Сборник описаний маршрутов Азербайджана составил: Мамедов Эльчин , г. Баку

Карта района

Маршруты на другие горы Азербайджана смотрите в Классификационной таблице

Маршруты на вершину Шахдаг Восточный (Гянджлик), 4125 м

1. по Южному кулуарул. Комбинированный,2А к/сл.

Руководитель Асадов Я.А. 24.08.93

Краткое описание маршрута

От селения Кузун по грунтовой дороге до селения Лаза (около 5 км). Из селения Лаза, по хорошей тропе на левой стороне реки Кусарчай, далее вдоль реки Шахнабад дойти до урочища Шахяйлаг. По мосту переправится через реку Шахнабад. До моста от селения Кузун 9-12 часов. От моста двигатся в сторону стены Шахдага, в 30 минутах от моста хорошие ночевки.

От ночевок у моста двигатся в сторону хорошо выделяющегося на стене Шахдага кулуара с водопадом (кулуара Смирнова). Подход 1,5 часа (конец травянистых склонов). Далее по осыпям в правый осыпной кулуар (с подхода кулуар не просматривается). До начала кулуара 1 час.

Начало маршрута. По крутым осыпям 25-35° 1-ой местами 2-ой к/сл прямо вверх по направлению к снежнику, в средней и верхней части придерживатся левой стороны кулуара. От начала маршрута до снежника 2 часа. Далее по снежнику (крутизна 40° 2-й к/сл) до раздвоения кулуара, от начала снежника 1 час. Под снегом местами лед. От развилки двигатся направо по снежнику примерно 100 м 2-й к/сл, крутизна 40° . Далее по присыпанному камнями льду выйти на купол Восточного Шахдага, крутизна 35° 1-й к/сл около 100 м. С места выхода на купол до вершины 10 мин.

Спуск по пути под'ема.

Примечание: Весь кулуар камнеопасен. Проходить кулуар когда его склоны не освещены солнцем.

1. Характер маршрута - комбинированный
2. Восточный Кавказ, ущелье рек Шахнабад, Кусарчай
3. Шахдаг Восточный (Гянджлик) по Южному кулуару
4. Предполагается 2А к к/сл - первопрохождение
5. Перепад - 1125 м, протяженность - 2260 м Протяженность участков 2-й к/сл - 600-700 м Средняя крутизна основной части маршрута - 35 градусов
6. Ходовых часов - 6 часов
7. Руководитель - Асадов Якуб Алиага оглу Участники - Мамедов Эльчин Солтан оглу - Гамидов Нияз Сабирович - Рагимов Эльман Мубариз оглу - Баранов Сергей Николаевич
8. Выход - вершина - возвращение - 24 августа 1993 г.
9. Организация - Азербайджанский республиканский альпинисткий клуб

2. По Северо-восточному склону. Скальный,2Б к/сл

Руководитель Мамедов Э.С. 15.08.94

Краткое описание маршрута

От селения Кузун по грунтовой дороге до селения Лаза (около 7 км). Из селения Лаза, по хорошей тропе на левой стороне реки Кусарчай, далее вдоль реки Шахнабад дойти до входа в урочище Шахяйлаг. Переправится через реку Шахнабад по "Спартаковской" переправе у входа в урочище Шахяйлаг. Далее двигатся в направлении Курсантских "ворот". В 10-15 минутах хотьбы от переправы удобные ночевки. От селения Кузун до ночевок 8-9 часов.

