Сборник описаний маршрутов Азербайджана составил: Мамедов Эльчин , г. Баку

1. Шахдаг Главный (Восточный Кавказ),4243 м, из ущелья Шахдаг.Путь Пастухова

начало маршрутаРуководитель A. Пастухов, 1892

Краткое описание маршрута

маршрутПо мосту переправится через реку Шахнабад. До моста от селения Кузун 9-12 часов. Далее двигатся вверх по течению по правой стороне реки Шахнабад. Дойти до пересечения тропы с речкой спадающей со склонов Шахдага (справа по ходу), река Гевдалвац.

По травянистым склонам под отвес стены. Из под нее слева видна крутая осыпь, путь по ней приводит к "воротам", которые не видны издали - одноцветная розовая стена "накладывается" на такую же по другую сторону "ворот".

вершинаВойдя в "ворота", идти по каньону. (Каньон простреливается камнями со стен!). Дно каньона острый угол между двумя крутыми осыпями. Далее следуют многочисленные переходы через бурный ручей в обход прижимов, потом бараньи лбы и снежный склон.

Далее двигаясь вверх пройти еще два снежных взлета. После последнего взлета небольшое понижение, а с нового взлета открывается вид на несколько плотно стоящих известняковых перьев (вершина).

Спуск по пути под'ема.

Описание сделанное Наджафовым А.Ю. в 2000 г.
От базового лагеря на зеленых лужайках под водопадом на л. берегу реки Гевданвац выход в 6.45. Переходим реку и поднимаемся вверх по осыпи в осыпной кулуар (камни на скалах, каски!) около 40 м по простым скалам, засыпанным камнями влево-вверх на седловину над водопадом к характерной скале “3 пальца”. ( Возможен подъем чуть левее по чуть более пологой осыпи без скальных выходов, которая выводит на ту же перемычку, но немного удлиняет путь). 30 минут от лагеря.

Далее по турьей тропе на осыпных склонах спуск к реке, и вверх по реке, переходя с берега на берег по средним и крупным осыпям, водопад 2(5-7 м) - 45 минут от перемычки. Ущелье плавно поворачивает вправо, еще через 20 мин. подъема водопад 3 (5 м), ущелье завершается каровым ледником - до 3 водопада 2 часа подъема от б.лагеря. 15-20 минут подъема по некрутому , около 15 °, леднику, засыпанному мелкой осыпью, выводят на осыпную широкую перемычку между вершинами Гевдандаг справа и Шахдаг З. слева. С перемычки 40-45 минут до в. Шахдаг Зап. и 15 мин. от него до в. Шахдаг Главн. по пологим осыпным склонам, пересекая мал. пологий ледник.

Спуск с вершины по пути подъема.

Весь маршрут из лагеря в лагерь - 8 часов.

2. Шахдаг Главный, 4243 м, с перевала Шахдагский. Комбинированный,1Б к/сл.

маршрутКраткое описание маршрута

От селения Кузун по грунтовой дороге до селения Лаза (около 5 км). Из селения Лаза, по хорошей тропе на левой стороне реки Кусарчай, далее вдоль реки Шахнабад дойти до урочища Шахяйлаг. По мосту переправится через реку Шахнабад, много мест для ночёвок. До моста от селения Кузун 9-12 часов. По проходу в правой части ур.Шахяйлаг выйти на перевал Курсантов, путь отмечен турами, от моста до перевала Курсантов 2-3ч. Удобное место для бивуака имеется в Шахдагском цирке, пройдя далее с перевала 300-500 м.

С перевала Курсантов траверсируя осыпные склоны Шахдага двигатся в направлении перевала Шахдагский, от перевала Курсантов 1,5 часа. С перевала по небольшому широкому осыпному гребню выход под ледник ( Iк, 30° ,100-150 м ). Далее по леднику ( IIк, 30° ,60 м) выход на купол Шахдага. По куполу двигаясь в Ю-З направлении выход на вершину Шахдага (10-15° ,300-400 м).

3. Шахдаг Главный, по разлому Северо-Восточной стены. Зимний, 3А к/сл

Руководитель Шиянов Д.П. 27.01.93

Краткое описание маршрута

От селения Кузун по грунтовой дороге до селения Лаза (около 5 км). Из селения Лаза, по левой стороне реки Кусарчай, далее вдоль реки Шахнабад дойти до урочища Шахяйлаг. В конечной части тропы возможен проход через перемычку Шахнабад. Зимой склоны, вдоль которых идет тропа, лавиноопасны. По мосту переправится через реку Шахнабад. По проходу в правой части ур. Шахяйлага выйти на перевал Курсантов (зимой лавиноопасно, придерживатся правой стороны), путь отмечен турами. Удобное место для бивиуака имеется в Шахдагском цирке, пройдя далее с перевала 300-500 м.

