Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Кавказ >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Безенгийская Стена

Траверс Безенгийской Стены
Август 1997 года

[Каталог фотографий Траверса]

1. Ключевые участки, помеченные на фотографиях, имеют последовательную нумерацию. (См. номера участков).

Читайте на Mountain.RU отчеты о походах Олега Фомичева:

Отчет о горном походе 5 к.с. по Алтаю, 2002 г.
Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному Тянь-Шаню в районе Киргизского хребта, 2001 г.
Отчет о горном походе 6 к.с. по Центральному Кавказу в районе Безенги, 2001г.
Отчет о горном походе 6 к.с. по Центральному Кавказу в районе Безенги, 2000г.
Безенгийская Стена.Траверс
Каталог вершин и перевалов Кавказа
Лучшие фотографии из походов Фомичева
Отчет о горном походе IV к.с. по Центральному Кавказу

2. В описании представлены основные фотографии, отображающие передвижение группы во время Траверса. Полностью фотоматериал по Траверсу представлен в Каталоге Фотографий Траверса Безенгийской стены.

3. Материалы по району Безенги и Безенгийской стены можно найти также в Каталоге перевалов и вершин Кавказа

 

Траверс Шхара Главная - Ляльвер (5Б,5202 max)

Описание составлено руководителем Олегом Фомичевым.

  1. Местонахождение: Ц. Кавказ, Безенги, ГКХ между в. Шхара Гл. и в. Ляльвер.
  2. Сроки прохождения : с 7.08.97 по 19.08.97. (по окончании горного похода 5 к.с.)
  3. Количественный состав : 4 человека.

Антонов Алексей - медик,
Дронин Артем - завснар.,
Шлянтяев Александр - завпит,
Фомичев Олег - руководитель.

   Около Австрийской хижины и, затем, на Баранкоше находилась группа поддержки до 12.08.1997 (Евстафьев Николай, Глазер Александр,
Халгатян Борис).

  1. Подъем: от Австрийской хижины по С-В гребню в. Шхара Гл.
  2. Спуск: с пер. Чюрлениса Зап. до пер. Кель после радиального восхождения на в. Ляльвер.
  3. Характер маршрута: снежно-скально-ледовый.
  4. Общее чистое ходовое время на сложном рельефе (движение со страховкой по сн-лд и ск-ос склонам более 30 гр. при любой страховке) - около 65 часов.
  5. Максимальная высота - около 5200 м.
  6. Условия изменения категории трудности : траверс в. Ляльвер - в. Шхара Гл. - 6А.
  7. Основные опасности :
    а) снежные карнизы на гребнях;
    б) живые камни и плиты на скальных участках гребня.

           Меры безопасности:
            а) не выходить на линию отрыва карниза;
            б) при прохождении проверять нагружаемые камни и забитые скальные крючья.

  1. Специальное снаряжение, взятое на четверых человек :
    1. веревка основная 9.5 мм 50 м - 2 штуки;
    2. вспомогательная стропа - 50 м.
    3. крючья скальные - 12 (минимум, необходимо больше);
    4. закладки - 10;
    5. френды -5;
    6. молоток скальный - 1;
    7. айсбайль - 1;
    8. снежный якорь - 3 шт.
    9. Расходная веревка - 10 м.
    10. Ледобуры - 12.
    11. Петли - 8 шт.

На каждого - кошки, каска, ледоруб, карабины (7-8 шт.), жюмар, спусковое устройство.

  1. Удобные места для ночлега см. фотографии - точки 1, 2, 3, 6, 7, 9, 11 , 13, 14Б, 16, 20, 21, 23, 24, 25, 29А, 30, 34, 37, 38, 41, 43.
  2. Природные и другие достопримечательности: виды на массив Дыхтау (см. фото № ) и в Грузию; снежные карнизы и пещеры в трещинах (в точках 7 и 25). Вид с в. Гестола и в. Ляльвер на Безенгийскую стену ( фото № ).
  3. Сняты записки:

        а) на в. Шхара Зап. группы из Риги от 01.09.1995 ( 4 человека, руководитель Павлов Дмитрий);
        б) на в. Джанги Вост. Группы альпсборов МИФИ от 11.08. 1997 (4 человека, руководитель Перегудов Дмитрий);
        в) на в. Гестола группы из Санкт-Петербурга от 19.08.1997 ( 3 человека, руководитель ..);
        г) на в. Ляльвер группы из Санкт-Петербурга от 18.08.1997 ( 3 человека, руководитель ..);

    15. Дополнительные сведения:
    Книга Наумова "Центральный Кавказ".
    Лучше получать сведения в а/л Безенги.