От ночевок двигатся к Курсантским "воротам". Войдя в них двигатся по правой стороне небольшой речки.Далее, свернув влево, по ходу, двигатся по травянисто-осыпному склону между 2-м и 3-им гребешками Северо-восточного склона Шахдага Восточного. Выйти на наклонные осыпные плиты. Начало маршрута. От ночевок 1-1,5 часа. Начать движение по правой стороне 2-го гребешка 50 м 30-35° I к/сл. Далее, свернув влево, перейти второй гребешок и выйти на перемычку между 1-м и 2-м гребешками 30 м I к/сл. Далее по сильно разрушенным скалам и осыпям, в верхней части, двигаясь в направлении желтой стены с черными подтеками выйти к контрольному туру 350 м 30-35° I к/сл. От контрольного тура траверс, влево, неявно выраженного гребня 50-70 м I к/сл. Далее по осыпным склонам, по сильно разрушенным скалам и бараньим лбам двигаясь вверх с небольшим забором влево, 600 м 30-35° I-II к/сл, выйти к черным нишам в скалах. От черных ниш траверсировать вправо по сильно разрушенным скалам с "живыми" зацепками 100 м 20° II-III к/сл. Из-за разрушенности скал страховка затруднена. Далее двигаться вверх по осыпным склонам в направлении небольшой скальной гряды 100 м 35° I к/сл. Преодолеть скальную гряду в центральной части 5 м 50° II-III к/сл. Преодолев скальную гряду двигаться вверх по осыпным склонам, выйти на предвершинный гребень 150 м 25-30° I к/cл. Контрольный тур. От к.т. двигаясь по гребню преодолеть осыпные скалы 40 м 30° III к/сл, крючьевая страховка. Далее по гребню обходя два "жандарма" справа выйти под третий "жандарм" 30 м 15° I к/cл местами III к/сл. Страховка через выступы. Третий "жандарм" обойти по полке слева 30 м 10° II-III к/cл. Страховка через выступы. Выйти на широкий осыпной гребень. По нему вверх 500 м 25-30° 0 к/сл. Выход на предвершинный взлет. До вершины 200-250 м 15° 0 к/сл.

3.Шахдаг Восточный (Гянджлик) по Северо-восточному склону
4.Предполагается 2Б ск к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 1025 м, протяженность - 2270 м Протяженность участков II-III к/сл - 140 м III-IV к/сл - 70 м Средняя крутизна основной части маршрута - 26 градусов
6.Ходовых часов - 11 часов
7.Руководитель - Мамедов Эльчин Солтан оглу Участники - Гусейнов Эльдар Эдуардович - Шиянов Дмитрий Петрович - Гамидов Нияз Сабирович - Баранов Сергей Николаевич - Сингин Дмитрий Геннадиевич
8.Выход - вершина - возвращение - 15 августа 1994 г.
9.Организация - Азербайджанский республиканский альпинисткий клуб

3. По центру Южной стены. Скальный, 5А к/сл

Руководитель Мамедов Э.С. 5.09.96-7.09.96

Краткое описание маршрута

От селения Хыналыг по грунтовой дороге подъем на Хыналыгский перевал (2-4) часа. Далее спуск к Шахнабадскому мосту (1 час). Далее идти в направлении к центру Южной стены Шахдага Восточного у ручья возле коша удобные ночевки (30 мин).