маршрутОт селения Кузун до бивиуака около двух суток. От бивиуака вверх в направлении разлома массива, чуть ниже основания разлома начало маршрута. В правой части начала разлома имеется место для одной палатки. Разлом проходить придерживаясь правой сороны, страховка через ледобуры. Ледовые участки маршрута характеризуются очень твердым натечным льдом. Выйдя на перемычку в верхней части разлома, от начала маршрута до перемычки 5-8 часов, по полке вправо вниз пройти 15 м, контродьный тур на крюке. Далее по неявно выраженному внутреннему углу выход на купол Шахдага. По склонам купола до вершины 35-45 мин. Спуск по маршруту 1Б к/сл через перевал Шахдагский. Спуск по пути под'ема сложен, с оставлением станций.

Рекомендации: Выход на маршрут группы не более двух связок. В разломе постоянный холодный ветер, солнца не бывает.

1.Класс - зимний
3.Шахдаг Главный по разлому Северо-восточной стены
4.Предполагается 3А з к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 640 м, протяженность - 2400 м Протяженность участков 3 - 4 к/сл - 220 м Средняя крутизна основной части маршрута - 32 градуса
6.Ходовых часов - 9 часов
7.Руководитель - Шиянов Дмитрий Петрович Участники - Мамедов Эльчин Солтан оглу
8.Тренер - Горин Юрий Васильевич
9.Выход - вершина - возвращение - 27 января 1993 г.
10.Организация - Азербайджанский республиканский альпинисткий клуб

4. Вершина 4118m (Азадлыг) в Западном гребне массива Шахдаг, по правой части северного склона. Комбинированный,3Б к/сл

панорамаРуководителъ Хващенко А.М. 22.09.90

Краткое описание маршрута

От селения Судур через селение Элих по тропе к мосту через р. Судурчай и далее через кочевье Балаэйлаг по проходу между двумя "останцами" выход к биваку "Шайба" (большой плоский камень у слияния двух речек). От с.Судур - 6 часов. С бивака влево вверх в направлении водопадов с первого скального пояса и справа от водопадов выход на широкую осыпную террасу. От ночевок 2 часа.

"Шайба"По террасе вправо вверх по осыпям и легким скалам выход на перемычку, от выхода на террасу - час. С перемычки траверс вправо вверх 60 м по крутой осыпной полке. Затем прямо вверх 100м к желобу и по нему 50м. Выше желоба прямо вверх по ледовому склону на снежный гребень. Скальный остров над желобом обходится справа. От нижней перемычки до гребня - 5 часов. По гребню влево вверх, обходя жандармы справа по полкам, под'ем на вершину. От выхода на гребень - 1-1,5 часа.

маршрутСпуск:по гребню в направлении в.4100 по легким скалам и осыпям до острого жандарма (маршрутный тур), и от него влево вниз по склону в направлении нижней части ледового кулуара сев. стены в.4100 далее вдоль ручья спуск с первого скального пояса и далее к биваку "Шайба". Спуск с гребня совпадает со спуском с в.4100.

По безопасности:Камни в желобе! Организация пункта страховки в средней части желоба недопустима (общая длина около 50 м!).

1.Характер маршрута - комбинированный
2.Восточный Кавказ,ущелье Судур-чай
3.Азадлыг (Шахдаг Западный) по правой части Сев. склона
4.Предполагается 3Б к к/сл - первовосхождение
5.Перепад - 1050 м, протяженность - 1500 м Протяженность участков 3-4 к/сл - 450 м Средняя крутизна основной части маршрута - 40-45 градусов
6.Ходовых часов - 8 часов
7.Руководитель - Хващенко Александр Михайлович - 1 сп.р. Участники - Карякин Александр Алексеевич - 1 сп.р. - Крицкий Андрей Николаевич - 1 сп.р. - Мещеряков Владимир Евгеньевич - кмс
8.Тренер - Горин Юрий Васильевич
9.Выход - вершина - возвращение - 29 сентября 1990 г.
10.Организация - Азербайджанский республиканский альпинисткий клуб РС ВДФСО профсоюзов

5. Вершина 4095м (Азери) в Западном гребне массива Шахдаг, по северо-западному бастиону северной стены. Скальный,4Б к/сл

панорамаРуководитель Хващенко А.М. 25.09.90 - 26.09.90

Краткое описание маршрута

От селения Судур через селение Элих по тропе к мосту через р. Судурчай и далее через кочевье Балаэйлаг по проходу между двумя "останцами" выход к биваку "Шайба" (большой плоский камень у слияния двух речек, см. фото). От с.Судур - 6 часов.