    16. Участки определяющие категорию трудности: много участков 2-3 к.с. на высоте около 5000 метров.

    17. Ф.И.О., адрес  и телефон авторов описания:
    Фомичев Олег Геннадьевич, т. 557-4936
    Описание составлено в январе 1999 г.

    18. Информация о первопрохождении: информации нет.

    19. Средний вес рюкзака на одного участника:
        а) в начале маршрута - около 30 кг.
        б) в конце маршрута - около 21 кг.

    20. Техническое описание.

    21. Фотоматериалы, на которых обозначена нитка маршрута.

 

Техническое описание

1 день (7.08.97).

Погодные условия весь день очень хорошие - ветер слабый, редкая облачность. Над Шхарой Гл. после 10.00 клубилось облако.

Участок (1) - (2). От Австрийской хижины по левой морене траверсом спустились к л. Безенги и далее по его правому (орографически) борту и снежникам в кармане у скал жандарма Варшава (возможны камнепады) выход на плато между ледопадами. По плато к ледопаду между с-в и северным гребнями в. Шхара Гл., и по правому (орографически) его борту выход на небольшое плато под скалами с-в гребня, с которых свисают ледовые сбросы. По закрытому леднику и ледопаду движение в связках. Ходовое время - около 3 часов.

Участок (2) - (3). С плато по разорванному снежному 25-35 гр. склону вверх-влево вдоль скал на снежную подушку на с-з контрфорсе за 25 мин.

Участок (3) - (4). С подушки через бергшрунд и по крутому ок. 45 -50 гр. ледовому кулуару, пересекая его с левого (ор.) борта на правый, по перилам 200 м выход на снежный гребень над скалами - около 2 часов.

Участок (4) - (5). По сн-лд около 40 гр. склону справа от гребня 300 м с попеременной страховкой через ледоруб и одновременной через ледобуры к с-в гребню в. Шхара. 2 часа 30 мин.

Участок (5) - (6) . По острому снежному гребню с коротким около
10 м скальным участком средней сложности и короткому участку пологого широкого гребня за 3 часа 30 мин с попереременной страховкой через гребень и ледоруб, до широкой седловины
на гребне над ледовыми сбросами. Следует отметить, что состояние гребня сильно зависит от снежности зимы и сезона. В 1997 г. на с-в гребне Шхары и ГКХ, по сравнению с 1996, было больше рыхлого снега и острых снежных участков на гребне; движение из-за этого затруднялось.

Со второго по одиннадцатый день траверса первый шел с облегченным рюкзаком.       

2 день (8.08.97).

Второй и последний день прекрасных погодных условий на траверсе. Над Шхарой после 10.00 опять было облако, но мощный массив Дыхтау и синее небо были видны нам весь день. Ветер слабый.

Участок (6) - (7). По снежному острому гребню с несколькими ледовыми жандармами, коротким участкам простых разрушенных скал с попеременной страховкой через ледоруб, снежный якорь и гребень до выполаживающегося широкого участка на гребне около 400м за 4 часа. С восточной стороны в 5 м от гребня мощная трещина с огромной пещерой, удобной для ночевки.

Участок (7) - (8) - (9). По сн-лд, местами широкому пологому
гребню с 30-40 гр. склонами с одновременной и изредка попеременной страховкой, через большой ледовый жандарм (8) до широкой седловины перед взлетом в. Шхара Вост. Около 2 часов.
Особое внимание следует обратить на карнизы.

Фото 2. На участке (6) - (7)

Участок (9) - (10) - (11). По широкому снежному пологому склону (с одновременной страховкой ) и острому с карнизами сн-лд гребню до в. Шхары Вост. (10) с попеременной страховкой через ледорубы, снежные якоря и гребень. Около 2 часов. Внимание к карнизам. У вершины несколько участков простых разрушенных скал на изрезанном гребне. С в. Шхара Вост. Спуск по простым скалам и сн-лд гребню с поппеременной страховкой и по перилам на склонах около 40 гр. до широкой седловины перед длинным взлётом к в. Шхара Гл. около 1 часа. Здесь ночуем в удобном месте.