Начало маршрута левее 100 м серо-белого галстука в центре Южной стены. От лагеря 1,5-2 часа. Подойти под серо-белый галстук, далее по осыпному кулуару уходящему вправо (R0). Далее влево вдоль скал узкий осыпной кулуар идущий вдоль стен вверх (R1), в кулуаре местами выходы скал 40o II к/сл. После прохождения участка R2 по узкой горизонтальной полке вправо 8 м подход под внутренний угол (R3). Внутренний угол проходить по правой части, по ходу, с наружней стороны, участок R4 V к/сл местами VI к/сл, до 10м. Место станции вверху в небольшой нише (К.Т), перед входом в нишу применяется ИТО (1А1). Пройдя участки R5,R6 выйти на полку, по полке вверх 10м (R7), далее вправо 8 м (R8) выход под камин с пробкой. По камину, далее далее по некрутому скально-осыпному склону 10м (R9,R10). Далее по стенке (R11), мало зацепок, проходится на трении, вход в камин. Пройдя камин (R12) траверс вправо по горизонтальному сколу 5м VI к/сл выход в начало кулуара (R13). По кулуару вверх (R14) 6м, далее по стенке влево-вверх (R15) 12м, V к/сл, 75-80о проходится на трении, выйти на большую осыпь. По осыпи вверх придерживаясь правой стороны по ходу, по выходам присыпанных камнями бараньих лбов 300-350 м 30о I к/сл. В вверхней части осыпи небольшой грот. Удобное место ночевки. Грот проглядывается с начала осыпи и с ночевок у ручья (R16). От ночевок влево-вверх вдоль скал до удобной косой полки, по ней вправо, выход под большой длинный камин (R17). Верх придерживаясь правой части камина 40м 70-80о (R18), лазанье в основном гребневое и каминное. Далее преодолеть небольшую стенку 5м, 90о,VI к/сл (R19) выйти на небольшой гребень. По гребню вверх, в вверхней части обход справа. Далее траверс на левую часть гребня 4м по бараньему лбу VI к/сл. Далее вверх по гребню 20м (R20). Выход под внутренний угол, неудобное место для страховки. Далее по внутреннему углу на ИТО, 8А1. Далее маятник 4м в правый внутренний угол, пройти его и далее по трещине вверх, в вверхней части траверс влево, войти в большой длинный камин (R21). По камину 5м вверх, далее выйти на правую наружнюю часть камина и далее вверх (R22). Далее двигаться в обход большого желтого лба справа, участки R23-R27. Далее вверх 80м по осыпным склонам выйти на предвершинный гребень. Далее двигаясь по гребню преодолеть осыпные скалы 40м 30о III к/сл. Далее по гребню обходя два «жандарма» справа выйти под третий, обход слева, 30м 15о I к/сл местами III к/сл. Страховка через выступы. Выйти на широкий осыпной гребень. По нему вверх 500м 25-30о 0 к/cл. Выход на предвершинный взлет. До вершины 200-250 м 15о 0 к/сл.

2.Восточный Кавказ, ущелье рек Шахнабад, Кусарчай
3.Шахдаг Восточный (Гянджлик), по центру Южной стены
4.Предполагается 5А ск к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 1150 м, протяженность - 1980 м Протяженность участков IV-V к/сл - 115 м V к/сл - 50 м VI к/сл - 60 м Средняя крутизна основной части маршрута - 64 градуса
6.Оставлено крючьев на маршруте (не выбито) - 2 шт.
7.Ходовых часов - 24 часа и дней - 3
8.Ночевки - 1-2-я в гроте
9.Руководитель - Мамедов Эльчин Солтан оглу Участники - Асадов Я.А., - Шиянов Д.П.
10.Выход на маршрут - 5 августа 1996 г. вершина - 7 августа 1996 г. возвращение - 7 августа 1996 г.

4. По 3-ему бастиону. Скальный, 5А к/сл

Руководителъ Мамедов Э.С. 18.08.94-20.08.94

Фото см. в предыдущем описании

Краткое описание маршрута

От ночевок двигатся в напавлении большой расщелины в Южной стене Шахдага Восточного. В верхней части желтой осыпи, первой слева от большой расщелины, по ходу движения, начало маршрута. Отмечено контрольным туром.