маршрутС бивака в обход сбросов первого скального пояса по осыпям под основание северо-западного бастиона. Местоположение маршрута дано на панораме Начало маршрута - в 10м правее пещеры-ниши С осыпи вверх 10м по плите и полочке под основание камина с пробкой (точка R1), далее по полочке и внутреннему углу к крутой заглаженной плите, по ней 40м в расщелину с выходом далее по плите, местами с небольшим нависанием (удобные зацепы) под карниз (R6) и через него на осыпную полку. С полки по крутой расщелине, переходящей в камин. Из него на осыпную полку, траверс влево и по крутой плите 50м вверх на широкую наклонную полку. Удобный бивак. От начала маршрута 8-10 часов.

стенаОт бивака по заглаженным скалам-плитам под основание вверхней части бастиона. Траверсом вправо по сильно разрушенным скалам и далее вверх по системе полок, стенок и осыпных кулуаров на вверх бастиона (точка R14) и далее по ледово-осыпному склону 800м на вершину. От бивака до вершины 5-6 часов.

Спуск: пройдя по гребню в направлении в.4118 около 100м, влево на склон и по осыпям и стеночкам на вверхнюю правую часть широкой осыпной террасы. Далее два варианта - влево по ходу по стенкам и кулуарам под начало маршрута или же вправо по ходу по террасе под склон в.4118, где вдоль ручья есть простой спуск с нижнего скального пояса (начальная часть маршрутов 3Б на в.в.4100 и 4118).

По безопасности: Маршрут в принципе не камнеопасен, но возможен сброс камней верёвкой с полочек, в том числе при прохождении обоих каминов.

Дополнения по восхождению совершенному в мае 2000 г: На участках R0 – R12 в первой половине дня на скалах лед и снег, во второй половине дня течет вода. Точки организации станций очень часто «забиты» льдом. Местами возможно применение страховки через ледобуры.

1. Характер маршрута - скальный
2. Восточный Кавказ, массив Шахдаг, ущелье Судур-чай
3. В. Азери (Шахдаг 2-й Западный), в оконечности западного гребня массива Шахдаг, по северо-западному бастиону Сев. стены
4. Предполагается 4Б ск к/сл - первовосхождение
5. Перепад - 900 м, протяженность - 1500 м, протяжённость основной части маршрута - 700м Протяженность участков 4 к/сл - 190 м Протяженность участков 5 к/сл - 100 м Протяженность участков 6 к/сл - 20 м Средняя крутизна основной части маршрута - 70°
6. Забито крючьев: ск - 55/3, закладки - 29/3
7. Ходовых часов - 14 часов (2 дня)
8. Ночёвки - 1, в палатке, на удобном месте
9. Руководитель - Хващенко Александр Михайлович - 1 сп.р. Участники - Карякин Александр Алексеевич - 1 сп.р. - Крицкий Андрей Николаевич - 1 сп.р. - Мещеряков Владимир Евгеньевич - кмс
10. Тренер - Горин Юрий Васильевич
11. Выход на маршрут - 25.09.90; возвращение - 26.09.90; разведка - 24.09.90 и обработка первых 30 метров
12. Организация - Азербайджанский республиканский альпинисткий клуб РС ВДФСО профсоюзов

6. Вершина 4100m (Шахидляр) в Западном гребне массива Шахдаг, по кулуару северной стены. Комбинированный, 3Б к/сл

Руководитель Мещеряков В.Е. 20.09.90

маршрутКраткое описание маршрута

По террасе влево по осыпному склону и простым скалам под'ем под основание ледово-снежного кулуара Северной стены (в сентябре - лёд), точка R1. От выхода на террасу - 1,5-2 часа. Далее придерживаясь левой стороны кулуара в направлении горла (участки R1-R5) и через него левее скального скального острова прямо вверх под ледовую стенку (точка R7). По ней прямо вверх 10м на перемычку (R8). От основания кулуара - 6 часов. От перемычки влево-вверх по скально-осыпному склону правее гребня выход на вершину (30 мин.).