3 день (9.08.97.).

Рано утром снег и сплошная облачность, видимость около 15 м. По рации мы договорились о связи с группой поддержки после 8.30 через каждый час. И вот уже в 9.30 Евстафьев Коля нас порадовал, сказав, что у них там внизу замечательная погода, “небольшое” облако висит только над Шхарой до седловины Сандро, а над Джангитау и Гестолой вообще синее небо, так что можно идти. Согретые тем, что над Гестолой безоблачное небо, вскоре мы вышли к Шхаре Гл. при видимости около 30-50 м.

Участок (11)-(12). По пологому длинному сн-лд склону слева от гребня с несколькими обходящимися слева трещинами с одновременной страховкой и по перилам (100 м на 35-40 гр. льду с тонким слоем снега в нижней части взлёта) до в. Шхара Гл. около 1 часа 30 минут. Аккуратнее с карнизами! Тур на скалах с южной стороны от гребня в 15 м.

Участок (12)-(13). От неявно выраженной вершины рядом с широким снежным западным гребнем по южному 20-25 гр. склону около 250 м с одновременной страховкой 20 минут до широкой ровной седловины. Видимость не улучшалась. Остановились на обед и связались по рации с Колей. Коля сообщил, что вся Безенгийская стена теперь в облаках и не видно даже Гестолу. Мы решили, что раз не видно
                                                                                                                                                                                   
Гестолу, а изредка видно только острый снежный гребень неизвестной протяжённости в 50 м от нас, то нам лучше ночевать здесь, на высоте около 5180 м. И правильно сделали.

К вечеру посыпалась крупа, началась мощная гроза. Всё железное выбросили из палатки. По вспышкам молний и грому отслеживалось приближение “грозового фронта”. В один “прекрасный” момент молнии стучали где-то совсем рядом. Глаза открывать не хотелось—молнии слепили даже через спальник. Как минимум один член команды распрощался заранее с жизнью и принял происходящие как заслуженное. А Саша  говорит, что в этот момент спал. Как всё-таки здорово уметь отключаться, когда нужно, от внешних раздражителей. Александра наверное воспитала суровая жизнь в бауманском общежитии №5.

4 день (10.08.97).

Рано утром опять видимость до 20 м. График атмосферного давления на часах фирмы Casio показывает что-то непонятное. У нас создалось впечатление, что голубое небо над вершиной Шхара Главная бывает обычно не более 2-4 часов в день, и только утром. С юга несётся с большой скоростью влажный воздух с моря, которому над самой высокой вершиной ГКХ очень просто переродиться в облако.

Вышли поздно, около 10.00, когда ненадолго появилась хорошая видимость. Весь день дул очень сильный ветер, из-за которого трудной казалась техническая работа на сложном рельефе.

Участок (13)-(14). С места ночёвки около 100 м прошли в связках по пологому южному склону слева от западного гребня с карнизами. Далее склон становился немного круче (около 40 гр.) , гребень острый и сильно изрезанный. Около 100 м прошли с попеременной и одновременной страховкой через ледобуры. Фирн представлял собой слоеный пирог толщиной около 30 см с прослойками тонкого льда, между которыми был рыхлый снег или крупа. Ледоруб вбивается наполовину и под нагрузкой прорезает слои льда. Снежным лопато-якорем копать не удобно из-за льда, поэтому приходилось делать большие ниши для ледобура с помощью лопатки ледоруба. Вообще-то, если рюкзаки были бы немного полегче, например, при организации заброски на в. Джангитау Восточная, то многие такие участки можно пройти в связках без ледобурной и попеременной страховки.

