Сборник описаний маршрутов Азербайджана составил: Мамедов Эльчин , г. Баку

Маршруты на другие горы Азербайджана смотрите в Классификационной таблице

Маршруты на вершину Тфан
(Восточный Кавказ), 4150 м

1. по Северо-Восточному кулуаpу и Севеpо- Западному гpебню, комбиниpованный,1Б к/сл
Руководитель Мамедов Э.С. 17.09.95

Тфан-панорамаКраткое описание маршрута

От ночевок двигаться по левой стороне реки вверх по ущелью, выйти на присыпанный камнями ледник и дойти по нему до водопада. Есть место для нескольких палаток. От Нижних Тфанских ночевок 40 минут. От водопада обходя слева пологие скалы выйти на слабо выявленную перемычку. От водопада 600 м. Верхние Тфанские ночевки. От Нижних до Верхних Тфанских ночевок 2-3 часа. Далее по леднику присыпанному мелкой осыпью (местами обнаженный лед) придерживаясь левого осыпного гребешка двигаться в направлении центральной части ледника. Подойти к бергшрунду в средней его части 400 м 30-40° . Бергшрунд перейти по ледовому мосту. Далее по некрутым разрушенным скалам и открытому леднику вверх 100 м 30-35° . По присыпанному камнями леднику выйти в цирк 500м 10-20° . Ночевки "цирк". От Верхних Тфанских ночевок 2-3 часа.

МаршрутОт ночевок в цирке двигаться в напpавлении хоpошо заметного СВ кулуаpа в.Тфан 4150 с ледовым козыpьком в веpхней части пpи выходе на гpебень. Обходя тpещины спpава по ходу подойти к левому кpаю кулуаpа. Начало маршрута. От ночевок 20 минут. Обход беpгшpунда слева по ходу, по пpисыпанному камнями мосту. Далее по льду пpисыпанному, осыпью в веpхней части лед полностью пpисыпан камнями 45° ,100 м,I к/сл. Обходя лед спpава по сильно pазpушенным скалам двигаться вдоль по пpавой части кулуаpа 40-45° ,600 м, I к/сл. Далее 100 м 40-50° ,II к/сл по скалам выход на гpебень. По гpебню впpаво до веpшины 300 м,20° . От начала маpшpута 3,5-4 часа.

Спуск по пути под'ема.

ПАСПОРТ

1.Характер маршрута - комбиниpованный
3.Тфан 4150 по Северо-Восточному кулуаpу и Севеpо-Западному гpебню
4.Предполагается 1Б к к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 650 м, протяженность - 1200 м Протяженность участков I к/сл - 700 м; II к/сл - 100 м Средняя крутизна основной части маршрута - 46 градусов
6.Ходовых часов - 3,5-4 часа
7.Участник - Мамедов Эльчин Солтан оглу
8.Выход - вершина - возвращение - 17 сентября 1995 г.

2. По Южному гребню. Скальный,1Б к/сл

Руководитель Горин Ю.В. 06.10.88

Схема UIAA
Схема

Краткое описание маршрута

Вершина Тфан находится на Восточном Кавказе на Главном водораздельном хребте. Местное название - "Едти Сярпич" или "Беюк Сярпич". Массив сложен из скальных и осыпных склонов. На север, запад и восток массив обрывается крутыми скальными и осыпными склонами. К северу от вершины, в просвете между северным и северо-восточным отрогами имеются небольшие ледники с довольно крупными трещинами.

Горный массив сильно расчленён и представляет собой большую подковообразную горную цепь с несколькими отрогами гребнями: - северный - северо-восточный - юго-восточный - южный - юго-западный Маршрут проходит по Южному гребню от перевала Готуряйлаг (1А - 3200м) на Главном Кавказском хребте, представляющий собой крутой горный гребень с наличием небольших вертикальных участков с частично заснеженными (к востоку) склонами - надувами.

Базовый лагерь рекомендуется размещать ниже перевала Готуряйлаг, в так называемом урочище "Гызылчямянник" или "Пыдар" расположенном на высоте около 3000 м.Место расположения базового лагеря находится в 2-2,5 ходовых днях от Куткашенской турбазы "Кавказ". На этом отрезке пути предлагается размещать бивуаки в полевых промежуточных лагерях у коч.Гиджа,Баламычих и Бёюкмычих, а также у озера Готургёль и коч. Гёль. При этом необходимо преодолеть вброд довольно бурную горную реку Дамирапаранчай и крутой подъём--взлёт на кочевье "Гёль" (Н-1300м). Путь из базового лагеря до вершины занимает приблизительно 4 часа, а спуск около 2-х.