Спуск:c вершины по пути под'ема на перемычку и далее по гребню, обходя жандарм слева, 150м до маршрутного тура и далее вниз по осыпным полкам на широкую осыпную террасу и с неё по пути под'ема к биваку. Спуск 2 часа.

По безопасности: с правого борта кулуара в нижней части отмечены сходы камней. После полудня камнеопасно горло кулуара. Участок R7-R8 преодолевается на ледовых молотках при страховке через ледобуры.

1. Характер маршрута - комбинированный
2. Восточный Кавказ, ущелье Судур-чай
3. Шахдаг Северо-Западный(в 4100m) по кулуару Сев. стены
4. Предполагается 3Б к к/сл - первопрохождение
5. Перепад - 1000 м, протяженность - 1500 м Протяженность участков 3-4 к/сл - 580 м Средняя крутизна основной части маршрута - 45 градусов
6. Ходовых часов - 9 часов
7. Руководитель - Мещеряков Владимир Евгеньевич - кмс Участники - Карякин Александр Алексеевич - 1 сп.р. - Крицкий Андрей Николаевич - 1 сп.р. - Хващенко Александр Михайлович - 1 сп.р.
8. Тренер - Горин Юрий Васильевич
9. Выход - вершина - возвращение - 20 сентября 1990 г.
10. Организация - Азербайджанский республиканский альпинисткий клуб РС ВДФСО профсоюзов

7. Шахдаг Севеpо-Западный (АДР), по кулуаpу чеpез пеpемычку. Комбиниpованный,1Б к/сл

Руководитель Муpсагулов С.Р. 28.05.91

панорамаКраткое описание маршрута

От pайцентpа Гусаpы по доpоге до селения Аджахуp, потом по гpунтовой доpоге до сел. Кянаpчай, оттуда пеший пеpеход до ночевок "Шайба" 6-7 часов, базовый лагеpь. От "Шайбы" по некpутой осыпи подняться ввеpх обходя с левой стоpоны Шахдагский массив, дойти до небольшой моpены, подняться по моpене и спустится в циpк СЗ Шахдага, подойти под шиpокий хоpошо видимый кулуаp. Далее по кулуаpу по снегу выйти на пеpемычку 25-30° ,от циpка до пеpемычки 2,5-3 часа хода. После с пеpемычки впpаво, по ходу движения, на склон СЗ Шахдага 35-40° , 200 метpов снежно-ледовый склон выйти на купол (2-3 часа). Далее по куполу выйти на веpшину 15-20° 1 час ходу.

Спуск по пути под'ема.

По pешению участников экспедиции веpшина названа "Азеpбайджан Демокpатик Республикасы" (АДР).

1.Хаpактеp маpшpута - комбиниpованный
2.Восточный Кавказ
3.Шахдаг Северо-Западный (АДР) по кулуаpу чеpез пеpемычку
4.Предполагается 1Б к к/сл - первовосхождение
5.Перепад - 680 м
6.Ходовых часов - 7-8 часов
7.Руководитель - Муpсагулов С.Р. + 34 участника
8.Выход - вершина - возвращение - 28 мая 1991 г.
9.Организация - Азербайджанский республиканский альпинисткий клуб и Союз Писателей Азеpбайджана

8. Шахдаг Главный 4243 м - Шахдаг Восточный (Гянджлик), 4125 ,тpавеpс. Комбиниpованный,2А к/сл

Руководитель Мамедов Э.Р. 13.05.95

панорамаКраткое описание маршрута

От селения Кузун по грунтовой дороге до селения Лаза (около 7 км). Из селения Лаза, по хорошей тропе на левой стороне реки Кусарчай, далее вдоль реки Шахнабад дойти до входа в урочище Шахяйлаг. Переправится через реку Шахнабад по "Спартаковской" переправе у входа в урочище Шахяйлаг.

По проходу в правой части ур.Шахяйлаг выйти на перевал Курсантов, путь отмечен турами, от моста до перевала Курсантов 2-3 ч. Удобное место для бивуака имеется в Шахдагском цирке, пройдя далее с перевала 300-500 м.