Далее начинался сильно изрезанный острый гребень с сильно заснеженными простыми и средней сложности скалами. От ГКХ на юг отходили мелкие контрфорсы, через которые удобно было организовывать страховку. На север часто свисали небольшие карнизы. Несмотря на то, что скалы несложные, много времени уходило при прохождении на их откапывание от рыхлого снега и сильной разрушенности с большим количеством живых камней. Вначале этого участка был небольшой снежно-ледовый жандарм, похожий на трёхгранную пирамиду, с крутыми гранями. Его мы обошли через контрфорс с юга. Потом был участок скального изрезанного гребня около 50 м, на прохождение которого ушло 1 часа 20 мин. У всех участников группы должна быть достаточно хорошая индивидуальная техника при прохождении скальных участков, т.к. на таком изрезанном гребне организовать точки страховки через каждые 3-5 м зачастую невозможно, а срыв и падение на эту глубину грозит травмой. При возможности организовывали страховку через гребень и снежные якоря. После скального 200 м гребня следовал острый снежно-ледовый до в. Шхара Западная. Между вершинами Шхара Главная и Западная есть высокий (около 5150 м) снежно-ледовый жандарм. К нему мы подошли с попеременной страховкой через острый гребень. Поднялись на жандарм по более пологому северному склону по перилам. По скальному и снежному гребню от места ночевки до жандарма прошли около 200 м по перилам и 200 м с попеременной страховкой. С жандарма на запад по южному склону (около 40 гр.) рядом с гребнем около 100 м с одновременной и попеременной страховкой через ледобуры. Все эти метры показались очень трудными во многом из-за постоянно сильного южного ветра, видимости в 15-40 м из-за часто окутывающего облака и зарядов снежной крупы. От места ночёвки добрались часов за 8 “грязного” времени с отдыхом.

Участок (14)-(14А). Впереди на остром гребне удобного места для стоянки не видно, а на южном 45 гр. сн-лд склоне в 100 м от гребня оказался замечательный бергшрунд, до которого спустились по перилам за 20 минут. У контрфорса (справа по ходу) был мощный снежный мост через берг. Верхний край берга от нижнего имел разрыв по высоте метра 3. В удобном “безопасном” месте поставили палатку, хотя если бы начался затяжной снегопад, то устали бы откапываться от снега и пришлось бы перебазироваться, наверное , к контрфорсу. Вечером порадовала зеленью Грузия вдали. Над ГКХ по-прежнему завывал ветер, а у нас в берге тишина.

5 день (11.08.97).

Утром во время сборов у Тёмы как-то неудачно на ровном месте опрокинулся рюкзак. Из него выпал непристёгнутый верхний клапан-карман рюкзака и как-то неудачно медленно соскользнул в маленькую дырку в снежной пробке берга. На поиски и спуск в берг через соседнюю дыру метров на 25 ушло около часа. Безуспешно. Очень жалко было целую дневную порцию сладкого. В клапане, правда, была ещё рация “Dragon 101+ ”,стоимостью около 120 дол., но она ведь несъедобная. Теперь мы окончательно поняли, зачем на Безенгийскую Стену взяли две рации. После поисков ещё раз убедились насколько бергшрунд является опасной щелью. После спуска на 25 метров, он уходил вниз, постепенно сужаясь, ещё как минимум метров на 30. Но рация “Dragon 101+” нас всё же порадовала. Правда запасная. Несмотря на то, что мы были на южном грузинском склоне ГКХ, нам удалось с помощью неё связаться с Колей, который находился далеко на Баранкоше. Тёма вроде бы рассказал о случившейся потере, но Коля понял это только в Москве.

Весь день была хорошая видимость. Не было снега или снежной крупы, но был постоянный сильный ветер, из-за которого, еще с утра были одеты все теплые вещи, включая пуховки, и не снимались до вечера. В общем условия были хорошие.

Участок (14А)-(14). Вернулись на ГКХ по сн-лд 45 гр. 100 м склону по оставленным вечером перилам за 30 минут.

Участок (14)-(15). По пологому около 35 гр. южимпак54ному склону рядом с пологим гребнем с короткими сн-лд крутыми взлётами на 2 жандарма с попеременной около 100 м и одновременной страховкой около 2 часов 30 минут до в. Шхара Западная. Сняли записку группы из Риги за 1995 год (4 человека, траверс с востока на запад). Вершина Шхара Западная является наиболее труднодоступной на Безенгийской Стене.

Участок (15)-(16). До перемычки между в. Шхара Западная и жандармом Западный Купол по широкому снежному 25-30 гр. гребню около 130 м и по крутому 3 к.с. ск-сн-лд гребню около 70 м по перилам около 1часа 15 минут вниз.

Участок (16)-(17). До Западного Купола по 35-40 гр. сн-лд склону слева от гребня 120-150 м с одновременной и попеременной страховкой за 30 минут вверх.

Участок (17)-(18). До снежной перемычки под 7 жандармом пилы Шхары по крутому ск-лд с несколькими скальными жандармами гребню 100 м по перилам на скальных выступах и крючьях и 100 м с попеременной страховкой около 2 часов вниз.   

