, Захаров–Кузнецов установили лагерь 1 на хорошей полке в конце третьей веревки. В тот же день Хвостенко–Соколов нашли удобную полку для ночевки в конце двенадцатой веревки. На следующий день 2 февраля перенесли лагерь вверх, и уже со второго лагеря работали до гребня еще 8.5 веревок. 4 февраля в 12 часов ночи Кузнецов–Захаров, закрепив последнюю веревку, вышли на гребень. В час ночи 5-го февраля они были на вершине. Вслед за ними Хвостенко–Соколов начали подниматься по перилам из лагеря 2, в 6 часов утра 5 февраля они были на вершине. Контрольного тура с запиской на вершине не обнаружено. Спуск по пути подъема.

На маршруте мы использовали снаряжение фирм Манарага, Стрегор, а также снаряжение западных производителей. Для организации пунктов страховки применялись шлямбура Petzl. Одежда производства фирмы BASK, на ногах высотные ботинки фирмы Boreal, которые очень хорошо себя зарекомендовали на скальном маршруте.

Субъективно

О том, что в Антарктиде есть хорошие стены, мы и раньше знали. Во-первых, из фильма про восхождение на Рондеспайер, во-вторых, из книги о норвежской экспедиции 1994 года на пик Короля Олава и горы Орвин. Но о том, что когда-нибудь сами окажемся в роли первооткрывателей новых горных районов, мы и мечтать не могли. А вот, поди ж ты – довелось! Первым откровением для нас явилось абсолютное отсутствие следов пребывания здесь когда-либо людей, животных и растений. Полная стерильность и девственная чистота – вот чем ошеломили нас горы Антарктиды. Ступая по этому льду и камням, мы чувствовали себя поистине первооткрывателями.

Горы Антарктики много чем отличаются от гор других материков. Прежде всего, визуально очень тяжело определять расстояния и масштабы. Это и в других горах бывает сделать непросто, но Антарктида, как известно, представляет собой ледяную пустыню, поэтому ориентиры отсутствуют начисто, к тому же линия горизонта здесь идет не горизонтально, а с подъемом в сторону полюса. Забравшись на какую-нибудь вершину, мы видим, что на юге ледовое плато находится гораздо выше нас, и гигантский ледник, напирая с полюса, перетекает через горные хребты, в то время как в обычной жизни мы видим ледники, стекающие с гор, а не наползающие на них.

Второе, что поражает, это полное отсутствие предгорий и так любимых всеми нами "подходов". Стены просто торчат из ледника. При ближайшем рассмотрении оказывается, что они не просто торчат из ледника, а утоплены в ледник. Вследствие нагревания скал на солнце у подножия стены лед вытаивает сильнее – образуется гигантская мульда. Поэтому, подойдя под стену, надеваем кошки и спускаемся к началу маршрута.

Неискушенному читателю может показаться, что южная стена пика Шварце – это что-то теплое и солнечное. Однако не стоит забывать о том, что в южном полушарии солнце ходит на севере, стало быть, южная сторона почти все время находится в тени. Освещается она два раза в сутки – рано утром и поздно вечером. Таким образом, в Антарктиде южные стены это все равно, что у нас северные и наоборот.

Когда мы первый раз увидели стену, то, честно говоря, усомнились в том, что успеем ее пролезть за отведенные десять дней. Навскидку я оценил ее веревок в 20, так оно потом и оказалось. Опыт показывает, что зимой скорость движения по рельефу такой крутизны составляет примерно полторы веревки в день, если погода не сильно поганая. На следующий день мы подошли к стене поближе, и появилась надежда на то, что все-таки успеем пролезть до отлета самолета. Маршрут смотрел на нас красивый и логичный. Обилие рельефа на нем, видимое в бинокль, внушало оптимизм. Стена чистая – ни снега, ни льда, порода – гранит, на ощупь довольно монолитная, мох и трава тоже отсутствуют. Кроме того, в двух третях от подножия проглядывалась полка – возможно, не придется тащить платформу.