Характеристика и описание маршрута

а)ПОДХОД ПОД МАРШРУТ Из базового лагеря в урочище Гызылчямянник по крутому травянисто-осыпному склону примерно 20-25° к большому туру на ГКХ на перевальном плече Готуряйлаг. Перепад высоты на подъёме 100-120м. Время движения 20-30 мин. Начало маршрута - большой тур на самой низкой точке перемычки между горными массивами Бала Сярпич и Бёюк Сярпич (высота 3000м) несколько западнее (200-300м) базового лагеря. Протяжённость данного участка - 500-600 м.Здесь имеются 4 промежуточных небольших тура, расположенных на Южном гребне ГКХ, на случай плохой видимости при тумане.
б) Далее участок R0-R1, I L=600м, Dg=20° , H=210м, время =25-30 мин. Осыпной гребень. Местами узкий. Движение в связках.
в) R1-R2, I L=900м, Dg=15-25° , H=340м, время =40-50 мин. Cпокойный гребень, широкий. Внимание к ориентировке на спуске. Ветрено.
г) R2-R3, I L=700м, Dg=10-30° , H=220м, время =35-40 мин. Спокойный гребень со стеночками 3-7м. Ветер.
д) R3-R4, I+ L=350м, Dg=35-45° , H=220м, время =30-35 мин. Хороший обзор. Чередование стеночек и полок. Верхняя часть заснежена.
е) Последний участок перед вершиной, R4-R5, I L=250м, Dg=20-25° , H=90м, время =15-20 мин. Ближе к концу участка преодолевается по безопасному маршруту небольшой снежный карниз (15-20м). Лучше придерживатся левой по ходу подъёма стороне надува.

3. по Северо-Западному склону и Северо-Восточному гребню, Комбинированный, 2А к/сл

Руководитель Сингин Д.Г. 19.09.94

Фото см. в первом описании

Краткое описание маршрута

От селения Кузун по грунтовой дороге до селения Лаза (около 7 км).Из селения Лаза, по хорошей тропе на левой стороне реки Кусарчай, далее вдоль реки Шахнабад дойти до входа в урочище Шахяйлаг. От селения Кузун 8-9 часов. От входа в урочище двигаться по левой стороне, по ходу движения, реки Шахнабад, далее по левой стороне реки Махмудчай. Дойти до конца травянистых склонов. Удобные ночевки (Нижние Тфанские). От входа в урочище Шахяйлаг до Нижних Тфанских ночевок 2-2,5 часа. От ночевок двигаться по левой стороне реки вверх по ущелью, выйти на присыпанный камнями ледник и дойти по нему до водопада. Есть место для нескольких палаток. От Нижних Тфанских ночевок 40 минут. От водопада обходя слева пологие скалы выйти на слабо выявленную перемычку. От водопада 600 м. Верхние Тфанские ночевки.

От Верхних Тфанских ночевок 2-3 часа. От ночевок в цирке двигаться, по присыпанному камнями леднику, в направлении в. Тфан Гл. 300м 0° . Подойти к открытой части ледника. Начало маршрута. Далее двигаясь в направлении левого ребра, по ходу, в. Тфан Главный, выйти под ранклюфт 150м 20° I к/сл. Пройти ранклюфт по ледовому мосту 15м 60° III-IV к/сл. Страховка через ледобуры. Далее по слабо заснеженному осыпному склону, местами по сильно разрушенным скалам 600м 40-50° II к/сл выйти на гребень. По простому гребню двигаться в направлении вершины 750-800м 15° I к/сл. От начала маршрута до вершины 5 часов.

Спуск по пути под'ема.

1.Характер маршрута - комбинированный
2.Восточный Кавказ, ущелье реки Махмудчай
3.Тфан Главный по Северо-Западному склону и Северо-Восточному гребню
4.Предполагается 2А к к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 690 м, протяженность - 1540 м Протяженность участков II к/сл - 600 м; III-IV к/сл - 15 м Средняя крутизна основной части маршрута - 45 градусов
6.Ходовых часов - 5 часов
7.Руководитель - Сингин Дмитрий Геннадиевич Участники - Рагимов Эльман Мубариз оглу - Мамедов Эльчин Солтан оглу
8.Выход - вершина - возвращение - 19 сентября 1994 г.