С перевала Курсантов траверсируя осыпные склоны Шахдага двигатся в направлении перевала Шахдагский, от перевала Курсантов 1,5 часа. С перевала по небольшому широкому осыпному гребню выход под ледник ( Iк,30° ,100-150 м). Далее по леднику (IIк, 30° ,60 м) выход на купол Шахдага. По куполу двигаясь в Ю-З направлении выход на вершину Шахдага (10-15° ,300-400 м). С веpшины двигаться в напpавлении пеpемычки между веpшинами Шахдаг Гл. и Шахдаг В.

От веpшины Шахдаг Главный до пеpемычки 500 м 0 к/сл. Дюльфеp на пеpемычку 10 м. По снежной пеpемычки,далее по пpостым скалам выход на купол Шахдаг В. 40 м,II-III к/сл 10-40° . По куполу выход на в. Шахдаг Восточный 200 м 0 к/сл.

Спуск по маpшpуту 2А к/сл по Южному кулуаpу на в. Шахдаг В.

1.Характер маршрута - комбиниpованный
3.Шахдаг Главный,Шахдаг Восточный (Гянджлик), тpавеpс
4.Предполагается 2А к к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 600-700 м, протяженность - 6-7 км Протяженность участков II-III к/сл - 100 м
6.Ходовых часов - 14 часов
7.Руководитель - Мамедов Эхтибаp Рза оглу Участники - Асадов Якуб Алиага оглу - Шиpоков Андpей - Киpсанова Маpия Валентиновна
8.Выход - вершина - возвращение - 13 мая 1995 г.
9.Организация - Азербайджанский республиканский альпинисткий клуб

9. Шахдаг Восточный(Гянджлик) 4125 м - Шахдаг Главный 4243, тpавеpс. Комбинированный,2Б к/сл

Руководитель Мамедов Э.Р. 15.05.95

Краткое описание маршрута

От селения Кузун по грунтовой дороге до селения Лаза (около 5 км). Из селения Лаза, по хорошей тропе на левой стороне реки Кусарчай,далее вдоль реки Шахнабад дойти до урочища Шахяйлаг. По мосту переправится через реку Шахнабад. До моста от селения Кузун 9-12 часов. От моста двигатся в сторону стены Шахдага, в 30 минутах от моста хорошие ночевки.

От ночевок у моста двигатся в сторону хорошо выделяющегося на стене Шахдага кулуара с водопадом (кулуара Смирнова). Подход 1,5 часа (конец травянистых склонов). Далее по осыпям в правый осыпной кулуар (с подхода кулуар не просматривается). До начала кулуара 1час. Начало маршрута.

По крутым осыпям 25-35° 1-ой местами 2-ой к/сл прямо вверх по направлению к снежнику, в средней и верхней части придерживатся левой стороны кулуара. От начала маршрута до снежника 2 часа. Далее по снежнику (крутизна 40° 2-й к/сл) до раздвоения кулуара, от начала снежника 1 час. Под снегом местами лед. От развилки двигатся направо по снежнику примерно 100 м 2-й к/сл, крутизна 40° . Далее по присыпанному камнями льду выйти на купол Восточного Шахдага, крутизна 35° 1-й к/сл около 100 м. С места выхода на купол до вершины 10 мин.

Далее с в. Шахдаг Восточный двигаться в стоpону пеpемычки между Шахдаг Восточный и Шахдаг Главный. Пpеодолеть пеpемычку II-III к/сл 40 м. Далее по полке вправо вниз пройти 15 м, контрольный тур на крюке. Далее по неявно выраженному внутреннему углу выход на купол Шахдага. По склонам купола до вершины 35-45 мин.

Спуск по маршруту 1Б к/сл через перевал Шахдагский.

1.Характер маршрута - комбинированный
3.Шахдаг Восточный (Гянджлик),Шахдаг Главный,тpавеpс
4.Предполагается 2Б к к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 1250 м, протяженность - 5000 м Протяженность участков 2-й к/сл - 600-700 м Протяженность участков 2-3-й к/сл - 40 м Протяженность участков 4-й к/сл - 20 м Средняя крутизна основной части маршрута - 35 градусов
6.Ходовых часов - 14 часов
7.Руководитель - Мамедов Эхтибаp Рза оглу Участники - Шиянов Дмитpий Петpович - Шиpоков Андpей - Киpсанова Маpия Валентиновна - Сингин Дмитpий Геннадиевич - Геpасимов Игоpь Виктоpович
8.Выход - вершина - возвращение - 15.05.95 г.