Участок (18)-(19). До снежной перемычки между 7 и 6 жандармами сначала вверх 20 м перил по снежному 35-45 гр. склону слева от гребня на 7 жандарм, потом траверс по снежному 25 гр. 30 м и дюльфер 40 м по скалам 3 к.с. за 1 час.

Участок (19)-(20). До мульды между 6-м и 5-м жандармами, огибая 6-й жандарм справа, траверсом по снежно-ледовому 40 гр. склону, 50 метров перил за 30 мин. Здесь ночуем, место удобное.

6 день (12.08.97).

До 12.00 было пасмурно, но с хорошей видимостью и без снега. Потом пошел снег и началась пурга.

Участок (20)-(21). Жандармы 5-й, 4-й, 3-й и 2-й “Пилы” Шхары. Мы ожидали увидеть нечто более страшное. В книге Наумова была отмечена скальная стенка пятой категории сложности, но наверное мы прошли чуть в стороне, по более простым скалам. Из мульды подъем около 100 м по простому снежно-ледовому гребню (карнизы!!) на 5-й жандарм. Далее следовал скальный слегка заснеженный гребень с опасными карнизами на север. Скалы простые и средней сложности, но надежная страховка очень желательна. Какой жандарм называется “четвертый” еще можно было определить, но 3-й и 2-й можно было определить с трудом - они представляли собой изрезанный гребень, с несколькими возвышениями и множеством скальных пальцев, башен и провалов. Шли, в основном, с переменой страховкой. Четыре раза дюльферяли: на 30 м, два раза метров по 7, один раз на 40-50 м. До начала пурги успели пройти до широкой седловины между первым и вторым жандармом за пять часов.

7 день (13.08.97).

Ночью и ранним утром сильный ветер и снег. С 9.00 до 11.00 ненадолго раздуло облака. Глаза радовались голубому небу и Дых-Тау. Потом опять заволокло и к вечеру пошел снег.

Участок (21)-(22). Подъем на большой “первый” жандарм с попеременной страховкой через закладки, френды и скальные выступы по скальному гребню 3-й категории сложности около 200 м, далее 50 м траверсом по изрезанном гребню чуть слева и дюльфер 50 м по крутым скалам 3-й - 4-й категории сложности на снежный южный склон 35 гр., чуть ниже “перемычки Сандро”, между вершиной “Шота Руставели” и первым жандармом. Всего затратили около двух часов.

Участок (22) - (23). В связках вверх до перемычки между вершиной “Шота Руставели” и первым жандармом “Пилы” Шхары - 20 м, далее по южному 30 гр. снежному склону, слева от перемычки, около 50 м к вершине “Шота Руставели” и траверсом северного 20-25 гр. склона вершины “Шота Руставели” к седловине у вершины Джанги Восточная. Около 500 м за 15 мин. На вершину “Шота Руставели” подниматься не стали из-за ухудшающихся погодных условий (видимость около 30 м).

  Участок (23) - (24). От седловины по широкому снежно-ледовому около 25-35 гр. склону выход к северо-восточному гребню вершины Джанги Восточная, с провешиванием 50 м перил на 40 гр. льду перед гребнем. Здесь нам хорошо пригодился компас, так как видимость до 200-300 м была в редкие секунды, и идти по широкому длинному склону пришлось по азимуту. Слева от северо-восточного гребня, рядом с ним, до вершины Джанги Восточная по 20-30 гр. склону ( на гребне карнизы!) около 150 м. С вершины Джанги Восточная 40 м перил и 40 одновременно вниз по 45-35 гр. снежному северному склону рядом с гребнем на снежную седловину. Место хорошее - можно слегка укрыться от ветра у скального гребня. Всего затрачено около 1 часа 20 мин. Время еще есть, но идти дальше
Фото 5. опасно, так как с видимостью совсем плохо (с видимостью-то хорошо, без видимости плохо).

8 день (14.08.97).

Отсидка из-за постоянной метели.

9 день (15.08.97).

Около 9.00. Когда видимости увеличилась до 50-100 м и атмосферное давление стало подниматься, начали шустро собираться с надежой на начало хорошой устойчивой погоды.