4. по Северо-Восточной стене. Ледово-снежный, 3Б к/сл

Руководителъ Мамедов Э.Р. 21.09.94 , первопрохождение

Схема UIAA

Краткое описание маршрута

От Верхних Тфанских ночевок 2-3 часа. От ночевок в цирке двигаться, по присыпанному камнями леднику, в направлении в. Тфан Гл. 300м 0° . Подойти к открытой части ледника. Начало маршрута. По леднику обходя серию трещин справа,далее по центру выход к бергшрунду 500м 20-25° I к/сл, в вверхней части 120м 40° II к/сл. Перейти бергшрунд в центральной его части по снежному мосту 15м 15° III-IV к/cл. Далее преодолеть ледовую стенку бергшрунда 5м 90 V к/сл. Ледово-снежную стену маршрута преодолевать с небольшим траверсом влево-вверх, по ходу движения, и выйти на предвершинный гребень. Далее по широкому снежно-осыпному гребню выход на вершину Тфан Гл. От начала маршрута до вершины 7 часов.

Спуск по маршруту 2А к/сл на Тфан Гл. по СЗ стене и СВ гребню.

1.Характер маршрута - ледово-снежный
3.Тфан Главный по Северо-Восточной стене
4.Предполагается 3Б лс к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 690 м, протяженность - 1230 м Протяженность участков III-IV к/сл - 15 м; IV к/сл - 200 м V к/сл - 5 м Средняя крутизна основной части маршрута - 56,5 градуса
6.Ходовых часов - 7 часов
7.Руководитель - Мамедов Эльчин Солтан оглу Участники - Рагимов Эльман Мубариз оглу - Сингин Дмитрий Геннадиевич
8.Выход - вершина - возвращение - 21 сентября 1994 г.
9.Организация - Азербайджанский республиканский альпинисткий клуб

5. вершины Тфан Главный 4191 м,Тфан Западный 3600 м и Куpведаг 3863, тpавеpс. Комбинированный, 2А к/сл

Руководителъ Мамедов Э.С. 18.09.95 - 20.09.95

ГКХ - панорама

Краткое описание маршрута

От селения Кузун по грунтовой дороге до селения Лаза (около7 км). Из селения Лаза, по хорошей тропе на левой стороне реки Кусарчай, далее вдоль реки Шахнабад дойти до входа в урочище Шахяйлаг. От селения Кузун 8-9 часов. От входа в урочище двигаться по левой стороне, по ходу движения, реки Шахнабад, далее по левой стороне реки Махмудчай. Дойти до конца травянистых склонов. Удобные ночевки (Нижние Тфанские). От входа в урочище Шахяйлаг до Нижних Тфанских ночевок 2-2,5 часа. От ночевок двигаться по левой стороне реки вверх по ущелью, выйти на присыпанный камнями ледник и дойти по нему до водопада. Есть место для нескольких палаток.

От Верхних Тфанских ночевок 2-3 часа. От ночевок в цирке двигаться, по присыпанному камнями леднику, в направлении в. Тфан Гл. 300м 0° . Подойти к открытой части ледника. Начало маршрута. Далее двигаясь в направлении левого ребра, по ходу, в. Тфан Главный, выйти под ранклюфт 150м 20° I к/сл. Пройти ранклюфт по ледовому мосту 15м 60° III-IV к/сл. Страховка через ледобуры. Далее по слабо заснеженному осыпному склону, местами по сильно разрушенным скалам 600м 40-50° II к/сл выйти на гребень.По простому гребню двигаться в направлении вершины 750-800м 15° I к/сл. От начала маршрута до вершины 5 часов.

С в. Тфан Гл. вниз по СЗ гp. в напpавлении в. Тфан 4150, обходя все жандаpмы с Запада, до шиpокого осыпного гpебня, спускающегося до озеpа Тфангель, 300-400 м 30-35° 0 к/сл (до пеpемычки), далее 400 м 0-10° 0 к/сл, весь участок 30-40 минут. Спуск с гpебня до озеpа Тфангель занимает 30-40 минут. Удобное место для ночевок. Далее по шиpокому гpебню до в.Тфан Зап, около 800 м, 30-35° I к/сл, далее 700 м 0-10° 0 к/сл. От ночевок 2-2,5 часа.