Олег Хвостенко.
Участок ИТО - А3

Полтора часа ушло на то, что чтобы свыкнуться с мыслью о неизбежном – это наша стена, и нам ее лезть! Вот он наш маршрут, и никуда от него не деться. По счастливой случайности в рюкзаках обнаружились обвязки, веревка, железо и прочие причиндалы. Нацепили мы это все с Глебом на себя и начали распечатывать. Предчувствия нас не обманули – рельеф оказался лазовый. А вот и первые сюрпризы – на третьей веревке перемороженный гранит. Верхний слой рассыпается крошкой. Так, расчищаем щели молотком, бьем сопливые крючочки, цепляемся за нашлепки скайхуками, фифами – это уже, вроде бы, А3 называется. Оказалось, что и на сыпучем монолите можно жить. Чтобы забить spit на станции, выбиваем молотком лунку, почти как во льду. Три веревки пройдено – хороший почин. Усталые, но довольные возвращались альпинисты в базовый лагерь.

Юрий Байковский

Бесспорным преимуществом летнего антарктического лазания является полярный день. Ночью, когда солнце садится за горизонт, становится заметно холоднее, но не намного темнее. Работать можно хоть круглые сутки. Порой с обработки в лагерь связка возвращалась далеко заполночь, когда все кроме нашего тренера уже спали. Юра Байковский и провожал нас утром на гору, и встречал вечером уставших. Жаль только, что травма колена не позволила ему пойти с нами на стену, как это поначалу планировалось. Кто теперь узнает, каких замечательных кинокадров мы лишились? Ведь кроме обязанностей тренера на Юре лежало еще и бремя оператора.

В первый день восхождения темп был задан. А дальше пошло-поехало. Монолитные участки чередовались с разрушенными. Количество провешенных перильных веревок росло, и пора было уже подумать о переселении на стену. Хорошая полка была в конце третьей веревки, на нее мы вылезли в первый же день. Но жить в трех веревках от земли, когда до базового лагеря 20 минут ходу, никому не хотелось.

Пётр Кузнецов
Лагерь 2 на стене

Лично я предпочитаю тактически грамотно встать с утреца на пару часиков пораньше, прожумарить для разминки три лишних веревки, чем на стене в палатке в боевых условиях топить лед, который, кстати, туда сначала затащить нужно. Тоже мне парадокс: Антарктида – ледовый континент, а льда на стене не сыскать. В лагере и отдыхается гораздо лучше, и компания веселей. Но как ни крути, а отрываться надо. Переселились мы сначала на первую полку, а потом и повыше.

С погодой нам крепко повезло. Обещанных ураганов и затяжной пурги не случилось, один только день шел мелкий снежок. Порывистый ветер присутствовал постоянно, однако, за рамки приличия не выходил – жалел нас. В ночь выхода на вершину было хоть и пасмурно, зато тихо. А то мы уж приготовились к тому, что с гребня нас просто унесет к чертям свинячьим вместе с нашими флагами. Температуры были вполне приемлемыми, от –5 в нижней части маршрута, до –25 ближе к верху. Голыми руками, конечно, не полезешь, но в одинарных поларовых перчатках работать можно.

На вершине Олег Хвостенко

Еще одно преимущество Антарктиды – низкая влажность. Воздух сухой, как на высоте, вещи не отсыревают. Пуховки и пуховые спальники на стене служили отлично. Утром в палатке нет и намека на конденсат.

Худо ли бедно, прожив четыре долгих полярных дня на стене, на пятый день спозаранку вылезли мы на вершину. Не буду утруждать вас описанием тех красот, что открылись нам с вершины, моим корявым слогом все равно не передать тех чувств, которые переполнили наши души.

Ну, дальше, как обычно, дюльфера, продергивания. Баул с палаткой, ковриками и мусором сбросили с места ночевки. Долетел голубчик до низу, негде там зацепиться. Остальные спустились по веревкам и вечером девятого дня восхождения живые и невредимые попали в объятья товарищей по команде.

Вид со стены п. Шварце

Вот вам и сказке конец. А мораль отсюда такова: горы в Антарктиде интересные, стен нехоженых полным-полно, порода, хоть и крошится местами, вполне приличная – на голову ничего не падает. Лазание очень разнообразное, хорошее трение, богатый рельеф. Лето короткое, зато малоснежное и солнечное. На повторение нашего и прохождение новых маршрутов будем еще надеяться.

Напоследок хочется поблагодарить всех, кто сделал эту поездку возможной. Огромное спасибо товарищам по команде: В. Кузину, М. Волкову, Г. Гатагову, Ю. Байковскому, А. Фойгту, Е. Виноградскому, В. Першину, В. Аксенову, Н. Купцову – соавторам нашего восхождения. Также спасибо всем, кто переживал за нас, думал о нас, ждал, надеялся и верил.