Участок (24) - (25). Как только вышли от седловины на запад рядом с гребнем по южному снежному 20 - 35 гр. склону, поняли, что многие надежды оказываются иллюзиями. Нас опять накрыло плотное облако и видимость опустилась до 20 м. Но все же мы аккуратно проскреблись около 250 м до жандарма “Снежный купол” и по 25 гр. склону после него спустились на 50 м в огромную уютную трещену с северной стороны жандарма за 20 минут. Очень хорошее укрытие от ветра. Здесь стали дальше отсиживаться и откапываться от снега. Метель закончилась вечером.

10 день (16.08.97).

Утром с 8.00 до 10.00 замечательная погода - иногда видны кусочки неба синего. Но Дыхтау так и не увидали. Потом опять окутали нас плотно облака, а после обеда иногда сыпалась снежная крупа при сильном ветре.

Участок (25) - (26). До Джанги Главной слева от гребня по пологому широкому, местами крутизной 45-50 гр. снежно-ледовому склону (25 м) около 30 минут.

Участок (26) - (27). До седловины межу в. Джанги Гл. и Джанги Зап. по пологому широкому гребню за 10 минут.

Участок (27) - (28). До в. Джанги Зап. по пологому снежно-ледовому гребню ( с карнизами!) и короткому (25 м перил) сильнозаснеженному скальному участку (2-3 к.с.) перед вершиной около 1 часа 30 минут.

Участок (28) - (29). На в. Джанги Зап. опять пригодился компас для определения западного гребня, круто уходящего вниз. В густом тумане мы пошли сначала по юго-западному гребню, потом вернулись. От вершины отходит еще южный гребень. От вершины по острому заснеженному изрезанному 2-3 к.с. скальному гребню 200 м вниз по перилам. Скалы сильно разрушены - живыми оказывались большие плиты и блоки. Использовать закладки и френды для страховки было почти невозможно, так как трещены были плотно забиты льдоми снегом.Били скальные крючья. Далее около 200 м с переменной страховкой по 40 гр. снежно-ледовому склону чуть левее гребня. Осторожно, карнизы на север! Потом 100 м по пологому южному склону рядом с гребнем с одновременной страховкой и еще 100 м по 40 гр. снежно-ледовому склону, попеременно.. Далее опять по сильнозаснеженному скальному (2-3 к.с.с) гребню 75 м по перилам на крючьях и по 40 гр. снежно-ледовому склону рядом с гребнем попеременно через ледорубы и ледобуры 100 м. До перемычки Халде перед скальным жандармом “Плоский” по пологому снежному склону слева от гребня еще 150 м одновременно. Удобного места для палатки от седловины между в. Джанги Гл. и Джанги Зап. до седловины за жандармом “Плоский” не наблюдалось. Вырубать площадку у перемычки Халде в 40 гр. снежно-ледовом склоне или копать пещеру очень проблематично, так как слой снега с прослойкой льда тонкий (около 30 см), глубже - твердый лед. При спуске с в. Джанги Зап. до места ночевки условия были весьма суровые : видимость менялась от 3 до 100 м (в среднем около 30 м), постоянный сильный южный ветер, иногда со снежной крупой. Много времени уходило на очистку пути на сильно заснеженных разрушенных скалах и на организацию ледобурной страховки, так как копать до льда “пирог” снега со льдом можно было только ледорубом. От в. Джанги Зап. под жандарм “Плоский” добирались 7 часов.

Участок (29) - (29А). На перемычке Халде долго высматривали место под палатку. Однажды увидели бергшрунд на южном снежно-ледовом около 45 гр. склоне в 130 м ниже от перемычки у жандарма “Плоский”. Спустились в него по перилам за 40 мин по левому борту широкого снежно-ледового склона-кулуара. По правому борту есть потенциальная опасность камнепадов с жандарма. Нашли безопасное место в берге и заночевали. Ниже склон постепенно выполаживается от 35 до 20 гр. Здесь также можно выкопать место под палатку. Вечером этот склон с редкими трещинами просматривался на 1 км вниз по расстоянию. Дальше трещин больше, ледник сужается, и начинается ледопад, по которому, возможно, никто не ходил.

11 день (17.08.97).

Весь день над гребнем очень сильный ветер. До 10.00 синее небо. Потом опять облака и видимость около 20-30 м.