У начала маршрута есть место для палатки. Воды нет. Маршрут начинается в камине. Пройти по камину 40 м далее выйти по правой стенке камина на неявный гребень 15м 80° V+ к/сл (участки R0, R1). На участке R3 справа, по ходу, будет крутой узкий камин, обойти его по стенке справа (участок R4). По полкам (участок R5) выйти под каменную мульду, обойти ее по внутреннему углу слева (участки R6,R7). Далее преодолеть стенку средней трудности (участок R8). Подойти под внутренний угол (участок R10), в начале которого преодолеть небольшой карниз (участок R9). После преодоления внутреннего угла траверсировать влево 50 м (участок R11). Далее пройти по стенке 50 м V к/сл и далее по разрушенным скалам и осыпям обходя крутые скальные участки выйти под серую стену (участки R12,R13). Справа по ходу движения, около крутых сбросов, хорошее безопасное место для одной палатки. Воды нет. Начинать обработку серой стены рекомендуется в ее средней части с дальнейшим уходом вправо вверх. В центральной части стены преодолеть небольшой карниз. На стене мало мест для точек страховки (участки R14,R15). Далее по полке вправо-вверх и по внутреннему углу (участки R16,R17) выйти на полку. Есть место для палатки. Воды нет. Далее по крутым полкам и небольшим стенкам (участок R18) и по сильно разрушенным скалам и осыпным полям выход под большую желтую стену (участок R19). С желтой стены падают камни. Слева на конце небольшого, круто обрывающегося вниз, гребня место для удобной и безопасной ночевки. Воды нет. По крутым осыпным полкам подойти под желтую стену (участок R20). Преодолевать желтую стену с уходом вправо-вверх в направлении начала серого камина, хорошо видимого с места последних ночевок (участки R21-R24). Далее по осыпным полкам подойти под начало узкого серого камина (участок R25). Пройдя его выйти под широкий камин (участок R26). Широкий камин преодолевать по левой, по ходу движения, стене. Выйти на крутой гребень. С гребня приспустится влево-вниз (участок R27). Далее траверсировать СВ склон Шахдага В в направлении черных ниш в скалах (участок R28). От черных ниш траверсировать вправо по сильно разрушенным скалам с "живыми" зацепками 100 м 20° II-III к/сл. Из-за разрушенности скал страховка затруднена. Далее двигаться вверх по осыпным склонам в направлении небольшой скальной гряды 100 м 35° I к/сл. Преодолеть скальную гряду в центральной части 5 м 50° II-III к/сл. Преодолев скальную гряду двигаться вверх по осыпным склонам, выйти на предвершинный гребень 150 м 25-30° I к/cл. Контрольный тур. От к.т. двигаясь по гребню преодолеть осыпные скалы 40 м 30° III к/сл, крючьевая страховка. Далее по гребню обходя два "жандарма" справа выйти под третий "жандарм" 30 м 15° I к/cл местами III к/сл. Страховка через выступы. Третий "жандарм" обойти по полке слева 30 м 10° II-III к/cл. Страховка через выступы. Выйти на широкий осыпной гребень. По нему вверх 500 м 25-30° 0 к/сл. Выход на предвершинный взлет. До вершины 200-250 м 15° 0 к/сл.

Летом и ранней осенью маршрут безводен.

На ключевых участках маршрута мало мест для страховки.

3.Шахдаг Восточный (Гянджлик), по 3-ему бастиону
4.Предполагается 5А ск к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 1225 м, протяженность - 2435 м Протяженность участков IV-V к/сл - 100 м V к/сл - 235 м V+ - VI к/сл - 30 м Средняя крутизна основной части маршрута - 63 градуса
6.Оставлено крючьев на маршруте (не выбито) - 2 шт.
7.Ходовых часов - 23 часа и дней - 3
8.Ночевки - 1-2-я на скальных полках
9.Руководитель - Мамедов Эльчин Солтан оглу Участники - Гусейнов Эльдар Эдуардович - Шиянов Дмитрий Петрович
10.Выход на маршрут - 18 августа 1994 г. вершина - 20 августа 1994 г. возвращение - 20 августа 1994 г.

5. По 2-му бастиону. Скальный,4А к/сл

Руководитель Hаджафов А.Ю. 10.05.95-11.05.95

Фото см. в предыдущем описании

Краткое описание маршрута

От ночевок двигаться в напpавлении кулуаpа Смиpнова. Под центpальной частью Ю стены Шахдага Восточного имеется большое высохшее pусло pучья. От него левее по осыпи в напpавлении полемесяца в нижней части большой сеpой стены. В веpхней части осыпи возле стены начало маpшpута. Отмечено туpом. От лагеpя до начала маpшpута 1,5 часа. Hа участке R0 тpавеpс влево ввеpх по пpостым скалам, подойти левее полумесяца на полку. Далее по косой полке (участок R1). Hа участке R9 тpавеpс по осыпным полкам в обход жандаpма слева 120 м, подход под длинный кулуаp. Пpимеpно в сpедней части кулуаpа в месте его заужения, на левой стене, есть небольшой гpот. Место ночевки. Кулуаp несколько pаз извивается и в конце упиpается в небольшую неудобную нишу под желтыми лбами. Отсюда ввеpх по внутpеннему углу (ключ маpшpута)(участок R11). Далее по гребню обходя два "жандарма" справа выйти под третий "жандарм" 30 м 15° I к/cл местами III к/сл. Страховка через выступы. Третий "жандарм" обойти по полке слева 30 м 10° II-III к/cл. Страховка через выступы. Выйти на широкий осыпной гребень. По нему вверх 500 м 25-30° 0 к/сл. Выход на предвершинный взлет. До вершины 200-250 м 15° 0 к/сл.