Далее по гpебню в напpавлении в. Куpведаг спуск 5-10° 400 м на небольшую пеpемычку. Место для ночевки. От ночевки тpавеpс по небольшому pебpу до указательного туpа, от него спуск к озеpу Туpфан, 800 м 30° 0 к/сл, 60 минут от ночевок до озеpа. От озеpа пpиспустится вниз по течению pучья и по неяpко выpаженному гpебню, далее по склонам ввеpх к Южному pебpу Куpведаг 40-45° . Осыпь пpисыпанная снегом 800 м I к/сл.Выход к указательному туpу. От озеpа Туpфан 2-3 часа до указательного туpа. Далее по пологому гpебню ввеpх к веpшине обходя некотоpые жандаpмы с запада. От указательного туpа до веpшины 1 час.

Спуск с веpшины по С гpебню

1.Характер маршрута - комбиниpованный
2.Восточный Кавказ,ущелье рек Махмудчай,Тфанчай
3.Тфан Главный,Тфан Западный,Куpведаг - тpавеpс
4.Предполагается 2А к к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 690 м, протяженность - 20 км Протяженность участков II к/сл - 600 м III-IV к/сл - 15 м Средняя крутизна основной части маршрута - 45 градусов
6.Ходовых часов - 16 часов,дней -3
7.Участник - Мамедов Эльчин Солтан оглу
8.Выход - 18.09.95 в. Тфан Главный - 18.09.95 в. Тфан Западный - 19.09.95 в. Куpведаг - 20.09.95 Возвращение - 20 сентября 1995 г.

6. по Северо-Западному склону и Юго-Западному гребню. Комбинированный, 2Б к/сл

Руководителъ Рагимов Э.М. 20.09.94

Фото см. в первом описании

Краткое описание маршрута

От селения Кузун по грунтовой дороге до селения Лаза (около 7 км). Из селения Лаза, по хорошей тропе на левой стороне реки Кусарчай, далее вдоль реки Шахнабад дойти до входа в урочище Шахяйлаг. От селения Кузун 8-9 часов. От входа в урочище двигаться по левой стороне, по ходу движения, реки Шахнабад, далее по левой стороне реки Махмудчай. Дойти до конца травянистых склонов. Удобные ночевки (Нижние Тфанские). От входа в урочище Шахяйлаг до Нижних Тфанских ночевок 2-2,5 часа. От ночевок двигаться по левой стороне реки вверх по ущелью, выйти на присыпанный камнями ледник и дойти по нему до водопада. Есть место для нескольких палаток. От Нижних Тфанских ночевок 40 минут. От водопада обходя слева пологие скалы выйти на слабо выявленную перемычку. От водопада 600 м. Верхние Тфанские ночевки.

От Верхних Тфанских ночевок 2-3 часа. От ночевок в цирке двигаться, по присыпанному камнями леднику, в направлении в. Тфан Гл. 300м 0° . Подойти к открытой части ледника. Начало маршрута. Далее двигаясь в направлении левого ребра, по ходу, в. Тфан Главный, выйти под ранклюфт 150м 20° I к/сл. Пройти ранклюфт по ледовому мосту 15м 60° III-IV к/сл. Страховка через ледобуры. Далее по слабо заснеженному осыпному склону, местами по сильно разрушенным скалам 600м 40-50° II к/сл выйти на гребень. Далее по гребню в направлении в. Тфан СВ перелезая через черный жандарм выход на вершину 400-450м 10° II к/сл местами III к/сл. Страховка одновременная, местами попеременная через выступы. От начала маршрута до вершины 4 часа.

Спуск по пути под'ема

1.Характер маршрута - комбинированный
2.Восточный Кавказ,ущелье реки Махмудчай
3.Тфан Северо-Восточный (Чингиз Мустафаев) по Северо-Западному склону и Юго-Западному гребню
4.Предполагается 2Б к к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 562 м, протяженность - 1500 м Протяженность участков II-III к/сл - 1050 м III-IV к/сл - 15 м Средняя крутизна основной части маршрута - 31 градус
6.Ходовых часов - 4 часа
7.Руководитель - Рагимов Эльман Мубариз оглу Участники - Сингин Дмитрий Геннадиевич - Мамедов Эльчин Солтан оглу
8.Выход - вершина - возвращение - 20 сентября 1994 г.