Участок (29А) - (30). Западнее скал жандарма “Плоский” на снежные перемычки гребня выводит широкий снежно-ледовый около 45 гр. кулуар. Левее перемычек выделяется гребень в. Лакуца и в. 4859 перед слиянием его с ГКХ. От бергшрунда по 40-45 гр. снежно-ледовуму склону у скал левого (орогрфически) борта кулуара до второй перемычки правее в. 4859 по перилам 225 м. Далее прошли траверсом по 40 гр. снежно-ледовому склону 25 м, огибая выходы скал слева , на перемычку ближе к в. 4859. На гребне очень сильный ветер, туман, видимость около 20 м. У перемычки две небольшие снежно-ледовые мульды, в которых можно поставить палатки. Потребовалось некоторое время, чтобы определить свое местоположение. В редкие секунды удалось высмотреть жандармы “пилы” Катына и гребень в. Лакуца. Мы находились в месте слияния этого гребня и ГКХ Всего затрачено около двух часов. В мульде перед скальным обрывом на л. Безенги ночуем. Высота около 4840 м.

12 день (18.08.97).

Ночью и весь день на гребне очень сильный ветер с юга. Температура утром в палатке -4.7 градусов. Руки на ветру без теплых варежек моментально замерзают, поэтому предложений идти на жандармы “пилы” Катына не было.Да и видимость все та же - около 25 м. Ситуация очень сложная, так как продуктов и газа осталось на два дня, а до заброски на перевале Н. Цаннер еще далеко.

Участок (30) - (31). Утром совершили удачную разведку на крутой 45-50 гр. ледовый южный склон, выводящий с ГКХ на плато Адиш. Он начинался от гребня в 4 метрах от палатки. Спустившись по перилам на 50 м, разведчику долго пришлось ждать “хорошей” видимости, что бы рассмотреть дальнейший спуск. Нам повезло - далее нужно спускаться вниз ещё 350 м по крутому 45 гр. ледовому склону за бергшрунд на пологое плато л. Адиш, между гребнем в. Лакуца и южным гребнем в. Катын. Первые перила крепились к ледобуру, на котором держалась одна из оттяжек палатки. За бергшрунд всего 400 м перил за 2 часа. Через четырехметровый бергшрунд спустились по огромной вертикальной сосульке.

Участок (31) - (32). До плато у слияния основной северной ветви и восточной ветви л. Адиш, которое расположено у нижнего окончания юго-западного гребня в. Катын, по закрытому леднику 0-20 гр., обходя широкие трещины справа, с одновременной страховкой дошли за 2 часа. Непревычно уже было отсутствие сильного ветра. Но видимость все та же - около 20 м, шли в плоьном тумане по азимуту. Высота плато 40-50м. За последние дни выпало много снега - проваливанмся на 20-30 см.

Участок (32) - (33). До нижней части Катынского плато (4450 м ) по правому борту широкого снежно-ледового кулуара крутизной 30-35 гр., между ледовыми разломами у юго-западного гребня в. Катын и нунатаком, разделяющим основную ветвь л. Адиш на два рукава, одновременно около двух часов. Очень медленно продвигаемся из-за тропежки. Но в конце хоть с видимостью стало хорошо - около 300 м.

Участок (33) - (34). До средней части Катынского плато (4500м) по пологому закрытому леднику 0-10 гр. за 30 мин. На ночевку встали у трещины перед склоном в. Катын.

13 день (19.08.97).

Весь день низкая облачность, но видимость хорошая - около 500-800 м. Ветер слабый.

Участок (34) - (35). На юго-запапдный гребень в. Гестола по пологому леднику и двадцатиметровому снежному взлету за 30 мин.

Участок (35) - (36). До в. Гестола по пологому широкому снежно-ледовому гребню (с карнизами) и, местами, простым разрушенным скалам и осыпям, одновременно 1 час 30 мин.

Участок (36) - (37). До перевала Чюрлениса Восточный по заснеженным простым скалам и снежно-ледовым 30-40 гр. склонам северного гребня в. Гестола за 1 час.

Участок (37) - (38). До перевала Чюрлениса Западный, через в. 4310 по снежному 35 гр. склону и гребню около 1 часа. Южный склон не подрезали из-за повышенной лавинной опасности.

Участок (38) - (39). Радиально до в. Ляльвер по 20-30 гр. снежному склону, обходя скальный гребень слева за 30 минут. Спуск обратно - 15 минут.

Участок (39) - (40). За бергшрунд под перевалом Чюрлениса Западный на л. Безенги по 40-45 гр. Снежно-ледовому склону по перилам 400 м за 1 час 35 мин. Перила вешали на ледобурах.