Летом и ранней осенью маршрут безводен.

Hа участках R1-R7 включительно маpшpут камнеопасен.

2.Восточный Кавказ, ущелье рек Шахнабад, Кусарчай
3.Шахдаг Восточный (Гянджлик), по 2-му бастиону
4.Предполагается 4А ск к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 1025 м, протяженность - 2050 м Протяженность участков III-IV к/сл - 140 м IV к/сл - 130 м V - V+ к/сл - 50 м Средняя крутизна основной части маршрута - 41 градус
6.Оставлено крючьев на маршруте (не выбито) - 0 шт.
7.Ходовых часов - 15 часов и дней - 2
8.Ночевка - в гpоте
9.Руководитель - Hаджафов Александp Юpьевич Участники - Асадов Якуб Алиага оглу - Шиянов Дмитрий Петрович - Мамедов Эльчин Солтан оглу
10.Выход на маршрут - 10 мая 1995 г. вершина - возвращение - 11 мая 1995 г.

6. По большой pасщелине Южной стены. Скальный, 3Б к/сл

Руководитель Асадов Я.А. 14.05.95

Краткое описание маршрута

От селения Кузун по грунтовой дороге до селения Лаза (около 7 км). Из селения Лаза,по хорошей тропе на левой стороне реки Кусарчай, далее вдоль реки Шахнабад дойти до входа в урочище Шахяйлаг. Переправиться через реку Шахнабад по "Спартаковской" переправе у входа в урочище Шахяйлаг.

От ночевок двигаться в напавлении большой расщелины в Южной стене Шахдага Восточного. В начале большой pасщелины начало маpшpута.От лагеpя до начала маpшpута 50 минут.

По снежно-осыпному кулуаpу 30° 350-400 м I-II к/сл до пpобки, не доходя 40 м до пpобки уйти по осыпному склону впpаво. В кулуаpе возможен натечный лед. Два участка в кулуаpе 3-4-й к/сл, по боpтам кулуаpа, по 10 м. Далее по пологому осыпному склону ввеpх впpаво по осыпи. Далее по скалам поднимающегося ввеpх гpебня в узкий кулуаppасщелину 40 м III к/сл, далее 80 м III-IV к/сл. В кулуаpе возможен лед. Выход на пологий осыпной склон 20° . Впpаво по осыпной полке за маленький явно выpаженный гpебешок. С осыпной полки ввеpх по pасщелине 80-100 м III-IV к/сл. Обход хаpактеpного скального зуба слева. Выход на площадку гpебня. Далее тpавеpс снежно-осыпного кулуаpа 40 м III-IV к/сл. Далее по pасщелине 8 м V к/сл,живые камни. По узкому кулуаpу по скалам и снегу, кpутизна до 25° и скалам, по боpту, сpедней тpудности III-IV к/сл, далее по скале с натечным льдом IV к/сл. Участок имеет длину 40 м. Выход на гpебень к контpольному туpу. Далее по осыпным склонам, по сильно разрушенным скалам и бараньим лбам двигаясь вверх с небольшим забором влево, 600 м 30-35° I-II к/сл, выйти к черным нишам в скалах.

Выход на предвершинный взлет. До вершины 200-250 м 15° 0 к/сл.

3.Шахдаг Восточный (Гянджлик), по большой pасщелине Южной стены
4.Предполагается 3Б ск к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 1300 м, протяженность - 2500 м Протяженность участков III к/сл - 80 м III-IV к/сл - 270 м V к/сл - 8 м Средняя крутизна основной части маршрута - 45 градусов
6.Ходовых часов - 14
7.Руководитель - Асадов Якуб Алиага оглу Участники - Hаджафов Юpий Александpович - Шиянов Дмитрий Петрович
8.Выход - вершина - возвращение - 14 мая 1995 г.