Участок (40) - (41). Под перевал Нижний Цаннер по пологому л. Безенги на север 15 минут.

Участок (41) - (42). Под гребень между л. Безенги и л. Ортакора по пологому закрытому леднику Безенги одновременно за 20 минут. Здесь наконец то сняли системы и кошки.

Участок (42) - (43). До перевала Кель через гребень по тропе на мелкой осыпи и леднику Ортокора 1 час. Вниз по тропе до Баранкоша еще один час.

Выводы и рекомендации.

1. В настоящее время для большинства альпинистов этот траверс не представляет интереса, посколько он отнимает много сил и времени, и здесь практически нет технически сложных участков 5-6 к.т. Для туристских спортивных групп полный траверс нелогичен из-за возможной большой продолжительности и очень опасен (участки между в. Шхара Гл. и перемычкой Сандро, между в. Джанги Зап. и в. Катын). Особенно это опасность повышается без радиосвязи с группой спасателей и без хорошей индивидуальной техники у всех участников.

2. Оптимальный состав группы - 4 человека (мужика).
Оптимальное время - с 20 июля по 20 августа.

3. Движение по гребню с карнизами в тумане очень опасно. При возможности лучше устроить отсидку. В таких условиях при неудовлетворительной видимости на западном гребне в. Джанги Зап. произошел срыв карниза вместе с членом команды. Хорошо, что страхующий товарищ по связки оказался на другом склоне гребня.

4. В расчете на использование закладных эелементов мы взяли мало скальных крючьев (12). После метели скалы были облеплены снегом и льдом, и ставить закладки было очень проблематично. С крючьями проще.

5. Перед выходом на сложный маршрут желательно ознакомиться с его описанием на ближайшей альпбазе. К сожалению мы этого не сделали. В книге многоуважаемого А.Ф. Наумов описания иногда весьма краткие и неточные.

6. У взятой нами палатки-полубочки сильный ветер дуги (дюралевые d=10мм) изгибал в дугу и прижимал к земле. Форма полусферы с 3-4 скрещивающимися дугами лучше.

7. На траверс мы взяли две основные веревки и вспомагательную ленту. Лучше было бы взять три основных.

8. Расход газа на одно приготовление пищи на одного участника 40-50 гр. Горелки "Тристар" достаточно удобны.

9. Мы взяли тяжелую скороварку на 4.5 литра. Лучше выбирать для облегчения тонкостенную посуду.

Контрольные точки участков.

№ точки

Описание

1

Джанги-Кош (Австрийская хижина)

2

Плато над ледопадом л. Безенги

3,4

На северо-западном контрфорсе северо-восточного гребня в. Шхара Гл.

5,6,7,8, 9, 11

На северовосточном гребне в. Шхара Гл.

10

Вершина Шхара Восточная

12

Вершина Шхара Главная

13,14, 14Б

На западном гребне вершины Шхара Главная

15

Вершина Шхара Западная

16

Перемычка между в. Шхара Западная и жандармом Западный Купол

17

Жандарм Западный Купол

19

Между 8-м и 7-м жандармами “пилы” Шхары

20

Между 7-м и 6-м жандармом “пилы” Шхары

21

Между 1-м и 2-м жандармом “пилы” Шхары

22

Перемычка Сандро

23

Между в.Шота Руставели и в. Джанги Восточная

23А

Вершина Джанги Восточная

24

между в. Джанги Восточная и жандармом Снежный Купол

25

Трещина у жандарма Снежный Купол

26

Вершина Джанги Главная

27

Между в. Джанги Гл. и в. Джанги Запапдной

28

Вершина Джанги Западная

29

Перемычка Халде

29А

Бергшрунд л. Халде

30

Перевал Халде-Адиш

31

Бергшрунд л. Адиш

32

Плато л. Адиш у южного гребня в. Катын

33

Нижняя часть Катынского Плато

34

Средняя часть катынского Плато

35

Юго-западный гребень в. Гестола

36

Вершина Гестола

37

Перевал Чюрлениса Восточный

38

Перевал Чюрленися Западный

39

Вершина Ляльвер

40

Л. Безенги у перевала Чюрлениса Западный

41

Плато л. Безенги у перевала Нижний Цаннер

42

У гребня между л. Безенги и л. Ортокара

43

Перевал Кель

44

Баранкош

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100